Ментальная арифметика для детей: как организовать занятия в домашних условиях

Ментальная арифметика для детей: как организовать занятия в домашних условиях

Ментальная арифметика обучение в домашних условиях

Ментальная арифметика в домашних условиях. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно. Простое сложение и вычитание. Скачать примеры бесплатно. Примеры действий на абакусе. Вспомогательные бусинки (братья и друзья).

Материал подготовлен для родителей и детей в ознакомительных целях! За обучающими материалами и занятиями обращайтесь в развивающие клубы Вашего города.

Знакомство с Абакусом

  1. внешняя рама
  2. верхний ряд бусинок (братья): значение 5
  3. нижний ряд бусинок (друзья): значение 1
  4. расчетная (разделительная) линейка

Примеры действий на абакусе

При работе с абакусом используйте большой и указательный пальцы.

Нижние бусинки (друзей) добавляйте большим пальцем и вычитайте – указательным.

Верхние бусинки (братьев) добавляйте и вычитайте только указательным пальцем.

Для примера возьмем только единицы и десятки и сопоставим цифры и значения на счетах.

Задание 1: запишите значения, показанные на счетах.

Простое сложение и вычитание

Выполняйте все подсчеты слева направо (это облегчит вычислена при работе с большими числами).

Задание 2: простое сложение и вычитание

Вспомогательные бусинки (братья и друзья)

  • При нехватке бусинок воспользуйтесь верхней бусинкой (помощь брата) или бусинкой из следующего стержня (помощь друга).
  • Верхнюю бусинку (помощь брата) применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3.
  • Бусинку из следующего стержня (помощь друга) применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.

Сложение 5: помощь брата

Вычитание 5: помощь брата

Сложение 10: помощь друга

Вычитание 10: помощь друга

Ментальная математика отзывы

Методика раннего развития Макото Шичиды

Пластилинография для детей – творчество и развитие

Понравилось занятие? Ставьте сердечки и подписывайтесь на нас в социальных сетях:


Домашние занятия ментальной арифметикой

Динамичность современной жизни меняет требования ко всем поколениям людей, заставляет тренировать отдельные качества, навыки, чтобы успеть, не отстать, понять, сделать. Особенно важно найти свой ритм детям, только стоящим на пороге непредсказуемого водоворота жизненных событий. Понимая данную необходимость, родители стремятся дать им дополнительное образование, расширить школьные рамки.

Одна из популярных и эффективных методик развития интеллектуальных способностей – ментальная арифметика. В крупных городах России и стран СНГ создаются специализированные центры обучения, например, «Академия развития интеллекта SMARTUM» в Минске. Видеоматериалы групповых занятий впечатляют, но не все родители в состоянии оплатить профессиональный курс. Можно ли организовать занятия по ментальной арифметике дома? Насколько они будут эффективными?

Зачем нужна ментальная арифметика детям?

Многие родители задаются вопросом, зачем нужна ментальная арифметика. Для обучения данной методике есть несколько причин, они указаны ниже.

  1. С помощью упражнений школьник добивается отличных результатов, решая различные математические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Все эти процессы происходят только в уме, без помощи каких-либо технических приспособлений;
  2. благодаря одновременной гармоничной деятельности головного мозга повышается успеваемость в школе по всем предметам;
  3. появляется уверенность в себе и умение быстро находить верное решение;
  4. улучшается память и внимание, на ходу запоминаются большие тексты, успешно изучаются иностранные языки;
  5. формируются таланты школьника в таких сферах, как рисование, музыка;
  6. данная программа учит настойчивости в достижении результата, а это хорошо сказывается на спортивных достижениях ребенка.

Можно ли учиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?

При желании и некоторой подготовке ментальной арифметике для детей можно научиться дома.

У детей должен быть наставник, уже освоивший профессиональный курс обучения ментальной арифметике. Все участники процесса должны хотеть регулярно и продуктивно заниматься.

В теории все складывается. Но на практике выявляются моменты, существенно снижающие результативность занятий:

  • дети не воспринимают родственников в качестве педагогов;
  • домашняя обстановка не способствует продуктивности, всегда найдутся отвлекающие факторы: любимый кот, недостроенный конструктор и т. п. В обстановке групповых занятий на курсах это исключено;
  • родителям может не хватить терпения, чтобы добиться закрепления того или иного навыка. Проявление раздражительности сказывается негативно;
  • искажение упражнений наносит вред. У обычных людей, осваивавших методику самостоятельно, без профессионального руководителя, не может быть уверенности в ее доскональном знании.

Обучение в специализированных центрах предполагает также домашнюю подготовку. В рамках программ занятий школьников, дошкольников, подростков создана онлайн-платформа. Задания разбиты на уровни, соответствуют возрасту, разработана система поощрений за успехи, например, просмотр в конце мультфильма. Это хорошая мотивация для ежедневных домашних тренировок.

Достоинства профессиональных курсов

Несмотря на то, что ментальной арифметикой можно заниматься дома самостоятельно, специалисты считают, что лучше отдать ребенка в руки профессионалов. В «Академии развития интеллекта SMARTUM» ребенок попадает в коллектив, получает возможность социальной адаптации, сравнения собственных успехов с достижениями других ребят. Эти условия более благоприятны и действенны, чем домашние.

  • наличие уникальных пособий, не имеющихся в точках продаж;
  • опытные преподаватели. На тренингах и семинарах они постоянно повышают уровень квалификации;
  • отслеживание динамики образовательного процесса.

Резюмируя, можно сделать следующий вывод: организовать домашние занятия ментальной арифметикой возможно, но результат будет разительно отличаться от навыков, приобретенных во время посещения курсов.

Инструменты для обучения счету

Для того чтобы обучаться ментальной арифметике дома, нужно:

  • купить счеты соробан;
  • приобрести учебник с теоретической частью, где изложены правила работы с инструментом;
  • найти тетради с теоретическими упражнениями.

Как считать на абакусе?

Некоторые родители спрашивают, как научить ребенка ментальной арифметике дома. Для этого нужно сначала самим научиться считать на абакусе. Вот основные правила:

  • начинают откладывать косточки с нижнего ряда;
  • направление перемещения – справа налево;
  • при сложении вначале набирается одно число, а затем к нему прибавляются разряды второго;
  • если костяшек ряда не хватает, нужно использовать элементы, расположенные на один ряд выше.

Главное правило счёта на абакусе: «Считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления.

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.

  • Начнём со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2.
  • Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2.

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

  • Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 – 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
  • Простой пример с десятками: 24 – 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
  • По тому же принципу работаем с сотнями: 432 – 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.

Обратите внимание: чтобы умножать на абакусе, нужно хорошо знать таблицу умножения.

Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:

a — это множимое;

b — это множитель;

Пример: 43 x 8 = 344.

Шаг 1

В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.

Шаг 2

Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.

Шаг 3

Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344.

Делимое набирается на спицах в правом конце абакуса, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

  • Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
  • Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36.

Как пользоваться пальцами без использования счетов?

Конечный результат обучения ментальному счету – это решение арифметических задач на пальцах, без абакуса. Знакомство с этим методом практической работы начинайте с простых упражнений. Считать на пальцах нужно следующим образом:

Представьте, что рука — это абакус.

Пальцы левой руки отвечают за числа, кратные 10.

Большой палец – это 50.

Правая рука — это числа от 1 до 9, большой палец обозначает цифру 5.

Ментальная арифметика: чем разнообразить занятия

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 09.08.2019 | ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО 23.04.2019 | Роза Даньярова 4 комментария Час-полтора заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет. Поэтому у многих преподавателей этого направления встает вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета? Ведь игра в прятки, конечно, внесет бодрую нотку на урок, но вряд ли. Читать далее

Час-полтора заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет.

Поэтому у многих преподавателей этого направления встает вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета? Ведь игра в прятки, конечно, внесет бодрую нотку на урок, но вряд ли поможет ментальному счету:)

Вот что мы используем на занятиях в нашем центре.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через специальные двигательные упражнения. Они улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарные связи, способствуют развитию памяти, повышают устойчивость внимания.

И… оживляют детей на занятиях по ментальной арифметике:)

Рассмотрим несколько двигательных упражнений. Их можно использовать в качестве разминки в начале нового урока.

Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.

Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Очень забавное упражнение🤣

Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

«Кулак-ребро-ладонь»

Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Игры со счетом

Обычно мы играем в них в конце урока.

Вот ссылка ещё на одну статью, которая может вас заинтересовать:

Итак, игры со счётом:

«Живой абак»

Дети выступают в роли косточек на абаке. Каждому ребенку присваиваем цифру от 1 до 5. Ребята выстраиваются в линейку, как косточки на спице. На полу между косточкой «5» и остальными проводим воображаемую границу.

Учитель дает команды в виде примера: 1+2+1+5-2-1+3 =?

Дети двигаются либо к границе, либо от нее — в зависимости от команды. Потом спрашиваем у детей ответ. Такая игра развивает у детей командный дух и улучшает понимание счета на абаке.

«Счет с закрытыми глазами»

Считаем на абаке, закрыв глаза повязкой. Такая игра позволяет ребенку улучшить ментальный счет.

«Счет под интенсивную музыку»

Считаем ментально и на абаке под любую ритмичную современную песню. Мои ученики любят мелодию из мультфильма «Гравити Фолз». Такая игра позволят сконцентрироваться на счете и увеличивает темп счета.

«Счет со скакалкой»

Считаем ментально и скачем на скакалке. Такая игра помогает отучиться от использования рук при счете.

«Съедобные абаки»

Можно сделать с детьми съедобные абаки. Нам потребуются: шпажки — это спицы абака, маршмело, сладкая кукуруза — это косточки абака. Нанизываем на шпажку маршмело или кукурузу. Делим на верхнюю и нижнюю часть. Выделяем границу. И считаем примеры.

После игры можно будет съесть наши косточки.

Физкультминутки

Хотя предпочтительнее разнообразить занятия тематическими играми, все же без самых обыкновенных физкультминуток тоже не обойтись. Они очень нужны после активной умственной деятельности ребенка или перед рассмотрением новой темы.

Расскажу о наших самых любимых. Возможно, вы хорошо их знаете.

Физкультминутка 1

В понедельник я купался (изображаем плавание),
А во вторник — рисовал (изображаем рисование).
В среду долго умывался (умываемся).
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем),
Очень долго танцевал (кружимся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

Физкультминутка 2

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой),
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

А как вы разнообразите интеллектуальные курсы? Расскажите, пожалуйста, в комментариях.

Об авторе: Роза Даньярова

Преподаватель ментальной арифметики 5-го уровня (по международной шкале), директор по обучению в центре интеллекту­ального развития Education NonStop (Алматы). Ведущая онлайн-тренинга по ментальной арифметике для педагогов.

Reader Interactions

Обсуждение

Спасибо большое за идею «живого и съедобного абака». Я еще использую детские танцы с видео. Беру их из интернета, их там много. Например «мы пойдем налево» с ускорением или «мы едем, едем, едем».

Я веду занимательную математику, в том числе для 5-6 леток, и у меня
подвижные разминки — обязательные составляющие урока. Например, всякие вариации совы и птичек. Птички летают(бегают), пока сова считает с какого-то по какое-то число. Потом прячутся в домик (садятся на корточки, залезают под стол). Сначала совой может быть педагог, потом дети по очереди. Для усложнения можно считать двойками, тройками, десятками. Можно считать в обратную сторону.

Мы играем в «резиночку»(наша игра с детства.нравится и мальчикам), «рыбака и рыбку», младшие ребята прыгают, как львятки через обруч — «горящее кольцо», дети любят пантомимы (изображают и угадыват природные явления, профессии, супперспособности и т.д)

Мария С.Р. говорит

В МАТЕМАТИЧЕСКИХ занятиях активно использую «Поезд»:
— выкладываем цифры по порядку на полу (каждый получает несколько карточек так, чтобы у всех вместе получился весь числовой ряд);
— ведущий-поезд «ездит» по остановкам вперед и назад (скорый поезд — через 1-2 остановки), а остальные догадываются, куда попадёт поезд. В последующем — записываем «расписание поезда» в виде примеров на сложение и вычитание.
В своих программах по РУССКОМУ ЯЗЫКУ активно использую фонематические игры. Пример:
Игра 1. «Услышать звук». (Цель – развитие фонематического слуха). На доске – «Г» и «К» синего и зелёного цвета. «Сейчас мы будем играть. Внимательно слушайте, чтобы угадать, с какого звука начинается слово. Если с твёрдого «Г» (синего) — подпрыгиваем один раз, если с мягкого «Гь» (зеленого) — приседаем на корточки».
Слова: гусь, гарь, гора, гири, горе, газ, грусть, год, гитара, гвалт, гном, гимн, герб, голод, гонит, гений, гибель, гадость, гром, грамм, гамма, гемма, грамота, гусли, густой, герой.
Игра 2. «Теперь мы будем хлопать, если слышим звук «К», а топать, если «Кь»».
Слова: кедр, кадр, кино, кукла, коньки, куски, киски, каски, коды, кеды, кредо, кивок, кусок, клочок, течёт, кречет, Крит, кит, кот, куртка, кепка, кипа, крупа, купать, кипеть
Игра 3. «А теперь – всё вместе: «Г» — прыгаем, «Гь» — приседаем, «К» — хлопаем, а «Кь» — топаем. Звуки будут не только в начале слова. Кто ни разу не ошибётся – самый внимательный!». Используем пиктограммы действий.
Слова: Куст, густ, жест, кисть, гимн, гомон, кефир, кафе, гость, кисть, кедр, гордость, гибкость, колкость, кидать, кобра, километр, грамм, гимн, груша, кружка, Кеша, Гриша
Похвала после каждой игры и, отдельно, после всего задания, когда сели на места – обязательно. Тайминг – 15 мин

Как обучить ребенка ментальной математике самостоятельно

Уроки по ментальной математике с каждым днем набирают все большую популярность. Эта наука преподается в школе, открываются курсы и небольшие развивающие центры, преподаватели в которых занимаются такой арифметикой.

Что такое ментальная математика

Система развития детского интеллекта, которая построена на обучении быстрому счету в уме по необычной методике, называется ментальной математикой. В ее основе лежит система арифметических действий с помощью специализированных японских и китайских счет. Подходит для развития детей от 4 до 14 лет.

Изобретена ментальная арифметика для детей в Турции. В Азии ее использовать стали с 1993 года. Сейчас методика широко распространена по всему миру и помогает развить мышление, интеллект и память ребенка.

Ментальная детская математика помогает существенного облегчить детям дошкольного возраста процесс знакомства с цифрами и их запоминание. Для дальнейшего изучения математики такое обучение считается прекрасной базой, так как признана дать понимание пространственности и состава числа.

Ментальная арифметика способствует:

  • развитию умения концентрировать внимание;
  • активизации слуховой и зрительной памяти;
  • совершенствованию интуиции и смекалки;
  • формированию креативного мышления;
  • реализации способностей в дальнейшем.

Обратите внимание! После полного курса, в том случае если подход был профессиональный, и удалось в итоге достичь поставленных целей, ребенок без особого труда может решать в уме как простые, так и сложные задачи.

Как работает ментальная арифметика

Методика обучения ментальной арифметике детей дошкольного возраста

У людей каждое полушарие мозга отвечает за определенное направление. Развиваться творчески помогает правое, оно также отвечает за образное восприятие и мышление. Левое находится в ответе за логическое мышление.

В момент, когда человек начинает работать руками, деятельность полушарий активизируется.

Обратите внимание! В зависимости от того, какая рука задействована, происходит активизация соответствующего полушария. Именно поэтому основной задачей ментальной математики является задействование всего мозга в образовательном процессе.

Программа по освоению устного счета основана на последовательном прохождении нескольких ступеней. Сначала ребенок знакомится с сутью выполнения арифметических действий с использованием косточек и овладевает техникой. В этом процессе задействованы сразу две руки и участвует как правое, так и левое полушария. Благодаря такому подходу усвоение и выполнение арифметических действий достигается максимально быстро. В процессе обучения ребенок использует абакус, который помогает свободно складывать и вычитать, умножать и делить, а также вычислять квадратный и кубический корни.

Урок ментальной математики с абакусом (счетами)

Второй этап изучения заключается в обучении детей ментальному счету в уме. Ребенок перестает постепенно привязываться к абакусу, в результате этого происходит стимуляция воображения.

Как правило восприятие цифр происходит в левом полушарии, а образ костяшек воспроизводится правым. На этом основывается методика ментального счета.

Обратите внимание! Для детей дошкольного возраста обучение ментальной математике является увлекательным и интересным процессом, помогающим подготовиться к школе.

Самостоятельное обучение дошкольника дома

Так как занятия в специальных центрах многим не по карману, родители задаются вопросом, можно ли ментальной арифметике для детей обучить самому дома. Как показывает практика, изучить азы вполне возможно самостоятельно. Помимо всего прочего такое обучение отличается рядом преимуществ:

  • В домашней обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.
  • Родители, зная все особенности своего чада, могут составить план и проводить занятия, исходя из физиологических, умственных и психологических нюансов дошкольника.
  • Отсутствует необходимость оплачивать уроки.
  • Во время занятий с ребенком родители также узнают для себя что-то новое.

Перед тем как заниматься ментальной арифметикой с ребенком дома стоит учитывать не только плюсы таких занятий, но и минусы. Основным считается то, что родители, которые не имеют педагогического образования, в силу любви к своему ребенку могут проявлять чрезмерную требовательность или наоборот закрывать глаза на недочеты. Именно в результате этого многие дети не воспринимают родителей как преподавателей.

Чтобы обучать своего малыша ментальной арифметике в домашних условиях, предварительно необходимо самостоятельно изучить все нюансы. В большинстве случаев, в силу возраста сделать это бывает весьма проблематично. Даже упустив некоторые мелочи, существует риск неправильного обучения. Чтобы избежать ошибок, родители должны тщательно подготовиться, в этом поможет информация, которую можно найти на сайтах и многочисленные ролики.

Обратите внимание! Для достижения результатов важна мотивация и дисциплина. Занятия, несмотря ни на что, должны проводиться постоянно, а не тогда, когда захочется.

Задачи по ментальной арифметике

Перед тем, как приступить к выполнению задач, важно понимать то, что такое ментальная арифметика для детей, обучить самому которой будет весьма проблематично. Но ничего невозможного нет. Самое главное — ответственно подойти к процессу.

Для обучения понадобится приобрести специальные счеты абакус или соробан. Как только они будут куплены, можно приступать к обучению. Методика рассчитана на обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для достижения результатов, категорически запрещено игнорировать систематические каждодневные домашние занятия. Они должны быть построены в форме урока. Специалисты рекомендуют учить детей не только ментальной математике, но и скорочтению.

Перед тем как приступить к занятиям в домашних условиях, важно иметь представление о всех нюансах ментальной математики для детей. О том, что это ответственный процесс, также забывать не стоит.

Обратите внимание! Если занятия проводятся правильно, то первые результаты становятся заметны уже через 2-3 месяца. Чтобы полностью освоить технику, малышу понадобится приблизительно 2 года.

Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить.

На первом занятии ребенка рекомендуется познакомить с абакусом. Малыш должен пощупать и научиться передвигать костяшки. Не лишним будет посмотреть совместно видеоурок. К сложению однозначных и двузначных чисел можно приступать только после усвоения принципа работы.

После того как ребенок освоил счеты, его необходимо ближе познакомить с основными принципами работы и переходить к простейшим примерам сложения.

Обратите внимание! Категорически запрещено торопиться. Умение формируется постепенно, поэтому надо проявить терпение по отношению к ребенку и не ждать моментальных результатов.

Задача 1. Необходимо сложить 14 и 22. Для этого нужно следовать алгоритму: сначала необходимо отложить на спицах число 13 и прибавить к нему 23. В результате этого получается 36. Все математические действия должны выполняться исключительно слева направо.

Вычитать на абакусе тоже весьма просто.

Задача 2. От 8 нужно отнять 4. Для этого в верхнем блоке на первой спице опускается костяшка. В результате этого получается 5. Затем 3 бусины поднимаются в нижнем блоке и выставляется цифра 8. После этого опускаются 3 костяшки в нижнем углу и остается 5.

Следующим этапом освоения ментальной математики является умножение и деление. Этим действиям научить малыша немного сложнее, но со временем ребенок обязательно их познает.

Задачи по ментальной математике

Ментальная математика для детей является довольно новой программой, которая применяется для обучения детей устному счету. Несмотря на то, что методика появилась не очень давно, она получила огромную популярность и показала превосходные результаты. Родители единогласно сходятся во мнении, что программа не только максимально эффективна, но и полезна.

Первые успешные результаты наблюдаются уже по истечении нескольких месяцев, при условии, что занятия проводятся систематически. В результате у детей значительно улучшается память, повышается способность к сосредоточению, а мышление приобретает креативный характер. Если занятия начинают проводиться в дошкольном возрасте, ребенок успевает многому научиться и в дальнейшем чувствует превосходство в школе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Как научиться ментальной арифметике: видео уроки

Интересные статьи

Конспект занятия по математике в детском саду по ФГОС

На сегодняшний день набирает популярность занятия по ментальной арифметике. Открываются курсы, школы и небольшие развивающие центры, где преподают ментальную математику. Возможно вы посмотрели ролики в сети, где дети считают быстрее калькулятора или у ваших знакомых, ребенок ходит на эти курсы и уже начал показывать хорошие результаты в сложении и вычитании двухзначных чисел. И вас появилось несколько вопросов: Что это и зачем это нужно и как влияет на развитие ребенка. А также, как научится ментальной арифметике? Ниже рассмотрим все эти вопросы и подробно разберем примеры счета и какие дополнительные материалы нам для этого понадобятся. Посмотрим бесплатные видео-уроки по ментальной арифметике.

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика — это процесс обучения быстрому счету в уме. Родоначальником этого метода был турок Шеном. Весь метод строится на применении счет придуманных в Китае примерно пять тысяч лет назад. Называются такие счеты – абакус. Возможно кто-то может подумать, что нужно было назвать этот метод абакус арифметика или еще как-то, используя название счет, но счеты — это лишь инструмент, который облегчает решение арифметических задач. Вся суть метода — это подсчет в уме. Слово ментальная происходит от лат. mentalis — умственный, рассудочный. Когда считают с помощью данного метода, в уме представляют эти счеты, передвигают бусины в нужном порядке и производят подсчет нужного примера.

В 1993 году это образовательная программа, впервые начала работу в Азии. На данный момент более 5000 обучающих центров занимаются по данной методике по всему миру. Больше всего эта программа развивается таких странах как США, Канада, Австрия, Таиланд, Китай и Австралия.

В России сейчас открывается много подобных школ и курсов по обучению ментальной арифметике. Стоимость занятий от 500 рублей за один урок или от 4000 рублей за абонемент. Не всем такие суммы по карману и многие хотят научится этому методу самостоятельно и в дальнейшем обучить своего ребенка.

Ментальная арифметика на первый взгляд может показаться трудным способом для решения примеров. Но если набраться не много терпения и прочитать статью до конца и про решать все примеры. Этот способ будет не таким трудны как был до прочтения данной статьи.

Что нужно для обучения

Первое что нам понадобится для обучения ментальной арифметикой это счеты абакус или соробан. В отличии от стандартных счет, советского времени, эти счеты в два раза меньше по ширине. У них на горизонтальных линиях всего пять бусин, а у наших десять. И один столбец с одной бусиной в каждом ряду, от делен от остальной вертикальной перегородки, это если держать счеты вертикально, так как мы бы держали наши обычные счеты. Абакус обычно держат в горизонтальном положении и с верху располагается ряд с одной бусиной, в низу расположены столбцы по 4 бусины в каждом.

Купить их можно здесь ( купить счеты ) , там они не дорогие, многие покупаю и оставляют хорошие отзывы. Можно поискать в магазинах своего города, но они уже будут по дороже, да и времени по больше уйдет на поиск.

Можно сделать абакус своими руками из старых счет. Разберите счеты, уберите оттуда 5 бусин из каждого ряда. Отделите вертикальной перегородкой одну бусину, в каждом ряду и счеты готовы. Чтобы они были больше похожи на китайские можно укоротить спицы на которых держаться бусины и горизонтальные направляющие с верху и снизу.

Если нет старых счет и не хочется что-то изобретать или пока ждете, когда придут ваши новые счеты, стоит воспользоваться онлайн тренажерами для тренировки и обучения счету. В Google Play наберите «соробан», там много этих игр. В этой статье используются скриншоты из приложения Simple Soroban. Очень удобное приложение для обучения.

Со счетами определились нужно переходить к обучению.

Основы ментальной арифметики

Как выглядят счеты абакус и из чего состоят вы уже знаете. Сейчас нужно понять, как набирать числа.

Располагаем соробан как на рисунке выше. Перед нами столбики, у стандартного соробана их 13. Мы будем использовать абакус с девятью столбиками (такой же как в приложении Simple Soroban). Начиная с крайне правого столбика, в этом столбце единицы. Т. е. здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец — это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. На верху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и так далее. Чтобы нам показать цифру пять, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины в верху, а нижние внизу это ноль. Чтобы больше было понятно разберем несколько цифр:

  • Чтобы составить цифру 7 нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5 и поднять две бусины с низу, т.е. мы к 5 прибавили 2 получилось 7.
  • Цифра 9 это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки.

Как только научились быстро набирать единицы, переходим к двухзначным числам, т.е. к десяткам.

Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73.

Несколько раз потренируетесь и все будет понятно, потом переходите к сотням и так далее.

Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5 нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2 нужно большим пальцем правой руки поднять две бусины из первого столбца. Запоминаем правило вверх это большой палец, вниз указательный. В столбце с десятками все тоже самое только левой рукой. Если смотрели видео как дети считаю, можно было заметит, как они крутят пальцами. Так они представляют, как передвигают бусины на счетах и тем самым производят у себя в голове, подсчет на воображаемом соробане.

Так как вся суть метода сводится к тому чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научится запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет. Пример на фото ниже.

После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям, первое что мы разберем это сложение.

Первое арифметическое действие, которое мы рассмотрим это сложение. Это самое простое действие, производимое на соробане. В качестве примера возьмем: 13+23
Выкладываем число 13: в первом столбце поднимаем три нижние бусины, во втором одну нижнюю получаем 13.

Чтобы прибавить 23 в первом столбце, с единицами, нужно добавить три бусины, так как в низу осталась не задействована только одна бусина, нужно опустить бусину из верхней части соробана, так мы прибавим 5, после этого опускаем две бусины из нижней части и получается в столбце с единицами цифра 6.

Далее складываем десятки, для этого во втором столбце поднимаем две нижних бусины. В итоге у нас получилось число 36.

Для закрепления материала и лучшего понимания рассмотрим более сложный пример: 17+14.

Сначала составим число 17, описывать как мы его составляем не будем, просто напишем итог для проверки, и чтобы скоординировать наши действия. Что получилось смотрите на фото.

Далее переходим к сложению, прибавляем 4, так как 7+4=11 то поднимаем в первом столбце одну нижнюю бусину и сразу переходим к десяткам и там поднимаем одну нижнюю бусину, которая получилась при сложении единиц, далее прибавляем 10, которая осталась от первоначального числа 14, для этого так же поднимаем одну бусину с низу. Итого 17+14=31

Видео урок: Сложение

Переходим к следующему действию, вычитанию. Для примера возьмем 83-56.

Выставляем на соробане число 83, что получилось сверяем по фото.

При вычитании все действия нужно производить в обратном порядке и начинать нужно с десяток. Нам нужно у десяток убрать 5 бусин, для этого поднимаем верхнюю бусину. От единиц нужно отнять 6, так как у нас только 3 единицы, берем из второго столбца десятку, т. е. опускаем одну бусину. В единицах нужно из 13 вычесть 6 получается 7, выставляем эту цифру на соробане. В итоге 83-56=27

Видео урок: Вычитание

Следующее действие — это умножение, тут уже нужно не много больше напрягать свои извилины. Для примера перемножим два двухзначных числа: 13*22

Сначала перемножаем десятки обоих чисел 10*20=200 выставляем на абакусе 200:

Потом единицы первого числа с десятками второго 3*20=60:

Далее десятки первого с единицами второго 10*2=20:

Последние действие, перемножаем единицы обоих чисел 3*2=6:

В итоге получилось 286

Видео урок: умножение

Следующее действие деление. Для примера разделим 62 на 2. Для этого разделим соробан по полам или, например, на две части относительно точки на соробане. С права мы выставляем число, которое нужно разделить, а слева оставляем место для ответа, если число двухзначное, то для ответа оставляем максимум 2 столбца, если трехзначное, то три и т. д. И так нам нужно 62/2 выставляем справа число 62. В левой части будем писать ответ, предлагаю писать его начиная с крайне левого столбца, чтобы если вам попадется число, при делении которого появится остаток, то для записи остатка были свободные столбцы. Число выставили, делим сначала цифру 6 т. к. она кратна двойке и дает полное число без остатка и это будет 3, набираем тройку в крайне левом столбце. А в правой части отнимаем 6 из столбца с десятками, остаётся 2. Дели 2 на 2, получается 1, набираем его во втором, от левого края, столбце. В итоге у нас получился ответ 31.

Возьмем пример по сложнее 864/4. Набираем в правой части соробана 864. Сначала делим 8 на 4 получается 2, в крайне левом столбце набираем 2. В правой части в столбце с сотнями убираем 8, остается 64. Делим 6 на 4, у нас получится число с остатком, поэтому нам надо умножить число 4 на такое число чтобы оно было меньше 6 и самое ближайшее к нему. Т. о. нужно 4 умножить на 1 получится 4. Один вписываем во второй от левого края столбец, а из 6 вычитаем 4, справа получается число 24. Это число делится на 4 без остатка и получается 6. Шесть записываем в третий столбец от края, в итоге ответ 216.

Видео урок: Деление

Это способ деления соответствует тому, который показан на видео выше, но, если вы по рекомендации из этой статьи, используете для обучения приложение Simple Soroban (это приложение бесплатное) из магазина Google Play. То удобнее число, которое нужно разделить записывать с лева, а ответ с права. Тем самым вы не запутаетесь и будите быстро решать тесты из данного приложения. Пример как считать тесты в приложении Simple Soroban:

Мы рассмотрели все арифметические действия, которые можно посчитать с помощью счет абакус. Вроде бы ничего сложного нет, нужно только часто тренироваться и вы научитесь ментальной арифметике в домашних условиях, так же, как если бы посещали одноименные курсы за деньги.

Ментальная арифметика в домашних условиях

Метальная арифметика: что это такое

Ментальная арифметика – созданный известным турком Шеном метод по обучению быстрому счету в уме. Этот способ базируется на использовании особых, созданных в Древнем Китае, счет, которые называются «абакус» или «соробан». Они применяются лишь в начале обучения, а в дальнейшем считающий лишь представляет их себе во время подсчета и «передвигает бусины в уме».

Как выглядят особые счеты

Для обучения метальной арифметике дома необходимы особые счеты. Они выглядят совсем не так, как привычные советские. Они в два раза меньше в ширину и на них не по 10 бусин, а по 5. Один из столбцов отделяется от вертикальной перегородки и в нем только 1 бусина.

Абакус располагают не так, как стандартные счеты, когда бусины располагаются горизонтально. Эти особые счеты держат вертикально и 1 отделенная рамкой (или «небесная») бусина находится вверху, а под ней – еще 4 бусины.

Приобрести абакус или соробан можно в интернет-магазинах или отделах с канцелярскими товарами. Если такой возможности нет, то их можно изготовить и самостоятельно – из старых обычных счет. Этот предмет следует разобрать и оставить только по 5 бусин в каждом ряду. Вертикальной дополнительной перегородкой следует отделить одну бусину. При желании, чтобы счеты были больше похожи именно на традиционный абакус, можно укоротить и спицы, на которых располагаются бусины.

Если нет и старых счет, то приспособление можно заменить онлайн-тренажерами, которые просто найти в Google Play.

Как подготовиться к занятиям по ментальной арифметике в домашних условиях родителям

Перед тем как начинать учить ребенка, следует позаботиться о том, чтобы занятия были понятными и интересными. Для их организации необходимо:

  • пройти азы ментальной арифметики и закрепить свои знания при помощи самоучителя;
  • оборудовать место для занятий: в нем должны быть счеты и яркие интересные для ребенка учебные пособия;
  • составить программу по изучению счета на пару месяцев;
  • сделать подборку видеоуроков, показать ребенку счеты и вместе с ним просмотреть подобранные видео;
  • научить ребенка правильно откладывать бусины при помощи указательного и большого пальца;
  • завести тетрадь с зарисованными методами выкладки цифровых комбинаций на абакусе;
  • все уроки ментальной арифметики должны проводиться регулярно, без спешки и ругани, их длительность должна составлять не более 30 минут;
  • после того как ребенок освоил азы, можно перейти к сложению сначала однозначных, а затем и двух- и трехзначных чисел;
  • после того как материал на сложение полностью усвоен и закреплен, можно перейти к вычитанию;
  • после закрепления и повторения всего пройденного материала на плюсы и минусы можно приступать к умножению и делению, если возраст позволяет объяснять ребенку эти арифметические действия;
  • начать пробовать ментальный счет (без абакуса), представляя счет лишь в уме и работая на пальцах;
  • постоянно закреплять освоенную методику визуализации.

Примерно так будут выглядеть уроки метальной арифметики. Они могут дополняться видеоматериалами, а примеры можно трансформировать в интересные для ребенка задачи. Ведь в игровой форме материал усваивается намного лучше и быстрее.

Основы ментальной арифметики

Обучение должно начаться с освоения откладывания цифр на абакусе. Ребенку нужно объяснить, что:

• верхняя одна отдельная бусина означает число, кратное 5, в первом ряду это цифра 5, во втором – 50, в третьем – 500 и т. д.;• начиная с крайнего столбика, справа расположены единицы, на нем можно составить цифры от 1 до 9;

• следующий столбик представляет десятки от 10 до 90, а последующие – сотни, тысячи и т. д.

Теперь учим ребенка, как составлять цифру. Например, отложив одну отделенную вверху бусину на крайнем правом столбце, мы изображаем цифру 5. Если к ней приставить две бусины снизу – получим 7, если 3 – 8. Далее цифры складываются по аналогии.

После того как ребенок хорошо освоил складывание однозначных чисел, можно перейти к двухзначным. Например, научим ученика набирать число 63. Вспоминаем, что второй справа столбец – десятки. Откладываем на нем верхнюю бусину, означающую 50. Поднимаем к ней одну бусину снизу – в итоге получится 60. Возвращаемся к первому столбцу и откладываем на нем 3 единицы. Набранная на абакусе комбинация будет означать цифру 63.

Кроме обучения откладыванию цифр на абакусе, следует научить ученика читать цифры на счетах.

Для этого можно пользоваться не счетами, а нарисованными карточками с графическим изображением числа и соответствующими его значению отложенными на счетах бусинами. Например, пишем число 14 и рисуем рядом одну отложенную на абакусе бусину во втором столбце десятков и 4 бусины в первом столбце единиц.

После освоения двухзначных цифр ученику можно начинать объяснять и как складываются трех- и четырехзначные числа. Ведь для этого всего лишь необходимо усвоить, что третий столбик справа – это сотни, а четвертый – десятки тысяч. Главное, чтобы перед началом этой части учебы для ребенка уже были известны эти цифры.

Как научиться выполнять сложение и вычитание на абакусе

После освоения откладывания чисел можно приступать к простейшим математическим действиям. Отзывы родителей показывают, что чаще эти упражнения усваиваются легко.Для начала следует научить ребенка складывать числа. Рассмотрим этой действие на примере простейшего примера – 14 + 24:

  • откладываем первое число 14 – десятки одной бусиной, единицы четырьмя бусинами;
  • продолжаем откладывать второе число 24 – к одной бусине добавим 2, а к 4 бусинам еще 4;
  • читаем число – три десятка и 8 единиц, это число 38.

Позднее можно складывать более большие числа, когда в сумме получаются цифры более 100. Для этого ребенку будет нужно объяснить, как откладывать сотни. Например, 60 + 50. Если при сложении десятков 6 и 5 вышло 11, то на третьей спице абакуса откладываем 1 из четырех бусину. На спице с десятками – 1 бусину. В итоге получилось 110.

После освоения сложения можно приступить к вычитанию. Ребенок должен запомнить, что примеры на действие минус следует начинать решать с сотен или десятков. Например, 34 – 12:

  • откладываем цифру 34 – три бусины на второй спице и 4 бусины на первой;
  • отнимаем от набранного числа 12 – одну бусину убираем вниз на второй спице и 2 бусины снимаем на первой;
  • читаем полученное число – 22.

Осваивая действия с плюсом и минусом, ученику следует предлагать начать осваивать и ментальное представление. Он может представлять математическое действия как карту в уме. Ментальная арифметика в домашних условиях предполагает не только освоение счета на абакусе. Все эти передвижения бусин на счетах необходимо представлять в уме и тогда любой пример будет по плечу.

Ментальная арифметика востребована и сейчас, несмотря на засилье гаджетов, в которых присутствует и калькулятор. Умение считать в уме – важный навык для всех детей и без него не обойтись не только в школе, но и жизни. Для проведения уроков дома достаточно купить счеты и воспользоваться пособиями с упражнениями и наглядными картинками.

Каждый родитель сможет помочь своему ребенку не только обучиться считать на абакусе, но и выполнять подобные действия в уме. При этом ученик будет представлять воображаемые счеты и передвижение бусин на них. В итоге он получит решение примера на сложение и вычитание. А позднее сможет освоить и более сложные действия – умножение или деление.

Ментальная арифметика в домашних условиях

Как научить ментальной арифметике дома?

Вы решились научиться считать на счетах абакуса или соробана? Как научить ребенка ментальной арифметики дома?

Ментальная арифметика обучение дома? Как именно считать и с чего начинать? Чтобы ответить на эти вопросы Вам просто необходимо прочитать азы ментальной арифметики.

Занятия в домашних условиях для ребенка будет сразу не так просты. Нужно будет набраться терпению и огромного усердия

Занятия не должны быть в хаотичном режиме! Постарайтесь решить в какое время будет проводиться систематические уроки. Теперь давайте ответим на вопросы:

Что же такое Ментальная Арифметика?

Это уникальная методика интеллектуального развития от 4 до 14 лет, в основе которой лежит многовековая система арифметических действий с помощью счета- абакус, соробан. На сегодняшний день действует около 6000 центров по более чем в 54 странах мира, основные из них: Китай, Казахстан, Япония, Турция, Малазия …

Открывать в человеке гения необходимо в детском возрасте, когда ум ребенка гибок и способен к трансформированию задатков в способности, те, в свою очередь, в таланты, и только тогда Вы получите гениального, успешного в любых делах и начинаниях ребенка!

Давайте составим план урока:

  1. Что такое абакус, соробан?
  2. Расположение чисел
  3. Как складывать?
  4. Дополнительная литература

Что такое абакус?

Это внешний вид Абакуса.

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. Принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере.

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

Получилось число 15!

Покажем теперь число для примера -53-на-абакусе На линейке десятков опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая означает 50. А на линейке единиц поднимаем с верху 3 костяшки. Получилось число 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать на абакусе?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

прибавление одного десятка на абакусе

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

В результате получилось 47! Результат мы получили верный!

Развить навыки быстрого счёта вы можете на бесплатном онлайн тренажёре здесь

Ментальная Арифметика научиться дома — Дополнительная литература

Вот по такой схеме на абакусе и считают. Показ был самого простого. А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста!

Обратите внимание на книгу «Ментальная арифметика. Школа волшебников» Она ориентирована на обучение детишек.

Рекомендуем вам приобрести:

Ментальная арифметика домашнее задание

Самая главная составляющая часть в обучении, не игнорируйте систематические каждодневные домашние задания, обязательно давайте их детям! Желательно заниматься дома не только Ментальной Арифметикой, но еще и Скорочтением. У нас Вы можете найти упражнения для скорочтения. Более подробнее о скорочтении, Вы можете узнать у нас в темах.

Ментальная математика в домашних условиях скачать бесплатно

Так что же такое Ментальная арифметика

Ментальная арифметика сегодня — это новая методика обучения детей, она имеет древние корни. Результаты японских и китайских школьников доказывают, что такие занятия не только учат детей прекрасно считать без калькулятора, но и развивают их воображение. Что же это за методика, кому она нужна и можно ли заниматься дома?

Время от времени в сфере образования появляются «модные новинки». В последнее время стало модным отдавать детей на обучение ментальной математике. Хотелось бы разобраться что же это такое? Так ли полезно развивать ребенка с помощью этой системы? Есть ли побочные действия у этого приема обучения?

Развитие ребенка начинается буквально с первых дней его жизни. По мере взросления ему необходимо профессиональное влияние педагогов, которые смогут правильно оценить потенциал малыша и направить его в созидательное русло. Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме. Что же такое ментальная арифметика: очередная бизнес-идея или полезная программа обучения? Читая рекламу центров обучения ментальной математике, выяснилось, что у обучения ментальной арифметики есть вот такие плюсы:

— За счет стимуляции мелкой моторики рук и наглядного представления результата вычисления развивается левое полушарие.

— Благодаря счету в уме и на счетах как правой, так и левой рукой, развивается правое полушарие.

— Улучшение успеваемости по всем предметам, и даже в обучении музыке.

— У ребенка развивается способность добиваться успеха в любом деле.

Все эти преимущества сводятся к тому, что благодаря занятиям ментальной математикой или арифметикой (это одно и то же), ваш ребенок войдет в 5% успешных людей, добивающихся высоких результатов во всем. И произойдет это благодаря тому, что занятия будут стимулировать равномерное развитие двух полушарий головного мозга. А по мнению ученых, именно от гармоничного развития обоих полушарий, зависит насколько успешен человек в жизни.

Новаторская методика была придумана турком А. Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад. Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало формированию новой программы, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар». Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России, Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.

Зачем это нужно ребенку

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы «включаем» правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Как работает Абакус

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.

Цели и результаты

Главными целями менара являются концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребенок может выполнять сложные арифметические задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи быстрее калькулятора. Программа не только охватывает математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно.

Можно ли заниматься дома

Ментальная арифметика в домашних условиях — вполне реальное занятие. Для этого нужны счеты соробан, рабочие тетради и взрослый, который будет эту идею поддерживать. У методики масса своих особенностей, поэтому для начала освоить ментальный счет должен сам родитель. Несмотря на естественную конкуренцию и развитие отношений в группе, дети соревнуются не друг с другом. Единственный человек, с которым они ведут спор — они сами. Сегодня они выполнили один объем работы, завтра сделают больше. Так они учатся ставить цели и добиваться их. А также формируют понимание, что сравнивать себя с другими — это пустое занятие. Мы никогда не станем кем-то. Только собой. У каждого из нас свой неповторимый рисунок жизни, и важно следовать своему заданному курсу.

Сегодня по всему миру у тысячи частных образовательных детских центров в систему включена ментальная арифметика. Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается от двух до трех лет. Помимо этапов методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик проходит за 2-3 месяца. Безусловно, в разных школах программа строится индивидуально. Но все же существуют общие правила. Группы формируются по возрасту учеников. Так, например, выделяют три основных вида: kinder, kids и junior. Занятия ведут опытные и квалифицированные педагоги-психологи, которые прошли соответствующую подготовку и аттестацию.

Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников

Елена Князева
Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников

Возможности метода «ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников.

Дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет.

Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное, образное и целостное восприятие мира. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Функцию правого полушария ребенка можно определить как “творческую”, а левого – как “вычислительную”.

Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша, “подведомственной” левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы.

Главная цель педагога – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Любые задатки, которые генетически заложены в маленьком человеке, благодаря этому обучению, получают активное развитие.

Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика». Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике».

В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счёт «в уме» является в ментальной арифметике не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребёнку задействовать свой интеллект с большей эффективностью, чем в других методиках подсчёта.

Дети учатся работать также и со стандартными способами подсчёта, комбинировать их удобным им способом и подбирать наиболее быструю стратегию в каждом из случаев.

Основной вид деятельности в ментальной арифметике — счет на абакусе.

Абакус представляет собой рамку, в которую вставлены спицы, поделенные поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, ребенок производит сложные арифметические действия. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Такое расположение (4+5=9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9.

Значащим считаются косточки, придвинутые к средней разделительной планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, так как соответствует форме записи чисел слева направо, и вычисления на абакусе тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов. Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступными для понимания детей. Абакус является самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия.

Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.

Начиная с четырехлетнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать абакус для простых арифметических упражнений.

Обучение осуществляется в несколько этапов:

1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.

2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так ребенок учится производить предполагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками.

Через несколько занятий гибкий ум ребёнка становится способен воспринимать ещё больше информации, выполнять несложные спортивные упражнения параллельно со счётом и быстро переходить от вычислений к творческой нагрузке — песням, танцам и др. Чередование заданий и необходимость многозадачности равномерно развивают оба полушария и межполушарные нейронные связи.

Помимо этапов методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик проходит за 3-7 месяцев.

Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.

Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», с помощью флеш – карт (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах, на ментальном уровне.

Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать.

Методические рекомендации для педагогов «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» Методические рекомендации для педагогов и родителей «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников».

Информационная листовка для родителей и педагогов «Ментальная арифметика: плюсы и минусы» Как появилась ментальная арифметика? Ментальная арифметика отнюдь не новшество. Появилась она много столетий назад вместе с самыми обычными.

Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе.

Ментальная арифметика Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА? Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого учителя.

Конспект занятия «Ментальная арифметика» ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА? Ментальная арифметика (абакус) – это готовая оригинальная система развития интеллекта. Абакус формирует.

Рабочая программа по курсу «Ментальная Арифметика» для дошкольников Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного.

Создание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольников Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно развивать.

Заниматься ментальной арифметикой — тяжело или просто?

Всем привет! Когда мои друзья узнают, что я увела детей из детского сада, как писала ранее

, меня недоуменно спрашивают зачем я это сделала и как справляюсь. Рассказываю — прекрасно стало всей семье)! Обучение мы проходим дома, а досуг наполняем как хотим. Свободного времени у детей предостаточно, чтобы определиться со своим графиком игр и воплощения задуманных идей. За пару недель мы исписали чуть меньше пол тонны бумаги и уже сдали ее на обработку (шутка, все учебные материалы пока что бережно складываем). У меня же удается все чаще заниматься ментальной арифметикой с ребятами — и это ли не счастье маме?)

С какого возраста можно заниматься ментальной арифметикой

Мамочки и бабушки, как истинные борцы за счастье ребенка, часто интересуются, с какого возраста лучше заниматься ментальной арифметикой. Для начала, нужно как можно лучше усвоить — все дети разные и усваивают материал по разному, различными способами — визуальными, чувственными, обонянием и прочими, порой одним им только известным способам.

И тем не менее, примерный возраст для изучения ментальной арифметики вполне ясен: это период 5- 6 лет для начала изучения. Тренироваться и постигать мастерство можно хоть до конца жизни)! Именно с 5-и лет ребенок обладает при благополучном стечении обстоятельств достаточным вниманием, и при этом не обучен школьной программе, идущей вразрез (но не противоречащей) школьной программе.

Я начала экспериментировать с подачей ментальной арифметики детям разных возрастов одновременно, начиная с 3-х лет (почти 4!), продолжая 6-ю годами и остановившись на 8 лет. Так уж сложилось, что мои крошки подрастают с разницей в 2 года. И, знаете, старший уже привык считать в уме и довольно неплохо с этим справляется ко второму классу, его сложнее переубедить считать по-иному. Младшей же вообще непонятно, зачем постоянно передвигать бусины, когда можно все разом взять и опустить, а потом так же поднять, просто повернув абакус в нужном направлении. Средняя же дочь 6-и лет подает надежды и показывает себя как примерная ученица-отличница)!

Что изучает ментальная арифметика

Ментальаня арифметика, зародившись по некоторым данным более 5 тысяч лет назад в Китае, усовершенствовашись в Японии, а в Турции превратившись в обучающие материалы, сама по себе ничего не изучает, а только обучает легкому восприятию информации и тренирует мозг к регулярной трудоемкой работе, чего в школе наблюдается дефицит(. Вспомните сами, сколько мемов появляется к началу учебного года о ночных посиделках за выполнением домашней работы и принуждением под дулом пистолета выполнять эти самые домашние задания.

Наверняка, вы уже смотрели это видео:

Ментальная арифметика становится все более популярной среди родителей и детей с 5 лет. Чем же она так нравится взрослым и детям? Кроме гордости за своего преуспевающего ребенка, родители видят результаты налицо:

  • любовь к учебе и интерес к обучению
  • оригинальные способы решения задач
  • расширение кругозора
  • смелость в принятии решений
  • улучшение памяти
  • способность ставить цели и искать решение их достижений
  • способность ориентироваться в море информации
  • и, бесспорно — быстрый счет в уме — как цель самой ментальной арифметики

Таким образом, ментальная арифметика — наука не столько, обучающая счету в уме, как это принято считать, но и тренирует мозг с малых лет постоянно работать и обрабатывать информацию!

Можно ли дома заниматься ментальной арифметикой дома

Почему-то любой, кто начинает заниматься ментальной арифметикой, интересуется, можно ли проводить занятия дома. Когда я не изучала эту науку, мне казалась она недосягаемой. Попробовав раз, а потом второй и третий, мне становилось все яснее и яснее! Дети схватывают еще быстрее, и необязательно вести ребят в кружок, если у родителей есть возможность проводить занятия дома.

Впрочем, занятия дома мне не мешают проводить уроки ментальной арифметикой и в детском центре, а при желании, и индивидуально. Еще немного и буду отделяться и открывать свою школу ментальной арифметики)!

Однако, чтобы проводить занятия ментальной арифметики дома — необходимы хотя бы базовые знания для начала, собственная заинтересованность в науке, терпение, и конечно же, свободное время, освобожденное для занятий с ребенком.

Можно и разнообразить для интереса занятия:

Результаты обучения поразят и вскоре вашу семью — оказывается, дети обладают завидной усидчивостью и быстрой сообразительностью! Многое зависит от настроя взрослых проводить занятия и составления уроков. К 3-4 занятию вы уже сами поймете как составить план урока и какой материал за каким подавать.

Плюсы и минусы ментальной арифметики

Плюсы ментальной арифметики оценили уже многие родители, а про минусы знают не все. Впрочем, явных минусов в изучении ментальной арифметики не существует!)) Придется немного потратиться на абакус, около 300 р, выделять время на посещения кружка в детском центре или изучить самостоятельно науку хотя бы на базовом уровне и стараться регулярно заниматься с ребенком.

Специалисты рекомендуют разнообразить занятия различными двигательными упражнениями, аэробной нагрузкой, настраивающей на положительную ноту, включать комплекс оздоровительной зарядки, занимающей несколько минут, но при этом обладающей целительной силой и тренирующей внимание.

Так же, скорее всего, начиная заниматься с 7-8 или позже лет, придется немного перестроить привычные методы считать в уме или на пальцах, объяснять раз за разом, почему перешли на абакус, вместо уже освоенного метода считать.

К минусу ментальной арифметики можно отнести нелюбовь школьных учителей к данному методу — муниципальные учреждения не признают никакого вторжения в их устоявшуюся систему обучения и не желают адаптироваться к нововведениям.

Что такое Абакус, соробан и чем они схожи с советскими счетами

Абакус, предназаначенный для изучения ментальной арифметики, но только для ее начальной стадии, так же, как и соробан, являющимся тем же самым устройством, но названным так на японский лад, очень схожи с советскими счетами и даже немного схожи принципом подсчета чисел. Да, советская система образования, все таки, уникальной вещью была)! И не знали наши продавцы, что они так близки к высоко интеллектуальной науки.

Когда-нибудь я стану записывать видео самостоятельно, а пока придется довольствоваться видео с общего доступа:

Как видите, разница между счетами и абакусом все же есть, и приныип подсчета тоже. Поэтому, если услышите, что преподаватель говорит на уроках ментальной арифметики «счеты», задумайтесь над его компетентностью. Для ментальной арифметики используется абакус или соробан — это одно и то же, но абакус нам более близок по звучанию.

И еще одно видео о нечеловеческих способностях счета в уме:

Вдохновляет, не правда ли? А Заниматься ментальной арифметикой или нет — дело каждого! До скорых встреч. Буду благодарна за обратную связь). Расскажите в комментариях, изучали ли вы с ребенком ментальную арифметику и каковы результаты?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: