Поощрения и наказания в российских семьях

Поощрения и наказания в российских семьях

Что считать насилием над ребенком?

Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях подверглась научному анализу. Выяснилось, например, что мужчины проводят с детьми больше времени, чем женщины

Более семидесяти процентов россиян в возрасте от 16 до 45 лет против порки детей. Именно эта возрастная группа была выбрана для социологического исследования «Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях», презентация результатов которого прошла 11 августа в Общественной палате РФ.

Это исследование провел в мае-июне 2011 года Центр оперативных и прикладных исследований по заданию Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://fond-detyam.ru. Научный руководитель исследования, заведующий сектором Института социологии РАН Михаил Черныш рассказал, что были опрошены 1210 человек. Большинство из них считает насилием над детьми угрозу острым предметом (95,9 %), кидание ребенка на пол (94,3 %), держание его впроголодь (92,5 %), удар каким-нибудь предметом (82 %), пощечину и дергание за уши (71,2 %) и наказание ремнем (70,4 %). По результатам опроса отношение к этим поступкам как к насилию социологи выделили в область согласия. Областью противоречивых мнений они назвали отношение опрошенных к подзатыльникам (только 55,3 % считает это насилием), запиранию ребенка на время одного в комнате (54,7 %), принуждению к посещению занятий (53,4 %) и физическим упражнениям (50,6 %), отказу разговаривать, общаться (44 %). Третья выделенная социологами группа ответов на вопросы об определении насилия – область несогласия. 40,2 % опрошенных считают насилием ругань в адрес ребенка бранным словом, 34,6 % — шлепок ниже пояса, 33 % — отказ помочь с уроками и другими делами, 25,3 % — принуждение к мытью посуды и уборке квартиры, 22,4 % — запрет встречаться с друзьями.

Также в рамках исследования в шести регионах России были проведены 40 интервью с экспертами: руководителями региональных администраций, отвечающих за политику в сфере семьи и детства; сотрудниками органов опеки; психологами, консультирующими по проблемам насилия в семье; журналистами, пишущими о проблемах насилия над детьми в семьях; представителями неправительственных некоммерческих организаций, занимающихся проблемами семьи и детства. Мнения экспертов по поводу того, что считать насилием, тоже разделились. Большинство согласно с определением: «Насилием является любое физическое воздействие на ребенка». Но некоторые считают насилием любое наказание, исполненное без любви к ребенку (кстати, в соответствии с этой точкой зрения, далеко не всякое физическое воздействие и даже телесное наказание подпадает под категорию насилия).

Вторая группа вопросов касалась детства самих респондентов. Выяснилось, что чаще всего их конфликты с родителями возникали из-за учебы в школе, неправильного, по мнению родителей, поведения, разного восприятия жизни. Как объяснил Михаил Черныш, родители чаще хотят, чтобы дети ориентировались на будущее, на достижения, а дети живут днем сегодняшним, и главное для них – досуг. Что касается поощрений, то почти треть опрошенных сказали, что отцы ни разу не поощрили их даже добрым словом. И большинство остальных тоже гораздо чаще слышали похвалу от матерей.

Физическим наказаниям в детстве подвергались 42% респондентов. Чаще всего это были порка ремнем, шлепки и подзатыльники. Также во многих семьях широко практиковались громкие отчитывания и всевозможные запреты.

Многие респонденты уже имеют собственные семьи, поэтому третья группа вопросов касалась их отношений со своими детьми. Больше всего времени со своими детьми (имеется в виду не просто пребывание на одной территории, но именно совместные занятия) проводят люди от 25 до 34 лет – у многих в этой возрастной группе дети предподросткового возраста. Люди с высшим образованием занимаются детьми больше, чем со средним, горожане – больше, чем сельские жители, обеспеченные – больше, чем люди среднего достатка и намного больше, чем бедные. Как ни странно, мужчины проводят с детьми больше времени, чем женщины. Самая распространенная сегодня форма поощрения – похвала, далее идет приготовление вкусной еды или подарок, увеличение суммы, даваемой на карманные расходы. Гораздо реже родители дарят своим детям хорошие книги. Даже в очень обеспеченных семьях, по словам Черныша, родители много времени уделяют физическому развитию ребенка и мало – интеллектуальному.

Несмотря на отрицательное отношение большинства респондентов к физическим наказаниям, почти половина из них хотя бы иногда применяли их для контроля за поведением ребенка, причем женщины чаще, чем мужчины (Михаил Черныш объясняет это тем, что в современной семье женщина гораздо больше вовлечена в проблемы ребенка). Но все же чаще в их семьях используют шлепки, запреты или просто отчитывают детей. При этом нередко ребенка наказывают не за дело, а просто потому, что родитель не в духе, устал, его мучают материальные проблемы. Тем не менее 13,4% опрошенных никогда не жалели о том, что наказали ребенка. Примерно у 25% чувство сожаления возникало всегда, у 15% — часто. Каждый четвертый родитель просил прощения у ребенка после того, как незаслуженно наказал его.

По мнению экспертов, наиболее часто конфликты в семье провоцируют социальный стресс (бедность, социальная неустроенность, безработица, плохое жилье), внутрисемейные (развод, скандалы, конфликты, неполная семья) и личностные проблемы (алкоголизм, наркозависимость, невротизм).

Член Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ Александр Лысенко отметил, что все факторы риска, перечисленные в исследовании, присутствуют и в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Гиперопека таких детей в этих семьях нередко осуществляется через жестокость и насилие.

В 2010 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел по поручению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике совместно с Минздравсоцразвития и субъектами РФ Общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми. Цель информационной кампании — формирование в общественном сознании понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, ценности ответственного родительства и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия, сокращение случаев проявления жестокости и насилия к детям, улучшение оказания своевременной помощи детям, пострадавшим от насилия или жестокого обращения. Примерно четверть опрошенных слышали о кампании, знают ее основной слоган. Больше всего запомнился людям (трети мужчин и половине женщин) ролик «Мальчик», показанный и на презентации в Общественной палате. Длится он одну или две минуты. В кадре задумчивый мальчик, голос за кадром говорит, чего он теоретически может добиться в будущем, и за кадром же периодически раздаются шлепки и крики типа: «Какой ты бестолковый!», «Ничего из тебя не получится!» и т.д. В конце ролика звучат слова: «С каждым жестоким словом частичка будущего исчезает. Откажись от насилия ради лучшего будущего!».

Поощрение и наказание в семье

О балансе между поощрением и наказанием

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

По мнению одного известного американского социолога, рождение детей – это систематическое появление на свет варваров. Действительно, человек приходит в этот мир, не имея никаких представлений ни о морали и правилах поведения, ни о социальных и этических нормах – все это он приобретает в процессе воспитания в семье и обществе.

И от того, какие воспитательные приемы будут практиковаться родителями зависит, каким человек придет во взрослую жизнь: будет ли он эмоционально зрелой и самостоятельной личностью или безвольным инфантилом, страдающим от психологических комплексов.

Как правило, большинству родителей известны только два педагогических приема: поощрение и наказание. О них и поговорим.

Если раньше в качестве наказания все сводилось к нехитрой экзекуции отцовским кожаным ремнем и длительному пребыванию в углу, то сейчас методы родительского дисциплинарного воздействия приобрели более рафинированную форму: от временного лишения любимого гаджета до полного запрета общения со сверстниками в интернете.

В процессе «затягивания гаек» важно не переусердствовать, так как неокрепшей детской психике абсолютно все равно, что родителями движут благие намерения – все виды наказания (телесные, моральные и ограничительные) воспринимаются как враждебный выпад со стороны самых близких людей. Давайте затронем тему физического наказания, так как она вызывает наиболее неоднозначную реакцию как у родителей, так и у воспитателей и психологов.

Современные семейные психотерапевты и педагоги разделились на два лагеря: одни считают, что телесные наказания необходимы как метод эффективного воспитания, другие полагают, что физическое наказание – это результат родительского бессилия и разновидность насилия над личностью, и абсолютно недопустимо ни в каком виде.

Мы склонны поддерживать первую группу с некоторыми существенными оговорками: степень физического воздействия и психическое состояние родителей. Однозначно нашу негативную реакцию вызовут следующие факторы:

  1. Родитель страдает алекситимией – психологической неспособностью выразить свои чувства и эмоции вербально, поэтому ему проще воздействовать физически, чем подбирать слова.
  2. Родители не отягощены интеллектом. Чтобы что-то объяснять, необходимо умение формулировать и выражать свои мысли, а прежде – понять мотивы ребенка, но все это требует некоторых умственных затрат. Но это непосильная задача, а потому легче взяться сразу за ремень.
  3. Бытовая или сексуальная неудовлетворенность. Обиды за свои проблемы самого разного толка родители вымещают на ребенке путем физической агрессии, при этом наказание может быть абсолютно несоизмеримым с его фактической виной.
  4. Неосведомленность насчет других способов воздействия. Кроме метода кнута родители, в силу собственного воспитания, не видят других путей повлиять на поведение ребенка.
  5. Быстрый вариант решения проблемы. Зачем тратить время на «разбор полетов» и выбор наказания? Провинился – получи, и вопрос закрыт.

Что касается степени воздействия, то тут ответ однозначный: телесное наказание не должно травмировать физическое и душевное здоровье ребенка. Если несильный шлепок по мягкому месту приведет к положительному эффекту и обозначит границы дозволенного, то длительная показательная порка поливочным шлангом может травмировать и его тело, и психику.

Немаловажен и возраст – чем старше ребенок, тем болезненнее для него будет физическое воздействие, тут даже дело не столько в болевых ощущениях, сколько в полученном унижении, что является очень сильной эмоциональной травмой. Поэтому к телесным наказаниям нужно относиться с большой осторожностью и прибегать к ним только в самых крайних случаях, когда другие методы (личный пример, убеждение, требование, поощрение) не помогают. Но даже и в этих крайних случаях следует исключить всякую жестокость в любом ее проявлении – у ребенка в памяти должна остаться именно справедливость такого вида наказания, а не физическая боль и психологическая травма.

Поощрение должно быть заслуженным, в противном случае бездумная похвала за каждый чих превращается в обычное захваливание, формирующее у ребенка ощущение собственной исключительности, в результате чего вырастает перверзный нарцисс со всеми признаками комплекса превосходства. Или, наоборот, человек будет постоянно искать чужого одобрения и ощущения своей нужности и полезности, что уже является признаком неуверенности.

Похвала должна быть направлена на конкретный поступок, а не на личность ребенка в целом. Например, он самостоятельно без напоминаний убрался в своей комнате – похвалите конкретно за это, а не называйте его обобщенно «единственной отрадой и помощником» в жизни. Дело в том, что детская психика устроена таким образом, что ребенок будет впоследствии подсознательно ждать именно слов о своей исключительности за каждый хороший поступок, даже незначительный или вполне естественный, за который и хвалить-то, собственно, было бы странно.

Никогда не поощряйте деньгами. Позиция «сделал хорошо – получи денежку» крайне губительна. Ребенком будет двигать не стремление делать что-то хорошо, исходя из собственных искренних мотивов, а знание, что за это заплатят. То же самое можно сказать и про поощрение шоколадкой или другими вкусностями. В ребенке нужно воспитывать стремление делать хорошее согласно его душевным побуждениям, а не в предвкушении того, что он получит за это сладенькое. Это не цирк, где несчастные животные «работают» за кусок рафинада в руке варвара-дрессировщика.

Личный пример

Несколько слов о личном примере родителей в формировании характера и взглядов подрастающего поколения.

Первыми объектами для подражания у ребенка являются его родители, что вполне закономерно. Все хорошее и плохое в их поступках и словах, будет им калькировано, заимствовано, а впоследствии и воспроизведено в более сознательном возрасте. Если вдруг представить ситуацию, когда детей ставят перед выбором: поступать так, как говорят им родители или так, как они сами делают – они выберут второе, часто бессознательно. Поэтому родителям следует уделить повышенное внимание именно своему поведению, прежде чем что-то требовать от ребенка или наказывать его.

Привычки, впечатления, стремления, убеждения, знания, навыки, привязанности и т.д. формируются именно посредством наблюдения ребенка за своими родителями. Это только потом будут влияние школы и социального окружения, где, как известно, высока вероятность получения отрицательного опыта, ибо социум – это совокупность самых противоречивых взглядов, разного воспитания и иного мировоззрения. И от того, какую «базу» получил человек в семье, зависит сможет ли он противостоять негативному влиянию общества, не растеряв при этом своих человеческих качеств.

Поощрение и наказание детей в семье

Статья из журнала «Семья и школа» (1965 год) о роли поощрения и наказания в воспитании, о мерах наказания и поощрения детей в семье.

«Молодец!» — подбадривает мать маленького сына, сделавшего первые самостоятельные шаги. Девочке-первокласснице, которая получила отличную оценку по математике, отец говорит: «Ты очень обрадовала папу своей отметкой. Вот так и дальше учись!»

Маленькая девочка убрала свои игрушки и посматривает на маму. И если мать не похвалит ее, желание убирать игрушки у девочки в дальнейшем может пропасть.

Поощрение — в том числе и словесное— много значит в жизни ребенка. Однако, одобряя тот или иной поступок ребенка, важно соблюдать меру. Мальчику в присутствии матери сделали прививку. Она говорит сыну: «Ты у меня молодец, настоящий герой — не заплакал». Но мальчик справедливо замечает: «У нас в классе всех кололи и никто не плакал». Конечно, похвала, да еще высказанная в такой высокопарной форме, была излишней.

Иногда дети получают от родителей «награды». Малышам дают сладости, игрушки. Школьники получают подарки разной ценности, в зависимости от возможностей родителей.

Не нужно злоупотреблять подарками. Нехорошо, если дети будут придавать им особое значение и не будут обращать внимания на словесное одобрение. Однажды я слышал, как девочка с грустью говорила, что ее подруга за отличные успехи получила от своей мамы в подарок интересную игру, а вот «моя мама за мои пятерки меня только похвалила и ничего не дала». Приучайте детей относиться к поощрениям в семье не по их материальной ценности, а по тому теплому чувству, которым они проникнуты.

— Мой аттестат, — говорила одна девушка, вспоминая свои школьные годы, — очень обрадовал отца. Он ласково погладил меня по голове и сказал: «Такая дочка — награда мне и матери за все наши труды». Став уже взрослой, девушка часто вспоминала эти слова отца и называла их лучшим подарком.

Плохо, когда поощрениями злоупотребляют. У ребенка появляется привычка все хорошее делать за какие-то премии. Девочка с упреком говорит матери: «Как же так? За пятерку по русскому ты мне купила шоколадку, а за пятерку по математике ничего не купила». Назойливость детей в требованиях подарка совершенно недопустима. Надо постепенно приучать их к сознанию, что высокая успеваемость, отличная дисциплина и хорошие поступки сами по себе должны приносить удовлетворение. И чем старше ребенок, тем большее место в его сознании должно занимать такое чувство. (Это не значит, однако, что поощрения для старших ребят не нужны.)

Если за положительные поступки детей в семье нужно хвалить, то за отрицательными должно следовать наказание.

Если на плохие поступки ребенка не обращать внимания, то это может быть воспринято им как молчаливое согласие с его поведением. Как-то один мальчик, разговаривая с учителем, употребил нехорошее, вульгарное выражение. Учитель сделал ему замечание. Ученик же ответил: «Дома я часто так говорю и мне за это замечания не делают».

Дети не должны воспитываться так, чтобы у них оставалось впечатление, что все их плохие поступки могут, как говорится, «сойти с рук». Состояние безнаказанности часто приводит к безответственности, к недостатку требовательности к себе.

Строго воспитывать детей — значит предъявлять им твердые, не допускающие никаких отклонений требования и осуществлять постоянный контроль за выполнением этих требований. Мать запрещала сыну без спросу уходить из дому, а когда он, несмотря на запрещение, все-таки уходил, она на это не обращала внимания. Такое снисходительное отношение говорит о недостатке строгости в воспитании.

Строгость в воспитании необходима, но она не должна переходить в суровость и тем более в жестокость. Никогда не наказывайте детей, если вы чем-то расстроены, раздражены. Разгневанные мать или отец, наказывая ребенка, могут, как говорится, «отвести душу»: наговорить грубостей, оскорбить ребенка, прибегнуть к физическому наказанию, а потом жалеть об этом, раскаиваться.

Наказание детей в семье должно относиться к совершенно ОПРЕДЕЛЕННОМУ ФАКТУ в поведении ребенка. Наказывать можно, например, не за грубость вообще, а лишь за определенное проявление грубости. Ребенок должен хорошо знать, в чем ИМЕННО он провинился.

Никогда не делайте неоправданных обобщений. Один случай: девочка мыла посуду и разбила чашку. Мать делает ей выговор: «Какая ты нескладная! За что ни возьмешься — все из рук валится». Такие характеристики приносят только вред — они озадачивают ребенка, он чувствует их несправедливость.

Не следует наказывать ребенка за то, что он не знает или не умеет делать. Мать делает строгий выговор дочери-первокласснице, упрекая ее в неумении готовить домашние уроки. Не лучше ли было бы просто научить ее, как надо готовить уроки?

Лучше всего на детей действуют такие наказания, которые представляют собой естественные последствия совершенного ими поступка. Ученик заигрался во дворе и не приготовил уроки. За это он был лишен права смотреть телевизор или идти в кино. Это наказание вытекает из самого проступка ученика: он как бы сам себя наказал.

Словесное наказание чаще всего носит форму выговора. Даже самый строгий выговор не должен быть грубым и унизительным для ребенка. «Я его так отчитала, — говорит мать, — что он будет знать, как обманывать меня». А во время этого «отчитывания» женщина говорила длинно, резким, «истошным» голосом, стучала кулаком по столу. Тот же по содержанию, но другой по форме, более спокойный выговор скорее достиг бы цели.

Наказанием может быть лишение удовольствий или наград. Например, ребенку не позволяют идти в кино, не покупают игрушки, оставляют без сладостей. Этот вид наказания обычно сильно действует на детей, как говорится, «задевает за живое». Сами дети считают такие наказания более сильными, чем самый строгий выговор. Однако никогда не следует в качестве наказания лишать ребенка того, что для него полезно и необходимо. Ученик, придя из школы, сообщает о полученной двойке. Мать наказывает его тем, что оставляет весь день без гулянья. Это весьма неразумное наказание, так как гулять детям совершенно необходимо.

Ни в каком случае не допустимо физическое наказание детей, унизительное не только для ребенка, но и для того, кто это наказание применяет. Прибегающие к этому наказанию родители как бы: расписываются в своем бессилии влиять на детей настоящими педагогическими методами.

Физические наказания порождают у детей трусость, малодушие, своего рода «преклонение» перед физической силой, иногда даже нервные заболевания. Эти наказания не искореняют пороки, а загоняют их внутрь.

Наказание должно соответствовать тяжести вины ребенка. Иногда родители нарушают это правило. За мелкий проступок — строгий выговор, за более крупный — беглое замечание. Объясняется это тем, что в первом случае мать или отец были в дурном настроении, а во втором — в хорошем. В результате ребенок больше обращает внимания не на тяжесть своего проступка, а на настроение родителей.

Однако поощрения и наказания не принесут пользы, если в семье не будет соблюдаться основное условие правильного воспитания детей — единство требований. Воспитательная линия должна быть единой в отношении поощрения и наказания детей.

Профессор Н. Левитов, журнал «Семья и школа», 1965 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Методы семейного воспитания: как вырастить хорошего человека?

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами. Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание. Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям, а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Это высочайшее искусство процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию.

  1. Преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто имеет противоположный эффект. Если дочка постаралась и хорошо убралась в комнате, то не стоит говорить: «Ты моя умница, я без тебя как без рук!». Просто отметьте, что в комнате был большой беспорядок, а сейчас жилище преобразилось, сияет чистотой. Комментарии должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях, почувствовал себя нужным. Иначе он может возгордиться собой или почувствовать заискивание и лесть.
  2. За естественные вещи хвалить не стоит – не нужно говорить, что малыш особенный и молодец, если он просто оделся и почистил зубы. А вот лучший результат по годовой контрольной по математике – это уже повод выразить свое восхищение успеваемостью чада.
  3. Нельзя обещать поощрение заранее – не стоит говорить, что за посаженное во дворе дерево вы купите чаду кроссовки или мяч. Это приведет к тому, что малыш не захочет делать что-то действительно полезное для семьи и общества просто так. Нужно воспитывать понимание, что далеко не за каждое полезное действие должна быть похвала. Вы обязательно поощрите чадо, если увидели реальную пользу от его действий. Но не делайте из учебы, хорошего поведения или помощи по дому рыночные отношения.
  4. Не усердствуйте при поощрении шоколадкой или конфеткой. Вы рискуете воспитать культ еды и избыточную массу тела. Особенно это касается дошкольников.

Противники применения каких-либо наказаний вообще высказывают сомнения в необходимости подобного метода, но большинство родителей сходятся в пользе метода кнута в противовес прянику.

Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – чадо должно понять и уяснить свой проступок, иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла.

Наказание – это не только кара и расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. Например, дочка разбила вашу любимую вазу, вы накричали на нее и поставили в угол. Вы не только покарали за проступок, но и создали в ее сознании установку, что за каждое баловство в будущем, заканчивающееся порчей вещей, вы будете ставить проказницу в угол.

Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. С физическим воздействием не стоит перебарщивать, оно должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.

Есть основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:

  1. Продумайте наказание, сделайте его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критикуйте поступок, а не личность.
  2. Держите себя в руках, не придумывайте наказание сгоряча. Выберите такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
  3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорите, как про негатив, так и про позитив в поведении. Накажите за порванные шорты во время футбола, зато отметьте, что сын делает чистые подкаты на поле, соблюдает правила игры даже в грязном дворовом футболе.
  4. Если малыш заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно отменить его. Всегда выполняйте свои обещания: купите ребенку смартфон за хорошую учебу даже тогда, если он разбил окно в соседском доме по случайности сразу после получения годовых отметок. Но потом придумайте наказание за окно.

Личный пример

Дети в своем большинстве копируют поведение родителей, это вполне нормально. Из такого копирования можно извлечь выгоду при воспитании – нужно просто вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя ваши дети.

В примере с уважением к хлебу вы должны сами уважать хлеб, ни в коем случае не показывать пренебрежения к этому продукту питания. Ваши дети обязательно оценят такое отношение, возможно, что не придется прибегать к наказаниям.

Будьте внимательны с этим методом воспитания, так как детишки перенимают не только положительные, но отрицательные стороны вашего поведения. Лучший вариант – это вести себя правильно, порядочно, по нормам общества в любых ситуациях. Только тогда вы по праву сможете требовать от ваших наследников вести себя подобающе.

Средства семейного воспитанияМетоды формирования сознанияМетоды формирования поведения и организации деятельности
ПриродаБеседаПриучение
Виды деятельности (игра, труд, общение)РазъяснениеУпражнение
Предметы (игрушки, вещи, СМИ, средства коммуникации)Внушение (суггестия)Прямое требование (предупреждение, распоряжение, приказ)
Произведения материальной и духовной культуры (сооружения, произведения науки, литературы, искусства, общественная жизнь)ПримерКосвенное требование (совет, просьба, доверие, одобрение, намек, пожелание, напоминание)
Обыгрывание
Переключение
Поручение

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Поощрения и наказания в воспитании ребенка

Многие родители зачастую задумываются, как правильно воспитать ребенка. Для того чтобы этот процесс происходил правильно, необходимо знать основные принципы поощрения и наказания. В идеале ни одна из сторон воспитания не должна доминировать над другой. Грамотное сочетание – ключ к правильному развитию ребенка.

Основные принципы наказания

В современных реалиях почти все родители стремятся уйти от примитивных форм поведения при осуществлении наказания. Многие родители вообще отказываются от мер наказания, что является неправильным. Наказание должно нести пользу ребенку. Для этого существует ряд правил:

  • Ни физическое, ни психическое здоровье ребенка не должно пострадать во время наказания;
  • Не занимайтесь «профилактикой». Если вы не уверены, что нужно наказать – не делайте этого;
  • После одного проступка должно следовать одно наказание;
  • Наказание не должно быть запоздалым;
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева, он должен переживать о том, что огорчил родителей;
  • Ни в коем случае нельзя унижать ребенка;
  • Если ребенок уже получил наказание, не вспоминайте больше о его проступке;
  • Необходимо сдерживать свои эмоции во время наказания;
  • Трудотерапия – это не наказание. Иначе потом ребенок будет относиться к работе как к наказанию;
  • Нельзя наказывать ребенка во время его болезни; после пробуждения или перед сном; во время принятия пищи; во время обучения или игры; после душевных переживаний или физических травм; при неудачной попытке сделать что-то правильно.

Основные принципы поощрения

Для того, чтобы правильно поощрить ребенка, необходимо помнить, что поощрение может быть и полезным, и вредным. В целях избегания ошибок при воспитании, следуют усвоить несколько правил:

  1. Похвала не должны быть преувеличенной. Главное – искренность. Правильно построенная похвала должна направить ребенка на размышления: так он сможет осознать свои способности.
  2. Одобрять нужно поступок ребенка, не затрагивая весь комплекс умений и личность ребенка.
  3. Нельзя хвалить за то, что ребенок должен делать в естественном порядке (например, правильное социальное поведение).
  4. Одобрение не должно переходить в финансовое русло. Так, ребенок будет не искренен, его стремления будут направлены на зарабатывание денег.
  5. В многодетных семьях важно помнить, что поощрение одного ребенка может вызвать зависть у других.
  6. Недопустимо создавать из поощрения культ еды, иначе возможно развитие чрезмерного отношения к еде.
  7. Поощрение должно следовать непосредственно после хорошего поступка, а не гарантироваться до него.

Исследование проблемы поощрения и наказания в современной семье. Ключевые слова: методы воспитания, поощрение, наказание

Дата03.10.2019
Размер53.15 Kb.
Название файлаcn2.docx
ТипИсследование
ПООЩРИТЬ ИЛИ НАКАЗАТЬ?

В статье рассматриваются исторические особенности методов семейно­го воспитания. Проведено исследование проблемы поощрения и наказания в современной семье.

Ключевые слова: методы воспитания, поощрение, наказание , педагогиче­ская культура родителей.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

Всё семейство скажет

Ну, а если бы к несчастью.

Скажет мне семья.

Семья является первой общественной ступенью в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобре­тает свой первый жизненный опыт, умение и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад жизни. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

К сожалению, в настоящее время многие родители мало внимания уделяют воспитанию своих детей. Они находятся в постоянной занятости: зарабатывании денег, устройстве личной жизни. Увидев своего ребенка вечером, в лучшем случае, попросят дневник или спросят “Как прошел день?” За плохую отметку в дневнике – накажут ремнем, лишат компьютерной игры или карманных денег, за запись – похвалу классного руководителя, хорошую отметку- не по­хвалят совсем, либо безудержно поощрят. Как показывает практика, родители не всегда пра­вильно применяют методы поощрения и наказания, что оказывает существенное влияние на развитие личности ребёнка.

Проблему использования методов поощрения и наказания в воспитании изучали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно рас­ширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей» писал: «Наказание – очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности». То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому он советовал учителям и в особенности родителям использовать поощрение не часто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необ­ходимости. Он даже сформулировал правила к требованиям родителей, при соблюдении кото­рых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

  • Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание;
  • Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения;
  • Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

В настоящее время изменение методов поощрения и наказания связано с развитием общества, трансформацией института семьи. Старые методы воспитания устаревают, а новые ещё до конца не закрепились.

В исследовании приняли участие 30 родителей в возрасте от 21 до 42 лет, 7 из которых имеют высшее образование, 17 имеют среднее профессиональное и 6-среднее образование. Педагогическое образование имеет 1 родитель. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какие методы поощрения вы используете в воспитании?
  2. Какие методы наказания вы используете в воспитании?
  3. Что, на ваш взгляд, наиболее эффективно в воспитании детей: поощрение или наказание?
  4. Как часто, по вашему мнению, нужно поощрять ребенка?
  5. Как часто вы наказываете своих детей?
  6. За какой проступок вы наказываете своих детей?

Среди методов поощрения наиболее популярными оказались такие ответы родителей, как «покупаю дорогие подарки, вещи, даю деньги », «просто хвалю, радуюсь вместе с ним его ус­пехам», «вместе проводим досуг (идём в кино, на каток, по магазинам. )», «плачу деньги за хо­рошие оценки»

Среди методов наказания родителями были названы следующие: «не разрешаю смотреть телевизор, играть в компьютер», «лишаю карманных денег», «не разрешаю гулять, общаться с друзьями», «наказываю трудом (уборка)», «ругаю ребёнка», «всем своим видом показы­ваю, что огорчена», «не разговариваю с ребёнком».

На наш взгляд, подобные тенденции связаны с низкой педагогической грамотностью ро­дителей и их постоянной занятостью. Большинство ответов связано именно с лишением или награждением детей материальными благами, так как родители стараются «откупиться» от них за недостаток родительского внимания и воспитания. Всё это ставит воспитание в семье в ту­пик и не приносит ожидаемых результатов.

На вопрос «Что на ваш взгляд наиболее эффективно: поощрение или наказание» 75% оп­рошенных ответили, что наиболее эффективным методом воспитания является наказание, так как результат не заставляет долго себе ждать.

На вопрос «Как часто нужно поощрять ребёнка?» 85% родителей ответили, что не час­то, так как вырастет избалованный ребёнок. Остальные 15% родители считают, что именно по­ощрение является эффективным способом воздействия на ребёнка, поэтому использовать его нужно часто.

На вопрос «Как часто вы наказываете своих детей» 45% опрошенных ответили часто, 30% -редко, 25% родителей затруднились ответить.

На вопрос «За что вы наказываете своих детей?» родители давали следующие ответы: враньё, плохое поведение, не пришёл вовремя домой, нагрубил взрослым, получил плохую от­метку.

Дополнительно мы опросили и детей респондентов-36 человек.

На вопрос «Как часто вас наказывают родители?»

85% опрошенных ответили, что их наказывают часто, 15%- редко. Затем мы спросили «За что вас наказывают родители?» Среди ответов самые популярные были такие, как «За плохие оценки», «поздно пришел домой», «не выполнение домашних обязанностей», «плохое настроение у родителей», «за непослушание».

Таким образом, наше исследование показало, что проблема поощрения и наказания в современной семье стоит остро. Родители обладают достаточно низким уровнем педагогической культуры.

Мы выявили несоответствие причин наказаний в ответах у родителей и детей. С точки зрения родителей, все причины для наказаний значимы и объективны. Дети не понимают наказания, так как во многих случаях видят причину наказания в плохом настроении родителей.

Большинство родителей предпочитают наказание, как наиболее эффективный метод воз­действия на ребенка. Поощрение родители часто игнорируют, так как оно требует наибольших усилий со стороны родителей и не всегда приводит к желаемому результату.

Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников

Дата публикации: 12.04.2017 2017-04-12

Статья просмотрена: 1570 раз

Библиографическое описание:

Багирова Ф. Р. Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/archive/148/42029/ (дата обращения: 28.11.2019).

Статья посвящена одной из интересных тем психологии — роли методов поощрения и наказания в воспитании ребёнка. Автором определен круг задач, которые необходимо рассмотреть при анализе вопросов наказания, его формы, виды, применение с учетом возрастных особенностей ребенка. Экскурс в историю исследования проблемы был дополнен экспериментальной частью, в которой были выявлены особенности применения и виды наказания, используемые в воспитании родителями детей дошкольного учреждения.

Ключевые слова: воспитание, дошкольники, коррекция, наказание, поощрение, семья.

Одной из проблем, которая сегодня беспокоит родителей, педагогов, это воспитание детей, которое граничит с определенными трудностями. Очень часто мы не знаем, как правильно воспитывать, какие методы нужно использовать в процессе воспитания ребёнка, почему наши дети иногда агрессивно воспринимают наказание, а иной раз недооцениваем методы поощрения. Вопросы семьи являются объектом пристального внимания психологов и педагогов. Это и роль семьи в формировании детей, развитии эмоциональной неустойчивости, стили семейного воспитания, влияние семьи на развитие агрессии, тревожности, страхов и т. д. Нас же заинтересовала тема рассмотрение особенностей и влияния поощрения и наказания на развитие, формирование и становление ребенка. В воспитании ребенка обязательно присутствие, как наказания, так и поощрения. У ребенка четко должно быть сформировано отношение к наказанию — «что сделал неправильно» и к поощрению — «я хорошо поступил».

Данной проблемой занимались как педагогики, так и психологи. Среди них особое место занимают: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Нельзя не согласиться с высказыванием К. Д. Ушинского, который считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» [8, с. 151].

Проблема поощрения и наказания в психологической науке представлена как одна из дискуссионных. Различные школы, направления в истории психологии по-разному оценивали роль наказания в формировании ребенка. Если, в общем, охарактеризовать исследование проблемы в зарубежной психологии, то модно сказать, что отдельные суждения содержаться как в работах основателя психоанализа З.Фрейда, так и в психологии А. Адлера, который рассматривая особенности человеческого характера, отмечал: «большинство родителей жалуется, что не может понять своих детей, и в то же время большинство детей заявляет, что родители их не понимают» [1, с.7]. Основу родительского воспитания по А. Адлеру все же составляет система поощрения, так как наказание формируют у ребенка чувство неполноценности. Отсюда и возникают проблемы, конфликты, агрессия, тревожность, на почве неправильного применения форм наказания и поощрения в воспитании детей.

Против системы наказаний выступал и представитель гештальтпсихологии, который доказывал, что развитие агрессии и напряженности у детей связано именно с наказанием. Максимум позитива, поощрения может положительно влиять на становление личности ребенка [5].

В работе А. С. Спиваковской основной упор делается на то, что именно наказания является основной и самым эффективным методом воздействия в семейном воспитании [7].

Исследуя тему поощрения и наказания, Гордин Л. Ю. выделил следующие их виды [3, с. 151]:

Педагогическая Энциклопедия, определяя поощрение, указывает на то, что «в воспитании поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое» [6, с. 174].

Нельзя не отметить и работу азербайджанских ученых в исследование данной проблемы: Велиев М. В. [2], Гурбанова Л. М. [4] и др.

Рассматривая литературу по интересующей нас теме, мы обратили внимание на то, что большинство ученых относятся к наказанию как необходимой мере в воспитании ребёнка. Мы систематизировали имеющиеся сведения и попытались представить наказание в следующем виде:

Для того чтобы понять отношение родителей к поощрению и наказанию, мы решили провести опрос среди родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение — средняя группа и старшая дошкольная. В эксперименте участвовало 35 родителей. Нами был составлен опросник, который включал следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, нужно ли наказывать детей?
  2. Наказывали ли Вас в детстве?
  3. За что обычно Вы наказываете детей?
  4. В какой форме Вы наказываете детей?
  5. Считаете ли Вы допустимым применять физическое насилие при наказании?
  6. Как Вы думаете, почему дети не слушаются?
  7. Что Вам не нравится в вашем ребёнке?
  8. За что Вы можете ударить его?

Анализ полученных результатов, свидетельствовал о следующем: по первому вопросу: Из 35 человек — 28 ответили, что наказывать нужно. На вопрос: наказывали ли Вас в детстве? — 22 родителя признались, что их родители очень часто наказывали и били. Поэтому они считают, что ребёнка нужно наказывать, без этого не обойтись. Интересен ответ на вопрос: В какой форме Вы наказываете детей? Мнения разошлись: 12 человек запрещали детям выходить на улицу, 8 — ставили в угол, 9 — не обращали внимания на капризы и крики, игнорировали, 6 — применяли физическую силу.

Бросается в глаза тот факт, что в опросе участвовали мамы и бабушки. Причем в большинстве случаев по отношению к детям применяется сходная модель поведения, которая была применима к родителям детей. В психологии доказан факт того, что жизненный сценарий в большинстве случаев пишется в детстве самими родителями, что потом автоматически переносится во взрослую жизнь. Неудавшиеся взаимоотношения между родителями, конфликты, ссоры, все это отражается на детях, а некоторых случаях являются толчком к вымещению злости родителей на детях. Уставшие родители, неустроенность, материальные проблемы снижают эмоциональный настрой родителей. Они весьма редко могут похвалить ребенка, уделяя слишком мало времени на общение с ним. Все то, безусловно, травмирует ребёнка, отражается на его психике и лишает родителей радости полноценного общения с ребенком. Потом мы удивляемся тому факту, что ребенок замкнут, агрессивен. Умение подбодрить ребенка, похвалить, являются стимулом к его хорошему поведению, мотивирует его к осознанию правильности своего поведения, вырабатывает у него навыки правильного поведения в обществе. Безусловно, мы не говорит о том, что наказание должно полностью отсутствовать в практике семейного воспитания, но оно должно носить, справедливый и уместный характер, ребенок должен понимать смысл наказания. Все виды наказания, которые мы наблюдали в дошкольном учреждении, мы представили в следующей таблице.

Таким образом, в проведённом нами исследовании мы попытались ответить на вопрос что такое поощрение и наказание, остановились на их видах и путем опроса выявили виды наказания, которые применяются родителями, детьми и воспитателями. Очередным этапом исследования станет организация семинара, способствующего разъяснению родителям психологических особенностей развития ребенка, необходимости знания закономерностей применения в воспитании ребёнка, как наказания, так и поощрения.

  1. Адлер А. Наука о характерах: Понять природу человека. Перевод Цыпина Е. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.
  2. Велиев М. В. Возрастная и педагогическая психология. — Баку: Наука, 2013. — 297 с.
  3. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей [Текст] / Л. Ю. Гордин. — М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
  4. Гурбанова Л. М. Психологические проемы семьи и пути их решения. — Сумгаит, Издательство «Знание», 2012. — 240 с.
  5. Левин К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст] / К. Левин, А. Бандура. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с
  6. Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я. — М.: Научное Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. — 672 с.
  7. Спиваковская A. C. Как быть родителем. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  8. Сухомлинский В. А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик — М.: Политиздат, 1986. — 270 с.

Поощрение и наказание детей в семье

Автор: admin · Опубликовано 31.01.2018 · Обновлено 09.07.2019

Поощрение и наказание детей в семье

Поощрение и наказание детей в семье являются важными инструментами воспитания. И если отношение к поощрению более менее определено, то вот с наказанием не все так просто.

Много столетий человеческой истории детей воспитывали так называемым «традиционным» способом. Он включал в себя различные виды наказания, в том числе физические. Но в середине прошлого века некоторые авторитетные умы начали высказывать мнения, что наказывать детей вредно для их здоровья, а бить вообще недопустимо. Прошло полвека, и немало современных психологов сходится во мнении, что растущее насилие между людьми вообще, и среди детей в частности, во многом обусловлено вседозволенностью поведения детей в семьях.

Рассмотрим подробнее роль поощрения детей и как правильно наказывать их.

Роль поощрения

Поощрение можно сравнить с премией на работе. Всегда приятно, когда отмечают твой усердный труд. Подобно и детям важно чувствовать, что родители видят их старания быть послушными и отмечают это. Самое простое и очень действенное средство поощрять детей к послушанию ― это похвала. Если после каждого правильного поступка говорить «молодец», это укрепит решимость ребенка и дальше поступать правильно. Кроме похвалы поощрением может быть:

исполнить желание ребенка

купить игрушку или сладкое

разрешить дольше погулять

дать дополнительную сумму на карманные расходы

освободить на время от какой-то домашней обязанности

Поощрение многогранно. Все, что принесет вашему ребенку радость или станет приятным сюрпризом, может сыграть роль поощрения.

Почему нужно наказание

Для ответа на этот вопрос рассмотрим поведение взрослых в обществе. Все ли люди ведут себя надлежащим образом по отношению к другим? Очевидно, что нет. Иначе у нас не было бы скандалов в семьях и разводов, преступности на всех социальных уровнях, коррупции, борьбы за власть в семье и обществе и т. д. Все, от президента до дворника, соблюдали бы законы и уважали права других. Но, увы, о таком обществе пока остается только мечтать. Какой можно сделать вывод? Если взрослые образованные опытные дяди и тети нуждаются в исправлении и наказании за нарушение правил и законов, то не требуют ли тем более этого дети?

Другой аспект ― это понятия «хорошо» и «плохо». Немало проблем в обществе обусловлено именно разницей во взглядах на них. Депутаты спорят в парламенте, деятели на телевидении, а соседи, родственники и коллеги при встрече друг с другом. Если зрелые взрослые не могут прийти к консенсусу по многим вопросам то, что можно ожидать от только развивающихся детей?

Говоря о воспитании вообще, и наказании, как об одном из инструментов, стоит учитывать, что мышление ребенка находится в стадии формирования. А вместе с ним в той же стадии находятся понятия «хорошо» и «плохо», взгляды на себя и окружающих, цели, стремления и т. д. Можно ли предоставлять детям свободу и считать их «партнерами» родителей в семье, когда не все взрослые умеют распоряжаться своей свободой себе же на благо?

Дети чувствуют себя счастливыми, уверенными и защищенными, когда знают как границы дозволенного, так и то, что последует за их нарушение.

Поощрение и наказание детей в семье показывает им, что послушание приносит одобрение, а непослушание ведет к печальным последствиям. Один школьный педагог отметила, что многие подростки несчастны и подавлены. Они чувствуют себя несчастными, покинутыми и удрученными потому, что в таком юном возрасте стали „сами себе хозяева“, и получили свободу, с которой не могут справиться. Да, дети чувствуют себя счастливыми, уверенными и защищенными, когда знают как границы дозволенного, так и то, что последует за их нарушение.

Не пренебрегайте поощрением и наказанием

Вырастить детей нелегко. И без ошибок, конечно же, не обойтись. Но родителям важно осознавать, что поощрение и наказание детей в семье являются двумя важными инструментами воспитания. Только с их помощью папам и мама удастся вырастить своих любимых малышей полноценными и уравновешенными взрослыми.

А теперь сделайте еще одно простое действие:

  • понравилась статья → поделитесь в соцсети
  • нашли для себя практический совет → подпишитесь на новости сайта
  • есть вопрос → оставьте его, используя форму на странице «Контакты»

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
  • Меры поощрения и наказания в современных семьях

Меры поощрения и наказания в современных семьях

Родительское собрание по теме:

«Меры поощрения и наказания в современных семьях»

Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.

Задачи:

  • Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;
  • Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;

Форма проведения: традиционное собрание.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.

Подготовительный этап: анкетирование учащихся.

Анкета

  1. как часто ваша семья собирается вместе?
  2. Ежедневно;
  3. По выходным;
  4. Редко;
  5. Никогда.
  6. едины ли родители в своих требованиях к вам?
  7. Да;
  8. Нет;
  9. Не совсем.
  1. принимаете ли вы во внимание мнение родителей при выборе друзей?
  2. Всегда;
  3. Никогда;
  4. Иногда.
  5. говорите ли вы родителям правду?
  6. Всегда;
  7. Иногда;
  8. Никогда.
  9. как часто родители вас наказывают?
  10. Систематически;
  11. Никогда;
  12. Иногда.
  13. какие меры наказания и поощрения используют ваши родители?
  14. Ласка;
  15. Поощрение;
  16. Разъяснения;
  17. Жесткие требования;
  18. Принуждение;
  19. Угрозы;
  20. Ругань;
  21. Физическое наказание.
  22. что делает ваша семья, собравшись вместе?
  23. Решает сообща жизненные проблемы;
  24. Занимается семейно-бытовым трудом;
  25. Вместе проводит досуг;
  26. Смотрит телепередачи;
  27. Обсуждает вопросы работы, учебы;
  28. Делится впечатлениями о прожитом дне;
  29. Поет, музицирует;
  30. Каждый занимается своим делом.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь:

Цитата: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными» (К.Д.Ушинский);

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Поощрения и наказания – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.

Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

Используя наказание или поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.

Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность.

В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний. О том, что присутствует в арсенале наших родителей, подростки рассказали в ответах анкеты. (Классный руководитель проводит анализ ответов учащихся).

О формах и видах поощрений и наказаний нам расскажет психолог.

Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от педагогов и родителей немалых усилий. А.С.Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения не часто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Проект решения собрания

Решением собрания разрешите считать памятки для родителей с указанием требований к наказанием и поощрениям.

Педагогические требования к поощрению

  • Поощрение должно быть справедливым
  • Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи
  • Необходимо учитывать возрастные особенности детей
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей
  • Не злоупотреблять и не захваливать
  • Использовать различные меры поощрения
  • Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется
  • Поощрение должно быть в присутствии других детей
  • Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души

Поощрения и наказания в российских семьях

Ответьте на вопросы.

1. Какие методы воспитания чаще всего применялись Вашими родителями в отношении Вас и других детей в Вашей семье

  1. Убеждение, разъяснение ребенку его поступков и намерений
  2. Собственный пример, пример других взрослых
  3. Поощрение за хороший поступок
  4. Наказание за дурной, неправильный поступок
  5. Как правило, с детьми договаривались как с равными
  6. Никаких. Родители считали, что заложено природой, то и вырастет

2. Применялись ли в Вашей родительской семье физические наказания

  1. нет
  2. очень редко, в исключительных случаях
  3. конечно, если это шло на пользу воспитания и дисциплинированности ребенка

3. Какие методы воспитания Вы применяете сейчас по отношению к своим детям

  1. Убеждение, разъяснение ребенку его поступков и намерений
  2. Собственный пример, пример других взрослых
  3. Поощрение за хороший поступок
  4. Наказание за дурной, неправильный поступок
  5. Как правило, с детьми я (мой супруг(а)) договариваемся как с равными
  6. Никаких. Считаю, что заложено природой, то и вырастет

Ключ. Эффективные методы воспитания: вопросы №№1,3 – ответы №№ 1,2,3,4, вопрос №2 – ответ №1. За каждый ответ – 5 баллов

“Влияние физических наказаний на поведение ребенка”

К сожалению, в семьях, и не только в российских, очень терпимо относятся к физическим наказаниям: не бьет – не любит. Родители оправдывают свое поведение тем, что хотят благо для ребенка. Вспоминают, что их самих били, и поэтому они стали хорошими людьми. При этом многие забывают (человеку свойственно забывать травмирующие его переживания), какое страшное чувство обиды на родителей они переживали. Боль, страх, унижение, ненависть к другим и самому себе – это еще не весь перечень чувств избиваемого ребенка. Ребенок воспринимает телесное наказание как проявление гнева или нелюбви со стороны родителей, а не как результат своего проступка.

Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умение справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Физическое наказание становится разрешением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Если тебя кто-то злит, ты можешь с ним физически расправиться.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. В отношении любого ребенка, в том числе и приемного, физические наказания совершенно недопустимы и бесполезны. Приемные дети имеют за своими плечами печальный опыт пренебрежения со стороны взрослых и нередко насилия. Позиция жертвы для них привычна. Один приемный отец рассказывал, что был потрясен реакцией ребенка на легкий, как ему казалось, шлепок. Мальчик восьми лет, рыдая, кричал ему: “Меня все бьют. И ты меня бьешь. Почему?” Этот же мальчик отличился тем, что сжег цыплят в печке, сломал руку своему сверстнику.

Нередко дети сами, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме. Некоторые приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что родители “плохие”. Другие, потому что в своей кровной семье они могли обратить на себя внимание только таким образом. За проявление внимания и любви (бьет – значит любит) они готовы заплатить собственной безопасностью. Ребенок пытается защитить себя, как правило, не осознавая, что делает. Например, он пытается подражать в своем поведении человеку, которого сам боится, и начинает себя так же вести. Присваивая себе эту роль, подражая его поведению, ребенок в своем восприятии преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. Или переносит свой гнев с наказавшего его человека (недоступный объект) на другого, более слабого (доступный объект). В одном из детских домов четырехлетний ребенок, находясь в гостях в будущей патронатной семье, получил довольно сильный шлепок от приемной матери за какую-то провинность.

Его реакция была очень быстрой и однозначной: не смея ответить ей тем же, он утопил ее любимого котенка в деревенском туалете.

Физические наказания недопустимы ни в отношении родного ребенка, ни в отношении приемного.

На самом деле воспитательное воздействие на ребенка оказывает не сам факт наказания, а эмоциональная реакция родителей на проступок. Эту реакцию можно выразить разными способами, не прибегая к физическому наказанию.

2. Требования к наказаниям и поощрениям

Психологи, занимающиеся изучением поведения, считают, что наказания служат для прерывания нежелательного поведения, а поощрения – для подкрепления желательного поведения.

Какие должны быть наказания и поощрения? Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль “быть поощрением”.

Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

Лучше использовать поощрения, чем наказания.

Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.

Познакомьтесь, пожалуйста, с материалом, представленным в таблице. Приемные дети разных возрастов выделили наиболее желаемые поощрения и самые страшные для них наказания

Примеры поощрений и наказаний, которые выбирают приемные дети

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: