Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коррекционные занятия для детей с синдромом дефицита внимания

Цели занятия:
Знакомство.
Коррекция ключевых составляющих СДВГ
Задачи:
Объединение участников в группу;
Ознакомление с правилами поведения в группе;
Развитие интереса к совместной деятельности.
Развитие произвольного внимания;
Формирование навыков самоконтроля.
Развитие навыков социальной коммуникации.
«Карусель»
Цель: упражнение на сплочение группы.
Взрослый берет ребенка за руку, и начинает собирать в одну цепочку всех детей, образуя при этом круг.
Взрослый произносит слова:
Слова Движения
Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу чтобы карусель не сломалась. Слова: «Ели-ели-ели-ели завертелись карусели. А потом бегом, бегом побежали, побежали. Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два. Раз-два (пауза). Вот и кончилась игра Карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движений постепенно ускоряется. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз-два» все останавливаются.

“Лови – не лови”
Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в “Съедобное – несъедобное”. Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться “Мебель – не мебель”. Аналогично можно играть в такие варианты, как “Рыба – не рыба”, “Транспорт – не транспорт”, “Летает – не летает” и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!
Примечание. Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.
“Головомяч”
В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. В общем привычная для него импульсивность делу не поможет.
Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых, именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания, конечно, можно, но не очень удобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием “старт” Положите на этой черте карандаш. Задача игроков – взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.
В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.
А напоследок предложите задание посложнее – мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.
Примечание. Если у вашего ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.
“Замри”
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.
Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

Цели занятия:
Сплочение группы;
Коррекция ключевых составляющих СДВГ.
Задачи:
Объединение участников в группу;
Развитие интереса к совместной деятельности;
Развитие произвольного внимания;
Формирование навыков самоконтроля;
Развитие навыков социальной коммуникации.
«Чей голосок?».
Дети садятся полукругом. Ведущий – спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который не оборачиваясь должен назвать того чей голосок он слышал. Сначала дети окликают ведущего своим привычным голосом, а затем можно изменить интонацию.

«Дракон кусает свой хвост».
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – хвост. «Голова» пытается поймать свой «Хвост», остальные дети цепко держатся друг за друга.
«Зоркий Глаз»
Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.
Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
Примечание. Если ваши сын или дочь сумели найти игрушку, то они достойны похвалы. Можно даже сказать им о том, что, родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.

Коррекционные игры для гиперактивных детей

​Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

Игры для развития внимания

Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

Игры, способствующие закреплению умения общаться

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.

Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. См. →

Портал педагога

Автор: Матюнина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ “Немецкая школа № 1212”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: “Игры для терапии гиперактивных детей младшего школьного возраста”
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: начальное образование

Игры для терапии гиперактивных детей

младшего школьного возраста

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все

больше и больше.

Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет

просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует

что он огорчен, устал или «завелся».

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков

невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок –

заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние

между кругами – один-два метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит.

«жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во

время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот,

кто остался бездомным, становится водящим.

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо

детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски,

остальные закрывают глаза, и,открывая их по команде взрослого, говорят, что

изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ»

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.

Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик,

раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас

зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если

ребенок не подключается к разго¬вору, проговорите диалог сами. При этом

(перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в

случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка

здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный

промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить

договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу

плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.

Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из

круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети,

взрослый может попросить детей помочь рыбке.

«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ»

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок- ложится на пол на большой лист бумаги или кусок

обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе

Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить

свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в

определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.?

Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда

твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как

ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся,

что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для

гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера.

Можно их организовать и дома, Такие игры успокаивают ребенка.

тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку

в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в

Цель: Развитие мышечного контроля.

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и

засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические

раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок

коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Цель: Развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое

же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5 – 1

м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар

сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде.

Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок

может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по

комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро

сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по

кругу (или по жела¬нию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: