Принципы воспитания детей от Екатерины II

Воспитывать детей – дело не из легких. А воспитывать императорских детей – двойная, а то и тройная ответственность. Ведь на плечи такого ребенка однажды ляжет забота о целом государстве. Посмотрим, каким должно было быть воспитание детей в глазах Екатерины Великой и насколько оно отличалось от традиционных российских воззрений XVIII века.

Инструкция по воспитанию

Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию детей. Правда, использовать свои методы она начала лишь на внуках. Ее сын, будущий император Павел I, воспитывался не так, как она того желала. Ей приходилось наблюдать и терпеть, как его с младенчества приучали к мехам и потакали всем желаниям.

Уже после дворцового переворота в 1962 году Екатерина II стала полноправной императрицей, но к тому времени характер Павла уже сформировался, и поздно его было переделывать. Зато внукам досталось хорошее воспитание в стиле просвещенных европейских семей, где главным образом присутствовали разумные ограничения, строгость, умеренность и свобода.

Главные правила

Екатерина II составила несколько осноынх правил воспитания наследников престола:

  1. Встречаться с родителями только по разрешению бабушки. Раз уж не удалось воспитывать собственных детей, Екатерина решила наверстать упущенное с детьми Павла I, Александром и Константином. Первому предстояло в будущем править Российской Империей, а второму – Византийской. И вот заботливая бабушка отобрала детей у родителей, как только те появились на свет. Императрица желала сделать из них двух идеальных правителей. Она, конечно, не запрещала родителям видеться с сыновьями, но они не могли вмешиваться в их образовательную систему;
  2. Иностранный язык с пеленок. Раз уж Константин должен был стать правителем новой Византийской империи, которую нужно восстановить по задумкам Екатерины, то приходилось учить греческий язык, ведь византийцы говорили на именно на нем. Чтобы ребенок привыкал к другому языку, ему нашли кормилицу-гречанку и слуг-греков;
  3. Игры с детьми. Екатерина считала, что с детьми обязательно нужно играть. Она разрешала внукам приходить к себе в кабинет и играть на полу: собирать-разбирать игрушки, веселиться. Она и сама к ним присоединялась. Императрица написала для внуков азбуку с правилами нравственности и поучительные сказки;
  4. Физическое здоровье. Правитель должен быть физически здоров и крепок. Поэтому Александр и Константин регулярно закалялись. Их спальни часто проветривали и оставляли поменьше свечей, чтобы воздух был свежим. Кроме того, будущие правители, если не болели, то принимали холодные ванны, бегали по земле без обуви и купались в пруду. Они также спали на жестких кроватях, на тонких подушках и под тонкими одеялами;
  5. Запрет наказаний. За провинности было положено выгонять мальчиков из класса. Никаких более суровых наказаний не было. Детям и этого хватало. Они потом писали письма с извинениями и просились обратно на урок;
  6. Развиваться и много двигаться. Обоим мальчикам полагалось владеть несколькими иностранными языками: латынь, русский, немецкий и французский. Александру был добавлен еще и английский, а Константину – греческий. Важно было знать географию, биологию, астрономию, математику и историю. Им нужно было изучать военное искусство и гражданское законодательство, а также езду верхом, фехтование, борьбу, плавание и все, что полезно для развития мышц тела;
  7. Мастера на все руки. Кроме того, дети обучались ремеслам и ручной работе, могли пахать, рубить дрова и косить, готовить краски и управлять лошадьми. При этом их гражданские ценности стояли выше религиозного воспитания.
Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: