Особенности системы воспитания детей в Японии: цели, методика и принципы семейного обучения

Особенности системы воспитания детей в Японии: цели, методика и принципы семейного обучения

5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Японские дети вызывают восхищение — они, как правило, хорошо воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами. Вы вряд ли увидите в Японии малыша, истерящего в магазине из-за игрушки (хотя, разумеется, из всего бывают исключения).

Мы в AdMe.ru подумали, что и нам стоит кое-что перенять у японцев, и собрали основные принципы их воспитания.

В Японии мама и ребенок очень близки. Эта близость выражается и в быту: мать и малыш спят вместе, она довольно долго носит ребенка на себе — в старину в чем-то наподобие слинга (онбухимо), а сегодня — в современных его аналогах. И о совместном сне, и о ношении на себе ребенка можно встретить много упоминаний в японской художественной литературе.

Связь «мама — ребенок» выражается и на эмоциональном уровне: мама принимает все, что он делает, с любовью, терпением и заботой: ребенок для нее идеален.

Востоковед Г. Востоков еще в начале прошлого века писал в книге «Япония и ее обитатели»: «Никакой ворчливости, никаких строгостей; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов».

Принцип «икудзи» (тот самый, когда ребенок «сначала — бог, а потом — слуга») гласит, что до 5 лет малышу можно все. Это не вседозволенность и не баловство, как думают многие иностранцы. Это создание у ребенка образа «я хороший и любимый».

Гравюры японских художников конца XVII — начала XIX вв. Справа: мама и ребенок, привязанный у нее за спиной, любуются золотыми рыбками.

Такое отношение способствует формированию «амаэ». Аналогов этому слову нет в других языках, и его можно перевести как «зависимость от любви ближних», проще говоря, привязанность. «Амаэ» — основа отношений между детьми и родителями, и это значит, что дети могут полностью полагаться на родителей и их любовь, а старики — получить то же самое от взрослых детей. И мамы, окружая детей любовью и с ласковым снисхождением принимая их промахи, формируют это самое «амаэ» — сердечную связь.

Большое и серьезное исследование японских и американских ученых подтверждает прямую связь между одобрительным стилем воспитания и поведением детей. Исследователи говорят, что позитивное родительское отношение не только уменьшает количество капризов и драк, но и снижает частоту появления синдрома дефицита внимания и остроту расстройств аутистического спектра. А вот строгое и суровое, напротив, увеличивает риск отклонений и проблем.

Наверное, все слышали о системе воспитания «икудзи» (ребенок до 5 лет — бог, с 5 до 15 — слуга, с 15 — равный), но многие понимают ее очень поверхностно: вроде как до 5 все можно, а потом ничего нельзя, и это странно.

На самом деле философия «икудзи» направлена на то, чтобы воспитать члена коллективного общества, где интересы человека уходят на второй план. Это своего рода стресс, и японские родители стремятся вырастить в таких условиях гармоничную личность, которая найдет свое место в системе и при этом не будет принижать свою ценность.

На первом этапе («бог») они окружают дитя безусловной любовью и поддержкой. На втором этапе («слуга») эта любовь никуда не уходит, просто ребенок активно учится жить по правилам общества и стремится занять в нем свое место. При этом большое влияние на ребенка оказывает сильная привязанность к маме, которая сформировалась в первые годы, — он будет стараться вести себя правильно, чтобы ни за что не огорчить ее.

Что интересно, в японских образовательных учреждениях важная роль отводится не только образованию, но и воспитанию, и в них отсутствует конкуренция: никто не лучше и не хуже окружающих.

Все равны. Японская принцесса Айко (вторая справа) выступает вместе со школьными товарищами на атлетическом фестивале в Токио.

«В Японии стараются не сравнивать детей друг с другом. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не жалуется родителям, что их ребенок плохо рисует или медленнее других бегает. Выделять кого-либо из группы в Японии не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях — „побеждает дружба“ или в крайнем случае одна из команд», — говорится в книге «Воспитание по-японски» (авторы — специалисты по культуре и истории Японии, которые жили и работали в этой стране).

На третьем этапе («равный») ребенок считается сформировавшимся членом общества. Воспитывать его уже поздно, и родителям остается только пожинать плоды своих усилий.

Воспитанием детей, как правило, занимается мама. Она проводит с детьми много времени — японцы считают, что раньше 3 лет ребенка отдавать в сад не стоит. И в основном не принято «скидывать» малышей на бабушек или пользоваться услугами нянь.

Но при этом большое значение придается «расширенной» семье: дети активно общаются с бабушками-дедушками и прочими родственниками. Отношения между поколениями полны чуткости и внимания, и к мнению стариков здесь принято прислушиваться. Семья — это ближний круг, в котором царит «амаэ» и где всегда поддержат и позаботятся.

Девочки в традиционных кимоно на празднике детей Сити-го-сан.

Икэно Осаму, автор книги «Япония. Как ее понять», пишет об интересном эксперименте. Мам-японок и европеек попросили собрать вместе с детьми пирамидку. Японские мамы вначале сами собирали пирамидку, а потом просили детей повторить. Если у малышей что-то не получалось, они начинали все сначала.

Мамы из Европы чаще выбирали другую тактику: они подробно объясняли, как следует делать и в каком порядке блоки должны следовать друг за другом. А потом предлагали ребенку попробовать. Получается, что мамы из Японии призывали «делай как я», а западные заставляли все делать самостоятельно, давая теорию, но не показывая на личном примере.

Поэтому японский способ обучения и воспитания еще называют «вразумляющим». Мамы редко требуют от детей чего-то напрямую, настаивая на непременном исполнении, как в Европе или России. Они действуют исподволь, показывая на примере и подводя ребенка к желаемому поведению.

Чтобы научить ребенка жить в коллективном обществе, нужно прежде всего показать ему, что значит видеть и уважать чувства и интересы окружающих.

Поэтому японки, в свою очередь, уважают чувствительность детей. Они не давят, не стыдят их чрезмерно, а скорее взывают к эмоциям малышей или даже неодушевленных предметов. Если, например, ребенок ломает машинку, японская мама скажет: «Машинке больно, она сейчас заплачет». Европейская же, скорее всего, сделает такое замечание: «Перестань, так делать нехорошо». Да еще добавит, сколько ей пришлось работать, чтобы купить игрушку.

Сами японцы не утверждают, что их методы единственно правильные. Да и западные ценности в последнее время оказывают большое влияние на их традиции. Но во главе японского подхода — спокойное, терпеливое и полное любви отношение к детям. И этому точно стоит поучиться.

Особенности воспитания детей в Японии

Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Мы уже рассказывали, чему стоит поучиться у японцев. Однако искусство заимствования, упорство и уважение личного пространства — это далеко не все особенности национального характера, которые можно перенять у этого удивительного народа.

Не менее интересен подход жителей Страны восходящего солнца к воспитанию детей. Именуется он «икудзи». И это не просто совокупность педагогических методов. Это целая философия, направленная на образование и обучение новых поколений.

Мать и дитя — едины

Пот, боль, слёзы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Её маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золочёнными буквами — именем матери и датой рождения ребёнка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и её чада.

Матерей в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины. Конечно, к XXI веку нравы сильно изменились. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребёнку не исполнится три года. Негоже оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом — у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в стране задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески совершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с кармашками для детей.

Амаэ — тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создаёт незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить или обидеть свою мать.

Ребёнок — бог

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребёнок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А всё потому, что в её основе лежат личный пример и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование Nihonjin no shitsuke to kyōiku : hattatsu no Nichi-Bei hikaku ni motosuite разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и в Америке. Учёный Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребёнком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребёнку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала всё заново. Американки шли другим путём. Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили.

Основываясь на замеченной разнице в педагогических методиках, Азума определил «вразумляющий» тип родительствования. Японцы вразумляют своих детей не словами, а собственными поступками.

При этом ребёнка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих людей и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжёгся, амаэ просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок чада.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберёт игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить её. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно всё. Тем самым, в их сознании формируется образ «я хороший», что позже превращается в «я воспитанный и любящий своих родителей».

Ребёнок — раб

В пятилетнем возрасте ребёнок сталкивается с «суровой действительностью»: он попадает под жёсткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японский народ склонен к понятию общинности. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильно развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад). Общественные интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме. Если ты не нашёл своё место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому подросших детей учат быть частью группы: «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчуждённости, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими мотивами.

Воспитатель (а они, кстати, постоянно меняются) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов есть, к примеру, делегирование полномочий по надзору за поведением. Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами. Излюбленные занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать общепринятые нормы, амаэ сильно расстроится. Это позор не на своём, а на её имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребёнок учится быть частью микрогрупп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребёнок — равный

К 15 годам ребёнок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи — необычная и даже парадоксальная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных, законопослушных граждан своей страны.

Считаете ли вы такой подход приемлемым для отечественной действительности? Возможно, пробовали какие-то принципы икудзи в воспитании собственных детей? Расскажите о вашем опыте.

Тибетский метод воспитания детей

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие – наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды – покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается – научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет

По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.

Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Воспитание детей в Японии

Дети – наше будущее и вопрос их воспитания очень серьезен. В разных странах преобладают свои особенности и традиции воспитания детей. Существует множество случаев, когда при всем огромном желании родителей дать хорошее воспитание своему ребенку, применяемые ими методы являются крайне неэффективными. И наличие в благополучных и порядочных семьях самодовольных, эгоистичных детей, есть тому прямое доказательство. В данной статье мы кратко рассмотрим семейное дошкольное воспитание детей в Японии, так как именно в этой стране особенности воспитания детей имеют ярко выраженный характер.

Особенности японской системы воспитания детей

Японская система воспитания позволяет детям возраста до 5 лет делать все, что им угодно, и не опасаться последующего наказания за непослушание или плохое поведение. У японских деток в этом возрасте не существует запретов, родители могут их только предостерегать.

При рождении малыша у него отрезается кусок пуповины, сушиться и кладется в специальную деревянную коробочку, на которой позолотой выбивается дата рождения младенца и имя мамы. Эта символизирует связь между мамой и ребенком. Ведь именно мать играет решающую роль в его воспитании, а отец лишь иногда принимает участие. Отдавать детей в ясли в возрасте до 3-х лет, считается крайне эгоистичным поступком, до этого возраста ребенок должен находиться с мамой.

Японская методика воспитания детей возраста с 5 до 15 лет, уже не дает детям такой безграничной свободы, а напротив, их держат в предельной строгости и именно в этот период в детей закладывают общественные нормы поведения и другие правила. По достижению 15 лет, ребенок считается взрослым, и общаются с ним на равных. В этом возрасте он уже должен четко знать свои обязанности.

Развивать умственные способности ребенка, родители начинают сразу с момента появление его на свет. Мать поет песни младенцу, рассказывает ему об окружающем мире. Японский метод воспитания ребенка исключает различно рода нравоучения, родители во всем стремятся быть примером своему ребенку. С 3-х летнего возраста малыша отдают в детский сад. Группы, как правило, по 6-7 человек и каждые полгода дети переходят из одной группы в другую. Считается, что такие смены групп и воспитателей препятствуют привыканию ребенка к наставнику и развивает коммуникативные навыки, позволяя общаться постоянно с новыми детьми.

Существуют различные мнения по поводу, насколько актуальна и действенна японская система в отечественных реалиях. Ведь она складывалась в Японии на протяжении столетии и неразрывно связана с их культурой. Будет ли она так же эффективна и уместна у нас решать только вам.

2. Воспитание в Японии

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», – говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, – проповедует японская мораль. – Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

Особенности системы воспитания детей в Японии: цели, методика и принципы семейного обучения

Сегодня мало кто из родителей читают “Педагогическую поэму” А.С.Макаренко, которая наполнена светом мудрости и опытом педагогического мастерства. Видимо поэтому, современная российская мама или папа без зазрения совести может накричать или отшлепать за какой-то “нехороший” поступок даже годовалого ребенка. Такие методы воспитания детей, конечно же, не способствуют формированию гармонически развитой и творчески одаренной личности. Даже те родители, которые считают наказание в деле воспитания детей неприемлемым, могут избаловать своего ребенка, стараясь его оградить от трудностей жизни и негативных переживаний.

С методами воспитания молодые родители нынче знакомятся в Интернете, читая статьи на педагогические темы и активно обсуждая отношения между родителями и детьми в других странах. В последнее время особый интерес у всех вызывает опыт воспитания детей в Японии, об особенностях которого мы и хотим вам рассказать. Японская мама приходит в магазин с трехлетним сынишкой. Малыш сначала терпеливо сидит в коляске, затем начинает просить купить ему что-то вкусное. Мама смотрит на него с улыбкой и молча, покупает то, что он просит. А как поступаете вы в такой ситуации?

Раньше в японской семье было в среднем 4-6 детей, сейчас многие японки рожают не более трех. Как только жена сообщает мужу о беременности, об этом становится известно всем родственникам, соседям, друзьям и коллегам, которые до рождения малыша одаривают счастливых супругов многочисленными подарками и поздравлениями. После рождения ребенка акушерка отрезает кусок пуповины малыша, высушивает его и кладет в маленькую деревянную коробочку, на поверхности которой золотыми буквами выбиты имя мамы и дата рождения малыша. С этого дня мама и ребенок сильно привязываются друг к другу. Мать всеми силами старается сделать так, чтобы быть рядом с ребенком и не дать ему повода плакать. В первый год она все время носит его с собой, привязывая его за спину или в специальной вставке одежды спереди.

Отцы в воспитании детей первых лет жизни практически не участвуют, их жизнь поглощена фирмой, в которой они работают. Мужчины в Японии не готовят, не шьют и не стирают, но много работают и обеспечивают семье достойную жизнь. В сыне они видят продолжателя рода. Семья, не имеющая сына, у японцев считается неполноценной. Японская мама выходит на работу только после исполнения ребенку трех лет, если она оставляет малыша с няней или отдает в ясли раньше этого времени, то ее поведение считают легкомысленной. В стране Восходящего солнца общественное мнение ценится больше, чем личное. Поэтому практически все мамы до 3 лет ухаживают за детьми сами, а при воспитании их придерживаются основного правила – не унижать и не бить ребенка.

Все принципы японского воспитания можно разделить на 3 этапа в зависимости от возраста наследника:
I этап – возраст от 0 до 5 лет. До 5 лет ребенок в японской семье король! Ему нельзя ничего запрещать. Если он делает что-то не так, мать с дружелюбной улыбкой старается его отвлечь. Она может только сказать слова типа: “это опасно”, “горячо”, “мне больно”. Ребенок в этом возрасте познает мир и ему очень трудно понять, почему ему что-то запрещают. Он еще не может выстраивать логические цепочки. Например, если он уронит тарелку с кашей на пол, ваши крики о том, что теперь вам придется убирать за ним или варить снова кашу, для него ничего не значат.

Малыш еще не способен понять, почему мама за такое поведение его наказывает. Если будете каждый раз кричать на ребенка и наказывать, он быстро усвоит только одно: “Кто сильнее, тот и побеждает”. Подавлять ребенка до 5 лет японские педагоги не рекомендуют, по их мнению, постоянные запреты и наказания в этом возрасте приводят к тому, что во взрослой жизни он проявит себя инфантильным человеком и будет стараться занять позицию подчиненного.

2 этап – возраст от 5 до 10 лет. В Японии, у детей достигших 5 лет, детство заканчивается. С этого возраста родители ставят перед ребенком конкретные требования и задачи, они начинают прививать ему основы правильного поведения и умение прижиться в коллективе. Отныне ребенок перестает быть королем, с ним теперь начинают общаться, как с “рабом”. С этого возраста его права строго ограничены, ему больше не разрешается поступать так, как ему хочется. В 5 лет ребенок уже ходит в детский сад, где созданы хорошие условия для правильного духовного и физического развития малыша. В каждой группе 6-8 детей, состав группы через каждые полгода переформировывается. Делается это для того, чтобы малыш научился быстро заводить дружбу и не замыкался в узком кругу общения. В детском саду детей учат писать, читать и считать, и самое главное – найти компромисс в любых ситуациях.

Японцы с детства усваивают правила поведения в стрессовых ситуациях, они умеют найти выход из возникших конфликтов и стараются никогда не допускать соперничества. В Японии родители и воспитатели не имеют привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми. Они не ругают их за то, что он плохо рисует или учится. Выделять кого-то в детском саду или школе здесь не принято. По мнению японцев нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то и сюсюкаться с ним, в противном случае он станет эгоистом, для которого исполнение своих желаний выше интересов других людей.

III этап – возраст от 10 до 15 лет. Японцы с ребенком, которому исполнилось 10 лет, начинают общаться, как с равным. Родители начинают советоваться с ним при принятии важных решений, обсуждают вместе его проблемы и подсказывают, как ему следует себя вести. В этом возрасте главная задача воспитания – привить ребенку самостоятельность и независимость мышления. Никаких запретов и наказаний! Давить и указывать в этом возрасте нельзя. Если вы будете решать за подростка все его проблемы, то он не вырастит целеустремленным и уверенным в своих силах человеком.

Японец в возрасте 15 лет уже считается взрослым. Его все уважают и разговаривают с ним как с совершеннолетним человеком. Воспитывать ребенка, достигшего 15 лет, по мнению японцев, уже поздно.

Для сведения, 93% японцев закончили высшую школу, из них 40% имеют университетское образование. 12 часовой учебный день для японского школьника не является чем-то из ряда выходящим. После окончания уроков каждый ребенок идет в клуб или кружок, где занимается спортом, пением, танцами, рисованием или музыкой. Популярны в японских школах “дзюку” – дополнительные уроки с углубленным изучением предметов для продвинутых учеников и повторением пройденного материала для отстающих детей. А нам сложно даже представить, как после 12 часового обучения японский школьник находит силы, чтобы сделать домашние задания.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Японская методика воспитания детей плюсы и минусы.

Добрый день уважаемые читатели, рада вновь приветствовать вас на моем блоге! По миру бежит «японская лихорадка» в виде распространения японских методик похудения, здорового питания, культа чая, популяризации аниме и косплея среди молодежи. Однако существует одна вещь, которая понятна лишь людям азиатского менталитета – японская методика воспитания детей.

Японские методы воспитания во многом позаимствовали главные принципы у родственной китайской нации. Основой и главной особенностью данных принципов является буквальная неприкосновенность и вседозволенность карапузов в первые годы жизни. Так ли это? Давайте разбираться!

Причина возникновения традиций воспитания

Японцы– крайне дисциплинированная и консервативная нация, воспитанная по всем канонам коллективизма. На протяжении всего существования государства, с самых древних времен здесь сложилась строгая социальная иерархия, которая прослеживается абсолютно в любой сфере жизни: будь то государственная или военная служба, отношения между рабочими и начальством в крупных корпорациях, проявление уважения учителям в общеобразовательных заведениях и конечно же в семье.

Для населения Японии главным приоритетом в жизни является поиск социальной группы, в которой человек будет «вертеться» на протяжении всей своей жизни.

Однако самой важным социальным объединением для любого азиата является семья. С глубокой древности главной обязанностью японцев было поддержка авторитета семьи и продолжение клана. Таким образом отношение внутри дома чаще всего основывались не на любви, а на взаимном уважении и следовании определенных правил.

Японская семья, как мы уже выяснили, строго иерархична: во главе семьи находится отец-кормилец, мать всегда располагалась ниже по статусу, и ее главной обязанностью было воспитание детей.

Детей с ранних лет приучали к социальной градации и нормам этикета в общении, поэтому к старшим детям относились почтительней, чем к младшим. Старший брат (ани) являлся кровным наследником семейного имущества. Именно он должен оставаться с престарелыми родителями и думать о их оставшемся будущем.

Строгая систематизация жизненных социальных норм в Японии позволила воплотить в жизнь непонятную для европейцев методику воспитания своих чад.

В чем заключается главный принцип

Первые 5 лет жизни для ребенка не существует преград. Даже самые неловкие и абсурдные происшествия люди пропустят мимо и не обратят внимания, а может быть даже с умилением улыбнуться. Чего уж взять, мол, ребенок!

Принцип «до пяти лет, ребенок – царь» направлен на раскрытие творческого потенциала малышей, на раскрытие позитивной морали мира. Конечно, это связано и с религиозными аспектами.

Так, получается, что матери балуют своих детей, исполняя все прихоти, следуя постоянно за ребенком. И если чадо упало или поранилось, мама всегда будет винить в этом себя, за то, что не усмотрела.

Но так ли это хорошо отразится на воспитании ребенка? К пяти годам чадо становится невыносимо избалованным и не ведающем родительского авторитета.

Безусловно, родителям из России, с нашим менталитетом не стоит пользоваться данной методикой. Ведь следующий десяток жизни, ребенок проведет буквально в строгом режиме, под постоянные упреки матери.

В период с 5 до 15 лет дети из плаксивых и разбалованных карапузов постепенно превращаются в членов одной из наиболее дисциплинированных наций в мире. Вот она сила традиций, социума и менталитета.

К пятнадцати годам, подросток считается равным человеком, а главная цель – воспитание человека системы, достигается.

Система наказаний

Японские родители очень сдержаны в резких выражениях, и от них даже под угрозой пыток не услышать большинства фраз, привычных для воспитания детей в нашей среде. Что уж говорить о телесных наказаниях, здесь непременно табу.

Так например, мне было очень странно, когда ребенок одной моей знакомой, с которой мы не виделись очень давно, баловался, шумел, не давая нам поговорить. В наших же условиях, мать бы одернула малыша и сказала, что-то похожее на: «Не мешай, взрослые разговаривают!» или «На поиграй пока, мама поговорит». Но не тут-то было, ребенок, ее всячески дергал и в результате добился своего, не позволив поговорить и 10 минут. Вот такова, реальность японской системы воспитания. Но существуют и родители, вполне «обычные» (на мой субъективный взгляд), но это лишь исключения.

Главным рычагом управления ребенком является угроза отчуждения. Жизнь в среде коллективизма и постоянных группировок, делает японцев предельно уязвимыми к одиночеству. Так, фраза «Прекрати вести себя подобным образом, иначе все вокруг будут смеяться над тобой» реально работает в большинстве случаев. Поэтому, японцы с ранних лет заботятся о своем иммидже и авторитете, т.е. мнение окружающих для них играет решающую роль.

В случаях крайнего непослушания, ребенка выставляют за дверь, тем самым давая понять четкую грань «свой или чужой». Для японцев исключение из общественной группы приравнивается к трагедии. Та же ситуация происходит и в школах, когда кого-то из учеников игнорируют, что приводит к различным не радующим последствиям (но об этом в другой раз).

Японское воспитание

В японских семьях отслеживается яркое деление обязанностей, закрепленных за мужчинами и женщинами. Мужчина – опора семьи, стержень и гарантия стабильного будущего, женщина же должна стать надежным помощником мужчины, воспитывать детей и поддерживать семейную гармонию, иначе говоря — гендерное воспитание

Раннее развитие ребенка

Примерно 50 лет назад, японский автор и педагог Масару Ибука издал книгу «После трёх уже поздно», где обосновал все плюсы раннего развития детей. Эта работа с подвигла настоящий переворот в сфере образования страны.

По мнению автора, формирование личности человека формируется именно в первые три года жизни, поэтому крайне важно уделять, больше внимания этому периоду.

К тому же, маленькие детишки развиваются куда быстрее, а родителям достаточно лишь поместить малыша, в пригодные для развития условия.

Масару Ибука выделяет следующие принципы для занятий с ребенком:

  1. Познавательный процесс малыша должен проходить с полной заинтересованностью и увлеченностью
  2. Обязательное развитие творческих способностей
  3. Формирование элементарных навыков.

В наше время такая методика стала обыденностью, однако в середине 50-х прошлого века, это было реальным новшеством.

На этом я заканчиваю статью. Что касается традиционной системы воспитания, то я с ней, я согласиться не могу. Хотя, идея отсутствия физического и морального подавления, очень хороша. Но мне кажется, если с ребенком заниматься с самого раннего возраста и начать обучать его правилам именно тогда, то позже будет легче и удобнее, как родителям, так и ему. И вот здесь мне близок метод г-на Масару Ибуки.

Подписывайтесь на мою страницу и рекомендуйте друзьям. Мне есть, что вам рассказать! Всего доброго!

Как японцы воспитывают детей? Система «икудзи»

Практически все японцы восхищаются воспитанием своих детей. Да и не удивительно это, ведь обычно они доброжелательны, приветливы и сдержанны в эмоциях и чувствах. В Японии очень редко можно увидеть малыша, устраивающего истерику в магазине игрушек. Поэтому стоит изучить их методы воспитания, некоторые из которых можно смело применять на практике.

В Японии выработке близости матери и ребенка отводится особое внимание. Начиная с рождения и максимально долго мать носит малыша на себе в специальном слинге и спит рядом с ним.

Эмоциональная связь выстраивается на любви, заботе и терпении. Для мамы ребенок во всех проявлениях идеален.

До пяти лет он не слышит ворчливости и строгости. При этом давление может оказываться только в слабой форме. Со стороны можно предположить, что малыш сам себя воспитывает, находясь в детском раю.

Все японцы воспитывают своих детей по принципу «икудзи», когда сначала к ребенку относятся как к Богу, а впоследствии — как к слуге. Поэтому рассматриваемая нами вседозволенность для японцев не является баловством. Они укрепляют в малыше ощущение, что он любимый и хороший. То есть формируется «амаэ» — зависимость от любви близких людей.
Фото: Depositphotos

В основу принципа закладывается фактор, что ребенок, зная о любви родителей, начинает им полностью доверять. Японские ученые заметили прямую связь между одобрительным стилем воспитания и последующим поведением ребенка. Наблюдая положительное к себе отношение, малыш проявляет меньше недовольства, требований, капризов и драк. В то время как строгий подход значительно усиливает протестную реакцию.

  • Воспитание детей по системе «икудзи» выстраивается на том, что до 5 лет к ребенку относятся как к Богу, в возрасте от 6 до 15 лет — как к слуге. И лишь с 15 лет на детей смотрят как на взрослых.

Таким образом, на первом этапе дитя окружается всесторонней поддержкой с любовью. На следующем этапе любовь не исчезает, но на ребенка наваливаются строгие правила общества, в котором ему придется найти свое место. На этапе «слуги» важную роль играет привязанность к матери, ради которой ребенок будет стараться делать правильные шаги.

Интересно отметить, что в учебных заведениях Японии нет конкуренции, поэтому в общей массе все дети равны. В школах учителя не выделяют способных или неуспевающих школьников, не сообщают родителям, что их чадо плохо учит математику или плохо рисует. Даже на физкультуре побеждает команда и дружба.
Японские школьники
Фото: Depositphotos

С исполнением 15 лет к ребенку уже относятся как ко взрослому члену общества.

До 3 лет в Японии не принято отдавать детей в садик. Малыш активно вступает в контакт со всеми родственниками семьи. Внимание, чуткость и уважение к мнению стариков прослеживается между поколениями.

В книге «Япония, как ее понять» (Икэно Осаму) описывается интересное исследование методов воспитания японских и европейских мам. Мамам дали задание обучить своих деток строить пирамиду.

  • Мамы-японки сначала пирамидку самостоятельно собрали и лишь потом просили ребенка повторить. В случаях, когда попытка малыша оказывалась неудачной, они вновь начинали сами выкладывать конструкцию.
  • У европейских мам тактика выбиралась другая: они сначала подробно поясняли, как следует выкладывать блоки, затем предлагали сделать это самостоятельно.

«Фишка» методики обучения японских мам состоит в том, что они призывают: «Выполняй, как я». Западные мамы давали только теорию без собственного примера, заставляя малыша делать самостоятельно.

Японский подход к обучению вразумляющий. Родительница редко заставляет напрямую, а наоборот, на собственном примере невольно подталкивает ребенка к выполнению каких-либо желаемых действий.
Японская мама
Фото: Depositphotos

Японцы, обучая ребенка жить в обществе, важную роль отводят тому, что он должен замечать и уважительно относиться к чувствам окружающих его людей. Для этой цели они часто взывают к эмоциям ребенка. Например, малыш пытается поломать машину — мама скажет, что ей будет больно и она заплачет. Мама-европейка в такой ситуации скажет малышу, что он совершает плохой поступок, ведь папе пришлось зарабатывать деньги, чтобы приобрести игрушку.

Японцы, оценивая свои методы и правила воспитания младшего поколения, не всегда дают им высокую оценку. Однако стоит отдать должное системе воспитания «икудзи», которая требует от родителей спокойствия, терпения и любви. Ведь они всегда обеспечивают хорошие всходы.

Применима ли методика “японского воспитания” в России?

Основа теории: “В Японии ребенок от 0 до 5 лет – царь, от 5 до 15 лет – раб, а после 15 – равный”.

Первые пять лет в жизни ребенка являются наиболее важными. В течение

этого короткого времени между родителями и ребенком устанавливаются взаимоотношения любви и доверия. Если ему нужно что-то, только они могут дать ему это. Поэтому, принцип таков, что в течение этих пяти лет отношения строятся на платформе любви. Наказания не применяются к ребенку в таком раннем возрасте, поскольку его интеллект недостаточно развит для того, чтобы понять это правильно. Ребенка можно учить, но не наказывать.

Единственная ее возможность повлиять на него – это доходчиво и мягко объяснять, что если он будет так поступать, то все от него отвернуться: мама, его семья, родные – все, и он останется совершенно один. Эти понятия формулируются кратко и по-японски лаконично: «то, что ты делаешь – плохо (грязно, стыдно и т.п.)». Не смотря на то, что это всего несколько слов, малышом они воспринимаются весьма серьезно, и опасность удаления от близкого коллектива действует на него очень сильно.

В этот период свобода ранних лет жизни сменяется чередой строгих обязанностей и ограничений. Когда ребенок подрастет, наказание будет иметь эффект, поскольку ребенок будет видеть, что есть кто-то, кто любит, но поправляет меня. Поэтому, ребенок будет позитивно реагировать на наказание, видя любовную заботу родителей. Если “любовные” взаимоотношения не установлены, и ребенок наказывается, он будет думать, что его опекуны набрасываются на него под влиянием своего гнева, и он не будет принимать их уроков.

При этом японцы считают применение физической силы к ребёнку недопустимым. Ребёнку ставят в пример прилежное поведение других и пугают тем, что его перестанут уважать, как в семье, так и в обществе, что подразумевает одиночество. В одной из школ Японии ввели интересный урок труда – непослушных учеников в наказание заставляют голыми руками мыть туалеты.

Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и подчиняется правилам. Уже выработано чувство ответственности за свои поступки, есть знания о тех действиях, которые опасны возможным отчуждением от общества, и человек имеет полное право считаться взрослым.

Считаете ли вы возможным применение принципа японской системы воспитания детей? Какие особенности здесь можно выделить с учетом российского менталитета? Какие недостатки и преимущества дынной системы вы видите?

Икудзи: воспитательная методика в Японии

Воспитание детей в Японии жителям другим стран может показаться весьма странным. Что разрешено «детям Солнца» до 5-ти лет и как к ним относятся в период с 5-ти до 15-ти? Узнайте больше о методике «икудзи», японской философии, обучающей новые поколения.

Что такое «амаэ» в воспитании детей в Японии

Испокон веков мать в Японии должна была заниматься воспитанием своего чада самостоятельно. Дедушки и бабушки не могли помочь – это была обязанность «амаэ» (зависеть от благосклонности других, снисхождение к слабостям). Мать могла не выходить на работу до достижения ребенком трех лет. Она и малыш постоянно находились в тесном физическом контакте – бэби-слинги получили широкое распространение в Японии намного раньше, чем на Западе. Таким образом, роль матери в воспитании ребенка оценивалась очень высоко.

До 5-ти лет к японскому чаду относятся как к королю. Ему можно в прямом смысле все – слова «нельзя» не существует. Такое воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в Японии подкрепляется личным примером родителей. Вся методика «икудзи» построена на действиях и поступках – считается, что они говорят о человеке больше, чем слова.

С 5-ти до 15-ти лет наступает своеобразный период «рабства». За эти 10 лет маленького человека учат находиться в обществе, работать в коллективе, свободно общаться в любой группе. Еще в детском саду все полномочия воспитателя делегируются малышам – к примеру, им нужно следить за примерным поведением и длительностью сончаса. Воспитанию детей в семье уже не уделяется много времени – чадо должно «вырастить себя само». Большое внимание привлекают командные виды спорта, в которых ребенок может себя проявить.

Благодаря совокупности этих воспитательных методов человек учится работе в различных группах. Также ребенок сталкивается с первой ответственностью, с необходимостью работать и зарабатывать, с пониманием обязательности выполнения установленных законов.

Отличие икудзи от остальных воспитательных методик

Если в семье несколько детей, разница между ними прослеживается с самого рождения. К примеру, старший сын считается наиболее авторитетным, ему многое позволяется в период до 15-ти лет, но в то же время на него накладываются дополнительные обязанности. Именно он впоследствии унаследует родительский дом. Учитывая, что в детстве мама не отходила от него ни на шаг, такое резкое взросление может показаться варварским или как минимум неправильным, но этот метод позволяет воспитать законопослушного гражданина.

Естественно, мальчиков и девочек воспитывают по-разному: будущий отец семьи должен «плыть против течения», как и его тотемная рыба – карп, а будущая мать с младых ногтей учится искусству ухода за домом, собой и окружающими ее людьми. Роль матери в воспитании ребенка огромна – по традиции она занимается детьми все свободное время до достижения ими трех-четырех лет. Отец, как уже стало понятно, в традиционном варианте японской семьи является добытчиком.

  • Важный факт для тех, кто хочет попробовать воспитание по японской методе

Интересно, что японцы никогда не наказывают своих детей. Малышей лишь предупреждают о том, что неправильно и неверно, что может причинить им боль, а что опасно. Явственной является лишь угроза отчуждения от дома или группы, так как малыш часто не мыслит своего существования вне коллектива. Это работает лучше любых других наказаний и даже заставляет ценить группу выше, чем раньше.

Таким образом, японцы начинают развитие своих детей с самого раннего возраста. Они не запрещают малышам делать что-то, но прививают им мысль о необходимости работы в группе. Дополнительные занятия, расширяющие кругозор, являются обязательными для каждого ребенка.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: