Обидчивый ребенок: меняем ситуацию

Обидчивый ребенок: меняем ситуацию

Что делать, если ребенок обидчивый?

Екатерина Кааль
Что делать, если ребенок обидчивый?

Что делать, если ребенок обидчивый?

Детская обидчивость — это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.). Давайте рассмотрим причины, вследствие которых ребёнок может огорчаться и обижаться:

1. Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.

2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.

3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.

4. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.

5. Гиперопека. Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё итак сделают за него. А при встрече с трудностями — искренне будет обижаться на весь мир.

6. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.

7. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.

Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

1. Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно истерика выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.

2. Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.

3. Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».

4. «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.

Игры для обидчивых детей на пример:

Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове», ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите мяч. Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.

Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребёнка? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЧУЖОЙ ВЗРОСЛЫЙ ОТЧИТЫВАЕТ ВАШЕГО РЕБЕНКА Проблема: Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. В нашем.

Что делать, если ребенок кусает других детей Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых, Прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего.

Консультация «Что делать, если ребенок кусается» 1. Внимательно понаблюдайте за кусающимся ребенком. Вам необходимо постараться выяснить, в какой ситуации ребенок готов укусить. Чаще всего.

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения.

Консультация «Что следует делать, чтобы ребенок не был эгоистом» 1. Учите малыша быть заботливыми и внимательными к окружающим. Помогать маме, бабушке, воспитателю, соседке. Говори о том, что они нуждаются.

Если ребенок пишет зеркально Зеркальное письмо букв и цифр – один из видов оптической дисграфии (нарушение письма, обусловленное несформированностью зрительно-пространственных.

Консультация для родителей. «Что делать, если ребёнок кусается?» Что делать, если ребенок кусается? Здравствуйте, уважаемые коллеги! У нас в ранней группе не завершен ещё полностью процесс адаптации.

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Если ребенок кусается, что делать?» Поход в детский сад – это первый рубеж взрослости, который перешагивает малыш. Родители испытывают заслуженную гордость за свое чадо. Но.

Памятка для родителей «Что делать, если малыш слишком возбудим» (1–3 года) Капризный, неуправляемый ребенок, с которым невозможно договориться, нуждается в консультации психоневролога. Хотя окончательный диагноз.

Если ваш ребенок «особенный». Что каждый в жизни повстречает? Испытан будешь ты и я. Что завтра ждет – никто не знает. Голгофа – каждому своя. А. Гайдаева. Широкая.

Обидчивый ребенок: меняем ситуацию

Все чаще родители обращаются за помощью к психологам в связи с тем, что ребенок чрезмерно чувствителен и обидчив. Демонстрируя всем своим поведением обиду и желая вызвать чувство вины в обидчике, ребенок часто сознательно старается изменить ситуацию в свою пользу — в этом много от манипуляции.

Почему малыш слишком эмоционально реагирует на замечания, как ему помочь?

Причины возникновения детской обидчивости

– Обидчивость может быть индивидуальной чертой характера ребенка. Такие дети от природы ранимы и эмоционально чувствительны больше, чем их сверстники — обида будет естественной реакцией на негативные ситуации.

– Несоответствие ожиданий ребенка и реальной ситуации также могут формировать обиду. Например, при походе в магазин малыш уверен, что ему купят новую игрушку, а родители хотят ограничиться только продуктами.

– На детскую обидчивость может влиять и поведение родителей. Отсутствие безусловной любви и принятия, выражающееся в том, что родители ругают, стыдят и пытаются переделать ребенка. Это лишь ухудшают ситуацию, и малыш ощущает свою ненужность, неправильность, невозможность следовать родительским идеалам, что провоцирует развитие неуверенности в себе.

– Демонстрация обиды кем-то из членов семьи может копироваться ребенком в схожих ситуациях. Подумайте, не склонны ли вы сами или кто-то из членов семьи демонстрировать обиду, чтобы добиться желаемого?

– Гиперопека также способна вызывать обиду у ребенка. Родители чрезмерно оберегают малыша от сложных ситуаций и огорчений. При неизбежной встрече с трудностями ребенок испытает искреннюю обиду на несправедливость мира. Если родители потакают ребенку во всех его желаниях, спешат сделать все, чего он хочет, не учат обращать внимание на границы других людей, то ребенок, получая замечания от других взрослых, обижается, так как не привык к такой реакции на свое поведение.

Как изменить ситуацию

  • Постарайтесь выяснить причины обидчивости малыша и разработайте тактику корректировки этой черты характера ребенка.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть — вместе с привычкой обижаться. Не угрожайте «разлюбить», чтобы добиться желаемого поведения.
  • Укрепляйте эмоциональную сферу ребенка, рассказывайте, как можно реагировать на неблагоприятную ситуацию, чем «заменить» обиду. В качестве примеров можно использовать ситуации из мультфильмов или книг, объяснять причины обид, отмечать удачные решения.
  • Повышайте самооценку ребенка, чтобы он как можно меньше зависел от чужого мнения. Укрепляйте его веру в себя.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, поддерживайте доброжелательные отношения внутри семьи. Возможно, через обиду малыш напоминает о себе взрослым.
  • Если ребенок дуется, когда в его присутствии похвала достается другим, объясняйте, что каждый человек достоин одобрения, в каждом есть достоинства.
  • Объясняйте причины своих действий, которые могут обидеть малыша: почему идете в поликлинику, а не на детскую площадку, почему просите съесть на обед суп, и только потом – конфету.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не отмечайте их превосходство в чем-то.
  • Уважайте мнение ребенка, вместо категоричного отказа или запрета на правах взрослого, ведите с малышом диалог, учитесь договариваться, приходить к компромиссу.

Игры для смягчения и профилактики детской обидчивости

Воздушный шарик. Берем шарик и пишем на нем все обиды ребенка (не стоит торопить малыша, пусть подумает столько, сколько нужно; помогите ему записать, оформить шарик); если ваш ребенок умеет писать сам – пусть сделает так, как ему удобно. Потом идем в парк или любое другое приятное место и опускаем шарик в небо. Похожий способ распрощаться с обидами – сложить самолетик и выпустить его или записать список на лист бумаги и порвать его на мелкие кусочки. Терапевтический эффект данной игры состоит в символическом избавлении от обид.

Обзывалки. Кидайте друг другу мяч и называйте обидные слова. Важно: это должны быть не грубые ругательства, а забавные названия предметов, еды, фруктов, овощей. «Ты редиска», «а ты сосиска». Затем кидайте мячик, произнося ласковые слова: «мой котенок», «моя принцесса». Такая игра научит ребенка реагировать на обзывания с юмором.

Жужа. Ведущий – Жужа, остальные участники игры его дразнят, строят рожи. Важно оговорить правила, что дразнилки должны быть смешными, не грубыми. Как только Жужа чувствует, что начинает обижаться, он срывается с места и пытается догнать кого-то из игроков, чтобы тот стал Жужей. Игра должна проходить под руководством взрослых, чтобы каждый побывал ведущим.

С чрезмерной обидчивостью обязательно нужно работать, так как она способна отравить жизнь не только самого человека, но тех, кто его окружает и любит.

Обидчивый ребенок. Что делать?

Обидчивый ребенок…Что делать?

Наиболее ярко чувство обиды протекает у ребенка в возрасте 5 лет. Чувство это неприятное и точно не принесет ребенку особой пользы. Ведь вместо того, чтобы сосредоточиться на решении проблемы, ребенок будет обижаться на окружающих. Причины такой обидчивости скорее связаны с особенностями возраста, у детей в этот период особенно обостряется потребность в признании и уважении, кроме того у ребенка есть ощущение, что мир вращается вокруг него. Это чувство постепенно пройдет и самая главная задача родителей на данном этапе научить ребенка с этой обидой справляться и ее не подкреплять.

Как это сделать?

– Отсутствие оценок личности ребенка (“плохой”,”хороший”, “двоечник”) и сравнений детей (а у Вани получается лучше, чем у тебя, ты делаешь это хуже чем Маша и т.д. )

– Показать ребенку, что оценка других всего лишь оценка и не причинит никакого вреда. Это всего лишь повод задуматься и, возможно, скорректировать свое поведение. Хорошо решают эту задачу групповые и ролевые игры с другими детьми. В таких играх ребенок учится сочувствовать, сопереживать, высказываться, радоваться чужим успехам, принимать оценки, которые идут от других детей и т.д.

– Не подкрепляйте реакцию обиды, если она не конструктивна. Выясните, почему ребенок обижается, расскажите свое виденье этой ситуации и как вы думаете нужно поступить в данном случае. Это можно сделать давая ребенку обратную связь по поводу его поведения, пытаясь вместе с ним проанализировать ситуацию. Такой совместный анализ позволит ребенку более конструктивно реагировать на складывающиеся жизненные обстоятельства. Например: часто обидчивые дети воспринимают успех ребенка как свой собственный проигрыш и вместо того, чтобы собраться и показать на что они способны, опускают руки и чувствуют свое беспомощное состояние. Возможно, это связано с ощущением своей недооцененности, непризнанности и вот сейчас этот другой эту неоцененность увеличил во много раз своей победой. Попробуйте поговорить со своим малышом и объяснить ему: если другой ребенок в чем – то преуспел, не значит, что ты стал хуже. Ты можешь попробовать сделать это и, возможно, у тебя получится еще лучше, а если не получится, то в этом нет ничего страшного, возможно ты будешь лучшим в чем-то еще. Самое правильное в этой ситуации – порадоваться за другого.

    – Обучите его простым способам работы со своей обидой, например, нарисовать и выбросить обиду, наматывать нить на клубок или можете найти их в моей статье про упражнения для детей, помагающие снять напряжение. (

Научите ребенка, как правильно реагировать на обиду

Чтобы проблема обидчивости начала уходить…

Если ребенок часто обижается на других детей, то, начав разбирать ситуацию, как правило, можно увидеть любопытный момент. У таких детей крайне малый репертуар возможных реакций. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому. Или знают, но не пробовали.

Почему? Потому что привычное как-то безопаснее, а новое таит в себе потенциальную опасность (не будет ли хуже?). Поэтому самая большая услуга, которую взрослые могут оказать обидчивому ребенку, – это расширить палитру его возможных реакций.

1. ОТКАЗ ОТ ОБОБЩЕНИЙ. Часто от обидчивого ребенка можно услышать «Меня все обижают». Это называется генерализацией (обобщением). А любые обобщения нужно разбивать до той части, в которой они становятся конкретными.

В данном случае нужно уточнять: «Маша обижает? Нет? А Саша? А Даня? А Катя?» Называйте вначале тех, кто, скорее всего, ребенка не обижает. Таким образом, вы и он придете к тому, что обижают не все, а некоторые.

Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать!

2. ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Это то, что должно занять важное место в репертуаре реакций. Учите ребенка тому, что если кто-то говорит нечто, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно… (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)».

Учите также, чтобы он сделал паузу и посмотрел на реакцию. С большой вероятностью другой ребенок откликнется и прекратит делать то, что могло обидеть. Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

3. ИГНОРИРОВАНИЕ. Если прямое обращение не помогает, нужно иметь иные способы действия. Например, не замечать обидчика.

Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Поняв это, нужно действовать по-иному.

Например, попробовать запустить у себя в голове в полную громкость любимую песню, которая «заглушит» издевательства обидчика. Или представлять, что обидчика здесь нет (но не наоборот, иначе получится очередное бегство!).

Впрочем, игнорирование могут применять не все дети. Трудно бывает детям импульсивным, эмоциональным. Они, пытаясь игнорировать, быстро срываются на крик или драку. Но чем старше ребенок, чем эффективнее он может применять этот метод.

4. ОТГОВОРКИ. Способ для дошколят и младших школьников. Да и в дальнейшем, только в более «отточенных», саркастических вариантах.

Итак, отговорки – это то, чем можно быстро и автоматически ответить, если тебя обижают словом. Например: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»; «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил». Если есть прямое обзывательство, например: «Неумеха», нужно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться. А меня – Илья зовут».

5. «ТРЕХШАГОВЫЙ МЕТОД». Если обида сочетается с агрессивными действиями, нужно научить ребенка трехшаговому методу по задержке физических реакций. Это подходит, если кто-то, по мнению ребенка, пытается вывести его из себя словами или действиями.

Первый шаг. Сказать: «Мне неприятно, что ты говоришь (или делаешь)». Говорить это нужно твердым тоном, без капризных «слабых» интонаций. Обязательно потренируйте это дома. Тон – это важно.
Второй шаг. Если нападки продолжаются, нужно сказать: «Мне неприятно. Если ты не прекратишь, я тебя ударю». Правда, по отношению к девочкам не подходит.
Третий шаг. Если обидчик продолжает, несмотря на предупреждение, можно его ударить.

При использовании этого метода агрессивных проявлений будет гораздо меньше. И ребенок научится сохранять относительное спокойствие.

6. ДРУГИЕ – ИНТЕРЕСНЫ. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг только и заняты тем, чтобы критически рассматривать его. Он будто окружен зеркалами со всех сторон: видит не других, а свои искаженные отражения.

Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям. А для этого он должен их увидеть, узнать ближе. Договоритесь с воспитателем в саду или учителем в школе, пусть они дадут ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, например, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится, что ему не нравится.

Сами задавайте больше личных вопросов про других детей вашему ребенку, переориентируя его с позиции «что он может сделать для тебя». Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.

Обидчивый ребенок. Что делать?
консультация на тему

У вас растет обидчивый ребенок? Вы с сожалением замечаете, что у него не складываются отношения со сверстниками, воспитателями в детском саду. Статья призвана ответитьна вопросы: почему это происходит и как помочь ему преодолеть это?

ВложениеРазмер
obidchivyy_rebenok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ОБИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ ?

У вас растет обидчивый ребенок? Вы с сожалением замечаете, что у него не складываются отношения со сверстниками, воспитателями в детском саду? Статья призвана ответить на вопросы: почему ребенок постоянно обижается и как помочь ему преодолеть это? Ведь нерешенная проблема может повлечь за собой дальнейшие трудности в общении, сделать ребенка нелюдимым и замкнутым.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ОБИЖАЕТСЯ?

  1. Пониженная самооценка. Ребенок постоянно сомневается в себе и своих способностях, считает себя хуже остальных, отчасти даже недостойным внимания. Поэтому он убегает и прячется, как только предоставляется реальный шанс себя проявить, грубит или капризничает, когда его что – то огорчает. В этом случае поможет длительное «шефство» над ребенком. Подбадривайте его, поощряйте любые начинания, вместе готовьтесь к ответственным мероприятиям, выступлениям.
  2. Возможно, ребенку уделяется мало внимания. Даже если вы считаете, что ваш ребенок ни в чем не нуждается, у него может сформироваться свое субъективное мнение на этот счет. Чаще интересуйтесь состоянием ребенка, спрашивайте, как у него прошел день. Если выяснится, что его что – то сильно огорчило или принесло разочарование, вместе обсудите возникшую ситуацию.

ОБИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Прежде всего, откажитесь от мысли быстро скорректировать поведение ребенка. Такие вещи, как самоизменение, быстро не происходят. Потребуется время и напряженная внутренняя работа, которая редко бывает безболезненной. Ребенок должен прожить определенный этап своей жизни, прежде чем он поймет, что его реакция причиняет ему много боли.
  2. Однако, вовсе не обязательно дожидаться, когда ребенку сделается хуже или он испытает первое разочарование в жизни из — за своей обидчивости. Гораздо разумнее родителям начать мягко влиять на болезненное восприятие ребенка. Для этой цели очень хорошо подойдет чтение книг и совместное их обсуждение. Нужно объяснять ему, почему герой поступает так, а не иначе, какие мотивы его толкают на тот или иной поступок. Так вы поможете малышу разобраться в собственных трудностях.
  3. Обязательно учите его выражать собственные эмоции и чувства. Это крайне важно для формирования адекватной самооценки. Когда ребенок научится понимать и определять, что именно его беспокоит, ему станет гораздо легче проявлять себя. Он поймет, что не он один испытывает столь смешанные чувства, другие люди тоже часто страдают.
  4. Учите его понимать мотивы поведения других людей. Вместе разбирайте произошедшие за день ситуации. Объясните, что Саша не дал ему поиграть с машинкой, потому что ему только вчера ее купили, а Маша не обратила на него внимание потому, что ребенок сам не проявил себя. Выстроите план для дальнейших действий. Продумайте, как можно поступить в следующий раз.
  5. Учите его проявлять чувства, высказывать их. Если ребенок сердится, спросите его, что он чувствует. Если вы видите, что его гложет обида или боль, попросите поделиться своими мыслями на этот счет. Недосказанность умножает боль и возводит стены непонимания.

Зачастую обиды накапливаются там, где мало понимания и много холода и отчуждения. Не позволяйте ребенку оставаться в стороне от важных радостей, будьте всегда рядом, чтобы поддержать его в трудную минуту. Обидчивому ребенку нужно уделять больше внимания, ведь он постоянно хочет чувствовать внимание к своей персоне, чувствовать себя важным и значительным. Помогите ребенку обрести целостность внутри себя, достичь состояния единства со своей внутренней сущностью, и тогда ему станет намного проще жить в этом мире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обида – чисто человеческое чувство, свидетельствующее об эмоциональном состоянии ребенка, испытывающего горечь разочарований в случае расстройства планов, замыслов, крушения надежд, .

Это консультация, в которой рассказывается о проявлениях обиды у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации родителям о том, как общаться с детьми, какие использовать приемы, чтобы снизить обидчи.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Этот материал поможет родителям, как правельно вести себя с обидчивым ребенком.

консультация для родителей.

Если ребенок часто обижается на других детей, то, начав разбирать ситуацию, как правило, можно увидеть любопытный момент. У таких детей крайне малый репертуар возможных реакций. Иначе говоря, он.

Как помочь обидчивому ребенку

Некоторые дети склонны часто обижаться из-за любого пустяка. Часто родители не понимают, как нужно строить общение с ними, и как, в конце концов, поступить, чтобы дети перестали практиковать эту модель поведения?

Одни родители борются с детской обидчивостью тем, что постоянно нахваливают малыша, считая, что ему не хватает заботы, другие пускают все на самотек, и предпочитают не обращать внимания на обиды ребенка, ну а некоторые мамы и папы стараются решить проблему с помощью шуток и личных бесед. Давайте и мы попробуем разобраться, почему некоторые дети бывают чрезмерно обидчивыми.

Первые проявления обидчивости у детей проявляются с 2-3 лет, но они, как правило, быстро забываются. А вот начиная с 5-6 лет, дети помнят свои обиды подолгу. Чаще всего уязвленные чувства малыша связаны со сверстниками, друзьями, родителями. Дети чувствуют потребность в признании и уважении. Обидчивые дети очень ранимы, они обижаются в ситуациях, не имеющих никакого основания.

Причин для обид может быть несколько:

1. Отсутствие внимания среди сверстников, воспитателей, или даже родителей. Ребенок хочет принимать участие в игре, или исполнить роль в школьном спектакле, но его не хотят принимать в коллектив.
2. Если ребенка дразнят, обзывают, над ним насмехаются. В роли обидчиков в этой ситуации могут выступать не только дети, но и родители.
3. Если ребенок не получил то, о чем просил, или чего желал. Это может быть все что угодно, начиная от банальной поездки в парк аттракционов до покупки очередной игрушки.
4. Отсутствие поддержки и похвалы.
5. Манипулирование. «А не проверить ли мне родителей на прочность?» – думают малыши и обиженно надувают губы.

Обычно родители обидчивых детей стремятся всячески хвалить, поощрять ребенка, намереваясь таким образом удовлетворить потребность малыша во внимании и признании. К сожалению, это неправильный путь, ведь чрезмерная похвала может мешать ребенку развиваться.

Родители должны способствовать тому, чтобы дети научились радоваться самому процессу игры, а не зацикливались на оценке собственных действий. Для этого нужно научить малыша жить и не копить обиды. Да, это нелегко, но необходимо. Пусть ребенок будет откровенен с мамой и папой, расскажет о чувствах, которые его переполняют, пусть делится своими переживаниями. Конечно, дети не всегда могут правильно выразить свои эмоции, их необходимо этому учить.

Постарайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми. Если родители превозносят личные качества сверстников своего сына или дочери, намекая, что они умнее, сообразительнее, опрятнее, смелее, велик риск вырастить неуверенного человека. И наоборот, если мама и папа будут «петь хвалебные оды» своему малышу, можно вырастить человека с явно завышенной самооценкой.

Итак, если у ребенка есть существенный повод для обиды, нужно обязательно постараться разрешить проблему. Выслушайте его, найдите то, что уязвило чувства малыша, вместе попробуйте отыскать выход из ситуации.

Важно объяснять детям, что выразить возмущение поступком другого человека нужно с помощью слов, а не кулаками. Умение контролировать свои чувства, кстати, тренируется с помощью так называемой игротерапии, когда малыш рисует или проигрывает обидную ситуацию.

Доброе утро, девочки!
Вчера ходила на встречу, семинар “Воспитать ребёнка человека” и разговорилась с одной мамочкой, у нее тоже небольшой ребёнок об относительных методах воспитания. И вот она в разговоре упомянула ситуации, когда у совершенно интелигентных родителей вырастают дети-подонки, которые потом никого не уважают, совершают преступления или становятся наркоманами. Это что социальный протест или плохое влияние друзей?

Просто беру свою семью нас у мамы трое было, почему было, старший брат (сын мамы) умер. Так вот он был не знаю, как бы мягче сказать, да и стыдно , но была не была, наркозависящим и сидел, младший брат тоже сейчас также. Но мы и не интеллигенция, конечно я много раз уже писала, о проблемах моих в семье раньше. Так вот я очень прям до дрожи боюсь упустить в воспитании ребёнка что-то, иногда думаю, а вдруг, может не надо было в это ввязываться.

Ну вот как-то такая тема. Буду рада советам!

А давайте повспоминаем и посмеемся (если получится). Расскажите про свои нелепые фингалы и прочие травмы.

Начну с себя.
муж накануне свадьбы укусил за щеку и так и не смогли замазать, потому что было жарко и дождь и косметика “текла”. Но он любя Фотошоп рулит) но хихикали над нашей страстью на свадьбе многие))

И сын мне влепил пяткой в глаз, я в кровати лежала, он рядом крутился. Гордо ходила на работе не объясняя причин и питалась энергетикой любопытства и интриг со стороны коллег)

Всем доброго времени суток!
Есть подруга Таня, у нее приемная дочь Вера. Год с небольшим назад, когда подруга забрала Веру из детдома, встал вопрос, в какую школу отдать. Еще есть подруга Ира, когда-то работала учителем биологии, посоветовала пойти в школу, где она раньше трудилась. Этим летом Иру уговорили вернуться в школу, вот так вот и получилось, что она стала еще и классным руководителем Веры.

У Веры был день рождения, 13 лет, сначала она отпраздновала с подружками, а в пятницу пригласили нас, маминых подруг. Вера начала проявлять интерес к косметике, ну мы и решили сделать ей сюрприз, пригласить профессионалов. Визажист моя хорошая знакомая, предложила позвать не только ее, а еще одну даму, та работает гримером в театре.

Кроме Веры, было еще 4 одноклассницы. Девчонки в буквальном смысле визжали от восторга. Их накрасили и показали, как это делается, и каждой рассказали, какой тип лица, что подчеркивать — не подчеркивать, какие прически подойдут и т.д. Гример по собственной инициативе приперла с собой несколько баулов с париками, шляпами, шалями, боа, веерами, девчонки во всем этом повыделывались и нафотографировались.

Девочки праздновали в зимнем саду, а мы даже в гостиную не пошли, унесли им еду и остались на кухне, т.е. они нас не видели не то что с бокалами в руках, а даже место, где мы сидим. Ирина в тот день возила детей на конкурс, и пришла уже в самом конце вечеринки, когда мы пошли в сад с зажженным тортом и объявлять что все, детки, закругляйтесь. Вера задула свечи, девочки перед нами минут 10 покривлялись в париках и шляпах, все вместе сфотографировались — все, больше девочки свою классную не видели.

Провожали их так — за одной приехали родители с младшими братьями, зашли они всей толпой, потому что мальчишкам захотелось повидать хозяйских собачек. Я вызвонила знакомого таксиста, всей толпой вышли к воротам, сначала уехало такси, потом родители, которые сами забирали дочь. Т.е. подтвердить, что таксист не неизвестно кто, а знакомый, адекватный и вменяемый, что девчонок посадили в машину, проконтроливали чтобы пристегнули ремни и проговорили маршрут водителю, можем не только мы, но и та семья. Такси было потому что Татьяна с Верой живут в коттеджном поселке, и общественный транспорт туда не ходит.

Девчонки выложили фото в сеть и понеслоооось(( Все выходные полоскали и за то, что девочек накрасили, и что им рано узнавать про такой ужас-ужас как косметика, и классного руководителя, что она там вообще была и ведь, зараза, наверно еще и спиртное пила, и что не сами отвезли, а отправили на такси. А, такси потому что Татьяна с Верой живут в коттеджном поселке, и общественный транспорт туда не ходит. Таксист отзвонился мне минут через 20-25 что все нормально, всех довез, одну даже до квартиры довел, потому что в подъезде не было освещения. У родителей девочек претензий нет, возмущаются родители тех, кто не присутствовал. Сегодня одна, особо «одаренная», предложила написать заявление на имя директора по поводу поведения классной.

Вопросы такие:
Допустима ли 13-леткам такая консультация по визажу, и что сделали это не родители, а чужие люди? Еще и не только рассказали, но и накрасили.
Присутствие классного руководителя на дне рождения ученицы — это преступление? Особенно если учесть, что никто из детей не видел, что она пьет спиртное.

Отправить 13-леток на такси с чужим дядькой — можно или нет?

РАСТИ ВМЕСТЕ

RastiVmeste.ru — РАСТИ ВМЕСТЕ с нашими детьми. О воспитании и развитии счастливого ребенка и родителей.

Новые статьи

Самые обсуждаемые статьи

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ОБИДЧИВ?

• Полезным будет просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассказов на данную тему с последующим обсуждением сюжетных ситуаций (что произошло, как герои справились с возникшей ситуацией, как еще можно было поступить, как ты предлагаешь…).

• Старайтесь не создавать ситуаций, в которых ребенку необходимо будет доказывать, что он достоин, что он лучший…

• Не стоит также применять соревновательные приемы, даже в ситуации игры (по крайней мере, свести их к минимуму).

• Применение словесных формулировок типа «посмотри на того мальчика», «а та девочка – молодец!», «что подумают соседи» и тому подобное может только усугубить ситуацию. Ведь такие «воспитательные приемы», как сравнения с другими, апеллирование к мнению окружающих, можно сказать, противопоказаны для обидчивых детей .

• При организации деятельности (игровой, трудовой, творческой и др.) необходимо делать акцент на самом процессе (как это интересно и увлекательно), а не на результате (какой у тебя удачный или неудачный рисунок получился). Постарайтесь научить ребенка получать удовольствие от интересного и увлекательного творческого процесса создания чего-либо, взаимодействия с окружающими (сверстниками в игре). И совсем не важно, будет ли результат действий ребенка оценен (высоко оценен) окружающими (сверстниками, родителями).

• Постарайтесь в окружении ребенка, в своей семье в первую очередь, создать атмосферу принятия, доброжелательности, уважения и понимания ценности личности каждого человека (а все люди разные).

А какого же ребенка можно назвать обидчивым?
Каковы признаки этой самой обидчивости?

Об этом мы поговорим в следующей статье.

Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:

Что делать, если ребёнка обижают.

Что делать, если ребёнка обижают.

Поводом для написания этой статьи стала дискуссия, которую я увидел на одном из известных форумов по воспитанию детей. Ребёнка обидели. Как быть в этой ситуации? Ребёнка обижают в песочнице, ребёнка обижают в детском саду, ребёнка обижают в школе…Что делать, если ребёнка обижают?

Мнения родителей разошлись: большая половина аудитории советует научить ребёнка давать сдачи, остальная часть сходятся во мнениях, что необходимо научить ребёнка постоять за себя, т.е. научить его защищаться.

2. Постоять за себя.

3. Научиться защищаться.

На мой взгляд, это совершенно разные понятия. Дать сдачи – это ответить ударом на удар. Делать это нужно сразу, либо не делать вообще (как говорится, после драки кулаками не машут). Цель – дать обидчику понять, что “ко мне лучше не лезть”. Но дети не всегда правильно понимают значение этого выражения. Иногда непросто отличить агрессию от случайности. Дети, особенно в школе, постоянно в движении, они суетятся, толкаются, наступают друг другу на ноги. И что же, на каждый случайный толчок или на ногу наступили, в ответ должен быть удар? Что получится в итоге? Ребёнок, неправильно понявший значение слов “дать сдачи” будет пинать всех подряд. Да, многие его будут бояться, его будут сторониться, принимать за ненормального, но, как ни странно, он всё равно будет постоянно ходить в синяках. Парадокс? Примеров – масса!

Постоять за себя – это значит не дать себя обидеть. Здесь важно выйти из конфликта и при этом сохранить “физическую целостность” и достоинство. Умеющий постоять за себя – как правило, миролюбивый, дружелюбный человек, уверенный в себе, сильный духом и физически, который не начнёт первым, не скатится до оскорблений, адекватно оценит ситуацию. Таких всегда уважают, и на таких нападают редко, т.к. конфликт разрешается ими иногда с помощью нескольких фраз. Я думаю это то, к чему надо стремиться.

А вот что думает об этом папа – тренер по боксу:

Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы можете почитать другие статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

В чем причина обидчивости ребенка?

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Марина Таргакова
Вопрос: В чем причина обидчивости ребенка?
Ответ: Во-первых, мама обидчивая или папа. Если это мальчик, то как правило, это мама обидчивая. То есть он должен видеть пример, откуда вдруг ребенок начал обижаться. Что такое образование? Образование от слова образ, он это видит, этот пример. И это означает, что в семье есть манипуляции друг другом. И ребенок очень четко усвоил, что если я губы надую, значит они обратят на меня внимание, то есть он уже учится манипулировать.

Нужно перестать самому манипулировать, это нужно понять. Самое важное для человека – научиться наблюдать самого себя. Потому что как правило, человек наблюдает других. Нужно переключить этот вектор внимания на самого себя и увидеть в себе эти тенденции. Все, чем занимаются наши студенты, вот этим. Потому что так охота сказать: “Да это сам ты виноват!” Но нет – мы раз и опять на себя любимого.

Поэтому здесь нужно обратить внимание, что за шаблоны есть в семье,то есть просмотрите, и в первую очередь самого себя. Это целый процесс, это целое образование. Вам нужно в первую очередь получать знания. И сначала вы получаете знания, мало того, знания должны быть в непосредственном контакте, не просто, что вы прочитали статью и сказали, ну точно прямо про меня, но это ничего не поменяло. Вся ведическая система образования была от учителя к ученику, потому что учитель же видит ученика, его тенденции, наклонности, и он пин код подбирает.

Марина Таргакова — вице — президент Международного Центра Гуманной Педагогики, семейный психотерапевт, специалист по науке взаимоотношений, Рыцарь Гуманной Педагогики.

Часть лекции Марины Таргаковой “Окна в мир ребенка”, Казахстан, г. Алматы, записанной 4 апреля 2011 года.

Как помочь обидчивому ребёнку по-другому реагировать на события

Если ребенок часто обижается на других детей, то, начав разбирать ситуацию, как правило, можно увидеть любопытный момент. У таких детей крайне малый репертуар возможных реакций. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому. Или знают, но не пробовали.

Почему? Потому что привычное как-то безопаснее, а новое таит в себе потенциальную опасность (не будет ли хуже?). Поэтому самая большая услуга, которую взрослые могут оказать обидчивому ребенку, – это расширить палитру его возможных реакций.

1. ОТКАЗ ОТ ОБОБЩЕНИЙ

Часто от обидчивого ребенка можно услышать «Меня все обижают». Это называется генерализацией (обобщением). А любые обобщения нужно разбивать до той части, в которой они становятся конкретными.

В данном случае нужно уточнять: «Маша обижает? Нет? А Саша? А Даня? А Катя?» Называйте вначале тех, кто, скорее всего, ребенка не обижает. Таким образом, вы и он придете к тому, что обижают не все, а некоторые.

Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать!

2. ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Это то, что должно занять важное место в репертуаре реакций. Учите ребенка тому, что если кто-то говорит нечто, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно… (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)».

Учите также, чтобы он сделал паузу и посмотрел на реакцию. С большой вероятностью другой ребенок откликнется и прекратит делать то, что могло обидеть. Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

3. ИГНОРИРОВАНИЕ

Если прямое обращение не помогает, нужно иметь иные способы действия. Например, не замечать обидчика.

Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Поняв это, нужно действовать по-иному.

Например, попробовать запустить у себя в голове в полную громкость любимую песню, которая «заглушит» издевательства обидчика. Или представлять, что обидчика здесь нет (но не наоборот, иначе получится очередное бегство!).

Впрочем, игнорирование могут применять не все дети. Трудно бывает детям импульсивным, эмоциональным. Они, пытаясь игнорировать, быстро срываются на крик или драку. Но чем старше ребенок, чем эффективнее он может применять этот метод.

4. ОТГОВОРКИ

Способ для дошколят и младших школьников. Да и в дальнейшем, только в более «отточенных», саркастических вариантах.

Итак, отговорки – это то, чем можно быстро и автоматически ответить, если тебя обижают словом. Например: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»; «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил». Если есть прямое обзывательство, например: «Неумеха», нужно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться. А меня – Илья зовут».

5. «ТРЕХШАГОВЫЙ МЕТОД»

Если обида сочетается с агрессивными действиями, нужно научить ребенка трехшаговому методу по задержке физических реакций. Это подходит, если кто-то, по мнению ребенка, пытается вывести его из себя словами или действиями.

Первый шаг. Сказать: «Мне неприятно, что ты говоришь (или делаешь)». Говорить это нужно твердым тоном, без капризных «слабых» интонаций. Обязательно потренируйте это дома. Тон – это важно.

Второй шаг. Если нападки продолжаются, нужно сказать: «Мне неприятно. Если ты не прекратишь, я тебя ударю». Правда, по отношению к девочкам не подходит.

Третий шаг. Если обидчик продолжает, несмотря на предупреждение, можно его ударить.

При использовании этого метода агрессивных проявлений будет гораздо меньше. И ребенок научится сохранять относительное спокойствие.

6. ДРУГИЕ – ИНТЕРЕСНЫ

Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг только и заняты тем, чтобы критически рассматривать его. Он будто окружен зеркалами со всех сторон: видит не других, а свои искаженные отражения.

Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям. А для этого он должен их увидеть, узнать ближе. Договоритесь с воспитателем в саду или учителем в школе, пусть они дадут ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, например, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится, что ему не нравится.

Сами задавайте больше личных вопросов про других детей вашему ребенку, переориентируя его с позиции «что он может сделать для тебя». Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.

7. МОИ УСПЕХИ Я МОГУ ОЦЕНИТЬ САМ!

Очень важно учить обидчивых детей самостоятельно оценивать свои достижения и гордиться ими. Ведь для обидчивого ребенка преувеличенно важны мнения других: если они позитивны, он радуется, если негативны или нечто просто не было замечено – он обижается.

Ребенку нужны собственные внутренние опоры. Этому следует учить даже в мелочах. Например, написал строчку букв. Пусть сам подчеркнет, какие буквы получились лучше всего, а какие – хуже.

Выполнил работу, пусть скажет, какие ее элементы ему особенно удались. Используйте описательную похвалу: «Ты собрал много материала, сделал интересный доклад, отлично его оформил. Ты можешь собой гордиться!» (вместо «я тобой горжусь»). Все это способствует тому, чтобы уменьшить зависимость от чужого мнения и приобрести собственные внутренние опоры.

8. НАЙТИ СПОСОБЫ ВМЕСТЕ!

Этот метод применим для детей любого возраста. Итак, ребенок каждый раз действует одинаково демонстративно, показывая обиду. Поговорите с ним о том, как еще можно было бы отреагировать, что сказать, сделать.

Напишите все предложенные им варианты без разбора. Конечно, среди них окажутся те, которые вам не понравятся, но не спешите критиковать. Затем припишите туда парочку своих. И… обсудите весь список. Пусть ребенок сам выберет, какие из вариантов ему кажутся наиболее удачными.

Далее вы можете разыграть эти ситуации с игрушками или просто «по ролям». Это поможет вашему ребенку потренироваться в новых навыках в безопасной для себя обстановке. И тем больше шансов, что в следующий раз он не станет обижаться, а поведет себя более эффективно!

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: