Понимаем: детская психология

Понимаем: детская психология

Признаки психологических проблем. Как понять, что Вашему ребенку нужна помощь?

Ребенок растет, развивается, познает мир, иногда шалит. Это нормальный процесс. Однако бывают случаи, когда ребенок перестает адекватно воспринимать реальность, замыкается в себе, чрезмерно бурно проявляет эмоции, вступает в конфликты. Много плачет, грызет ногти, плохо спит. В любом случае, когда поведение ребенка Вам не нравится, чем-то Вас напрягает и беспокоит – психологическая помощь ребенку самый правильный выход. Родители должны понимать, что в обращении к психологу нет ничего постыдного или необычного. Лучше подстраховаться и сделать на всякий случай хотя бы психологическую диагностику.

Восприятие мира ребенком отличается от восприятия взрослым человеком, и порой одним неправильно сказанным словом, жестом, делом, родители могут невольно навредить ребенку.

Признаки психологических проблем.

Как понять, что Вашему ребенку нужна помощь?

Ребенок начинает, не обязательно бурно, проявлять свои чувства, когда ему плохо. Некоторые дети и правда начнут конфликтовать, бурно выражать эмоции, впадать в крайности, требуя что-либо, впадая в истерику или разряжаясь бурными слезами.

Другие детки напротив замкнутся, станут удобными и послушными и проблему можно заметить только по грустному личику, меньшему количеству смеха или плохому сну. Иногда появляется много черного цвета в рисунках. Это первые сигналы о том, что психологический фон ребенка начал претерпевать отрицательные изменения.

Вместе с психологическими проявлениями наступают проблемы со сном, успеваемость в школе начинает падать. В этот момент ребенку нужна помощь, и ее не всегда способны оказать родители, потому что они любят ребенка, но им не хватает знаний особенностей возраста ребенка и психологии детства. Психика ребенка не проще его зубов. А лечить зубы мы всегда идем к стоматологу. Почему же мы считаем, что психику родители могут понять и изменить сами?

Психологическая помощь ребенку может понадобиться по разным причинам. Именно поэтому на детских тренингах и индивидуальных консультациях работа ведется в нескольких направлениях.

Во-первых, выявление причины проблемы. Часто ребенок замыкается в себе, перестает общаться и переживает проблему наедине с собой. Это ведет к депрессии и апатии, агрессии, болезням и плохой учебе. Психолог находит причину такого состояния и помогает ребенку по-новому взглянуть на жизнь.

Во-вторых, на тренингах, ребенок реализует свои желания посредством творческого подхода. Например, на тренинге арт-терапии, на котором дети занимаются творчеством, и через работу с красками, образами, линиями, цветами, учатся выражать свои мысли, чувства, управлять собой и своим поведением. Раскрывать себя и свои таланты!

Детская психология — не всё, но многое о ней

Детская психология-это отрасль возрастной психологии, которая изучает, грубо говоря, душу ребенка. Хотя почему грубо? В буквальном переводе именно так звучит: «изучает душу ребенка». Как он развивается психически, насколько закономерно его развитие. Почему так важна детская психология для родителей? Потому что основы характера закладываются у малыша в раннем возрасте, примерно в 3-6 лет. В раннем возрасте малыш еще не понимает многих вещей. Поэтому главная задача родителей – наладить отношения со своим сыном или дочерью.

Методы детской психологии

Наблюдение – среди особенностей метода можно назвать:

  • Связь наблюдателя и того, за кем идет процесс наблюдения.
  • Наблюдение окрашено эмоционально.
  • Сложность (иногда — даже невозможность) провести наблюдения еще раз.

Беседа — очень распространенный в детской психологии эмпирический метод. В педагогике беседа ставит своей целью проникнуть во внутренний мир ребенка. Этот Он считается ненадежным.

Интервью – его ещё называют целенаправленным опросом. Интервьюер не должен превращать интервью в обычную болтовню.

Анкетирование. Это когда испытуемый отвечает на вопросы, подготовленные заранее. Анкеты бывают:

  • Открытые, в них нужно самому конструировать ответы.
  • Закрытые, где дитя выбирает один из вариантов ответа.
  • Именные, в которых известна фамилия испытуемого.
  • Анонимные, — те, в которых не указывается имя и фамилия.

Тестирование – от других методов отличается по следующим причинам:

  1. Максимально точные результаты.
  2. Этот метод достаточно простой и доступный.
  3. Его можно автоматизировать.

Есть еще метод эксперимента, когда малыша помещают в специально созданные для этого условия и проверяют реакции его психики.

Что такое детская практическая психология? Ее задачи

Это отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи детям. В другом значении прикладная психология о детстве.

В общем, детская психология это наука, которая посвящена закономерностям развития ребенка. Причем не в физическом смысле, а в психическом. Какие задачи детской психологии? На этот вопрос два ответа:

  1. Понять самого ребенка.
  2. Понять, как он взрослеет, и предсказывать, как он прореагирует на различные ситуации.

Вопросы детской психологии

Более половины населения нашей планеты – дети. Но они практически не защищены законом. Так было до 1959 года. Именно в этом году ООН приняли декларацию прав ребёнка.

В ней содержится 10 принципов. Смысл их выглядит так:

  1. Правила этого документа должны признаваться всеми гражданами Земли, и нет разницы, какая у них раса и/или национальность.
  2. Малышам с рождения обеспечена специальная защита. И им должны быть предоставлены все условия для развития.
  3. Каждому человеку с момента рождения должны принадлежать имя и гражданство.
  4. Малыш должен пользоваться всеми благами соцобеспечения. Для этого ему должно принадлежать право на здоровый рост и получение новых навыков. Для этого его матери должен обеспечиваться дородовой и послеродовой уход. У него должно быть право на нормальное питание, жилище, он должен получать нормальное медицинское обслуживание, должны дети иметь право и на развлечения.
  5. Ребёнок является пока неполноценным членом общества. Поэтому он должен спать больше. Ему должны оказываться забота, необходимая ему в силу его состояния. Он также должен получать образование.
  6. Малыш должен, когда это возможно, расти в любви и понимании со стороны своих родителей.
  7. Все дети имеют право на получение образования. Должно быть обязательным и бесплатным.
  8. Ребенка нужно защищать от жестокого обращения и эксплуатации любых форм.
  9. Дети должны ограждаться от любой дискриминации. Расовой, религиозной и всех остальных.
  10. Все меры защиты и помощи должны быть первыми по отношению к детям.

Именно такие вопросы затрагивает детская психология как наука.

Детская возрастная психология. Что означают кризисы разных лет

Современным родителям знакомы понятия «возрастная психология» , «кризис 3 лет», «этапы развития» детей, но основная часть из них не понимает, что за ними кроется. Малыш развивается и это делится на следующие этапы:

  1. длинные и спокойные.
  2. короткие, но очень бурные. Такие этапы называют кризисами.

По возрастной психологии, если ребёнок развивается нормально, периоды нормального поведения чередуются с кризисами.

Кризисы обычно следующие:

Любой возрастной отрезок обладает своей уникальностью. Это подтвердит любая чуткая мама. Но на что смотрят ученые, разделяя детский возраст по периодам?

  • Узнал ли малыш что-то новое?
  • Какие отношения у него с окружающим миром?
  • Какое дело является для него наиболее важным?

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.

Психология детей: как понять ребенка?

Психология детей таит в себе много секретов, зная которые родители смогут выстроить добрые и доверительные отношения со своим ребенком. Она включает в себя много взаимосвязанных аспектов, позволяющих взрослым понять причины непослушания и воровства, детской ревности, агрессии и других психологических тонкостей. Вырастить уверенных в себе и счастливых людей маме и папе поможет психология общения с детьми.

Почему ребенок не слушается?

Дети, которые беспрекословно слушаются маму и папу, бесспорно, очень «удобные». Они не высказывают своего мнения и не доставляют родителям особых хлопот. Но так ли это хорошо для взрослой жизни?

Родители, которые пытаются воспитать ребенка послушным и покладистым, все решая за него, должны понимать, что когда-то ему придется отвечать за свои действия. Маленькому человеку, привыкшему жить «в тени» взрослых, редко удается изгнать из себя раба, которого заложили ему родители. Поэтому во взрослой жизни такие дети не умеют отстаивать свои интересы и решать сложные ситуации.

Когда ребенок с младенчества слышит слова «нельзя», «не трогай», «хватит», они перестают иметь для него смысл. Психология детей такова, что они открыты всему новому, и познавать мир — их естественная потребность. Поэтому маленькие бунтари начинают все делать наперекор родителям.

Детская психология — штука сложная, но маленькие секреты помогут родителям избежать капризов и истерик. Не нужно требовать от малыша послушания, используя методы принуждения. Старайтесь не ограничивать его свободу. Уберите подальше все опасные и ценные вещи, максимально организуйте пространство вокруг крохи.

К 5-6 годам ребенок начинает оценивать поведение родителей — психология общения с взрослыми отличается от 2-3 лет. Если мама и папа не смогли сформировать у сына или дочки авторитет, то на наставления может быть довольно резкая реакция. Не нужно постоянно одергивать и наказывать. Взрослые должны своим поведением показать, что они умнее, мудрее и ответственнее.

Важно соблюдать баланс между требовательностью и заботой. Тогда ребенок не чувствует давление, но при этом знает рамки дозволенного. Важно помнить о том, что строптивые дети учатся на своих промахах, а послушные не учатся совсем. Родители должны поощрять желание познавать и развиваться. И собственным примером показывать образец порядочности, трудолюбия, доброжелательности, ответственности.

Откуда берутся страхи?

Психология детей включает в себя изучение детских страхов. Иногда родители даже не задумываются, что их малыш чего-то панически боится, поэтому не понимают, почему иногда он ведет себя неадекватно.

Страх — это очень неприятное чувство опасности, независимо от того, насколько реальны его причины. Это одна из основных эмоций. Детская психология такова, что справляться с этой эмоцией малышам очень сложно.

Пока страх носит умеренный характер, он считается естественным явлением. Вообще страхи имеют важное положительное адаптационное значение для крохи. Но когда они или они переходят в фобию, ребенку нужна помощь. Он испытывает огромный стресс, если родители не могут защитить его от агрессии окружающего мира. Он не может понять сути многих «явлений»: громкого крика соседки, страшной сцены в фильме. Но в его сознании остается образ, которого он боится.

Коварство психологии детей в том, что взрослые не всегда могут распознать опасность, поэтому им не удается своевременно искоренить страх. Малыш может вести себя неадекватно в их понимании, за что они его наказывают, чем еще больше усугубляют ситуацию. Очень важно всегда пытаться понять причину непослушания. Возможно, это не просто капризы.

Страхи имеют свойство «накапливаться» в подсознании и могут стать обузой. Они отражаются на характере и поведении ребенка, его психологии общения. Их последствия могут быть плачевными. Поэтому лучше провести коррекцию на ранних стадиях формирования психосоматического комплекса. Иногда достаточно просто выслушать малыша — он сам приведет к истокам своего страха.

Шрамы воспитания: родители – детям

Малыши перенимают все личные проблемы родителей, проецируя их на себя. В психологии выделяют 12 основных директив, которые имеют разновидности — это замаскированное приказание, за которым следует наказание.

Мы все воздействуем друг на друга посредством директив. И ощущаем себя «хорошими», когда выполняем приказание и не получаем наказание. Оно может быть открытое — подзатыльник, порка, молчаливый шантаж или другие агрессивные методы воздействия. Косвенное наказание — это собственное чувство вины, угрызения совести. Психология общения невозможна без этих директив, но ребенок не всегда осознает свою вину, поэтому ведет себя неправильно в понимании родителей.

Детская психология такова, что малыш воспринимает все слова мамы и папы буквально. Поэтому нужно следить за тем, что вы говорите и вкладывать в сознание малыша правильные установки. Родителям невозможно полностью избежать директив. Но не будьте категоричными по отношению к ребенку. Он имеет право ошибаться, чувствовать и принимать свои решения.

Как понять психологию детей

П онять психологию ребёнка – значит, понять мотивы его действий и научиться жить с сыном или дочкой в ладу. На формирование личности с точки зрения психологии решающим образом влияет общение с людьми, общество и культура, где ребёнок живёт, а также изначальные природные особенности психики.

Без элементарных знаний психологии довольно сложно выстроить добрые отношения с ребёнком любого возраста. Довольно часто мы, родители, действуем так же, как наши родители или как принято в обществе. И иногда это даже оправдано: житейский опыт «нащупал» рациональное зерно в вопросах воспитания. Но, к сожалению, не всегда знания предыдущих поколений очень уж гуманны, как того требует современность. Ведь в вопросах воспитания тоже есть своя мода.

Уверенных в себе и счастливых людей нужно учиться выращивать. С какими особенностями детской психологии сталкиваются родители в первую очередь?

Непослушание: требовательность и забота

Первые проблемы понимания психологии ребёнка начинаются в вопросах послушания. Но, согласитесь, «нельзя», «нет», «хватит» звучат в родительском исполнении так часто, что не осознаются вовсе. Если ребёнок их слышит, то он удобный и нехлопотный, но потенциально чрезмерно мягкий для взрослой жизни. Самые маленькие дети – это вообще отдельный разговор о непослушании: от них не стоит ничего требовать, а дать свободу передвижений, оградив от опасностей. Никаких требований и принуждений. Только метод «отвлечения». Мягко ограничиваем, но не терроризируем. Держим баланс между своеволием и послушанием.

Страх: эмоция для адаптации

Угроза и опасность, часто безосновательная – страх у детей такой, иррациональный. Пока ребёнок с помощью или самостоятельно справляется с ним, страх естественен и даже полезен для самосохранения личности. Но фобии недопустимы. Поймать и искоренить причину такого патологического страха нелегко. Но необходимо работать со специалистами, потому что осевшая на подсознании фобия может иметь негативное решающее значение во всей будущей жизни.

Директивы: делай так, иначе будет плохо

Ребёнок всё воспринимает буквально вплоть до школьного возраста. Он считает, что наказание – желание родителя причинить ему боль. Но это не так, мы страдаем от собственного бессилия и поэтому угрожаем. Мы, родители, постоянно говорим директивами и требуем беспрестанно. И эта категоричность вредит. Ведь малыш имеет право ошибаться, принимать неверные решения, разбрасывать вещи, не хотеть кушать. Значит, надо объяснять, почему надо сделать так, а не требовать исполнения.

Детский психолог Евгения Бобошко считает, что главное для понимания детской психики – смотреть внимательно, чтобы увидеть своего ребёнка по-настоящему. Она подсказала несколько правил общения с внутренней личностью вашего малыша:

– Сравнивайте с другими, но только про себя. При этом делайте выводы, какой он: как играет, ест, общается. Примите его уникальную личность, полюбите его таким, какой он есть.

Евгения рассказывает, что также необходимо быть иногда родителем, а иногда другом. Обе роли одинаково важны. Проводите время с ним, открывайте ему душу, считайтесь с его мнением. Учите его понимать свои обязанности («разлил молоко – молодец, что убрал»). Прислушивайтесь серьёзно, старайтесь понять мотивы поступков. Ваш диалог – это не ругань и не поиск виновного. Поддерживайте ребёнка, что бы ни было, отметив, что поступил он нехорошо. Формируйте его уверенность в себе и своих силах. Возможно, именно это позволит ему добиться успеха. Спрашивайте его совета, будьте в курсе его жизни. Держите обещания. Давайте немного свободы даже маленькому ребёнку. Столько, сколько ему нужно. Рассказывайте о своих мотивах и опасениях. Помогите ему жить и расти в спокойной дружелюбной атмосфере.

Возрастная психология имеет значение

До года ребёнок представляет мир таким, какая есть его мать. Он чувствует не только физическую заботу, но и любовь. Он учится доверять. Упустив на этом этапе, можно получить проблемы на следующих.

От года до трёх лет ребёнок учится элементарному физическому отделению от матери. Дайте ему возможность пробовать, изучать, не делайте за него всё.

С трёх до шести лет малыш становится инициативным и любопытным. Не отбивайте у него жажду к знаниям. Понять ребёнка – значит, понять саму жизнь.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое “ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ” в других словарях:

детская психология — Этимология. Происходит от греч. psyche душа, logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия

Детская Психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических п … Психологический словарь

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Исследования в области Д. п. имеют большое значение для педагогической практики, определения программы и методов учебно воспитательной работы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия

Детская психология — Текст удалён из статьи из за подозрения в нарушении авторских прав Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:… … Википедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические… … Профессиональное образование. Словарь

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко… … Толковый словарь по психологии

Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно воспитательной работы, осуществления… … Педагогический терминологический словарь

Как родителям понять своих детей

Так трудно понять своего ребенка. Часто сложнее, чем постороннего человека. И больно на душе от непонимания. Постоянно ноет глубоко внутри от невозможности разрешить эту проблему. Почему так сложно говорить на одном языке? Как родителям понять своих детей?

Почему родители не понимают детей

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дается ответ, почему родители своих детей не понимают. Дети могут внешне быть схожи с родителями. Но вот психикой малыш может быть абсолютно непохожим на родителей.

Каждый ребенок — это индивидуальность, уникальное создание, со своими желаниями и способностями. Он рождается со своим набором векторов — совокупностью врожденных свойств и желаний. Вектора не передаются по наследству. Если ребенок рождается с такими же векторами, как у родителей, им проще будет его понять. А если нет? Непонимание будет зашкаливать.

Родители хотят, чтобы их чадо делало так же, как они, интересовалось тем же, чем они. Они сравнивают с собой, считают, что ребенок должен быть похож на них. Пытаются подстроить под себя. Сделать совершенством, чтобы чадо стало тем, кем не удалось стать им самим. И если ребенок не соответствует ожиданиям, возникает конфликт. Родители не понимают, в кого такой уродился. Их не устраивает, что он не оправдывает их ожиданий.

Родителям необходимо принять тот факт, что их ребенок не такой, как они. В нем не надо пытаться развить свойства, которых просто нет. Его нужно просто понять.

Есть и еще одна ошибка. Многие родители считают, что будут своих детей воспитывать так, как их воспитывали, и не понимают, что это не всегда правильно, что это травматично для детской психики. Современные дети совсем другие, их нельзя воспитывать методами, которые использовались несколько поколений назад. Более того, из-за того, что психика детей отличается, они по-разному реагируют на одни и те же воздействия. Именно поэтому в одной семье при одинаковом воспитании дети могут сильно отличаться. Что одному может пойти на пользу, способно покалечить другого.

«…Юрий Бурлан говорит на тренинге, что психика детей современных иная и что очень важно, как мы их воспитаем и кем они вырастут — большими или так и останутся маленькими (психикой), если их губить, не давая им правильно развиваться.

Спасибо вам, Юрий Ильич! Ведь мамы, которые прошли тренинг, теперь знают, как помочь своим детям развиться, чтобы они могли расти большими людьми…»
Ирэна Т., Великобритания

Когда уговоры не помогают, объяснения, просьбы, мольбы безрезультатны, родители нередко пускают в ход физические наказания. Что категорически недопустимо.

Ребенка с кожным вектором, очень активного и не сидящего на месте ни минуты, родители могут посчитать гиперактивным и пробовать лечить. Ходить по врачам и психологам, не понимая, что это норма для него. И могут навязывать занятия, которые ему не подходят и не нравятся. У него просто нет свойств и желаний для этого. Он будет раздражаться, отказываться что-то делать, не будет слушаться.

Или ребенка с анальным вектором, медлительного и нерасторопного, родители будут подгонять. А он не будет справляться, успевать. Он не может делать быстро, но у него есть свойство — делать качественно. Ему важно сделать основательно и довести дело до конца. А мама может обзывать его тормозом и вводить в ступор. Мама не понимает его, если она обладательница кожного вектора, не терпящая нерасторопности.

Необходимо понимать, какого ребенка надо больше хвалить, какого — ограничивать в чем-то или стимулировать материально.

Сложно понять детей подростков

Почему родители особенно своих детей-подростков не понимают, вполне объяснимо. В пубертате, в этом важном и сложном возрасте, подросток начинает брать на себя ответственность за свою жизнь . Начинает «экспериментировать» на родителях. Не слушается, поступает как хочет. Начинаются отношения с противоположным полом, страдает учеба. И родители это не могут принять.

Чем правильнее подросток воспитан, тем более гладко будет протекать период пубертата. А если ребенок не понимает родителей, почему они кричат на него, то что он может сделать? Он будет отрицательно реагировать: плакать, огрызаться, замыкаться в себе.

Если мама в стрессе, ей плохо, в семье не ладится, это будет отражаться на ребенке. У него может быть все, а он будет несчастлив. Ему важно получать от мамы чувство защищенности и безопасности. Иначе не будет чувствовать опоры, защиты, ведь он еще связан с родителями. Когда ребенок получает от мамы чувство защищенности и безопасности, развитие проходит более благоприятно.

Понять друг друга возможно

Если ребенок не хочет понимать родителей — что делать? Понять его! Когда родители научатся понимать себя и ребенка, они будут знать, как необходимо его воспитывать и как себя правильно с ним вести. Тренинг Юрия Бурлана поможет получить эти знания.

Для понимающих родителей будет очевиден ответ на любой вопрос по воспитанию детей:

— почему он вам хамит;

— почему обманывает или ворует;

— почему постоянно молчит;

— почему чуть что — плачет, закатывает истерики.

Ведь мы хотим, как лучше, а получается… И чтобы не получалось «как всегда», родители должны понимать детей. Найти подход. Отношения с каждым ребенком необходимо строить кирпичик за кирпичиком.

Непонимание возникает из-за разных желаний. И не поздно все исправить, дать ребенку необходимое. Научитесь правильно выстраивать свое поведение с ним. И тогда его поведение станет понятным и предсказуемым . Пропадет желание требовать то, на что он не способен. Вы поймете, что делали не так.

Советы для родителей, желающих понять своих детей
Системно-векторная психология помогает разобраться, как понять друг друга родителям и детям. Вы сможете пробиться к ребенку, достучаться до него. Стать ему другом, заслужить доверие. Он увидит в вас понимающих родителей, чего раньше не видел. Ему станет свободней жить и дышать. Он начнет вас слышать. Он начнет относиться к вам по-другому.

«…То, что мы выбираем, с тем и остаемся. Осознание этого стало еще одним результатом. Это не значит, что я теперь не буду ошибаться. Это значит, что выбор и проживание жизни будут более осознанными…»
Егор Х., Иваново

Надо понять его, тогда он поймет вас. Обязательно откликнется. Можно успеть исправить ошибки, стать ближе, родней.

Если вы хотите получить как можно больше знаний о том, как родителям понять ребенка, приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке.

Автор Анна Колеснева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Детская Психология (дошкольника)

Оксана Перепечаева
Детская Психология (дошкольника)

Детская психология изучает развитие психики ребенка на протяжении детства.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с людьми и постепенно переходят во внутренний план, становясь внутренними психическими процессами ребенка.

«Зона ближайшего развития»

«Актуальный уровень развития»

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности.

Важна собственная активность ребенка

Обучение и деятельность – неразрывны и являются источником развития психики ребенка.

Ведущая деятельность – (англ. leading activity) – деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Периодизация развития личности

В основе периодизации – идентичность личности (это психосоциальная тождественность).

У дошкольников это формирование полярных качеств – -младенческий возраст(0-1 года) «доверие-недоверие к миру»

Ранний возраст (1-3 года) «самостоятельность-зависимость»

Дошкольный возраст (3-6 лет) «инициатива-пассивность, вина»

7-12 лет «компетентность –неполноценность»

Периодизация развития морального сознания личности

На разных возрастных этапах дети по разному решают нравственные проблемы.

Существует 3 уровня:

Для дошкольников и младших школьников характерен «доморальный уровень» сознания

Стадии развития игры дошкольника:

1 стадия: (3-5 лет) воспроизведение логики реальных действий людей;

2 стадия: (5-7 лет) моделируются реальные социальные отношения людей, общественный смысл действий.

Игра способствует развитию:

общения дошкольников

становлению произвольного поведения потребностно-мотивационной сферы

Прикреплённые файлы:

detskaja-psihologija-doshkolnika_hf44s.pptx | 169,58 Кб | Скачан: 67

Детская дизайнерская деятельность в ДОУ Воспитатели Зайцева Е. В. Козина Л. В. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической.

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится.

Детская игра Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими.

Консультация для родителей «Детская иллюстрация» Общение ребёнка с «настоящей», «бесценной» детской книгой – незаменимо с раннего детства! Ребёнок уже в первые годы своей жизни встречается.

Детская литература и ее специфика Детская литература и ее спецификаАвтор: Ракова Е. С. В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но.

Детская игрушка из фетра «Мурка» Мне нравится заниматься вышивкой, рисованием, делать какие то поделки. Хочу вам показать свою первую работу. «Мурка» из фетра. Для.

Конспект профилактического занятия «Психология физического воспитания» Цель занятия: создание условий для повышения уровня компетентности педагогов по актуальным вопросам развития детей дошкольного возраста,.

Консультация «Детская инициатива» Приоритетная сфера инициативы в младшем дошкольном возрасте это в продуктивная деятельность. Младшая группа. В младшем дошкольном возрасте.

Консультация «Детская познавательная инициатива» Одним из методов работы с детьми, является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного.

Консультация «Детская ложь» Ребенок начинает лгать в период интенсивного развития воображения и речи. Часто это связано с тем, что ребенку сложно отличить реальность.

Понимаем: детская психология

    Понять ребенка – понять себя. Детская практическая психология

    На вопросы отвечает кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», не имеющей аналогов в западной научно-психологической традиции, психолог-консультант Мария Владимировна Осорина.

    – Это самые разные люди, которых объединяет интерес к детской психологии. Кто-то из них имеет психологическое или педагогическое образование и ищет дополнительных знаний по практической психологии, кто-то никогда не работал в сфере психологии, но мечтает об этом и хочет попробовать себя в новой профессии. Кто-то хочет больше узнать о психологии детства, чтобы наладить контакт с собственными детьми, маленькими или уже взрослыми. Кто-то планирует беременность и торопится заранее вооружиться необходимыми знаниями… Бывают студенты, которые признаются, что не умеют контактировать с детьми, не понимают их. Когда я, беседуя с ними, предполагаю, что, возможно, на наших занятиях им хочется ближе познакомиться со своим собственным Внутренним Ребенком, они смеются и соглашаются со мной.

    – У студентов есть возможность получить не только профессиональные знания, но и такой опыт?

    – Психотерапией в рамках программы мы не занимаемся, но программа направлена на получение актуальной информации и разностороннего опыта на лекциях, практикумах, в процессе просмотра и анализа видеозаписей, общения в группах. Действительно, в доброжелательной и принимающей атмосфере группы люди начинают лучше осознавать, как повлияли на них самих детские переживания, опыт взаимодействия с близкими людьми, чего им, возможно, даже сейчас не хватает и что бы они хотели получить, совершают открытия. Процесс обучения затрагивает студентов эмоционально и каждый получает шанс раскрыть для себя какую-то важную тему, собирая материал для выпускной работы и представляя свою работу коллегам на защите. Создание и защита выпускной работы – это не только обобщение полученной информации, которую в дальнейшем можно применять в профессиональной деятельности, но интеграция нового опыта и возможность поделиться личностными открытиями. Зачастую это дает мощный толчок к развитию. Очень интересно, как людям удается распорядиться этим, как потом складываются их судьбы…

    – Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе обучения.

    – Программа включает в себя информационные блоки, практикумы, которые помогут слушателям увидеть, как происходит развитие ребенка, начиная с перинатального периода, какие сложности могут возникать, и узнать о том, как эффективно оказать помощь ребенку и подростку на разных этапах развития. Первый блок: психология ребенка раннего возраста (от периода беременности матери до 3-х лет) и дошкольного – важнейшее время, когда закладываются самые основы личности, когда на основе травматичного или, напротив, успешного опыта взаимодействия с опекающим взрослым ребенок учится взаимодействию с миром. Мы рассказываем о социально-эмоциональном развитии маленьких детей, о том, как правильно контактировать с малышами, как корректировать взаимодействие, как играть, как анализировать первые детские рисунки. Второй блок – психология ребенка от дошкольного до подросткового возраста – в рамках этого блока мы читаем курс, посвященный детской игре и психологической экспертизе игрушек, говорим о коррекции задержек развития, о возможностях сказкотерапии и песочной терапии, нюансах подготовки к школе и адаптации в ней. Третий блок посвящен работе с подростками – слушатели узнают о возрастных особенностях, частых проблемах, с которыми сталкиваются подростки, получают возможность отработать моделируемые ситуации.

    – Иногда детские психологи признаются, что им труднее взаимодействовать с родителями, чем с детьми, так как родители хотят изменить ребёнка, но не хотят вносить свой вклад в решение его проблемы. Как быть психологу в этой ситуации?

    – Да, действительно, так часто бывает. Для того чтобы хорошо оказывать помощь ребенку, не обязательно изменять родителей – это невозможно сделать без запроса. Психологу важно получить опыт практической работы в тех условиях, которые есть, узнать о том, как работать с ребенком в таких случаях. В учебном плане программы у нас предусмотрены практические занятия студентов в детских садах, когда студенты перенимают опыт у настоящих профессионалов. Уникален подход психолога и логопеда Ольги Куликовой, которая работает в одном из них. Она создала изумительную систему помощи детям в сложных жизненных ситуациях – в ее группе находятся дети из разных социальных слоев, семей благополучных и не очень. Она работает с детьми, прежде всего, формируя личность, налаживая саморегуляцию и помогая ребенку не только адаптироваться в мире, но и, в некоторой степени, перестроить неблагоприятные условия под себя.

    Я считаю, очень важным, что в программе представлены курсы разных специалистов – все они профессионалы, но не обязательно во всем согласны друг с другом. Узнав о разных подходах к работе, студентам проще будет формировать собственную профессиональную идентичность, определять собственные ориентиры. Надеюсь, и теория, и практика в рамках программы обучения будут этому способствовать. Чем больше разных подходов к психотерапии, к работе детского психолога слушатели увидят в процессе обучения, тем более многогранным будет их опыт!

    Как понять психологию детей

    Все без исключения родители хотят быть ближе к своим детям, понимать их и помогать в решении любых проблем. Для этого необходимо разбираться в детской психологии, понимать их образ мышления. Ведь все их действия (непослушание, капризы, ревность и даже агрессия) вызваны определенными причинами, понимание которых поможет воспитателям избрать верную тактику подхода к родному чаду.

    Как общаться с детьми

    У детей очень сложная и многогранная психика — за каждым их шагом скрывается целая гамма эмоций и рассуждений. Между матерью и ребенком устанавливается крепкая связь с момента зачатия — очень важно не терять ее со временем.

    • В первые 12 месяцев достаточно заботиться о малютке, давать ему тепло и любовь — это укрепляет его доверие и создает основу уверенности в себе по мере взросления;
    • Следующие два года принципиальны для развития самостоятельности — это период открытий и познания окружающего мира. Старайтесь не сдерживать и не слишком ограничивать вашего малыша;
    • В возрасте от 3 до 6 лет ваш кроха превращается в «почемучку». Это тоже этап познаний, но вместе с практикой ребенка начинает интересовать и теория. Поэтому он задает по тысяче вопросов в день — не отмахивайтесь от него, отвечайте на все вопросы максимально серьезно и полноценно. Кстати, это самый активный возраст — маленький непоседа старается пролезть всюду, следите за ним внимательно.
    • От 6 до 12 лет — в детях появляются такие качества как целеустремленность, упорность. От вас требуется прививать ему усидчивость и любовь к получению знаний на занятиях — поощряйте его успехи в школе, искренне хвалите за хорошие оценки, но не ругайте за плохие, а попытайтесь помочь малышу разобраться в дебрях науки.

    Терпение и уважительное отношение к сыну или дочери повысят ваш авторитет и укрепят доверительные отношения.

    Метод пряника и кнута

    Психологи утверждают, что за непослушанием, агрессией и за остальными дурными поступками скрывается желание привлечь к себе внимание взрослых. Иногда за ними прячутся разнообразные детские страхи — боязнь потерять родителей и остаться одному или потерять их любовь, страх перед монстром в шкафу. Их может быть очень много, но суть в том, что малыш больше не чувствует себя в безопасности и начинает защищаться своими собственными способами. Задача воспитателей вызвать чадо на откровенность и выяснить, что же его гложет. Необходимо дать крохе почувствовать необоснованность его тревог, но ни в коем случае не преуменьшать значение его эмоций и не смеяться над ними. Просто дайте ему понять, что с вами он в безопасности. И мама с папой, не взирая ни на что, всегда будут его любить.

    При этом важно соблюдать баланс — при необходимости не стесняйтесь и наказывать провинившегося отпрыска, чтобы не вырастить избалованного, самоуверенного (не путать с «уверенным в себе» человеком) эгоиста. Имейте в виду, что телесные наказания не приветствуются психологами — считается, что они унижают чувство собственного достоинства в человеке, тем более если это дети ангела. Не стоит также наказывать отнятием обещанных, заслуженных ранее наград.

    Будьте объективны и справедливы, и всегда объясняйте детям за что именно они получают наказание — ведь вся суть состоит в том, что они должны осознать ошибку, дабы не повторять ее в будущем.

    Среди других причин плохого поведения называют — желание самоутвердиться, отомстить, получить желаемое любой ценой. Это говорит о ваших ошибках в воспитании, но все можно исправить — не спешите, не давите и не теряйте спокойствия — вот три кита правильного воспитания. Станьте хорошим примером для своего чада, ведь в любом случае он будет повторять все за вами, и ваше поведение гораздо значительней любых слов.

    Дата публикации : 13 ноября, 2017

    Учимся понимать собственного ребенка. Раскрываем секреты детской психологии

    Каждая мама знает, что ребенок – не маленькая копия взрослого. Психологи давно доказали, что у детей иное восприятие. Но одно дело знать, и совсем другое – в будничной суете это учитывать и обращаться с ребенком соответственно.

    Будьте проще

    Малышка 2 лет бодро топочет по дорожке. За ней едва поспевает мама и ругается: «Ну сколько раз я тебе говорила…куда ты понеслась…все убегаешь и убегаешь…» Эти догонялки продолжаются уже минуты две, мама сопит за спиной крохи, та чешет к своей цели. Самое удивительное то, что мама ни разу не сказала девочке прямо, чего она от нее хочет — чтобы дочка остановилась. Мама сетует, кипит негодованием, повышает голос. Искренне ожидает, что 2-летний малыш сможет угадать ее пожелание. И лишь когда мама произносит слово «Стой!», ребенок останавливается и поворачивается к ней, как ни в чем не бывало.
    Понаблюдайте на детской площадке – добрая половина родителей разговаривают с малышами слишком сложно, вместо того, чтобы говорить понятные простые вещи — «Иди сюда», «Брось, бяка». Маленькие детки пока ведь не понимают нюансов взрослого языка. Вот в этом случае поговорка «Будь проще и к тебе потянутся люди» оправдывает себя на все 100%.

    Когда мы говорим малышу: «Иди, собирайся гулять» или «Садись за стол», мы подразумеваем, нечто простое и естественное, что повторяется каждый день. Для ребенка же это сложная цепочка действий. Садись за стол – надо идти на кухню, лезть на свой стульчик или выпрашивать, чтобы тебя подсадили, брать в руки ложку и открывать ротик. И если кроха забыл влезть на стульчик, но сел на пол и открывает рот, как маленький галчонок, родитель, того гляди, отругает. Сложный процесс подготовки к еде может застопориться на любом из звеньев – малыш не знает, как залезть на стул, не той стороной или взял ложку…
    Чтобы понять, как все это ощущает ребенок, вспомните, как вы учились водить машину. Инструктор равнодушно говорит: «Ну, поехали». А для вас это целый каскад действий, которые нужно согласовывать в правильной последовательности. Вспомните: одной рукой крутим руль, другой включаем передачу, нажимаем на педаль, зачастую ошибаясь адресатом, и лишь затем плавно отпуская сцепление трогаемся с места. И если инструктор ругается или изображает презрение к даме за рулем, вы же от этого лучше не сделаете. Так и с малышом. Давайте ему указания спокойно и последовательно. «Иди ко мне». Подождали, пока придет. «Залезай на стульчик». Подождали. «Бери ложечку». Пауза. «Давай я тебе повяжу фартучек». Пауза. «Открывай ротик».

    Наше подсознание устроено странно. То, что мы не хотим видеть или слышать, скорее всего, и не услышим. Просто пропустим. Этим грешат и взрослые, и карапузы. «Нельзя», «нет» и «не…» — просто приманки для малышей. Сколько раз за день мы говорим: «Не трогай это!», и детская рука моментально тянется к запретному плоду. Одно из объяснений сего печального феномена в том, что ребенок не хочет слышать и не слышит частицы «НЕ». Психологи уверяют, что таким образом вы сами как бы привлекаете его внимание к запретному плоду. Чуть позже кроха научится слышать отрицательные слова – когда начнется развиваться сознание и логика. А пока его ведут подсознание, эмоции, инстинкты. И то, что нельзя, наоборот, НАДО! Ведь мама указала на этот предмет! Предлагаем говорить без отрицательных частиц. Вместо: «Брось бяку» — «Смотри, что у меня есть». Вместо: «Не ходи к маме, она занята» — «А давай посмотрим, что там у нас в шкафчике».

    Малыши любую вещь постараются ощупать, подергать, покусать. Они мыслят не словами, а образами. Вам надо, чтобы кроха усвоил какую-то информацию? Тогда он должен ее увидеть, ощутить, воспринять эмоционально и только после этого преобразовать в слова. Нельзя наступать на крышку канализационного люка. О том, что это опасно, мы расскажем детке позже, а пока: «…фу, как оттуда пахнет. Ну, его, пойдем». Если же люк открыт, можно бросить туда камень и заглянуть – ничего не видно! «Представь, как туда человек упадет!» Вполне возможно, ребенок и сам сделает вывод: «Очень плохо, пойдем чем-то другим займемся».
    Вот это способно врезаться в память как сигнал тревоги. Хотите, чтобы малыш не только понял, но и запомнил? Создайте образ и задействуйте органы восприятия.

    Ничто не доносит информацию надежнее и ярче, чем игра, особенно у малышей. Хоть сто раз скажите: «Улицу надо переходить на зеленый сигнал светофора». В хорошенькую головку это не уместится. А вот если взять плюшевые игрушки и машинки, расчертить на ватмане перекрестки и сделать светофор из кубиков…Хорошо, если детей несколько – один изображает «машинки», другой «пешеходов», а вы меняете сигналы светофора.
    Проиграйте разные ситуации, показывайте варианты решений. В игре любые советы воспринимаются без внутреннего протеста. Те же дорожные правила легче всего отрабатывать по пути в сад или магазин. На перекрестке пусть кроха скажет, кто должен ехать, кому какой сигнал! Ситуации, когда он был «главнее папы», малыш запомнит надолго.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: