Личный пример: ваша тактика воспитания?

Личный пример: ваша тактика воспитания?

Консультация для родителей “Личный пример родителя – самая эффективная форма воспитания”

Консультация для родителей

“Личный пример родителя – самая эффективная форма воспитания”

Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. Наши дети – наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее, и плохое. Как писал по этому поводу : “Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо. “

Первым университетом жизни для ребенка является та семья, в которой родился ребенок. Мы не можем ждать, чтобы губка впитала в себя воду, если мы положим ее в уксус. Она может впитать только то, что окружает ее. Если поместить губку в воду, она впитает воду. Также и дети “впитывают” то, что находится в их окружении. Они воспринимают настроение и наблюдают за тем, что делается вокруг них, вбирая все это, как губка.

Чем объясняется воспитательная сила примера? Почему дети живо воспринимают примеры поведения других людей и следуют им? Ребенок в раннем возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. В раннем возрасте ребенок подражает, не отдавая себе в этом отчета.

Большое значение личного примера родителей в воспитании обусловливается во многом особенностями детского мышления. Мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста отличается конкретностью, поэтому они склонны подчиняться скорее примерам, чем правилам. У них надолго сохраняется в памяти представление о тех поступках или действиях, которые они наблюдают непосредственно своими глазами.

Дети беспрекословно верят своим родителям, ведь они – лучшие люди в мире. Но иногда родители поступают неправильно, несправедливо, совершенно не так, как учат своих детей. Помните, дети смотрят на вас и подражают вашим поступкам. Дети усваивают тон и манеру разговора взрослых: крикливую или спокойную, вежливую или пересыпанную оскорбительными выражениями. Если малыш грубит взрослым – не стоит удивляться! Обратите внимание на свои ошибки в общении: модель поведения с людьми ребенок копирует именно с вас. Спросите себя: выполнения каких норм ждете вы от вашего ребенка? За что выступает Ваша семья? Какой пример Вы даете вашему ребенку? Выражаете Вы часто недовольство, ругаетесь, критикуете других и останавливаетесь на негативных мыслях? Вы хотите, чтобы Ваши дети были такими? Или Вы имеете в вашей семье высокие нормы, живете сами соответственно этим нормам и ждете этого от ваших детей? Понимают ли они, что людям, которые принадлежат к этой семье, необходимо соответствовать Вашим требованиям, и отдельные поступки и взгляды нежелательны?

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Если отец и мать хотят, чтобы их дети росли трудолюбивыми, Организованными, честными чтобы они уважали старших, то должны позаботиться, чтобы в семье дети видели проявление этих черт и качеств в характере и поведении своих родителей.

Также, задача обоих родителей заключается в том, чтобы создать в семье атмосферу любви. Дети чувствуют ваше настроение и чувствуют, существует ли какое-то нервное напряжение, или же спокойная, мирная атмосфера. В этом отношении их можно сравнить с барометрами. Когда дети чувствуют, что папа любит маму, а мама папу, они не будут прятать свою неуверенность и ошибки от страха говорить об этом с родителями. Они знают, что с родителями можно поговорить, что они понимают их и все дела обсуждаются с любовью и уважением. Благодаря сердечной привязанности родителей дети растут и формируются в духовном отношении.

Дети хотят быть уверенными в своей принадлежности к Семье. Давайте им возможность чувствовать ваше признание и одобрение, отвечающие семейным нормам. Люди склонны делать то, чего от них ждут. Если Вы считаете ребенка плохим, то он подтвердит, что Вы правы. Даете ли Вы шанс ребенку еще раз быть добрым, и этим вы поможете ребенку быть добрым.

О людях судят скорее по делам, чем по словам. Так и дети обращают внимание на слова, как на действия, и они сразу замечают их лицемерие. Если родители не уважают друг друга, то как они могут надеяться, чтобы их ребенок учился уважению? Если ребенок ни от отца, ни от матери не видит покорности, смирения, кротости, то как он будет подчиняться родителям? Ребенок может подумать, что все, что делают родители, правильно, даже если их поступки проявляют несовершенство и являются неправильными.

А еще дети нуждаются в границах, границах поведения. Без границ они чувствуют себя дискомфортно. Имея границы в поведении и придерживаясь их, дети чувствуют себя частью группы. Чрезмерная снисходительность взрослых заставляет ребенка принадлежать самому себе. Дети любят знать, на что они могут рассчитывать, и когда родители справедливо, но решительно отчитывают их за плохие поступки, у детей возникает чувство постоянства и защиты.

Со стороны родителей требуется решимость оставаться твердыми, когда ребенок просто не хочет слушаться родительского наказа. Некоторые родители в таких случаяхвступают в переговоры с ребенком и прибегают к подкупу, чтобы ребенок сделал то, чего они требовали. Это неправильно. Только если Вы настаиваете на своих правилах и приказах, Вы можете ждать, что ваши дети “навязали их” в своем сердце. Когда родители только ИНОГДА, в зависимости от настроения, настаивают на правилах, то дети поощряются рискнуть сделать нарушения и увидеть, как далеко можно зайти и что можно позволить себе без вреда.

Терпение и выдержка родителей часто подвергается испытанию. Дети склонны быть импульсивными. Они могут говорить, что у них на уме, перебивая, возможно, разговор взрослых. Родители могли бы резко обругать ребенка. Но иногда бывает мудрее внимательно прислушаться, давая пример эмоционального самоконтроля и выдержки, а затем, после короткого ответа, тактично напомнить ребенку о необходимости быть вежливым и внимательным к старшим. Здесь как раз уместно совет: “Будь быстрым на слушания, медленным – тихим на слова, медленным – тихим на гнев”.

Таким образом, в формировании ребенка важную роль играет авторитет родителей – как общепризнанное значение, влияние, личный пример – как образец для подражания и педагогический такт – как мера, умение вести себя должным образом.

Основные тактики семейного воспитания

в процессе воспитания своих детей родители, как правило, используют одну (или сразу несколько) из основных тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование и сотрудничество. Давайте рассмотрим, чем отличается каждый из этих подходов к воспитанию, и как они отражаются на формировании личности ребенка.

Большинство педагогов сходятся во мнении, что семья как первичный институт социализации, оказывает наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно взаимоотношения с родными и близкими позволяют ему осваивать новые образцы поведения и познавать окружающий мир. При этом в процессе воспитания своих детей родители, как правило, используют одну (или сразу несколько) из основных тактик семейного воспитания:

  • диктат;
  • опека;
  • конфронтация;
  • мирное сосуществование;
  • сотрудничество.

Давайте рассмотрим, чем отличается каждый из этих подходов к воспитанию, и как они отражаются на формировании личности ребенка.

Понятное дело, что большинство родителей не стремятся намеренно стать диктаторами. Обычно такое происходит из-за чрезмерного стремления сделать сына или дочь послушным, ведь именно это, по их мнению, одна из важнейших задач в воспитании.

Выдвигая постоянные требования, такие мамы и папы совершенно забывают о проявлении уважения к ребенку, часто допускают грубость, совершенно игнорируют его мнение и интересы. Таким образом, диктаторский подход подавляет у детей стремление к проявлению инициативности и чувство собственного достоинства.

Со временем ребенок, выросший в семье диктаторов, начинает откровенно ненавидеть своих родителей! И в некоторых случаях это проявляется не только во вспышках грубости и бунтарстве, но и в применении физической силы по отношению к родителям и окружающим людям, которые пытаются навязать свое мнение.

Педагоги и психологи считают, что авторитарность родителей приемлема, но в определенной мере. И это всегда должно сочетаться с доверием и уважением к ребенку.

Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс “Я сам”, при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – “пусть решают мама и папа”.

В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности.

В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.

Конфронтация

Эта тактика предполагает позицию невмешательства и нагнетания вражды между членами семьи. Родители не особо интересуются жизнью детей, но при каждом случае подмечают их недостатки и допущенные ошибки. При этом чаще всего общение между членами семьи сопровождается раздраженностью, высказыванием взаимных обид и злорадством, относительно неудач других членов семьи. Что самое интересное, выбранную ими тактику конфронтации с собственным ребенком они объясняют очень просто: “Мы стремимся воспитать сильную личность, которая умеет за себя постоять” и “Кто, как не мы, укажет ему на его недостатки и ошибки”.

Естественно, такой стиль воспитания обязательно оставит на характере ребенка негативный отпечаток. С возрастом он начнет отплачивать родителям той же монетой, отвечая на холодность и непонимание равнодушием и грубостью.

Подобное сосуществование, с точки зрения педагогики, неприемлемо. Родители должны постоянно интересоваться жизнью ребенка и поддерживать его как в начинаниях, так и в сложных жизненных ситуациях.

Мирное сосуществование

Позиция родителей, предпочитающих мирное сосуществование со своим ребенком, сводится к следующему: “Пусть привыкает быть самостоятельным, я в его дела не вмешиваюсь”. В такой семье родители работают, дети учатся – все заняты своими делами и не особо интересуются жизнью других членов семьи. Зачастую это обусловлено не столько занятостью родителей, сколько неумением и нежеланием общаться с ребенком.

В подобной семье, как правило, вырастает индивидуалист, для которого семья не являются “домашним очагом” и не имеет особой ценности. Не получив родительского тепла, он не сможет делиться им с другими и проявлять заботу о близком человеке.

Сотрудничество

Самым оптимальным вариантом детско-родительских отношений, среди описанных нами тактик семейного воспитания, многие эксперты называют сотрудничество. В этом случае черты индивидуалиста преодолеваются, уступая место чертам коллективиста. Ребенок чувствует себя членом семьи, участвует в ее делах и принятии решений.

Однако родителям нельзя забывать, что поддержка должна исходить не только с их стороны (помощь в учебе, обучение трудовым навыкам, поддержка в затруднительных обстоятельствах), но и со стороны ребенка. Это не значит, что нужно постоянно забивать ему голову взрослыми проблемами. Необходимо просто предоставлять ему возможность принимать самое активное участие в решении какого-либо важного вопроса для семьи (например, выбор места отдыха, выбор мебели, определение места жительства и т.д.).

Вместо заключения

Если вы уже придерживаетесь (или планируете придерживаться) какой-либо определенной тактики воспитания (возможно даже не упомянутой нами), это не говорит о том, что вы не можете взять что-то полезное от других тактик. Например, от диктата можно взять умение быть авторитетом для ребенка, от опеки – проявление заботы, от конфронтации – умение вовремя указать на ошибки, от сосуществования – развитие самостоятельности, от сотрудничества – поддержка друг друга во всех начинаниях.

Главное, найти гармоничный баланс между самостоятельностью и опекой, авторитарностью и вседозволенностью, требовательностью и взаимоуважением.

Памятка “Личный пример – лучший способ воспитания ребенка”

Опубликовано: 13:31:59 11-09-2018

«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают:

  • Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить.
  • Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение.
  • Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.
  • Если мы хотим чтобы ребенок не курил и не употреблял спиртные напитки, тогда и сами не должны этого делать. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Помните, что ваше употребление, так называемых, «разрешенных» психоактивных веществ открывает дверь детям и для «запрещенных».
  • Если ребенок видит вас курящим и распивающим спиртные напитки слышит, что курить и пить алкоголь нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.
  • В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно.
  • Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.
  • Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно.
  • Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример!

Личный пример: ваша тактика воспитания?

Метод личного примера в воспитании

Наблюдая за детьми, можно заметить, что они часто явно копируют поведение взрослых. Дети, обычно не сознавая этого, стараются перенять жесты, мимику, слова и поступки. Особенно сильно влияет на них пример поведения близких им людей — родителей и педагогов. Наибольшее влияние на них оказывает пример уважаемого и любимого человека.

Пример – это метод воспитания, заключающийся в целеустремлённом и систематическом воздействии педагогов на личность и коллектив силой личного примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования идеала поведения и жизни.

То, как учитель относится к своей работе, к школьникам, к другим педагогам, к родителям, справедлив или несправедлив, честен или нет – все это подмечают дети, все это сказывается на их поведении и развитии. Поэтому, метод воспитания на личном примере педагога наиболее естественный и эффективный из используемых методов в воспитательной практике. И если педагог ведет здоровый образ жизни, занимается физической культурой, является патриотом своей страны, то для своих учеников и воспитанников он будет достойным примером, образцом для подражания.

С целью активизации работы по патриотическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом среди детей и взрослого населения, а также значимости личного примера в учебно-воспитательном процессе комитетом образования, в соответствии с планом работы учителей физкультуры и ОБЖ на 2019-2020 учебный год, на осенних каникулах был организован районный военно-патриотический квест «Солдаты, в путь!».

О проведенном мероприятии рассказывает инструктор комитета образования Ирина Шукаева:

Это мероприятие проводится в нашем районе третий раз, и хочется надеяться, что станет любимым и традиционным. В этом году квест «Солдаты, в путь!» был посвящен 78-ой годовщине проведения военного парада в 1941 году на Красной площади в Москве. Явка на него составила 100% – это 10 команд из школ района.

Поприветствовать собравшихся пришли председатель комитета образования Наталья Тришина и военный комиссар Воловского и Тепло-Огаревского районов Сергей Дудник, которые подчеркнули важность роли личного примера в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения и пожелали спортивного задора на пути к финишу и победе в соревнованиях.

В этом году в программу квеста добавился этап «Приветствие», где команды представляли определенный вид войск, выпавший им при жеребьевке. В песенно-стихотворной форме прославляли педагоги Воловского района наши доблестные войска!

Участникам квеста нужно было преодолеть 7 станций: «Летчики», «Снайперы», «Танкисты», «Разведка», «Саперы», «Радисты», «Моряки». На каждом этапе, после выполнения задания, команда получала подсказку и в конце маршрута должна была отгадать ключевое слово. Хочется сказать, что наши работники образовательных учреждений могут все: управлять «самолетом», точно попадать в цель, проползать под «колючей проволокой», разгадывать шифровки, прокладывать маршрут по «минному полю». А как мастерски исполняли команды зажигательный танец моряков «Яблочко». Ключевым словом, которые отгадали все участники квеста «Солдаты, в путь!», было ПОБЕДА. И вот тройка победителей:

1 место – команда Непрядвенской школы («Танкисты»),

2 место – команда Станционной школы («Моряки»),

3 место – команда Двориковской школы («Разведчики»).

Участники квеста «Солдаты, в путь!» были награждены хорошим настроением, моральным и физическим удовлетворением, зарядом бодрости и грамотами и призами от комитета образования и сектора по культуре, спорту и молодежной политике.

Отдельно были подведены итоги за творческие конкурсы – «Приветствие» и исполнение танца «Яблочко»:

1 место – команда Центра образования, Слепцова,13а («Связисты»),

2 место – команда Непрядвенской школы («Танкисты»),

3 место – команда Краснодубровской школы («Артиллеристы»).

Комитет образования благодарит за помощь в организации и проведении квеста «Солдаты, в путь!» коллектив детско-юношеской спортивной школы и лично директора Вячеслава Калганова, а также Ирину Еремееву, специалиста сектора по культуре, спорту и молодежной политике; Марину Ежову, директора районного дома культуры, Сергея Дудника, военного комиссара Воловского и Тепло-Огаревского районов.

Отдельная благодарность коллективам школ за активное участие и отличные результаты. Ваш личный пример достоин подражания и, как метод воспитания, должен использоваться в образовательных учреждениях. И этот метод, я уверена, найдет отклик в юных сердцах ваших учеников!

Консультация «Пять тактик семейного воспитания»

ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Консультация «Пять тактик семейного воспитания»

Пять тактик семейного воспитания. Взаимопонимания родителей и детей – зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.

Диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм.

Диктат в семье, где одни ее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства, и сейчас может проявляться в формах, быть может, не столь резких, но достаточно определенных.

Никто не спорит – родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему – в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.

Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания – ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности. это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности.

даже если оно – результат лучших побуждений отца и матери, заведомо нулевой.

Опека. Опека – забота, ограждение от трудностей, ласковое участие. ограждение его от трудностей. у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они отстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более, общих проблем семьи.

“Пусть мама, пусть папа сделают, решат, помогут”

Опека как воспитательная тактика – откровенный враг трудового воспитания, опекаемого, ограждают от трудовых усилий и ответственности. Погубить человека с помощью чрезмерной опеки, в общем-то, легче, чем осчастливить.

Если опека, которая представляет собой форму определенной активности родителей в системе семейных отношений, приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности, то пусть будет опека.

Конфронтация (противостояние, противоборство, столкновение.)

позиционная война. Воевали между собой. Противостояние, противоборство, столкновение.

-Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.

Не приняли? Так тебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой, фигурой! Шить лучше научись, – с нескрываемым удовольствием выговаривает мать дочери, вернувшейся после неудачного дебюта в балетной студии.

Можете не сомневаться, что, когда у матери случатся неприятности на работе, она не найдет сочувствия у дочери – счет будет оплачен той же монетой.

Не хочется делать слишком пессимистические прогнозы – все-таки иногда каким-то образом само собой улаживается и образуется, но окончательно расплата приходит только через много лет, когда беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться морали послушания, которую сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.

Мирное сосуществование с позиций невмешательства.

У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. И казалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать.

Пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с подростком.

Каков же результат? Став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают горькие плоды индивидуализма. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями. И рано или поздно наступит критический момент – беда, болезнь, трудности, – когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособности ко всему этому. Они будут горько сетовать по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это – несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Сотрудничество. Сотрудничество означает сочувствие, жалость друг к другу, особую чуткость и, главное, действенную помощь. Без этого сотрудничество немыслимо оптимальный вид тактики семейного воспитания.

Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив.

Пример успешного участия детей в домашнем труде (посильная уборка, закупка продуктов, мытье посуды, уход за младшими братьями и сестрами и т. п.). Это, конечно, существенная сторона совместной деятельности, и упускать ее нельзя.

Здесь открывается еще один аспект сотрудничества детей и родителей – “соучаствование”.

Предлагая ребенку сотрудничество и поддержку в делах (помогая ему учиться, обучая трудовым и спортивным навыкам, разделяя с ним ответственность в затруднительных обстоятельствах и т. п., обнаруживают “соучаствование”.

Первое правило – не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать не только их свидетелями, но и прямыми их участниками. Причем идти на это как можно раньше, прямо и смело, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.

Все должно быть вместе: и радость, и горе, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты – все это сплачивает семью, укрепляет ее основы.

Памятка для родителей «Особенности семейного воспитания» Консультативная и просветительская работа (проведение тренингов, бесед, консультаций, а так же составление и оформление визуальных памяток,.

Консультация «Стили семейного воспитания» Описание стилейРодители являются первыми самыми любящими педагогами для малыша. Они налаживают его контакт с окружающим миром, знакомят.

Консультация «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка» “Влияние семейного воспитания на развитие ребенка”. Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на.

Роль личного примера родителей в воспитании ребенка

15 мая 2015 года в Гимназии состоялось общешкольного родительского собрания

“Роль личного примера родителей в воспитании ребенка”.

Директор Гимназии Малина Ольга Викторовна, приветствуя родителй, поздравила всех присутствующих с Международным Днем семьи и пожелала всех благ.

По теме собрания выступила заместитель директора по воспитательной работе Аркова Надежда Александровна, педагог – психолог Агафонова Евгения Александровна. Опытом воспитания детей делились и родители гимназистов:

Чарова Светлана Валерьевна и Бус Марина Юрьевна.

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены

В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно . Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно

Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели – ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

Каков отец, таков и сын. Притча.

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

МБОУ “Гимназия г. Навашино”

607102 Нижегородская область, г. Навашино, ул. Ленина, д.30

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • АТС (70)
  • АТС – обмен (47)
  • мои АТС (19)
  • что такое и идеи (4)
  • для детского сада (21)
  • мой печворк (4)
  • Воскресная школа (18)
  • вышивка (3)
  • загадки (1)
  • книги (18)
  • 7 причин любить книги (8)
  • МК (36)
  • мое вязание и шитье детям (5)
  • мои блокноты (30)
  • в мягкой обложке (15)
  • со стикерами (14)
  • мои дети (68)
  • сын Егор (11)
  • сын Тимофей (35)
  • сын Федор (21)
  • мои магниты (10)
  • мои рисунки (8)
  • мои шоколадницы (3)
  • моим школьникам (37)
  • история России (7)
  • наши опыты (7)
  • окружающий мир (8)
  • мой декупаж (3)
  • моя Тильда (51)
  • аксесуары куклам (2)
  • лошадка (1)
  • ангелы-сплюшки (6)
  • винтажный ангел (2)
  • гуси (2)
  • дамочки (11)
  • драконы (2)
  • зайцы (5)
  • коты (3)
  • медведи (6)
  • обмен (1)
  • пчела (1)
  • улитки (1)
  • феи (4)
  • музыка (39)
  • мысли вслух (100)
  • мои стихи (6)
  • моя проза (14)
  • наш журнал “Чижик” (9)
  • наш развивающий коврик (1)
  • наша кусудама (4)
  • наше фото (58)
  • наши игрушки (36)
  • мои вязаные игрушки (7)
  • наши открытки (34)
  • наши праздники (209)
  • К 14 февраля (5)
  • мы готовим (16)
  • Наш НГ (16)
  • наши игры (36)
  • Пасха (31)
  • Рождество и Новый год (65)
  • сценарии (11)
  • украшение дома (27)
  • наши тематические недели (23)
  • веселая математика (4)
  • веселые олимпиады (2)
  • неделя сказок (3)
  • от медового до яблочного (3)
  • радужная неделя (6)
  • оригами (4)
  • поделки с детьми (49)
  • полезные вещи в нашем доме (41)
  • Проект календарь (13)
  • ПЧ, симпатии и другое на ЛиРу (38)
  • сделано из вискозных салфеток (5)
  • сделано из киндер яиц (4)
  • смотрела кино (19)
  • социальному педагогу (9)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

5 тактик воспитания в семье

Пятница, 10 Августа 2012 г. 12:14 + в цитатник

Делюсь конспектами
Хотя классификаций море – за 15 лет работы в школе пользуюсь этой книгой в беседах с родителями

Материалы для классного родительского собрания «Пять тактик семейного воспитания».
( по книге А.В. Петровского «Популярные лекции по психологии»)

Можно разделить условно способы воспитания в семья на 5 основных:
Диктат
Опека
Конфронтация
Мирное сосуществование
Сотрудничество

Диктат.
Диктат в семье – это где одни ее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства. Никто не спорит – родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретной ситуации. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания – ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и прочие меры воздействия своими контрмерами : лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если это сопротивление сломлено, вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности : самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности. Какие бы цели воспитания не преследовали родители, придерживающиеся тактики диктата, их цели не будут достигнуты.
Диктат в семье далеко не всегда улица с односторонним движением. Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры. Нередко это происходит в семьях, где ребенок долго болел, и родители, проникнутые жалостью и состраданием готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишила его болезнь. Или когда ребенок поздний, где он появляется у людей давно потерявших надежду иметь детей. Маленький деспот, привыкший не встречать сопротивление своему диктату в семье, за ее пределами, как правило, никаких привилегий не имеет и должен приспосабливаться и ловчить. И он очень легко становится лицемером, в нем очень легко уживается жестокость к одним и заискивание перед другими, грубость и трусость.

Опека.
По сути диктат родителей и опека – явления одного порядка. Различие в форме, а не в существе. Разумеется диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они отстранены от решения вопросов, касающихся их лично, а тем более от проблем в семье.
Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план. Главным становится другое –удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей . Опекаемого прежде всего ограждают от трудовых усилий и ответственности. Родители не подготавливают подростка к столкновению с реальностью за порогом родного дома. А когда ребенок взрослеет, в подростковом возрасте начинает бунтовать против родительской опеки. В чем дело? Неблагодарность? Все очень просто – главным новообразованием в подростковом возрасте является «чувство взрослости», стремление если не быть, то хотя бы казаться взрослым. Поэтому подросток стремится утвердить свою независимость, а это вступает в противоречие с повседневной опекой, и это становится почвой, порождающей конфликты и протест.

Конфронтация.
Вся жизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой, победа одного –это победа всех, поражение переживается всеми на равных. А в семье , где идет конфронтация, воюют между собой. Каждый вспоминает при удобном случае промахи противника. Раздражение накапливается , растут взаимные обиды, постоянная борьба заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.
– Не приняли? Так тебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой и фигурой. Шить лучше научись, – с нескрываемым удовольствием выговаривает мать своей дочери, вернувшейся после неудачного дебюта в балетной студии. Можете не сомневаться, что когда у матери случатся неприятности на работе, она не найдет сочувствия у дочери – долг будет оплачен той же монетой. Все как на войне. Однако на войне сильнейший выигрывает. Здесь в проигрыше обе стороны.

Мирное сосуществование.
Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит границу. Родители в этом случае уклоняются от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с ребенком. Рано или поздно наступит критический момент – беда, болезнь, трудности, когда от ребенка потребуют участия и включения в общесемейные проблемы, добрых чувств, а затем убедятся в его неспособности к этому, будут горько сетовать по поводу неблагодарности, не отдавая себе отчета в том, что вина в этом – их воспитание.

Сотрудничество.
Жизнь взрослого человека изобилует сложными, иногда просто трудными, иногда драматическим ситуациями. И первое правило для сближения родителей и их детей – не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать их не только свидетелями, но и прямыми соучастниками его переживаний. При этом идти на это как можно раньше, давая доступные ( с учетом возраста) разъяснения. Все должно быть вместе : и радость, и горе, и смех. Совместные переживания , надежды и мечты – все это сплачивает семью, укрепляет ее основы. Сотрудничество предполагает сочувствие, жалость друг к другу, особую чуткость и, главное, действенную помощь.
Нет ничего страшного, если нет в семье согласия в оценке кино, футбольной команды, прически дочери, нового костюма отца и т.п. Однако, плохо, если нет согласия в оценке того, как надо отдыхать, как относиться к деньгам, какие знакомства подходящие, а какие неприемлемые и т.д. Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, вообще наличие ценностного единства – важнейший принцип воспитания в семье

работаю в школе социальным педагогом

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

Правильная тактика воспитания ребенка…

У каждого родителя, еще до появления ребенка в голове крутится одна и та же мысль – воспитать в своем ребенке личность, которая имеет представления о добре и зле, о справедливости, которая не идет вразрез с законами и моральными принципами общества. Практически все родители думают о том, как воспитывать ребенка, какую тактику выбрать для формирования индивидуальности, соблюдающей основные принципы совместного проживания в социуме. Не всегда оба родителя выбирают одну и ту же линию поведения, о последствиях такой разноплановой тактики вы можете рассказать на нашем форуме, а мы попробуем понять, как лучше вести себя с ребенком, чтобы в дальнейшем у него не было проблем с социализацией в обществе.

При выборе тактики воспитания ребенка родители, как правило, руководствуются его индивидуальными особенностями. Что лучше: быть строгим или лояльным? Вопрос для каждого родителя достаточно спорный. Психологи советуют всегда полагаться на ситуацию, а не руководствоваться лишь одной тактикой воспитания. В каждой семье, как говорится, свои порядки, но проблемы отцов и детей вовсе неискоренимы, ведь, взрослея, каждый ребенок норовит проявить свою индивидуальность. Никто не говорит, что это плохо, просто это необходимо уметь делать. В зависимости от характера ребенка и нужно выбирать тактику воспитания: либеральную и тоталитарную, или опеку и сотрудничество. Конечно, все эти способы влияния на поведение детей необходимо правильно сочетать. Для каждой тактики есть определенные ситуации и каждая обладает как достоинствами, так и недостатками.

Если вы выбрали тактику сотрудничества, то, скорее всего, в воспитании ребенка участвуют оба родителя. То есть все члены семьи занимаются общим делом – формированием личностных качеств ребенка. В такой семье все решения принимаются совместно и преобладает совместное времяпрепровождение. Дети в таких семьях чаще всего имеют доверительные отношения со взрослыми и получают от родителей не наставления, а скорее советы. Одним из плюсов такого метода воспитания является то, что личностное пространство ребенка вовсе не ограничено, однако родители всегда могут дать дельный совет или помочь в решении той или иной ситуации. Такие семьи отличаются крепкими традициями, у них много поводов для совместного отдыха. И дети с родителями очень привязаны друг к другу. Правда тут есть и обратная сторона медали, когда дети участвуют в принятии решении на так называемых семейных советах, то есть велика вероятность того, что родители утратят напористость и будут чаще потакать ребенку в его прихотях.

Демократия или вседозволенность…

Другой тактикой воспитания детей является демократическая, она основана в большей степени на невмешательстве родителей в дела ребенка. Он как бы развивается сам по себе под воздействием социума. Но все-таки такая модель не всегда позитивно сказывается на развитии личности. Дело в том, что, не определив рамки дозволенного, нельзя от ребенка что-либо требовать. А если родители в итоге хотят вырастить социально адекватного человека, то воспитывать надо ребенка с раннего возраста. Потому что иначе, если ребенок изначально ощущал на себе полную свободу действия, а когда его поведение идет вразрез с существующими этическими и моральными принципами, то у него возникает как внешний, так и внутренний конфликт.

Некоторые родители полагают, что подобная тактика воспитания положительно сказывается на формировании чувства ответственности у ребенка. Они убеждены, что предоставив ребенку полную свободу выбора, он научится именно на собственных ошибках, а не будет повторять промашки взрослых. Ребенок будет ответственней относиться к своим решениям и быстрее повзрослеет. Но такое «невмешательство» имеет и обратную сторону медали, если вы вовсе не разговариваете, не советуете ничего своему чаду, то он будет испытывать одиночество, недоверие к окружающему миру и недостаток заботы и внимания. В семейных отношениях ребенок не особо общителен и отстранен от остальных членов семьи. Он зачастую отказывается от сторонней помощи и пытается все проблемы решить самостоятельно.

Лекция для родителей – “Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста”.

Лекция для родителей – “Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста”.

Просмотр содержимого документа
«Лекция для родителей – “Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста”.»

МОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

«Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста».

Учитель: Коршунова Н.И.

Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста.

Спектр возможностей современного ребенка очень широк. Хочешь учиться – пожалуйста – вот тебе современные технологии: компьютер, Интернет, развивающие или логические игры. Решил заняться спортом -превосходно – на выбор множество секций: теннис, хоккей, плавание, легкая атлетика и т.д. А сколько интересных, ярких, красивых вещей! Все тебе -любимый современный ребенок, все, для того чтобы тебе было комфортно, уютно и интересно. Однако, как отмечают специалисты образовательной сферы, такие важные компоненты развития личности как интерес и мотивация к деятельности значительно снизились у нынешнего поколения. Почему так происходит? Ведь современному ребенку доступно намного больше, чем, к примеру, детям 80-х годов.

Последние психологические исследования показали, что наши дети получают иные ценностные ориентиры, нежели их сверстники 15-20 лет назад. Увлечения современных подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Это не удивительно, ведь мы с вами вошли в новую эру «материальных» ценностей. К примеру, сегодня школьник уже иначе понимает слово дружба, если раньше друга выбирали по определенным личным качествам (смелость, ответственность, умение хранить тайну и др.), то теперь выбор зачастую определяет наличие у потенциального товарища последней модели сотового телефона или компьютера.

На психику современного школьника особенно влияет и та информация, которую он получает через Интернет и телевизор. Сегодня психологи и врачи рекомендуют школьнику смотреть телевизор не более часа в день, так как длительный просмотр способствует возникновению психического напряжения, быстрой утомляемости и снижению саморегуляции. Особенно это актуально для младшего школьного возраста.

Но как этого добиться на практике, если экраны телевизора и компьютера буквально «как медом намазаны» и со страшной силой притягивают к себе ребят? И часто бывает так, что в повседневной жизни мы сами подталкиваем ребенка к телевизору и компьютеру, а порой полностью отдаем его «на воспитание» этим достижениям современной технической мысли. Как следствие, у современного учащегося появляется все больше заболеваний психологического характера: тревожность, неадекватная самооценка, агрессия. Новое телевидение преподносит ребенку только конечный результат успеха, а сам трудоемкий процесс всегда оказывается за кадром. Во многом поэтому наши дети часто ленятся на уроках, мало чем интересуются в жизни, ведь по телевизору или в компьютерной игре все так просто и быстро получается. Для достижения реального результата не нужно затрачивать время и прикладывать особых усилий.

Проанализировав все эти изменения в психологии современных детей ученые психологи приходят к выводу, что самое главное в воспитании ребенка – это личный пример, а личный пример для детей – это не то, что мы им говорим или демонстрируем. Личный пример – это то, чем мы на самом деле являемся. И если мы не меняемся, не растем, не развиваемся, то как мы можем требовать от наших детей, чтобы они росли, развивались, учились и становились лучше? Профессией родителя мы заняты день-деньской. Так стоит поучиться, чтобы выполнять ее на лучшем профессиональном уровне. В профессии родителя, в профессии мужа и жены стоит приложить дополнительные усилия для получения лучших результатов. Эти профессии характерны еще и тем, что в них тот, кто не продвигается, – отстает. И поэтому тренировки должны быть постоянными и серьезными.

Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – все это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «если у тебя взрослый сын – веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей». Пусть ваши дети учатся на вашем примере дружить и общаться с окружающими.

Дети подражают родителям. Отцы и матери, мы являемся учителями, наши дети – учениками. Ваши малыши подражают тону вашего голоса, поведению, настроению. Родители, в семье добрые и вежливые и вместе с тем твердые и решительные, увидят, что те же черты проявляются и у их детей. Если они прямодушны, честны и благородны, то дети скорее всего будут подражать им в этом. Если они поклоняются Богу, то и дети наученные тому же будут служить Богу. В семье отцы и матери должны являть своим детям такой пример, подражание которому они хотели бы увидеть в них. Им следует относиться друг к другу мягко и уважительно, выражая это словами, взглядами и действиями. Мать, воспитывая детей, постоянно учится. Обучая детей, она сама является ученицей. Уроки самообладания, которые мать передает детям, она должна осуществлять на практике. Общаясь со своими детьми, у каждого из которых может быть разный склад ума и разное настроение, мать должна обладать проницательностью, иначе ей грозит опасность превратно судить и быть несправедливой к детям. Если мать желает, чтобы ее дети выросли вежливыми и добрыми, в ее доме должен царить закон доброты. Таким образом, она ежедневно постарается повторять уроки словом и личным примером.

Мы, учителя, в школе не остаемся в стороне от воспитания ваших детей, но ваш личный пример значит гораздо больше, чем какие-либо другие средства. Манера разговора, отношение к делу, ваши симпатии и антипатии -все влияет на формирование характера детей. Доброе расположение, самообладание, выдержка, вежливость – все, что ребенок видит в вас,

является для него ежедневным уроком. Подобно тому, как время никогда не останавливается, так и воспитание не прекращается, и его цель – сделать вашего ребенка таким, каким он должен быть. Требуйте послушания и не позволяйте себе говорить с ними кое-как, потому что ваши манеры и ваши слова – это учебник для детей. Нежно и терпеливо помогайте им в течение этого периода их жизни. Пусть радость вашего присутствия сотворит радость в их сердце.

Современные родители – это образованные люди, тем не менее, им далеко не всегда удается в полной мере справиться со своими воспитательными задачами. Разные находятся тому объяснения, но одной из самых частых- – явно недостаточное общение родителей и детей. А почему оно недостаточно? Здесь уже объяснение, как правило, однозначное: не хватает времени. Нет смысла спорить с теми, кто считает, что родители и дети общаются мало. Но давайте поставим вопрос иначе: станут ли более радужными результаты семейного воспитания, если просто механически по времени увеличить возможность общения родителей и детей? Да, чем больше времени будет у родителей и детей для общения, тем лучше. Вместе с тем, мы не можем не беспокоиться о том, чтобы это время было использовано целесообразно, чтобы общение между родителями и детьми по-настоящему стало формирующей силой.

Безусловно, содержательность, разнообразие, активность общения зависит от самых различных обстоятельств, в первую очередь объективных. Это продолжительность рабочего дня, другие затраты времени, связанные с работой, с дорогой, домашний труд, доход семьи, наличие очагов культуры в месте проживания. Но многое зависит от самих взрослых, как они проводят свободное время. Нередко приходится констатировать: увеличение времени не удлиняет досуг, потому что оно расползается на хлопоты по хозяйству. Еще очень распространено представление о досуге как о чем-то несерьезном, неважном, не имеющем большого значения для семьи и личности – в противоположность материальному обеспечению семьи, ведению домашнего хозяйства.

Одни семьи проводят свободное время не интересно, так как берегут деньги, чтобы получше обставить квартиру, купить более красивую одежду. Другие считают, что досуг – это второстепенная сфера жизни, отдают предпочтение тем видам отдыха, которые требуют меньше усилий, например, просмотр телепередач и др. Особенность семей с несерьезным отношением к досугу – это склонность тратить свободное время на работу по хозяйству и занятия, от которых имеется какая-то польза или дополнительный заработок. Отдых – второстепенное, а это – более важное. Конечно, причиной этого являются, вероятно, материальные потребности семьи. Однако, нельзя считать нормальным, чтобы эти потребности довлели в семье. Так как разговор идет об общении, то важно установить, как родители понимают суть общения с детьми. Выяснилось из бесед с родителями, что общение они понимают как выполнение своих непосредственных функций, сводимых к кормлению, одеванию, контролю и

надзору. Вот некоторые моменты таким образом понимаемого и осуществляемого общения.

Отец, ожидая пока подадут еду, спрашивает сына:

Педагогика

В своей педагогической практике многие педагоги очень часто сталкиваются с одной проблемой – неуважением, а зачастую и с игнорированием внушений и нравоучений педагога. Это связано со снижением авторитета педагога. Как же повысить свой авторитет и внушить ученикам, что личность педагога достойна их уважения? Давайте задумаемся, отчего вообще возникают подобные проблемы. Педагогический коллектив обладает своей инфраструктурой, в которой на первый взгляд все просто – есть руководитель учебного заведения – директор, есть ответственные за обучение, за воспитание, есть кураторы в каждом классе – классные руководители. На самом деле эта система имеет более сложную структуру и основана она на взаимоотношениях всех членов школьного сообщества, включая учеников. Ведь школьники тоже являются полноправными членами этого сообщества, они также имеют право высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и должны подчиняться принятым в школе нормам и правилам.

Заставить их делать что-то против их воли невозможно, но воздействовать другим способом вполне реально. Бить на жалость бессмысленно, современная молодежь беспредельно цинична и хладнокровна. Уговаривать и внушать, приводя веские аргументы в духе библейских сказаний тоже малоэффективно. Поможет только личный пример. Работа в школе сейчас перестала быть такой престижной, какой она была хотя бы двадцать лет назад, педагоги получают мало, а требования к их работе возросли в несколько раз. Очень сложно порой бывает держать себя в форме и чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ученики очень хорошо чувствуют эту неуверенность, и стоит только учителю дать слабину, как они тут же перехватывают инициативу в свои руки.

Особенно хотелось бы сказать об этике общения педагогов, как между собой, так и с учениками. Директору школы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не следует делать замечание преподавателю. Тем не менее, многие руководители этим грешат, поднимая при этом свой авторитет и снижая авторитет педагога. Учителя при общении в присутствии своих подопечных должны называть себя официально, по имени-отчеству, избегая фамильярности, которая приводит к насмешкам со стороны учеников и также снижает их авторитет. Педагог ни в коем случае не должен вступать с учениками в словесную перепалку с оскорблениями и взаимными упреками, ибо это тоже снижает авторитет, причем безвозвратно.

Переходим к главному вопросу – о личном примере. Знаете, за что дети больше всего ненавидят взрослых? За лицемерие. Они могут простить беспочвенные упреки, непонимание, придирки, да все, что угодно, списывая это на возрастной барьер во взглядах на жизнь. Но лицемерия они простить не могут, ни за что. Если вы говорите ученикам, что надо уважать старость, а сами грубите бабушке своего ученика – это лицемерие. Если вы говорите, что нельзя обижать малышей, а сами бьете своего ребенка – это тоже лицемерие. Если вы говорите, что надо стремиться к знаниям, что в них сила, а сами боитесь подойти к компьютеру – и это тоже, как ни странно, лицемерие. Избежать лицемерия можно простым способом – надо просто всегда говорить правду. Если вы не верите в это, то лучше не лгать, обман раскроется рано или поздно.

Личный пример на самом деле творит чудеса. Когда ученик на уроке физического воспитания не может взобраться на канат, а учитель и сам не может этого сделать по причине своей тучности или хилости, то никакие уговоры и наказания не помогут. Только когда ученик увидит, что от него не требуют невозможного, что даже взрослый учитель может это сделать легко и непринужденно, только тогда он тоже захочет это сделать. И не просто захочет, он будет стремиться превзойти своего учителя. Разве не это главная цель педагогики? Это касается не только физической силы, но и умственных способностей, внешности, манеры поведения, уверенности в себе и прочего. Возможностей оказать впечатление и заслужить признание и доверие учеников предостаточно, для этого надо писать отдельную книгу.

Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, пользуются непререкаемым авторитетом. С них берут пример, на них равняются, их цитируют, о них говорят и даже нападки директора школы, о которых говорилось выше, не могут повлиять на их авторитет. Напротив, в такой ситуации, как правило, ученики оказываются на стороне своего авторитетного учителя и всячески осуждают любого, кто осмелится усомниться в его непогрешимости. Педагог должен отвечать за свои слова, поступки, но главное – он должен быть авторитетом для своих учеников. Не у всех педагогов это получается, бывают разные сложные ситуации, когда ситуация просто выходит из-под контроля, но стремиться к этому надо.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: