Особенности кризиса 5-6 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с маленьким непоседой

Особенности кризиса 5-6 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с маленьким непоседой

Кризис 5 лет у детей: симптомы, причины и что делать родителям

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот — поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Особенности развития ребенка в этом возрасте

Пять лет — очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст — именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей — это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка — проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман — наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы — это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых — это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать — это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение — ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность — малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время — от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом — и вы поймете, что возрастной кризис — это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и телесные наказания. Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов — малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Не бойтесь хвалить ребенка: в этом возрасте это необходимость. Особенно, если малыш начинает что-то новое, вы просто обязаны поддержать его, а похвала будет лучшим вариантом. Конечно, не стоит увлекаться этим, ведь переборщить легко — чрезмерная похвала может вызвать появление эгоистического поведения. Хвалите, но так, чтобы ребенок понял — он сделал это хорошо, но если постараться, то можно и лучше.

Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, не проявляйте агрессии и раздражительности. Не учите, а помогайте и доверяйте малышу — именно это поможет быстро и незаметно пережить кризис 5 лет и воспитать настоящего, достойного человека для общества.

Автор: Святослава Шепс, психолог,
специально для Mama66.ru

Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость – характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста – неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел – переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Кризис шести лет: бороться или помогать?

Вашему ребёнку уже шесть. Пройден кризис трёхлетки, найдено взаимопонимание, в отношениях царит гармония.

Но как только вы освоились со своей новой ролью, детская нервная система выкидывает очередной фокус. Снова кризис, теперь уже шестилеток.

Почему важно не упустить этот период? Чтобы успеть перестроиться самому, свыкнуться с мыслью, что прежнего послушного сына и ласковой дочки уже не будет.

Это не страшно, а здорово, ведь взамен вы получите личность со своим видением мира. Но до этого придется нелегко и вам, и вашему ребёнку.

Что такое кризис 6 лет?

«Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку.

Часть детей «ловит» его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентировать не стоит.

А пропустить начало изменений психики ребёнка не хотелось бы. Поэтому ориентируемся на другие критерии:

    1. Основной признак – резкое изменение в поведении. Был послушным – стал грубияном. Рассказывал все тайны – теперь скрытничает. Спокойно оставался с бабушкой – сейчас ходит хвостом за родителями.Если у вас ситуация противоположная вышеописанным, это тоже признак того, что ваш ребёнок начал меняться.

  • Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.
  • Чувство потери контроля над малышом. Шестилетний ребёнок – самый креативный в способах изведения родителей.
  • Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.

Все вышеописанные признаки кризиса выбивают родителей из колеи, вызывают непонимание и раздражение. Однако любому, самому дикому поступку шестилетки есть разумное объяснение.

Страх потерять родителей. Нормативный страх 6-7 лет — «Очень, очень полезная программа»

Причины плохого поведения

Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка.

К этому времени накопленного опыта становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. А насколько больше? Где границы этого разнообразия?

Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть.

Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.

В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить.

Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть. Срабатывает тот же механизм, что и у взрослых, совершающих спонтанную покупку.

На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.

Малыш внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.

Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.

Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. И это не бабайки с кикиморами. Малыш внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия.

Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.

Кто виноват и что делать, если у ребенка вши? ответы на вопросы ищите в этой статье.

Как и когда применять Нурофен для детей? Узнайте больше прямо сейчас!

Действовать! Или нет?

Как же отреагировать родителям? Как сохранить добрые отношения в семье, не оттолкнуть ребёнка неверными поступками?

Чего нельзя делать

Во-первых, придерживаться старой модели общения с ребёнком. Малыш изменился, появились другие интересы, расширился кругозор. Если ваш стиль воспитания останется прежним, конфликты неизбежны.

Даже отсутствие открытых столкновений не гарантирует, что всё в порядке. Порой это значит лишь то, что ребёнок интроверт.

Когда родители диктуют свою волю, он просто замыкается в себе, перестаёт им доверять.

Важно понять: человек стремится осознать, что он тоже является частью огромной Вселенной. Дайте ему почувствовать собственное «я».

Вторым подводным камнем, как ни странно, является вседозволенность. Некоторые родители, начитавшись рекомендаций, позволяют своему чаду принимать решения во всех сферах деятельности.

Помните – это всего лишь ребёнок, у него ещё нет четкого понимания добра и зла. Предоставите ему карт-бланш – он найдёт себе другой авторитет.

Как помочь ребенку преодолеть кризис

Разграничьте сферы деятельности шестилетки. Определите, что для него представляет опасность.

Это зона табу. Здесь запреты и ограничения не обсуждаются. Во всём остальном маленький человек может иметь собственное мнение.

Например, открывать дверь незнакомым нельзя. А вот поздравить бабушку с днем рождения не «нужно», а «давай поздравим, ведь ей будет приятно».

И не настаивайте, если ребёнок откажется это сделать, каким бы шокирующим для вас ни было решение.

Предоставляйте ему свободу выбора там, где он уже имеет какой-то опыт: выбрать одежду для похода парк, придумать меню к ужину из любимых блюд.

Но если вы заведете его в торговый центр и предложите выбрать себе гардероб, ребёнок напротив почувствует себя маленьким и неуверенным, так как разница между поставленной задачей и его опытом весомая.

Помните: способность принимать самостоятельные решения закладывается сейчас. Хотите, чтобы он в будущем боялся браться за новое? Ставьте ему непосильные для шестилетки задачи.

Ваш союзник — школа

Большим подспорьем в преодолении кризиса становится школа. В ней ребёнок реализует свою тягу к знаниям.

Он получает массу новой информации и с жадностью впитывает её. Вот почему в начальных классах дети учатся лучше, чем в последующих.

Ваш ребёнок без энтузиазма относится к занятиям? Причин может быть две:

  • кризис ещё не наступил, малыш просто не созрел психологически;
  • школа не насыщает новой информацией. Это происходит, если он уже усвоил её ранее дома или ещё где-либо.

Если в первый класс ещё не пора, а признаки взросления налицо, родители могут помочь своему чаду, уделив внимание его образованию.

Как найти эффективное и безопасное средство от молочницы у новорожденных? Мы расскажем!

Препарат Кагоцел для вашего ребенка: инструкция и дозировка — в этой статье.

Кризис 5 лет у детей: советы психолога

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Рекомендуем посмотреть видеозапись семинара знаменитого психолога Сатья Дас о воспитании детей пятилетнего возраста:

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики. Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Что делать родителям: советы психологов

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.

МБДОУ “Детский сад №154”

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 154 “Улыбка” общеразвивающего вида

Кризис 6-7 лет его симптомы и психологический смысл.

Ваш ребенок уже почти совсем взрослый, на следующий год ему уже в школу. Но вот резко он начинает вести себя плохо, совершенно не слушает вас и хочет все делать по-своему. По мнению психологов у детей несколько кризисов, которые говорят о том, что психика ребенка развивается правильно.

Поэтому не нужно пугаться кризиса 6–7 лет. У каждого ребенка он наступает в свое время, но не стоит сильно переживать из-за него. Просто надо набраться терпения и помочь пережить его ребенку. Эта статья вам расскажет о кризисе 6-7 лет, его симптомах и психологическом смысле. А также в конце статьи будут даны советы как лучше вести себя родителям по отношению к ребенку.

Симптомы кризиса 6–7 лет

  • ребенок отказывается делать то, что раньше ему нравилось;Он перестает слушаться;
  • пытается специально вас передразнивать;
  • какие-то мелочи могут довести его до истерики;
  • на любую тему ребенок готов спорить с вами часами;
  • становится капризным, плаксивым;
  • проявляется стеснительность, сильная неуверенность в себе.
  • Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.

Психологический смысл кризиса 6–7 лет у ребенка

  • именно в этот период у ребенка формируется понятие о том, какие последствия может вызвать тот или иной поступок. Раньше он не мог оценить исход своих действий, то теперь он понимает, что если будет плескаться в луже – он будет весь мокрый и грязный. Если уронит чашку, то она разобьется;
  • ребенок ищет свое место в этом мире. Он пытается примерять на себя роли взрослого, но если раньше это было по-детски, то сейчас видно, что делается специально. Может казаться немного грубо и некрасиво, но это ему нужно;
  • в этот период у ребенка формируется самооценка. Если раньше он считал себя хорошим и все должны были с ним общаться. То сейчас он понимает, что отношение детей к нему различно, он знает, что в нем хорошего, а что плохого;
  • ребенок хочет жить совсем по-другому, но пока не понимает, как именно. У него есть желание, но он не знает, как ему дальше жить и что делать;
  • дети начинают понимать свои чувства и переживания;
  • ребенок с интересом хочет познавать и изучать что-то новое. Ему уже неинтересно играть как раньше, он хочет что-то новое;
  • он хочет быть самостоятельным. Ему хочется делать все по-своему, а не так, как вы ему говорите. Необязательно за это ругать его, ведь, возможно, его способ выполнения действия ничем не хуже вашего;
  • теперь ребенок способен контролировать свое поведение, сознательно выполняет все правила и может вести себя так, как надо в общественных местах;
  • память ребенка также становится намного лучше. Если раньше она была «короткой», то теперь он уже вспоминает все что с ним происходит и может об этом помнить всю жизнь;
  • ребенка все так же радуют сказки, но он уже не будет верить в реальность волшебных персонажей;
  • ребенок теперь может объяснить, почему он радуется, а почему грустит.

Полезные советы родителям, как себя вести с детьми
Если вы будете постоянно напирать со своими правилами, запретами и криками на ребенка, то только усугубите положение. Ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка, и какая она будет зависеть от вас.

Почитайте побольше литературы о том, как лучше себя вести с ребенком в этот период. Старое общение с ребенком, становится невозможным, поэтому теперь нужен другой подход к вашему чаду.

Старайтесь постоянно поддерживать ребенка, помогать ему, когда он просит. Не надо устанавливать каких-то жестких запретов, ведь всегда можно найти компромиссы.

Давайте ребенка высказаться, не надо его прерывать и кричать. Он должен выражать свои чувства, объяснять их вам. Если даже что-то не так старайтесь спокойно и без криков объяснять детям, как надо делать и почему именно так правильно.

Дайте ребенку больше свободы. Он же уже почти взрослый. Возможно, настало время, когда он может посидеть дома пару часов один. Или, может, сам себя накормить, научите его пользоваться микроволновой печью. Доверьте ему какие-нибудь домашние дела. Он должен чувствовать себя нужным, подчеркивайте важность дел, которые он выполняет. Так он поймет, что нужен вам и почувствует ответственность.

Если ребенок хочет куда-то сходить, что-то сделать вместе, то не отказывайте ему. Постарайтесь выделять как можно больше времени на совместные развлечения. Ведь ребенку все интересно, он хочет найти свое место и для этого стремиться познавать все как можно больше.

Все привычки и самооценка формируется с детства, поэтому только от вас зависит, то каким вырастет ваш ребенок.

Кризисы у детей 3, 4, 5 лет — советы психолога

В течение всей своей жизни человек переживает несколько возрастных кризисов. Наибольшая их концентрация приходится на детский возраст, когда происходит активное становление личности. Зачастую родители, столкнувшись с неадекватным, на их взгляд, поведением ребенка, не знают, как поступить. Советы психолога помогут им найти подход к упрямому чаду.

Кризис трехлетнего возраста

Кризис – это период, когда происходит активное формирование новых черт личности, становление новых взаимоотношений в обществе. В 3 года это происходит следующим образом:

  • Ребенок начинает проявлять самостоятельность и болезненно воспринимает попытки взрослых помогать ему, все чаще звучит фраза: «Я сам!»;
  • Происходит осознание понятий «мое» и «не мое», появляется стремление оградить свое, пресечь попытки других овладеть этим своим;
  • Сопротивление всему и всем, стремление сделать наоборот;
  • Проявление агрессии к взрослым и сверстникам, особенно это может проявляться по отношению к одному из близких родственников, например, к бабушке, которую раньше преданно любил;
  • Авторитарность, ребенок пытается указывать взрослым, что они должны, по его мнению, делать;
  • Появление новых эмоций, например, гордость после похвалы;
  • Истерики, попытки манипулировать взрослыми.

Кризис в этом возрасте может проявляться в меньшей или большей степени. Спровоцировать его может гиперопека со стороны взрослых, ограничение самостоятельности, отсутствие единого стиля воспитания, когда один из родителей пытается проявлять строгость, а другой балует.

Кризис четырехлетнего возраста

В 4 года ребенок начинает осознавать себя не частью мамы, а самостоятельной личностью. Он понимает, что когда-то был маленьким, и живо интересуется, что с ним было раньше. В этом возрасте малыш считает себя взрослым и может указывать другим на их неправильное поведение. Это относится и к родным: мама делала ему замечания, когда он чавкал за столом, однажды чавканье малыш услышал от папы. Непременно последует замечание, что так поступать нельзя.

Кризис в 4 года в большинстве случаев продолжение кризиса трехлетнего возраста, точнее, его отголоски. В целом ребенок в этом возрасте ведет себя более сдержанно, и все же могут присутствовать следующие проявления:

  • Ребенок не слушается, проявляет упрямство;
  • Он все еще охвачен духом противоречия и делает все наоборот;
  • Он может обидеться и замкнуться в себе;
  • Он эмоционально нестабилен, то бурно радуется, то плачет, а то вообще безразличен ко всему;
  • Он стремится быть только первым и болезненно воспринимает неудачи;
  • К физиологическим признакам можно отнести плохой сон, отсутствие аппетита, снижение иммунитета.

Причин у наступления кризиса в этом возрасте несколько: недостаток внимания со стороны родителей, а также со сверстниками, однообразие в жизни, адаптация к новым условиям, например, к детскому саду. Гиперопека со стороны родителей также влияет на изменение поведения четырехлетнего ребенка.

Кризис пятилетнего возраста

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверстниками, все меньше он нуждается в маминых ласках. Дети в 5 лет активно готовятся к школе, родители стараются вложить много сил и времени в их развитие. Порой ребенку бывает сложно с этим справиться.

Кризис 5 лет у детей тоже имеет определенные симптомы:

  • Ребенок в этом возрасте очень нервный, его реакция на слова или поступки взрослых может быть бурной;
  • Малыш очень хочет быть похожим на родителей, но он осознает, что до взрослого возраста ему еще очень далеко, и это одна из причин нервозности, порой замкнутости;
  • В 5 лет ребенок вдруг начинает врать, на самом деле так он фантазирует, выдает желаемое за действительное;
  • Пятилетки часто бывают неразговорчивы, у них пропадает желание делиться с мамой или папой своими переживаниями, успехами, неудачами, впечатлениями;
  • Самый опасный симптом – появление страхов, например, страха темноты;
  • В этом возрасте дети уже имеют некоторое представление о смерти, и у них появляется страх потери близкого человека;
  • Признаки кризиса любого возраста – упрямство, непослушание, агрессивность, и пятилетним детям они тоже присущи.

Что советуют психологи?

Нужно ли помогать ребенку, который переживает возрастной кризис? Безусловно. Во-первых, сам малыш очень утомляется, испытывая бурю эмоций. Во-вторых, самих родителей выматывает такое неуправляемое поведение ребенка.

В принципе, подходы к воспитанию в 3-5 лет примерно одинаковы:

  • Родителям следует отказаться как от авторитарного стиля, так и от чрезмерной опеки, нужно постараться найти золотую середину, давая малышу определенную самостоятельность, прислушиваясь к его мнению, обсуждая и анализируя с ним его хорошие и плохие поступки;
  • Всем взрослым членам семьи необходимо договориться и выработать единый подход к воспитанию;
  • Частые истерики у ребенка, конечно, могут вывести из себя кого угодно, однако, необходимо вести себя в эти моменты хладнокровно, не реагируя на вопли, а чтобы предотвратить истерику, нужно научиться переключать внимание малыша;
  • Если малыш упрямится, пытается оспаривать все, что ему говорят взрослые, не стоит продолжать дискуссию и силой пытаться переломить его упрямство, он ведет себя так, прежде всего, потому, что пытается найти слабое место взрослого, новые способы манипулирования родителями;
  • Не нужно поторапливать ребенка за столом или в детском саду, когда он одевается, возможно, таким образом он пытается заставить родителей помогать ему, как это было в более младшем возрасте, пусть есть целый час, тогда и следует выпускать его из-за стола;
  • Нужно давать ребенку возможность почувствовать себя взрослым, давая ему несложные поручения, например, в его обязанности может входить полив цветов или кормление рыбок;
  • Родителям придется учиться находить компромиссы в сложных вопросах, в чем-то уступать малышу, иногда признавать его правоту, спрашивать совета, например, папа может спросить у сына, какой букет больше подойдет маме, а у дочки спросить совета, какую рубашку надеть на семейный ужин;
  • Четырехлетнего ребенка нужно постепенно приучать к труду, как минимум, он должен собирать игрушки, а в 5 лет уже и постель может застелить, и чашку за собой помыть;
  • Как бы ни хотелось поругать ребенка за изодранные брюки или принесенного с улицы котенка, делать это нужно крайне редко, вообще, любое наказание – это исключительная мера воспитания, когда малыш действительно совершил серьезный проступок, иначе он просто привыкнет к постоянным понуканиям, упрекам, наказаниям и перестанет на них реагировать или станет выплескивать злость на более слабых.

Все советы, которые предлагаются родителям в этой статье, обобщенные, но каждый ребенок индивидуален, и возрастной кризис у каждого из них проявляется по-разному. Родителям важно понимать потребности своего ребенка, тогда этот сложный период пройдет менее болезненно.

Кризис 5 лет у ребенка: советы родителям

Нет двух одинаковых детей, поэтому и кризис у каждого проходит неодинаково. Но если разобраться в детской психологии, реально подготовится к этому непростому периоду в жизни малыша. Оказывается, не всегда возрастные проблемы проявляются в виде неуравновешенного поведения, каприз и агрессии, бывает, что поведение детей не меняются, но внутри они переживают кризис. Как правильно поступить родителям?

Почему кризис приходит в пять лет?

Почему пятилетний возраст является кризисным? Это связано с тем, что начиная с пятого года жизни ребенок начинает быстро расти и развиваться. С появлением большей осознанности и усидчивости, дети все больше принимают в себя знаний об этом мире. У них даже могут появиться свои увлечения, которым они целенаправленно хотят посвящать время.

В связи с этим нагрузка на плечи детей 5-ти лет ложится огромная. Справляться с ней девчонки и мальчишки пока не могут, поэтому разрядка от перенапряжения может выходить через агрессию, капризы, раздражительность.

Какой должна быть первая реакция родителей

Родителям важно в первую очередь понять, как не надо реагировать, нежели чем строить стратегию по преодолению кризиса. Ребенка важно не ругать, проявлять к нему максимум терпения.

Если взрослые так поступят, то кризис не затянется долго и не будет глубоким. Ребенок просто станет взрослее, преодолев при помощи папы и мамы свои внутренние проблемы и переживания.

Признаки появления кризиса

В этом возрасте дети начинают думать о себе, как о повзрослевших. Они хотят многое делать самостоятельно и не терпят родительской опеки в вопросах, которые совсем недавно не могли решить без их помощи. Взрослым не надо настаивать на сохранении прежнего уклада жизни: меняются дети, потому должны меняться и взаимоотношения с ними. Если ребенок хочет что-то делать сам, пусть делает без помощи, но под контролем.

Пресекать самостоятельность не нужно, лучше дать больше советов, чтобы дети справлялись с задачами, которые сами на себя возложили.

Если ребенок стал больше фантазировать, интересоваться тем, чем не интересовался раньше, пробовать делать самостоятельно разные дела, что-то придумывать и сообщать об этом маме и папе, а также вести себя иначе, чем привыкли родители, значит налицо признаки кризисного возраста.

Больше всего родители пугаются того, что дети начинают врать. Точнее, выдумывать всякие небылицы. Так что все факты, которые сообщают пятилетние дети, важно проверять с осторожностью. А главное, когда выясниться, что это выдумка, обязательно нужно отказаться от наказания за вранье. Лучше выказать свое расстройство и не ругать детей, пусть они видят результат сочиненных небылиц и делают из этого самостоятельные выводы, на которые вполне способны в 5 лет.

Как справляться с кризисными проявлениями

В первую очередь начните работать с активизирующейся фантазией. Направьте ее в мирное русло, чтобы дети не придумали то, что не было в жизни про других людей, пусть лучше придумывают вместе с родителями сказки, рисуют и лепят из пластилина.

Агрессию преодолевайте через разговоры с малышом, постарайтесь выведать у него причину такого поведения, что вывело его из себя. А разобравшись в причинах, убедите, что взрослые люди себя так не ведут, расскажите, как бы вы поступили на их месте, столкнувшись с проблемой. Возможно, с первого раза дети не поймут взрослых, но поучительные беседы важно вести всякий раз, как проявляются признаки агрессии.

Психологи отмечают, что реже, но все-таки случается, что кризис проявляется не в неуравновешенном поведении, а наоборот: ребенок замыкается в себе, становится стеснительным. Об этом тоже важно говорит с детьми, проговаривать все их проблемы, выявлять их причины и подсказывать решение.

Также взрослым важно выявить и другие индивидуальные симптомы кризиса, чтобы проработать и их.

Как протекает кризис

В основном особых проблем у родителей нет, если признаки кризиса явно выражены, но сильного изменения в поведении детей они не привносят. Скорее, бояться нужно, когда кризис протекает остро. Тут важно не начать сильно воспитывать, а также нужно не отпускать ситуацию, дожидаясь ее естественного разрешения. Возможно, придется посетить детского психолога, который поможет преодолеть сложный период в жизни.

Что нельзя позволять наверняка

Стараясь подстроиться под меняющееся поведение детей, родители порой сильно прогибаются под их агрессию, а этого делать категорически нельзя. Одно дело, когда ребенок устал и блажит, а другое, когда он ведет себя по-хамски, нарушая правила цивилизованного поведения в обществе.

Сразу установите правило: самостоятельность выражается в том, что ребенок делает что-то по дому или для себя из списка дел, которые раньше не делал, но ни в коем случае ему не нужно позволять вести себя неподобающим образом, как он думает, что так ведут себя взрослые, коим он себя начал считать.

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 5-7 лет ребенка без особых проблем.

  1. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
  3. Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М.: ,1997
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д:, 2005
  5. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.

Об авторе: Е.А. Дудова, воспитатель, МБДОУ д/с №56 «Гусельки», г.Тамбов.

Воспитание ребенка в 6 лет

Как воспитывать ребёнка в 6 лет

Вспомните себя, когда вам было 6 лет. Чем вы увлекались, что чувствовали, как реагировали на критику, наказания и поручения взрослых? Мы не зря начали с этого вопроса – зачастую родители шестилетних малышей совершенно позабыли, как себя воспринимает и чувствует ребёнок в этом возрасте. Ведь это замечательная, беззаботная пора, полная неизвестности и любопытных открытий! Не превращайте этот светлый и радужный период вашего чада в бесконечный поток «ты должен», «что ты как маленький», «ведь ты уже большой» и т.д. Конечно, это уже не годовалый малыш, но и не маленькая копия взрослого. И потому он имеет полное право на своё собственное мнение и личные ошибки.
Помня о том, что шестилетки очень внимательны и имеют склонность к подражанию, введите привычку следить за своей речью и поступками. Ребёнок неосознанно берёт пример с родителей и, впоследствии, будет транслировать полученный в детстве опыт во взрослой жизни. Ваша задача – дать малышу правильный ориентир. Как это сделать?

  • Откажитесь от позиции «сверху» – дети к ней очень чувствительны. Будьте на равных, спрашивайте совета и мнения ребёнка. Так вы дадите почувствовать свою значимость, проявите уважение и укрепите уверенность в себе;
  • Забудьте слова-паразиты и, уж тем более, нецензурную лексику;
  • Подключайте кроху к взрослым занятиям и помощи по дому;
  • Разделяйте игры и увлечения своего ребёнка;
  • Не критикуйте и не сравнивайте его с другими детьми. Правильным психологическим приёмом является сравнение ребёнка только с ним самим, но в более раннем возрасте;
  • Отмечайте успехи, хвалите и не зацикливайтесь на неудачах. Если ребёнку трудно, волшебная фраза «Давай вместе» решит его проблему и не поколеблет уверенность в себе;
  • Установите чёткие правила, например: не дерёмся, не обижаем животных, кушаем только за столом и т.д. Причём этим законам должны следовать не только дети, но и вы сами. Такой приём формирует правильное отношение к окружающим, учит бытовым ритуалам, укрепляет авторитет родителей;
  • Будьте другом своему малышу, учитесь доверять. Этот крепкий фундамент не раз спасёт ваши будущие отношения в периоды возрастного кризиса ребёнка.

Как воспитывать мальчика в 6 лет

Перечислим важные нюансы в воспитании маленьких мужчин:

  • Быть на равных;
  • Давать свободу выбора, называя последствия каждого решения (учим ответственности);
  • Не ограничивать физическую активность;
  • Привлекать к делам отца, чаще проводить время в мужской компании папы, дедушки, дяди;
  • Прививать правильные нормы поведения в соответствии с половой принадлежностью: уступать место старшим и женщинам, предлагать помощь, защищать младших и слабых;
  • Избегать поучений и фраз типа «мужчины не плачут», «маменькин сынок», «тряпка», «нюни распустил» и тому подобных унизительных колкостей;
  • Родители сказали – родители сделали. Запомните эту формулу и никогда её не нарушайте. Тогда сын будет знать, что за вашими словами всегда стоят действия, и в будущем повторит эту цепочку;
  • Искренне хвалите и благодарите своего мальчика, иногда будет полезно даже делать это «в кредит»;
  • Выражайте своё понимание и сочувствие, когда это требуется;
  • Не стесняйтесь проявлять свои чувства по отношению к сыну и побуждайте его не замыкаться на своих отрицательных и положительных переживаниях.

Воспитание мальчика шести лет – не самая простая задача. В идеале, у вас уже должна быть прочная основа тёплых дружеских отношений. Если вы систематически будете следовать перечисленным выше рекомендациям, климат в семье гарантированно улучшится.

Как заставить ребёнка 6 лет слушаться

Первое, что приходит на ум, когда слышишь подобный вопрос, это применить физическую силу или угрозу. Но это в корне неправильная тактика. Залогом послушания является грамотно выстроенный родительский авторитет, который подтверждается постоянно, а не время от времени. Это значит, что ваши слова не должны расходиться с делом, вам можно доверить свои тайны, вы не предадите и поддержите в любой момент. Авторитет – это то, что ребёнок чувствует неосознанно, но что побуждает его прислушиваться к вашим словам и не сомневаться в них. Если в вашем доме регулярно слышны крики, угрозы и плачь, самое время работать над собой и своим положением в семье, а не над непослушным ребёнком (который, к слову, живёт по тем правилам, которые установили вы, взрослые).

Как вести себя с ребёнком 6 лет

Этот вопрос подытоживает нашу беседу, поэтому будем кратки. Итак, как взрослым вести себя с ребёнком в 6 лет: уважительно, на равных, доверительно, по-дружески, уверенно, авторитетно, понимающе, по-доброму, терпеливо, внимательно, искренне. Помните: чтобы воспитать гармоничного и счастливого ребёнка, надо, в первую очередь, воспитать себя.

Как проявляется кризис 5 лет у ребенка?

Сегодня на сайте для мам supermams.ru поговорим о новом этапе взросления вашего малыша, о кризисе, который начинается у ребёнка в 5 лет. В этом возрасте происходят изменения личности крохи, которые связаны с иным восприятием окружающего мира.

Необязательно этот период начнётся после того, как задули свечи на торте. Возможно расхождение в год, то есть кризис может возникнуть как в 5, так и в шесть лет. Продолжительность его тоже разная. У кого-то он проходит за месяц, а кто-то переходит на следующую ступень развития на протяжении целого года.

Почему происходит перестройка психики у крохи в пять лет

Возникновение кризиса обусловлено созреванием коры головного мозга младшего дошкольника в пять лет. Дети открывают непривычные ощущения для себя, осознают новые правила во взаимоотношениях с окружающими:

  • начинают разделять мальчиков и девочек по половому признаку;
  • способны прогнозировать происходящее;
  • активно фантазируют;
  • общаются со сверстниками;
  • ищут своё место в коллективе;
  • могут анализировать своё поведение;
  • стараются быть старше, подражают действиям взрослых.

Особенность этого возраста в том, что малыши ещё не в состоянии реалистично оценить свои силы. Стремясь подражать взрослому, помочь ему, ваше чадо может взять на себя непосильные обязательства.

Как понять, что начался новый этап развития? Определить кризис 5 лет у детей вам помогут советы психолога. Существует пять признаков:

  1. Раздражительность, капризность. Когда ваш малыш на ровном месте начинает кричать, плакать без видимой причины, то, что раньше не раздражало, вдруг начинает выводить из себя.
  2. Агрессия, злость. Педагоги в детском саду могут обратить внимание на то, что воспитанник стал более агрессивен, обижает сверстников, хотя ранее за ним подобного не наблюдали. В кругу семьи кроха может обзывать родных, бить, говорить о том, что он всех ненавидит, что его не любят.
  3. Неуверенность в себе, замкнутость. В 5 лет у некоторых младших дошкольников кризис проявляется в отчуждённости. Такие дети отдаляются от компании сверстников, всё чаще играют отдельно, появляется неуверенность в себе, своих силах.
  4. Кривляние. Малыши гримасничают, кривляются, стараются изо всех сил привлечь внимание взрослого. И им это удаётся.
  5. Стремление к самостоятельности. Ребёнок всё чаще заявляет о себе как о взрослом человеке: говорит как взрослый, берёт на себя порой непосильные для него задания.

Проведите лёгкий тест, если есть совпадения хотя бы по 3 пунктам, можно смело говорить о том, что у вашего чада очередной виток в психическом развитии.

Как пережить кризисный период

Родители не всегда начинают правильно реагировать на подобное поведение своих отпрысков. Некоторые берутся усиленно воспитывать, тем самым ломая характер ребёнка, кто-то пускает всё на самотёк. На сайте supermams.ru вы можете узнать, как пережить критические моменты и не подорвать свой авторитет. Советы психолога помогут преодолеть кризис 5 лет у детей:

  1. Идите на компромисс. Не будьте слишком категоричны, ваш авторитет никак не пострадает. Идите навстречу, учитесь договариваться. Иначе у ребёнка может сложиться впечатление, что его личные права и желания ущемляют, не принимают во внимание его интересы. Ведь ваша задача научить малыша договариваться, а не воспитать робота.
  2. Запаситесь терпением. Именно родители должны проявлять терпимость, доброту и заботу. Чем меньше будет реакция на капризы, тем скорее пройдёт кризис. Не повышайте голос на своё чадо. Дарите больше ласки, проявляйте нежность, помните, в детско-родительских отношениях – вы взрослый, а не наоборот.
  3. Оставьте критику. Чаще хвалите своего кроху, старайтесь меньше критиковать, особенно при посторонних. Наоборот, сделайте всё, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку и защиту. Делайте замечания в доброжелательной форме, когда находитесь наедине.
  4. Беседуйте. Ввиду того что период кризиса у детей 5 лет часто сопровождают озлобленность, агрессия, несдержанность необходимо ежедневно проводить профилактические беседы. Объясняйте, почему неправильно обижать или обзывать людей. Для этого отлично подойдёт метод сказкотерапии. Сказку можно придумать и самим с заменой имён, затем, вместе с 5-летним ребёнком провести анализ поведения главного героя, что он сделал плохого, а что хорошего.
  5. Энергии – выход. Подвижные дети часто сами страдают от собственной активности. Поэтому психологи предлагают отдать отпрыска на секцию по спортивной гимнастике, плаванию, карате, футболу, танцам. Занятость в кружковой деятельности поможет сбалансировать кроху, успешность этих занятий поднимет самооценку, новые знакомства и интересы отвлекут от собственных переживаний.
  6. Перераспределите обязанности. Доверьте своему ребёнку выполнение несложных заданий, которые ранее исполнял кто-либо из старших членов семьи. Это утвердит новый статус малыша – он подрос, ему доверяют взрослую работу.

Воспитываем правильно: советы родителям

Родители должны помнить о том, каких поступков стоит избегать при общении и взаимодействии с детьми:

  1. Нельзя срывать злость на отпрыске. Не можете сдержаться – лучше выйдите или отойдите на время, пока эмоциональное состояние не стабилизируется. Проводить беседу следует только тогда, когда и вы и чадо спокойны.
  2. Агрессия и рукоприкладство – неприемлемые действия в отношении других людей. От вас должна исходить непреклонность этого убеждения. Никто не вправе покушаться на независимость другого человека, причинять ему боль через физическое воздействие. Регулярно проводите беседы, если ребёнок кого-то ударил без причины на детской площадке, целесообразно будет прекратить прогулку и уйти домой.
  3. Будьте последовательны в своих действиях. То, что запрещено – запрещено в любых ситуациях. Не меняйте своего решение, несмотря на протесты малыша.
  4. Не подрывайте авторитет близких взрослых. Если мама что-либо запретила, отец должен поддержать её решение и наоборот. В семье должна быть одна модель воспитания.
  5. Не ругайте малыша, если он повторит услышанное ругательство. Просто объясните, почему его не стоит повторять, или проигнорируйте, действуйте по ситуации.

Главное — ваш кроха не должен себя чувствовать одиноким, приходите ему на помощь всякий раз, когда он просит о ней. Но помните про самостоятельность ребёнка то, что малыш умеет и может сделать сам – он должен делать сам.

Ни один психолог со своими советами не заменит родительской любви, заботы и терпения. У каждого родителя есть интуиция, и никто не знает ваше чадо лучше, чем вы. Помните, этот период быстро пройдёт, а насколько долго будет продолжаться кризис 5 лет у вашего ребёнка – зависит во многом от вас самих.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: