Особенности воспитания близнецов
«Оптом не дешевле»: особенности воспитания близнецов
Однажды произошла встреча, которая изменила мое отношение к воспитанию близнецов навсегда. Это была коллега-психолог из двойни. Она поделилась личным опытом взаимодействия с сестрой. Выяснилось, что многое она бы изменила. Большая часть ее походов к психологу были связаны не с родителями, как это часто бывает, а с сестрой.
После этого разговора я поняла, насколько сильно психология воспитания близнецов отличается от одиночно рожденных детей. Их развитие диктует родителям принятие большей ответственности и применение других подходов в воспитании.
Многие слышали выражение: «Все мы родом из детства». Основные модели поведения, характер взаимодействия с миром закладываются в детском возрасте и переносятся во взрослую жизнь. Задача родителей — знать и учитывать особенности в воспитании, чтобы сформировать благоприятную среду для полноценной личности каждого ребенка. От того, какой подход будет выбран, зависит, насколько счастливое и успешное будущее будет у детей.
Как психолог и мать близнецов могу выделить пять основных моментов, на которые стоит обратить особое внимание.
1. Соперничество или конкуренция
Конкуренция у близнецов в разы выше, чем у обычных братьев и сестер. Она начинается уже в утробе матери. Они постоянно соревнуются между собой за внимание родителей, друзей, родственников и даже друг друга. У них есть потребность выделяться и отличаться. Это может происходить не только из-за того, что эти дети воспринимают себя абсолютно равными, но и из-за постоянного уравнивания и сравнения со стороны других: родителей, родственников, социума. Мы можем не помнить, что и как другой ребенок делал в этом возрасте, а соблазн сравнивать есть каждую минуту. Поэтому часто близнецы воспринимаются как единое целое.
Физическая и психологическая нагрузка родителей возрастает пропорционально количеству близнецов
В нашей семье сократить соперничество помогла организация жизни детей дома: разная одежда с самого рождения, разные игрушки, свои кровати. Мы никогда не сравнивали их, подчеркивали индивидуальность каждого и приучали себя и остальных воспринимать близнецов как отдельных личностей.
Был забавный случай, когда бабушка (далеко живет и бывает редко) купила девочкам три одинаковые мягкие игрушки. Подарку обрадовалась только одна из девочек, а другие расстроились. Тогда бабушка поняла, что дарить одинаковое не нужно, и стала спрашивать про предпочтения каждой.
Были и случаи, когда дочки выбирали одинаковых кукол, но потом у них быстро пропадал к ним интерес. Когда они сообразили, что можно купить три разных и со всеми поиграть, уговорить на одинаковые игрушки стало невозможно.
2. Повышенная физическая и психологическая нагрузка
Физическая и психологическая нагрузка родителей, особенно матерей, возрастает пропорционально количеству близнецов. Приходится учиться удовлетворять одинаковые и одновременно возникающие потребности, распределять внимание на каждого ребенка. Увеличивается время на уход за детьми: покормить, поменять подгузник, искупать, сделать массаж, запланировать посещения врачей. Особенно напряженно в первые годы жизни. Требуется умение рассчитывать время, быстро ориентироваться и реагировать. Эмоциональные затраты также растут пропорционально: с каждым нужно поговорить, каждому улыбнуться или просто посмотреть в глаза. Но времени в сутках не добавляется.
Все родители находят свои способы оптимизации. Мы с супругом определили, что воспитывать детей будем только мы. Конечно, были помощники, но они присутствовали около 20% времени. Нас спас режим, который мне помогли установить в больнице после рождения. Режим, когда у тебя больше одного ребенка, это не каторга, а свобода. Можно планировать время для сна, отдыха, досуга, посещения врачей. При этом дети себя лучше чувствуют и чаще находятся в хорошем расположении духа.
3. Необходимость увидеть личность в каждом и показать это самим близнецам
Как уже было сказано выше, у родителей очень высок соблазн воспринимать детей, рожденных вместе, как единое целое. Кажется, если все делать одинаково, то ссор и недопонимания между ними станет меньше. Но это поверхность, за которой прячутся «подводные камни». Они всплывут во взрослости.
В мире нет ни одного идентичного человека. Даже у близнецов со 100 % одинаковыми генами есть отличия в пристрастиях и поведении. Задача — раскрыть индивидуальность. За этими, казалось бы, простыми словами лежит огромный труд: уделить время и разглядеть интересы каждого, научиться воспринимать как «он» или «она» вместо «они». Это поможет развитию лидерства в каждом, исключит созависимость одного от другого.
Нам с мужем это делать не просто, даже спустя восемь лет, но основа индивидуальности заложена в наших детях. Девочки в большей степени ориентируются на свои интересы и понимают, что у каждой свой путь.
4. Умение взаимодействовать с группой
Близнецы — это уже группа детей, с которой нужно научиться взаимодействовать и договариваться. Это сложнее, чем с одиночно рожденными детьми, так как появляется особо сплоченная группа, в которой брат или сестра порой роднее матери с отцом. И это факт. Близнецы суммарно проводят друг с другом намного больше времени, чем с кем бы то ни было еще. Поэтому им ничего не стоит объединиться для достижения общей цели. Родителям сложнее выдерживать границы.
5. Повышенное внимание со стороны окружающих
Появление близнецов из-за своей редкости сразу переводит статус семьи в категорию «особенных». Сначала многим родителям это приносит радость, но есть и оборотная сторона. Не всегда желательны взгляды, надоедают вопросы: «Они у вас одинаковые?», «Кто старший?», «У вас в роду были близнецы?», «Вы сами или ЭКО?», «Как вы с ними справляетесь?». Расспросы забирают ресурс и внимание родителей.
Когда неожиданно для себя становишься «звездой», понимаешь, что у популярности есть и недостатки. Необходимо знать об этом и быть готовым стать для кого-то «нехорошим». Особенно на прогулке или в больнице, когда нужно уследить за несколькими детьми одновременно, а тут еще сыплются вопросы со стороны. В такие моменты я поняла, как любопытство перекрывает чувство такта даже у самых интеллигентных людей.
Появление близнецов в семье — радостное событие, которое не всем дано пережить. Но их воспитание и развитие диктует особые подходы. Лучше с самого рождения осознанно подойти к этому вопросу, чтобы во взрослой жизни детям было легко адаптироваться и социализироваться по отдельности. По статистике случаи, когда один близнец подчиняется другому, встречаются у 75-80% пар детей. Устанавливается такое поведение в раннем детстве и продолжается всю жизнь либо до подросткового возраста.
Самые счастливые близнецы — те, которые могут действовать и принимать решения независимо от братьев или сестер
Если же дети вплоть до взрослого возраста не разлучались, воспитывались в атмосфере «близнецовости» (жили вместе, сидели за одной партой, поступили в один университет), им придется испытать стресс отделения. В некоторых случаях, чтобы избежать стресса, такие дети устраиваются работать вместе, продолжают жить вместе или поблизости, проводить время в одной компании. Они могут прожить всю жизнь вместе, так и не отделившись: «Вместе мы сила, а по отдельности нас нет».
Может быть диаметрально другая ситуация, когда близнецы перестают общаться с определенного возраста или находятся в состоянии «вместе не может и по отдельности тоже». Самые счастливые близнецы — те, которые могут жить полноценной жизнью, действовать и принимать решения независимо от братьев или сестер. Чувствовать себя самостоятельной личностью, но при этом сохранять теплые, дружеские отношения.
Когда дети счастливы и самодостаточны, родители чувствуют наполненность и удовлетворение, а не разочарование, угнетение и чувство вины. Но фундамент для этого закладывается в раннем детстве и очень сильно зависит от того, насколько осознанно мать и отец подходили к воспитанию. Помните, «вчера» нельзя превратить в «сегодня».
Власова Евгения — психолог, мать тройни. Консультирует родителей близнецов по особенностям психологического воспитания.
Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога
В стремлении воспитать лидеров и гениев родители пробуют разные методики и приемы. Для счастья и психологического здоровья ребенка нужно другое.
Три шага, чтобы принять свои отрицательные эмоции
При столкновении с трудными жизненными обстоятельствами, первое желание — убежать, закрыться. Но, подавляя душевные страдания, мы рискуем психологическим благополучием.
Особенности воспитания близнецов
Находясь бок о бок с самого рождения, близнецы формируют надежную взаимную связь. Это не просто крепкая дружба – они неотделимы друг от друга: очень часто поступая и ведя себя одинаково, братья или сестры представляют собой единое целое для окружающих, воплощая в себе мечту многих о всепонимающем втором я. В единстве, несомненно, много положительных моментов: уверенность в родном человеке, его поддержка и понимание, партнерство во всех начинаниях.
Но когда приходится действовать порознь, то близнецы часто не уверены в себе, им бывает сложно строить отношения со сверстниками, находить друзей, а в дальнейшем – строить семью.
В связи с этим задача родителей – не сближать детей, а по возможности разъединять, подчеркивая индивидуальность каждого ребенка.
Индивидуальность
Сразу после рождения родители ищут у близнецов отличия не только на теле, но и в характере. Они подмечают малейшие особенности, убеждаясь, что, несмотря на свое внешнее сходство, близнецы разные – стало быть, и общение с ними надо строить, исходя из личных особенностей.
Родителям близнецов необходимо выбирать время для общения с каждым ребенком по отдельности, чтобы их способности определялись и формировались не на примере брата или сестры.
С целью развития индивидуальности психологи советуют покупать детям похожую одежду, но с заметными отличиями, чтобы дети точно знали свою вещь, а также место, ей предназначенное. Одинаково одевать их можно только в раннем возрасте, пока они не осознают своей индивидуальности. Не стоит одевать близнецов в вещи друг друга, несмотря на одинаковый размер. Игрушки, пусть и не все, но должны быть свои, личные, а возможность поиграть с чужой предоставлялась бы только с разрешения ее хозяина: близнецам особенно необходимо учиться уважать чужое личное пространство.
При выборе кружков необходимо учитывать желания и особенности ваших детей: водить их на разные занятия, чтобы они могли проявить себя и найти друзей.
Подарки детям лучше дарить разные. Пусть один из близнецов пойдет выбирать себе подарок с папой, а второй – с мамой: так, не завися от другого мнения, они выберут себе вещи по вкусу. Тортов на день рождения тоже желательно покупать или печь два.
Подчеркивать индивидуальность – не значит насильно разъединять близнецов. Это значит по возможности создавать условия, при которых дети будут общаться не только между собой, но и со сверстниками, и со взрослыми. Важно как можно реже подчеркивать схожесть детей.
Близнецов не рекомендуется сравнивать друг с другом, не надо их обобщать, а соперничество между ними поощрять ни к чему. С близнецами следует:
меньше задавать общих вопросов, стараться разговаривать с детьми по отдельности;
отучать от привычки отвечать друг за друга, перебивать;
давать задания отдельно каждому;
поощрять общение с другими детьми;
называть их по именам, а не просто «дети» или «девочки/мальчики».
Индивидуальность обязательно должна подчеркиваться. Пусть у близнецов будут личные воспоминания, мнение, планы и мечты.
В отличие от сверстников, близнецы с самого детства делят любовь родителей и строят отношения между собой, в связи с чем в их паре рано наблюдается лидер. Это не всегда один и тот же ребенок: лидерство близнецов может проявляться в зависимости от ситуации. Родителям лучше не сразу вмешиваться в детские отношения, а то и вовсе не вмешиваться, если только дети не причиняют боль друг другу. Но если лидер в паре подавляет брата или сестру, то стоит повышать уверенность в ведомом ребенке.
Очень часто борьба за лидерство проявляется в ссорах и драках. Это происходит из-за неумения договариваться, поэтому задача взрослых – научить детей приходить к компромиссам.
Игры на двоих
Близнецы много времени проводят вдвоем. Чтобы они правильно развивались, по минимуму ссорясь и соперничая, необходимо подобрать совместные игры.
Один из вариантов – кукольный театр. Разные роли будут стимулировать развитие у детей речи, мышления, фантазии. Обмен ролями развивает внимание и лидерские качества.
Отстаивать свое мнение и самостоятельно принимать решения помогут парные логические игры – шашки, шахматы, домино, лото, – где каждый играет за себя.
Растить близнецов – нелегкий труд, и наградой родителям станет то, что со временем каждый ребенок пойдет по жизни своей дорогой, ощущая поддержку человека, понимающего его лучше всех остальных, всегда готового помочь.
Особенности воспитания близнецов
сайт для родителей
«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »
Духовное развитие ребенка
Душевное развитие ребенка
Физическое развитие ребенка
Актуальное
Последние комментарии
Самое популярное
- Логические и занимательные задачи (300 задач) – 3.7 млн.
- Что делать, если ребенок не хочет в детский сад – Юлия Василькина – 445.3 тыс.
- Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка – Елена Сосорева – 399.4 тыс.
- Развитие мелкой моторики у детей – 356 тыс.
- Раннее начало половой жизни. Добрачные связи – 344.1 тыс.
- Резус-конфликт во время беременности – 265.9 тыс.
- Если малыш плачет без причины – Алевтина Луговская – 220.8 тыс.
- Развиваем мелкую моторику у малышей – Ирина Ермакова – 198.2 тыс.
- Чтобы ребенок не был трудным – Татьяна Шишова – 152.3 тыс.
- Ребенку годик: брить или не брить? – 146.9 тыс.
Сейчас в разделе:
Всего записей: 1459
Как правильно воспитывать двойняшек. Советы для родителей близнецов
Современные технологии ведения беременности позволяют заранее узнать о том, что в семье будет двойня. Поэтому у родителей остается довольно много времени, чтобы тщательно подготовиться. Не лишним будет и заранее узнать, как правильно воспитывать двойняшек, и каковы особенности такого воспитания.
Этап рождения двойняшек
Для воспитания близнецов потребуется специальный подход. Начнем с того, что они появились из одной яйцеклетки. Однополые детишки практически неотличимы друг от друга. Если же были оплодотворены сразу две яйцеклетки, то здесь пол младенцев может отличаться, так же, как и группа крови. Незначительная разница в весе или очередность рождения близнецов на свет определяющего значения на их дальнейшую жизнь не оказывает. А вот правильный уход за ними (как и воспитание детей-близнецов) повлияет.
Первое время отличить новорожденных двойняшек друг от друга не способна даже мама. Поэтому, чтобы не запутаться и во время кормления грудью и не оставить одного из них голодным, младенцев помечают ярким цветом. Как правило, это мягкий браслетик на ножке или ручке. А поскольку они уже могут слышать мамин голос, то рекомендуется заблаговременно подобрать им различные по своему звучанию имена, чтобы иметь возможность обращаться к тому или другому индивидуально.
Синхронность действий двойняшек
Между такими детьми существует глубинная связь, которую нельзя разрывать. Мамы часто замечают, что если плачет или смеется один, то второй новорожденный тут же подхватывает. Это обусловлено долгим совместным пребыванием на стадии беременности, а также тем, что после рождения малыши спят в одной кроватке. Однако, для их же блага стоит позаботиться о том, чтобы у них было пространство для уединения. Спустя полгода новорожденных нужно разделить, поместить в разные кроватки и предусмотреть для каждого из них свой уголок в детской комнате.
Воспитание двойняшек: основные правила
- Не следует пытаться выделить лучшего из детей, чтобы позиционировать его как пример для другого. Их детские успехи вообще не нужно сравнивать, соперничество поощрять ни к чему. Лучше просто приучить их к формальному уважению личного пространства друг друга: индивидуальные игрушки брать только после разрешения. Также важно позволить им настаивать на своих правах и не использовать в общении манипулятивных фраз, типа: «Не будь жадиной».
- Внешнее сходство ничего не говорит о темпераменте, который может кардинально различаться даже у младенцев. Маме стоит сразу уделить внимание этой разнице, чтобы соответственно строить манеру общения с каждым ребенком. Нужно выделять время для индивидуальных занятий с каждым из малышей, чтобы они имели возможность свободно раскрыть свои способности. Если же близняшки будут постоянно заниматься вместе, то впоследствии их будет нелегко отучить подражать друг другу.
- С этой же целью не рекомендуется им покупать абсолютно одинаковую одежду. Гораздо лучше приобрести похожие вещи, но с заметными отличиями. Не стоит ожидать, что повторение условий заставит жить их душа в душу. Конфликтные ситуации периодически будут возникать, а ссоры неизбежны. Лучше всячески напоминать им, как хорошо, что их у вас двое и что им никогда не будет скучно. Прекрасно, если условием их детских игр будет достижение какой-то общей цели, а не просто мотив соревнования. И да, пусть у каждого будет свой торт на день рождения.
- Следует на корню пресекать тщеславие и чувство превосходства одного над другим. Равноправие должно соблюдаться и при наказаниях: если оба виноваты, то и наказывать следует обоих. В целом же, маме стоит научить их решать свои споры самостоятельно, без вмешательства взрослых.
Воспитание двойняшек: рекомендации педагогов и психологов
Поскольку мамой близнецов быть не только интересно, но и тяжело, то для ответов на всевозможные вопросы лучше найти подходящий форум. Для мам двойняшек можно найти рекомендации, полезные советы и видео от тех, кто уже прошел через все этапы воспитания.
Грудное вскармливание. Как кормить двойню?
Вопрос о том, как правильно кормить малышей тоже может возникнуть. Молока у молодых мамочек достаточно для того, чтобы младенцы быстро набрали положенный вес, если родились с нехваткой массы. Для кормления рекомендуется обзавестись специальной подушкой, чтобы иметь возможность прикладывать к груди обоих сразу. Это благоприятным образом влияет на лактацию.
Организация сна
Чтобы сэкономить время, желательно установить для них единый режим сна. Для этого новорожденных кладут в одну кроватку, где они будут спокойно спать. А чтобы не нарушали покой друг друга и не толкались, можно поместить между ними маленькую подушку или свернутое валиком полотенце.
Коляска для двойни не всем по карману. Иногда молодым мамам приходится держать одного из детей в слинге, пока другой находится в коляске. Можно попытаться найти б/у коляску у знакомых или на одном из форумов. А так как лифт не всегда для таких колясок предназначен, то иногда придется просить помощи у мужа или соседей. Не стоит стесняться принимать любую помощь, будь это близкие родственники или просто знакомые.
Грамотный подход к особенностям воспитания двойняшек позволит вырастить прекрасных детей. Поначалу маме одной справляться трудно, но дальше будет ощутимо легче.
Близнецы и двойняшки. Особенности развития и воспитания.
статья на тему
Вложение | Размер |
---|---|
bliznecy_i_dvoynyashki_moya_statya.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Близнецы и двойняшки: особенности развития и воспитания.
Все родители двойняшек считают, что выиграли у судьбы двойной приз, и они совершенно правы: за терпеливое девятимесячное ожидание чуда мама и папа вознаграждены вдвойне: не один, а два ребенка сразу!
В совершенно исключительной ситуации оказываются и сами дети: им предстоит абсолютно уникальный опыт – прожить жизнь в сопровождении спутника. Известно, что близнецовая связь – узы не менее прочные, чем те, что связывают мать и ребенка. Жизнь крошек началась в тесном соседстве друг с другом, и далее – день за днем – они ни на минуту не разлучаются.
Строго говоря, двойня – понятие не совсем точное. Двойняшки могут быть моно- и дизиготными близнецами, в зависимости от того, развивались ли малыши из одной или двух материнских яйцеклеток. В первом случае дети всегда однополые: ведь в генетическом смысле они представляют собой точные копии друг друга. Во втором случае двойняшки могут быть как одного, так и разного пола, и сходство между ними не больше, чем между родными братьями и сестрами, рожденными в разное время: у них совпадает всего от 40 до 60% генов.
Повышенное внимание монозиготная близнецовая пара вызывает буквально у всех: ими восхищаются бабушки на улице и врачи в поликлинике, воспитательницы в саду и учителя младших классов. В этом как раз и состоит проблема: окружающие впечатляются этой картинкой сходства, забывая о том, что перед ними – два разных человечка, каждый из которых – отдельная личность. Чем сильнее это восхищение, тем больше дети подсознательно убеждаются: их главное достоинство в том, что их двое и они такие «одинаковые».
Когда взрослые обращаются к детям по фамилии и во множественном числе, как бы забывая, что у каждого из них есть свое имя, установка на то, что близнецы – одно целое, закрепляется. Тем самым тенденция «психологического слияния» близнецов становится крайне высокой.
На самом деле, психологическая связь между близнецами (двойняшками) чрезвычайно сильна. Дети идеально подходят друг другу как партнер для игр. Такие детки развиваются практически синхронно. Они проводят большее количество времени вместе, по сравнению с обычными братьями и сестрами , имеющие разницу в возрасте. В отношениях между детьми ярко выражено взаимопонимание и взаимопомощь. Казалось бы, что может быть лучше? Родители получили сразу двух замечательных детей, а каждый из детей получил не только любящих родителей, но еще и друга.
Но не все так просто как кажется на первый взгляд.
Чем больше близнецы похожи между собой, тем меньше выражена потребность контакта с окружающими. К примеру, дети в возрасте трех лет прекрасно общаются на своем, понятном им языке и не стремятся к общению с другими. Общаясь со своим обожаемым «Альтер-эго» ребенок чувствует себя великолепно. У детей свои собственные игры, понятные им обоим. В данном случае у близнецов исключается интерес к другим детям. Близнецам другие детки- ровесники кажутся непонятными и становится неясно для чего они, такие не похожие не них. Зачастую каждый из близнецов время от времени откликается на оба имени по очереди, не отдавая себе отчет в том, что ему принадлежит лишь одно имя. В результате возникает так называемая «близнецовая ситуация», когда дети создают как бы свои «микрокосм» куда не допускаются посторонние, отождествляют себя друг с другом и считают себя единым целым.
Близнецы развиваются очень своеобразно. Часто один из пары раньше начинает контактировать с окружающими и начинает выражать желания за обоих : «Мы хотим есть», «Нам нужно купить новую машину»… и т.д. При этом другой умеет лучше читать. Таким образом, умения и навыки, которыми овладевает обычный ребенок, распределяются в близнецовой паре пополам. Тем самым усиливая связь между детьми. Получается, что один дополняет второго, и каждый из них оказывается совершенно беспомощен в отдельности от другого.
Дизиготные или разнояйцевые близнецы-это дети, развивавшиеся из разных материнских яйцеклеток. Могут быть как однополые, так и разнополые, бывают детки совершенно не похожие или напротив, безумно похожие. Такие дети ощущают свою разность от брата или сестры, осознают свое отличие друг от друга. При этом остается сильнейшая взаимосвязь. Отношения в такой паре гораздо теснее, чем между братьями и сестрами, имеющими разницу в возрасте.
Такие дети все детство проводят рука об руку. Начинают незначительно отдаляться друг от друга в подростковом возрасте, когда девочки начинают опережать в своем развитии мальчиков. И то это явление временное.
Три проблемы, с которыми сталкиваются родители близнецов :
1) Наиболее ярко в близнецовой паре выражена проблема соперничества . Причина этой проблемы уходит в ранее детство, в период постоянного «сравнения» детей. В глубине души дети хотят отличаться друг от друга, поэтому при условии «уравнивания» могут бунтовать. А может быть и обратная сторона соперничества: борьба за справедливость – необходимость иметь все одинаковое и том же количестве что и другого близнеца. Один простит пить, тут же прибегает другой; один нашел шишку- у второго «горе» и паника, если поблизости больше шишек не оказалось. Как же поступать в таких ситуациях? Попробовать объяснить детям, что лучше не повторять друг за другом, а прислушиваться к собственным желаниям. Для этого необходимо уточнить у ребенка о его истинное чувство, например: «Артем, проси пить, если ты действительно хочешь пить, а не из-за того, что воды просит твои брат (сестра)». Не обращайтесь сразу к обоим детям: «Вы хотите есть?» Обращаться с вопросом необходимо к каждому ребенку: «Арте, ты голоден? А ты Саша? Кому купить булочку? А кому мороженое?» Помогайте своим детям принимать разные решения.
2) Проблема ревности в близнецовой паре занимает не меньшее место, чем проблема соперничества. В семьях, где эта проблема стоит остро, крайне противопоказано какого-либо рода соревнования. Это касается и приема пищи («Кто первый съест кашу?»), и наведения порядка («Кто быстрее и больше соберет игрушек?»), и умения одеваться ( «Кто быстрее соберется на прогулку?»), и скорости выполнения домашнего задания («Кто быстрее прочитает рассказ?», « Кто скорее выполнит упражнение?») и т.д. Проигравший близнец будет чувствовать себя ущемленным, огорченным, расстроенным до конца дня. Обида от «проигрыша» может продлиться и дольше. Решением проблемы может стать привлечение обоих близнецов к «партнерским» играм, развивающие воображение, помогающие осознать положительные стороны сотрудничества.
3) Проблема первенства стоит, в семьях воспитывающих близнецов (двойню), особо ярко. Каждый из пары или один близнец старается занять «лидирующие», «главенствующее» положение – во всем быть первым! Для детей оказывается принципиально важным чье имя произнесли первым, и до глубины души окажется обижен тот из детей, чье имя представили последним. Как же поступать родителям? В первую очередь, общаться со своими детьми как с личностями. Стоит просто поговорить с детьми, что совершенно не важно какое имя представлено первым, а обижаться некрасиво. Наиболее значимо для родителей понять причину такого поведения, откуда возникло желание «выделится»? Возможно, дети чувствуют дефицит родительского внимания и таким образом пытаются его привлечь. Возможно, детям просто не хватает времени, которое родители проводят с ними.
Перед родителями близнецов стоит непростая задача. Им предстоит воспитывать в каждом ребенке личность, при этом не разрывая и не нарушая «близнецовую» связь. Главный «психологический шаг», который необходимо совершить родителям, уйти от сравнивания близнецов между собой. Двух одинаковых людей быть не может! И уж тем более стоит забыть о фразе: «Близнецы – это одно существо в двух экземплярах». Мамы и папы должны твердо уяснить: несмотря на то, что у них родились близняшки, их дети – это разные люди, и каждого из них следует рассматривать по отдельности.
Как воспитывать двойню?
Обычно ожидание двойни приводит будущих родителей в ужас, ведь это сразу двойная нагрузка: одевать, купать, кормить, обувать нужно сразу двоих, а это большие затраты! А когда они подрастут, начнут ползать, ходить… Как за ними уследить?! На самом деле это не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд.
Еще несколько лет назад был широко распространен метод одинакового воспитания близнецов: одинаковая одежда, игрушки, секции.
Зачастую это имело негативные последствия: ребенка лишали индивидуальности, травмировали психику, и один ребенок часто находился в тени успехов другого.
Но сейчас этот способ воспитания канул в прошлое, и детей начали воспитывать, учитывая их характер и особенности личности. Поэтому каждый из близнецов имеет возможность показать свои способности и таланты.
Условия воспитания
Двойняшкам изначально легче, чем детям-одиночкам: у них всегда рядом есть собеседник, которому можно высказаться и попросить помощи. У них всегда есть возможность общения с «другом» того же возраста. Такие дети не только хорошо дружат, но и частенько дерутся, отстаивая свою правоту)
Но все-таки есть и минусы.
Так, многим двойняшкам трудно воспринимать себя как отдельную личность, они видят себя как половинку единого целого.
Они друг без друга начинают скучать, не находят себе места. Если один приболел, а второй здоров, то здоровый постоянно достает больного, потому как играть один он не умеет))
Из-за этого они часто «распределяют» обязанности»: у одного хорошо получается рисовать, лепить, собирать конструктор, а второй берет на себя контакт с внешним миром, представляя их общие интересы. Касается это и выполнения домашних заданий, что существенно осложняет процесс обучения.
Это тормозит их личностное развитие. И отдельно друг от друга они могут совсем потеряться.
Важно, чтобы каждый из них имел возможность развить свою индивидуальность, личное пространство, игрушки и т.п.
Развитие речевых навыков
Одна из распространенных особенностей воспитания двойни — появление сложностей в развитии речи.
Основной причиной этому является их собственный язык, понятный только им. Обычно их общение – это смесь обычной речи и их «секретных» фраз.
Отучение от этого должно происходить как можно менее заметными способами, потому что при запретах они скорее всего взбунтуются и вообще прекратят разговаривать на нормальном языке.
Чаще всего речевое развитие двойняшек начинается позже их одиноких сверстников примерно на год-полтора.
Когда становится легче растить двойню? Делюсь своим мнением по данному вопросу в статье.
Может ли быть двойня от разных отцов? Читайте тут.
Также среди близнецов нередко имеют место небольшие дефекты речи. Причина этому – слепое копирование друг друга в произношении слов.
Не менее распространено «непроговаривание» словесных окончаний из-за того, что они иногда соперничают друг с другом и стремятся первыми рассказать родителям о своих подвигах и впечатлениях.
В таких случаях стоит начать занятия с логопедом и стараться следить за собственной речью, чтобы быть хорошим примером для подражания.
Наберитесь терпения, уделяйте каждому близнецу равное количество внимания, приучите их слушать и слышать друг друга, не перебивая.
У нас именно так и произошло. Сначала был свой «тарабарский» язык, потом свое особенное построение предложений. К 5 годам я поняла, что нас, домашних, дети не слушают, и мы отправились на занятия к логопеду. Да, с чужой тетей занятия проходят эффективно, но исправление всех нарушений речи происходит долго. Постоянно еще и дома отрабатываем то, что нам дают. Надеюсь, что к школе все наши речевые проблемы будут исправлены.
Развивающие игры
Немаловажную часть воспитания близнецов являются игры. С их помощью вы можете не только развлекать их, но и заниматься развитием их личностных особенностей и талантов.
Ролевые и логические игры помогают:
- развить в детях логическое мышление, воображение, умение играть в команде и ответственность;
- научиться быть самостоятельными, инициативными, принимать решения, иметь свою точку зрения.
Настольные игры также незаменимы в воспитании малышей:
- Игры со словами (вроде «Скраббла») помогут в расширении словарного запаса.
- «Ходилки» улучшат память, логическое мышление, научат играть в команде, отстаивать свои идеи, не принижая при этом соперников.
Мои очень любят ходилки. Однако в процессе игры мы сталкиваемся с постоянным перебиванием друг друга, соперничеством, а после — слезами, что брат победил))
Почему получается двойня? Узнайте здесь.
И не стоит забывать, что кроме общих игр и развлечений у каждого из них должны быть свои игрушки, которые соответствуют их характерам, но при этом они должны быть равноценными во избежание чувства ревности.
Так и живём — у нас просто куча игрушек, одного типа, но разных) Например, если это черепашки ниндзя, то один играет одними героями, а другой — другими. То же и с трансформерами и другими героями любимых историй)
Воспитание индивидуальности при воспитании близнецов
тамара шестакова
Воспитание индивидуальности при воспитании близнецов
Близнецы – две разные личности. Каждый из детей индивидуален, талантлив по своему; Возможны проблемы с речью; Взаимоотношения с другими детьми; Эффект зеркала – постоянно видеть себя со стороны глядя на своего близнеца. Роли «ведомый» – «ведущий». Появление в паре близнецов «третьего» влечет – ревность
При рождении близнецов маме нужна дополнительная помощь. Соблюдение режима питания и сна; Распределение внимания между детьми быть равноценно; Поощрение и наказание только за свои «заслуги»; Главные особенности воспитания близнецов заключаются в развитии индивидуальности у каждого из них. Организация индивидуального пространства для каждого из детей; Разделять интересы каждого из детей «Мама с дочкой в театр, Папа с сыном на футбол
воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»;
с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»;
придавать значение различиям детей;
называть каждого ребёнка своим именем;
создать у каждого из детей своего пространства, игрушек и т. п.
Прикреплённые файлы:
01_k3n84.pptx | 1639,24 Кб | Скачан: 9 |
Фольклор в воспитании дошкольников «Фольклор в воспитании дошкольников». Красоту, чистоту мы у старших берём, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остаётся.
«Воспитание индивидуальности дошкольников» Актуальность Потребность педагогов в комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка. Своевременная помощь детям, на раскрытие.
Отчет о патриотическом воспитании в ДОУ Доклад о патриотическом воспитании в ДОУ Воспитатель средней группы структурного подразделения «Детский сад № 17» ГБОУ ООШ № 2 п. г. т. Новосемейкино.
Главное в воспитании ребенка. Главное в воспитании ребенка – научить его быть человеком. Ребенок вырастает таким, каким делает его окружающая среда. Дурной пример заразителен.
Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.
Консультация «Духовно-нравственное воспитание — важнейшая задача в воспитании подрастающего поколения» В консультации отражена актуальная проблема духовно-нравственного воспитания, которая является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего.
Работа с родителями. «Кризисы в воспитании». Я не знаю быстрых способов воспитания, быстрых способов как справляться с проблемным поведением. Но как же приучить детей к дисциплине.
Роль книги в воспитании детей Книга- это лучший друг и помощник для воспитателей и родителей. Все писатели и поэты считают свои произведения своими детьми и вкладывают.
Семейные традиции в воспитании дошкольников «Семейные традиции помогают нам определить, что мы есть. Они дают что – то устойчивое, надежное и безопасное в запутанном мире…» Сьюжан.
Статья о воспитании «Мы должны обеспечить достойное воспитание нашим детям!» (В. В. Путин) Эти слова Президента России во многом должны стать для нас определяющими.
Особенности воспитания двойняшек
Двойняшки появляются на свет не такими, как остальные дети. Наличие постоянной компании в лице брата или сестры накладывает свой отпечаток на развитие двойняшек. Потому и подход к их воспитанию должен быть несколько иным, чем к воспитанию одного ребенка.
Взаимоотношения двойняшек
Главной особенностью двойняшек является их изначальное вынужденное сосуществование. Обычные дети, находясь в утробе, слышат только биение сердца матери, тогда как двойняшки слышат и ощущают друг друга.
Из-за этого у них с самого рождения появляется взаимная привязанность и удивительная способность чувствовать друг друга. Даже груднички испытывают заметный дискомфорт и беспокойство, когда брата или сестры долго нет рядом.
В этом есть первый существенный плюс двойняшек: они никогда не бывают одиноки. Если родители не находят возможности уделить внимание обоим детям, то они смогут компенсировать это общением друг с другом. Начинается оно простыми жестами и возгласами, а потом перерастает в так называемый «тайный язык близнецов». Тайным он называется потому, что взрослые не всегда могут разобрать, о чем лопочут малыши.
Дети-одиночки учатся разговаривать, копируя правильную речь взрослых. У двойняшек все иначе — большую часть времени они проводят вдвоем, и потому копируют реплики друг друга. Не научившись толком говорить, они повторяют друг за другом неправильно, из-за этого коверкая слова еще больше. Но парадокс в том, что сами они прекрасно понимают, о чем говорят.
Родителям очень важно уделять внимание развитию разговорных навыков у обоих детей. Несмотря на интенсивное общение двойняшек между собой, у них очень часто обнаруживаются задержки речевого общения.
Родители не находят времени исправлять ошибки и произношения, учить правильным словам. К тому же двойняшки обожают придумывать новые слова, которых нет в русском языке. Задача родителей — развивать речевые навыки двойняшек своевременно и корректно.
То, что двойняшки находятся все время рядом и дружат между собой — вовсе не значит, что им не свойственно соперничество. Конкурентная борьба чаще всего разгорается из-за родительской любви и ласки. Вы будете сидеть между двумя малышами и читать одну книгу, а каждый из них будет тянуть книгу на себя, чтобы видеть ту картинку, которую показала мама. Чтобы она показывала именно ему, а не брату или сестре!
Сначала вам нужно действовать по принципу одновременного общения. Если вы обняли одного ребенка, тут же обнимите второго, чтобы он не чувствовал себя обделенным.
Но не забывайте приучать детей делиться друг с другом не только игрушками и едой, но и родительским вниманием. Вскоре они поймут, что лучше немного подождать, пока родители заняты с другим ребенком, чтобы потом безраздельно властвовать и наслаждаться родительским вниманием самому.
Развитие индивидуальности у двойняшек
Даже если двойняшки однополые и похожи внешне, уже с самого рождения — это две разные личности. То, как они расположены в утробе матери, влияет на их развитие. Один больше слышит звуки внешнего мира правым ухом, другой левым, следовательно, у них по-разному развиваются полушария мозга. Один родился первым и быстро, а второму пришлось помучиться, следовательно, и здоровье у него слабее. Так или иначе, индивидуальность заложена в каждом ребенке с рождения.
Но в нашем обществе принято, что если двойняшки-близнецы, то обязательно должны быть одинаковы с головы до ног. Их не только одевают одинаково, но и заставляют есть одну и ту же пищу, соблюдать один и тот же режим дня, дарят одинаковые подарки.
В самом раннем возрасте, когда дети еще не осознают своей уникальности, это допустимо. Но чем старше становится ребенок, тем больше свободы для развития его индивидуальности нужно предоставлять. Да, это намного сложнее, чем «грести обоих под одну гребенку», и требует гораздо больше времени, но родители просто обязаны замечать, что их дети имеют разные задатки и таланты, склонны к разным манерам поведения.
Например, выбирая подарки двойняшкам, родители, скорее всего, купят одинаковые игрушки, «чтобы никому не было обидно». Но попробуйте посмотреть на это с другой стороны. Если одной дочери вы купили куклу в розовом платье, где гарантия, что эта самая кукла понравится второй дочке?
Попробуйте подойти к этому творчески. Пусть папа пойдет с одной дочкой выбирать подарок в один конец магазина, а вы идите со второй дочерью в другой. Предоставьте вашим детям право выбрать игрушки друг другу. Пусть каждая из девочек подумает, чем бы она могла порадовать сестру? Скорее всего, дети выберут разные подарки, потому что они сами разные личности. И согласитесь, играть разными игрушками вместе куда интереснее, чем одинаковыми.
Подчеркивая индивидуальность детей, не забывайте развивать в них самостоятельность. Ведь суть воспитания еще и в том, чтобы научить ребенка жить самостоятельно во взрослом мире. А сможет ли ребенок вырасти самостоятельным, построить свою жизнь и создать свою семью, если за ним тенью следует близнец, без которого жизнь немыслима?
Старайтесь устраивать детям раздельные прогулки и занятия, привлекайте своих родственников к раздельному общению с двойняшками. Учитывайте индивидуальные способности детей, придумывая им занятия.
Например, если у одного ребенка сильнее развиты художественные способности, сводите его в картинную галерею. А если у другого — технический склад ума, пусть он с папой попробует сколотить скворечник.
Даже на день рождения покупайте два маленьких торта со свечками, а не один большой на двоих. Пусть каждого из двойняшек будет свой жизненный опыт, свои личные воспоминания, переживания и мечты.
Страхи родителей
Главный страх родителей двойняшек — это то, что они не справятся с двумя детьми сразу, не смогут удовлетворить их потребности и запросы в необходимой мере.
Двойной объем стирки, глажки, кормежки, обычные домашние хлопоты и забота о муже — все это имеет место быть.
Но чтобы справляться с этим круговоротом дел, старайтесь придерживаться следующих правил.
- Психологически сложный, но очень важный воспитательный момент. Дайте вашим детям понять, что мама не может уделять им время 24 часа в сутки.
Когда в семье один ребенок, он может заиграться допоздна, и уложить спать его потом непросто. А с двумя детьми сделать это еще сложнее! Поэтому разработайте систему ограничений и запретов, которые должны будут соблюдать малыши, чтобы у мамы с папой была возможность заниматься своими делами. Здесь включается в работу тот плюс, о котором мы говорили в начале. Если вы не можете поиграть с детьми, они вполне смогут поиграть в компании друг друга. Там где есть возможность найти время на отдых и домашние дела, вы должны ее использовать.
- Не отказывайтесь от помощи близких и мужа. Сходить в магазин, закинуть вещи в стиральную машину, пропылесосить — это можете делать не только вы. Активно привлекайте мужа к домашней работе, если он не помогает вам с детьми. Принимайте любую помощь, и тогда вам будет намного проще справляться с материнскими обязанностями.
- Не завышайте планку. С появлением близнецов добиться совершенства в быту станет намного сложнее. Все свободное время вы должны посвящать семье, а не уборке. Уборка с появлением близнецов может стать вообще перманентным процессом. Поэтому смиритесь, если что-то не будете успевать делать по дому. Это не самое главное в жизни.
- Используйте голос. Голос мамы — это хорошее вспомогательное средство. Меняя одному ребенку подгузник, вы можете занимать второго ребенка разговором. Расскажите с интонацией сказку, напевайте песенку, издавайте смешные звуки. Так вы сможете избежать обиды малыша на отсутствие внимания к своей персоне, и сделать свои дела в тишине, а не сквозь шум детского плача.
Особенности воспитания двойняшек и близнецов
Известие о скором рождении двойни обычно вызывает у родителей не только радость, но и панику: ведь на их долю выпадает двойная нагрузка и ответственность. Впрочем, когда малыши подрастают, становится очевидно, что вовремя покормить, искупать и уделить каждому сорванцу внимание – не самая трудная миссия.
Ранее считалось, что близнецы и двойняшки должны воспитываться «под копирку». Они носили парную одежду, играли в одинаковые игрушки, ходили в школу с одинаковым уклоном. Сегодня мнение педагогов в отношении такого метода воспитания близнецов изменилось. Применение единого стандарта, как показала практика, часто играло с двойняшками злую шутку, лишая их индивидуальности, травмируя личность. Часто жизнь складывалась удачно только у одного из близнецов. Второй, вместо того, чтобы идти к своей цели, заниматься делом, которое нравится, был вынужден следовать за биологическим двойником и являться свидетелем его жизненных успехов.
Психологи рекомендуют искать и развивать в близнецах индивидуальные личностные особенности. Каждый из двойняшек должен иметь возможность реализовать свои таланты и увлечения.
Развитие личности близнецов
Близнецы обычно более самостоятельные, чем дети-«одиночки». Им вполне комфортно и весело проводить время вместе.
Однако у близнецового союза есть и недостатки. Часто у близнецов нарушается так называемый процесс самоидентификации, восприятия себя как полноценной личности. Дети видят друг друга как продолжение себя, то есть, единое целое они составляют только вместе. В связи с этим близнецы часто практикуют некое «разделение труда». Один малыш, скажем, осваивает мелкую моторику: отлично рисует, лепит из пластилина, собирает конструктор. Другой берет на себя коммуникативные социальные навыки и вступает в общение с внешним миром, представляя интересы обоих. Это может привести к дезориентации личности в обществе и торможению развития определенных навыков и умений.
Поодиночке двойняшки и вовсе могут «потеряться», станут скованными, замкнутыми. Именно поэтому так важно, чтобы каждый из детей осознавал границы своего внутреннего «я», стержня, свойственного только ему, как личности. Для формирования индивидуальности необходимо наличие у каждого представителя близнецового симбиоза собственного пространства, игрушек и т.д.
Речевое развитие близнецов
Нередко у двойняшек отмечается задержка развития речи. Причиной данного диагноза может стать криптофазия – особенная «секретная» речь близнецов, понятная только им. По сути, это явление представляет собой слияние «человеческого» и «авторского» близнецового языков. Отучать детей от «близнецовой» речи следует незаметно и постепенно, так как при агрессивном запрете малыши, скорее всего, начнут придумывать новые кодовые фразы, чтобы их не понимали взрослые.
Двойняшки осваивают речь на 1-1,5 года позже детей-«одиночек». Как правило, первые осмысленные слова они произносят к 2-2,5 годам.
Близнецам часто свойственно наличие мелких речевых дефектов. Происходит это от того, что дети во всем копируют друг друга, в том числе и в неправильном произношении. Наиболее распространенным речевым дефектом является «проглатывание» окончаний предложений. Это связано с тем, что малыши, хотя и очень привязаны друг к другу, все же порой ощущают себя соперниками – они спешат первыми рассказать маме и папе что-то новое, важное. В этой спешке и теряются окончания слов. На данном этапе стоит обратиться к помощи логопеда, который поможет скорректировать речевое произношение.
Родители должны помнить, что являются примером для подражания: малыши ловят каждое ваше слово, перенимают интонации, обогащают словарный запас. Поэтому очень важно следить за своей речью в присутствии близнецов. Учите детей слушать друг друга, не перебивать, говорить спокойно, последовательно. Не нужно строить за ребенка предложения, договаривать слова – малыши должны делать это самостоятельно. Для формирования речи близнецов родителям следует запастись терпением и уделять время индивидуальному общению с детьми.
Полезные игрушки для близнецов
Итак, как мы уже убедились, в развитии близнецов присутствует множество факторов, которые затормаживают их психологическое и эмоциональное развитие. А поскольку игры занимают большую часть времени у детей 1-3 лет, очень важно подобрать игрушки, которые будут не только развлекать, но и развивать, корректировать особенности личности двойняшек.
• Кукольный театр. Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие всех навыков, которые формируются у близнецов с опозданием. Игра в кукольный театр помогает развивать речь каждого ребенка, формирует логическое мышление, фантазию и воображение, учит играть в команде и нести при этом личную ответственность за течение игры – сюжет зависит от действий и поступков персонажей, а ими, в свою очередь, управляют кукловоды-близнецы.
• Логические игры – лото, домино, «мемори» и т.д. В таких играх каждый из близнецов играет сам за себя, а это учит самостоятельно принимать важные решения, проявлять, высказывать и отстаивать собственное мнение. Хорошо, если в таких играх принимают участие и другие члены семьи.
• Игры на развитие мелкой моторики – «Бревнышки», «Собери 4», «Балансирующая башня» и т.д. лучше покупать в двух экземплярах. Тогда близнецы смогут устраивать мини-соревнования, и каждый будет развивать свои способности, не поручая это своему биологическому двойнику. Очень важно, чтобы дети научились играть и сообща, и независимо друг от друга.
• Настольные игры. В возрасте 4-6 лет близнецам будут полезны настольные игры, направленные на развитие речи. Идеально подойдет, например, «Скраббл» – игра представляет собой упрощенную форму кроссворда. Близнецы придут в неописуемый восторг от «Активити». В этой игре дети учатся описывать предмет с помощью слов, ищут им синонимы, а также знакомятся с техникой пантомимы. Различные «игры-ходилки» тренируют память, развивают логическое мышление, учат играть в команде, уважать соперников, но, при этом, отстаивать свои интересы.
Важно, чтобы помимо «общих» у детей были и собственные игрушки.. Это могут быть детские коляски, наборы для песочницы, машинки и куклы. Приобретая разные игрушки для близнецов, важно, чтобы они характеризовали индивидуальные черты ребенка, но при этом были максимально равноценными. Если это, например, куклы, то они могут быть разными визуально, но одинаковыми по размеру. В таком случае опасность развития ревности и ненависти друг к другу сводится к нулю: дети понимают, что мама и папа любят их одинаково.
«Личные» игрушки двойняшек должны быть неприкосновенными. Задача родителей – научить малышей уважать собственность другого. Чтобы поиграть в «личную» игрушку брата или сестры нужно спросить разрешения, или предложить равноценный обмен.
Если жилая площадь позволяет, психологи рекомендую купить две игровые палатки, чтобы у каждого из двойняшек было свое место для уединения. Идеальный вариант – две палатки, соединенные тоннелем.
Очень часто в паре близнецов один бывает заводилой, а второй – послушным исполнителем. Чтобы скорректировать поведение каждого из них, во время сюжетно-ролевых игр предложите детям меняться ролями. Так в каждом из близнецов будут формироваться лидерские качества.
В речевом развитии близнецы догоняют своих сверстников к началу обучения в школе. Однако им больше, чем детям-«одиночкам», нужна стимуляция к речевому развитию, и родители должны помнить об этом, воспитывая двойняшек.
Особенности воспитания близнецов
Близнецы привлекали и привлекают особо пристальное внимание на любой стадии развития общества, а на иных они становились даже объектом различных верований. В наше время близнецами интересуются преимущественно психологи, прежде всего затем, чтобы оценить — сопоставляя с ролью генетики в развитии личности — роль окружения и воспитания.
Истинные или ложные?
Истинные близнецы те, что развиваются из одной и той же оплодотворенной яйцеклетки, именуемой в науке монозиготой, — имеют одну и ту же обусловленную генетикой наследственность, тогда как дизиготные близнецы развиваются при оплодотворении двух яйцеклеток и, стало быть, генетику имеют разную.
Ложные близнецы, или двойняшки, могут быть разного пола, чего никогда не случается с близнецами истинными.
Споры о врожденных и приобретенных свойствах вышли сегодня за пределы психологии, зато совершенно особые отношения, которые возникают между близнецами, интересуют именно психологов.
Нередко близнецы представляют собой точную копию один другого и развиваются одинаково. В таких случаях они способны изобрести собственный язык, вернее — жаргон, на котором говорят между собой и который остается тайной для окружающих.
Друг друга они понимают прекрасно, но кажутся иногда отрезанными от всего остального мира. Однако в какой-то момент развития у них вдруг появляется нужда в том, чтобы, определив особенности каждого, разделиться и существовать по отдельности.
Этот «разрыв» может оказаться более трудным для одного, чем для другого, и нужно учитывать реакции каждого, не применяя в воспитании ни излишне радикальных, ни излишне догматических методов.
Как реагировать на такие особые отношения между близнецами?
Долгие годы родители близнецов предпочитали подчеркивать их сходство, их полную тождественность и их равенство — и выражалось это, главным образом, в том, что их одинаково одевали.
Сегодня те родители, которые внимательно относятся к выводам психологов и опасаются спровоцировать задержку развития у близнецов, имеют скорее тенденцию к тому, чтобы искать и подчеркивать разницу между детьми. Причем дело не только в возросшем влиянии психологии, но и в том, что современное общество ориентируется на индивидуализм и стремление личности «строить себя» самостоятельно.
Любой папа и любая мама в наши дни хочет, чтобы ребенок — неважно, близнец он или не близнец, — имел собственную индивидуальность.
И действительно, те близнецы, которые представляют собой точное отражение один другого и изобретают свой язык, запаздывают порой с появлением приобретенных свойств, особенно в плане языка, но это характерно главным образом для третьего года жизни, а к тому времени, когда надо идти в детский сад, все выравнивается.
Сегодня считается, что лучше подчеркивать различия
– Лучше одевать близнецов по разному и покупать им разные игрушки.
– Однако нет никакой необходимости разделять их с младенчества.
– Отношения, которые устанавливаются между близнецами, чрезвычайно важны. Между ними существует очень сильная привязанность друг к другу.
– Когда вы обращаетесь к близнецам, важно подчеркивать разницу между ними — например, всегда называть их по именам, избегая безличного «Пойдемте, мальчики!» или «Девочки, давайтека побыстрее!»
– Позаботьтесь о том, чтобы для каждого из близнецов у вас было свое, отдельное время.
– Конечно же, надо учитывать реалии жизни и порядок, установившийся в семье, но, насколько возможно, предлагайте близнецам разные виды деятельности по дому.
Близнецы идут в детский сад
В три года — когда начинается детский сад — если в саду достаточно групп, чаще всего близнецов разделяют.
– Очень важно подготовить детей к возможности разлуки, которая порой одним из близнецов воспринимается острее.
– Даже при том, что обычай разлучать близнецов благотворен для их социализации, этот обычай, как и всякое правило, должен применяться разумно и при необходимости вводиться как можно более постепенно.
– Главным всегда должно оставаться уважение к опыту и личности каждого ребенка.
-Задержка в речевом развитии может объясняться трудностями с индивидуацией 1 .
– В этом возрасте задержка в речевом развитии может быть достоверно распознана только психологом и/или логопедом.
– В некоторых случаях помощь при разлуке близнецов может быть оказана в ходе работы, связанной с психомоторным развитием. И впрямь нередко случается, что близнецы строят образ своего тела 2 , исходя из зеркального отражения тела брата или сестры: если, например, один из близнецов левша, второй будет правшой. Если близнецов разлучают, разделяют, у каждого из них это сказывается на формировании представления о схеме собственного тела, что может привести к трудностям в координации движений, выполнении сложных двигательных актов. При общей сохранности опорно-двигательного аппарата такие расстройства носят в психологии название диспраксии.
Начиная с четырех – пяти лет близнецы уже могут заводить каждый своих друзей.
– Вам надо следить за тем, чтобы каждый при этом делал то, что устраивает именно его. Может случиться, что один из близнецов так зависит от брата или сестры, что стремится разделить с ним и игры, и друзей, но может быть и так, что ребенок отказывается играть с братом или сестрой в его (ее) любимую игру и хочет, чтобы друзья у них были разные.
– По мере того как дети растут, взаимозависимость иногда оборачивается независимостью, и, как при всякой разлуке, один может легче справляться с отсутствием рядом брата или сестры, чем другой.
Роль родителей состоит в том, чтобы помочь детям обрести душевное равновесие.
1 Индивидуация в психоанализе — процесс развития психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии.
2 Образ тела — осознаваемое субъектом ментальное представление о собственном теле. Понятие это ввел в 1935 году австрийский невролог и психоаналитик Пол Шильдер.
Особенности воспитания близнецов: полезные советы родителям
Между близнецами, живущими вместе с рождения, образуется прочная взаимосвязь. Она носит особый характер, ведь это не просто близкие родственные отношения — близнецы как будто неразрывно связаны в единое целое. Со стороны это выглядит, как воплощенная мечта о «второй половинке», которая по-настоящему тебя понимает, полностью разделяет твои чувства, убеждения, интересы. Но такая глубокая взаимосвязь не всегда полезна. Сложности могут возникнуть, когда близнецам придется принимать решения и действовать по отдельности. Близнецу, оказавшемуся без поддержки брата или сестры, бывает трудно справиться с неуверенностью в себе. Такой ребенок может испытывать затруднения при заведении новых знакомств, при выстраивании отношений со сверстниками и в дальнейшем при создании своей собственной семьи. Задача родителей — помочь ребенку раскрыть и развить свою индивидуальность, обрести личностную автономию.
Формирование личности ребенка
С первых дней жизни близнецов родители подмечают малейшие отличия в их внешности и характере. Мама и папа учатся различать детей между собой и скоро убеждаются, что, несмотря на большое сходство, близнецы во многом отличаются друг от друга — это отдельные личности, каждая со своими вкусами, предпочтениями, склонностями и способностями. Индивидуальные особенности близнецов должны учитываться в процессе воспитания. Общение с детьми нужно выстраивать таким образом, чтобы не нивелировать их отличия, а, наоборот, подчеркивать. Это поможет детям осознать свою индивидуальность, исключительность, непохожесть на других людей, в том числе на своего близнеца.
Психологи не рекомендуют одевать близнецов полностью одинаково. У братьев/сестер может быть похожая одежда, но с явными отличиями, которые позволят им без труда определить, где чья вещь. Каждый близнец должен пользоваться только своими предметами одежды и иметь специально выделенное место для их хранения. Полностью одинаково можно одевать только совсем маленьких детей, которые еще не осознают себя как личность. Это правило распространяется и на игрушки — у каждого они должны быть свои. Брать чужие разрешается только с позволения владельца. Все это поможет ребенку осознать свои личные границы и научиться уважать чужие.
Для празднования дня рождения лучше испечь или купить два торта и, конечно, приготовить два подарка. Важно, чтобы подарки были не одинаковые. Каждого ребенка должен ждать индивидуальный сюрприз. Можно отправиться в магазин вместе с детьми. Лучше разделиться: пусть один близнец идет с мамой, другой — с папой. Так подарок будет выбран самостоятельно, независимо от мнения брата/сестры.
Близнецы не обязательно разделяют увлечения друг друга. Выбор хобби, кружка или спортивной секции нужно обсуждать с каждым ребенком в отдельности. Пусть каждый выберет увлечение, которое придется ему по душе. Если близнецы будут ходить на разные занятия, они смогут развить свои индивидуальные способности и научатся самостоятельно — без поддержки брата или сестры — заводить новых друзей.
Еще несколько полезных рекомендаций:
- родители должны найти время для общения тет-а-тет с каждым близнецом;
- следует чаще обращаться к близнецам по имени и реже использовать слова, обозначающие группу лиц: «ребята», «дети», «мальчики», «девочки»;
- вопросы нужно чаще адресовать не паре близнецов, а конкретному ребенку;
- надо отучать детей от привычки отвечать на вопросы друг за друга;
- поручения лучше давать детям по отдельности;
- необходимо предоставить близнецам возможность достаточного общения со сверстниками.
Речь не идет о том, чтобы насильственным образом разобщать близнецов. Но для формирования здоровой личности следует с ранних лет всячески подчеркивать индивидуальность ребенка, его непохожесть ни на кого, в том числе на своего близнеца. Обращая внимание на проявления индивидуальности каждого из близнецов, не стоит сравнивать их между собой, поощрять соперничество и нездоровую конкуренцию.