Маленькие молчуны: почему дети поздно и плохо начинают говорить

Маленькие молчуны: почему дети поздно и плохо начинают говорить

Почему дети поздно начинают говорить?

В последние годы, по наблюдениям логопедов и дефектологов, число детей, которые начинают поздно говорить, резко увеличилось. В норме речь (именно слова и фразы, а не лепет) появляется в возрасте 2 лет. Трехлетние малыши должны уже говорить целыми предложениями с правильным согласованием слов. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалистам, чтобы выявить причины задержки речевого развития и подобрать наиболее эффективную коррекционную программу. Чем раньше начать коррекцию, тем быстрее вы добьетесь результатов.

Специалисты разделяют причины длительного отсутствия речи у детей на внутренние и внешние. Первая группа связана с особенностями здоровья ребенка, вторая группа – с обстановкой, в которой он растет. При обследовании в первую очередь проверяют, все ли в порядке с физическим здоровьем малыша.

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

1. Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

2. Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит. Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев.

3. Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

4. Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

5. Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба. В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

6. Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний. Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта.
Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет.

Социальные причины отсутствия речи

1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

2. Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

4. Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье. Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики. Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

5. Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

6. Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Слово не воробей. Почему современные дети начинают говорить позже?

Современные дети начинают говорить позже. Это факт, давно признанный и врачами, и педагогами. Почему? Существует несколько версий, но все они относятся к разряду предположений и ни одну из них нельзя считать доказанной или научно обоснованной. Рассказывает нейропсихолог, логопед-дефектолог Марина Кузьмина.

1. Из-за гаджетов

Во времена СССР считалось, что детям до 3 лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные дети зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и это время, как правило, не контролируется. Иногда гаджеты дают ребенку сами родители, ведь там так много «развивающих программ» для детей в возрасте 0+. Хотя специалисты по-прежнему считают, что детям (во всяком случае, до 1,2-2 лет) синие экраны противопоказаны: ребенок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего.

2. Из-за обилия информации

Современные дети с момента рождения попадают в перенасыщенную звуками среду: как правило, в доме постоянно работает телевизор, звучит музыка, кто-то разговаривает по телефону. Фоновый шум забивает центры восприятия. Чтобы освоиться и разобраться, малышу требуется больше времени.

3. Из-за сложной беременности или родов

Не секрет, что идеально протекающая беременность в наше время — редкость. Современные мамы работают (а значит, устают, нервничают и т. д.) вплоть до схваток. К задержке становления речи могут приводить неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия в родах и даже ранний перевод на искусственное вскармливание.

4. Из-за двуязычной обстановки

В семьях, где разговаривают на двух языках, дети начинают говорить позже. Освоить два языка ребенку тяжелее, чем один. Зато, когда малыш заговорит, он будет общаться с каждым на его языке: например, с папой — по-английски, а с мамой — по-русски.

5. Из-за частых перемен

Много путешествуете с ребенком? Часто меняете место жительства? У малыша за полгода сменилось три няни или два детских сада? Имейте в виду: на время привыкания к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.

Предел терпения

Что делать, если ребенок упорно молчит? Самая большая ошибка — это пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Специалисты считают, что простая фразовая речь («давай играть», «пойдем гулять») должна возникнуть к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет в речи ребенка обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения.

Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в два года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше.

Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно пройти обследование, — отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения.

Предел родительского терпения должен наступить в районе трех лет. Если ребенок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры.

Что советуют специалисты родителям «молчуна»?

1. Больше общайтесь с ребенком. У разговорчивых родителей дети редко страдают задержкой речевого развития. На первом этапе не требуется никаких специальных приемов. Просто комментируйте все происходящее и поясняйте ребенку свои действия: «На улице шум. Наверное, поднялся сильный ветер. Сейчас включу чайник и заварю чай».

2. Не дергайте ребенка, заставляя повторять слова: в доме должна быть спокойная доброжелательная атмосфера.

3. Читайте вместе как можно больше, чаще и с выражением. Следите за реакцией малыша. Если книга ему не интересна, отложите и возьмите другую. Это способствует накоплению словарного запаса.

4. Делайте логопедический массаж: ненавязчиво, мягкими движениями массируйте ребенку область артикуляции (щеки, губы, язык). Научите его подтягивать язычок наверх Это помогает разрабатывать мышцы языка и уздечки (подъязычную и две подгубные).

5. Не бойтесь лекарств. Иногда консервативных мер оказывается недостаточно и приходится подключать лекарственную терапию. Есть специальные препараты, которые активизируют деятельность речевых зон.

Молчуны: почему дети начинают говорить все позже

О причинах задержки развития речи у малышей рассказывают логопеды.

Текст: Любовь Высоцкая · 25 октября 2016

Когда моему сыну исполнилось 11 месяцев, я начала ждать от него первых слов. Разумеется, сверяясь с таблицами норм развития, где было сказано, что к году малыш уже будет лепетать «мама» и «папа», просить «дай би-би» и прочие младенческие сладости.

В год сын не заговорил. В полтора тоже. Впрочем, молчал он и в два. Ну как сказать, молчал. Закрыть ему рот было абсолютно невозможно. Но и вычленить из потока звуков хотя бы одно внятное слово тоже не представлялось возможным.

Бабушки в один голос читали мантру «ну он же мальчик, они поздние». Решила: со специалистами подожду до трех лет. А пока делала две вещи, как мне показалось, оптимальные на тот момент. Я безостановочно с ним разговаривала и постоянно ему читала.

Сын заговорил в 2 года и 3 месяца. Буквально за пару недель пройдя все этапы: от слогов до развернутых предложений с деепричастными оборотами. Я сейчас не утрирую. Более того, оказалось, что он запомнил практически все, что ему читали, и выдавал стихи и сказки цитатами наизусть.

Ребенок или Маугли?

Можно было выдохнуть. Но, как в том анекдоте, ложечки нашлись, а осадок-то остался. Причем не только у меня, а у большинства современных мам. Вопрос: почему детская речь в начале XXI века развивается позже, медленнее, хуже, мы решили адресовать эксперту – ведущему логопеду дистанционного речевого центра «Оппи-онлайн» Татьяне Комаровой.

— В наше время детская речь формируется не так, как в былые времена. Во-первых, даже наши мамы были здоровее и выносливее нас, да и экология еще недавно была лучше. Все это не может не влиять на роды – они не так уж часто протекают абсолютно гладко: быстрые, долгие, с использованием стимуляций. В итоге ребенок рождается уже с неврологическими симптомами. И это, несомненно, тормозит в том числе и развитие его речи.

Сейчас многие говорят, что на детей вредно влияют гаджеты…

— Даже не столько сами гаджеты, сколько то, что ребенок с телефоном или планшетом, по сути, предоставлен сам себе. И это самый невидимый, но и один из самых частых факторов – минимальное и непродуктивное общение с ребенком. А ведь речь не развивается без человеческого общения и взаимодействия. Думаю, многие слышали про детей-маугли. Если нет контакта с человеком, то речь, по сути, и не нужна. Все можно сделать руками, показать жестами и мимикой. Так и поступают животные.

Какие самые частые проблемы сейчас видят логопеды?

— На самом деле мы сейчас чаще удивляемся, если ребенок развивается нормально, без отставаний и отклонений. Печально, но таких детей немного. А из проблем можно выделить темповые задержки речи – когда ребенок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трем, слабую мелкую моторику у детей постарше – очень неловко они работают пальчиками. Ну а связной красивой эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастать единицы.

Что делать, если ребенок – «молчун», и как развить детскую речь

— Исключите неврологические проблемы.

— Детям с речевыми проблемами – не только тем, кто не выговаривает звуки, но и тем деткам, которые поздно заговорили и их речь бедна и неправильна, – стоит посещать логопедический сад. Там работают по специальной коррекционной программе. Но сад не заменит регулярного занятия с логопедом тет-а-тет. Лучше чтобы они шли в тандеме.

— Обязательно обратитесь за консультацией в 3 года, 5 и 7 лет, даже если вы считаете, что у ребенка с речью все в порядке. Не все родители видят и знают, как должен развиваться артикуляционный аппарат ребенка, в норме ли фонематическое развитие и лексико-грамматическая сторона речи, соответствует ли развитие всех этих функций возрасту.

— Любите своего ребенка, играйте! Игра – это единственный и основной вид деятельности ребенка до школьного обучения.

Почему современные дети позже начинают говорить

Сказал «А», забыл про «Б»

17.01.2016 в 17:54, просмотров: 30894

В последнее время российские логопеды бьют тревогу: количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы. Им вторят зарубежные коллеги: ученые из Миннесотского университета утверждают, что шепелявость у мальчиков в возрасте до 11 лет может быть признаком трансгендерности. «МК» решил разобраться, действительно ли Россия стоит на грани «логопедической эпидемии» и могут ли проблемы с речью свидетельствовать о серьезных психических расстройствах, с помощью логопеда, психолога, кандидата психологических наук Светланы КОНОВАЛЕНКО.

— «Открытие» американских ученых из Миннесоты не соответствует действительности. Если у человека есть проблемы с мозговым кровообращением, то, конечно, наряду с психическими отклонениями у человека могут быть и дефекты речи. Но это никоим образом не взаимосвязано. Нельзя сказать, что именно шепелявость — признак трансгендерных расстройств или чего-то еще. Дефекты речи встречаются у разных категорий людей. А вот с тем, что сейчас сильно увеличилось количество детей с логопедическими проблемами, я согласна. И связано это, как бы банально это ни звучало, с проблемами со здоровьем у их родителей. А как по-другому? Любые проблемы с речью, которые не связаны напрямую с физическим дефектом, как, например, с ринолалией (расщелиной мягкого и твердого неба. — Прим. «МК») или короткой подъязычной связкой (уздечкой), могут происходить из-за нарушений центральной нервной системы вследствие слабого здоровья их родителей.

— То есть все может зависеть от состояния беременной женщины?

— Не только от самочувствия беременных женщин, а и от здоровья даже потенциальных родителей. Многие ведь как думают: да я пробовал такой-то препарат сто лет назад, все уже выветрилось. Ан нет, никакие сроки давности не смогут дать гарантию, что не будет последствий, в том числе и для будущих детей. Так и получается, что внешне физически крепкий новорожденный может иметь проблемы с ЦНС.

— Поменялись ли, на ваш взгляд, основные логопедические проблемы за последние десятилетия?

— Расширился спектр нарушений. Говоря о детях без грубых патологий, можно отметить такую деталь: у многих ребят есть трудности с коррекцией нарушений звукопроизношения. То есть звуки довольно быстро ставятся, но закрепляются в речи долго. Другими словами, трудно формируется новый речевой навык. Звук «р», например, ставится в считаные недели, иногда дни. И, по идее, после этого ребенок должен забыть, что такое логопед. Однако сейчас у многих детей после определенного перерыва в занятиях пропадают полученные речевые навыки. Сейчас все чаще и чаще встречаются нарушения тонуса мышц (в частности снижение), в том числе и лицевых. По внешним признакам — это «кругленький» ротик. Смотрится мило, а вот коррекцию звукопроизношения затрудняет.

— В каком возрасте сейчас чаще происходит развитие логопедических проблем?

— Это сложно определить, и вот по какой причине: сейчас активно бытует мнение, что до пяти лет проблемы с речью имеют место быть и исправлять их нужды нет. И к врачам ребенка вести тоже до 5 лет нет смысла. Это в корне неправильно. В возрасте пяти лет ставят только звуки. Не выговаривает ребенок звук «р», это исправимо и довольно быстро. А вот тяжелые речевые нарушения должны выявляться как можно раньше. Если затянуть, проблемы могут остаться.

— Также бытует мнение, что у современных детей и речь стала формироваться позже, чем у старшего поколения, и это нормально.

— Ненормально. Просто сейчас стало все больше и больше детей с задержками психо-речевого развития различного генеза. И надо помнить, что к двум годам ребенок в норме должен говорить. Не начать произносить первые слова, а говорить уже предложениями, пусть и примитивными. Если в этом возрасте он не говорит, то страшного ничего нет. Но я бы все же советовала родителям обратиться к специалистам. Посетить невролога, психиатра и хорошего логопеда.

— Если судить по материнским форумам, сейчас дети и до 3,5 года не говорят. Я так понимаю, что это уже ненормально?

— В этом возрасте ребенок уже должен говорить как мы с вами. Он может не выговаривать «р» и «л», но в этом возрасте речь должна быть. Бывают случаи, когда ребенок молчит до 3–4 лет, а потом начинает говорить предложениями. Однако задержка все же имела место, а чем она была вызвана и не отразится ли это на будущем развитии ребенка, неплохо бы было выяснить.

— Насколько я знаю, сейчас младенцам делают прививки в роддомах буквально в первые часы их жизни. Может ли вакцинация дополнительно спровоцировать задержку речи?

— Безусловно, может. При любых патологиях головного мозга прививки категорически противопоказаны. Кроме этого, как я уже говорила, здоровье новорожденных может быть изначально слабым. И перед тем как начинать вакцинировать ребенка, необходимо полностью его обследовать. Это тоже не стопроцентная гарантия, что прививки никак не скажутся на развитии. Но если родители за вакцинацию, надо принять все меры, чтобы обезопасить своих детей.

— А есть ли взаимосвязь между речью и фактом посещения детского сада? Сейчас ведь многие мамы придерживаются позиции, что если есть возможность избежать посещения садов, то это надо делать.

— Позиция мам ясна — многим детям сады не нравятся, туда идти они не хотят, плачут, а мамам своих малышей жалко. Но, по моему мнению, детские сады — это благо и в плане развития речи, и в плане развития коммуникативных навыков. Возьмем, к примеру, обычную детскую драку. Сцепились дети, подубасили друг друга. Это плохо или хорошо? Скажем так, тот, кто напал первым, поступил плохо, тот, кто защищался, — допустимо. И это надо до детей донести в юном возрасте.

— Получается, для малышей с дефектами речи детский коллектив, где ребята большей частью говорят четко и правильно, только во благо?

— А здесь вот какая штука получается. Возьмем для примера деток с заиканием: если ребенка с этим дефектом речи ввести в обычную группу, есть вероятность того, что через некоторое время заикаться начнут и другие детишки. Такая интересная закономерность. Поэтому ребенка с нарушением речи лучше определять в логопедические сады или группы. Тем более что там с ними будут работать специалисты.

— Думаю, задам один из самых популярных вопросов среди мам: могут ли вызвать задержку речи столь любимые детьми гаджеты? Айфоны, планшеты, компьютеры и так далее. Многие отмечают, как это удобно — дал ребенку в руки смартфон и занимайся своими делами.

— Могут, конечно. Вы ведь знаете, что есть санитарные нормы со времен Советского Союза и для школьников, и для дошколят. 15 минут в день — лимит на просмотр телевизора. А все гаджеты — это та же дребедень, не больше 15–20 минут. А если ребенок после болезни, то и это время урезается, потому что он и так ослаблен и более утомляем. На ночь вообще необходимо все гаджеты исключить. И по поводу так любимых детьми компьютерных игр. Есть очень много хороших, безопасных для психики и более полезных для развития аналогов. Это настольные игры. При помощи их и речь можно развивать. Конечно, это будет требовать затрат времени родителей, уставших после работы. Но здесь надо выбирать: здоровый ребенок или компьютерный зомби. Кстати, вы не замечали, что у детей, которые уставились в электронные стекляшки, и глаза визуально стекленеют?

— К каким неприятностям во взрослом возрасте могут привести проблемы с речью?

— Ну, если мы опустим проблемы с ЦНС со всеми вытекающими последствиями, то и остальные «здоровые» дефекты речи могут привести, например, к абсолютно ненужным комплексам. Одно дело, когда милый карапуз, шепелявя, называет свою подружку по садику «Мафа», а другое, когда взрослый мужчина так говорит. Многие ведь склонны связывать свои недостатки с неудачами в личной жизни. Поссорилась девушка со своим молодым человеком, пострадала и забыла. А если она картавит? Могут возникнуть ненужные ассоциации: может, все дело в моей речи? Так и до депрессии недалеко. Не говоря уже о том, что существует ряд профессий, связанных с необходимостью ясной и четкой речи: юристы, корреспонденты на телевидении и так далее. И подросток может распереживаться, что его речевой недостаток, возможно, помешает ему в выборе нужной специальности. А учитывая то, что многие проблемы с речью решаются довольно просто, мой совет — лучше не затягивать с обращением к логопеду.

Заголовок в газете: Сказал «А», забыл про «Б»
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27009 от 18 января 2016 Тэги: Дети

Почему ребенок в 1 год не говорит, а мычит: как помочь малышу

«Ребенок в год не говорит. Почему? Что делать?» — спрашивают озабоченные мамы и папы, а в сети детские форумы пестрят похожей тематикой. На эти вопросы «почему» и «что делать?» мы постараемся ответить в нашей статье.

Нормы речевого развития детей до года

Все мы знаем, что развитие каждого ребенка индивидуально и сравнивать в этом аспекте детей между собой нет смысла. Но ориентироваться на нормативы, основанные на среднестатистических данных детского развития, смысл есть.

В таблице представлены сведения по формированию речи ребенка на первом году жизни:

Обобщая, можно сказать, что:

  • второй месяц — это период агуканья, когда ребенок произносит отдельные звуки (а-а, абы, агу);
  • возраст три — пять месяцев — певучее гуление с произносимым нараспев многообразием звуков;
  • в полгода — это уже лепетные звуки в виде слогов (да-да-да, ма-ма-ма);
  • а вот в 11 — 12 месяцев — осмысленный лепет, когда слова имеют свою принадлежность и обозначают что-то конкретное.

Таким образом, к 1 году «среднестатистический» ребенок говорит 10 -12 слов, понимает слова «надо», «нельзя», выполняет простые просьбы, знает имена близких и названия любимых игрушек. А в период от года до полутора лет формируется его активная речь.

Есть ли повод для беспокойства

Итак, вашему ребенку год, а он мало и плохо говорит? Оцените общее состояние вашего малыша:

  • какова его реакция на шум бытовых приборов, голоса людей;
  • отзывается ли он, когда к нему обращаются;
  • реагирует ли он визуально на происходящее вокруг;
  • нет ли нарушений в координации движений;
  • как работают пальчики на руках при выполнении точных мелких движений;
  • каково его эмоциональное состояние.


Беспокойство по поводу того, что ребенок в год не говорит ни слова, оправдано в случае, если имеет место общая задержка психомоторного развития. Это может быть при органических нарушениях деятельности головного мозга.

Причинами того, что ребенок в год не разговаривает, могут стать снижение слуха или ухудшение зрения. В этих случаях внешнее поведение малыша становится поводом для тревоги и сигналом для активных действий.

Если же маленький молчун или молчунья активны, любознательны и позитивны, не волнуйтесь и наберитесь терпения. Всему свое время. И для бесконечных «почему» тоже.

Приблизительно с трех лет дети становятся почемучками. Им интересно все. Почему снег белый? Почему облака не падают? Сколько звезд на небе? Шквал вопросов, которые подчас застают врасплох, — ведь ответить надо не по-взрослому.

Причины задержки речи

Повода для беспокойства нет, а вот причины, почему такое случилось, есть. И они такие:

  1. Генетика. У ребенка может быть предрасположенность к задержке речевого развития, если в семье уже есть такой опыт.
  2. Пол ребенка. Оказывается, мальчики начинают говорить позже девочек, но зато сразу фразовой речью. Поэтому, если ваш мальчик в год не говорит слоги, может быть, это как раз такой случай.
  3. Недостаток эмоционального общения. Этот фактор негативно сказывается на общем и речевом, в частности, развитии ребенка.При общении ребенку нужно видеть мимику лица, чтобы, подражая, учиться воспроизводить звуки; слышать богатую интонациями речь, чтобы их различать и по-разному реагировать; ощущать прикосновения, чувствовать душевное тепло и учиться его отдавать самому, сначала агукая и лепеча, а потом с любовью произнося самые главные слова «мама» и «папа».
    Поэтому в семьях, где проявление эмоций — это табу, а говорить о чувствах не принято, у ребенка появляются речевые проблемы.
  4. Родительский гиперконтроль. Желание познавать мир, любопытство, неравнодушие могут быть остановлены одним словом «нельзя». Вернее, не одним, а многократным. И оно влияет не только на познавательные способности ребенка, но и на развитие речи.
  5. Информационная перегрузка. Желание родителей воспитать гения понятно. Главное, не навредить. Чрезмерные нагрузки негативно сказываются на психике и уж никак не способствуют решению речевых проблем. Пусть все идет своим чередом. Сначала дружественный окружающий мир, а потом обучение счету, чтению и письму.
  6. Длительное использование пустышки. Неконтролируемое по времени сосание нарушает прикус и становится причиной дефектов речи, например, при произношении свистящих звуков.
  7. Отсутствие мотивации. Если в возрасте 6 — 8 месяцев жесты ребенка означают «дай», «покажи», «что это такое», то к полутора годам они плавно переходят в словесную форму. Ребенок уже может выразить словами свои пожелания. Но бывает так, что ему просто лень разговаривать. Потому что, указав пальчиком, он сразу получит желаемое. Это его так опекают взрослые. Зачем ему учиться говорить?
  8. Влияние стресса. Неблагоприятная атмосфера в семье, отдаление от родителей, стрессовые ситуации — это непосильная нагрузка на детскую психику. Стоит ли говорить о ее негативных последствиях?

Как растормошить маленьких молчунов

Если ребенок в год не говорит «мама», «папа», может быть, говорит только слоги или просто мычит, первым делом стоит исключить причину неблагополучия со здоровьем.


Комплексный медицинский осмотр узкими специалистами в этом случае не будет лишним. Он позволит оценить общее развитие вашего малыша и своевременно начать лечение, если в этом возникнет необходимость.

Когда эта причина исключена, настраивайтесь на несложные действия и успешный результат:

  1. Больше общения. Разговаривая с ребенком, старайтесь говорить размеренно, внятно, правильно. Пусть он видит, как вы произносите слова, слышит разную интонацию вашего голоса. Говорите обо всем. Что вы в данный момент делаете, что чувствуете, что происходит вокруг. Приглашайте к диалогу своего малыша, задавая вопросы, пусть даже если отвечать на них придется вам самим. Вот такой он — созидательный процесс.
  2. Подружитесь с книгой. Чтение сказок, стихов, потешек, разглядывание ярких иллюстраций, их озвучивание звукоподражанием (машинка би-би, киса мяу, ворона кар-кар) — это интересное занятие для всех, кто в нем участвует. Вовлекайте в процесс малыша, который с удовольствием пальчиком подскажет вам, где волк, а где медведь, если вы сами этого не знаете.
  3. Практикуйте игры для развития мелкой моторики. Тренируя пальчики, можно значительно ускорить развитие речи — это общеизвестный факт. С этой целью широко используются пальчиковые и другие игры, развивающие мелкие мышцы кистей рук. Немаловажно и то, что, играя, например, в сороку-ворону, ребенок получает мамины ласковые прикосновения и теплую улыбку, эмоционально открываясь в ответ. А закручивая крышки, перебирая крупу, цепляя прищепки, продевая шнурки, собирая пирамидки, он учится терпению, трудолюбию, концентрации внимания. Так всесторонне, широким охватом, идет процесс развития.
  4. Выполняйте вместе упражнения для артикуляции. Чтобы настроить на рабочий лад речевые мышцы, полезно делать специальную разминку для губ, щек, языка. Артикуляционные упражнения могут быть самые простые. Например, продемонстрируйте ребенку, как улыбается лягушка, рычит тигр, облизывается волк, открывает рот бегемот, какой хобот у слона. Если есть желание, можно просто погримасничать, это даже веселее.
  5. Бывайте на природе. Используйте любую возможность, чтобы побывать с ребенком на природе. Это могут быть городской сквер, парковая, загородная зона. Разрешите ему исследовать окружающий мир. Пусть он потрогает ствол дерева и ощутит шершавость коры; послушает, как многоголосо кричат птицы; рассмотрит, как трудятся муравьи на строительстве своего дома; подержит в руках шишку, желудь или каштан.Эмоциональное развитие стимулирует речевое, этим не стоит пренебрегать.

Терпение — ключ к успеху

Развитие речи — процесс не сиюминутный. Его можно бережно стимулировать, но нельзя подгонять. Даже, если ваше желание поскорее услышать первые слова очень велико, нельзя допускать раздражения и недовольства в адрес малыша.

Если у вас получится переключиться с достижения цели на сам процесс и делать его с удовольствием, вы увидите, а точнее, услышите, результат гораздо быстрее, чем ожидаете. Так всегда бывает.

Нам остается пожелать вашему сегодняшнему тихоне стать красноречивым и душевным в общении человеком.

Дети-молчуны: когда начинать беспокоиться?

«Нашему мальчику уже 2,5 года, а он еще не разговаривает. Причем ВООБЩЕ не разговаривает. Мычит, гукает и все. Очень волнуюсь! Может, это признак каких-то заболеваний?»

Отмечено, что овладение активным словарем имеет характер «взрыва» – еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Однако есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Часто это зависит от темперамента и особенностей натуры, а не от здоровья ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание «высказаться».

Немаловажную роль играет и отношение окружающих. Если мама малыша все время молчит, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается. Или другая крайность – мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно пальцем шевельнуть, предупреждая каждое желание. Такой ребенок, действительно, медленнее будет пополнять свой словарный запас.

А между тем уже на 7-8-м месяце жизни малыш может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый, умеет искать их глазами. Мама спрашивает: «Где часы?», а малыш смотрит на будильник, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов.

До определенного возраста число знакомых ребенку слов значительно превосходит число активно произносимых: «Все понимает, а сказать не может». У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается.

Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям – не отстает ли их чадо в умственном развитии, все ли в порядке с его здоровьем?! Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные малыши. Разумеется, если ребенок сильно отстает в физическом плане (например в 2 года только научился сидеть), то он и разговаривать начнет поздно.

Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.

Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!

Тем не менее врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем – на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.

И Вы еще успеете устать от выступлений вашего маленького Цицерона!

Тревожный диагноз – недоразвитие речи. История мальчика, который долго молчал

Когда ребенок в 3 года единственный в песочнице не говорит, можно представить, что творится в душе у родителей. Мы поговорили с мамой, пережившей подобный опыт, а также специалистом-логопедом, которая объяснила причины всевозможных задержек речевого развития.

Источник фото: архив автора

Мальчик, который «переговорил» свой диагноз

В районе года у Саши был традиционный небольшой набор слов «папа», «мама», «на». Шли месяцы, но запас слов так и не увеличивался. Попытки «разговорить» ребенка результатов не давали. Маму, как могли, поддерживали родственники:

Он пошел в отца, тот тоже долго молчал, но в 3,5 года его прорвало.

Потом говорили, что ребенок пойдет в сад и заговорит в детской компании. Но даже в 3,5 года Саша толком говорить не научился – лишь небольшие простые предложения,состоящие из 2-3 слов.

В поликлинике ребенку поставили диагноз «стертая дизартрия» и общее недоразвитие речи 2-го уровня. Оказалось, это один из самых распространенных логопедических вердиктов. Стало ясно, что проблему «перерасти» невозможно, нужна постоянная языковая муштра дома и со специалистом.

В семье нашли частного педагога, который два раза в неделю делал логомассаж, разминая специальным инструментом атрофированные мышцы языка, проводил всевозможные разминки, ставил звуки. Уже через год индивидуальные занятия дали видимый, а главное слышимый результат.

К этому времени Саша по очереди попал в логопедическую группу в саду. В таких группах, как правило, в два раза меньше воспитанников, своя специальная дошкольная программа, ежедневные групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

Источник фото: abecedaroditeljstva.com

Также в формуле успеха обязательная составляющая – постоянная работа дома с родителями.

За год в спецгруппе Саша из молчуна превратился в неугомонного «почемучку». А еще через год неприятный диагноз был аннулирован и мальчик без проблем пошел в школу.

Эта реальная история закончилась хорошо. Но всегда ли детям удается “перешагнуть” через задержку речевого развития? И насколько в целом это распространенная проблема?

На наши вопросы ответила логопед детского ясли-сада № 262 Минска Ольга Новацкая.

Что может быть причиной задержки речи

К сожалению, сегодняшние дети начинают говорить значительно позже, чем свои сверстники еще 15-20 лет. Количество детей с задержкой речевого развития и другими речевыми нарушениями неумолимо растет.

Причин для этого может быть много. Еще до беременности на ребенка накладывает отпечаток наследственность и образ жизни будущих родителей.

Во внутриутробном периоде негативно сказываются токсикоз, резус-конфликт между матерью и ребенком, стрессы, перенесенные заболевания матери во время беременности.

Также причинами нарушения речи могут быть родовые травмы: черепно-мозговые травмы, асфиксия, обвитие пуповиной, тяжелые заболевания, перенесенные до года: гнойный отит, менингит, энцефалит.

Иногда нарушения речи детей могут возникать по вине окружающих: неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности. Либо, с другой стороны, это излишнее «сюсюканье» приводит к тому, что ребенок перестает стремится к совершенствованию собственной речи.

Современные гаджеты также вносят свою лепту. Дело в том, что формирование и развитие речи происходит только в непосредственном, живом общении, где ребенок не только слушает, но и отвечает, включается в диалог, не только словами, но и мыслями, действиями и чувствами.

Поэтому есть рекомендация исключать просмотров телевизора/мультиков детям до 2 лет. Несомненно, в современном мире мы не сможем оградить детей от компьютера, планшета или телефона полностью, но прежде всего необходимо помнить об их дозированном и разумном использовании детьми.

Как правильно общаться с ребенком

Для родителей важно с самого рождения ребенка – проговаривать все, что происходит вокруг. Все ежедневные ваши ритуалы: купание, кормление, одевание на прогулку и многое другое.

Все, что ребенок делает, старайтесь обозначить определенным звуком или словом. Ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает в себя и накапливает весь словарный запас.

Уделяйте внимание развитию мелкой моторики рук ребенка. Необходимо помнить, что все речевые зоны находятся на кончиках пальцев ребенка. Ежедневные пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки», «Коза рогатая», пальчиковый массаж, лепка, игры с крупами и природным материалом способствуют активизации и развитию речевых центров в коре головного мозге.

Следующее, на что следует обратить внимание – это развитие фонематического слуха. Фонемы- это слова близкие по звучанию, например: каска-кашка. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для становления правильной речи.

Источник фото: integratsia.com

Можно взять различные музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, пианино. Ребенок не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

То же самое можно проделать с сыпучим материалом. Насыпать в пустые баночки разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по-разному.

Возможно, игры не сразу дадут положительный результат, но в процессе игр ребенок будет развивать память и мышление, что является основой для развития фонематического слуха

Как в норме развивается речь

Как правило, у ребенка к первому году в словаре около 10 слов.

К двум годам должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. При этом важно помнить, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5-3 годам.

К трем годам в речи появляются прилагательные и простые предлоги. Речь ребенка становится более понятной для взрослых. В звукопроизношении появляются звуки С, З, Ц, дети начинают использовать фразу из трех – четырех слов.

В возрасте 4-5 лет появляются звуки верхнего подъема: Ш, Ж, Ч. В речи детей появляется так называемое «словотворчество».

Источник фото: kinder-land.by

В 5-6 лет формируются звуки Л, Р. В этом возрасте ребенок правильно произносит все звуки в речи. В своих рассказах использует как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Когда бить тревогу

Таким образом, если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, не связывает слова в фразы, необходимо обратиться к специалисту.

Такая же рекомендация, если в возрасте 4-5 лет у ребенка бедный словарный запас, частое неправильное употребление слов, искажение окончаний, ребенок плохо пересказывает сказки, не выговаривает звуки, переставляет, пропускает звуки в слове.

Если ребенок помимо отсутствия речи не откликается на имя, не реагирует на обращенные к нему инструкции, не смотрит в глаза взрослому, предпочитает уединение, либо присутствуют какие-то нецелесообразные движения – это повод, чтобы обратиться к специалисту.

Ни в коем случае не стоит бояться записи в карточке. Если ребенок в ходе коррекционной работы исправляет свое речевое нарушение, то в карточке, фиксируется «речевое развитие соответствует возрасту, речь в норме».

Знакомы с проблемой не понаслышке? Расскажите о своем опыте в комментариях

Почему некоторые дети начинают говорить позже сверстников

Когда моему сыну исполнилось 11 месяцев, я начала ждать от него первых слов. Разумеется, сверяясь с таблицами норм развития, где было сказано, что к году малыш уже будет лепетать «мама» и «папа», просить «дай би-би» и прочие младенческие сладости.

В год сын не заговорил. В полтора – тоже. Впрочем, молчал он и в два. Ну как сказать, молчал. Закрыть ему рот было абсолютно невозможно. Но и вычленить из потока звуков хотя бы одно внятное слово тоже не представлялось возможным.

Бабушки в один голос читали мантру «ну он же мальчик, они поздние». Решила со специалистами: подожду до трех лет. А пока делала две вещи, как мне показалось, оптимальные на тот момент. Я безостановочно с ним разговаривала и постоянно ему читала.

Сын заговорил в 2 года и 3 месяца. Буквально за пару недель пройдя все этапы: от слогов до развернутых предложений с деепричастными оборотами. Я сейчас не утрирую. Более того, оказалось, что он запомнил практически все, что ему читали, и выдавал стихи и сказки цитатами наизусть.

Ребенок или Маугли?

Можно было выдохнуть. Но – как в том анекдоте – ложечки нашлись, а осадочек-то остался. Причем не только у меня, а у большинства современных мам. Вопрос: почему детская речь в начале XXI века развивается позже, медленнее, хуже, мы решили адресовать эксперту – ведущему логопеду дистанционного речевого центра «Оппи-онлайн» Татьяне Комаровой.

– Татьяна, почему у современных детей стали чаще случаться задержки развития речи?

– В наше время детская речь формируется не так, как в былые времена. Во-первых, даже наши мамы были здоровее и выносливее нас. Это не может не влиять на роды – они не так уж часто протекают абсолютно гладко: быстрые, долгие, с использованием стимуляций. В итоге ребенок рождается уже с неврологическими симптомами. И это, несомненно, тормозит в том числе и развитие его речи.

– Сейчас многие говорят, что на детей вредно влияют гаджеты…

– Даже не столько сами гаджеты, сколько то, что ребенок с телефоном или планшетом, по сути, предоставлен сам себе. И это самый невидимый, но и один из самых частых факторов – минимальное и непродуктивное общение с ребенком. А ведь речь не развивается без человеческого общения и взаимодействия. Думаю, многие слышали про детей-маугли. Если нет контакта с человеком, то речь, по сути, и не нужна. Все можно сделать руками, показать жестами и мимикой. Так и поступают животные.

– Какие самые частые проблемы сейчас видят логопеды?

– На самом деле мы сейчас чаще удивляемся, если ребенок развивается нормально, без отставаний и отклонений. Печально, но таких детей немного. А из проблем можно выделить темповые задержки речи – когда ребенок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трем, слабую мелкую моторику у детей постарше – очень неловко они работают пальчиками. Ну а связной красивой эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастать единицы.

– Что делать, если ребенок – «молчун», и как развить детскую речь?

– Исключите неврологические проблемы. Детям с речевыми проблемами – не только тем, кто не выговаривает звуки, но и тем детям, которые поздно заговорили и их речь бедна и неправильна, – стоит посещать логопедический сад. Там работают по специальной коррекционной программе. Но сад не заменит регулярного занятия с логопедом тет-а-тет. Лучше чтобы они шли в тандеме.

Обязательно обратитесь за консультацией в 3 года, 5 и 7 лет, даже если вы считаете, что у ребенка с речью все в порядке. Не все родители видят и знают, как должен развиваться артикуляционный аппарат ребенка, в норме ли фонематическое развитие и лексико-грамматическая сторона речи, соответствует ли развитие всех этих функций возрасту.

Любите своего ребенка, играйте! Игра – это единственный и основной вид деятельности ребенка до школьного обучения.

Эксперт рассказал, почему современные дети начинают говорить позже и что с этим делать

Современные дети начинают говорить позже. Это факт, давно признанный и врачами, и педагогами. Почему? Существует несколько версий, но все они относятся к разряду предположений и ни одну из них нельзя считать доказанной или научно обоснованной. Рассказывает нейропсихолог, логопед-дефектолог Марина Кузьмина, пишет «АиФ».

Во времена СССР считалось, что детям до 3 лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные дети зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и это время, как правило, не контролируется. Иногда гаджеты дают ребенку сами родители, ведь там так много «развивающих программ» для детей в возрасте 0+. Хотя специалисты по-прежнему считают, что детям (во всяком случае, до 1,2-2 лет) синие экраны противопоказаны: ребенок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего.

  1. Из-за обилия информации

Современные дети с момента рождения попадают в перенасыщенную звуками среду: как правило, в доме постоянно работает телевизор, звучит музыка, кто-то разговаривает по телефону. Фоновый шум забивает центры восприятия. Чтобы освоиться и разобраться, малышу требуется больше времени.

  1. Из-за сложной беременности или родов

Не секрет, что идеально протекающая беременность в наше время — редкость. Современные мамы работают (а значит, устают, нервничают и т. д.) вплоть до схваток. К задержке становления речи могут приводить неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия в родах и даже ранний перевод на искусственное вскармливание.

  1. Из-за двуязычной обстановки

В семьях, где разговаривают на двух языках, дети начинают говорить позже. Освоить два языка ребенку тяжелее, чем один. Зато, когда малыш заговорит, он будет общаться с каждым на его языке: например, с папой — по-английски, а с мамой — по-русски.

  1. Из-за частых перемен

Много путешествуете с ребенком? Часто меняете место жительства? У малыша за полгода сменилось три няни или два детских сада? Имейте в виду: на время привыкания к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.

Предел терпения

Что делать, если ребенок упорно молчит? Самая большая ошибка — это пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Специалисты считают, что простая фразовая речь («давай играть», «пойдем гулять») должна возникнуть к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет в речи ребенка обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения.

Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в два года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше.

Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно пройти обследование, — отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения.

Предел родительского терпения должен наступить в районе трех лет. Если ребенок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры.

Что советуют специалисты родителям «молчуна»?

  1. Больше общайтесь с ребенком. У разговорчивых родителей дети редко страдают задержкой речевого развития. На первом этапе не требуется никаких специальных приемов. Просто комментируйте все происходящее и поясняйте ребенку свои действия: «На улице шум. Наверное, поднялся сильный ветер. Сейчас включу чайник и заварю чай».
  2. Не дергайте ребенка, заставляя повторять слова: в доме должна быть спокойная доброжелательная атмосфера.
  3. Читайте вместе как можно больше, чаще и с выражением. Следите за реакцией малыша. Если книга ему не интересна, отложите и возьмите другую. Это способствует накоплению словарного запаса.
  4. Делайте логопедический массаж: ненавязчиво, мягкими движениями массируйте ребенку область артикуляции (щеки, губы, язык). Научите его подтягивать язычок наверх. Это помогает разрабатывать мышцы языка и уздечки (подъязычную и две подгубные).
  5. Не бойтесь лекарств. Иногда консервативных мер оказывается недостаточно и приходится подключать лекарственную терапию. Есть специальные препараты, которые активизируют деятельность речевых зон.

Причины по которым ребенок начинает поздно говорить

Если ваш ребенок, кажется, начал поздно говорить и не выговаривает много звуков, когда пришло время обратиться за помощью? Что нормально? Каковы причины по которым ребенок начинает поздно говорить?

Это часто первые слова, сказанные ребенком, и они могут превратить обычный день в незабываемый для родителей.

Но если дети отстают от своих сверстников в умении говорить, это может создать беспокойство среди родителей, и, возможно, желание позвонить педиатру, спрашивая: “Почему мой ребенок не говорит?”

Родители могут помнить, что старший брат и сестра значительно продвинулись в своем языковом развитии в том же возрасте, возможно, говоря в двух – или трехсловных предложениях в возрасте 2 лет. И со временем их опасения могут превратиться в панику .

В большинстве случаев, однако, нет необходимости в тревоге. Большинство детей развивают язык в своем собственном темпе, и существует широкий спектр нормального развития. говорит Дайан Пол-Браун, доктор философии, директор по клиническим вопросам Американской ассоциации речевого языка и слуха (ASHA). Некоторые дети развивают язык быстрее, чем другие . Тем не менее, есть моменты, когда речь и язык ребенка оцениваются.

Речевое развитие

Около 15% -25% маленьких детей имеют какое-то расстройство общения. Мальчики, как правило, развивают языковые навыки немного позже, чем девочки, но в целом, дети могут быть помечены как “поздно говорящие дети”, если они говорят менее 10 слов в возрасте от 18 до 20 месяцев, или менее 50 слов в возрасте от 21 до 30 месяцев.

Большинство экспертов говорят, что в возрасте 12 месяцев дети должны говорить отдельные слова, и могут быть в состоянии сказать “мама” и “папа”. Они также должны уметь понимать и выполнять простые просьбы (“дай мне игрушку”).

Российская академия педиатрии перечисляет следующие этапы в течение первых пяти лет:

  • К концу второго года жизни ваш малыш должен уметь говорить двумя-тремя словами. Он должен уметь следовать простым инструкциям и повторять слова, услышанные в разговоре.
  • К концу третьего года жизни ребенок должен уметь выполнять инструкции в два-три шага, распознавать и идентифицировать практически все обычные предметы и картинки, понимать большую часть того, что ему говорят. Он должен говорить достаточно хорошо, чтобы его понимали посторонние.
  • К концу четвертого года жизни ваш ребенок должен спросить «почему?» и понять о чем ему говорят. Он должен был освоить основные правила грамматики, как он слышит это вокруг. Хотя ваш ребенок должен говорить четко к 4 годам, он может неправильно произносить до половины своих основных звуков; это не повод для беспокойства.

Хотя некоторые дети, кажется, немного отстают в разговорном (или” выразительном”) языке, их” восприимчивый ” язык может быть лучше, то есть они могут казаться понимающими большую часть того, что им говорят.

Когда ребенок не использует много слов, но, кажется, понимает, что вы говорите, и может следовать командам, есть меньше причин для беспокойства, чем если ребенок отстает в экспрессивном и восприимчивом языке. Восприимчивый язык является полезным предиктором для дифференциации поздно говорящих от детей с задержками развития .

Растущее число

Число случаев позднего разговора детей, по-видимому, растет, говорит Мэрилин Агин, доктор медицинских наук, педиатр развития в Нью-Йорке . Это увеличение параллельно растущей заболеваемости хроническими ушными инфекциями, которые могут ухудшить слух и, в свою очередь, способствовать задержке речи. По мере того, как все больше детей проводят время в детских учреждениях, говорят педиатры, они подвергаются болезням товарищей по играм, которые могут привести к большему количеству проблем с ухом.

Хронические ушные инфекции могут негативно влиять на раннее обучение, особенно если присутствуют другие факторы риска. Дошкольные годы-критический период для развития речи и языка.

Хотя многие дети, по-видимому, генетически предрасположены к развитию речи позже, чем другие, факторы окружающей среды также могут играть роль в позднем разговоре детей. Например, в настоящее время проводятся исследования на предмет того, может ли воздействие таких веществ, как ртуть, вызвать неврологические повреждения, которые, в свою очередь, могут повлиять на речь и язык.

Чего ожидать

Хотя дети развивают языковые навыки с разной скоростью, важно, чтобы их прогресс был устойчивым и чтобы они достигли определенных этапов в рамках общепринятых временных рамок.

Вот несколько показателей того, что нормально и что должно вызывать беспокойство:

  • Большинство детей начинают ворковать и лепетать на первом году жизни. Они должны бормотать все согласные звуки, но если они ограничены в этом отношении, это может быть красный флаг.
  • Младенцы должны начать подражать звукам, которые говорят их родители. Когда мама или папа говорит “мама” или “папа”, а ребенок не имитирует это, это предупреждающий знак.
  • Не становитесь чрезмерно обеспокоены, если маленький ребенок не ясно говорит звуки. Способность к формированию этих конкретных звуков, как правило, развивается со временем, хотя, возможно, до 7 лет у некоторых детей. Как правило, логопедическая терапия не требуется, хотя может быть исключение, если эти звуки произносятся от собственного имени ребенка. Эти дети могут стать застенчивыми, могут неохотно говорить вам свое имя и могут отказаться от общества других людей.

Когда обратиться за консультацией?

Если вы беспокоитесь о своих поздно говорящих детях, обратитесь к педиатру или логопеду. Логопед может проводить тесты, анализировать речевые способности ребенка и советовать родителям, как стимулировать развитие речи. Эти виды услуг могут быть бесплатными в вашем садике.

При подозрении на проблемы со слухом, ваши поздно говорящие дети могут быть направлены к аудиологу для проверки слуха. Около 1 миллиона детей в СШАРоссии имеют некоторый тип потери слуха .

Насколько важно соответствующее вмешательство? Поздно говорящие дети могут иметь затяжные языковые проблемы и развивать неспособность к обучению в школе.

Устный язык является основой для всех академических областей, включая чтение, письмо и математику, и чем больше времени проходит до того, как помощь будет запрошена и предоставлена, тем слабее фундамент, на котором будет основано будущее обучение. Это похоже на с попытку построить дом без каркаса, чтобы поддерживать стены.

Поощрение нормальной речи

Поддерживать нормальное развитие речи и языка у вашего ребенка можно:

  • Разговаривайте с ребенком в течение дня, в том числе во время купания, смены подгузников и во время еды. Например, привлечь внимание вашего ребенка, а затем говорить о том, что вы делаете (“смотри, я открываю холодильник, и я беру еду”).
  • Когда вы разговариваете с ребенком, говорите на уровне выше его собственного. Если он использует три слова одновременно, вы не должны использовать только предложения из трех слов. Но в то же время не перегружайте его очень сложными предложениями.
  • Младенцы, кажется, обращают больше внимания и подражают больше, когда их родители говорят так называемым ” материнским языком”, что является более высоким, детским голосом.
  • Пойте для вашего ребенка, и начинайте читать рано.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: