Почему дети не думают о последствиях своих поступков

Почему дети не думают о последствиях своих поступков

Почему дети не думают о последствиях своих поступков

«Неужели ты не осознаёшь, какие у твоего поступка могут быть последствия?» — спрашиваем мы своих детей, возмущенные их недальновидностью. А теперь давайте зададим этот вопрос себе, но немного по-другому: «Понимает ли меня мой ребёнок, когда я предупреждаю его о возможной опасной ситуации?» Давайте разложим всё по полочкам. А точнее, по возрастам —очевидно, что не стоит ставить в один ряд ребёнка, только отправившегося в детский сад, и тинейджера.

Психологи обычно выделяют несколько возрастных категорий, но важно помнить, что кроме них существуют также так называемые возрастные кризисы – своеобразные переходные моменты, когда ребёнок находится на перепутье, и родитель с трудом узнаёт его. А тем временем, мозг чада активно формирует новые логические цепочки и запускает процессы, без которых невозможно полноценное взросление.

От 0 до 7 – дошкольники

Сейчас многие родители, вероятно, будут разочарованы, но от детей этой возрастной категории неразумно требовать слишком многого. Не имея опыта и достаточных знаний, малыши не могут чётко прорисовывать грядущие события даже для самих себя.

Зачастую родители хотят, чтобы дети просчитывали свои действия по крайней мере в том, что касается их безопасности — они часто делают то, что является потенциально опасным: могут забраться в случайно открытый подвал или на заброшенную стройку, играть со спичками, съесть всю упаковку витаминов, полезть с нежностями к чужой собаке…

Не стоит питать иллюзий: ваш ребёнок действительно может быть развит не по годам, но шанс, что он осознаёт последствия своих действий, близится к нулю.

Что с этим делать?

Доступно расскажите малышу, почему именно нельзя срывать те красивые красные ягодки с куста и есть их. Или почему не нужно соглашаться идти куда-то с незнакомым взрослым дядей, даже если он очень зовет и сулит горы конфет и игрушек.

Есть и другой вариант – игровой. Особенно хорошо он работает с детьми 4 – 7 лет. Разработайте правила, по которым запрещается совершать те или иные действия. Это эффективно потому, что посредством игры успешнее всего происходит усвоение правил.

Однако здесь важно соблюдать тонкую грань: слово «нельзя» не должно быть единственным, что будет преследовать ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Чтобы принять правила, ваше чадо должно понимать причины, а уж объяснить их наиболее ясным языком – ваша прямая задача.

Можно давать ребенку ошибаться в мелочах, чтобы он наблюдал и чувствовал последствия необдуманности.

Можно показать логическую цепочку на личном примере или с помощью героев любимых сказок. Например, объяснить, в чём были не правы двое из трёх поросят и почему им не стоило строить хлипкие домики, провести параллель между неприятным визитом волка и непродуманностью действий персонажей.

Почему дети не думают о последствиях своих поступков

«Неужели ты не осознаёшь, какие у твоего поступка могут быть последствия?» — спрашиваем мы своих детей, возмущенные их недальновидностью. А теперь давайте зададим этот вопрос себе, но немного по-другому: «Понимает ли меня мой ребёнок, когда я предупреждаю его о возможной опасной ситуации?» Давайте разложим всё по полочкам. А точнее, по возрастам —очевидно, что не стоит ставить в один ряд ребёнка, только отправившегося в детский сад, и тинейджера.

Психологи обычно выделяют несколько возрастных категорий, но важно помнить, что кроме них существуют также так называемые возрастные кризисы – своеобразные переходные моменты, когда ребёнок находится на перепутье, и родитель с трудом узнаёт его. А тем временем, мозг чада активно формирует новые логические цепочки и запускает процессы, без которых невозможно полноценное взросление.

От 0 до 7 – дошкольники

Сейчас многие родители, вероятно, будут разочарованы, но от детей этой возрастной категории неразумно требовать слишком многого. Не имея опыта и достаточных знаний, малыши не могут чётко прорисовывать грядущие события даже для самих себя.

Зачастую родители хотят, чтобы дети просчитывали свои действия по крайней мере в том, что касается их безопасности — они часто делают то, что является потенциально опасным: могут забраться в случайно открытый подвал или на заброшенную стройку, играть со спичками, съесть всю упаковку витаминов, полезть с нежностями к чужой собаке…

Не стоит питать иллюзий: ваш ребёнок действительно может быть развит не по годам, но шанс, что он осознаёт последствия своих действий, близится к нулю.

Что с этим делать?

Доступно расскажите малышу, почему именно нельзя срывать те красивые красные ягодки с куста и есть их. Или почему не нужно соглашаться идти куда-то с незнакомым взрослым дядей, даже если он очень зовет и сулит горы конфет и игрушек.

Есть и другой вариант – игровой. Особенно хорошо он работает с детьми 4 – 7 лет. Разработайте правила, по которым запрещается совершать те или иные действия. Это эффективно потому, что посредством игры успешнее всего происходит усвоение правил.

Однако здесь важно соблюдать тонкую грань: слово «нельзя» не должно быть единственным, что будет преследовать ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Чтобы принять правила, ваше чадо должно понимать причины, а уж объяснить их наиболее ясным языком – ваша прямая задача.

Можно давать ребенку ошибаться в мелочах, чтобы он наблюдал и чувствовал последствия необдуманности.

Можно показать логическую цепочку на личном примере или с помощью героев любимых сказок. Например, объяснить, в чём были не правы двое из трёх поросят и почему им не стоило строить хлипкие домики, провести параллель между неприятным визитом волка и непродуманностью действий персонажей.

От 7 до 12 – младший школьный возраст

Кризис семи лет является одним из важнейших этапов формирования детской психики. Именно в этом возрасте формируется способность отслеживать собственное поведение. Это, в частности, является причиной того, что детей обычно отдают в школу не раньше семи лет. На этом этапе ребёнок понимает, что существуют определённые правила, которым необходимо следовать, и исходя из них, он может контролировать свои действия. Скажем, он понимает, что во время урока надо сидеть спокойно положенное время, и что нельзя вставать и ходить по классу.

Также ребёнок учится просчитывать последствия своих действий, но распространяется это, по большей части, на него самого. Младший школьник понимает, что спички – не игрушка, потому что огонь обжигает руки. Он не станет есть лекарства из аптечки, даже если они выглядят аппетитно: ведь они предназначены для лечения болезней, и ими можно отравиться.

Однако и на этом этапе родители, видя успехи детей, возлагают на них слишком большие надежды, призывая думать, как взрослые, но и в этом возрасте слова без должных объяснений не принесут никакого весомого результата.

В младшем школьном возрасте дети могут анализировать последствия действий для самих себя, но при этом не могут просчитывать результат своего поведения для других.

Что с этим делать?

Это причина, по которой возраст уголовной ответственности находится выше этой планки. Если поступок ребенка не соответствует вашему восприятию мира, расскажите ему, как вы переживали и что при этом чувствовали. Не нужно вкладывать в слова слишком много драмы: это лишь усилит давление на ваше чадо, сформирует чувство вины, из-за чего ребёнок будет чувствовать себя «плохим». Однако лаконичное и ясное объяснение позволит ему лучше понимать то, как его действия сказываются на других людях — сначала на самых близких.

От 12 до 15 – подростки

Подростковый возраст не зря слывёт самым сложным: количество конфликтов между «отцами и детьми» в этот период буквально зашкаливает. Взрослые уже не имеют былого авторитета, их советы, правила жизни и нервы активно проверяются на прочность. Родители опасаются, что их чадо свяжется с дурной компанией, а значит, на него будет сложнее оказывать влияние. Конечно, все дети развиваются индивидуально, но обычно подростковый кризис наступает именно в 12 – 15 лет. Стоит отметить, что у девочек часто это происходит несколько раньше, чем у мальчиков.

Важно иметь в виду пресловутый подростковый дух противоречия, а также веру в «персональный миф». Этим термином специалисты называют веру тинейджера в то, что он является исключением из всех правил, даже если эти правила – законы природы. Часто дети в этом возрасте даже не верят в собственную смертность, отсюда и частота подростковых самоубийств, экстремальные увлечения. Порой осознание последствий для самого себя оказывается на грани, но при этом остаётся способность просчитывать их для окружающих.

14 – это тот возраст, с которого наступает частичная уголовная ответственность. Примерно в это время и формируется способность просчитывать, анализировать и контролировать последствия своих действий для окружающих.

Что с этим делать?

Постарайтесь не обесценивать действия и чувства своего ребёнка-подростка. Удержитесь от фраз, типа «Я старше, лучше знаю жизнь, мне виднее» или «Ты ещё слишком мал/молод, чтобы это понять». Как и в совсем раннем возрасте, здесь важна грамотная аргументация: почему вы придерживаетесь именно такой точки зрения, а не полностью противоположной.

От 16 и старше – юношество

Этот возраст является завершающим в процессе осознания влияния своих поступков. Когда на горизонте маячит совершеннолетие, люди уже имеют некоторое представление о том, какие последствия могут повлечь за собой их действие: не только для себя, но и для близкого окружения, а также для общества в целом.

Человек в этом возрасте может планировать свои действия, не только мечтать, но и ставить цели, прогнозировать, как будут развиваться события, если он поступит тем или иным образом.

Что с этим делать?

Прежде всего, важно проявлять уважение, как и при общении с любым человеком, которого вы считаете равным себе. Слушайте внимательно, искренне интересуйтесь мнением, ведите беседы о важных бытовых и жизненных моментах, пытаясь предугадать возможные варианты того, что они за собой повлекут. Помните о том, что ваш повзрослевший ребенок — тоже взрослый человек, хотя у него меньше опыта, чем у вас. Но это не значит, что если его мнение по тому или иному вопросу отличается от вашего, то оно априори неправильно. Снова слушайте, объясняйте свою точку зрения и не забывайте, что в этом общении вы не только должны поучать, но и учиться самим.

Ребенок совершил проступок. Как реагировать?

Проступок совершен. Все тайное стало явным! Ваш чудесный замечательный послушный ребенок совершил «ТАКОЕ»!! Или «такое».

С высоты всего нашего полученного жизненного опыта все это кажется не совсем логичным и правильным, а иногда (будем откровенными) и совсем недопустимым! Наша реакция? Мы делаем единственно возможное — говорим ребенку, что он поступил плохо, неправильно. Ай-яй-яй! У нас — полуинфарктное состояние — «КАК он мог! Ужас!»

В лучшем случае мы говорим это в мягкой или шутливой форме, щадя самолюбие ребенка, в редких случаях доходим до объяснения — а почему это неправильно, на наш взгляд, и какие последствия могут быть после совершения подобного поступка. Но, что интересно, мы, взрослые, редко задумываемся, что ребенок и сам, совершая тот или иной «неправильный поступок», уже осознает, что делает не совсем то, что понравится его родителям. А иногда и совсем не то! И именно поэтому ребенок и стремится уже заранее скрыть сам факт совершения того или иного проступка от глаз родителей. То есть утаить, обмануть. Только в силу неопытности и «разной весовой категории» в жизненном опыте он не всегда способен сделать это полностью или качественно.

Будем с вами честными, практически каждый из нас, взрослых, имеет в своем «детском багаже» не один такой проступок. И более того, мы и во взрослом возрасте часто совершаем такие поступки «из детства», когда что-то ну очень хочется сделать! При этом мы вынуждены скрывать и свое желание, и его последствия от оценивающих глаз того человека, контроля которого мы боимся!

Обманывают того, кого боятся! На понимание кого просто не рассчитывают.

И когда мы выносим на свет сам факт совершения ребенком неправильного поступка, мы только усугубляем проблему. Ведь мы не понимаем в этом случае мотивов того, что толкнуло наше дитя к действию. Что именно явилось скрытой причиной. А как раз именно это и необходимо понять. Те проблемы, которые в данный момент скрыты от наших глаз, и есть движущая сила в совершении проступка. И наша задача — не наказать ребенка, не указать ему на то, что он сделал не так, не погрозить ему пальчиком, и не напугать будущими сложностями. А реально помочь ему решить его внутренние противоречия, которых у ребенка в любом возрасте предостаточно! И чем он старше, тем их больше.

Так вот. Увидев последствия свершенного, давайте просто не показывать виду, что все, что наш отпрыск хотел скрыть, открылось, стало явным. В душе справившись с ужасом от увиденного, постарайтесь выбрать удачный момент и рассказать, что и взрослые тоже часто сталкиваюсь с теми же трудностями! Так же хотят завоевать расположение друзей, быть востребованными, быть любимыми!

Сказать ребенку, какой он замечательный, показать его сильные стороны (Вот ведь ты у нас такая (или такой) умный, веселый, творческий, с хорошим вкусом, с умением развеселить, увлечь ). Показать, как сильно мы его любим и как гордимся им! И показать возможные варианты получения тех же «поощрений», только более удобными способами. Ну, а уж если мы сами не знаем, как заменить плохой поступок на хороший, то нечего и на ребенка пенять!

Каждый родитель когда-то был ребенком, и его тоже воспитывали. И если в нас воспиталось множество комплексов и проблем, если мы не успешны и не счастливы, это значит, что мы получили от родителей не совсем полноценный опыт. И воспитанию своих детей нужно учиться с не меньшей ответственностью, чем медицине, строительству мостов или программированию.

Ведь наши дети — это один из немногих явных результатов нашего проживания на этой планете.

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

8 800 777 7050
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПРЯМО СЕЙЧАС

Тренинги по детской безопасности

Ребенок и последствия его поступков

«Ты что, не думаешь, к чему это приведет?» — вопрошает мама, и ребенок не всегда может ответить на эту реакцию. Каждый этап взросления несет новый опыт и осознание собственных поступков. Когда ребенок начинает понимать ответственность за свои действия? Как заставить его анализировать поступки и делать выводы? Давайте постараемся найти ответы на эти вопросы.

  1. Дети дошкольного возраста пока не умеют анализировать последствия своих поступков. Но это не значит, что не надо говорить им о правилах безопасности или объяснять, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Показывайте, объясняйте, повторяйте — все эти действия приведут к тому, что ребенок быстрее начнет делать выводы из собственных действий.
  2. Дети с 7 до 12 лет учатся регулировать собственные привычки, действия и поведение. Школьники уже понимают, к чему может привести несоблюдение правил. В этом возрасте стоит уделять больше времени тому, чтобы обращать внимание ребенка на те процессы и правила, которые помогут ему ориентироваться по жизни и избегать опасных ситуаций.
  3. Подростки уже вполне взрослые для того, чтобы понимать последствия каждого своего действия. Но в силу вступает и переходный возраст, во время которого им может казаться, что они всегда правы, и смогут избежать опасностей, наказания или других фатальных исходов своих поступков. Не стоит разубеждать подростка в его способности принимать самостоятельные решения, говоря ему о том, что он еще ребенок. Это только встретит протест. Стоит постараться общаться на равных, чтобы он захотел прислушаться к вашим советам.

Каждый ребенок хочет чувствовать себя личностью, и если мы хотим добиться понимания и взаимного уважения, стоит общаться с детьми на равных, учитывая особенности психики каждого возраста. Тогда вам не придется бояться о том, что ребенок не уяснил правила безопасности и может попасть в беду.

13 признаков токсичных родителей: как мы причиняем вред своим детям, сами того не осознавая

Родители бывают разные, равно как и их подход к воспитанию детей. Некоторые из них очень строги и контролируют каждый аспект жизни своего ребенка, другие ведут себя довольно отстраненно, позволяя сыну или дочери принимать собственные решения и совершать ошибки. Но совершенно ясно, что большинство мам и пап руководствуются при этом лишь самыми лучшими побуждениями.

К сожалению, не все родители могут быть хорошим примером для своих детей. Конечно, все мы время от времени поступаем неправильно, но некоторые родительские ошибки могут оставить в психике ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Узнайте, делали ли ваши родители эти ошибки, когда воспитывали вас. А если вы сами являетесь родителем, постарайтесь избегать этих 13 действий, потому что они причиняют настоящую боль вашему ребенку!

  1. Токсичные родители не способны создать безопасную и благоприятную среду

Некоторые родители считают, что только “жесткая любовь” научит сына или дочь жить в реальном мире. Конечно, такой подход к воспитанию может сделать вашего ребенка более независимым, но это также грозит ему в будущем нежеланием брать на себя обязательства и отсутствием по-настоящему близких отношений. Дело в том, что всем нам нужна любовь и привязанность. Ощущение безопасности, независимо от того, что мы делаем или говорим, убеждает нас в безусловной родительской любви. Только в таком случае появляется смелость пробовать новые вещи и по-настоящему узнавать себя (ведь все мы учимся только на собственном опыте!).

Жесткая любовь не дает право на ошибку, поэтому не может считаться хорошим подходом к воспитанию.

  1. Токсичные родители критикуют каждый шаг своего ребенка

Все родители хотят лучшего для своих детей, но говорить, что они всегда ошибаются, не совсем правильно. Такое негативное отношение лишает ребенка уверенности и мотивации в том, чтобы попробовать новые вещи. То, что дети совершают ошибки и учатся на них, абсолютно нормально. И родители должны это понимать. Постоянное осуждение — это не выход. Родители должны искать баланс между положительной и отрицательной обратной связью.

Попробуйте чаще поощрять, а не критиковать!

  1. Токсичные родители постоянно требуют внимания от своего ребенка

Многие родители считают, что их дети что-то им должны уже потому, что они потратили на них столько времени и энергии. Они не понимают, что их ребенок имеет право на собственную жизнь и не обязан всегда быть рядом с ними. Лучшее, что родители могут сделать для своих детей, это предоставить им какое-то место для уединения.

Никакие отношения не должны быть принудительными, даже между родителем и ребенком!

  1. Токсичные родители обидно подшучивают над своими детьми

Согласитесь, когда один человек унижает другого с улыбкой на лице, это очень похоже на эмоциональное насилие. Нельзя оскорблять детей, постоянно указывая на их неправильные или неумелые действия. Такое поведение родителей забирает у них уверенность и унижает самолюбие. Если вы являетесь родителем, никогда не подшучивайте над тем, как ваш ребенок выглядит или ведет себя.

Если у вас есть веские опасения по поводу его поведения или внешнего вида, обсудите это с сыном или дочерью конфиденциально и благожелательно.

  1. Токсичные родители обвиняют детей во всех грехах

Некоторые родители обвиняют своих детей во всем, чтобы они ни делали. И даже в своих проблемах! Если ваши мама и папа эмоционально или физически оскорбляли вас, это определенно не ваша вина, даже если они заставили вас поверить в это. Поскольку большинство детей верят каждому слову родителей, такое поведение может сильно повлиять на психику ребенка.

Став взрослым, такой человек с большой долей вероятности окажется в оскорбительных отношениях, потому что считает, что такое поведение абсолютно нормально, и он не заслуживает лучшего.

  1. Токсичные родители не позволяют детям выражать мысли и эмоции

У всех людей бывают хорошие и плохие времена, поэтому важно говорить обо всех видах чувств и не удерживать отрицательные эмоции внутри. Такие разговоры могут предотвратить многие психические и физические болезни. Воспитывать сына с отношением “мальчики не плачут” неправильно. Умение проявлять эмоции позволяет ребенку стать в будущем решительным, заботливым и любящим человеком. А вот подавление любых эмоций может привести к депрессии и одиночеству.

Будучи родителем, всячески поощряйте своего ребенка рассказывать вам о своих чувствах.

  1. Поведение токсичных родителей часто бывает страшным или непонятным

Никто не спорит, что порядок и дисциплина очень важны, но ваш ребенок не должен вас бояться. Если вы растите его с ощущением, что он постоянно во всем виноват, или все время наказываете, он будет бояться говорить с вами о важных вещах. Позднее это сильно аукнется ему в жизни. Кроме того, такие дети чувствуют себя в изоляции.

Между уважением к родителям и страхом по отношению к ним есть огромная разница.

Ваша первостепенная задача — создать безопасную и любящую среду, чтобы ваш ребенок знал, что он всегда может поговорить с вами или обратиться за советом.

  1. Токсичные родители думают только о себе

Родители должны учитывать мысли и мнение своих детей. Очень важно включать в процесс принятия важных решений всю семью. Когда вы решаете, где пообедать или куда отправиться в отпуск, спросите своего ребенка о том, чего ему хочется.

И если вы примете противоположное решение, обязательно объясните ему мотивы такого поступка спокойно и понятно.

  1. Токсичные родители пытаются воплотить в детях свои мечты

Это очень эгоистично — заставлять вашего ребенка делать то, о чем вы мечтали в детстве. Например, не заставляйте дочь заниматься балетом, если вы сами хотели стать балериной. Не заставляйте сына изучать закон, если когда-то вы мечтали стать успешным адвокатом. Ваш ребенок — отдельная личность со своими мыслями, идеями и внутренним миром.

Позвольте своим детям принимать собственные решения, потому что иначе никто из вас не будет счастлив.

  1. Токсичные родители контролируют ребенка посредством денег или чувства вины

Даря детям подарки или снабжая деньгами, родители не должны ожидать чего-то взамен. Не пытайтесь купить любовь и уважение вашего ребенка! Заработайте их по-другому. Кроме того, не пытайтесь таким образом извиняться за свои ошибки.

Научитесь правильно просить у детей прощения, потому что поступки говорят громче, чем слова.

  1. Токсичные родители воспитывают “молчанием”

Кто из вас ребенок? Очень глупо и по-детски “решать” проблемы, играя в “молчанку”. Как и в любых отношениях, общение с детьми — это ключ, поэтому вы должны все проговаривать.

Молчание является пассивно-агрессивным поведением, которое только научит вашего ребенка нездоровым способам общения.

  1. Токсичные родители игнорируют личностные границы ребенка

Если родитель уважает своего ребенка, он должен уважать его личностные границы. Это также относится к вашим обещаниям. Если вы никогда не приходите домой вовремя, почему вы ожидаете, что это будут делать ваши дети? Кроме того, любой ребенок нуждается в личном пространстве и конфиденциальности.

Поэтому стучите перед тем, как войти в его комнату, особенно когда речь идет о подростках.

  1. Токсичные родители делают детей своими должниками

Не будьте одним из тех родителей, которые только и делают, что говорят о том, сколько они пожертвовали для своих детей. Решение стать родителем было вашим личным выбором и ответственностью, поэтому вы не можете требовать, чтобы ваши взрослые дети забыли о своей жизни постоянно поддерживали и развлекали вас.

Выкиньте из головы мысль, что ваши дети обязаны о вас заботиться!

Не становитесь бременем для своих детей, совершая эти 13 ошибок. И тогда они сами захотят проводить с вами как можно больше времени. Если вы чем-то недовольны, не обвиняйте в этом своего ребенка. Помните, что мы сами в ответе за собственное счастье!

По материалам сайта Рeacequarters. Перевод и адаптация: «Маркетиум»

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Психология ребенка

Рискованное поведение подростков связано не только с гормонами, но и особенностями воспитания

Почему подростки совершают сумасшедшие поступки?

Подростковый возраст – это период между началом полового созревания и взрослой жизнью. В современном развитом обществе подростковый период обычно определяется возрастом между 13 и 20 годами. В этот период дети начинают утверждать свою независимость и формируют свои первые глубокие привязанности вне семьи. Для многих подростков это период рискованного поведения и получения нового опыта.

Обычно люди связывают рискованное поведение подростков с игрой гормонов и, без сомнения, это одна из причин. В подростковом возрасте наблюдается всплеск тестостерона – гормона, связанного с сексуальной активностью, агрессией и опасным поведением. Однако не все подростки превышают скорость во время езды на машине, пробуют наркотики или вступают в беспорядочные половые связи. Поэтому должны быть и другие причины их поведения.

Некоторые ученые утверждают, что подростковый возраст – это искусственное явление, которое возникло в современном обществе. Иными словами, в современной культуре принято опекать детей дольше, чем необходимо. Из-за длительного периода обучения в школе, университете и т. д., необходимого для полноценного вступления в общество, до 25 лет молодые люди не достигают полной самостоятельности. Родители не ожидают от подростков взрослого поведения, соответственно, подростки его не проявляют.

Но так было не всегда. До ХХ века большинство людей до 20 лет женились или выходили замуж, создавали семьи, работали и выступали в качестве полноценных членов общества. Средняя продолжительность жизни была короткой, а зарабатывать на жизнь было тяжело. В среднем человек становился дедушкой в том возрасте, в котором современные люди только заводят первого (и часто – единственного) ребенка.

Как и в случае со всеми психологическими проблемами, проблема подросткового поведения сводится к двум составляющим: биологической и особенностям воспитания. Биологическая составляющая подразумевает гормональные изменения и развитие головного мозга. Говоря о воспитании, мы имеем в виду социальные ожидания от подростка. Несомненно, оба фактора одинаково важны.

Подростковое поведение можно также рассматривать с точки зрения теории эволюции. Поведение, которое нам кажется неадекватным, в течение сотен тысяч лет помогало выживать нашим предкам, которые занимались охотой и собирательством. Британские психологи утверждают, что подростковый возраст необходим для построения социальных связей, необходимых для того, чтобы стать успешными во взрослой жизни.

Иными словами, безрассудное поведение, которое мы ассоциируем с подростковым возрастом, не является ключевой особенностью этого периода, а возникает под влиянием сверстников. Психологи провели исследование, в ходе которого подростки использовали симулятор вождения. Когда подростки вели машину сами, они ездили осторожно, не нарушая правил. Но, когда рядом находился кто-то из друзей, подростки чаще шли на риск. Они поступали так под влиянием сверстников или просто из желания похвастаться.

Другое исследование показало, что подростки чаще склонны к употреблению алкоголя или наркотиков в компании, чем в одиночестве. Такие результаты исследования четко показывают, что в подростковом поведении решающую роль играет социальная составляющая.

Кстати, рискованное поведение подростков – это не исключительно человеческая черта. Млекопитающие в целом более склонны к рискованному поведению в период между половым созреванием и первым половым контактом. Например, исследование, проведенное с лабораторными мышами, показало, что мыши подросткового возраста более склонны к употреблению алкоголя, находясь в группе, чем в одиночестве. Напротив, взрослые самцы мышей умеренно употребляли алкоголь как в группе, так и в одиночестве.

Как животные, так и люди проявляют склонность к рискованному поведению под влиянием сверстников. Вполне возможно, что причиной этому является высокий уровень тестостерона в организме. Молодые самцы многих видов животных участвуют в борьбе за самок. От способности к рискованному поведению и выживания зависит место самца в иерархии. Таким образом они показывают самкам, что способны позаботиться о потомстве. И, поскольку самцы конкурируют между собой, тестостерон влияет не только на их сексуальное поведение, но и на агрессию.

Но на людей не просто влияет присутствие сверстников. Подростки беспокоятся о том, что о них думают сверстники, и тогда, когда они находятся в одиночестве. В одном исследовании детям, подросткам и молодым взрослым было предложено оценить, насколько рискованными являются разные сценарии. После того, как каждый из участников исследования высказал свое мнение, им показывали ответы других. Этот рейтинг сильно отличался от их собственных ответов. После этого участникам было предложено пересмотреть свои ответы. И дети, и взрослые хотели изменить свои ответы, если им говорили, что ему показывали ответы взрослого. Однако и дети, и взрослые оставались при своем мнении, если им говорили, что ответы давал подросток. Иными словами, и дети, и взрослые доверяли мнению взрослых больше, чем мнению подростков. Вместе с тем подростки проявляли совершенно противоположное поведение. Они меняли свое мнение только в тех случаях, если им показывали ответы подростков, но не взрослых. Иными словами, они проявляли типичное подростковое поведение, не соглашаясь с мнением взрослых.

Даже активность мозга у подростков и у взрослых различаются. Когда подросткам предложили выполнять различные задания, параллельно измеряя активность их мозга методом МРТ, те области, которые отвечали за обработку социальной информации, были более активны, когда им говорили, что за ними наблюдают их сверстники. Знание о том, что за их работой наблюдают, меньше влияло на активность мозга у взрослых.

Психологи предполагают, что ключевой особенностью подросткового периода является сильное желание вписаться в социальную жизнь. Если это так, то рискованное поведение подростков вызвано поведением со стороны сверстников. Высокий уровень депрессии среди подростков также связан с их потребностью в социальной интеграции. Так или иначе, подростки, страдающие от подавленного настроения, часто жалуются на то, что они чувствуют себя изолированными от сверстников.

В подростковых проблемах с поведением можно обвинять давление сверстников, но психологи утверждают, что такое давление тоже является способом выявить лидеров среди групп подростков. Этой теме были посвящены несколько исследований американских и британских психологов. Одно из них посвящено борьбе с буллингом в школе, другое – борьбе с курением. Когда в исследованиях приняли участие наиболее популярные ученики школ, уровень буллинга и курения в школах резко снизилось по сравнению с теми школами, в которых программой руководили взрослые. В подобных случаях, когда ученики школ привлекались к общественно полезной работе, они проявляли больший энтузиазм, если воспринимали это как популярную работу.

Подростковый возраст – это не обязательно период стрессов и бурного поведения. Многие подростки направляют свою неуемную энергию и энтузиазм в занятия спортом, музыкой или в учебу. И эти усилия приносят им пользу во взрослой жизни. Если вы понимаете потребность ваших подростков в принятии их со стороны сверстников, вы можете создать для этого хорошие условия. Просто позвольте подростку поверить в то, что это его идея.

10 причин плохого поведения детей

К сожалению, очень часто дети ведут себя плохо, не так, как ждут от них родители: капризничают, ругаются, устраивают истерики и даже дерутся. Почему так происходит? Возможно, у них дурной характер? Прежде чем определиться, какую воспитательную методику применить к своему ребенку, необходимо понять вероятную причину его поступка. Что он хочет сказать своим плохим поведением?

1. Он хочет внимания

Если дети хотят внимания, плохое поведение нередко служит верным средством его приобретения. Когда родители разговаривают по телефону, общаются с друзьями, смотрят телевизор или готовят на кухне, дети чувствуют себя обделенными. Они могут крикнуть, закатить истерику или стукнуть брата, чтобы обрести их заинтересованность. Пусть это будет негативное внимание, но зато взрослый посмотрит на них, поговорит и выделит немного времени из своего плотного графика.

— Что делать?

Игнорирование негативного поведения и награждение (пусть даже это будет похвала) хороших поступков является одним из лучших методов борьбы с маленьким хулиганом.

2. Он копирует чужое поведение

Дети учатся себя вести, глядя на других людей. Ребенок примеривает модели чужого поведения, глядя на сверстников в детском саду, просматривая мультики, играя в компьютерные игры и, главное, копируя своих родителей.

— Что делать?

Следите за тем, что ваш дошкольник смотрит по телевизору, в какие игры предпочитает играть, с кем из друзей общается чаще всего. Ну и, конечно, будьте образцом такого поведения, которое вы ожидаете от своего ребенка.

3. Он проверяет границы дозволенного

Когда вы устанавливаете правила, вводите распорядок дня и говорите ребенку, что ему нельзя делать, он обязательно захочет узнать, насколько это серьезно. «Нельзя отбирать игрушки у брата!» – строго произносите вы, а трехлетний малыш обязательно проверит, почему нельзя, всегда ли вы это не разрешаете и что будет за нарушение правила. А вдруг завтра будет можно?

— Что делать?

Важно установить четкие границы и рассказать о последствиях. Если ребенок думает, что есть небольшой шанс необязательного выполнения вашего правила, то возникнет соблазн его нарушить. Дайте понять, что за каждое нарушение его ждет негативное последствие.

4. Ему не хватает умений

Иногда проблемы с поведением связаны с отсутствием навыков. Например, ребенок, который испытывает недостаток социальных умений, может ударить другого малыша. Дети, которые не умеют говорить, могут кусать сверстников или родителей.

— Что делать?

Научите ребенка новым навыкам, которые помогут ему вести себя правильно. Не стоит наказывать или проучивать его, лучше покажите альтернативу плохих поступков, чтобы он смог научиться на своих ошибках.

5. Он хочет независимости

Дети часто нарушают правила и ведут себя вызывающе в попытке отстоять свою независимость. Трехлетние малыши постоянно говорят «Я сам», хотя пока еще не готовы даже к элементарной самостоятельности. Но все равно будут кричать, отказываться от вашей помощи и вести себя неуважительно во много раз чаще, чем обычно.

— Что делать?

Предоставьте малышу свободу с четкими границами дозволенного. Помните, что в эти годы растет его самостоятельность, самооценка и закладываются основы личности.

6. Он не может управлять своими эмоциями

Иногда дети понятия не имеют, что делать со своими чувствами. Они легко могут стать агрессивными, когда злятся. «Почему ты ударил Сережу?» – спрашивает мама у маленького драчуна. Тот в ответ лишь пожимает плечами.

— Что делать?

Дошкольников нужно обязательно учить здоровым способом выражения таких чувств, как печаль, разочарование, тревога и гнев, чтобы предотвратить плохое поведение. А уже семилетний ребенок, научившийся контролировать эмоции, много раз подумает, прежде чем ударить своего соседа по парте.

7. Его потребности не удовлетворяются

Когда маленький ребенок испытывает голод, усталость или недомогание, он использует истерики, чтобы «рассказать» об этом. А как еще донести до мамы, что он устал в детском саду, немного приболел или хочет покушать?

— Что делать?

Например, идите с малышом в магазин только после того, как он поспал после обеда, или возьмите с собой бутерброды для быстрого перекуса. Постоянно интересуйтесь у ребенка, как он себя чувствует, и ищите подсказки, которые могут свидетельствовать об его неудовлетворенных потребностях.

Кстати, те дети, чьи желания хронически не удовлетворялись, могут иметь серьезные проблемы в будущем.

8. Он борется за власть

Борьба за власть и желание контролировать собственное поведение нередко приводят к плохим поступкам – истерикам, негативизму и отказу от деятельности. «Миша, убери комнату», – требует мама, а ребенок демонстративно отворачивается к компьютеру и продолжает играть в очередную стрелялку.

— Что делать?

Один из способов избежать борьбы за власть – предложить ребенку на выбор два варианта. Например, спросите: «Ты когда будешь убираться в комнате: сейчас или подождешь, пока закончится мультфильм?» Предложив выбор, вы даете малышу некоторый контроль над ситуацией и убираете повод для ссоры.

9. Он всегда получает то, чего хочет

Пожалуй, самая распространенная причина плохого поведения – дети ведут себя так, потому что это эффективно и приводит к желаемому результату. К примеру, малыш, поплакав и устроив сцену в магазине, получает заветную машинку. Маленький манипулятор быстро понимает, что громкий рев – отличный способ получить все, что он пожелает.

— Что делать?

Оставляйте без внимания детские капризы и не пытайтесь выполнять любой каприз. Их количество (и стоимость) со временем будет только расти.

10. Ему нужна помощь специалиста

Иногда причинами плохого, а порой и опасного поведения являются самые разные нарушения психического развития. В частности, ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может вести себя импульсивно и агрессивно. Ребенок с задержкой развития зачастую хулиганит только потому, что не понимает правил поведения.

— Что делать?

Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника есть проблемы со здоровьем или нарушение развития, обязательно обратитесь к педиатру или психологу. Ведь плохое поведение в данном случае – признак гораздо более серьезных проблем.

Читаем также:

Получается, что почти любой плохой поступок малыша можно рассматривать как еще один способ найти взаимопонимание со своими родителями. Но если ребенок чувствует, что он в безопасности, его понимают, любят и ценят, то у него пропадает необходимость хулиганить, безобразничать и устраивать сцены.

Еще видео о причинах плохого поведения ребенка:

Как избежать причин плохого поведения ребенка?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Задалась вопросом: если ребенок совершил плохой поступок намеренно

Из переписки:
“Наталья, здравствуйте. Задалась вопросом: если ребенок совершил плохой поступок намеренно (например, что-то украл или ударил кого- нибудь)- какое должно быть наказание, объяснение, чтобы он понял, что так делать нельзя; но в то же время, чтоб он знал, что родитель от него не отвернулся и все равно любит его. И как нужно реагировать, если ребенок сделал что-то, но не специально (например, постирал меховую шапку в воде с мылом- п.ч. запачкал), ведь это дорогая вещь- вроде и наказывать не хочется, но чтоб понимал, что вещи тоже не просто так достаются, что на нее потрачены деньги.
Спасибо, если найдете время на ответ. Если это было на каком-л. из дисков- пожалуйста, укажите на каком и как его можно приобрести.”

Олеся, добрый день. Реакция зависит от возраста ребенка, насколько он может понимать причинно-следственные связи. Главное без обвинений. На мой взгляд в любой случае надо поговорить, почему свое желание ребенок решил удовлетворить именно так. Почему побоялся попросить. Почему думал, что откажут. Почему не хочет принять отказ. Разговор можно начинать со слов “я тебя люблю, и вместе с тем такая ситуация мне не нравится”. и в разговоре вместе подумать, какие есть другие варианты, как ребенок может получать желаемое. Это самая общая схема. Детали зависят от возраста и уровня контакта с родителем.
На счет ситуации, подобной с шапкой, можно начать с того, что похвалить, что он хотел исправить ситуацию. А потом рассказать, что вещи бывают разные и требуют разного ухода, и в следующий раз пусть ребенок сначала спросит, и вы расскажите, как можно с вещью поступить. И здесь еще важный момент – почему ребенок сразу не спросил? побоялся, что будут ругать? Тогда надо это проговорить, например так “Ты наверное побоялся у меня спросить, потому что думал, что я могу ругаться. (и вот тут попросить прощение, видимо были такие случаи, даже если вы не помните). Ты меня извини, это моя ошибка, что я бывала резко реагировала на такие вещи. Я постараюсь быть более понимающей. Ведь это нормально, что ты ошибаешься. У всех бывает, и у меня, и у папы. В любом случае – я тебя люблю. В следующий раз можешь мне рассказать что произошло и спросить что можно сделать, если не знаешь сам, как поступить”
Про отношение к вещам, про то, когда и что ребенок может понимать мы говорили на семинаре “Наши дети: воспитывать или выращивать” Диска пока нет. Вы можете приобрести аудиозапись.

Со старшей дочерью у нас было два эпизода, когда она попробовала украсть. Лет в десять она не отдала сдачу после магазина. Я это не пропустила, сказала, что хотела бы получить сдачу, а если ей нужны деньги, то она может попросить. И второй момент был примерно в этом же возрасте. У меня из кармана куртки торчали 50 руб., куртка лежала в коридоре на тумбочке. Я не поправила, а потом они пропали. Я спросила у мужа и дочери – они сказали, что не брали. А потом дочь как-бы случайно “Ой, они у меня в кармане оказались!” Я ничего не сказала сразу. Переварила, подумала и к вечеру сказала о своих чувствах, что я ее люблю и доверяю, и мне не приятна такая ситуация.
Потом я подумала глубже, и поняла, что мое упущение, что я не даю дочери деньги просто так – на свое. Давали на обеды в школе, на проезд и т.п. И с тех пор я даю дочери еженедельно 100 руб.
С тех событий прошло два года. Больше такие эпизоды не повторялись.
Вот теперь думаю стоит повысить до 150 руб. Выросла и цены изменились. И даже думаю, что поговорю с ней, надо ли больше и сколько.

10 возможных причин, почему дети ведут себя отвратительно

Многие мамы считают, что их дети ведут себя плохо им назло. Но не так просто. Дети используют свое поведение, чтобы показать, что они чувствуют и о чем они думают. Прежде чем предпринимать меры воздействия на плохое поведение, давайте разберемся с возможными пего причинами.

Ребенок нуждается во внимании

Когда дети хотят получить внимание взрослого, плохое поведение – отличный инструмент. Например, когда один из родителей говорит по телефону, общается с другими взрослыми или просто заняты, дети начинают чувствовать себя обделенными. Они будут скулить, “включать” истерику, или драться – и все ради того, чтобы переключить внимание взрослого на себя. Даже если это негативное внимание, дети все равно жаждут его. Они хотят, чтобы взрослый смотрел на них, поговорил с ними, подарил им определенную дозу внимания. Один из лучших способов борьбы с такими ищущими внимания детьми – не обращать внимания на негативное поведение и хвалить за положительное поведение.

Ребенок копирует чужое поведение

Дети учатся, как вести себя, наблюдая за другими. Они видят шалящих детей в саду или по телевизору и пытаются повторить его. Важно ограничить негативное влияние на ребенка. Телевизор, интернет – все это источник демонстрации ненормативного поведения. Хотя можно использовать их и во благо, показывая примеры хорошего поведения.

Ребенок испытывает границы


Когда вы установили правила и сказали детям, что им разрешено и запрещено, они обязательно захотят проверить, а вы вообще серьезно или нет. Они всегда проверяют границы, чтобы выяснить, какие последствия их ждут после нарушения правил. Именно поэтому важно установить четкие границы и последовательно рассказывать о последствиях. Если у детей есть сомнения в вашей непреклонности, они будут продавливать и испытывать вас. Если вы будете последовательны, и раз за разом демонстрировать одни и те же последствия нарушения правил, то, скорее всего, скоро поведение нормализуется.

У ребенка нет необходимых навыков

Иногда проблемы поведения проистекают из-за отсутствия определенных навыков. Например, если у ребенка не сформированы социальные навыки, он может ударить другого ребенка. Так, ребенок, который испытывает недостаток навыков по разрешению сложных ситуаций, не может убрать свою комнату, потому что он не уверен, что нужно делать, когда его игрушки не помещаются в коробку. Используйте дисциплину, чтобы научить ребенка новым навыкам, которые помогут ему управлять своим поведением лучше в следующий раз. Когда ваш ребенок ведет себя плохо, вместо того, чтобы просто выдать результат, покажите ему альтернативы неправильному поведению, чтобы он мог учиться на своих ошибках.

Ребенок хочет независимости

Дети часто нарушают правила и ведут себя вызывающе в попытке отстоять свою независимость. На всех этапах развития ребенка идет борьба за автономию. Зачастую они нуждаются в дисциплине и руководстве, потому что они не готовы к такой независимости, которую требуют. Подростки могут вести себя безобразно в попытке показать взрослым, что они могут думать и решать самостоятельно. Они могут нарушать правила с определенной целью и могут попытаться показать взрослым, что их нельзя заставить делать что-либо против воли.

Ребенок не может контролировать свои эмоции


У ребенка есть неудовлетворенные потребности

Когда ребенок чувствует голод, усталость, он демонстрирует плохое поведение. Большинство детей младшего возраста и детей дошкольного возраста еще не способны адекватно говорить о своих потребностях. В результате, они часто используют их поведение, чтобы показать, что они имеют неудовлетворенные потребности. Родители могут помочь предотвратить проблемы поведения путем поиска неудовлетворенных потребностей. Например, возьмите малыша за покупками только после того, как он выспался, и не забудьте захватить с собой закуски. Спросите своего ребенка, как он себя чувствует, и ищите сигналы, которые подает вам ребенок и которые могут свидетельствовать о неудовлетворенных потребностях. Дети нуждаются во внимании взрослых, и если эти потребности остаются неудовлетворенными, они могут привести к проблемам с поведением.

Ребенок борется за власть

Власть и контроль часто способствуют плохому поведению. Иногда вызывающее поведение наступает, когда ребенок пытается восстановить некоторый контроль. Когда проблемы поведением являются результатом попытки борьбы за власть, один из способов предложить ребенку два варианта. Предлагая выбор, вы можете дать создать у детей иллюзию контроля над ситуацией. Это может увеличить вероятность того, что ребенок будет выполнять инструкции.

Ребенок уверен в эффективности поведения

Одна из самых простых причин дети плохо себя ведут, потому что это эффективно. Если за нарушением правил следует наказание, они быстро узнают, к чему приводит плохое поведение. Например, ребенок, который скулит, пока не получит желаемое, решает, что ныть – это эффективная стратегия. Или ребенок, закатывающий истерику в магазине и получающий в итоге игрушку, будет думать, что истерики являются эффективными.

Как научить ребенка понимать последствия поступков?

Третий закон Ньютона гласит, что всякому действию соответствует равное ему и противоположно направленное противодействие. Законы человеческого поведения не поддаются такому строгому количественному измерению, и их, увы, не так легко предсказать. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что любое действие человека будет иметь определенные последствия – положительные, отрицательные или нейтральные.

Детям необходимо усвоить эту концепцию последствий в качестве первого шага к контролю над собственным поведением. Еще до того, как ребенок освоит навыки абстрактного причинно-следственного мышления, его уже можно приучать к мысли, что каждый поступок имеет свои последствия.

Как научить ребенка понимать последствия поступков?

В самом начале своей карьеры мне довелось работать с группой мальчиков, у которых наблюдались серьезные отклонения в поведении. Меня поразил тот факт, что они постоянно действовали только на основе своих мгновенных импульсов и желаний, абсолютно не контролируя собственные поступки. Для каждого ребенка мы разработали надежную систему знакового стимулирования, то есть тщательно подобранных конкретных последствий. Этот опыт заставил меня задуматься о том, почему одни дети могут контролировать свое поведение, а другие нет.

Впоследствии я провела исследование на тему, каким образом дети принимают решение выполнять работу по дому в отсутствие формализованной системы поощрений и наказаний. Я исходила из предпосылки, что если родители четко доводят до детей определенные и неизменные последствия их действий, то это оказывает сильное влияние на способность ребят управлять своим поведением. По моим предположениям, дети в таких условиях должны прочно усваивать установленные правила, формировать причинно-следственные связи и соответственно вести себя. Исследование полностью подтвердило мои мысли.

В результате семилетний мальчик научился застилать утром свою постель, хотя очень не любил этого делать. Он понял, что если выполнит эту работу, то сможет вечером посмотреть телевизор, а если не выполнит, то к телевизору его не подпустят. Через несколько месяцев выполнение данного задания стало для него неотъемлемой частью режима дня, и жесткая система применения последствий утратила свою необходимость.

Малыши должны понимать, что если они будут вести себя хорошо, то их ожидают положительные последствия. И наоборот, если они будут вести себя плохо, то последствия будут отрицательными. Когда у детей сформируются мыслительные навыки, они с помощью причинно-следственной логики смогут определить, какие последствия будет иметь то или иное принятое ими решение. Данная модель мышления позволит им в будущем стать ответственными людьми.

Родители учат детей, как себя вести, сообщая им о своих ожиданиях, устанавливая правила и увязывая их выполнение или невыполнение с определенными последствиями. Если ребенок ведет себя в соответствии с ожиданиями и правилами, то последствия положительные. Если он не слушается и нарушает эти правила, то последствия отрицательные.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: