Профильные классы: профориентация школьников

Профильные классы: профориентация школьников

Профильные классы: профориентация школьников

Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и так далее. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.

Стоит ли детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества. Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее зависит от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, а также преподаватели и детский психолог, могут помочь ему в этом.

Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в большей степени учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.

Как выбрать профиль обучения в школе

Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.

Курсы по выбору учащихся

Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение учащихся, которое направлено на осознанный выбор профиля обучения. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету. Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в конечном итоге – профессии. Продолжительность одного курса – одна четверть. Это позволяет учащимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очередности.

Помощь родителей

Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него. Чтобы этот выбор был не только самостоятельным, но и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его обращать внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы. Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.

Наблюдательный родитель может обойтись и без специальных инструментов диагностики. Для этого взрослым важно знать наиболее яркие качества ребенка (его интересы, способности, характер). Выпишите их на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий. Узнать о том, как помочь ребенку выбрать профессию, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии могут приводить к серьезным конфликтам. Как разговаривать с подростком, если он, то молчит, то раздражается в ответ на ваши замечания? Ответ на этот вопрос дает семейный психолог Римма Теперик.

Мария Борисова,
специалист
Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Пройдите данный тест вместе с ребенком и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также о том, что думает об этом подросток.

Профильные классы в колледжах

В рамках проекта в колледжах можно получить школьный аттестат и среднее образование, дополненное углубленными знаниями в рамках выбранного профиля. В этом году профильные классы работают более, чем в 15 столичных колледжах. Цель проекта — ранняя профилизация обучения, профориентация школьников, создание условий для осознанного выбора специальности.

Чаще всего в профильные классы принимают школьников после 9 и 10 классов, но кое-где есть программы и для учащихся 8 и 9 классов. Помимо общеобразовательных предметов, входящих в учебный план основного образования, школьники изучают специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю колледжа и, соответственно, класса. Под руководством преподавателей они создают учебно-исследовательские проекты и выполняют практические работы, участвуют в профориентационных мероприятиях.

В процессе обучения используются ресурсы колледжей: занятия в лабораториях и мастерских проходят с использованием профессионального оборудования, школьники ходят на экскурсии на базовые предприятия, участвуют в мастер-классах и конференциях. По окончании 9 и 11 профильного класса они сдают ОГЭ и ЕГЭ, получают аттестат и продолжают обучение по специальности либо в колледже (в рамках программы среднего профессионального образования), либо в вузе. Профильное обучение в колледже — это возможность попробовать себя в нескольких профессиях еще в школе, до выбора основной специальности.

Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова

Один из старейших колледжей Москвы готовит специалистов для издательско-полиграфической отрасли — технологов на производство, специалистов для типографий, дизайнеров СМИ, рекламщиков, технических редакторов. Это учебное заведение знают по всей России, здесь учатся студенты из 62 субъектов РФ. Колледж гарантирует своим выпускникам трудоустройство в компании-партнеры, среди которых «Первый полиграфический комбинат», «Алмаз пресс», «Издательство „Известия“», «Типография МГУ им. М.В. Ломоносова» и другие типографии.

Ученики технологического и гуманитарного классов углубленно изучают профильные предметы, готовятся к ЕГЭ, участвуют в различных профориентационных мероприятиях (экскурсии на полиграфические предприятия и в издательства, отраслевые выставки, фестивали и конкурсы). Под руководством преподавателей они разрабатывают собственные исследовательские проекты с использованием ресурсов колледжа. Учебно-производственная мастерская с современным издательским оборудованием и тренажерами для обучения работе на печатных машинах позволяет ребятам познакомиться с полным циклом всех полиграфических процессов и выбрать будущую профессию.

Технологический колледж № 34

В социально-экономическом классе колледжа школьники углубленно изучают обществознание, экономику и право. Выпускники сдают ЕГЭ и могут продолжить обучение в колледже по специальностям в области экономики, логистики, рекламы, гостиничного бизнеса, туризма. Профильные предметы технологического класса — физика, математика и информатика. Обучение по этому профилю может стать хорошим стартом для старшеклассников, которые в будущем хотят стать программистами, системотехниками, специалистами по защите информации. Колледж уделяет много внимания необходимости создавать условия для развития навыков научно-технического творчества и разработки индивидуальных проектов. Также здесь большой выбор бесплатных дополнительных занятий: от инженерной графики и курсов дизайна до парикмахерского искусства и школы здорового питания.

Колледж легкой промышленности

Один из ведущих московских колледжей по подготовке модельеров-конструкторов одежды. Здесь работает 9 предпрофильный класс, где ребята углубленно изучают предмет «Технология» по двум направлениям: «Конструктор швейных изделий и изделий из меха» и «Оператор ПК». Много внимания в процессе обучения уделяется развитию творческих способностей школьников, в том числе на занятиях они готовятся к участию в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах разного уровня. В рамках проекта «Обучение без границ» ребята могут дополнительно получить профессию портного, швеи, художника по костюму, парикмахера. В конце учебного года выпускники класса сдают ОГЭ, получают аттестат об общем образовании и свидетельство по профессии. Они могут продолжить обучение в колледже по специальностям «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и «Информационные системы».

Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола»

Киноколлледж приглашает подростков, которые мечтают работать в кино, в театре или на телевидении, на отделения «Актер», «Режиссер», «Оператор», «Сценарист», «Мультипликатор» и «Хореограф». Для того, чтобы поступить в колледж, необходимо пройти творческий конкурс, который состоит из трех этапов. Первый представляет собой собеседование о мировоззрении и мотивах выбора профессии. Абитуриенты всех классов должны написать заранее и принести с собой на собеседование пять сочинений на темы: «Мои друзья», «Мои враги», «Моя семья», «Мои победы» и «Мои мечты». Объем не важен: главное — раскрыть тему. На втором этапе школьникам предлагаются сценические задания на выявление памяти, воображения, способности к взаимодействию, не третьем этапе — практические задания на творческую работу в команде.

Выпускники 9 класса могут продолжить обучение по программам колледжа и получить профессию актера, фотографа или мультипликатора. Выпускники киноколледжа поступают во ВГИК, ГИТИС, театральные училища им. Щукина и им. Щепкина, Школу-студию МХАТ, ГИТР. Они работают операторами, журналистами и продюсерами на центральных каналах телевидения, актерами и режиссерами кино и театра, сценаристами, художниками.

Колледж предпринимательства № 11

Колледж позиционирует обучение в профильном классе как «экскурсию в тонкости профессии». Посещая профессиональные мастерские и творческие лаборатории, ребята узнают об особенностях разных специальностей, смогут на практике оценить свои способности, осознать интересы и выбрать будущую профессию. В 9 предпрофильном классе, помимо общеобразовательной программы, школьники изучают предметы «Проектирование профессиональной деятельности» и «Социально-психологическое развитие личности», которые помогают определиться с выбором дальнейшей траектории обучения. В 10 технологическом классе профильные предметы — это информатика, технология и математика. После выпуска из 9 и 11 класса школьники могут продолжить обучение по программам колледжа. На выбор абитуриентов — IT-специальности, экономические и творческие направления, а также редкие для московских колледжей программы — «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Аддитивные технологии» и «Технология обработки алмазов».

Колледж связи № 54

Профильные IT-классы колледжа № 54 — отличный вариант для школьников, которые планируют получить образование в сфере IT и телекоммуникаций. Колледж связи занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов в области телекоммуникаций, информационной безопасности, программирования и системного администрирования.

На программу профильного обучения приглашаются ученики 10-11 классов, которые интересуются компьютерами и программированием. Помимо углубленного изучения информатики, ребята разработают собственный IT-проект и в рамках профориентационного курса смогут познакомиться со специальностями в этой сфере. Также в программу обучения входит подготовка к ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и информатике.

Одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ и могут продолжить обучение в колледже, в том числе по одной из самых перспективных специальностей среднего профессионального образования — «Многоканальные телекоммуникационные системы». Многие выпускники колледжа получают степень бакалавра по ускоренной программе в базовых вузах — МИРЭА и МТУСИ.

Профильное обучение и профориентация

Профильное обучение и профориентация в образовательном учреждении

На третей ступени обучения (10-11 класс) в образовательном учреждении организовано профильное обучение по предметам:

  • Физико-математическое направление, с углубленным изучением математики (7 часов в неделю), физики (5 часов в неделю) и информатики (3 часа в неделю). На основе договора по данному направлению школа взаимодействует с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московским государственнымтехническим университетом им. Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Старшеклассникам предоставляется возможность участия в университетском проекте «Шаг в будущее»
  • Химико – биологическое направление, с углубленным изучением химии (4 часа в неделю), биологии (4 часа в неделю), экологии. Для успешного поступления в ГБОУ высшего профессионального образования Первый московский государственный университет имени И.М. Сеченова, с которым школа сотрудничает на договорной основе, во второй половине дня с обучающимися по профилирующим медико-биологическим дисциплинам занимаются преподаватели Университета. Предметом договора является создание специализированных медико-биологических классов, организуемых при взаимодействии Университета и Школы, обеспечение непрерывности образования и повышение исходного уровня знаний учащихся по профильным дисциплинам, необходимым для обучения в высшем учебном заведении.
  • Социально-экономическое направление, с углубленным изучением математики, обществознания, иностранного языка. В этих классах обучаются школьники, которые после окончания 11 классов собираются поступать на экономические факультеты высших учебных заведений. В этой связи образовательное учреждение заключило договор с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальным исследовательским университетом «Высшей школой экономики». После уроков преподаватели «Высшей школы экономики» ведут специальные курсы для желающих поступать после 11 класса в данное учебное заведение.
  • Гуманитарное направление, с углубленным изучением иностранного языка (6 часов в неделю), литературы (5 часов в неделю), русского языка (3 часа в неделю).

Организация учебно-воспитательного процесса в профильных классах предусматривает обучение по индивидуальным учебным планам. При изучении профильных предметов классы делятся на подгруппы. Кроме того, после уроков организована работа элективных курсов по профилю, предметных клубов, занятий в конвергентных лабораториях, экскурсии, практические занятия в лабораториях указанных высших профессиональных учебных заведений.

ГБОУ Школа № 962 сотрудничает со средними профессиональными образовательными организациями: колледжем Министерства иностранных дел РФ, колледжем сферы услуг № 32, Политехническим колледжем № 13, а также с Городским центром профессионального и карьерного развития.

Цель профориентационной работы в школе:

  • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • Выработка у школьников профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями, предпочтениями, учетом требований рынка труда.

Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:

  • Профессиональное просвещение
  • Профессиональная диагностика
  • Профессиональная консультация

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

– формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

– развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

– расширение представлений о мире профессионального труда.

– развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

– выявление представлений о собственных интересах и возможностях;

– приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

– групповое и индивидуальное консультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решений о выборе профиля обучения;

– коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профессиональное обучение без границ

Городской проект «Профессиональное обучение без границ» (Приказ ДОгМ № 292 от 18.04.2013)» предполагает освоение основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета города Москвы в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Этот проект направлен на приобретение профессиональных компетенций школьниками. Получив профессию в школе, обучающиеся станут более мобильными, независимыми, смогут быстрее социализироваться в современных социально-экономических условиях.

В рамках проекта школа сотрудничает: ГБПОУ города Москвы “Москвы колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М .Ф. Панова”, Московским государственным педагогическим университетом, ГБПОУ города Москвы “Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова”.

Цель проекта:

  • ранняя профессиональная социализация лиц до 18 лет и расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянно растущую потребность экономики столицы в профессиональной, мобильной молодежи.

Основные задачи проекта:

  • дать возможность школьникам сделать профессиональный выбор,
  • развить интерес к будущей специальности,
  • подготовить базу для более углубленного изучения интересующего направления на уровне среднего профессионального и (или) высшего образования.

Полученные навыки по рабочей профессии, должности служащего позволят:

  • на более выгодных условиях (в сравнении с претендентами без профессиональных навыков) устроиться на работу на каникулах;
  • успешно трудоустроиться после окончания школы (например, при поступлении на заочную форму обучения);
  • может быть учтено ВУЗом в составе портфолио при поступлении.

Срок обучения 10 месяцев

По окончании курса выдается «Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего» государственного образца с присвоением разряда.

Обучение проходит на базе ГБОУ Школа № 962 по адресам: Алтуфьевское шоссе, д.30А, Алтуфьевское шоссе, д.24А, Каргопольская улица, д.13 корпус 2.

Обучение проводится ​ по следующим специальностям:

Вожатый, оператор ЭВМ и ВТ, слесарь по ремонту автомобтлей.

Прием осуществляется на основании документов:

  • заявление о приеме от учащегося;
  • заявление о приеме от родителя (законного представителя);
  • копия паспорта (с регистрацией) или свидетельства о рождении учащегося (справка о регистрации по месту жительства);
  • копия паспорта родителя (законного представителя).
  • медицинская справка
  • справка из школы (об обучении)

Запись на обучение осуществляется в ГБОУ Школа № 962 по адресам: г. Москва Алтуфьевское шоссе, д.30А, Алтуфьевское шоссе, д.24А, Каргопольская улица, д.13 корпус 2, Алтуфьевское шоссе, д.12 корпус 1.

Телефон для справок: 8 (499) 903-77-32, Терземан Татьяна Викторовна.

Профильные классы

Плюсы и минусы профильного обучения

В отличие от выбора репетиторов и курсов, выбор профильного класса чаще происходит не осенью, а весной-летом, однако тема эта достаточно серьезная, чтобы поразмыслить о таком варианте заранее.

Сложная история

Профильное обучение в средней школе всегда рассматривалось неоднозначно. Плюсами здесь считались раннее освоение профессии и периодически возникавшая возможность на льготных условиях поступить в вуз, к которому могли прикрепить такую школу, минусами – ранний отказ от других возможных вариантов, риск платить за изучение предметов сверх минимума и даже «блат» (мол, почему именно эти дети, прознавшие о вузе раньше других и отучившиеся в особенном классе, должны «пролезть» в ряды студентов первыми?).

Основная масса профильных классов в России работает около 10 лет. Фактически же в отдельных школах профилизация была введена более 20 лет назад. Нужно заметить, что договоры между школами и вузами то и дело расторгались, да и по другим обстоятельствам школы могли вернуться к базовому варианту – например, провели анкетирование девятиклассников, и никто не выбрал техническое направление… Сегодня профильные классы распространены меньше, чем то бывало ранее, но они всё же существуют, а уж полемика о профильном обучении так и вовсе не сходит со страниц СМИ. Нужно оно или не нужно? Что считают главы органов управления образованием (экс-министр Фурсенко, например, высказывался в поддержку профильного образования), а что – преподаватели вузов? Каковы настроения родителей – и к чему склоняются сами их чада?

Плюсы перевешивают минусы

Несмотря на несколько шаткое положение профильных классов, положительная сторона такого формата обучения очевидна. Не стоит сбрасывать со счетов чувство принадлежности к профессиональному сообществу, которое они дают. Иногда это ощущение сопричастности стараются культивировать и поощрять, вручая выпускникам таких классов дипломы об окончании «малых факультетов» и включая их в число абитуриентов-целевиков. Да и до получения документов об образовании ребята чувствуют себя «одной ногой в вузе»: преподавать им могут как самые сильные учителя школы, так и университетские педагоги. Росту способствует и набор предметов для углубленного изучения, каждый из которых подкрепляет родственный ему – а вместе они исподволь моделируют мышление будущего профессионала еще в школе. А последующие ступени обучения – бакалавриат, магистратура, выбор кафедры для специализации – видятся таким ученикам яснее задолго до того, как они начнут посещать заветный вуз каждый день. Потом и привыкать не придется!

Ну и, конечно, никто не заставляет «профильных» учащихся поступать только и исключительно в конкретный университет: они и так получают неплохую подготовку и свободны выбирать любое учебное заведение. Будет разумно, если это окажется вуз похожего направления.

Если у вас есть шанс поучиться в профильном классе, стоит его использовать. Кто знает, вдруг именно вы и ваши одноклассники кроме дипломов получите еще и квалификационные свидетельства по близкой вашему уклону рабочей специальности? И тогда вы сможете чувствовать себя взрослее тех, кто в 17 лет окончил всего лишь самую обычную школу. Учеба в таком особом классе не исключает и получения стипендии, и научной работы, и практики на предприятиях под руководством инженеров (почему именно «не исключает»: каждая такая школа договаривается с вузом сама – на тех условиях, которые устроят вуз и потенциального работодателя; к тому же просто невозможно прикрепить по вузу не то что ко всем, а даже к большинству школ, и где-то профилизация означает просто независимое углубленное изучение предметов). А предприятия получат некоторую уверенность в том, что скоро коллегами их сотрудников станут молодые люди, получившие достойное образование. Согласно данным статистики, те как минимум лучше сдают ЕГЭ. Причем готовятся к экзаменам не после уроков, а прямо в учебное время!

Бороться и не сдаваться

С другой стороны, не стоит считать профильные классы панацеей от провала на экзамене. Само название направления – скажем, «социально-экономический профиль»! – может просто заставить учеников заважничать, что не всегда полезно. На самом деле не все ребята в 14–15 лет ощущают себя четко «физиками» или «лириками» – и, если они, несмотря на сомнения, решаются разбавить целеустремленный коллектив, это может ослабить класс. В профильный класс лучше всего приходить уже определившись! К тому же, согласитесь, есть разница между человеком, хладнокровно зубрящим нужные для сдачи предметы, и человеком, влюбленным в изучаемые дисциплины. Вы можете представить их себе за одной партой?

И, конечно же, увлекшись углубленным изучением выбранных наук, придется также самому следить за освоением «ненужных» предметов, на освоение которых количество часов сокращено. Ведь базовый уровень вовсе не то же самое, что и полное незнание предмета (как иногда получается на деле). А вообще, выбирая профильный класс, обязательно узнайте, сколько часов на какой предмет отводится, и проконсультируйтесь у знакомых учителей, на каком уровне можно освоить, к примеру, обществознание, если на него выделено 3 урока в неделю.

Вообще говоря, если ставить во главу угла конкретный профиль, то его было бы неправильно выбирать обязательно в своей школе. Например, в вашей школе есть физико-математический и социально-гуманитарный профили. Только такие – и никаких других. Что делать? Если вам на самом деле ближе физико-химический или социально-экономический профили, то стоит поискать школу, где существуют именно такие направления, а не довольствоваться компромиссным решением. Ну а если вы вообще предпочли бы биолого-географический профиль, а его в этой школе даже близко нет, то не стоит метаться «между физиками и лириками». Ищите учебное заведение, подходящее именно вам!

Перспективы среднего профильного

А в будущем ситуация обещает стабилизироваться – правда, это не касается всех возможных профилей учебы. С 2015 года планируется каждый год комплексно тестировать 8–9-классников, чтобы в итоге делить их на «технарей» и гуманитариев. Школьники подробно поведают о себе и получат совет, в какой из профильных классов им отправиться, хотя следовать этой рекомендации их обязать не смогут. Оказавшись в классе «для физиков» или «для лириков», ученик увидит в расписании больше часов на изучение дисциплин своего профиля. Впрочем, есть и другой вариант: дети учатся в общем потоке, а на уроки углубленного изучения тех или иных предметов расходятся по разным классам. Мнение экспертов очевидно: двух профилей будет мало.

Профориентация в старшей школе

Аспекты деятельности педагога в направлении профориентации представил старший преподаватель кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО», магистр, учитель биологии и химии Дмитрий Логинов. Эксперт также привел примеры профориентационных проектных работ по предмету «Биология».

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Как известно, в стандартах обозначены три вида образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. Профориентация в старших классах направлена в большей степени на личностные результаты: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Сформировать данную систему педагогу необходимо средствами преподавания школьного предмета. Каким образом?

Дать исчерпывающую информацию по предмету, которая может заинтересовать школьника с точки зрения выбора профессии.

Предоставить возможность попробовать на практике профессиональную деятельность, опирающуюся на систему знаний по данному предмету.

Создать условия для индивидуальной проектной деятельности, помочь школьнику реализовать законченный проект.

Если говорить о метапредметных результатах — регулятивных, познавательных, коммуникативных — то они не связаны с профориентационной работой в рамках конкретного учебного курса. В предметных планируемых результатах в выпускных классах происходит градация на 4 уровня: ученик научится — базовый, ученик получит возможность научиться — базовый, ученик научится — углубленный, ученик получит возможность научиться — углубленный. Каждый из этих уровней предусматривает, в том числе, и работу в направлении трудового самоопределения старшеклассников.

Особенности проектирования учебного плана и плана внеурочной деятельности в 10-11 классах

5 профилей: естественнонаучный, технологический, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.

Не менее 3 предметов на углубленном уровне (кроме универсального).

Максимум 12 учебных предметов.

8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или «Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.

В любом учебном плане — «Индивидуальный проект».

выполняется обучающимся самостоятельно,

под руководством учителя (тьютора),

по выбранной теме,

в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов,

  • в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • Профориентация на профессии будущего

    В 2015 году инновационный центр «Сколково», совместно с «Агентством стратегических инициатив», представил атлас новых профессий — инструмент для самоопределения старшеклассников и выбора сферы деятельности. По нему можно отследить, как знания, полученные при изучении того или иного предмета, могут понадобиться в будущем, в каких отраслях экономики они востребованы, какие профессии, связанные с данной сферой, появились или вот-вот появятся.

    Пример: новые профессии, связанные с биологией

    Биотехнологии: системный биотехнолог, биофармаколог, урбанист-эколог, парковый эколог, архитектор живых систем.

    Медицина: ИТ-медик, архитектор медоборудования, сетевой врач, генетический консультант, клинический биоинформатик, медицинский маркетолог, проектант жизни медицинских учреждений, консультант по здоровой старости, молекулярный диетолог, разработчик киберпротезов и имплантов, биоэтик, оператор медицинских роботов.

    Сельское хозяйство: агроинформатик, сити-фермер, оператор автоматизированной сельхозтехники, агроном-экономист, сельскохозяйственный эколог, ГМО-агроном.

    Очевидно, что многие новые профессии предусматривают смежные знания. А это значит — педагогу, для формирования профессионального самосознания школьников с учетом потребностей экономики, необходимо разбираться не только в своем предмете, но и в других областях.

    Реализация профориентации в практике биологического образования

    Рассмотрим формы работы (уже с пятого класса) по профориентационной деятельности на примере предмета «Биология»:

    Ролевые игры, веб-квесты. Тема: «Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей». Профессии: астроном, физик, химик, геолог, географ, биолог, эколог.

    Ролевые игры, групповые проекты обучающихся, встречи со специалистами, посещение музеев и ферм, культурные практики. Темы: «Значение животных», «Охрана животных». Профессии: ветврач, зоотехник, тракторист, оператор машинного доения.

    Пресс-конференции. Тема: «Насекомые». Эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник.

    Тренинги, встречи со специалистами, знакомство с организациями среднего и высшего профессионального образования, проведение исследований, отработка навыков доврачебной помощи. Темы: «Питание и пищеварение», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Оказание первой медицинской помощи». Профессии: биохимик, врач, диетолог, историк, химик, специалист по лечебной физкультуре, инфекционист, паразитолог, эпидемиолог, работник МЧС.

    Изучение профессиональной терминологии. Тема: «Органические вещества». Профессия: фармацевт.

    Проведение лабораторного анализа. Тема: «Основные экологические факторы». Профессия: лаборант-эколог.

    Разработка проектов по благоустройству. Тема: «Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов». Профессия: сельскохозяйственный специалист.

    Так ученик получает представление, как то или иное знание используется в профессиональной деятельности. При профориентации обойтись только предметной подготовкой невозможно. Работая через квесты, проекты, кейсы, тренинги учитель решает разные задачи по формированию готовности школьника вступить во взрослую жизнь. Профориентационная деятельность должна включать посещение ярмарок вакансий, изучение ВУЗов, работу в лабораториях (на основе социального партнерства с исследовательскими учреждениями) и другие полезные для учеников мероприятия.

    Профильные классы: профориентация школьников

    Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент профильного обучения – предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию и личности специалиста. К сожалению, большинство профдиагностических методик устаревает уже к моменту их создания, потому что чаще всего их разрабатывают люди, смутно представляющие себе современную школу с ее проблемами и потребностями. Естественно, что эти методики «не работают». Если устаревшими или сомнительными методиками пользуется специалист, не имеющий даже поверхностных знаний и навыков в области профориентации и профдиагностики, результат закономерен: вместо профориентации учащиеся получают дезориентацию, а сама идея предпрофильной подготовки и профильного обучения профанируется.

    Рассмотрим некоторые ключевые вопросы профессионального самоопределения.

    Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

    Считается, что благодаря методам объективного тестирования, можно выявить способности человека и ориентировать его на конкретную общественно полезную деятельность. Сразу возникает два вопроса – во-первых, насколько объективно выявляют тесты способности человека, во-вторых, захочет ли человек реализовать имеющиеся способности?

    Отвечая на первый вопрос, приходится признать, что существующие тесты нельзя считать надежным средством оценки интеллектуальных способностей, потому что они измеряют только уровень освоения небольших и произвольно подобранных фрагментов информации низшего уровня, часть которых устаревает уже на момент тестирования. С помощью интеллектуальных тестов выявлено двенадцать различных типов выдающихся ученых, обладающих разными типами компетентности. Ни один из них не получил высокие баллы по традиционным тестам!

    В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.

    Исследование показывают, что одаренные люди обладают дивергентным мышлением, т.к. быстрее решают задачи со многими ответами, при этом предлагая много оригинальных вариантов. Школьное обучение строится на принципах конвергенции, когда задача имеет только одно решение. Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.

    Выдающийся русский психолог Б.М.Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.

    Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.

    Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо решить ряд важных методологических вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, с какой целью, в каких формах.

    Прежде всего, надо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.

    Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей.

    Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.

    Второй фактор – недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

    Третий фактор – недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

    Снизить негативное влияние этих факторов можно только в результате целенаправленного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которое следует начинать еще в начальной школе, как это делается во многих странах. К сожалению, серьезный уровень предпрофильной подготовки школьников в условиях профильного обучения даже не предполагается.

    В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна существовать открытая, гласная и надежная процедура отбора.

    Методика отбора в профильные классы, изложенная в данном пособии, ни в коей мере не может заменить систематическую профориентационную работу. Однако, учитывая, что перед педагогами и психологами профильной школы уже сегодня стоит задача комплектования профильных классов, предлагаю информативную и надежную модель психолого-педагогической диагностики учащихся 8-9 классов с целью уточнения специализации дальнейшего обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.

    В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам «Карта интересов» Голомшток, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, Школьный тест умственного развития (под ред. Гуревича), Методика определения типа мышления. Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки учитывают эти реалии. В пособии предлагается переработанные версии всех четырех методик, ранее опубликованных в моей книге «Отбор в профильные классы» (Генезис, 2005). При подборе методик учитывались принципы дублирования, или перекрытия тестов («Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей»), оптимальности числа методик и последовательности их предъявления.

    Необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ученика были бланки и опросники. Цель диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов.

    Вся работа занимает три урока. Первый урок необходимо предварить краткой, не более пяти минут, мотивационной беседой, в которой вы сообщаете о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обратите внимание ребят, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача психолога – помочь сделать правильной выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят. Из четырех методик три предполагают самостоятельную обработку на уроке.

    На первом уроке рекомендуется выполнить методики «Профиль» и «Тип мышления», каждая из которых занимает 15-20 минут. Эти методики лучше зачитывать, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст ребятам возможность обсуждать и комментировать вопросы. После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка – это направление профессиональной деятельности (фактически это – десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности. После достаточно интенсивной работы ребятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т.д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика, и. т.д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональность и включенность может проявляться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам.

    Профильные классы профориентация школьников

    Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по различным программкам (профилям) с доминированием тех либо других предметов.

    Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в согласовании с собственными интересами и способностями, также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и т.д.. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.

    Стоит детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества. Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее находится в зависимости от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все таки к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, также преподаватели и детский психолог. могут помочь ему в этом.

    Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в основном учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в основном ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Очередной аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.

    Как выбрать профиль обучения в школе

    Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.

    Курсы по выбору учащихся

    Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение учащихся, которое направлено на осознанный выбор профиля обучения. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету. Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в итоге – профессии. Продолжительность одного курса – одна четверть. Это позволяет учащимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очередности.

    Помощь родителей

    Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него. Чтобы этот выбор был не только лишь самостоятельным, да и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его уделять свое внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы. Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.

    Наблюдательный родитель может обойтись и без специальных инструментов диагностики. Для этого взрослым важно знать наиболее яркие качества ребенка (его интересы, способности, характер). Выпишите их на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий. Узнать о том, как помочь ребенку выбрать профессию. вы можете узнать на портале «Я-родитель».

    Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии могут приводить к серьезным конфликтам. Как разговаривать с подростком, если он, то молчит, то раздражается в ответ на ваши замечания? Ответ на этот вопрос дает семейный психолог Римма Теперик.

    Профориентационная работа в школе
    статья по теме

    Выступление на семинаре “Профориентационная работа в школе”

    ВложениеРазмер
    kazhdyy_uchenik_rano_ili_pozdno_vstaet_pered_problemoy_vybora_svoey_dalneyshey_professii.docx16.9 КБ
    profrabota.pptx384.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

    Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

    Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

    Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова? Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.

    Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.

    Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

    Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений… (В нашей школе накоплен огромный опыт проведения классных часов начиная с 1 класса, мероприятий на тему «Мир профессий», еженедельно практически к ученикам выходят, приезжают сотрудники ВУЗ и СУЗ, рассказывающих о той или иной специальности) с 1 по 30 апреля ежегодно ….

    Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей с вами педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник наш попробовал себя в самых различных видах деятельности.

    Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер. Уже в начальной школе для выявления

    Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья. С этой целью в начале года для наших учащихся введен курс….

    Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

    • Формирование положительного отношения к труду,
    • Проведение спецкурса «Мои профессиональные намерения»
    • Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы)
    • Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов,
    • Выявление структуры интересов и склонностей учащихся,
    • Проведение профконсультаций школьников,
    • Осуществление психофизиологических диагностик способностей,
    • Выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показателям,
    • Проведение работы с родителями о выборе профессий их детьми,
    • (традиционные, Регулярные ежемесячные) Проведение экскурсий на предприятия, в организации…,
    • Профильное и углубленное изучение предметов.

    Сейчас мы с вами успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и углубленным обучением.

    Углубленное, предпрофильное и профильное обучение естественно представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования. Модель нашего профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

    Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представлял разработка элективных курсов, на данный момент накоплена богатейшая база Элективных курсов, успешно применяемых элективных курсов по выбору, которые призваны решать две важнейшие функции: во- первых, поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект знаний, во- вторых, функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки.

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ КЛАССА

    ГУО « Гимназия №6 г.Витебска», 10 класс, Дата_____________

    Возраст 15 – 16 лет, Количество учеников 18 из них мальчиков 9 девочек 9

    Ф.И.О. студента-практиканта Подберезко Алеся Александровна

    Большинство учеников лишь частично информированы об условиях работы и совсем не имеют представления об оплате труда в выбранной ими профессии. Многие из них способны назвать 1-2 смежные с выбранной профессии, но познания об этих профессиях еще менее полны, чем об основной. На данном этапе большинство учащихся выбирают свои профессии только потому, что она является очень престижной, по их мнению. Знания о содержании деятельности в выбранной специальности чаще всего ограничиваются местом работы и каким-либо одним видом деятельности либо информацией об оплате труда.

    Только 6 учеников из опрошенных 18 имеют четкие намерения в выборе будущей профессии, точно знают в каком образовательном учреждении хотят учиться и какую специальность получить. Остальные ученики указали только примерные профессии.

    На выбор профессии у юношей и у девушек в большей степени повлияли внутренние индивидуально значимые мотивы. Все ученики, определившиеся с выбором профессии, на достаточно высоком уровне осведомлены о требованиях к ней. У остального класса эти познания лишь частичны. Поскольку большинство учащихся точно не определились с выбором профессии, можно говорить о том, профессиональный план класса неустойчив.

    Исходя из данных анкетирования, большая часть опрошенных учеников отдают предпочтения реальным профессиям 6 человек – 33% , 3 человек – 17% – отдают свое предпочтение социальным профессиям, 5 человек – 28% – традиционные профессии, 3 человек – 17% – профессиям в сфере искусства, и 2 – 8% – совсем не определились с выбором профессии.

    Все ученики класса посещают те или иные школьные факультативы: русский и белорусский языки, математика, физика, химия, биология и др. Некоторые из них, например, Приставко Н.С, Щербакова Д.В., посещают дополнительные курсы в ВГМУ: физиология, ботаника, химия, анатомия и др.

    Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что ученики 10 класса интересуются самыми разнообразными профессиями: врач, дизайнер, физик, архитектор, эпидемиолог, технолог, программист, журналист, эстрадный певец и т.д. У определившихся учеников выбор соответствует их возможностям, т.к. все они являются участниками олимпиад по избранным предметам и занимают там призовые места. У остальных учащихся выбор профессии в основном и строится на том, что «это у них лучше всего получается».

    Как для юношей, так и для девушек характерна склонность к выбору традиционных профессий. Реальные профессии в основном выбирают юноши, в то время как профессии в сфере искусства предпочтительны девушкам.

    У большинства выбор профессии соответствует индивидуально-личностным возможностям ученика. Присутствуют случаи как занижения своих возможностей, так и завышения. Например, Поддубная Е.В. и Подобед И.С. – на мой взгляд очень способные и ответственные ученицы, но в анкетировании выставила себе низкий уровень почти во всех пунктах опросника.

    Из 18 опрошенного ученика, трое не определились с выбором профессии (отшутились), только шесть учеников имеют полное представление о выбранной профессии, а остальные – имеют лишь частичные познания о выбранной профессии. Подготовку к выбранной профессии осуществляют 6 учеников из опрошенных 18.

    Рекомендации педагогам по совершенствованию деятельности профориентации старшеклассников:

    1. Классный руководитель может периодически проводить профориентационные беседы с учениками, так как большинство учащихся не определились в выборе профессии, попытаться направить их в соответствии с их склонностью к той или иной профессиональной деятельности. Возможно, необходимо побеседовать с родителями о причинах неопределенности учеников в выборе профессии.

    2. Для учеников, которые определись с профессией, учителя-предметники, по предметам которых учащиеся будут сдавать экзамены и централизованное тестирование при поступлении в избранное учреждение образования, могли бы помочь подобрать литературу и посоветовать какие-нибудь курсы, факультативы, которые помогут ученикам при подготовке.

    3. Если ученики не могут сделать выбор между несколькими профессиями, классный руководитель может подготовить ту или иную информацию об этих вариантах, чтобы помочь учащимся с выбором. Это могут быть как статистические данные, так и интересные факты о профессии. Т. е. учитель может расширить познания школьников о профессиях и о требованиях избранной профессии к человеку.

    4. Обратить внимание учеников на те школьные предметы, к которым у каждого из них есть склонности, помочь подобрать специальности, требующие познаний в данных предметах.

    5. Проводить встречи с представителями различных учебных заведений. Эти встречи также могут поспособствовать выбору профессии учениками или хотя бы направить их в том или ином направлении.

    6. Проводить встречи с представителями различных профессий, которые могут подготовить интересные рассказы о своей работе.

    7. Классный руководитель может провести дополнительные тесты на профориентацию через несколько месяцев, чтобы оценить соотношение определившихся и неопределившихся учеников класса.

    1. Определиться с тем, в какой сфере им хотелось бы видеть себя в будущем. Для этого можно пройти некоторое количество тестов и по их результатам сделать некоторые выводы.

    2. Если профессиональная сфера выбрана, то можно изучить различные профессии в данной сфере и выбрать наиболее привлекательную для себя.

    3. Если профессия выбрана, то необходимо разузнать о ней как можно больше: о требованиях к человеку, об условиях работы, об оплате и др.

    4. Подобрать список учебных заведений, где можно получить данную специальность и определиться с необходимым набором предметов, которые понадобятся при поступлении, и если эти предметы приемлемы и не вызывают затруднения, то можно уже сейчас начать подготовку.

    5. Посещать все встречи, направленные на помощь ученикам в выборе профессии: встречи с представителями различных профессий, посещение интересующих учебных заведений в день открытых дверей и др.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10777 – | 7377 – или читать все.

    193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка”

    • Главная страница
    • Новости
    • Последние изменения на сайте
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода)
      • Услуги, оказываемые организацией
    • Государственная итоговая аттестация
      • Проведение государственной (итоговой) аттестации
    • Для родителей
    • Родителям будущих первоклассников
      • Набор в первый класс
      • Школа будущего первоклассника
    • Родителям о ПФДО
    • Безопасность
      • Безопасность – памятки
      • Дорожная безопасность
      • Информационная безопасность
    • Для учеников
      • Расписание на 2019-20 год
      • Режим работы школы
      • Очно-заочная форма обучения
      • Открытый банк оценочных средств по русскому языку
      • Правила поведения обучающихся
      • Упражнения и домашние задания
    • Наши достижения
      • Достижения школы в 2016-17 учебном году
      • Достижения школы в 2017-18 учебном году
      • Достижения школы в 2018-19 учебном году
      • Достижения школы в 2019-20 учебном году
      • Всероссийская олимпиада школьников
    • Методическая работа
      • Учителя школы – опыт работы
    • Индивидуальный отбор
      • Профильные классы
      • Индивидуальный отбор
    • Профсоюз
    • Профориентация
    • Инновационная деятельность
    • О школе
    • Летний лагерь 2019
    • Карта сайта
    • Школьный спортивный клуб
    • Обращения граждан
      • Нормативные правовые акты
      • Личный прием граждан
      • Обращения на сайт
      • Письменные обращения
      • Информация о рассмотрении обращений
    • Информационно-образовательные ресурсы
    • Школьное питание
      • Организация питания
    • Закон об образовании РФ
    • Обращение директора
    • Контактная информация
    • Гостевая книга
    • Другие организации

    • Профориентация

    Профориентационная работа в школе

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
    Цель профориентационной работы в школе:
    – оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    – выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
    Задачи профориентационной работы:
    – получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    – выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
    – Профессиональной просвещение;
    – Профессиональная диагностика;
    – Профессиональная консультация и др.
    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
    1-4 классы:
    – Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    – Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
    5-7 классы:
    – Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    – Представления о собственных интересах и возможностях;
    – Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
    8-9 классы:
    – Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    – Профессиональное самопознание;
    10-11 классы:
    – Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
    Направления и формы профориентационной работы в школе:
    – Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
    – Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами города.
    Работа с учащимися:
    – Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы и др.;
    – Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
    – Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
    – Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
    – Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
    – Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
    Работа с родителями:
    – Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
    – Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
    Перспективы профориентационной работы:
    – Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
    – Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
    – Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
    – Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
    – Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
    – Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

    Мое Образование: поиск вузов и колледжей России.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: