Почему дети не слушаются

Почему дети не слушаются

Как поведение родителей становится причиной детского непослушания

Послушный ребенок – мечта любого родителя. Тем не менее, таких детей не существует: даже самые смиренные хоть иногда, да нарушают родительский покой. В чем же причина? Как говорится, сколько ни воспитывай ребенка, он будет похож на родителей — многие причины непослушания в том, что сыновья и дочки перенимают образцы поведения своих родителей.

Мало кто из пап и мам готов признать, что совершает ошибки. Чаще всего на приеме у психолога расстроенные родители, приведя своего непослушного ребенка со словами «сделайте с ним хоть что-нибудь!», искренне не понимают, почему специалист предлагает поработать с ними, а не с ребенком. Удивляться нечему: ребенок – зеркало родителей и их поведения, он отражает все то, что взрослые видеть в себе не хотят.

Причины непослушания

Самая распространенная причина детского непослушания – недостаток родительского внимания.

Взрослые считают, что уделяют своему чаду достаточно внимания: покупают красивые и дорогие вещи, дарят интересные подарки, подбирают кружки и секции, водят играть в торговые центры — и вообще делают все для его счастья. Современные родители любят «откупаться» от ребенка, считая, что в первую очередь надо добросовестно выполнять его основные потребности. Но айфон последней модели не заменит родительской ласки и любви.

Бывает и такая ситуация. Родители проводят много времени с чадом: делают вместе с ним домашние задания, водят в школу, и считают, что уделяют достаточно внимания. Но ребенку нужно совсем не это: он хочет совместных игр, хочет делиться с родителями важным и сокровенным, хочет ужинать вместе, обсуждая прошедший день, а вовсе не выполнять вместе домашнее задание. Результат – он перестает слушаться родителей, чтобы привлечь к себе внимание. Каждому родителю необходимо понимать, что внимание бывает качественно разным, и не всегда вы оказываете ребенку то, которое удовлетворяет его потребность.

Еще одна частая причина детского непослушания – отсутствие четко установленных границ. Ребенок рождается без понимания, что можно, а что нельзя — он эти правила получает извне, чаще всего – от родителей. Если взрослые часто меняют свое мнение и не могут установить ясные требования, то ребенок не будет слушаться, ведь ему попросту непонятно, почему вчера можно было гулять до позднего вечера (маму навещала подруга), а сегодня нельзя, а послезавтра — снова можно. Если вы установили правило, следуйте ему, нарушая только в исключительных случаях, например, при болезни ребенка.

Сюда же можно отнести ситуацию, когда у мамы и папы разные линии воспитания и разные правила. В этом случае ребенок путается и не понимает, почему с родителями надо вести себя по-разному в одинаковых ситуациях. Всегда заранее обсуждайте со всеми членами семьи установки, принятые у вас, и транслируйте их ребенку сообща.

К сожалению, отрицательный пример родительского поведения тоже является причиной детского непослушания. Если родители могут позволить себе грубости в речи, то от ребенка логично ожидать того же. Если папа часто не выполняет свои обещания, естественно, ребенок будет вести себя так же. Если мама постоянно опаздывает, то ребенок переймет эту манеру поведения. Прежде чем требовать от ребенка послушания, задумайтесь, а не делаете ли вы то, что запрещаете? «Я взрослая — мне можно» — в воспитательном процессе не работает. Исправив свое поведение, вы увидите, что и ребенок начнет вести себя иначе.

Иногда родители не обращают внимания на состояние ребенка и его занятость, когда просят о чем-либо. Если малыш слишком увлечен новой игрой или книжкой, то часто не слышит их просьбу. К тому же, не всегда восприятия взрослого и ребенка совпадают. Родители редко уточняют у детей, правильно ли они друг друга поняли, а ведь такой диалог – прямой путь к успеху и взаимопониманию. Вместо того, чтобы 50 раз твердить «в твоей комнате грязно», уточните у ребенка, понимает ли он, что ему нужно убраться, и если — да, договоритесь о времени, когда он это выполнит. Если родители не уважают личное время и пространство ребенка, то послушания ждать не стоит.

Своим непослушанием ребенок чаще всего кричит «SOS!», и если родитель не отнесется к этому сигналу серьезно, то впоследствии своеволие будет только расти.

Почему ребенок не слушается?

Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку, а если вдруг закапризничает, то только потому, что хочет кушать или в туалет. Но вот ваш сладкий и любимый ребенок подрастает, и вдруг превращается в совершенно неуправляемого, на все имеющего свое мнение трехлетку.

Хорошо это или плохо, и как быть в такой ситуации родителям мы и попробуем разобраться. Почему ребенок не слушается? Основной причиной того, что ваш, до этого момента послушный ребенок, стал тяжело поддаваться влиянию то, что малыш в три года начинает ощущать себя как личность. Т.е. он понимает, что может иметь свои желания и чувства, свое мнение и настаивает на том, чтобы все его «хотелки» исполнялись. Но родители-то привыкли к другому. До этого ребенок послушно выполнял их указания, позволял себя одевать, кормить, выводить на прогулку и пр. А теперь, часто и из-за своеобразной «проверки», малыш может делать все наперекор: не давать себя одеть, даже если не в состоянии самостоятельно застегнуть пуговицу или молнию, отказываться от еды, потому что мама не дает кушать самостоятельно, хотя он и голоден и т.д. Причина непослушания ребенка может скрываться и в желании привлечь внимание родителей. Если у взрослых не хватает времени на ребенка из-за загруженности работой, собственными проблемами или появления в доме второго малыша, ребенку приходится бороться за внимание мамы и папы. Даже ругань и крики оказываются для малыша предпочтительнее, чем игнорирование со стороны взрослых.

Бессистемность воспитания — тоже частая причина непослушания ребенка. Сегодня запретили кушать перед телевизором, а завтра разрешили (лишь бы не мешал), мама запретила играть телефоном, а бабушка потихонечку дала. В результате ребенок делает выводы: «Нельзя» — вовсе не значит «совсем нельзя», и ведет себя соответственно. Свое мнение – это плохо?

Если говорить о взрослом человеке, то личность, которая имеет свое мнение, умеет его отстаивать и добиваться желаемого – это успешная личность, которая может добиться многого. Но в отношении ребенка, почему-то возникают термины «непослушный», «неуправляемый». Да конечно, малыш, который настаивает на своем, имеет желания, отличные от родительских, становится «неудобным» ребенком, его уже не просто заставить делать то, что ему не нравится. А родителям проще запретить что-либо или заставить делать по-своему, чем позволить ребенку самому принять решение. Но ведь таким образом малыш просто познает мир и себя, и кто как не родители должны быть ему в этом главными помощниками, при этом постоянно помогая, обучая и оберегая? Ребенок — не мягкая мебель, он не должен быть удобным. Абсолютно послушный ребенок — это аномалия. И чем больше запретов окружает ребенка, тем упорнее он будет искать способ проявить себя. Но и допускать другую крайность — вседозволенность, безусловно, тоже нельзя.

Для ребенка должны существовать четкие запреты, связанные с его безопасностью и с общепринятыми нормами поведения. Как помочь ребенку? Только от родителей зависит, сумеют ли они найти общий язык с ребенком в таком возрасте, дадут ли они возможность малышу проявлять свою самостоятельность в разумных пределах так, чтобы не мешать ему, и в то же время создать безопасные условия для развития и познания мира. Для этого, прежде всего, нужно выработать единую воспитательную систему для всех, кто окружает ребенка. Т.е., если один член семьи что-либо разрешает, то и все остальные должны это делать. Потому что ребенку будет проще понять, что какие-то действия совершать можно, а что-то под несомненным запретом. Если мама и папа будут все делать несогласованно, то они получат ребенка, который не будет понимать, что ему можно, что нельзя, и соответственно малыш будет вести себя на свое усмотрение, а это, безусловно, не понравиться обоим родителям. Во-вторых, ни в коем случае не пытайтесь применять физическую силу, поскольку так вы просто запугаете ребенка, он будет вас слушаться только из боязни, что мама или папа, которые его до этого любили, сделают ему больно. Да, возможно малыш и станет «шелковым» после порки ремнем, но вот поймет ли он, почему ему нельзя, например, бегать по крутой горке или лезть в воду без разрешения? И где гарантия, что он все же не попробует это сделать, когда мама и папа не видят, подвергая себя опасности?

Не менее губительно отразится на ребенке и желание родителей во всем помогать ему, или даже делать все за ребенка. Одни родители просто чрезмерно опекают малыша, другие поступают так, потому что это удобно. Понятное дело, что никому из взрослых не хочется ждать, пока маленькие пальчики справятся с такой коварной молнией на кофте или малыш будет кушать целый час, но самостоятельно. Уж проще сделать все за ребенка – и быстро, и чисто, и главное не «напряжно», ведь он еще маленький. Но тем самым вы не даете ребенку развиваться, и даете установку, что к самостоятельности стремится вредно, ведь лучше за тебя все сделают другие. И какой человек вырастет тогда из вашего «удобного» ребенка?

Как добиться послушания? Очень важно дать понять малышу, что есть какие-то вещи, которые вы не разрешите ему ни при каких условиях, есть вещи, которые можно только когда мама или папа рядом, а есть что-то, что он может делать всегда. Очень многие вещи с трехлетками можно перевести в игровую форму. Например, ребенок не хочет одеваться утром в сад. Мама может предложить игру «Наперегонки с папой» — кто оденется быстрее. Соревновательный момент для детей – это отличный стимул к действию. Играя, можно очень много добиться с малышом, главное не лениться родителям и включать фантазию. Важно давать ребенку право выбора, или, иногда, иллюзию выбора: если нужно ложиться спать, предложите ребенку выбрать, с кем он сегодня будет чистить зубы: с мамой или с папой (или какую книжку почитать ему перед сном). Ребенок начнет готовиться ко сну, хотя прямой команды «ложись спать» не поступило.

Слово – главный метод. Если вы будете постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему вы хотите, чтобы он сделал что-то, или не делал чего-то, то это в конечном итоге даст результат больший, чем просто запрет или требование. Подумайте, разве нам взрослым так уж нравятся категорические приказы или запреты? Гораздо приятнее нам получить обоснованную просьбу или мотивированный отказ. Так и малыш, он хочет знать почему, и если не понимает, то будет продолжать делать по-своему. Другой вопрос, что объяснять и рассказывать, возможно, придется десятки раз, ведь ребенок он на то и ребенок, чтобы чего-то еще не знать и не понимать. И вот тут очень важно, чтобы родители набрались терпения, понимания и такта. С любым ребенком можно договориться, главное уметь и хотеть это делать.

Почему не слушаются дети

Каждый родитель задается вопросом о непослушании детей, о том, почему ребенок игнорирует просьбы родителей. Ребенок не разделяет родительские приоритеты и не понимает, почему данное родителями задание настолько важно, что нужно отложить игру или другое занятие малыша. Игры для маленьких детей – это ведущий вид деятельности, поэтому взрослые должны учесть интересы малыша и аккуратно, мудро переключить ребенка на другие виды активности. Для начала, вам необходимо поинтересоваться, что именно сейчас хочет делать ребенок, а также проявить интерес к занятиям малыша. Далее нужно предупредить ребенка о вашей просьбе и указать временные ограничения. К примеру, вы просите ребенка сходить в душ и если получаете отказ, нужно спросить, сколько времени ребенку нужно для того, чтобы он окончил свою игру. Как только компромисс достигнут – закрепляйте согласие символическими рукопожатиями «как у взрослых».

Приучайте ребенка вас слушать

Чаще всего родители не идут с ребенком на «сделку», а если ребенок не выполняет просьбу сразу, родители повышают голос. Обратите внимание, что ребенок в первый год своей жизни хорошо различает интонации и испытывает границу дозволенного. Поэтому когда ребенок становится старше, у него формируются ложные представления о том, что игнорирование обращенных к нему слов возможно. Данная проблема касается исключительно взрослых, ведь мама и папа должны «закрепить» авторитет в глазах ребенка с первых лет жизни малыша. Во многих семьях малыш не обращает внимания на просьбы, даже если они звучат несколько раз подряд – это говорит о том, что вы сами того не желая успели приучить чадо к тому, что ему дозволено не реагировать на слова, если только не повышается голос.

В такой ситуации не стоит угрожать и кричать на малыша через несколько комнат – необходимо подойти к нему, узнать, чем он занят и не нужна ли ему помощь. Обязательно устанавливайте зрительный контакт и только после этого расскажите малышу, что именно ему нужно сделать. Ребенку необходимо понимать, что вы сказали о задании для него серьезно и повторять больше не будете. Убедите малыша, что поставленные вами сроки на выполнение задачи обязательные и их нужно придерживаться.

Переключение внимания малыша находится в лобном участке коры головного мозга, поэтому всегда, когда родители требуют выполнять те или иные указания, ребенок находится перед выбором. Только тогда, когда ребенка решит, что непослушание недопустимо и нужно отложить все свои дела, выполнить просьбу, тогда контакт налаживается. Таким образом, у ребенка формируется умение к принятию сознательных самостоятельных решений и усиливается самодисциплина. Подобный совет может сработать только в том случае, если малыш желает делать такой выбор, но заставлять его с помощью угроз или повышения голоса не нужно – это не поможет в любом случае. Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы разъяснить малышу полезные ему практические значения в правильности выбора.

Причины непослушания и советы родителям

Многие дети ощущают то, что словами выразить не могут – а именно ребенок остается «неуслышанным». Ни один взрослый не сможет заставить малыша прислушиваться и выполнять требуемую работу без напоминаний, если только родители не желают сломить желание решать самостоятельно. Вам необходимо поддерживать желание сотрудничать малыша с вами. Часто бывает, что ребенок готов предоставлять право решения за взрослыми, но только в том случае, если родители прислушиваются к интересам малыша. Нет исключений, что конкретные ситуации могут быть решены по-разному – с учетом интересов ребенка и без них, и, если каждая ваша просьба будет рассмотрена взрослым и малышом, тогда вы без повышения голоса и угроз выйдете победителем и установите авторитет.

Часто бывает, что ребенок ощущает себя одиноким – без связи с мамой и папой, что может случиться только в том случае, если родители предпочитают отдыхать отдельно от ребенка и практически не общаются с ним или просто не хватает времени для общения. Таким образом, ребенок почти не получает родительского тепла и будет слышать от мамы с папой ряд указаний – сделай то, принеси то, ты наказан за непослушание. Для ребенка в любом возрасте самым главным остается любовь и эмпатийность отношений, но никак не требовательность и жестокость. Каждый малыш имеет точно такую же особенность, как и взрослый человек. Под данными словами подразумевается усиленный контроль, что может вызвать нотки сопротивления и последствия тогда необратимы. Последствий может быть множество и все разные – тут все зависит от характера и предыдущих методов в воспитании.

Ваш малыш не должен терять уверенности в том, что его мама и папа на его стороне и родители всегда прислушиваются к его мнению и пожеланиям. Всегда нужно помнить, что перед вами маленький человек, который нуждается в воспитании, а не об обычном или даже жестком контроле. Вам нужно самим научиться находить компромиссы, идти на уступку, кооперировать каждую свою последующую работу и действие – таким образом, ребенок будет учиться на вашем же примере.

Ситуации, в которых ребенок не понимает запрета, не должен выходить из-под вашего контроля – скорее всего (если малыш находится в сознательном возрасте) он не понимает, почему нужно поступить так, а не иначе. Введите в свой стиль воспитания объяснение запретов, усадите ребенка перед собой и расскажите, почему данная ситуация должна быть сделана именно так. В следующий раз ребенок будет помнить, как правильно поступить чтобы не просто его не поругали, а, чтобы это принесло пользу. Если данной проблемы вы коснулись с детьми, младше 4 лет, попробуйте объяснять в игровой форме или даже в виде сказок, где есть хороший и плохой герой. Любой ребенок отвергнет жестокость и наказание будет воспринимать с агрессией. Вы должны сохранять спокойствие в любой ситуации, даже если это противоречит вашим внутренним желанием. Для детей более старшего возраста необходимо, чтобы все наказания и отказы родителей происходили не при его друзьях или учителях, воспитателях, так как некоторые дети после «нравоучений» перед сверстниками замыкаются от родителей и больше не воспринимают родителей как опору.

Ребенку важно понимать, что он становится старше и может быть полностью ответственным за то дело, которое поручили родители. Когда ребенок борется за ответственные дела, порученные родителями, он полностью осознает цену ошибок и может относиться действительно со всей ответственностью. В это время формируется обязательное для взрослых чувство – ребенок будет продумывать, сосредоточится на данном деле, а далее может даже перепроверить, все ли правильно он сделал. Если родители спокойно поручили важное ответственное дело, малыш самостоятельно поймет, что после проделанной работы нужно маме и папе доложить «как все прошло».

Делаем акцент на том, что какое бы новое правило вы не ввели, что бы вы не начали менять, ребенок начнет слушаться и слышать вас только если будет ощущать вашу любовь. Поэтому не стоит забывать об объятьях, поцелуях и теплу, которое так необходимо каждому малышу. Если вы будете хвалить и ценить ребенка, тогда он будет чувствовать вашу поддержку во время воспитания и в будущем станет надежной опорой для своих родителей.

Почему дети не слушаются. Почему у послушной в детстве мамы растет непослушный ребенок?

Бывают моменты, когда просто не знаешь, что делать. Как реагировать на поведение ребенка, который плохо себя ведет? Это возмущает, приводит в ярость. Как можно не понимать простых вещей, ведь общаемся на одном языке?

Порой не можешь сдержаться и начинаешь наказывать. По-другому просто до ребенка не достучаться. Если прикрикнуть, он идет делать, что сказали. Наверно, так и надо. Или нет?

Все же мучает вопрос — почему дети не слушаются? Неужели они не понимают по-хорошему? Почему дети не слушаются родителей с первого раза? Почему, как нарочно, провоцируют на то, чтоб их наказали, отругали? Что с этим делать? Что стоит за этим поведением и непослушанием ребенка?

Почему дети не слушаются маму сразу? Самый близкий и родной для них человек — не авторитет, как было до этого времени. Ведь мы хотим, как лучше, и заботимся о них, чтобы им было хорошо. А они не слушаются и делают все по-своему. По-хорошему просишь убраться в комнате, разобраться на своем письменном столе, сложить все тетрадки, учебники в стопочку, ровно! Все так просто! Ведь так удобнее, когда все разложено. Знаешь, где какой учебник стоит на полке, тетрадочки на столе в стопочке, все под рукой, не мешает ничего. Можно быстро отыскать нужную вещь.

Так нет же. У него все навалено, все в кучу, еще и кричит, что у него порядок. Какой может быть порядок, когда все перемешано и разбросано по столу?

А уроки? Как можно за 5 минут сделать русский? Быстро открыл тетрадку, мигом переписал, как курица лапой мелким подчерком, что не разберешь, закрыл и побежал по другим делам. Ну как так? Почему дети не слушаются родителей, которые дают им очень ценные советы, как нужно сделать? Мы же лучше знаем, как надо, — почему не прислушаться сразу, и тогда всем будет хорошо?

Системный взгляд на то, почему же дети не слушаются родителей

Понимание того, почему дети могут не слушаться, приходит после знакомства с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана и осознания, что все мы по-разному воспринимаем мир вокруг. Дети могут иметь при внешнем сходстве совершенно отличные от своих родителей природные способности и желания.

Причина таких разных желаний, которые бессознательно формируют наш жизненный сценарий, влияют на наше восприятие жизни и взаимодействие с другими людьми, — это наличие разных свойств, векторов в каждом человеке.

Наша психика отражает наши бессознательные желания, формирует нашу картину мира. Поэтому в семье бывает недопонимание, когда у ребенка есть такие свойства, которых нет у его родителей с другим вектором.

Когда мы оцениваем поведение своего ребенка, то зачастую сравниваем его с собой, смотрим через себя, свои умения, навыки и приобретенный опыт. И нас начинает раздражать, злить то, чего мы понять не можем.

Давайте разберем несколько примеров и посмотрим, насколько восприятие всего вокруг может отличаться у людей с разными векторами в одной семье, когда родитель и ребенок имеют разные свойства:

Анальный векторКожный вектор
Говорит медленно, подробно и детальноГоворит быстро, скуп на слова и эмоции, на похвалу
Феноменальная память, аналитическое мышление, стремится сделать все тщательно и аккуратноЛогическое мышление, экономит время, силы и ресурсы
Послушный, основательный, внимательный к деталям, правдивый и честныйДисциплинированный, подвижный, быстрый. Легко адаптируется к изменяющимся условиям. Легко может изменить свое мнение, если это ему выгодно в данный момент
Тяжело начинает новые дела. Но если начал, то доводит до концаЛегко начинает новое дело, но до конца может не довести
Медлителен. Любит все делать тщательно, не торопясь, качественно. Мало, но основательно. Ему важно не количество, а качествоБыстрый, подвижный. Любит соревноваться, добиваться целей. Ему, наоборот, важно количество, а не качество. Делает несколько дел одновременно
Любит собирать пазлы и разгадывать кроссворды. Домосед, предпочитает пассивный отдыхЛюбит собирать конструкторы. Имеет инженерный талант. Всегда готов к новым «подвигам и приключениям»

В таблице описана лишь малая часть особенностей людей с кожным и анальным вектором. Но уже можно заметить, что психика кожного ребенка будет в значительной степени отличаться от психики родителя с анальным вектором.

Если маленький кожник с большим удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно, то анальный человек будет последовательно доводить начатое дело до конца, и неважно, сколько времени на это уйдет.

Для него качество — в приоритете.

Поэтому родителю, имеющему анальный вектор, не понять желаний кожного ребенка быстренько сделать уроки. Да еще попутно доделывать какую-нибудь конструкцию. Такому родителю поведение кожного ребенка будет казаться неприемлемым, неправильным, плохим. Он не понимает, как можно так себя вести: постоянно вертеться на одном месте и слушать вполуха? Ведь он, наоборот, может внимательно слушать собеседника, да еще задавать уточняющие вопросы.

Эти противоречия в свойствах порождают непонимание, которого можно избежать, если понимать причинно-следственную связь тех или иных поступков людей. Понимать, почему другие так делают, так поступают, иначе видят мир в отличие от нас самих.

Дети слушаются родителей, когда мы их понимаем

Когда родители понимают своего ребенка, его истинные желания, помогают развить его умения и таланты, тогда не возникает и самого вопроса, почему дети так непослушны. Когда нам открыт путь восприятия мира глазами нашего ребенка, нет повода для злости, раздражения к нему. Появляется универсальная возможность помочь состояться ребенку в жизни согласно заданным ему природой свойствам. Это путь к развитию его способностей, чтобы ребенок мог реализовать себя в жизни как полноценная, психически здоровая личность.

На ребенка НЕЛЬЗЯ кричать, его НЕЛЬЗЯ бить и унижать!

Можно и нужно только развивать личность ребенка, зная его особенности. Создавать ему условия, необходимые для правильного и гармоничного развития. Уже с раннего детства каждый родитель способен определить, какими качествами и талантами наделен его ребенок, если он имеет навыки системного мышления.

От нас самих зависит порой и судьба нашего ребенка. Как это — смотрите видеоролик:

Узнать подробнее о себе, своих особенностях, понять своего ребенка и узнать, как вырастить из него счастливого человека, можно уже на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная» психология, регистрируйтесь тут.

Почему ребёнок вас не слушается: 2 главные причины

Почему ребёнок не слушается? — этот вопрос задают родители годовалого крохи, и такой же вопрос задают мамы более старших детей.

Однако корни непослушания в каждом возрасте свои. В данной статье мы поговорим о ребёнке до 2-3 лет.

В одном из писем мы с вами обсуждали тему маминого авторитета, и то, как наличие или отсутствие авторитета сказывается на поведении ребёнка, на его взаимоотношениях с грудью.

Сегодня хочу помочь вам определиться с термином «мама занята» и зачем вообще нужно быть занятой – ведь вроде бы как наше с вами основное дело в декрете – это ребёнок!

Вы тоже так считаете? Тогда давайте разберемся подробнее!

Мама ребёнку нужна – это факт. Но при этом вы можете не задумываться — какая мама нужна ребёнку?

Есть 2 крайности, которых нужно постараться избежать:

  1. Мама, полностью принадлежащая ребёнку.

Это значит, что Ваш центр – это ребёнок, и вся ваша деятельность вращается вокруг него.

Ребёнок не спит – вы рядом: занимаетесь, развлекаете, разговариваете и практически ни на минуту стараетесь не оставлять одного. Для ребёнка первых 2 месяцев жизни – это просто отлично! Но примерьте эту картину на подросшего малыша: 6, 9, 12 месяцев. А если 1,5 года? А 2 года?

Такая гиперопека приводит к тому, что у ребёнка нет пространства для собственного развития.

И постепенно малыш просто перестает пытаться занять себя сам. И к 2-м годам мы получаем ребёнка, который маме не даёт и шагу ступить, и маму, которая жалуется, что нет времени ни на себя, ни на дом, да и вообще выдохнуть некогда и с вожделением, возможно тайным – ждём того дня, когда сможем отправить ребенка в детский сад.

Что не так в этой ситуации?

Мы сами создали себе такие условия жизни.

Мы сами дали ребёнку возможность управлять нашим временем.

И самое главное, что за это нельзя на него обижаться. По той простой причине, что ребёнок пока ещё не выбирает свою жизнь – он учится у взрослых, и поскольку с мамой проводит больше всего времени – учится у мамы.

Мама, которая всегда доступна, не вызывает у ребёнка уважения, и на этом фоне могут возникать такие проявления:

  • ребёнок кусает грудь;
  • ребёнок бьет маму;
  • ребёнок не остается ни с кем и не отпускает маму от себя ни на шаг;
  • ребёнок ОЧЕНЬ много, долго и часто сосет грудь (после 9 мес. это не есть хорошо!)
  • ребёнок не может сам себя занять, даже на короткое время.

Поэтому очень хорошо, когда мама показывает свою социальную занятость для ребёнка и тем самым повышает свой статус в его глазах. Сделать это можно разными путями, и один самый простой – это завести себе СВОЕ дело. Быть занятой!

Как пример: заниматься декупажем, шить, мастерить, работать через интернет (дистанционно), работать очно, но не полный рабочий день и т.д.

  1. Мама, которая стремится СРАЗУ приучить ребёнка к самостоятельности.

Либо сразу после родов выходит на работу, а ребёнка оставляет на няню. Думаю, вам встречались такие высказывания – «Пусть полежит один – ничего страшного, даже если и поплачет чуть-чуть», «Давай, давай учись сам играть», «Ну что ты плачешь, давай успокаивайся быстренько».

Такие высказывания – они не для ребёнка.

Ведь учится ребёнок через СОВМЕСТНУЮ с нами деятельность. С игрой все понятно – вначале мы играем игрушками, строим сюжет, ребёнок наблюдает и где-то осматривает игрушки, местами затягивает их в рот.

Постепенно малыш уже сам может выстроить фигурки и позвать нас поиграть (рассказать) ему сказку по фигуркам, а затем он САМ придумает сказку и расскажет её вам!

Самостоятельность формируется постепенно и плавно.

Что же делать? Где выход из ситуации?

Почаще напоминайте себе, что ребёнок учится, глядя на вас. Именно поэтому стоит делить свое время на 3 части:

1 часть – для ребёнка

2 часть – домашние дела (делаем ВМЕСТЕ с ребёнком)

3 часть – для себя.

Чтобы соблюсти свой авторитет, Вам нужно свое дело! Дело, от которого горят глаза, которым Вам хочется заниматься, Дело которое позволяет Вам отдохнуть и переключиться от рутины!

Не обязательно что-то глобальное – бизнес открыть, НО отдушина женщине просто необходима.

  • Ваше представление о том, какого ребёнка Вы хотите вырастить

Как часто, прежде чем начать новое дело, мы думаем о его выгодах, целях, ресурсах, необходимых для успешного старта. При этом, когда я спрашиваю у мамы – какого ребёнка Вы хотите вырастить? Что хотите видеть в нём через год, через 3, через 5… — мало кто может об этом сказать…

Поэтому прямо сейчас можете подумать – каким вы видите своего ребёнка через год?

Как ваше нынешнее поведение, ваш образ жизни помогут вам достичь этой поставленной цели…

Задача и упражнение не простое! Но поверьте, после его выполнения многие воспитательные моменты станут гораздо проще!

Пишите свои вопросы в комментариях, буду рада помочь вам разобраться!

Почему дети не слушаются родителей

Родители всегда хотят для своего ребенка только самого лучшего, но и получать взамен его любовь и послушание тоже является их желанием. Иногда родители жалуются на то, что ребенок игнорирует их и ведет себя плохо. Возникает вопрос : «Почему дети не слушаются родителей?»

Бывают ли дети послушными

Детей, которые всегда слушаются своих родителей не бывает, потому что ребенок растет и пытается понять смысл своего существования и влияния на окружающих людей. Дети не являются роботами, они всегда индивидуальны.

Желание родителей видеть послушного ребенка понятно, ведь они хотят этим облегчить себе жизнь и быть удовлетворены применяемыми методами воспитания.

Возникает огромное количество вопросов:

  • Виной непослушания детей является вредность?
  • Может быть дети не слушаются, потому что протестуют?
  • Почему ребенок в гостях начинает вести себя еще хуже, чем дома?
  • Почему в садике воспитатель говорит, что ребенок очень послушный, а дома все наоборот?
  • Как заставить ребенка слушаться родителей? Нужно ли вообще заставлять его это делать?

Все сводится к одному — ребенок не слышит своих родителей. Он может это делать специально, а иногда родители не могут правильно дать ребенку установку. Причину нужно искать родителям в себе, а не в своем ребенке.

Определение роли ребенка в семье

Когда ребенок находится в утробе, то мать уже предполагает его роль в семье, особенно если это первенец. Самая распространенная роль, приписываемая малышу, — это «король», когда ребенок является для родителей единственным человеком на планете, ему отдается все самое лучшее, выполняются все капризы. Близкие, в таком случае, пытаются во всем угодить ненагладному чаду, но забывают, что не они должны жить по законам малыша, а ребенок должен следовать нормам своей семьи.

Если исполнять все прихоти сына или дочери, то с возрастом у них появятся очень большие запросы. Объяснить потом ребенку будет сложно, почему у родителей нет возможности исполнить его желание. Ребенок с такой ролью является манипулятором в семье и делает все на свое усмотрение. Он даже не попытается прислушаться к требованиям родных.

Родителям со временем становится сложно справляться со своим малышом и они начинают допускать ошибки в воспитании. Если ребенок наказан, то не стоит при его первых слезах отменять меры. Нужно дать четко понять, что такое поведение недопустимо. Главное, не расслабляться и не бежать по его первому зову. Такого ребенка сложно поставить на место, но возможно. У родителей должна быть главенствующая роль в семье, а не наоборот.

Следующая роль — это «невидимка», когда родные не замечают и не слышат своего малыша. Сейчас такая роль у большого количества детей, потому что родители много времени проводят в интернете или заняты на работе. Ребенок считает себя нежеланным и невидимым. Чтобы его заметили, он начинает делать проступки, зная, что его накажут, но он не боится наказания. Для такого ребенка будет вниманием даже гнев родителей.

Игнорировать ребенка нельзя. Он пытается стать частью этого мира и нуждается в помощи близких. У малыша тоже есть свои заботы и дела, хотя для родителей это может казаться ерундой. Нужно помочь своему ребенку разобраться во всем: кто еще научит, как поступать в той или иной ситуации.

Если кризис в отношениях с ребенком углубится, он начнет сам игнорировать родителей. Так как малыш предоставлен сам себе, то может замкнуться.
Необходимо понимать, что ребенок без причины не протестует. Нужно обязательно установить с ним контакт, чтобы не прибегать к помощи психологов.

Есть еще одна роль — «стена для удара», когда родители всю свою злость и гнев выливают на ребенка, даже если он не виноват. В этом случае родители не слышат ребенка, не замечают его хорошего поведения, а как только он допустит малейший промах, жестко наказывают. Ребенок находится в недоумении, почему родители так с ним обращаются, в чем он виноват.

Дети с такой ролью начинают в ответ мстить и не слушаться. Они обижают своих сверстников по пустякам, потому что по другому просто не умеют.

Как вести себя родителям

Когда вопрос о непослушании ребенка становится остро, нужно разобраться в чем причины такого поведения. На ребенке отражается отношение взрослых, и он, не зная, как с этим справиться, начинает протестовать.

Родители должны искать причины, в первую очередь, в себе и подумать, как исправить положение. С ребенком нужно общаться. Необходимо научиться спокойно договариваться со своим чадом уже с маленького возраста. Важно установить доверительные отношения с малышом.

Маленькому человечку необходимо родительское тепло и участие. Если ребенок будет видеть, что он полноценная часть семьи, родители любят и уважают его, то ситуация станет разрешимой.

Все о детях

Все любящие родители мечтают вырастить здоровых и послушных детей. Но как бы взрослые ни старались воспитывать правильно, часто взрослеющие и меняющиеся отпрыски огорчают своими поступками. Они перестают слушаться, не реагируют на просьбы и действуют наперекор. Причин поведения, когда ребенок делает все назло, может быть много. Ошибка родителей в том, что они даже не пытаются их понять и предпочитают решить проблему наказанием. Это не выход, более того, такие воспитательные меры негативно отражаются на детской психике.

Причины непослушания

Дети очень быстро растут и меняются. Уже в 2–3 года у них появляются свои желания, вкусы, настроения, пристрастия и характер. К этому надо быть готовым и спокойно воспринимать любое открытие в поведении. В раннем возрасте отклонения скорректировать легче, но делать это нужно очень аккуратно. Желание поступать назло взрослым может быть спровоцировано разными причинами.

Давление и чрезмерный контроль

Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.

Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».

Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:

  • безынициативность;
  • заниженная самооценка;
  • мстительность;
  • склонность к обману.

Разные воспитательные подходы

Непослушные и капризные манипуляторы вырастают в семьях, где отсутствует единство в воспитании. Проще говоря, когда мама и папа предъявляют разные требования. Допустим, мама рассказывает, что животных бить нельзя, а папа, наблюдая, как малыш пинает кошку, весело смеётся. Малыши не понимают границ правильного и дозволенного. Оба родителя для них авторитеты и чаще всего они выбирают того, кто больше разрешает. Отучить делать наперекор маме в таких ситуациях будет сложно, так как ребёнок понимает, что у него есть более удобный и покладистый папа-защитник. Нередки случаи, когда причиной делать все назло становится излишняя уступчивость бабушек и дедушек.

Возрастные кризисы

Детские кризисные периоды наступают в 1 и 3 года, 7 лет и в подростковом возрасте. Кризисы всегда сопровождаются переменами в физическом и эмоциональном развитии. Это не продолжительные, но очень бурные этапы. Может резко и не в лучшую сторону измениться поведение и характер, часто отмечается раздражительность и протестное поведение. В такие трудные периоды детям особенно важна забота, внимание и понимание родителей.

Невыполнимые задачи

Иногда родители слишком много хотят от детей и ставят недостижимые планки. Переоценивая способности и возможности, ребенка просят выполнить то, что он физически сделать не способен. Если что-то не получается, его ругают и наказывают. Реакцией на завышенные требования становится желание делать все наперекор, непослушание и агрессия. Такие реакции могут проявляться по-разному. Иногда это спокойное молчание, чаще бурные эмоции, сопровождающиеся плачем и истериками. Любой из этих вариантов поведения приводит к непослушанию и желанию поступать «назло» со всеми неопрятными для родителей последствиями.

Недостаток любви и внимания

На протяжении всего периода взросления малыши нуждаются в постоянном контакте и общении с близкими. Совместные прогулки, игры, рисование, чтение, просмотры мультиков – всё это вызывает восхищение родителями, любовь и благодарность. Одинокие дети, обделённые вниманием, чувствуют внутреннее отчуждение. Пытаясь привлечь к себе внимание, они готовы идти на всё, чтобы мама с папой отреагировали на их присутствие и проявили хоть какие-то чувства. Иногда, действуя наперекор и нарочно, и, отказываясь выполнять просьбы, они находят для себя единственный способ сделать так, чтобы их заметили. Даже негативные способы в таких случаях дают результат.

Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор

Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.

Решайте проблемы мирным путем

Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.

От раздражения и криков малыш становится более непослушным. Наказывать необходимо только тогда, когда действительно совершен плохой поступок, а не в тех случаях, когда у мамы нет настроения, а у папы проблемы на работе.

Не уступайте, пытаясь прекратить истерики

Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.

На агрессию и капризность отвечайте любовью

Сдерживайте раздражение в ситуациях, когда ребёнок вредничает и плохо себя ведёт. Продолжайте заниматься своими делами, не разговаривайте и не обращайте внимание на разбушевавшегося малыша. После того как он устанет проявлять характер, обнимите, поцелуйте и расскажите, как вы его любите. Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся.

Предлагайте альтернативу

У деток должен быть выбор. Если родители его предлагают, конфликты исключены. Это может касаться еды, одежды, развлечений и т. д. Когда дети не чувствуют давления, у них просто нет повода действовать наперекор.

Предлагая альтернативы, не допускайте вседозволенности. Запреты никто не отменял: нельзя играть с ножом и спичками, лезть пальцами в розетку, переходить дорогу в неположенном месте и т. д. Всегда объясняйте причину запретов и рассказывайте, что может произойти, если они будут нарушены.

Учитывайте возраст

С поведением «назло родителям» чаще всего сталкиваются в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте малыши ещё не способны оценить безопасность и разумность своих желаний, поэтому на родительское «нет» или «нельзя» реагируют истерикой или непослушанием. Если желание исполнимо, осуществите его. Если оно небезопасно, попробует отвлечь игрой или прогулкой. Когда эти способы не работают, просто оставьте запрет и примите любые эмоциональные реакции спокойно и с любовью. В таких ситуациях бессмысленно ждать послушания, злиться, кричать и пытаться вразумить.

В 4 года дети уже воспринимают и слушают объяснения, но до 7–8 лет ко всем запретам относятся несерьёзно. Они не понимают их важности, например, зачем от них требуют мыть руки и чистить зубы. Им сложно уяснить причину, но, когда мама доходчиво, в понятной и правильной форме всё объясняет, ребёнок начинает воспринимать эти действия как что-то важное, обязательное и полезное.

Чтобы ребёнок радовал успехами и хорошим поведением, попытайтесь разобраться в причинах протестного поведения. Разобравшись, вы, скорее всего, увидите свои ошибки. Меняйтесь сами, воспитывайте с любовью, а приучая к обязанностям, не забывайте о правах и желаниях детей.

Если вам интересны подобные статьи, рекомендуем посмотреть наш раздел о воспитании детей.

Видео на тему «Почему дети делают все назло»

Почему дети не слушаются?

Если ребенок всегда и во всем подчиняется воле родителей – это не только редкое исключение из правил, но и возможный повод для беспокойства. Однако непослушание грозит «неоперившемуся птенцу» не меньшими неприятностями. Это очевидно для мам и пап, но для детей – далеко не всегда. Почему так происходит?

Каждый карапуз, едва научившийся ходить, – это уже маленькая личность с определенными склонностями характера и со своей собственной волей. Но, разумеется, мама и папа учат малыша слушаться, ведь это, прежде всего, необходимо для его безопасности. Интересная закономерность: пока ребенок маленький, у подавляющего большинства родителей хватает терпения, такта и изобретательности для того, чтобы, не портя с ним отношений, добиваться выполнения своих требований. Но чуть только чадо подрастает и заявляет о собственных потребностях, многие папы и мамы «расплескивают» весь педагогический талант. «Почему он нас не слушается?» – задаются вопросом родители. Между тем, причины детского непослушания редко бывают оригинальными. В общем и целом, они делятся на четыре группы.

1. Причины, вызванные возрастными кризисами

Специалисты выделяют следующие кризисы детского возраста: раннего детства (12-18 месяцев), кризис трех лет (2-4 года), кризис семи лет, младший подростковый (8-9 лет) и пубертатный. Может сложиться впечатление, что подрастающая личность почти постоянно находится в поисках себя и границ дозволенного.

На самом деле, острый период каждого из кризисов длится от силы пару месяцев (исключение – пубертатный кризис), и то, насколько быстро и безболезненно ребенок его переживает, зависит от атмосферы в семье и от линии поведения, выбранной родителями. Психологи советуют проявлять выдержку и терпение в кризисные периоды, с пониманием воспринимать стремление ребенка к самостоятельности, всячески демонстрировать ему свою любовь, но, тем не менее, твердо стоять на принципиально важных позициях. Если придерживаться этих правил, затянувшихся проблем с послушанием, скорее всего, удастся избежать.

2. Усталость, болезнь, стресс

Физическая усталость малыша, накопившаяся ко времени дневного или ночного сна, или перегруженность школьника занятиями, или плохое самочувствие могут сделать ребенка непослушным. В этом случае его отказ съесть суп, решить задачу или сесть за фортепиано – это протест от имени детского организма, требующего восстановления сил.

Стресс, вызванный походом в детский сад или в школу, переездом в новый район, разводом родителей или появлением нового члена семьи, как и любые другие сильные переживания, также может вызвать у ребенка «протестные настроения». Обычно таким образом он пытается обратить на себя внимание, заставить взрослых считаться с его мнением.

3. Недостаток внимания

Многие родители и рады бы проводить с детьми больше времени, но в силу обстоятельств видят их лишь урывками. Детей, не достигших подросткового возраста, это, как правило, не устраивает. С бабушками и нянями они могут быть вполне покладистыми, но от мам и пап требуют полной отдачи в выполнении родительских обязанностей – что, впрочем, вполне закономерно – а потому привлекают к себе их внимание капризами и непослушанием.

Правда, подобное поведение детей зачастую провоцируют сами родители. К примеру, папа, уставший после работы и устроившийся на диване для просмотра футбольного матча, может сходу скомандовать маленькому сыну: «Иди чистить зубы и ложись спать!», рассчитывая на послушание ребенка. Но для любящего малыша этот приказ практически невыполним, если тот соскучился по отцу и хочет с ним поиграть, повозиться, или, куда ни шло, полежать рядом. Конечно, ребенок не послушается и не даст папе спокойно насладиться отдыхом. Но только не потому, что он непослушный, а потому, что обделен вниманием.

4. Неверно выбранная педагогическая тактика

Здесь имеет смысл остановиться подробнее. Далеко не все родители имеют педагогическое образование и железные нервы, а потому не застрахованы от ошибок в общении со своими детьми. Хуже, когда такие ошибки повторяются систематически, в этом случае они порождают конкретные проблемы, в частности, с послушанием. Итак, дети не слушаются, если:

• слышат слишком много слов (длинные монологи без пауз дети не усваивают);
• общение с ними сводится к набору команд (односложные фразы в приказном тоне вряд ли могут кого-то воодушевить);
• к ним обращаются на фоне шумовых помех (очень важно перед тем, как высказать ребенку свое пожелание, убедиться в том, что он готов вас выслушать);
• на них часто повышают голос или обращаются к ним в раздраженном тоне (раздражение и крик автоматически делают слова взрослого намного менее убедительными);
• в общении с ними взрослые прибегают к угрозам и шантажу (что, в конце концов, порождает так называемую «психологическую глухоту»);
• родители называют их ругательными словами или унижают их достоинство другими способами (в этом случае речь вряд ли вообще идет о воспитании);
• требования родителей завышены или их чересчур много (не должно быть слишком много «нельзя», запреты и ограничения должны быть разумными, адекватными возрасту и темпераменту ребенка и исходить из соображений его безопасности и благополучия, а не удобства мамы или папы);
• родители требуют от них того, чего не выполняют сами (даже если дети этого не видят, они отлично чувствуют, есть ли в словах мамы или папы истинная убежденность в собственной правоте);
• родители требуют от них чего-либо, потому что «так надо», сами не с этим внутренне не соглашаясь;
• родители непоследовательны в своих требованиях (нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера; папа не должен разрешать то, что не позволено мамой, и наоборот).

Ребенку, безусловно, нужна дисциплина и самодисциплина, но научить его этим вещам – задача родителей. Причем очень важно соблюдать обязательные для развития у ребенка данных качеств условия – это четко сформулированная внутри семьи система норм и запретов и уважительное отношение к подрастающей личности. Это действительно непросто: чтобы воспитать ребенка человеком ответственным, способным самостоятельно принимать решения и имеющим внутренний стержень, и при этом остаться с ним друзьями, зачастую необходимо начать с перевоспитания себя.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: