Не перегружен ли ваш ребенок?

Не перегружен ли ваш ребенок?

7 признаков того, что твой ребенок перегружен

Конечно, всем охота попасть в историю в качестве родителя гения. Вот мы и куем из своих детей исторических личностей, невзирая ни на что – даже на то, что будущий гений от нагрузок уже еле дышит и имя свое едва может вспомнить. Присмотрись к дитяте – есть вполне конкретные признаки того, что пора тормозить со всесторонним развитием, пока ребенок не сломался.

Он не бездельничает

Для многих родителей это вообще предмет гордости – а мой вот Сеня не лоботряс! Конечно, не лоботряс – у него нет времени даже в носу поковыряться. Если не домашка, то бокс, а не бокс, так кларнет. Между тем всем – и взрослым, и детям – нужны периоды бездействия и дуракаваляния. Безделье в умеренных, но регулярных дозах – очень важная часть нашего аккумулятора.

Он как маленькие старичок

Ему разонравились ролики

Или единороги. Или трансформеры. Или Джастин Бибер. Или что ему там раньше было мило. Дети быстро перерастают увлечения, но если одна страсть внезапно отвалилась и никакой другой на ее месте не возникло, возможно, дело в том, что ресурса на страсти у ребенка уже нет. Когда пропадает одно увлечение – это нормально. Ненормально, когда ребенку не хочется больше вообще ничего.

Его отметки стали хуже

Хотя казалось бы, с чего вдруг: у него репетитор по английскому, репетитор по математике, кружок «Юный химик» и художка. Наоборот, должен всех в классе уделывать. Однако между всеми этими занятиями на школу как таковую (которая, вообще-то, должна быть приоритетом) у него нет ни времени, ни сил. И домашние задания он делает по остаточному принципу, левой задней.

Его лучший друг куда-то пропал

Ты когда последний раз видела этого Ваську или эту Наташку? Помнится, во время оно они постоянно тут ошивались, а сейчас как сквозь землю провалились. Ничего странного – в мире детей социальные связи тоже требуют энергетических вливаний. Совместных тусовок, болтовни по телефону, трепа в мессенджерах – короче, всего того, что родители будущих гениев считают бездарной тратой времени. Но если к усталости и тревоге из-за высоких ожиданий прибавить социальную изоляцию, получится не гений, а загнанный невротик.

Он вдруг стал несамостоятельным

Ты сама задолбалась

Самый простой способ уяснить, что ребенок устал – обратить внимание на то, что ты сама устала, таская его от репетитора к репетитору, из кружка в кружок. С его преподавателями ты говоришь чаще, чем с мужем, мамой и друзьями вместе взятыми. Они уже путаются у тебя в голове. Если ты так чувствуешь себя, организуя это все, вообрази, каково наследнику – он-то в этом варится постоянно.

Недетские перегрузки

«Драмкружок, кружок по фото», а еще школа, фортепьяно, сольфеджио и обязательно, бассейн. 10 признаков того, что ребенок перегружен занятиями.

Наступил сентябрь и многих детей уже успели записать в самые разнообразные кружки и секции. Кто-то пойдет изучать английский, кто-то займется плаванием или дзюдо. А кто-то всем этим, да еще и изобразительным искусством. И при этом по-прежнему продолжит посещать школу или детский сад. И хотя взрослым зачастую кажется, что половина из этих дополнительных занятий — так, развлечение, для маленького ребенка — это самая настоящая работа.

Врачи и психологи предупреждают о том, что чрезмерные нагрузки могут привести к тому, что ребенок излишне переутомится и толку от занятий будет немного. Как же понять, что ребенок перегружен?

Психологи делятся несколькими признаками, зная которые, родители смогут определить, насколько загружен ребенок.

Маленький старичок

Нет, конечно, у него не появились неожиданно седые волосы, но поведение малыша очень схоже с поведением этакого сварливого старичка. Так что первыми и самыми очевидными признаками перегрузки являются психическое и физическое состояние ребенка.

Если он постоянно раздражен, жалуется на слабость или головные боли, плохо спит по ночам, и вы частенько слышите от него: «Я ничего не понимаю, я ничего не хочу, дайте мне отдохнуть»,-то это однозначно говорит о том, что ваше расписание желательно пересмотреть. У перегруженных детей также могут появиться запинки в речи или даже заикание.

Портрет ребенка

Сделайте несколько мысленных «снимков» своего ребенка на прошлой неделе. А теперь подумайте, как вы можете, не задумываясь, назвать эти фотографии. Если заголовки выглядят как: «Мы делаем домашнее задание», «Мы идем в изостудию», «Леша в бассейне», то задумайтесь, есть ли у вашего ребенка время, чтобы просто расслабиться.

Не хочу конфет, уберите краски!

Если у вашего ребенка резко изменились пристрастия и ему больше не доставляют удовольствия прежние занятия и игры, то это тоже один из признаков переутомления. Психологи сравнивают занятия ребенка с поеданием мороженого. Сначала все хорошо и вкусно, но когда мороженого слишком много, это может стать причиной болезни.

Снижение результативности

Родители не могут заглянуть в голову своего ребенка, зато могут увидеть результаты его деятельности. Если вы видите, что у ребенка в школе снизились оценки, или ваш дошкольник не может ответить на вопросы, с которыми с блеском справлялся еще месяц назад, то это повод задуматься о снижении нагрузки. Если ваш ребенок посещает школу, то помните, что именно школа, а не дополнительные секции должна быть в приоритете.

Машина как дом родной

Вам не кажется, что вы только и делаете, что мотаетесь туда-сюда, с занятия на занятие? И что вы проводите гораздо больше времени с детьми в машине, чем, к примеру, на детской площадке. Это явный признак того, что вопросы планирования занятий заслонили собой вопросы планирования совместно проведенного времени.

Психологи отмечают, что в последнее время в связи с увеличением нагрузки на детей, у них все чаще наблюдается настоящая депрессия. Во многом причиной является тот факт, что чем в большем количестве кружков задействован ребенок, тем меньше вероятность того, что он будет делать в них все хорошо. Признаки депрессии проявляются в повышенной тревожности, плохом настроении, избегании общения с семьей и друзьями.

А где же наш лучший друг?

А его нет! И если раньше дети постоянно играли друг с другом, ходили в гости и прочее, то сейчас вы замечаете, что ваш ребенок как-то незаметно остался без своего лучшего друга, так как слишком занят, чтобы суметь выделить время для дружеского общения.

У каждой семьи есть свои традиции. И совсем неплохо иметь среди них традицию совместного спокойного приема пищи. А теперь задумайтесь. Сколько раз ваш ребенок в спешке проглатывал свой обед, так как не успевал на занятия по музыке? Или сколько раз он перекусывал на ходу или в автомобиле. Если подобная ситуация возникает у вас регулярно, то возможно имеет смысл немного скорректировать график ребенка.

Путаница в расписании

Если малыш неожиданно стал на каждом шагу спрашивать, что ему делать дальше, то это тоже может быть признаком излишней загрузки.

Ваш стресс

Но что мы все о детях, да о детях? Подумайте и о себе. Если вы чувствуете признаки стресса, боитесь не успеть здесь и опоздать туда, то будьте уверены, что вы переборщили с набором занятий. Попробуйте с чистой совестью отказаться от одного дополнительного занятия в неделю, и ваша жизнь станет гораздо спокойней.

Как понять, что ваш ребенок перегружен школьным заданием?

Наличие хороших навыков в учебе и выполнении домашних заданий с начальной школы может во многом помочь детям с обучением и вниманием, чтобы они не отставали от своей работы в дальнейшем, когда нагрузка значительно возрастет. Но иногда, даже имея хорошие привычки на детей может “обрушиться” больше работы, чем они могут выдержать.

Приведенный ниже список поможет вам оценить, справляется ли ваш ребенок со школьной нагрузкой или нет. Имейте в виду, что некоторые из этих вещей могут относиться ко всем детям и не означать проблемы. Однако если у вашего ребенка сочетаются несколько из этих признаков, возможно, пришло время поговорить с учителем.

  • Откладывает выполнение домашней работы до такой степени, что не успевает ее закончить.
  • Не хочет ходить в школу или чувствует себя неподготовленным к занятиям, потому что домашняя работа не сделана.
  • Обращается за помощью, прежде чем пытаться делать домашнее задание самостоятельно.
  • Обращается за помощью, даже когда может самостоятельно понять и выполнить домашнее задание.
  • Отказывается от помощи, которую вы предлагаете.
  • Не может делать домашнее задание самостоятельно.
  • Рассчитывает на вас, чтобы сделать исправления, а не просто проверить работу.
  • Говорит, что утром закончит домашнее задание.
  • Не ложится спать вовремя, чтобы сделать домашнее задание.
  • Не может делать домашнее задание по вечерам, когда есть внешкольные занятия.
  • Не справляется с домашней работой и/или имеет пропущенные задания.
  • «Забывает» принести домашнее задание домой.
  • Отбрасывает внешкольные занятия, потому что не хватает времени.
  • Жалуется на головные боли или другие физические жалобы во время выполнения домашних заданий.
  • Плачет во время выполнении домашней работы.
  • Спорит о том, когда начинать выполнение домашнее задание.
  • Кричит, повышает голос, когда начинаешь помогаешь. («Оставь меня в покое!» «Почему ты не помогаешь мне так, как ты мне нужен?»)
  • Беспокоится, переживает о последствиях незавершенных заданий.
  • Злится, защищается или расстраивается, когда вы спрашиваете о домашней работе.
  • Не успевает (или не делает) встречаться с друзьями.
  • Делает негативные отзывы о работе. («Алгебра такая тупая». «Мне никогда не понадобится это знать!»)
  • Делает негативные отзывы о преподавателе. («Учитель специально так делает» и др.)
  • Делает негативные отзывы о себе. («Я такой тупой. Я никогда не смогу выполнить всю эту работу».)

В случаем если вы заметили несколько из таких признаков стоит поговрить с учителем, попытаться вместе найти решение проблемы, может быть обратиться к школьному психологу, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности. Самое главное вовремя заметить возможные проблемы и принять меры и тогда в дальнейшем ребенок не будет бояться ходить в школу или проявлять негативные эмоции по отношению к домашнему заданию.

Советы о том, как лучше поговорить с учителем читайте здесь

К чему приводит «перегруженное» кружками детство и почему дети часто дерутся

К чему приводит «перегруженное» кружками детство и почему дети часто дерутся

Супермамы воспитывают детей от одного кружка до другого, чтобы можно было бы при случае гордо сказать: «А мой в свои пять уже говорит на французском и играет „Лунную сонату“!». Но скажет ли ребёнок за это «спасибо», когда подрастёт? Плюсы и минусы перегруженного детство, как воспитать ребёнка, уважающего права животных, и что изменилось в ЕГЭ за десять лет — всё самое интересное в лучших блогах «Мела».

Перегруженный ребёнок: 15 лет спустя

Всё чаще можно услышать, что от раннего развития больше вреда, чем пользы, а курсы подготовки к школе портят детей. Наш блогер делится откровенной историей, к чему привело чрезмерно загруженное детство кружками и секциями и с какими проблемами она до сих пор пытается справиться. Плюсы, кстати, девушка тоже отмечает: организованность, отличная память и беспроблемное поступление в вуз.

«В первом классе я ходила на балет, плавание, английский и то ли логику, то ли риторику. Выходные проводила в художественной школе (по шесть часов) и консерватории (музыкальная теория „для общего образования“). Ещё было несколько лет большого тенниса, бальные танцы и восточные единоборства (когда стало ясно, что танцор из меня так себе). Когда у меня что-то выходило не совсем гладко, менялись репетиторы или школы, но количество занятий (стабильно два кружка/две секции после школы) оставалось» Бедный ребёнок? Ну не совсем.

12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра

Вот одна девочка душит в объятиях кролика, а другая кидает на пол хомяка. Именно так проходят некоторые походы родителей с детьми в контактные зоопарки. Не верьте умилительным фотографиям в соцсетях! А всё потому, что родители порой не задумываются, что прививать культуру обращения с животными нужно с детства. Анастасия Миронова рассказывает, как воспитать человека, который не выкинет кота и не замучает собаку. И для начала, как она считает, нужно отказаться от походов в контактные зоопарки и цирки с животными.

«Сложно не позволять ребёнку дёргать кота за хвост и бросаться с играми к собаке, когда та планирует поспать. Сложно отказать ребёнку в просьбе поиграть с кошкой как с куклой или нарядить сопротивляющуюся собаку в костюм. Но делать это нужно.

Ребёнок должен понимать, что у животного есть права и собственные интересы, которые нужно уважать. Объясняйте через мелочи. Если кошка стоит под дверью, попросите ребёнка её открыть: скажите, что Мурка хочет пойти на кухню. Никогда не отпинывайте животных, если они мешают на дороге. Не кричите на животных и не высказывайте пренебрежения — ребёнок быстро его переймёт».

Драки между братьями и сёстрами: можно ли этого избежать

Все дети дерутся, независимо от пола и возраста. Это неизбежно. Особенно братья и сёстры. Причины конфликта могут быть разные — от борьбы за внимание родителей до банальной драки от обиды. Наш новый блогер, мама троих детей, рассказывает, как помочь детям научиться слышать и слушать друг друга, проявлять эмпатии и находить компромисс. А ещё она приводит несколько воспитательных игр, которые сама использует со своими сыновьями.

«Помогите им услышать друг друга. Если драка вышла за пределы игры, можно посадить противоборствующие стороны на диван (на песок на пляже, на стулья в кухне, на ступеньки) и сказать им, что теперь каждый в ответе за другого и что они будут так сидеть, пока не разрешат друг другу встать и продолжить играть. Такое предложение заставит их искать сотрудничества, а не драться. В качестве альтернативы детей можно отправить в другую комнату вместе и сказать им, что они могут выйти, когда найдут решение проблемы».

Оправдал ли ЕГЭ огромные надежды

В этом году единый государственный экзамен разменял второй десяток. Мария Кучерова, учитель и мама двоих студентов-первокурсников (не удивляйтесь, они близнецы), посвятила свой блог на «Меле» животрепещущей теме ЕГЭ и поступлению. А ещё о поддержке родителей в этот нелёгкий период и экономии семейного бюджета. На этот раз она решила разобраться, какие цели ЕГЭ удалось достигнуть, а что не получилось. А ещё Мария делится хитростями, о которых знают не все: например, как получить приятный бонус в виде дополнительных баллов к ЕГЭ.

«Спустя несколько лет удалось победить коррупцию и списывание. В этом плане объективность достигнута только технически. Поскольку никто из выпускников не видит полностью проверенную работу, и нет возможности сравнить её с заданием и правильными ответами, то здесь (мягко говоря) всё не совсем прозрачно до сих пор. Выпускники, которые волею судеб попали на годы массовых утечек заданий ЕГЭ, стали «разменной монетой» мнимой объективности не до конца продуманного эксперимента.

Теперь о главной составляющей объективности этого экзамена — о содержании. Здесь я рассуждаю очень просто: если постоянно вносят какие-то изменения, то объективность можно поставить под сомнение».

Как выбрать оптимальный режим занятий и «кружков» для ребенка, чтобы, с одной стороны, он был увлечен чем-либо, а с другой, не перегружен?

Психолог, консультант по деловым, личным, семейным и детско-родительским вопросам, сертифицированный тренер по эриксоновскому гипнозу.

Тема, вынесенная в заголовок, весьма актуальна сегодня. Нынешние родители, то есть мы с вами, с одной стороны, стремясь получше подготовить свое чадо к будущей взрослой жизни, а с другой, отчасти соревнуясь друг с другом, чей ребенок умней, развитей и лучше, порой теряют меру в организации дополнительных занятий. «Три раза в неделю карате, он же мальчик, два раза английский ― это необходимо, два раза танцы ― у него получается, и два раза театр ― он его любит». Это еженедельная нагрузка одного третьеклассника. Довольно обычная нагрузка. Дополнительная, подчеркиваю, нагрузка! Потому что основная ― это пяти- или шестидневная школьная неделя плюс домашние задания.

Такие перегрузки, конечно, не проходят бесследно. Дети устают, болеют, срываются, а в более старшем возрасте, к примеру, просто теряют всякое желание посещать кружки и секции. Есть и менее очевидные, более отсроченные последствия. Вырастая в таком бешеном ритме, человек так и не научается встречаться с собой, обнаруживать свои желания, анализировать свою жизнь, мечтать и просто отдыхать. Когда он становится взрослым, он так же до отказа набивает свой день работой, спортклубом, любыми встречами и занятиями, позволяющими избежать мгновений одиночества. Если такой человек заболевает и не может крутиться как та белка в колесе, он может испытать панику или депрессию ― оставаться наедине с самим собой он не умеет. Так же страдают навыки общения ― на английском или в бассейне особо не подружишь, а времени «на безделье» составленный родителями график школьнику не оставляет.

Итак, как понять, адекватно ли загружен ваш ребенок:

достаточно ли он спит? Высыпается ли? Перефразируя классика, никакие дополнительные занятия не стоят сна ребенка.
остается ли у него время на прогулки?
есть ли у ребенка 1–2 часа в день для себя? Когда он сам выбирает, чем заняться, и никто не вмешивается, не регулирует его поведение. Это позволяет не только восстановить силы, но и почувствовать себя хозяином собственного времени, а не заложником графика.
нравятся ли ребенку его кружки, секции и т. п. ? Не забывайте, основная деятельность ребенка ― учебная. И в ней он нередко и помногу делает то, что ему не нравится, и то, что он не выбирает.
есть ли у вашего чада возможность общаться со сверстниками не в школе и не на дополнительных занятиях? Поболтать по телефону, назначить встречу, пойти в гости, организовать игру?
есть ли у ребенка хотя бы 1–2 дня в неделю, когда он никуда или почти никуда (кроме школы) не идет? Просто побыть дома, в своем безопасном и уютном пространстве, замедлиться и восстановить силы ― потребность большинства детей и взрослых.

Перегружен ли ребенок?

Расскажите про занятость ваших 5-леток?

Мой ходит на фигурку 3-4 раза в неделю (спорт показан неврологом и ортопедом), к логопеду 2 раза в неделю (подготовка к школе), в д/с театральная студия (для души).
Очень хотелось бы ещё поводить его на курсы нейропсихолога, бассейн и ему интересна робототехника.

Муж говорит, что я “слегка” того уже :sarcastic_hand: .
Что скажите?

Ребенок в садике повеселил воспитателя, не так давно она передала его слова: “Я и так очень загружен, куда мне ещё ваши стихотворения учить”. :tease:
А так, ест и спит хорошо, занятия нравятся и какие-никакие успехи есть (в профессиональный спорт не хочу, да и он не нацелен). Дома ещё вырезаем, аппликации делаем, читаем много, из лего сам что-то свое строит и т.д.
Перевозбуждения за ним не замечено, шило в одном месте присутствует – вот и направила энергию в максимально созидательное русло. Закралась мысль не перегибаю ли палку.

3 р в неделю худож гимнастика
2р логопед
1р бассейн

В саду 3 кружка: лего, фитбол, хореография

В выходной лыжи/коньки семейно (летом ролики/велосипеды)

Просит худож школу. Но впихнуть некуда..

я_это,
Фонематический разбор слова, звуки)))))

Моей 6 , ходит в театральную студию 2 раза в неделю и на подготовку к школе 2 раза. Считаю сильно загружена, но иначе никак

к школе.
сначала был поставлен звук “р”, а сейчас уже речь чистая – набирает лексический запас, готовит руку к письму, учится читать.

Фонематический разбор слова, звуки)))))

Моей 6 , ходит в театральную студию 2 раза в неделю и на подготовку к школе 2 раза. Считаю сильно загружена, но иначе никак

Я – живое тому опровержение. Родители отбили все желание читать, когда на камеру снимали мои первые страницы выразительного чтения. Но я филолог-лингвист-преподаватель ин.яза-переводчик, так уж сложилось :lol:
С педагогом он не кривляется, не балуется, а продуктивно занимается и получает удовольствие, с мужем это больше похоже на цирк, со мной – домашнее задание в радость, а вот инициатива, когда бывает с его стороны – только приветствуется.
Мы с мужем частенько за книгами, пример перед глазами у него есть, не переживаю, что желание перебьется. Вчера только пришел заказ с лабиринта – 12 книжек. У ребенка глаза огнем горели )

Как не перегрузить ребенка кружками, секциями и дополнительными занятиями

Школьники, наконец, дождались каникул и могут целиком, без напряжения посвятить себя любимым кружкам и секциям. Ведь многие родители перегружают своих детей дополнительными занятиями.

Совмещать школу со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому. Дело может закончиться психическим расстройством и потерей иммунитета.

Из 12 лет, что живёт на свете Даниил, 4 года он посвятил хоккею с мячом. Фанатичности и упорству, с которыми тренируется мальчишка, могли бы позавидовать взрослые опытные спортсмены. Тренер не нарадуется на воспитанника и сулит ему большое спортивное будущее.

Только у родителей Даниила гордость за сына смешивается с сомнениями и беспокойством. Ради занятий хоккеем он прогуливает уроки в школе.

Даниил Цельцов: “Ну, иногда ухожу с уроков, потому что не успеваю на тренировку. Ну, приходится пропускать некоторые уроки”.

Клюшка и мяч вытеснили из жизни Даниила все прочие занятия и увлечения. Друзья – только из спортивной команды. Книги, которые родители предлагают прочитать сыну для общего развития, пылятся на полке. Даниил выполняет только обязательный минимум – домашнее задание. Всё остальное – хоккей.

Ольга Соколова, мама Даниила: “Спорт не должен быть в ущерб учёбе в любом случае. Спорт есть спорт, а учёба – это учёба. В любом случае спорт когда-то заканчивается, а потом наступает дальнейшая жизнь, где мы должны себя как-то реализовывать, образование получать”.

Родители Наташи Илямаковой, 13-летней школьницы из Ульяновска, на широту интересов дочери пожаловаться не могут. Дважды в неделю Наташа проводит экскурсию в школьном музее истории для других учащихся, усиленно изучает английский язык с репетитором и почти каждый день посещает секцию биатлона.

При этом девочка учится на одни пятёрки. Но радость родителей от успехов дочери омрачена тревогой. Наташа так загрузила себя дополнительными занятиями, что свободного времени практически не осталось.

Наталья Илямакова: “Я, наоборот, хочу ещё чем-то заняться. Но понимаю, что меньше будет времени на учёбу, и поэтому учёба “съедет” сразу”.

Ирина Илямакова, мама Натальи: “Как-то она с тренировки вернулась поздно и сразу взялась за книжку. Я ей: “Наташа, ну ты будешь когда-нибудь у нас отдыхать?” Она говорит: “Мам, отдых – это смена вида деятельности”. И с тех пор я уж ей никаких вопросов не задаю”.

Уроки закончились, класс опустел. И только ученик 4 класса Саша Петренко остался за партой. Скоро начнётся факультатив по английскому языку и нужно успеть подготовиться. Кроме этого в личном расписании 10-летнего мальчишки факультатив по изобразительному искусству и уроки фортепиано в музыкальной школе. Такая нагрузка – это инициатива его родителей. Сам Саша мужественно терпит все испытания и мечтает об отдыхе.

Прошлом году Саша посещал ещё и секцию карате. Но когда от непосильной для его лет нагрузки стал постоянно болеть, родители поняли, что нужно от каких-то занятий отказаться.

Саша хотел бросить музыкальную школу, но родители решили пожертвовать спортивной секций. Ведь у мальчика, как они уверены, музыкальный талант.

Татьяна Петренко, мама Александра: “Я сказала: “Саша, я тебе не дам забросить инструмент. Да, это тяжело, я его заставляла, я с ним ругалась, я его терроризировала”.

В одной из московских гимназий под одной крышей дети могут заниматься в самых различных секциях и кружках. Многие родители не могут устоять от соблазна записать своё чадо сразу на несколько дополнительных занятий.

Так случилось и с Алёной. Ей ещё нет семи лет, а помимо уроков ей нужно успеть на танцы и в бассейн. Раньше была ещё и музыкальная школа. Но утомлённая жёстким графиком школьница, твёрдо сказала родителям: “Что-то надо бросать”.

Что движет ребёнком, лень или усталость? Бабушка Алёны разобралась без труда. Лучший показатель – настроение. Малыш не должен возвращаться домой унылым или измотанным.

Валентина Лапонова, бабушка Алёны: “Она может прийти весёлая. А бывает она сразу унылая, усталая, вялая, капризничает. А здесь она как-то спокойно. С танцев приходит спокойно”.

Педагоги не устают напоминать родителям, что все дети индивидуальны. Кто-то легко переносит нагрузку секциями и факультативами, а кому-то нужно давать больше времени для отдыха. Главное прислушиваться к своему ребёнку и давать ему если не полную свободу, то хотя бы свободу выбора.

Ведущий: О проблемах, с которыми неизбежно сталкивается любой школьник. А значит, и его родители, мы поговорим с директором московской международной гимназии, заслуженным учителем России Татьяной Гуменик.

Ведущий: Ребенок переходит из младшей школы в среднюю. Что для него может стать стрессом.

Гость: Школа изменилась за многие годы, поэтому, я бы не сказала, что стресс этот сильно велик. Иногда бывает так, что ребенок переходит из одного здания школы в другое. Иногда бывает так, что количество предметов увеличивается. Естественно, увеличивается количество учителей. Они все незнакомы. И для ребенка представляют некоторую трудность, потому что ты не знаешь, как отреагируют учитель на какой-то твой мелкий проступок.

Ведущий: Родителям нужно, что-то специально делать, чтобы адаптировать ребенка к средней школе?

Гость: Во-первых, должны поддерживать контакт со своими детьми и обязательно интересоваться тем, что происходит в школе, потому что иногда ребенок свои огорчения не доносит до дома. И не забывать о том, что кроме ребенка есть еще и педагогический коллектив, познакомиться с классным руководителем.

Ведущий: А в каком возрасте дети начинают склоняться к техническим дисциплинам, к гуманитарным. Вот, по вашему опыту.

Гость: Профиллизация должна быть с 10 класса, не ранее. Потому что дети, к сожалению, еще не осознают и не понимают пока своих пристрастий.

Ведущий: Большинство родителей считают, что того, что дается в школе ребенку недостаточно, нужны еще дополнительные секции, кружки и так далее. Вот, так, как подобрать дополнительные занятия, чтобы одно другому не мешало.

Гость: Родители, когда они совершают такой серьезный поступок, должны думать о том, что нагрузка не может быть беспредельной. И они должны дозировать эту нагрузку постепенно и аккуратно. Если это физические нагрузки, безусловно, нужно проконсультироваться с врачом. Если это умственные нагрузки и психо-физиологические, проконсультироваться с психологом. Самое главное – индивидуальный подход. И мгновенное реагирование на какие-то проблемы, которые возникают в случае, если ребенок не хочет посещать какую-то секцию. Во-первых, нужно отдавать ребенка туда, где можно заниматься общефизической подготовкой. Прежде всего, укрепить здоровье. После этого, добавлять по интересам и согласно склонности ребенка то, чем ему нравится заниматься, и это развивать. Если это все пойдет хорошо, и это будет совмещаться с секцией, более 2 секций ребенку совсем не нужно.

Ведущий: Если ребенок ходит в спортивную секцию, там у него все получается. Все нравится, но школу он, по сути дела, забросил, можно ли наказывать тем. Что лишать этой секцией.

Гость: В данном случае нужно обязательно обратиться к учителю, который ведет предмет. Обговорить нюансы и сделать так. Чтобы ребенок начал успевать. Не лишать ребенка любимого дела. Не нужно, потом что это вызывает агрессию.

Как понять, что ребенок перегружен

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Как понять, что ребенок перегружен

Просыпаемся с первыми лучами солнца, готовим завтрак, бежим сломя голову на работу, потом за детьми в школу и детский сад, ужин, грязная посуда, уроки, встречи с друзьями, родителями. Уже стало тяжело от этих строк? А какого нашим детям, у которых помимо основных занятий в школе, дополнительные часы внеурочной деятельности, подготовки к олимпиадам, концертам, занятия в музыкальной школе, плавание, вокал и многое-многое другое. Как понять родителю, что ребенок нуждается в передышке?! Конечно, каждый из нас скажет, что нужно в свое «чадо» вложить, все самое лучшее, что в нас не вложили родители. Это прекрасно, когда «маленький человек» растет умным, любознательным, добивается больших успехов в разных отраслях нашей жизни. Но мамам и папам следует не переусердствовать с нагрузкой, ведь вкладывая все самое лучшее, мы забываем о силах и возможностях наших чад.

Не забирайте у детей детство.

Если вы заметили, что ребенок начинает «ломаться», дайте ему перерыв. Сходите с ним на прогулку, или отпустите с друзьями на «пикник», попрыгать с подружками во дворе на скакалке, в конце концов, посидеть около костра и попеть песни под гитару… Вспомните свое счастливое детство… Детям, как и взрослым нужен период «ничегонеделания». Конечно в разумных границах, но это прекрасно восполнит силы вашего малыша.

Согласитесь звучит ужасно? Но на днях, моя крестница, ей 9 лет, сказала, что она мечтает пойти на пенсию. Это звонок для родителей, малышка таким образом кричит, что организм не справляется с нагрузками и ему нужен отдых. Это совсем не означает, что ребенок растет «бездельником», просто каждому компьютеру, а наш мозг, тоже является биологическим компьютером, нужна иногда перезагрузка.

Моей дочери разонравилось играть в куклы

Или в машинки, или в прятки, в конце концов ребенок перестал смотреть мультики. Это нормально! Меняется возраст, малыш становится взрослым, поэтому меняются пристрастия. Переживать нужно, когда «человечку», не интересно вообще ни чего.

Один из простых способов понять, что ребенок устал, – обратить внимание на себя. Если у вас нет сил водить его по «кружкам», если в голове «каша» и родственники не помнят, когда вы последний раз приезжали в гости. То подумайте о малыше, если у взрослого человека уже сел аккумулятор, то у наследника и подавно.

Людмила Петрановская: Перевернутая привязанность, или Когда дети «усыновляют» родителей

В 5-6 лет бывает пик просьб ребенка: родите мне братика или сестричку, давайте, заведем котенка, щеночка – ну, хотя бы хомячка! Очень хочется заботиться, любить, отдавать. Ребенок и раньше мог, конечно, сделать то, что попросят. Но сейчас, годам к шести, он может сам заметить потребность другого человека, осознать ее и захотеть позаботиться. Принести вам чай, тапочки, пожалеть, если вы ударились, не шуметь, если устали. Само по себе это замечательно, но есть в это время и серьезный риск.

Осознанное проживание своей любви к родителям, привязанности, наполняет ребенка, и к концу этого возраста, если все хорошо, она начинает «переливаться через край». А что значит – ребенок, наполнившись сам, начинает испытывать потребность заботиться о других. Именно в пять-шесть лет бывает пик просьб: родите мне братика или сестричку, давайте, заведем котенка, щеночка – ну, хотя бы хомячка! Очень хочется заботиться, любить, отдавать. Ребенок и раньше мог, конечно, сделать то, что попросят. Но сейчас, годам к шести, он может сам заметить потребность другого человека, осознать ее и захотеть позаботиться. Принести вам чай, тапочки, пожалеть, если вы ударились, не шуметь, если устали.

Когда дети «усыновляют» родителей: что такое парентификация

Само по себе это замечательно, но есть в это время и серьезный риск. Ребенок готов и хочет примерить на себя роль сильного, заботящегося, и если родитель вдруг оказывается в роли дополнительной – слабого, зависимого, несчастного, эти перевернутые роли могут стать устойчивыми, закрепиться. Возникнет еще одна разновидность перевернутой привязанности – парентификация. Буквально: ребенок становится родителем своему родителю «усыновляет» его.

Ребенок с парентификацией заботится о родителе, как о слабом, беспокоится о том, что родитель заболеет, что мама устала, что в семье мало денег. Он готов поступиться своими интересами, ничего не требует и не просит, часто приводя не по годам «здравые» аргументы: «я могу обойтись», «это слишком дорого для нас».

Он будет скрывать собственные проблемы и даже травмы, чтобы «не расстраивать мамочку», будет отказываться от собственных чувств, например, тоски по ушедшему отцу и любви к нему, лишь бы мама не огорчалась.

Такое часто бывает в неблагополучных семьях, когда, например, ребенок уже в семь лет знает, как вывести родителя из запоя, как притащить его со двора, как спрятать бутылку, чтобы не нашел. Бывает и в социально-благополучных семьях, например, если мама одна, ей тяжело после развода или потери, помощи и поддержки нет, контейнировать некому, и она начинает жаловаться ребенку, просить его поддержки, или просто настолько откровенно не справляется с жизнью, что ребенок психологически «впрягается» и становится для нее психологической утробой.

Нередко в парентификацию уходят и дети конфликтующих родителей, которым приходится постоянно всех мирить и быть «связующим звеном» между поссорившимися: «Иди скажи своему отцу, что ужин на столе», «Передай матери, что я сегодня буду поздно».

Что уж говорить о родителях в сильной депрессии, детям которых приходится перепрятывать пузырьки со снотворным и в ужасе стоять под дверью ванной, в которой заперлась мама и прислушиваться: не сделает ли она с собой чего?

Иногда для того, чтобы родитель выглядел для ребенка слабым и нечастным, даже нет никаких объективных оснований: вроде все здоровы, не бедствуют, живут нормально. Но в семье просто принято жаловаться и ныть: «Как меня все задолбало, какая паршивая погода, какая кошмарная работа, деньги неизвестно куда уходят, бьюсь как рыба об лед, в этой стране ничего никогда, вечно у нас все не слава богу….» и так далее.

Для родителя это может быть просто привычка, даже некоторое кокетство, а иногда смутное суеверие: не признавайся, что все хорошо, а то сглазишь. Для ребенка же все эти стенания – про то, что родитель не справляется с жизнью. А раз родитель не справляется, ну, что делать? Понятно, надо мне как-то постараться, подставить плечо. Прощай, детство.

Интересная закономерность, на которую я обратила внимание за многие годы консультирования родителей. Как только положение в экономике ухудшается и начинаются разговоры про кризис, про то, что не будет работы, не будет зарплаты, все подорожает, сразу же растет число обращений с детским воровством. Особенно если речь идет о приемных детях, уже травмированных беспомощностью взрослых.

Как только они слышат разговоры родителей: «Как же мы будем жить, нам не хватит на жизнь, как мы отдадим долги…» и так далее – просто семейные разговоры за столом, не детям предназначенные – у них мгновенно включается: «Всё, родители не справляются, я должен позаботиться о себе самостоятельно». И эта не вполне осознаваемая тревога выливается в воровство – иногда у тех же родителей.

Дети, у которых закрепилась такая перевернутая привязанность, потом с большим трудом сепарируются, им страшно оставить родителей без присмотра. Конечно, встречается и злокачественная парентификация, когда мама (чаще это мама, хотя бывает и папа) достаточно осознанно, методично ребенка в такие отношения вовлекает, удерживает в них, чтобы он никогда никуда не делся, и всю ее жизнь был всегда рядом и шагу не смел никуда ступить.

Но в подавляющем большинстве случаев никто ничего такого не хочет, все мечтают, чтобы их ребенок был счастлив, стал самостоятельным, создал свою семью. Но так хочется поныть, пожаловаться и чтобы хоть кто-то пожалел!

NВ! Наслаждаясь любовью и заботой своего подросшего малыша, важно все же сохранять распределение ролей и не злоупотреблять его готовностью помочь и пожалеть. Если ваш ребенок в шесть-семь лет не может съесть кусок, пока не проверит, хватило ли всем остальным, если он всегда готов отказаться от соблазна «потому что у нас мало денег», если всегда подчеркнуто послушен и старается не беспокоить родителя своими проблемами, в том числе и серьезными: сильно ударился, кто-то обижает, не спешите радоваться такой ранней сознательности и самостоятельности.

Стоит подумать, не перегружен ли ребенок ответственностью за других членов семьи, не отказался ли он от своего права быть ребенком, от нормального детского эгоцентризма ради поддержки родителей? И не пора ли ему уже сказать: «Спасибо тебе большое за поддержку, но уже все, спасибо, я справляюсь».

Я помню, когда сын был маленький, он любил играть в смену ролей: как будто я ребенок, а он мой родитель, и он меня укладывает спать и песенку поет. Многие дети так играют в возрасте около пяти-шести, да и для родителя приятная игра, особенно когда устаешь после работы. В процессе он время от времени останавливался, пытливо смотрел на меня и спрашивал: «Но это мы играем, да?». Хотел убедиться, что в реальной жизни наши роли остались прежними, и что я не забыла, кто здесь взрослый, а кто ребенок.

Нормально, когда ребенок приносит вам тапочки и делает чай, когда он ходит на цыпочках, если у вас болит голова, и приносит вам из детского сада конфету.

Но важно, чтобы во всех остальных жизненных ситуациях защиту и заботу получал ребенок, и чтобы он не сомневался в вашей способности быть взрослым.” опубликовано econet.ru.

Людмила Петрановская, отрывок из книги “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”

фото ©Cig Harvey

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Осторожно: школьный невроз!

Прошло совсем немного времени, как прогремели первые школьные звонки, и вот уже появились первые тревожные звоночки. К сожалению, не всегда школа — это новые знания, новые знакомства и радость общения. В последние годы всё чаще приходится слышать о негативном влиянии школы на детей.

Здоровье школьника

Вообще, здоровье школьника сегодня под угрозой. Смотрите сами: по результатам исследований, 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции, или детские неврозы.

Невроз у детей

Школьный невроз – это обратимое расстройство психического состояния, связанное с отношением к школе. Если сказать по-другому, это неадекватный способ реагирования ребенка на школьные проблемы. При этом школьник испытывает дискомфорт, тревогу, страхи, панические атаки.
Возникает он прежде всего при несовместимости особенностей личности учащегося и школьной ситуации. Все мы разные: с изначально разными способностями, творческим потенциалом, разным темпераментом. Что происходит, когда ребенок впервые приходит в новый большой коллектив? Конечно же, он испытывает стресс. Но со временем этот стресс сглаживается у более общительных, у тех, кто пошустрее. У других же, скажем, более спокойных, медлительных детей, или же у детей с изначально повышенным уровнем тревожности уровень стресса не только не снижается, а наоборот, перерастает в невроз.

Надо понимать, что вместе со школой приходит усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их дисциплинарным требованиям. И причины детских неврозов кроются в самой системе образования: система оценок, неподвижное сидение на уроках, излишняя строгость, большое количество учеников в классе — всё это плохо сказывается на нервной системе ребёнка. Многие дети получают психотравмы в школах, подвергаются унижениям, травле со стороны ровесников или учителей, доходит даже до суицида. Задача педагогов и родителей — вовремя это заметить и принять меры.

Давайте рассмотрим основные признаки детского невроза.

  • Ребенок как будто вас не слышит – не откликается на имя, фамилию; часто отвлекается, не выполняет просьбы, задания с первого раза;
  • Забывает дома школьные вещи.
  • Становится неусидчивым, роняет предметы.
  • Паясничает, почёсывается, потирает лоб, голову, руки.
  • Испытывает страх отвечать у доски.
  • Прячет тетради, дневник от родителей.
  • Часто плачет.
  • Отказывается идти в школу.
  • Обратите внимание также на следующие симптомы: тихий, срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённый вдох, покусывание губ, влажные ладони, плохой сон и аппетит, заикание, нервные тики, ухудшение памяти, нарушенное внимание, утомляемость.
  • Проявлениями невроза могут быть аллергии, частые простуды, сухость слизистой носоглотки, гастрит, ухудшение зрения, головная боль.

Итак, мы разобрались с определением детского невроза, выяснили основные симптомы, теперь давайте подробнее рассмотрим лечение этого недуга.

Прежде всего, лечение невроза у детей основано на обеспечении эмоционально комфортной обстановки и доверии к ребенку. Чрезмерную требовательность, диктат надо полностью исключить — как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Как правило, у ребенка, который только вернулся из школы, спрашивают: «Какие оценки ты сегодня получил?». А ведь надо бы спросить: «Как ты себя чувствуешь?».
Всегда будьте на стороне своего ребёнка, прислушивайтесь к нему. Не все дети способны обучаться в большом коллективе, поэтому отнеситесь внимательнее к выбору учебного заведения. Иной раз ребенку может помочь просто перевод в другую школу или на другую форму обучения. Благо, это сегодня доступно всем.
Посмотрите, не перегружен ли ваш ребенок кружками и секциями. Любой организм имеет свой предел выносливости, и удовлетворяя свои личные амбиции, в первую очередь подумайте: «А надо ли это моему ребенку?».
Научите ребенка основным приёмам борьбы со стрессами, помните, что обязательна для сохранения психического здоровья физическая нагрузка: гимнастика, танцы, плавание и др. – подберите то, что ему нравится.

Профилактика школьного невроза во многом совпадает с основными пунктами лечения. То есть главное — чтобы ребенок жил и учился в комфортных условиях, в атмосфере любви и доверия, чтобы разум его и тело были заняты, но не допускайте перегрузки. Для здоровья нервной системы ребенок должен гулять на свежем воздухе не менее двух часов ежедневно, регулярно питаться, обязательно делать гимнастику. В сегодняшнем бешеном ритме жизни мы стали об этом забывать. И чтобы ребенок об этом не напомнил своим очередным недугом, позаботьтесь о его здоровье сейчас.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: