От наказания к вранью
Подростковая ложь
Почему я люблю тему подростковой лжи? Потому, что поняв как часто и почему подросток лжет, можно выявить то, что является пиковым напряжением для его личности. Соответственно можно попытаться помочь ребенку выстроить отношения в семье, с педагогами, с его окружением сверстников, разобраться в себе. Формирование отношений с партнерами и друзьями, с коллегами и близкими, с самим собой, все это зарождается в период с 11 до 17 лет, и именно в этот промежуток так же формируется способ налаживания и избежания близких отношений, реального взгляда на происходящие события, преодоления трудностей. Разбираясь с подростковой ложью можно распутать большой клубок трудностей окружающий не взрослого человека. Это не значит, что нужно отучить врать и обманывать, но важно понимать то, почему человек это делает. Важно само отношение ко лжи, то как поступать или не совершать каких либо действий в сложных жизненных ситуациях
Подростковый возраст самый насыщенный период в жизни любого человека. В нем сплетаются следующие один за одним несколько кризисов, диктующие отношения со сверстниками, родителями, со своей ролью и местом в этих взаимоотношениях. Глобальные преобразования в сознании подростка, осознании себя, своего тела, физиологии, пубертата. Все это делает мир подростка неимоверно напряженным и сложным, недаром его называют критическим, переломным, переходным. За 6-9 лет формируются дальнейшие навыки в нахождении в социуме, и поэтому как никогда подростку необходима помощь и поддержка со стороны взрослых.
Основной заботой, целью в этот период становится интимно-личностное общение, появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы, учебная деятельность в этом возрасте уже не является ведущей. Подросток поглощен мыслями о своем месте в среде сверстников, тут и первая влюбленность, и выстраивание дружеских отношений, и умение находится в конфликтной атмосфере. Определяющим становятся особенности развития самоосознания подростка, именно в этом возрасте появляется новая потребность – понять и осмыслить свое поведение, свой характер, свои возможности, найти различия в себе и других, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к своему внутреннему миру и стремление к самооценке. Этот закономерный интерес результат развития психики. Пока ребенок растет, отличие от сверстников его беспокоят только в моменты столкновения интересов, отстаивании своих границ . Ребенок неосознанно копирует и соотносит себя со значимыми людьми, родителями, симпатичными ему другими взрослыми, или его ровесниками, но у подросшего человека собственная идентификация меняется. Теперь ориентация на значимых людей делает его внутреннюю личность конфликтной, психологическую ситуацию неопределенной. Бессознательно подросток стремится проявить свою особенность, инакость, отличие от других. Парадокс в том, что отделяясь, он и создает свое одиночество и боится его. Появляется чувство взрослости, самостоятельности, но, которого еще нет ощущения подлинной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Подросток все больше отдаляется от родителей и все его внимание подчинено стремлению вписаться в социум, для того что бы реализоваться и утвердится в собственных глазах и перед сверстниками, ему необходимо предъявлять действительные или выдуманные достижения, уйти из-под опеки родителей, скрыть свои страхи и во многих случаях подросток прибегает ко лжи, намеренно или ненамеренно. Обманывая, подросток одновременно сепарируется от родителей, выдумывает свой образ, завоевывает место в своей среде. Ложь или обман имеют много оттенков и вызваны разными потребностями подростка. Искажение или сокрытие правды в целях избегания наказания, порицания, ирония, вранье, собственное заблуждение, клевета, способ получить какую-либо выгоду, или наоборот -сохранить свои позиции, укрывательство, фантазия, вот неполный перечень видов лжи или обмана.
Я намеренно не пишу о видах лжи, способах выявления, склонности ко лжи или отношении к ней, не говорю о чертах характера и темпераметра которые влияют на то, как подросток лжет. Хочется показать насколько подростку тяжело, насколько необходима поддержка взрослых, их принятие его как личности.
Не всегда обман социально порицаем. В русском языке ложь иногда является синонимом выдумке и фантазии, шутке и розыгрышу, не несущими злой умысел или причиняющими ущерб здоровью или психике. Дружеский розыгрыш или шутка не предполагают причинить ущерб объекту их предназначения, хотя по осознанности действий и методов воздействия на объект во многих случаях они сходны с ложью и обманом. Существуют определенные различия в разграничении лжи и обмана. Говоря об обмане, мы имеем ввиду процесс, действие, имеющий умысел. Что касается термина «ложь», «неправда», то они, скорее оценивают информацию, как не вызывающую доверия. Случайно можно исказить истинное высказывание и это будет заблуждением, а не ложью, а обман иногда оборачивается приятным Новогодним подарком или сюрпризом на День Рождения.
Мотивы, побуждающие подростков ко лжи:
а) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации);
б) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);
в) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);
г) стремление унизить другого человека (месть, корысть, зависть, ненависть) [Душина Е.А.]
Одной из причин почему ребенок обманывает является то, что подросток видит как обманывают взрослые и берет это на вооружение. У только что рожденного ребенка нет потребности обманывать, подрастая он осознанно, или неосознанно перенимает повадки близкого окружения, значимых взрослых. Обманщиком его воспитывает социальное окружение и, прежде всего, семья. Именно тут ребенок получает первые уроки неправды: он видит общение в семье, когда родители говорят между собой одно, а совершенно иное – окружающим. Требуют от ребенка выполнять, то чего сами не выполняют. Так постепенно ребенок привыкает ко лжи, сам постепенно начинает пробовать свои силы в искажении правды – сначала в играх, потом с близкими и родными, затем сверстниками, и наконец – с остальными взрослыми. Но, зачастую вместе с лживостью ребенок копирует и отношение взрослых к другим людям, цинизм, подозрительность, пренебрежение. Из таких детей вырастают расчетливые, опустошенные, несчастливые люди не умеющие выстраивать доверительные, близкие отношения с окружающим миром. Происходит деформация всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение . Подросток копирует образ поведения значимых людей, так как собственного опыта разрешения проблем у него еще нет, и в силу высокой сензитивности такие модели быстро присваиваются и становятся нормой поведения. Двойные стандарты взрослых вредят воспитанию не только формируя лживое поведение, но и рождают недоверие ко взрослым, их образу жизни , ценностям. Подросток тем быстрее и проще перенимает опыт обмана и лжи, чем менее благополучны условия его жизни и воспитания, причем осознание того, что ложь является нормой для поведения взрослых, в определенных ситуациях является для подростка шоком, стрессом, способствующем изменению стратегий собственного поведения. В зависимости от личностных особенностей подростка, его отношению ко лжи, попытки проявлений лжи могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессии. Причин, по которым некоторые подростки более лживы чем сверстники -множество. Сюда можно отнести сочетание темперамента и характера, в социальном окружении, или иных обстоятельствах, коих не счесть. Немаловажно и само отношение ко лжи, насколько подросток осознает ее необходимость, порицаемость, вред, степень ответственности.
Взрослым столкнувшимися с подростковой ложью нужно помнить, что у ребенка есть необходимость в обмане, осознанная или нет, но потребность в том, что он делает- есть. Родители должны понимать- в семье, в единственно безопасной зоне, ребенок обкатывает то, что он не может проверить в “большом мире”, и выявив обман необходимо выстроить общение так, чтобы ребенок понял то, что он совершил. Даже отходя от родителей, смещая приоритет в общении на сверстников, подросток все равно остается частью семьи, поддержка которой ему в этот сложный период крайне необходима, важно не оттолкнуть, а дать оценку поступку, дать оценку обману, признавая и то, что как родитель создали ситуацию при которой ребенок вынужден обманывать. Родителям же хочется напомнить, что те, кем они выросли, они обязаны своему подростковому периоду, и если у них нет желания “нагрузить” своего ребенка еще и своими детскими трудностями, то вполне стоит обращаться к специалистам которые помогут им и детям выстроить честные отношения.
Свидетель под заказ
Сразу восемь лжесвидетелей в суде чуть было не оставили безнаказанным офицера, который зверски избил молодого солдата в одной из воинских частей в Сибири.
Крепко выпивший командир прямо на плацу средь бела дня устроил жестокий мордобой парнишке. Ударом кулака свалил его на землю, добивал ногами. Истязания видели многие, за солдатика не вступился никто. С изуродованным лицом и переломами его отвезли в госпиталь.
Дикий случай скрыть не удалось. Но на суде казарменный садист нашел свои аргументы против обвинений военных прокуроров. Он выставил восемь свидетелей – своих подчиненных. Они под присягой заявили, что их начальник никого не бил, был трезв и вообще в тот день находился в другом месте. Если бы не упорство и профессионализм обвинителей, с таким “железным” алиби ходил бы преступник в погонах на свободе и процветало бы в его казарме кулачное право против беззащитных. Дело закончилось двумя приговорами. Офицер на несколько лет отбыл в колонию. А все восемь его лжесвидетелей получили судимости, но отделались штрафами.
Алиби по тарифу
Не так давно юристы называли статью 307 УК редкой. Сегодня ее можно назвать входящей в моду. Заказное алиби и платные свидетели становятся непременным атрибутом многих уголовных дел. Ложь под присягой – выгодный бизнес. В судах эту тенденцию отследили и начали возбуждать дела против лжесвидетелей и лжеэкспертов. За два последних года, по данным Судебного департамента при Верховном суде, за лжесвидетельство осудили около двух сотен человек. Очень скромная цифра. Но раньше не было и такой.
Так мало судимых за вранье под присягой объясняется не тем, что в судах перестали лгать. Наше законодательство о лжесвидетельстве – самое либеральное из всех стран Европы и Америки. Возмездие за клятвопреступничество невелико, хотя цена лживых показаний может стоить жизни.
Она и стоила жизни двум детям. На днях арестовали маньяка-педофила за убийство маленькой девочки Полины Мальковой. Садиста поймали бы еще год назад, если б его жена не подтвердила, что муж в момент преступления трудился в поте лица на работе, а она с ним именно в это время разговаривала по телефону и даже слышала шум станков. За год, пока убийца бегал на свободе, от его рук погибли еще два ребенка.
Наше сегодняшнее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство дает подозреваемому, обвиняемому, подсудимому фактически карт-бланш на вранье по полной программе. Причем привлекаемый к уголовной ответственности вправе не только сам обманывать сколько захочет, но и просить врать свидетелей, потерпевших, прочих участников суда. Причем практически безнаказанно.
Если в прежнем Уголовном кодексе за дачу заведомо ложных показаний было записано наказание до 1 года в местах не столь отдаленных, то в ныне действующем УК РФ наказание лишением свободы вообще отсутствует.
Кстати, за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний Уголовным кодексом тоже установлена практически символическая ответственность.
К сожалению, невозможно подсчитать даже примерные суммы, в которые казне обходится труд дознавателей, следователей, прокуроров и судей. Короче, всех тех, кто по службе вынужден разоблачать лжесвидетельство, проводя всевозможные следственные действия: допросы, очные ставки, следственные эксперименты, экспертизы и прочие недешевые мероприятия.
Кого не признают лгуном?
В законе сказано: “Субъектом заведомо ложного показания может быть лицо, достигшее 18 лет и выступающее по делу в качестве свидетеля или потерпевшего”. Но не каждый очевидец преступления может быть допрошен в качестве свидетеля и обязан давать правдивые показания.
По статье 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Круг таких родственников определяет федеральный закон. Близкими родственниками считаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки, а также супруг. Все эти люди вообще могут отказаться от дачи показаний по уголовным делам в отношении своих родственников и не несут за это уголовной ответственности.
Более того, по закону супруг и близкие родственники лица, совершившего преступление, не подлежат уголовной ответственности за “заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном им преступлении”.
Вот пример: суд в Санкт-Петербурге возбудил уголовное дело против гражданки Рясиной. Она под присягой дала заведомо ложные показания в оправдание своего мужа, которого обвиняли в изнасиловании малолетней. Но прокуратура взяла эту женщину под защиту и прекратила ее уголовное преследование.
Закон был на ее стороне. Рясина – близкий родственник осужденного, и не обязана была свидетельствовать против своего мужа.
Практика рассмотрения уголовных дел судами по статье 307 очень любопытна. Она показывает: подавляющее большинство тех, кого осудили за ложь под присягой, – свидетели, которые врали на суде. Причем чаще всего на процессах по умышленным убийствам, изнасилованиям и по корыстным преступлениям. Практически все подсудимые признали свою вину в лжесвидетельстве.
Как правило, мотивом совершения этих преступлений были уговоры виновного или его родственников. Еще одна любопытная деталь – из осужденных лгунов каждый четвертый оказался уже судимым.
Прибить к позорному столбу
В практике британского правосудия самым суровым приговором за лжесвидетельство до недавних пор считались четыре года тюрьмы.
Именно к такому сроку несколько лет назад был приговорен один политический деятель. А до него, правда, давным-давно – один частный детектив, который сел аж на пять лет за дачу ложных показаний на бракоразводном процессе.
В последние несколько лет, судя по статистике, на Британских островах разбирается в среднем по два с половиной миллиона уголовных и гражданских дел, по которым семь миллионов человек дают свидетельские показания под присягой. По последним данным, за год за лжесвидетельство были осуждены 114 человек.
Но вообще-то в Британии в судах лучше не врать. Впервые закон против клятвопреступников появился в Англии еще в 1563 году. По нему преступника, если он не мог заплатить большой штраф, выводили на площадь и прибивали за уши к позорному столбу.
Не церемонятся с лжесвидетелями и в современной Франции – наказание до семи лет заключения и шестизначными штрафами.
Свидетель, эксперт, переводчик, если дает ложные показания, наказывается каторжной тюрьмой на срок до пяти лет – гласит швейцарский УК. Шведы тоже по достоинству “оценивают” ложь под присягой – от шести месяцев до восьми лет тюрьмы.
На Кипре клятвопреступление карается сроком до семи лет тюрьмы.
Тюрьма или молчание
Вы имеете право хранить молчание. Эту знаменитую фразу мы помним по американским фильмам и не очень задумываемся над ее смыслом.
А смысл здесь очень серьезный: так по законодательству США человеку, привлекаемому к уголовной ответственности, запрещено под угрозой уголовного наказания давать ложные показания правоохранительным органам и суду.
Поэтому совершивший преступление имеет право молчать и ничего не говорить, но не больше.
Кстати, в Америке нередки случаи, когда человека осуждают и за “основное” преступление, и за лжесвидетельство, с помощью которого он пытался уйти от ответственности.
Самый свежий пример: суд одного из штатов рассмотрел уголовное дело, по которому осудил парня за преступление, а его родители получили срок, в два раза больший, чем у сына. Родители получили срок за отказ давать показания против своего великовозрастного ребенка, потому что папа с мамой оказались очевидцами совершенного их сыном преступления.
Лжесвидетельство – заведомо ложное изложение свидетелем обстоятельств, о которых он дает показания. Это преступление было известно давно и впервые упоминалось еще в римском праве. Кстати, тогда за него назначали суровое наказание. В российском праве в XVIII и XIX веках ложь под присягой считалась серьезным преступлением. А наказания за нее дифференцировались в зависимости от вида вранья. Для давших истинные показания с умышленным умолчанием о некоторых обстоятельствах – арест до 6 недель. Молчунам, которые отговаривались тем, что не знают обстоятельств, хотя на самом деле все знали, грозил арест от 3 недель до 3 месяцев. А тех, кто давал заведомо ложные показания, сажали на срок от 2 до 4 месяцев.
От наказания к вранью
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с детским враньем: ребенок может не сказать всей правды или попытаться скрыть определенную ситуацию, а может сочинить правдоподобную историю. Причины детского вранья часто кроются в методах воспитания.
Почему дети врут
Многие психологи уверены, что желание приврать (приукрасить) является характерной чертой определенных этапов детского развития. Маленький ребенок воспринимает мир с открытой душой, истинно веря всем окружающим. Он верит в сказки и Деда Мороза, при этом взрослые не считают поддержку этой веры обманом.
Фантазии ребенка также могут пересекаться с реальностью, и четкой границы между ними нет.
В сказках главные герои умные и хитрые, для доброго дела они способны обмануть зло. И никто – ни взрослые, ни дети – не ассоциируют эту хитрость с ложью.
Со временем детская логика вырабатывает мотивацию говорить неправду для достижения своих целей. И дети могут начать осознанно привирать и обманывать.
У детской лжи три причины:
Желание приукрасить. Просто купить хлеба – скучно, интереснее придумать историю про страшную собаку, от которой бежал, «спасая» хлеб.
Стремление получить желаемое: из-за больного живота можно не пойти в детский сад или школу, а в гости к другу отпустят точно, если сказать, что он заболел.
Если первые две причины со временем могут стать неактуальными, и вранье исчезнет само собой, то «ложь во спасение» будет только развиваться, приобретая изощренные черты.
Ложь во избежание наказания является естественной. Человеку свойственен инстинкт самосохранения, толкающий на хитрость, чтобы избежать неприятного, обидного, болезненного. Именно так дети воспринимают наказание. Хотите научить ребенка изощренно лгать? Наказывайте его как можно чаще по любому поводу.
Ложь и наказание
Дети начинают врать родителям для того, чтобы избежать наказаний. Но ложь во спасение отличается в зависимости от обстоятельств.
Желание казаться лучше в глазах родителей. Дети не всегда могут соответствовать завышенным требованиям родителей. Любые несоответствия сопровождаются вербальной агрессией с упреками и претензиями. Поэтому проще рассказать о необъективности педагогов, излишней требовательности, оправдывая тем самым свою неуспешность.
Самооправдание. Ребенок поступил плохо и понимает это. Но он сам не может признать того, что является плохим. Именно поэтому он начинает искать оправдание своим действиям, обвиняя окружающих в неадекватных поступках: «он первым начал», «он сказал такое…». Истину найти трудно, так как обидчик говорит то же самое.
Несоответствие ожиданиям родителей. За двойку в школе накажут. Но можно придумать историю о том, что все выучил, но разболелся зуб, и не смог сосредоточиться. Суть вранья не столько в избегании наказания, сколько в страхе не оправдать доверие родителей.
Страх наказания. Чаще всего дети врут в семьях, где применяется физическое наказание. Страх ребенка настолько велик, что он готов на любые уловки, чтобы его избежать.
Образуется замкнутый круг. Ложь – это зло, которое должно быть наказано, а наказания побуждают ребенка ко лжи. Выяснив, что ребенок обманул, родители ужесточают наказание, что приводит к более отточенной и изощренной лжи.
Бег по кругу «наказание – ложь» будет бесконечным, пока не приведет к полной потере контроля над детьми или к способности детей «профессионально» лгать. В любом случае, контакт ребенка и родителей потерян, потому что исчезло главное – доверие.
Что делать?
Следует сказать, что наказания, калечащие детскую психику, будут приводить к культивации лжи или деформации личности ребенка. Чтобы ложь и наказание не стали кругом, начните с коррекции наказаний, так как именно они влекут за собой ложь. Отпустите один раз наказание за вранье.
Несколько правил продуктивного наказания
Наказание должно быть пропорционально тяжести проступка и возрасту ребенка.
Отложенное наказание формирует тревожность, страх и неврозы.
В состоянии возбуждения следует отложить наказание
Наказывать должен один родитель, а другой сохранять нейтралитет.
Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывая о своих эмоциях, чувствах и переживаниях. Ребенок должен понимать, как сильно обижает родителей своими проступками.
Не лгите в присутствии детей. Старайтесь избегать таких ситуаций, так как ребенок не способен уловить сложность человеческих отношений, допускающих ложь, он просто примет вранье за позволительное поведение.
Умейте видеть истинные причины детской лжи. Возможно, что они в стремлении не огорчать вас или соответствовать вашим требованиям.
Не наказывайте ребенка за обман. Дайте ему понять, что все тайное становится явным.
Оценивайте поступок, а не ребенка.
Если можно не наказывать ребенка – сделайте это. Особенно если ребенок раскаялся и осознает свою вину. Умейте прощать.
Потребность во лжи отпадет сама собой, если ребенок будет уверен, что в семье ему доверяют, всегда защитят, никогда не унизят. Пусть правда будет основой ваших отношений.
От наказания к вранью
Разделы — Психология — Воспитание
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с детским враньем: ребенок может не сказать всей правды или попытаться скрыть определенную ситуацию, а может сочинить правдоподобную историю. Причины детского вранья часто кроются в методах воспитания.
Почему дети врут
Многие психологи уверены, что желание приврать (приукрасить) является характерной чертой определенных этапов детского развития. Маленький ребенок воспринимает мир с открытой душой, истинно веря всем окружающим. Он верит в сказки и Деда Мороза, при этом взрослые не считают поддержку этой веры обманом.
Фантазии ребенка также могут пересекаться с реальностью, и четкой границы между ними нет.
В сказках главные герои умные и хитрые, для доброго дела они способны обмануть зло. И никто – ни взрослые, ни дети – не ассоциируют эту хитрость с ложью.
Со временем детская логика вырабатывает мотивацию говорить неправду для достижения своих целей. И дети могут начать осознанно привирать и обманывать.
- Желание приукрасить. Просто купить хлеба – скучно, интереснее придумать историю про страшную собаку, от которой бежал, «спасая» хлеб.
- Стремление получить желаемое: из-за больного живота можно не пойти в детский сад или школу, а в гости к другу отпустят точно, если сказать, что он заболел.
- Стремление избежать наказания.
Если первые две причины со временем могут стать неактуальными, и вранье исчезнет само собой, то «ложь во спасение» будет только развиваться, приобретая изощренные черты.
Ложь во избежание наказания является естественной. Человеку свойственен инстинкт самосохранения, толкающий на хитрость, чтобы избежать неприятного, обидного, болезненного. Именно так дети воспринимают наказание. Хотите научить ребенка изощренно лгать? Наказывайте его как можно чаще по любому поводу.
Ложь и наказание
Дети начинают врать родителям для того, чтобы избежать наказаний. Но ложь во спасение отличается в зависимости от обстоятельств.
- Желание казаться лучше в глазах родителей. Дети не всегда могут соответствовать завышенным требованиям родителей. Любые несоответствия сопровождаются вербальной агрессией с упреками и претензиями. Поэтому проще рассказать о необъективности педагогов, излишней требовательности, оправдывая тем самым свою неуспешность.
- Самооправдание. Ребенок поступил плохо и понимает это. Но он сам не может признать того, что является плохим. Именно поэтому он начинает искать оправдание своим действиям, обвиняя окружающих в неадекватных поступках: «он первым начал», «он сказал такое…». Истину найти трудно, так как обидчик говорит то же самое.
- Несоответствие ожиданиям родителей. За двойку в школе накажут. Но можно придумать историю о том, что все выучил, но разболелся зуб, и не смог сосредоточиться. Суть вранья не столько в избегании наказания, сколько в страхе не оправдать доверие родителей.
- Страх наказания. Чаще всего дети врут в семьях, где применяется физическое наказание. Страх ребенка настолько велик, что он готов на любые уловки, чтобы его избежать.
Образуется замкнутый круг. Ложь – это зло, которое должно быть наказано, а наказания побуждают ребенка ко лжи. Выяснив, что ребенок обманул, родители ужесточают наказание, что приводит к более отточенной и изощренной лжи.
Бег по кругу «наказание – ложь» будет бесконечным, пока не приведет к полной потере контроля над детьми или к способности детей «профессионально» лгать. В любом случае, контакт ребенка и родителей потерян, потому что исчезло главное – доверие.
Что делать?
Следует сказать, что наказания, калечащие детскую психику, будут приводить к культивации лжи или деформации личности ребенка. Чтобы ложь и наказание не стали кругом, начните с коррекции наказаний, так как именно они влекут за собой ложь. Отпустите один раз наказание за вранье.
Несколько правил продуктивного наказания
- Наказание должно быть пропорционально тяжести проступка и возрасту ребенка.
- Отложенное наказание формирует тревожность, страх и неврозы.
- В состоянии возбуждения следует отложить наказание
- Наказывать должен один родитель, а другой сохранять нейтралитет.
- Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывая о своих эмоциях, чувствах и переживаниях. Ребенок должен понимать, как сильно обижает родителей своими проступками.
- Не лгите в присутствии детей. Старайтесь избегать таких ситуаций, так как ребенок не способен уловить сложность человеческих отношений, допускающих ложь, он просто примет вранье за позволительное поведение.
- Умейте видеть истинные причины детской лжи. Возможно, что они в стремлении не огорчать вас или соответствовать вашим требованиям.
- Не наказывайте ребенка за обман. Дайте ему понять, что все тайное становится явным.
- Оценивайте поступок, а не ребенка.
- Если можно не наказывать ребенка – сделайте это. Особенно если ребенок раскаялся и осознает свою вину. Умейте прощать.
Потребность во лжи отпадет сама собой, если ребенок будет уверен, что в семье ему доверяют, всегда защитят, никогда не унизят. Пусть правда будет основой ваших отношений.
Материал опубликован 19.12.2017
- Комментировать
- 492 просмотра
Деткино – это сайт родителей Сургута. Все о детях для их родителей. Каталог фирм и организаций города детской инфраструктуры. Библиотека статей на актуальные темы. Консультации различных специалистов и врачей. Справочник важной и интересной информации. Форум, дневники родителей, конкурсы – общение по интересам. Дети, родители, семья, детство, Сургут, пособия, садики. Возрастное ограничение +18
Электронное периодическое издание Деткино. Зарегистрировано Роскомнадзором 08 сентября 2011 года. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-46460. За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели. Администрация не несет ответственности за сообщения, оставляемые посетителями сайта. Помните, что по вопросам, касающимся здоровья, необходимо консультироваться с врачом. При использовании информации, ссылка на сайт обязательна.
Как избавиться от привычки обманывать? Причины лжи
Все мы хотя бы раз в жизни сталкивались с враньем. Всем известно это «липкое» ощущение, когда наш обман раскрыт. Причин, по которым люди обманывают, довольно много. Если вы решили, что больше не хотите чувствовать себя неловко и бояться разоблачения, то пришло время избавиться от привычки обманывать.
Вредные привычки: психология лжи
Как правило, привычка говорить неправду появляется в раннем детстве. Сначала это безобидные отговорки из-за сломанной игрушки или драки с соседским мальчишкой. В школьные годы обман чаще всего вызван плохими оценками, неудовлетворительным поведением. Пытаясь избежать наказания, дети перекладывают вину на окружающих — так формируются привычки поведения. В старшем возрасте ложь становится не такой безобидной.
Желание показать себя с более выгодной стороны может заставить человека приукрасить реальность — такова наша психология. Рассказывая малознакомому человеку о себе, некоторым людям хочется показаться более успешными или богатыми, не являясь таковым на самом деле.
В стремлении получить какие-то блага многие готовы на обман. Для таких людей не существуют преграды — для достижения своей цели они способны на многое.
Некоторых говорить неправду заставляют обстоятельства. Им кажется, что лучше переложить ответственность на другого человека. Многие придумывают «уважительные причины», чтобы избежать встречи с неприятным человеком.
Глубокие внутренние переживания могут привести к тяжелым последствиям — развиваются разные вредные привычки. Боязнь разочаровать родных и близких — одно из оправданий лжи. Это может проявляться в нереализованных мечтах, чувстве ненужности и беспомощности.
В некоторых случаях люди стесняются говорить правду. Им стыдно признаться, что их проект провалился, а идея оказалась убыточной. В таких случаях они выдают желаемое за действительное.
Многие вруны прикрываются «ложью во благо», проявляя «заботу» о друзьях и родных. Но они оказывают медвежью услугу самим себе.
Как избавиться от привычки обманывать?
Ложь, как и другие вредные привычки, затягивает людей, как наркотик. Обманув один раз и получив от этого выгоду, человек в следующий раз воспользуется этим приемом снова. Зачем говорить правду, если можно соврать и избежать негативных последствий?
Патологическим лгунам знаком момент разоблачения. Из-за вранья прекращаются отношения, теряют к вам уважение друзья. Избавиться от этой привычки поведения помогут действенные советы.
Советы врачей-психологов: разберитесь в себе
Прежде всего, нужно признаться самому себе, что ложь — это постоянная «спутница» вашей жизни. Именно из-за нее происходят все неприятности. Решившись навсегда распрощаться с враньем, очень важно правильно расставить приоритеты. Тогда будет легче бороться с этой вредной привычкой.
Наиболее распространенная ошибка лгунов — это обвинение себя во всех бедах. В таком случае может произойти занижение самооценки, что негативно скажется на саморазвитии. Важно помнить, что желание избавиться от этой привычки подчеркивает ваши положительные качества.
Постарайтесь признаться в ошибке
Для того чтобы избавиться от привычки обманывать, нужно признать, что это — настоящая проблема. Патологические лгуны хорошо это знают. Чтобы свести негативную реакцию окружающих к минимуму, нужно самому признаться в совершенных ошибках. Попытайтесь объяснить обманутым людям, почему вы совершили такой поступок.
Кроме признания, нужно пообещать, что в дальнейшем из ваших уст будет звучать только правда и вы приложите все усилия, чтобы изменить привычки поведения. Хотя вряд ли вам поверят с первого раза. Близкие друзья могут простить и забыть обиду, а с кем-то отношения прекратятся навсегда.
Как вернуть доверие и поменять привычки поведения?
Внимание и доверие окружающих вернуть можно. Но нужно понимать, что на это потребуется время. Старайтесь проявлять себя с лучшей стороны. В порыве демонстрации своих наиболее выгодных сторон очень важно не вернуться к прошлому.
Для того чтобы гордиться собой, нужно проявить положительные качества. У каждого человека есть способности, за которые его уважают. Заинтересовав собеседника своими реальными достижениями, можно не только вернуть старые отношения, но и завести новые знакомства.
Помните о том, что настоящим друзьям не важно ваше материальное положение. Такие люди ценят отношения с вами. Если вредные привычки сильнее вас, то можно попробовать свои силы в написании фантастических рассказов или выдуманных историй. Конечно, все будут понимать, что это неправда, но в этом случае вас не смогут обвинить во лжи.
Последствия лжи
Прежде чем сказать неправду, нужно задуматься о последствиях ваших лживых высказываний. Представьте себя на месте собеседника и подумайте, что он чувствует в этот момент.
Кроме того, люди путаются в своем вранье — в любой момент ваша ложь может раскрыться. Что для вас важнее: обмануть или сохранить доверие?
Как узнать обманщика?
Чтобы не попасть в двусмысленную ситуацию и не стать жертвой обмана, нужно уметь распознать врунишку. «Новички», описывая неправдивую ситуацию, часто сбиваются с мысли, говорят неуверенно и заикаются. Придумывая на ходу рассказ, они то и дело натыкаются на невидимую стену, которая мешает им сопоставить некоторые факты. Такой человек рискует сразу же потерять доверие.
Если вы сомневаетесь в правдивости сказанного вашим собеседником, обратите внимание на его привычки поведения. Распознать обманщика помогут советы врачей в области психологии.
Когда человек врет, его выдают такие признаки:
- Появляются красные пятна на лице.
- Повышается потоотделение.
- Сужаются зрачки.
- Нет зрительного контакта
- Неестественная мимика лица.
Проблема вранья заключается в том, что из нее выбраться так же тяжело, как избавиться от плохой привычки. Ложь затягивает как тина в болоте — с каждым днем все сильнее. Только перестав обманывать родных и близких, можно «договориться» со своей совестью.
Что делать, если дети врут: советы психолога и 6 способов отучить ребенка постоянно обманывать
«Однажды я был в детском лагере на море. Мне тогда было 12. Рядом со мной были абсолютно незнакомые ребята, которым можно было рассказать все, что хочешь. Мне было приятно немного приукрасить свою жизнь. Папа у меня был выдающимся физиком вместо рядового сотрудника института. Нашу однушку на окраине города я превратил в огромную трешку в центре. Процесс вранья так увлек меня, что я никак не мог остановиться» – эту историю нам рассказал Сергей, ему сейчас 35, но она у него перед глазами, будто это было неделю назад. «Такое сочинительство помогало мне стать увереннее, добавляло мне социального статуса, временно «улучшало» мою жизнь».
Зачастую ложь помогает решать некоторые психологические проблемы ребенка. Меняя мир таким образом, он учится понимать внутренние взаимосвязи и законы. Прибегая ко лжи, дети проще переживают тяжелые моменты в жизни, становятся увереннее и счастливее.
Причины, побуждающие к вранью
Все дети рано или поздно врут. Некоторые лгут чаще – зачастую это неуверенные в себе детки. Для чего чаще всего дети используют ложь? Наиболее часто ребенок врет, чтобы прибавить себе «цены» в глазах сверстников и старших по возрасту или во избежание наказания. Под казалось бы поверхностными проявлениями лжи стоят глубокие внутренние проблемы, решение которых требует от родителей большого такта и особого подхода. Автор нескольких книг о психологии детей психолог Лоренс Катнер называет 5 основных причин, ложащихся в основу вранья.
Страх наказания
Часто причиной родительских наказаний являются завышенные ожидания к детям. Наказание пугает детей, они пытаются «защититься» ложью. Пятилетний малыш еще не способен без напоминания прибрать за собой после обеда или аккуратно складывать постель. Тогда на мамин вопрос, все ли малыш убрал, тот отвечает, что все в порядке, хотя на самом деле он это еще не сделал. Теперь ясно, почему завышенные требования к детям вредны – они развивают в них способности ко лжи. Пятилетка еще не может самостоятельно отстоять свою позицию. Ребенок врет, чтобы адаптироваться к условиям быта.
Слишком жесткий авторитарный режим в семье – еще одна распространенная причина лжи. Когда ребенку исполняется 10-12 лет, он чувствует, что подчиняется власти родителей и вынужден рассказывать им все, а значит, в его задачу входит начать обманывать, чтобы обособиться и самоутвердиться.
Установление личных границ
С возрастом подросток ощущает потребность в независимости. Ему необходимо личное пространство, а родители, пытающиеся в эти личные границы залезть, получают от своего чада ложь и укрывательство. Особенно заметно желание побыть в одиночестве, когда ребенок в ответ на вопрос взрослого врет и сопровождает это хамством и грубостью.
Когда ребенок взрослеет, он может несколько отдалиться от родителей и пытаться очертить границы своей личной жизни. Если мама и папа будут давить на ребенка, они могут получить в ответ ложь
Проблемы в семье
Регулярная ложь свидетельствует о наличии проблем в семье. Усугубляться вранье может воровством и вандализмом. Если чадо целенаправленно хочет испортить вещи близких людей, то он выражает свой крик о помощи, который говорит лучше всех слов. В семье на грани развода очень часто заметны подобные всплески агрессии. Украсть что-то у родителей или испортить нужную вещь – способы соединить разрушающуюся семью, примирить родителей хотя бы на короткое время. Ребенок делает это неосознанно, но в этих поступках ярко выражаются его потребности.
Когда дети начинают врать?
- До 3-5 лет
Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт – обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.
- От 6 до 12 лет
Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.
О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала:
Оганесян Спиридон
детский психолог
немедицинский психотерапевт