Обучаем: семейные правила и ценности

Обучаем: семейные правила и ценности

Семья и семейные ценности. Формирование семейных ценностей в школе

Что для человека семья?

Семья – это микромир родных людей, источник любви, тепла, уважения и согласия. Место, где человек растет и развивается, впитывая, как губка, все плохое и все хорошее из пространства, которое его окружает.

Ранимость и обнаженность чувств, которые дарят друг другу близкие люди, многообразие форм проявления таких чувств, особое, бережно восхищенное отношение к своему ребенку – это семья, это ее уникальность и своеобразие.

Семейные ценности – это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Это основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи.

Какие они, семейные традиции и ценности, в чем их сила и притягательность?

  • Любовь. Глубокое и искреннее чувство, которое ведет мужчину и женщину к созданию семьи. Любовь матери к ребенку – истинная и безграничная, любовь ребенка к своим родителям – безусловная и полная доверия.
  • Ответственность. В данном случае перед семьей, ведь все что мы делаем – мы делаем ради своей семьи.
  • Общение. С близкими людьми мы делимся всем – впечатлениями дня, ссорой с начальником, несправедливостью учителя в школе и надеемся на утешение, понимание и добрый совет.
  • Забота и поддержка. Каждый человек хочет быть уверенным в том, что есть место, где ему всегда рады, где его любят и ценят, где его примут и поймут в любом состоянии, в любой ситуации. Место, где близкие люди помогут ему, согреют его и дадут силы жить дальше.
  • Уважение. Полное взаимопонимание между членами семьи возможно только тогда, когда с интересами и потребностями другого человека в семье считаются, когда соблюдают комфортный для него формат общения, когда признают его ценность и значимость. Как только исчезает уважение, исчезает и любовь.
  • Умение прощать. Если люди любят, они не держат зла и не зацикливаются на обидах, они пытаются найти компромисс и жить дальше. Дети должны знать, что в семье их всегда поймут и простят.
  • Честность. Доверие, которое испытывают друг к другу люди в семье невозможно переоценить. Пожалуй, нет другого такого сообщества, где это качество выражено столь ярко и неподдельно. Честность и искренность в семейных отношениях рождают доверие и спокойную уверенность в благополучии.
  • Традиции. Еженедельные прогулки в лесу, выбивание ковриков по субботам, совместные поездки на дачу или празднование семейных праздников – это верный путь к укреплению семьи.

Семья и семейные ценности, на самом деле, – лучшее, что у нас есть. Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с друзьями, образование, но семья – это спокойное и надежное счастье, доступное каждому. Семейные традиции и ценности необходимо создавать и развивать в каждой семье, для того чтобы у детей формировались четкие ориентиры и приоритеты.

Как формировать ценности семейной жизни? Советы родителям

Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи.

Лучшее воспитание – собственный пример. Если малыш будет расти в счастливой и дружной семье, где мама с папой любят и уважают друг друга, заботятся о своих родителях и детях, то и в свою семью в будущем он принесет такие же нормы и ценности.

Общайтесь с детьми. Сделайте традицией вечерами, когда вся семья в сборе, делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Найдите время внимательно выслушать своих детей и узнать, чем был наполнен их день. С самого раннего детства поддерживайте в детях стремление к доверительному и открытому общению и тогда вас минуют проблемы непонимания отцов и детей.

Если вы не живете с родителями в одном доме, то навещайте их вместе с детьми, звоните им, напоминайте детям позвонить бабушке и дедушке – поздравить с праздником, узнать о самочувствии. Пусть дети видят искреннюю заботу, которые вы проявляете по отношению к своим родителям и учатся…

Не потакайте детям во всем и не балуйте их без чувства меры. Помните о том, что в семье должны быть базовые правила, соблюдать которые должен каждый домочадец.

Эти несложные принципы помогут вашему ребенку сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ему в будущем создать счастливую семью.

Чем в формировании семейных ценностей может помочь школа?

Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно.

Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия по формированию семейных ценностей в самых разных формах: совместные семейные праздники и спортивные мероприятия, сюжетно-ролевая игра с родителями, классный час про семейные ценности, акции ко Дню матери и Дню пожилого человека, час размышлений, индивидуальная беседа.

Мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей в школе должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка. Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.

Для учащихся 5-6 классов, интересными будут занятия, к которым они составят свое семейное древо, расскажут историю своего рода, придумают для своей семьи символику (герб семьи, флаг семьи, девиз семьи, гимн семьи). Важным достижением урока станет воспитание чувства гордости своей семьей, предками, давшими истоки. Значимым окажется воспитание чувства ответственности ребенка, как продолжателя семейных традиций.

Мероприятие по укреплению семейных ценностей в 6-7 классе может быть посвящено беседе о детях, живущих без родителей в детских домах, о неполных семьях, в которых нет отца или матери. Можно поговорить о роли семьи в жизни каждого человека, о правах и ответственности членов семьи друг перед другом, о нравственных и правовых аспектах семьи.

Старшеклассникам будет интересна беседа о моделях своей будущей семьи, о том, какими они видят отношения со своей предполагаемой половинкой, каким образом, они собираются выстраивать отношения со своими родителями и детьми. Интересным будет создание образа идеальной жены или мужа.

Такой урок запомнится надолго и станет позитивным эмоциональным впечатлением, если затронет струнки добра в каждом детском сердечке и даст пищу для мечтаний и размышлений, обсуждений и познания.

Счастливая и дружная семья – это тыл, который позволяет жить полноценной жизнью, расти и развиваться, радоваться каждому дню. Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.

Методические рекомендации к курсу внеурочной деятельности “Семейные ценности”

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Нартикоева Евгения ВикторовнаНаписать 1745 18.08.2017

Номер материала: ДБ-637361

    18.08.2017 237
    18.08.2017 541
    18.08.2017 134
    18.08.2017 337
    18.08.2017 653
    17.08.2017 122
    17.08.2017 430

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Формы работы с родителями по воспитанию семейных ценностей
статья по обж (старшая группа)

семейные ценности – это основные постулаты, на которых основываются взаимоотношения в семье, поведение членов семьи

ВложениеРазмер
доклад “Семейные ценности”21.12 КБ
оклад “Семейные ценности”21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и семейные ценности

2018 год объявлен Годом семьи. То, что именно тема семьи ныне становятся приоритетной, отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее – кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста совсем не новая тема, я не ставлю перед собой цели выявить что-то новое для слушателей. Моё выступление – это скорее, желание поделиться с присутствующими опытом, как в нашем ДОУ происходит развитие и формирование семейных ценностей на практике.

Проблема возрождения семейных традиций является актуальной в любое время и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Однако без теории не будет и практики. Поэтому сначала небольшой теоретический экскурс. Формирование семейных ценностей у дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образования. Период дошкольного детства выступает благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим людям и культурам. Личность в обществе выступает представителем определённой социальной группы – семьи, которая является одним из основополагающих факторов, влияющих на развитие ребёнка.

Что же можно отнести к семейным ценностям? Это – история семьи, обычаи, традиции, нормы и правила поведения, манера поведения, взгляды, всё то, что отличает одну семью от другой. Так, известный психолог Вадим Маркович Розин относит к семейным ценностям любовь, уважение к личности, культуру взаимоотношений. Социолог А.В. Ковалева выделяет следующую группу семейных ценностей: единство, защищённость, ответственность. Но, так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, то для нас особенно важным является его утверждение , который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения, демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.

Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых основываются взаимоотношения в семье, поведение членов семьи. Кроме теоретических постулатов педагогов-психологов, есть и нормативная база для ДОУ, которая очерчивает обязанности детского сада по данной теме. Прежде всего – это ФГОС ДО.

Позволю себе процитировать задачи, на решение которых он направлен:

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,

Именно эти задачи ФГОС ДО нацеливают нас на работу с детьми и родителями по формированию семейных ценностей.

Таким образом, особенностью Программы «От рождения до школы» является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. А именно, воспитание уважения к

традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа подчёркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста:

– формировать интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и обычаи,

– воспитывать уважение к членам семьи,

– привлекать родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций,

– создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.

В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом

процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:

– Непосредственно образовтельная деятельность,

– рассматривание семейных альбомов, картин,

– выставки детских работ,

– заучивание стихов, пословиц, поговорок

– утренники, досуги, развлечения,

Невозможно формировать семейные ценности у детей, не привлекая к этому саму семью, поэтому в нашем ДОУ ведётся разнообразная работа с родителями.

Мы используем различные формы работы, стимулирующие участие родителей в деятельности ДОУ, что тоже способствует укреплению семейных ценностей. Практика показывает, что живое участие родителей позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество.

Исходя из этого, мы используем следующие формы работы с семьёй:

– проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний

– привлечение родителей к участию в спортивных праздниках, утренниках, досугах

– привлечение родителей к участию в социальных и экологических акциях

– участие родителей совместно с детьми в проектах.

– участие родителей совместно с детьми в выставках и конкурсах

В конкурсах, акциях или в других мероприятиях всегда есть активные семьи. Мы их всегда отмечаем дипломами, грамотами, благодарственными письмами в разных наминациях.

Все формы работы с родителями эффективны. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем выше их активность в жизни ДОУ. Так как вся эта работа позволяет объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: детей, родителей и педагогов.

А также позволяют сплотить семьи, сблизить родителей с детьми, укрепить добрые отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою нужность.

Проведенная нами работа способствовала:

• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;

• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;

• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;

• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;

• Произошел обмен опытом семейного воспитания;

• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и была направлена наша работа, – усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» с. Михайловка муниципального района

Бижбулякский район Республики Башкортостан

Выступление на РМО

Тема: « Формы работы с родителями по воспитанию семейных ценностей»

5 простых правил для построения дружной семьи

Не бывает одинаковых семей, все семьи очень индивидуальны. Каждая хорошая и плохая семья хороша и плоха по-своему.

Невозможно и этически некрасиво «подсматривать» за семьями через «замочную скважину», то есть проявлять любопытство, расспрашивая у людей, как складываются у них семейные отношения. Но результат этих отношений проявляется наглядно, и его можно увидеть по тому, какими вырастают дети из этих семей: законопослушными или нарушающими моральные устои людьми.

В течение 20 постсоветских лет многое было пущено на самотёк. В том числе канули в забвение сложившиеся семейные ценности и воспитание детей в духе семейно-нравственной морали. Но с возрождением духовности всё чаще стали возникать вопросы об утраченной нравственности, о необходимости возрождения понимания каждым человеком культурных, духовных, моральных и семейных ценностей, об укреплении семьи.

Семья – начальное звено, из которого выстраивается и складывается любое общество. Именно с семьи начинаются истоки врастания корней человека в родовую почву и возникновения любви к тому месту, где люди родились и выросли, иначе они становятся «перекати-поле» без любви к своей семье, без веры и духовности.

Если не начать наставлять молодых родителей, не учить их азам мусульманской семейно-воспитательной этики, не закреплять в их сознании всё хорошее, что было наработано в семьях их родителей и других показательных семьях, тому, как воспитывались дети праведных асхабов, то это хорошее растворится и не оставит следа в душах детей. Это значит, что не будет ничего хорошего и в будущем, когда дети и подростки вырастут, достигнут совершеннолетия и захотят создать свои семьи.

Дети, как губка, впитывают в себя всё хорошее и плохое. Но чаще всего всё хорошее смывается, а плохое оседает в сознании и начинает доминировать в мыслях и судьбе ребёнка. Для того чтобы оградить детей и их будущее от плохого, я предлагаю родителям следующие пять правил, помогающих в воспитании как детей, так и самих матерей и отцов.

Эти правила просты в понимании и исполнении, их желательно принять и сделать первый шаг в применении.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

Родители должны осознать свою доминирующую роль в семье, а дети – понять, что хозяин в доме – отец, а хозяйка – мать. Отец выполняет все мужские, отцовские обязанности, мать – женские, материнские. Но это не означает, что мать одна должна нести всю физическую нагрузку в выполнении своих обязанностей, ей в этом обязательно должны помогать подрастающие дети. Отцу нужно уделять больше внимания своим сыновьям, направлять их внимание на то, чтобы они росли крепкими и здоровыми детьми, занимались спортом, умели защищать младших, помогали матери в быту. Мать должна укоренять в их сознании знание семейных традиций и обрядов. Именно матери нужно внушать детям любовь друг к другу, чувство взаимопомощи и поддержки, знание родного языка и уважение к старшим родственникам со стороны и отца, и матери. Дети должны знать, откуда идут корни их родового дерева, должны ощущать неразрывную связь с этим местом, с этой землёй, со своим домом. Именно это ощущение слитности всегда будет давать им мощную подпитку в будущем. Именно оно не даст оторваться и уехать в неведомые дали далеко от родных, близких и от того места, где они родились и жили многие годы своей жизни.

ПРАВИЛО ВТРОЕ:

В семье между родными братьями и сёстрами не должно быть соревнования: ни в получении оценок в школе, ни в выполнении домашних обязанностей, ни в проявлении особых талантов и способностей. Они должны знать, что каждый может сделать лучше и в чём может проявить себя, не ущемляя достоинства другого брата или сестры. Они должны научиться помогать друг другу и гордиться не собой и своими успехами, а тем, что есть замечательного в его брате и сестре. Именно это помогает детям обрести чувство взаимопонимания и поддержки друг друга.

Родители должны проявлять одинаковое внимание ко всем своим детям, но если кто-то из них болен или ещё не может самостоятельно ходить и исполнять свои обязанности – эти дети должны быть в центре внимания всей семьи, и каждый должен научиться проявлять к такому члену семьи особую поддержку и заботу. Именно так в семье не будет ревности оттого, что кому-то из детей уделяют больше внимания: они будут знать и понимать, почему так происходит. Дети должны быть уверены в том, что каждый из них желанен, любим и необходим как отцу, так и матери.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

В семье нежелательны отдельные наказания и поощрения.

Ребёнка нельзя выгонять из дома за провинность. Нельзя отказывать ему в пище и питье. Нельзя оставаться суровыми и равнодушными при виде ран и ушибов ребёнка, потому что всё это наносит серьёзную травму душе ребёнка и отчуждает его от родителей. Как бы ни провинился ребёнок, родителям надо осознать, что это не только его беда, но и вина самих родителей, которые упустили что-то в его воспитании. Это родительское упущение и привело ребёнка к совершению проступка. Каждый такой случай нужно обсуждать в кругу семьи и принимать совместное решение, как помочь в будущем оступившемуся ребёнку. Это поможет больше не возвращаться к этой теме. Понять и простить, забыть о плохом проступке и помнить всё хорошее – именно так воспитывается позитивное в детях.

Отдельные поощрения в виде суммы денег за хорошие отметки, выполнение помощи по дому, за спортивные достижения, успехи в творчестве и других областях также не должны приветствоваться и не должны стать обязательными в кругу семьи. Это может разжечь в детях дух превосходства и соперничества. Дети должны понимать, что не все могут одинаково учиться, творить, сочинять, быть первыми в спорте и где-нибудь ещё. Первое место всегда бывает одно, а желающих его занять – огромное множество, и именно это должны объяснить своим детям родители. И если их дети могут честно и достойно достигнуть пьедестала почёта, то это должно стать результатом упорного труда и желания проявить себя среди достойных соперников. Их таланты и способности должны развиваться в правильном русле. И это не должно поощряться дополнительным денежным вознаграждением со стороны отца или матери, но отметить успех ребёнка за праздничным семейным столом должно и нужно.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:

В кругу семьи желательны душевные разговоры, совместные обсуждения, анализ прожитого дня. Это сближает и объединяет семью: каждому есть что рассказать, что показать, о чём спросить, чем поделиться.

Дети в таких случаях с удовольствием рассказывают о своих отметках, спортивных достижениях и, если у них есть проблемы, пытаются с помощью родителей понять, почему они возникли и как справиться с ними.

В таких семьях и проблемы и радости – всё общее. Дружная семья вместе радуется, и от этого радость становится большой. А когда они вместе огорчаются, то оттого, что огорчение разделяется всеми членами семьи, негативные переживания уменьшаются и вскоре совсем исчезают с семейного горизонта.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ:

Детям нельзя лгать. Они очень чутко воспринимают тонкую грань между правдой и ложью.

Родители сколько угодно могут говорить своим детям о правилах поведения и о том, что нужно им следовать, но все их разговоры и призывы могут оказаться напрасными. Взрослые должны помнить, что прежде всего им нужно самим быть такими, какими стать они призывают своих детей.

Если родители будут говорить одно, а сами всё делать точно наоборот, то дети запомнят не их слова, а поступки.

Если отец будет говорить, что пить и курить вредно, а сам на глазах своих чад будет проделывать всё это, то дети вряд ли поверят ему, видя, что он сам нарушает принципы правильного поведения.

Если мать любит посплетничать и позлословить с соседками, если она не уделяет должного внимания порядку и уюту в доме, может ли она требовать противоположного от своих детей?

В душах детей останется осадок недоверия к таким родителям.

В каждой семье не должно быть двойных стандартов и норм поведения. Иначе дети просто повторят судьбу своих родителей, а доверие к родителям будет утрачено. Поэтому родители должны в первую очередь исправляться сами и таким образом будут исправлять судьбу своих собственных детей. Разве родители могут желать плохой участи для своих детей или хотеть, чтобы дети повторяли их грехи?

Для изменения своего поведения и правильного воспитания детей нужны сила духа и огромное терпение. В Священном Коране Всевышний Аллах призывает людей к терпению и твёрдости духа, которые помогают людям не сойти с верного пути, а милость Создателя ведёт их дорогой Истины.

В заключение следует отметить, что жить по вышеуказанным правилам хорошо потому, что в таком случае жизнь становится правильной, и это делается во благо вас самих и счастливого будущего ваших детей.

Как развивать целостность у детей?

В современном мире дети находятся под влиянием многих внешних факторов. Исследования показывают, что семьи по-прежнему влияют на детей в большей степени и закладывают целостность и, связанное с ним поведение. В данной статье освещается степень влияния семьи на развитие целостности ребёнка. И почему честность является жизненно важным для успеха.

Почему целостность важна для успеха ребенка.

Уоррен Баффет, один из самых успешных мировых бизнесменов, также напоминает нам, что семьи должны сосредоточиться на развитии человеческих добродетелей.

«При поиске людей», – говорит Баффет, «смотрите на три качества: порядочность, ум и энергию. И если человек не имеет один из них, остальные два уничтожат вас».

Большинство лидеров соглашаются, что деньги, власть и достижение целей является вторичным по отношению к целостному человеческому существу. Это мнение встречается в текстах всех великих религий мира. И это хороший мотив. Коллективный успех и благополучие человека зависит от уважительного, честного и мужественного обмена мыслями и идеями.

Дети не рождаются с целостностью или смирением, социальной ответственностью или мужеством, чтобы постоять за то, что они считают правильным. Это происходит через процесс культурной социализации, оказывающей влияние на все сферы жизни ребенка.

Этот процесс начинается с семьи.

9 методов развития целостности в ребенке.

1. Сформулировать ценность семьи.

Каковы ваши семейные ценности? Ваш ребенок может обсуждать и защищать их? Семейные ценности влияют на здоровье ребенка и глубинное развитие подростка. Большинство семей имеют позитивные ценности, где уважают человеческую силу, слабость, незащищенность и несовершенство. Дети учатся через родительские слова и поступки.

2. Развивать нравственный словарный запас.

Слова: честность, доверие, справедливость, уважение, ответственность и мужество являются основными многовековыми религиозными, философскими и семейными убеждениями. Используйте эти и другие слова, чтобы выражать и укреплять свои семейные ценности. Учите детей поведению, которое вытекает из этих принципов. Используйте цитаты, чтобы зажигать осмысленные разговоры. Поощряйте детей, когда они говорят об этих ценностях.

3. Поощрение уважительного поведения.

Когда дети чувствуют что поступают правильно, они учатся измерять качество своей жизни за пределами классов и внеклассных успехов. Родители, которые передают детям знания, что смелость, честность и уважение к другим более высоко ценятся, чем богатства или интеллект, помогают детям понять истинное значение бытия человека. Когда ваши дети показывают целостность, скажите им, что вы уважаете их поведение.

4. Изучайте последствия.

Изучение целостности требует практики. Когда дети исследуют, понимают и принимают последствия неудачи, происходит важное обучение.

Например, в начальной школе, дети часто узнают, что неуважительное отношение к сверстникам негативно влияет на их дружеские отношения. По мере взросления и ощущения давления на приобретения успеха в школе, некоторые дети обучаются, что обман воздействует на их академическую успеваемость. Для ребенка это может быть тяжелым последствием. Однако последствия учат детей осознавать и понимать.

Когда дети становятся подростками и молодыми взрослыми, не став ответственными и честными, последствия становятся более серьезными. Например, подростки, которые обманывают родителей и садятся за руль в нетрезвом состоянии, могут стать причиной чьей-то травмы или смерти, возможно и собственной. Часто последствия действий могут быть не поняты или признаны.

Когда целостности научают с раннего возраста, это становится частью характера ребенка. В идеале, дети учатся целостности, когда последствия незначительны. Обладать целостностью не означает, что ребёнок будет всегда честным, ответственным или уважающим. Это означает, что он будет понимать и осознавать последствия своих поступков и их влияние на себя и других.

5. Реагировать уместно.

Родители не могут контролировать поведения своего ребенка, но они могут реагировать с непротиворечивостью семейным ценностям тем самым, усиливая их значимость. Когда обучение является основной целью, бесчестное или неуважительное поведение ребёнка для родителей оказывается моментом научения. Самое главное, что ваш ребенок отражает и накапливает смысл своего поведения. Поговорите с ними. Слушайте и проявляйте уважение к мышлению вашего ребенка, а затем заявите вновь свои ожидания, что непорядочность и неуважение не приемлемо в вашей семье. Выводы должны быть последовательными и, безусловно, понятными.

6. Быть образцом для подражания.

Дети часто называют родителей образцом для подражания. Исследования показывают, что жизненные ролевые модели – это ценности в мире. Они помогают детям понять, насколько ценность целостности является частью успешной и плодотворной жизни. Например, комментарии, которыми вы делитесь в социальных сетях. Отражают ли они ваши ценности? Оскорбительно ли это для других? Есть ли более уважительный способ поделиться тем, во что вы верите? Ролевые модели во взрослом возрасте это результат подражания детьми ролевых моделей своих родителей.

7. Учить этикету.

В наше время родителям следует обучать детей с раннего возраста этикету и в социальных сетях, основам компьютерной грамотности и нормам нравственного поведения. Вместо того чтобы решиться на неуважительное поведение онлайн, дети всегда должны знать, что они могут обратиться за поддержкой к взрослым, когда они чувствуют угрозу, запугивание или страх. Это одна из дорог, где они могут действовать целостно и смело отстаивать в то, что они верят.

8. Делиться значимыми историями.

Примеры целостности повсюду содержатся в человеческих историях. Будь то чтение книг с детьми, рассказы о сверстниках, совместные просмотры фильмов и новостей или разговоры о том, что происходит в мире. Попросите своих детей найти примеры того, как люди отстаивают то, во что они верят. Делайте тему целостности частью разговора.

9. Прививать самоэффективность.

Дети, которые отстаивают принципы, в которые они верят, имеют высокую степень самоэффективности. Они убеждены в способности достижения цели и влиять на будущее. Родители прививают самоэффективность, когда они помогают детям управлять своим внутренним компасом, позволяют им вырасти из их взаимоотношений и ценят их такими, какие они есть, а не за их достижения. Когда молодые люди учатся верить в себя, непорядочность и неуважение больше не имеет особого смысла. Целостность становится образом жизни.

В психологии чаще говорят о внутренней целостности личности, имея в виду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям. Это человек одновременно автономный и открытый к людям и жизни. О цельности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Воспитывайте в себе целостность и помогайте своим детям в создании их личной целостности.

Обучаем: семейные правила и ценности

Семейные ценности представляют собой определенные традиции и уклад жизни, которые сложились в ячейке общества. Сегодня многие люди осознают ценность семьи и стремятся сохранить хорошие отношения с близкими людьми. На самом деле это очень важно для личностного роста, для возможности достичь успеха. Формирование традиционных семейных ценностей, как правило, происходит в детском возрасте. Маленький человек впитывает в себя общую атмосферу, учится той модели поведения, которыми пользуются его родители. Часто это происходит совершенно неосознанно со стороны ребенка.

Что такое семейные ценности?

Семейные ценности – понятие слишком объемное. Оно включает в себя множество других оттенков и значений, причем у каждого человека они будут свои. Рассмотрим подробнее эти важные составляющие.

Уклад жизни

В каждой семье преобладают свои правила поведения, которые регулируют само проживание. Уклад жизни помогает сохранять семейные традиционные ценности, не отступать от них даже в самых критических ситуациях. Как правило, за соблюдением порядка следит тот человек, который считается самым главный. Обычно это представитель сильного пола – отец семейства. Но иногда случается и по-другому. В некоторых случаях всем руководит женщина.

Рождение детей

Традиционная семья не может существовать без детей. Многие люди готовы многим пожертвовать ради счастья и благополучия своих маленьких наследников. Рождение наследников – неотъемлемая составляющая традиционных семейных ценностей. С появлением младенца вся жизнь меняет свой смысл. В большинстве случаев люди начинают меняться в лучшую сторону именно потому, что понимают, насколько их жизнь теперь должна измениться.

Традиция сватовства

В некоторых семьях существует традиция знакомить молодых между собой, заранее договариваться о бракосочетании. Этот момент позволяет избежать многих неловких ситуаций. Традиция сватовства призвана максимально обезопасить людей от совершения роковой ошибки, которая может негативно повлиять на весь уклад семьи. На самом деле многие традиции отрабатывались годами и веками, что позволяло не задумываться о каждой несущественной мелочи, а действовать по инерции. Вступление в брак издавна считалось одним из самых серьезных шагов, которые только должен совершить в своей жизни человек. Особенно большое значение семья имеет для женщины, поскольку ей по природе положено заботиться о детях, дарить им свою любовь и внимание.

Распределение ролей в семье

Этот момент тоже требует пристального внимания, поскольку затрагивает функции каждого члена семьи. Это неотъемлемая составляющая, позволяющая делать выводы о семейных ценностях определенной семьи. Распределение ролей позволяет добиться порядка и достичь формирования взаимопонимания, что тоже очень важно. Когда муж берет на себя ответственность защитить и обеспечить своих близких людей финансово, то он определенно выполняет свою задачу, данную ему природой. Все потому, что представителю сильного пола ввиду конкретных особенностей легче и проще поставить перед собой именно такую цель. Она не будет противоречить его внутренним убеждениям.

Женщина, как правило, берет на себя обязательство сохранить равновесие. У нее более тонкая задача – гармонизировать окружающее пространство и выстроить эмоциональный фон. Именно женщина наполняет дом своей энергетикой, создает ощущение уюта и спокойствия. Говоря о традиционных семейных ценностях, нельзя не упомянуть то, что формирование того или иного поведения происходит интуитивно. Заботясь о своих домочадцах, женщина проявляет себя во многих ипостасях: любящая жена, заботливая мать, верная спутница жизни и т.д. Во многом именно благодаря ее непревзойденной гибкости многим людям и удается сохранить хорошие отношения в браке на долгие годы.

Получение образования

Обучение тоже можно отнести к традиционным семейным ценностям. Невозможно себе представить современного человека без достаточного уровня знаний, которыми он обладает. Получение образования многие люди сегодня считают обязательной программой для того, чтобы иметь возможность уверенно двигаться вперед по жизни. Надо знать, куда расти, чтобы правильно использовать свои внутренние ресурсы. С этим утверждением трудно спорить. Имеющиеся знания в той или иной области сегодня решают многое. Семейные ценности одной семьи могут затрагивать непосредственно моменты самообразования и непрерывного обучения. Здесь речь идет не только о том, чтобы закончить какое-то учебное заведение, но также о возможности получать дополнительные знания и делать это самостоятельно, без принуждения и отговорок, понимая весь смысл совершаемых действий.

Формирование семейных ценностей

Для того чтобы определенные семейные ценности утвердились в головах, нужно воспитываться в конкретной семье, перенимая все ее привычки и правила. Так развивается мировоззрение, индивидуальный взгляд на мир и происходящие в нем события. Формирование определенных взглядов на жизнь случается далеко не сразу, а постепенно. Как происходит сам процесс формирования традиционных устоев и норм? На чем они базируются?

Уважение друг к другу

Чрезвычайно важный аспект, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Никакие семейные ценности сделались бы невозможны без такого понятия. Уважение приходит на помощь при значимых разногласиях внутри семьи. Но, проявляя почтительность и признание, по отношению друг к другу, люди учатся сопереживать, формируется эмпатия, сопереживания. В большинстве случаев уважение даже способно сгладить назревающие семейные конфликты . Если подобраны и вовремя произнесены правильные слова, то отношения часто удается сохранить и даже сделать более теплыми. Без уважения никак нельзя обойтись, если вы собираетесь иметь большую и дружную семью.

Свобода в принятии решений

Каждый человек обладает собственной индивидуальностью, которую обязательно стремится отстаивать всеми силами. Все потому, что молодым людям вовсе не хочется всегда и во всем повторять опыт своих родителей. Необходимость идти своей дорогой заложена в каждом из нас. Чем скорее человек это понимает, тем быстрее и лучше развивается как личность. Формирование традиционных семейных ценностей невозможно без компромисса и уступки. Свобода в принятии решений означает, что никто никому не пытается навязывать свою волю. Только так возможно формирование искренних отношений. Гармония и уважение создают атмосферу истинного принятия. Находясь с такими близкими людьми, человек будет скорее достигать намеченных целей.

Отзывчивость

Формирование традиционных семейных ценностей невозможно без отзывчивости. Имея чуткое сердце, человек становится способен действительно помочь своему ближнему. В противном случае он делается совершенным эгоистом и уже не может претендовать на то, чтобы считать себя честным и порядочным. Отзывчивость – это качество, которое идет из семьи. В данном случае семейные ценности учат быть по-настоящему целостным и самодостаточным. Вне всяких сомнений, люди не всегда сразу понимают, что, будучи отзывчивыми, они улучшают свои отношения с окружающими, становятся духовно богаче.

Без доверия вряд ли возможно вообще строить какие-либо отношения. Ведь открываясь перед близкими людьми, мы хотим получить помощь, понимание и поддержку. Если не будет возможности говорить откровенно, то значит, отсутствует и перспектива дальнейшего развития отношений. Поэтому в мире так много разводов, которые происходят из-за неумения понять потребности друг друга. Формирование доверия должно происходить естественным образом, без каких-либо нажимов и принуждений. Невозможно нормально жить в семье в согласии и уважении, если в отношениях присутствует скрытая враждебность. Чтобы довериться близкому человеку, необходимо оставаться уверенным в том, что он вас правильно поймет и не станет осуждать.

Немногие люди знают, что любовь действительно помогает нам взрослеть, становиться мудрее и старше. В семье, где царит любовь, люди учатся бережному отношению друг к другу. Ребенок с малых лет будет знать о том, что необходимо заботиться о тех, кто находится рядом. Необходимость принимать на себя ответственность присутствует там, где члены семьи хотят быть полезными друг другу. Верность, терпение, умение посмотреть на ситуацию глазами близкого человека поможет гармонизировать отношения между близкими родственниками.

Взаимопомощь

Мы не можем двигаться по жизни в одиночку. Лишившись всякой помощи и поддержки, личность начинает плутать на дорогах, не знает, как правильно поступить, какое решение принять. Взаимопомощь относят к вечным ценностям, которые создают смысл для всего происходящего. Чем больше мы отдаем, тем больше получаем взамен.

Таким образом, семейные ценности – это одна из главных составляющих гармоничной и счастливой жизни. Имея намерение создать дружную семью, индивид должен обязательно обратить внимание на некоторые нравственные устои. Разобраться с вопросом семейных ценностей поможет психолог Ираклий Пожариский. Работа со специалистом призвана направить в верном направлении, помочь определиться со своими главными ценностями и понять близкого человека.

Формирование семейных ценностей и их укрепление у детей

19 ноября 2019 . Раздел Дом и семья

Давайте поговорим о том, как происходит формирование семейных ценностей у людей. Уделим внимание воспитанию детей, способам укрепления семейных традиций. Ведь именно этого тепла, взаимопонимания, не хватает порой в отношениях между людьми.

Современный мир полон своих ярких недостатков. Каждый человек имеет возможность жить полной жизнью и радоваться каждому мгновению. С древних времен в обществе закладывались понятия духовных ценностей. На сегодняшний день сложно создать крепкую семью. Это случается из-за того, что ценности обесценились.

Виной этому стали социальные сети, современные фильмы, которые не несут добрых нравов, а наоборот портят все представление о настоящей любви, дружбе, долге и честности. Семейные ценности в современном мире – редкость. Так как все это рождается в семье, очень важно привить своему ребенку все эти понятия.

Что такое семейные ценности?

Семейные ценности – это фундамент семьи. Именно с него начинается все живое. Когда это присутствует в семье, каждый ее член полностью доверяет друг другу, это придает уверенности в каждом следующем дне. Несложно понять, что именно в семье зарождаются ценности воспитания. Правильный подход к ребенку с раннего детства поможет осознать, что такое:

  • патриотизм;
  • чувство справедливости;
  • уважение к своей семье и к государству;
  • любовь, забота, доверие;
  • помощь, доброта, сопереживание близким;
  • понимание и взаимопомощь;
  • уважение к старшим;
  • ответственность.

Все это не громкие слова. Это то, с чего начинается воспитание. Крепкая и дружная семья – это залог каждодневной работы. А воспитание семейных ценностей нужно начинать с малых лет.

Нельзя просто так создать семью, не имея ничего в душе. В каждой ячейке общества имеются свои уставы, традиции и правила. Именно в детстве в человеке откладываются понятия о семейных ценностях. Каждый сформировавшийся человек имеет свое субъективное мнение. И судить его за то, что тот не уважает и призирает кого-то из старших или младших, нет никакого смысла. Потому как ему объяснять бесполезно. Если в человека не заложили семя, могучим и крепким деревом ему не стать.

Как объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо?

Появившийся на свет малыш должен впитать в себя богатое наследство знаний от своего народа. С каждым годом, становясь старше, он хочет познавать что-то новое и увлекательное. Многие психологи советуют каждый день общаться, можно в игровой форме или же строго и по существу. Объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, уже надо начинать с двух лет, так как они начинают в этом возрасте все понимать. Именно в этом возрасте вы можете, сами того не подозревая, понизить самооценку личности ребенка или же наоборот, сильно ее завысить.

Но самый оптимальный возраст, с которого они начинают познавать мир – это 5-6 лет. Очень важно не упустить этот момент и дать ему всю полезную информацию, а значит:

Убрать из его жизни частично все современные гаджеты. Так как учеными было доказано, что ребенок, который проводит дни напролет в смартфоне или планшете не способен адекватно мыслить в будущем, он окажется замкнут в своем мирке.Заняться лично его образованием. Вместе учиться читать, писать, рассматривать познавательные картинки. При этом вам нужно стараться постоянно все комментировать. Задавать ребенку вопросы по пройденной теме. Когда малыш будет помнить, что вы изучали несколько дней назад, он сможет развиваться.Рассказывать ему историю родной страны, народа. Таким образом и воспитывается патриотизм.

Каждый ребенок совершает какие-либо плохие действия, которые ведут к наказанию. Каждый день необходимо ставить примеры поведения и обсуждать их с малышом, спрашивая хорошо это или нет. Например, «смотри, этот мальчик ударил в спину своего товарища, он разве сделал хорошо?». Естественно, в эту минуту он ответит, что так делать нельзя.

Рекомендуется уделять максимум времени на такие разговоры, так как в этот момент ребенок обдумывает каждый момент и выдает окончательное решение. Правильный подход к воспитанию и каждодневные разговоры помогут не только наладить отношения, но еще и сформировать мнение ребенка о добре и зле. Это позволить осуществить укрепление семейных ценностей, ребенок поймет, как правильно вести себя в обществе.

Кто должен обучать семейным ценностям?

Пожалуй, очень легко ответить на этот вопрос. Многие незнающие ответят, что воспитание начинается со школы, с ученической парты и первой учительницы. Но это далеко не так. Слыша выражение «ребенок как губка впитывает в себя то, что видит и слышит дома», хочется положительно махнуть головой. Многие молодые родители говорят, что они воспитают своих детей лучше, чем они есть. Но как они это сделают, если сами не знают ничего полезного.

Давно забыли такие слова как патриотизм, чувство долга, честность и тому подобное. Наши любимые вечно молодые бабушки обучали своих детей всему самого доброму, поэтому наши родители сейчас обучают нас. Но в то время не было ничего такого, как Интернет, социальные сети. Сейчас проще дать ребенку дорогой смартфон, чтобы он замолчал. Именно это убивает семейные ценности.

Когда ребенок растет в семье и чувствует ласку, любовь, видит, как папа всегда говорит правду, а мама заботится о своей семьей, у него откладывается это в голове и его ничем уже не сломить. Старайтесь меньше времени уделять компьютерным играм, соцсетям, чтобы ваши дети узнали, что такое семейные ценности и традиции страны, в которой они проживают. Не нужно им навязывать с младенчества какие-либо политические учения, но любить свою Родину, семью, предков – это святое.

Вестник Педагога

Автор: Марушкина Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС “СЕМЬЯ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ”
Дата публикации: 26.04.2019
Раздел: дополнительное образование

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС «СЕМЬЯ

Крепче семья, крепче наше общество, страна и государство, семья –

это общество в миниатюре. Воспитание детей, будущих граждан страны

самая важная область нашей жизни, жизни каждого человека, одно из

главных условий национального возрождения.

семье.Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей,

созданных человеком, за всю историю своего существования. Социальная

безопасности, так как именно в семье рождается чувство преемственности

поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому,

настоящему и будущему, она является основой развития и сохранения

нации, духовного и материального благополучия граждан. Это социальный

институт рождения и воспитания детей,персональная микросреда развития

удовлетворяющая потребности человека.Семья с раннего детства призвана

заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение

своего будущего, это целый мир, где царят добро, бескорыстие, уважение,

преданность и любовь. А для детей – это окно в большой мир, который

ответственную роль, они дают ребенку образцы поведения, формируют

Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности

в изменчивом мире.Семейное воспитание более эмоционально, так как его

проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства

детей к родителям.

В настоящее время во многих семьях снизился воспитательный

прослеживаются проблемы в семейном воспитании; и такие факторы, как

распад семьи.Кризис семьи, который переживает современное Российское

общество, является одним из проявлений кризиса в духовно- нравственной

отношениях; возникли проблемы взаимопонимания, отчуждение родителей

от детей, произошло ослабление воспитательной роли семьи и это стало

потенциала родителей, родительского авторитета и престижа семейных

типичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье,

при которой родители обращаются к несовершеннолетнему ребенку за

представления о реальных ценностях современного Российского общества.

успешными, благополучными людьми, нашли свое место в жизни. Как

этому всему научить, где взять необходимые знания для воспитания детей?

обычно ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и

собственного родительства, социально– психолого- педагогическая помощь

образования и воспитания.

место трансформация моделей брака, постепенно расширяются «новые»

формы брака.Некомпетентность подрастающего поколения в личностной

сфере приводит к неготовности исполнения социальных ролей супруга(и),

не с формированно сть

ц е н н о с т е й

недостаточно включена в данную деятельность: отсутствуют специальные

курсы по подготовке молодого поколения к будущей семейной жизни,

воспитанию будущего семьянина, т.е. семейные ценности формируются

осуществляющимся в образовательных учреждениях.

реализации программы состояла в том, что в своих собственных семьях

дети не всегда могут получить позитивный опыт построения семейных

взаимоотношений, а в школьных образовательных программах отсутствует

послужила мотивом для разработки и реализации программы: «Семья –

реализации, не представлены в базовых программах школы.

подрастающего поколения обусловливает реализацию программы «Семья –

общечеловеческая ценность», направленной на формирование семейных

ценностей и ответственного отношения молодежи к созданию брака.

школ 8-11 классов, реализуется в течение 16 академических часов.

В реализации цели и задач данного учебного курса важнейшую роль

играет осуществление компетентностного подхода к процессу обучения,

воспитания, и методика преподавания. В процессе реализации программы

особенностью преподавания курса является проблемно-диалогический и

а кт и в и з и руе т

самостоятельную, творческую деятельность учащихся, позволяет включить

их в обсуждение, побудить высказать собственное мнение, соотнести свою

личностной позиции, психологической культуры.

разработаны листы обратной связи. Они позволяют выявить отношение

На занятиях учащиеся обсуждают вопросы:Зачем человеку семья,

сущность, функции, структурасемьи, семейные роли, семейные ценности и

традиции, семейные правила. В практической части занятий учащиеся

работают в мини – группах по 3-4 человека, разрабатывают и представляют

семейные правила, семейный договор, семейные собрания,разрабатывают

представляют свою деятельность в виде презентации или проекта.

В процессе изучения курса меняются взгляды и отношение учащихся

к созданию семьи. Если в начале изучения курса они говорят о том, что

создать семью не стоит большого труда, то к окончанию изучения курса

многие учащиеся приходят к выводу, что семья – это прежде всего, труд и

создание семьи – большая ответственность, которая связана с служением

близким, родным людям, заботой, жертвенностью, терпением; это место,

где раскрывается любовь и чувства друг к другу; что каждая семья –

Выполнение практических заданий и участие в дискуссии, помогает

учащимся понять, что семейные правила – являются важной частью в

жизни каждой семьи, представляют собой принципы, по которым строится

жизнь семьи, что именно правила позволяют поддерживать стабильность в

семье, придавая ей устойчивость. Атрадиции семьи – это неотъемлемая

часть жизни каждой семьи, в воспитании детей, это огромная мастерская, в

которой переплетается вдохновение, игра радость, творчество, умение, они

как бы одухотворяют пространство событий, и творят атмосферу дома,

Список использованных источников и литературы:

центр. Академия, Москва,2000-232с

2.Маленкова Л.И Педагоги, родители, дети (методическое пособие для

Педагогическое сообщество Россия, 2000- С.304

Просвещение: Учеб. лит 1996. – 144с.

4.Т.В.Марушкина Человек, семья, общество, Методический журнал №3

НОУ Центр «Педагогический поиск», 2009. -128с

Воспитание семейных ценностей в школе

Семья – это микромир, состоящий из родных людей; место, где рождается, растет и развивается человек.

Семейные ценности и традиции

Семейные ценности – это традиции, нормы поведения, обычаи и взгляды, которые передаются в рамках одной семьи из поколения в поколение

Именно на семейных ценностях строится жизнь человека, так как они являются ее основополагающими принципами.

Принято различать следующие семейные ценности и традиции:

  1. Любовь – чувство, на основании которого строится семья. Истинное и глубокое чувство, возникающее изначально между двумя людьми, в дальнейшем в семье возникает любовь родителей к детям. Любовь внутри семьи безусловна, безгранична и полна доверия.
  2. Ответственность – чувство, которое «несет» каждый член семьи по отношению к другим членам и ко всей семье в целом.
  3. Общение – процесс взаимодействия между членами семьи на различные темы. Общение направлено на то, чтобы поделиться впечатлениями, событиями и происшествиями, которые произошли с каждым членом семьи за день. В том случае, если событие радостное, то в общении люди делятся своей радостью и все получают от нее удовлетворение. Если произошло что-то негативное, то человек делясь этим со своей семьей, находит утешение, понимание и добрый совет.
  4. Забота и поддержка – каждый человек должен быть уверен, что в семье его поддержат в трудную минуту, помогут справиться с трудностями, дадут уверенность в собственных силах.
  5. Уважение – чувство, которое дает полное взаимопонимание между всеми членами семьи, когда с интересами и потребностями каждого члена считаются. Уважение так же подразумевает комфортный формат общения в кругу семьи, понимание ценности и значимости каждого. Как только из семьи исчезает уважение, из нее постепенно «уходит» и любовь.
  6. Умение прощать – умение не зацикливаться на обидах, не держать зла на близких, находить компромиссы в решении различных жизненных вопросах и ситуациях. Дети должна знать, что в семье их всегда поймут и простят, и чтобы не случилось, родители всегда встанут на их сторону.
  7. Честность – чувство доверия, которое испытывают члены семьи по отношению друг к другу. В семье каждый должен чувствовать, что ему не лгут, от него ничего не скрывают, его не предадут, а все чувства искренне и не поддельны. Именно честность гарантирует возникновение доверия и уверенность в семейном благополучии.
  8. Традиции – каждая семья имеет свои традиции, которые сближают членов семьи между собой, дарят чувство радости и гармонии. Это могут быть семейные праздники, прогулки в выходные, совместная уборка, поездки на дачу и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, семейные ценности – это то, что делает семью крепкой, дружной и счастливой. Семейные ценности необходимо развивать и сохранять в каждой семье, для этого нужно формировать целевые ориентиры и приоритеты у каждого ребенка с раннего детства.

Методы и средства воспитания семейных ценностей в школе

Одной из задач современной школы является оказание помощи родителям и детям по формированию основ семейных ценностей. Для этого организуется совместная работа родителей и педагогов, в рамках которой вырабатывается стратегия, направленная на воспитания духовно-нравственного человека.

Педагоги совместно с родителями организуют различные мероприятия по формированию у детей семейных ценностей. Мероприятия проводятся в разных формах, например, – сюжетно-ролевые игры детей с родителями; тематические классные часы; акции, приуроченные к различным семейным праздникам; индивидуальные беседы и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Методы и средства по воспитанию семейных ценностей должны подбираться педагогом в зависимости от возраста учащихся.

Мероприятия для младших школьников – направлены на ознакомление учащихся с семейными традициями, роли матери и отца, бабушки и дедушки в семье, об уважении между членами семьи. Особенно важно, чтобы вся эта информация не просто исходила от педагога, а преподносилась и другими взрослыми, которых можно пригласить на мероприятия. Например, могут быть приглашены чьи-то бабушка и дедушка, которые расскажут историю своей семьи, познакомят с традициями и т.д.

Мероприятия для учащихся 5-6 классов – информация по семейным ценностям подается в более узкой форме, посредством изучения собственной семьи и ее традиций. С этой целью дети совместно с родителями составляют семейное дерево, изучают историю своего рода, знакомятся с выдающимися членами семьи, придумывают символику своей семьи (герб, флаг, девиз и т.д.). Основной целью данных мероприятий является воспитание у детей чувства гордости своей семьёй и предками, которые дали ей истоки. Важно воспитать у учащихся чувство ответственности за продолжение семейных традиций.

Мероприятия для учащихся 6-7 классов – направлены на укрепление семенных ценностей. В основу мероприятий могут быть заложены беседы о значимости семьи в жизни каждого ребенка. С этой целью педагог с детьми знакомится с различными видами семей – полные, не полные, благополучные, многодетные, а также беседы о детях, которые воспитываются в детских домах. Такие беседы помогут понять детям не только значимость семьи, но и познакомит их с её нравственными и правовыми аспектами. Например, возможно посещение детского дома или знакомство с многодетной семьей, в которой воспитываются не только родные дети, но и усыновленные (опекаемые).

Мероприятия для старшеклассников – наиболее интересной формой являются беседы, посвященные будущей профессии, предполагаемой семье, которую дети планируют создать в будущем, как они буду выстраивать взаимоотношения со своими родителями и детьми. Также учащимся старших классов интересно будет создание образа идеальной жены и мужа. Например, проведение ролевой игры. Такой урок запомнится надолго и станет позитивным эмоциональным впечатлением, если затронет струнки добра в каждом ребенке и даст пищу для мечтаний и размышлений, обсуждений и познания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Формирование семейных ценностей

В современном мире человек то и дело преодолевает разнообразные трудности, проходит через всевозможные испытания. Выстоять в этой жизненной буре в одиночку практически невозможно. А родной дом с близкими людьми — это такое место, где поддержат и помогут, где можно передохнуть и набраться сил. Семья — это фундамент, который является основой всей человеческой жизни.

Что такое ценности семейной жизни

Ценности семейной жизни — это то, что уважается, ценится всеми членами семьи и является общим полем их интересов. Сама семья в качестве собирательного элемента множества объединяющих факторов — это тоже ценность. Однако общество развивается, и каждому этапу развития присущ свой тип отношений между близкими и родными людьми. Изменения в социуме накладывает свой отпечаток на значение и приоритетность ценностей семейной жизни. Мало того, современные и традиционные семейные ценности нередко конфликтуют между собой.

Традиционные семейные ценности

Традиционные семейные ценности являются, как правило, результатом взаимодействия общества с религиозными нормами, основная цель которых — сохранение семьи. Эта форма ценностей постоянно культивируется и внедряется в жизнь молодой пары предыдущими поколениями, поддерживается наставлениями церкви. Основные традиционные семейные ценности это:

Согласно церковным традициям брак — нерушимый союз, единственная приемлемая форма совместной жизни мужчины и женщины, основанная на сохранении веры и взаимной любви, рождении и воспитании детей. Современное общество зачастую не воспринимает традиционные ценности семейной жизни должным образом. Причиной этому становится отсутствие свободы выбора и возможности перемен в личной жизни. К примеру, развод в наше время — достаточно привычное явление, а вот традиционные каноны напрочь отвергают расторжение брака.

Кроме этого у наших предков многое зависело от распределения ролей в семье. Главой семьи оставался мужчина. Именно он был кормильцем, принимал судьбоносные для семьи решения. Его авторитет был неоспорим. Женщине отводилась роль матери и хранительницы домашнего очага. Ее уважали, ей доверяли воспитание детей и ведение хозяйства, однако ни о каком равноправии между мужем и женой речи не шло. Детям же предписывалось абсолютное послушание.

В традиционной семье важным объединяющим фактором являлась совместная деятельность. Деревенская семья дружно работала на поле, семьи из городов занимались или торговлей, или каким-то видом ремесла. Согласно семейным традициям профессии передавались по наследству: от деда к отцу, от отца к сыну.

Современные семейные ценности

Сегодня мало кто хочет жить так, как жили наши предки. Традиционное отношение к мужчине как к добытчику и абсолютному авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Роли все чаще распределяются поровну, а судьбоносные решения принимаются на семейных советах.

Семейные ценности — это основа крепкой семьи

Принципы воспитания детей также поменялись. Послушание перестало быть основным достоинством — сейчас намного важнее, чтобы малыш рос самостоятельной личностью. А передача профессии по наследству — достаточно редкое явление, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься в будущем.

Современные семейные ценности появляются в результате развития социума и его взглядов. Условно их можно разделить на две категории:

Эти категории во многом пересекаются, однако вторая категория имеет безоговорочный и прогрессивный характер. Каждое последующее поколение пытается перенять от предыдущего самое необходимое, добавляя к семейным ценностям что-то новое и актуальное на данный момент.

Разумеется, такие положения как любовь и доверие, взаимопомощь и уважение, понимание и доброта остаются основополагающими семейными ценностями современного мира. Однако под давлением разнообразных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, они постепенно уходят на второй план, отдавая первенство образованию, карьере, поиску способов повышения дохода.

Роль семейных ценностей в жизни семьи

Семейные ценности и традиции — это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье. Кроме этого, семейные ценности лежат в основе воспитания детей.

Воспитание малыша начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Получается, кроха воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения старших.

В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма, может раскрыть способности и таланты каждого ее члена. К тому же именно семья оказывает огромное влияние на становление личности малыша.

Воспитание семейных ценностей у ребенка

Родители — это те люди, которые дают ребенку первые понятия о способах общения. Видя их отношения, у ребенка складываются определенные правила поведения. Поэтому не умаляйте личный пример: чаще навещайте бабушек и дедушек, звоните им в присутствии крохи. Пусть его собственная копилка под названием «как надо делать» наполнится подобными примерами. Ведь еще немного, и карапуз вырастет. И так приятно, когда он, уже такой взрослый, не будет забывать о своих постаревших родителях.

Семейные ценности и традиции

Воспитанию семейных ценностей у детей способствует формирование традиций в семье. Семейные ценности и традиции — это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.

Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции — тем лучше. Наличие семейных традиций:

дарит крохе возможность с оптимизмом смотреть на жизнь;

дает детям повод гордиться своей семьей;

приносит ощущение стабильности: традиции соблюдаются не по причине того, что так надо, а потому, что члены семьи этого хотят.

Семейные традиции и ценности

Отличной традицией является организация семейных праздников. Причем праздники не должны сводиться только к подготовке праздничного стола и поеданию вкусностей. Для ребенка праздник должен быть необычным и сказочным, поэтому задача старших — сделать так, чтобы малыш вспоминал об этом.

Если вы решили основать новые традиции в своей семье, стоит придерживаться некоторых правил:

Не уклоняться от выполнения традиционного мероприятия — традиция должна оставаться традицией.

Событие должно носить позитивный характер, быть ярким и интересным для домочадцев, надолго оставаться в памяти.

Даже самые маленькие члены семьи должны принимать участие в традиционном событии, а не быть просто сторонними наблюдателями.

Но главное, чтобы ваши семейные традиции были интересными, приносили всем радость и не доставляли дискомфорт.

Детские годы — самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Личность малыша максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: