Отец и ребенок: этапы отношений

Отец и ребенок: этапы отношений

Отец и ребенок: этапы отношений

Отцовство – достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.

В психологии выделяются несколько стадий родительства:

принятие решения о рождении ребенка;

период становления родительства;

период зрелого родительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек и дедушек.

Данные стадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существует определенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.

В результате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства, влияния социальных отношений на становление института отцовства, было сделано предположение о том, что в онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:

Стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;

Переосмысление стереотипов в течение беременности;

Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка, с которым в перинатальный период мужчина не имеет такой связи, как женщина, соответственно, и изменение отношения к себе, формирование отношения к ребенку, принятие новой роли отца – сложный и многофакторный процесс.

Первый — теоретический — этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены. Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец является фигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и его возможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятся моделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковом возрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияние не только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может быть хорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.

В среднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве. Характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем, но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти).Они положительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождением ребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальные стереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец для ребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно, социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.

Второй этап – «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающих намерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную и другие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в том случае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатом оформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном в желании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложные переживания.

Беременность жены для мужчины обозначает ограничение желаний, перестройку планов, погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая способность мужчины вынести потерю внимания к себе и одновременно дарить его другим, не получая при этом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошим отцом. По мнению А.Н. Друсиловой и И.С. Баклушанского, поворотным моментом в формировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем, является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщины появляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится «материальным», более реальным.

Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу – справиться с внезапными ощущениями и оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальным миром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае, будет зависеть от многих факторов. Основные из них – его личностный склад, зрелость отношений к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом.

Первые два этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком. Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизни мужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще не родившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания, самооценки и образов Я. Этот процесс является, очень сложным и легко нарушается при отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких, как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которые подвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических и психологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытывают повышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, это приводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но может вызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничего не происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, что рождение ребенка — нормальное физиологическое явление и с раздражением относятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены. Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх перед рождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает, что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия по отношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во время беременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований. Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству. Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношения к будущему ребенку и собственной позиции в семье.

Третий этап — период после рождения ребенка — практический период. Этот период является критическим с точки зрения возникновения бондинга – связи мужчины с родившимся – ребенком.

Отец, по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условия развития, эстетическое, нравственное развитие.

Таким образом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.

Основные выводы по первой главе:

В последние два века роль отца сводится исключительно к материальной поддержке.

Ряд исследований, проведенных за последние годы, продемонстрировал, что присутствие отца играет исключительно важную роль даже на самых ранних стадиях развития ребенка, то есть до трехлетнего возраста.

Отцы, занимающие важное место в жизни своих маленьких детей, не только проводят с ними время, но и чутко отзываются на их желания, слёзы и потребности.

Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации самого ребёнка, его поведения в данный момент, принадлежности к определённой культуре

В большинстве семей проблема ухода за ребёнком снимается тем, что отец и мать подбирают себе взаимодополняющие роли.

Отсутствие отца в период младенчества создаёт немалые трудности для функционирования семейной системы.

Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Существует четыре стиля родительского поведения:

В структуру отцовства входят следующие компоненты:

Выделяют стадии родительства:

принятие решения о рождении ребенка;

период становления родительства;

период зрелого родительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек и дедушек.

В онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:

Стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;

Переосмысление стереотипов в течение беременности;

Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка.

Формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.

Привязанность между папой и ребенком

В современном мире большинство мужчин относится к появлению ребенка не менее серьезно, чем мамы. Папы все больше занимают активную позицию по отношению к воспитанию ребенка, его развитию и сну. И часто папы справляются не хуже мам! Хотя стать папой и стать мамой – это разные пути осознания и действий. Папам все-таки нелегко это даётся, ведь у мамы связь более биологическая.

Стать папой и стать мамой – это разные пути осознания и действий. Папам все-таки нелегко это даётся, ведь у мамы связь более биологическая.

Особая связь между мамой и малышом формируется еще во время беременности. Папа знакомится с малышом, разговаривая с ним через живот мамы, поглаживая живот, целуя его.

Многие папы активно общаются с малышом еще во время беременности, это все равно другой уровень взаимодействия, чем у мамы. Именно мама чувствует все ощущения от малыша, тогда как папа воспринимает ребенка через маму, через ее мысли, ее описания физических ощущений. Хотя очень важно, когда

Исходя из особенностей мужской и женской психологии, женщинам свойственно придумывать образ малыша заранее, представлять своего будущего ребенка, тогда как мужчинам приходится развивать свои отцовские качества уже после появления малыша на свет. Поэтому часто у мужчин есть сомнения по поводу своих отцовских качеств. Вот именно в эти моменты маме важно поддержать папу, включать его активно в процесс взаимодействия и ухода за малышом.

«Послеродовая депрессия» у пап

С появлением малыша папа должен быть готов, что внимание супруги к нему на некоторое время уменьшится. Это естественно, ведь маленький ребенок требует много заботы, ухода, вовлечения эмоционального и физического. Первые месяцы супругу важно помочь жене и взять часть забот по дому на себя, тогда и женщина сможет уделить внимание любимому мужчине.

Часто, если мужчина ощущает груз забот о ребенке, с которым не знает, как справиться, у пап развивается депрессивное состояние (как у мамы послеродовая депрессия).

Папа может задерживаться на работе, под любым предлогом старается уйти из дома, раздражается, когда его просят побыть с малышом. Чаще всего это происходит по незнанию и отсутствию опыта, как обходиться с малышом. И чтобы папе быстрее освоиться, помогайте ему, поддерживайте, подсказывайте.

Эмоциональная связь между папой и малышом

Раньше научные исследования касались лишь взаимоотношений матери и ребенка. Но в последнее время все больше внимания уделяют эмоциональной связи и общению между папой и ребенком. Даже в раннем возрасте дети вполне могут поддерживать контакт с другими близкими, особенно с папой. Так становится крепче эта связь, формируется привязанность между папой и ребенком, малыш начинает легче успокаиваться с папой, легче засыпать. А это не только благоприятно сказывается на отношениях между папой и малышом, но и на восстановлении ресурсов мамы.

Помощь папы – очень важна

Некоторые мужчины удивляются «Я же не мама, что я могу сделать для малыша?». Давайте подумаем, что может дать папа, в отличие от мамы? Чему он может научить ребенка? Какие качества он может в него вложить? Почему так важна эмоциональная связь и с папой, привязанность между папой и ребенком? Какой это опыт для ребенка?

  • помогать купать малыша,
  • носить на руках, после того, как малыш поел (чтобы вышел воздух, ребенок срыгнул и успокоился),
  • во время колик (папа может положить к себе на живот малыша, при теплообмене уменьшаются болезненные ощущения).

Не волнуйтесь, если какое-то время малыш будет капризничать у папы на руках – это нормально, он больше времени проводит с мамой, привык к ее дыханию, сердцебиению еще в утробе. Но не забывайте, что но и голос папы малыш тоже слышал и узнает. Просто ему требуется чуть больше времени, чтобы привыкнуть.

В нас всегда есть и мужские и женские качества. Когда они в балансе, личность развивается гармоничнее. А в балансе они, когда есть внимание, забота, взаимодействие с обеих сторон родителей. Иначе, психика вытесняет свои черты от того родителя, с кем ребенок в конфликте. А это чревато печальными последствиями: зависимости, чувство вины, потеря внутреннего стержня, психосоматика, неуверенность, трудности в поиске партнера по жизни и другое. Поэтому так важно, чтобы и мама и папа были включены в воспитание и заботу о ребенке.

Основным фактором, оказывающим влияние папы на ребенка, является включение мужчины в уход за малышом и общение с ним с первых дней жизни. Доказано, что заботливые папы могут полноценно осуществлять уход (за исключением кормления грудью) за малышом и понимать его сигналы не хуже, чем мамы. А потому младенцы привязываются к папам в той же степени, как и к мамам: главное ведь в привязанности постоянство значимого взрослого, который удовлетворяет жизненные потребности ребенка (кормление, переодевание, согревание, укладывание спать) и его забота о малыше (а в раннем возрасте особенно значимым является тактильный контакт – поглаживания, объятия, массаж, прикосновения, купание).

Как отражается на малыше забота пап?

Таким образом, у пап, которые посвящают много времени заботе о ребенке в раннем возрасте, формируются прочные отношения привязанности с малышом, что важно как для отца, так и для ребенка. Это приносит пользу для ребенка и отражается:

  • в здоровом психическом развитии,
  • в общении с окружающими,
  • в построении устойчивых отношений с противоположным полом,
  • в доверии к себе и окружающему миру, а это про самопринятие и удовлетворенность жизнью.

И конечно же, это важно для пап:

  • внимательный папы имеют больше влияния на своих детей в будущем,
  • повышается уверенность в себе у пап,
  • заботливый папа становится значимой фигурой наравне с мамой, авторитетным лицом для своего ребенка,
  • на папу будет равняться мальчик, а девочка буде искать схожего с отцом спутника по жизни,
  • папины сильные стороны будут ценными для ребенка,
  • поведение папы будет являться ориентиром мужского поведения и норм для ребенка (взрослые своим примером обучают детей),
  • папам, вовлеченным в воспитание своего ребенка, легче понять, что хочет его ребенок,
  • такие папы знают, как и во что поиграть с малышом, как его отвлечь и успокоить,
  • папы развивают в детях такие мужские черты характера как уверенность, целеустремленность, настойчивость, лидерские и силовые качества,
  • папа способен лучше воспитать дисциплинированность ребенка.

Вовлеченность папы в процесс воспитания, ухода за малышом и заботы о нем очень важен как для малыша, так и для семьи в целом! Для установления позитивных отношений в семье очень важна и поддержка мужчиной женщины во время беременности и родов, поэтому так популярно сейчас вовлечение папы в процесс общения с малышом во время беременности. Всё чаще папы принимают участие в партнерских родах, чаще папам дают подержать малыша в первые минуты жизни (особенно, если у мамы нет такой возможности).

Родители и дети: первые этапы взаимоотношений

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим о проблемах детско-родительских отношений.

Каждый человек, начиная с рождения, идёт по пути становления своей личности и эмоционального возрастания, проходя ряд фаз, или этапов. Первые стадии взросления проходят обычно в семье. Особое значение имеют способы, с помощью которых человек «проживает» все события семейной жизни.

Начавшиеся с детского и даже младенческого возраста неправильные, плохие взаимоотношения с другими людьми могут повредить человеку в его дальнейшей жизни, в то время как опыт хороших отношений обычно впоследствии помогает человеку и укрепляет его в преодолении неблагоприятных обстоятельств.

Начиная с третьего месяца жизни младенца его даже временное удаление от матери приводит к отрицательным последствиям для эмоциональной сферы ребёнка. Для младенца его мать — центр вселенной. В лице матери сконцентрирован его эмоциональный мир. Примерно с седьмого месяца мать становится самым значительным человеком в его жизни, поэтому разлучение матери и младенца отрицательно влияет на нормальное течение психологического развития последнего.

В течение первого года жизни ребёнку необходимо чувство защищённости, он должен постоянно ощущать себя в безопасности, для того чтобы у него развились механизмы самозащиты. В конце первого года ребёнок точно знает, что его мать — это отдельный от него человек.

Каждому человеку, приходящему в мир, нужно вначале «прилепиться» к матери. Это ощущение особенно важно в первые два с половиной года жизни ребёнка, оно является фундаментом его эмоциональной связи с матерью, а впоследствии с окружающим миром. Ряд психологов утверждают, что самая хорошая материнская забота будет бесполезной в старшем возрасте, если она не будет оказана ребёнку, прежде всего, в первые два с половиной года.

Современный образ жизни отдаляет родителей от исполнения своих семейных и, особенно, родительских ролей. Постоянное отсутствие родителей может серьёзно травмировать ребёнка. Вот один из характерных примеров: отец Жени (4 года) и Андрюши (2 года) работал посменно, а их мать лежала долгое время в гинекологическом отделении больницы, поскольку её третья беременность проходила очень тяжело. Родители были вынуждены отправить своих малышей в круглосуточный детский сад. Когда мать вернулась из роддома со здоровым новорожденным, ей сказали, что Женя стал заикаться. Это показывает, насколько глубоко пережил ребёнок отсутствие матери.

Когда ребёнку исполняется два года, он делается подвижным и узнаёт, что может удаляться от матери. Ребёнок начинает показывать первые признаки своей независимости, пытается сделать что-то самостоятельно. В поведении и по отношению к своим сверстникам он становится непослушным, необузданным и маленьким тираном, ему нравится травмировать других детей, «завоёвывать» их. Такое поведение малыша часто ставит в неловкое положение членов его семьи. В течение второго года жизни ребёнок узнаёт и различает свой пол и пол других людей, что заметно по его предпочтениям в выборе детей одного с ним пола во время игры. Именно в этом возрасте малыши начинают подражать своим братьям и сёстрам.

В свои три года ребёнок уже преодолел первый «кризисный» этап двухлетнего возраста — сложный период, в течение которого он перестаёт быть младенцем и становится ребёнком. В три года дети обычно уже не являются «формалистами» в отправлении некоторых своих биологических потребностей. К примеру, они больше не плачут, если мама немного задержится с обедом и покормит их чуть позже обычного часа. Трёхлетние дети стремятся к совместной деятельности, сотрудничеству и хотят получить одобрение родителей. В этом возрасте мышечная и двигательная система ребёнка развита настолько, что он становится достаточно уверенным в своих движениях.

Четвёртый год жизни ребёнка — следующий «кризисный возраст». Неудержимая склонность к задаванию вопросов и разговорам, потрясающая активность и большое любопытство идут бок о бок. В четыре года дети часто бывают непоседливыми и готовыми поссориться, но в то же время развивается их общительность. Дружеские связи с другими детьми приобретают для них всё большее значение.

В три-четыре года у ребёнка обычно уже есть определённый опыт, который способствует развитию его личности. Он видит и запоминает сны, фантазирует, участвует в конфликтах и учится преодолевать их, у него есть вполне осознанные желания и мечты. В этом возрасте дети уже частично социализированы. Всё это позже окажет серьёзное влияние на взаимоотношения ребёнка с окружающими.

В пятилетнем возрасте ребёнок пытается завязать отношения одновременно как с родителями, так и с другими людьми из своего ближайшего окружения, которые занимают серьёзное место в его сердце. Пятилетнему ребёнку обычно свойственны такие внутренние качества, как разумность и серьёзность. Его характер представляется достаточно устойчивым и уравновешенным. Он постепенно познаёт свои возможности и способности и чаще всего заканчивает то, что начал. Опорно-двигательный аппарат ребёнка впечатляюще быстро развивается. Степень эмоционального и социального развития делает ребёнка готовым к коллективной деятельности и общению в более широком социуме. В этом возрасте дети готовы посещать детский сад.

Глубокая любовь родителей к своему ребёнку со временем помогает ему стать человеком, обладающим достоинством и уверенностью в себе. Кроме того, она учит ребёнка любить других людей. Это очень важно для его последующей жизни, поскольку известно, что человеку, которого никто никогда не любил, трудно полюбить самому. Единственный источник, который может и должен научить ребёнка любить, — это семья. К тому же, на этой уверенности, — что домашние его любят, — основывается самая стойкая семейная связь — связь, сопровождающая человека всю его жизнь. С момента рождения ребёнка ход его телесного и духовного развития определяется тем опытом, который он получает в семье, — опытом, от которого он никогда не сможет полностью освободиться, даже если захочет.

Влияние семьи на ребёнка имеет определяющее значение по многим причинам. Семья — это единственный источник опыта для малыша. Она помогает ребёнку сформировать свою собственную психологическую идентичность. В семье он учится различным действиям из повседневной жизни. Членами семьи являются люди с разным жизненным опытом, общение с ними даёт малышу различную эмоциональную нагрузку, эмоционально развивает его, учит приспосабливаться к другим людям.

Благодаря этому, ребёнок социализируется и становится частью цивилизации и культуры, к которой принадлежит его семья и в которой он растёт. Развиваются основные черты его личности, которые очень важны для его будущих отношений с семьёй.

Все психологи и педагоги обращают особое внимание на значение детского и подросткового возраста для развития психически и социально здоровых людей. Множество психических заболеваний и ряд нарушений социальной адаптации одной из причин имеют неправильные, неестественные отношения детей в семье. Ответственность за это несут, главным образом, родители и их плохие взаимоотношения друг с другом, которые нашли своё отражение в психосоциальном развитии детей.

Когда супруги не сотрудничают друг с другом и их отношения наполнены дисгармонией, у их детей могут появиться различные проблемы на психическом и телесном уровне:

— неумение раскрыть свои способности;

— асоциальные действия (склонность к нарушению социального порядка и к преступности);

— апатия, равнодушие ко всему, отсутствие желания продвигаться вперёд в жизни, склонность к депрессии;

— развитие ошибочного мировосприятия и мировоззрения;

— неучастие в принятых социальных группах и др.

Семья как «первичная окружающая среда» ребёнка непосредственно влияет и на его школьную успеваемость. Воспитание, получаемое ребёнком дома, позиция родителей по отношению к образованию, повседневные события в семье формируют в ребёнке идеологические, культурные, социальные убеждения, ценности и способности, которые либо облегчают процесс обучения, либо препятствуют ему.

Отец и ребенок: этапы отношений

Сейчас много пишут о том, что роль отца в воспитании ребенка очень важна, что отцовское участие в общении с ребенком обязательно чуть ли не с первых дней. Однако очень мало где сообщается о том, как это делать. А мужчины чаще все же «делатели». Им важна конкретика, каких действий от них ждут и хотят. Вот эту конкретику я и хочу вам предложить сегодня.

Итак, начинается все с беременности

С ребенком, живущим в теле жены, уже можно взаимодействовать. Пока через мать, через помощь и поддержку ей. С 6-7 месяцев ребенок воспринимает звуки из окружающей среды. И лучше слышит он как раз мужские голоса. Вот вам первая возможность познакомиться со своим крохой: разговаривайте с ним. Многим это кажется абсурдным: беседовать с животом. Но если вы сможете на некоторое время «отключить» критическое мышление и, положив руку супруге на живот, поговорить с малышом, вы ощутите, как изменяется его активность.

Когда ребенок появляется на свет, весь семейный уклад меняется. К чему-то удается подготовиться заранее, но учесть особенности вашего малыша можно только после рождения. Но независимо от характера малыша, маме иногда нужно время на себя. И тут как раз ваши «беседы» с животом могут сослужить вам хорошую службу: поговорить с малышом, пока мама сбегает в душ. Ребенок, слыша ваш голос и вспоминая свое безмятежное прошлое, будет успокаиваться на ваших руках. Конечно, если он сухой и сытый и у него ничего не болит.

Многие папы опасаются брать на руки такого крохотного человечка. Женщины научаются этому за время пребывания в роддоме, а перед мужьями предстают уже овладевшими этим умением. Некоторые мамы сами очень тревожатся и не доверяют малыша отцу. Это обидно. И все же важно в этом месте не развернуться и сказать «делай все сама, раз так», а попросить супругу научить вас всем тонкостям обращения с малышом.

Ребенок от 1 до 3 лет

В этом возрасте часто еще сложно разговаривать с ребенком. Ведь его речь еще только формируется и не очень понятна. Однако говорить с ребенком необходимо. Чем больше с ним общаются, тем больше у малыша возможностей освоить речь.

Также папа может дать ребенку совсем другие игры, нежели мама. Отец может предложить ребенку отношения, в которых больше задора, напора, выдумки. Например, мамы привлекают детей к совместной деятельности по дому, а папа таскает на руках, на шее, устраивает ребенку «американские горки», то поднимая его вверх, то стремительно спуская вниз.

В это время малыш может оставаться с папой от нескольких часов до целого дня. Для ребенка это еще полезно тем, что он учится выстраивать другие отношения. То же самое действительно в отношении бабушек-дедушек. С каждым из них ребенок выстраивает особенные, новые отношения. Накапливает разнообразие способов общения, которые понадобятся ему в дальнейшем, в общении с воспитателями, учителями, другими детьми.

Еще одна важна функция отца в этот период — он представляет собой связь малыша с внешним миром. Рассказывая о нем, о своей работе, обязанностях, о том, что есть далеко за пределами дома и близлежащих площадок, где в основном бывают мама и малыш, папа помогает ребенку осознать, что мир огромен и у каждого в нем есть свои обязанности.

В этот период ребенок вступает в эдипову фазу. Так называется период, в котором ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола. Мальчик влюбляется в маму как лучшую на его взгляд представительницу женского пола. Девочка — в папу как в лучшего представителя пола мужского. Некоторые дети так в этом возрасте и говорят: когда я вырасту, женюсь на маме/выйду замуж за папу. При этом появляется ревность к родителю своего пола и страх наказания за нее.

На этом этапе роль папы в том, чтобы продемонстрировать мальчику, что мама — это его жена и женой сына никогда не будет. А девочке, соответственно, что его жена — мама, а не дочь. На этом этапе ребенок должен справиться с ревностью и фактом, что его исключают из взаимодействия пары отец-мать. Таким образом, важная задача отца — обозначить для детей границы супружеской пары, внутрь которых им вход закрыт.

Тут важно не увлечься выстраиванием границ и не забывать давать также ребенку любовь, поддержку, заботу. Ведь в этот период ребенок должен с радостью переживать романтическое чувство. Отец, отвечающий на кокетство маленькой дочери, не забывая о границах, делает девочку увереннее в ее сексуальных возможностях в будущем. То же самое относится к матери и сыновьям.

Перерастая эту фазу, мальчик начинает подражать папе, а девочка — маме, чтобы понравиться такому же неотразимому человеку, как мама или папа соответственно. Это путь к взрослению и мощный стимул лучше учиться в школе, успешнее находить свое место в разных группах (в классе, во дворе, на спортивной площадке).

Тут у отца и ребенка появляется множество общих интересов. Многие папы обожают собирать вместе конструкторы и делать с детьми всевозможные поделки. Тут очень важно не брать на себя роль учителя, а играть вместе, давая ребенку возможность ошибаться и позволяя ошибаться себе. Таким образом, это один из наиболее простых для совместной деятельности периодов.

Тут особенно ярко работают принципы зоны ближайшего развития, описанной Л.С. Выготским. Главный смысл происходящего состоит в том, что ребенок быстрее осваивает те навыки, которые до этого освоил в совместной с взрослыми деятельности. Например, когда сын пытается первый раз в жизни собрать макет самолета, для него очень важно участие отца в этом процессе, возможность обратиться за помощью в моменты, когда что-то непонятно, но и уважение к его способности разобраться. И тогда в следующий раз или через раз ребенок сможет сделать это сам. Его будут поддерживать знания, полученные от отца, и положительные эмоции, сопровождавшие обучение. Если отец быстро соберет модель сам, вряд ли ребенку это доставит радость, так же как и если оставит его с непосильной пока для него задачей наедине. Такие поступки скорее способны вызвать обиду и разочарование.

Когда все эти этапы пройдены с вниманием и любовью к ребенку, между ним и отцом постепенно складываются теплые доверительные отношения. И тогда любые вопросы могут быть заданы и любые ответы найдены.

Роль отца в формировании личности ребенка

Безусловно фигура матери является основополагающей в раннем развитии ребенка, но многие специалисты также говорят и о важности роли отцовской фигуры как на ранних этапах развития и в особенности с наступлением фаллической фазы, сопровождаемой эдипальным конфликтом.

В норме отец всегда присутствует в отношениях со своей женой- матерью ребенка и со своим ребенком (детьми), просто его присутствие на начальных этапах развития ребенка не является таким же значимым как присутствие материнской фигуры, с которой ребенок изначально находится в симбиотических отношениях (мать кормит ребенка, оказывает должный уход, согревает малыша, удовлетворяет потребности в физическом контакте (формируя границы тела ребенка) и эмоциональном (контейнирующая функция в том числе). Но отец играет очень значимую роль с самого начала, а именно: будучи во внутриутробном развитии плод получает от организма матери различные сигналы- гормональные выбросы, которые влияют как на физическое так и на психическое состояние матери и эти сигналы непосредственным образом оказывают влияние и на организм плода. Т.е. будущий отец безусловно оказывает огромное влияние на состояние беременной женщины, от которой в свою очередь зависит развивающийся плод. Как однажды сказал Дж.Боулби: “Психическое здоровье- это выбор жить с теми людьми, которые не делают нас больными”. Мне кажется эта цитата прекрасно подходит к выбору партнера, партнерши.

Итак, какую же роль в раннем развитии ребенка (мальчика) играет отец? Существуют такие ситуации, когда женщина вынуждена воспитывать ребенка без отца или отец есть, но он исключен из отношений матери и ребенка, т.е. он фактически есть, но его как бы и нет (отсутствующий отец). Например: мать воспитывающая мальчика, а как правило женщина является носительницей феминного поведения, которое она демонстрирует и мальчик, если нет заместительной фигуры мужеского пола может перенять феминное поведение своей матери, в особенности, если это поощряется матерью. На феминное поведение мальчика так же оказывает влияние непринятие ребенка отцом и тогда мальчик может отказаться от идентификации с отцовской фигурой и идентифицировать себя с матерью.

Существует такое понятие “закон отца”, что имеется в виду? Когда мы говорим о фаллической стадии развития, то всегда делаем акцент на Эдипальном конфликте, разрешение которого позволяет развивать Сверх-Я ребенка, т.е.: мораль, нравственность, запреты; а отец является носителем этих понятий и его роль в этом процессе является очень значимой. Отец, который в виду разных причин (я не рассматриваю личностные деформации, структуру психики, тип личности, травмы, самооценка родителя и пр., но безусловно это играет колоссальную роль на в том, как отец будет взаимодействовать со своими детьми) демонстрирует агрессивный, садистический тип поведения по отношению к своему сыну, то он подавляет его развитие в позитивном смысле, препятствует развитию самости ребенка, снижает его самоценность. В подобных случаях ребенок может идентифицировать себя с агрессором и демонстрировать разрушающий тип поведения (отыгрывая деструктивное поведение), в будущем можно встретить суицидальные попытки ребенка, девиантные и делинквентные формы поведения; либо идентифицировать себя с материнской фигурой и в таких случаях возможна гомосексуальное развитие и выбор партнера одного с ним пола в будущем.

Но в “здоровых” отношениях с сыном, отец способствует становлению мальчика, прививает ему культурные ценности, нормы морали и нравственности, позитивно влияет на становление Я ребенка , что позволит мальчику в дальнейшем идентифицировать себя с мужской фигурой и передать эти знания своим детям.

Какую роль играет отец в раннем развитии дочери? Опять же хочется рассмотреть фаллическую стадию развития (3-6 лет). Отец формирует женственность своей дочери: восхищаясь дочерью, даря ей различные украшения (заколки, детские бусики, колечки; поощряя ее игрушки (куклы к примеру), тем самым он способствует принятию девочкой ее женкой роли, чувство уважения к себе, самоценность и прочие важные моменты так необходимые для полноценного развития здоровой личности девочки .

В обратной ситуации, а именно, если происходит разочарование дочери в отце из-за демонстрации им безразличного, либо садистического поведения, либидо девочки смещается с гетеросексуальной установки на гомосексуальную и как следствие принимают мужскую модель поведения. В дальнейшем развитии, когда девочка становится подростком она может использовать такую модель поведения как проявление агрессии, с целью отмщенья своему отцу. Разочаровавшись в отце, девочки подавляют свою женственность и часто вместе с этим желание иметь детей (хочется привести в пример женщин- карьеристок, которые таким образом пытаются разрешить свой эдипальный конфликт).

Большинство психоаналитиков В.Д. Винникотт, Дж.Боулби, М.Кляйн и др. больше рассматривали влияние материнской фигуры на формирование и развие ребенка, но многие представители французской психоаналитической школы, такие как Ж. Шассге-Смиржель, Ж. Шаффер и др. также делают акцент на фигуре отца в развитии личности ребенка в ранним периоде, что как мы видим не является безоснавательным.

Отношения отцов и детей

Родителей не выбирают, человек рождается, и родители пытаются обеспечить своим детям все самое лучшее, отдавая им последний кусок, полностью забывая о себе и думая с момента их рождения лишь об одном — как вырастить достойного человека, который скажет потом: «Спасибо, дорогие мои родители!» и подаст руку помощи им, когда те достигнут преклонного возраста.

Но все в жизни совершают ошибки, порой родители, сами того не желая, воспитывают в детях не самые лучшие качества.

Да и дети относятся к родителям далеко не так, как они того заслуживают.

И это случается там, где нет начального духовного образования и присутствует некоторая духовная слепота.

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле», – это одна из заповедей, которую дал Бог людям, и ребенок это должен всегда носить в своем разуме.

Родители же должны помнить, что воспитывать нужно детей в строгости, но с любовью — тем самым проявляя мудрость.

И вот основа основ, родители мудро, в строгости и с любовью относятся к детям, не забывая их при необходимости и наказать, дети же почитают и любят своих родителей и понимают, что, если родители делают так, значит, так нужно, значит, так полезно и других вариантов нет. Другие варианты будут, когда стану самостоятельно жить, а сейчас я должен набраться опыта и не бежать впереди паровоза. Передав всю мудрость детям, родители выполняют свою миссию, а дети, переняв опыт родительский и возрастив его, окрепнув, начинают свой жизненный путь. Вот такая основа основ взаимоотношений родителей и детей.

Во взрослой жизни все несколько изменяется. Ребенок создает свою семью и начинает свою жизнь, как говорится в Евангелии, «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но едина плоть». Таким образом, родители отпускают уже выросшего человека во взрослое плавание со своей головой. На данном этапе важно родителям не лезть в уже чужую семью, если что-то и советовать, то советовать уместно, не навязывая молодым и не раздражая их. И если требуется помощь, то нужно оценить, какая именно и насколько она необходима, где-то нужно просто подтолкнуть, где-то кардинально помочь, проявляя свою мудрость и разум.

Безусловно, дети останутся на всю жизнь детьми, и важно всегда быть для своих детей близкими любящими отцом и матерью и при необходимости всегда протянуть руку помощи – с мудрым советом, но никак не со злостью или раздражительностью.

Но, если так случилось, что родители не дают либо не дали должного образования, воспитания, а может быть, многое сделали не так, как нужно, то ребенок должен помнить ту же заповедь: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Простить своих родителей и дать своим детям, всего того сполна, чего недополучили от своих.

Папа и ребенок . Становление отношений

Автор: Оксана Борисова. По материалам сайта “Деточка”

Для новорожденного мама – весь мир. Мамин голос, тепло рук создают маленькому человечку комфорт и уют. Но малыш растет, с интересом рассматривает окружающее пространство. И все чаще в поле его зрения попадает лицо еще одного человека – папы. Обычно дети довольно рано начинают выделять отца, а месяцам к 9 могут и предпочитать папино общество.

Но так бывает не всегда. Малыш готов полюбить и принять отца, а вот далеко не каждый папа способен ответить ему взаимностью. Нет, детей любят почти все, но проявить эту любовь, найти точки соприкосновения с сыном или дочкой, иногда решить эту задачу мужчине не по силам. Он становится заложником отвлеченных представлений о детях и отцовстве. Очень распространена позиция, когда отец считает, что главное, что от него требуется – обеспечить семье материальный достаток, а остальное лучше отдать на откуп женщине.

«Я работаю, как вол, не у меня сил на ребенка по вечерам», « все так живут», «он пока еще маленький, вот подрастет», «воспитывать дочку должна мама», «я не готов быть отцом, не знаю, что с ним делать». Знакомо, не правда ли? И при этом отцы ждут от детей безусловного уважения и подчинения. Иной папа готов подтверждать свое права на уважение силой. Боится – значит, уважает – очень порочная формула, когда речь идет об отцах и детях.

Хорошо когда папа готов нянчиться с малышом сразу по выходу из роддома. У него есть для этого и возможность и желание. А если нет? Не так уж и редка ситуация, когда ребенок категорически не хочет идти к отцу на руки, не остается с ним ни на минуту. Издерганная мама выступает в роли «обвинителя» Папа нервничает и .. умывает руки. Его подобная расстановка подчас и устраивает, а даже если и расстраивает, то он не знает, как исправить ситуацию. Между тем краеугольный камень в отношениях отец-ребенок закладывает именно женщина. Во время беременности и после, оказавшись один на один с малышом, мама вынуждена, научится понимать собственного ребенка, а вот у папы этого опыта нет и ему порой действительно очень не просто понять, чего от него хочет орущий младенец.

Вот тут папе требуется помощь. Покажите, как играть с малышом, что ему нравится, что нет. Вначале общайтесь втроем. Затем обязательно оставляйте наедине, но для начало не надолго и, дав четкие инструкции, что и как делать. Старайтесь не критиковать, а хвалить папу. «Ах, как он тебе улыбается, ему нравится, как ты его качаешь! Посмотри, как он тебе обрадовался! Он тебя узнает и выделяет!

Иногда даже стоит слегка приврать, но поселить в душе папы уверенность, что младенец его любит и ждет.

Самые первые месяцы не стоит призывать папу на подвиги под лозунгами «Ты же отец, ты должен!». Лучше просто попросить о помощи. Тем более в первые месяцы внимание и поддержка нужны не новорожденному, а его маме.

Если проблема в том, что папа и рад бы подружится с ребенком, но проводит дома всего часов 8 в день, то право грешно требовать от него активного участия в повседневном уходе. Дайте лучше мужу сытого и довольного жизнью младенца. Пусть они поагукают вместе всего 15 минут, но это заложит гораздо больше теплоты в их отношениях, чем скандалы на тему: « Ты совершенно не занимаешься ребенком!

А что бы ребенок в промежутках не забыл, кто такой папа, рассказывайте о нем, показывайте фотографии.

Иногда мужчины просто недопонимают, как важны они для своих детей. Донести до мужа мысль, что ребенку необходимы любовь, внимание и интерес отца к нему, что он и в год уже человек со своим внутренним миром, сложно, иногда очень сложно, но, как известно, нет ничего невозможного. Вам могут помочь и умные книжки и статьи, зачитанные вслух или случайно оставленные без присмотра, примеры из жизни, рассказы о собственном детстве.

Порой мама сама того, не желая, делает все, чтобы помешать отцам и детям наладить отношения. Если критиковать папу за каждое неверное движение и убеждать его, что вы то конечно лучше знаете что нужно ребенку, то вряд ли это будет стимулировать отцовские чувства.

Еще одна очень распространенная ошибка – сделать из папы Бармалея. «Вот папа придет, он тебе покажет!» – этими словами вы разрушаете самое сокровенное – доверие ребенка к отцу, уверенность в его любви и поддержки. И чем меньше ребенок, тем это негативнее влияет на его отношения с папой.

И наоборот, если мама всячески демонстрирует ребенку, как она любит и уважает его отца, то и ребенок будет разделять эти чувства.

Часто папа ждет, чтобы ребенок подрос до уровня «разумного существа». Но именно к тому времени, когда ребенок уже на первый взгляд «все понимает» появляются новые проблемы.

Во-первых, у «всепонимающего» ребенка кризис трех лет. Он хочет все делать САМ, что порождает немало конфликтов особенно со стороны не склонных к компромиссу пап. Хотя иногда папе наоборот легче предоставить ребенку самостоятельность в ряде вопросов, чем склонной к гиперопеке маме или бабушке.

Во-вторых, в возрасте с 3 до 6 лет дети начинают осваивать свою половую роль. Ребенок с одной стороны идентифицирует себя с членом семьи одного пола, с другой у него складываются особые отношения с родителем противоположного пола. Речь идет о так называемом эдиповом комплексе или, если речь идет о девочке – комплексе Электры. Мальчик вдруг собирается женится на маме, а девочке очень хочет выйти замуж за папу.

Эту стадию переживают все дети, но у основной массы она проходит не ярко выражено и внутренний конфликт благополучно разрешается. Но именно на этом этапе взросления между отцом и сыном часто возникают трения. Подсознательно мечтая вытеснить отца из жизни мамы и занять его место, мальчик может начать фантазировать по поводу папы: «А вот если папа будет идти домой, а страшная Баба Яга его поймает и съест» или с папой приключится что-то менее трагичное, но главное до дома он не дойдет. Фантазии эти обычно смутные и чаще всего не конца самим ребенком осознаваемые, но чувство вины и страх наказания могут существенно отравить жизнь маленькому мужчине. Особенно тяжело переживают этот период сыновья мужчин с ярко выраженной мужественностью. Призывы «Быть сильным!» мало, чем помогают запутавшемуся в своих ощущениях мальчику. В рамках этих переживаний ребенок к тому же испытывает, так называемый страх кастрации. Опасение лишится основного признака мужского пола, и стать девчонкой, так или иначе, беспокоит, наверное, всех маленьких мальчиков. И тут очень важна позиция взрослых, которые могут спокойно и честно объяснить малышу, что к чему. Что девочки – это вовсе не наказанные мальчики, и никто на целостность и сохранность ребенка не покушается.

Лучшее что может в этой ситуации сделать папа – это проявить терпение и такт. Он должен понимать, что сыну очень нужна сейчас его поддержка и понимание. Отцу важно создать местоимение «Мы». Мама – это мама, а мы с тобой мужчины, мы вместе и у нас много общего. Любое совместное дело и просто совместное времяпрепровождение будет благотворно влиять на мальчика, которому захочется быть не вместо папы, а таким же, как папа. Страшный великан из недруга превратиться в доброго и надежного союзника. Девочки этого возраста наоборот отца обожают и боготворят. Но чересчур застенчивые маленькие леди могут боятся или стыдится проявить свои чувства. Не надо давить на девочку. Но даже если дочка видимо не нуждается в папиной ласке, не забудьте лишний раз похвалить красивое платьице, и потрепать дочку по затылку.

Родителям кажется, что они воспитывают детей и только спустя годы приходит понимание того, что воспитание – процесс двухстороннего взаимодействия. Дети помогают нам стать мудрее и лучше. Так что папы не упустите свой шанс стать действительно настоящими мужчинами: сильными, мудрыми и добрыми.

Роль отца: 7 открытий, о которых вы не знали

Еще в 1970-х годах психологи и педагоги полагали, что отцовская роль в развитии ребенка не так уж велика. С одной стороны, в то время еще не накопили достаточно исследований, чтобы утверждать обратное, а с другой — данных не было потому, что никто темой не занимался.

Сегодня появились работы психологов, биологов, социологов и нейрофизиологов, изучающих отцовство. В книге «Важны ли отцы?» научный журналист Пол Реберн приводит семь выдающихся открытий, которые меняют привычный взгляд на родительство.

Зачатие: борьба за ресурсы

Биолог из Гарвардского университета Дэвид Хейг обнаружил, что отцовские и материнские гены по-разному ведут себя в эмбрионе. Отцовские гены заставляют плод извлекать максимум питательных веществ и энергии из организма матери, даже в ущерб ее здоровью. Материнские гены, наоборот, стараются ограничить питание ребенка в утробе, защищая мать.

Хейг объясняет это тем, что материнские гены «кровно заинтересованы» в выживании и благополучии матери, а отцовские гены «хотят», чтобы их ребенку уделялось как можно больше материнских сил и ресурсов.

Беременность: снижение рисков

До сих пор считалось, что во время беременности отец никак не может влиять на ребенка. Недавнее исследование, проведенное во Флоридском университете, показало, что это не так. Дети, чьи отцы находились рядом с матерью во время беременности, реже появлялись на свет недоношенными или с недостаточным весом. Риск умереть в первый год жизни у этих детей был в четыре раза ниже. У будущих матерей при отсутствии рядом отца ребенка повышался риск таких осложнений, как анемия и гипертония.

Роды: присутствие мужчины облегчает муки

Как показывают исследования, если мужчины присутствуют в родильной палате, женщины меньше жалуются на боль и реже требуют обезболивающее. Они даже плачут реже. В свою очередь мужчины, присутствовавшие при родах, говорят о большей привязанности к своим младенцам и активней участвуют в уходе за ними. Как пишет Реберн, допуск отцов в родильные палаты «принес много положительных результатов, которых никто не ожидал».

Послеродовая депрессия: малоизвестный риск

Родительское присутствие рядом с малышом в первые месяцы жизни особенно важно — оно во многом определяет его дальнейшую судьбу. Причем рядом должны находиться и мать, и отец. Если отец страдает послеродовой депрессией — по данным Реберна, каждый десятый мужчина, — это, естественно, мешает установить эмоциональную связь с ребенком. Дети отцов, страдавших тяжелой формой послеродовой депрессии, в 8 раз чаще имеют проблемы с поведением и в 36 раз — в общении со сверстниками.

От 1 до 3 лет: присутствие отца снижает агрессивность ребенка

Исследователи из Оксфордского университета наблюдали за детьми с первого года жизни. Выяснилось, что дети, чьи отцы уделяли им мало внимания, в будущем чаще обнаруживали агрессивное поведение. Причем независимо от того, сколько времени им уделяли матери.

Шведские ученые суммировали данные 24 исследований, касающихся роли отца и матери в воспитании. Вывод: если отцы помогали ухаживать за ребенком, играли с ним, брали с собой в поездки и на пикники, их сыновья и дочери имели меньше проблем с поведением в раннем и подростковом возрасте.

Раннее детство: кто учит новым словам

В развитии речи отцы точно играют более важную роль, чем матери. Исследователи сравнивали роль родителей в развитии речи у деревенских детей из бедных семей. Шестимесячные дети, которым отец регулярно читал, к 3 годам достигали заметной выразительности речи и чаще использовали слова из отцовского, а не материнского словарного запаса. Причем это не зависело от уровня образования матери и особенностей ее устного общения с детьми.

По-видимому, причина в том, что матери проводят с детьми больше времени и используют слова, которые дети хорошо знают, в то время как отцы, менее осведомленные о текущих языковых возможностях детей, используют более широкий словарный запас.

Подростковый возраст: отцовский запах

Много лет умы эволюционных биологов будоражила загадка: почему девочки, выросшие без отца, раньше достигают половой зрелости и чаще беременеют в подростковом возрасте? Психолог Сара Хилл из Техасского христианского университета полагает, что отсутствие отца дает дочерям подсознательный сигнал: мужчины не остаются с женщинами надолго, поэтому женщине нужно быстро находить партнеров. Гены, по сути, подталкивают таких девочек к более раннему половому созреванию.

Источником этого сигнала может быть запах отца. В экспериментах с животными было показано, что постоянное воздействие отцовских феромонов тормозит половое созревание.

Впрочем, многие мужчины наверняка повторят вслед за Реберном (между прочим, отцом пятерых детей): «Я рад узнать, что мое присутствие помогает детям. Но я провожу с ними время не поэтому. Я просто люблю их».

Взгляд отца: что он значит для мальчика?

О том, как влияет на ребенка взгляд матери, написаны тома. Взгляду отца в психологии уделялось несравненно меньше внимания. А ведь он играет огромную роль в становлении личности ребенка. И особенно — мальчика.

Что делает мозг счастливым?

Откуда берется ощущение радости, удовлетворенности жизнью? Что вызывает счастье, а что, наоборот, резко снижает его уровень и заставляет чувствовать себя в опасности? Рассказывает нейробиолог.

Психология отношений отца и дочери

Психология отношений отца и дочери

Отношения отца и дочери – особая тема в психологии человеческих взаимоотношений.

Учитывая, что все проблемы родом из детства, а папа – первый мужчина, которого видит девочка, этот аспект отношений крайне важен для дальнейшей жизни ребенка. От того, насколько теплые и гармоничные сложились отношения между отцом и дочерью, будет зависеть ее мировоззрение во взрослом возрасте, отношения с противоположным полом, самооценка, возможность самореализации.

Психология взаимоотношений отец-дочь

Психология “отец-дочь” – это противопоставление, контраст отношений дочки и матери. Они оказывают влияние на совсем другие факторы развития личности:

становление самодисциплины и уверенности в себе.

Тогда как мамы склонны более опекать и заботиться о дочерях, отцы позволяют большую свободу в действиях и поступках. Можно залезть на дерево, испачкать платье, с увлечением заигравшись на прогулке. Но при этом – осознать собственную ответственность за такой шаг: оценить и минимизировать риск падения с дерева, необходимость чистить и ремонтировать одежду, потерявшую вид.

ответственность за свое здоровье, самочувствие, внешний вид.

Чаще всего именно любящие отцы прививают любовь к спорту, активному образу жизни, путешествиям и туризму.

основы доверия к противоположному полу, гармоничных отношений в семье.

Нежная забота отца, доверительная связь отца и дочери закладывает основы ласковых, эмоционально открытых, гармоничных отношений с мужчинами в будущем.

Истоки связи отца и дочери

Откуда берется правильная связь отца и дочери на эмоциональном, духовном уровне, а когда возможны проблемы? Она начинает формироваться с момента рождения малышки. Совсем маленький ребенок на первом году жизни уже все прекрасно чувствует и понимает.

Домашняя тирания, излишне властный отец или эмоционально холодный, черствый, равнодушный к жене и ребенку – не лучшая база для гармоничной женственности и воспитания успешной личности.

В такой ситуации мать может переносить все нереализованное желание нежности и любви на дочь, эмоционально накрепко привязывая ее к себе. Это разрушает личностные, социальные, психологические связи в семье, отрицательно сказывается на детях.

Дружелюбный, эмоционально стабильный отец – залог нормальных отношений отца и дочери в будущем. Это позитивно сказывается на физическом, интеллектуальном развитии дочерей, их умении отстаивать свою точку зрения, более позитивно смотреть на мир и свою роль в нем. Образ жизни таких детей (а в будущем – девушек, женщин) более правильный. Они занимаются спортом, следят за внешностью, посещают музеи и выставки, любят путешествовать и адекватно относятся к себе и окружающим.

Нежный возраст: становление отношений отца и дочери

В первые пять лет жизни их связь особенно крепкая, регулярное тесное общение необходимо, оно позволяет заложить основы:

Доверия к мужчинам.

Интересующийся жизнью девочки уверенный, спокойный и терпеливый любящий отец – лучший показатель, пример того, что окружающий мир не страшен, что у мужчин и женщин так много общего, и что понимать друг друга, слушать и слышать не так и сложно.

Идентификации полов.

Именно отношение между отцом и дочерью позволяет трехлетней малышке начать воспринимать себя как женщину, копировать поведение своего пола, транслировать его на отношения с отцом и другими окружающими мужчинами. Это очень важный этап взросления.

Менее сложного прохождения подросткового периода жизни.

Недовольство меняющейся внешностью, комплексы и проблемы будут менее выражены и даже полностью нивелированы, если папа говорит комплименты, восхищается своей дочерью. Не получив этого, девушка может начать искать ранние сексуальные контакты с целью удовлетворить потребность в восхищении.

Уверенности в своей семье, людях, чувстве защищенности.

Отец, который примет выбор, поможет в сложных ситуациях, простит – это гарантия стабильности, формирование правильного образа супруга. Уверенная на сто процентов в защите и любви, девушка не попадет под власть агрессора, деспотичного мужа, не будет терпеть издевательства и неуважение.

Профессиональной самореализации.

Восхищаясь делами и поступками дочери, помогая выполнять домашние задания, прививая любовь к природе, технике, точным наукам, совместной деятельности отец существенно расширяет кругозор и сферу интересов девочки. Кроме того, успешный, состоявшийся в профессии, бизнесе папа – отличный пример, чтобы добиться достойного положения в обществе, реализовать свои способности.

Проблемы отца с дочерью: как их предотвратить, нивелировать последствия

Отношения отца и дочери не всегда могут быть радужными и безоблачными. Среди основных рисков:

папа, мечтающий о мальчике.

В этом случае отец может слишком поощрять мужские черты и проявления в девочке. Мудрая мама в такой ситуации мягко скорректирует поведение, сделав эти черты менее выраженными, сглаженными. Выходом из такой ситуации будет компромисс. Например, дочку можно отдать в спортивные секции.

авторитарный, властный папа.

В этом случае психология отношений “отец-дочь” чревата внутренним конфликтом. Запрет на проявление эмоциональности, женственности выливается в формирование инфантильности, образа «куколки». В будущем такие женщины стремятся найти в партнере отца, что не самым благоприятным образом сказывается на отношениях в их семье.

безвольный, слабохарактерный отец.

В таких семьях роль и мамы, и папы часто приходится выполнять женщинам. Девочки стараются «разгрузить» мать, взять часть ответственности на себя. «Амазонка» в будущем может полностью отрицать ценность семьи либо повторит модель отношений своих родителей. Девушка, которая с детства наблюдала, что глава семьи – мать, никогда не позволит себе “дать слабину” в отношении с сильным полом, рискуя из раза в раз разочаровываться в партнерах, которые не пожелали прогибаться под нее.

Любовь, забота и восхищение в большинстве случаев — лучшая база для психологического здоровья девочки, гарантия ее счастливого будущего.

Как наладить отношения с отцом

Как наладить отношения с отцом

Если такой запрос возникает, значит, с детства сохранился конфликт в психике. Поэтому человек продолжает конфликтовать в отношениях, хотя уже ясно, что родитель, который что-то недодал ему в 5 лет, теперь уже вряд ли что-то может изменить. Но модель конфликта продолжает работать. Поэтому чтобы разрешить конфликт, нужно погрузиться в ранний возраст, когда случилась та первая ситуация. Стоит разделять конфликт между сыном и отцом и конфликт между дочерью и отцом.

Родительская фигура должна выполнять три роли: поддержку, защиту и разрешение. Мы привыкли, что родители должны запрещать, но ведь они должны и разрешать. Если значимых разрешений от родителя ребенку не поступило, взрослый может во всем проигрывать. От матери обычно поступает разрешение на успех в личной жизни. От отца – на успех в бизнесе и финансах. Часто бывает, что человек бьется и не может достичь успеха в каком-то деле, при этом у него остается неразрешенный конфликт с отцом.

Концепция разрешения

На каждой стадии развития ребенок должен получить правильное послание от родителя. Например, на стадии существования, которая длится до 6 месяцев, отец говорит ребенку: “Я рад, что ты живешь”, “Я рад, что ты это ты”. Послание может быть выражено вербально и невербально. То есть если отец отсутствовал или выказывал свое недовольство по отношению к ребенку, у него сохранится дефицит общения и “обида” на отца.

От 6 до 18 месяцев – стадия действия. Отец дает “разрешение”: “Ты будешь исследовать, а я буду поддерживать и защищать тебя”. От 18 месяцев до 3 лет – стадия мышления. Отец отправляет послание: “Я рад, что ты начинаешь думать сам”, “Ты можешь учиться думать за себя, и я буду думать за себя”. Часто если ребенок не получил такое послание, может наблюдаться описанный в классической литературе конфликт отцов и детей. То же происходит и с другими стадиями.

Иногда, пытаясь наладить отношения с отцом, клиент пытается наверстать упущенное в раннем детстве, но это глупо. Человек вроде бы понимает, что много лет назад его отец был молодым и не обязан был воспитать его идеально. С другой стороны, у него осталась обида на родителя. Что делать?

Психолог, работающий с запросом как наладить отношения с отцом, сначала выяснит, в чем заключается дефицит отношений. Консультант заместит фигуру отца, исполнит его роль и даст клиенту родительские “послания” и “разрешения”. В Трансактном анализе этот прием называется “переродительствование”. С другой стороны, консультант обучит человека давать “разрешения” самому себе.

Трагедия в том, что образ отца полностью присутствует в психике. И если клиент ненавидит родителя, конфликт разворачивается не только внешне, но и внутри его психики. Если внешнего отца можно, грубо говоря, послать и уйти, то внутренний вместе со своими конфликтами останется. Поэтому необходимо снять конфликт между Внутренним родителем и Внутренним ребенком.

Психолог консультант обучит клиента, как модифицировать Внутреннего Критикующего Родителя. Вместо него в психике должен появиться Поддерживающий родитель. Сначала им будет консультант, а потом человек сам сможет давать себе поддержку. Создать заново образ поддерживающего отца – кропотливая и долгая работа, но это возможно.

Вопросом, как наладить отношения с отцом, может задаться мужчина, который в детстве не прошел Эдипов период. В это время мальчик соревнуется за любовь мамы. Часто дети говорят: “Я женюсь на маме” или ложатся спать к маме в кровать. Отец должен знать, что такой период развития существует, и правильно себя вести, то есть спокойно объяснить, что мама и жена – это разные вещи. Для ребенка это огромная травма, которую он должен принять. Он переживает, смиряется – все идет своим чередом. Но если период не был пройден верно, разлад между отцом и сыном может быть вызван именно этим.

Предстоит сложная работа с консультантом. Иногда и в 40 лет мужчина не сепарировался от матери и в глубине души воспринимает ее как жену. Психолог сыграет роль отца 3-5-летнего ребенка, чтобы произошла сепарация и от мамы, и от папы. Если конкуренция с отцом снимается, отношения налаживаются.

Бывает, что в семье плохие отношения были между отцом и матерью. И мальчик принимает позицию защитника мамы, а отец становится врагом, от которого надо ее защищать. Это серьезная ошибка матери, которая вовлекла ребенка в разборки и отдалила его от отца.

В этой ситуации тоже присутствует симбиоз с матерью. Мальчик одновременно играет роли спасителя и преследователя отца. Чтобы наладить отношения с отцом, предстоит выйти из всех этих ролей и осознать, что роль сына их не предполагает. Кажется, что это просто. Но в глубине нашей психики все не так однозначно. Часто именно в таких случаях на самом деле мальчику необходима связь с отцом. Ведь он недополучил слишком многое для формирования личности. В таких случаях часто возможен латентный или дефицитарный гомосексуализм – так мужчина пытается дополучить за счет связи с другими мужчинами нечто утерянное, общее с отцом.

Отец – дочь

Для дочери фигура отца так же значима. В отношениях с отцом она учится быть женщиной. Девочка проходит стадию, когда она считает, что выйдет замуж за папу. И в этот момент мама должна объяснить ей, что папа и ее муж – разные вещи. У девочки тоже будет период горевания и принятия, после которых она сможет создать семью и сохранить нормальные отношения с родителями без симбиоза.

Если же этот период не был пройден нормально, девочка остается “замужем за отцом”. Она может подавлять свои чувства и не осознавать их, но ревность к матери и неразрешенный детский конфликт присутствуют в ее жизни. С подросткового возраста между дочерью и отцом могут быть отношения кошки и собаки. Скорее всего, это не пройденный Эдипов комплекс.

Бывает, что отношения родителей были плохие – отец ушел из семьи или мать настроила дочь против отца. Тогда девочке будет сложно выстраивать отношения во взрослой жизни. Когда она начинает ссориться с отцом, то повторяет паттерн его ссор с матерью. Даже если у отца была любовница, он мог хорошо выполнять все свои роли по отношению к дочери. А мать вовлекла ее в конфликт, говоря, что “он уходит к любовнице от нас” и “он нас не любит”. Как наладить отношения с отцом? Работа психолога будет заключаться в разделении ролей мужа и отца внутри психики женщины.

Приглашаю вас на консультацию в уютном кабинете или в онлайн режиме, чтобы понять причины существующих проблем и решить их, стать более осознанным и счастливым человеком. Позвольте себе это спа для души!

Москва, Пресненская наб., д.6, стр.2, оф.1620

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: