Психологические детерминанты в развитии психики ребенка

Тема психического развития ребенка всегда была животрепещущей. Какие же факторы оказывают влияние на психическое созревание малыша? И возможно ли каким-то образом скорректировать степень их воздействия на свое чадо?

На самом деле, психическое развитие ребенка – очень важный и кропотливый процесс, который начинается с момента появления малыша на свет. Одна из первых попыток описать детское развитие принадлежит английскому философу Джону Локку. Он утверждал, что ребенок – словно чистая доска, соответственно, любая черта, которая проявляется в его характере, полностью зависит от воспитания.

Локк был убежден, что в первые годы своей жизни малыш как никогда восприимчив к воздействию окружающей среды, которая фактически формирует его личность.

Иные взгляды на этот счет имелись у французского философа Жан-Жака Руссо, который поддерживал природную теорию развития ребенка. Она заключалась в концепции, согласно которой все изменения в психике малыша происходят в соответствии с планом природы.

По мнению Руссо, природа и только она способна провоцировать развитие той или иной черты в характере малыша.

Столкновение противоположных по значению концепций Локка и Руссо стали основой для многочисленных споров на тему: «Что же все-таки является детерминантами развития психики ребенка – природные аспекты в виде наследственной предрасположенности или факторы воспитания?» Ответ на этот вопрос имеет первостепенное значение в выборе оптимального подхода к методам педагогического воспитания. Ведь педагог, который является приверженцем теории Руссо, будет трактовать, скажем, агрессивное поведение ребенка с точки зрения его наследственности. Педагог, который склоняется к концепции Локка, станет искать причину агрессии ребенка в факторах окружающей среды.

Чуть позже появилась еще одна, но на этот раз не такая категоричная, теория о развитии ребенка. Она заключалась в том, что ключевое значение в этом процессе играет сознательное мышление. Автор концепции Альберт Бандура утверждал, что наблюдение играет решающую роль в процессе обучения человека.

По словам автора теории, только наблюдая, ребенок приобретает важные поведенческие аспекты. Первостепенное значение в процессе наблюдения Бандура отдает подражанию.

Именно благодаря подражанию ребенок усваивает основные нормы поведения в конкретном социуме. Немаловажную роль, помимо подражания, в развитии ребенка играет система поощрения и наказания социумом той или иной модели поведения. В качестве яркого примера взаимосвязи двух факторов – подражания и системы поощрения-наказания стоит привести рекомендацию Бандуры запретить детям просмотр фильмов, где изображается агрессивное поведение, которое впоследствии не было там наказано.

В противовес вышеприведенной теории сознательного мышления, как главного фактора психического развития ребенка, выступил Арнольд Гезелл. Он считал, что раннее обучение детей, которое в значительной степени опережает физическое развитие и может не только не принести результатов, но и навредить.

Гезелл утверждал, что в процессе воспитания ребенка особое внимание нужно уделять не скорости его развития и степени соответствия общепринятым рамкам, а индивидуальным реакциям чада.

Так, если в четырехмесячном возрасте малыш еще не переворачивается на животик, что является нормой, прописанной в учебниках психологии, не стоит бить тревогу.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: