На заметку родителям: чтобы предотвратить трагедию

На заметку родителям: чтобы предотвратить трагедию

Как предотвратить трагедии в школах

В течение минувшей недели в стране и области почти одновременно произошло несколько событий, результатом которых, вероятно, станет возвращение психологов в школы России. Причем события, на первый взгляд, никак не связаны между собой.

17 октября произошла трагедия в керченском колледже — массовое убийство, совершенное учащимся. Как это стало возможным? Почему никто не заметил подготовки или отклонений в поведении? Как пронес в колледж оружие и взрывные устройства? Люди обсуждают, переживают. Кто-то вспоминает, как сократили несколько лет назад многих психологов в школах и детсадах.

Специалисты, работающие в сфере образования, неоднократно говорили о важности развития школьной психологической службы. Возможно, чиновники прислушаются. Министр просвещения Ольга Васильева как раз накануне керченских событий заявила в Сочи:

А 16 октября были подведены итоги Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2018», который, по мнению выступавших, показал: школьная психологическая служба возрождается, общество и государственные структуры готовы признать, что школьные психологи создают особую среду, делая школу более доброй и человечной, уделяя внимание потребностям каждого конкретного ребенка. В современном мире, когда участились нападения в школах, создание благоприятного климата в образовательной среде необычайно важно.

И в Вологде состоялось областное родительское собрание, посвященное актуальным вопросам обеспечения безопасности детей.

В Череповце психологи и социальные педагоги снова есть практически в каждой школе. Мы спрашивали их, можно ли было предотвратить трагедию в Керчи, разгадать намерения студента колледжа. Мнения разные.

Как же быть? Этот вопрос «Речь» задала Ольге Челноковой, одному из руководителей рабочей группы «Профилактика деструктивного поведения». Группа работает второй год и объединяет 15 школьных психологов и социальных педагогов.

Как развивается ситуация, которая приводит к трагедии? Мы спросили об этом врача-психотерапевта Бориса Ершова. Вот его комментарий:

Драма подростка. Предотвратить трагедию.

Подростки…Подростковый период…Эта тема волнует очень многих. И не только родителей, работников сферы образования – то есть тех людей, кто непосредственно связан с детьми, занимается проблемами воспитания и обучения, несет ответственность за них. Каждый из нас – взрослых, когда-то был подростком и в памяти все еще свежи воспоминания об этом – таком непростом периоде нашей жизни. Подростковые референтные группы – это также и фокус немалой озабоченности социальных служб, мишень для критики и недовольства обычного населения. И это понятно. Подростковые группы вызывают у нас тревогу, волнение, зачастую даже возмущение. Нарушение всяческих норм поведения, различные виды рискованного поведения, подчас откровенно деструктивные… Да, все это о них – о подростках.

Так кто же они – подростки? И что происходит с человеком в этот период? Почему вдруг послушный, домашний ребенок – младшеклассник в одночасье превращается в неуправляемого «монстра» – начинает грубить, дерзить, настроение у него меняется очень часто и резко – он то подавлен, то вдруг в эйфории, с ним невозможно ни о чем договориться, на все отвечает отказом, бунтом? Чем все это может для него обернуться в дальнейшем? Когда закончится и закончится ли вообще? И, главное, что со всем этим делать родителям? Эти и многие другие вопросы беспокоят многих – тех, кто так или иначе соприкасается с людьми, находящимися в таком непростом периоде своей жизни, который без преувеличения можно назвать драматическим, тех кто волею судьбы призван помочь этим людям избежать непоправимого – трагедии в своей жизни.

Одним из наиболее ярких проявлений подростковости является стремление к рискованному поведению.Под термином «рискованное поведение» подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.

Рискованное поведение может быть двух типов:

– деструктивное (наркотики, алкоголь, беспорядочные половые отношения, небезопасный секс, правонарушения различного рода и т.д.)

– конструктивные способы реализации желания риска (экстремальные виды спорта, служба в «горячих точках», работа в МЧС)

Вариант рискованного поведения – виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая.

Многократное обращение к проблеме рискованного поведения свидетельствует об отсутствии единого, согласованного подхода к ее решению, о наличии недостаточно изученных аспектов искомого феномена. Проанализировав много материалов и литературы по этому поводу, я выяснила, что в подходах, объясняющих причины рискованного поведения, преобладают 5 типов:

Биологическая обусловленность причин

Нарушения в духовно-ценностной сфере

Психологический подход. Нарушения в психо-эмоциональной сфере

Психоаналитический подход – объяснение рискованного поведения с точки зрения особенностей развития человека.

В этой статье я дам беглый обзор первых четырех. А на пятом – психоаналитическом – подходе я хотела бы остановиться более подробно в отдельной публикации, т.к. именно он, с моей точки зрения, объясняет наиболее глубинные механизмы человеческой психики, изучает закономерности ее развития и, что самое главное, дает реалистические пути преодоления трудностей в развитии, решения проблем и помогает предотвратить много трагедий.

Первый – биологический подход – распространен в западной и американской культуре. Нейробиологии Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) вместе с другими исследователями сделали первый шаг в направлении к идентификации областей мозга, отвечающие за это особенное поведение подростков. Американские ученые выяснили, что опасное поведение подростков связано с чрезмерным развитием головного мозга. Исследователи попытались найти взаимосвязь рискованного поведения подростков с уровнем развития белого вещества головного мозга. Белое вещество образовано отростками нервных клеток, которые связывают участки коры больших полушарий. В процессе взросления белое вещество становится более плотным и организованным. В ходе исследования выяснилось, что рискованное поведение чаще наблюдалось у тех подростков, белое вещество мозга которых было более организованным и зрелым. Кроме того, исследователи не выявили существенных различий в степени развития мозга мальчиков и девочек, отличавшихся опасным поведением.

По словам руководителя исследования профессора Грегори Бернса (Gregory Berns), дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы установить обуславливает ли ранее развитие головного мозга подростков их рискованное поведение, или же рискованное поведение способствует развитию белого вещества.

В нашей стране при рассмотрении причин рискованного поведения подростков исследователями больше делается упор не на биологические, а на социально-педагогические, психологические причины и причины, вызванные нарушениями в сфере духовно-нравственных ценностей в семье и современном обществе в целом.

К социально-обусловленным и педагогическим причинам можно отнести:

– недостаточный уровень информированности подростков о последствиях рискованных

– низкий социальный статус семьи подростка

– наплыв небезопасной информации в СМИ

– легкая доступность алкоголя и наркотиков для подростков и т.д.

– неполная семья, отсутствие необходимой социальной поддержки

– чрезвычайно молодой возраст родителей

Факторы, связанные с психическими особенностями родителей, влияющими на эмоциональное становление ребенка.

– гиперопека матери, основанная на тревожности и чувстве одиночества, ведущая к формированию у ребенка неуверенности в своих силах, тревожности, неадекватной оценки происходящего;

– нервные срывы в виде крика, физического наказания, жестокого обращения, бесчисленных замечаний и критики, компенсирующих нервное напряжение родителей, их неудовлетворенность собственной жизнью;

– психопатология родителей (В.Стил), приводящая к искажению межличностных интеракций, жестокому психологическому, а зачастую и физическому обращению с детьми;

– эмоциональные нарушения организации семьи: аффективность, приводящая к суматошности в доме и чрезвычайному чувству вины; тревожность в отношениях, привязывающая детей; недостаточная эмоциональная отзывчивость, депривирующая психику ребенка;

– определенные личностные особенности матерей (депрессия, низкая самооценка, жертвенность, нарциссизм, импульсивность, нестабильность идентификации), которые через механизм идентификации приводят к формированию характерного стиля личностного реагирования ребенка.

Взгляд отечественных исследователей этого ворпроса мне представляется более реалистичным. И при этом данных подход дает больше надежды на то, что предотвратить трагедию реьбенка – подростка – будущего взрослого человека – в наших силах.

Когда подросток берется за нож: как предотвратить трагедию

Мы обратились за комментариями к возрастному психологу Наталье Евсиковой и семейному психологу Елене Перовой.

Родителям подростков это сделать непросто. Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. С ним постоянно что-то не так — и заметить, что это «не так» уже всерьез, может только тот взрослый, кто постоянно и заинтересованно общается с ним. И при этом — важное условие! — встречает ответное доверие.

Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи, и ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия — обращенная на самого себя или вовне.

Если родители все-таки на это решатся, им важно грамотно сформулировать причины этого обращения, чтобы подросток не думал, что из него делают «психа» и «пациента». Лучше сделать акцент на проблемах в отношениях. Что-нибудь вроде: «Мне стало трудно находить с тобой общий язык. Я не понимаю, как мне лучше с тобой общаться, и хочу сходить по этому поводу к психологу. Сходи, пожалуйста, со мной, чтобы психологу было понятнее, в чем у нас проблема. Заодно, может, какие-нибудь свои вопросы задашь».

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?

Родителям обычно прекрасно известно, где «слабое место» их подростка, в каких ситуациях он хлопает дверью, когда молчит и замыкается в себе, какой уровень стресса ему по силам. И все-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах. Подробнее об этом читайте в статье Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?

Школьный психолог делает очень многое: он оценивает готовность всех школьников к обучению, помогает первоклассникам приспособиться к новым требованиям, пятиклассникам — освоиться с переходом в средние классы, консультирует учителей и родителей, следит за подготовкой к экзаменам, потому что это время стрессов и перегрузок, и так далее. Приходится признать, что на индивидуальную работу с детьми времени у многих психологов уже просто не остается. Хотя у опытного профессионала, работающего с учителями, которые его понимают и поддерживают, есть шанс сделать больше.

Есть идеальная модель, а есть реальная ситуация в наших школах. И разница между ними велика. В идеале школьный психолог работает над отношениями в коллективе. Школьники проводят вместе значительное время на протяжении многих лет, и их отношения могут быть как ресурсом, так и источником напряжения и травматического опыта. Есть немало способов улучшить отношения в классе, например, с помощью тренинга на сплоченность. Школьный психолог может также помогать детям в решении их личных проблем, помогать при возникновении конфликтов с учителями.

Психолог обычно работает с детьми в учебное время, учителей это раздражает — считается, что уроки важнее

Если психолог находится в контакте с классом, знает о «подводных течениях», он может заметить изменения в эмоциональном состоянии кого-то из детей. Но это невозможно сделать, если психолог один, а классов — десятки. Если бы у психолога была возможность хотя бы иногда проводить в классе тренинг, тесты, он мог бы лучше представлять себе ситуацию: какие в классе отношения, есть ли между кем-то напряжение. Вместо этого он завален бумажной, административной работой. Да и в школе есть некоторое предубеждение: психолог обычно работает с детьми в учебное время, занимает классный час, учителей это раздражает — считается, что уроки важнее.

Важно понимать, что у детей, которых могут счесть потенциально опасными, и без того более хрупкая психика

Если психолог полагает, что школьник попадает в группу риска, он может предложить ему поработать индивидуально и попытаться понять, нет ли поводов подозревать психическое заболевание или не угрожает ли ученику нервный срыв. В первом случае нужно рекомендовать семье проконсультироваться у психиатра, сохраняя это в тайне. Во втором — помочь подростку разобраться с проблемами, при необходимости привлекая родителей и учителей.

Сейчас в СМИ активно говорят о том, что надо выявлять потенциально опасных детей. А что с ними делать дальше? Важно понимать, что у детей, которых могут счесть потенциально опасными, и без того более хрупкая психика, они и без того уязвимы и часто становятся мишенью издевок в классе, и если вдруг выяснится, что их считают опасными, это только навредит их положению.

Остановить насилие в школах!

Почему так меняются сегодняшние школьники и как научить детей выяснять отношения мирно? Воспитывать доброту — значит учить ребенка деятельно сопереживать другому, не избегать конфликтов, но уметь слушать и отстаивать то, что он считает справедливым. Больше об этом вы узнаете из нашей статьи Остановить насилие в школах!

Сегодня много пишут о влиянии на поведении подростков СМИ, которые активно освещают подобные истории, фильмов, где убийцы — нередко положительные герои, компьютерных игр, так называемых «стрелялок». Насколько cправедливы эти предположения?

Проводить однозначную прямую связь между каким-то явлением культуры и поведением ребенка значило бы сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов — семья, школа, друзья и родители, то, о чем ему рассказывают, то, что он наблюдает вокруг, и то, какие выводы он делает обо всем этом. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Что подумает подросток, увидев репортаж о случившемся в Перми: «Жаль пострадавших» или «Я тоже так хочу»? Это зависит от того, какие ценности он усвоил, чему успел научиться — в первую очередь у своих родителей.

Я бы рекомендовала выражать сочувствие всем участникам трагедии, в том числе нападавшим: скорее всего, они оказались в трудной ситуации, не справились с ней, не нашли, к кому обратиться за поддержкой, и совершили ужасный непоправимый поступок. Не надо делать из них чудовищ. Важно найти верные слова и заверить детей, что у них есть кому довериться и к кому обратиться в трудную минуту, напомнить, что они в жизни не одни.

Как говорить с детьми… о терроризме

Захват заложников в школе, взрыв в вагоне метро… Сегодня сохранить позитивный взгляд на мир непросто даже взрослым. Детские психологи Елена Морозова и Александр Венгер советуют, как помочь нашим детям справиться с этой задачей, в нашем материале Как говорить с детьми… о терроризме.

Остановить насилие в школах!

Почему так меняются сегодняшние школьники и как научить детей выяснять отношения мирно? Воспитывать доброту — значит учить ребенка деятельно сопереживать другому, не избегать конфликтов, но уметь слушать и отстаивать то, что он считает справедливым.

«Да что вы хотите от этого поколения!»: как нам ужиться друг с другом

Впервые в истории России, благодаря увеличению продолжительности жизни, встретились сразу шесть поколений. Так чем же мы отличаемся друг от друга? Что делать, чтобы избежать конфликта поколений?

Как избежать трагедии в ДТП: пять вещей, которые может сделать каждый родитель

Как избежать трагедии в ДТП: пять вещей, которые может сделать каждый родитель

Ежегодно в ДТП погибают дети. Другим предстоит пройти реабилитацию после тяжелейших травм, полученных в ДТП. Многие из этих трагедий могли бы не случиться. Директор по развитию Национальной родительской ассоциации и общественный деятель Марианна Шевченко рассказывает, как родители могут это предотвратить.

Обернулся к ребёнку, сидящему на заднем сиденье — пролетел не глядя 40 метров дороги, не купил шлем для катания на роликах — увеличил шанс остаться инвалидом на 50%.

Дети, в отличие от нас, уже с детского сада знают правила дорожного движения — уроки по безопасности включены в программу. Они знают, но соблюдать не спешат: потому что копируют наше поведение.

Самое страшное то, что беда может случиться с каждым из нас: родители могут стать виновниками, а дети жертвами ДТП.

Что можно сделать, чтобы трагедий на дорогах стало меньше

1. Откройте ПДД. Поверьте, они не только про переход на зелёный свет и по пешеходному переходу. Всё, о чём вы не задумываетесь, что вам не представляется опасным, не будет представляться опасным и ребёнку. Например, выезды из домов. Расскажите ребёнку, что перед входом в арку и проходом мимо неё надо быть внимательным, как на пешеходном переходе. Тогда ваш ребёнок не попадёт в число 30% детей, погибших от наезда машины во дворе.

2. Учитесь вместе. Есть отличные приложения про знаки и правила ПДД. А потом используйте любую возможность, чтобы эти правила отработать на местности. Мой сын обожает играть в «кто придумает самый безопасный маршрут до бабушки, друга, супермаркета».

3. Научитесь навыкам оказания первой помощи. Основная причина смерти 70% пострадавших в ДТП — бездействие или неправильные действия очевидцев. Число погибших, в том числе детей, могло быть значительно меньше, если бы пострадавшим оказали квалифицированную доврачебную помощь. Как правило, именно родители, если они в состоянии оценить ситуацию и сами находятся в относительной безопасности на месте ДТП, могут и должны оказать первую помощь.

4. Покупайте детям одежду со световозвращателями! Эти неприметные, нашитые на одежду полоски, оказывают невероятный эффект — отражают свет фар проезжающего автомобиля. Они увеличивают вероятность быть увиденным в вечернее время на 70%! Пусть ребёнок повесит на рюкзак световозвращающие брелоки. В каждом отделении «Почты России» продаются ленточки на запястья.

5. Если вы готовы решать вопросы дорожной безопасности не только в своей семье, можете войти в комиссию по приёмке школ к новому учебному году. Они как раз сейчас формируются. Эта комиссия состоит из чиновников, представителей школы, а с этого года рекомендовано включать родителей в комиссии. Вы сможете вместе с представителями ГИБДД оценить пришкольную территорию и территории около детского сада на предмет безопасности дорожного движения, предложить усилить контроль на самых опасных, по вашему мнению, участках.

Один из самых страшных наборов звуков на земле — «скрежет колёс, звук удара, звенящая тишина, крик». Давайте вместе сделаем так, чтобы наши дети возвращались каждый раз домой. Живыми.

Фото: iStockphoto (KatarzynaBialasiewicz)

На заметку родителям: чтобы предотвратить трагедию

Несчастные случаи с детьми часто связаны с неоправданным риском. Дети лезут на дерево, чтобы спасти котенка, идут по тонкому льду за своей собачкой, прыгают на рельсы, чтобы достать упавший на пути телефон, кидаются в речку за уплывающими вещами. Что это – отсутствие понимания бесценности жизни или что-то еще? Давайте разбираться.

Причины таких ситуаций во многом зависят от возраста ребенка и от социальной ситуации, в которой он развивается: родители и другие значимые взрослые должны прививать ребенку не только понятия «хорошо» и «плохо», нормы поведения, но и правила безопасности.

Предпосылки «опасного поведения»
Страх и вина

В первую очередь ребенок запоминает слова, которые говорят ему родители, ведь они — главный авторитет для него. Ребенок еще не умеет распознавать сарказм или неудачные шутки – он верит каждому слову, которое говорит родитель. Поэтому случайно брошенная мамой фраза о дорогом телефоне «Потеряешь – убью» станет причиной, по которой ребенок спустится на рельсы, чтобы достать гаджет. Ни секунды не раздумывая, он постарается вернуть вещь.

Нередко родители рассказывают детям о том, как много сил, времени и денег они тратят на свое чадо. Почему-то считается, что подобные речи должны вызвать у ребенка чувство благодарности, но на самом деле они вызывают лишь чувства вины и страха перед своими родителями. Как девочка может прийти домой, потеряв золотую сережку, на которую мама потратила всю свою зарплату? И тогда чувство вины будет сильнее инстинкта самосохранения.

Еще одна причина, по которой дети совершают необдуманные поступки, – родительский пример. Как часто папы нарушают правила безопасности и впрыгивают в уходящий поезд, ходят по льду, ездят на машине, не пристегиваясь ремнем безопасности? Самая распространенная ошибка – это переход дороги на красный сигнал светофора. «Не представляю, что со мной сделают, если опоздаю», – говорит мама и перебегает вместе с ребенком дорогу на красный свет. Что усвоил ребенок? Что не опоздать важнее, чем соблюсти правила безопасного поведения на проезжей части.

Падение детей из окон: как предотвратить трагедию

С наступлением тепла в Казахстане участились случаи падения детей из окон многоэтажных домов. Несколько способов предотвратить трагедию назвали в ДЧС Алматинской области, передает Today.kz.

Большинство происшествий, в которых пострадали и даже погибли дети, случились в момент, когда родители были дома.

“Дети самостоятельно забирались на подоконник, используя в качестве подставки различные предметы мебели, и, опираясь на противомоскитную сетку, выпадали из окон вместе с ней. Подавляющее большинство падений происходили из-за недостатка контроля со стороны взрослых, рассеянности родных и близких, забывающих закрывать окна, отсутствия на окнах блокираторов или ручек-замков, неправильной расстановки мебели, дающей возможность детям забираться на подоконники, и наличия москитных сеток, создающих иллюзию закрытого окна”, – отметили в ДЧС.

Чтобы предотвратить падение, родителям предлагают следовать простым правилам:

– не оставлять окна открытыми;

– не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна, так как ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже годовалого ребенка;

– не ставить мебель вблизи окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник;

– не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей;

– не позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.

За последние несколько дней в Казахстане произошли несколько трагических происшествий. В детском мини-центре “Карлыгаш” в Талдыкоргане двухлетняя девочка вывалилась из окна вместе с москитной сеткой в тот момент, когда рядом стояла сотрудница сада. Женщина собственноручно поставила двух воспитанников на подоконник.

Два случая один за другим произошли в Караганде. 13 мая четырехлетний ребенок остался без присмотра и выпал из окна третьего этажа. Врачи не смогли спасти ему жизнь. 14 мая также с высоты третьего этажа упал пятилетний мальчик. Его госпитализировали.

20 мая девочка чудом выжила, упав из окна четвертого этажа в одном из домов в Уральске.

Полчаса не хватило родным Омирбека Жампозова, чтобы предотвратить трагедию

Вдова стрелявшего в работника прокуратуры Омирбека Жампозова рассказала, через что пришлось пройти её семье за последний год в ожидании решения суда.

Вдова Омирбека Жампозова, покончившего с собой после покушения на убийство двух сотрудников правоохранительных органов, рассказала о последнем годе совместной жизни с супругом, обвинённым в хищении 620 млн тенге.

Семья Жампозовых живёт в небольшом посёлке Косшы близ Астаны в типовом доме на первом этаже. Двухкомнатная квартира супругов имеет очень скромный вид. На полу постелены ковры, скромный ремонт и, несмотря на трагичные обстоятельства, порядок.

В каждой из комнат небольшой квартирки расположились родственники и дети покойного. На протяжении всего разговора с Ботагоз Шариповой из разных углов раздавались всхлипы и тихий плач.

Ботагоз-апа рассказала, что до последнего не знала о намерениях мужа. Последний год дался всему семейству Жампозовых очень тяжело. После выдвинутого обвинения за семьёй началась слежка.

“Он практически ничего мне не говорил. Всё началось в прошлом году в октябре. Мой муж тогда сказал, что, оказывается, ему якобы дали в коридоре 30 млн тенге. Мой муж того человека не знал даже, а сейчас я не могу вспомнить фамилию. Скорее всего, это было подставное лицо. И тогда же поступила жалоба в финпол. Его на три дня арестовали. Потом мы вышли. И началось. Каждый день были проверки, подключилась слежка – за нами, за детьми. Я им говорю, что они там могут слушать? Наши пустячные разговоры? После проверок они ненадолго успокаивались, потом всё началось снова”, – вспоминает супруга.

С тех пор прошло шесть месяцев. Всё это время семья готовилась к затяжному судебному процессу. Уже тогда, признаётся Ботагоз-апай, муж выглядел сломленным.

“Уже прошло шесть месяцев, как начался процесс. Тогда началась основная нервотрёпка. Не знаю, откуда брались эти суммы. Как на базаре. Сначала 800 млн, потом 600, потом 30 млн. Я спрашивала у него: может, ты где-то не там расписался? Может, ты тоже в чём-то виноват, если не можешь оправдаться? Он уверял, что вообще не причастен к этому делу и нигде не расписывался. Покоя не было ему. В последние дни он сообщил, что будут прения, и пришёл домой подавленным. И сказал, что ему дают 10 лет. Он начал писать куда-то, жаловаться. Не понимал, за что ему такой срок. На следующий день ему сказали, что теперь ему дают пять лет. Он был подавлен, расстроен. Обращался в Генпрокуратуру. Не смог он оправдаться. Никак не получилось”, – продолжила вдова.

В последний день жизни Омирбек Жампозов повёл супругу на свидание. Как выяснилось, это было то самое место, где он всего через несколько часов покончит с собой после выстрела в сотрудников правоохранительных органов. Мемориал жертвам репрессии находится всего в нескольких десятках метров от здания прокуратуры, где 20 июля прозвучал выстрел из ружья. Как выяснилось, Омирбек Жампозов был заядлым охотником.

“За день до случившегося он пришёл и говорит: “Одевайся, пойдём погуляем”. Я сначала отказалась, ведь завтра суд будет. Он посадил меня в машину и повёз в Малиновку (село Акмол). Привёз к мемориальной доске жертвам репрессий. Мы прочитали все фамилии, все цитаты. И он мне сказал: “Видишь, даже женщины не смогли оправдать себя. Они жертвы репрессий. И я тоже жертва. Всей этой клеветы. И я не смог оправдаться”. Потом мы забрали внучку со снохой, приехали домой, поужинали. Тогда у него настроение было хорошее, я ничего не подозревала. Он говорит: “Я завтра поеду на работу, надо расписаться, чтобы люди зарплату получили, потому что если я завтра сяду, будет неудобно перед людьми”. Мы спали, он утром закрыл тихо дверь и ушёл. Я даже не знала, что у нас есть ружьё дома, я сейф ни разу не открывала. Никогда. Он охотник, часто выезжал”, – продолжила рассказ Ботагоз Шарипова.

Прямо перед нападением на сотрудников Омирбек Жампозов вышел из дома пораньше, на прощание пообещав супруге, что заберёт её перед самим заседанием. Ботагоз-апай начала беспокоиться, когда он не пришёл вовремя, при этом женщина обнаружила его личные вещи, специально или нарочно оставленные дома. Тогда она начала беспокоиться.

“У нас нет даже машины своей, он и я ездили на автобусе. Та, на которой он уехал, это сына машина. Через ГАИ сват узнал, что его машину видели в районе суда. Сват и сын тут же поехали туда. Они опоздали всего на полчаса. Зря я его ждала, ведь я привыкла, что если он что-то обещал, то делал, мне надо было сразу ехать туда, как только начала переживать”, – призналась вдова.

О супруге Ботагоз рассказывает как о работящем и честном человеке. По её словам, муж был трудоголиком и всего добился сам, ни разу не прибегал к связям или подкупу вышестоящих лиц. Всегда работал на руководящих должностях и пользовался уважением в коллективе.

На скромный быт женщина также не жалуется.

“Вы видите, как мы живём. Нет, я не жалуюсь. У нас есть квартира, есть где спать и что кушать. Многие богатые намного более несчастливы. У нас трое детей, семь внуков. Внучку вчера не могли успокоить, она была вне себя от горя. Не знали, что делать”, – сказала она.

Сейчас родные и близкие погибшего готовятся к похоронам. Омирбека Жампозова похоронят в родном городе Тараз.

Трагический случай произошёл в посёлке Акмол 20 июля. В этот день находящийся под следствием в деле о коррупции Омирбек Жампозов совершил вооружённое нападение на сотрудника прокуратуры Ж. Алибаева и следователя отдела внутренних дел Целиноградского района А. Пшембаева. Нападавший стрелял из ружья в окно автомобиля. После чего проехал несколько десятков метров и покончил с собой.

Критику в адрес государственного обвинителя, запросившего для 61-летнего подозреваемого 10 лет лишения свободы, уже высказали несколько адвокатов, в том числе защитники причастных к делу о хищении 620 млн тенге.

По словам защитников, прокурор внёс поправку в обвинение лишь на следующий день, отметив, что Жампозов всё-таки попадает под амнистию в силу возраста.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Может ли школьный психолог предотвратить трагедию?

Кто должен среагировать в первую очередь, если ученик ведет себя странно и подает «сигналы бедствия»

Периодически в российских СМИ проходит информация о различных ЧП в школах. То ученики устроят поножовщину, то под влиянием «групп смерти» сводят счеты с жизнью.

«Потребовались две операции, чтобы сохранить жизнь»

Так, неподалеку от нас – в Комсомольске-на-Амуре – в декабре прошлого года девятиклассник на территории школы устроил стрельбу, предположительно из пневматического оружия.

В прошлом году в одной из школ 14-летний ученик поставил на стул отвечающего одноклассника острием вверх перочинный нож. Подросток получил серьезное ранение бедра, с урока его пришлось госпитализировать с сильным кровотечением.

В январе этого года в Челябинской области на перемене подрались 17- и 16-летний ученики, один ранил другого ножом, который каким-то образом ему удалось пронести в школу.

А незадолго до этого в Перми десятиклассник с приятелем с ножом зашли в класс, где занимались ученики 4 класса. Они нанесли девятерым детям ножевые ранения и серьезно ранили учителя, после чего нанесли ножевые ранения друг другу. Дети были доставлены в больницу, а несчастному учителю потребовались две операции, чтобы сохранить жизнь.

Год назад все СМИ трубили о двойном самоубийстве школьниц из Усть-Илимска. Предположительно, 16-летние подруги стали жертвами «групп смерти». Их страницы в соцсетях были наполнены суицидальными картинками, депрессивными надписями.

Тревожные звоночки: сигнал психологам или родителям?

Каждый раз в подобных ситуациях говорят, что ребенок, совершивший преступление, имеет какие-то психические отклонения.

Не секрет, что в современном обществе многие родители ошибочно полагают, что психологи в школах должны быть первыми людьми, которые обязаны замечать первые тревожные звоночки в поведении детей, изменение в психоэмоциональном состоянии. И при возникновении проблем такие родители пытаются переложить ответственность со своих плеч на школу и весь педагогический состав.

– Не стоит преувеличивать возможности школьного психолога. Выявить проблему – это комплексная задача классного руководителя, социального педагога, психолога и в первую очередь родителей! Да и вообще, одно дело, если ученик всеми способами подает «сигналы бедствия» – пишет об этом в соцсетях, делает недвусмысленные намеки, здесь еще можно вовремя среагировать. А вот если подросток вынашивает какую-то идею только у себя в голове? Что может предпринять в этом случае психолог – он же не ясновидящий, – считает отец 11-классницы Кирилл Сиянов.

В действительности даже Семейный кодекс Российской Федерации гласит, что именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться не только об их здоровье, но и психическом, физическом, духовном и нравственном развитии. А помощью школьного психолога всегда можно заручиться, профессионал никогда не оставит родителей и ребенка без должного внимания и совета.

– У нас в школе очень чуткий и отзывчивый специалист, мне довелось лично обратиться к нему за консультацией вместе с сыном-подростком. Мы не услышали каких-то оценочных суждений, не столкнулись с осуждением, он просто поговорил по душам, но его слова, как мне кажется, дошли до сына, – делится родительница десятиклассника Кристина Багаутдинова. – Очень хорошо, что сегодня в школах есть психологи. Ведь не каждая мама обладает талантом подобрать нужные слова, доходчиво объяснить или вообще привить правильную мысль, а благодаря профессионалам наши дети, оказавшись в трудной ситуации, могут рассчитывать на помощь, а не замыкаться в себе.

Каждой образовательной организации – по психологу

Безусловно, школьный психолог ни в коей мере не может заменить родителей, но он может посодействовать правильному становлению личности.

– Я очень хорошо представляю, насколько сегодня сложно работать таким специалистам: ведь, как правило, психолог на школу всего один, а под его контролем десятки классов. А еще у него есть бумажная, административная работа! Из-за этого очень сложно заметить изменения в эмоциональном состоянии кого-то из детей. Но, насколько я знаю, педагоги довольно плотно работают с психологом, и в случае проблемы могут первыми обратиться к нему за помощью, – говорит мама восьмиклассника Диана Гриценко.

Работы у нынешних школьных психологов, действительно, хоть отбавляй! Но дефицита в этих специалистах в школах Амурской области нет.

Как отмечают в министерстве образования, в Приамурье многие годы отсутствует потребность в педагогах-психологах. Однако в 2018 году все же планируется увеличение их числа в системе образования региона, для того чтобы в каждой образовательной организации работал специалист этого профиля.

Какие функции должен выполнять школьный психолог?

На самом деле должностных обязанностей у этого специалиста очень много, но если говорить в общем, то педагог-психолог, работая над

В образовательных учреждениях Амурской области работают 155 педагогов-психологов:

– в муниципальных учреждениях – 127 человек

– в государственных образовательных учреждениях интернатного типа – 10 человек

– в профессиональных организациях – 15 человек

– в Амурском областном институте развития образования – 3 человека

гармонизацией социальной сферы образовательной организации, определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи. Он оказывает консультативную помощь не только ученикам, но и их родителям, а также педагогическому коллективу.

В задачи школьного психолога также входит осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия учеников. Он проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, с включением информационных, а также цифровых образовательных ресурсов. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития учеников. Что немаловажно – определяет степень умственных, физиологических, эмоциональных нарушений в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Психолог также участвует в формировании психологической культуры детей.

Совет специалиста

– В ритме современной жизни у родителей находится не так много свободного времени на общение с детьми, но все же старайтесь как можно чаще проявлять интерес к увлечениям ребенка, спрашивайте, что им интересно, с кем они проводят время, – советует психолог Галина Гришина. Не допускайте, чтобы ребенок искал развлечения самостоятельно, вне семьи, а тем более не зависал сутки напролет в Сети. Старайтесь понимать, что хочет ваш ребенок, помогайте ему реализовать себя. Только так у вашего сына или дочери есть шансы не попасть на заметку к школьному психологу.

Дети и окна: что сделать, чтобы предотвратить трагедию

С наступлением тепла в Ярославской области участились трагические случаи выпадения детей из окна. Оставленные без присмотра малыши бывают очень любопытны. И цена у этого любопытства – человеческая жизнь.

В селе Брейтово Ярославской области выпала из окна годовалая девочка. Она находилась на втором этаже. Малышка получила травмы и была госпитализирована. Ребенок находится в тяжелом состоянии.

– По факту произошедшего следственными органами СК России по Ярославской области проводится доследственная проверка, – сообщили в пресс-службе ведомства.

Ребенок воспитывается в многодетной семье, где у родителей пятеро детей. Не удивительно, что в какой-то момент взрослые упустили девочку из виду, и это стало причиной нечастного случая.

Похожее происшествие случилось в Угличе . Из квартиры, находящейся на третьем этаже выпал пятилетний мальчик. Он был в гостях у маминой подруги. Женщины оставили ребенка на кухне без присмотра, и малыш, недолго думая, залез на подоконник.

– С множественными травмами ребенок был госпитализирован, – рассказали в ярославском следственном управлении. – По факту произошедшего следственным отделом по городу Угличу следственного управления СК России по Ярославской области проводится доследственная проверка.

Следователи выясняют, почему ребенок выпал, насколько виновата его мама и другие взрослые.

За последние два года в Ярославской области случилось 22 несчастных случая. 4 малыша погибло, а 10 получили травмы.

Чтобы этого не произошло, не оставляйте детей без присмотра даже на несколько минут в помещениях, где открыты окна или закрыты таким образом, что ребенок сможет легко их открыть. Проверяйте исправность рам и фурнитуры.

Металлопластиковое окно ставьте в режим «фронтальное проветривание» – тогда малыш вряд ли сможет распахнуть раму, –предостерегает родителей уполномоченный по правам ребенка Ярославской области Михаил Крупин. – Не надейтесь на режим «микропроветривание» – из этого положения окно легко открыть просто случайным прикосновением к ручке.

Чтобы избежать несчастных случаев и трагедий, на окна следует установить специальные блокирующие устройства с ключами. Не забывайте объяснять малышу, чем чреваты игры на окне и детское любопытство.

Поножовщина в школе: психолог рассказала, как предотвратить трагедию

Российская общественность потрясена — 15 января в пермской школе №127 двое учеников устроили поножовщину в школе. Как результат – 15 человек пострадали. Учительница и двое детей находятся в тяжёлом состоянии.

Один из подростков состоит на учёте комиссии по делам несовершеннолетних.

Вопросов о случившемся пока больше, чем ответов. Предполагается, что один из подростков был поклонником тематики “Колумбайн” – это термин, который отсылает к резне, устроенной в одной из американских школ почти два десятилетия назад.

Эта страшная трагедия заставляет родителей искать ответ на главный вопрос: почему школа перестала быть безопасным пространством?

По словам практикующего детского психолога, члена Федерации психологов образования России Аси Кузьминой, у ребёнка произошёл классический срыв.

«Сколько их таких — не долечили, а потом они то стреляют, то убивают. Возможно, такой срыв произошёл из-за травли сверстников. Тот, кто подвергается буллингу (травле), испытывает хронический стресс (т.к. не в состоянии справиться с происходящими событиями, испытывает отчаяние и скрытую агрессию). При длительном стрессе любой человек использует одну из трёх стратегий: обратиться в бегство, вступить в бой (напасть) или замереть («замороженность тела и чувств», отстраненность от мира), — рассказала психолог.

Она отметила, что на протяжении двадцати лет ведутся научные исследования, которые показывают, какой вред здоровью и психике наносит буллинг в школах.

«Например, жертвы буллинга часто думают о самоубийстве, реже — о мщении обидчикам. В случаях постоянного и жестокого буллинга дети могут рассматривать самоубийство или убийство обидчика как избегание страдания. Это связано с тем, что они теряют надежду на позитивное решение проблемы. Они рассуждают так: «Мои проблемы непреодолимы и даже те, кто мне дорог (близкие и родные), не могут мне помочь. Выбирая смерть, я сам освобожу себя от отчаяния и боли», — уточнила Ася Кузьмина.

По мнению психолога, единственный и адекватный выход из ситуации – вмешательство взрослых (в первую очередь, администрации школы) и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети, так и их родители.

«И если администрация школы проблему игнорирует или не хочет сотрудничать по этому вопросу, единственный эффективный способ уберечь ребёнка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу».

Психологи подчёркивают, что родителям всегда нужно быть в курсе проблем детей. Особенно когда они переживают переходный возраст.

«Родителям нужно выстроить доверительные отношения с ребёнком, чтобы он мог поделиться своими опасениями, волнениями и проблемами. И тогда ситуация не будет выходить из под контроля. Скорее всего, нападавший ребёнок просто не нашёл необходимой поддержки у окружающих. Не надо делать из них чудовищ. Дети должны знать, что у них есть, кому довериться и к кому обратиться в трудную минуту, напомнить, что они в жизни не одни», — подытожила Ася Кузьмина.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: