Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться

Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться

Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться

Переезд — непростое испытание для любого человека, и когда на него решаются семейные люди, то дети неизбежно следуют за родителями, покидая дом, к которому привыкли, расставаясь с друзьями и одноклассниками. Для них это— стрессовый период. Как же помочь юным переселенцам адаптироваться к новым условиям?

Для ребенка очень важна внешняя стабильность: многие родители замечают, как нужен детям ежедневный ритуал, как успокаивает их привычная обстановка. Новое место, даже более комфортное, невольно нарушает внутреннее равновесие, требует освоения и привыкания.

Детская реакция на изменения зависит от личностных особенностей. Как правило, интеллектуально и эмоционально развитые дети труднее переживают потерю стабильности. Тревоги, капризы и страхи могут стать реакцией на эти изменения.

В связи с этим необходимо максимально приблизить новое жилище к привычной ребенку обстановке, постепенно адаптируя ее к новым потребностям.

Советы родителям

1. Не отзывайтесь при ребенке плохо о новой школе и учителях. Не сравнивайте учебные заведения. Не говорите, что вас что-то настораживает или смущает — это поубавит в нем уверенности. Говорите с детьми о новых возможностях, связанных с переездом и новой школой.

2. Дайте понять, что обсудите любую проблему, возникшую в новой школе. Для того, чтобы ребенок делился своими переживаниями, необходимо создать атмосферу доверия в семье, свести к минимуму конфликты и ссоры. Обнимайте ребенка, устраивайте семейные пикники, радуйте его развлечениями или вкусностями «просто так». Положительные эмоции, поддержка родителей придадут уверенности в себе.

3. Придите в школу до начала занятий, познакомьтесь с учителем, выразите готовность участвовать в жизни класса, оказывать посильную помощь в организации мероприятий, экскурсий. Ненавязчиво расскажите об особенностях вашего ребенка, «подайте» его в выгодном свете. Доброжелательное отношение педагога – мощное подспорье в деле адаптации ребенка.

4. Не акцентируйте внимание на успеваемости первое время после переезда, не требуйте от ребенка прежних результатов в учебе. Расспрашивайте об одноклассниках, учителях, кто ему симпатичен и почему, а кого он недолюбливает. Что интересного, смешного, необычного произошло за день.

5. Помните мультфильм «Головоломка»? Позвольте ребенку погрустить, поплакать о покинутом доме и друзьях. Видеть его расстроенным тяжело, но проявлять отрицательные эмоции необходимо, чтобы справиться со стрессом.

6. Поговорите с родителями, у которых есть опыт перевода ребенка в другую школу, попросите поделиться лайфхаками. Не держите большую дистанцию с другими мамами и папами — это может негативно сказаться на ребенке.

7. Приложите все усилия, чтобы школьник «вписался» по внешнему виду: фирменные кроссовки или модная модель телефона повысят его рейтинг среди одноклассников.

Середина учебного года — самый неблагоприятный период для смены школы, так как ребенок часто вынужден адаптироваться не только к коллективу, но и к программе и требованиям. Этот период сложен независимо от возраста, особенно если ваш ребенок ощущал себя счастливым в прежней школе, был лидером и имел много друзей.

Смена жительства: помогаем ребенку адаптироваться

Переезд для ребёнка – это огромный стресс. В период переезда подростку приходится оставить все то, к чему он привык, весь его сформировавшийся мир, и отправиться в абсолютную неизвестность. Где гарантии, что ему там понравится, что он хорошо социализируется, найдет новых друзей. Эти вопросы появляются в голове у ребёнка. И чем больше ему нравилось текущее место и чем сильнее были дружеские связи со сверстниками – тем сильней будет проявляться стресс. А он в зависимости от возраста различен.

Грудным детям важно эмоциональное состояние родителей. Если в процессе переезда отношения взрослых будут легки и непринужденны, то и ребёнок почувствует, что все хорошо и легко справится с путешествием. Разумеется, с грудными детьми необходимо продумать возможные трудности, которые могут возникнуть при переезде. Нужно запастись памперсами, салфетками, дополнительной одеждой, а также грамотно собрать аптечку.

Для малышей постарше подготовка к переезду, как и само путешествие, пройдет легче, если все подготовительные этапы проводить в игровой форме. Тут тоже не обойтись без предварительной подготовки, хотя и не так сильно, как с более взрослыми детьми.

Самое сложное для подростка – это адаптация в другом городе. Ведь он теряет уже установившиеся доверительные и дружеские связи со сверстниками. На новом месте, возможно, будет сложно организовать привычные хобби, например, заново начать заниматься спортом или музыкой. Родителям важно не дать ребёнку замкнуться. Нужно помочь и поддержать его на этом жизненном этапе. Дружеские и доверительные отношения в семье – залог успешного переезда без стрессов.

Как пережить переезд в другой город подростку?

Для начала необходимо тщательно разузнать все самим о новом месте. Об инфраструктуре, условиях жизни, о садиках, школах, количестве других детей на районе, возможных кружках и секциях поблизости. Со сбором информации особых проблем возникнуть не должно, но после этого наступает очень важная часть.

Нужно позаботиться о подготовке ребенка к переезду и минимизировать стресс. Это значит, что заранее нужно разговаривать с ребенком о том, что скоро будут в жизни большие перемены. Если для активных детей, которые легко находят общий язык с окружающими, переезд может пройти нормально, то для более замкнутых детей дополнительная эмоциональность обстановки может вылиться в плохой сон, агрессию, ребенок начнет еще более закрываться. Расскажите заранее о всех преимуществах переезда, но не только для себя, а для самого ребёнка. Что он сможет там делать? Чем в выгодную сторону отличаются условия жизни? Заинтересуйте его, пусть он сам захочет увидеть своими глазами то, что будет на новом месте. Посоветуйтесь с подростком, что бы он хотел взять с собой при переезде. Дети тяжело воспринимают смену обстановки, и чем больше важных для него вещей вы возьмете с собой, будь то книжки или игрушки, тем будет лучше для адаптации ребёнка к новым условиям.

Адаптация после переезда

Чувства, которые испытывает ребёнок после переезда, очень различны. Существуют опасения, что у него не будет друзей, что ему не понравится то, что будет дальше. И сколько бы родители ни утешали ребёнка в том, что все будет хорошо, их слова не возымеют должного действия, если после переезда ребенок не убедится в том, что действительно все хорошо. Если он ехал на новое место с четким пониманием того, что новый друг появится сразу, как рассказывали родители, но вот уже прошло несколько недель, а друга так и нет, ребёнок разочаруется в своих силах и начнет замыкаться. Родителям следует проявить чуткость в такие моменты и поговорить с ним. Рассказать, что такое случается, и это абсолютно нормально. Важно поддержать его в этот сложный период и сделать все возможное, чтобы он вновь почувствовал в себе силы не становиться белой вороной.

Смена детского учреждения, которое посещал ребенок, неизбежно ведет к строительству новых социальных отношений, как внутри коллектива сверстников, так и с педагогами. Учителя или воспитатели тоже присматриваются к «новенькому», обучают его новым правилам. У ребёнка возникнет необходимость, помимо налаживания общения, еще и подстраиваться к новым, неожиданным для него законам. Это тоже сильный стресс.

Когда следует обратиться к специалисту?

Психолог – это не плохо. Это совсем не значит, что с вашим ребёнком что-то действительно не так. В процессе взросления каждый сталкивается с трудностями, но не каждый справляется с ними так, чтобы это не отразилось на личности ребенка. В те моменты, когда он или вы запутались, стоит спросить мнения у специалиста, чтобы разрешить эту ситуацию.

Сложности с переездом – не исключение. Зачастую у детей возникают такие трудности:

  • Внезапное ухудшение успеваемости в школе или же увеличение жалоб на агрессивное поведение ребёнка в стенах образовательного учреждения.
  • Увеличение конфликтов дома, крики, обиды, злость.
  • Замыкание на технике, при которой ребёнок не уходит от компьютера, телевизора или гаджетов.
  • Частые вспоминания о том, как было хорошо на старом месте. Отсутствие новых друзей за несколько месяцев.
  • Резкие эмоциональные изменения, либо апатичность к происходящему вокруг. Будьте уверены, при таком изменении поведения дети могут не говорить о том, что их тревожит, но они продолжат внутренне накапливать негативные эмоции.

Помните, что любой переезд – большой стресс для ребёнка. От родителей потребуются большая забота и внимание. Только тогда удастся справиться с этим непростым периодом адаптации.

Адаптация ребенка после переезда: советы родителям

Планируя переезд семьи на другое место жительства, мало кто из родителей задается вопросом: какие чувства испытывает их ребенок в преддверии перемен и как будет проходить в дальнейшем его адаптация к новым условиям? Между тем, резкая смена привычного образа жизни, сопряженная с данным событием, может явиться для малыша более чем серьезным стрессовым фактором.

Почему дети тяжелее, чем взрослые, переживают перемены, связанные с переездом? Как помочь ребенку в адаптации, чтобы малыш мог как можно быстрее «приспособиться» к новым жизненным обстоятельствам и максимально безболезненно пережить непростой для него период? Об этом и другом читайте на MedAboutMe.

Психология ребенка при переезде

В силу особенностей возрастной психологии, наиболее легко смену места проживания переносят дети младше трех лет, чей круг основных привязанностей пока ограничен пределами семьи. По мере взросления малыша, «территория приоритетов» ребенка существенно расширяется; соответственно, процесс детской адаптации после переезда проходит сложнее. Примерно к моменту достижения 15-16-летнего возраста подросток приобретает достаточно большой «багаж» навыков самостоятельности, способен рационально оценивать происходящие события и находить в переменах не только «минусы», но и «плюсы». В этот период проблема негативных переживаний, связанных с переездом, как правило, начинает утрачивать для ребенка свою актуальность.

Состояние психологического здоровья ребенка накануне переезда требует от родителей повышенного внимания. Ведь, в отличие от практичных и предприимчивых взрослых, дети не склонны оценивать окружающую реальность с точки зрения ее полезности и удобства. Их главные жизненные ориентиры и ценности обычно бывают представлены совершенно иным спектром, важнейшее место в котором занимают такие понятия, как «мой дом», «мой двор», «моя комната», «моя школа», «моя игровая площадка», «мои друзья» и т. д. И внезапно возникшая необходимость отказа от всего этого «моего» может представляться для ребенка настоящей трагедией, что способно, в свою очередь, повлечь за собой в дальнейшем проблемы адаптации.

Чтобы минимизировать вероятность таких последствий, родителям важно еще на этапе подготовки к переезду проявить максимум заботы о малыше, постараться донести до него преимущества жизни на новом месте, успокоить и «зарядить» положительными эмоциями.

Готовность ребенка к переменам — залог успешной детской адаптации

Чтобы к моменту смены места жительства ребенок был психологически подготовлен к переезду, лучше всего поставить его в известность о предстоящих переменах заблаговременно. Две-три недели — оптимальный срок, который поможет малышу свыкнуться с мыслью о расставании с прежней жизнью, но в то же время не позволит ему излишне углубиться в негативные переживания.

Адаптация ребенка на новом месте будет проходить более успешно, если он заранее познакомится со своим будущим домом. Если переезд происходит в рамках одного города или области, родителям стоит организовать специальную «семейную экскурсию», в ходе которой малыш увидит, где ему предстоит жить, какой детский сад или школу он будет посещать, и т. д.

Один из самых сложных для ребенка моментов при его переезде на другое место жительства — расставание со школой/детсадом и близкими друзьями. Своеобразным ритуалом прощания в данном случае может стать домашнее чаепитие с участием приглашенных «почетных гостей» — товарищей малыша, его любимой учительницы или воспитательницы. Во время такого мероприятия будет не лишним устроить памятную «коллективную фотосессию», а также — раздать гостям небольшие карточки, на которых они напишут для ребенка свои добрые пожелания. Поддерживать атмосферу прощального праздника в позитивном ключе поможет увлекательная игровая программа, в качестве участников которой выступят не только дети, но и взрослые.

Адаптация на новом месте: как помочь ребенку?

После того, как семейный переезд свершился, для родителей приобретает актуальность их непосредственного участия в решении непростой проблемы под названием «детская адаптация».

Немаловажным залогом успешного привыкания ребенка к новым условиям является обеспечение в доме атмосферы, близкой к той, что присутствовала в предыдущем жилище. Хорошо, если в детской комнате сохранятся элементы прежней обстановки — предметы мебели, книги, игрушки и любые другие мелочи, которые помогут маленькому новоселу ощущать себя предельно комфортно.

Известно, что проблемы адаптации чаще всего испытывают замкнутые и нерешительные дети, испытывающие сложности в расширении своего круга общения. Если такой случай имеет к вам прямое отношение, постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы ваш ребенок как можно быстрее почувствовал себя «своим» в незнакомом ему городе или микрорайоне.

Даже если ваше чадо активно поддерживает виртуальную связь с прежними друзьями через интернет, помните, что «живое» общение должно для него оставаться в приоритете. Приобретению ребенком новых друзей — и, соответственно, его быстрой и безболезненной адаптации после переезда — могут, в числе прочего, поспособствовать:

  • ваше знакомство с соседями, чьи дети являются сверстниками малыша;
  • совместное посещение с малышом-дошкольником игровой площадки, где вы сможете выступить в роли инициатора знакомства между детьми;
  • организация и проведение школьной экскурсии или другого мероприятия, благодаря которому ребенок сможет поближе познакомиться с новыми одноклассниками;
  • поиск кружка или спортивной секции, соответствующих интересам вашего ребенка.

Еще один способ облегчить привыкание ребенка к новой обстановке и тем самым минимизировать возможные проблемы детской адаптации — сразу же после переезда возобновить прежние семейные традиции. Совместные просмотры фильмов и прогулки по городу, воскресные загородные поездки, походы в музеи и вечерние чаепития — все это поможет придать ребенку уверенности и сформировать в нем правильное отношение к свершившимся переменам.

Проблемы адаптации: психоэмоциональное здоровье ребенка — в центре внимания!

По мнению психологов, детская адаптация после переезда требует достаточно большого количества времени. В зависимости от возраста и особенностей характера ребенка, этот процесс может занимать от полутора-двух месяцев и до полугода. На протяжении всего этого периода родителям рекомендуется чутко следить за психоэмоциональным состоянием ребенка и уделять повышенное внимание тому, как проходит его адаптация на новом месте.

О наличии проблемы детской адаптации обычно сигнализирует ряд признаков:

  • ухудшение общего самочувствия ребенка, частые жалобы на утомляемость, усталость и недомогание;
  • проявления психоэмоциональных нарушений — подавленность, раздражительность, тревожность, плаксивость, немотивированные вспышки гнева или агрессии;
  • значительное снижение школьной успеваемости, в сравнении с предыдущим местом учебы;
  • утрата интереса к любимым занятиям, появление склонности к уединению, отсутствие стремления приобрести друзей, систематические негативные отзывы о новых приятелях и одноклассниках;
  • отрицательные изменения в поведении в кругу семьи — повышенная конфликтность, склонность к нарушению родительских запретов, пренебрежение семейными нормами и традициями и т. д.

Возникновение каждого из обозначенных признаков может указывать на то, что адаптация ребенка проходит с серьезными сложностями. Чтобы определить причину такого явления и своевременно откорректировать возможные нарушения адаптации, родителям рекомендуется незамедлительно обратиться за помощью к детскому психологу.

Трудности адаптации: как помочь ребенку минимизировать стресс в новом коллективе?

Именно сейчас, в тот момент, когда вы читаете эту статью, двое моих детей испытывают на себе все прелести адаптации в новой школе.

Уверена: для многих родителей начало сентября станет самым тревожным временем в году – особенно если детям предстоит процесс адаптации в новом коллективе.

У нашей семьи в этом вопросе отягощенный анамнез. Мы с завидной регулярностью тестируем собственных детей на прочность, регулярно отправляя их выживать во всё новых и новых детских коллективах: будь то двухсоткилометровый велопоход по карельскому бездорожью в компании подростков или летний лагерь в вековых лесах штата Нью-Джерси.

Некоторое время назад наша семья перебралась из подмосковного города в штат Коннектикут, США. Разумеется, после переезда нам не удалось избежать и американской системы образования. В этой статье мы поделимся нашими свежими лайфхаками по адаптации разновозрастных детей в новых школах.

Несколько дней назад наш младший сын (4 года) отправился в kindergarden. Это первая ступень обязательного общественного образования в США. Полноценный школьный день, дорога туда и обратно на школьном автобусе и, конечно, новый детский и учительский коллектив.

Читайте также:
Что делать, если ребенка травят в школе?

Наша старшая дочь (14 лет) перешла в 8 класс middle school. В этом году ее перевели по всем предметам в honor classes – так называемые классы с программой повышенной сложности.

Мы уверены, что впереди нас опять ждет несколько очень непростых месяцев: после полугода в США у нее всё еще довольно слабый английский, а коллектив в таких классах специфический: отличники и перфекционисты, нацеленные на то, чтобы всегда и везде быть первыми.

И всё же, несмотря на нагрузки и стресс, наши дети идут в школу с радостью. Ну, ладно – по крайней мере, без отвращения!

Быстро влиться в новый коллектив им (и нам!) помогли несколько несложных и универсальных правил адаптации.

Правило № 1. В новую школу – в новом учебном году

Если у вас есть возможность отложить перевод в новую школу до 1 сентября – смело откладывайте.

Начало нового учебного года – лучшее время для адаптации в новом коллективе.

Все немножко отвыкли друг от друга за длинное насыщенное эмоциями и событиями лето, поэтому в сентябре появление в классе незнакомого ребенка вызовет меньше внимания, чем в середине четверти.

Правило № 2. Спокойствие, только спокойствие

Нет-нет, это я сейчас о родителях. Соберите в кулак всю свою волю и филигранное мастерство отращивать дзен и не произносите ни одного плохого слова о новой школе.

Сосредоточьтесь на преимуществах – в нашем случае мы напирали на возможность непринужденно выучить английский, вращаясь в среде носителей языка.

Чем спокойнее будете вы – тем спокойнее будет ребенку.

Правило № 3. Не обесценивайте переживания ребенка

Соблюсти баланс между вдохновляющими речевками и обесцениванием детских переживаний – очень сложно. Если вы видите, что ребенок взволнован, плохо спит, замкнулся в себе или, наоборот, хочет поделиться переживаниями, – не отмахивайтесь.

Внимательно выслушайте и обсудите его чувства.

На период любой адаптации у нас есть правило: час в день мы посвящаем только ребенку. Без телефона, приготовления борща и заполнения счетов.

Как правило, это вечерняя прогулка – непринужденно делиться переживаниями и раздавать мудрые советы, прогуливаясь в парке, гораздо проще, чем за кухонным столом с глазу на глаз.

Нет времени на ежевечерний моцион? Отлично работает метод «скорой психологической помощи для застрявших в пробке». Время в дороге идеально подходит для обсуждения. Выключитесь из дорожной суеты и воспринимайте время в пути как возможность наедине с ребенком неторопливо обсудить наболевшие вопросы.

Правило № 4. Проведите разведку на местности

Побывайте в новой школе до начала занятий. Если есть возможность – познакомьтесь с учителем, пройдитесь по школьным коридорам, разведайте, где находятся столовая, спортзал и кабинет медицинской сестры. Это поможет ребенку сориентироваться в первые школьные дни.

C младшим сыном мы вместе ходили на все предварительные parents orientations – это что-то вроде родительских собраний для всей параллели. Благодаря этому он уже на второй день ориентировался в огромной школе и точно знал, куда идти.

Правило № 5. Влейтесь в родительский коллектив

Если в вашем окружении есть родители, которые уже прошли через перевод детей в другую школу, попросите их поделиться лайфхаками.

Во время родительских собраний и общешкольных мероприятий не держите большую дистанцию с родителями новых одноклассников, принимайте посильное участие в жизни класса.

Нужно покрыть лаком стулья перед началом учебного года и заказать пособия по географии? Вы уже спешите на помощь!

Правило № 6. Отложите проверку дневника на потом

Пожалуй, самый сложный пункт для родителей перфекционистов. Нам очень хочется, чтобы начиная с самого первого школьного дня дети приносили только отличные отметки.

И тем не менее ждать молниеносных успехов не стоит. Оставьте первый месяц на новые знакомства со школой, одноклассниками и учителями.

Да, есть все шансы, что в новой школе кривая успеваемости в первое время поползет вниз.

Не ругайте! Дайте ребенку понять, что вы не сердитесь на него за снижение успеваемости и готовы прийти на помощь.

У нас – очень честолюбивый и амбициозный подросток. Она полтора года откладывала переезд в США вслед за остальной семьей только из-за желания закончить музыкальную школу и боязни перестать быть умницей, отличницей и звездой школы.

При переезде мы боялись именно этого – что слабый английский и растерянность в непривычной школьной среде отразятся на оценках. Внутренне были готовы вырастить троечницу.

Первый тест по social studies – общественным наукам, в том числе – истории, географии и политологии – подтвердил наши опасения. Чуть больше 60 баллов из ста! Примерно три с минусом по-нашему.

Но мы страшно гордились и поддерживали ребенка: ведь она смогла сдать, просто сдать этот проклятый огромный тест по самому сложному гуманитарному предмету с незнакомой лексикой!

Дальше случилось небольшое чудо: спустя три месяца, к середине июня, дочь стала отличницей. В начале этого года ее перевели в классы с усложненной программой по всем предметам. Для нас это стало хорошим уроком – никогда не переставайте верить в своего ребенка!

Правило № 7. Вечеринки и инстаграм-тренды: не остаемся в стороне!

Думаете, правильные кроссовки или нормальные наушники – это пустой звук? К сожалению, нет.

Первый день в новой школе как раз тот случай, когда встречают по одежке.

И если в случае с младшими школьниками достаточно классного рюкзака с тиранозавром и кроссовок с подсветкой, то с подростками придется подробно обсудить детали будущего образа. Начиная со средней школы одежда, гаджеты и прическа имеют значение. Уверенность ребенка в собственном внешнем виде и соответствии возрастному дресс-коду – неплохая основа для того, чтобы влиться в коллектив.

Ох, нет– я вовсе не призываю вас влезать в кредитную кабалу на новенький айфон, но прислушаться к пожеланиям ребенка однозначно стоит!

Правило № 8. Будьте рядом

Если бы мне нужно было дать всего один совет родителям, отправляющим детей в новый школьный коллектив, он прозвучал бы так – просто будьте рядом.

Ребенок должен твердо знать, что вы его любите и никакие успехи или неудачи не повлияют на это чувство.

Что для вашей любви не нужны пятерки в дневнике. Что вы всегда на его стороне.

Нет, это не значит, что после каждой двойки вы будете бегать в школу и качать права. Это значит, что даже если он ошибся и неправ, ему есть к кому прийти и рассказать о своих проблемах. Будьте готовы протянуть руку и встать стеной, чтобы ни случилось, – ощущение безоговорочной любви за спиной неплохо придает детям сил.

Удачи вам и вашим детям в новой школе!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ребенок меняет школу: как помочь адаптироваться?

Смена школы, в которой отучился уже хоть сколько-то, завел друзей и знаешь каждый поворот, — серьезное испытание для ребенка. Как его поддержать и помочь справиться — рассказывает психолог Ирина Млодик.

Если этого хотите вы. А ваш ребенок этого не хочет

Вы уверены, что смена школы необходима?

Вам не нравится учитель, система преподавания, вы переехали в другой район или город. Причины могут быть разные. Жизнь часто подталкивает нас к переменам. Если вы понимаете, что причины для подобных перемен действительно есть, и они серьезные, то вам важно быть твердыми, но эмпатичными.

Что чувствует ученик начальных классов?

Ребенок помладше будет, скорее всего, с печалью и тревогой переносить потерю любимого учителя, потому что в этом возрасте учитель — очень важная фигура, к тому же ребенок проводит с ним много времени и очень на него ориентирован. Он может беспокоиться, что не получится приспособиться к другому учителю.

Чем поможет родитель?

Важно поддержать ребенка, разрешив ему печалиться о потере, убедив его в том, что вы уже один раз нашли ему хорошего учителя и найдете хорошего еще раз, а в случае каких-то сложностей с новым педагогом поможете понять друг друга. Чем необычнее ребенок, тем сложнее и волнительнее бывает адаптация к новому.

Что чувствует подросток?

Для подростка очень важно окружение, другие дети, коллектив. Он уже не так привязан к учителям, поскольку, во-первых, их много, во-вторых, сама задача сепарации, отделения от взрослых фигур, характерная для этого возраста, помогает не быть настолько зависимыми от взрослых. Хотя если в прошлой школе были учителя, с которыми у подростка сложился особый контакт, это тоже может быть серьезной потерей.

К чему должен быть готов родитель?

Поскольку ваш ребенок вынужден подчиняться решению, которое приняли вы, как родитель, то важно быть готовым к тому, что:

  • ребенок может на вас злиться, и это естественная реакция на то, что он оказывается беспомощен перед обстоятельствами или вашими решениями. Возможность позлиться будет очень помогать ребенку не ощущать себя жертвой. Просто примите эту злость, она естественна и обоснована. Так и можно сказать: «Трудно, когда за тебя все решают»;
  • ребенок может скучать, горевать, печалиться, и для этого тоже есть свои основания. Он оставляет то, что было ему дорого. Очень важно разрешить ребенку горевать, скучать, вспоминать прошлое место учебы. Если вы быстро и с оптимизмом начнете расхваливать преимущества новой школы, он скорее почувствует одиночество и непонятость и вряд ли при этом зарядится радостью и оптимизмом. Чем адекватнее и полноценнее он будет проживать потерю прошлого, тем быстрее включится в будущее. Поэтому рекламу нового места учебы лучше придержать для более удачного момента;
  • ребенок может тревожиться, беспокоиться, бояться не справиться с новыми условиями. Поддержите его в этом, подтвердив, что для адаптации нужно время. Особенно если у вас неуверенный или тревожный ребенок — такому может понадобиться еще больше времени. Вы можете укрепить его словами: «конечно, нужно время, чтобы привыкнуть», «возможно, тебе нужно чуть больше времени, чем каким-то другим детям». Вы можете позвать его одноклассников на какое-то мероприятие, день рождения, чтобы помочь сблизиться. Получив сначала разрешение самого ребенка, конечно.
  • подростки могут бояться не влиться в коллектив, не быть там принятым. Во-первых, потому что в этом случае им предстоит вливаться в уже сложившийся коллектив, и в нем непросто бывает найти свое место, занять какую-то позицию, а для подростков это очень важно. А во-вторых, некоторым подросткам налаживать отношения вообще непросто из-за внутреннего конфликта между отчаянным желанием быть принятым, «своим», стать частью какого-то сообщества и противоположным желанием — быть индивидуальностью, ни на кого не похожим, отдельным, независимым. Окружающим взрослым часто, к сожалению, хочется ругать, исправлять и критиковать подростка. Однако в этот период ему особенно важно знать свои достоинства, способности и сильные стороны. Это поможет ему позиционировать себя в классе. И его значимым взрослым не стоит скупиться на такое позитивное отражение.

Если ваш ребенок хочет поменять школу. А вы сомневаетесь

Не стоит сразу что-то менять, как только вы столкнулись с трудностями. Сначала стоит выяснить все обстоятельства. Учитель может быть несправедлив, в коллективе отношения не сложились, травля, непонимание, бойкот. Но в случае, если вы быстро идете на поводу у решения ребенка, вы тем самым показываете ему, как бежать от трудностей. А подобные кризисы часто и происходят для того, чтобы мы смогли понять, как сложилось то, что сложилось, есть ли в этом доля нашего участия и что стоит узнать о себе и других для того, чтобы не попадать потом в такие ситуации.

Так все-таки менять школу?

Решение принимается после анализа ситуации. В любом случае не стоит пропускать симптом сложившегося неблагополучия, важно в нем разобраться. К тому же поменять школу — непростая задача, часто влекущая за собой неудобства или родительские вложения. Разумеется, стоит вложиться ради того, чтобы защитить своего ребенка или восстановить его комфорт и возможность нормально учиться, но важно осознать и принять тот факт, что изменить ситуацию, находясь на прежнем месте, у вас не получилось. Так бывает. Вы попробовали исправить то, что сложилось. Не получилось. И тогда вы меняете обстоятельства кардинально. В этом случае подросток получает опыт анализа ситуации, попыток ее исправление и, в случае невозможности сделать это, опыт принятия нового решения, в которое надо будет всем вложиться — и родителям (некими усилиями), и ему (адаптацией на новом месте).

Он хотел перемен. Сам виноват?

Даже если ребенок сам хотел поменять школу, не стоит на новом месте ждать от него сразу больших успехов. Он все равно может грустить, скучать, сложно адаптироваться к новому. В случае его не слишком позитивных эмоций не стоит укорять: «Ты же сам хотел в новую школу». Да, он сам хотел, но это не значит, что последствия этого решения будут даваться ему легко. Если же вы его укоряете, то можете сформировать у него страх перед переменами и принятиями решений. Ведь трудно принимать решения, от которых сразу и всеобъемлюще будешь доволен.

Важно понимать, что чего бы хотел или не хотел ребенок, решение о смене школы всегда принимаете вы, родитель, — на свой родительский страх и риск. Заранее знать, к чему приведет любой ваш выбор, невозможно, потому что сложно предсказать реакцию вашего ребенка и окружения, в которое он попадет. Но уважительное отношение к собственному решению, к вашим переживаниям и переживаниям вашего ребенка поможет не злиться и не перекладывать ответственность, а в случае каких-то новых сложностей решать их вместе и переживать их вместе. А когда вместе, то не так все страшно, сложно и запутанно.

Адаптация детей к жизни за границей: как минимизировать стресс ребенка при эмиграции

Поделиться:

Когда у специалистов спрашивают, а в каком возрасте лучше переезжать ребенку, те честно отвечают, что лучшее, если это будет в утробе матери. Но жизнь – штука непредсказуемая, и менять страну приходится с детьми разных возрастов. Как помочь адаптироваться своему чаду на новом месте, знают те, кто уже перенес это испытание.

От нуля до трех – едем с любимым зайцем

Первые три года ребенка – это время, когда малыши формируют свои привычки, режим. В этом возрасте дети большие консерваторы. Они спокойны, когда все идет по привычному графику: проснулись, поели кашу, погуляли, пошли спать с любимой игрушкой, глядя на привычные стены. Переезжая с ребенком до трех лет, стоит учитывать это. Захватить с собой и полюбившиеся игрушки, и привычные картинки, не менять резко меню. Если дома кормили кашей определенного бренда, а в новой стране ее нет, то нужно взять с собой пару упаковок. А новые вводить постепенно. Первым делом после приезда оборудовать детскую комнату или уголок в квартире, который будет максимально похож на тот, старый, привычный для ребенка.

Если есть возможность нанимать няню, то брать ту, которая знает два языка. Если няня не входит в планы, то посещать детские клубы для малышей, постепенно погружая в мир нового языка. До трех лет дети формируют словарный запас, и во время прогулок двухлетки, воспитанные в разных языковых культурах, легко поймут друг друга. Именно переезд в возрасте до трех лет воспитывает билингва – человека, для которого нет проблем с пониманием и общением на иностранном языке.

Мы переехали в Испанию, когда сыну было 2 года. На тот момент у него в словарном запасе было несколько слов: пить, есть, дай, уйди. Пояснили их значение няне, и уже через месяц он те же слова произносил на испанском. В этой стране в школу идут с трех лет, и для нас было очень важно, чтобы ребенок подготовился к этому событию. Все прошло довольно спокойно”, – рассказывает Ирина.

А вот чего не стоит делать, так это общаться исключительно с родной по языку диаспорой. Это только усложнит адаптационный период и создаст у ребенка проблемы с преодолением языкового барьера.

От трех до семи – погружаемся в языковую среду

Дошкольники очень понятливы, и потому стоит пояснить малышу, что семье предстоит переезд, и у него появятся новые друзья, и новый садик, если он посещал такое заведение. После переезда стоит записать ребенка не только в «гарден», но и в клубы для иностранцев, где проводят занятия для детей, переехавших в эту страну. Дошкольный возраст – прекрасное время для развития творческих и спортивных способностей. На новом месте жительства наверняка есть секции и кружки для малышни. Занимаясь там, дети заводят новых друзей и, конечно, практикуются в языке.

Доброжелательность немецких детишек сотворила чудо. Моя застенчивая дочка в свои 5 лет боялась дома даже с горки съехать, если там есть чужой ребенок. А здесь за несколько месяцев и язык освоила, и на площадку бежит с удовольствием, играет, щебечет. Мы сначала думали не спешить отдавать ее в школу, боялись, что она не успеет подготовиться, но уже сейчас ее хвалят на подготовительных курсах, и рекомендуют не тянуть с первым классом”, – говорит Анна, семья которой переехала в Германию.

У медали две стороны, и в этом возрасте велика вероятность «забыть свой язык». Учителя рекомендуют, погружаясь в новую языковую среду, находить время для занятий на родном языке. Например, читать ребенку перед сном, или говорить за ужином исключительно на родном языке, а в остальное время на языке новой страны.

От 8 до 12 – учимся дружить, формируем новые привычки

К переезду в новую страну ребенка от 8 до 12 лет нужно готовить. В первую очередь психологически. Для этого стоит узнать, в какую школу он пойдет, какие там требования. Иногда мелочи выбивают ребенка из колеи больше, чем глобальные проблемы. Например, в американских школах запись деления многозначного числа на однозначное, в столбик производится совершенно иначе, чем в русских и украинских школах.

Для того чтобы адаптация ученика прошла мягче, стоит отдать его в класс на год младше того, который он посещал в родной стране. Пересдать экзамены и доказать, что он может учиться со сверстниками можно в любой момент, но иногда ребенку нужен запас времени, чтобы привыкнуть к новым требованиям. А ведь нужно еще и по программе двигаться вперед. Дети боятся быть не успешными, им важно продемонстрировать те навыки, которые они освоили за 8-12 лет своей жизни, а здесь языковой барьер – анекдот не расскажешь, сам смысл всех шуток не понимаешь, в столбик по-американски считать не можешь. И хотя в американских школах дразнить иностранцев за непонимание языка не принято, но все же стоит дать своему ребенку чуть больше времени на его изучение. Да, учить дома, на курсах, с родителями. Узнавать обо всех нюансах. Просить учителей в американской школе присылать все задания на имейл, чтобы иметь возможность помочь своему ребенку. Кстати, во многих школах идут на встречу, даже в маленьких городках находя возможность купить специальные программы, помогающие адаптировать детей иностранцев”, – рекомендует Юрий Моша, руководитель компании “Второй Паспорт”, помогающей с адаптацией эмигрантам из стран СНГ.

Переучиваться, подстраиваться к новым требованиям тяжело. Стоит подготовить «шпаргалку», в которой будут написаны простейшие фразы, которые помогут ребенку в общении с классом. Например, просьба о помощи, если не усвоил материал, фраза о том, что нужно выйти в туалет, плохом самочувствии и другие.

Переезд подростка – онлайн обучение и терпение

Переезд подростка в новую страну может создать массу проблем для родителей. Отрыв от друзей, привычной школьной среды, социума – в возрасте от 12 до 16 лет дети всё это переживают болезненно. Если есть возможность, специалисты рекомендуют отправлять ребенка до основного переезда в короткие обучающие туры в новую страну. Тогда он сможет самостоятельно оценить те преимущества, которые там есть для обучения, развития. Если переезд стремительный, и времени на привыкание мало, можно рассмотреть возможность обучения в онлайн-школах. Такие сейчас есть практически во всех странах бывшего СНГ. Два раза в год придется отпускать ребенка домой, для сдачи всех экзаменов и тестов. Таким образом, не придется ломать систему обучения. Параллельно можно отправить его на языковые курсы в новой стране. Возможно, через год-два ребенок сам выразит желание поступить в школу рядом с новым домом.

Семья Михаила Вайвале переехала в Эстонию, когда парню было 14. Тогда он решил не учить язык для поступления в эстонскую школу, а продолжить обучение в одной из онлайн-школ родной страны. Все это время парень старатель опознавал основы программирования в сети.

После 9 класса я решил бросить школу, потому что это занимало много моего времени. На тот момент у меня был свой стартап, который я успешно развивал. Я учился и постигал азы IT в интернете. Ездил на мероприятия, которые были связаны с программированием. В 16 меня пригласили на работу в стартап VitalFields. Там смотрели на мои практически навыки, а не на дипломы. Сейчас у меня свое дело, стабильная работа плюс еще и родителям помогаю”, – рассказывает 17-летний подросток.

Его историю приводят как пример успешной адаптации взрослого ребенка. Хотя некоторые подростки сразу выбирают обучение в учебном заведении новой страны. Особенно те, которые уже определились со специализацией, и знают, какие предметы в будущем им пригодятся для поступления в колледж. Иногда родители отказываются от эмиграции, потому что подросток ставит ультиматум – переезд без него. В таких случаях стоит запастись терпением, и показать ребенку преимущества жизни в новой стране.

Часто юные бунтари осознают, что были не правы, уже привыкнув к укладу нового государства. Вернуться назад можно всегда, а вот понять хорошо или плохо жить в другом государстве, можно только попробовав это. Кстати, согласно статистике именно желание обеспечить детям хорошее будущее двигает большинством мигрантов.

Переезд: чем он грозит ребенку

В мультфильме «Головоломка» 11-летняя девочка очень болезненно переживает переезд своей семьи на новое место. Создатели фильма неслучайно выбрали такой сюжет. Радикальная смена обстановки – большой стресс не только для родителей, но и для ребенка. И этот стресс может оказаться долгоиграющим, негативно отражаясь на психическом здоровье человека в дальнейшем.

Чем младше ребенок, тем легче он перенесет смену места жительства. Так мы считаем и ошибаемся. Американские психологи Ребекка Левин Коули (Rebekah Levine Coley) и Мелисса Кулл (Melissa Kull) выяснили 1 , что особенно тяжело переезд дается дошкольникам.

«У младших детей хуже развиваются навыки общения, чаще возникают эмоциональные проблемы и проблемы с поведением, – говорит Ребекка Левин. – Эти эффекты могут длиться годами. Ученики начальных или средних классов переносят переезд легче. Результаты исследования показали, что негативные эффекты переезда – снижение успеваемости (особенно по математике и по способности понимать прочитанное) у детей старшего возраста не так выражены и их влияние быстро ослабевает».

Дети консервативны в своих привычках и предпочтениях. Каждый родитель знает, насколько трудно, например, добиться того, чтобы ребенок попробовал новое блюдо. Для детей важна стабильность и привычность даже в мелочах. И когда семья решает сменить место жительства, она тем самым разом заставляет ребенка отказаться от бессчетного количества привычек и словно бы испробовать в один присест множество незнакомых блюд. Без уговоров и подготовки.

Если ребенку не приходится менять школу, негативные эффекты от переезда не так выражены, но все равно сохраняются

Еще одна группа психологов провела аналогичное исследование 2 , использовав статистику из Дании. В этой стране все переезды граждан тщательно документируются, и это дает уникальную возможность изучить влияние смены места жительства на детей в разном возрасте. Всего была изучена статистика по более чем миллиону датчан, родившихся в период с 1971 по 1997 год. Из них 37% довелось пережить переезд (или даже несколько) до 15 лет.

В данном случае психологов больше интересовала не школьная успеваемость, а подростковая преступность, самоубийства, наркомания и ранняя смертность (насильственная и в результате несчастных случаев).

Оказалось, в случае с датскими подростками риск подобных трагических исходов особенно повышался после многочисленных переездов в раннем подростковом возрасте (12-14 лет). При этом социальный статус разных семей (доход, образование, занятость), который также учитывался учеными, никак не повлиял не результат исследования. Исходное предположение, что неблагоприятные последствия могут затрагивать в первую очередь семьи с низким уровнем образования и дохода, не подтвердилось.

Конечно, смены места жительства не всегда можно избежать. Важно, чтобы ребенку или подростку после переезда оказывалось как можно больше поддержки – в семье и в школе. При необходимости можно обратиться и за психологической помощью.

Во время переезда важно, чтобы вместе с ребенком переезжала часть его прежней домашней обстановки

Сандра Уитли, британский специалист по детской психологии, поясняет, что при переезде ребенок испытывает серьезный стресс, так как рушится давно известный ему микропорядок. Это в свою очередь ведет к усилению чувства неуверенности и тревоги. Но что делать, если переезда не избежать?

Конечно, данные исследования необходимо иметь в виду, но не следует воспринимать их как роковую неизбежность. Многое зависит от психологического климата в семье и тех обстоятельств, которые вызвали переезд. Одно дело – развод родителей, и другое – смена работы на более перспективную. Для ребенка важно видеть, что родители во время переезда не нервничают, а делают этот шаг уверенно и в хорошем настроении.

Важно, чтобы вместе с ребенком переезжала значительная часть его прежней домашней обстановки – не только любимые игрушки, но и мебель, прежде всего его кровать. Такие компоненты прежнего быта достаточно важны для поддержания внутренней стабильности. Но главное – не вырывайте ребенка из прежней среды судорожно, резко, нервно и без подготовки.

«Я пережила переезд и не развелась с мужем»

Илоне 39 лет, у нее большая семья и много работы. После долгих поисков ей удалось найти дом своей мечты и даже в него перебраться, сохранив брак и рассудок.

Почему подростки не хотят взрослеть?

Почему подросток убегает из дома? Потому что порой теряется в море равнодушия. Задача взрослых – создать такую обстановку, в которой детям будет не страшно расти.

6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе

6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас — поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» — не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель — родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок — ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия.

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни — это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Ребенок и новый детский сад. Как снять стресс: 5 упражнений

Адаптация ребенка к детскому саду и развитие эмоционального интеллекта

Глядя в эти испуганные глаза, вопрошающие «Мама, зачем?», мы уже готовы отказаться от решения поменять садик. Только бы малыш был спокоен и весел! Но в большинстве случаев проблему все равно придется решать, а через несколько лет предстоит адаптация к школе. Как пережить смену коллектива с минимальным стрессом для ребенка и облегчить ему адаптацию в детском саду?

Смена детского сада: с чего начать

Объясните ребенку причины, по которым вы приняли решение о смене садика. Чаще всего это объективные обстоятельства: переезд, смена работы, ремонт или закрытие детского сада и т.п. Говорите с ним, как со взрослым — не бойтесь, что он не поймет. Разговаривая с ребенком, давайте понять, что понимаете его страхи и тревоги. Вы бы тоже очень боялись на его месте.

Вспомните ситуации, когда вам приходилось менять место учебы или работы. Может, и вам в детстве приходилось менять садик или школу. Расскажите о своем опыте ребенку, называя вслух пережитые эмоции. Чего вы боялись? Что вызывало печаль? Почему вам все-таки было немножко интересно? Как разрешилась ситуация? Обязательно завершите рассказ позитивным выводом: вы нашли новых друзей, вас стали чаще хвалить и т.д.

Познакомьте ребенка с новым садиком заранее. Лучше даже не сообщать ему о том, что это его новый садик. Просто «сходить в гости» к другому садику. Приняв новую обстановку визуально, малышу легче в ней адаптироваться. Познакомьте малыша с воспитателями, нянечками, ребятами.

Сходите в гости к старым друзьям ребенка или позовите их к себе домой — малыш будет чувствовать себя увереннее и понимать, что привычные ему люди никуда не делись.

Адаптация к детскому саду и эмоциональный интеллект

Не ждите от ребенка, что он полностью успокоится и перестанет переживать ситуацию. Малыш может стать капризным, агрессивным, упрямым, заторможенным или наоборот, слишком возбудимым. Нервничать при смене обстановки — это нормально. Главное — не перейти ту границу, за которой естественные эмоциональные переживания превращаются в невроз.

Малыши ясельного возраста адаптируются к новым условиям намного легче, чем старшие дошкольники. Если у первых процесс занимает не более десяти дней, то у вторых — месяц. Это во многом связано с развитием привязанностей: чем старше ребенок, тем осознаннее он переживает потерю.

В то же время чем старше ребенок, тем легче научить его осознавать собственные эмоции, называть их, понимать их причины и даже управлять ими! До проведения научных изысканий в области психологии эмоций в Йельском университете считалось, что способность справляться со стрессами зависит от особенностей темперамента либо нарабатывается с приобретением жизненного опыта. Дэвид Карузо, профессор Йельского университета, со-основатель научной концепции эмоционального интеллекта, отмечает, что многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык. И здесь не обойтись без помощи специалиста или обучающих программ.

Что же получается? Сейчас мы с грехом пополам переживем смену садика, но в скором будущем ребенку предстоит идти в школу! Опять новый коллектив, новые стены, новые взрослые, новые требования. Можно ли дать ребенку навыки, которые помогут ему не одноразово, а в течение всей жизни легко приспосабливаться к новым условиям и к смене окружения?

Как развивать эмоциональный интеллект: 5 упражнений

Навыки эффективного общения и управления собственными эмоциями дают занятия по развитию эмоционального интеллекта и социальной компетенции детей.

Эмоциональный интеллект — это способность разбираться в эмоциях и той информации, которую они дают нам, а также использовать эту информацию для достижения результатов. Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко заводят друзей и поддерживают с ними гармоничные отношения, ладят с начальством и добиваются поставленных целей.

Дошкольнику развитый эмоциональный интеллект помогает не испытывать стресс при смене садика, окружения и даже места жительства. Знакомясь с собственными эмоциями, понимая и принимая их, дети учатся больше внимания уделять состоянию окружающих, проявлять участие и сочувствие, сопереживать, жалеть и предлагать свою помощь. В результате ребенок легко вписывается в любой коллектив, получает радость от общения.

При смене детского садика и вообще коллектива, обстановки мы рекомендуем несколько техник по управлению эмоциями от создателей концепции эмоционального интеллекта.

Чайник выпускает пар: переход из одной эмоции в другую. Скорее всего, в первое время в новом садике ребенку будет некомфортно. Длительное переживание негативных эмоций выльется в необычное поведение дома. Не ругайте малыша, если он начнет громко кричать, топать ногами — это помогает ему пережить стресс, «выпустить пар». Поиграйте с ним в «чайник». Пусть он представит себе, что кипятится, из него выходит пар. Он должен попыхтеть, потом выдохнуть и остыть. Помимо этой игры всячески стимулируйте двигательную активность: побегайте с ребенком, поиграйте в мяч, постучите по боксерской груше.

Сказочные герои тоже знакомятся: перенос ситуации. Почитайте ребенку сказки, в которых описывается позитивный опыт принятия нового члена коллектива. Например, сцену знакомства Чебурашки и Крокодилом Геной и его друзьями. Можно предложить ребенку проиграть ситуацию с игрушками. Пусть, например, зайчик придет на новую лесную полянку и встретит там незнакомых ежика и волка. Как они будут себя вести? Что им будет интересно знать друг о друге? Что каждый из них будет испытывать, какие эмоции?

Вот как одна из посетительниц наших тренингов рассказывает о технике переноса, которую она применила со своим ребенком в ситуации смены садика:

«. За несколько дней до похода в новый садик мы потренировались различать эмоции по картинкам из книжек. Некоторые эмоции сыну были уже знакомы, некоторые мы назвали впервые. Я просила его вспомнить случаи, когда ему казалось, что он был похож на кого-то из персонажей: боялся и дрожал, как зайка, или злился, как серый волк.

После первого дня в новом саду мы снова открыли книжку с картинками. Я спросила сына, что он почувствовал, когда зашел в группу: „Ты испугался? А как ты думаешь, зайка бы тоже испугался?“. На следующий день он уже шел в садик, как на игру, потому что мы договорились вечером снова обсудить, как „зайка“ провел новый день».

«Нарисуй страх»: упражнение для управления эмоциями. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Какой он? Синий и большой? Похож на тучку? У него есть ротик, глазки и носик? А теперь посмотри на свой рисунок. Страшно? Сравни размер рисунка с собой. Видишь, насколько он меньше, чем ты. Ты такой большой и сильный, что можешь легко справиться со своим страхом! Положи листочек с рисунком на пол перед собой и хорошенько попрыгай на нем. Молодец, ты затоптал свой страх! Давай теперь разорвем листочек со страхом на мелкие-мелкие кусочки. А потом соберем все тщательно и выкинем. Молодец! Ты справился со своим страхом!

«Глубокий вдох»: упражнение для управления эмоциями. Ребенок должен знать, что свои реакции он может контролировать простыми техниками, такими, как глубокое дыхание. Помогите ему освоить эту технику: вместе медленно вдыхайте через нос, поднимая руки, и выдыхайте, опуская их. Концентрация на дыхании позволяет быстро успокаиваться. Когда наши тело и мозг работают вместе, мы можем сконцентрироваться на определенном предмете или мысли, думать ясно.

Рисуем дневник эмоций. Предложите маленькому человеку вести свой собственный «Дневник эмоций». Пусть малыш зарисовывает каждый свой день — события, переживания, настроения. Анализируя дневник, разговаривая с малышом, обсуждая его душевные переживания — как приятные, так и неприятные, вы сблизитесь, начнете лучше понимать друг друга.

Действуйте по предложенному алгоритму. Постарайтесь понять и проговорить с малышом:

  • Какую эмоцию испытывает ребенок?
  • Что вызвало эту эмоцию?
  • Если эмоция приятная и полезная, какими способами можно ее поддержать?
  • Если эмоция неприятная и нежелательная, как можно устранить причину возникновения этой эмоции или перевести ребенка из этой эмоции в другую?

Тема развития эмоционального интеллекта не просто модная — это реально работающий инструмент, настраивать который нужно начинать как можно раньше. Дети этому учатся на уровне игры. Но именно осознанная работа с эмоциями позволит детям обрести важные в жизни навыки, без которых даже самый развитый интеллект не стоит ни гроша. Это умение управлять эмоциями и эффективно общаться.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: