Право ребенка жить и воспитываться в семье

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 54 СК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи дает определение понятия «ребенок», соответствующее положению ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., согласно которой ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Кроме того, ребенок приобретает полную дееспособность ранее 18 лет при вступлении в брак и эмансипации (ст. 27 ГК).

2. Название комментируемой статьи несколько уже, нежели совокупность тех прав, которые предусмотрены данной статьей. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает следующие виды личных неимущественных прав ребенка:

— право жить в семье;

— право воспитываться в семье;

— право знать своих родителей (насколько это возможно);

— право на их заботу;

— право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;

— право на воспитание своими родителями;

— право на обеспечение его интересов;

— право на всестороннее развитие;

— право на уважение его человеческого достоинства.

Перечисленные права согласуются с положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

С установленными комментируемой статьей правами ребенка корреспондируют обязанности родителей, предусмотренные гл. 12 СК РФ.

3. Право жить и воспитываться в семье корреспондирует с обязанностями родителей по воспитанию и развитию своих детей (ст. 63 СК). При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение). Кроме того, применяются такие формы, как передача в семью опекуна (попечителя), в том числе в приемную семью, заключение договора о патронатном воспитании и др. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания кроме всего прочего предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык (см. также комментарий к ст. 63 СК).

4. Право ребенка знать своих родителей имеет ряд исключений, в частности:

— при рождении ребенка в результате применения методов искусственной репродукции человека, в том числе при рождении ребенка суррогатной матерью.

В том случае, если ребенок был найден, подкинут либо в случае добровольного установления отцовства лицом, не являющимся биологическим отцом ребенка, и в других случаях ребенок вправе знать своих биологических родителей.

5. Право на совместное с родителями проживание, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка, регулируется также ст. ст. 65, 66 СК РФ. Место жительства детей при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей, которое может быть совершено как в устной, так и в письменной форме.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» дается разъяснение, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

При подготовке дел об определении места жительства ребенка к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка, что предусмотрено п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10.

6. На вопрос о том, необходимо ли участнику общей долевой собственности на квартиру (в том числе однокомнатную) получить согласие другого собственника этого жилого помещения на вселение ребенка в качестве члена своей семьи, Верховным Судом РФ был дан отрицательный ответ с учетом комментируемой статьи.

На родителей возложена обязанность воспитывать своих детей, что обусловливает необходимость их проживания совместно с родителями.

В связи с этим вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение, где проживают их родители, осуществляется независимо от мнения остальных собственников жилого помещения.

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Право жить и воспитываться в семье — одно из важнейших прав ребенка, содержащихся в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации (Далее – СК РФ). Исключительно семейное воспитание позволяет нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное воспитание ребенка. Как подтверждается практикой, общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью.

Положения СК РФ о праве ребенка на семейное воспитание корреспондируются с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорящей нам, о том, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, является место жительство их законных представителей, усыновителей или опекунов. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе выбрать место своего жительства с согласия своего законного представителя, при этом право на совместное проживание с родителями сохраняется. При раздельном проживании родителей место жительство ребенка определяется соглашением между ними. Никто не может воспрепятствовать праву ребенку жить вместе с родителями — ни государственные органы, ни частные лица.

Для обеспечения обсуждаемого права, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних.

Исключение из этого права может быть только в исключительных случаях, например, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка.

Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из России без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из страны. В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка: право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка.

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Самым главным правом ребенка считается право на проживание и воспитание в семье.

Дети являются наименее защищенной категорией в социуме. Дело в том, что дети в силу своего возраста не могут самостоятельно обеспечить соблюдение и выполнение всех своих прав, и именно поэтому данные обязательства должны выполняться взрослыми. Самым главным правом ребенка считается право на проживание и воспитание в семье.

Право ребенка жить и воспитываться в семье позволит нормально развивать маленького человека на уровне социума, интеллекта, нравственного поведения и физической активности. Таким образом, общественные нормы воспитания не могут заменить ребенку семью.

Понятие малолетний ребенок

Анализируя правовое положение детей в нашей стране, особый интерес вызывает понимание того, что включает в себя понятие малолетний ребенок. На данный момент понятие малолетний ребенок закреплено как в отечественной правовой базе, так и в международной.

В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка. Наша страна официально присоединилась к ней 15 сентября 1990 года. Конвенция представляет собой свод основных положений, которые тем или иным образом затрагивают права детей и ограничивают возможности взрослых влиять на судьбу маленьких граждан.

Отечественная законодательная база при внедрении международной практики, так и не выработала собственного определения понятия «ребенок», и потому использует во внутреннем законодательстве понятие, полностью идентичное тому, которое указано в Конвенции, а именно:

«Ребенком признается особа, которая не достигла 18-летнего возраста».

Наряду с этим понятием, в нашей стране используется множество наименований, которые также относятся к лицам, не переступившим порог совершеннолетия: подросток, несовершеннолетний, малолетний и т.д. Как правило, каждое из этих терминов применяется в зависимости от ситуации и с оглядкой на возраст ребенка. Так, к примеру, малолетними считаются дети, которым еще не выполнилось 10 лет, подростковая категория находится в пределах 10-14 лет. Что касается термина «несовершеннолетний», то тут все куда сложнее, и зачастую это понятие может применяться при любой ситуации.

Понятие прав ребенка

Право ребенка жить и воспитываться в семье заставляют его родителей использовать не только традиционные устоявшиеся методики воспитания. В общем, воспитание является сложнейшим диалектическим процессом, который нуждается в проявлениях гибкости мышления и поиске новых подходов со стороны взрослых.

Тем не менее, воспитание – это далеко не единственная обязанность родителей в отношении своих детей. Одним из основных обязательств взрослых перед детьми считается обеспечение прав и интересов ребенка, причем не только с учетом текущего отрезка времени, а и с учетом будущего ребенка.

Ст.65 СК РФ предусматривает, что право ребенка жить и воспитываться в семье является одной из основных забот его родителей, но тем не менее не единственной. Кроме того, семейное законодательство определяет формы несоответствия родительского обеспечения прав ребенка при реализации ими своих прав. К ним относят физическое и моральное насилие в семье, жестокое и пренебрежительное отношение, оскорбления и эксплуатация детского труда.

Что касается определения «права и интересы ребенка», то трактовать его можно самыми различными описаниями. Семейное право не предусматривает четкого обозначения, и потому в правовом поле до сих пор идут дискуссии относительно того, что представляет собой данная категория.

Наиболее распространенным вариантом считают, что права и интересы ребенка – это определенный комплекс действий, проводимых родителями и прочими представителями социума в отношении несовершеннолетнего гражданина, которые помогают формировать его характер и позволяют при достижении 18-летнего возраста стать частью полноценного общества.

Право ребенка общаться с родителями

Ребенок имеет полное право на общение с обоими родителями в равной степени, если иное не противоречит действующему законодательству. Таким образом, если родители ребенка не проживают вместе, все равно их дитя должно полноценно общаться с обоими родителями.

По сути, это правило является своеобразным дополнением к тезису о равных родительских правах. Но вместе с тем, оно обеспечивает и формирует полноценный контакт ребенка с родителями.

Каждый ребенок имеет право на общение с родителями при следующих обстоятельствах:

  • Если родители расторгли свой брак на добровольной основе;
  • Если брак родителей был признан недействительным;
  • Если родители не ведут совместное хозяйство и не проживают вместе.

В некоторых случаях государство в лице органов опеки и попечительства имеет право ограничивать общение ребенка с родителями, если в отношении одного из них было определено сознательное нарушение прав ребенка и игнорирование его интересов. Кроме того, частичное ограничение на общение может быть установлено в тех случаях, когда один из родителей совершил неправомерные действия, которые повлекли за собой лишение родительских прав и установление запрета на участие в воспитательном процессе.

Если родитель, с которым проживает ребенок, создает такие условия, при которых контакт со вторым родителем становится практически невозможным, то второй родитель имеет полное право через судебные органы добиться своего неотъемлемого права на общение с собственным ребенком. В этом случае активное участие в разрешении спорной ситуации будут принимать представители органов опеки.

Право ребенка проживать с родителями

Право ребенка на проживание и воспитание в пределах семьи предусматривает автоматическое появление сопутствующих прав, в частности:

  • Право на родительскую заботу;
  • Право на воспитание;
  • Право ребенка знать своих родителей;
  • Право на совместное проживание с родителями.

Право ребенка проживать со своими родителями регламентируется нормами и положениями гражданского законодательства России. В соответствии с п.2 ст.20 ГК место жительства родителей является также и местом проживания несовершеннолетнего гражданина, чей возраст не достиг 14 лет.

Если родители не проживают совместно, а ребенок живет на постоянной основе только с одним из них, он все равно имеет полное право на полноценное общение со вторым родителем.

Если это право нарушается, то при помощи органов опеки и судебных инстанций можно решить данную проблему.

Кроме того, с наступлением 14-летнего возраста ребенок самостоятельно имеет право определить, с кем из родителей он хочет проживать постоянно. Это одно из условий достижения возраста, устанавливающего частичную дееспособность.

В некоторых случаях право ребенка проживать с родителями может быть отменено государственными органами. Как правило, подобное происходит в тех семьях, которые недолжным образом выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка и обеспечению его прав, игнорируя или нарушая их.

Органы опеки и попечительства

Учитывая тот факт, что защита прав и интересов ребенка гарантируется на высшем законодательном уровне, государство создает и курирует органы исполнительной власти, которые занимаются всеми вопросами соблюдения прав ребенка и обеспечения полноценного воспитательного процесса со стороны родителей.

По сути, органы опеки и попечительства выступают в качестве структурного компонента органов власти на местном уровне. Они занимаются огромным перечнем вопросов, которые тем или иным образом затрагивают права ребенка и обеспечение их соблюдения.

Вместе с тем, стоит отметить, что во многих ситуациях органы опеки не могут принимать достаточно активное участие в обеспечении прав ребенка. В первую очередь это связано с некоторыми ограничениями, которые устанавливает государство касательно участия исполнительных органов власти в жизни семьи.

Помимо этого, органы не имеют возможности выступать в качестве защитников прав ребенка. Эта роль возлагается исключительно на родителей и опекунов. Тем не менее, органы опеки выступают в качестве посредника.

Иными словами, можно сказать, что органы опеки и попечительства выступают в роли контролирующего органа, следящего за тем, чтобы права ребенка никоим образом не были нарушены, и чтобы родители в полной мере осознавали всю степень своей ответственности перед своими детьми.

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Новая редакция Ст. 54 СК РФ

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 54 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”.

В СК впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1). Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.

При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут. Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека. Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).

Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка. Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).

Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.

Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В п.1 ст.54 СК РФ сформулировано определение ребенка. Единственным критерием квалификации лица в качестве ребенка является возраст.Лицо утрачивает статус ребенка по достижении восемнадцати лет. Приобретение полной гражданской дееспособности в связи со вступлением в брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ) не влияют на его статус ребенка в смысле СК РФ.

2. Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя его право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

3. Об обеспечении права ребенка на воспитание в семье в случае утраты им родительского попечения см. главу 18 СК РФ.

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ст 54 СК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 54 СК РФ:

Определение понятия ребенка очень важно в семейном законодательстве РФ, его семейные права развиты в данной главе СК. Понятие ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка и в ст. 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, т.е. возраста гражданского совершеннолетия. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияют, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

В семье закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку этой возможности. Одним из основных принципов семейного законодательства является защита права ребенка на семейное воспитание. Имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители.

Законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

Обеспечение права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Ребенок имеет право, в пределах возможности, знать своих родителей. Это право ограничено прежде всего тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден.

Получение заботы со стороны родителей – право ребенка, оно служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).

Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей); регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет исполняется на основании их свидетельства о рождении.

Что касается регистрации по месту пребывания (месту временного нахождения) несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, то она реализуется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании их свидетельства о рождении.

Эти правила распространяются только на подростков, не достигших 14 лет. По достижении 14 лет регистрационный учет подростка реализуется на основании его паспорта. При этом право на совместное проживание несовершеннолетнего с родителями сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом.

Право на воспитание своими родителями определяет, с чьей стороны должна исходить забота о детях. Родителями ребенка являются его мать и отец, записанные в качестве родителей в актовой записи о его рождении. Обеспечение интересов детей, под которыми в контексте комментируемой статьи понимаются различного рода жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться, является долгом родителей.

Ребенку в семье предоставляется возможность расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Это включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей. При этом имеются в виду возможности, предоставляемые ребенку прежде всего в семье.

Неотъемлемая часть надлежащего воспитания – уважение человеческого достоинства ребенка в семье. Провозглашая такое право, СК определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.

Статья 54. Семейного кодекса РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 54 СК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию “ребенок”, закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.

Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Следует отметить, что понятие “ребенок” неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 – 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак – п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация – ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: “несовершеннолетний” и “ребенок”, – не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе – указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве.

Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя.

Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

  • право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
  • право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
  • право на защиту (ст. 56 СК РФ);
  • право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
  • право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.

Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).

Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

Согласно п. 2 комментируемой статьи, при отсутствии родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании их недееспособными и в иных случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ. При этом согласно ст. 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, таким как передача ребенка на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. РФ является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

Согласно п.1 ст.54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения.

право ребенок семья имущественный

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Право ребенка жить и воспитываться в семье – одно из самых важных его прав. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества.

Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать: ни государственные органы, ни частные лица.

Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из РФ, но совместно с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из РФ без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из РФ. В случае, если срок выезда превышает три месяца, такое согласие должно быть также заверено органом опеки и попечительства. Если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из РФ, вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке.

Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, включает такие права ребенка, как право знать своих родителей, право на заботу родителей, на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов и всестороннее развитие, на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, но и родственников более отдаленного родства.

В СК особо подчеркивается, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях: расторжения брака родителей; признания брака родителей недействительным; раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах.

Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее.

Осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные и длительные свидания с родителями. Количество свидания и их продолжительность зависят от условия содержания. Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры в установленном порядке. Они могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей продолжительностью до 8 часов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №55”

Семейный кодекс Российской Федерации

Глава 1. Семейное законодательство.

Статья 1. Основные начала семейного законодательства.

1. Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи… недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав…

Глава 2. Осуществление и защита семейных прав.

Статья 7. Осуществление семейных прав и обязанностей.

2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями.

1. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияет на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Статья 56. Право ребенка на защиту.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими)…

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих).

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Глава 21. Права и обязанности родителей.

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2.Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители… имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей…

Статья 63. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами… без специальных полномочий.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление детей.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников.

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ними орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Статья 68. Защита родительских прав.

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Право ребенка жить и воспитываться в семье

В XX веке возникло принципиально новое отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучшего существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Права несовершеннолетних входят в систему прав человека и гражданина, но, в силу своих возрастных особенностей, защита прав несовершеннолетних осуществляется через их законных представителей до достижения ими определенного возраста.

К категории несовершеннолетних в российском законодательстве относят граждан не достигший 18 лет.

Международные правовые документы.

Женевская декларация, принятая Лигой наций в 1924году, призывает мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного и физического развития.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашает право на защиту семьи, естественной и основной ячейки структуры общества, со стороны общества и государства. Этот документ принят в 1948 году и является продолжением идей по правам ребенка, заложенным в Женевской декларации.

Во Всеобщей декларации прав человека перечислены наиболее важные пункты в области права ребенка жить и Воспитываться в семье:

“Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей” (ст.12)

“Материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой”(ст.25)

У Всеобщей декларации прав человека есть один недостаток: ее нормы не носят обязательного характера, это нормы декларации (декларация – заявление от имени государства с провозглашением основополагающих принципов, а также документ, содержащий изложение этих принципов).

На основе норм Всеобщей декларации прав человека мировое сообщество приняло два правовых документа общеобязательного характера – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966года. Эти два пакта объединяются одним общим названием – Хартией прав человека 1966 года. (Хартия – важный документ, грамота, петиция, послание).

Международные пакты значительно расширяют спектр прав и свобод человека и гражданина (следовательно и ребенка), по сравнению со Всеобщей декларации прав человека:

“Семье должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течении разумного периода до и после родов.” (ст.10 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

“Смертный приговор не выносится за преступления совершенные лицами моложе 18 лет и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.” (ч.5 ст.6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

То есть ребенок имеет право на жизнь уже в утробе матери.

“Каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства” (ст.24 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

Конвенция о правах ребенка, принятая в 1959году ООН, содержит следующие положения, касающиеся прав ребенка:

“Государства участники настоящей конвенции обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры” (ст.3.п.2)

“Государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключению случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению, определяют … что такое разлучение не обходимо для в наилучших интересах ребенка” (ст.9п.1)

Ст.9п.1 применяется в тех случаях, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о его воспитание.

Конвенция о правах ребенка предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входят такие понятия как:

Ребёнок – это живое человеческое существо, не достигшее 18 лет.

Свобода – отсутствие каких либо ограничений, стеснении в чём-либо.

Защита – 1) судебная совокупность процессуальных действий направленных на опровержение обвинения или смягчения ответственности обвиняемого (подсудимого).

2) Охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасностей (Словарь С.И. Ожегова)

Конвенция формулирует свои требованья в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно ещё и потому, что её ратифицировали 180 стран, то есть примерно 90% всех государств. Неслучайно её называют “Великой хартией вольности для детей”, “Мировой Конституцией прав ребенка”.

Таковы положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все международные права ребенка объединены общей целью, которая заключается в укрепление правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

Правовые документы России в области права ребенка жить и воспитываться в семье.

Право ребенка жить и воспитываться в семье признано не только международными документами, но и правовыми документами России. Это право является неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного.

Семейный кодекс РФ, принятый государственной думой 8 декабря 1995 года, параллельно с Уголовным кодексом (принятым в 1996году, введен в действие с 1 января 1997года) рассматривают вопросы попечительства, усыновления (удочерения), воспитания детей и уклонение родителей или лиц заменяющих их от своих обязанностей.

Так как каждый ребенок имеет право на воспитание в семье, то при отсутствии родителей он может быть взят на воспитание в приемную семью. (ст. 54, 153, 154, 155, 156, 157 Уголовный кодекс РФ): “Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…право на их (родителей) заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями… при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения… право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства…” (ст. 54). Это нормальное явление, так как есть семьи, в которых нет родных детей, а приемные дети могут получить столько любви, ласки, заботы и понимания от приемных папы и мамы. Ведь не зря говорят, что не тот человек настоящий отец или мать, кто дал жизнь ребенку, а тот, кто его воспитал.

Но есть такие люди, которые добившись усыновления (удочерения) ребенка, не исполняют обязанности по его воспитанию: “Не исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены эти обязанности… наказывается…”

Закон остается на страже интересов детей, воспитывающихся как в родной, так и в приемной семьях (ст. 154, 156 Уголовного кодекса РФ, ст. 153, 154, 155 Семейного кодекса РФ)

Дети – это будущее общества, а обществу далеко не безразлично то, каким будет молодое поколение.

“Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий совершенное родителем наказывается..” (ст 151 п.2 Уголовный кодекс РФ)

“Подмена ребенка совершенная из корыстных или иных низменных побуждений наказывается…”(ст.153 Уголовный кодекс РФ)

“Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей передачей их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются…”(ст. 154 Уголовный кодекс РФ)

Статья 155 Уголовного кодекса РФ запрещает Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя

Закон пытается уменьшить страдания ребенка, обеспечив воспитание ребенка матерью или отцом, но не лишая возможности обоих родителей общаться с ребенком, помогать ему и быть в курсе всех проблем ребенка:

“Ребенок имеет право на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка…” (ст.55 Семейный кодекс РФ)

“Ребенок имеет право на получение содержание от своих родителей в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего кодекса” (ст.60 п.1 Семейный кодекс РФ)

“…обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства… по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок” (ст.163 Семейный кодекс РФ)

Но, родители лишенные родительских прав теряют все права, в том числе “…право на получение от него содержания (статья 87 настоящего кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.” (ст. 71 п.1) в тоже время “лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка” (ст.71 п.2)

Таким образом закон стоит на страже интересов родителей и детей, стремится сделать все возможное для решения всех проблем и вопросов, связанных с правом ребенка жить и воспитываться в семье.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье (стр. 1 из 4)

Городская научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи.

Научное общество учащихся «Поиск» школы №142

жить и воспитываться

Leila школа №142, 11 7 класс

Нохрина М.И. учитель школы №142

II. Право ребёнка жить и воспитываться в семье:

1. Международные правовые документы в области права ребенка жить и воспитываться в семье……………………………………………………………. 4

2. Правовые документы России в области права ребенка жить и воспитываться в семье………………………………………………………………6

3. Насилие в семье – глобальная проблема……………………………………..…7

В моей работе затронуты основные понятия, такие как:

Ребенок – живое человеческое существо, не достигшее 18 лет.

Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)

Право – охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять

Закон – постановление государственной власти.

На сегодняшний день в органах опеки и попечительства города Омска состоит на учете более 970 детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах интернатах, около 2441 несовершеннолетних находящихся под опекой (из них 1458 в возрасте то 7 до 15 лет, не получают пособие 566 детей); 96 детей, воспитывающихся в приемных семьях. В органах социальной поддержки населения состоят на учете 566 опекаемых детей из малообеспеченных семей. 1 Кроме того, ежедневно пополняется огромное количество детей-беспризорников. Такие средние показатели наблюдаются по всей территории Российской Федерации.

Но не только в России растет число обездоленных детей и подростков. Дети по всему миру страдают по вине своих родителей. Поэтому проблема воспитания в семье очень актуальна в настоящее время. Этому вопросу большое внимание уделяют международные документы: Международная Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация о правах человека, а также многие другие документы, о которых подробнее будет рассказано ниже. Ратифицировав Конвенцию прав ребенка, многие государства, в том числе и Россия, признали то, что ребенку до полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья любви и понимания:

Основной закон государства РФ (Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления) – Конституция гласит:

«Материнство и детство, семья находится под защитой государства.»(ч1 ст.38)

«Забота о детях, их воспитание – равное право обязанность родителей.»(ч.2 ст38)

Эти статьи еще раз подчеркивают всю важность воспитания ребенка в семье для государства. Оно старается уделять как можно больше внимания данному вопросу.

Семейный кодекс РФ предусматривает решение этой проблемы не только через семью, в которой появился на свет ребенок, но и через органы опеки и попечительства, для тех детей, которые остались без родителей или родители которых лишены родительских прав, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Проблема воспитания ребенка в семье относится к категории сложнейших из-за сплетения философских, духовно-нравственных и социальных этических факторов их причин и следствий. И общество осознало всю необходимость принятия мер, реализация которых может приостановить развитие опасной для государства и общества тенденции роста в России числа обездоленных, обделенных судьбою детей. Многое зависит не только от законодательства, но и от самих людей. Совершая поступки, человек влияет на общество, а общество влияет на человека.

Очень важно, чтобы каждый человек имел правовые знания и представления о том, как ими пользоваться, особенно в сфере реализации своих прав.

1.«Образование inform » № 10(32), ноябрь 2003г. совместное издание образовательных учреждений города Омска

Для раскрытия темы «Право ребенка жить и воспитываться в семье» мы должны решить следующие задачи:

1. Показать актуальность данной проблемы, ее сложность.

2. Выделить основные понятия темы и определить их значение.

3. Показать важность правовых знаний для каждого человека, необходимость умения пользоваться нормативно-правовой базой для решения проблем в сфере прав ребенка

Исходя из задач, мы выделили основную цель нашей работы:

– Раскрыть основное содержание и значение международных правовых документов и правовых документов России в области прав ребенка жить и воспитываться в семье, а также проблему насилия в семье.

Источником для нашей работы являются законодательные акты (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Хартия прав человека, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ), сборники справочной литературы по праву, составленные учеными-юристами.

Также для написания научно-исследовательской работы были использованы словари (советский энциклопедический словарь, современный словарь иностранных слов и толковый словарь С. И. Ожегова) и периодическая печать.

Использованная нами литература позволяет наиболее разобраться в вопросах проблемы воспитания детей в семье. На основе использованной нами литературы раскрываются не только основные понятия темы, но и важность необходимости правовых знаний как для взрослых, так и для детей, не достигших совершеннолетнего возраста, ведь будущее общества зависит от его политического, социально-экономического и социально-психологического климата, а в центре всех этих явлений стоит человек, который творит настоящее, будущее и ему необходимы правовые знания.

II. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

В XX веке возникло принципиально новое отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучшего существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Права несовершеннолетних входят в систему прав человека и гражданина, но, в силу своих возрастных особенностей, защита прав несовершеннолетних осуществляется через их законных представителей до достижения ими определенного возраста.

К категории несовершеннолетних в российском законодательстве относят граждан не достигший 18 лет.

1 . Международные правовые документы.

Женевская декларация, принятая Лигой наций в 1924году, призывает мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного и физического развития.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашает право на защиту семьи, естественной и основной ячейки структуры общества, со стороны общества и государства. Этот документ принят в 1948 году и является продолжением идей по правам ребенка, заложенным в Женевской декларации.

Во Всеобщей декларации прав человека перечислены наиболее важные пункты в области права ребенка жить и Воспитываться в семье:

«Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»(ст.12)

«Материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.»(ст.25)

У Всеобщей декларации прав человека есть один недостаток: ее нормы не носят обязательного характера, это нормы декларации (декларация – заявление от имени государства с провозглашением основополагающих принципов, а также документ, содержащий изложение этих принципов).

На основе норм Всеобщей декларации прав человека мировое сообщество приняло два правовых документа общеобязательного характера – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966года. Эти два пакта объединяются одним общим названием – Хартией прав человека 1966 года. (Хартия – важный документ , грамота, петиция, послание).

Международные пакты значительно расширяют спектр прав и свобод человека и гражданина ( следовательно и ребенка), по сравнению со Всеобщей декларации прав человека:

«Семье должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течении разумного периода до и после родов.» (ст.10 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

«Смертный приговор не выносится за преступления совершенные лицами моложе 18 лет и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.» (ч.5 ст.6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

То есть ребенок имеет право на жизнь уже в утробе матери.

«Каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.» (ст.24 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

Конвенция о правах ребенка, принятая в 1959году ООН, содержит следующие положения, касающиеся прав ребенка:

«Государства участники настоящей конвенции обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.» (ст.3.п.2)

«Государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключению случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению, определяют … что такое разлучение не обходимо для в наилучших интересах ребенка»(ст.9п.1)

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: