«Особое время» для ребенка

«Особое время» для ребенка

Как проводить особое время с ребенком

Проводите особое время с ребенком таким образом, чтобы это было бесплатно. В противном случае вам придется регулярно возить вашего ребенка в кино, по магазинам или за лакомствами.

Старший ребенок, вероятно, всегда намного больше нуждается в особом времени, чем другие дети. Это потому, что с момента его рождения и до того дня, пока не появился второй ребенок, он был в центре внимания. У него были эксклюзивные отношения с родителями, и он может скучать по этому ощущению даже спустя годы после рождения братьев и сестер. Это одна из причин, по которым старшие дети больше ревнуют и борются за первенство. Второй и следующие дети рождаются уже в семье с детьми и всегда знают, что внимание родителей делится между всеми, поэтому воспринимают эту ситуацию как естественную.

Поэтому проводите с вашим старшим ребенком ежедневно особое время, даже если он ведет себя так, как будто он этого не хочет или ему это не нужно.

Детям нужно особое время с обоими родителями, но особенно они нуждаются во внимании родителя своего пола. Для ребенка родитель того же пола – самый важный человек во вселенной. Ребенок предполагает, что именно таким он станет, когда вырастет. И когда самый важный человек в мире ребенка хочет быть с ним, получает удовольствие от этого общения и не забывает запланировать особое время, это знание творит чудеса с детской уверенностью в себе и чувством собственного достоинства.

Как проводить особое время с мальчиком

Проблема многих мальчиков в том, что они проводят гораздо больше времени со своими мамами, чем с папами. Вот моя сердечная просьба к отцам: я настоятельно призываю вас, независимо от того, насколько вы заняты или устали, выделить хотя бы десять минут особого времени для вашего сына. Если вы регулярно возвращаетесь домой поздно, когда дети уже спят, возможно, вы с вашим сыном можете проснуться пораньше и пообщаться десять минут утром перед школой. Пользуйтесь любым дополнительным временем, которое у вас появляется в выходные или праздничные дни, чтобы провести особое время с вашим сыном. Если ваша работа связана с постоянными командировками, организуйте ежедневное общение с каждым ребенком по телефону, присылайте электронные письма, текстовые сообщения или старые добрые открытки.

Если по каким-либо причинам отец или отчим не может проводить часто особое время с мальчиком, я рекомендую компенсировать «мужское» общение с помощью родственника, друга семьи или даже учителя.

Частое, запланированное и регулярное особое время принесет счастье каждому в вашей семье.

✓ Когда самые важные для ребенка люди демонстрируют постоянное желание проводить с ним время, его уверенность в себе, энтузиазм, готовность решать трудные задачи и мотивация быть хорошим будут стабильно расти.

✓ Для обоих родителей и ребенка особое время выливается в массу приятных воспоминаний. Эти воспоминания помогают вам во время конфликта вспомнить о хороших качествах вашего ребенка, а вашему ребенку – о ваших хороших качествах. Все быстрее успокаиваются.

В практическом смысле особое время улучшает поведение, как наше, так и наших детей! Вы заметите, что привлекающего негативное внимание поведения станет меньше, как уменьшится и соперничество между детьми. Они будут охотнее сотрудничать.

«Детский час» — особое время для ребёнка

Наталья Соколова
«Детский час» — особое время для ребёнка

Эту форму работы с родителями я практикую уже несколько лет. Приглашаю маму или папу вместе с ребёнком на консультацию и мы проводим “детский час“. Предварительно на консультационной сессии я рассказываю родителям о правилах “детского часа” – о них вы узнаете ниже, о том как “детский час” помогает установить доверительные, партнёрские, открытые отношения между родителями и детьми. Родители смогут понять, что беспокоит ребёнка, какие у него трудности в общении с детьми и взрослыми, какие страхи он испытывает. Мамы и папы смогут расстаться с родительской беспомощностью.

Проводить с ребёнкомдетский час” лучше всего ежедневно. Что же это такое – “детский час“?

Это особое время для ребёнка. На этот час ребёнок становится главным. Начиная вводить «детский час», родители говорят ребёнку: «С сегодняшнего дня и каждый день у нас будет «детский час». Этот час я буду проводить с тобой. Мы будем делать то, что тебе захочется. Ты будешь главным на этот час. Я буду рядом с тобой. Чем бы ты хотел заняться?»

Время – 1 час. В помещении должны находиться только ребёнок и взрослый.

Правила «детского часа»:

1. Конфиденциальность. Не обсуждать ни с кем то, что делал ребёнок, как он играл и т. п. (уж точно это не надо делать в присутствии ребёнка: тогда он не будет чувствовать себя безопасно).

2. Полное внимание к ребёнку (внимательно наблюдать; быть готовым вступить в игру сразу, как только ребёнок предложит).

3. Не критиковать!

4. Не оценивать («Молодец» – это тоже оценка). Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал себя безопасно, а любая критика или оценочное отношение не способствует этому.

5. Можно всё, что не вредит здоровью и не нарушает права другого человека.

6. Телефон отключаем, на вызовы не отвечаем. Договариваемся с близкими, чтобы в течение часа вас не беспокоили.

7. Телевизор и компьютер не включаем!

8. Можно всё, что не вредит здоровью и не нарушает права другого человека.

9. Не надо ребёнка учить чему-либо, если он вас об этом не попросит.

Объясните ребёнку правила и не отступайте от них – это очень важно!

Первые несколько дней надо быть терпеливыми, не отступать от правил (этого не надо делать и дальше). Если ребёнок не вовлекает вас в игру, всё равно будьте рядом и внимательно следите за происходящим. Через некоторое время он обязательно предложит вам поиграть с ним. Вот это будет здорово! Смело задавайте малышу вопросы, например: “Как боится имярек? Что он делает, когда ему страшно?”,”Что я должна говорить? Что делать?”.

Родители, которые проводили «детский час», говорят о том, что уже через несколько дней ребёнок предпочитал «детский час» телевизору и компьютеру.

Об этом методе мне рассказала психолог Лидия Сковронская, а я применила его в своей практике. И не только как психолог-консультант, но и как бабушка. Так что по опыту знаю ценность такой работы.

Если вас будет что-то беспокоить в поведении ребёнка, в выборе сюжетов игр и т. п., обратитесь за помощью к детскому психологу.

«Яичные фантазии». Выставка совместных работ родителей и детей Здравствуйте, уважаемые коллеги. Не так давно в нашей группе прошла выставка совместных работ родителей и детей из декоративных яиц. Все.

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Гость группы» Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается.

“Особое время” для ребенка

Наверное, все мы много раз слышали о том, как важно не терять контакт со своим ребенком, уделять ему время и внимание. Иногда это приводит к тому, что занятые мамы и папы впадают в чувство вины по поводу того, что их дети «недополучают» этого самого внимания, страдают от недостатка времени, которое с ними проводят взрослые.

Здесь важно понимать, что главное – это не количество проведенного с ребенком времени, а его качество. Даже десять минут, которые мы потратим на по-настоящему искренний и доверительный разговор по своему позитивному эффекту легко перекроют два часа, проведенные вместе, если это время взрослый был вроде бы с ребенком, но на самом деле со своим смартфоном.

Здесь действительно очень важно поставить выполнимые временные границы. Пусть это будет 15 минут в день, это уже дорогого стоит. Важно, чтобы вы при этом не уходили в ощущение того, что выделяете время через силу, жертвуете другими делами или возможностью удовлетворить свои потребности, это не принесет пользу ни вам, ни ребенку.

Не стоит предлагать ему готовые варианты. Если сын или дочка говорит, что ничего от вас не хочет и ему ничего от вас не нужно (этим, конечно, подростки чаще всего «грешат»), можно ответить, что это все равно время ребенка, поэтому, если он ничем не хочет заняться и ему не о чем с вами поговорить, вы просто посидите рядом.

Это создаст у ребенка ощущения устойчивости и предсказуемости, так важные для чувства его безопасности. Кроме того, такая в хорошем смысле слова «рутинность» особого времени поможет ребенку справиться с обидой и злостью, которые у него нередко возникают в ответ на нашу занятость в течение дня: «Да, маме сейчас нужно поработать, но зато после ужина у нас будет «особое время» и там-то я свое возьму».

Подписаться 206

Комментарии

Очень ценная ремарка. И, если такого навыка вовсе нет, то начать можно хотя бы с пяти минут. Но пусть они будут честными. Потом постепенно довести их до пятнадцати (и больше?)).

Многие мамочки страдают чувством вины от того, что не уделяют должного внимания детям. Пятнадцать минут им кажется катастрофически ничтожными (что уж говорить о пяти). А уделить больше внимания не могут именно в силу того, что тогда это будет “через силу”. В результате на все эти внутренние терзания уходит уйма сил и времени и ребёнку не достается даже пяти минут.

Пять минут это, конечно, мало. Но это однозначно лучше, чем ничего.
И так действительно бывает, что на большее нет ни сил, ни возможности. Важно суметь выделить хотя бы сколько-то времени, хоть с чего-то начать. Вместо того, чтобы увязнуть в самобичевании.

Очень важный момент. Это именно та самая структура, которая так необходима ребёнку. Которая даёт ему точку опоры в дальнейшем.

Этот пункт вызывает у меня некоторое замешательство. Мне думается, что если до пубертатного возраста ребёнка такой практики общения в семье не было, подросток, столкнувшись с тем, что в его жизни появилось какое-то “особое время”, может воспринять это как акт вторжения в своё личное пространство. И именно как потерю устойчивости (с мамой что-то не так, если она вдруг припёрлась ко мне и объявляет, что это время моё и что если мне от неё ничего не надо, то она просто будет теперь рядом сидеть каждый день по пятнадцать минут).

Мне кажется, предложенный способ взаимодействия хорош в том случае, если он уже налажен в более раннем возрасте и поддерживается длительное время. Конечно, при вступлении в подростковый период ребёнок может действительно начать говорить, что ему ничего не нужно, что он ничего не хочет. И, чтобы не вступать с ним в борьбу, не обесценивать его потребность в отделении, и, в то же время, не изменять традиции и сохранять устойчивость, вполне уместно будет сказать: “Если ты ничего не хочешь, я просто рядом посижу. Могу даже в соседней комнате побыть или на кухне. Просто знай, что это время всё равно твоё. И я ничем другим в это время не займусь”.

Согласна. И здесь очень важно учиться выдерживать все эти непростые чувства ребёнка, какой бы степени интенсивности они ни были. Продолжать оставаться с ним, не сбегая в своё чувство вины.

Полина, спасибо за статью! Очень ценные рекомендации!

«Особое время» для ребенка

Понятие «особое время» поначалу может вызвать недоумение у многих родителей, ведь они и так проводят со своим ребенком значительную часть времени. И чем младше ребенок, тем больше родительского внимания он получает. Однако есть существенная разница между ежедневным общением по необходимости и специально отведенным временем, которое полностью посвящено ребенку.

В первом случае это общение на бытовом уровне, сопряженное с родительскими обязанностями: покормить, переодеть малыша, погулять с ним; проверить уроки у школьника, обсудить семейные вопросы с подростком и т. д. И совсем другое дело, когда родители откладывают все рутинные дела и полностью уделяют внимание ребенку. Именно это время психологи и называют особым.

Суть «особого времени» – взрослый общается с ребенком как с равным и следует его правилам, максимально сосредотачивая свое внимание на ребенке, занимаясь только им, не отвлекаясь ни на какие посторонние дела.

Почему ребенку необходимо выделять «особое время»

Во-первых, те моменты, когда родители слушают и слышат своих детей, постепенно формируют в ребенке ощущение собственной ценности.

Во-вторых, дети спокойнее реагируют на занятость родителей, потому что точно знают: через какое-то время мама и папа обязательно уделят им внимание.

В-третьих, для ребенка это возможность рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в жизни, и вместе с родителями обыграть ситуации.

«Особое время» – это часы или минуты?

Главное – не количество, а качество проведенного с ребенком времени. Даже десять минут по-настоящему искреннего и доверительного разговора по своему воздействию перекроют час, в течение которого, находясь вместе, каждый занимался своим делом.

Начинать надо с того количества времени, которое может выделить (а иногда и выдержать) родитель, потому что в это время ребенок может делать все, что ему требуется.

Игру, занятие предлагает всегда сам ребенок! В это время он главный. Родитель играет роль, которую предлагает ему ребенок.

Очень важно полностью принимать детские чувства: в это время ребенок может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и взрослые не должны злиться, раздражаться и обижаться на него. Сколько времени родители смогут выдержать проявление детских эмоций – с такого количества времени и следует начинать.

Психологи отмечают, что в эти минуты взрослых могут ожидать не только разговоры, но и игры в «Дочки-матери» с наказанием мамы или папы в углу, в воспитателя и воспитанника с обозначением проблем. Дочка-подросток может пожелать, чтобы мама или папа почитали вслух перед сном заданное произведение. Бывает и желание подраться – надо только оговаривать правила: не бить по голове и животу, драться только подушками, чтобы не повредить тело, но освободить при этом душу.

До двухлетнего возраста дети нуждаются в постоянной заботе. Получая максимум родительского внимания, малыш чувствует, что его любят, а потому для общения с ним нет нужды выделять специальное время – его и так достаточно. Но чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в таких моментах, когда родительское внимание будет принадлежать только ему.

Дошкольникам ежедневно требуется не менее десяти минут особого времени. Для этого вовсе не нужно придумывать что-то сложное – достаточно просто побеседовать с ребенком, расспросить его о том, чем он занимался в садике, чему новому научился, во что хотел бы поиграть. Здесь важно, чтобы ребенок почувствовал, что родителям важны и интересны его заботы, переживания, новые знания и навыки. И этот интерес непременно должен быть искренним. Дети остро чувствуют фальшь, и если общение с ними происходит формально, то особое время, проведенное с ними, вызовет лишь взаимное раздражение.

Детям от шести до двенадцати лет, возможно, и не нужно ежедневное выделять «особое время», но оно непременно должно составлять не менее получаса в неделю. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное время с родителями.

Подростки уже не так сильно нуждаются в родительском внимании: им не терпится почувствовать себя взрослыми. Но было бы ошибкой считать, что они не нуждаются в нем совсем. Такое мнение часто складывается из-за «ершистого» поведения взрослеющего ребенка, для которого друзья на какое-то время становятся ближе родителей. Однако, несмотря на демонстративную независимость, подросткам, пусть не так часто, как раньше, но все же хочется родительского внимания. И они должны знать, что могут на него рассчитывать. Даже если ваш ребенок не знает, как провести с родителями несколько минут, просто посидите с ним рядом.

Строгого графика здесь нет – каждая семья самостоятельно решает, будут ли это разговоры по душам после школы или совместный досуг в выходной день. Главное, чтобы ребенок точно знал, что определенные минуты или часы он проведет в комфортной доверительной обстановке вместе с мамой и папой и выразит свои чувства.

Когда самые важные для детей люди постоянно проявляют желание проводить с ними время, уверенность ребенка в себе растет.

Как организовать «особое время»

• Подберите реальное время, которое вы регулярно будете выделять в качестве «особого» для своего ребенка.
• Не выделяйте время «через силу» – пользы от этого никому не будет.
• Только если ребенок затрудняется самостоятельно определить, чем заняться в это время, предложите варианты.
• Если «особое время» не ежедневное, то сообщайте ребенку заранее о следующем «особом времени» – пусть подумает, чем захочет заняться.
• Не наказывайте ребенка отменой «особого времени».
• Не отменяйте «особое время», что бы ни случилось. В особых случаях его можно немного «сдвинуть».
• Если в семье не один ребенок, определите «особое время» для каждого, причем независимо от возраста.

Попробуйте этот прием и увидите, как будет улучшаться поведение вашего ребенка, насколько вы с ним станете ближе.

Желаю успехов! С уважением, Ольга Зяблицкая, педагог-психолог ОГБУ ДО «МОСТ»

«Особое время» для ребенка

Выбор занятия всегда должен принадлежать ребенку. Сейчас его выбор важнее. Роль для родителя ребенок тоже выберет сам, не нужно «перетягивать одеяло» на себя.

Невероятно ценным станет полное принятие всех чувств вашего ребенка. Начинать нужно с такого количества времени, с которого непосредственно родитель сможет перенести эмоций ребенка.
От рождения до двух лет ребенку необходим постоянный уход. «Особого времени» в таком возрасте не нужно. Внимания со стороны родителей итак предостаточно.

Критически важно, чтобы ваш интерес был максимально откровенным. Психика ребенка наверняка ощутит, если особое время будет проведено для галочки, это может только ухудшить ваши отношения.
С 6 до 12 лет уже необязательно выделение ежедневного «особого времени», но в неделю его должно быть хотя бы с полчаса. Ребенок обязательно должен знать, когда именно наступит такое «особое» время.

Чаще всего, в силу социальных устоев, мальчики основную часть времени бывают с мамами. Специалисты отмечают, что отцам на особое время с сыновьями ежедневно необходимо выделять минимум по десять минут. Рабочие графики отцов в наше время нередко такие, что приходя домой, они видят уже спящих детей. В таких случаях не нужно забывать про технологии: пишите смс или электронные письма. Такое проявление внимания тоже приятно.

Допустим, в выходной день несложно проснуться немного раньше остальных, и поговорить с сыном. Он это оценит.
Отцу с сыновьями обязательно нужно находить время хотя бы во все праздники и выходные, даже если в течении недели рабочий график не позволяет выделить особого времени ежедневно.

Если родители, являющиеся важнейшими людьми в жизни любого ребенка, будут проводить с ним особое время, ребенок будет более уверенным.

Организация «особого времени».

— Вставьте в ваш привычный распорядок дня такое окошко особого времени, которое вы точно сможете выделить.
— Нельзя выделять особое время «из под палки», такой вариант не понравится ни родителю, ни ребенку.
— Брать инициативу в свои руки в выборе занятия на особое время стоит только в редких случаях, если он не может сам выбрать что-то одно.
— Бывает, что в семье больше одного ребенка, тогда такое время нужно выделить каждому. И не важно сколько ему лет.

Испытайте данный способ, и вы заметите, как будет совершенствоваться поведение родного ребенка, насколько вы с ним будете ближе.

Особое время | автор: admin | 24 сентября 2016 |

Эта публикация – прежде всего для вас, уважаемые очень занятые мамы и папы! Вы хотите как можно больше дать своему ребенку, проводить с ним как можно больше времени, но мешает вечная занятость (работа, дела домашние, то, другое…)? Выход наконец нашелся!

Особое время
– время особого качества, когда взрослый общается с ребенком как с равным и следует правилам ребенка. О его продолжительности и периодичности дети и взрослые договариваются заранее.

Как обычно общается (играет) взрослый с ребенком? Получается ли делать это на равных? Мы спросили горожан. Ответы получились такими.

– В прятки играли чаще всего.

– С ребенком надо общаться на равных. И происходит это само собой, не надуманно, не по заказу.

– Что ребенок делал, то и я делала – конструктор с ним собирала, мозаику… В настольный хоккей очень интересно играть.

Как видим, главное место занимает игра.

– Безусловно, игра важна, потому что в игре ребенок усваивает социальные роли, которые ему помогают потом жить в обществе, – говорит
психолог Службы «Восхождение» Елена Ливенцева . – Но без особого времени он теряет себя. Он перестает быть самим собой, теряет свои интересы и потребности. Теряет интерес к развитию, интерес к самореализации и самовоплощению себя в этой жизни. Именно поэтому так много потом бывает лени, скуки, апатий.

Обычно предполагается, что надо передать ребенку какие-то социальные роли, чему-то его научить. Но одно лишь освоение социальных ролей не ведет к развитию внутренних возможностей.

Почти 34 горожан говорят, что они играют с детьми, занимаются с ними, гуляют. Любимые игры и занятия – конструктор, кубики, компьютерные игры, машинки. В дочки-матери играют с детьми всего 1,2 % родителей.

Каковы же отличия особого времени, о котором родителям пока известно так мало, от обычных занятий с детьми?

– Особое время – это возможность для ребенка научиться справляться с трудными ситуациями, с которыми он столкнулся в жизни, – говорит психолог Службы «Восхождение» Ольга Болотова.

Например, ребенка в угол поставили в детском саду. Даже если «за дело» – для него это стресс. И отрицательные переживания (избежать которых в жизни не удастся) надо уметь разряжать. Полезна подобная разрядка и взрослым, только не все мы умеем это делать – не научили в детстве. Для взрослых в нашем городе есть «Родительская академия», группы переоценочного со-консультирования, а вот детям могут помочь сами родители.

– Ребенок, переживший стресс, – продолжает Ольга Болотова, – приходя домой, начинает в это играть. Он изображает человека, который его обидел. И все чувства, которые испытывает к нему, он проигрывает. Он злится, он хочет кого-то обидеть – и тем самым разряжает чувства, которые у него накопились.

В нашей стране (как и во многих других культурах), к сожалению, принят иной стиль поведения: подавлять свои чувства. Так нас воспитывают: «Мужчины не плачут!»; «Девочкам нельзя драться!». И начавшаяся было разрядка у ребенка прерывается.

– А ребенок должен проплакать свое горе, прокричать свою злость, – подчеркивает Ольга Болотова.

Если же чувства все время подавлять, рано или поздно они все равно вырвутся наружу, как пар из плотно закрытой кастрюли с кипящей водой. И какую форму примет тогда разрядка, будет ли она направлена на самоуничтожение или злость обрушится на других, причиняя им вред, – неизвестно. Вспомните подростков, в бешеной непонятной злобе избивающих совершенно посторонних для них людей… А ведь эти дикие выбросы неразряженных, подавленных чувств можно было предотвратить.

Итак –
особое время . Начинается оно с договора между родителем и ребенком: когда и сколько минут оно будет продолжаться. И начинать надо с того количества времени, которое может выделить (а поначалу иногда и выдержать) родитель. Может быть, сначала это будет пять минут, но в эти пять минут ребенок может делать все, что хочет, все, что ему требуется.

Главное отличие особого времени в том, что игру, занятие предлагает всегда сам ребенок! Только он. Ребенок – главный. Эти минуты – время абсолютного эмоционального комфорта для него. Родитель играет ту роль, которую хочет от него ребенок: он может быть рубахой-парнем, жилеткой для слез, мальчиком для битья. Ребенок в это время главный, он лидер, начальник своих идей и поступков. Он диктует, а родитель принимает и выполняет. Как узнать, чего хочет ребенок? Просто спросить у него: «Что для тебя сейчас важно? Что я должен делать?» – и он все расскажет.

– Очень важно, – обращает внимание Ольга Болотова, – чтобы родитель полностью принимал те чувства, которые ребенок выражает. Если вы способны принимать их не злясь, не раздражаясь, не обижаясь только пять минут – пусть это будет пять минут. И они должны быть безопасны для ребенка: в эти минуты он знает, что может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и не последуют в ответ какие-то негативные чувства родителя. Наоборот: важно радоваться тем чувствам, которые есть у ребенка.

Кстати, особое время может устраивать ребенку не только мама или папа, но и старшие дети, другие родственники – все, кому ребенок не безразличен.

Что может ждать нас, старших, в эти минуты? Мы не знаем. Быть может, малыш захочет подраться, поставить вас в угол (не все же ему там стоять!). Сын постарше пожелает вдруг, чтобы вы читали ему вслух заданное по литературе произведение…

«Как это – позволить драться?!» – возможно, возмущаетесь, читая эти строки, вы. И вы правы: прежде чем начать, необходимо оговорить
условия безопасности . Не бить по голове и по животу. Драться только подушками или мягкими игрушками. Тогда и душе станет легко, и тело останется невредимым.

А большинство детей просто просят с ними поиграть. И как же блестят у них глаза, когда они мечтают.

– Как бы ты играл со взрослыми, если бы они согласились? – спросили мы детей.

– Я бы играл в войну с папой. Мы бы взяли автоматы и бегали по коридору, прятались.

– Я бы хотела маму и папу нарядить в Деда Мороза и Снегурочку…

– Я бы с ними играл в футбол и баскетбол.

– Мама бы была Барби. А я – дочкой Барби.

– В прятки бы можно поиграть. В догонялки.

– В мягкие игрушки. Гулять бы ходили. Конструктор бы собирали.

– Я бы с мамой пошла бы кататься на санках.

Ну как, мамы и папы? Выполнимы эти детские желания?

У Наталии Анисимовой и ее дочери, семилетней Алены, особое время уже традиция. Иногда они просто бегают, кричат, поют песни – все так, как захочет Аленушка. Если настроение спокойное, девочка предлагает, например, сплести что-нибудь из бисера. А потом обе делятся впечатлениями. И мама, что тоже крайне важно для ребенка, дает дочке
положительную обратную связь : не просто произносит «Ты молодец!», а рассказывает: «Мне особенно понравилось, как ты сама разбиралась в узоре, считала, сколько бусинок надо и какого цвета, как красиво нанизывала их». То есть мама внимательно наблюдала за девочкой и отметила ее успехи.

– Я тоже люблю особое время, – признается Наталия. – Я сама чувствую себя ребенком, отчего мне становится очень интересно и легко, спокойно.

– Хорошо, – скажут родители, – как проводить особое время с ребенком, нам понятно. А как быть с подростком?

– Чем старше подросток, тем больше его опыт стереотипного поведения, – рассказывает специалист Службы «Восхождение» Мария Мезина. – И, возможно, в какие-то моменты есть и недоверие к родителям. Поэтому если вы решите проводить особое время с подростком, будьте готовы к тому, что сначала он будет вас проверять. Возможно, он не сразу предложит какие-то варианты времяпрепровождения. Бывали ситуации, когда родители просто были рядом, когда подросток играл, например, в компьютерные игры. Роль родителя в этой ситуации – просто присутствовать и принимать сына или дочь со всеми его эмоциями; попробовать получить удовольствие просто от того, что вы находитесь рядом. И только потом, когда подросток поверит, что вы готовы его принимать, что ситуация безопасна для него и он может самовыражаться, – после этого он, может быть, будет предлагать какие-то игры, говорить о своих потребностях, о том, что наиболее для него важно.

    Полезно выделять особое время для общения с ребенком, определенное по длительности и частоте.

В особое время нужно играть по правилам ребенка, только соблюдать условия безопасности.

Общение ребенка со взрослым один на один способствует улучшению отношений.

Взрослый принимает все эмоции ребенка.

Благодаря особому времени, ребенок учится лидировать, принимать решения, управлять общением.

Удовольствие и пользу от общения по свободному сценарию ребенка получает и он сам, и взрослый.

Использованы материалы передачи «Территория детства»

(совместный проект программы «Дорога к дому», ТС «Канал-12» и газеты «Речь»).

Автор: Ромина Ирина
специалист по связям с общественностью и СМИ

Воспитание ребенка

Особое время дает детям ощущение тесной связи с родителями и снижает потребность шалить

Зачем уделять ребенку особое время

Одним из наиболее вдохновляющих мероприятий, которое родители могут подарить своим детям, является регулярное запланированное проведение с ними особого времени. Вы как родители, скорее всего, и так проводите много времени со своими детьми. Однако есть большая разница между временем, которое выделяется по необходимости, случайным временем и запланированным – особым временем.

  • Для детей до двух лет требуется много времени и они еще слишком малы, чтобы понять уникальность и ценность особого времени. Пока они чувствуют вашу искреннюю радость от общения с ними, запланированное особое время не является необходимостью.
  • В возрасте от двух до шести лет детям требуется, по крайней мере, десять минут в день особого времени, на которое они смогут твердо рассчитывать. Возможно, лучше выделять и более 10-ти минут, но вы удивитесь тому, какое волшебное воздействие на ваши отношения с ребенком могут оказать даже десять минут регулярного особого времени, которые вы ежедневного будете выкраивать из своего плотного графика.
  • Детям от шести до двенадцати лет не обязательно уделять особое время каждый день (судить вам), но у них должна быть возможность рассчитывать хотя бы на полчаса в неделю. Конкретное время суток и продолжительность особого времени в каждой семье могут определяться индивидуально. Это может быть время для печенья с молоком каждый день после школы или целый час каждую субботу. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное особое время с родителями.
  • Не поддавайтесь обманчивому ощущению, что подростки не хотят проводить с вами особое время. В этом возрасте для них друзья важнее семьи, но чем старше они становятся, тем более важной становится семья. Если ваш подросток не знает, чему посвятить особое время, вам, возможно, потребуется сделать ему свои предложения. Подростки любят съесть что-нибудь вкусненькое. Пригласите вашего ребенка-подростка позавтракать или пообедать вместе. Продолжайте поиск наилучшего способа провести время, пока не найдете такой, которого ваш ребенок будет ждать с нетерпением.

Почему особое время с ребенком настолько необходимо?

  • Дети испытывают чувство тесной связи с родителями, когда могут рассчитывать на регулярное особое время с ними. Они чувствуют, что важны для своих родителей и любимы ими. Это снижает их потребность шалить как неконструктивный способ восстановить или перезагрузить положительную связь с родителями.
  • Запланированное особое время будет для родителей важным напоминанием о том, для чего у них есть дети, в первую очередь – чтобы радоваться вместе с ними.
  • Когда дети нуждаются во внимании занятых в настоящий момент родителей, им будет легче услышать от папы или мамы: «Мой хороший, я не могу уделить тебе время прямо сейчас, но с нетерпением жду нашего особого времени в 16:30».

Проведение особого времени с детьми нужно планировать заранее. Хорошо продумайте список дел или развлечений, которым вы бы хотели посвятить ваше особое время. Этот список можно составлять вместе с ребенком и обсуждать, какие пункты будут приоритетными, а какие лучше отложить на более подходящее время. Если какие-то вещи или мероприятия стоят слишком дорого, внесите их в список дел, на которые вы будете откладывать деньги. Если список содержит мероприятия, которые занимают более 10–30-ти минут, запланируйте их на время выходных или отпуска.

Особое время должно быть неприкосновенным, поэтому для родителей будет лучше отключать свои телефоны на время общения. Тем не менее, если у мамы два ребенка и один из них сейчас может позвонить, мать может сказать ему: «Если у тебя все хорошо, я перезвоню тебе позже, поскольку у нас с Володей сейчас особое время». Володе будет очень приятно, что его мама рассказывает другим, насколько для нее важно провести с ним особое время.

Родители могут выделять особое время перед тем, как ребенок отправится ко сну (хотя вечернее время перед сном не должно заменять дневное особое время).

История успеха

Одна мама, перед тем как уложить своих детей спать, попросила их поделиться самыми грустными и самыми радостными моментами дня. Сначала ее дети использовали эту возможность, чтобы пожаловаться на огорчившие их события, и в конечном итоге начинали плакать.

Мама терпеливо ждала, пока они успокоятся, а затем говорила: «Я очень рада, что вы можете поделиться своими чувствами со мной. Завтра, когда вы не будете так расстроены, мы еще немного поговорим об этом, чтобы выяснить, что мы можем предпринять по этому поводу. А теперь расскажите мне о том хорошем, что произошло с вами за день».

Если дети не могли думать о хороших моментах, мама делилась с ними своими радостными событиями. После того как дети привыкли к этой процедуре, они стали рассказывать о печальных событиях без эмоционального расстройства, по существу, а затем высказывать идеи о том, как избежать подобных проблем в будущем. Вскоре дети уже рассказывали маме больше о хороших, чем о печальных событиях.

Особое время с ребенком

Техника “ОСОБОЕ ВРЕМЯ” с ребенком

10 минут родительского внимания

Это самый эффективный способ укрепления своих отношений с ребенком.

Особое время с ребенком– время, когда родитель отмечает что именно делает ребенок, не прибегая к вопросам или критике.
Такое время очень нужно каждому ребенку, в эти минуты он ощущает себя безусловно ценным человеком, к которому приковано ваше внимание ради него самого. Ребенок понимает, что он интересен вам не потому, что соответствует вашим желаниям, а сам по себе.
Главные враги особого времени – стремление родителей задавать вопросы и давать указания. Избегая этого и сохраняя внимание мы как раз и даем ребенку особое время. Сделать это несложно.

Первый шаг.
Понаблюдайте в течение дня за любимой игрой ребенка.
У вас должно быть 10 или 15 свободных минут. Передайте дела другим членам семьи, выключите телефон. Попросите домашних вас не беспокоить. Найдите какое-то интересное занятие другим детям.
Подойдите немного ближе к ребенку.
Дайте себе пару минут на наблюдение.
Отметьте:

Удержитесь от вопросов. Удержитесь от указаний и поучений.

Второй шаг
Начните комментировать действия ребенка.
Никаких намеков на то, «как можно это сделать правильнее», никакой критики. Просто опишите то, что он делает. Попробуйте сами заинтересоваться этим.
Говорите искренне.
Похвалите, когда у вас будет желание так сделать.
Попробуйте сказать что-то что вы заметили о его предпочтениях «Ты часто бросаешь издалека». «Ты предпочитаешь для куклы белые платья»
Попробуйте подражать ему.
Старайтесь идти за ним, а не выбирать себе роль. Если вам предложат поиграть, уточните что именно вам делать. Не смущайтесь, если сначала вам будет непривычно. Просто делайте так 15 минут.

Третий шаг
Через 10-20 минут скажите ребенку, что вам понравилось это особое время и вы хотите делать это ежедневно

«Особое» время — это очень приятный способ ежедневного общения с детьми. Это может быть совсем непродолжительный период — от 5 до 15 минут, — который вы посвящаете каждый день индивидуальному общению с каждым ребенком. Особенность этого «особого» времени состоит не в том, что вы занимаетесь с ребенком чем-то необычным, а в том, что это время вы проводите исключительно с ним и ему в данный момент принадлежит все ваше внимание. Никогда нельзя лишать ребенка этого общения в виде наказания. Оно необходимо ребенку просто для того, чтобы почувствовать ваше внимание и любовь. Это самый эффективный способ укрепления своих отношений с ребенком.

Рекомендуется минимум 4 раза в неделю по 10 минут, итого 40 минут в неделю)

«Особое время» для ребенка

Понятие «особое время» поначалу может вызвать недоумение у многих родителей, ведь они и так проводят со своим ребенком значительную часть времени. И чем младше ребенок, тем больше родительского внимания он получает. Однако есть существенная разница между ежедневным общением по необходимости и специально отведенным временем, которое полностью посвящено ребенку.

В первом случае это общение на бытовом уровне, сопряженное с родительскими обязанностями: покормить, переодеть малыша, погулять с ним; проверить уроки у школьника, обсудить семейные вопросы с подростком и т. д. И совсем другое дело, когда родители откладывают все рутинные дела и полностью уделяют внимание ребенку. Именно это время психологи и называют особым.

Суть «особого времени» – взрослый общается с ребенком как с равным и следует его правилам, максимально сосредотачивая свое внимание на ребенке, занимаясь только им, не отвлекаясь ни на какие посторонние дела.

Почему ребенку необходимо выделять «особое время»
Во-первых, те моменты, когда родители слушают и слышат своих детей, постепенно формируют в ребенке ощущение собственной ценности.

Во-вторых, дети спокойнее реагируют на занятость родителей, потому что точно знают: через какое-то время мама и папа обязательно уделят им внимание.

В-третьих, для ребенка это возможность рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в жизни, и вместе с родителями обыграть ситуации.

«Особое время» – это часы или минуты?
Главное – не количество, а качество проведенного с ребенком времени. Даже десять минут по-настоящему искреннего и доверительного разговора по своему воздействию перекроют час, в течение которого, находясь вместе, каждый занимался своим делом.

Начинать надо с того количества времени, которое может выделить (а иногда и выдержать) родитель, потому что в это время ребенок может делать все, что ему требуется.

Игру, занятие предлагает всегда сам ребенок! В это время он главный. Родитель играет роль, которую предлагает ему ребенок.

Очень важно полностью принимать детские чувства: в это время ребенок может проявлять свои чувства так, как ему хочется, и взрослые не должны злиться, раздражаться и обижаться на него. Сколько времени родители смогут выдержать проявление детских эмоций – с такого количества времени и следует начинать.

Психологи отмечают, что в эти минуты взрослых могут ожидать не только разговоры, но и игры в «Дочки-матери» с наказанием мамы или папы в углу, в воспитателя и воспитанника с обозначением проблем. Дочка-подросток может пожелать, чтобы мама или папа почитали вслух перед сном заданное произведение. Бывает и желание подраться – надо только оговаривать правила: не бить по голове и животу, драться только подушками, чтобы не повредить тело, но освободить при этом душу.

До двухлетнего возраста дети нуждаются в постоянной заботе. Получая максимум родительского внимания, малыш чувствует, что его любят, а потому для общения с ним нет нужды выделять специальное время – его и так достаточно. Но чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в таких моментах, когда родительское внимание будет принадлежать только ему.

Дошкольникам ежедневно требуется не менее десяти минут особого времени. Для этого вовсе не нужно придумывать что-то сложное – достаточно просто побеседовать с ребенком, расспросить его о том, чем он занимался в садике, чему новому научился, во что хотел бы поиграть. Здесь важно, чтобы малыш почувствовал, что родителям важны и интересны его заботы, переживания, новые знания и навыки. И этот интерес непременно должен быть искренним. Дети остро чувствуют фальшь, и если общение с ними происходит формально, то особое время, проведенное с ними, вызовет лишь взаимное раздражение.

Детям от шести до двенадцати лет, возможно, и не нужно ежедневное выделять «особое время», но оно непременно должно составлять не менее получаса в неделю. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное время с родителями.

Подростки уже не так сильно нуждаются в родительском внимании: им не терпится почувствовать себя взрослыми. Но было бы ошибкой считать, что они не нуждаются в нем совсем. Такое мнение часто складывается из-за «ершистого» поведения взрослеющего ребенка, для которого друзья на какое-то время становятся ближе родителей. Однако, несмотря на демонстративную независимость, подросткам, пусть не так часто, как раньше, но все же хочется родительского внимания. И они должны знать, что могут на него рассчитывать. Даже если ваш ребенок не знает, как провести с родителями несколько минут, просто посидите с ним рядом.

Строгого графика здесь нет – каждая семья самостоятельно решает, будут ли это разговоры по душам после школы или совместный досуг в выходной день. Главное, чтобы ребенок точно знал, что определенные минуты или часы он проведет в комфортной доверительной обстановке вместе с мамой и папой и выразит свои чувства.

«Особое время» с мальчиками
Многие мальчики больше времени проводят с мамами, чем с папами. Психологи рекомендуют отцам, как бы они не были заняты или устали, уделять своим сыновьям не меньше десяти минут в день «особого времени». Если папы приходят домой, когда дети спят, и уходят, когда еще спят, то вариантом взаимодействия могут стать ежедневные электронные письма или текстовые сообщения.

В выходные дни можно встать на десять минут раньше всех и поговорить с сыном – искренне и заинтересованно.

По возможности в любые праздничные и выходные дни отцам надо находить время для общения с сыновьями.

Когда самые важные для детей люди постоянно проявляют желание проводить с ними время, уверенность ребенка в себе растет.

Как организовать «особое время»
-Подберите реальное время, которое вы регулярно будете выделять в качестве «особого» для своего ребенка.
-Не выделяйте время «через силу» – пользы от этого никому не будет.
-Только если ребенок затрудняется самостоятельно определить, чем заняться в это время, предложите варианты.
-Если «особое время» не ежедневное, то сообщайте ребенку заранее о следующем «особом времени» – пусть подумает, чем захочет заняться.
-Не наказывайте ребенка отменой «особого времени».
-Не отменяйте «особое время», что бы ни случилось. В особых случаях его можно немного «сдвинуть».
-Если в семье не один ребенок, определите «особое время» для каждого, причем независимо от возраста.

Попробуйте этот прием и увидите, как будет улучшаться поведение вашего ребенка, насколько вы с ним станете ближе.

Особое время каждому ребенку

Не так давно я с большим интересом прочел об одной набожной семье. Сын, став студентом и осознав, какое хорошее и полезное влияние имела его мать на всю семью, написал ей и попросил рассказать, какими методами воспитания она пользовалась. Он хотел передать эту информацию молодым родителям в группе, где он нес служение. Эта женщина, вырастившая десятерых детей, написала сыну в ответном письме, что главной ее целью было научить своих детей любить и уважать Бога и друг друга. Вот некоторые из правил, которыми она при этом руководствовалась:

1. Если и бранить ребенка, то никогда дважды за один и тот же проступок.

2. Каждый ребенок должен всегда бережно относиться к имуществу других.

3. Если ребенок послушен, его хвалят и вознаграждают.

4. Все обещания строго выполняются.

Но самое главное, что эта женщина делала для своих детей, – она выделяла время для индивидуального общения с каждым ребенком. Она понимала, что любому ребенку время от времени необходимо пообщаться с ней наедине.

Ее муж умер, и это в какой-то степени заставило ее внимательнее присмотреться к духовным и эмоциональным потребностям своих детей. Кроме необходимости ежедневно заниматься домом и хозяйством, она еще преподавала в воскресной школе и вела молитвенные собрания.

Неудивительно, что молодой студент гордился своей матерью и хотел поделиться ее опытом воспитания со своими прихожанами. Эта мать была поистине вознаграждена – ее сын жил по-настоящему христианской жизнью. Его имя было Джон Уэсли, а мать звали Сузен Уэсли. Дата их переписки – 1732 год. Сузен Уэсли инстинктом чувствовала тогда то, что я советую вам сегодня: развивайте в своем ребенке цельную личность и будьте предельно внимательны к нему.

Дочери миссис Уэсли, благодаря ее умелому подходу, были воспитаны так же, как и ее сыновья, и образование получили такое же. Миссис Уэсли не просто исповедовала христианские добродетели, но проявляла их в повседневной жизни. Она относилась к своим детям с такой любовью и пониманием, что была им не просто матерью, а близким другом, особенно Джону.

В семье Уэсли был, в сущности, один родитель – мать, однако она не допустила вырождения своей семьи. Она уделяла детям достаточно времени и внимания; они не сомневались в том, что она их любит; исповедуемые ею духовные истины проявлялись в ее каждодневной жизни.

Знаю, что это трудно. Знаю, что родители очень устают. Много раз я уставал настолько, что хотел просто лечь на диван и заснуть, вместо того чтобы идти играть в футбол. Но всегда выбирал игру.

Если вы не прилагаете никаких усилий, чтобы ваша семья оставалась крепкой, то не сможете быть хорошим примером для своих детей, примером, которому они могли бы следовать, когда вырастут и заведут свои семьи. Те любовь и уважение, с которыми вы относитесь к своим детям, вернутся к вам сторицей. А тот вред, который наносится детям в семье, где нет любви, будет не раз проявляться в последующих поколениях.

Однажды я консультировал пару примерно 30-35 лет; они обсуждали предстоящий развод.

– Я больше не могу выносить этого, – сказала Нэнси Уайт. – Рэнди слишком сдержан. У меня не осталось никаких чувств к нему, потому что он холоден ко мне. Он и раньше редко прикасался ко мне, но сейчас это просто ужасно. Я не думаю, что он вообще кого-то любит.

Рэнди Уайт тихо сидел рядом, слушая, что говорит его жена.

– Даже детей он никогда крепко не обнимет, – продолжала она. – Он летчик, и поэтому у него всегда мало времени, но даже когда он дома, то никогда ничем не показывает своей привязанности к нам.

– Ничем не могу тебе помочь, Нэнси, – выпалил Рэнди. – В моей семье никто никогда не обнимал меня, не говорил «я тебя люблю» и не демонстрировал свои чувства как-нибудь иначе. Я тоже не могу этого делать, потому что не знаю как. К несчастью, этот брак распался, но позже Рэнди приходил ко мне на дополнительные консультации. Когда я узнал его получше, то понял, что ему всегда казалось недостойным проявлять свои чувства или отзываться на проявления их со стороны других, поскольку именно так относились к этому его родители.

Воспитывать детей – все равно что бросать камень в тихую воду. Результаты того, как вы обращаетесь со своим ребенком – дурно или хорошо – эхом отзовутся через многие годы во множестве последующих поколений, подобно кругам, расходящимся по воде от брошенного камня.

Независимо от того, что вы делаете вместе с ребенком – играете или выполняете какую-нибудь работу, – то время, которое вы проводите с ним, бесценно. Только в эти минуты или часы вы можете проявить всю свою любовь и понимание. Это нельзя сделать по телефону или запиской, прикрепленной магнитом к дверце холодильника. Конечно, все эти методы тоже хороши, но нет ничего лучше личного общения.

Воспитание и здравый смысл

Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами (Флп. 4:8,9).

Эл и Бред Стокман на машине своего отца свернули за угол на подъездную аллею «Сосновая».

– Эл, погаси-ка фары, – сказал Бред своему брату. – Если отец увидит, что мы вернулись домой так поздно, мы пропали. Первый раз нам разрешили взять машину, и мы на два часа опоздали.

Эл Стокман медленно вывел машину на аллею.

– Открой двери гаража, – тихо сказал он младшему брату. Бред тихонько выскользнул из машины и поднял двери.

Пропустил машину в гараж, а затем опустил двери.

– Как ты думаешь, мама с папой уже спят? – прошептал он брату.

– Надеюсь, да, – ответил Эл. – Уже час ночи, а нам разрешили быть дома не позже одиннадцати. Если нам удастся пробраться через кухню, не врезавшись в стол, то все будет в порядке.

Мальчики тихо прошли на заднее крыльцо, осторожно открыли дверь и на цыпочках вошли в кухню. Но когда они были на полпути, в комнате внезапно зажегся свет. За кухонным столом сидела мама, потягивая кофе. Дороти и Джек Стокман ждали своих сыновей. Джек сидел рядом с Дороти, чуть поодаль.

– Сейчас начнется! – прошептал Эл Бреду, ткнув его в ребро. – Ничего не говори, я сам все скажу.

– Итак, парни, – начал отец, – кажется, вы немножко опоздали.

Дороти Стокман поплотнее закуталась в свою голубую домашнюю кофту.

– С вами все в порядке? Где вы побыли? Мы волновались.

– Какая ерунда, мама, – проворчал Эл. – Черт возьми, я достаточно взрослый, чтобы водить машину, а ты обращаешься со мной как с младенцем.

– На самом деле мы не при чем, – вмешался Бред, усаживаясь за стол рядом с родителями. – Мы вышли из театра достаточно рано, чтобы быть дома в одиннадцать, но правое заднее колесо оказалось спущенным.

– Я сам все расскажу, – огрызнулся Эл на брата. Повернувшись к отцу, он сказал: – Когда мы открыли багажник, чтобы взять запасное колесо, то обнаружили, что оно тоже спущено! Нам пришлось вызвать из гаража парня, чтобы отбуксировать машину туда и накачать шины. Я думал, он никогда не придет, а там, в гараже, он был медлителен, как патока в январе. Так что это не наша вина, что мы вернулись так поздно.

– Конечно, Эл, не ваша, – согласился Джек Стокман. – Но вы, несомненно, знали, что мы с мамой будем беспокоиться о вас, когда вы не появились дома вовремя. Разве не так? Почему не позвонили и не сказали нам, что с вами все в порядке и вы выезжаете?

– Папа прав, Эл. Мы должны были позвонить.

– Не думаю, что это так уж важно, – возразил Эл, – Мы дома, и с нами все в порядке. Что вы все такие нервные?

– Конечно, парни, вы дома и все просто отлично, но час назад мы с мамой не знали об этом. Думаю, если вы на две недели лишитесь этой привилегии – ездить на машине, это поможет вам запомнить, как пользоваться телефоном и сообщать нам, если случается что-то в этом роде. А сейчас давайте пойдем спать. Джек и Дороти Стокман – настоящие христиане. Очевидно, они уделяли достаточно времени своим детям, чтобы знать личностные особенности каждого из них. Они хорошо знали своих сыновей. Джек и Дороти знали, что должны дать Элу возможность выплеснуть свое раздражение по поводу спущенного колеса. Они также знали, что Бреда следовало подбодрить, чтобы продолжать обсуждение. Поэтому и справились с ситуацией.

В других семья, при таких же обстоятельствах, родители могут вести себя и по-другому, в зависимости от индивидуальных особенностей членов семьи. В некоторых случаях позднее появление двух подростков может так взвинтить нервы родителей, что один из них или оба могут почувствовать настоятельную необходимость выйти из дома, чтобы там справиться со своим гневом. Это случается, если плохое поведение подростков стало нормой.

В заключение я хочу сказать, что не существует универсальных правил для решения проблем. Имея дело с детьми, родителям следует обращать внимание не на размеры проблемы, а на то, как нужно реагировать на нее. Если в вашей семье возникли проблемы, и вы обращаетесь к кому-нибудь за помощью, это увеличит ваши силы. Мудрые родители никогда не стесняются обращаться за помощью.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Поделиться 1 Сохранить Ещё. Версия для печатиПожаловаться