Проблемы подростков: как справляться с гневом

Проблемы подростков: как справляться с гневом

Психология ребенка

Чтобы избежать деструктивного поведения, подросткам важно уметь правильно выражать эмоции

Советы по управлению гневом для подростков

Подростковый возраст – один из самых трудных периодов в жизни человека. Тело в подростковом возрасте сильно меняется, вы испытываете чувства, которые не можете объяснить. Одно из таких чувств – гнев, и он способен вывести вас из-под контроля.

Как утверждают психологи, когда чувство гнева у подростков выходит из-под контроля, оно может приводить к деструктивному поведению. Это, в свою очередь, ведет к проблемам в школе, во взаимоотношениях с окружающими и в целом отрицательно влияет на жизнь подростков. Те из них, которые не могут справляться с чувством гнева, склонны к проявлениям вербальной и физической агрессии.

К счастью, чувством гнева можно научиться управлять. Существуют определенные техники, с помощью которых подростки могут научиться распознавать чувство гнева и контролировать его. Чтобы научиться управлять гневом, подростку важно признать свои чувства и не обвинять в их возникновении окружающих людей или обстоятельства.

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут справиться с чувством гнева.

Научитесь правильно выражать гнев

Ключ ко всем эмоциям – знание того, как их выражать. Чтобы понять свои эмоции, вам потребуется некоторое время, потому что эмоции постоянно меняются и причиняют боль. Когда вы выражаете свои эмоции (смеетесь, когда вам радостно, или плачете, когда грустно), вы становитесь счастливее. С чувством гнева дело обстоит несколько сложнее, но существуют способы выразить и его, при этом не теряя самоконтроль.

Худшее, что вы можете делать в минуты гнева, – ломать вещи или разбрасывать их по комнате. В конце концов, они еще могут пригодиться вам или тому, кому они принадлежат.

Некоторые люди, чтобы выплеснуть гнев, предпочитают побить подушку или бросить ее о стену. Этот способ довольно безопасен – он не причинит вреда ни подушке, ни стене, ни вам.

Используйте техники, помогающие справиться с гневом

Иногда бывает так, что выразить свои эмоции нет никакой возможности. Тем не менее, необходимость выплеснуть свой гнев остается. Лучше всего для этого научиться техникам самоконтроля. Для этого может потребоваться некоторое время, но эти техники действительно работают.

Начните с глубокого дыхания. Гнев вызывает выброс адреналина в кровь, и благодаря глубокому дыханию вы можете расслабиться и уменьшить его концентрацию. Если вам трудно глубоко дышать, просто медленно сосчитайте до десяти.

Самоконтроль необходим не только в подростковом возрасте. Вам он будет необходим в течение всей жизни. Самоконтроль нужен, даже если вы этого не осознаете. Контролируя себя, вы не обидите маму, критикуя обед, который она приготовила, или друга, увлекшегося новым направлением в музыке. Сложность в том, что, когда у вас меняется гормональный фон и появляются новые эмоции, вам становится труднее контролировать себя. И, чтобы снова научиться этому, вам следует приложить усилия.

Научитесь понимать свои чувства

Когда вы пробуете контролировать свои эмоции, вам необходимо больше узнать о чувстве гнева, научиться его распознавать. Научитесь улавливать свой гнев до того, как он станет таким сильным, что контролировать его станет невозможно.

Первый шаг в управлении гневом – это точно знать, что вы чувствуете в данный момент. Вы можете думать, что ваши чувства – это нечто неправильное или несправедливое. Но важно принять свои чувства и попытаться понять, что их вызвало. Когда вы будете знать, что вызвало в вас гнев, вы сможете с ним справиться.

Прежде чем пытаться вмешаться в ситуацию, которая вызвала в вас гнев, подумайте о других способах справиться с ней. Вы можете ударить своего обидчика, но это не значит, что так стоит поступать. Продумайте различные варианты ваших действий и их возможные последствия, прежде чем реагировать на ситуацию. Это даст вам полное представление о том, какой вариант для вас является наилучшим. Такой метод широко известен как «управление рисками», и очень важно, чтобы подростки овладели им. Это поможет им избежать многих неприятных последствий.

Проблемы подростков: как справляться с гневом

Подростковый возраст – отличное время для познания себя и своего места в мире, для новых знакомств и новых чувств, для настоящей дружбы. Но также это время больших изменений – и в теле, и в сознании; время нестабильности, в том числе эмоциональной, – всё это делает подростковый период непростым.

Активные гормональные изменения затрагивают и эмоции. Бывает достаточно малейшего повода, чтобы выйти из равновесия – неосторожно брошенная фраза, смех за спиной, сплетни, непонимание и несправедливое отношение со стороны ровесников или взрослых. В этой ситуации сложно не злиться и не выходить из себя. В целом, гнев – вполне естественное человеческое проявление, это часть нашей сущности. Позволять себе выражать полный спектр эмоций, в том числе гнев – это нормально. В то же время, способность управлять гневом и не позволять эмоциям захватывать себя с головой – очень нужный навык, который избавит от многих неприятных последствий и неверных решений.

Когда мы испытываем гнев, у нас запускаются инстинктивные физиологические процессы – выброс адреналина в кровь, сердце начинает биться с бешенной скоростью, дыхание учащается, сжимаются кулаки, пересыхает во рту. Иногда реакция настолько сильная, что мы можем даже испытывать головную боль или боль в животе. Неудивительно, что в этой ситуации мы начинаем действовать автоматически, не успев обдумать происходящее, и часто, на эмоциях, совершаем поступки или говорим слова, о которых потом очень жалеем.

Как научиться управлять гневом и контролировать свои действия?

Замечать приближение гнева, прислушиваясь к изменениям в теле. Несмотря на то, что в целом признаки гнева у людей схожи, тем не менее у каждого существует своя специфика: кто-то сжимает челюсти или кулаки, у кого-то замирает дыхание или напрягается шейный отдел, у кого-то пересыхает во рту — нужно научиться замечать, что именно происходит с тобой. Как только будет понятна «точка зажима», можно сказать, что половина работы уже сделана. Наблюдай за собой, изучай какие сигналы посылает тебе тело.

Переключить свое внимание с предмета, вызвавшего эмоции (с человека, с ситуации и т.д.). Как только ты отловил своё состояние гнева, сразу же переключайся на конкретное изменение в теле, например, сосредоточься на своих сжатых кулаках. Также переключить внимание помогает вовремя взятая пауза. Наверняка эту рекомендацию многие слышали не раз, и это действительно работает – и начинай про себя медленно считать (хотя бы до пяти), либо скажи себе мысленно какую-то ключевую фразу, например «возьми себя в руки, брат!», «подумай дважды, дорогая!». Если есть возможность, уйди в другое место, закрой глаза или отвернись. Переключение поможет снизить градус первого негативного импульса и собраться. Ведь первая реакция в гневе — далеко не лучшее решение ситуации.

Действовать осознанно, а не инстинктивно. Как только удалось взять под контроль инстинкты, начинаем думать и действовать.

Во-первых, нужно снять «точку зажима». Здесь помогут знания своего тела и того, как оно реагирует на гнев. Если в гневе напрягаются руки — их нужно сознательно расслабить; пересыхает в горле – выпить стакан воды; замирает дыхание – глубоко дышать. Этот приём действует на физиологическом уровне: если, например, сознательно расслабить сжатые в гневе кулаки, то ситуация раскручивается в обратную сторону и эмоция проходит так же автоматически, как и появилась. Если возбуждение еще осталось, можно воспользоваться другим проверенным способом – перенаправить энергию. Например, разорвать или скомкать листок бумаги, бросить в стену теннисным мячиком, хлопнуть дверью в конце концов.

Во-вторых, нужно разобраться в ситуации и лучше понять происходящее – задавай вопросы. Когда ты выясняешь детали и узнаешь дополнительную информацию —включается способность обдумывать и анализировать. Может получиться, что ситуация, которая вывела тебя из равновесия, на самом деле совсем не такая, какой она казалась.

Управляй эмоциями, это не раз поможет выбраться из неприятных историй, справиться со стрессом и конфликтами, а также договориться со сверстниками или взрослыми. Кроме того, способность контролировать гнев сохранит силы для важных дел и задач, которых немало в подростковом возрасте. Желаю удачи и верю, что у тебя всё получится!

Ирина Корнеева,
психолог сайта «Я-Родитель»

Как помочь подросткам справиться с агрессией?

Не только тела, но и души подростков подвергаются серьезным изменениям. Первое, что приходит в голову взрослому при слове «подросток» – это понятия «ранимый», «угловатый» и «агрессивный». Юноши и девушки начинают заново узнавать свое тело и психику. Новые представления об окружающем мире и человеческих отношениях не всегда позитивны. Поэтому вчерашние приветливые, воспитанные и дружелюбные дети превращаются в замкнутых, грубых и агрессивных подростков. Им еще предстоит научиться контролировать эмоции и справляться со вспышками гнева.

Особенности психического развития подростков

Психологи и педагоги много пишут о «кризисе 3 лет» как одном из самых болезненных для детей и их родителей. Маленький ребенок учится отделять себя от матери и становится более независимым. В один ряд по сложности с «кризисом 3 лет» ставится и подростковый период, когда психика претерпевает существенные изменения.

Подростки решают непростые жизненные задачи — осознание своего «я» и поиск собственного места в мире. Часто их эмоциональным и физическим состоянием «руководят» гормональные всплески. Именно в них заключается основная причина резких перепадов настроения — беспричинных слез, внезапной грубости или вспышек гнева. Поскольку подростки очень ранимы, они тяжелее переживают неудачи в любви или предательство друга.

Неумение контролировать эмоции отрицательно влияет на отношения со сверстниками и педагогами. Во многих случаях подросток, «заводящийся с пол-оборота», становится объектом насмешек или буллинга со стороны одноклассников. Для более агрессивных подростков характерно желание «слить» агрессию на более слабого.

Если подросток наделен склонностью к самоанализу, то неконтролируемые вспышки гнева и агрессии могут вызвать у него чувство вины. Поэтому важно научиться контролировать эмоции именно в переходном возрасте.

Почему подросткам сложно контролировать эмоции?

Неустойчивая психика подростка способствует появлению бурных эмоциональных состояний. Даже самый вежливый и дружелюбный ребенок может быть мрачным, замкнутым, грубым и агрессивным. Частые перепады настроения могут быть связаны с изменением гормонального фона, но не только с ним.

Иногда причины речевой или физической агрессии следует искать в семье подростка. Если родители привыкают выяснять отношения на повышенных тонах, то и взрослеющие дети со временем также начнут грубить. Если в семье принято разговаривать с ребенком агрессивно-повелительным тоном, то и подросток будет проявлять неуважение к родителям.

За агрессией, вспышками гнева, словесными перебранками или физическим насилием по отношению к сверстникам вполне может скрываться комплекс неполноценности. Вследствие его у подростка появляется желание самоутверждаться за счет других. Употребление ненормативной лексики или бранных слов — это тоже один из признаков агрессивного поведения.

Чаще всего агрессия по отношению к сверстникам возникает у юношей или девушек, которые не видели других примеров общения между людьми, или в качестве ответной реакции на насмешки и травлю. Даже робкий и незаметный подросток вполне может перестать терпеть издевательства и научится ругаться и драться. Употребление бранных слов юноши и девушки считают своеобразным «пропуском» во взрослый мир, таким же, как алкоголь и сигареты.

Уверенный в себе человек не будет опускаться до словесной агрессии. Бранные слова не украшают человека в деловом общении. Для взрослого они могут быть предметом эпатажа — как это можно наблюдать у творческих личностей, или признаком эмоциональной несдержанности. В настоящем взрослом мире склонность к словесной или физической агрессии способна серьезно повредить репутации человека.

Чтобы научиться эффективно контролировать свое эмоциональное состояние, подростку необходимо поработать не только над реакцией на стрессовые ситуации, но и над самооценкой. В этом ему могут помочь родители или психолог.

Рекомендации для родителей “Вспышки гнева у подростков”

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Как справиться с приступами гнева у подростка.

Педагог-психолог Смирнова Е.В.

Гнев в подростковом возрасте – достаточно непростая эмоция, потому что очень часто это переживание маскирует другие неприятные чувства, лежащие в его основе – например, расстройство, переживание развода родителей, ощущение неловкости, печаль и хандру, душевную боль, страх, стыд или ощущение собственной уязвимости. Иногда подросток не может справиться со всеми этими чувствами и начинает бросаться на окружающих, подвергая риску как самого себя, так и других людей. В подростковом возрасте многим юношам трудно признать свои чувства, не говоря уже о том, чтобы выразить их или попросить о помощи.

Перед родителями встает трудная задача: им необходимо помочь подростку справиться со своими эмоциями и научить его более конструктивным способам управления собственным гневом.

Установите определенные правила, подразумевающие некие последствия, с которыми подросток столкнется, если позволит себе неподобающее поведение.

В тот момент, когда Вы оба – как Вы, так и подросток, – будете в спокойном состоянии, заведите разговор с ребенком, объясните ему, что на самом деле нет ничего плохого или неправильного в такой эмоции, как гнев, однако некоторые способы ее выражения являются неприемлемыми. Если ваш ребенок позволит себе наброситься на вас или на кого-то другого, ему или ей придется столкнуться с определенными последствиями – он может лишиться каких-то привилегий или ему придется пообщаться с полицией. Подросткам необходимо наличие определенных правил, и в переходном возрасте существование таких правил играет особо важную роль.

Определите, какие именно переживания провоцируют гнев, что лежит в основе этой эмоции.

Может быть, ваш ребенок хандрит или страдает от депрессии? Например, ваш ребенок-подросток может страдать от ощущения собственной неполноценности из-за того, что у него или у нее нет каких-то вещей, которые есть у его сверстников. Может быть, вашему ребенку необходим человек, способный выслушать его или ее без осуждения?

Отслеживайте наличие тревожных сигналов, предупреждающих о приближении приступа гнева, и наличие определенных стимулов, способных спровоцировать подобные эмоции.

Может быть, перед началом приступа гнева у вашего ребенка начинает болеть голова или он начинает ходить из угла в угол? Или, может быть, приступы гнева случаются у него после определенных уроков в школе? Когда ребенок научится определять тревожные сигналы, говорящие о том, что он вот-вот выйдет из себя, он сможет предпринять определенные действия, необходимые для управления гневом, до того момента, когда эта эмоция обретет над ним полный контроль.

Помогите своему ребенку-подростку найти здоровые способы снижения интенсивности гнева.

Физические упражнения и командные виды спорта помогут ему утихомирить эмоции, бушующие в его душе. Кроме того, для того чтобы избавиться от напряжения и ярости, он может просто поколотить боксерскую грушу или подушку. Многие подростки выражают свой гнев в живописи или писательстве. Танцы или исполнение громкой агрессивной музыки также может принести тинейджеру необходимое облегчение.

Предоставьте своему ребенку-подростку личное пространство.

Когда у вашего ребенка случается приступ гнева, позвольте ему удалиться в какое-то место, в котором он может в безопасности упокоиться и утихомирить свои эмоции. Не следует идти следом за подростком и требовать извинений либо объяснений, почему он все еще злится, – подобное поведение может усилить интенсивность эмоций, бушующих в его душе, или даже спровоцировать физическое насилие.

Научитесь справляться с собственным гневом.

Вы не сможете помочь своему ребенку-подростку, если сами не способны справляться со своим темпераментом и своими настроениями. Несмотря на всю сложность выполнения этой задачи, вам необходимо сохранять спокойствие и уравновешенность невзирая на ту степень раздражения, которое вызывают у вас определенные модели поведения вашего ребенка или его привычка вас провоцировать. Если Вы сами или другие члены вашей семьи постоянно кричат друг на друга, бьют друг друга или швыряются предметами интерьера, ваш ребенок может подумать, что подобное поведение является уместным и совершенно естественным, и начнет выражать свой гнев точно такими же способами.

Проблемы подростков: как справляться с гневом

Как научить подростка справляться с гневом

Любовь и гнев: основные навыки отношений

Очевидно, мы не можем ждать, когда усовершенствуем собственные навыки преодоления гнева, прежде чем начнем учить этому подростков. Фактически, некоторые родители не понимают, что у них проблемы со сдерживанием гнева, пока не видят свое собственное поведение отраженным в поведении подростков, как в зеркале. Когда вы видите, как ваши подростки вопят и визжат в гневе, вы задаете логичный вопрос: «От кого они этому научились?» Скорее всего, они подражают поведению одного из родителей. Пугающая мысль: «Это же на меня они похожи!», заставляет многих родителей попытаться изменить свое поведение и постараться укрощать свой гнев. Часто нам приходится учиться конструктивно справляться с гневом вместе с нашими подростками.

Есть два основных навыка, которым подросток может научиться, чтобы выразить свою любовь и сдержать гнев. Они не связаны между собой. Если подросток чувствует себя любимым, у него гораздо больше возможностей научиться справляться с гневом. Однако если подростку не хватает любви, ему наверняка будет трудно сделать это. Таким образом, родители обязательно должны выучить «родной язык любви» подростка и регулярно говорить на нем.

К сожалению, удовлетворение потребности в любви не приводит подростка автоматически к умению сдерживать свой гнев. Управление гневом — это определенный навык, который следует воспитывать. Родителям, которые любят подростка, обычно легче обучить его этим навыкам. Так что же важно для достижения родителями этой задачи обучения?

Гнев вашего подростка: взрывается снаружи или внутри?

В первую очередь родитель должен обнаружить, какие шаблоны поведения уже выработаны у подростка. К тому времени, как ребенок достигает подросткового возраста, у него уже выработалась привычная реакция на гнев. Недавно одна мать спросила: «Доктор Чэпмен, как вам удается заставить подростков рассказывать, на что они сердятся? Когда моя пятнадцатилетняя дочь на что-то сердится, она замыкается. Я ее спрашиваю: „Что случилось?“ — а она отказывается говорить. Я не знаю, как ей помочь, если она не хочет ничего рассказывать».

Другая мать говорит: «А у меня противоположная проблема. Когда моя дочь сердится, об этом знают все. Она просто взрывается. Она вопит, орет, скачет, как двухлетний ребенок, в истерике».

Эти матери наблюдают два противоположных типа поведения. Большинство подростков тяготеет к тому или иному выражению гнева: внешнему или внутреннему взрыву.

Я называю гнев молчаливого подростка внутренним взрывом, потому что, когда гнев накапливается внутри, и с ним никто не работает, постепенно он пожирает подростка изнутри. Помните, гнев возникает, когда подросток думает, что родители или кто-то еще поступили с ним несправедливо. Если с этим чувством не поработают родители или другой взрослый, обидевший подростка, это приведет его к ощущению горечи, одиночества, изоляции и, наконец, депрессии. Гнев, который накапливается внутри, ведет также к пассивно-агрессивному поведению. Подросток снаружи кажется пассивным, он не ввязывается в ссоры, но постепенно чувствует все больше горечи и начинает вести себя так, чтобы причинить как можно больше боли человеку, на которого злится (часто это один из родителей) или себе. Пассивно-агрессивное поведение может повлечь за собой утрату интереса к занятиям в школе и спорту, наркомании, сексуальной активности, причем все это будет делаться назло родителям. Иногда после нескольких месяцев депрессии подростки, которые копили гнев внутри, внезапно взрываются и ведут себя агрессивно.

С другой стороны, многие подростки склонны к внешнему взрыву . Когда родители говорят или делают что-то, что подростки считают неправильным, они реагируют криками, грубыми, часто бранными словами, выражающими неудовольствие тем, что сделал или не сделал родитель. Некоторые подростки бросаются в родителей бутылками, ломают ручки, водят машину на бешеной скорости, «случайно» роняют тарелки и проявляют свой гнев прочими вредными для здоровья способами. Если не отучить их от этих губительных привычек, то через несколько лет эти подростки будут словесно и физически оскорблять своих жен и детей.

Не все подростки впадают в крайности, которые мы описали в двух предыдущих параграфах, но по сути все они склоняются к одной или другой реакции: внутреннему или внешнему взрыву. Немногие подростки научились справляться с гневом более зрелым и продуктивным образом, который мы описывали в этой главе. Для некоторых родителей задача обучения подростков правильному выражению гнева становится сложной задачей. Первый шаг в ее достижении — это определить уже существующую манеру поведения подростка в гневе. Невозможно воспитать у него зрелое отношение к гневу, не поняв, как он относится к нему сейчас. Поэтому я предлагаю родителям понаблюдать за подростком в гневе и запомнить, как он выражает свое недовольство вами или другими людьми. Два месяца наблюдений покажут вам, на каком этапе развития на пути к позитивным навыкам управления гневом находится ваш подросток.

Этот первый шаг очень важен. Следующие шаги помогут вам научить подростков справляться со своим гневом, и их мы рассмотрим в следующей главе.

Проблемы подростков: как справляться с гневом

Подростковый возраст – отличное время для познания себя и своего места в мире, для новых знакомств и новых чувств, для настоящей дружбы. Но также это время больших изменений – и в теле, и в сознании; время нестабильности, в том числе эмоциональной, – всё это делает подростковый период непростым.

Активные гормональные изменения затрагивают и эмоции. Бывает достаточно малейшего повода, чтобы выйти из равновесия – неосторожно брошенная фраза, смех за спиной, сплетни, непонимание и несправедливое отношение со стороны ровесников или взрослых. В этой ситуации сложно не злиться и не выходить из себя. В целом, гнев – вполне естественное человеческое проявление, это часть нашей сущности. Позволять себе выражать полный спектр эмоций, в том числе гнев – это нормально. В то же время, способность управлять гневом и не позволять эмоциям захватывать себя с головой – очень нужный навык, который избавит от многих неприятных последствий и неверных решений.

Когда мы испытываем гнев, у нас запускаются инстинктивные физиологические процессы – выброс адреналина в кровь, сердце начинает биться с бешенной скоростью, дыхание учащается, сжимаются кулаки, пересыхает во рту. Иногда реакция настолько сильная, что мы можем даже испытывать головную боль или боль в животе. Неудивительно, что в этой ситуации мы начинаем действовать автоматически, не успев обдумать происходящее, и часто, на эмоциях, совершаем поступки или говорим слова, о которых потом очень жалеем.

Как научиться управлять гневом и контролировать свои действия?

Замечать приближение гнева, прислушиваясь к изменениям в теле. Несмотря на то, что в целом признаки гнева у людей схожи, тем не менее у каждого существует своя специфика: кто-то сжимает челюсти или кулаки, у кого-то замирает дыхание или напрягается шейный отдел, у кого-то пересыхает во рту — нужно научиться замечать, что именно происходит с тобой. Как только будет понятна «точка зажима», можно сказать, что половина работы уже сделана. Наблюдай за собой, изучай какие сигналы посылает тебе тело.

Переключить свое внимание с предмета, вызвавшего эмоции (с человека, с ситуации и т.д.). Как только ты отловил своё состояние гнева, сразу же переключайся на конкретное изменение в теле, например, сосредоточься на своих сжатых кулаках. Также переключить внимание помогает вовремя взятая пауза. Наверняка эту рекомендацию многие слышали не раз, и это действительно работает – и начинай про себя медленно считать (хотя бы до пяти), либо скажи себе мысленно какую-то ключевую фразу, например «возьми себя в руки, брат!», «подумай дважды, дорогая!». Если есть возможность, уйди в другое место, закрой глаза или отвернись. Переключение поможет снизить градус первого негативного импульса и собраться. Ведь первая реакция в гневе — далеко не лучшее решение ситуации.

Действовать осознанно, а не инстинктивно. Как только удалось взять под контроль инстинкты, начинаем думать и действовать.

Во-первых, нужно снять «точку зажима». Здесь помогут знания своего тела и того, как оно реагирует на гнев. Если в гневе напрягаются руки — их нужно сознательно расслабить; пересыхает в горле – выпить стакан воды; замирает дыхание – глубоко дышать. Этот приём действует на физиологическом уровне: если, например, сознательно расслабить сжатые в гневе кулаки, то ситуация раскручивается в обратную сторону и эмоция проходит так же автоматически, как и появилась. Если возбуждение еще осталось, можно воспользоваться другим проверенным способом – перенаправить энергию. Например, разорвать или скомкать листок бумаги, бросить в стену теннисным мячиком, хлопнуть дверью в конце концов.

Во-вторых, нужно разобраться в ситуации и лучше понять происходящее – задавай вопросы. Когда ты выясняешь детали и узнаешь дополнительную информацию —включается способность обдумывать и анализировать. Может получиться, что ситуация, которая вывела тебя из равновесия, на самом деле совсем не такая, какой она казалась.

Управляй эмоциями, это не раз поможет выбраться из неприятных историй, справиться со стрессом и конфликтами, а также договориться со сверстниками или взрослыми. Кроме того, способность контролировать гнев сохранит силы для важных дел и задач, которых немало в подростковом возрасте. Желаю удачи и верю, что у тебя всё получится!

Как снизить агрессию у подростка

Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:
• необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
• не давай волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
• подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
• каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
• вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
• проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
• тренировать волю.

Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
• не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
• наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
• старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
• давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
• реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, даже если они незначительные;
• необходимо устанавливать социальные правила поведения;
• беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.), в беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов;
• исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение подростка.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
– полное игнорирование реакций ребенка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; – выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно. »); – переключение внимания, предложение какого-либо;
– позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение подростка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
• констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
• констатирующий вопрос («ты злишься?»);
• раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
• обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
• апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:
• не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
• не демонстрировать власть («Будет так, как я скажу»);
• не кричать;
• не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
• не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
• не использовать физическую силу;
• не втягивать в конфликт посторонних людей;
• не настаивать на своей правоте;
• не читать нотации, проповеди;
• не делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда. », «Ты никогда не. »;
• не сравнивать ребенка с другими детьми – не в его пользу.

5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
– публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
– не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
– предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
• нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
• внушение спокойствия невербальными средствами;
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
• использование юмора;
• признание чувств ребенка.

8. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
• подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
• искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
• следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
• придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений.

9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
• Комкать и рвать бумагу.
• Бить подушку или боксерскую грушу.
• Топать ногами.
• Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
• Втирать пластилин в картонку или бумагу.
• Посчитать до десяти.
• Самое конструктивное – спортивные игры, бег.
• Вода хорошо снимает агрессию.

Как родители могут помочь проблемным подросткам справиться с гневом – Эмоции – 2019

Быстрые ссылки: проблемные подростки | Тест: Ваш подросток в опасности?

Многие подростки попадают в беду из-за неспособности надлежащим образом разрядить чувства интенсивного гнева. Подростки злятся по разным причинам и выражают эти чувства множеством способов, но у всех есть общая борьба – испытывать болезненные эмоции и не знать, как ими управлять. Неуместное выражение гнева может иметь серьезные последствия для проблемных подростков, но у большинства есть способность учиться лучшим способам выживания. Вот что родители могут сделать, чтобы помочь.

Понимание гнева у подростков

Гнев – это эмоция, которая довольно часто бросает вызов подросткам, а порой может быть подавляющей. Подросток, который не знает, как справиться с гневными чувствами, может испытывать сильное желание воздействовать непосредственно на эти чувства, даже если это подвергает их или других риску.

Под гневом часто лежат трудные эмоции, такие как боль, разочарование или грусть, которых подросток пытается избежать или не осознает, что чувствует. Когда проблемный подросток разыгрывает свой гнев проблемными способами, часто для подростка может быть полезно познакомиться с тем, что движет этой эмоцией и как выразить и разгрузить ее более здоровыми способами.

Почему гнев на самом деле не проблема

Чувство злости на самом деле не проблема для большинства подростков. Хотя гнев может вызвать значительный физический и эмоциональный дискомфорт, он является подходящим ответом на боль или чувство разочарования или бессилия. Гнев – это настоящая и важная эмоция для переживания и осознания; именно выражение этой эмоции становится борьбой для многих проблемных подростков.

Подобно малышу, у которого вспыльчивый характер, когда он расстроен или несчастен, подросток, испытывающий подобные эмоции, часто пытается справиться с гневом, разряжая его на других людей или предметы. Многие родители вынуждены иметь дело с подростками, движимыми гневом, которые пробивают дыры в стене, вступают в драки или являются подлыми для других или для себя.

Стратегии, чтобы помочь подросткам выразить гнев безопасно

Задача в том, чтобы помочь взрывоопасным подросткам сохранить их в безопасности, пока они учатся распознавать гнев и более конструктивно с ним справляться. Родители могут многое сделать, чтобы помочь злому подростку научиться успешно справляться с гневом, вот как помочь вашему подростку справиться со своим гневом:

  • Участвуйте в физических нагрузках . Желание делать что-то физическое, когда злишься, сильное у большинства подростков. Участие в занятиях спортом и другими физическими упражнениями помогает регулярно выражать гнев.
  • Хит груша . Подростки нуждаются в безопасных способах избавиться от гнева, хорошо работает боксерская груша, так же как и многократный удар по подушке или использование пены с мягкой подкладкой.
  • Возьми тайм-аут . Когда гнев усиливается, подросткам может потребоваться время в одиночестве, чтобы успокоиться и кричать, плакать или делать то, что нужно, чтобы они оставались в безопасности, и на других не оказывалось отрицательного воздействия.
  • Получить в музыку . Популярная у большинства подростков, музыка хорошо помогает подросткам выявлять и выражать чувства гнева, будь то пением, танцами или игрой с песнями, наполненными яростью.
  • Определите триггеры гнева . Чем лучше ваш подросток сможет установить связь между тем, что приводит к вспышкам гнева, тем больше у него будет контроля над выражением этой эмоции.
  • Творчески выражать гневные чувства . Подписание и рисование могут эффективно использоваться подростками для выражения и понимания гнева.

Когда проблемный подросток все еще не может справиться со своим гневом, пришло время подумать о том, чтобы получить профессиональную помощь, чтобы добраться до корней своего гнева и изучить способы управления этими чувствами. Экспрессивная терапия помогает подросткам выразить гнев, группы по управлению гневом дают возможность подросткам учиться друг у друга, индивидуальная терапия обеспечивает безопасное место для изучения этой сложной эмоции. Имейте в виду, что неконтролируемый гнев иногда связан с психическими расстройствами у подростков, поэтому не забудьте получить профессиональную помощь для своего подростка, если его гнев продолжает оставаться проблемой.

Быстрые ссылки: проблемные подростки | Тест: Ваш подросток в опасности?

Проблемы подростков: как справляться с гневом

Как научить подростка справляться с гневом

Любовь и гнев: основные навыки отношений

Очевидно, мы не можем ждать, когда усовершенствуем собственные навыки преодоления гнева, прежде чем начнем учить этому подростков. Фактически, некоторые родители не понимают, что у них проблемы со сдерживанием гнева, пока не видят свое собственное поведение отраженным в поведении подростков, как в зеркале. Когда вы видите, как ваши подростки вопят и визжат в гневе, вы задаете логичный вопрос: «От кого они этому научились?» Скорее всего, они подражают поведению одного из родителей. Пугающая мысль: «Это же на меня они похожи!», заставляет многих родителей попытаться изменить свое поведение и постараться укрощать свой гнев. Часто нам приходится учиться конструктивно справляться с гневом вместе с нашими подростками.

Есть два основных навыка, которым подросток может научиться, чтобы выразить свою любовь и сдержать гнев. Они не связаны между собой. Если подросток чувствует себя любимым, у него гораздо больше возможностей научиться справляться с гневом. Однако если подростку не хватает любви, ему наверняка будет трудно сделать это. Таким образом, родители обязательно должны выучить «родной язык любви» подростка и регулярно говорить на нем.

К сожалению, удовлетворение потребности в любви не приводит подростка автоматически к умению сдерживать свой гнев. Управление гневом — это определенный навык, который следует воспитывать. Родителям, которые любят подростка, обычно легче обучить его этим навыкам. Так что же важно для достижения родителями этой задачи обучения?

Гнев вашего подростка: взрывается снаружи или внутри?

В первую очередь родитель должен обнаружить, какие шаблоны поведения уже выработаны у подростка. К тому времени, как ребенок достигает подросткового возраста, у него уже выработалась привычная реакция на гнев. Недавно одна мать спросила: «Доктор Чэпмен, как вам удается заставить подростков рассказывать, на что они сердятся? Когда моя пятнадцатилетняя дочь на что-то сердится, она замыкается. Я ее спрашиваю: „Что случилось?“ — а она отказывается говорить. Я не знаю, как ей помочь, если она не хочет ничего рассказывать».

Другая мать говорит: «А у меня противоположная проблема. Когда моя дочь сердится, об этом знают все. Она просто взрывается. Она вопит, орет, скачет, как двухлетний ребенок, в истерике».

Эти матери наблюдают два противоположных типа поведения. Большинство подростков тяготеет к тому или иному выражению гнева: внешнему или внутреннему взрыву.

Я называю гнев молчаливого подростка внутренним взрывом, потому что, когда гнев накапливается внутри, и с ним никто не работает, постепенно он пожирает подростка изнутри. Помните, гнев возникает, когда подросток думает, что родители или кто-то еще поступили с ним несправедливо. Если с этим чувством не поработают родители или другой взрослый, обидевший подростка, это приведет его к ощущению горечи, одиночества, изоляции и, наконец, депрессии. Гнев, который накапливается внутри, ведет также к пассивно-агрессивному поведению. Подросток снаружи кажется пассивным, он не ввязывается в ссоры, но постепенно чувствует все больше горечи и начинает вести себя так, чтобы причинить как можно больше боли человеку, на которого злится (часто это один из родителей) или себе. Пассивно-агрессивное поведение может повлечь за собой утрату интереса к занятиям в школе и спорту, наркомании, сексуальной активности, причем все это будет делаться назло родителям. Иногда после нескольких месяцев депрессии подростки, которые копили гнев внутри, внезапно взрываются и ведут себя агрессивно.

С другой стороны, многие подростки склонны к внешнему взрыву . Когда родители говорят или делают что-то, что подростки считают неправильным, они реагируют криками, грубыми, часто бранными словами, выражающими неудовольствие тем, что сделал или не сделал родитель. Некоторые подростки бросаются в родителей бутылками, ломают ручки, водят машину на бешеной скорости, «случайно» роняют тарелки и проявляют свой гнев прочими вредными для здоровья способами. Если не отучить их от этих губительных привычек, то через несколько лет эти подростки будут словесно и физически оскорблять своих жен и детей.

Не все подростки впадают в крайности, которые мы описали в двух предыдущих параграфах, но по сути все они склоняются к одной или другой реакции: внутреннему или внешнему взрыву. Немногие подростки научились справляться с гневом более зрелым и продуктивным образом, который мы описывали в этой главе. Для некоторых родителей задача обучения подростков правильному выражению гнева становится сложной задачей. Первый шаг в ее достижении — это определить уже существующую манеру поведения подростка в гневе. Невозможно воспитать у него зрелое отношение к гневу, не поняв, как он относится к нему сейчас. Поэтому я предлагаю родителям понаблюдать за подростком в гневе и запомнить, как он выражает свое недовольство вами или другими людьми. Два месяца наблюдений покажут вам, на каком этапе развития на пути к позитивным навыкам управления гневом находится ваш подросток.

Этот первый шаг очень важен. Следующие шаги помогут вам научить подростков справляться со своим гневом, и их мы рассмотрим в следующей главе.

Управление гневом для подростков

Отец двоих детей и редактор сайта All pro Dad Би Джей Фостер предлагает свой вариант уроков эмоционального интеллекта для подростков. А какие техники помогают вам и вашим детям?

В ечно недовольные и разгневанные подростки – та еще головная боль родителей. Что греха таить — мать и отец часто сами выходят из себя, когда начинающий взрослеть ребенок повышает голос или неуважительно общается с ними. Но хорошая новость в том, что подростки могут научиться управлять гневом не хуже взрослых. Для этого нужно помнить несколько важных тезисов

Гнев – вполне нормальная и естественная эмоция. В ней ничего предосудительного. Гнев дан человеку как индикатор чего-то, что его не устраивает, нарушает его границы, ставит под сомнение его ценности.

Спрятанный или невысказанный гнев создает большие проблемы в будущем – депрессию, склонность к азартным играм или алкоголю.

Обучение управлению гневом – необходимый этап процесса взросления ребенка и именно вы как родитель призваны помочь вашему сыну или дочери стать хозяином этой эмоции, а не слугой.

Для начала нужно помнить: гнев – это внешнее проявление другой эмоции – страха, ненависти, обиды или чего-либо еще. Гнев – это ветви дерева, нужно найти в чем корень. Возьмем, к примеру обычную ситуацию для подростка. Ваша дочь призналась своей однокласснице, что ей нравится один из парней в классе. Подружка рассказала остальным и теперь над вашей дочкой все посмеиваются. Можете себе представить какой букет эмоций теперь обрушился не неокрепшую детскую психику? Горечь потери – она уверена, что парень теперь точно не позовет ее на свидание. Боль предательства – она выдала секрет подруге, а то разболтала всем. Беспомощность – она хотела бы сделать так, чтобы всего этого не произошло, но прошлое не изменишь. Ее обуревает гнев не только из-за поступка подружки, но из-за всех последствий, с которыми пришлось столкнуться.

Вашей дочери придется в жизни сталкиваться со всеми этими чувствами. И если вы поможете ей докопаться до причин гнева, вы тем самым откроете ей глаза на то как возникают такие чувства и тем самым дадите ей первый инструмент управления своими чувствами.

Гнев начинается с мыслей, потом проявляет себя в чувстве и только после этого – в словах или действиях. Измените хоть один из этих трех этапов – и вы научитесь управлять гневом. Опять пример из общения с подростком. Вы сказали, что сын должен вернуться домой к 22.00, а он приходит в 23.30. Гневные мысли – тут как тут: «Опять он хочет показать, что ему плевать на мои слова, опять он возомнил себя особенным и проявляет неуважение ко мне». После этого вы наверняка почувствуете обиду и раздражение и к моменту, когда парень появится в дверях вы будете готовы наорать на него. И сказать много того, во что вы на самом деле не верите и о чем потом пожалеете. Все потому что началось все с мысли, перетекло в чувство, а потом и в действия. А это тоже, кстати, будет для него уроком – но очень плохим.

Важно изменить все еще на уровне мыслей. Вместо накручивания себя о том, как ребенок вас не уважает полезно вспомнить, что все подростки постоянно проверяют семейные границы и правила, которые устанавливают родители. Тестируют их на прочность. И это нормальное поведение для их возраста. Дело не в каком-то там неуважении, а в том, что научить ребенка уважать границы – это тоже одна из задач родителей. Вместо того чтобы терзать себя мыслями о том, «Как он так посмел!», лучше спокойно подумать о том, как научить его соблюдать правила в семье. Избрать более рациональный тип реакции не его поведение. Помня о особенностях характера парня. Убирая гневные мысли вы тем самым делает невозможным и другие проявления гнева.

Теперь поговорим о проявлении гнева самими детьми. Если ваш ребенок расстроен, то важно для начала назвать само чувство заметить его. «Я вижу, что ты очень сердишься» или «Я понимаю, что ты очень расстроен». И никакого осуждения, только описание, только констатация факта. Ваша задача – раскопать корни этого гнева. Но для начала нужно, чтобы ребенок хотя бы немного успокоился и заметил, что он во власти слабо контролируемого раздражения. Для этого существует много техник и приемов. Но на будущее стоит научить такому приему:

Научите ребенка осознавать: «Когда я (действие), то я чувствую (эмоция)». К примеру, та же история с дочерью и ее болтливой подружкой может быть осознана так: «Когда ты выдаешь мои секреты, я чувствую боль и обиду». Психологи называют это «Я-сообщение», то есть способ выражения эмоций, который исключает осуждение других людей и смещает акцент на вас лично. Тем самым человек привыкает брать на себя ответственность за свои чувства. Донесите до детей важную мысль – никто не может вызвать в тебе гнев. Потому что никто не может приказывать тебе какие чувства тебе нужно испытывать. Единственный человек, который может менять твои чувства – ты сам.

Каждый раз, когда вы учите детей замечать откуда, взялся гнев, вы помогаете им справиться с этой эмоцией в следующий раз. Осознание начинается с принятия своих чувств, предоставление себе права их переживать. Научите их пяти шагам управления гневом:

  • 1.Признайся самому себе, что ты испытываешь гнев.
  • 2.Разреши себе его почувствовать и не осуждай себя за это.
  • 3.Дай себе время немного остыть. Посчитай до 10, или вспомни молитву или используй замедленное дыхание.
  • 4.Опиши что тебя разгневало, что прячется за этим гневом и какой урок ты вынес из этой ситуации.
  • 5.Прими решение – какое теперь ты хочешь испытывать чувство обо всем, что произошло.
Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: