Нужно ли родителям наказывать ребенка за плохое поведение и как делать это правильно: наказание как способ воспитания

Нужно ли родителям наказывать ребенка за плохое поведение и как делать это правильно: наказание как способ воспитания

Как правильно наказывать ребенка

Как наказать ребенка за плохое поведение. 5 правил воспитания. Как правильно наказывать ребенка, не травмирую психику. Личный опыт, полезные советы, нетривиальные способы.

Наказание – важный инструмент в воспитательном процессе и формировании личности ребёнка. Но правильно ли мы понимаем значение этого слова? В первую очередь, это наставление, о чем многие родители забывают, используя телесную форму наказаний, которые, по мнению Ушинского, показывают “несовершенство искусства воспитателя”, т. к. “основываются на одном страхе, чувстве боли”. В качестве же профилактики нарушений поведения он предлагал ” разумно устроенную деятельность”, где нет места скуке. Именно скука – источник многих детских пороков, по мнению известного педагога. Ю. Гиппенрейтер так же пишет, что проявления плохого поведения можно минимизировать или вовсе их избежать, если соблюдать

5 правил воспитания

  1. Будьте примером счастливого и успешного человека для своих детей.
  2. Давайте ребёнку свободу в развитии.
  3. Позвольте ребёнку учиться на своих ошибках.
  4. Не превращайте учебу в обязанность.
  5. Отпустите ситуацию.

“По-другому он не понимает!” Каждый вечер наши соседи (глава семьи) вступают в неравный бой с сыном-пятиклассником. Ребёнок отказывается учить уроки, спорит, огрызается, но,получая тех самых “волшебных пендюлей”, за полчаса все выполняет. Галина, мама мальчика, предпринимает всякий раз попытки “добром” заставить сесть сына за домашнее задание, но, сокрушаясь, признается, что, видимо, по-другому сын не понимает, раз на него действует только грубая физическая сила отца. Задумайтесь, а проблема-то решена? Нет! Конечно, сиюминутный результат получен, но ведь ситуация повторяется, шлепки становятся ожесточеннее, а поведение мальчика не меняется! Отец рассчитывает, что ударив сына, дает ему урок “Не делай так, это плохо!”, и сын этот урок усваивает, но совсем иначе “Раз меня снова бьют, я плохой! И стараться нечего!” и бессознательно ведёт себя по-прежнему из рук вон плохо. А уставшему папе далеко до “высоких материй”: это же труд – пытаться выяснить истинную причину поведения, разобраться в чувствах сына. Проще наподдавать хорошенько этому строптивцу, чтоб уж наверняка дошло- и вернуться к своим делам, своей жизни. Это не ребёнок по-другому не понимает, это взрослый бессилен пойти по другому пути.

“А то вырастет маминым сынком!” Признаться, этот аргумент некоторое непродолжительное время я слышала от супруга, когда устав от бесконечных разъяснений, он брался за ремень, а я выражала протест против этого пусть нечастого, но все же насилия над сыном. Сын действительно бывает неуправляем, но к хорошим последствиям применение силы не привело. Он стал периодически поднимать на меня руку, обижать сестру. И логичным продолжением этой истории вполне могло стать решение всех своих проблем через физическую силу: в школе, затем на работе, в собственной семье. Мы вовремя остановились, отказавшись от этой пугающей перспективы- быть потом побитыми собственным повзрослевшим сыном. Для ребёнка причинение боли самыми близкими людьми – это психотравма. Разве чувствует он себя этот момент сильным? Нет. А вот униженным -да. Противостоять нельзя- получишь ещё сильнее и больнее, поэтому надо приспособиться и терпеть и научиться скрывать свои проступки. Из таких детей нередко вырастают взрослые, обременённые комплексом неудачника.

“Меня били – и ничего. ” “Вырос нормальным человеком”, – обычно продолжают фразу те, кто перенёс методы воспитания своих родителей в отношения со своими детьми. Спорить не будем, встречаются среди тех, кто в детстве прошёл через боль, страх и унижение, хорошие люди, только это “не благодаря”, а “несмотря” на подобные карательные меры. Большинство “битых” зарекаются не бить своих детей, но есть и те, кто по инерции продолжает утверждать то самое “меня били – и ничего”. Особенно плачевна судьба девочек, которым папа привил урок “бьет-значит любит”, потому что в замужестве они часто терпят тиранию со стороны мужа и не в силах противостоять ему даже словесно, когда тот поднимает руку на детей.

Физическое наказание детей воспитывает в них неуверенность в себе, лживость, трусость, недоверчивость, склонность к агрессии, озлобленность, жестокость и эмоциональную черствость. По отношению к беззащитному ребёнку подобные карательные меры являются насилием! Это ошибочное мнение, что наказание должно вызвать отрицательную эмоцию, и тогда ребёнок впредь не станет так себя вести.

Наказание — это прежде всего сигнал о нарушении установленного правила, социальных норм, оговорённого порядка.

Смысл его — сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Конечно, наказание может расстроить ребёнка, но смысл не в том, чтобы заставить его испытать страх или обидеть, а в том, чтобы заставить задуматься над своим поведением, осознать, что именно он сделал не так и почему это плохо. Родитель в таком случаем- блюститель установленных правил и защитник моральной ценности, а не диктатор, а само наказание предполагает сознательность ребёнка в формировании его личности, а не направлено на получение мнимого результата.

Самый ценный вид наказания есть следствие проступка. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, учителем становится жизнь.

В новогодние каникулы у нас было запланировано мероприятие с посещением спектакля, и в день Х старший сын устроил с младшим догонялки. Несколько раз малыш спотыкался и больно падал, и я просила прекратить игру. В конце концов, подгоняемый старшим, он с разбегу врезался в ребро стены, и на лбу появилась огромная шишка и стала расти. Первая (и естественная) реакция – крикнуть что-то вроде “Я же тебе говорила! Посмотри, что ты натворил?! Никакой тебе елки!” Но я видела, что сын и без того расстроен и напуган. Было решено папу отправить с маленьким в травмпункт, а мы поехали на представление. Старший был обескуражен, что ему “не досталось” и все время интересовался, как Федя. “Жаль, что Федя не может поехать с нами. Это я виноват, да, мам?” Этот случай стал сыну хорошим уроком.

Самым же распространённым типом наказания является условное следствие проступка. Формула их знакома всем: “Если ты не . то я. ” Если ты не сделаешь уроки, отец отключит интернет. Если ты сейчас не уберешь свою кровать, никакой прогулки. Такие наказания неизбежны, но надо понимать, что они малоэффективны, поскольку не берут в расчёт сознательность самого ребёнка.

10 способов перестать кричать на ребенка

Как маме реагировать на обидные слова ребенка

Наказание как метод воспитания: за что и как можно наказывать детей?

И среди многих вопросов, на которые родители хотят найти ответ, основным является вопрос необходимости наказания детей в процесс воспитания.

Есть ли необходимость в таком методе воспитания, как наказание ребенка или все же можно обойтись без него?

Наказывать однозначно нужно, ведь наказание является одним из методов поддержания дисциплины и помогает детям ощутить границы дозволенного, понять правила поведения в современном обществе.

Чтобы метод был максимально эффективным, его необходимо правильно использовать, поэтому в разных ситуациях применяются различные подходы. Родителям следует помнить, прежде чем наказывать ребенка, вы должны быть уверены, что малыш понял то, что ему объяснили. Ведь если ребенок не усвоил этого, то наказание не даст никакого результата.

Наказание – метод воспитательного воздействия на ребенка, целью которого является побуждение виновного понять недопустимость совершенного им поступка. Такое понимание, объединяясь со страхом повторного наказания, становится неким психологическим барьером для повторения подобных действий.

Наказание лучше все же отнести к методу контроля над поведением. Наказывая ребенка за плохое поведение или проступок, родители ожидают, что в будущем он поведет себя иначе. Психологи, изучающие поведение человека, выделяют две формы наказания: активное и пассивное. Первое подразумевает физическое воздействие, а суть второго заключается в установлении запрета на пользование ребенка теми или иными вещами. Наказание – это с одной стороны расплата за совершенный проступок, а с другой – предупреждение на будущее.

Многие родители задают себе вопрос: можно ли наказывать детей физически? Вряд ли найдутся родители, которые хотя бы раз не прибегали к шлепкам, но следует помнить, что физическое наказание – это не самый лучший метод воспитания. Следовательно, применять его следует как можно реже .

Специалисты считают, что родители, которые наказывают своих детей, не объясняя им причины, поступают неправильно, так как дети не всегда могут отдавать себе отчет в том, что их действия заслуживают наказания. Совершая тот или иной проступок, ребенок думает, что он делает все правильно, даже если знает, что его действия могут повлечь за собой неблагоприятные последствия.

Некоторые родители не используют наказания в воспитании детей, но это не означает, что они могут делать все, что захотят. Если ребенок совершил серьезный проступок, то лучше, конечно, с ним поговорить, объяснить, что не так он сделал.

Дети могут подвергнуться наказаниям не только дома, но и в дошкольном учреждении и в школе. В данном случае применяются больше психологические виды наказаний, например задержание после урок, вызов родителей в школу. Многие учителя используют так называемые коллективные наказания, когда из-за одного ученика наказывают весь класс. Стоит помнить, что эффективность наказаний воспитателем или учителем намного ниже, чем наказаний, применяемых родителями.

Несмотря на рекомендации специалистов, наказание остается распространенным в большинстве семей. Однако не нужно забывать, что слишком строгое наказание вызывает страх. Поэтому применение данного вида воздействия приводит к тому, что ребенок послушен только из-за страха быть наказанным, а это может нанести непоправимый вред психике ребенка. При использовании наказания стоит учитывать ряд правил:

• Если вы наказываете ребенка, то сначала хорошо продумайте наказание, делайте это по справедливости, не унижая достоинство малыша;

• Не наказывайте сгоряча, если вы не уверены, что ваш малыш заслужил именно такое наказание, а также то, что он правильно воспримет воспитательный эффект этой меры воздействия;

• Применяя данный метод коррекции поведения, убедитесь в том, что ребенок понял, за что вы его наказали;

• Наказание не должно быть «глобальным», т.е. наказывая ребенка, постарайтесь найти в его поведении положительные стороны и акцентируйте на них внимание;

• За один проступок должно следовать одно наказание, если же провинностей несколько, то наказание может быть более строгим, но оно должно быть одним, за все сразу;

• Если ребенок ранее заслужил поощрение, но не успел его получить, то наказание не должно его отменять;

• При выборе наказания учитывайте суть проступка, причины, побудившие ребенка его совершить, а также обстоятельства, при которых он был совершен;

• Если вы наказали ребенка, то значит, что вы его уже простили, и больше не стоит вести разговоры на эту тему.

Стоит обратить также внимание на эффективность данного метода воспитания. Важно сразу отметить, что она невысока. Почему? Потому что данный метод включает механизм торможения, он не побуждает ребенка к поиску. Как это объясняется? Обычно наказание прерывает недопустимую деятельность ребенка, не давая ему найти позитивные пути решения возникшей проблемы, т.е. родители говорят «Нельзя!», «Хватит!», ставят в угол или бьют ребенка, отнимают игрушку, но не объясняют, как из сложившейся ситуации выйти по-другому, просто не дают ему выбора.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика».

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Консультация «Наказывать ребёнка или нет?»

Мария Инстранкина
Консультация «Наказывать ребёнка или нет?»

Наказывать ребёнка или нет?

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок был покладистым, послушным, совершал только хорошие поступки и ни в чем не перечил взрослым. Может быть, подобный ребёнок и существует, но, скорее всего, лишь в воображении мамы и папы. Реальный же малыш не отличается особым послушанием, даже самый воспитанный ребенок может вытворить что-то такое, что приведёт в смятение окружающих. Рано или поздно каждый родитель задается вопросом о том, наказывать или нет ребёнка?

Жизнь без наказаний?

Наверное, это мечта каждого ребёнка. В принципе, любой родитель был бы рад не наказывать свое чадо, однако как показывает практика, без наказаний в процессе воспитания обойтись сложно. Малыш должен понимать, что совершить проступок безнаказанно невозможно. В противном случае, при тактике «не наказывать никогда» вы рискуете вырастить эгоистичного и самовлюбленного ребёнка, который будет думать, что ему позволено всё. Если вы не принимаете никаких мер, когда ребенок, например, бьёт родителей или других детей, то где гарантия, что повзрослев, он не захочет проявлять свою агрессию более жестокими способами, зная, что ему за это ничего не будет. Подобных примеров можно привести не один, поэтому не думайте, что маленький проступок, за который малыш не понёс ответа, никак не отразится на его поведении в дальнейшем. В вопросах воспитания нет ничего незначительного, важно всё.

Физические наказания

Прежде всего, хочется сказать, что физические наказания применять категорически не желательно. Если вы думаете, что ударив ребенка, вы получите нужный результат, то вы заблуждаетесь. Вариантов может быть несколько:

• простой шлепок по попе (я же не бью, я просто шлёпаю) не даст результата, потому что это не больно, а словами ему никто ничего не объяснил.

• если родители бьют ощутимо, то это вызывает у ребенка страх. И именно чувство страха в дальнейшем будет останавливать малыша. Однако, это лишь до тех пор, пока он будет знать, что родители могут его ударить, а если их не будет рядом – ребёнок будет вести себя плохо, потому что он не понимает того, почему это плохо.

ребёнок ожесточится, потеряет доверие к взрослым, не будет прислушиваться к разумным доводам, будет делать всё наперекор.

Описывать негативные последствия физических наказаний можно еще долго. Просто задумайтесь о том, что ударить проще всего, не нужно ничего объяснять, не нужно тратить время. Но в будущем, не ответит ли вам выросший ребёнок тем же?

Наказываем правильно

Прежде всего, стоит сказать о том, что, как и в любом моменте воспитания, в наказаниях должна быть система, мотивированность и последовательность. Т. е., если сегодня за неубранные игрушки вы наказали ребёнка, а завтра никак не отреагировали на беспорядок, то малыш не будет понимать, почему игрушки нужно убирать, а главное за что его наказали.

В качестве наказания нельзя использовать методы запугивания. Многие родители любят пугать малышей всякими Бабаями, Страшилами и пр. Опять-таки, ребёнок не будет понимать, почему он плохо поступает, он просто будет бояться, а страх – это не самое лучшее чувство. Неужели вы хотите, чтобы у вашего малыша появились фобии или проблемы с нервной системой?

В наказаниях можно использовать систему ограничений. Т. е., если ребёнок ведёт себя не очень хорошо, то говорить ему, что он не получит что-то, что любит. Это могут быть мультики, вкусности или любимые игры. Только ни в коем случае не используйте подобное в качестве поощрения-подкупа – вот будешь вести себя хорошо, включу тебе мультики. Малыш должен понимать, что хорошее поведение не покупается, что это просто необходимость, прежде всего для него.

Не менее эффективно работает метод наказаний, основанный на эмоциональной связи ребёнка и родителей. Только не вздумайте говорить ребенку, что не будете его любить, если он будет вести себя плохо. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и устойчиво в этом мире, ему нужно быть уверенным и в вашей любви. Вы можете показывать ему, что вас огорчают, расстраивает его плохое поведение, можете на него обижаться, не играть с ним в игры, но в любом случае, всегда показывайте, что вы все равно его любите.

Очень эффективным методом может стать метод «тайм-аута» и подобные ему. Т. е. ребенка оставляют на какое-то время в определенном месте (лучше без зрителей, чтобы он подумал над своим поведением.

Помните о том, что во всех методах воспитания всем членам семьи нужно сохранять единство. Если мама наказала, то папа не должен освобождать малыша от наказания или запрещать маме это делать. Нельзя, чтобы в семье были «плохой» и «хороший» полицейские. Так вы только дезориентируете ребёнка и сформируете у него неправильное отношение к тому, что следует за проступками.

Когда наказывать?

Наказание должно быть последним методом воздействия. В начале обязательно объясните малышу, почему считаете его поведение плохим, дайте понять, что в случае продолжения подобного, ребёнка ждут последствия, которые могут быть ему неприятны. Если малыш все же не унимается, то сделайте ему замечание, предупредив, что накажете, если он вас не послушает. И только после того, как все перечисленные методы не дали результата, применяйте наказание.

Консультация для родителей «Дети и музыка: слушать или нет?» Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый.

Консультация для родителей «Дорога ложка к обеду, или Аппетит ребёнка» Хотелось бы спросить у родителей, актуальна ли это выражение в их семье или все-таки дорога к обеду ни ложка, а игрушка, реклама по телевизору,.

Консультация для родителей «Искусство наказывать и прощать» Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны.

Консультация «Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка!» Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос – нужно ли слушать детям музыку,.

Консультация для родителей «Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда идут в садик» Ребёнок пошёл в сад – это очень важный этап в жизни, как родителей, так и их чад. Адаптационный период фактически начинается в тот момент,.

Консультация для родителей «Наказывать или не наказывать?» Наказывать или не наказывать? В последнее время можно увидеть книги под заманчивым названием «Воспитание без наказаний». Возможно ли такое?.

Фотоотчет «Открытка-поздравлялка, или У друзей нет выходных» Всем доброго дня. Сегодняшний день выдался прямо скажем совсем не летний. Еще с ночи зарядил дождь, ветер, всего – то 8 градусов. И стало.

Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?» Режим дня. Это важно или нет? Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным. Чтобы ребенок рос здоровым,.

Консультация «Как воспитывать ребёнка: кнутом или пряником?» Статья «Как воспитывать ребёнка: кнутом или пряником?» Существует множество форм обучения, основанных как на сознательном, так и на подсознательном.

Консультация для родителей «Учите ребёнка играть, или Война гаджетам» В современном мире интернета и компьютеризации, мы теряем самое главное- живое общение. И ребёнок, не исключение, а к сожалению пленник.

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
  3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
  4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Способы конструктивного и лояльного наказания

  1. Лишение приятного. Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.
  2. «Исправительные работы». Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание.
  3. Тайм-аут (перерыв). Ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или на кресле в тихом уголке и подумать над своим проступком. Постарайтесь найти такое место, где нет телевизора, игрушек или компьютера. Нельзя запирать его в темной комнате, чтобы не нанести вред психике. Количество времени, проведенное в тайм-ауте, зависит от серьезности «правонарушения» и возраста ребенка. Общее правило: примерно одна минута на каждый год.
  4. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения. Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок.
  5. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать. В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку. Читаем также:как реагировать на капризы ребенка
  6. Проверка на собственном опыте. Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте. Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред.
  7. «Временный арест». Если подросток совершил серьезный проступок, можно ограничить его общение с приятелями: не пускать на день рождения или вечеринку. Нельзя применять этот вид конструктивного наказания постоянно, так как в подростковом возрасте очень важны доброжелательные отношения со сверстниками.
  8. Сказка вместо наказания. Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы. Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя. Читаем статью:влияние сказок на развитие детей

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.

Читаем также:

Подборка видео консультаций: как правильно наказывать детей за непослушание




Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как наказать ребенка за непослушание и провинности?

Нужно ли наказывать детей?

Мир вокруг маленького ребенка стремительно меняется, каждый день он открывает что-то новое и не всегда адекватно реагирует на ситуации. Родителей это раздражает, ведь они хотят видеть чадо милым и послушным, а неправильное поведение, как нежелательная реакция вызывает негодование взрослых. В сознании мамы и папы укоренилось, что неправильное поведение детей заслуживает порицания. Психологи считают, что наказания за плохое поведение должны остаться в прошлом.

Теория психологов об отсутствии порицания для детей имеет место, если речь идет о физическом воздействии. Бить малыша категорически нельзя, как и срываться на крик с оскорблениями. Оставлять ситуацию безнаказанной недопустимо. Дети должны понимать свою вину, чтобы не повторять ошибки в будущем.

Ситуаций, которые требуют порицания, много, все они разные. Среди самых популярных причин выделяют:

  • ложь;
  • непослушание;
  • хамство;
  • неуважение к окружающим;
  • воровство.

Единые требования к ребенку должны быть у всех членов семьи. Если мама что-то запрещает, это не должны разрешать папа или бабушка. Иначе ребенок перестает понимать, чего от него хотят окружающие.

Как наказать ребенка правильно?

Родители самостоятельно принимают решение, как наказать ребенка за провинность. Методы воздействия должны затронуть его сознание, дать понять, что так делать нельзя. Главное – не использовать силу, крики, оскорбления, потому что это унижает. Все это негативно сказывается на психике, надолго запоминается, оставляя в душе обиду на родителей.

Психологи рекомендуют разговаривать с ребенком, объяснять последствия поступков. Младшим школьникам придется разжевывать, почему их поступок не вызвал восторга у окружающих. Но когда они это поймут, вероятность, что подобная ситуация не повторится, очень высока.

Эффективная тактика – показать малышу, что он чем-то сильно огорчил маму и папу. Маленьких детей пугает неприятие их родителями. Поэтому, если он поймет, что поступок стал причиной отстранения мамы или папы от него, наверняка в следующий раз подумает прежде чем повторить что-то подобное.

Не рекомендуется злоупотреблять такой мерой наказания, как лишение чего-то обещанного. Но отказ ребенку в покупке сладостей после проступка поможет сформировать осознание того, что плохие дела станут причиной потери чего-то ценного и желаемого.

Следовать ли всем советам психолога?

Все чаще мы говорим о том, как нельзя наказывать детей. В сознании родителей укрепляется понимание, что применять карательные меры для крохи – неправильно. Это прекрасно, если родители понимают границу между отсутствием порицаний и умением говорить с чадом, объясняя последствия проступков. К сожалению, грань чувствуют не все. Отсутствие порицаний за вранье, наглость, оскорбительное поведение, проявление агрессии приводит к вседозволенности со стороны детей. Малыши становятся злыми, неуправляемыми и не воспринимают слова окружающих, потому что родители им позволяют все.

Важно не допустить момент, когда ребенок становится неуправляемым. Это может привести к постоянным скандалам, обидам и потере доверия между детьми и родителями.

Тема общения с ребенком остается спорной. Ежемесячно появляются дискуссии на тему воспитания и умения донести до крохи важные правила поведения в обществе. Психологи обсуждают новые методики, родители рассказывают о своем ценном опыте, формировании идеальной схемы воспитательного процесса. Но то, что помогает одному малышу, не обязательно поможет воспитать правильно другого ребенка. Идеальная схема поведения у каждого взрослого человека своя, сформированная методом проб и ошибок.

Полезные советы правильного поведения для родителей

Не существует точных рекомендаций для родителей по поводу того, как наказывать детей. Главное – соблюдать основные правила, которые помогут не разрушить доверительные отношения со своим чадом и вырастить достойного человека:

  • разберитесь в ситуации. Не всегда ребенок виноват, поэтому важно проанализировать произошедшее, чтобы уточнить долю вины малыша;
  • не срывайтесь на детях просто из-за плохого настроения;
  • нельзя пугать детей поркой;
  • не меняйте правила. Если вы придерживаетесь определенного мнения по поводу правильного поведения, всегда ругайте чадо за такие проступки;
  • перед наказанием объясните ребенку причину. Дети должны понимать, за что получают. Они сделают выводы, больше не будут повторять проступки;
  • проявляйте терпение, учитесь объяснять ребенку, почему он поступил неправильно. Доверительные беседы помогут избежать ошибок в будущем.

Любой, даже самый воспитанный малыш, иногда вредничает и совершает неправильные поступки. Задача родителей – учить его соблюдать нормы поведения. Но это не значит, что на провинности не нужно обращать внимание. Наоборот, применять меры наказания, чтобы кроха понимал свою неправоту, необходимо. Но, несмотря на промахи, вредность и ошибки в поведении, нужно усвоить одно простое правило – любите своих детей!

«Кнуты» и «пряники» или как наказывать ребенка правильно?

Приветствую вас, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович. Согласны ли вы, что древний метод «кнута и пряника» – самый лучший способ формирования из малыша полноценной личности, который может правильно расставить «все точки над i», чётко разграничивая, что такое хорошо и что такое плохо? Или в применяемых вами методах воспитания присутствует только поощрение, а на любые наказания наложено строгое табу?

Как мне кажется, что родитель, заявляющий, что никогда не наказывает своего ребёнка, как минимум лукавит. Даже психологи утверждают, что воспитать полноценную личность без наказательных мер – утопия. Только вот как не перегнуть при этом палку, можно ли применять физическое воздействие или следует ограничиваться исключительно словесным порицанием, предлагаю вынести на сегодняшний родительский суд. Итак, как наказывать ребенка?

Зачем вообще нужны наказания?

Вступая во взрослый мир, подобно слепому котёнку, малыш начинает пробовать его на прочность, набивая шишки. А как иначе ещё он должен понять, что позволительно, а чего делать категорически нельзя? Не осознавая границ дозволенного, дети непреднамеренно нарушают установленные семьёй правила, ведь именно родители на начальной стадии воспитания закладывают основные принципы морали, осуждая за плохое поведение.

Чаще всего дети пробуют на прочность тех мам и пап, которые имеют вредную привычку менять своё мнение в устанавливаемых запретах. Им крайне тяжело понять, почему разрешенное вчера вдруг оказалось сегодня запрещено, и наоборот. Поэтому своими действиями дети пытаются отгадать, какой сегодня день: разрешительный или нет, вдруг повезёт.

Обделённые вниманием малыши тоже ведут себя по-бунтарски. Для них проще быть наказанными, чтобы получить хоть какую-то реакцию на своё поведение, нежели смириться с тем, что родители не будут обращать внимание.

Полная вседозволенность – не лучший друг в воспитании. Когда у малыша отсутствует ответственность за совершенные поступки и непослушание, а его интересы и получаемое удовольствие причиняет боль окружающим, это не громко заявленное «счастливое детство», а прямой путь к эгоизму.

Так что я склоняюсь к тому, что наказывать всё-таки необходимо. Правильное применение дисциплинарных мер абсолютно не означает психологическое насилие, неуважение и игнорирование ребёнка как личности. Цель – не причинить страдание, а дать понять, что установленные правила необходимо соблюдать. Это способ поддерживать родительский авторитет и приучить к неотвратимости ответственности.

Необходимо и достаточно, или как не перегнуть палку?

До всяких разных советов специалистов, как правильно применять меры наказания к ребёнку, чтобы не нанести вред его психике, предлагаю сразу определить границы дозволенного для родителей.

Если малыша постоянно пугать бабками-ёжками, которые забирают всех детей за их враньё, держать в углу до обморочного состояния за плохое поведение, пороть ремнём за воровство, вместо того, чтобы поискать причины такого поведения, рядом с вами будет жить неуверенный в себе, с низкой самооценкой и кучей комплексов, никому не доверяющий и чувствующий себя нелюбимым и лишним зверёк.

  • Избегайте физических наказаний. Нужно ли наказывать детей физически, конечно, каждый родитель для себя решает самостоятельно. Обычно к применению воспитания при помощи ремня склоняются те взрослые, которых в детстве наказывали таким же образом. Только беря такого «воспитателя» в руки, помните: все психологические исследования громко кричат, что делать этого нельзя. Причиняя боль и применяя силу, вы тем самым закладываете ребёнку стойкое убеждение, что делать это можно и нужно для разрешения конфликта.
  • Не допускайте наказаний едой. Отказывая в удовлетворении физиологических потребностей в качестве дисциплинарной меры, требуя зарабатывать обед или ужин хорошим поведением, вы показываете ребёнку его зависимость от вас и обретаете на ненависть.
  • Контролируйте жестокие эмоции. До какого бы клинического состояния не довёл бы вас отпрыск, возьмите за полезную привычку, прежде чем что-либо сказать, сосчитать до десяти. Очень часто этого достаточно, чтобы эмоциональный взрыв утих, а слова стали менее оскорбительными и громкими.
  • Не отбирайте личные вещи. Показывать, что ребёнок ничего не достиг сам, и у него нет ничего своего, — как минимум, жестоко. В действительности своим примером вы задаете ему возможность делать с чужими вещами, что захочется.
  • Не используйте фантазийных угроз. Выкрики, что вы отдадите ребёнка злодеям, неприбранные вещи от него уйдут, к непослушным детям ночью приходит бабайка и прочие нереальные домыслы действуют на детей устрашающе, но недолгое время, лишь до поры, пока они не вырастут и не поймут, что всё это, извините, бред. Осознав, что слова ваши беспочвенны и неисполнимы, ребёнок начинает игнорировать и реальные обещания принять дисциплинарные меры.

Наказываем по принципу «не навреди»

Если целью наказания вы видите помощь и исправление допущенных ошибок, то вы абсолютно на правильном пути. Ежели порицание обращено не на сам поступок, а непосредственно на ребёнка, то взгляды надо бы пересмотреть. По тяжести совершенного проступка психологи советуют родителям выбирать соответствующие меры.

  • Разъяснительная работа. Иногда вполне достаточно вынести выговор с подробным разбором совершённого деяния. Зачастую в процессе разбирательства всплывают обстоятельства, смягчающие вину: хотел помочь, но так получилось, было любопытно, а в результате сломал. Начните с подробного допроса, и может случиться так, что другие меры не потребуются.
  • Устраиваем тайм-аут. Если в наше счастливое детство местом для подумать о своём поведении был угол, то современная наука креативно предлагает использовать для пятиминутного успокоения стул, дабы не травмировать детскую психику ограниченным пространством двух сомкнувшихся стен.
  • Лишаем удовольствий. Именно развлечений, без которых в принципе можно свободно обойтись, а не предметов жизненной необходимости. Не сомневаюсь, что в каждой семье у ребёнка можно найти такое слабое место.
  • Трудотерапия. Приучите с детства исправлять трудом свои ошибки. Раскидал мусор – прибери за собой, нарисовал в подъезде на стене – вот ведро и тряпка, преднамеренно испортил чужую вещь – берём домой, чтобы починить или даём взамен свою. Только не стоит за проступки наказывать домашней работой, делать которую дети должны по своему желанию, осознавая необходимость её выполнения, а не в случаях провинности.
  • Зовём на помощь сказку. Там, где не помогают обычные доводы, для детей, особенного младшего возраста, как нельзя лучше подойдут аллегории и сравнения. Ведь каждый хочет быть «на коне» и жить в королевстве, а не страдать в одиночестве в лесной избушке. Такой метод коррекции поведения называется сказкотерапия. А еще советую познакомиться с арт-терапией, она может помочь понять причины нехорошего поведения ребенка и справиться с ними.
  • Игнорировании ребёнка. Психологами допускается такое поведение родителей в исключительных случаях и на непродолжительное время. Работает оно, конечно, очень эффективно, но способно нанести душевные травмы. Поэтому с такой мерой надо быть особенно аккуратным.

Вот только некоторые советы, которыми можно руководствоваться для гуманной корректировки неправильного поведения наших чад. Какой бы способ наказания вы не выбирали, делайте это с любовью, чтобы каждый раз ребёнок принимал все ваши действия во благо.

Видео для вас, на котором мнение психолога по рассматриваемой сегодня теме.

Прощаюсь с вами в надежде услышать истории и советы, чтобы применить их вовремя, убрать кнут в далёкий угол и приготовить на раздачу сладкие пряники.

Как правильно наказывать ребенка: методы, правила, способы, меры наказания детей. Как нельзя наказывать?

К сожалению, наши дети не всегда ведут себя, как ангелы. Часто нам, взрослым, приходится применять к ним воспитательные меры. Но как сделать это правильно? Сегодня мы поговорим о методах наказания ребенка родителями, которые не разрушают детскую психику, а дают ощутимые результаты.

Можно ли наказывать детей?

Споры о том, применять ли наказания к детям в семьях, ведутся очень давно. Прогрессивные родители утверждают, что применять санкции – вчерашний день. Однако множество известных педагогов предупреждают, что если малыша не наказывать, он в будущем не научится нести ответственность за свои поступки. Поэтому любая семья должна выдвигать перед карапузом определенные правила и законы, которых он должен придерживаться. Воспитывать детей без наказания вовсе, не получится. Главное – сделать это верно. Возраст, когда крошка сможет адекватно оценивать примененные к нему санкции – 3 года. В год детка вряд ли поймет, почему его наказали. Именно в этом возрасте начинают развиваться причинно-следственные связи.

Как нельзя наказывать?

Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:

  1. Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
  2. Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
  3. Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтомувоспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский.
    Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания.
  4. Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
  5. Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
  6. Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.

Как правильно наказывать малышей

Для результативного наказания вы можете прибегнуть к следующим современным мерам воздействия и их разнообразным формам:

Лишение развлечений, любимых лакомств, игрушек

Не переусердствуйте, детка не должен быть лишен жизненно важных вещей, таких как еда, сон, отдых. А вот лишить сладостей или телефона можно запросто.

Использовать «стул для раздумий»

Психологи рекомендуют сажать ребенка на специальное место, на котором малыш должен обдумать свое поведение. На стуле раздумий необходимо находиться столько минут, сколько малышу лет. После того, как время на размышление закончилось, следует обсудить, что именно было не так в поведении карапуза и что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию.

Лишение карманных средств

Такой метод подойдет для подростков, которые уже получают некоторые денежные вливания от родителей. Педагоги советуют не лишать их всей суммы, а только части денежных средств.

Воспитательная беседа

Разговаривать с малышом нужно еще с ранних лет. Авторитетное мнение родителей – важный воспитательный момент в формировании личности карапуза. Говорите спокойно, без криков и истерик, так детка гораздо лучше поймет то, что вы пытаетесь до него донести.

Комендантский час

Для детей подросткового возраста действенным методом станет временное ограничение общения с друзьями и сверстниками

Исправление ошибок

Довольно эффективно действует возможность самостоятельно исправить допущенные ошибки. Детка разлил чай на полу? Вручите ему тряпку и дайте возможность убрать за собой.

Способ логических последствий поступка

Основой этого метода является желание родителей не наказать, а научить карапуза, показать логическую взаимосвязь между проступком и тем, что происходит после. Результат достигается за счет выполнения следующих шагов:

  1. Знакомство с моделью поведения. Взрослый должен донести до малыша информацию о том, какого именно поведения ожидают от него окружающие. Не о том, как делать не следует, а о модели правильного поведения.
  2. Дайте выбор. Обязательно скажите, что у крохи есть выбор: если он отзывается на вашу просьбу и делает так, как вы говорите, то все идет гладко. Если же выбор детки не соответствует требованиям взрослого, он должен быть готов к последствиям.
  3. Логика важна. Желательно, чтобы проступок и последствия были логически связаны. Например, вовремя не выключил телевизор – на следующий день его вовсе не включаешь.
  4. Следите за тоном. Не кричите и не оскорбляйте малютку. Поясняйте спокойно, дайте понять, что у него всегда есть право выбора действий.
  5. Требования к наказаниям. Последствия выбора не должны длиться слишком долго, тогда кроха будет понимать, что у него скоро появится шанс исправить ситуацию.
  6. Просите повторить ваши пояснения. Это крайне важно, чтобы ребенок понимал, что именно вы от него хотите.
  7. Не жалейте похвал. Если детка выполнил вашу просьбу, обязательно похвалите и поощрите его. Поощрение детей не менее важно, чем наказание. Расскажите, как вам радостно, что малыш старается.
  8. Санкции и последствия. Если кроха все же ослушался, обязательно выполните то, что обещали. Не говорите: «Я же предупреждала!», просто сделайте так, чтобы чадо увидело связь между нежелательным поведением и санкциями, которые последовали.

Каждый человек имеет право ошибаться, тем более такой неопытный как ребенок. Поэтому будьте терпеливыми и адекватными взрослыми, помогайте малышу исправить свое негативное поведение. Чаще рассказывайте о своих промахах в детстве, о том, как вам удалось справиться с проблемами дома и в школе. Применяйте наказание, взвесив все «за» и «против».

Видео Комаровского

5 способов наказать ребенка правильно

Почему мы наказываем детей?

Чтобы ответить на вопрос, как же наказывать детей правильно, необходимо разобраться, почему у нас периодически возникает такое желание. На это существует три главные причины:

  1. Родители неверно интерпретируют поведение ребенка. Они думают, что малыш назло куда-то лезет, что-то хватает, пачкается и т.д. Но надо учитывать, что ребенок постоянно находится в стадии познания мира: он разбивает, кидает, роняет, разбирает, отрывает не для того, чтобы навредить и позлить взрослых, а чтобы узнать свойства предметов и научиться правильно обращаться с ними, то есть таким образом он учится. Малыш бросает чашку и, наблюдая, как она раскалывается на части, постепенно начинает понимать, что она хрупкая, с такими предметами надо обращаться осторожно. Ребенок тянет кота за хвост не потому, что хочет его обидеть или поиздеваться над ним. Малыш просто притягивает кота к себе поближе, чтобы изучить. Если у ребенка упало мороженое на штаны, это не значит, что он намеревался штаны испачкать. Просто карапуз отвлекся на ворону или проходящих людей.
  2. У каждого взрослого есть система уже сложившихся определенных установок, правил, законов, сценариев, точек зрения. Когда поведение ребенка не соответствует этим сценариям, родитель взрывается. Например, существует установка: «грязные брюки – это плохо». Изначально, возможно, это звучало как: «Бедность, мало денег, надо беречь одежду». Но следующее поколение про бедность уже забыло, потому осталось только: «Надо беречь одежду, потому что так делали наши предки, и это признак хорошего воспитания». Из этого следует вывод: «Плохо, если одежда грязная». И мы имеем только шлейф негативной установки. Взрослый с такой шлейфовой установкой, наказывая ребенка, просто действует по заложенному предками сценарию. Ведь ничего страшного в испачканных штанишках нет, и уж точно не стоит из-за них кричать на малыша или шлёпать его.
  3. Наказывая ребенка, взрослый компенсирует свою неудовлетворенность жизнью.

Однако основная цель наказания – объяснить малышу его ошибки и не допустить их повторения. При этом должна поддерживаться семейная иерархия: взрослые сильные, но справедливые. Поэтому:

  1. Ребенок всегда четко должен понимать, в чем был не прав. Очень важно объяснить ему, почему так нельзя поступать.
  2. Нельзя применять физические меры наказания. Ребёнок полностью зависим от родителей и потому не способен отстаивать границы своего личного пространства. Он заведомо проиграет конфликт, и ему будет крайне дискомфортно. Также нельзя манипулировать чувствами («Я с тобой не разговариваю», «Будешь плохо себя вести – отдам бабайке», «С таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного любить не буду»). При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что, даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
  3. Для каждого проступка нужно выбрать соразмерное наказание. Не наказывать, когда ребенок первый раз делает что-то не так. Заранее предупреждать, за какую провинность какое наказание последует.
  4. Стараться, чтобы в качестве наказания ребенок исправил свой поступок: починил испорченную вещь, убрал разбросанные вещи и т.д.
  5. Наказание должно быть ограничено по времени. Угрозы в духе: «На мороженое денег теперь никогда не дам», «К компьютеру больше не подходи» – дети не воспринимают всерьез.

Ребенок дерется и обзывается. Вводим правило: в нашем доме нельзя обижать других. Если кто-то дерётся или говорит “плохие слова”, он должен 5 минут посидеть на стуле или постоять в углу (в таком контексте ничего страшного в этом наказании нет). Ребёнку нужно объяснить, что значит 5 минут, показать на часах. Этому правилу нужно следовать всей семьёй (маме шлепать детей или ругаться тоже нельзя).

Ребёнок не бережёт свои игрушки. Говорим: “Вот тебе машинка. Если ты её сломаешь, у тебя больше не будет машинки”. И не покупать новую ни при каких обстоятельствах. Ребенку нужно время, чтобы сделать выводы. Если в данной ситуации отругать и отшлепать малыша, а через неделю купить новую машинку, то ребенок выберет схему “сломал игрушку – отшлепали (не так это и страшно) – зато купили новую игрушку!” Эта модель поведения формируется на всю жизнь.

Ребёнок раскидывает вещи и игрушки . Нужно учить убирать за собой. Бывает, на протяжении нескольких лет мама всё убирает за ребенком, а потом родители резко решают, что он должен сам убирать за собой. Еще хуже, если вместо поощрения за попытки ребенка научиться убирать все на место, мама и папа его критикуют: “Ты не так это сделал, не все убрал”. В такой ситуации у крохи возникает внутреннее сопротивление: “Зачем убирать? Убирай – не убирай, всё равно мама недовольна”. Чтобы этого не было, похвалите малыша: “Молодец! Еще чуть-чуть и будет порядок, осталось пять машин поставить на полку”.

Можно ли шлепать детей?

Нет, ведь наша основная цель – воспитать ребенка, научить, объяснить, а не запугать. К насилию также относят лишение пищи или сна. Нельзя ни хвалить, ни наказывать с помощью пищи.

В качестве наказания можно лишать ребенка каких-либо удовольствий: отменить просмотр мультиков, не взять с собой на праздник или вместо игр привлечь к домашнему труду.

Как правильно наказывать детей

“Дочка (2года) уже не просто капризничает, а демонстративно делает пакость хотя знает – это плохо. Объяснения не действуют… Опасаюсь, что если не наказывать, то дальше хуже будет. А как в этом возрасте правильно наказывать ума не приложу!”

По правде говоря, эта тема довольно щепетильная, тонкая. Многие воспринимают наказание как неотъемлемую часть воспитания, потому что по-другому не знают, не умеют, не видели другого отношения в своем детстве. Наказание – вовсе не волшебная таблетка! Родителям придется потрудиться, чтобы правильно использовать этот инструмент воспитания и не навредить. Начните с прочтения этой статьи!

НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА ИЛИ НЕТ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Чаще всего дитю достается от родителей в сердцах. Но импульсивное наказание – это слив эмоций, а не обучение дисциплине. Тем более рукоприкладство, оно вообще вне закона и обсуждения. Насильственные наказания опасны для неокрепшей детской психики и пагубно влияют на отношения родителей и детей. Хотя иногда мамин неистовый крик большее испытание, чем шлепок по попе.

Взыскание – не дрессировка, как в случае с артистами цирка – животными. Для успешной адаптации к жизни маленькому человеку нужны пояснения и личный пример родителей. Чтобы благополучно усвоить информацию о том, как устроена жизнь, необходимы дисциплина, четкое определение и соблюдение границ дозволенного, уважение к взрослому мнению и просьбам… Все это залог мира в семье и добрых отношений.

Безусловное принятие человека – очень ценно в отношениях, но отнюдь не означает одинаково ровное принятие всяких вариантов его поведения. Наше отношение к личности маленького человека не должно меняться, но мы обязаны показывать свое отношение – одобрение или порицание – к его манерам и повадкам. Однако вседозволенность делает из ребенка маленького тирана. Потакание неестественно и может быть разрушительным для его психики.

Не менее разрушительны частые и жестокие наказания, они заставляют маленького думать – он плохой и никому не нужен. Общее правило для родителей – наказания применяются только когда другие способы воздействия были испробованы и не возымели ожидаемого эффекта.

Если ребенок ведет себя плохо, линия поведения родителей зависит от того, почему это происходит, умеет ли малыш контролировать себя и его обязанности выполнять определенное правило.

Жесткость границ допустимого может варьироваться по уровням:

Первый уровень (зеленый). Самые податливые границы. По сути это устное соглашение, то есть с чадом можно договориться, потому что он уже все понимает и умеет контролировать себя.

Второй уровень (желтый). Граница довольно гибкая. Ребенок пока только учится правильно себя вести, поэтому иногда может быть всякое в его поведении, но не злоумышленно. Если такое случается, то задача родителей помочь малышу, научить его правильно вести себя в разных ситуациях.

Третий уровень (оранжевый). “Эластичная стена”. Это те правила, которые нельзя нарушать. Например, если вы сто раз говорили, что нельзя произносить плохие слова, мотивировали подарочками (наклейками, брелоками, мини-игрушками) и все такое, а в результате как горохом об стенку. Тогда уже пора вводить санкции.

Четвертый уровень (красный). Без толку наказывать. Малыш все равно не в состоянии сдержаться. Единственная возможность соблюдения правил безопасности – это позаботиться о ней на физическом уровне (например, схватить за руку и не отпускать).

ЕСЛИ НАКАЗЫВАТЬ, ТО КАК?

Прежде чем наказывать ребенка, пусть даже и правильно, убедитесь, что вы все сделали, чтобы научить сына (дочь) вести себя по-другому: проведен многоразовый инструктаж по картинкам, и в жизни все предельно ясно. Конечно же, ваше взыскание не должно являться выражением вашей досады или раздражения. Это должна быть крайняя мера установления границ дозволенного, и вы прибегаете к ней осознанно и хладнокровно.

Если карапуз знает, что нарушает правила поведения, слышал ваше предупреждение и может повторить, что от него требуется, значит он просто испытывает родительское терпение. Но бывает и так, что только кажется, что он в состоянии выполнить ваше требование самостоятельно. Например, импульсивный малыш без посторонней помощи ну никак не может остановить свой порыв укусить, крикнуть или разбросать вещи.

Не все дети в силах быстро успокоиться от перевозбуждения. Наказывать в такой ситуации все равно, что карать за слезы от боли. Карательные меры за нарушение порядка уместны тогда, когда проявляется хроническое пренебрежение оговоренными правилами поведения, неуважение к родителям, хамство, грубость, намеренная агрессия.

Но даже в этих случаях нагоняй необходим, как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за рамки которой нельзя, столкнуть ребенка с последствиями его поведения. При соблюдении этих условий, взыскание становится более справедливым, последовательным, осмысленным.

Не знаете как правильно использовать ненасильственные методы для установления дисциплины? Добро пожаловать на наш мастер-класс “Наказания: за, против и альтернативы”!

Запись мастер-класса представляет собой целый комплекс учебных материалов по теме наказаний!

  • 2-х часовой мастер-класс “Наказание: за, против и альтернативы”
  • Памятка для родителей “Виды границ”
  • Стоп-карта “Запрещенные приемы в наказаниях”
  • Чек-лист “Как реагировать, когда ребенок несоразмерно злится”
  • Памятка для родителей “Метод таймаут”

Как правильно наказывать ребенка

Каким бы хорошим не был ваш малыш, иногда он ведет себя из ряда вон плохо или просто делает что-то нехорошее. Вы обязательно должны объяснить и показать малышу границы допустимого поведения. Если же он их часто пересекает, то придется прибегнуть к наказанию. Для того, чтобы понимать как правильно наказывать ребенка, для начала нужно разобраться и выяснить причину его плохого поступка.

Часто причиной неправильного поведения малыша является неграмотность родителей в его воспитании. Если вы чаще будете общаться с ребенком и объяснять что хорошо, а что плохо, причин за что его нужно будет наказывать станет гораздо меньше.

Рассмотрим особенности и нюансы наказания детей:

  • Если ваш малыш провинился, не откладывайте наказание на вечер, так как он может забыть причину за что его наказывают.
  • Связывайте наказание с самим поступком. Если ребенок плохо себя вел, отмените развлекательные события на ближайшее время.
  • Наказывайте соразмерно плохому поступку ребенка. Не перегибайте палку, это может отразиться на психологическом состоянии ребенка.
  • Не наказывайте на людях, это сильно подрывает самооценку вашего ребенка. Стоит делать это наедине или в присутствии только самых близких людей.
  • Не пугайте наказанием в будущей, не пугайте выдуманными персонажами, типа Бабы Яги или Бабайки. Малыш доложен понимать и осознавать, что за плохой поступок последует реальное наказание.

Всегда объясняйте причину наказания, спокойным тоном, когда ребенок не плачет, чтобы он хорошо вас услышал и понял. Не наказывайте малыша на долго. Не стоит лишать ребенка любимой игрушки или занятия на неделю и более.

Старайтесь не слушать советов бабушек, дедушек и тем более посторонних лиц как можно наказать ребенка. Только вы как родители знаете и понимаете своего малыша лучше всех.

Способы наказания детей

Среди наиболее встречающихся есть следующие способы наказания детей:

  1. Физическое наказания. Старайтесь как можно реже прибегать к такому способу наказания, так как это может привести к серьезным последствиям. Не лупите ребенка ремнем, достаточно просто шлепнуть его по попе рукой. Очень часто это происходит инстинктивно и родители порой не понимают, что они делают. Поэтому всегда держите себя в руках.
  2. Словесное наказание. Многие родители прибегают к крику, когда хотят наказать своего малыша. И делают это тоже инстинктивно. Не следует часто повышать голос на ребенка, это может заставить его замкнуться в себе и он станет бояться любого громкого звука.
  3. Трудовое наказание. Не самый правильный способ наказывать ребенка трудом. Хотя часто родители заставляют малыша пылесосить или мыть посуду за то, что он провинился.
  4. Изолирование. Многие родители оставляют или закрывают ребенка в комнате за то, что он сделал что-то нехорошее. Такой способ наказания вызывает у ребенка очень сильное чувство одиночества. В дальнейшем оно может перерасти в страх оставаться одному.
  5. Лишение удовольствия. Это наверное самый правильный метод наказания детей. Если ребенок нашкодил, то просто на короткое время заберите у него любимую игрушку или запретите смотреть мультик. Он будет понимать, что если в очередной раз сделает что-то плохое, то лишиться чего-то важного и интересного ему.

Эффективными наказаниями для детей является те, из которых они смогут вынести хороший урок. Но не переусердствуйте, всегда держите себя в руках.

Как наказать ребенка за плохое поведение

Часто родители не знают как наказать ребенка за плохое поведение. Одним из самых распространенных методов – это поставить в угол. Дети часто бывают непослушными, вы должны уметь говорить им “нет”, отказывать в просьбах купить очередную машинку, если у ребенка есть их уже 10 штук, или дать конфету, когда перед этим нужно нормально поесть. Но выбирайте способ наказания соразмерно возрасту ребенка и учитывайте всего его индивидуальные особенности. Например, если ребенку всего 3 года, а вы сидите с ним в очень долгой очереди в поликлинике и он начинает вскакивать с места и бегать, не спешите его наказывать. Ведь он просто устал. Ребенок в этом возрасте не может долгое время находиться без движения, ему необходима физическая активность.

Как наказывать детей за непослушание:

  • Нельзя одинаково наказывать ребенка за плохую оценку, испачканную одежду, непослушное поведение или сильное опоздание домой после какого-то мероприятия.
  • Задаваясь вопросом как наказывать детей за непослушание, сначала вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Все ли вы всегда делали хорошо и правильно.
  • Не спешите рубить с плеча, кричать на своего малыша, а тем более хвататься за ремень. Только понимание и терпение помогут вам в разрешении трудностей и конфликтов с ребенком.
Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: