Особенности психомоторного развития ребенка раннего возраста: нормы по месяцам и симптомы задержки у детей 1-3 лет

Особенности психомоторного развития ребенка раннего возраста: нормы по месяцам и симптомы задержки у детей 1-3 лет

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.

Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».

Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.

«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития.

Психомоторное развитие – что это?

Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.

Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем

Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.

На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.

Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей

Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.

Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.

Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:

  • Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
  • Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
  • Способен держать головку в лежачем положении
  • Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:

  • Поворачивает головку в сторону источника шума
  • Следит за предметами
  • Способен держать головку в вертикальном положении
  • Реагирует на речь

Третий месяц:

  • Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
  • Тянется к игрушкам
  • Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
  • Хорошо держит голову
  • Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
  • Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:

  • Пытается переворачиваться на спинку или на бок
  • Тянется за игрушкой
  • Смеётся
  • «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:

  • Звуки выстраиваются в цепочку
  • Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
  • Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
  • Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:

  • Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
  • Активно переворачивается со спины на животик
  • По разному реагирует на родных и чужих
  • «Просится» на ручки

Седьмой месяц:

  • При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
  • Способен сам держать спинку
  • Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
  • Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
  • Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:

  • Способен самостоятельно сесть или лечь
  • Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
  • Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
  • Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:

  • Стоит, если держать за ручку
  • Самостоятельно играется с игрушками
  • Специально кидает и следит за падением
  • Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
  • Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:

  • Играет с другими детками
  • Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
  • Говорит первые слова
  • Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:

  • Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
  • Способен самостоятельно стоять
  • По разному реагирует на знакомых
  • Машет ручками в знак приветствия и прощания

Годик:

  • Говорит от 5 и более слов
  • Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
  • Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
  • Способен долго играть с игрушками
  • Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.

Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:

Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.

Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  • Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.
  • Профилактика

    Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

    Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

    В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

    Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

    Задержка психомоторного развития у ребенка

    Все родители очень хотят, чтобы их малыши скорее росли, начали сидеть, ползать и ходить. Особенно остро родители это воспринимают тогда, когда начинают сравнивать своего ребенка с каким-то другим, который чуть быстрее научился что-то делать.

    Все способности ребенка зависят от готовности его организма и отделов головного мозга, которые отвечают за развитие малыша. Не торопите малыша и не сравнивайте его с остальными детьми, так как все детки уникальны и кто-то раньше начинает ползать и сидеть, а кто-то позже.

    Стоит отметить, что малыши очень часто имеют наследственный характер, и если вы начали ходить поздно, то не ждите, что ваш малыш сделает свои первые шаги в 9 месяцев. Все это запрограммировано на генетическом уровне и естественно зависит от того какой образ жизни вела мама в период беременности. Задержка моторного развития детей до года может произойти в следствии того, что мама часто болела пока вынашивала малыша или произошли какие-то травмы при родах. Очень многие факторы могут влиять на отставание ребенка в развитии до года.

    Определить задержку психомоторного развития детей помогают различные симптомы, о которых мы поговорим чуть позднее. Родители могут самостоятельно заметить то, что их малыш начинает все делать поздно. Чтобы не запустить этот недуг, надо обязательно посещать врачей неврологов так, как положено до первого года жизни. Первый прием осуществляется в месяц, затем в пол года, а далее по усмотрению врача. Если он найдет какие-то отклонения, то будет составлять индивидуальный график посещения. Рассмотрим основные признаки и симптомы ЗПМР:

    • Ребенок поздно начинает переворачиваться со спинки на живот. Все остальные действия также начинает делать позже. Если ребенок еще в 10 месяцев не сидит и не стоит у опоры, то стоит немедленно обратиться к неврологу. Также до полутора лет ребенок должен научиться ходить самостоятельно.
    • Замедленное восприятие у ребенка, не способность хоть немного концентрироваться на каком-то предмете или игрушке.
    • Ребенок не откликается на имя и не обращает внимание на вас после 8 месяцев.
    • У более старших детей – это отсутствие речи или неправильная речь, не умение сформулировать свои мысли (касается детей, старше 3 лет).
    • Не умение делать выводов из сказанного, сделать заключение (касается детей старше 4 лет).
    • Кратковременное и поверхностное внимание, ребенок не хочет концентрироваться на каких-то просьбах или заданиях. Низкая мыслительная активность, когда ребенок пытается что-то рассказать.
    • Плохая память. Ребенок помнит отрывками и кусками какие-то яркие события в его жизни, которые происходили совсем недавно.

    Основным методом лечения ЗПР у детей является применение различных медицинских препаратов и проведение массажа. Важно питать нейроны головного мозга и развивать деятельность речевых зон. Но все это может назначить только врач-невролог. Также часто используется электрорефлексотерапия. При помощи слабого электрического тока и терапии с ним восстанавливается работы различных центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности.

    Также очень важным фактором в лечении ЗПРР является комплекс занятий с психологом, логопедом, дефектологом и психиатром.

    При своевременном лечении можно добиться хороших результатов и ребенок в будущем не будет отличаться от сверстников.

    Правильное развитие

    Психомоторное развитие ребенка до года также очень зависит от того как вы занимаетесь с малышом. Старайтесь чаще играть с ребенком в различные развивающие игры пока он совсем маленький, выполнять с ним задания на мелкую моторику, ведь от нее очень зависит речь ребенка. Также стоит отметить, что правильно развитие ребенка до года очень зависит от вашего психоэмоционального и телесного контакта. Малыш всегда должен чувствовать вашу любовь, ласку и заботу. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир. Если есть возможно в финансовом плане, вы можете посещаться различные развивающие центры, где педагоги проводят занятия с детками в присутствии мам. На таких занятиях малыш будет учить общаться с другими сверстниками и весело проводить время с пользой.

    Задержка психомоторного развития у ребенка

    ЗПР у детей

    Врачи часто диагностируют ЗПР (задержка психомоторного развития) у детей раннего возраста. Это явление — понятие психолого-педагогическое. Оно характеризуется признаками: отставание развития психики в целом или же отдельных ее функций (моторики, сенсорных функций, речи, эмоционально-волевой сферы). Важный момент: ЗПР имеет обратимый характер. Также среди диагнозов можно встретить и ЗМР.

    Факторы, повлиявшие на ЗПР (задержка психомоторного развития), могут быть разными. К примеру, поражение или дисфункция головного мозга, которые могут возникнуть в раннем детстве, внутриутробно, во время рождения, а также быть врожденными. Предрасполагающим фактором является генетическая предрасположенность — недостаточность (т.е. слабость) ЦНС. Среди причин появления ЗПР у детей — соматические заболевания, которым подвергаются физически ослабленные малыши. Также врачи выделяют такой фактор, как нарушение конституционального развития — ребенок начинает отставать от своих ровесников по физическому и психологическому развитию.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Помощь крохе

    Признаки задержки психомоторного развития

    У детей задержка психомоторного развития может иметь разные симптомы. Однако можно выделить ряд основных признаков, которые характерны для детей с этим отклонением.

    Эмоционально-волевая незрелость. Дети, у которых синдром ЗПР, являются эмоционально не устойчивыми: у них часто меняется настроение, они с трудом адаптируются в детском саду, им тяжело общаться с ровесниками. Они стеснительны, всего боятся, не уверены в себе, у них наблюдаются нарушения в поведении. Могут быть несколько фамильярными со взрослыми, им сложно закончить начатое дело. Это все признаки недоразвития социальной зрелости.

    Нарушения внимания. Ребенок часто отвлекается от дела, не может сосредоточиться, причем это может сопровождаться как сниженной, так и повышенной речевой и двигательной активностью. Если у малыша повышена речевая (двигательная активность) и при этом ему присущи нарушения внимания, у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью).

    Проблемы с восприятием. Ребенку сложно сформировать целостный образ. Малышу сложно узнать какой-то предмет по его части (к примеру, хвост кота кроха не ассоциирует с котом). Детям с проблемами восприятия тяжело распознавать схематические изображения. Такая особенность — это, прежде всего, причина некой ограниченности знаний малыша об окружающей действительности.

    Нарушения развития памяти. Ребенку сложно запомнить стишок, он часто что-то забывает. Ему сложно заставить себя выучить и воспроизвести информацию, ему не интересно познавать новый материал.

    Проблемы с речью

    Особенности нарушений речи зависят от тяжести и формы ЗПР, а также особенностей основного нарушения. В некоторых случаях может быть незначительные отклонения, в других — системное недоразвитие речевого аппарата. Зачастую у детей с задержкой психомоторного развития достаточно бедный словарный запас. К тому же, они часто допускают ошибки, которые связаны с неправильным или недостаточно точным пониманием известного им слова. Так, ребенок может обозначать с помощью одного и того же слова совершенно разные по смыслу понятия. Причиной этого является недостаточное представление о мире, низкий уровень знаний.

    Также часто у малышей бывает темповая задержка речи. Она может быть вследствие различных причин. Побороть эту проблему не составит труда, если заниматься с логопедом, а также следовать всем советам опытных специалистов. Темповая задержка исправляется также с помощью массажей, который помогает активизировать речевой аппарат малыша.

    Отставание в мышлении

    Дети с проблемами психического и моторного развития плохо умеют или не умеют вовсе владеть всеми интеллектуальными операциями (анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться). Эти особенности детского восприятие проще всего обнаружить во время решения задач на логическое мышление. Их можно вычислить с раннего возраста. К примеру, ребенок с легкостью классифицирует предметы по различным признакам (форма, цвет и т.д.), но при этом ему сложно понять, что можно различать вещи по размеру, материалу, т.е. смотрят на классификацию достаточно поверхностно.

    Таким образом, при характеристике предмета малыш с ЗПР назовет в 2 раза меньше признаков, чем его сверстник с нормальным развитием. У таких детей характерна:
    Сниженная познавательная активность. Такие дети либо не задают вопросов об окружающем мире, либо спрашивают исключительно о внешних свойствах предметов. Малыши могут быть как несколько медлительными, пассивными, с замедленной речью либо наоборот — многословны, активны, разговорчивы.

    Нарушения игровой деятельности. Иногда детям сложно осознать все компоненты сюжетно-ролевой игры. Способы общения, действия, сюжет, главные герои в игре, придуманной малышом, достаточно обыденны и бедны по содержанию.
    Мы рассмотрели основные признаки, которыми характеризуется задержка моторного развития малышей, а также проблемы с их психическим освоением действительности.

    Родителям на заметку: нормальное развитие малыша — характеристика

    Чтобы отследить задержку в нервно-психическом развитии ребенка, родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом, постоянно контролировать его умения и навыки. Для этого необходимо знать, как должен развиваться малыш.
    Если ребенку 1 месяц, он должен фокусировать взгляд, следить за движущейся игрушкой, реагировать на голос взрослого, изменять, прекращать плач, лежа на животе поднимать ненадолго голову, издавать короткие звуки, улыбаться при виде взрослого.

    Если малышу 2 месяца, он может длительно смотреть на предмет, искать источник звука, поворачивать голову. Ребенок двух месяцев должен уверенно держать голову. Дети в этом возрасте начинают гулить, быстро отвечать улыбкой, когда с ними общаются взрослые.

    В 3 месяца у ребенка должны угасать рефлексы новорожденного. Малыш начинает двигаться к игрушке, начинает отводить руки от плеч. Дети в 3 месяца плачут с разнообразной интонационной окраской, поэтому мамы часто понимают, что хочет сказать малыш своим плачем. Во время общения с улыбающимся взрослым, малыш отвечает улыбкой, двигает ножками, ручками, начинает смеяться, издавая радостные звуки.

    В 4 месяца малыш может поворачиваться самостоятельно на живот, смеяться в голос. Он уже узнает маму и радуется ее появлению. Дети 4 месяцев поворачивают голову в сторону источника звука, рассматривают руку, разглядывают игрушки.
    В 5 месяцев малыш уже может стоять ровно при поддержке взрослых, садиться, внимательно изучает и рассматривает игрушки, тянет их в рот, эмоции выражает с помощью смеха и хныканья.

    В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, уже может кушать с ложки, пробует пить из чашки. У крохи начинает формироваться внимание, он умеет по-разному реагировать на ту или иную ситуацию, а также на свое и чужое имя.

    Опыт показывает, что практически все дети, у которых временная неосложненная форма задержки развития, могут адаптироваться в социальной среде, а также преуспевать в общеобразовательной школе. Для этого нужно чтобы родители и педагоги знали, что все проблемы и трудности, которые возникают в процессе обучения на первых этапах, — это не лень или нежелание малыша учиться, а следствие объективных причин, которые с помощью специалистов могут быть успешно устранены.

    Психомоторное развитие ребенка до 1 года

    Особенности психомоторного развития ребенка раннего возраста: нормы по месяцам и симптомы задержки у детей 1-3 лет

    К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.

    Психомоторное развитие ребенка до года

    В этом возрасте интенсивно продолжается подготовительный этап развития речи — гуление. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку. С каждой прожитой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся все разнообразнее — они нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у», что свидетельствует о хорошем настроении ребенка.

    Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

    Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

    Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

    В семь месяцев свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. Начинает ползать. Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми простые слоги — «ба», «да», «па», «ма».

    Психомоторное развитие ребенка

    Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания . У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.

    Психомоторное развитие ребенка первого года жизни по месяцам

    Теперь я уже много знаю! Свое имя, название игрушек, умею находить их, разбирать пирамидку, кубики, складывать игрушки в стопку. Я могу свободно управлять своим телом: садиться, вставать из любого исходного положения. Когда я слышу музыку, я сразу начинаю танцевать, а если со мной разговаривать, то я буду подражать взрослым и повторять за ними слоги, щелкать языком, хлопать в ладоши и стесняться. А еще я уже знаком с горшком и даже иногда позволяю усаживать меня на него!

    Психомоторное развитие доношенного и недоношенного ребенка

    С первого дня жизни новорожденный ощущает вкус, запах, боль, тепло и холод. У него хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы, которые в основном и обеспечивают его существование в первые дни жизни. Обнаруживаются также все основные безусловные рефлексы.

    Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

    «Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

    Психомоторное развитие ребенка

    Для начала следует определить, что вообще включает в себя понятие психомоторное развитие ребенка? Сразу скажем, что это понятие весьма обширное, и включает в себя развитие функций слуха, зрения и прочих видов чувствительности, развитие двигательной сферы, начиная от наличия мышечного тонуса и способности удерживать головку до тонкой пальцевой моторики, способности рисовать, писать, шить и т.д. Кроме того, к психомоторному развитию ребенка можно отнести и социальные контакты малыша, от умения узнавать голоса близких и до способности ребенка участвовать в групповых играх со сложными ролевыми сюжетами.

    Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

    Многие родители, наблюдая за своими малышами, сравнивают их со сверстниками. Чем крупнее и подвижнее малыш, тем больше родители радуются его достижениям. Проблема появляется тогда, когда ребенок отстает от общей массы в развитии некоторых навыков. К примеру, родителей часто беспокоит, когда соседка по площадке уже уверенно ходит, а их малыш только ползает и иногда неуверенно стоит. Также молодые родители сильно задумываются, почему сын их соседей уже отлично произносит слова, а их сын только показывает пальцем на интересующие предметы. Многие родители часто сомневаются, правильно ли развивается их малыш.

    Задержка психомоторного развития у детей

    Задержка развития у ребенка делится на 2 основных вида — специфическую и неспецифическую.

    От вида зависит лечение и прогноз на будущее. Поговорим об основных признаках задержки умственного и психофизического развития у детей.

    • Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.
    • Специфическая задержка психомоторного развития

    Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.

    Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов.
    Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.
    С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

    Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.

    Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

    1. Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
    2. Отсутствие реакции голода и насыщения.
    3. Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
    4. Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
    5. В положении лежа на животе не приподнимает голову.

    При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.

    Период от 1 до 3 месяцев жизни

    1. Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
    2. Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций.
    3. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.

    Период от 3 до 6 месяцев жизни

    Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

    Период от 6 до 9 месяцев жизни

    1. Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
    2. Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
    3. Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
    4. Отсутствие реакции на словестные команды.
    5. Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

    Период от 9 до 12 месяцев жизни

    1. Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
    2. Отсутствие интонационной окраски лепета.
    3. Стоит с поддержкой, не ходит.
    4. Начинает действовать по подражанию.

    В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).

    При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

    Специфическая задержка психомоторного развития.

    Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

    Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :

    1. Дизэмбриогенетические нарушения с формированием пороков развития ЦНС.
    2. Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
    3. Нарушение обмена веществ.
    4. Наследственные болезни.

    Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..

    Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).

    Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

    Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения

    1. Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
    2. Преобладание нарушений двигательных функций.
    3. Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
    4. Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

    Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).

    Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

    Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

    1. Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.
    2. Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
    3. Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

    Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).

    Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.

    Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

    1. Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
    2. При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

    О клинических синдромах острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста читайте в статье: Признаки поражения ЦНС у детей раннего возраста.

    Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

    Информацию о том, что должен уметь малыш в определенном возрасте, необходимо знать молодым родителям, чтобы понимать, правильно ли развивается их ребенок.

    Помочь разобраться в этом сложном вопросе могут нормы психомоторного развития малыша, но для начала давайте разберемся со значением этого пугающего термина и попытаемся четко понять, что же это такое.

    Психомоторное развитие ребенка – достаточно сложное комплексное понятие, состоящее из двух основных составляющих: оценка работы органов чувств и уровня развития двигательного аппарата малыша. То есть мы, родители, должны четко понимать, правильно ли развиваются и функционируют у малыша слух и зрение, владеет ли он в полной мере тактильными ощущениями, достаточный ли у крохи мышечный тонус, умеет ли он ходить и бегать, развита ли мелкая моторика.

    Правильно оценить психомоторику ребенка не всегда получается даже у самых внимательных мам и пап, ведь наш малыш для нас всегда самый лучший. Если у родителей уже есть старшие дети, они могут сравнивать развитие крохи с подросшими братиками и сестричками, а если родившейся малыш – первенец в семье, родители наблюдают за тем, как развиваются его сверстники.

    Но поскольку развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс, лучше ориентироваться в этом вопросе не на развитие соседского малыша, а на принятые врачами нормы развития в возрасте от 1 до 3 лет, с которыми мы и хотим вас познакомить.

    Итак, что должен уметь малыш в своем возрасте:

    1 год и 3 месяца: у крохи активно расширяется интерес к окружающим предметам, игрушкам, увеличивается словарный запас, он все лучше понимает то, что говорят ему взрослые, повторяет увиденные действия в игре, много ходит, во время ходьбы часто меняет положение тела, умеет приседать, может самостоятельно кушать ложкой густую пищу, бросает двумя руками мячик.

    Врач – педиатр Мария Савинова: «Зачастую молодым родителям кажется, что после первого года интенсивного развития, дальше малыш идет уже не такими «широкими шагами». Новые навыки появляются не так часто и не так быстро, как раньше. Тем не менее, возраст от 1 до 3 лет тоже очень важен. Раньше кроха приобретал умения, которые ему нужны для выживания (учился управлять своим телом, перемещаться в пространстве), после первого дня рождения малыш совершенствует приобретенные навыки, и развивается в основном эмоционально и интеллектуально».

    1 год и 6 месяцев: малыш хорошо ходит, понимает много слов, активно выражает свои эмоции (согласие и несогласие), учится обобщать предметы по одному признаку (может собрать красные пасочки отдельно от желтых), ориентируется в формах предметов (шарик, кубик, кирпичик), при общении использует все более сложные слова, может кушать ложкой жидкую пищу.

    1 год и 9 месяцев: рассматривая картинку, малыш может ответить на простые вопросы (кто спрятался за кустиком? куда пошла девочка?), обозначает свои действия двумя словами, используя глаголы (Лена пошла, Саша кушает), ориентируется в размерах предметов (большой, маленький), выполняет несложные постройки из кубиков, с удовольствием слушает детские стишки и песенки, может залезть на небольшую лесенку и спуститься с нее.

    2 года: малыш понимает почти все, что говорят взрослые, без подсказок выполняет простые логические последовательные действия, употребляет в речи прилагательные и местоимения, знает названия частей тела, перешагивает через препятствия, частично самостоятельно одевается. Ориентировочный словарный запас – 200-250 слов, разговаривает предложениями из 2-3 слов.

    Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут»: «По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».

    2 года и 6 месяцев: ребенок задает вопросы «где?», «когда?», умеет подбирать по образцу предметы (ориентируясь по цвету, форме), его речь становится более сложной и правильной, употребляет предложения из 3-х слов, логическая последовательность игр усложняется (кормит куклу, переодевает и укладывает спать), начинает пользоваться карандашом, пластилином, одевается почти самостоятельно, правильно держит ложку и аккуратно кушает, хорошо ходит и бегает, ловкий, подвижный, бросает мяч одной рукой.

    Наталья Анатольевна Щербакова, логопед Центра психологии «Я + семья», рассказывает:«Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на «своем языке» – это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу. Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом».

    3 года: малыш моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, задает вопросы «почему?», «зачем?» , правильно называет предметы в игре, появляются элементы ролевых игр (в доктора, в гости), показывает и называет основные цвета, может нарисовать небольшой элементарный рисунок карандашом, слепить простую фигурку из пластилина, перешагивает препятствия чередующимся и приставным шагом, вылезает на небольшую высоту. Ориентировочный словарный запас – 500-600 слов.

    Мы предоставили вам перечень основных этапов психомоторного развития ребенка в возрасте от одного до трех лет. Однако не забывайте: все малыши развиваются индивидуально, у кого-то что-то получается лучше, а у кого-то вызывает трудности.

    В возрасте от 1 до 3 лет, как, впрочем, и всегда, ребенку очень важна ваша помощь – уделяйте крохе больше внимания, окружайте теплом и заботой, следите за развитием, чтобы вовремя обнаружить какие-либо отклонения и устранить их и ваш малыш обязательно вырастет самостоятельным, активным и здоровым!

    Психомоторное развитие ребенка. Причины задержки психомоторного и умственного развития детей

    Выделяют следующие градации психомоторного развития (ПМР): задержка развития, соответствие возрасту, ускоренное развитие.

    Задержка психомоторного развития у ребенка

    Задержка ПМР у детей может протекать по двум направлениям:

    • не обусловленное повреждением мозговых структур (доброкачественное). Оно не сопровождается неврологической симптоматикой и является результатом замедленного формирования функций нервной системы. Воздействие факторов внешней среды (адекватное питание, уход, воспитание, ЛФК, массаж) обычно бывает эффективным;
    • обусловленное повреждением мозговых структур, сопровождается неврологической симптоматикой. Воздействие только факторами внешней среды обычно не дает полного эффекта.

    Задержку ПМР следует констатировать в следующих случаях:

    • к 2-месячному возрасту не формируется зрительное сосредоточение на яркий предмет, не удается отметить ослабление двигательной активности в ответ на звуковой раздражитель (элементы сосредоточения на звук), нет способности смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, нет более продолжительной реакции на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон; к этому возрасту не появляется улыбка и не меняется выражение глаз в ответ на ласку, крик ребенка монотонный, однообразный, плохо модулирован, беден оттенками;
    • в 4 мес не удается отметить общего оживления в виде улыбки или смеха, повышения двигательной активности в ответ на приветливое обращение, не формируется эмоциональный интерес к игрушке, нет способности ее длительного прослеживания, устойчивого внимания и сосредоточения, зачастую дети вообще не реагируют на игрушку;
    • в 5 мес не развиты эмоциональные реакции, нет их дифференциации, отсутствует гуление;
    • к 6 мес остается сниженным или совсем не появляется интерес к игрушкам, еще не начало формироваться понимание обращенной речи, резко отстает формирование лепетной речи, то есть речевого подражания взрослым;
    • к 10-12 мес действия с игрушками носят неустойчивый характер;
    • после 12 мес отсутствует избирательное отношение к игрушкам, нет новизны в действии с ними, игровой процесс заменяется однообразным манипулированием, дети не понимают обращенной речи, сами почти не говорят;
    • после 15-месячного возраста ребенок тянет все предметы в рот, продолжается бросание предметов на пол. Иногда дети отличаются чрезмерной, как правило, бесцельной активностью;
    • после 2 лет не появляются элементы ролевой игры, не формируются навыки опрятности, нет накопления словарного запаса.

    С 5-летнего возраста применяют различные шкалы для оценки психического развития ребенка, однако желательно, чтобы это производили психологи и психиатры. Используют методики и шкалы А. Р. Лурия, Д. Векслера, Равена и др.
    Подозрение на возможное наличие у ребенка первого года жизни дефекта познавательных способностей должно возникнуть при слабой ответной реакции на прикосновение, неадекватном зрительном контакте во время кормления, снижении самопроизвольной активности, замедленной реакции на голос, раздражительности, вялости ребенка при кормлении.
    Для ребенка старше 1 года с психическим недоразвитием в большей степени характерны затруднения в формировании речи, развитии интереса к окружению, умении сосредоточить внимание, готовности и быстроте реакции, чем становление моторных функций. С самого раннего возраста такой ребенок малоподвижен “редко или совсем не плачет, как бы погружен в свой мир, много спит и почти не беспокоит родителей. Ребенок долго не может научиться следить взглядом за происходящим вокруг, не замечает окружения, не реагирует на звуки. Обращает на себя внимание недостаточный интерес к игрушкам, ребенок либо скользит по ним взглядом, либо вовсе их не замечает. Предоставленный себе ребенок не играет с руками, не следит взглядом за их движением.

    Основные причины задержки психомоторного и умственного развития

    Дети 1-го года жизни

    • Пренатальные осложнения. Бытовая, химическая интоксикация. Плацентарная недостаточность.
    • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения, родовая травма.
    • Неонатальные осложнения. Ядерная желтуха, дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения.
    • Хромосомные болезни. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса.
    • Наследственные нарушения метаболизма. Фенилкетонурия, галактоземия. Другие наследственные заболевания и врожденные синдромы с олигофреническими проявлениями.
    • Мальабсорбция и дефицитные состояния. Тяжело протекающие целиакия, муковисцидоз. Рахит, дистрофия, анемия.
    • Другие соматические заболевания, протекающие длительно с нарушением функции органов.
    • Инфекции. Последствия перенесенной «тяжелой» инфекции, властности нейроинфекции.
    • Эндокринная патология. Врожденный гипотиреоз.
    • Социальные причины. Психосоциальная задержка ПМР при дефиците ухода и воспитания.

    Дети старшего возраста

    • Последствия пренатальной, натальной и постнатальной патологии.
    • Наследственные болезни. Синдромы Клайнфельтера и Шерешевского—Тернера. Наследственные синдромы, протекающие с олигофренией. Синдром фрагильной Х-хромосомы.
    • Последствия перенесенных заболеваний ЦНС (нейроинфекции, травмы).
    • Эндокринные заболевания. Врожденный гипотиреоз. Приобретенный гипотиреоз.
    • Прочие причины. Неспецифическая олигофрения, аутизм.

    Особенности обследования детей с задержкой ПМР

    Анамнез. Подробный сбор семейного анамнеза, изучение родословной по данному признаку. Тщательный анализ пренатального анамнеза, изучение выписки из роддома. Обращать внимание на осложнения в родах, состояния новорожденного, отметку о проведенном скрининге по фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу. Подробный сбор и анализ анамнеза раннего возраста. Обращать внимание на характер питания, воспитания, ухода. Оценка социального статуса семьи. Анализ перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм в анамнезе. Изучают ПМР в динамике с целью выявления момента начала его задержки.
    Объективное обследование. Проводят с целью исключения соматической патологии, проявляющейся задержкой ПМР (см. выше). При осмотре ребенка обращать внимание на наличие дизонтогенетических стигм. Обязательна оценка физического развития и его динамики, так как нередко их задержки сочетаются.
    Лабораторное обследование. Объем исследований зависит от предполагаемой патологии и обычно определяется специалистом, консультирующим ребенка.
    Консультация специалистов. Ребенок с задержкой ПМР должен быть проконсультирован неврологом, психоневрологом, по показаниям — медицинским генетиком, эндокринологом.
    Госпитализация. Вопрос о госпитализации и соответствующем профиле стационара обычно решает консультирующий специалист.

    Опережение психомоторного развития

    Имеет, как правило, доброкачественный характер и не требует специального обследования и медицинской коррекции. Четких критериев опережения ПМР не разработано.

    Задержка психомоторного развития

    Безобидное, на первый взгляд, выражение «задержка психомоторного развития» по своей сути несет достаточно большие трудности для родителей при воспитании ребенка. Данное патологическое состояние характеризуется отставанием детей по срокам развития в освоении окружающего мира, выработке навыков движения, координации, речи и в обучении.

    Непосредственно после рождения ребенка начинается стимуляция головного мозга и его постепенное развитие. На первом году жизни малыш должен освоить элементарную двигательную активность – удерживание головы, ползание, ходьбу, захват и перекладывание предметов. Помимо этого, закладываются основы речевого развития – гуление, односложные слова, различная эмоциональная окраска речи.

    Основные признаки ЗПМР

    Данный диагноз, зачастую, устанавливается в раннем возрасте на основе отклонений от общепринятых сроков развития малышей. Каждый ребенок индивидуален и, в последнее время, считают, что условные границы приобретения навыков и двигательной активности могут варьировать в довольно широких пределах. Подтвердить диагноз позволит тщательный осмотр невропатолога и дополнительные методы исследования.

    Диагноз состоит из двух основополагающих – нарушение психического и моторного развития. Степень отклонений в каждом определенном случае может усугубляться в сторону двигательного или психического компонентов.

    Признаки отставания ребенка в психическом развитии:

    1. К двум месяцам жизни малыш не фиксирует взгляд, не узнает маму и не улыбается ей.

    2. Не выражает свои эмоции в 3 месяца в виде «гуления».

    3. После достижения 6 месяцев нет четкого разграничения у ребенка своих и чужих лиц.

    4. На 8 месяце малютка не может самостоятельно играть любимыми игрушками.

    5. К году не появляются элементарные речевые попытки воспроизвести слова (мама, папа, агу и т.д.).

    Признаки отклонений в моторном развитии:

    1. В первые 3 месяца малыш не удерживает голову.

    2. На 4-5 месяце у него не получается перевернуться с живота на спину.

    3. К 6 месяцам малыш не научился сидеть.

    4. До года он не стоит и не ходит (сам или с поддержкой).

    Диагностические мероприятия отклонений

    После первичного неврологического осмотра необходимо выяснить состояние головного мозга и степень его функциональности, исключить опухолевые поражения или органические дефекты. С данной целью могут быть выполнены неинвазинвые методы диагностики – нейросонограмма, электроэнцефалография, рентген черепа, магнитно-резонансная томография.

    Их актуальность определяет детский невролог с учетом тяжести состояния ребенка и выраженности неврологической симптоматики, наличия сопутствующей патологии.

    Лечение задержки развития иппотерапией

    Эффективность проведенных мероприятий зависит от возраста ребенка, в котором выявлены отклонения. Большинство доступных методов лечения направлены на развитие интеллекта и менее акцентируют внимание на двигательной активности.

    В лечебный комплекс должны включаться медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Во вторую группу входят развивающие игры, физиотерапевтические процедуры, массаж.

    Положительные отклики и видимые результаты у детей с задержкой психомоторного развития получены после проведения курсов иппотерапии в качестве вспомогательного метода лечения. У дошкольников и школьников она позволяет:

    1. Психологически подготовить детей к посещению детского сада или школы:

    – помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах,

    – улучшает усидчивость и концентрацию внимания,

    – нацеливает на достижение результата и выполнение задачи,

    – невербальное общение с животными повышает адаптацию в социуме.

    2. Развить память, повысить скорость мышления, что необходимо для хорошего усвоения материала.

    3. Распределять и планировать свое время с максимальной эффективностью.

    4. Нормализовать процессы возбуждения и торможения, эмоционально расслабить ребенка.

    У более младшего возраста занятия верховой ездой и иппотерапией улучшают кровоснабжение в органах малого таза и нижних конечностях, что способствует нормализации развития костно-мышечной системы. Рефлекторно происходит установка позвоночника в вертикальном положении, ускоряется формирование физиологических изгибов в нем, профилактика сколиоза.

    Занятия с лошадью стимулируют высшую нервную деятельность и эмоциональные реакции (радость, улыбка, нежность, любовь). Пластичный мозг ребенка поглощает новую информацию как губка, независимо от его активности. Во время регулярных занятий иппотерапией малыш получает все новые и новые эмоции, навыки, тактильные ощущения, улучшается зрительная память и координация движений.

    Только комплексный подход к процессу лечения детей с нарушениями нервно-психического и моторного развития позволяет свести к минимуму неврологические отклонения и существенно улучшить качество жизни малыша, вселить веру в его здоровое будущее.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: