Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Кризис младшего школьного возраста, или Многие проблемы родом из детства. Каковы особенности детей 6-8 лет?

Младший школьный возраст — интереснейшая пора, которую многие психологи называют «вершинкой детства». Ребенок еще сохраняет многие детские черты, такие как непосредственность и легкомыслие, но стремительно меняются ценности и интересы. Самое главное — меняется логика мышления ребенка. Кризис младшего школьного возраста формирует осознание своего «социального Я». И все негативные выводы, установки, сформировавшиеся особенности взаимоотношений не пройдут бесследно, а могут определять все дальнейшее поведение человека.

Принято было считать, что младший школьный возраст находится в возрастных пределах от 7 до 11 лет. Кризис его приходился на возраст 7 лет и многими педагогами приравнивался к понятию готовности ребенка к школе. Однако практика настоящих лет показывает, что лишь немногие дети идут в школу в полных семь лет, следовательно, и кризис в полной мере может проявляться уже в шесть. Есть и другой вариант: обучение в школе не связано в первый год с настоящей интеграцией в среду. Поэтому, настоящие признаки кризиса можно заметить, скажем, в восемь лет.

Можно выделить несколько внутренних изменений у ребенка, которые говорят о становлении упомянутого «социального Я»:

Игра отходит на второстепенный план

Нет, безусловно, младший школьник увлеченно играет. Кстати, играть он будет еще не один год. Просто меняется само отношение к игре. Очень часто такие игры несут в себе нечто большее:

  • пробу своих организаторских способностей;
  • борьбу за лидерство;
  • выявление «слабого звена» в классе.

Поэтому, важно обращать внимание на подобное поведение детей. Определенного ребенка несколько раз попробовали исключить из игры. Возможно, это претендент на «изгоя» или «козла отпущения» в классе. Что делать?

  • Важно пресекать подобные моменты. Авторитетный учитель стремится вводить такого ребенка в игровой круг.
  • Однако, не просто так: главным должен стать принцип единства класса. Мы вместе — мы сила. Если кто-то «выпал», нас меньше, и мы уязвимей.

Здесь же стоит обращать внимание на слишком агрессивное поведение в игре, стремление добиться своего любой ценой. Как правило, такое поведение подкрепляется отношением в семье. А значит, от этого ребенка стоит ожидать еще много сюрпризов поведения. Чтобы расставить все точки над i, с таким ребенком важно поработать школьному психологу: проективные методики легко проясняют ситуацию в семье. Плохо, что с родителями работа складывается, как правило, тяжело. Тем не менее, это повод учителю внутренне настроить себя на то, что многие нормы и правила придется внушать такому ребенку самостоятельно.

Переоценка ценностей

Для ребенка важным становится то, что ранее вообще не имело никакого значения. Например:

  • оценки в школе;
  • отношение к нему определенных людей, одноклассников;
  • поощрение и похвала учителя.

Здесь очень важно дозировать негатив. Безусловно, когда в классе более тридцати маленьких личностей, и каждый, как говорится, кто в лес, кто по дрова, сложно оставаться холоднокровным и спокойным к концу занятий. Тем более обидно, когда на задачу, которую еще вчера все решали, сегодня смотрят так, как будто первый раз ее видят. Но, это свойственно детям этого возраста. Было интересно — помнили, перестало быть интересно — забыли. Так что здесь главный совет педагогу: почаще глубоко дышать и не расстраиваться.

Более тяжелая ситуация складывается в тех коллективах, где ценностями становятся материальные блага: хорошие телефоны, ноутбуки, поездки за границу… Причем, если в небольших населенных пунктах это сводится к понятию «есть-нет», то в отдельных школах это перерастает в «гонку вооружений» самыми топовыми и дорогостоящими моделями.

Многое зависит от политики учебного заведения. Нужно минимизировать такое соперничество еще в первом классе. Психологу можно подготовить лекцию, где должен прозвучать четкий пункт: если родители участвуют в показной гонке за сокровищами и статусом — это психологическая проблема родителей, которой не место в стенах школы. Хотя, чего уж греха таить, в данный период функционируют множество школ, где такое поведение скорее норма, чем исключение. И это ни у кого не вызывает негативных эмоций, потому как весь родительско-ученический коллектив такой. Так что последнее слово здесь, конечно, за администрацией. А непосредственно учителей и психолога должна волновать лишь крайне выраженная болезненная реакция ребенка на подобные явления.

Изменение эмоциональной сферы

Ребенок младшего школьного возраста на все склонен реагировать слишком эмоционально. Главными поведенческими реакциями могут быть:

  • манерность;
  • кривляние;
  • подчеркнутая искусственность действий;
  • аффективные приступы;
  • агрессия;
  • истерика.

Да, это может быть плач. Но этот плач имеет совсем другой характер. Часто ребенок становится нервозными и с высоким уровнем тревожности период кризиса младшего школьного возраста, а в дошкольном возрасте у ребенка такие особенности не наблюдались.

Важно правильно трактовать подобные «выходки». Как на это реагировать? Спокойно. Главное, чтобы таким поведением не достигался результат. Иначе желание впадать в истерики, кривляться или вступать в аффективные конфликты для достижения своей цели станет привычным поведением во взрослой жизни. А если цель таким поведением не достигнута, значит, не стоит его повторять. Ведь ребенок в этом возрасте учится оценивать результат своих действий.

Что можно сказать, подводя итог. Кризис младшего школьного возраста — важный и судьбоносный этап становления маленького человека. Он может наложить отпечаток на способность взаимоотношения в коллективах на протяжении всей жизни. В этот период может сформироваться стойкие поведенческие линии: склонность к истерическим приступам, аффективному поведению при решении конфликта, или, наоборот, умение работать в команде, адекватно оценивать свое поведение и т.д. Педагогическому коллективу и школьному психологу стоит приложить все усилия, чтобы дети преодолели этот кризис и приобрели нужные навыки и знания.

Об авторе: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, практикующий психолог.

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

§ 1. КРИЗИС 7 ЛЕТ.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом на чале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: