Почему дети не слушаются

Почему дети не слушаются

Как поведение родителей становится причиной детского непослушания

Послушный ребенок – мечта любого родителя. Тем не менее, таких детей не существует: даже самые смиренные хоть иногда, да нарушают родительский покой. В чем же причина? Как говорится, сколько ни воспитывай ребенка, он будет похож на родителей — многие причины непослушания в том, что сыновья и дочки перенимают образцы поведения своих родителей.

Мало кто из пап и мам готов признать, что совершает ошибки. Чаще всего на приеме у психолога расстроенные родители, приведя своего непослушного ребенка со словами «сделайте с ним хоть что-нибудь!», искренне не понимают, почему специалист предлагает поработать с ними, а не с ребенком. Удивляться нечему: ребенок – зеркало родителей и их поведения, он отражает все то, что взрослые видеть в себе не хотят.

Причины непослушания

Самая распространенная причина детского непослушания – недостаток родительского внимания.

Взрослые считают, что уделяют своему чаду достаточно внимания: покупают красивые и дорогие вещи, дарят интересные подарки, подбирают кружки и секции, водят играть в торговые центры — и вообще делают все для его счастья. Современные родители любят «откупаться» от ребенка, считая, что в первую очередь надо добросовестно выполнять его основные потребности. Но айфон последней модели не заменит родительской ласки и любви.

Бывает и такая ситуация. Родители проводят много времени с чадом: делают вместе с ним домашние задания, водят в школу, и считают, что уделяют достаточно внимания. Но ребенку нужно совсем не это: он хочет совместных игр, хочет делиться с родителями важным и сокровенным, хочет ужинать вместе, обсуждая прошедший день, а вовсе не выполнять вместе домашнее задание. Результат – он перестает слушаться родителей, чтобы привлечь к себе внимание. Каждому родителю необходимо понимать, что внимание бывает качественно разным, и не всегда вы оказываете ребенку то, которое удовлетворяет его потребность.

Еще одна частая причина детского непослушания – отсутствие четко установленных границ. Ребенок рождается без понимания, что можно, а что нельзя — он эти правила получает извне, чаще всего – от родителей. Если взрослые часто меняют свое мнение и не могут установить ясные требования, то ребенок не будет слушаться, ведь ему попросту непонятно, почему вчера можно было гулять до позднего вечера (маму навещала подруга), а сегодня нельзя, а послезавтра — снова можно. Если вы установили правило, следуйте ему, нарушая только в исключительных случаях, например, при болезни ребенка.

Сюда же можно отнести ситуацию, когда у мамы и папы разные линии воспитания и разные правила. В этом случае ребенок путается и не понимает, почему с родителями надо вести себя по-разному в одинаковых ситуациях. Всегда заранее обсуждайте со всеми членами семьи установки, принятые у вас, и транслируйте их ребенку сообща.

К сожалению, отрицательный пример родительского поведения тоже является причиной детского непослушания. Если родители могут позволить себе грубости в речи, то от ребенка логично ожидать того же. Если папа часто не выполняет свои обещания, естественно, ребенок будет вести себя так же. Если мама постоянно опаздывает, то ребенок переймет эту манеру поведения. Прежде чем требовать от ребенка послушания, задумайтесь, а не делаете ли вы то, что запрещаете? «Я взрослая — мне можно» — в воспитательном процессе не работает. Исправив свое поведение, вы увидите, что и ребенок начнет вести себя иначе.

Иногда родители не обращают внимания на состояние ребенка и его занятость, когда просят о чем-либо. Если малыш слишком увлечен новой игрой или книжкой, то часто не слышит их просьбу. К тому же, не всегда восприятия взрослого и ребенка совпадают. Родители редко уточняют у детей, правильно ли они друг друга поняли, а ведь такой диалог – прямой путь к успеху и взаимопониманию. Вместо того, чтобы 50 раз твердить «в твоей комнате грязно», уточните у ребенка, понимает ли он, что ему нужно убраться, и если — да, договоритесь о времени, когда он это выполнит. Если родители не уважают личное время и пространство ребенка, то послушания ждать не стоит.

Своим непослушанием ребенок чаще всего кричит «SOS!», и если родитель не отнесется к этому сигналу серьезно, то впоследствии своеволие будет только расти.

Непослушные дети. Почему ребенок не слушается родителей?

Нередко в семье можно увидеть следующую картину – родители доведены до отчаяния, они орут, кричат, приказывают своему чаду сделать что-то, а оно совершенно не реагирует на их крики. Почему ребенок не слушается родителей? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться с причинами детского непослушания.

Нужно ли, чтобы дети полностью подчинялись родителям?

Уважаемые родители, если дети не исполняют ваши просьбы (приказы, инструкции), то вам некого винить в создавшейся ситуации, в этом виноваты исключительно вы сами. Что-то вы делаете неправильно. Стоит попытаться узнать, что именно.

Подумайте, может, вы слишком много требуете от своего чада? Еще с детства хорошо запомнилась фраза: «Послушными и овечки бывают». Может, не стоит делать из ребенка «послушную овечку»?

Ситуация, когда дети в некоторых семьях буквально «выдрессированы» и вскакивают с места даже по первому взгляду, не то, что слову родителей, тоже имеет неблагоприятное развитие в дальнейшем. Слишком послушные ребятишки поначалу вызывают умиление, даже зависть у некоторых – «какие молодцы, а моему-то балбесу десять раз повторить нужно».

Но когда-то эту дети вырастут и уже во взрослом возрасте начнут охотно подчиняться другому более сильному, напористому и авторитетному лидеру. А тот вполне может оказаться мерзавцем, даже преступником. Таким как раз и нужны послушные исполнители.

Уважаемые родители, хорошо подумайте, стоит ли делать из собственного чада «смирную овцу», которая даже не сможет отстоять свое мнение перед кем-то более наглым и дать отпор проходимцу.

Кто в доме главный? Ребенок или родители

Нередко встречается и обратная ситуация. Ребенка родители с самого раннего возраста буквально посадили себе на голову и носятся с ним, как с писаной торбой. «Ой, не тревожьте Сереженьку, он такой нервный».

Как и следует ожидать, Сереженька скоро вырастет в этакого «домашнего тирана», которого невозможно будет заставить сделать что-то помимо его воли. Более того, чадо само будет приказывать родителям, а те начнут выполнять все прихоти дитяти, иначе это будет чревато чем-то невообразимым.

Уважаемые родители, с самых малых лет ребенку важно дать почувствовать, кто в доме старший, а, следовательно, главный. Если вы не будете иметь авторитета в глазах своего чада, то оно станет игнорировать ваши просьбы. Тут уже не помогут крики и приказания.

А уж если ребенок осознает, что главный в доме – это он сам, то тут вам мало не покажется. Он сам начнет решать, когда вам идти в гости, когда в кино, иначе в ответ вы получите бурную и продолжительную истерику.

Как и среди взрослых, так и в окружении детей авторитет и любовь нужно заслужить. Не надавить, не запугать, а именно заслужить, тогда все ваши просьбы малыш будет охотно исполнять, так как его попросил самый любимый и уважаемый человек.

Ребенок отлично замечает все несовершенства родителей. Глупо, например, требовать от него выполнять утреннюю зарядку, если вы сами ее не делаете. Или просить убрать игрушки, если у вас самих в шкафу беспорядок. Все необходимо показывать детям на собственном примере. К примеру, так: «Давай сделаем уборку, я вымою полы, а ты перед этим уложишь все разбросанные игрушки и книжки на свои места».

При этом очень важны доверительные отношения между вами и вашими детьми. Помните, никакой агрессии и раздражения в ваших словах или в вашем тоне быть не должно.

Однако многие родители ошибочно воспринимают это заявление и начинают буквально сюсюкать с малышом. Знайте, что слишком мягкое отношение тоже не всегда проходит.

Кто сказал, что на детей нельзя иногда прикрикнуть? Однако сделать это нужно так, чтобы они поняли, что вы на самом деле настроены не агрессивно, не раздражены и не собираетесь их обижать. А наказать по справедливости можете.

Потом, когда ваша просьба или требование будут выполнены, очень важно поощрить малыша, но ни в коем случае не шоколадкой или чем-то материальным, он ведь не дрессированная собачка. Лучше просто обнимите его и скажите, что он самый лучший.

Видео почему дети не слушаются родителей

Чего нельзя делать при воспитании детей?

Разумеется, и это не обсуждается – ребенка нельзя бить! Никогда, ни в коем случае нельзя делать этого. Помните, что это не он доводит вас до приступа агрессии, а вы сами себя доводите. И срывать свое раздражение таким образом недопустимо.

К сожалению, сегодня нередко можно увидеть картину, когда мать, а хуже того, отец, поднимают руку на ребенка, оправдывая свое возмутительное поведение тем, что якобы он их не слушает. Правильно, зачем ему слушать таких монстров, которым самим нужен психиатр?

Всегда следует помнить, что ребенок слабее вас и физически, и духовно. И издеваться над ним непозволительно, в том числе морально.

Моральным издевательством можно считать игнорирование малыша за то, что он вас не слушается, заявления о том, что вы его не любите, а также откровенный шантаж. «Если ты сейчас же не оденешься, я буду любить только Катю, а ты мне не нужен».

Сравнение с другими детьми тоже можно причислить к моральному давлению на ребенка. «Вот соседский Славик такой послушный, хороший, а ты – нет». Это сродни заявлению, что вы хотите, чтобы вашим сыном стал этот Славик, а собственный ребенок вам не нужен, потому что он непослушный.

Согласитесь, если вы хотите, чтобы ребенок выполнял ваши просьбы, то глупо сыпать такими непродуманными и вредными фразами. Это может иметь обратный эффект, например, ваше чадо может ответить: «Вот и попроси Славика». При этом вы надолго можете испортить отношения с ребенком.

Уважаемые родители, перед тем, как попросить ребенка о чем-то, подумайте, нужно ли это на самом деле. Не дергайте малыша без причины, а то он просто перестанет воспринимать ваши приказания. «Не бегай», «не кричи», «не лезь туда», «ешь», «иди», «стой» — как часто такие команды вылетают из уст взрослых, которые иногда произносят их, даже не осознавая, нужно ли лишний раз их воспроизводить.

А если ребенку будет грозить реальная опасность, например, на улице? Тогда ваш крик «стой» может спасти очень многое. Поэтому лучше не сыпать бездумными командами направо и налево, чтобы ребенок перестал обращать на них внимание. Лучше приучить малыша, что иногда бывают непредвиденные ситуации, и он должен правильно реагировать на ваше резкое приказание.

Уважаемые мамы и папы, когда вы сетуете на непослушание своих детей, следует вспомнить, какими вы сами были в детстве. Вспоминайте чаще, и тогда все у вас получится. Удачи!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Почему дети не слушаются? 5 причин – и 5 советов родителям

Непослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя “нормально”, взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: “хорошие” мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают “не беспокоить” родителей и других важных людей, “не создавать проблем”, “не сердить” и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают “гайки”, а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от “порки” до “порки”.

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: “Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы. “.

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять “особое” положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются “давить”.

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. “Скажи, что сказала только что мама. Ну!”. Молчание. “Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку. “

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: “Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!”.

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее “Почему ты до сих пор это не сделал?”. Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет. Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: “Чудо, а не ребенок!”. А маме не по себе: “Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее. ” Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути “оживить” ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача. При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные “обзывалки”: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: “Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!”. Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Почему малыши не слушаются маму, а воспитательницу слушаются

«Чудесная девочка: умная, спокойная, а какая послушная!» – нахваливала дочку воспитатель детского сада. Умная, спокойная и послушная девочка при этом шумно сопела, что знаменовало собой начало ужасного превращения: из крохотного белокурого ангела в ужас, летящий на крыльях ночи.

«Да-да, она именно такая», – согласно кивала я, недоумевая: какие силы заставляют ребенка вести себя дома из рук вон плохо и моментально превращаться в сладкого пупса в детском саду?

Как оказалось, ситуация, когда ребенок не слушается именно маму и идеально ведет себя с посторонними – отнюдь не редкость…

Мама не виновата!

Маме, которая не может утихомирить собственное чадо (вынуждена разговаривать с ним на повышенных тонах, а то и наказывать, призывая к порядку), довольно обидно обнаружить, что бабушка, няня, воспитательница добиваются того же играючи. Как правило, ее посещают следующие мысли.

«Мой ребенок меня не любит». Виноват кто-то другой.

Виновата в этом, разумеется, бабушка, воспитательница, няня – именно она коварно заняла место в сердце ребенка, предназначенное для мамы.

«Я – никчемная мать». Во всем виновата я одна.

Если получается у Марьиванны, а у меня – никак, значит, Марьиванна знает волшебные слова, которые появляются в голове у каждой женщины одновременно с рождением ребенка. Раз я не справляюсь, то со мной что-то не так.

К сожалению, ответственные мамы редко рассматривают третий, единственно верный вариант.

«Все происходящее – совершенно нормально». Никто не виноват!

Такое поведение действительно совершенно нормально и свидетельствует о том, что ребенок постепенно адаптируется в обществе: от простого узнавания «свой-чужой», которое характерно для младенцев, переходит к различным моделям поведения, в зависимости от того, насколько близок ему тот или иной взрослый.

Но все же, почему именно с мамой он балуется и безобразничает?

Рядом с мамой ребенок чувствует себя… ребенком!

Обычно родители морально готовятся к кризису 1 года, кризису 3 лет и настоятельным требованиям самостоятельности, автономности и суверенитета. Однако есть достаточно много малышей, которые вовсе не стремятся к «самоопределению», напротив, для спокойствия и душевного комфорта им важно закрепить статус самого маленького, беззащитного, нуждающегося в опеке. Из-за этого ребенок может дома резко «утратить» давно наработанные навыки, например, «разучиться» одеваться или есть ложкой. И учтите, это не каприз и не баловство!

” Причин такого поведения множество: и серьезный стресс (развод или смерть одного из родителей), и детская ревность (рождение младшего брата или сестры), стремление мамы форсировать развитие ребенка, к которому он не готов, наконец, некоторые малыши просто сами по себе развиваются несколько медленнее сверстников и не готовы пока дистанцироваться от мамы.

Что делать? Ничего не делать. Если вы не замечаете тревожных признаков («плохое поведение» демонстрируется только маме, но это не становится частью процесса деградации, что указывает на заболевание), то к временному «впадению в младенчество» нужно относиться спокойно и терпеливо. Ребенок это перерастет, получив нужный объем вашего внимания.

Рядом с мамой ребенок чувствует себя безопасно

Когда мы, взрослые люди, позволяем себе капризничать и дурачиться? Дома, в окружении близких людей, когда мы чувствуем себя комфортно и расслабленно. Вряд ли мы будем вести себя так на совещании с бизнес-партнерами или на приеме у чиновника… Вот и ребенок воспринимает воспитательницу или приходящую няню в качестве «официальных лиц», и старается вести себя соответственно – как дипломат на сложных политических переговорах. Ни жеста необдуманного, ни слова в простоте – вдруг где проколешься… Зато с мамой можно сбросить с себя все это нервное напряжение и выплеснуть все, что накопилось за день.

Хорошая новость – ребенок вас любит и полностью вам доверяет. Плохая новость – нет, в таком ритме жить нельзя. Это никому не на пользу, даже министру Лаврову.

Что делать? Присмотритесь к няне, к группе детского сада, да и к порядкам, которые установлены дома у бабушки. Спросите себя: комфортно ли там вашему ребенку? Что можно сделать, чтобы он чувствовал себя там спокойно и безопасно? Возможно. Ответ придется искать вместе с психологом.

Рядом с мамой ребенок копирует ее поведение

Наконец, еще одна причина, по которой дети «как с цепи срываются», оказавшись наедине с мамой. Мама и сама, скажем так, не образец спокойствия! Да, возможно, вы не расписываете в красках ребенку очередную выходку коллеги-подлеца или самодура-начальника. Но если вы еще не отошли от рабочего конфликта и внутри вас все кипит и клокочет, если в голове вы все еще прокручиваете дневной разговор (и остроумные реплики, которые вы должны были произнести в ответ на замечания, но, почему-то, не произнесли), то… то даже «Репка» и «Курочка-ряба» в вашем исполнении произведет на ребенка такое же впечатление, как триллер с драками и погонями.

Многие малыши настолько чувствительны, что «зеркалят» даже тщательно скрываемые мамины эмоции, не хуже профессиональных психологов считывая их по непроизвольной мимике.

Что делать? Позаботиться о себе. Отдохнуть. Выспаться. Сходить в парикмахерскую. Освоить аутотренинг, чтобы уметь отключаться от самых сложных и неприятных проблем, хотя на то время, что вы проводите с ребенком.

Рядом с мамой ребенок не знает, на кого ориентироваться

Еще одна распространенная ситуация: ребенок отлично ведет себя с бабушкой, прекрасно проводит время с мамой, но стоит им оказаться втроем в одно время и в одном месте, как малыш начинает скандалить и капризничать. Эта ситуация особо неприятна тем, что маме, возможно, достанутся несправедливые упреки от бабушки: «Чудесные ребенок, мы прекрасно проводили время, но ты пришла, и всё стало плохо. Очевидно, ты не умеешь обращаться с ребенком, смотри, как надо…»

Возможно, ребенок просто ощущает себя в логическом тупике. Он знает, что маму надо слушать и вести себя определенным образом. Но мама только что передала полномочия бабушке, велев слушать ее и вести себя хорошо! Почувствовав себя «под двойным управлением», особенно если мама с бабушкой дают противоречивые указания («непременно доешь кашу до конца – нет, если не хочешь, то не ешь!»), ребенок не знает, кого слушать, и не слушает в итоге никого.

Что делать? Избегать ситуаций «двойного управления», пока ребенок не освоится в семейной иерархии. К примеру, если вы регулярно оставляете малыша с няней, тетей, бабушкой, делайте процедуру передачи простой и быстрой. Пришли, попрощались с ребенком, ушли по делам! Если же вы живете и воспитываете малыша вместе с бабушкой, то четко договаривайтесь о единой позиции по всем, даже самым незначительным вопросам.

Что еще можно предпринять

Чем раньше вы познакомите ребенка с его эмоциями, научите их распознавать, тем быстрее он научится ими управлять. Подскажите ребенку, что именно с ним происходит («Мне кажется, ты устал…», «Я вижу, что ты обижен»), продемонстрируйте, что понимаете и разделяете его чувства, наконец, объясните, как с ними справиться. Сохраняйте спокойный доброжелательный настрой, даже если поведение ребенка не соответствует вашим ожиданиям.

И помните: ваш ребенок не ставит перед собой цели разозлить или расстроить вас, так что нет смысла самой злиться или обижаться на малыша. Он вас любит, правда-правда!

Почему не слушаются дети

Каждый родитель задается вопросом о непослушании детей, о том, почему ребенок игнорирует просьбы родителей. Ребенок не разделяет родительские приоритеты и не понимает, почему данное родителями задание настолько важно, что нужно отложить игру или другое занятие малыша. Игры для маленьких детей – это ведущий вид деятельности, поэтому взрослые должны учесть интересы малыша и аккуратно, мудро переключить ребенка на другие виды активности. Для начала, вам необходимо поинтересоваться, что именно сейчас хочет делать ребенок, а также проявить интерес к занятиям малыша. Далее нужно предупредить ребенка о вашей просьбе и указать временные ограничения. К примеру, вы просите ребенка сходить в душ и если получаете отказ, нужно спросить, сколько времени ребенку нужно для того, чтобы он окончил свою игру. Как только компромисс достигнут – закрепляйте согласие символическими рукопожатиями «как у взрослых».

Приучайте ребенка вас слушать

Чаще всего родители не идут с ребенком на «сделку», а если ребенок не выполняет просьбу сразу, родители повышают голос. Обратите внимание, что ребенок в первый год своей жизни хорошо различает интонации и испытывает границу дозволенного. Поэтому когда ребенок становится старше, у него формируются ложные представления о том, что игнорирование обращенных к нему слов возможно. Данная проблема касается исключительно взрослых, ведь мама и папа должны «закрепить» авторитет в глазах ребенка с первых лет жизни малыша. Во многих семьях малыш не обращает внимания на просьбы, даже если они звучат несколько раз подряд – это говорит о том, что вы сами того не желая успели приучить чадо к тому, что ему дозволено не реагировать на слова, если только не повышается голос.

В такой ситуации не стоит угрожать и кричать на малыша через несколько комнат – необходимо подойти к нему, узнать, чем он занят и не нужна ли ему помощь. Обязательно устанавливайте зрительный контакт и только после этого расскажите малышу, что именно ему нужно сделать. Ребенку необходимо понимать, что вы сказали о задании для него серьезно и повторять больше не будете. Убедите малыша, что поставленные вами сроки на выполнение задачи обязательные и их нужно придерживаться.

Переключение внимания малыша находится в лобном участке коры головного мозга, поэтому всегда, когда родители требуют выполнять те или иные указания, ребенок находится перед выбором. Только тогда, когда ребенка решит, что непослушание недопустимо и нужно отложить все свои дела, выполнить просьбу, тогда контакт налаживается. Таким образом, у ребенка формируется умение к принятию сознательных самостоятельных решений и усиливается самодисциплина. Подобный совет может сработать только в том случае, если малыш желает делать такой выбор, но заставлять его с помощью угроз или повышения голоса не нужно – это не поможет в любом случае. Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы разъяснить малышу полезные ему практические значения в правильности выбора.

Причины непослушания и советы родителям

Многие дети ощущают то, что словами выразить не могут – а именно ребенок остается «неуслышанным». Ни один взрослый не сможет заставить малыша прислушиваться и выполнять требуемую работу без напоминаний, если только родители не желают сломить желание решать самостоятельно. Вам необходимо поддерживать желание сотрудничать малыша с вами. Часто бывает, что ребенок готов предоставлять право решения за взрослыми, но только в том случае, если родители прислушиваются к интересам малыша. Нет исключений, что конкретные ситуации могут быть решены по-разному – с учетом интересов ребенка и без них, и, если каждая ваша просьба будет рассмотрена взрослым и малышом, тогда вы без повышения голоса и угроз выйдете победителем и установите авторитет.

Часто бывает, что ребенок ощущает себя одиноким – без связи с мамой и папой, что может случиться только в том случае, если родители предпочитают отдыхать отдельно от ребенка и практически не общаются с ним или просто не хватает времени для общения. Таким образом, ребенок почти не получает родительского тепла и будет слышать от мамы с папой ряд указаний – сделай то, принеси то, ты наказан за непослушание. Для ребенка в любом возрасте самым главным остается любовь и эмпатийность отношений, но никак не требовательность и жестокость. Каждый малыш имеет точно такую же особенность, как и взрослый человек. Под данными словами подразумевается усиленный контроль, что может вызвать нотки сопротивления и последствия тогда необратимы. Последствий может быть множество и все разные – тут все зависит от характера и предыдущих методов в воспитании.

Ваш малыш не должен терять уверенности в том, что его мама и папа на его стороне и родители всегда прислушиваются к его мнению и пожеланиям. Всегда нужно помнить, что перед вами маленький человек, который нуждается в воспитании, а не об обычном или даже жестком контроле. Вам нужно самим научиться находить компромиссы, идти на уступку, кооперировать каждую свою последующую работу и действие – таким образом, ребенок будет учиться на вашем же примере.

Ситуации, в которых ребенок не понимает запрета, не должен выходить из-под вашего контроля – скорее всего (если малыш находится в сознательном возрасте) он не понимает, почему нужно поступить так, а не иначе. Введите в свой стиль воспитания объяснение запретов, усадите ребенка перед собой и расскажите, почему данная ситуация должна быть сделана именно так. В следующий раз ребенок будет помнить, как правильно поступить чтобы не просто его не поругали, а, чтобы это принесло пользу. Если данной проблемы вы коснулись с детьми, младше 4 лет, попробуйте объяснять в игровой форме или даже в виде сказок, где есть хороший и плохой герой. Любой ребенок отвергнет жестокость и наказание будет воспринимать с агрессией. Вы должны сохранять спокойствие в любой ситуации, даже если это противоречит вашим внутренним желанием. Для детей более старшего возраста необходимо, чтобы все наказания и отказы родителей происходили не при его друзьях или учителях, воспитателях, так как некоторые дети после «нравоучений» перед сверстниками замыкаются от родителей и больше не воспринимают родителей как опору.

Ребенку важно понимать, что он становится старше и может быть полностью ответственным за то дело, которое поручили родители. Когда ребенок борется за ответственные дела, порученные родителями, он полностью осознает цену ошибок и может относиться действительно со всей ответственностью. В это время формируется обязательное для взрослых чувство – ребенок будет продумывать, сосредоточится на данном деле, а далее может даже перепроверить, все ли правильно он сделал. Если родители спокойно поручили важное ответственное дело, малыш самостоятельно поймет, что после проделанной работы нужно маме и папе доложить «как все прошло».

Делаем акцент на том, что какое бы новое правило вы не ввели, что бы вы не начали менять, ребенок начнет слушаться и слышать вас только если будет ощущать вашу любовь. Поэтому не стоит забывать об объятьях, поцелуях и теплу, которое так необходимо каждому малышу. Если вы будете хвалить и ценить ребенка, тогда он будет чувствовать вашу поддержку во время воспитания и в будущем станет надежной опорой для своих родителей.

Почему дети не слушаются. Почему у послушной в детстве мамы растет непослушный ребенок?

Бывают моменты, когда просто не знаешь, что делать. Как реагировать на поведение ребенка, который плохо себя ведет? Это возмущает, приводит в ярость. Как можно не понимать простых вещей, ведь общаемся на одном языке?

Порой не можешь сдержаться и начинаешь наказывать. По-другому просто до ребенка не достучаться. Если прикрикнуть, он идет делать, что сказали. Наверно, так и надо. Или нет?

Все же мучает вопрос — почему дети не слушаются? Неужели они не понимают по-хорошему? Почему дети не слушаются родителей с первого раза? Почему, как нарочно, провоцируют на то, чтоб их наказали, отругали? Что с этим делать? Что стоит за этим поведением и непослушанием ребенка?

Почему дети не слушаются маму сразу? Самый близкий и родной для них человек — не авторитет, как было до этого времени. Ведь мы хотим, как лучше, и заботимся о них, чтобы им было хорошо. А они не слушаются и делают все по-своему. По-хорошему просишь убраться в комнате, разобраться на своем письменном столе, сложить все тетрадки, учебники в стопочку, ровно! Все так просто! Ведь так удобнее, когда все разложено. Знаешь, где какой учебник стоит на полке, тетрадочки на столе в стопочке, все под рукой, не мешает ничего. Можно быстро отыскать нужную вещь.

Так нет же. У него все навалено, все в кучу, еще и кричит, что у него порядок. Какой может быть порядок, когда все перемешано и разбросано по столу?

А уроки? Как можно за 5 минут сделать русский? Быстро открыл тетрадку, мигом переписал, как курица лапой мелким подчерком, что не разберешь, закрыл и побежал по другим делам. Ну как так? Почему дети не слушаются родителей, которые дают им очень ценные советы, как нужно сделать? Мы же лучше знаем, как надо, — почему не прислушаться сразу, и тогда всем будет хорошо?

Системный взгляд на то, почему же дети не слушаются родителей

Понимание того, почему дети могут не слушаться, приходит после знакомства с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана и осознания, что все мы по-разному воспринимаем мир вокруг. Дети могут иметь при внешнем сходстве совершенно отличные от своих родителей природные способности и желания.

Причина таких разных желаний, которые бессознательно формируют наш жизненный сценарий, влияют на наше восприятие жизни и взаимодействие с другими людьми, — это наличие разных свойств, векторов в каждом человеке.

Наша психика отражает наши бессознательные желания, формирует нашу картину мира. Поэтому в семье бывает недопонимание, когда у ребенка есть такие свойства, которых нет у его родителей с другим вектором.

Когда мы оцениваем поведение своего ребенка, то зачастую сравниваем его с собой, смотрим через себя, свои умения, навыки и приобретенный опыт. И нас начинает раздражать, злить то, чего мы понять не можем.

Давайте разберем несколько примеров и посмотрим, насколько восприятие всего вокруг может отличаться у людей с разными векторами в одной семье, когда родитель и ребенок имеют разные свойства:

Анальный векторКожный вектор
Говорит медленно, подробно и детальноГоворит быстро, скуп на слова и эмоции, на похвалу
Феноменальная память, аналитическое мышление, стремится сделать все тщательно и аккуратноЛогическое мышление, экономит время, силы и ресурсы
Послушный, основательный, внимательный к деталям, правдивый и честныйДисциплинированный, подвижный, быстрый. Легко адаптируется к изменяющимся условиям. Легко может изменить свое мнение, если это ему выгодно в данный момент
Тяжело начинает новые дела. Но если начал, то доводит до концаЛегко начинает новое дело, но до конца может не довести
Медлителен. Любит все делать тщательно, не торопясь, качественно. Мало, но основательно. Ему важно не количество, а качествоБыстрый, подвижный. Любит соревноваться, добиваться целей. Ему, наоборот, важно количество, а не качество. Делает несколько дел одновременно
Любит собирать пазлы и разгадывать кроссворды. Домосед, предпочитает пассивный отдыхЛюбит собирать конструкторы. Имеет инженерный талант. Всегда готов к новым «подвигам и приключениям»

В таблице описана лишь малая часть особенностей людей с кожным и анальным вектором. Но уже можно заметить, что психика кожного ребенка будет в значительной степени отличаться от психики родителя с анальным вектором.

Если маленький кожник с большим удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно, то анальный человек будет последовательно доводить начатое дело до конца, и неважно, сколько времени на это уйдет.

Для него качество — в приоритете.

Поэтому родителю, имеющему анальный вектор, не понять желаний кожного ребенка быстренько сделать уроки. Да еще попутно доделывать какую-нибудь конструкцию. Такому родителю поведение кожного ребенка будет казаться неприемлемым, неправильным, плохим. Он не понимает, как можно так себя вести: постоянно вертеться на одном месте и слушать вполуха? Ведь он, наоборот, может внимательно слушать собеседника, да еще задавать уточняющие вопросы.

Эти противоречия в свойствах порождают непонимание, которого можно избежать, если понимать причинно-следственную связь тех или иных поступков людей. Понимать, почему другие так делают, так поступают, иначе видят мир в отличие от нас самих.

Дети слушаются родителей, когда мы их понимаем

Когда родители понимают своего ребенка, его истинные желания, помогают развить его умения и таланты, тогда не возникает и самого вопроса, почему дети так непослушны. Когда нам открыт путь восприятия мира глазами нашего ребенка, нет повода для злости, раздражения к нему. Появляется универсальная возможность помочь состояться ребенку в жизни согласно заданным ему природой свойствам. Это путь к развитию его способностей, чтобы ребенок мог реализовать себя в жизни как полноценная, психически здоровая личность.

На ребенка НЕЛЬЗЯ кричать, его НЕЛЬЗЯ бить и унижать!

Можно и нужно только развивать личность ребенка, зная его особенности. Создавать ему условия, необходимые для правильного и гармоничного развития. Уже с раннего детства каждый родитель способен определить, какими качествами и талантами наделен его ребенок, если он имеет навыки системного мышления.

От нас самих зависит порой и судьба нашего ребенка. Как это — смотрите видеоролик:

Узнать подробнее о себе, своих особенностях, понять своего ребенка и узнать, как вырастить из него счастливого человека, можно уже на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная» психология, регистрируйтесь тут.

Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК СЛУШАЕТСЯ

ТОЛЬКО ОДНОГО РОДИТЕЛЯ

Семья – это экосистема, и поведение ребёнка – это отражение климата внутри данной экосистемы. Часто так случается, что ребёнок признаёт непоколебимый авторитет отца и полное непослушание в отношении матери, или наоборот. Либо другая ситуация – ребёнок слушается исключительно бабушку и дедушку. Что с этим делать, как быть в подобной ситуации? Об этом расскажет семейный психолог Марина Грицай.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ НЕПОСЛУШАНИЯ

  1. Отсутствие общей модели воспитания. Такую модель воспитания также называют хаотичной. В семье с таким опытом взаимоотношений наблюдаются разногласия в выборе средств, способов и стилей в воспитании ребёнка.
  2. Эмоциональное вымогательство или, попросту говоря, привлечение внимания. Если ребёнок не получает необходимый для него эмоциональный контакт (вербальный или тактильный), он начинает «вымогать» при помощи непослушания этот самый контакт. Его качество меняется с позитивного на негативный, но смысл остаётся тем же – удовлетворение потребности в эмоциональном контакте.
  3. Неконструктивное распределение эмоционального вклада от каждого родителя в жизнь ребёнка. Такая ситуация происходит в тот момент, когда родители путают понятия «внимание» и «признание». Внимание – это «откуп» родителя игрушкой от своего ребёнка и дальнейшее лежание на диване вследствие усталости, например. Признание же – это покупка игрушки и тактильный и вербальный контакт с ребёнком во время игры.
  4. Родитель-контролёрvsродитель-«можно всё».Часто бывает так, что одному из родителей приходится максимально проявляться в двух ролях – контролирующий родитель и заботливый родитель. И здесь есть риск свалиться в чрезмерную опеку или всевластвование, от чего ребёнок будет испытывать дискомфорт. Его целью в подобной ситуации будет «побег» из таких эмоциональных жерновов. В данном случае другой родитель или бабушки и дедушки будут являться тем самым «островком свободы», на котором можно найти общий язык и быть на одной волне.
  5. Обналичивание «купонов» застарелых обид. Эмоциональная система «купонов» существует в каждом взрослом человеке, в том числе и в каждом ребёнке. Данная система похожа на бонусную систему в магазинах: накопил купоны/наклейки – получи подарок. В случае «эмоционального купонатора» призом является освобождение от накопившихся чувств, которые не были прожиты вовремя, в «здесь и сейчас». Так, если ребёнком не были прожиты гнев, страх или печаль в той или иной ситуации эмоционального контакта с родителями, то это может привести к накоплению непрожитых обид. Далее ребёнок будет бессознательно привлекать родителей в конфликтные ситуации с целью освобождения от накопившихся неприятных чувств. Здесь стоит повторить – это происходит бессознательно (ребёнок или взрослый не обналичивают психологические купоны специально или назло).
  6. Подражание.Непослушание также может происходить вследствие подражания одному из родителей, который может осознанно или чаще всего бессознательно демонстрировать негативное отношение к своему супругу, либо бабушкам и дедушкам.
  7. Родительская непоследовательность.Это может проявляться так – сегодня родитель говорит «Нет!», а завтра снимает свой запрет. Как следствие – ребёнок может выбрать удобную лично для него схему поведения и она, скорее всего, будет отличаться от того, что предлагает или требует родитель.
  8. Явное или скрытое отсутствие ценности семьи. Очень часто родители не замечают, что у них нет чётких понятий, что для них значат взаимоотношения, не понимают истинной ценности своей собственной семьи, а также ценности себя самого. Результат – ребёнок не верит в себя и не осознаёт своей собственной ценности, а также ценности другого человека, и, как следствие, может использовать агрессивные модели поведения с целью отстаивания своих границ и проживания собственной тревоги по этому поводу.
  9. Низкая мотивация на родительские требования.Детей важно учить быть мотивированным на то или иное действие (чтение книг, уборку, принятие пищи, сон и т.д.) Если ребёнок неправильно замотивирован, то родитель обязательно столкнётся с сопротивлением своего чада. Главное не путать мотивирование с запугиванием.
  10. Неправильный алгоритм схемы поведения ребёнка.Ребёнок может не слушаться одного из родителей вследствие того, что родитель не учитывает особенностей нейропсихологии детского возраста. Важно помнить, что некоторые структуры головного мозга ребёнка, отвечающие, например, за волевые процессы, могут быть просто не до конца сформированы вследствие его юного возраста. Поэтому ребёнок может реально не услышать родителя с первого раза и не выполнить то или иное требование.

В КОПИЛКУ РОДИТЕЛЬСКОЙ МУДРОСТИ

  1. Определите для себя общий стиль воспитания в вашей семье.Например, Д.Деклер и Д.Готтман (авторы книги «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей») выделяют следующие стили воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся и эмоциональный. Последний стиль воспитания является более конструктивным. Более подробно о данном стиле воспитания можно почитать в вышеописанной книге.
    Порой бывает сложно договориться об общем стиле воспитания с бабушками и дедушками, и вместе с тем общие точки соприкосновения, даже если их будет не так много, можно найти.
  2. Используйте технику активного слушаниядля того, чтобы лучше понимать эмоциональный мир ребёнка. Кроме того, данная техника минимизирует количество конфликтов в семье. Также помните, что конфликты неизбежны, и важно научиться конструктивно находиться в самой ситуации конфликта.
  3. Не ограничивайте тактильный или невербальный контакт с ребёнком в независимости от его возраста.Помните, что каждому человеку нужно «4 объятия в день – для выживания, 8 объятий в день – для поддержки и 12 объятий – для роста» (В.Сатир, психолог).
  4. Сбалансируйте внутри себя систему «структура-забота». Забота необходима тогда, когда ребёнок действительно (!) не справляется, структура необходима в том случае, когда ребёнок уже может что-то делать сам и его важно просто направить.
  5. Признавайте ценность вашего ребёнка. Говорите вашему ребёнку о его достоинствах и исключайте разговоры о недостатках. Не бойтесь, что от отсутствия разговоров о «минусах» вашего ребёнка, он будет избалованным. Это большое заблуждение! Хвалите и поддерживайте его, помогайте ему обретать свою собственную ценность.
  6. Подчёркивайте ценность другого родителя.Ребёнок наблюдает за родителями и принимает решение о том, как нужно вести себя с партнёром или старшим человеком.
  7. Занимайтесь собственным саморазвитием. Дети обучаются жизни через наблюдение за нами, взрослыми. Бесполезно требовать от ребёнка «быть человеком», если мы не воспитали сами себя. «Воспитатель, воспитай себя, тогда ты воспитаешь других» (А.Некрасов, психолог).
  8. Будьте последовательны.Для ребёнка очень важны адекватные правила и границы. Чем младше ребёнок, тем больше необсуждаемых правил должно быть в его жизни. Необсуждаемых, но объясняемых! Чем старше ребёнок, тем больше в ваших взаимоотношениях появляется обсуждаемых правил. Обсуждаемых, но не нарушающих границы других людей! Будьте последовательны в своём поведении, и тем самым ребёнок будет чувствовать себя в безопасности, а не как на пороховой бочке. Не форсируйте события, если что-то не получается. Разрешите себе получать удовольствие от процесса ваших взаимоотношений с ребёнком, даже если что-то пошло не так.
  9. Правильно мотивируйте вашего ребёнка.Например, если ребёнок отказывается есть, можно сказать ему следующее: «Сейчас тебе важно пообедать, так как если ты будешь голоден, у тебя будет мало сил, чтобы гулять в парке, и нам придётся рано уйти». При этом, если ребёнок всё таки отказывается от выполнения ваших требований, вам важно быть последовательным. Вы идёте в итоге в парк и уходите раньше запланированного времени. Не используйте техник запугивания или нелогичных наказаний («Если ты не поешь, мы не пойдём в парк»). Логичное наказание – уйти раньше из парка, а после предложить ребёнку поразмышлять, что он может сделать, чтобы в следующий раз он смог находиться в парке дольше.
  10. Задавайте правильный алгоритм схемы поведения ребёнка.Убедитесь, что ребёнок вас действительно слышит, и вы не говорите в пустоту. Проверьте, как вас понял ребёнок, попросите его повторить. После уточните сроки выполнения данного действия. При таком разговоре обязательно используйте спокойный тон голоса. Общайтесь с ребёнком с позиции win-win (выиграл-выиграл), а не с позиции «сверху».
  11. Обратитесь к психологу.Именно вы как родитель обратитесь к психологу, вместо того, чтобы тащить на приём своего ребёнка. Так как настоящая психотерапия – это процесс изменения отношения вашего ума к самому себе. Изменить кого-то (ребёнка, супруга) не в наших силах. Важно начать с себя.

Статья подготовлена специально для сети детских магазинов “Детское счастье” (г.Ставрополь, г.Краснодар)

Психолог Татьяна Чернева: Что делать, если ребёнок не слышит с первого раза?

Практически каждый родитель сталкивается с проблемой неоднократного повторения своих просьб ребёнку. «Иди есть», – а ребёнок продолжает увлечённо играть.

– Иди есть, повторяет мама, и звук голоса становится громче.

– Ты, что не слышишь, я тебе уже 100 раз повторила, – окрушается она, теряя самообладание.

Так почему же ребёнок «не слышит», а вернее даже сказать «не слушает» вас?! В чём причина проблемы и как её решить, давайте разбираться.

Представьте себе, что вы убираете квартиру, и неожиданно за окном раздаётся рычание. Вы прекращаете уборку, подходите к окну, изучаете источник звука. Увидев, что рабочие обрезают деревья, возвращаетесь к домашним делам. Больше звук за окном не отвлекает вашего внимания, вы поняли, что какое-то время он будет нарушать тишину, а вскоре не будете его замечать.

Теперь вернёмся к ребенку. Как часто мы ему что-то говорим, но при этом наши слова не несут за собой ощутимых последствий? Если в вашем доме такое случается часто, то ребёнок начинает относиться к вашим словам так, как вы к обрезаемым за окном деревьям. Закладывается такая модель, к сожалению, очень рано! И когда мы уже хотим от ребёнка всё же выполнения наших просьб, она успевает прочно закрепиться в его восприятии. Дальше мы естественным образом начинаем сначала раздражаться, потом злиться, потом сотрясать воздух упрёками, но опять же, до ребёнка не доходит за всем этим «шумом» суть ситуации! Когда же и как мы ошибаемся? Пока ребёнок совсем маленький, только начинает ходить, мы ему говорим, к примеру, «подай маме игрушку!», но его внимание уже улетело к стайке весёлых воробьев, и мама сама берёт игрушку. Что стоило сделать? Да просто вновь привлечь внимание к игрушке! Даже если вы её взяли, то отдавая её в детские руки заинтересованного всей этой ситуацией, вы уже делаете ваши слова значимыми, связанными с действием, а не абстрактным «белым шумом» на фоне.

Если такая модель у ребёнка уже сформировалась, не отчаивайтесь. Проблема решаема, хотя и не сразу. Первоначально ваша попытка придавать словам вес и значение действием вызовет детский протест. Ребёнок надеется оставить все как есть и будет искать лазейку. Но, если вы сможете быть последовательны в своих шагах – всё получится!

Вот несколько правил, которым можно следовать для исправления ситуации:

Правило 1. «Зрительный контакт»

У маленьких детей мозг может концентрироваться на решении только одной задачи. Если малыш поглощён игрой, а вы зовёте его к обеду, не стоит раздражаться, что она вас не слышит, он не способен на это. Прежде, чем озвучивать свою просьбу, ВАЖНО установить зрительный контакт с ребёнком и переключить его внимание на себя. Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка, ещё лучше взять его за руку. Обратитесь к нему по имени: «Саша, посмотри на меня», «Лена, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 лет полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаёшь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Правило 2. «Одно задание»

Дети не всегда могут отследить последовательность родительских просьб. «Возьми стакан, поставь в раковину, а потом вытри стол или разденься, вымой руки и иди кушать». Дети не могут запомнить весь алгоритм действий и застревают на каком-то этапе. Разбейте сложные задачи на простые. Озвучивайте ребёнку одно задание: «Убери стакан», и если оно выполнено, переходите к следующей просьбе.

Правило 3. «Говорить на понятном языке»

До 7 лет дети не владеют абстрактным мышлением. И если в своих диалогах родители используют фразы типа: «Ты долго будешь ещё ворон считать?», то маленький ребёнок не понимает, что в этой фразе мама побуждает его к действию. Говорите на понятном и родном для ребёнка языке, так, чтобы он смог вас понять.

Правило 4. «Здесь и сейчас»

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не подходи к старшему брату, не бери его конструктор! Ты уже забыл, как тот расквасил тебе нос, хочешь получить от него ещё раз. и т. д.».

Понятно, что у родителя, что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребёнка. Но выслушивая длинную нотацию, малыш только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идёт речь. Не стоит припоминать ребёнку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Так, кстати, вы формируете у маленького человека катастрофическое мышление. Дети живут «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Нельзя ломать постройки брата». После этого переключить внимание малыша, поиграть с ним прятки, догонялки, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребёнка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, выделите для старшего ребёнка специальное пространство для игры, где ему никто не помешает.

Правило 5. «Быть последовательными»

Не кричите на детей, кроме страха , тревоги, плохого настроения, злости и обиды вы не вызываете у него ничего. Он привык к вашим просьбам, как к звуковому фону за окном. А после собственных эмоциональных всплесков, скорее всего, вас будет охватывать только вина и стыд за «невзрослое» поведение.

Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребёнок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Правило 6. «Предупреждайте заранее»

Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести не может. Давайте малышу «временной» запас.. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если сын «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Правило 7. «Напомнить заранее»

У детей очень развита зрительная память поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трём ситуациям. Каждое мытье рук ребёнок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

Правило 8. «Побудить к желаемому действию»

Наш мозг устроен очень интересно, он схватывает то, что услышал и немедленно побуждает к этому действию, при этом частица «не» неслышна для ребёнка. «Не ходи по луже!» звучит, как заманчивое предложение испробовать её глубину. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику».

Правило 9. «Не одергивать»

Сколько раз я слышала, как неугомонные мамы то и дело поправляют ребенка. «Стой, там собака», «Не упади», «Не запачкайся» – и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребёнок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон». Попробуйте посчитать, сколько раз за прогулку вы делаете ребёнку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Итак: не нужно негатива! Переключайте, заинтересовывайте, мотивируйте ребёнка, но! И ПОМНИТЕ, СЛОВА ДОЛЖНЫ ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ ДЕЙСТВИЕМ! Именно тогда они обретают смысл и значение.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Советы доктора Комаровского

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Почему дети не слушаются

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) – 3.7 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад – Юлия Василькина – 446.3 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка – Елена Сосорева – 401 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей – 356.3 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи – 344.2 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности – 265.9 тыс.
  • Если малыш плачет без причины – Алевтина Луговская – 221.3 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей – Ирина Ермакова – 198.4 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным – Татьяна Шишова – 152.6 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? – 147 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1461

Почему ребенок не слушается?

Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку, а если вдруг закапризничает, то только потому, что хочет кушать или в туалет. Но вот ваш сладкий и любимый ребенок подрастает, и вдруг превращается в совершенно неуправляемого, на все имеющего свое мнение трехлетку.

Хорошо это или плохо, и как быть в такой ситуации родителям мы и попробуем разобраться. Почему ребенок не слушается? Основной причиной того, что ваш, до этого момента послушный ребенок, стал тяжело поддаваться влиянию то, что малыш в три года начинает ощущать себя как личность. Т.е. он понимает, что может иметь свои желания и чувства, свое мнение и настаивает на том, чтобы все его «хотелки» исполнялись. Но родители-то привыкли к другому. До этого ребенок послушно выполнял их указания, позволял себя одевать, кормить, выводить на прогулку и пр. А теперь, часто и из-за своеобразной «проверки», малыш может делать все наперекор: не давать себя одеть, даже если не в состоянии самостоятельно застегнуть пуговицу или молнию, отказываться от еды, потому что мама не дает кушать самостоятельно, хотя он и голоден и т.д. Причина непослушания ребенка может скрываться и в желании привлечь внимание родителей. Если у взрослых не хватает времени на ребенка из-за загруженности работой, собственными проблемами или появления в доме второго малыша, ребенку приходится бороться за внимание мамы и папы. Даже ругань и крики оказываются для малыша предпочтительнее, чем игнорирование со стороны взрослых.

Бессистемность воспитания — тоже частая причина непослушания ребенка. Сегодня запретили кушать перед телевизором, а завтра разрешили (лишь бы не мешал), мама запретила играть телефоном, а бабушка потихонечку дала. В результате ребенок делает выводы: «Нельзя» — вовсе не значит «совсем нельзя», и ведет себя соответственно. Свое мнение – это плохо?

Если говорить о взрослом человеке, то личность, которая имеет свое мнение, умеет его отстаивать и добиваться желаемого – это успешная личность, которая может добиться многого. Но в отношении ребенка, почему-то возникают термины «непослушный», «неуправляемый». Да конечно, малыш, который настаивает на своем, имеет желания, отличные от родительских, становится «неудобным» ребенком, его уже не просто заставить делать то, что ему не нравится. А родителям проще запретить что-либо или заставить делать по-своему, чем позволить ребенку самому принять решение. Но ведь таким образом малыш просто познает мир и себя, и кто как не родители должны быть ему в этом главными помощниками, при этом постоянно помогая, обучая и оберегая? Ребенок — не мягкая мебель, он не должен быть удобным. Абсолютно послушный ребенок — это аномалия. И чем больше запретов окружает ребенка, тем упорнее он будет искать способ проявить себя. Но и допускать другую крайность — вседозволенность, безусловно, тоже нельзя.

Для ребенка должны существовать четкие запреты, связанные с его безопасностью и с общепринятыми нормами поведения. Как помочь ребенку? Только от родителей зависит, сумеют ли они найти общий язык с ребенком в таком возрасте, дадут ли они возможность малышу проявлять свою самостоятельность в разумных пределах так, чтобы не мешать ему, и в то же время создать безопасные условия для развития и познания мира. Для этого, прежде всего, нужно выработать единую воспитательную систему для всех, кто окружает ребенка. Т.е., если один член семьи что-либо разрешает, то и все остальные должны это делать. Потому что ребенку будет проще понять, что какие-то действия совершать можно, а что-то под несомненным запретом. Если мама и папа будут все делать несогласованно, то они получат ребенка, который не будет понимать, что ему можно, что нельзя, и соответственно малыш будет вести себя на свое усмотрение, а это, безусловно, не понравиться обоим родителям. Во-вторых, ни в коем случае не пытайтесь применять физическую силу, поскольку так вы просто запугаете ребенка, он будет вас слушаться только из боязни, что мама или папа, которые его до этого любили, сделают ему больно. Да, возможно малыш и станет «шелковым» после порки ремнем, но вот поймет ли он, почему ему нельзя, например, бегать по крутой горке или лезть в воду без разрешения? И где гарантия, что он все же не попробует это сделать, когда мама и папа не видят, подвергая себя опасности?

Не менее губительно отразится на ребенке и желание родителей во всем помогать ему, или даже делать все за ребенка. Одни родители просто чрезмерно опекают малыша, другие поступают так, потому что это удобно. Понятное дело, что никому из взрослых не хочется ждать, пока маленькие пальчики справятся с такой коварной молнией на кофте или малыш будет кушать целый час, но самостоятельно. Уж проще сделать все за ребенка – и быстро, и чисто, и главное не «напряжно», ведь он еще маленький. Но тем самым вы не даете ребенку развиваться, и даете установку, что к самостоятельности стремится вредно, ведь лучше за тебя все сделают другие. И какой человек вырастет тогда из вашего «удобного» ребенка?

Как добиться послушания? Очень важно дать понять малышу, что есть какие-то вещи, которые вы не разрешите ему ни при каких условиях, есть вещи, которые можно только когда мама или папа рядом, а есть что-то, что он может делать всегда. Очень многие вещи с трехлетками можно перевести в игровую форму. Например, ребенок не хочет одеваться утром в сад. Мама может предложить игру «Наперегонки с папой» — кто оденется быстрее. Соревновательный момент для детей – это отличный стимул к действию. Играя, можно очень много добиться с малышом, главное не лениться родителям и включать фантазию. Важно давать ребенку право выбора, или, иногда, иллюзию выбора: если нужно ложиться спать, предложите ребенку выбрать, с кем он сегодня будет чистить зубы: с мамой или с папой (или какую книжку почитать ему перед сном). Ребенок начнет готовиться ко сну, хотя прямой команды «ложись спать» не поступило.

Слово – главный метод. Если вы будете постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему вы хотите, чтобы он сделал что-то, или не делал чего-то, то это в конечном итоге даст результат больший, чем просто запрет или требование. Подумайте, разве нам взрослым так уж нравятся категорические приказы или запреты? Гораздо приятнее нам получить обоснованную просьбу или мотивированный отказ. Так и малыш, он хочет знать почему, и если не понимает, то будет продолжать делать по-своему. Другой вопрос, что объяснять и рассказывать, возможно, придется десятки раз, ведь ребенок он на то и ребенок, чтобы чего-то еще не знать и не понимать. И вот тут очень важно, чтобы родители набрались терпения, понимания и такта. С любым ребенком можно договориться, главное уметь и хотеть это делать.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: