Психологи о домашних заданиях

Психологи о домашних заданиях

Домашние задания — за и против

Вопрос отмены заданий на дом в России уже давно обсуждают родители, педагоги и психологи. Одни считают, что без заданий на дом жизнь ребёнка улучшится, и приводят в пример школы, где от них отказались. Другие уверены, что без внеклассных занятий невозможно достичь результатов. Рассмотрим обе позиции и попробуем найти компромисс.

Нормы домашних заданий

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день.

  • 1 класс — без домашних заданий.
  • 2-3 классы — не более 1,5 часов.
  • 4-5 классы — 2 часа.
  • 6-8 классы — 2,5 часа.
  • 9-11 — не более 3,5 часов.

Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Фактически предписанные нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без заданий на дом.

Основные причины перегрузок.

  • На дом задают всё, что не успели пройти на уроке. Часто это большой объём заданий, особенно если часть занятия ушла на дисциплинарные разбирательства или организационные вопросы.
  • Школьная программа требует от ребёнка слишком много. Чтобы уложиться в предписанные сроки и нормативы, учителя вынуждены задавать огромные домашние задания.
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.

Нужны ли домашние задания

Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся.

Консервативная позиция: без домашних заданий образование невозможно

Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашку рассматривают как обязательную тренировку, которая гарантирует успешное освоение темы, а отмену домашнего задания — как послабление, которое может быть чревато плохими знаниями.

В пример приводят ситуацию во Франции, где три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты.

Либеральная позиция: без заданий на дом только лучше

Большинство школьников домашку воспринимают как «никому не нужную обязаловку» и предмет бесконечной ругани с родителями.

Дома дети не должны опять перемещаться в школу — утверждают другие эксперты в сфере образования. Считается, что без домашних заданий у ребёнка возрастёт интерес к учёбе, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и утомляемости.

По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.

Компромиссная позиция

Компромиссом в споре консерваторов и либералов может стать индивидуализация образования в целом и домашних заданий в частности. Необходимо, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребёнком, определяли, нужна домашка или нет, в каком объёме и форме в каждом конкретном случае. Одни дети способны учиться без заданий на дом, другим обязательно нужна дополнительная самостоятельная работа.

Как снизить нагрузку уже сейчас

Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Закон разрешает получать среднее образование без регулярного посещения школы — в форме семейного или заочного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.

Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»

Организовать учебный процесс на семейном и домашнем обучении помогают онлайн-школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, обучаются дети с 5 по 11 класс из разных уголков планеты. В программу входят курсы по всем базовым предметам школьной программы, но нагрузка на учеников при этом гораздо меньше.

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков.

Логика типичного школьника проста: если за задание нет оценки, то тратить время бессмысленно. В «Фоксфорде» практикуется иной подход. Наши домашние задания строятся на игровых принципах.

Как правило, домашки состоят из 5–10 тестовых заданий или одного творческого. Ученики за их выполнение получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Благодаря системе ХР, делать домашку становится быстрее и веселее — материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. Дети охотнее берутся за задачки повышенной сложности, когда не боятся ошибиться и потерять заветные баллы.

Если ребёнок был внимателен на уроке, он легко и довольно быстро справляется с домашним заданием. А если попалась сложная задачка, которую никак не удаётся решить, можно попросить помощи у куратора. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Домашнее задание в вопросах и ответах

Домашнее задание в вопросах и ответах

Домашнее задание – обязательный атрибут традиционной и инновационной систем образования. Вместе с тем, необходимость его выполнения вызывает много вопросов как у учеников, которые искренне мечтают, чтобы их поощрили, так и у родителей. Последних интересуют следующие моменты: надо ли помогать ребенку делать домашние задания, как развить самостоятельность, насколько сильно контролировать ребенка, заставлять ли переписывать сделанное по десять раз, как усадить ребенка за уроки, как бороться с ленью?

Часто родители совершают ошибки в поисках ответа на вопрос: помогать детям в приготовлении домашней работы или нет? Кто-то не считает нужным помогать ребенку, кто-то излишне контролирует весь процесс или пускает все «на самотек», кто-то применяет грубость и силу во время выполнения домашних заданий.

Тематика «домашняя работа» доминирует в обращении родителей за советом к психологу, являясь одной из «вечных» тем. В этой статье собраны самые распространенные вопросы родителей по поводу выполнения детьми домашних заданий и даны на них возможные ответы.

Материал ориентирован, в первую очередь, на родителей учащихся начальной школы, где они впервые сталкиваются с необходимостью выполнения детьми домашней работы. Подборка вопросов и ответов может быть интересна педагогам начальной школы и психологам, так как содержит описание общих подходов к обучению ребенка, технологии выполнения домашней работы, а также разбор типовых запросов, с которыми обращаются родители.

При подготовке ответов учитывались самые распространенные причины возникновения той или иной трудности. Однако, даже самый исчерпывающий ответ не может учесть специфику каждого конкретного случая и поэтому не может рассматриваться как универсальный рецепт на все случаи жизни.

1. Со мной никто не делал домашней работы, почему же мой ребенок нуждается в моей поддержке – почему он такой несамостоятельный и глупый?

Любой ребенок нуждается в поддержке родителей в выполнении домашних заданий, особенно на первых порах, а кто-то и до конца обучения в школе. И это нормально.

  • Современные программы усложнились, времени на их усвоение дается меньше, а особенности внимания, мышления, памяти остались такими же, какими были 50-60 лет назад. При этом ребенок не робот – он не всегда может с первого раза усвоить тему на уроке, а ведь именно на ее закрепление дается домашняя работа. Поэтому здесь без поддержки родных никак не обойтись.
  • Все ребятишки разные, так как различны их индивидуальные особенности развития – что один делает с легкостью, другой может делать с трудом. Поэтому важно никогда не сравнивать возможности ребенка с родительским потенциалом, потенциалом брата (сестры) – это может спровоцировать развитие школьной тревожности у ребенка, а также появление мысли о том, что такой, какой он есть, он не нужен маме с папой.
  • Самостоятельность не возникает сама по себе. Умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, которому необходимо целенаправленно учить ребенка. Приходя в школу, ребенок имеет только в зачаточном виде навыки учебной деятельности, так как опыта приготовления домашней работы не было в его жизни, поэтому ребенка надо этому учить. Ребенок не знает, где, как и зачем надо делать домашнюю работу, а учитель не может прийти домой к каждому малышу и организовать этот процесс.

Известно, что развитие любого умения и навыка проходит ряд стадий и важную роль в этом играют значимые взрослые.

Рассмотрим стадии формирования умения выполнять домашние задания.

1 этап. Создание мотивации и принятие правил.

Приходя в школу, ребенок изначально ничего не знает про домашние задания, поэтому очень важно с самого начала создать мотивацию их выполнения, а также научить тому, как выполнять домашнее задание, как организовать рабочее место, когда лучше заниматься. На этом этапе возможно совместное создание правил выполнения домашних заданий.

Однако введение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху – важно совместно с ним открывать, проигрывать эти правила, что бы у ребенка возникло осознание того, зачем все это необходимо. Важно отметить, чем подробнее мы с ребенком отработаем технологию на первом этапе, тем более эффективной будет деятельность по освоению навыка. Не менее важно поощрение ребенка за выполнение домашнего задания.

2 этап. «Мы вместе».

Старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения работы. Обычно поверхностное восприятие, невнимательность, неусидчивость обуславливают многие трудности. Часто из-за отсутствия элементарных понятий ребенок не может овладеть новым приемом. Помогите ему восполнить этот пробел.

3 этап. «Я сам + Мы вместе».

Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. Старайтесь оценивать ее вместе, объективно. Не придирайтесь к мелочам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Похвалите самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать его собственные возможности.

4 этап. «Сам + я рядом».

Постепенно доверьте малышу готовить домашние задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Вам нужно своим присутствием помочь ребенку сконцентрироваться, оказать ему моральную поддержку.

5 этап. «Я сам и немножко взрослый».

Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания.

Обобщая сказанное выше, стоит отметить, что в ситуации с домашними работами необходимо оказывать ребенку столько поддержки, сколько необходимо. Если не обращать внимания на ребенка в связи с домашними заданиями, это может привести к тому, что он отстанет по учебе, а также будет испытывать трудности в овладении навыком самостоятельной деятельности. Но, работая с ребенком, необходимо придерживаться позиции, что главное, – не сделать за ребенка домашнее задание, а помочь ему разобраться в непонятном материале, организовать его деятельность. После того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы ребенок мог сам сделать новое действие или отработать организационный навык.

Источник: Болсуновская Н.А. Домашнее задание в вопросах и ответах // Вестник практической психологии образования, 2008, №1

Домашние задания в психологическом консультировании: значение и типы заданий

Домашние задания имеют важное значение в психотерапии и отражаются на её результатах. Порой, имея отстроченный результат, они являются проводниками успешной интериоризации клиента (усвоение полученной информации и опыта, личное восприятие и развитие). Иными словами, человек в целом получает непосредственную помощь психолога всего лишь 1-2 часа в 1-2 недели, а в остальное, очень длительное время остаётся наедине с собой под властью эмоций, убеждений, установок, переживаний и многократного «прочувствования» проблемной ситуации. В то время как выполнение заданий помогают клиенту быть на данный период времени «домашним психологом для самого себя», закрепляя тем самым полученные на сессиях инсайты, усиливая и ускоряя процесс психотерапии, сокращая время на выход из сложившейся негативной ситуации и отрабатывая (в том числе и на будущее) техники самопомощи. При этом важно перед объяснением домашних заданий сделать правильную установку и разъяснить, что в этом деле главное процесс, а не результат, поскольку именно процесс должен увлекать, стимулировать на изменение жизни к лучшему, а также заполнять пространство действиями, а не пустотой, ведущей к депрессии.

Особенности подбора домашних заданий:
– домашние задания связаны с конкретной проблемой каждого клиента и подбираются индивидуально;
– в суть заданий должна быть заложена проверка гипотезы клиента либо закрепление полученных выводов по результатам сессии;
– в связи с периодическими сопротивлениями клиентов (например, явными протестами типа «У меня ничего не получится!», «Я уже всё итак поняла, приду в следующий раз и мне этого хватит!», «Я плачу деньги, Вы и работайте!» или завуалированными отговорками: «У меня столько дел, столько дел – боюсь – не успею», «Я дома не одна, не хочу, чтобы это кто-то заметил» и др.) необходимо своевременно проговорить значимость таких мероприятий, приведя пример из практики об эффективной работе некоторых людей, их достижениях с соблюдением профессиональной этики.

Типы домашних заданий с примерами
Домашние задания бывают разные, рассмотрим лишь некоторые из них:
1. Проведение поведенческих экспериментов. Во время консультации психолога вырабатывается совместная идея, которую необходимо проверить опытным путём или выявляются конкретные выводы, которые нужно закрепить в практике. К примеру: «Изменив тон, тембр речи, взгляд женщины и посыл во время формулирования просьбы к мужу следует ответная положительная реакция, возникает желание помочь супруге» Как это можно проверить? Провести конкретный эксперимент в домашних условиях, предварительно попробовав проиграть подобную ситуацию по ролям с психологом во время сессии.
2. Ведение дневника внутренних изменений, что позволяет зафиксировать эмоции и чувства в различных проблемных ситуациях, обратить внимание на скорость поведенческих и психоэмоциональных ответных реакций, их длительность, описывать изменение чувств и мыслей, применение тех или иных техник и упражнений, фиксирование результатов при построении графиков, по которым можно отследить динамику изменений. В дневниках можно отмечать своё настроение в течение дня, его перепады и факторы влияния. Подобный самоанализ положителен в части появления у клиента рефлексии и самоуправления, выявления истинных зависимостей человека от кого-либо или чего-либо.
3. Ведение дневника внешних действий в рамках коучинга. Здесь предполагается апробирование тех действий, которые наметил клиент совместно с психологом для своей отработки в повседневной жизни. Допустим, выполнил то, что ранее никогда не делал, но хотелось достичь. В дневнике фиксируются поведенческие реакции, чувства, мысли и самооценка результата, а также качественные и количественные достижения.
4. Чтение книг, рекомендованных психологом для изучения подобных ситуаций, происходящих в жизни героев произведений и закрепления полученных на сессии выводов. Например, клиентка полна обиды и ненависти на своего бывшего супруга и свекровь из-за измены, которая произошла 8 лет назад и их поведения по результатам случившегося. По итогу психотерапии одним из домашних заданий стала книга Ирины Сёминой «7 сказок о прощении». Женщине нужно было не только прочитать предложенное (кстати, «не залпом», а системно и последовательно каждый день по одной сказке), попытаться прожить описанные в сюжетах ситуации и выработать личные уроки жизни, сформулировав их в качестве афоризмов.
5. Для предотвращения новых психотравм и закрепления результатов рекомендуется приобрести себе в подарок приятную (на внешний вид, на ощупь и по размеру) мягкую игрушку в качестве внутреннего ребёнка (это «я маленький» или «это моя душа»). В стрессовых ситуациях, при перенесении боли или разочарований, «ухода земли из-под ног», а также чувства одиночества нужно прижать это маленькое существо к себе, погладить, рассказать о душевной боли, пожалеть и приласкать с многократным повторением: «Всё будет хорошо!»
6. Просмотр рекомендованных художественных фильмов индивидуально, всей семьёй, супружеской парой или детьми с последующим обсуждением, беседой об увиденном для изучения мнения друг друга о конкретной ситуации, поиска новых альтернативных решений, психологического просвещения и воспитания.
7. Проведение упражнений на релаксацию и медитацию для освобождения от негативных мыслей и установок.
8. Осуществление наблюдения за жизнью, общением или работой других людей в целях изучения социального опыта, выработки иных поведенческих реакций.

При следующей встрече с клиентом рекомендуется начать консультацию с проверки и разбора домашнего задания, обращая внимание на изменение позиции, поведения и отношения к разбираемой ситуации, проводя аналогии с тем, что было и, что стало; динамики продвижения в постановке и осознанности цели и достижения результата; эмоциональных, умственных и временных затрат.

Если вам понравилась статья, буду благодарна вашим откликам!

Желаю успехов в достижении баланса с самим собой и окружающим миром! Будьте по-своему счастливы!
Ваш психолог, Катерина Агафонова

Домашние задания в когнитивно-поведенческой психотерапии

Домашние задания имеют очень важное значение: клиент получает непосредственную помощь психотерапевта всего лишь 1-2 часа в неделю, а остальные 166-167 часов в неделю остаётся сам с собой. И в это время его убеждения и его проблемы по-прежнему оказывают на него влияние. Залог успеха КПТ — это выполнение домашних заданий.

Домашние задания помогают клиенту быть «психотерапевтом самому себе». Если клиент добросовестно подходит к выполнению домашних заданий — он ускоряет процесс психотерапии, быстрее добивается желаемых изменений, а также экономит свои деньги и время :).

В этом деле главное — процесс, а не результат. Результата может и не быть (то есть упражнение может не получиться) — и это всё равно замечательно! Потому что, ещё раз, главное — это стараться делать хоть что-то.

Для чего вообще этот пост? Да потому что не у всех есть возможность попасть на приём к психотерапевту, но все могут при желании дома делать некоторые реальные психотерапевтические упражнения. Вы наверняка найдёте что-нибудь интересное для себя.

Особенности подбора домашних заданий

Домашние задания подбираются индивидуально для каждого клиента. Конечно, существуют типы домашних заданий, например, поведенческие эксперименты или сбор мнений, о них подробно чуть ниже. Каким образом нужно подбирать домашние задания?

❗️ Задания должны быть связаны с проблемой клиента. Если он работает над социофобией, например, или пытается избавиться от депрессии, то давать задания на тему об отношениях — бессмысленная трата времени.

❗️В задании должна быть заложена проверка одной или двух гипотез.

Например, был такой случай. Клиентка была убеждена, что все женщины, которые хорошо готовят (а также шьют-вяжут-вышивают, словом, хорошие домохозяйки) — счастливы в браке. Она сама никак не могла найти себе вторую половинку, разумеется, искала тому объяснения, и одно из них было таково: «Я не способна строить длительные отношения, потому что в том числе плохо готовлю и не люблю это делать.» Это гипотеза номер один, которую стоит проверить. И гипотеза номер два — это связь между хорошими кулинарными навыками и счастьем в браке. Проверяли мы их двумя разными домашними заданиями. Итог: ни одна не подтвердилась.

❗️Для случаев расстройств пищевого поведения домашние задания — это просто-напросто столпы, на которых всё держится. Если клиент не делает ДЗ один раз — разумеется, мы обговариваем и сопротивление, и мотивацию. Однако, если ДЗ не делается систематически, это является знаком и основанием для прекращения психотерапии. Потому что в этих случаях психотерапевтический эффект будет равен скорее нулю.

Типы и примеры домашних заданий

Домашние задания бывают разные, но как правило, большую долю среди них занимают так называемые «поведенческие эксперименты«. Что это такое? Во время консультации психолога, клиент и психотерапевт определяют вместе некую идею или несколько идей, которые сильно влияют на клиента, но установить истинность этих идей однозначно невозможно. Например: «Фигура женщины имеет единственное и решающее значение для мужчин.» Как это можно проверить? Только узнав мнение мужчин на эту тему. Достаточно собрать 10 мнений, чтобы уже получить некую картину, как же всё-таки мужчины оценивает женщин. Бывают и другие эксперименты, которые нацелены на проверку идей клиента.

Попробуйте самостоятельно: вспомните какой-нибудь последний случай, когда вас что-то разозлило, расстроило или встревожило. Желательно, из свеженького, не позже недели назад. Постарайтесь вспомнить, о чём вы в тот момент подумали, что у вас крутилось в голове. Наверняка, там было несколько мыслей, но одна или две были особенно дискомфортные. Запишите эту мысль. Теперь отнеситесь к ней как к некоей абстрактной идее, которая не имеет отношения к вам. Допустим, вы её где-то прочитали или услышали. Соберите 10 мнений разных людей на эту тему, как если бы вы были учёным-исследователем. Изменится ли в результате ваше отношение к этой мысли?

Также, помимо сбора мнений, клиенты могут выполнять и другие домашние задания: вести дневники — это позволяет выявить тенденции и важные обстоятельства, а также обратить внимание на поведение или эмоции; анализировать свои чувства и мысли о волнующих ситуациях; строить графики.

Кстати о графиках. Однажды был такой случай: одна клиентка была убеждена, что вес и занимаемая должность связаны. То есть, чем ниже вес, тем выше шанс получить высокую должность. Поэтому, рассуждала она, пока она не похудеет, она не получит карьерного роста. Мы построили график такой зависимости, и оказалось, что… никакой зависимости нет.

Попробуйте самостоятельно: выберите какую-нибудь подобную идею, которую вы разделяете, о том что существует зависимость между чем-либо и чем-либо, и которую вы хотите проверить. Напишите список из 20 знакомых вам людей, без какого-либо принципа, просто записывайте подряд все имена, которые придут вам в голову. Это могут быть как ваши реальные знакомые, близкие или друзья, так и известные люди, актеры, политики.

Далее нарисуйте вертикальную и горизонтальную оси для вашего будущего графика, подпишите оси, например, вертикальная может быть «Вес», а горизонтальная — «Должность». Если ваша идея верна, и действительно такая зависимость существует, то тогда должен получиться график в виде прямой линии 45 градусов или около того.

Теперь берите по очереди каждого упомянутого вами человека из списка и отмечайте на пересечении осей, где он находится по весу и должности (например, вес низкий, а должность высокая). Сделайте так с каждым из 20-ти из вашего списка. В итоге, скорее всего, вы получите полный и хаотичный разброс точек по графику. Ни о какой прямой линии (и прямой зависимости) речь идти не может.

👉 Ещё один тип домашних заданий — это опросы.

Чем ещё можно занять клиента дома, после психотерапевтической сессии:

  • самостоятельно проверять на практике новые идеи, возникшие во время сессии;
  • читать разные книги, например, что нибудь из моих списков или другие;
  • смотреть фильмы;
  • упражняться в релаксации;
  • составлять списки своих страхов, опасений, переживаний, наград, поощрений;
  • строить планы и ставить цели;
  • фиксировать своё настроение в течение дня;
  • изменять своё поведение и проверять, что из этого получается;
  • наблюдать за другими людьми и др.

И на десерт: одно из самых вдохновляющих, на мой взгляд, видео: лекция основателя компаний Apple и Pixar Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году (часть первая и вторая).

3 причины, по которым родители не должны делать уроки вместе с ребенком

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие родители считают, что, если не контролировать выполнение «домашки», ребенок будет учиться хуже. Но исследователи из университетов Остина и Дьюка (США) доказали, что это не так. Они 30 лет собирали данные о том, как вовлеченность мам и пап в процесс обучения влияет на оценки. Оказалось, что родительская помощь в младших классах бесполезна, а в средней школе и вовсе негативно влияет на результаты экзаменационных тестов.

AdMe.ru рассказывает о том, почему за уроки должен отвечать сам ребенок, а не его родители.

1. Ребенок теряет мотивацию к учебе

По результатам исследования, чем больше родители вовлечены в выполнение домашних заданий, тем меньше ребенку хочется учиться. Самая низкая мотивация у тех детей, родители которых сидят рядом с ними, подсказывают, контролируют или даже сами делают за них уроки. А вот школьники, на которых не «давят» родители, учатся охотнее.

Попытайтесь ослабить контроль и помогайте, только если ребенок сам попросит вас об этом. В таком случае объясните ему то, что непонятно, но не делайте задание вместо него. Если ребенок терпеть не может домашние задания, психолог Людмила Петрановская советует не заставлять, а «присоединиться» к нему в его эмоциях: признать его право не хотеть пересказывать параграф из скучного учебника или писать одну и ту же букву 10 строк подряд. А потом научить «глотать лягушку» (справляться с трудными и неприятными делами) — например, рассказать, как делаете это вы сами.

2. Ребенок не учится ответственности

Заставляя ребенка садиться за уроки, контролируя их выполнение и наказывая за плохие оценки, вы берете ответственность за учебу на себя, а значит, снимаете ее с ребенка. И пока вы стоите у него над душой, он не захочет взять эту ответственность сам.

По мнению Людмилы Петрановской, воспитывая ребенка методом кнута и пряника, мы оказываем ему медвежью услугу, ведь во взрослой жизни вместо наград и наказаний — естественные последствия наших действий. Если мы будем плохо работать, нас уволят, а если будем есть одни чипсы, наше здоровье испортится. Позвольте последствиям наступить. Забыл, что задали нарисовать рисунок? Значит, придется сделать это вместо игр на компьютере. Не выучил уроки? Разбирайся с учителем сам. Умение отвечать за свои поступки и распределять свои силы и время для будущего точно важнее, чем умение четко выполнять чужие команды.

3. Ухудшаются отношения между родителями и детьми

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», — все помнят эту шутку, но, когда дело доходит до домашних заданий, становится не до смеха. Вместо того чтобы контролировать решение каждой задачки, психологи советуют выстраивать доверительные отношения со своим школьником и проводить больше качественного времени вместе: читать вслух, обсуждать то, что происходит в науке и в мире, находить новые интересные занятия.

Если для вас неприемлемы никакие другие оценки, кроме пятерок, спросите себя, в чем причина такого категоричного отношения. В семье, где двойка может стать причиной скандала, дети не чувствуют, что любимы независимо от их успехов и провалов. Психолог Михаил Лабковский утверждает, что учеба — личное дело ребенка, а дело родителей — безусловная любовь. А любовь важнее, чем оценки, правда?

А как поступаете вы, если ваш ребенок не хочет делать уроки?

Домашнее задание по психологии

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ № 1

1.Проведите наблюдениеза внешностью людей и классифицируйте найденные вами формы головы, глаз, лица, носа, варианты расположения бровей, ушей, усов, длина и цвет волос Сделайте подсчет представленности того или иного варианта. Согласуются ли с этими вариантами определенные психологические особенности свойственные этим группам людей? Если да, то какие — приведите примеры?

2.Проведите опросо том, что такое психика?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2

Согласитесь или опровергните следующие суждения. Свой ответ обоснуйте!

  1. Белковоеобразование, способно к обмену веществ, но ему нет необходимости что — то различать, запоминать, ориентироваться в среде в отличие от почвенного червя которому уже приходиться своевременно распознавать, признаки засухи, холода и реагировать на это. На чем основаны эти различия?
  2. Роза пахнет, когда ее никто не нюхает
  3. Полезноразличать произвольную и непроизвольную активность человека.
  4. Проявления страхаочень похожи на проявления влюбленности: сердцебиение, дыхание, бессонница.
  5. Способности это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, данные каждому от рождения.
  6. Есть свойства человека, а есть свойства личности. Первые не подлежат моральной оценка, а вторые- подлежат.
  7. Объясните выражение”В моем шкафу много книг, однако не он физик, а Я.
  8. Задаткиэто внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
  9. Сильные люди — хорошо, а слабые — плохо.
  10. Оскорбление человекане есть преступление это всего лишь сотрясение воздуха голосовыми связками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3

1.Выработка условного двигательного рефлекса на ориентировочном подкреплении

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

. . Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения Неуверенность, нервозность, раздражительность. . – дым направлен вверх – это свидетельствует о положительном настрое человека; – дым направлен вниз – это говорит об отрицательном . деловом общении. 2. Как связаны характер человека и его внешность? 3. Какие этнокультурные .

Оснашение: 20 карточек с различными привлекающим!” внимание изображениями (например художественные открытки).

Инструкция испытуемому: в течение короткого периода (2 с) рассмотреть показываемую карточку и затем сказать, что на ней изображено.

Инструкция экспериментатору. Испытуемой не должен видеть карточки до опыта. Экспериментатор, сидя за-столом перед испытуемым, показывает карточки из-за края стола ритмично и попеременно то справа, то слева от испытуемого так, что он должен невольно переводить взгляд, поворачивать голову то вправо- то влево. Каждая карточка показывается на 2 с и убирается. Промежуток между показом карточек должен быть около 5 с. Не говорить испытуемому, чтобы он перемещал взгляд.

Фиксировать движения глаз, головы и времени их появления после проведения опыта за испытуемым

Описать поведение испытуемого после первого показа и после повторений: как изменился его взгляд, повороты головы, когда он поворачивает Глову Хорошо, если в опыте участвует помощник экспериментатора — гпротоколист, фиксирующий результаты?

Что такое ориентировочное поведение?

Есть ли в опыте проявление условного рефлекса или врожденного рефлекса?

Есть ли подкрепление?

2. Устойчивость внимания

Оснащение:Нарисовать таблицу из набора букв

Внимательно просматривая таблицу, необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М.

Опыт длится 4 минуты. Кроме того, по прошествии каждой минуты просмотренный материал следует отмечать точкой. Точку надлежит ставить над той буквой, которая была последней в течение этого времени. На 2-й и 4-й минутах можно ввести побочный раздражитель, например, включить музыку или вслух говорить, что-нибудь.

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

. Самостоятельно умывается и вытирается Таблица 5 Показатели нервно-психического развития детей 5-го года . Нет Нет Нет 1 месяц 1. Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. 2. Появляется плавное . короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях При общении со взрослыми пользуется . большим запасом слов, речь грамматически оформленная, знает буквы, читает слоги. Создает план игры, совершенствует .

По каждой минуте опыта подсчитывается общее количество букв, подлежащих вычеркиванию, и количество других, ошибочно вычеркнутых знаков.

Данные суммируются по 1-й и 3-й минутам, а затем — по 2-й и 4-й

минутам. Вычисляются показатели устойчивости внимания для 1-й, 2-й, 3-й,

4-й минут. Для этого определяется процент правильно зачеркнутых знаков по всему количеству букв, которые содержатся в просмотрен­ной за данные минуты таблице, предварительно вычтя из общего коли­чества правильно зачеркнутых знаков число допущенных пропусков и неверно зачеркнутых букв.

Нормы устойчивости внимания в процентах:

очень хороший результат-показатель — 100−81%,

хороший показатель — 80—61%,

средний показатель — 60—41%,

плохой показатель — 40—21%.

Для устойчивости внимания особенно симптоматичен показатель 2-й и 4-й минут, в течение которых воздействует побочный раздражи­тель. В качестве его можно использовать не только метроном, но и маг­нитофонные записи, свисток, различные звуки. При отсутствии таблиц Бурдона можно воспользоваться газетными текстами, предварительно просмотрев, какие буквы лучше вычеркнуть.

Особенности концентрации и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

. строчке зачеркни букву «а», а букву «пэ» – подчеркни”. Или так: “Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «эр», и подчеркни букву « . развития концентрации и устойчивости внимания (по данным протоколов обследования). На такой разброс показателей влияет в основном . Таблица №2 Индивидуальные показатели по методике «Корректурная проба» № п/п Число просмотренных знаков % внимания Уровень внимания .

Домашнее задание № 4

Приведите примеры внутригрупповых процессов, подобных тем, которые вы сможете выделить в приводимом описании:

«…в купе поезда. Ушли провожающие… и начинается дорожная жизнь. Начинается она с установления отношений меж­ду пассажирами. Почти всегда найдется человек, который возь­мет на себя функцию лидера. Он станет инициатором какого-либо развлечения (…от партии в шахматы до предсказания ис­ходов спортивных состязаний).

Другой выступит в роли рассказ­чика забавных историй. Третий окажется объектом насмешки со стороны четвертого за явно выраженную грусть от разлуки, а этот четвертый молчаливо (или не молчаливо) порицается кем-либо за шумливость… словом, роли распределились, линии от­ношений наметились — группа возникла. И как ни кратковре­менно ее существование, на этот период именно она во многом определит настроение людей, эмоциональную атмосферу, в ко­торой они будут жить. Для одних поездка окажется легкой и приятной, для других утомительной… невыносимой…» 1 .

Советы учащимся. Как готовить домашнее задание.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Памятка для учащихся

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ?

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Научись с помощью компьютера находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее – то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между выполнением домашних заданий по разным предметам делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод “5 П”, разработанный американскими психологами.1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

1 П – Просмотри текст (бегло).

2 П – Придумай к нему вопросы.

3 П – Пометь карандашом самые важные места.

Рекомендации психолога по выполнению домашнего задания с ребенком ОВЗ

Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих семей. Часто дети с особыми потребностями в обучении не справляются с подготовкой уроков самостоятельно (отвлекаются, делают уроки не на должном уровне или тем или иным способом избегают этого), нуждаются в помощи и контроле со стороны родителей.

Типичные ошибки родителей. Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чем-то или контролируя его действия. Первая: стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Руководствуются при этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата, быстр получается!» и проч.) либо из-за чрезмерного стремления родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым качествам. Основные правила оказания помощи и контроля Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребенок может справиться сам, пусть он справляется сам.

Помогать и контролировать можно по-разному. Иногда достаточно просто обратить внимание ребенка на что-то («Посмотри, вс? ли у тебя правильно», «Что тебе еще нужно сделать?», «Напоминаю, что после обеда нужно садиться за уроки»), но бывают и ситуации, когда взрослому приходится фактически делать уроки вместе с ребенком. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и оказывались по минимуму. К более «массированной» помощи следует прибегать только после того, как не помогла помощь в меньшем объеме. Важно, от кого исходит инициатива. Лучше принимается та помощь, о которой человек (любого возраста, не только ребенок) попросил сам. Помощь, которую нам оказывают без нашей просьбы, воспринимается как давление.

Аналогичная ситуация и с контролем: он приносит пользу в том случае, если ребенок столкнулся с тем, что ему самому сложно проконтролировать себя, что он не справляется с этой задачей самостоятельно и просит помочь (например, «Мама, проверь этот пример!»). В этом случае внешний контроль будет восприниматься как помощь, а не как вторжение и давление. Следовательно, нужно создавать такую ситуацию, чтобы ребенок сам попросил помочь ему в чем-то и проверить, напомнить и т.д. Если ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет какое-то задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и быстро получается, «почерк корявый», «очевидная глупая ошибка» и т.п.

Вспомните себя: Вы ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали без ошибок. Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь (руководствуясь правилами, описанными выше). Есть такой психологический термин «зона ближайшего развития» – это действия, которые на сегодняшний день ребенок не способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. То, что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет областью самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и своевременно ослабить и свести к нулю свой контроль). А в «зону ближайшего развития» войдут другие действия, задачи, навыки. Фактически именно таким образом происходит расширение сферы самостоятельности и компетентности ребенка.

Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным. Если просьба ребенка о помощи оборачивается нервотрепкой, скандалом, то в следующий раз он приложит максимум усилий, чтобы обойтись без Вас, даже если понимает, что сам не справляется. Лучше избегать также иронии, которую многие дети воспринимают как издевку или высмеивание, а также не допускать того, чтобы совместные занятия излишне затягивались.

Если ребенка заставлять «доделать, что надо», когда он очевидно устал, то такое выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным дискомфортом, вырабатывается своего рода «рефлекс избегания». Существенным является отношение к ошибкам. Часто ошибки ребенка вызывают раздражение у родителя и ссоры. У ребенка в таком случае формируется страх ошибок, который не помогает, а напротив, мешает их исправлять или не допускать. Ошибку лучше воспринимать как своего помощника, сигнализирующего о том, что вот над этим и этим еще нужно поработать.

Если ребенок раз за разом совершает похожие ошибки, и объяснения ему не помогают, рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

  1. Задать вопрос «Как ты это делаешь? Что ты делаешь, чтобы…?».
  2. Записать дословно, что отвечает ребенок. Не перебивать, не корректировать раньше времени.
  3. Найти ошибку (вместе с ребенком, насколько позволяют возможности).
  4. Исправить ошибку вместе с ребенком.
  5. Новый правильный способ оформить в виде наглядного материала (лучше, чтобы ребенок это сделал по максимуму сам; если не получается, то нужно, чтобы он хотя бы участвовал) и разместить на рабочем месте (чтобы можно было смотреть).
  6. Включить первым или последним пунктом в новый способ обращение к этому наглядному материалу.

  • Не сравнивать его умения с умениями других детей.
  • Не кричать, лучше определить причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
  • Создать условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  • Не пытаться выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  • Поощрять упорство и проявление характера достижении цели.
  • Требовать от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  • Учить его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
  • Развивать его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  • Хвалить ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  • Демонстрировать его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  • Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  • Формировать привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому- либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к педагогу.
  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Психологи о домашних заданиях

Некоторые родители, когда их ребенок начинает посещать детский сад, не обращают внимания на замечания воспитателей, которые советуют им не опекать слишком малыша, а учить его самостоятельности. Но вот ему исполняется 7 лет и надо идти в школу, получать знания по мере своих способностей, общаться со сверстниками и взрослеть…

Если до этого возраста родители успели научить ребенка самостоятельности и усердности, то никаких проблем с выполнением домашних заданий, которые задают в школе, у них не возникает. Им нужно просто объяснить школьнику, что ему надо до их прихода с работы сделать уроки, навести порядок в своей комнате и поесть.

В этом случае ребенок знает, что приготовление уроков является важным пунктом в режиме его дня и для него недопустимо прийти в школу, не выполнив домашние задания. Его родителям остается только спросить его вечером, что ему задали, и успел ли он приготовить уроки. Оптимально, если они в начальной школе будут проверять уроки и помогать ему решать задачи, которые он не смог осилить самостоятельно.

Если же до 7 лет все за ребенка делали родители, не позволяя ему утруждать себя, то он не знает, что значит нести ответственность за свои поступки и идет в школу инфантильным, не способным к самоорганизации и падким на любую возможность нарушить запрет учеником. До прихода родителей с работы, он будет сидеть за компьютером или планшетом, играя в различные игры, в его комнате будет постоянный беспорядок, а готовить уроки самостоятельно, без участия родителей его не заставишь.

Хорошо, если родители спокойные и нераздражительные люди, но нередко случается так, что во время приготовления уроков с ребенком мама или папа превращается в “фурию”, начинает орать на ребенка, обзывать его и даже наказывать. У таких родителей дети быстро теряют интерес к учебе, чтобы не допустить этого школьный психолог Наталья Евсикова рекомендует родителям придерживаться 7 советов, которые помогут им заниматься уроками без стресса:

1. Превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал. Приучите ребенка каждый день выполнять уроки в одно и то же время, в одном и том же месте. Такие рамки помогают приучить к дисциплине. Например, с 18 до 19 часов. Если же по каким-то причинам вы не успели приготовить уроки с вечера, разбудите ребенка с утра пораньше и попросите его доделать то, что он не успел вечером.

2. Заранее договоритесь с ребенком о правилах выполнения уроков. Конечно, родители не могут каждый день сидеть рядом с ребенком, когда он готовит уроки. Постоянное присутствие родителей совсем не обязательно, гораздо важнее их одобрение сделанного и поддержка. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы самостоятельно делает рисование, чтение, музыку и другие простые упражнения, а вы, вернувшись домой, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Многим детям очень трудно без присутствия родителей организовывать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать свое расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.

3. Не делайте уроки за ребенка. Когда родители сидят рядом, ребенку может показаться, что они сами сделают за него уроки, а ему совсем не обязательно вникать в суть задачи. Поэтому при приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать и найти решение задачи самостоятельно. Не забывайте народную мудрость: “Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить”. Ежедневно ребенок должен чувствовать радость от того, что ему удалось что-то сделать самостоятельно. Вместо того чтобы подсказать, больше задавайте вопросы, заставляющие его думать. Например, ” Ты знаешь, к какому спряжению этот глагол относится?”.

4. Сотрудничайте с учителями. Некоторые родители в том, что их ребенок плохо учится и не желает делать уроки, обвиняют учителей. Мол, они задают слишком много заданий на дом, не умеют хорошо объяснять и не проводят дополнительных занятий. Не нужно плохо отзываться об учителях в присутствии ребенка. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы, обсуждайте их непосредственно с учителем. Только он может дать точный совет, как продуктивнее и комфортнее заниматься дома с вашим ребенком.

5. Перепоручите выполнение уроков другому взрослому. Если вы вдвоем с ребенком часами сидите за уроками, а ему никак не удается понять и решить даже простейшие упражнения, попробуйте перепоручить ежедневную обязанность делать домашние задания другому взрослому. Возможно, вы не обладаете педагогическими способностями и плохо объясняете ребенку, а другому это удастся лучше. Не кричите и не настаивайте на своем во время выполнения уроков с ребенком, иначе ребенок будет испытывать чувство вины и вообще потеряет желание учиться.

6. Наймите репетитора. Если с освоением школьной программы у ребенка есть серьезные проблемы, поговорите с учителем, возможно, он посоветует вам нанять репетитора, чтобы ему было легче на уроках. При этом важно объяснить ребенку, что вы не сомневаетесь в его способностях, и как только он научится делать уроки самостоятельно, вы сразу откажитесь от посторонней помощи.

7. Постепенно приучайте к самостоятельности. Каждый ребенок индивидуальный, не нужно своего сравнивать с другими детьми, которые уже давно делают уроки без помощи родителей. Приучать к самостоятельности надо постепенно. Сначала во время выполнения уроков сидите рядом с ребенком постоянно, затем только если у него возникают трудности с решением задач и уже через несколько месяцев вам будет нужно только проверять его уроки. Обычно через 5-6 лет с начала посещения школы многие родители с радостью замечают, что их ребенок научился сам планировать работу и свое время, и им больше не нужно готовить уроки вместе с ним.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Воспитание детей – детская психология”

Полезность домашних заданий для школьника

Домашние задания воспринимаются как данность. Но вопрос об их необходимости не так однозначен, как кажется. Марина Сантюрова, работающая над диссертацией в области образовательных технологий, предлагает свой взгляд на эту проблему.

Споры о домашних заданиях давно стали обычным делом в российских семьях. Ученики продолжают заявлять о том, что не хотят делать «домашку», называя этому ряд причин: усталость, непонимание задания, отсутствие от его выполнения пользы, нехватку времени на другие занятия, или даже на сон. Однако, правы ли они? Конечно, приверженцы реформ в образовании нередко выказывают сомнения в преимуществах домашних заданий, а учителя по-прежнему настаивают на том, что выполняя уроки дома, ученик приобретает и закрепляет необходимые навыки. Сегодня школьное образование приспосабливается к новым мировым тенденциям, а ученые и преподаватели стараются свежим взглядом взглянуть на ценность домашних заданий в процессе обучения.

Домашн�е задания – привычное дело для школьника. Проводишь больше времени решая задачи – достигаешь больших результатов в математике, физике, русском языке. Однако, насколько от этого зависит успех школьника? Этим вопросом задался профессор психологии Университета Дьюка (Дарем, США) Харрис Купер. Он провел исследование того, как количество выполненного домашнего задания коррелирует с достижениями ученика. Проводя исследования с 1998 по 2003 год, Купер и его команда выяснили, что домашние задания связаны с лучшими результатами контрольных работ в старшей школе, и лучшей успеваемостью в средней. В то время как в младшей школе количество выполненной домашней работы соотносится с достижениями ученика слабо. Получается, что домашние задания действительно положительно влияют на успеваемость, к примеру, улучшают понимание предмета и запоминание преподаваемого материала. Но тут есть свои особенности.

Анализ Купера основан на том, как количество домашнего задания влияет на академическую успеваемость, например, на результаты тестов. Купер заметил, что домашняя работа должна развивать в учениках привычку к обучению, уважение к школе, самодисциплину, а также умение решать проблемы самостоятельно. С другой стороны, домашние задания могут вызывать физическую и эмоциональную усталость, увеличивать негативное отношение учеников к учебе и ограничивать свободное время детей. «Существует лимит пользы, которую дети могут получить выполняя домашние задания», – говорит Купер. При расчете количества домашнего задания он предлагает руководствоваться «правилом 10 минут». Суть этого правила состоит в том, что ученики не должны тратить на домашние задания больше чем 10 минут за вечер на каждый класс, то есть ученик первого класса тратит на домашнее задание 10 минут, второго – 20 минут, а старшеклассник – около двух часов.

Некоторые школы прибегают к экспериментальным методам обучения. К примеру, в Массачусетской младшей школе совсем отменили домашние задания. Школьный день учеников увеличился на два часа, чтобы учителя могли дать больше материала в классе. «Мы хотим, чтобы дети уставали в школе, – говорит директор школы Джеки Глашин, – так они смогут насладиться временем, проведенным с семьей, заняться спортом и выспаться». Эту инициативу поддержали и несколько других школ. Однако, результаты такой практики показывают, что если знания, полученные на уроке, не повторяются дома – они забываются. От этого снижается качество обучения, и падает уровень учебной мотивации. Таким образом, несмотря на низкую зависимость количества выполненных домашних заданий и успеваемости в младших классах, ученикам все же полезно учить уроки дома.

Тем не менее качество выполненного домашнего задания не всегда зависит от времени, которое ребенок тратит на его выполнение. Исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) утверждает: российские школьники тратят на домашние задания почти 10 часов в неделю. Это же исследование показывает, что количество времени, проведенное школьником за уроками, слабо соотносится с результатами ученика. Например, в Китае дети, которые много времени проводят, делая домашние задания, показывают очень высокие результаты. В России этот показатель втрое ниже среднего. Это говорит о том, что система образования не направлена на рациональное использование времени учащихся. Опросы на нашем сайте подтверждают данную статистику. Около 20% учеников старшей школы тратит на домашние задания более 4 часов. Такое количество времени, проведенное за уроками, негативно влияет на детей, особенно, на их внешкольную деятельность, общение с семьей и друзьями.

Исследовательница Дениз Поуп, старший преподаватель Стэнфордской высшей школы, пишет, что слишком большое количество домашних заданий уменьшает их эффективность и даже может быть контрпродуктивным. Ученые выяснили, что чрезмерное количество домашних заданий обычно является причиной следующих негативных факторов:

  • Повышенной утомляемости. Согласно данным исследования, 56% школьников назвали домашние задания главным источником стресса.
  • Ухудшением здоровья. Многие опрошенные признаются, что перегруженность домашними заданиями влияет на самочувствие. Ученики жалуются на головные боли, недостаток сна, истощение, потерю веса.
  • Уменьшением времени на внешкольные занятия и общение с семьей. Исследования показывают, что, проводя слишком много времени за уроками, школьники не имеют возможности приобрести необходимые жизненные навыки. Они испытывают недостаток общения и не могут уделить достаточно времени занятиям, которые им нравятся.

Результаты исследований дают научное подтверждение того, что ученикам необходимо выбирать между домашней работой, внешкольными занятиями и временем на общение. Многие ученики жалуются, что вынуждены делать домашние задания вместо развития других талантов и навыков. Они часто называют это занятие «бессмысленным» и «бесполезным». Эффективность домашней работы снижается в зависимости от количества времени, проведенного за ее выполнением, а после 2-3 часов за вечер полезность ее стремится к нулю. Следовательно, необходимо найти баланс между временем, проводимым за уроками, и качеством их выполнения.

Домашние задания должны мотивировать учеников к поиску нестандартных решений, восприятию новой информации и к учебе в целом.

Существует ряд правил, следуя которым можно повысить продуктивность занятий. Во-первых, задания должны соответствовать теме, пройденной на уроке, или же давать возможность ученикам исследовать материал самостоятельно и так, как им удобно (например, дать свободу ученикам использовать доступные и понятные ресурсы: журналы, социальные сети, медиа-ресурсы). Во-вторых, убедиться в том, что дети действительно могут сделать домашнее задание самостоятельно, то есть оно соответствует их уровню знаний. В-третьих, очень важную роль играет вовлеченность родителей в процесс выполнения домашних заданий. Пусть «уроки» будут поводом для обмена информацией и общения в семье, а не источником конфликтов, а в случае, если общение на тему уроков складывается неконструктивно, рекомендуется прибегать к помощи специалистов. И конечно, необходимо проверять домашние задания и обсуждать ключевые моменты на уроке. Так информация переходит из кратковременной памяти в долговременную.

К сожалению, часто в школах эти правила не соблюдаются. Учителя, в погоне за высокими результатами, задают много домашней работы, не обращая внимания на ее эффективность. Это также обусловлено стандартами обучения, которые задаются школьной программой. Поэтому многие родители прибегают к различным видам помощи детям с домашними заданиями. Помимо личного участия, родители нанимают репетиторов, которые могут качественно объяснить задание и показать верное решение. Согласно опросам учеников на нашем сайте, около 40% ребят делают домашние задания с родителями, еще 25% разбирают задания с репетиторами.

Подведем итоги. Несмотря ни на что, домашние задания все же необходимы в школе, ведь они дают возможность ученикам самостоятельно обработать информацию, понять ее и уложить в голове. Однако, современный школьник зачастую перегружен домашними заданиями. К сожалению, от реалий никуда не деться – в школе будут задавать много домашних заданий. И тут важно научить ребенка правильно распределять свое время, расставлять приоритеты и ответственно относиться к выполнению домашних заданий. Также родителям следует помнить, что ребенку очень важна психологическая поддержка и доверие. Ученику необходимо дать свободу действий, ведь это развивает его творческие способности и нестандартное мышление. И в то же время ребенок должен знать, что он всегда получит помощь, если она будет ему нужна. Формы этой помощи могут быть самыми разными: от курсов по английскому, или занятий с репетитором по математике, до просмотра обучающих фильмов, походов в музеи и обсуждения пройденного с родителями. В следующих статьях мы более подробно расскажем о тайм-менеджменте, расстановке приоритетов в учебе и том, какие виды помощи с домашними заданиями являются предпочтительными для современного школьника.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: