Разбираетесь ли вы в психологии подростков

Разбираетесь ли вы в психологии подростков

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Знаете ли вы своего подростка?

Знаем ли мы своих детей? А тем более подростков?

На первый обманчивый взгляд нам кажется, что уж СВОИХ-ТО детей мы знаем, как облупленных. Но мы часто забываем, что они растут, растут каждый день, на их понятия и поступки влияем не только мы, родители, но и масса других, иногда мало предсказуемых факторов. Да и не стоит сбрасывать со счетов особенности именно подростковой психологии.

И это мы ТАК знаем своих детей? Данный тест «Знаете ли вы своего подростка?» разработан специально для родителей, которым не все равно, как будет происходить дальнейшее развитие ребенка, и наше с ним родительское взаимодействие.

При ответах на тест, нужно просто ответить согласны вы или нет с данными высказываниями, если согласны, ставите в колонке «ответ» знак + , если же нет, то в колонке «ответ» появиться должен знак

Обработка результатов, полученных в тесте «Знаете ли вы своего подростка?»

1. До 9 баллов

Родители или воспитатели руководствуются типичными стереотипами и ложными представлениями о психологии подростка. Часто теоретизируют вместо активных действий. Склонны к авторитарным решениям, по принципу » мама знает лучше«, мало прислушиваются к мнению и настроениям подросшего ребенка, психологического и эмоционального контакта практически не наблюдается.

2. От 9-15 баллов

Средний уровень. Родители руководствуются здравым смыслом (обыкновенной логикой, житейскими представлениями) при общении с ребенком, но никаких специальных знаний о детской и подростковой психологии у них не имеется.

3. Свыше 15 баллов

Родители активно интересуются особенностями подростковой психологии, стараются прислушиваться к мнению подростка, не склонны к авторитарным решениям. Все это говорит о том, что данные взрослые имеют специальную подготовку и не понаслышке знают детскую и подростковую психологию. Хороший психологический и эмоциональный контакт с подростком. И даже , если возникают разногласия и проблемы, такие родители склонны к компромиссу, принятию личности ребенка и выработке совместных решений.

6 идей о “ Знаете ли вы своего подростка? ”

Подскажите, можно ли разместить на своем сайте данный пост о подростках?

Можете, но с активной ссылкой на мой блог!

Знать какого-то человека полностью невозможно, ты же ему в голову не залезешь…

До «знать полностью» нам далеко, как до Луны, нам бы хоть немножечко! 🙂

Естественно не знаю я своего подростка, иначе бы не искал в Интернете себе психологические пособия на эту тему!

Подросток — это настолько непредсказуемое существо, что мне кажется, что сам подросток себя не знает, куда уж его родителям.

Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог

Что такое подростковая психотерапия, зачем она нужна, с какими проблемами в нее чаще всего приходят — все, что важно знать любому подростку и его родителям.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.

Особенности подростковой психотерапии

Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:

  • Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
  • Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
  • Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
  • Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.

Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.

Кто формирует запрос?

Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.

Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.

Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.

Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.

Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью

Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.

Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.

Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.

Какое направление выбрать

Отдельной «подростковой психотерапии» не существует. С подростками работают в тех же направлениях, что и со взрослыми — просто с учетом особенностей возраста. Выбирайте терапевта, у которого есть позитивный опыт работы с подростками. Кстати, наличие детей у самого терапевта не обязательно — личный опыт не играет роли в психотерапии.

Мы рекомендуем искать в одном из этих направлений:

  • Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ)

КБТ — направление, нацеленное на решение конкретной проблемы здесь и сейчас. Основной метод КБТ — «когнитивная переоценка», иными словами, изменение привычных (негативных) реакций и моделей поведения на более эффективные и здоровые. В подростковом возрасте это очень полезно — так как привычное поведение закрепляется, и с годами становится все сложнее его изменить.

  • Психодинамическая терапия

Психодинамический подход фокусируется на глубинных переживаниях, чувствах и психологических защитах. Она помогает решить внутренние конфликты, «найти себя», лучше понимать собственные потребности и не закрываться от нового опыта.

  • Семейная психотерапия

Как мы уже писали, иногда психотерапевту необходимо работать с семьей и детско-родительскими отношениями. Если в системе меняется только один человек — возвращаясь в нее, он возвращается к прежним моделям поведения. Поэтому так важно изменить вектор семьи в целом.

Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. Представьте, как здорово проходить его не на ощупь, а заручившись поддержкой семьи и профессиональной помощью.

Приложение 3. Опросник «Знаете ли вы психологию подростка?»

Приложение 3. Опросник «Знаете ли вы психологию подростка?»

(см. Баркаева И. Л. «Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога-психолога к работе с девиантными подростками: Дис. канд. пед. наук, Калининград, 2009)

Похожие главы из других книг

Приложение 2 Опросник: какого пола ваш мозг

Приложение 2 Опросник: какого пола ваш мозг Вам будет легче понять свой собственный стиль мышления и обучения, если вы узнаете баланс организации вашего мозга. Какими бы простыми ни казались вопросы этого теста, они отражают большую разницу между женским и мужским мозгом,

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника ACT».Читайте по очереди утверждения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) Уважаемый товарищ! Предлагаемый опросник содержит утверждения о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего забот. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Опросник «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Опросник «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой Ф. И. О.____________________возраст____________________дата____________________Ответьте, пожалуйста, на вопросы, сравнивая попарно предлагаемые варианты ответов. Подчеркните выбранный ответЧтобы разобраться в незнакомой обстановке, я

Приложение 2 Как изучать психологию личности: диалог между Вадимом Розиным и Александром Асмоловым

Приложение 2 Как изучать психологию личности: диалог между Вадимом Розиным и Александром

Приложение 9. Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу)

Приложение 9. Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу) 1. а) Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе.б) Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам, установленным в обществе.2. а) Я делаю то, что от меня ожидают другие.б) Я считаю, что нет

Приложение 4 Опросник для выявления уровня педагогической направленности

Приложение 4 Опросник для выявления уровня педагогической направленности Прочитайте предложенные утверждения, отвечая на них «да» или «нет». 1. Вам интересно наблюдать за поступками других людей? 2. Вы обладаете плохой дикцией. 3. Вы охотно общаетесь с детьми. 4. Несмотря

Приложение 5 Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» [3]

Приложение 5 Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» [3] Инструкция для испытуемых Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «да» или «нет». Если вы

Приложение 2 Опросник Amen Clinics «узнайте свой тип мозга»

Приложение 2 Опросник Amen Clinics «узнайте свой тип мозга»

Приложение VII. ОБРАЗ ПОДРОСТКА В МИРОВОМ КИНО

Приложение 4 Опросник «Я – Он/а»

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х

Приложение 3. Опросник Реана. Мотивация успеха и боязнь неудачи

Приложение 3. Опросник Реана. Мотивация успеха и боязнь неудачи Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте ввиду, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 АНКЕТА ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 АНКЕТА ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА Вопросы Баллы 1. Обнаружили ли Вы у ребенка: 1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. 50 2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в

Вы знаете больше, чем думаете о том, что надо знать; но вы знаете меньше, чем думаете, что знаете об этом знании

Вы знаете больше, чем думаете о том, что надо знать; но вы знаете меньше, чем думаете, что знаете об этом знании Если вам приходилось работать в большой бюрократической организации, то, возможно, вы прошли курс «навыков широкого применения», где вам объясняли,

15 вещей о которых молчит ребенок-подросток.

Обычно родители говорят что подростковый возраст–это трудный возраст.Но при этом они имеют ввиду что им самим трудно найти общий язык с сыном или дочерью.А на самом деле этот возраст труден именно для подростка.ведь в отрочестве общения с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влияние возникающего чувства взрослости

Многие проблемы подросткового возраста возникают из-за того, что родители не знают о физиологии и психологии подросткового периода, во вторых подросток сам не готов к таким переменам.Но не судите их строго! Поймите как им трудно.Помогите, поддержите.Ни в коем случае не ругайте.Пусть комплексы которые обозначены в публикации и неизбежны у подростка, будут поняты родителями, и он не будет чувствовать что одинок в своих переживаниях.

1«Мои права ущемляют!».«Мне нужна поддержка»

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью.Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.Несмотря на противодействие, проявляемое по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке.Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать взаимодействующих с ним взрослых.В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но ему самому трудно начать столь близкое общение.

2.«Не давите на меня!»–«Объясните, зачем»

Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения объязанностей под прикрытием наиболее «доброго»взрослого.Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого.Простое навязывание требований, как правило, отвергается.То, что родителям порой кажется бессмысленным упрямством, на самом деле–попытка твердо отстоять свое мнение.

3.«Я не маленький!»–«Прекратите несправедливость»

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, последние выражают свой протест в различных формах, проявляют неподчинение, чтобы изменить сложившиеся ранее отношения.Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка.Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированой форме, совершает мелкие правонарушения–все делает назло родителям.Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например, запрет видеться с друзьями.

4.«Я крутой!»–«Я неудачник. »

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой.Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирает образ деятельности, представляющая наибольшие трудности.Свою неуверенность и скованность подростки прячут под маской напыщенности самоуверенности, немотивированного упрямства и словесной агрессии.Если ребенок становится груб, нужно как можно спокойнее говорить с ним.

5.«Всем наплевать на меня»–«У меня тоже есть своя жизнь»

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком.Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот.Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

6.«Я сам!»–«Хочу больше свободы.»

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научится пользоваться свободой.В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности.Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников.В результате противостояния подростка и родителей лишь возрастает.

7.«Я не хочу ссориться»–«Я кое-что скрываю от родителей»

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки.Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко.

8.«Что такое секс?»–«Поговорите со мной открыто на тему секса»

Подросток хочет от родителей подробно об особенностях сексуальных отношений, Если у вас сын или дочь подросткового возраста, а раньше вы с ним никогда не говорили на темы половых отношений, то придется это сделать, хотя бы сейчас.Уж лучше поздно, чем никогда.Психологи говорят, что в тех семьях, где родители умеют говорить на эту тему, не краснея и не запинаясь на трудных словах, подростки гораздо позже приобретают первый сексуальный опыт.

9.«Она такая классная!»–«Я мечтаю быть, как. »

Подросток пытается подражать лучшим.Комната подростка обычно сплошь завешана портретами абсолютных чемпионов мира, модных певцов, футболистов, теннисистов, гонщиков.У девочки рядом с красавцами певцами и актерами красуются топ модели и киноактрисы Голливуда.Если вы не знаете что происходит в дуже вашего ребенка, посмотрите на стены в его комнаты.Там–мечта души.

10.«Что-то есть совсем не хочется. »–«Я влюблен(а)! И это навсегда!»

В этом возрасте часто переживается платоническая любовь.Она характеризуется высоким накалом чувств, сладостным трагизмом, самоотречением и жертвенностью, убежденностью в уникальности переживаемого подростком чувства.Подросток так сильно страдает от любви–не спит, не ест, тоскует и сохнет на глазах, что пугает пап и мам.Родителям, педагогам, такой накал чувств кажется непонятным.

11.«Я страшный!»–«Я переживаю о своей внешности»

Подросток очень переживает если есть какие-либо проблемы с внешностью или ему кажется что он(она) некрасив(а).

12.«И скучно, и грустно. »–«Я хочу приобщиться к компании сверстников»

Подросток не находит увлечений.Собираясь в группе сверстников(обычно группы организуются по территориальному признаку–живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия.Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то «приключение», которое разнообразило бы их жизнь.Со временем они сами находят себе такие «приключения» и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность.Лидером подростковой группы обычно становится кто-то из ребят который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных.Если лидер имеет криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь.Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках.У многих родителей шоковые вопросы: как получается, если их ребенок-отличник в плохой компании? А ведь многие подростки из благополучных семей завидуют неблагополучным на свободе, мечтают стать членами такой организации.Ребята заискивают перед сильными, задабривают деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают у группу.Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения.

13.«Хочу стать президентом!»–«Я не знаю, кем я буду. »

Кем быть? В мечтах о будущем, в профессиональных намерениях отражается прежде всего потребность подростка быть значительным.Его профессиональные планы в ранней юности часто представляют собой расплывчатые мечты, которые никак не соотносятся с практической деятельностью.Эти планы ориентированы скорее на социальный престиж профессии, чем на собственную индустриальность.Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

14.«Я хочу умереть!»–«Мне страшно, что если я умру, жизнь все равно будет продолжаться»

У подростка часто возникают размышления на тему смерти.Личная жизнь кажется безмерно малой песчинкой в громадном океане космоса всеобщей жизни.И от того, что эта песчинка может затеряться в этом общем потоке, становится страшно.Страшно, что вот кончится моя жизнь, мир будет продолжать жить.Бывает так, что подростки предают смерти романтический оттенок.Как выход из проблем и конфликтов они видят смерть.И как видят ее со стороны: вот он лежит в гробу, все оплакивают, приносят цветы, говорят добрые слова и жалеют, какого человека потеряли.Но ведь нет обратного процесса, и нельзя допускать, чтобы у ребенка были суицидальные темы.Берегите своего ребенка, будьте чуткими.

15.«Все вокруг лицемерят!»–«Будьте искренны со мной»

Подросток боится неискренности.На его формирующуюся психику оказывают огромное влияние эмоциональное отношения между родителями и их поведение.Родители больше воспитывают не словами, а собственным примером.Если они говорят одно, а сами делают другое, то это деформирует психику подростка.

8 способов превратить пассивного подростка в активного

Обычно из жизнерадостных, всюду успевающих подростков вырастают такие же активные успешные люди, у которых все складывается гармонично как в личной жизни, так и на работе. Но что делать, если вашего сына или дочь ничего не интересует? Как расшевелить чадо и помочь ему осознать, что дорогу осилит идущий? Рамблер/Семья приводит мнения квалифицированных психологов.

Подростковая пассивность встречается часто. Вместо того чтобы наслаждаться жизнью и заводить новые знакомства, юноши и девушки замыкаются в себе, все свободное время проводя в четырех стенах. Если вы – родитель, который с отчаянием наблюдает за понурым подростком, не опускайте руки, это «заболевание» лечится.

«Задайте себе главный вопрос: как вы до этого докатились? – советует психолог Виктор Редин. – Да-да, именно вы! Поскольку ребенок, не проявляющий интереса к жизни, – это ребенок, который нуждается в любви. Подумайте, достаточно ли вы уделяете ему внимания? Когда вы в последний раз рассказывали сыну или дочери о своих увлечениях? Когда разговаривали не о его плохих оценках или грязном свитере, который пора отправить в стирку, а общались как друзья?»

Зачастую именно равнодушные, слишком увлекшиеся своими обязанностями родители становятся причиной детского уныния.

В психологии есть известный метод под названием «зеленая ручка». Он основан на том, что вы не ругаете ребенка за его неудачи, копируя манеру учителя, который исправляет ошибки красной ручкой. Наоборот, вы обращаете внимание но то, что у сына или дочери получается хорошо (как бы подчеркиваете достоинства зеленой ручкой).

Постарайтесь посмотреть на жизнь глазами подростка. Расскажите, как в его возрасте вы сбегали с уроков на репетицию школьной музыкальной группы или как впервые проявляли фотографии. Это поспособствует духовному единению и растопит лед.

2. Ставьте правильный «диагноз»

Обычно подростки гиперактивны. Но все мы разные, и нередко встречаются спокойные, медлительные и пассивные от природы люди. Артем Толоконин, психолог-психотерапевт-сексолог, создатель и владелец Центра семейной психологии и психотерапии, считает, что для начала нужно выяснить, есть ли проблема. Если пассивность – это свойство характера, то обычно привыкшие к нерасторопному ребенку родители не бьют тревогу.

«Он и в детстве был тихим, застенчивым, предпочитал отдавать инициативу другим», – говорят в таких случаях о пассивном взрослом.

Чему тогда удивляться?! Другое дело, что такое поведение в дальнейшем может привести ко многим проблемам. Артем Толоконин отмечает наличие определенных методик, которые, если нужно, помогут скорректировать пассивное поведение в юности.

Бить тревогу следует в том случае, если у ребенка вдруг резко проявились черты характера, которые ему не свойственны.

Интересные тесты для подростков

Для познания возможностей собственной личности разработаны уникальные психологические опросы на разные темы. Ведь через ответы на вопросы можно лучше понять свои достоинства и недостатки, особенно это важно для тинэйджеров, которые только вступают во взрослую жизнь и не до конца могут определить плюсы и минусы собственного характера.

Интересные онлайн тесты для подростков 12-15 лет в достаточно развлекательной форме представят полную характеристику человека. Здесь можно оценить:

  • интуицию;
  • креативность;
  • мышление;
  • эмоциональное состояние;
  • умственные способности.

Для девочек подростков предусмотрены неординарные тестирования по психологии с женской направленностью. Чтобы итог оказался наиболее достоверным, отвечать необходимо быстро и честно, особо не задумываясь над ответом, таким образом, мы подключаем свое подсознание, что помогает предоставить точный результат.

Разделы тестов

Популярные статьи

Подробное описание о развитии плода, размерах и ощущениях женщины для каждой недели беременности. С помощью таблицы вы быстро узнаете что происходит с плодом на данном этапе.

На самом деле, хлюпающий нос у ребенка – это достаточно серьезная проблема. Насморк лечится отнюдь

Вам бабушка не говорила, что дети – это наручники на руки? Действительно, для поколений наших мам и бабушек материнство было чем-то тяжелым. Но с тех пор появилось много девайсов, которые значительно облегчили этот процесс.

Мы, взрослые, такие же дети. И так же, как и они, верим в новогодние чудеса. Иначе чем еще объяснить наш интерес к предновогодним советам астрологов: что приготовить, что надеть

Кольцо на шейку матки при беременности устанавливают при возникновении опасности начала преждевременных родов, когда зев раскрывается слишком рано из-за патологических процессов.

Кофе – вкусный, ароматный, бодрящий напиток. Многие молодые мамочки не представляют свое утро без чашечки

Тест на общительность для подростков, есть ли повод для беспокойства?

Приветствую вас, уважаемые читатели! Общительность – понятие достаточно субъективное, вы согласны? Один и тот же человек в одной компании будет «душа нараспашку», а в другой – букой и интровертом. С подростками все еще сложнее, вы же понимаете, любые оценки их поведения провоцируют конфликты.

Если вы обеспокоены отсутствием навыка коммуникабельности у своего чада, не спешите паниковать!

Попробуйте сначала проверить его способность к общению, с помощью специальных тестов. Хороший тест на общительность для подростков, вот что вам нужно. И вы найдете его в этом материале!

О важности общительности

Общительность – достаточно важный навык. Общение – важнейшая наша потребность. Причем с давних времен, наряду с потребностью в еде, крыше над головой, безопасности. Не даром ведь люди, оказавшиеся на необитаемом острове, буквально сходят с ума.

Признаки общительности – это разговорчивость, живость характера, постоянная потребность в обществе, стремление к дискуссиям и спорам, внимании к собственной персоне.

Вот, к примеру, у моих друзей есть сын, прекрасный инженер, в настоящее время, счастливый муж и отец. Но во времена «тинейджерства» родители считали его крайне необщительным и нелюдимым, дома он проявлял все черты интроверта.

Парня даже к психологу водили. Там то и выяснилось, что подросток на самом деле очень общительный, у него и друзей много, и с девочкой он встречается. Только вот с родителями своими он разговаривать не желал, считая, что просто нет общих тем…

Общительность помогает нам:

  • «наводить мосты»;
  • строить с людьми прочные связи;
  • заводить друзей;
  • начинать и продолжать любовные отношения;
  • решать проблемы и конфликтные ситуации;
  • извлекать жизненные уроки;
  • выступать на публике;
  • побеждать в спорах;
  • устанавливать контакты (в том числе на работе, в бизнесе).

Но именно у подростков с нею бывают проблемы. Им свойственны проявления замкнутости, скрытности, обособленности. Многие подростки считают себя интровертами, даже если на самом деле таковыми не являются.

Как же понять, общителен ли ваш подросток, или его естественное состояние – одиночество? Без специальных тестов здесь не обойтись!

Тест на определение уровня общительности

Психология, как наука, развита в наше время настолько, что определить степень общительности у тинейджера можно, даже не обращаясь к специалисту, в домашних условиях! Характеристика, конечно, будет неполной, но примерную картину обеспокоенным мамам и папам точно даст. Популярный тест В.Ф. Ряховского поможет определить уровень общительности у подростка, он приведен ниже, и адаптирован конкретно для подрастающего поколения.

Далее следует ответить на вопросы, и за каждый ответ «нет» начислить себе 0 баллов, за ответ «иногда» 1 балл, за ответ «да» 2 балла. Вот сами вопросы:

  1. Вас сильно беспокоит ожидание какой-либо встречи (с друзьями, к примеру)?
  2. Вы тянете с посещением врача «до последнего»?
  3. Если вам поручат публичное выступление, выбьет ли это вас из колеи?
  4. Если вам нужно отправиться в другой город (к примеру, на концерт, олимпиаду), вызывает ли это у вас обеспокоенность?
  5. Любите ли вы рассказывать другим о своих чувствах?
  6. Вас раздражает, когда незнакомец на улице спрашивает «который час?», или просит показать дорогу?
  7. Вы верите, что родителям и детям трудно понимать друг друга, из-за конфликта поколений?
  8. Стесняетесь ли вы напоминать другу о том, что он должен вам денег?
  9. Если вы застряли в лифте с незнакомцем, то не вступите ли вы с ним в беседу первым?
  10. Длительные ожидания вас утомляют и раздражают?
  11. Вы боитесь вмешиваться в конфликтные ситуации?
  12. Вы имеете свое, четко сформированное мнение о книгах, музыке, картинах, и все чужие мнения вы считаете ошибочными?
  13. Если вы услышите чье-либо ошибочное высказывание, то лучше промолчите, нежели спорить и доказывать правду?
  14. Просьбы знакомых разобраться в чем-то (например, в задаче по алгебре в школе) вас раздражают?
  15. Вам проще описать письменно свою точку зрения, чем говорить о ней вслух?

Ваша степень общительности

Теперь сложите вместе все ваши баллы, и определите шкалу вашей общительности:

Если у вас 30-32 балла, то ваш уровень общительности – почти на 0. Возможно, вы уже и сами от этого страдаете, так как строить взаимоотношения очень непросто. Скорее всего, у вас нет друзей, вы любите одиночество. Попробуйте хоть немного изменить ситуацию, больше общаясь с родными людьми.

От 25 до 29 баллов – вы человек достаточно замкнутый, любите одиночества. Необходимость общаться надолго выбивает вас из колеи. Но ситуация не безнадежна, «встряхнитесь» и работайте над своей коммуникабельностью. Вот увидите, с ее развитием ваша жизнь станет и ярче, и проще.

19-24 балла – общительность на среднем уровне. Вы не испытываете сложностей с коммуникабельностью. Однако с новыми людьми вы сходитесь не совсем гладко, спорить и выступать на публике не любите. Предпочитаете молчать в стороне.

14-18 баллов – это адекватная общительность. Вы наверняка любите общаться и внимательно слушаете собеседников, способны отстаивать свое мнение. При этом не являетесь экстравагантной личностью, нормально переносите одиночество.

9-13 баллов – это повышенная общительность. Вы разговорчивы, любопытны, иногда даже навязчивы. Обожаете быть в центре внимания, но имеете дефицит терпения и усидчивости. Одиночество переносите с трудом.

4-8 баллов – коммуникабельность у вас на максимуме, буквально бьет ключом. Вы используете любую возможность, чтобы поговорить, поспорить, «толкнуть речь». Задумайтесь, не раздражаете ли вы людей излишней навязчивостью?

Менее 3 баллов – вашу общительность можно назвать невротической, вы слишком шумны и многословны, вспыльчивы, часто вмешиваетесь в чужие разговоры и дела. Поработайте над собой, и научитесь быть более тактичным, спокойным, сдержанным и уважительным.

Есть ли повод для беспокойства?

Не переживайте, пожалуйста, если результаты тестирования (вашего, или вашего ребенка) будут неудовлетворительными, для вас.

К примеру, вот, Аль Пачино – настоящий «бука». Друзей и семьи у него почти нет, и жить он предпочитает в одиночестве, подальше от всех. Но это же не помешало ему стать миллионером и всемирно известной звездой! Ум, доброта, талант, трудолюбие, упорство – намного важнее!

На этом все, удачи вам и приятного общения! Подписывайтесь на обновления этого блога, впереди еще много интересного и полезного. Обязательно порекомендуйте эту статью своим друзьям, через социальные сети.

Тесты для подростков

Когда ребенок вступает в переходной возраст, очень часто его психическое состояние оказывается нестабильным. Разобраться в том, что с ним происходит, вам помогут тесты для подростков, позволяющие вовремя выявить психологические проблемы и предотвратить возможные отклонения в поведении.

На сегодня известно более нескольких сотен опросников, которые станут отличным подспорьем в работе не только педагогов, но и родителей. Среди самых интересных тестов для подростков выделим следующие:

  • тест для определения психотипа личности;
  • тест на толерантность;
  • тест «Детектор лжи»;
  • тест Айзенка на выявление типа темперамента;
  • тест на наблюдательность;
  • тест для определения творческих способностей;
  • тест на степень концентрации внимания и состояние памяти;
  • тесты на выявление девиантного поведения подростков.

Тест «Шкала агрессивности»

Предложите старшекласснику честно ответить, считает ли он правильным в отношении себя следующие утверждения:

  1. Я не могу промолчать, если что-либо вызывает мое недовольство.
  2. Меня очень трудно переспорить.
  3. Я сержусь, если мне кажется, что надо мной кто-то подсмеивается.
  4. Я легко начинаю ссору, могу даже физически отплатить обидчику.
  5. Я уверен, что любое задание я способен сделать лучше ровесников.
  6. Иногда мне хочется совершить плохой поступок, который шокирует окружающих.
  7. Мне нравится дразнить животных.
  8. Бывает, что я хочу выругаться без всякой весомой причины.
  9. Если взрослые указывают, что мне делать, я стремлюсь сделать все наоборот.
  10. Я считаю себя самостоятельным и решительным.

Теперь необходимо оценить результаты этого теста на агрессивность для подростков. Каждый положительный ответ – это один балл. 1-4 балла говорят о низкой агрессивности ребенка, 4-8 баллов – показатель средней агрессивности, а 8-10 баллов – сигнал тревоги для родителей и учителей, свидетельствующий о высокой степени агрессии.

На утверждения этого теста подросток должен дать один из трех возможных вариантов ответа: «нет» (оценивается в 0 баллов), «да, безусловно» (оценивается в 3 балла) и «да, иногда» (оценивается в 1 балл). Опросник призван выявить, раздражает ли ребенка:

  1. Сильный запах духов?
  2. Когда друга или одноклассника приходится постоянно ждать?
  3. Если кто-то постоянно смеется без повода?
  4. Если родители или учителя часто поучают меня?
  5. Громкие разговоры в общественном транспорте?
  6. Люди, жестикулирующие во время общения?
  7. Когда мне дарят неинтересные и ненужные вещи?
  8. Когда мне рассказывают сюжет книги, которую я хочу прочитать?
  9. Если в кинотеатре передо мной кто-то постоянно вертится и разговаривает?
  10. Если кто-то грызет ногти при мне?

Результаты данного теста на стрессоустойчивость для подростков выглядят таким образом: 26-30 баллов – ребенок находится в состоянии сильного стресса, 15-26 баллов – его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия, менее 15 баллов – подросток максимально спокоен и защищен от стрессов.

Тест на тревожность для подростков

Подростку необходимо будет оценить, подходит ли ему какое-либо из утверждений по следующей шкале: «Почти всегда» (оценивается в 4 балла), «Часто» (оценивается в 3 балла), «Иногда» (дает 2 балла) и «Никогда» (дает 1 балл). Сам опросник выглядит таким образом:

  1. Мне кажется, что я очень уравновешенный человек.
  2. Довольство собой – мое обычное состояние.
  3. Мне приходится часто нервничать и беспокоиться.
  4. Мне бы хотелось стать таким же счастливым, как окружающие.
  5. Я ощущаю себя неудачником.
  6. Когда я думаю о своих делах и повседневных делах, я чувствую себя некомфортно.
  7. Я всегда сконцентрирован, спокоен и хладнокровен.
  8. Уверенность в себе – вот то, чего мне не хватает.
  9. Часто я испытываю напряжение.
  10. Меня пугает будущее.

Результат от 30 до 40 баллов говорит о том, что тревожность стала постоянным спутником ребенка, от 15 до 30 баллов – подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике, менее 15 баллов – школьник не склонен к тревожности вообще.

Проблемы с выбором профессии у подростков. Психологическая помощь он-лайн подросткам и родителям.

Почему у подростков возникают проблемы с выбором профессии. Психологическая помощь он-лайн подросткам и родителям.

Так ли трудно выбрать профессию, которой можно посвятить всю свою жизнь и при этом не бояться, что она станет не актуальной для общества в будущем? Нам кажется, что подростки этого поколения думают именно об этом. Им нужна такая профессия, которая всегда будет востребована в обществе, которая будет приносить им не только деньги, но и удовольствие. И знаете что? Подростки действительно могут сделать свой достойный выбор. Они могут выбрать для себя ту профессию, которая будет приносить им радость каждый день! Если это так, то почему в интернете очень много статей посвящено выбору профессии и проблемам поиска собственного призвания в жизни?

В статье: «Как найти себя и свое призвание в жизни», мы уже описывали подобную проблему. И т.к сайт Psi-Labirint.ru посвящен именно психологическим проблемам , сегодня мы опишем, ПОЧЕМУ у подростков возникают сомнения по поводу выбора будущей профессии и как Вам дорогие родители можно повлиять на своих детей так, чтобы у них не возникало болезненных сомнений о выборе профессии.

Для начала Вам нужно уяснить для себя, что не верно выбранная профессия, или сомнения в этом, кем же хочет стать Ваш ребенок влекут за собой негативные симптомы или последствия, которые могут выражаться в:

  • откладывании выбора профессии (когда подросток по долгу гуляет с друзьями, отвлекается на любые другие дела, лишь бы не посещать так называемые «дни открытых дверей в университете»);
  • подросток может менять свои выборы от одной профессии к другой (сегодня: программист, завтра врач);
  • это так же проявляется в негативному отношению к учебе (задержки по домашним заданиям, прогулы,- все это лишь бы отложить тот самый момент, когда нужно все таки определиться где и на кого учиться);
  • нарастают ссоры и скандалы с родителями по поводу выбора профессии и подготовки к экзаменам;

Если подросток уже поступил в университет, но понял, что выбранный факультет не для его:

  1. это так же прогулы и откладывание выполнения домашних работ;
  2. подросток устраивается на работу, но после рабочего дня у него уже не хватает сил на домашние занятия и появляются задолженности;
  3. подросток ничего не рассказывает о своих успехах или не успехах, проблемах в учебе;
  4. подросток берет академ после двух или трех лет обучения;
  5. частые болезни.

Все вышеперечисленное является избеганием выбора (сделанного под Вашим влиянием или влиянием кто-то или чего-то другого). И вроде бы подросток и сам был рад этой профессии, но позже разочаровался.

Важно знать, что все хотят стать взрослыми.

Большинство детей очень сильно хотят стать взрослыми. А быть взрослым, значит получить возможности, которые не доступны ребенку. И в этом одна из причин Вашего (как родителей) высокого авторитета. Ребенок пытается вылепить образец своего поведения, подражая родителям, и «стать как они». Подражая, он начинает ходить, самостоятельно есть, говорить, думать. Поэтому, столкнувшись с чем-то, что исходит от родителей, но идет во вред ему, он не всегда способен распознать это. По-другому этот механизм называется интроект. Интроекты — это «слепки отношений», на основе, которых у ребенка формируется идеал себя. Если отношения с Вами как с родителями у ребенка были или есть негативные, то в попытках объяснить нелюбовь родителей, от «идеал себя» начинает атаковать реального человека (самого ребенка, каким он есть), подавляя и наказывая его за несоответствие: «Я должен слушаться маму и папу», «Я должен их любить не смотря ни на что!», «Я плохой, потому что заставляю маму с папой быть недовольными и разочарованными мною» и т. д. Из-за подобных переживаний, могут появляться разные способы насилия над собой :

  • самообвинение;
  • установление жестких правил морали, которым надо следовать;
  • уступчивость в том, что на самом деле не подходит;
  • подмена собственных желаний, желаниями родителей, когда ребенок делает не то, что ему интересно, а чтобы привлечь внимание (чтобы похвалили), делает то, что уместно, следует или необходимо;
  • замена внешних причин своими внутренними (интроекция).

Или другими словами: ребенок начинает отождествлять себя с идеалом самого себя, которым он не является. И это одна из причин разочарования в выборе профессии. Ведь выбрал как будто бы сам ребенок, но внутри у него переворачивается «весь мир», который протестует выбранному. В итоге, выборы и поступки подростка диктуются не собственными желаниями, а навязанными правилами. И это ли не насилие над собой? У такого поведения есть и свои скрытые причины: «если я уничтожу все плохое в себе и попробую стать лучше, то я смогу принять себя». При таком раскладе о каком собственном выборе профессии может идти речь? Выбор будет сделан, но точно не Вашим ребенком, а, может быть, Вами или его друзьями или обстоятельствами (что еще хуже).

Выходом из всего этого является только работа с психологом на он-лайн консультации. Поскольку самопомощь приведет только к еще одному закрепощению. А необходим выйти из собственных убеждений, которые так просто никогда «не отпустят». А Вы попробуйте переубедить себя самостоятельно в чем-то, в чем очень хорошо убеждены? Сможете ли Вы избавиться от предписаний, которые дали Вам Ваши родители. Долженствований, запретов, способах переживаний, от Ваших ролей в обществе, которые давно не являются эффективными? Если у Вас получиться, то очень ждем от Вас письма, в котором Вы подробно нам обо всем расскажите.

Если у Вашего ребенка существует проблема в выборе будущей профессии, то важно обратиться на консультацию к психологу.

Работа не будет осуществляться при помощи тестов на профориентацию, которые так усердно проводят психологи-студенты на школьниках. Тесты выдают те результаты, которые продиктованы предписаниями и идеалами подростка, но не его самого. Работа в первую очередь будет осуществляться за счет интервенции (проникновения), направленной на осознавание Вашим ребенком собственных желаний и мыслей, останавливающих их удовлетворение. Ведь за любым желанием есть энергия, и разобраться в том, где желания самого подростка, а где — навязанные, можно, только отслеживая телесные переживания.

Почему подростки иногда слепо следуют за большинством в своих выборах и поведении? Потому, что есть желание соответствовать и быть принятым в группе, и у него это хорошо получается. Потому что он научился этому еще раньше, когда хотел, чтобы Вы любили его и начал соответствовать Вашим желаниям и ожиданиям.

Во вторую очередь, работа будет осуществляться с тем, как вообще Ваш подросток осуществляет свои желания и добивается целей. Он добивается этого через манипуляцию, или своими силами? Это важная проблема, поскольку сегодня в России очень много взрослых до сих пор живут за счет родителей и не потому, что нет средств на съем квартиры, а потому что это удобно. Но это же ведет к застреванию в развитии личности. И Вы конечно же не хотите развития таких сценариев.

Тогда Вам следует прислушаться к тому, что мы предлагаем. А мы предлагаем:

Мой ребёнок – подросток. Что важно спросить о своём подростке у психолога?

Очень радует, что сегодня всё больше и больше родителей понимают и признают важность и необходимость профессиональной помощи в вопросах воспитания детей.

И всё чаще родители, которые приводят своих детей на терапию, задают очень важный и, на мой взгляд, первостепенный вопрос: «Что мы делаем не так и не то в отношении своего сына/дочери? Того, чего мы сами не замечаем?».

И для меня это очень ценно, когда говорят не «сделайте с ним что-нибудь, с ним что-то не в порядке», а «что, возможно, я делаю неправильно, от чего у моего ребёнка возникли такие трудности?». Ценно потому, что здесь и признание своей ответственности, и готовность меняться самому (и в большинстве своём это первая необходимость), и искреннее желание действительно понять своего ребёнка.

В особенности это понимание важно и необходимо в отношениях с детьми-подростками (о крайней ранимости и чувствительности этого возраста я уже писала). Несмотря на такой необходимый в этот период протест и отрицание родительского авторитета, в глубине души они, как никогда, нуждаются в поддержке, безусловном принятии, уважительном и бережном отношении к себе.

И если вы решили обратиться к психологу по поводу своего подростка, то очень важно, на мой взгляд, спросить о следующем:

  • Как реагировать на резкие перепады настроения своего чада?
  • В чём давать свободу своему подростку, а в чём жёстко очерчивать границы?
  • Насколько я перестроился/лась на взросление сына/дочери? Не отношусь ли я к своему 15-летнему подростку, как к 5-8 летнему ребёнку?
  • Всегда ли причина неуспеваемости в школе в его/её нежелании учиться, познавать что-то новое, в его/её безответственности?
  • Когда он/она ничего не хотят, всегда ли это про то, что им ничего не интересно, или всё-таки это про неинтерес к тому, что предлагаем и навязываем мы?
  • Как различать заботу о своём ребёнке от неосознанного желания контролировать и удержать свою власть над ним?

Да, эти вопросы, на первый взгляд, не сколько о своём подростке, сколько о себе во взаимоотношениях с ним, но именно они могут помочь не только лучше понять своего ребёнка, но и самому подростку лучше понимать себя!

И помните!

Подростковый возраст – это период повышенной ранимости, от которой подростки защищаются по-разному: кто депрессией, кто деструктивным поведением, кто негативом, что ещё больше усиливает их слабость. И поэтому именно в этот период они очень и очень нуждаются в поддержке взрослых. Помимо того, что это очень хрупкий возраст, он в то же время и замечательный, ведь подросток очень чувствительный и благодарный ко всему хорошему, что для него делается.

И если в вашем доме сегодня живёт этот необъяснимый, нелогичный, такой непонятный «инопланетянин», то:

  • старайтесь поднимать его (не возвышать!) в собственных глазах и продолжайте это делать, даже если кажется, что вы бьётесь, как горох об стенку;
  • всегда говорите о том, что он/она держит внутри;
  • интересуйтесь его/её мнением;
  • уважайте его пространство и личные границы;
  • спрашивайте не «как дела в школе?», а «как ты себя чувствуешь?»;
  • не забывайте, что в этот период максимальной ранимости их внутренние силы ещё не окрепли – будьте бережны к нему/ к ней.

Только через уважение взрослых у подростка будет формироваться уважение к себе!

А если будет уважение к себе, то априори будет и уважение к окружающему миру!

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: