Профильные классы: профориентация школьников

Профильные классы: профориентация школьников

Профильные классы в колледжах

В рамках проекта в колледжах можно получить школьный аттестат и среднее образование, дополненное углубленными знаниями в рамках выбранного профиля. В этом году профильные классы работают более, чем в 15 столичных колледжах. Цель проекта — ранняя профилизация обучения, профориентация школьников, создание условий для осознанного выбора специальности.

Чаще всего в профильные классы принимают школьников после 9 и 10 классов, но кое-где есть программы и для учащихся 8 и 9 классов. Помимо общеобразовательных предметов, входящих в учебный план основного образования, школьники изучают специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю колледжа и, соответственно, класса. Под руководством преподавателей они создают учебно-исследовательские проекты и выполняют практические работы, участвуют в профориентационных мероприятиях.

В процессе обучения используются ресурсы колледжей: занятия в лабораториях и мастерских проходят с использованием профессионального оборудования, школьники ходят на экскурсии на базовые предприятия, участвуют в мастер-классах и конференциях. По окончании 9 и 11 профильного класса они сдают ОГЭ и ЕГЭ, получают аттестат и продолжают обучение по специальности либо в колледже (в рамках программы среднего профессионального образования), либо в вузе. Профильное обучение в колледже — это возможность попробовать себя в нескольких профессиях еще в школе, до выбора основной специальности.

Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова

Один из старейших колледжей Москвы готовит специалистов для издательско-полиграфической отрасли — технологов на производство, специалистов для типографий, дизайнеров СМИ, рекламщиков, технических редакторов. Это учебное заведение знают по всей России, здесь учатся студенты из 62 субъектов РФ. Колледж гарантирует своим выпускникам трудоустройство в компании-партнеры, среди которых «Первый полиграфический комбинат», «Алмаз пресс», «Издательство „Известия“», «Типография МГУ им. М.В. Ломоносова» и другие типографии.

Ученики технологического и гуманитарного классов углубленно изучают профильные предметы, готовятся к ЕГЭ, участвуют в различных профориентационных мероприятиях (экскурсии на полиграфические предприятия и в издательства, отраслевые выставки, фестивали и конкурсы). Под руководством преподавателей они разрабатывают собственные исследовательские проекты с использованием ресурсов колледжа. Учебно-производственная мастерская с современным издательским оборудованием и тренажерами для обучения работе на печатных машинах позволяет ребятам познакомиться с полным циклом всех полиграфических процессов и выбрать будущую профессию.

Технологический колледж № 34

В социально-экономическом классе колледжа школьники углубленно изучают обществознание, экономику и право. Выпускники сдают ЕГЭ и могут продолжить обучение в колледже по специальностям в области экономики, логистики, рекламы, гостиничного бизнеса, туризма. Профильные предметы технологического класса — физика, математика и информатика. Обучение по этому профилю может стать хорошим стартом для старшеклассников, которые в будущем хотят стать программистами, системотехниками, специалистами по защите информации. Колледж уделяет много внимания необходимости создавать условия для развития навыков научно-технического творчества и разработки индивидуальных проектов. Также здесь большой выбор бесплатных дополнительных занятий: от инженерной графики и курсов дизайна до парикмахерского искусства и школы здорового питания.

Колледж легкой промышленности

Один из ведущих московских колледжей по подготовке модельеров-конструкторов одежды. Здесь работает 9 предпрофильный класс, где ребята углубленно изучают предмет «Технология» по двум направлениям: «Конструктор швейных изделий и изделий из меха» и «Оператор ПК». Много внимания в процессе обучения уделяется развитию творческих способностей школьников, в том числе на занятиях они готовятся к участию в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах разного уровня. В рамках проекта «Обучение без границ» ребята могут дополнительно получить профессию портного, швеи, художника по костюму, парикмахера. В конце учебного года выпускники класса сдают ОГЭ, получают аттестат об общем образовании и свидетельство по профессии. Они могут продолжить обучение в колледже по специальностям «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и «Информационные системы».

Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола»

Киноколлледж приглашает подростков, которые мечтают работать в кино, в театре или на телевидении, на отделения «Актер», «Режиссер», «Оператор», «Сценарист», «Мультипликатор» и «Хореограф». Для того, чтобы поступить в колледж, необходимо пройти творческий конкурс, который состоит из трех этапов. Первый представляет собой собеседование о мировоззрении и мотивах выбора профессии. Абитуриенты всех классов должны написать заранее и принести с собой на собеседование пять сочинений на темы: «Мои друзья», «Мои враги», «Моя семья», «Мои победы» и «Мои мечты». Объем не важен: главное — раскрыть тему. На втором этапе школьникам предлагаются сценические задания на выявление памяти, воображения, способности к взаимодействию, не третьем этапе — практические задания на творческую работу в команде.

Выпускники 9 класса могут продолжить обучение по программам колледжа и получить профессию актера, фотографа или мультипликатора. Выпускники киноколледжа поступают во ВГИК, ГИТИС, театральные училища им. Щукина и им. Щепкина, Школу-студию МХАТ, ГИТР. Они работают операторами, журналистами и продюсерами на центральных каналах телевидения, актерами и режиссерами кино и театра, сценаристами, художниками.

Колледж предпринимательства № 11

Колледж позиционирует обучение в профильном классе как «экскурсию в тонкости профессии». Посещая профессиональные мастерские и творческие лаборатории, ребята узнают об особенностях разных специальностей, смогут на практике оценить свои способности, осознать интересы и выбрать будущую профессию. В 9 предпрофильном классе, помимо общеобразовательной программы, школьники изучают предметы «Проектирование профессиональной деятельности» и «Социально-психологическое развитие личности», которые помогают определиться с выбором дальнейшей траектории обучения. В 10 технологическом классе профильные предметы — это информатика, технология и математика. После выпуска из 9 и 11 класса школьники могут продолжить обучение по программам колледжа. На выбор абитуриентов — IT-специальности, экономические и творческие направления, а также редкие для московских колледжей программы — «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Аддитивные технологии» и «Технология обработки алмазов».

Колледж связи № 54

Профильные IT-классы колледжа № 54 — отличный вариант для школьников, которые планируют получить образование в сфере IT и телекоммуникаций. Колледж связи занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов в области телекоммуникаций, информационной безопасности, программирования и системного администрирования.

На программу профильного обучения приглашаются ученики 10-11 классов, которые интересуются компьютерами и программированием. Помимо углубленного изучения информатики, ребята разработают собственный IT-проект и в рамках профориентационного курса смогут познакомиться со специальностями в этой сфере. Также в программу обучения входит подготовка к ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и информатике.

Одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ и могут продолжить обучение в колледже, в том числе по одной из самых перспективных специальностей среднего профессионального образования — «Многоканальные телекоммуникационные системы». Многие выпускники колледжа получают степень бакалавра по ускоренной программе в базовых вузах — МИРЭА и МТУСИ.

Профильное обучение и профориентация

Профильное обучение и профориентация в образовательном учреждении

На третей ступени обучения (10-11 класс) в образовательном учреждении организовано профильное обучение по предметам:

  • Физико-математическое направление, с углубленным изучением математики (7 часов в неделю), физики (5 часов в неделю) и информатики (3 часа в неделю). На основе договора по данному направлению школа взаимодействует с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московским государственнымтехническим университетом им. Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Старшеклассникам предоставляется возможность участия в университетском проекте «Шаг в будущее»
  • Химико – биологическое направление, с углубленным изучением химии (4 часа в неделю), биологии (4 часа в неделю), экологии. Для успешного поступления в ГБОУ высшего профессионального образования Первый московский государственный университет имени И.М. Сеченова, с которым школа сотрудничает на договорной основе, во второй половине дня с обучающимися по профилирующим медико-биологическим дисциплинам занимаются преподаватели Университета. Предметом договора является создание специализированных медико-биологических классов, организуемых при взаимодействии Университета и Школы, обеспечение непрерывности образования и повышение исходного уровня знаний учащихся по профильным дисциплинам, необходимым для обучения в высшем учебном заведении.
  • Социально-экономическое направление, с углубленным изучением математики, обществознания, иностранного языка. В этих классах обучаются школьники, которые после окончания 11 классов собираются поступать на экономические факультеты высших учебных заведений. В этой связи образовательное учреждение заключило договор с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальным исследовательским университетом «Высшей школой экономики». После уроков преподаватели «Высшей школы экономики» ведут специальные курсы для желающих поступать после 11 класса в данное учебное заведение.
  • Гуманитарное направление, с углубленным изучением иностранного языка (6 часов в неделю), литературы (5 часов в неделю), русского языка (3 часа в неделю).

Организация учебно-воспитательного процесса в профильных классах предусматривает обучение по индивидуальным учебным планам. При изучении профильных предметов классы делятся на подгруппы. Кроме того, после уроков организована работа элективных курсов по профилю, предметных клубов, занятий в конвергентных лабораториях, экскурсии, практические занятия в лабораториях указанных высших профессиональных учебных заведений.

ГБОУ Школа № 962 сотрудничает со средними профессиональными образовательными организациями: колледжем Министерства иностранных дел РФ, колледжем сферы услуг № 32, Политехническим колледжем № 13, а также с Городским центром профессионального и карьерного развития.

Цель профориентационной работы в школе:

  • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • Выработка у школьников профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями, предпочтениями, учетом требований рынка труда.

Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:

  • Профессиональное просвещение
  • Профессиональная диагностика
  • Профессиональная консультация

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

– формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

– развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

– расширение представлений о мире профессионального труда.

– развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

– выявление представлений о собственных интересах и возможностях;

– приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

– групповое и индивидуальное консультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решений о выборе профиля обучения;

– коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профессиональное обучение без границ

Городской проект «Профессиональное обучение без границ» (Приказ ДОгМ № 292 от 18.04.2013)» предполагает освоение основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета города Москвы в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Этот проект направлен на приобретение профессиональных компетенций школьниками. Получив профессию в школе, обучающиеся станут более мобильными, независимыми, смогут быстрее социализироваться в современных социально-экономических условиях.

В рамках проекта школа сотрудничает: ГБПОУ города Москвы “Москвы колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М .Ф. Панова”, Московским государственным педагогическим университетом, ГБПОУ города Москвы “Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова”.

Цель проекта:

  • ранняя профессиональная социализация лиц до 18 лет и расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянно растущую потребность экономики столицы в профессиональной, мобильной молодежи.

Основные задачи проекта:

  • дать возможность школьникам сделать профессиональный выбор,
  • развить интерес к будущей специальности,
  • подготовить базу для более углубленного изучения интересующего направления на уровне среднего профессионального и (или) высшего образования.

Полученные навыки по рабочей профессии, должности служащего позволят:

  • на более выгодных условиях (в сравнении с претендентами без профессиональных навыков) устроиться на работу на каникулах;
  • успешно трудоустроиться после окончания школы (например, при поступлении на заочную форму обучения);
  • может быть учтено ВУЗом в составе портфолио при поступлении.

Срок обучения 10 месяцев

По окончании курса выдается «Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего» государственного образца с присвоением разряда.

Обучение проходит на базе ГБОУ Школа № 962 по адресам: Алтуфьевское шоссе, д.30А, Алтуфьевское шоссе, д.24А, Каргопольская улица, д.13 корпус 2.

Обучение проводится ​ по следующим специальностям:

Вожатый, оператор ЭВМ и ВТ, слесарь по ремонту автомобтлей.

Прием осуществляется на основании документов:

  • заявление о приеме от учащегося;
  • заявление о приеме от родителя (законного представителя);
  • копия паспорта (с регистрацией) или свидетельства о рождении учащегося (справка о регистрации по месту жительства);
  • копия паспорта родителя (законного представителя).
  • медицинская справка
  • справка из школы (об обучении)

Запись на обучение осуществляется в ГБОУ Школа № 962 по адресам: г. Москва Алтуфьевское шоссе, д.30А, Алтуфьевское шоссе, д.24А, Каргопольская улица, д.13 корпус 2, Алтуфьевское шоссе, д.12 корпус 1.

Телефон для справок: 8 (499) 903-77-32, Терземан Татьяна Викторовна.

Профильные классы: профориентация школьников

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент профильного обучения – предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию и личности специалиста. К сожалению, большинство профдиагностических методик устаревает уже к моменту их создания, потому что чаще всего их разрабатывают люди, смутно представляющие себе современную школу с ее проблемами и потребностями. Естественно, что эти методики «не работают». Если устаревшими или сомнительными методиками пользуется специалист, не имеющий даже поверхностных знаний и навыков в области профориентации и профдиагностики, результат закономерен: вместо профориентации учащиеся получают дезориентацию, а сама идея предпрофильной подготовки и профильного обучения профанируется.

Рассмотрим некоторые ключевые вопросы профессионального самоопределения.

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

Считается, что благодаря методам объективного тестирования, можно выявить способности человека и ориентировать его на конкретную общественно полезную деятельность. Сразу возникает два вопроса – во-первых, насколько объективно выявляют тесты способности человека, во-вторых, захочет ли человек реализовать имеющиеся способности?

Отвечая на первый вопрос, приходится признать, что существующие тесты нельзя считать надежным средством оценки интеллектуальных способностей, потому что они измеряют только уровень освоения небольших и произвольно подобранных фрагментов информации низшего уровня, часть которых устаревает уже на момент тестирования. С помощью интеллектуальных тестов выявлено двенадцать различных типов выдающихся ученых, обладающих разными типами компетентности. Ни один из них не получил высокие баллы по традиционным тестам!

В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.

Исследование показывают, что одаренные люди обладают дивергентным мышлением, т.к. быстрее решают задачи со многими ответами, при этом предлагая много оригинальных вариантов. Школьное обучение строится на принципах конвергенции, когда задача имеет только одно решение. Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.

Выдающийся русский психолог Б.М.Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.

Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.

Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо решить ряд важных методологических вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, с какой целью, в каких формах.

Прежде всего, надо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.

Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей.

Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.

Второй фактор – недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

Третий фактор – недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Снизить негативное влияние этих факторов можно только в результате целенаправленного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которое следует начинать еще в начальной школе, как это делается во многих странах. К сожалению, серьезный уровень предпрофильной подготовки школьников в условиях профильного обучения даже не предполагается.

В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна существовать открытая, гласная и надежная процедура отбора.

Методика отбора в профильные классы, изложенная в данном пособии, ни в коей мере не может заменить систематическую профориентационную работу. Однако, учитывая, что перед педагогами и психологами профильной школы уже сегодня стоит задача комплектования профильных классов, предлагаю информативную и надежную модель психолого-педагогической диагностики учащихся 8-9 классов с целью уточнения специализации дальнейшего обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.

В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам «Карта интересов» Голомшток, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, Школьный тест умственного развития (под ред. Гуревича), Методика определения типа мышления. Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки учитывают эти реалии. В пособии предлагается переработанные версии всех четырех методик, ранее опубликованных в моей книге «Отбор в профильные классы» (Генезис, 2005). При подборе методик учитывались принципы дублирования, или перекрытия тестов («Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей»), оптимальности числа методик и последовательности их предъявления.

Необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ученика были бланки и опросники. Цель диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов.

Вся работа занимает три урока. Первый урок необходимо предварить краткой, не более пяти минут, мотивационной беседой, в которой вы сообщаете о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обратите внимание ребят, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача психолога – помочь сделать правильной выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят. Из четырех методик три предполагают самостоятельную обработку на уроке.

На первом уроке рекомендуется выполнить методики «Профиль» и «Тип мышления», каждая из которых занимает 15-20 минут. Эти методики лучше зачитывать, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст ребятам возможность обсуждать и комментировать вопросы. После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка – это направление профессиональной деятельности (фактически это – десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности. После достаточно интенсивной работы ребятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т.д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика, и. т.д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональность и включенность может проявляться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам.

Профориентация в Приморье: профильные классы, сайт о колледжах и “Билет в будущее”

Профориентация сегодня – одно из важнейших направлений работы в системе образования Приморья. Для того чтобы научить подростков ответственно и осознанно подходить к выбору будущей профессии, придумано множество способов. ИА PrimaMedia знакомит читателей с некоторыми из них.

Сайт “Центр профессиональной ориентации”

Сегодня набор в средние профессиональные заведения Приморья превышает набор в вузы, и, по свидетельству руководителей колледжей, на ряд специальностей в учреждениях СПО несколько лет набор идет по конкурсу – поступают мотивированные ребята, с высоким баллом аттестата. Для того чтобы помочь абитуриентам сориентироваться в выборе учебного заведения и направления подготовки, в 2014 году в Приморье был создан специализированный сайт “Центр профессиональной ориентации”. На нем есть сведения обо всех учебных заведениях СПО, а также о потенциальных работодателях. Кроме того, на сайте можно пройти тестирование по определению своих профессиональных наклонностей и задать вопросы специалистам. Краевой департамент образования и науки посредством сайта ведет системную работу по формированию у учащихся школ правильного представления о том, какие специалисты нужны сегодня экономике Приморья.

Профильные классы и студии

Возможность развивать свои способности и приобретать компетентность в сфере собственных увлечений приморские школьники получают, занимаясь в кружках, секциях, лабораториях, студиях индивидуальных углубленных занятий. Их в Приморье на бюджетной основе работает более 5 тысяч. Всеми видами дополнительного образования во всех образовательных организациях Приморья охвачены 138 тысяч ребят – это 70% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Одним из важнейших направлений профориентации становится социальное партнерство учебных заведений и бизнеса. В крае создано четыре образовательных кластера: судоремонтный, энергетический, нефтехимический и авиастроения, которые позволяют работать по схеме “школа-колледж-вуз-предприятие”. Предприятия, заинтересованные в молодых кадрах, активно работают со школьниками, организуя профильные классы, приглашая ребят на экскурсии, предлагая талантливым выпускникам обучение в вузах и колледжах по целевому набору – с гарантией будущего трудоустройства.

Практика взаимодействия колледжей сложилась с ДЦСС, сетевыми энергетическими компаниями, с “Почтой России”, Тихоокеанской мостостроительной компанией, Примснабконтрактом и предприятиями “Роснефти”.

директор гимназии № 1 г. Владивостока

Если раньше профильное обучение было с 10 класса, то у нас с 8 класса ребята начинают выбирать свой профиль. Мы предлагаем на выбор гуманитарные направления, изучение точных наук — математики, физики, информатики. Предлагаем изучение естественных наук — химии, биологии, экологии. В связи с тем, что сейчас появилась потребность в экономических, социальных знаниях, мы открыли социально-экономический класс. Уже на протяжении довольно долгого времени этот профиль продолжает существовать. С одной стороны, дается универсальное образование. Дети готовы получать знания по тем предметам, которые пригодятся им в будущем. А в связи с тем, что ввелись новые правила сдачи экзаменов, ЕГЭ, то у детей есть выбор. Например, они могут выбирать литературу, если поступают на журналистику… Или, поступая на точные науки, могут проявить себя в физике или информатике. Таким образом, с 8 по 11 класс они погружаются в эти предметы. С 8 класса дети сдают профильные экзамены. Они себя пробуют.

“Билет в будущее”

Осенью 2019 года Союз “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” объявил отбор лучших наставников и профориентационных практик в рамках проекта “Билет в будущее”. Цель проекта – ранняя профориентация учащихся 6–11-х классов общеобразовательных школ. В Приморье “Билет в будущее” будет реализован на площадках центров опережающей профподготовки. На сентябрьском совещании с участием губернатора директор краевого департамента образования и науки Наталья Бондаренко доложила, что центры опережающей профподготовки будут работать в нескольких направлениях: кроме профориентации учеников школ в их компетенции будет создание современных лабораторий на базе колледжей, внедрение гибких образовательных программ под заказ работодателей, повышение качества подготовки преподавателей.

Конкурс WorldSkills мотивирует молодежь на достижение профессиональных вершин. Фото: ИА PrimaMedia

Конкурс WorldSkills мотивирует молодежь на достижение профессиональных вершин. Фото: ИА PrimaMedia

Конкурс WorldSkills мотивирует молодежь на достижение профессиональных вершин. Фото: ИА PrimaMedia

Участники проекта “Билет в будущее” пройдут тестирование, определяющее их профессиональные предпочтения и текущий уровень осведомленности о современных перспективных отраслях и востребованных компетенциях. Методика опроса основана на научных трудах отечественных исследователей и практике экспертов WorldSkills Russia и уже апробирована на участниках нескольких возрастных групп.
Тестирование проводится в три этапа. Каждый из них последовательно помогает ответить на вопросы: “Как осознанно выбрать профессию?”, “Какие у меня способности?”, “Какие сферы мне интересны и что я знаю о них?”. По итогам прохождения тестов школьники получают отчет с интерпретациями своих результатов и рекомендациями по развитию, а также построению профессиональной траектории.

Будут задействованы возможности и площадки шести образовательных учреждений Приморья: Дальневосточный судостроительный колледж в Большом Камне, Приморский политехнический колледж, Промышленный колледж энергетики и связи, Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж, Приморский индустриальный колледж в Арсеньеве и Дальневосточный технический колледж в Уссурийске.

начальник отдела профессионального образования и науки департамента образования и науки Приморского края

Профориентация школьников – одна из составляющих конкурсов молодых профессионалов WorldSkills. Ребята целыми классами приходят в качестве зрителей, смотрят, каких высот могут достичь студенты и выпускники колледжей, на каком оборудовании они работают, какими навыками владеют. V региональный чемпионат WorldSkills будет проходить с 11 по 15 ноября на нескольких краевых площадках – во Владивостоке, Большом Камне, Черниговке. Каждый желающий может прийти, посмотреть, поддержать конкурсантов.

Напомним, “Молодые профессионалы” – один из восьми региональных проектов нацпроекта “Образование”. Благодаря его реализации уже через 5 лет не менее 75% студентов, обучающихся по программам среднего образования, будут сдавать аттестационный экзамен по мировым стандартам.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia “В учительской”. Цель проекта — дать молодежи представление о богатстве выбора профессионального образования и ценности разных профессий, повысить престиж учителя в общественном сознании, информировать читателей о том, чем живут общеобразовательные школы и колледжи Приморского края.

Профориентация в старшей школе

Аспекты деятельности педагога в направлении профориентации представил старший преподаватель кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО», магистр, учитель биологии и химии Дмитрий Логинов. Эксперт также привел примеры профориентационных проектных работ по предмету «Биология».

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Как известно, в стандартах обозначены три вида образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. Профориентация в старших классах направлена в большей степени на личностные результаты: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Сформировать данную систему педагогу необходимо средствами преподавания школьного предмета. Каким образом?

Дать исчерпывающую информацию по предмету, которая может заинтересовать школьника с точки зрения выбора профессии.

Предоставить возможность попробовать на практике профессиональную деятельность, опирающуюся на систему знаний по данному предмету.

Создать условия для индивидуальной проектной деятельности, помочь школьнику реализовать законченный проект.

Если говорить о метапредметных результатах — регулятивных, познавательных, коммуникативных — то они не связаны с профориентационной работой в рамках конкретного учебного курса. В предметных планируемых результатах в выпускных классах происходит градация на 4 уровня: ученик научится — базовый, ученик получит возможность научиться — базовый, ученик научится — углубленный, ученик получит возможность научиться — углубленный. Каждый из этих уровней предусматривает, в том числе, и работу в направлении трудового самоопределения старшеклассников.

Особенности проектирования учебного плана и плана внеурочной деятельности в 10-11 классах

5 профилей: естественнонаучный, технологический, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.

Не менее 3 предметов на углубленном уровне (кроме универсального).

Максимум 12 учебных предметов.

8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или «Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.

В любом учебном плане — «Индивидуальный проект».

выполняется обучающимся самостоятельно,

под руководством учителя (тьютора),

по выбранной теме,

в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов,

  • в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • Профориентация на профессии будущего

    В 2015 году инновационный центр «Сколково», совместно с «Агентством стратегических инициатив», представил атлас новых профессий — инструмент для самоопределения старшеклассников и выбора сферы деятельности. По нему можно отследить, как знания, полученные при изучении того или иного предмета, могут понадобиться в будущем, в каких отраслях экономики они востребованы, какие профессии, связанные с данной сферой, появились или вот-вот появятся.

    Пример: новые профессии, связанные с биологией

    Биотехнологии: системный биотехнолог, биофармаколог, урбанист-эколог, парковый эколог, архитектор живых систем.

    Медицина: ИТ-медик, архитектор медоборудования, сетевой врач, генетический консультант, клинический биоинформатик, медицинский маркетолог, проектант жизни медицинских учреждений, консультант по здоровой старости, молекулярный диетолог, разработчик киберпротезов и имплантов, биоэтик, оператор медицинских роботов.

    Сельское хозяйство: агроинформатик, сити-фермер, оператор автоматизированной сельхозтехники, агроном-экономист, сельскохозяйственный эколог, ГМО-агроном.

    Очевидно, что многие новые профессии предусматривают смежные знания. А это значит — педагогу, для формирования профессионального самосознания школьников с учетом потребностей экономики, необходимо разбираться не только в своем предмете, но и в других областях.

    Реализация профориентации в практике биологического образования

    Рассмотрим формы работы (уже с пятого класса) по профориентационной деятельности на примере предмета «Биология»:

    Ролевые игры, веб-квесты. Тема: «Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей». Профессии: астроном, физик, химик, геолог, географ, биолог, эколог.

    Ролевые игры, групповые проекты обучающихся, встречи со специалистами, посещение музеев и ферм, культурные практики. Темы: «Значение животных», «Охрана животных». Профессии: ветврач, зоотехник, тракторист, оператор машинного доения.

    Пресс-конференции. Тема: «Насекомые». Эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник.

    Тренинги, встречи со специалистами, знакомство с организациями среднего и высшего профессионального образования, проведение исследований, отработка навыков доврачебной помощи. Темы: «Питание и пищеварение», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Оказание первой медицинской помощи». Профессии: биохимик, врач, диетолог, историк, химик, специалист по лечебной физкультуре, инфекционист, паразитолог, эпидемиолог, работник МЧС.

    Изучение профессиональной терминологии. Тема: «Органические вещества». Профессия: фармацевт.

    Проведение лабораторного анализа. Тема: «Основные экологические факторы». Профессия: лаборант-эколог.

    Разработка проектов по благоустройству. Тема: «Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов». Профессия: сельскохозяйственный специалист.

    Так ученик получает представление, как то или иное знание используется в профессиональной деятельности. При профориентации обойтись только предметной подготовкой невозможно. Работая через квесты, проекты, кейсы, тренинги учитель решает разные задачи по формированию готовности школьника вступить во взрослую жизнь. Профориентационная деятельность должна включать посещение ярмарок вакансий, изучение ВУЗов, работу в лабораториях (на основе социального партнерства с исследовательскими учреждениями) и другие полезные для учеников мероприятия.

    Детская профориентация: в каком классе стоит выбирать профессию?

    Моего ребёнка ничего не интересует, какую профессию он выберет в будущем?” – переживает мама третьеклассника. «Два месяца до ЦТ, а дочь не знает, что будет сдавать и кем хочет стать», — пожимают плечами родители выпускницы. Что делать в таких ситуациях? И в каком классе начинать выбирать профессию? Адукар изучил мнения успешных психологов-профориентологов и сориентирует по этим вопросам.

    В представлениях многих родителей искать ребёнку профессию нужно в год перед выпуском со школы. Между тем эксперты в детской психологии знают, что профессиональные представления развиваются на протяжении всей жизни и на разных этапах развития родители могут влиять на этот процесс. Российский психолог Анна Скавитина выделяет четыре этапа детской профориентации.

    0−3 года. Стадия «предыгры»

    Родители, которые пытаются развивать ребёнка с пелёнок, во многом правы. В раннем возрасте у малыша формируются восприятие, мышление, речь, память и другие важные процессы и понятия. Собрать за собой игрушки, сложить на место свою одежду — это только кажется банальным правилом порядка. Малышу, который с ранних лет приучен к таким вещам, будет проще самостоятельно делать уроки, собирать портфель, а в дальнейшем — справляться с заданиями по работе.

    3−6 лет. Стадия игры

    Вот с этого возраста, по мнению многих психологов, и начинается детская профориентация. Ребёнок уже способен понять, что каждый человек занят в определённой профессии. И задача взрослого — раскрывать ему мир специальностей через рассказы, книги, игры и даже мультфильмы. По сути, игра в доктора или пожарного — это и есть профориентация.

    Первые детские книги по профориентации — это сказки, благодаря которым воспитываются дети во всём мире. Потому что в сказках есть герои, которые при помощи своих лучших качеств проходят череду испытаний и достигают своих добрых целей

    6−12 лет. Стадия учёбы

    Это трудный и один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В это время родителям желательно учить малыша учиться: собирать свой портфель, сверять домашнее задание по дневнику, выполнять его и оставлять время на отдых. Не делайте уроки за школьника, оправдываясь тем, что «нахватается двоек, потом не наверстает программу!». Если ребёнок не будет ошибаться, он не научится осознавать свои промахи и исправлять их. И, следовательно, не научится трудолюбию и старанию — важным профессиональным качествам. Пускай даже в младшей школе добивается оценок и знаний своим трудом. Задача родителя — только проследить за этим процессом и подсказать, если нужна помощь.

    В младшей школе учат воспроизводить по образцу и заучивать буквы и цифры, читать и считать. Хотите развивать логику и мышление? Занятие английским, кружки по программированию и легоконструированию, робототехнике и многие другие как нельзя лучше справятся с этой задачей

    12−18 лет. Стадия выбора

    Самый главный этап профессионального самоопределения. Задача родителей и учителей не навязать своё мнение , а помочь с выбором. Побеседуйте с ребёнком и расспросите, что ему нравится. Посмотрите вместе фильмы о специалистах разных профессий, почитайте профориентационные статьи, пройдите тесты на выбор профессии . Сложно справиться самим? Запишитесь к психологу-профориентологу , который проконсультирует по важным вопросам и поможет выбрать специальность, учитывая способности и пожелания подростка.

    Рассказывая ребёнку о современном мире профессий, нужно сориентировать, какие профессии вымирают, а какие будут востребованы в будущем. Не лишним будет порассуждать, какие профессиональные качества важны и что стоит развивать. Принцип «сначала учусь, а потом работаю» устарел. Сейчас в моде девиз: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентоспособен»

    В каком классе выбирать профессию ребёнку: советы психологов

    Совет 1. Дайте ребёнку возможность попробовать себя во всём, что ему интересно

    Позиция «Я тебя запишу в футбольную секцию, потому что хочу вырастить чемпиона» вряд ли вдохновит ребёнка на спортивные подвиги. А чтобы малыш выбрал кружок, ему нужно сравнить, верно? Поэтому предлагайте: «Вот футбол, вот математика, вот лего», — и пусть ребёнок до лет десяти ищет себя и раскрывает свои таланты.

    Если человек полноценно прожил детство, у него не должно возникать проблем с выбором профессии. Если ребёнок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, побыть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом», то где-то обязательно должно щёлкнуть.

    Совет 2. В жизни ребёнка должны быть и книги, и компьютерные игры

    Речь идёт не о «стрелялках-войнушках». Качественные компьютерные игры на логику, память и мышление развивают не хуже хорошей книги. Поэтому интересуйтесь и виртуальной реальностью, но не пускайте всё на самотёк.

    Совет 3. Выбирайте хорошую школу

    Порой школа, учителя, одноклассники и вообще образовательная среда влияют на выбор профессии больше, чем родители. Не стесняйтесь расспросить у знакомых, почитать на форумах, чтобы узнать характеристику учебного заведения. Будет замечательно, если ребёнок попадёт в школу, где не подавляют личность, помогают развиваться. Учат не зубрить параграф, а размышлять и находить пути решения задач. С хорошей базой знаний проще найти профессию.

    Совет 4. С младшей школы выбираем проф иль, а в средних и старших классах — конкретную проф ессию

    Обычно в младших классах становится понятно, по каким предметам ребёнок преуспевает и что ему нравится больше. Поэтому если ваш (-а) сын (дочь) решает задачки что орешки щёлкает, то не во вред выбрать класс математического профиля. И если к средней школе или выпускным классам ничего не поменялось, стоит задумываться о специальностях, связанных с математикой .

    Обсуждая специальности, вы постепенно будете сужать круг поисков, пока не найдёте самую подходящую по интересам, предметам и баллам. Если же математик-олимпиадник рвётся в дизайнеры, то не стоит препятствовать. Во-первых, есть дизайнерские специальности, где без математики никуда (архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн мебели и другие). Во-вторых, подросток должен становиться самостоятельным и брать ответственность за свои решения. В-третьих, для подстраховки абитуриент может написать четыре ЦТ и посмотреть, на какую специальность ему реальнее пройти. Это лучше, чем ребёнок будет сожалеть о том, что ему не удалось стать художником из-за родительского совета.

    А вы с ребёнком на какой стадии профессионального выбора? Если школьнику 6−12 лет, приходите в «Творческую IT-лабораторию» в образовательном центре Адукар. Если ваш подросток уже ищет профессию, предлагаем пройти профориентационные тесты или проконсультироваться со специалистом .

    муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка”

    • Главная страница
    • Новости
    • Последние изменения на сайте
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода)
      • Услуги, оказываемые организацией
    • Государственная итоговая аттестация
      • Проведение государственной (итоговой) аттестации
    • Для родителей
    • Родителям будущих первоклассников
      • Набор в первый класс
      • Школа будущего первоклассника
    • Родителям о ПФДО
    • Безопасность
      • Безопасность – памятки
      • Дорожная безопасность
      • Информационная безопасность
    • Для учеников
      • Расписание на 2019-20 год
      • Режим работы школы
      • Очно-заочная форма обучения
      • Открытый банк оценочных средств по русскому языку
      • Правила поведения обучающихся
      • Упражнения и домашние задания
    • Наши достижения
      • Достижения школы в 2016-17 учебном году
      • Достижения школы в 2017-18 учебном году
      • Достижения школы в 2018-19 учебном году
      • Достижения школы в 2019-20 учебном году
      • Всероссийская олимпиада школьников
    • Методическая работа
      • Учителя школы – опыт работы
    • Индивидуальный отбор
      • Профильные классы
      • Индивидуальный отбор
    • Профсоюз
    • Профориентация
    • Инновационная деятельность
    • О школе
    • Летний лагерь 2019
    • Карта сайта
    • Школьный спортивный клуб
    • Обращения граждан
      • Нормативные правовые акты
      • Личный прием граждан
      • Обращения на сайт
      • Письменные обращения
      • Информация о рассмотрении обращений
    • Информационно-образовательные ресурсы
    • Школьное питание
      • Организация питания
    • Закон об образовании РФ
    • Обращение директора
    • Контактная информация
    • Гостевая книга
    • Другие организации

    • Профориентация

    Профориентационная работа в школе

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
    Цель профориентационной работы в школе:
    – оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    – выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
    Задачи профориентационной работы:
    – получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    – выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
    – Профессиональной просвещение;
    – Профессиональная диагностика;
    – Профессиональная консультация и др.
    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
    1-4 классы:
    – Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    – Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
    5-7 классы:
    – Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    – Представления о собственных интересах и возможностях;
    – Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
    8-9 классы:
    – Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    – Профессиональное самопознание;
    10-11 классы:
    – Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
    Направления и формы профориентационной работы в школе:
    – Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
    – Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами города.
    Работа с учащимися:
    – Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы и др.;
    – Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
    – Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
    – Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
    – Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
    – Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
    Работа с родителями:
    – Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
    – Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
    Перспективы профориентационной работы:
    – Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
    – Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
    – Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
    – Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
    – Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
    – Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

    Мое Образование: поиск вузов и колледжей России.

    –> МБОУ СОШ № 16 имени Ф.Г.Шпака
    Белоглинского района, с.Новопавловка

    Профориентация и самоопределение обучающихся

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цель профориентационной работы в школе:

    – оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    – выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    – получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    – выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    – Профессиональная консультация и др.

    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

    – Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

    – Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

    – Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

    – Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

    – развитие представления о собственных интересах и возможностях;

    – Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

    – Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

    – Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Направления и формы профориентационной работы в школе:

    – Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

    Работа с учащимися:

    – Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;

    – Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

    – Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

    – Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

    – Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

    – Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

    – Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

    Работа с родителями:

    – Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

    – Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

    Выбор профессии – выбор будущего.

    Формула выбора профессии

    Профессии будущего Видеофильмы о профессиях для старшеклассников

    В выборе профессии могут помочь тесты на профориентацию, рекомендации по выбору профессии, описание популярных и перспективных профессий, особенности образования и рынка труда, планирование карьеры размещённые на специальных сайтах

    Каталог полезных интернет – ресурсов по профориентации

    • www.metodkabi.net.ru – “Методический кабинет профориентации” психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
    • www.msu.ru/work – Раздел “Профориентация и трудоустройство” сайта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
    • www.profcareer.ru – Центр тестирования и развития “Гумантиарные технологии”
    • www.profor.ru – Персональный сайт психолога Юрия Тюшева “Профориентация для всех”
    • www.job.ru – “Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства”. Профессиональный ресурс для подбора сотрудников по всем регионам России, стран СНГ и Балтии и поиска работы по 37 отраслям.
    • www.csta.mosuzedu.ru – сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации “Академический” Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован детям и подросткам, их родителям, а также специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой.
    • www.labor.ru – официальный сайт Департамента труда и занятости г.Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала.
    • www.lacedu.ru – сайт Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования г.Москвы.
    • www.profedu.ru – портал профессионального образования Москвы. Адресован старшеклассникам и выпускникам школ.
    • www.proftime.edu.ru – сайт “Время выбрать профессию” Московского психолого-социального института.
    • www.psykonvoy.ru – сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации “Гагаринский” Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающихся профориентационной работой, подросткам и их родителям.
    • www.shkolniky.ru – сайт Столичного центра профориентации “Разумный выбор”. Адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками.
    • www.profvibor.ru – сайт “Электронный музей профессий”. Адресован прежде всего учащимся 8-11 классов.
    • www.profcenter.mosuzedu.ru – сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации “Ясенево” Юго-западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям.
    • www.urc.ac.ru/abiturient/index.html – общероссийская информационно-справочная система “Абитуриент”. Предназначена для поступающих в вузы и школы России.
    • www.profcenter.educom.ru – городской портал профессиональной ориентации г.Москвы.
    • www.start4you.ru – сайт “Образование карьера”. Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов.
    • www.ucheba.ru – крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома “Всё для Вас”. Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам.
    • https://postupi.online/ – Вы можете смотреть профессии на видео, узнать больше об интересущей вас профессии, можете сразу же найти программы обучения, вузы, в которых вы сможете получить выбранную профессию. Если вам сложно определиться с профессией, нажмите кнопку “Помочь выбрать”. Пройдите профориентационный тест и помоделируйте свое будущее. Вы можете моделировать ваше будущее в любой момент, находясь на любой странице сайта. На страницах сайта вы можете получить ответы на вопросы: какие профессии я могу получить в вузе, какие профессии я получу, выбрав эту специальность, какие профессии я смогу получить, закончив эту программу обучения, какие профессии мне подходят, где учиться, чтобы получить эту профессию, сколько зарабытывают профессионалы этой профессии, какие вакансии на рынке труда есть по этой профессии и т.д.

    Куда пойти учиться?

    Все используемые изображения из открытых интернет ресурсов.

    Профильные классы

    Плюсы и минусы профильного обучения

    В отличие от выбора репетиторов и курсов, выбор профильного класса чаще происходит не осенью, а весной-летом, однако тема эта достаточно серьезная, чтобы поразмыслить о таком варианте заранее.

    Сложная история

    Профильное обучение в средней школе всегда рассматривалось неоднозначно. Плюсами здесь считались раннее освоение профессии и периодически возникавшая возможность на льготных условиях поступить в вуз, к которому могли прикрепить такую школу, минусами – ранний отказ от других возможных вариантов, риск платить за изучение предметов сверх минимума и даже «блат» (мол, почему именно эти дети, прознавшие о вузе раньше других и отучившиеся в особенном классе, должны «пролезть» в ряды студентов первыми?).

    Основная масса профильных классов в России работает около 10 лет. Фактически же в отдельных школах профилизация была введена более 20 лет назад. Нужно заметить, что договоры между школами и вузами то и дело расторгались, да и по другим обстоятельствам школы могли вернуться к базовому варианту – например, провели анкетирование девятиклассников, и никто не выбрал техническое направление… Сегодня профильные классы распространены меньше, чем то бывало ранее, но они всё же существуют, а уж полемика о профильном обучении так и вовсе не сходит со страниц СМИ. Нужно оно или не нужно? Что считают главы органов управления образованием (экс-министр Фурсенко, например, высказывался в поддержку профильного образования), а что – преподаватели вузов? Каковы настроения родителей – и к чему склоняются сами их чада?

    Плюсы перевешивают минусы

    Несмотря на несколько шаткое положение профильных классов, положительная сторона такого формата обучения очевидна. Не стоит сбрасывать со счетов чувство принадлежности к профессиональному сообществу, которое они дают. Иногда это ощущение сопричастности стараются культивировать и поощрять, вручая выпускникам таких классов дипломы об окончании «малых факультетов» и включая их в число абитуриентов-целевиков. Да и до получения документов об образовании ребята чувствуют себя «одной ногой в вузе»: преподавать им могут как самые сильные учителя школы, так и университетские педагоги. Росту способствует и набор предметов для углубленного изучения, каждый из которых подкрепляет родственный ему – а вместе они исподволь моделируют мышление будущего профессионала еще в школе. А последующие ступени обучения – бакалавриат, магистратура, выбор кафедры для специализации – видятся таким ученикам яснее задолго до того, как они начнут посещать заветный вуз каждый день. Потом и привыкать не придется!

    Ну и, конечно, никто не заставляет «профильных» учащихся поступать только и исключительно в конкретный университет: они и так получают неплохую подготовку и свободны выбирать любое учебное заведение. Будет разумно, если это окажется вуз похожего направления.

    Если у вас есть шанс поучиться в профильном классе, стоит его использовать. Кто знает, вдруг именно вы и ваши одноклассники кроме дипломов получите еще и квалификационные свидетельства по близкой вашему уклону рабочей специальности? И тогда вы сможете чувствовать себя взрослее тех, кто в 17 лет окончил всего лишь самую обычную школу. Учеба в таком особом классе не исключает и получения стипендии, и научной работы, и практики на предприятиях под руководством инженеров (почему именно «не исключает»: каждая такая школа договаривается с вузом сама – на тех условиях, которые устроят вуз и потенциального работодателя; к тому же просто невозможно прикрепить по вузу не то что ко всем, а даже к большинству школ, и где-то профилизация означает просто независимое углубленное изучение предметов). А предприятия получат некоторую уверенность в том, что скоро коллегами их сотрудников станут молодые люди, получившие достойное образование. Согласно данным статистики, те как минимум лучше сдают ЕГЭ. Причем готовятся к экзаменам не после уроков, а прямо в учебное время!

    Бороться и не сдаваться

    С другой стороны, не стоит считать профильные классы панацеей от провала на экзамене. Само название направления – скажем, «социально-экономический профиль»! – может просто заставить учеников заважничать, что не всегда полезно. На самом деле не все ребята в 14–15 лет ощущают себя четко «физиками» или «лириками» – и, если они, несмотря на сомнения, решаются разбавить целеустремленный коллектив, это может ослабить класс. В профильный класс лучше всего приходить уже определившись! К тому же, согласитесь, есть разница между человеком, хладнокровно зубрящим нужные для сдачи предметы, и человеком, влюбленным в изучаемые дисциплины. Вы можете представить их себе за одной партой?

    И, конечно же, увлекшись углубленным изучением выбранных наук, придется также самому следить за освоением «ненужных» предметов, на освоение которых количество часов сокращено. Ведь базовый уровень вовсе не то же самое, что и полное незнание предмета (как иногда получается на деле). А вообще, выбирая профильный класс, обязательно узнайте, сколько часов на какой предмет отводится, и проконсультируйтесь у знакомых учителей, на каком уровне можно освоить, к примеру, обществознание, если на него выделено 3 урока в неделю.

    Вообще говоря, если ставить во главу угла конкретный профиль, то его было бы неправильно выбирать обязательно в своей школе. Например, в вашей школе есть физико-математический и социально-гуманитарный профили. Только такие – и никаких других. Что делать? Если вам на самом деле ближе физико-химический или социально-экономический профили, то стоит поискать школу, где существуют именно такие направления, а не довольствоваться компромиссным решением. Ну а если вы вообще предпочли бы биолого-географический профиль, а его в этой школе даже близко нет, то не стоит метаться «между физиками и лириками». Ищите учебное заведение, подходящее именно вам!

    Перспективы среднего профильного

    А в будущем ситуация обещает стабилизироваться – правда, это не касается всех возможных профилей учебы. С 2015 года планируется каждый год комплексно тестировать 8–9-классников, чтобы в итоге делить их на «технарей» и гуманитариев. Школьники подробно поведают о себе и получат совет, в какой из профильных классов им отправиться, хотя следовать этой рекомендации их обязать не смогут. Оказавшись в классе «для физиков» или «для лириков», ученик увидит в расписании больше часов на изучение дисциплин своего профиля. Впрочем, есть и другой вариант: дети учатся в общем потоке, а на уроки углубленного изучения тех или иных предметов расходятся по разным классам. Мнение экспертов очевидно: двух профилей будет мало.

    Все, что необходимо знать о выборе профильного класса

    Когда и как выбрать профильные 10 классы – задача не из легких. Ведь этот выбор во-многом определяет и специфику будущей профессии. Это большая ответственность, обязательство перед собой, школой, родителями, что подросток действительно хочет и будет учиться. Понимает, что это тяжелый труд, требующий полной самоотдачи, терпения, силы воли. И он готов к этому.

    Бывают такие счастливчики, которые четко знают, кем хотят стать в будущем. И упорно стремятся к достижению своей мечты. Но таких – единицы. Остальным же необходима помощь и поддержка преподавателей, родителей, школьного психолога.

    Критерием выбора ребенка должны быть не предпочтения родителей и знакомых, не то, что нравится учитель, преподающий предмет, что друг пошел учиться в этот, а не другой профильный класс. И не то, что учебное заведение с интересующим профильным классом находится дальше от дома, а потому он остановится на том, что предоставляет родная школа. Необходимо нацеливать ребенка на сознательное серьезное оценивание своих интересов и выстраивание своей, личной, неповторимой линии жизни.

    Помогите ребенку подобрать надежный центр, где он сможет пройти профессиональное тестирование и опытный психолог проконсультирует вас и ваше чадо о наиболее предпочтительных областях применения выявленных способностей.

    Ориентируйте его на активное развитие своих талантов, что будет работать и на успешность в будущей профессии. Возможностей огромное количество. Например, олимпиады разного уровня, дистанционные занятия, учреждения дополнительного образования и т.д.

    Выбор профиля класса во многом определяется интересом к той или иной профессии. Но как не обмануться иллюзорным представлением о будущей работе?

    Педагоги, школьный психолог, родители должны помочь ребенку узнать как можно больше о профессиях. Родителям лучше не навязывать сыну или дочери свои взгляды на этот вопрос. Заботливые мамы и папы должны только помочь ребенку понять, осознать свои способности и интересы, подумать, какие профессии наиболее подходят ему.

    Внимательно вникните в должностные обязанности различных специалистов, изучите прогнозы на их востребованность на рынке труда, учтите средний размер заработной платы, возможности карьерного роста. Какие существуют варианты получения данного образования? Где можно продолжить обучение после школы? Какие предметы необходимо сдавать на ЕГЭ, чтобы благополучно поступить? На все вопросы необходимо дать самые подробные ответы.

    Многие школы, учреждения дополнительного образования в настоящее время организуют экскурсии на предприятия, заводы, фабрики т.д. Это мощный вид профессиональной ориентации, так как школьники не только теоретически многое узнают о разнообразии мира профессий, но и видят конкретную специфику каждой из них, условия труда, масштабность, размах, перспективы. Существует возможность получить направление от заинтересовавшего предприятия на продолжение учебы после школы.

    Учеба в профильном классе повышает конкурентоспособность ребенка при поступлении, он имеет более глубокие и прочные знания, позволяющие не только поступать, но и успешно учиться в выбранном учебном заведении, что тоже не так-то и просто, как кажется на первый взгляд.

    Что еще дает обучение в профильных классах? Самоутверждение в своих глазах и во мнении окружающих, повышает мотивацию ответственного отношения к учебе, помогает правильно организовать самообразование, чтобы не разбрасываться напрасно своими силами и временем, а четко продвигаться к достижению намеченной цели.

    В профильных классах более целенаправленно ориентируют ребят на те области, где в будущем они смогут применить полученные знания. Поэтому к окончанию одиннадцатого класса выпускники не только уже точно определяются с выбором учебного учреждения, в котором будут продолжать свое образование, но и наметили предприятия, где их вузовская практика перерастет в постоянную работу.

    Важно, чтобы ребенок тщательно и правильно собирал портфолио. Оно дополнительно характеризует направленность на получение выбранной профессии, доказывает целеустремленность.

    В то же время надо объяснять детям, что профильный класс – это не только бонусы, но и колоссальная работа, самоорганизация, целенаправленность, ответственность и способность подчинить капризное «хочу» требовательному «надо». Нужно быть готовым к тому, что учебных часов по профильным предметам будет больше, чем предусмотрено программой в общеобразовательном классе. Выдержит ли он такую нагрузку?

    Чтобы попасть в выбранный класс, ребенок еще должен доказать себе и всем, что он достоин учиться в нем и сможет. Для этого о своем выборе десятого класса необходимо задуматься заранее, проявить настойчивость и терпение в серьезном изучении выбранных профильных предметов, учиться по этим дисциплинам отлично и успешно выдержать экзамен.

    Задача учителей и родителей – воспитать, развить в ребенке ответственность за свое будущее, умение ставить достойные цели, мотивировать себя на получение глубоких знаний, навыков, что поможет стать успешным человеком.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: