Отдыхать или учиться: как не испортить лето школьными заданиями?

Отдыхать или учиться: как не испортить лето школьными заданиями?

Как учиться школьникам в летние каникулы

Для каждого школьника летние каникулы – это долгожданная пора беззаботного отдыха, когда не нужно думать об уроках, задачках и диктантах. Но родители беспокоятся: не забудет ли за лето их ребенок все, чему научился за учебный год? И что полезнее для школьника на каникулах – повторять пройденный материал или отдыхать и набираться сил для следующего учебного года? На вопросы, которые волнуют родителей, отвечает наш эксперт.

– Ирина Анатольевна, во многих школах учителя дают ученикам задания даже на лето. Но некоторые родители считают, что летом ребенок должен отдыхать, а не учиться. Со всеми ли детьми нужно заниматься учебой летом?

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что понимать под словами «заниматься учебой». Если речь идет об учебе в прямом, академическом смысле (изучении или повторении пройденного за год материала), то такая необходимость существует только у немногих детей – например, если ребенок долго болел и пропустил много занятий и ему нужно восполнить пробелы в знаниях. Но есть и другой вид учебы – это общее развитие, расширение кругозора, преодоление трудностей, с которыми ребенок сталкивается в процессе обучения. Такая учеба необходима всем детям без исключения, ведь каждый ребенок по природе очень любознательный, и процесс развития, приобретения новых знаний и навыков у детей проис­ходит непрерывно. Поэтому для каждого школьника очень важно, как родители организуют его досуг во время летних каникул.

Досуг школьника должен обязательно включать обучающие занятия, при этом они должны быть не только интересными и разнообразными, но и отличаться от школьных уроков. Иначе ребенку станет скучно, он будет хуже усваивать материал и быстрее уставать. Он и так потратил много сил на учебу в школе, и во время каникул ему хочется расслабиться и отдыхать. Чтобы совместить учебу и отдых, важно поменять форму обучения и способы подачи материала – например, таблицу умножения можно изучать и повторять с помощью настольной или компьютерной игры или красочного пособия, а изучать историю можно путем походов в музеи или просмотров исторических фильмов.

– У младших школьников и подростков разные интересы. Как лучше организовать летние учебные занятия детям разного возраста?

– Как правило, детям старше 12 лет учителя и так дают на лето ряд заданий. В этом случае от родителей требуется только организационная помощь: продумать вместе с ребенком время и последовательность выполнения всего того, что ему задали в школе на лето, и проконтролировать сроки и качество выполнения этих заданий. Родители младших школьников должны строить летнюю учебу иначе: в этом случае важно понять, с какими трудностями чаще всего сталки­вается ребенок во время учебы, и в зависимости от этого продумать и предложить ему те развивающие игры и интересные задания, которые помогут справиться с его проблемами. Например, если у ребенка плохой почерк, то ему нужно больше рисовать, лепить и делать пальчиковую гимнастику – это будет не только намного интереснее, но и намного продуктивнее, чем просто сидеть за партой и вырабатывать красивый почерк скучными упражнениями.

– Как часто следует заниматься с детьми летом?

– Это зависит от того, какие учебные занятия предполагается проводить с ребенком.

Интересными занятиями можно заниматься ежедневно и даже по несколько раз в день.

– Сколько времени должно длиться каждое занятие, чтобы оно принесло пользу школьнику, но не привело к переутомлению?

– Если речь идет об однотипном занятии (например чтении), то ему достаточно уделять около 30 минут в день, но читать нужно ежедневно. Что же касается остальных занятий, то их длительность зависит от интересов ребенка: тем, что ему интересно, он и сам готов заниматься часами – в этом случае не нужно ему мешать. Но не забывайте, что компьютерные игры, общение в соцсетях и прочее времяпрепровождение за монитором компьютера ничего общего с учебой не имеют! Если есть необходимость заниматься с ребенком тем, что ему не очень нравится, то делайте это в виде коротких уроков, но регулярно: 15–20 минут в день будет вполне достаточно.

– Какие школьные предметы лучше всего изучать или подтягивать летом?

– Конкретные рекомендации индиви­дуальны для каждого школьника, но есть общий совет: самое лучшее, что могут сделать родители во время летних каникул для повышения успеваемости ребенка – разобраться в причинах тех проб­лем, которые мешают ребенку успешно учиться по всем предметам. Для диагностики причин лучше всего обратиться к специалисту – психологу, логопеду или нейропсихологу. Специалист поможет выяснить, почему школьник отстает по отдельным предметам, и даст конкретные рекомендации, как ему помочь. Например, ошибки при письме могут быть вызваны целым рядом причин: проб­лемами фонетико-фонематического слуха, плохой памятью, трудностями зрительно-пространственного восприятия и рядом других. Если у ребенка есть подобные проблемы, то простое натаскивание его (написание большого количества диктантов, заучивание правил и т.п.) не даст практически никаких результатов, пока проблема не будет устранена. В то же время тренировка памяти на интересном материале, логопедические занятия и интересные игры на развитие зрительно-пространственного восприятия будут и продуктивнее, и интереснее.

– Как не перегрузить ребенка летними занятиями?

– Во время занятий очень важно обращать внимание на состояние ребенка. Если у него началась двигательная расторможенность, если ребенок трет глаза, если через некоторое время после начала занятий ему стало трудно сосредоточиться, это может быть признаком утомления и сигналом к тому, что пора сделать перерыв. Чтобы летняя учеба была наиболее продуктивной, можно предложить следующий режим: 2–3 занятия в день по 30 минут, но разных.

– Где лучше заниматься с ребенком летом – дома (в помещении) или на открытом воздухе, на природе?

– Это зависит от рода занятий. Конечно, находиться на свежем воздухе полезнее для здоровья, но там много отвлекающих факторов, поэтому место занятия зависит от его цели. Например, развивать координацию движений игрой в мяч лучше на улице, а читать лучше дома, где внимание ребенка ничто не отвлекает.

– Нужно ли заставлять ребенка заниматься летом, если он не хочет этого делать? Как можно его мотивировать?

– Заставлять ребенка учиться летом нужно только в крайних случаях. Если он сопротивляется, то лучше поменять форму занятия, чтобы ему стало интересно. Если говорить о мотивации, то тут возможно применение тех же способов, что и в течение учебного года (доделаешь это задание – пойдем гулять и т.д.).

– Ирина Анатольевна, какие еще советы Вы можете дать родителям школьников на период летних ка­никул?

Уважаемые родители, в занятиях с детьми проявляйте больше фантазии и не копируйте школьные уроки! Вспомните свое детство, вспомните, в какие игры вы играли, и научите играть в них своих детей. Запланируйте посещение музеев, выставок, театров, фестивалей и других культурных мероприятий – это поможет ребенку получить новые знания и расширит его кругозор. Не забывайте также, что в настоящее время сущест­вует огромный выбор развивающих игр и пособий для детей любого возраста, поэтому всегда можно подобрать то, что будет интересно и полезно именно вашему ребенку.

Как не испортить каникулы, если приходится учиться летом

Как не испортить каникулы, если приходится учиться летом

Заниматься учёбой в каникулы — это просто отвратительно. И даже нечестно! Каникулы должны быть каникулами. От любой работы бывает отпуск. Но, к сожалению, бывает так, что учиться в каникулы приходится. О том, как совместить учёбу и каникулы, рассказывает Ксения Букша.

Сперва разберёмся, когда же приходится учиться летом. Как правило, это полный завал с учёбой и надо догонять. Несколько двоек в году, например, или экзамены, перенесённые на осень. Вот так и получается, что у всех отдых, а несчастный ученик сидит и зубрит. Так как же в этой ситуации не испортить окончательно каникулы?

1. Сначала отдохнуть

Не стоит начинать учиться прямо сразу, в начале июня. Исключение — «летняя школа» для отстающих в самой школе, которую ученику приходится посещать. Обычно она длится две-три недели, а потом заканчивается. Как правило, ученик ходит на 1–2 предмета, по которым у него самый большой завал, а остаток дня он свободен.

Если догонять предстоит дома, лучше начать ближе к июлю. Отстающие в учёбе дети и подростки почти всегда быстро устают (даже если кажется, что это «вот такой здоровенный бугай»). Сначала надо отдохнуть и перезагрузиться, а потом уж потихоньку приступить к занятиям.

2. Часто, понемногу, строго по расписанию

Примерно как врачебные процедуры. С утра сделали один укол математики — и весь день свободен, ничего над тобой не нависает. Но каждый день, иначе вообще ничего не получится. В конце концов, музыканты, например, должны каждый день по 2–3 часа пиликать и дудеть. У многих есть обязанности, от которых невозможно уйти в отпуск. Самое время примерить такое на себя.

С другой стороны, надо чётко зафиксировать ежедневную дозу учёбы — по времени или объёму пройденного. Одному нужно «прозаниматься час», другому — «сделать пять упражнений» или «выучить 10 слов». Важно, чтобы человек сразу знал: на сегодня — от сих до сих. И можно всё выкинуть из головы.

Кстати, то же относится и к чтению книг, если мы хотим, чтобы подросток летом прочёл список на лето, а читать он не любит. Тридцать, сорок страниц — и свободен, ура.

3. Без ультиматумов и воплей

Если отношение к учёбе плохое, лучше относиться к занятиям максимально нейтрально. Да, приходится сидеть. Сочувствуем. Главное — мягко, но настойчиво помочь человеку принять ситуацию. Чем спокойнее и размереннее всё происходит, тем лучше будет результат.

Постараемся обустроить учёбу так, чтобы не приходилось ни упрекать подростка, что он до сих пор не взял книгу в руки, ни гоняться с ним по дачному посёлку с криками «А позаниматься?!», ни отбирать гаджет. По этой же причине лучше использовать утро: день и вечер — время общения, и этого времени очень-очень жалко.

4. Учёба как повод для сближения

Не для всех, но иногда это вполне реально. Если у нас тоже отпуск, мы можем попытаться помочь ученику, рассказать какую-то историю сверх школьной программы. Но только если хотим этого сами и если хочет ребёнок. Только доброжелательно. И только в рамках отведённого времени.

Например, я диктовала забавные диктанты, учила складывать и вычитать в ходе игры в покер (на костях), рассказывала истории про русских писателей и других знаменитых людей, мы вместе смотрели фильмы о вулканах и Древнем Риме.

Всё это — повод поговорить и, пользуясь случаем, хоть немного подправить отношение к нелюбимому предмету, испорченное в школе.

5. Никакой добавки

Некоторые просвещённые родители пытаются на досуге подкармливать ученика добровольно-принудительными лекциями или экскурсиями под соусом «Вот, тебе это нужно, полезно, хоть выучишь что-то».

Нет! Лекции и экскурсии летом, на каникулах — только про то, к чему подросток стремится сам! А не про то, что он ненавидит и знать не желает.

А некоторые (я, например) вообще терпеть не могут музеев, экскурсий и лекций и ничего полезного из них не узнают.

С лагерями тоже лучше обходиться осторожнее. Понятно желание поместить ребёнка в «развивающую среду». Но это хорошо лишь тогда, когда ребёнку в целом нравится то, чем с ним будут заниматься в лагере.

Отдых должен быть отдыхом. Если ребёнок в свободное время хочет сидеть в гаджете или строить куличики в песочнице, надо ему дать такую возможность.

6. Положительное подкрепление

Возможно, это смешно, однако я по своему опыту со всеми детьми, включая и тех, с которыми занималась как репетитор, очень советую: после учёбы, даже если подросток занимается самостоятельно, стоит выпить с ним чаю и съесть что-нибудь сладкое.

Пусть нейробиологи объяснят этот феномен положительного подкрепления и расскажут, что происходит с эндорфинами и серотонином, когда мы после трудного и не очень приятного дела даём мозгу немного взбодриться.

Я не нейробиолог, а скромный практик. Но факт, что это отлично работает и помогает в следующий раз сесть за учёбу более охотно. Даже если ребёнок любит отлынивать и филонить.

7. Закрепляем результаты

Время от времени, как и в учебном году, стоит устраивать закрепление результатов. Лично мне больше нравятся не строгие контрольные и проверки, а совместное повторение — вспоминание — пройденного. Это когда нужно окинуть взглядом всё, что человек сделал или узнал за две недели или месяц, и понять, насколько хорошо он продвинулся. Само по себе это неплохо мотивирует: каждый день по чуть-чуть — а прочёл ведь, оказывается, вон такой толстый том за двадцать дней. И оказывается, местами было даже интересно. Не знал и не умел складывать фразы по-французски — а теперь, через месяц, умею. Решил сто задач. Сто! Огромное число! Теперь можно выпить чашку чая, съесть мороженое и пойти заниматься своими делами.

В конце концов, учёба летом — это даже интересно. Потому что ты сам себе хозяин. Управляешь собой. Идёшь вперед. Есть за что себя уважать.

Отдыхать или учиться: как не испортить лето школьными заданиями?

Настала пора, которую так ждали все школьники – лето. Наконец-то не нужно ходить каждый день в школу, писать контрольные работы и выполнять домашние задания… Или все-таки нужно? Давайте разбираться вместе.

Каникулы предназначены для того, чтобы дети отдыхали. Современная школа – серьезный стресс для ребенка, и отдых ему необходим. Даже если список литературы на лето выглядит внушительно, необходимо дать уставшему школьнику восполнить ресурсы: позволить спать, сколько требует организм, наладить режим питания и разрешить как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Эти простые правила помогут стремительно растущему организму быстрее восстановиться после стрессовых ситуаций во время учебы. Особенно это касается ребят, закончивших девятый класс.

Многие родители опасаются, что за лето ребенок все забудет и осенью не сможет влиться в учебный процесс. Страхи напрасны: во-первых, всю информацию забыть просто невозможно, а во-вторых, новый учебный год начинается с повторения старого материала. Грамотные педагоги смотрят, где у ребят слабые места, и повторяют эти темы. Так что бояться нечего!

Задания на лето

Тем не менее, существуют летние домашние задания. В каких-то школах эти задания носят рекомендательный характер и не обязательны к выполнению, а в каких-то осенью проверяют, кто трудился летом, а кто – отдыхал. Если ребенок решил задания не выполнять, то обязательно нужно обсудить с ним последствия.

Но… повторенье – мать ученья, и летние каникулы для этого – не исключение. Меняем форму обучения. Младших школьников легко организовать с помощью игры. Придумайте квест, заданиями которого будут школьные задания или поиграйте в школу, поменявшись ролями – всем детям будет интересно выступить в роли учителя своих родителей.

Все дети любят «Гарри Поттера» – стилизуйте школьные задания под задания школы волшебства «Хогвартс» – поверьте, учиться в мантии и с волшебной палочкой в руках будет гораздо интереснее.

Иностранный язык нужно учить постоянно – это аксиома. И летом детям можно предложить в зависимости от возраста фильмы или мультфильмы на изучаемом языке, головоломки, игры с карточками, лото. Не составит большого труда повторять по несколько иностранных слов, попробовать перевести на русский язык понравившиеся песни.

Список литературы на лето… Мало кто из детей с большим удовольствием читает заданное. Здорово будет отводить вечером время на совместные семейные чтения и вести дневник читателя! Чтение сближает: появляется больше тем для обсуждений и размышлений.

Для школьников любого возраста будет полезна игра в шахматы. Вот где развивается логика, память и умение строить стратегию!

Нужно ли детям повторять летом школьный материал

Летом даже взрослым не хочется сидеть в душном офисе. Поэтому многие родители уверены, что летом детям не нужно заниматься, а нужно бегать, купаться, загорать и развлекаться. Но при этом все (все!) родители подозревают, что это как-то… неправильно, и надо бы усадить ребенка за чтение и арифметику. Или не надо? Давайте выясним!

Учителя – за уроки «как в школе»

Мама четырех детей Анна Мелова из Новосибирска рассказала, что не заставляет их заниматься летом.

– У детей и так сейчас детства нет, задания трудные дают. Незачем их еще заставлять летом зубрежкой заниматься, – считает Анна.

Впрочем, есть и противоположна точка зрения:

– Моему второкласснику задали на лето кучу заданий по русскому языку, математике и чтению, – рассказала Анна Макаревич. – Сам он заниматься не хочет. И поэтому все лето воюем, каждая попытка заставить чадо делать уроки заканчивается скандалами и истериками. А что делать?

Действительно, что делать? Мы спросили об этом у профессионала – учителя начальных классов новосибирской школы №109 Ларисы Телининой. Она считает, что повторять школьный материал нужно обязательно! А вот объемы пройденного напрямую зависят от подготовки школьника и его успеваемости по каждому предмету.

– Самое главное – не загружать учеников начальной школы непомерным трудом, это не приведет к успеху, – объяснила Лариса Анатольевна. – Заниматься с младшеклассниками достаточно по 2-3 раза в неделю и не дольше 45 минут.

Педагоги среднего и старшего звена утверждают, что редко задают задания на лето. Как правило, они ограничиваются только списком книг, которые нужно прочитать во время каникул. Исключения представляют случаи, когда у ребенка сильное отставание по определенному предмету. В такой ситуации порой лучше всего обратиться к услугам репетиторов. Это же касается ребят, которым в будущем году предстоят сдача ЕГЭ и вступительных экзаменов.

– Каждый педагог выбирает для себя сам, какой объем материала он выдаст для повторения своим ученикам на лето, – рассказала Татьяна Старостенко, педагог –репетитор по русскому языку и литературе. –Я ограничиваюсь только списком произведений, которые надо прочесть. Но часто бывает так, что у ребенка есть отставание по каким-то определенным предметам. В таком случае, лучше всего усиленно заниматься по этому направлению, а лучше – обратиться к репетитору. Есть такие дети, которым вообще по всем предметам надо за лето подтянуться. Оптимально, на мой взгляд, дать возможность школьнику хотя бы один месяц отдохнуть от зубрежки и заданий, а в июле – августе начинать занятия.

Психологи – за «уроки жизни»

В отличие от школьных учителей, психологи чаще настаивают, чтобы дети получали большинство знаний из повседневного опыта, а не из домашних уроков летом.

– Я считаю, что во время каникул не нужно заставлять детей повторять школьную программу и делать какие-то задания, – отметил Андрей Смирнов, психолог-психотерапевт. – Сейчас у школьников программа настолько насыщенная, что молодому и растущему организму требуется отдых и переключение внимания. Тело должно заряжаться энергией. Нужно побольше бывать на воздухе, двигаться, бегать, плавать, играть в подвижные игры и на какое-то время полностью отключиться от школьных будней.

Специалист считает, что когда расслабляется тело – отдыхает нервная система и психика, а значит, в новом учебном году успеваемость будет выше. Летние каникулы хороши для жизненной практики на основе выученного в школе. Это не мертвые, а живые знания, которые нужны в повседневной жизни.

– При походе в магазин можно отрабатывать навыки быстрого счета, читать наименования товаров, – советует Андрей Смирнов. – Кроме того, современных детей даже летом не оттащишь от компьютера, поэтому какая-то практика в счете и чтении осуществляется там сама по себе.

В повседневных заботах полезно попрактиковаться в изучении иностранных языков. Для этого детям можно предложить смотреть мультфильмы на английском языке, но с русскими субтитрами. Мозг ребенка намного лучше настроен на изучение всего нового, а незнакомые слова впитывает, как губка. Утром во время приготовления завтрака можно попросить ребенка написать список дел на день или продиктовать ему для записи перечень продуктов, которые необходимо купить в магазине. Так ваш ребенок, сам того не подозревая, будет повторять уроки письма.

В магазине попросите сосчитать цены купленных продуктов, и тогда вы вместе повторите уроки по математике.

Вместо скучной зубрежки учебника по природоведению сходите со школьником на прогулку, понаблюдайте за природой. Сбор гербария, например, — это прекрасные прогулки, где вы можете рассказать о «зеленых легких» нашей планеты, о том, как дается хлеб земледельцу, как разнотравье луга превращается в утреннее молоко, сыр, масло и душистый мед. Научите ребенка отличать ядовитые растения (белену, чемерицу, вороний глаз) и ядовитые грибы (поганки, мухоморы). Объясните, что ядовитые грибы нельзя брать даже в руки, а ядовитые растения — в гербарий. По дороге домой поиграйте в игру «Кто назовет больше растений, грибов, городов» и так далее.

Сочетайте игру и учебу

Существует и промежуточный вариант: не заставлять детей сидеть за уроками на каникулах, а превратить освоение материала в увлекательную игру. Эксперты уверены, что используя игровые методы можно решить сразу две задачи – чадо будет наслаждаться игрой и при этом параллельно закреплять пройденный школьный материал.

Игра имеет в жизни ребенка большое значение. И дошкольники, и дети школьного возраста с радостью принимают предложение поиграть. Например, можно придумать повторять таблицу умножения в игровой форме. За правильные ответы поощрять чем-нибудь или, наоборот, за неправильные придумать шуточные штрафы. Произведения, заданные на лето, можно читать с ребенком по очереди, а потом подводить итоги, кто больше прочел. Можно также попросить малыша почитать домашнему любимцу или любимой игрушке перед сном. Главное, обязательно обсуждать прочитанное, интересоваться чувствами, которые у ребенка вызвало произведение.

– Я в семье была самой младшей, – рассказала жительница Новосибирска Светлана Коваленко. – Мои старшие сестры часто играли со мной «в школу». Разумеется, чаще всего я была ученицей и усваивала в рамках игры то, что изучали они. Благодаря игре я научилась читать. Думаю, я всегда хорошо училась в школе потому, что во время игры с сестрами узнавала много нового.

Занимаются ли летом ваши дети? Статистика Сибмамы

Мы организовали голосование на нашем форуме и подвели его итоги. Оказалось, занятия летом довольно популярны у сибирских родителей!

А как относитесь к летним урокам вы? Ваш школьник уже усажен за учебники?

Каникулы у ребенка: отдыхать или учиться?

Летние каникулы с нетерпением ждут все: и дети, и родители, и бабушки с дедушками. Однако есть категория мам и пап, которые не унимаются даже в жаркие деньки, требуя от своих чад решать примеры, читать книги, писать сочинения и повторять столицы государств. Нужна ли детям такая летняя «практика» или лучше позволить им не вспоминать школу совсем? Свое мнение и рекомендации Wday.ru дали детский психолог Анастасия Кусмарцева и учитель начальных классов Елена Бородина. А вот прислушаться или нет к их советам, решать только вам.

Текст: Ирина Волга · 1 июня 2018

Летом школе быть!

Вспоминать или нет школьные предметы летом, каждая семья решает самостоятельно. Одни родители сразу после последнего звонка радостно потирают руки и забывают о школе вплоть до 1 сентября, а другие уже 1 июня пишут план занятий для детей на лето.

Прежде чем задаваться вопросом, нужно ли испытывать ребенка занятиями в период летних каникул, определитесь, для чего ваш ребенок ходит в школу. Конечно, если вы ответите, что только отличная учеба, сданные на высокие баллы экзамены и тесты способны сделать вашего ребенка успешным в будущем, тогда ваша позиция – «не прекращать учиться ни на минуту».

Дети у таких родителей не знают, что такое полноценный отдых. Летом они продолжают заниматься с репетиторами, посещать языковые группы и осваивать новые предеметы. Одна мама на форуме убеждена, что за три месяца ребенок вполне способен разучиться читать, поэтому сама составляет для своего сына список книг на летние каникулы, а потом еще заставляет его писать по каждой из них мини-сочинение.

Другая мама поделилась не менее демократичным подходом, уверенная, что школу, как и тренировки, пропускать нельзя ни в коем случае. Она устраивает для своего ребенка профильные недели: сначала они погружаются в русский, потом в математику, затем вспоминают иностранный и так все лето.

Конечно, эти дети тихо ненавидят своих родителей. Но выход есть. Если вы хотите, чтобы ребенок не запустил школьную программу за лето, играйте с ним в дидактические игры. Вечером, всей семьей, за чаем и пирогом, разложите настольную игру, в которой есть возможность посчитать или составить из букв слова, и проведите время весело и с пользой, а ребенок даже не поймет, что это своеобразная тренировка его знаний.

Стоит ли вспоминать летом школу, Wday.ru спросил у детского психолога Анастасии Кусмарцевой.

— Если рассуждать о том, что же лучше для ребенка в летнее время: отдых или учеба, то я однозначно за отдых! За качественный отдых. Особенно если это касается детей из начальной школы. Хороший, полноценный отдых важен прежде всего для здоровья ребенка – как физического, так и психического. А перегрузки головного мозга в этом возрасте чреваты страшными и необратимыми последствиями. То, каким будет летний отдых ребенка, напрямую влияет на то, какой будет его учеба.

1. «Лето должно быть летом!» Уберите подальше все прописи, тетради и учебники. Дайте ребенку отдохнуть и перезагрузиться. Он этого достоин!

2. Во время летнего отдыха вспоминайте тему школы только в позитивном ключе. Делайте приятные покупки для школы. Тем более, что заранее это намного дешевле, чем в последние дни перед школой. Пусть подготовка к новому учебному году будет и для вас, и для ребенка приятным занятием, предвкушением чего-то интересного, неожиданного, нового.

3. Распланируйте отдых ребенка. Но даже если у вас нет возможности куда-то поехать отдыхать, дарите сыну и дочке теплые воспоминания, купайте его в эмоциях. Пусть даже это будет обычный поход в парк с поеданием сладкой ваты или пикник на природе. Именно такие встречи, такое общение запоминается детям лучше всего и питает их долгое время.

4. Никаких фраз типа «Ты уже большой, тебе скоро в школу! Ты должен учиться!», «Ты должен думать об учебе». Ребенок не должен думать, что школа – это наказание и срок на 11 лет. Дайте ему плавно войти в роль ученика, не торопите. Не отбивайте желание учиться негативными ассоциациями. Особенно это касается будущих первоклассников.

И самое главное, помните, что школа – это далеко не все в жизни ребенка! Намного важнее ваши отношения, взаимопонимание, его доверие и мир в семье.

Похожая точка зрения и у учителя начальной школы Елены Бородиной.

— Летние каникулы – это уникальное время. Детям хочется отдохнуть от школы и получить как можно больше положительных эмоций всего за три месяца. Я, как учитель, не одобряю выполнение учебных заданий на протяжении всех летних каникул. Однако совсем забрасывать обучение не стоит. За несколько недель до начала нового учебного года я рекомендую повторить ранее полученные знания, чтобы избежать резкого перехода от активного отдыха к усиленному графику школьной жизни. И, конечно, летние каникулы – прекрасное время для чтения не только рекомендованной школьной литературы, но и книг для души.

Учить или не учить? Нужно ли заставлять ребёнка заниматься летом

Прежде всего родителям стоит понимать, что каникулы даются детям, чтобы отдыхать. И отдых этот заслуженный. Если даже предлагаете заняться чем-то обучающим, не стоит заставлять насильно, из-под палки.

Советует Марина Думина, учитель начальных классов московского лицея № 1502.

Забудьте про специальные уроки, обучение и т. д. Прежде всего родителям стоит понимать, что каникулы даются детям, чтобы отдыхать. И отдых этот заслуженный. Если даже предлагаете заняться чем-то обучающим, не стоит заставлять насильно, из-под палки. Так вы отобьёте у ребёнка желание учиться и узнавать новое. Предлагайте несложные познавательные задания, которые тем не менее не дадут ему за лето совсем уж расслабиться.

Обязательно поощряйте самостоятельное чтение летом. Книги — это единственное, от чего ни в коем случае нельзя отказываться. Бывает, что после длинных летних каникул дети приходят 1 сентября, как будто начиная с чистого листа, словно и не учились весь прошлый год. Можно предложить детям вести читательский дневник, куда записывать название и автора прочитанной книги. Некоторые дети делают в дневнике рисунки. Если ребёнок ленится, можно иногда почитать книгу вместе со взрослыми или скачать сказку в Интернете и включить ребёнку, а потом, сославшись на то, что компьютер завис, ссылка не работает и т. д., предложить прочитать концовку в книге. Обычно дети на такую хитрость реагируют — им хочется узнать развязку. К жёстким методам типа «пока 40 страниц не прочитаешь, гулять не пойдёшь» прибегать не стоит — лучше договариваться.

Один раз в 2-3 дня беседуйте с ребёнком о прочитанном в книге. Это позволит родителям понять, на самом ли деле ребёнок прочитал произведение и понял, о чём речь, или просто повертел в руках и посмотрел картинки. Можно задать вопросы по тексту, обсудить поведение героев.

Выбирайте правильные детские книжки. Если учитель не предложил список литературы на лето, поищите подходящий по возрасту в Интернете (на учительских сайтах, родительских форумах) и выберите оттуда наиболее интересное вам и вашему ребёнку. Например, если он окончил 3-й класс, подойдут сказки Пушкина, Сент-Экзюпери, Линдгрен, Бажова и другие. Закончившим 4-й класс — классическую литературу, серьёзные рассказы Паустовского, Астафь­ева, Тришина, рассказы о истории страны, например о Петре I. 10-летние дети с удовольствием читают «Бронзовую птицу», «Кортик», «Четвёртую высоту». Я категорически против комиксов, зарубежных ужастиков. Дети ничего не выносят из таких книг и, как правило, забывают, о чём читали, через две недели. От такой литературы лучше уходить.

Попросите ребёнка понаблюдать за развитием растений. Очень рекомендуем детям, которые проводят лето на даче, понаблюдать за тем, как растут растения. Скажем, вырастить самим фасоль, перец и т. д. Сейчас у всех детей есть смартфоны, так что можно сфотографировать этапы развития растения, сделать красивый альбом. Получится настоящая проектная работа. Когда дети приносят её в начале учебного года, появляется тема для обучающей беседы.

С ребёнком, который перешёл во 2-й класс, желательно летом выучить таблицу умножения.Это нужно для того, чтобы ему было проще в течение учебного года её усваивать, ведь времени на это в программе отводится не так много. Но при этом обязательно нужно разъяснить ребёнку принцип умножения. К примеру, 2+2+2 можно записать проще: 2×3.

Собирайте гербарии. Опять же можно собрать в альбом и засушить цветы, которые растут на даче. Выберите для коллекции лекарственные растения или хвойные (или только лиственные) и подпишите все экземпляры.

Не заставляйте детей заниматься правописанием. Почерк у большинства всё равно устанавливается только к 7-му классу. И даже те, кто обычно пишет как курица лапой, обретают к этому возрасту нормальный, читаемый почерк. Если у ребёнка не очень хорошо получается письмо, пусть лучше больше рисует и раскрашивает, собирает что-нибудь из конструктора.

Используйте выходные для поездок по интересным местам и изучению местных достопримечательностей. Например, по городам Золотого кольца, если живёте недалеко. Если есть желание, можно их фотографировать, делать альбомы и презентации. К 4-му классу дети обычно справляются с этим сами. Получается небольшая проектная работа. То же самое можно сделать во время поездки в отпуск — например, в Крым, на Северный Кавказ и т. д.

Больше разговаривайте и общайтесь с ребёнком. Дети не должны целыми днями сидеть в планшете, телефоне и проводить время в соцсетях. Надо отвлекать их и убирать гаджеты под любым предлогом: например, поехали на дачу — зарядку забыли в городе и т. д.

Анна Арутюнян, семейный психолог:

— Однозначно не стоит заставлять ребёнка заниматься так же, как во время учебного года: с учебниками, тетрадками, сидя за партой. Прежде всего дайте ребёнку выспаться, расслабиться, нагуляться, пообщаться со сверстниками, с родителями, наконец. Не будет ничего страшного, даже если он какой-то день проведёт, валяясь на диване, за просмотром мультиков.

Каникулы — отличное время попробовать что-то новое (по желанию ребёнка — например, выучить иностранный язык, освоить скейтборд, научиться плавать с ластами и т. д.

Экзамены еще не закончены, аттестаты не выданы, но учителя уже вовсю готовятся к летнему отдыху. Например, составляют списки книг, которые имеет смысл прочитать в отпуске.

Летние школьные каникулы — настоящая головная боль для родителей, ведь детей надо будет чем-то занимать в течение трех месяцев. Можно, конечно, отправить их в лагерь или на какие-нибудь курсы, но на это нужны деньги. Если у вас их немного, то вы можете найти для детей недорогие, но крайне увлекательные развлечения.

8 способов не поглупеть за лето

1. Не забывать о книгах

Читайте, читайте и еще раз читайте. Чтение книг развивает память и мышление, обогащает словарный запас, уменьшает стресс, помогает бороться с депрессией и способствует облегчению изучения иностранных языков. Когда человек погружен в этот процесс, он конструирует воображаемую реальность в своей голове — а это значит, что стимулируется воображение и развивается креативное мышление. В общем, одни плюсы.

Не беда, если вы не можете осилить труды нейробиологов или ученых физиков. Выбирайте то, что кажется вам действительно интересным, будь то история музыки, биографии великих людей или даже любовные романы. Почему бы и нет, если душа требует определенной литературы? Правда, настоятельно рекомендуем также читать рецензии критиков и отзывы на книги, чтобы выбрать достойное, по вашему мнению, произведение. Это очень удобно делать с помощью различных рекомендательных сервисов, к примеру, «Имхонета», Two-books.net или BookMix.ru.

Кроме того, советуем вступить в группы любителей книг в социальных сетях и напрямую спрашивать у их участников о том, что бы они посоветовали почитать. Кстати, книжные клубы — очень полезная вещь, потому что позволяют найти друзей по интересам, а также могут способствовать развитию писательского мастерства и вкуса к литературе. Это произойдет в случае, если вы настолько увлечетесь литературой, что решите писать на нее рецензии. К слову, это необязательно делать на русском языке, можно попробовать и на английском — на портале Goodreads.com.

2. Ходить на лекции

Самый простой способ проводить свободное время с пользой. Где только они сейчас не проводятся — в музеях, галереях, культурных центрах, коворкингах, университетах, на открытом воздухе или в помещении. Следить за новыми мероприятиями можно на сайтах организаций или подписавшись на их рассылки, которые, как правило, приходят на почту раз в неделю. Одни из самых интересных лекториев этого лета проходят на территории ВДНХ, в институте «Стрелка», культурном центре ЗИЛ, ДК «Трехгорка», культурном центре «Пунктум». Лекции и встречи с известными деятелями науки и искусства могут быть как бесплатные, так и платные. В последнем случае цена билета варьируется в пределах от 250 до 1 000 рублей, в зависимости от «звездности» приглашенного гостя.

К слову, в последнее время лекции стали транслировать в режиме онлайн, в интернете также можно найти их записи, так что теперь необязательно куда-то ехать, чтобы узнавать новое. Разумеется, если присутствовать очно на мероприятии, то можно получить больше впечатлений и задать вопросы спикеру, но такой возможности может и не случиться.

3. Парки — не только для прогулок

Этим летом практически все парки Москвы порадуют насыщенной образовательной программой, причем многие из их мероприятий — бесплатные, для посещения некоторых из них потребуется предварительная регистрация. Так, в Таганском парке обучают китайскому языку, в Коньково показывают фильмы о музыке, в Парке Горького и на Воробьевых горах идут занятия йогой под открытым небом. Кроме того, в парках регулярно проходят лекции.

Во многих других городах России программа будет не менее разнообразная — подробности лучше уточнять на официальных сайтах парков. В случае, если в вашем городе не найдется интересных мероприятий, можно организовать их своими силами. Для этого потребуются только желание и время, а варианты проведения досуга ограничиваются только вашей фантазией — от тематического семейного образовательного пикника до веселых занятий английским с друзьями или самостоятельного прохождения онлайн-курса на свежем воздухе.

4. Найти временное занятие

Лето — отличное время для школьников и студентов для того, чтобы поработать. Это поможет не только занять себя, но и получить интересный опыт. А новые впечатления, как утверждают психологи, стимулируют развитие мозга. Подумайте о том, что для вас наиболее важно — заработать деньги, получить опыт или помочь другим. В зависимости от того, как вы ответите на этот вопрос, сделайте выбор в пользу одного из трех вариантов — устроиться на временную работу (как правило, такие варианты предлагают магазины, call-центры различных компаний и предприятия общепита, также очень часто встречаются вакансии промоутеров с почасовой оплатой), пройти стажировку в крупной компании или стать волонтером.

5. Получить новые знания и навыки

Так как в группе изучать что-то новое веселее, чем в одиночку, для этой цели стоит записаться на курсы. Кроме того, так вы сможете найти единомышленников и расширить круг общения — чем не дополнительный бонус от занятий, помимо знаний и навыков. Сейчас очень много разных курсов, посвященных, пожалуй, всему, что только можно изучать, — начиная от истории искусств и сценарного мастерства и заканчивая проблемами мозга, навыками редактора в 21 веке, экспериментальным кино и креативным предпринимательством. Продолжительность обучения при этом может быть совершенно разной — от нескольких дней до месяцев, поэтому при желании, времени и финансовых возможностях за лето можно стать подкованнее сразу в нескольких областях. Стоит ли также говорить о том, что в теплое время года учиться — одно удовольствие, потому что можно читать образовательную литературу прямо на свежем воздухе, а из-за того, что поздно темнеет, вы получаете дополнительные часы для того, чтобы узнавать новое.

6. Тренировать свой мозг

Для мозга тоже существуют разные упражнения. Только в отличие от мышц голени, его необязательно тренировать в спортзале, а можно «прокачивать» везде, где вам будет удобно: на пляже, даче, в парке или дома на диване. Найти подходящие задачки для мозга можно в сети или в обычном книжном магазине — в последнее время появилось много литературы на эту тему. К ней можно отнести, к примеру, «Фитнес для мозга» Лоренса Каца и Мэннинг Рубин, «Память не изменяет» Анхельса Наварро, «Развитие памяти» Гарри Лорейн и Джерри Лукаса, «Помнить все» Артура Думчева.

7. Грамотно распределять время

Тайм-менеджмент — одно из ключевых умений успешного профессионала. От того, насколько хорошо вы умеете планировать свою занятость, зависят такие вещи, как личная эффективность и продуктивность. На эту тему существуют различные курсы, и при желании вы можете пройти любой из них, обозначим лишь некоторые главные моменты. Для начала стоит определиться с тем, что для вас по-настоящему важно: выучить новые иностранные слова, прочитать несколько книг или научиться играть на гитаре? Отбросьте те цели, которые могут подождать — значит, они не первостепенной необходимости. Далее составьте списки и планы того, что планируете сделать. Расставьте их по принципу приоритетности для вас. То, что кажется вам безотлагательным, нужно выполнять, как иногда говорят, ASAP («As Soon As Possible») — как можно быстрее. Конечно, в ситуации отдыха вряд ли найдется что-то очень срочное, если речь не идет о курсах фотографии, которые вы захотели срочно взять перед поездкой на море, но тем не менее.

8. Бездельничать

Как ни странно, но безделье может быть очень полезным для развития продуктивности. Да и вообще — если постоянно учиться летом, какое же оно тогда лето, без отдыха и веселья? Поэтому строго рекомендуется не только посещать образовательные мероприятия и узнавать новое каждый день, но и вволю оттянуться, загорая под палящим солнцем и купаясь в теплых морских (или речных) водах. Предприниматель Дэвид Хайнемайер Хенссон, соавтор бестселлеров «Стартап без бюджета» и «Rework. Бизнес без предрассудков», даже советует учиться делать паузы и «выдыхать». По его мнению, высокая производительность ничего не значит, если то, что делает человек, нельзя назвать по-настоящему важным. Поэтому он настоятельно советует проводить время впустую, чтобы потом тратить его на то, что действительно значимо.

“Уроки? Летом? Ну вы, мать, даете!”, или Заставлять ли ребенка учиться на каникулах?

Заставить ребенка заниматься дома, тем более летом, задача порой непосильная. А может и не нужно заставлять?

О том, как пережить летние каникулы ребенка, что делать с привычным режимом дня и заданиями на лето, Ребенок BY поговорил с семейным психологом Анной Матуляк.

Ребенок BY: Анна, сейчас время летних каникул. И если дети ждут их с нетерпением, то для родителей не все так радужно. Не у всех есть возможность взять отпуск. Вот и приходится отправлять ребенка к бабушкам или в лагерь. В противном случае ребенку придется слоняться дома одному.

Анна: Начнем с того, что лагерь – это максимум 3 недели, а всего в каникулах их 12, поэтому поедет ребенок в лагерь или нет, озаботиться его пребыванием дома придется.

Есть еще вариант лагерей при школе, но тут тоже стоит опираться на желание ребенка. Нам дочка еще в 1 классе сказала:

Мама, я хочу отдохнуть от школы. Я там даже просто быть не хочу

И тогда я впервые задумалась о «каникулах в школе» и тут же представила себе «отпуск на работе», так и говорю себе:

Аня, ну там же будет весело. Вы просто попьете с коллегами кофе, поговоришь с начальником о жизни – рай!

После этих размышлений не настаивала на школьном лагере ни разу – детям тоже важно отдыхать от стен, от своих же друзей, учителей и т.д. Поэтому помним главное правило и отталкиваемся от потребностей ребенка.

Ребенок BY: А если ребенок остался дома, как скрасить его пребывание?

Анна: Ребенок всегда ждет каникул как особого времени, поэтому важно его таким сделать.

На каникулах не нужно делать уроки и рано вставать в школу завтра, поэтому можно организовать интересный досуг по вечерам. А на день придумывать вместе с ребенком интересный план.

Можно делать тематические недели, например «неделя изучения бабочек» и тогда в понедельник ребенок читает о бабочках наших широт, а во вторник пытается их увидеть на улице, в среду рисует увиденную, в четверг идете на выставку бабочек и т.д.

Придумать можно все, что угодно в зависимости от интересов и предпочтений Вашего ребенка.

Ребенок BY: Как быть с заданиями на лето? Н ужно ли заставлять ребенка заниматься, чтобы он не забыл все, усвоенное в прошлом году?

Анна: Ну конечно, как же без уроков на каникулах! Обязательно нужно делать каждый день и, чтоб совсем не расслабляться, часа по 3-4! (шутка). Лично я против уроков на каникулах.

Представьте, что Вам, уходя в отпуск, начальник дает задание каждый день составлять отчет, чтобы Вы квалификацию не утратили и не разучились это делать за 2-3 недели. Как Вам будет такой отпуск?

Лежите на берегу моря и не можете расслабиться, потому что мысли только о том, что нужно как-то прервать удовольствие и сделать этот отчет – он никому особо не нужен и ничего не решает, просто начальник не доверяет Вам, поэтому НАДО. Согласитесь, не самая лучшая основа для отдыха…

Если и решите, что нужно за лето «что-то подтянуть», то сделайте это интересно и увлекательно, а не «насильственной обязаловкой», иначе ребенок будет сопротивляться и толку все равно будет не много.

Лучше всего возвращаться к занятиям ближе к школе, т.е. ближе к концу августа.

Обязательное чтение на лето тоже можно сделать интересным, например, мы с дочкой читали вместе – перед сном, день я, на следующий день она. Было интересно А для отдыха глаз можно использовать аудиокниги.

Ребенок BY: А как быть с режимом дня? На каникулах, как правило, режим сдвигается на несколько часов

Анна: Что касается режима, то его можно ослаблять, но не рекомендутся это делать более, чем на полчаса. Если вы на отдыхе с ребенком-школьником, то чаще всего режим сна и отдыха сдвигается.

Если вы дома и нет никаких мероприятий и пр., то лучше всего на много режим не сдвигать.

Ну и позаботьтесь о переходе на школьный режим уже в августе, чтобы было время на адаптацию к прежним условиям.

Степень послабления режима тоже рассчитывайте индивидуально – есть дети, которые сложно переносят колебания и это сказывается на их самочувствии, возбудимости и сложности адаптироваться потом к школьным условиям. А кому-то достаточно легко переключаться с одних условий на другие – учитывайте индивидуальные особенности.

Вместо послесловия

Дети всегда с огромным нетерпением ждут каникул и самое главное в них, пожалуй, это ощущение того, сколько всего полезного и интересного вы можете сделать вместе.

Во время каникул не только ребенок отдыхает от уроков и заданий, но и родители тоже. Поэтому освобождается много времени для совместных мероприятий, творчества, игр и просто душевных разговоров.

Будьте рядом, планируйте отдых вместе, обсуждайте его с ребенком и тогда, даже никуда не выезжая, ребенок сможет почувствовать себя счастливым и отдохнувшим, набраться сил и впечатлений, которые станут его ресурсами на новый учебный год!

Есть ли у вас свои способы побудить ребенка заниматься на каникулах?

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: