Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Кризис младшего школьного возраста

Основным фактором, влияющим на поведение младшего школьника, является то, что он попадает в сложную ситуацию выбора, которая влечёт за собой возникновение противоречий. Как это происходит? В дошкольном возрасте ребёнок привык, что его любят просто за то, что он есть у родителей. Входя же в школьную жизнь, эта данность теряет свою актуальность и ценность. Он начинает ощущать, что к нему стали предъявляться определённые требования, даются оценки его поступкам и делам, но порой окружающие люди используют разные подходы. Поэтому ребёнку необходимо выполнить сложную миссию существования в трёх параллельных мирах: в семье, в школе, в компании сверстников (во дворе или на секции). И эти три мира порой предъявляют совершенно разные требования, что подразумевает изменение форм поведения. Как следствие, возникают полярные тактики поведения, приспособление, обман, а после чего и забывчивость, потому что в голове очень много легенд для разных представителей социума.

Рассмотрим характерные особенности поведения детей для того, чтобы понимать факторы влияния и подбирать способы правильного реагирования.

  1. Младший школьный возраст учёные называют вершиной детства, так как ребёнок сохраняет еще много детских качеств, таких как легкомыслие, наивность, безотчётность своим действиям и поступкам, взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в общении, поведении, у него появляется логика мышления, свои ценности и установки.
  2. Учение становится ведущим видом деятельности, значимым звеном жизнедеятельности, потому что в школе ребёнок получает не только знания и умения, но и приобретает социальный статус. Тем самым, происходит процесс самоидентичности и самоутверждения в обществе (Кто Я? На что способен? Что могу, а что – нет? Чем я отличаюсь от других? Это хорошо или плохо для меня? Как меня принимают или почему не принимают? и т. д.).
  3. Начинают очень явно проявляться склонности и способности, одарённость к чему-либо, проясняются хобби.
  4. Во внеурочное время игры по-прежнему доставляют радость, но они значительно видоизменяются по содержанию, а их время сокращается. Чувства, которые возникают в процессе игры, также приобретают иную окраску и глубину. Например, активная интеллектуальная деятельность на уроке и привычка к волевым усилиям при выполнении домашнего задания побуждают интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм, которые привносят элемент соревнования, требуют смекалки и формируют дух соперничества со сверстниками.
  5. Продолжают развиваться и сюжетно-ролевые игры, которые отражают наблюдаемую современную действительность, дают возможность создать иное пространство для уединения и обмена информацией (сюжеты из компьютерных трансформационных игр и фильмов, постройка и обыгрывание домиков / шалашей из подручного материала, походы на заброшенные строения и гаражные постройки, примерки из маминого шкафа взрослых вещей и аксессуаров, проба «взрослых игрушек»). Игра приобретает функцию микромира для ребёнка, где он может для себя придумать свой образ взрослого и обыграть его. В этом случае необходимо понимать, что образы могут быть не только разными, но и асоциальными. Главная возможность, которая даётся в игре – это «поднятие вверх», т. е. «как будто бы я вырос!». А, значит, ребёнок может себя «понарошку» почувствовать сильнее, умнее, круче, храбрее, смелее, находчивее и т. д., чем в реальной жизни. Здесь нужно понимать – к чему он стремится, кому хочет подражать, так как идеалы могут быть и опасными для развития младшего школьника.
  6. В этом возрасте дети любят друзей, но не выделяют никого в особенности и по отдельности. Очень привлекают домашние животные и игры с ними, однако, взять на себя ответственность ухода за ними дети пока ещё не могут, только под присмотром и указаниями родителей.
  7. Характерной особенностью младших школьников (особенно с 9-10 лет) является «негативная» этика, которая опережает позитивную. К примеру, им проще сказать то, что не следует делать, чем принять решение сделать что-то дельное. Могут они отрицать с умным видом мнение взрослых, так как не любят «проповедей», «нравоучений», «нотаций». Делают вид, что слушают, а на самом деле блокируют информацию. Если попросить пересказать то, что только что ему вкладывал в голову, то не промолвит ни слова или скажет, например: «Я что-то уже забыл!». Можно отметить и то, что манеры поведения за столом в данном возрасте нельзя считать изысканными.
  8. Физический облик девочек и мальчиков значительно отличается друг от друга. У девочек наблюдается бурное созревание и психическое развитие, в т. ч. гормональные изменения. Они округляются и становятся значительно крупнее. В этот же период они начинают привлекать на себя внимание со стороны мальчиков, но стимулируют их «глупыми» способами – стукают, жалуются без причины или наговаривают взрослым степень вины, провоцируют на конфликт. У мальчиков, напротив, созревание идёт более медленными темпами, они ещё пока больше балуются и играют во взрослых – очень любят рассказывать анекдоты, истории, смотреть картинки, связанными с половыми отношениями. Но порой не понимают смысла того, что с пафосом демонстрируют другим. Девочек же смущает данная тема, хотя они хотят её понять, действуя скрытно, чтобы их никто не видел.
  9. К сожалению, детям данного возраста свойственны хамство, грубость, пререкание с родителями и даже агрессия, тем самым, они показывают свою значимость перед ними, потому что по-другому просто не умеют демонстрировать свою «взрослость», у них недостаточно жизненного опыта.

Правила общения с ребёнком, испытывающим кризис младшего школьного возраста:

  1. Необходимо установить чёткие и понятные границы, обязанности и ответственность за свои поступки каждому члену семьи для того, чтобы ребёнок понимал, что правила действуют не только для него одного. Лучше всего работает техника договора, которая составляется совместно всеми членами семьи в вечернее время за «круглым столом», записывается на бумаге (все права и обязанности, а также штрафные санкции) и вывешивается на видном месте. К штрафам относятся трудовые поручения по дому за других членов семьи, лишение развлечений. Главное в этом деле реалистичность и обоюдное согласие всех членов семьи.
  2. Важно соблюдать баланс любви и требовательности: не сажать ребёнка себе на голову или, наоборот, не критиковать его личность, а спокойно обозначать свою позицию и стоять на своем. Если он провинился, то оценивать только его поведение или плохой поступок с разъяснением того, что недопустимо, но ни в коем случае не переходить на высмеивание или издевательство, унижение или обзывание. Это только усугубит ситуацию и ваш сын или дочь отдалятся от вас, если не навсегда, то точно надолго.
  3. Учите ребёнка брать на себя ответственность за свои поступки и принимать самостоятельные решения. Это путь к осознанной взрослости и подготовка к дальнейшей жизни. «Я думала, что ты справишься, но ты всю неделю ложилась под утро и недостаточно хорошо учила уроки, а, значит, мне придется самой тебя укладывать, будить, напоминать обо всём, как маленькой! Но я верю, что ты всё обдумаешь и, мы снова попробуем!» – вот пример правильного тона и оборота речи адекватного родителя. Тем самым, вы вручаете своему ребёнку самостоятельность, но можете забрать её, объясняя, что видимо он недостаточно ещё повзрослел.
  4. В случае конфликта с ребёнком не нужно «выключаться» (выходить из комнаты, хлопать дверями, говорить: «Что же из тебя вырастет?!»), а просто молча продолжить заниматься своими домашними делами. Вашему сыну или дочери полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что прав, но отказывается от борьбы, который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». Это означает, что взрослый не воюет, а пытается мудро отпустить ситуацию, но только на время, чтобы все успокоились и со свежими мыслями продолжили разговор.
  5. В неординарных ситуациях попробуйте удивлять. Скажите, сделайте или попросите о чем-то совершенно не так, как предвидел бы ваше поведение ребёнок. Будьте непривычны и непредсказуемы. Имейте в своём арсенале шутки, ироничные высказывания, афоризмы, фразы из фильмов и мультфильмов, короткие песенные строки.
  6. Применяйте использование запретов только в критических случаях (вовлечение в асоциальные группы или в секту, сигареты, разговоры о суициде), но в этом случае нужно предлагать альтернативу, вместе увлечься чем-то современным и актуальным для молодежной субкультуры.
  7. Станьте сыну или дочке, прежде всего, другом! Обсуждайте планы, интересные ситуации из жизни, делитесь информацией, попробуйте поболтать на позитивные моменты жизни. А если хотите быть на одной волне, то просто чаще слушайте, а не только говорите сами.

Желаю Вам успехов в воспитании детей и гармонии в отношениях! Будьте по-своему счастливы!

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

В жизни человека — и ребенка, и взрослого — периодически случаются кризисы. Кризис – слово с негативным оттенком, но пугаться его не нужно. Это скачок роста и переход на новый, более высокий этап развития личности.

Кризис 7 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он связан с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать.

Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе.

Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Какие основные моменты о кризисе 7 лет и следующем за ним возрастном этапе следует знать родителям?

Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если вы негативно относитесь к школе, не ждите восторгов и от ребенка. Паникуете? Относитесь к заданиям с раздражением? Сетуете, что программа такая сложная, а детей нынче «мучают», «все не так, как раньше»? Не удивляйтесь, что очень скоро ребенок будет рассуждать точно так же. Уважительно отзывайтесь об учителях, не произносите что-то вроде: «Да там одни недоучки!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играет авторитет и личность учителя. Помогите учителю обучать вашего ребенка. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем в дальнейшем ему будет проще принимать правила общества, в котором ему жить.

Разглядите за фантазиями реального человечка. Не пытайтесь переделать ребенка и подогнать его под некий идеальный образ. Ребенок только сел за парту, а родитель уже буйно фантазирует, как чадо растет отличником, в голове рисуются идиллические картинки прилежного ребенка, который гениально схватывает все на лету, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, а затем становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю – ведь это только благодаря вашему воспитанию вырос гений! На самом же деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но далеко не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, без фанатизма собирается в школу. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей – как родителей, так и детей – не существует.

Интересоваться школьной жизнью или оценками?

Многие родители зацикливаются на оценках и стандартных общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «о деле». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на перемене. На кого похожа учительница из сказочных героев, с кем ребенок сидит, а какие пеналы у других детей. Расскажите что-то из своей школьной жизни, покажите свои фотографии. Лучше, если рассказ будет не с моралью и не вымышленный, а искренний рассказ о реальных событиях. Внимательно слушайте и взаимно делитесь переживаниями.

Любите ребенка таким, какой он есть

В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В ваших силах помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы – залог счастливой жизни. Если вы будете огорчаться из-за неуспеваемости, постоянно таскать ребенка в различные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т.п., у ребенка может сложиться ощущение, что его будут любить только тогда, когда он получает хорошие оценки и хорошо себя ведет, словом, тогда, когда он успешен. Но любовь не может быть за что-то, она безусловна. Для ребенка важнее всего не многочисленный багаж знаний и хорошие оценки, а принятие его полностью – в минуты радости и горести, непослушания и кривляния, полное принятие. Уверенность в том, что он любим всегда, вне зависимости от поведения и настроения.

Удачи вам в нелегком деле — воспитании здоровых и счастливых людей!

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

§ 1. КРИЗИС 7 ЛЕТ.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом на чале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Кризис 7 лет

В этой работе нам будет необходимо отметить момент перехода из дошкольного в младший школьный возраст. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».[2]

Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Комплекс готовности к школьному обучению свидетельствует о том, что задача предыдущего этапа в развитии завершена, социальная ситуация познания взрослого мира через проигрывания ролей, действие «понарошку» начинает разрушаться. Ребенок готов к реальному самостоятельному действию в реальном мире, где он будет продолжать познание, но уже по-настоящему, являясь субъектом познания. Позиция школьника уже сформирована, есть потребность в обучении, но даже придя в школу, ребенок не сразу включается в процесс освоения новых знаний, для субъективации новой позиции необходимо время, новая система отношений. Итак, социальная ситуация, говоря словами Л.С. Выготского, взрывается изнутри, возникают условия для создания новой системы отношений, начинается очередной возрастной кризис.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через этот кризис. По описанию Л.С. Выготского, это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого – манерничанье и кривлянье. Поведение ребенка перестает быть по-детски непосредственным, ребенок подчеркнуто демонстративен в проявлениях. Этому способствует так называемое обобщенное переживание, которое накладывается на ситуативные впечатления. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Итак, это кризис саморегуляции, напоминающий в некотором смысле кризис одного года (в том смысле, что кардинально перестраивается привычная система регуляции). Теперь ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на недостаточное внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим повышенные нормы и требования. Для ребенка распадается единство аффекта и мышления, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок еще не достаточно владеет своими чувствами. Просто дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базовая потребность – уважение. Любой младший школьник претендует на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний – влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.

Такие внешние кризисные особенности детей, как кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст – младший школьный.

Кризис младшего школьного возраста, или Многие проблемы родом из детства. Каковы особенности детей 6-8 лет?

Младший школьный возраст — интереснейшая пора, которую многие психологи называют «вершинкой детства». Ребенок еще сохраняет многие детские черты, такие как непосредственность и легкомыслие, но стремительно меняются ценности и интересы. Самое главное — меняется логика мышления ребенка. Кризис младшего школьного возраста формирует осознание своего «социального Я». И все негативные выводы, установки, сформировавшиеся особенности взаимоотношений не пройдут бесследно, а могут определять все дальнейшее поведение человека.

Принято было считать, что младший школьный возраст находится в возрастных пределах от 7 до 11 лет. Кризис его приходился на возраст 7 лет и многими педагогами приравнивался к понятию готовности ребенка к школе. Однако практика настоящих лет показывает, что лишь немногие дети идут в школу в полных семь лет, следовательно, и кризис в полной мере может проявляться уже в шесть. Есть и другой вариант: обучение в школе не связано в первый год с настоящей интеграцией в среду. Поэтому, настоящие признаки кризиса можно заметить, скажем, в восемь лет.

Можно выделить несколько внутренних изменений у ребенка, которые говорят о становлении упомянутого «социального Я»:

Игра отходит на второстепенный план

Нет, безусловно, младший школьник увлеченно играет. Кстати, играть он будет еще не один год. Просто меняется само отношение к игре. Очень часто такие игры несут в себе нечто большее:

  • пробу своих организаторских способностей;
  • борьбу за лидерство;
  • выявление «слабого звена» в классе.

Поэтому, важно обращать внимание на подобное поведение детей. Определенного ребенка несколько раз попробовали исключить из игры. Возможно, это претендент на «изгоя» или «козла отпущения» в классе. Что делать?

  • Важно пресекать подобные моменты. Авторитетный учитель стремится вводить такого ребенка в игровой круг.
  • Однако, не просто так: главным должен стать принцип единства класса. Мы вместе — мы сила. Если кто-то «выпал», нас меньше, и мы уязвимей.

Здесь же стоит обращать внимание на слишком агрессивное поведение в игре, стремление добиться своего любой ценой. Как правило, такое поведение подкрепляется отношением в семье. А значит, от этого ребенка стоит ожидать еще много сюрпризов поведения. Чтобы расставить все точки над i, с таким ребенком важно поработать школьному психологу: проективные методики легко проясняют ситуацию в семье. Плохо, что с родителями работа складывается, как правило, тяжело. Тем не менее, это повод учителю внутренне настроить себя на то, что многие нормы и правила придется внушать такому ребенку самостоятельно.

Переоценка ценностей

Для ребенка важным становится то, что ранее вообще не имело никакого значения. Например:

  • оценки в школе;
  • отношение к нему определенных людей, одноклассников;
  • поощрение и похвала учителя.

Здесь очень важно дозировать негатив. Безусловно, когда в классе более тридцати маленьких личностей, и каждый, как говорится, кто в лес, кто по дрова, сложно оставаться холоднокровным и спокойным к концу занятий. Тем более обидно, когда на задачу, которую еще вчера все решали, сегодня смотрят так, как будто первый раз ее видят. Но, это свойственно детям этого возраста. Было интересно — помнили, перестало быть интересно — забыли. Так что здесь главный совет педагогу: почаще глубоко дышать и не расстраиваться.

Более тяжелая ситуация складывается в тех коллективах, где ценностями становятся материальные блага: хорошие телефоны, ноутбуки, поездки за границу… Причем, если в небольших населенных пунктах это сводится к понятию «есть-нет», то в отдельных школах это перерастает в «гонку вооружений» самыми топовыми и дорогостоящими моделями.

Многое зависит от политики учебного заведения. Нужно минимизировать такое соперничество еще в первом классе. Психологу можно подготовить лекцию, где должен прозвучать четкий пункт: если родители участвуют в показной гонке за сокровищами и статусом — это психологическая проблема родителей, которой не место в стенах школы. Хотя, чего уж греха таить, в данный период функционируют множество школ, где такое поведение скорее норма, чем исключение. И это ни у кого не вызывает негативных эмоций, потому как весь родительско-ученический коллектив такой. Так что последнее слово здесь, конечно, за администрацией. А непосредственно учителей и психолога должна волновать лишь крайне выраженная болезненная реакция ребенка на подобные явления.

Изменение эмоциональной сферы

Ребенок младшего школьного возраста на все склонен реагировать слишком эмоционально. Главными поведенческими реакциями могут быть:

  • манерность;
  • кривляние;
  • подчеркнутая искусственность действий;
  • аффективные приступы;
  • агрессия;
  • истерика.

Да, это может быть плач. Но этот плач имеет совсем другой характер. Часто ребенок становится нервозными и с высоким уровнем тревожности период кризиса младшего школьного возраста, а в дошкольном возрасте у ребенка такие особенности не наблюдались.

Важно правильно трактовать подобные «выходки». Как на это реагировать? Спокойно. Главное, чтобы таким поведением не достигался результат. Иначе желание впадать в истерики, кривляться или вступать в аффективные конфликты для достижения своей цели станет привычным поведением во взрослой жизни. А если цель таким поведением не достигнута, значит, не стоит его повторять. Ведь ребенок в этом возрасте учится оценивать результат своих действий.

Что можно сказать, подводя итог. Кризис младшего школьного возраста — важный и судьбоносный этап становления маленького человека. Он может наложить отпечаток на способность взаимоотношения в коллективах на протяжении всей жизни. В этот период может сформироваться стойкие поведенческие линии: склонность к истерическим приступам, аффективному поведению при решении конфликта, или, наоборот, умение работать в команде, адекватно оценивать свое поведение и т.д. Педагогическому коллективу и школьному психологу стоит приложить все усилия, чтобы дети преодолели этот кризис и приобрели нужные навыки и знания.

Об авторе: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, практикующий психолог.

Младший школьный возраст. Кризис 7 лет

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недовольства и высокой требовательности. И, наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи — результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: «четверка» для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка — его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Психологические особенности кризиса 7 лет

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет.

Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга.

Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.

Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу.

Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент.

Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость, дети к б—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни.

Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества.

С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я.

Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.

Однако некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из детского сада, желая по-прежнему оставаться маленькими и беззащитными.

Почему же это происходит? С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка.

Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней.

Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей.

Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу: Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!

Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш лучше всех.

При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа.

Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку.

Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным.

В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.

С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным.

Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня.

В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.

Самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.

Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу.

Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности.

Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим.

Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.

Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.

Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.

Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.

С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).

Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Психологические особенности кризиса 7 лет (стр. 1 из 2)

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики дошкольного образования

Контрольная работа по детской психологии

Тема : Кризис семи лет

студентка группы Д- 34

2. Зачем ребенку кризис?

3. Содержание кризиса 7 лет

4. Разрешение кризиса

6. Список литературы

Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.

По мнению Л.И. Божович – сознание своего Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего хотят и к чему стремятся. В результате игра, которая на протяжении всего возраста заполняла жизнь ребенка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых , к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис семи лет.

Зачем ребенку кризис?

Развитие ребенка всегда происходит через определенные стадии или периоды. Исследователями детского мира придумано множество возрастных периодизаций, например :

ПериодВозраст
Перинатальный Новорожденный Младенческий Ранний детский возраст Преддошкольный возраст Дошкольный Младший школьный возр. Подростковый возраст Возраст ранней юностидо рождения до 10 дней до года от года до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 6-7 лет от 6-7 до 10 лет от 10 до 14-15 лет от 14-15 до 16-17 лет

Через эти этапы проходит каждый ребенок. Полноценное проживание каждого возрастного периода подготовит юного человека к восхождению на следующую ступеньку. По этой лестнице он поднимается вверх. На каждой новой ступеньке :

– ребенок по-новому , иначе чем на предыдущей, воспринимает и осознает мир самого себя;

– у него появляются новые возможности и новые потребности;

– его ждет новое главное задание(«центральная задача возраста»). И прежде чем отправиться дальше вверх, он должен ее решить. Если задача не решена вовремя, ребенку будет сложнее идти дальше.

На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребенка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно. Но начинается и заканчивается каждый из периодов возрастным кризисом.

Возрастной кризис – нормальный период от одной стадии развития к другой. В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребенка и его положение в системе общественных отношений (семья, школа и т.д.). Зачем ребенку кризис? Затем , что он дает ребенку новый жизненный опыт и новые переживания, ребенок пробует свои новые способности. Во время кризиса симптомы эмоциональной возбудимости, непоседливости – нормальное явление для ребенка.

Содержание кризиса 7 лет

Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка : он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения( особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований). За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать , пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.

Черты опосредствованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.

Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое , более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка : к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализации, – учению.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

Разрешение кризиса 7 лет

У детей , готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.

Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение.

Кризис 7 лет и новообразования дошкольного возраста

Новообразования дошкольного возраста

В настоящее время специалисты рассматривают такое понятие, как новообразования дошкольного возраста. Так, Д.Б. Эльконин выделяет среди них следующие:

  • Возникновение первого схематичного абриса детского мировоззрения. Ребенку сложно жить в беспорядке, ему необходимо все упорядочить, увидеть закономерности отношений. В определенный момент у дошкольника значительно обостряется познавательный интерес, он задает всем уйму вопросов. Такова особенность детского развития. Поэтому взрослым необходимо понимать это, не раздражаться и не отмахиваться от своего ребенка, а отвечать на все вопросы.
  • Появление первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что такое хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением таких этических норм происходит и эстетическое развитие. Хоть взаимосвязь этического и эстетического еще наивна, исходит из обобщенного представления «Красивое не может быть плохим». Появляются соподчинения мотивов, формируется их индивидуальная иерархия. Они формируют настойчивость и умение преодолевать трудности. У дошкольника возникает чувство долга перед товарищами.
  • Формирование произвольности поведения. Речь идет про поведение, опосредованное определенным представлением. Эльконин утверждает, что в дошкольном возрасте образ, ориентирующий поведение, изначально существует в конкретной наглядной форме. Однако, потом он становится более обобщенным, выступает в форме правил или определенных норм. У ребенка возникает стремление управлять собой, собственными поступками.

До конца дошкольного возраста игровая деятельность исчерпывает себя. Ребенку хочется занять престижное место в общей системе социальных отношений. Ему интересна общественно значимая, общественно оцениваемая деятельность. Он желает вступать в межличностные отношения на серьезной основе. Но при повышенной познавательной потребности такое стремление может привести к кризису семи лет. Его результатом становится формирование определенной «внутренней позиции школьника».

Признаки кризиса семи лет

На сегодняшний день специалисты выделяют несколько признаков кризиса семилетнего возраста. В их числе:

  • потеря непосредственности. Между появлением желания и осуществлением действия у ребенка включается предварительное обдумывание, какое же значение это действие будет иметь, к чему приведет. Внутренние переживания могут не совпадать. У ребенка возникают тайны, он скрывает что-то от взрослых, причем продуманно и сознательно используя ложь в собственных целях;
  • кривление. Ребенок себя неестественно ведет. Он может ходить вычурной походкой, строить из себя умного, говорить необычным голосом. Ребенок ищет аргументы, почему не обязан делать того, что взрослые. Он озвучивает все капризным тоном;
  • симптом «горькой конфеты». Мотив соблюдения общепринятых правил становится доминирующим по сравнению с мотивом получения удовольствия. Ребенок не радуется вознаграждению, которое получает при нарушении правил.

Появление таких признаков приводит к трудностям в общении. Основой проблемы считается возникновение внутренней жизни ребенка. Это важный момент, который зависит от его личных переживаний. Внутренняя жизнь переходит во внешнюю не полностью. Ребенок начинает сначала думать, а затем действовать.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство с младшим школьным возрастом. По мнению Выготского Л. С., между желанием сделать что-либо и самой деятельностью зачастую возникает новый момент: ориентировка на то, что принесет осуществление деятельности.

Ребенок задумывается о самом смысле деятельности. Ему интересно получение удовлетворения, либо наоборот неудовлетворения от того, какое же место он займет в отношениях со взрослыми. Таким образом, возникает особая эмоционально-смысловая ориентация первоосновы поступка. Эльконин Д.Б. считал, что в этом случае появляется ориентир на смысл поступка и ребенок переходит в новый возраст.

Фазы кризиса семилетнего возраста

Течение кризиса зависит от того, как пересечется во времени наступление кризиса с поступлением ребенка в школу. Если ребенок приходит в учебное заведение уже после наступления этого самого кризиса, ему предстоит пройти через определенные фазы. В их числе докритическая, критическая и посткритическая.

  1. В первой фазе ребенка не интересуют игры, как раньше. Они отходят на второй план. Малыш вносит изменения в игру. У него появляется стремление к более значимой, продуктивной деятельности, оцениваемой взрослыми. Проявляется субъективное желание быть старше.
  2. На второй фазе ребенок готов к обучению. Причем, как субъективно, так и объективно. Но вот формальный переход, как правило, запаздывает. Тогда у ребенка возникает неудовлетворенность собственным положением. Он испытывает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, которая, прежде всего, ориентирована на родителей.
  3. На третьей, посткритической фазе, эмоциональное состояние уже стабилизируется. Это происходит, когда ребенок приходит непосредственно в школу. Его внутренний комфорт восстанавливается.

Но если дети пришли в школу до того, как проявился кризис семи лет, их ожидают три другие фазы. На первой ребенка занимается именно игра. Она становится его ведущей деятельностью. Возникают лишь субъективные предпосылки для обучения, но вот объективные еще не сформированы.

На второй фазе ребенок играет как на уроках, так и дома. Это приводит к проблемам в поведении, а также в учебе. Ребенок неудовлетворен собственным общественным положением, ему не дает покоя эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика проявляется в поведении. Она направлена как против родителей, так и против учителей.

В третьей фазе ребенку приходится осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Причем, все это происходит на равных условиях, буквально параллельно. Если ребенку это удается, негативная симптоматика сглаживается, восстанавливается эмоционально-личностный комфорт. В противном случае негативные процессы, которые присущи второй фазе, усиливаются.

Однако специалисты сходятся во мнении, что отставание по учебе у детей, пришедших в школу слишком рано, может возникать как в первом, так и в последующих классах. Это чревато общей стойкой неуспеваемостью ребенка.

Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Кризис 7 лет.

У дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже много достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Комплекс готовности к школьному обучению свидетельствует о том, что задача предыдущего этапа в развитии завершена, социальная ситуация познания взрослого мира через проигрывания ролей, действие «понарошку» начинает разрушаться. Ребенок готов к реальному самостоятельному действию в реальном мире, где он будет продолжать познание, но уже по-настоящему, являясь субъектом познания. Позиция школьника уже сформирована, есть потребность в обучении, но даже придя в школу, ребенок не сразу включается в процесс освоения новых знаний, для субъективации новой позиции необходимо время, новая система отношений. Итак, социальная ситуация, говоря словами Л.С. Выготского, взрывается изнутри, возникают условия для создания новой системы отношений, начинается очередной возрастной кризис.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через этот кризис. По описанию Л.С. Выготского, это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого – манерничанье и кривлянье. Поведение ребенка перестает быть по-детски непосредственным, ребенок подчеркнуто демонстративен в проявлениях. Этому способствует так называемое обобщенное переживание, которое накладывается на ситуативные впечатления. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Итак, это кризис саморегуляции, напоминающий в некотором смысле кризис одного года (в том смысле, что кардинально перестраивается привычная система регуляции). Теперь ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на недостаточное внимание к себе. С

одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, – кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим повышенные нормы и требования. Для ребенка распадается единство аффекта и мышления, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок еще не достаточно владеет своими чувствами. Просто дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник претендует на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний – влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.

Такие внешние кризисные особенности детей, как кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст – младший дошкольный.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: