«Особое время» для ребенка

«Особое время» для ребенка

Воспитание ребенка

Особое время дает детям ощущение тесной связи с родителями и снижает потребность шалить

Зачем уделять ребенку особое время

Одним из наиболее вдохновляющих мероприятий, которое родители могут подарить своим детям, является регулярное запланированное проведение с ними особого времени. Вы как родители, скорее всего, и так проводите много времени со своими детьми. Однако есть большая разница между временем, которое выделяется по необходимости, случайным временем и запланированным – особым временем.

  • Для детей до двух лет требуется много времени и они еще слишком малы, чтобы понять уникальность и ценность особого времени. Пока они чувствуют вашу искреннюю радость от общения с ними, запланированное особое время не является необходимостью.
  • В возрасте от двух до шести лет детям требуется, по крайней мере, десять минут в день особого времени, на которое они смогут твердо рассчитывать. Возможно, лучше выделять и более 10-ти минут, но вы удивитесь тому, какое волшебное воздействие на ваши отношения с ребенком могут оказать даже десять минут регулярного особого времени, которые вы ежедневного будете выкраивать из своего плотного графика.
  • Детям от шести до двенадцати лет не обязательно уделять особое время каждый день (судить вам), но у них должна быть возможность рассчитывать хотя бы на полчаса в неделю. Конкретное время суток и продолжительность особого времени в каждой семье могут определяться индивидуально. Это может быть время для печенья с молоком каждый день после школы или целый час каждую субботу. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное особое время с родителями.
  • Не поддавайтесь обманчивому ощущению, что подростки не хотят проводить с вами особое время. В этом возрасте для них друзья важнее семьи, но чем старше они становятся, тем более важной становится семья. Если ваш подросток не знает, чему посвятить особое время, вам, возможно, потребуется сделать ему свои предложения. Подростки любят съесть что-нибудь вкусненькое. Пригласите вашего ребенка-подростка позавтракать или пообедать вместе. Продолжайте поиск наилучшего способа провести время, пока не найдете такой, которого ваш ребенок будет ждать с нетерпением.

Почему особое время с ребенком настолько необходимо?

  • Дети испытывают чувство тесной связи с родителями, когда могут рассчитывать на регулярное особое время с ними. Они чувствуют, что важны для своих родителей и любимы ими. Это снижает их потребность шалить как неконструктивный способ восстановить или перезагрузить положительную связь с родителями.
  • Запланированное особое время будет для родителей важным напоминанием о том, для чего у них есть дети, в первую очередь – чтобы радоваться вместе с ними.
  • Когда дети нуждаются во внимании занятых в настоящий момент родителей, им будет легче услышать от папы или мамы: «Мой хороший, я не могу уделить тебе время прямо сейчас, но с нетерпением жду нашего особого времени в 16:30».

Проведение особого времени с детьми нужно планировать заранее. Хорошо продумайте список дел или развлечений, которым вы бы хотели посвятить ваше особое время. Этот список можно составлять вместе с ребенком и обсуждать, какие пункты будут приоритетными, а какие лучше отложить на более подходящее время. Если какие-то вещи или мероприятия стоят слишком дорого, внесите их в список дел, на которые вы будете откладывать деньги. Если список содержит мероприятия, которые занимают более 10–30-ти минут, запланируйте их на время выходных или отпуска.

Особое время должно быть неприкосновенным, поэтому для родителей будет лучше отключать свои телефоны на время общения. Тем не менее, если у мамы два ребенка и один из них сейчас может позвонить, мать может сказать ему: «Если у тебя все хорошо, я перезвоню тебе позже, поскольку у нас с Володей сейчас особое время». Володе будет очень приятно, что его мама рассказывает другим, насколько для нее важно провести с ним особое время.

Родители могут выделять особое время перед тем, как ребенок отправится ко сну (хотя вечернее время перед сном не должно заменять дневное особое время).

История успеха

Одна мама, перед тем как уложить своих детей спать, попросила их поделиться самыми грустными и самыми радостными моментами дня. Сначала ее дети использовали эту возможность, чтобы пожаловаться на огорчившие их события, и в конечном итоге начинали плакать.

Мама терпеливо ждала, пока они успокоятся, а затем говорила: «Я очень рада, что вы можете поделиться своими чувствами со мной. Завтра, когда вы не будете так расстроены, мы еще немного поговорим об этом, чтобы выяснить, что мы можем предпринять по этому поводу. А теперь расскажите мне о том хорошем, что произошло с вами за день».

Если дети не могли думать о хороших моментах, мама делилась с ними своими радостными событиями. После того как дети привыкли к этой процедуре, они стали рассказывать о печальных событиях без эмоционального расстройства, по существу, а затем высказывать идеи о том, как избежать подобных проблем в будущем. Вскоре дети уже рассказывали маме больше о хороших, чем о печальных событиях.

«Особое время» для ребенка

Выбор занятия всегда должен принадлежать ребенку. Сейчас его выбор важнее. Роль для родителя ребенок тоже выберет сам, не нужно «перетягивать одеяло» на себя.

Невероятно ценным станет полное принятие всех чувств вашего ребенка. Начинать нужно с такого количества времени, с которого непосредственно родитель сможет перенести эмоций ребенка.
От рождения до двух лет ребенку необходим постоянный уход. «Особого времени» в таком возрасте не нужно. Внимания со стороны родителей итак предостаточно.

Критически важно, чтобы ваш интерес был максимально откровенным. Психика ребенка наверняка ощутит, если особое время будет проведено для галочки, это может только ухудшить ваши отношения.
С 6 до 12 лет уже необязательно выделение ежедневного «особого времени», но в неделю его должно быть хотя бы с полчаса. Ребенок обязательно должен знать, когда именно наступит такое «особое» время.

Чаще всего, в силу социальных устоев, мальчики основную часть времени бывают с мамами. Специалисты отмечают, что отцам на особое время с сыновьями ежедневно необходимо выделять минимум по десять минут. Рабочие графики отцов в наше время нередко такие, что приходя домой, они видят уже спящих детей. В таких случаях не нужно забывать про технологии: пишите смс или электронные письма. Такое проявление внимания тоже приятно.

Допустим, в выходной день несложно проснуться немного раньше остальных, и поговорить с сыном. Он это оценит.
Отцу с сыновьями обязательно нужно находить время хотя бы во все праздники и выходные, даже если в течении недели рабочий график не позволяет выделить особого времени ежедневно.

Если родители, являющиеся важнейшими людьми в жизни любого ребенка, будут проводить с ним особое время, ребенок будет более уверенным.

Организация «особого времени».

— Вставьте в ваш привычный распорядок дня такое окошко особого времени, которое вы точно сможете выделить.
— Нельзя выделять особое время «из под палки», такой вариант не понравится ни родителю, ни ребенку.
— Брать инициативу в свои руки в выборе занятия на особое время стоит только в редких случаях, если он не может сам выбрать что-то одно.
— Бывает, что в семье больше одного ребенка, тогда такое время нужно выделить каждому. И не важно сколько ему лет.

Испытайте данный способ, и вы заметите, как будет совершенствоваться поведение родного ребенка, насколько вы с ним будете ближе.

«Детский час» — особое время для ребёнка

Наталья Соколова
«Детский час» — особое время для ребёнка

Эту форму работы с родителями я практикую уже несколько лет. Приглашаю маму или папу вместе с ребёнком на консультацию и мы проводим “детский час“. Предварительно на консультационной сессии я рассказываю родителям о правилах “детского часа” – о них вы узнаете ниже, о том как “детский час” помогает установить доверительные, партнёрские, открытые отношения между родителями и детьми. Родители смогут понять, что беспокоит ребёнка, какие у него трудности в общении с детьми и взрослыми, какие страхи он испытывает. Мамы и папы смогут расстаться с родительской беспомощностью.

Проводить с ребёнкомдетский час” лучше всего ежедневно. Что же это такое – “детский час“?

Это особое время для ребёнка. На этот час ребёнок становится главным. Начиная вводить «детский час», родители говорят ребёнку: «С сегодняшнего дня и каждый день у нас будет «детский час». Этот час я буду проводить с тобой. Мы будем делать то, что тебе захочется. Ты будешь главным на этот час. Я буду рядом с тобой. Чем бы ты хотел заняться?»

Время – 1 час. В помещении должны находиться только ребёнок и взрослый.

Правила «детского часа»:

1. Конфиденциальность. Не обсуждать ни с кем то, что делал ребёнок, как он играл и т. п. (уж точно это не надо делать в присутствии ребёнка: тогда он не будет чувствовать себя безопасно).

2. Полное внимание к ребёнку (внимательно наблюдать; быть готовым вступить в игру сразу, как только ребёнок предложит).

3. Не критиковать!

4. Не оценивать («Молодец» – это тоже оценка). Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал себя безопасно, а любая критика или оценочное отношение не способствует этому.

5. Можно всё, что не вредит здоровью и не нарушает права другого человека.

6. Телефон отключаем, на вызовы не отвечаем. Договариваемся с близкими, чтобы в течение часа вас не беспокоили.

7. Телевизор и компьютер не включаем!

8. Можно всё, что не вредит здоровью и не нарушает права другого человека.

9. Не надо ребёнка учить чему-либо, если он вас об этом не попросит.

Объясните ребёнку правила и не отступайте от них – это очень важно!

Первые несколько дней надо быть терпеливыми, не отступать от правил (этого не надо делать и дальше). Если ребёнок не вовлекает вас в игру, всё равно будьте рядом и внимательно следите за происходящим. Через некоторое время он обязательно предложит вам поиграть с ним. Вот это будет здорово! Смело задавайте малышу вопросы, например: “Как боится имярек? Что он делает, когда ему страшно?”,”Что я должна говорить? Что делать?”.

Родители, которые проводили «детский час», говорят о том, что уже через несколько дней ребёнок предпочитал «детский час» телевизору и компьютеру.

Об этом методе мне рассказала психолог Лидия Сковронская, а я применила его в своей практике. И не только как психолог-консультант, но и как бабушка. Так что по опыту знаю ценность такой работы.

Если вас будет что-то беспокоить в поведении ребёнка, в выборе сюжетов игр и т. п., обратитесь за помощью к детскому психологу.

«Яичные фантазии». Выставка совместных работ родителей и детей Здравствуйте, уважаемые коллеги. Не так давно в нашей группе прошла выставка совместных работ родителей и детей из декоративных яиц. Все.

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Гость группы» Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается.

«Особое время» для ребенка

Понятие «особое время» поначалу может вызвать недоумение у многих родителей, ведь они и так проводят со своим ребенком значительную часть времени. И чем младше ребенок, тем больше родительского внимания он получает. Однако есть существенная разница между ежедневным общением по необходимости и специально отведенным временем, которое полностью посвящено ребенку.

В первом случае это общение на бытовом уровне, сопряженное с родительскими обязанностями: покормить, переодеть малыша, погулять с ним; проверить уроки у школьника, обсудить семейные вопросы с подростком и т. д. И совсем другое дело, когда родители откладывают все рутинные дела и полностью уделяют внимание ребенку. Именно это время психологи и называют особым.

Суть «особого времени» – взрослый общается с ребенком как с равным и следует его правилам, максимально сосредотачивая свое внимание на ребенке, занимаясь только им, не отвлекаясь ни на какие посторонние дела.

Почему ребенку необходимо выделять «особое время»

Во-первых, те моменты, когда родители слушают и слышат своих детей, постепенно формируют в ребенке ощущение собственной ценности.

Во-вторых, дети спокойнее реагируют на занятость родителей, потому что точно знают: через какое-то время мама и папа обязательно уделят им внимание.

В-третьих, для ребенка это возможность рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в жизни, и вместе с родителями обыграть ситуации.

«Особое время» – это часы или минуты?

Главное – не количество, а качество проведенного с ребенком времени. Даже десять минут по-настоящему искреннего и доверительного разговора по своему воздействию перекроют час, в течение которого, находясь вместе, каждый занимался своим делом.

Начинать надо с того количества времени, которое может выделить (а иногда и выдержать) родитель, потому что в это время ребенок может делать все, что ему требуется.

Игру, занятие предлагает всегда сам ребенок! В это время он главный. Родитель играет роль, которую предлагает ему ребенок.

Очень важно полностью принимать детские чувства: в это время ребенок может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и взрослые не должны злиться, раздражаться и обижаться на него. Сколько времени родители смогут выдержать проявление детских эмоций – с такого количества времени и следует начинать.

Психологи отмечают, что в эти минуты взрослых могут ожидать не только разговоры, но и игры в «Дочки-матери» с наказанием мамы или папы в углу, в воспитателя и воспитанника с обозначением проблем. Дочка-подросток может пожелать, чтобы мама или папа почитали вслух перед сном заданное произведение. Бывает и желание подраться – надо только оговаривать правила: не бить по голове и животу, драться только подушками, чтобы не повредить тело, но освободить при этом душу.

До двухлетнего возраста дети нуждаются в постоянной заботе. Получая максимум родительского внимания, малыш чувствует, что его любят, а потому для общения с ним нет нужды выделять специальное время – его и так достаточно. Но чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в таких моментах, когда родительское внимание будет принадлежать только ему.

Дошкольникам ежедневно требуется не менее десяти минут особого времени. Для этого вовсе не нужно придумывать что-то сложное – достаточно просто побеседовать с ребенком, расспросить его о том, чем он занимался в садике, чему новому научился, во что хотел бы поиграть. Здесь важно, чтобы малыш почувствовал, что родителям важны и интересны его заботы, переживания, новые знания и навыки. И этот интерес непременно должен быть искренним. Дети остро чувствуют фальшь, и если общение с ними происходит формально, то особое время, проведенное с ними, вызовет лишь взаимное раздражение.

Детям от шести до двенадцати лет, возможно, и не нужно ежедневное выделять «особое время», но оно непременно должно составлять не менее получаса в неделю. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное время с родителями.

Подростки уже не так сильно нуждаются в родительском внимании: им не терпится почувствовать себя взрослыми. Но было бы ошибкой считать, что они не нуждаются в нем совсем. Такое мнение часто складывается из-за «ершистого» поведения взрослеющего ребенка, для которого друзья на какое-то время становятся ближе родителей. Однако, несмотря на демонстративную независимость, подросткам, пусть не так часто, как раньше, но все же хочется родительского внимания. И они должны знать, что могут на него рассчитывать. Даже если ваш ребенок не знает, как провести с родителями несколько минут, просто посидите с ним рядом.

Строгого графика здесь нет – каждая семья самостоятельно решает, будут ли это разговоры по душам после школы или совместный досуг в выходной день. Главное, чтобы ребенок точно знал, что определенные минуты или часы он проведет в комфортной доверительной обстановке вместе с мамой и папой и выразит свои чувства.

«Особое время» с мальчиками

Многие мальчики больше времени проводят с мамами, чем с папами. Психологи рекомендуют отцам, как бы они не были заняты или устали, уделять своим сыновьям не меньше десяти минут в день «особого времени». Если папы приходят домой, когда дети спят, и уходят, когда еще спят, то вариантом взаимодействия могут стать ежедневные электронные письма или текстовые сообщения.

В выходные дни можно встать на десять минут раньше всех и поговорить с сыном – искренне и заинтересованно.

По возможности в любые праздничные и выходные дни отцам надо находить время для общения с сыновьями.

Когда самые важные для детей люди постоянно проявляют желание проводить с ними время, уверенность ребенка в себе растет.

Как организовать «особое время»

Подберите реальное время, которое вы регулярно будете выделять в качестве «особого» для своего ребенка.

Не выделяйте время «через силу» – пользы от этого никому не будет.

Только если ребенок затрудняется самостоятельно определить, чем заняться в это время, предложите варианты.

Если «особое время» не ежедневное, то сообщайте ребенку заранее о следующем «особом времени» – пусть подумает, чем захочет заняться.

Не наказывайте ребенка отменой «особого времени».

Не отменяйте «особое время», что бы ни случилось. В особых случаях его можно немного «сдвинуть».

Если в семье не один ребенок, определите «особое время» для каждого, причем независимо от возраста.

Попробуйте этот прием и увидите, как будет улучшаться поведение вашего ребенка, насколько вы с ним станете ближе.

Насколько важно время, посвященное своему ребенку

27 июня 2019 . Раздел Дом и семья

Любой родитель проводит со своим ребенком все свободное время и когда он слышит такое название как “особое название” впадает в легкое недоумение. Маленький ребенок всегда получает больше внимания, чем тот же подросток. Но существует большая разница между тем общением, когда родитель общается со своим ребенком ежедневно и в определенное время, уделенное только ему. Чаще всего ежедневное общение с ребенком подразумевает под собой общение в бытовом плане, в которое входит: покормить, искупать, погулять с малышом. Совершенно другое в семейной жизни – отбросить все дела и посвятить время лишь ребенку. Данный прием в психологии называется особенным временем. Суть такого приема заключается в том, что взрослый человек и ребенок общаются на равных, и между ними нет никак границ и преград.

Почему так важно “особенное время”?

Главная причина, потому что в этот момент родитель находится наедине со своим ребенком и слышит его мысли, чувства, переживания, и в такие моменты в ребенке закладывается ощущение чего-то ценного и важного.

Следующая немаловажная, причина – дети не удивляются тому, что их родители заняты работой или еще какими-либо делами, потому что знают: родители выделят им время.

И последняя причина, пожалуй, самая важная, – ребенок в это время сможет поведать родителям о своих переживаниях, а мама и папа всегда помогут справиться с любой ситуацией.

Что под собой подразумевает “особое время”?

Гораздо важнее в проведенном с ребенком времени не часы или минуты, а качество самого времени. Ведь те же самые несколько минут, если они были наполнены искренностью и любовью, станут гораздо важнее часа или нескольких часов, когда каждый уделял внимание лишь своим делам. Лучше поначалу выделить то количество часов, которое сможет вытерпеть родитель, так как в такое время ребенок будет заниматься чем захочет. Какое-либо занятие или игру должен выбирать сам ребенок, родитель в этом случае играет второстепенную роль и играет в то, во что захочет ребенок.

В психологии принято считать, что во время таких игр не обязательно могут быть только разговоры, но и те же игры в “Дочки-матери”, и ребенок может в качестве наказания ругать, ставить в угол маму или папу, это очень важно для того, чтобы ребенок мог высказать проблему, почему он так поступил. Какого-то определенного графика, что делать в моменты “особого времени” с ребенком нет, будет лучше, если малыш проведет время вместе с мамой и папой, и они сами решат/запланируют чем им заняться, на случай если ничего не придет в голову, родители и их чадо могут выразить друг другу свои чувства.

Как спланировать “особое время”?

Для начала необходимо выбрать конкретное время, которое будет посвящено лишь ребенку.

Ни в коем случае нельзя заставлять себя или ребенка, если кто-то не хочет этим заниматься, ничего хорошего из этого не выйдет.

Если ребенок не может решить, чем заняться, только тогда родители могут предлагать свои варианты.

Если для “особого времени” не выделено определенного дня, то необходимо заранее говорить своему ребенку о том, когда оно наступит, чтобы он мог сам выбрать, чем хочет заняться.

Не нужно в качестве наказания придумывать для ребенка отмену “особого времени”.

Когда в семье несколько детей, то для каждого из них нужно выделить время.

Никогда не стоит отменять такие дни, единственное, что можно сделать, это немного его передвинуть.

Благодаря приему “особого времени” ребенок изменится в своем поведении, и родители станут с ним ближе.

Особое время | автор: admin | 24 сентября 2016 |

Эта публикация – прежде всего для вас, уважаемые очень занятые мамы и папы! Вы хотите как можно больше дать своему ребенку, проводить с ним как можно больше времени, но мешает вечная занятость (работа, дела домашние, то, другое…)? Выход наконец нашелся!

Особое время
– время особого качества, когда взрослый общается с ребенком как с равным и следует правилам ребенка. О его продолжительности и периодичности дети и взрослые договариваются заранее.

Как обычно общается (играет) взрослый с ребенком? Получается ли делать это на равных? Мы спросили горожан. Ответы получились такими.

– В прятки играли чаще всего.

– С ребенком надо общаться на равных. И происходит это само собой, не надуманно, не по заказу.

– Что ребенок делал, то и я делала – конструктор с ним собирала, мозаику… В настольный хоккей очень интересно играть.

Как видим, главное место занимает игра.

– Безусловно, игра важна, потому что в игре ребенок усваивает социальные роли, которые ему помогают потом жить в обществе, – говорит
психолог Службы «Восхождение» Елена Ливенцева . – Но без особого времени он теряет себя. Он перестает быть самим собой, теряет свои интересы и потребности. Теряет интерес к развитию, интерес к самореализации и самовоплощению себя в этой жизни. Именно поэтому так много потом бывает лени, скуки, апатий.

Обычно предполагается, что надо передать ребенку какие-то социальные роли, чему-то его научить. Но одно лишь освоение социальных ролей не ведет к развитию внутренних возможностей.

Почти 34 горожан говорят, что они играют с детьми, занимаются с ними, гуляют. Любимые игры и занятия – конструктор, кубики, компьютерные игры, машинки. В дочки-матери играют с детьми всего 1,2 % родителей.

Каковы же отличия особого времени, о котором родителям пока известно так мало, от обычных занятий с детьми?

– Особое время – это возможность для ребенка научиться справляться с трудными ситуациями, с которыми он столкнулся в жизни, – говорит психолог Службы «Восхождение» Ольга Болотова.

Например, ребенка в угол поставили в детском саду. Даже если «за дело» – для него это стресс. И отрицательные переживания (избежать которых в жизни не удастся) надо уметь разряжать. Полезна подобная разрядка и взрослым, только не все мы умеем это делать – не научили в детстве. Для взрослых в нашем городе есть «Родительская академия», группы переоценочного со-консультирования, а вот детям могут помочь сами родители.

– Ребенок, переживший стресс, – продолжает Ольга Болотова, – приходя домой, начинает в это играть. Он изображает человека, который его обидел. И все чувства, которые испытывает к нему, он проигрывает. Он злится, он хочет кого-то обидеть – и тем самым разряжает чувства, которые у него накопились.

В нашей стране (как и во многих других культурах), к сожалению, принят иной стиль поведения: подавлять свои чувства. Так нас воспитывают: «Мужчины не плачут!»; «Девочкам нельзя драться!». И начавшаяся было разрядка у ребенка прерывается.

– А ребенок должен проплакать свое горе, прокричать свою злость, – подчеркивает Ольга Болотова.

Если же чувства все время подавлять, рано или поздно они все равно вырвутся наружу, как пар из плотно закрытой кастрюли с кипящей водой. И какую форму примет тогда разрядка, будет ли она направлена на самоуничтожение или злость обрушится на других, причиняя им вред, – неизвестно. Вспомните подростков, в бешеной непонятной злобе избивающих совершенно посторонних для них людей… А ведь эти дикие выбросы неразряженных, подавленных чувств можно было предотвратить.

Итак –
особое время . Начинается оно с договора между родителем и ребенком: когда и сколько минут оно будет продолжаться. И начинать надо с того количества времени, которое может выделить (а поначалу иногда и выдержать) родитель. Может быть, сначала это будет пять минут, но в эти пять минут ребенок может делать все, что хочет, все, что ему требуется.

Главное отличие особого времени в том, что игру, занятие предлагает всегда сам ребенок! Только он. Ребенок – главный. Эти минуты – время абсолютного эмоционального комфорта для него. Родитель играет ту роль, которую хочет от него ребенок: он может быть рубахой-парнем, жилеткой для слез, мальчиком для битья. Ребенок в это время главный, он лидер, начальник своих идей и поступков. Он диктует, а родитель принимает и выполняет. Как узнать, чего хочет ребенок? Просто спросить у него: «Что для тебя сейчас важно? Что я должен делать?» – и он все расскажет.

– Очень важно, – обращает внимание Ольга Болотова, – чтобы родитель полностью принимал те чувства, которые ребенок выражает. Если вы способны принимать их не злясь, не раздражаясь, не обижаясь только пять минут – пусть это будет пять минут. И они должны быть безопасны для ребенка: в эти минуты он знает, что может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и не последуют в ответ какие-то негативные чувства родителя. Наоборот: важно радоваться тем чувствам, которые есть у ребенка.

Кстати, особое время может устраивать ребенку не только мама или папа, но и старшие дети, другие родственники – все, кому ребенок не безразличен.

Что может ждать нас, старших, в эти минуты? Мы не знаем. Быть может, малыш захочет подраться, поставить вас в угол (не все же ему там стоять!). Сын постарше пожелает вдруг, чтобы вы читали ему вслух заданное по литературе произведение…

«Как это – позволить драться?!» – возможно, возмущаетесь, читая эти строки, вы. И вы правы: прежде чем начать, необходимо оговорить
условия безопасности . Не бить по голове и по животу. Драться только подушками или мягкими игрушками. Тогда и душе станет легко, и тело останется невредимым.

А большинство детей просто просят с ними поиграть. И как же блестят у них глаза, когда они мечтают.

– Как бы ты играл со взрослыми, если бы они согласились? – спросили мы детей.

– Я бы играл в войну с папой. Мы бы взяли автоматы и бегали по коридору, прятались.

– Я бы хотела маму и папу нарядить в Деда Мороза и Снегурочку…

– Я бы с ними играл в футбол и баскетбол.

– Мама бы была Барби. А я – дочкой Барби.

– В прятки бы можно поиграть. В догонялки.

– В мягкие игрушки. Гулять бы ходили. Конструктор бы собирали.

– Я бы с мамой пошла бы кататься на санках.

Ну как, мамы и папы? Выполнимы эти детские желания?

У Наталии Анисимовой и ее дочери, семилетней Алены, особое время уже традиция. Иногда они просто бегают, кричат, поют песни – все так, как захочет Аленушка. Если настроение спокойное, девочка предлагает, например, сплести что-нибудь из бисера. А потом обе делятся впечатлениями. И мама, что тоже крайне важно для ребенка, дает дочке
положительную обратную связь : не просто произносит «Ты молодец!», а рассказывает: «Мне особенно понравилось, как ты сама разбиралась в узоре, считала, сколько бусинок надо и какого цвета, как красиво нанизывала их». То есть мама внимательно наблюдала за девочкой и отметила ее успехи.

– Я тоже люблю особое время, – признается Наталия. – Я сама чувствую себя ребенком, отчего мне становится очень интересно и легко, спокойно.

– Хорошо, – скажут родители, – как проводить особое время с ребенком, нам понятно. А как быть с подростком?

– Чем старше подросток, тем больше его опыт стереотипного поведения, – рассказывает специалист Службы «Восхождение» Мария Мезина. – И, возможно, в какие-то моменты есть и недоверие к родителям. Поэтому если вы решите проводить особое время с подростком, будьте готовы к тому, что сначала он будет вас проверять. Возможно, он не сразу предложит какие-то варианты времяпрепровождения. Бывали ситуации, когда родители просто были рядом, когда подросток играл, например, в компьютерные игры. Роль родителя в этой ситуации – просто присутствовать и принимать сына или дочь со всеми его эмоциями; попробовать получить удовольствие просто от того, что вы находитесь рядом. И только потом, когда подросток поверит, что вы готовы его принимать, что ситуация безопасна для него и он может самовыражаться, – после этого он, может быть, будет предлагать какие-то игры, говорить о своих потребностях, о том, что наиболее для него важно.

    Полезно выделять особое время для общения с ребенком, определенное по длительности и частоте.

В особое время нужно играть по правилам ребенка, только соблюдать условия безопасности.

Общение ребенка со взрослым один на один способствует улучшению отношений.

Взрослый принимает все эмоции ребенка.

Благодаря особому времени, ребенок учится лидировать, принимать решения, управлять общением.

Удовольствие и пользу от общения по свободному сценарию ребенка получает и он сам, и взрослый.

Использованы материалы передачи «Территория детства»

(совместный проект программы «Дорога к дому», ТС «Канал-12» и газеты «Речь»).

Автор: Ромина Ирина
специалист по связям с общественностью и СМИ

Как проводить особое время с ребенком

Проводите особое время с ребенком таким образом, чтобы это было бесплатно. В противном случае вам придется регулярно возить вашего ребенка в кино, по магазинам или за лакомствами.

Старший ребенок, вероятно, всегда намного больше нуждается в особом времени, чем другие дети. Это потому, что с момента его рождения и до того дня, пока не появился второй ребенок, он был в центре внимания. У него были эксклюзивные отношения с родителями, и он может скучать по этому ощущению даже спустя годы после рождения братьев и сестер. Это одна из причин, по которым старшие дети больше ревнуют и борются за первенство. Второй и следующие дети рождаются уже в семье с детьми и всегда знают, что внимание родителей делится между всеми, поэтому воспринимают эту ситуацию как естественную.

Поэтому проводите с вашим старшим ребенком ежедневно особое время, даже если он ведет себя так, как будто он этого не хочет или ему это не нужно.

Детям нужно особое время с обоими родителями, но особенно они нуждаются во внимании родителя своего пола. Для ребенка родитель того же пола – самый важный человек во вселенной. Ребенок предполагает, что именно таким он станет, когда вырастет. И когда самый важный человек в мире ребенка хочет быть с ним, получает удовольствие от этого общения и не забывает запланировать особое время, это знание творит чудеса с детской уверенностью в себе и чувством собственного достоинства.

Как проводить особое время с мальчиком

Проблема многих мальчиков в том, что они проводят гораздо больше времени со своими мамами, чем с папами. Вот моя сердечная просьба к отцам: я настоятельно призываю вас, независимо от того, насколько вы заняты или устали, выделить хотя бы десять минут особого времени для вашего сына. Если вы регулярно возвращаетесь домой поздно, когда дети уже спят, возможно, вы с вашим сыном можете проснуться пораньше и пообщаться десять минут утром перед школой. Пользуйтесь любым дополнительным временем, которое у вас появляется в выходные или праздничные дни, чтобы провести особое время с вашим сыном. Если ваша работа связана с постоянными командировками, организуйте ежедневное общение с каждым ребенком по телефону, присылайте электронные письма, текстовые сообщения или старые добрые открытки.

Если по каким-либо причинам отец или отчим не может проводить часто особое время с мальчиком, я рекомендую компенсировать «мужское» общение с помощью родственника, друга семьи или даже учителя.

Частое, запланированное и регулярное особое время принесет счастье каждому в вашей семье.

✓ Когда самые важные для ребенка люди демонстрируют постоянное желание проводить с ним время, его уверенность в себе, энтузиазм, готовность решать трудные задачи и мотивация быть хорошим будут стабильно расти.

✓ Для обоих родителей и ребенка особое время выливается в массу приятных воспоминаний. Эти воспоминания помогают вам во время конфликта вспомнить о хороших качествах вашего ребенка, а вашему ребенку – о ваших хороших качествах. Все быстрее успокаиваются.

В практическом смысле особое время улучшает поведение, как наше, так и наших детей! Вы заметите, что привлекающего негативное внимание поведения станет меньше, как уменьшится и соперничество между детьми. Они будут охотнее сотрудничать.

“Особое время” для ребенка

Наверное, все мы много раз слышали о том, как важно не терять контакт со своим ребенком, уделять ему время и внимание. Иногда это приводит к тому, что занятые мамы и папы впадают в чувство вины по поводу того, что их дети «недополучают» этого самого внимания, страдают от недостатка времени, которое с ними проводят взрослые.

Здесь важно понимать, что главное – это не количество проведенного с ребенком времени, а его качество. Даже десять минут, которые мы потратим на по-настоящему искренний и доверительный разговор по своему позитивному эффекту легко перекроют два часа, проведенные вместе, если это время взрослый был вроде бы с ребенком, но на самом деле со своим смартфоном.

Здесь действительно очень важно поставить выполнимые временные границы. Пусть это будет 15 минут в день, это уже дорогого стоит. Важно, чтобы вы при этом не уходили в ощущение того, что выделяете время через силу, жертвуете другими делами или возможностью удовлетворить свои потребности, это не принесет пользу ни вам, ни ребенку.

Не стоит предлагать ему готовые варианты. Если сын или дочка говорит, что ничего от вас не хочет и ему ничего от вас не нужно (этим, конечно, подростки чаще всего «грешат»), можно ответить, что это все равно время ребенка, поэтому, если он ничем не хочет заняться и ему не о чем с вами поговорить, вы просто посидите рядом.

Это создаст у ребенка ощущения устойчивости и предсказуемости, так важные для чувства его безопасности. Кроме того, такая в хорошем смысле слова «рутинность» особого времени поможет ребенку справиться с обидой и злостью, которые у него нередко возникают в ответ на нашу занятость в течение дня: «Да, маме сейчас нужно поработать, но зато после ужина у нас будет «особое время» и там-то я свое возьму».

Подписаться 209

Комментарии

Очень ценная ремарка. И, если такого навыка вовсе нет, то начать можно хотя бы с пяти минут. Но пусть они будут честными. Потом постепенно довести их до пятнадцати (и больше?)).

Многие мамочки страдают чувством вины от того, что не уделяют должного внимания детям. Пятнадцать минут им кажется катастрофически ничтожными (что уж говорить о пяти). А уделить больше внимания не могут именно в силу того, что тогда это будет “через силу”. В результате на все эти внутренние терзания уходит уйма сил и времени и ребёнку не достается даже пяти минут.

Пять минут это, конечно, мало. Но это однозначно лучше, чем ничего.
И так действительно бывает, что на большее нет ни сил, ни возможности. Важно суметь выделить хотя бы сколько-то времени, хоть с чего-то начать. Вместо того, чтобы увязнуть в самобичевании.

Очень важный момент. Это именно та самая структура, которая так необходима ребёнку. Которая даёт ему точку опоры в дальнейшем.

Этот пункт вызывает у меня некоторое замешательство. Мне думается, что если до пубертатного возраста ребёнка такой практики общения в семье не было, подросток, столкнувшись с тем, что в его жизни появилось какое-то “особое время”, может воспринять это как акт вторжения в своё личное пространство. И именно как потерю устойчивости (с мамой что-то не так, если она вдруг припёрлась ко мне и объявляет, что это время моё и что если мне от неё ничего не надо, то она просто будет теперь рядом сидеть каждый день по пятнадцать минут).

Мне кажется, предложенный способ взаимодействия хорош в том случае, если он уже налажен в более раннем возрасте и поддерживается длительное время. Конечно, при вступлении в подростковый период ребёнок может действительно начать говорить, что ему ничего не нужно, что он ничего не хочет. И, чтобы не вступать с ним в борьбу, не обесценивать его потребность в отделении, и, в то же время, не изменять традиции и сохранять устойчивость, вполне уместно будет сказать: “Если ты ничего не хочешь, я просто рядом посижу. Могу даже в соседней комнате побыть или на кухне. Просто знай, что это время всё равно твоё. И я ничем другим в это время не займусь”.

Согласна. И здесь очень важно учиться выдерживать все эти непростые чувства ребёнка, какой бы степени интенсивности они ни были. Продолжать оставаться с ним, не сбегая в своё чувство вины.

Полина, спасибо за статью! Очень ценные рекомендации!

«Особое время» для ребенка

Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей

Здравствуйте, дорогой читатель! Может быть, вы – папа, но всего вероятнее, вы – мама. И эта книга написана в первую очередь для вас. Для того чтобы поддержать вас и вселить уверенность в своих силах. Оказывается, можно быть мамой и не тревожиться поминутно за свое чадо, не контролировать его, а быть расслабленной и счастливой.

Мы все ставим себе какие-то цели в жизни. Мы учимся, делаем карьеру, зарабатываем деньги, растим детей, и нам важно знать, что все это у нас хорошо получается. К тому же некоторые женщины не работают и для них быть мамой, может быть, главное дело их жизни на данный момент. И так важно в этом деле преуспеть. Однако далеко не всегда мы можем сказать о себе: «Я хороший родитель, я знаю и понимаю своего ребенка, у нас теплые, близкие, дружеские отношения, даже если у нас возникают проблемы, я могу с ними справиться. Потому что знаю – как». Чаще всего мы, родители, сталкиваясь с трудностями, испытываем разочарование и недоумение. Почему так происходит? Потому что именно этому важному и ответственному делу – быть родителем – нас никто и никогда не учил. А ведь быть родителем – самая трудная профессия в мире.

Обычно мы, воспитывая наших детей, ориентируемся на интуицию, отрывочные сведения, полученные из книг, или на опыт своей родительской семьи. Все эти знания иногда сильно противоречат друг другу, что приводит нас в полную растерянность. Мы можем задавать себе такие вопросы: «Что делать, если ребенок капризничает? Успокоить его или дать выплакаться?», «Почему мой сын не хочет ходить в школу?», «Почему ребенок вдруг стал обманывать? Или (еще страшнее) воровать? Может быть, нужно наказать его физически? Или просто поговорить? И почему вдруг так случилось?», «А когда он начинает упрямиться, что лучше – настоять на своем любой ценой или уступить ребенку?» И таких вопросов у родителей, пока растет ребенок, возникают тысячи.

Когда мне было двадцать четыре года, у меня родился первый ребенок – сын. Это большая радость, но и огромная ответственность. Быть хорошей мамой старалась изо всех сил, однако советы бабушек принимала с трудом. Училась я тогда на факультете психологии в Ленинградском государственном университете и все, что узнавала, применяла на деле. Касалось это в основном развития способностей ребенка. И здесь успехи были налицо! Сын был прекрасно подготовлен к учебе и без труда поступил в физико-математическую школу. Однако именно там и начались проблемы: мой сынок стал обманывать, прогуливать уроки, и мы ссорились.

Я чувствовала себя ужасно, нужно было что-то менять, но что? Шла в школу на родительские собрания, как на казнь, ноги не несли, и выслушивала: «Ваш мальчик прогуливает, учиться не хочет. Сделайте же что-нибудь, наконец!» И тогда становилось совсем плохо. На мой вопрос: «Что же я могу сделать?» – учителя разводили руками или советовали следить за ребенком лучше, контролировать его еще больше. А он и так не был брошенным. Чего-чего, а контроля хватало. Однажды мне довелось услышать и такое из уст педагога (после того как были высказаны все претензии в адрес сына): «Вы с ним еще наплачетесь». Впрочем, именно это оказалось правдой.

Как много я делала не так, с точностью до наоборот, я поняла много позже, когда сын вырос, у меня родилась дочка, и я стала посещать «Родительский класс» в Социально-психологической службе на Гороховой, в Санкт-Петербурге. Класс вела Елена Давидовна Проскурякова, и я ей признательна всю жизнь. Только после окончания занятий я поняла, сколько неверных родительских представлений лежало в основе моих трудностей. «Раз эти знания оказались так важны для меня, значит, обязательно есть и другие родители, которые нуждаются в них», – так думала я и потому решила как школьный психолог сама организовать подобные занятия с родителями. В результате появилась выстраданная, пропущенная через сердце, неоднократно проверенная на опыте гармоничная система убеждений как НЕ воспитывать ребенка, а любить, ценить и поддерживать. Воспитание – это просто жизнь, прожитая вместе. С взаимным уважением, интересом, верой и любовью. Поэтому с дочкой все было по-другому. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что я счастливая мама, а моя дочь – подготовленный к жизни, самостоятельный и уверенный в себе человек. У нас теплые, дружеские отношения, даже если случаются раздоры, мы умеем пройти через них и стать еще ближе. Отношения со взрослым сыном тоже наладились.

В конце каждой главы приведены упражнения. Выполнять их можно по-разному. Лучший вариант – вы выбираете себе заинтересованного партнера (муж, жена, сестра, подруга) и, разделив время поровну (например, по 30 минут на каждого), отвечаете на вопросы. Выражение чувств приветствуется. При этом необходимо соблюдать правила, которые обеспечат безопасность вашей работы, им надлежит следовать неукоснительно. Правила следующие: слушать друг друга с полным вниманием и любовью, глядя в глаза; выслушивать друг друга до конца; не перебивать; не комментировать услышанное; не критиковать; не давать советов. Обязательно нужно договориться о конфиденциальности – информация, которой вы поделитесь друг с другом, не должна разглашаться. Если же такой вариант для вас затруднителен, вы можете проделать эту работу письменно, заведя отдельную тетрадь. И обязательно прописывайте свои чувства! Двигайтесь шаг за шагом, не торопясь.

С 1996 года и по сей день я провожу занятия с родителями и рада слышать, как улучшились их отношения с детьми. Надеюсь, что основные понятия и убеждения, изложенные в этой книге, помогут вам так же, как помогли и до сих пор помогают мне. Всего вам наилучшего! В путь, друзья!

Благодарю мою дочку Машу, у которой я многому научилась и которая была со мной на протяжении всего процесса написания этой книги. Маша поддерживала меня и не позволяла сдаться. Ее мнение о тексте было чрезвычайно важно для меня. Маша была моим первым редактором.

Благодарю за терпение моего сына Алешу, который ощутил на себе всю мою родительскую неопытность. Благодарю и прошу прощения.

Благодарю Елену Давидовну Проскурякову, у которой я набиралась мудрости, будучи участницей проводимых ею семинаров для родителей.

Огромная благодарность всем родителям, которые прошли наш обучающий курс «Родительский класс» и ждали эту книгу.

Благодарю моего верного ассистента и энтузиаста наших семинаров – «Родительских классов» Ольгу Анатольевну Евлашеву за поддержку и участие.

Сердечная благодарность Ольге Игоревне Богдановой и Маргарите Федоровне Замятиной за дружескую поддержку и участие в издании этой книги.

Моим мудрым учителям – психологам Андрею Леонидовичу Лихтарникову и Елене Николаевне Чесноковой – искренняя благодарность и глубокое уважение.

Контакт с ребенком, или Дети на «голодном пайке»

Утро – особое время для мамы и малыша

Мама с малышом (фото: Fotolia)

В первые минуты после пробуждения ребенка между ним и мамой устанавливается особая близость. Это время для обмена приветствиями на понятном только им языке, для агуканья и улыбок, поцелуев и объятий, потягушек и маленьких, но очень важных ритуалов – умывания, легкого массажа, зарядки, завтрака.

Малыш, проснувшийся в хорошем настроении, дарит маме незабываемые мгновения счастья: он встречает ее радостной улыбкой, нежно дотрагивается до ее лица своими мягкими пальчиками и охотно включается в любую активность или игру.

Если же малыш плохо отдохнул, утренняя идиллия может превратиться в настоящий кошмар. Невыспавшийся ребенок плачет, капризничает, отказывается от общения, клюет носом – уже одного этого достаточно, чтобы расстроить любую маму. Но еще важнее другое. От качества сна напрямую зависит не только физическая и эмоциональная, но и умственная активность малыша. Ведь за ночь его мозг должен успеть переработать и разложить по полочкам огромный объем информации, накопленной за прошедший день, и подготовиться к новым открытиям. Вот почему так важно обеспечить крохе все условия для полноценного ночного отдыха.

Спокойный, безмятежный сон малыша очень легко потревожить, поэтому забота о нем требует особого подхода. Например, знаете ли вы о том, что подгузник, который вы используете ночью, должен впитывать на 50 % больше влаги, чем днем? Ведь мочеиспускание у малышей может происходить до 12 раз за ночь.

Специалисты Pampers, которые на протяжении многих лет работают с мамами и малышами, стремясь создать совершенные подгузники для золотого сна, знают об этом как никто другой. Результатом последних достижений экспертов Научно-исследовательского центра Pampers стали новые Pampers Active Baby-Dry. Их секрет – рельефный впитывающий слой, созданный на основе уникального по своим свойствам наполнителя. При контакте с влагой его сухие частицы превращаются в гель, который поглощает количество жидкости, в тридцать раз превышающее вес самого подгузника, и надежно удерживает ее даже под давлением. Еще одна важная деталь: мягкие тянущиеся боковинки обеспечивают комфорт малышу в течение всей ночи. Новые Pampers Active Baby-Dry обеспечат вашему крохе до двенадцати часов полноценного, непрерывного сна! Мамина любовь, веселые игровые уроки днем и здоровый сон ночью вместе с Pampers – что еще нужно малышу для счастья?

А для тщательного очищения во время смены подгузника пользуйтесь Pampers Active Baby-Dry с новыми влажными салфетками Pampers Sensitive Wipes: теперь на 15 % плотнее благодаря новой уникальной текстуре SoftGrip, для нежного очищения при меньшем трении кожи. Не содержат отдушек, мягкость их прикосновения к коже доказана клинически. Новые влажные салфетки Pampers Baby Fresh Clean и Natural Clean также хорошо очищают и существуют в двух вариантах: со свежим запахом и без отдушек.

Pampers Active Baby-Dry

Непревзойденная сухость ночью — для отличного настроения утром!

Подгузники Pampers Active Baby-Dry. До 12 часов сухости, чтобы каждое утро было добрым!

  • Новый рельефный впитывающий слой
  • Уникальная основа, надежно удерживающая влагу внутри до 12 часов
  • Мягкие тянущиеся боковинки обеспечивают комфорт малышу
  • Новый веселый дизайн

Влажные салфетки Pampers Sensitive

Влажные салфетки Pampers Sensitive

Особенности новых влажных салфеток Pampers Sensitive:

  • Уникальная текстура SoftGrip
  • Теперь на 15 % плотнее* с супермягкой текстурой
  • Не содержат отдушек, прошли дерматологические тестирования
  • Мягкость прикосновения к коже доказана клинически

*по сравнению с предыдущими влажными салфетками Pampers

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Поделиться 1 Сохранить Ещё. Версия для печатиПожаловаться