Разбираетесь ли вы в психологии подростков

Разбираетесь ли вы в психологии подростков

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Знаете ли вы своего подростка?

Знаем ли мы своих детей? А тем более подростков?

На первый обманчивый взгляд нам кажется, что уж СВОИХ-ТО детей мы знаем, как облупленных. Но мы часто забываем, что они растут, растут каждый день, на их понятия и поступки влияем не только мы, родители, но и масса других, иногда мало предсказуемых факторов. Да и не стоит сбрасывать со счетов особенности именно подростковой психологии.

И это мы ТАК знаем своих детей? Данный тест «Знаете ли вы своего подростка?» разработан специально для родителей, которым не все равно, как будет происходить дальнейшее развитие ребенка, и наше с ним родительское взаимодействие.

При ответах на тест, нужно просто ответить согласны вы или нет с данными высказываниями, если согласны, ставите в колонке «ответ» знак + , если же нет, то в колонке «ответ» появиться должен знак

Обработка результатов, полученных в тесте «Знаете ли вы своего подростка?»

1. До 9 баллов

Родители или воспитатели руководствуются типичными стереотипами и ложными представлениями о психологии подростка. Часто теоретизируют вместо активных действий. Склонны к авторитарным решениям, по принципу » мама знает лучше«, мало прислушиваются к мнению и настроениям подросшего ребенка, психологического и эмоционального контакта практически не наблюдается.

2. От 9-15 баллов

Средний уровень. Родители руководствуются здравым смыслом (обыкновенной логикой, житейскими представлениями) при общении с ребенком, но никаких специальных знаний о детской и подростковой психологии у них не имеется.

3. Свыше 15 баллов

Родители активно интересуются особенностями подростковой психологии, стараются прислушиваться к мнению подростка, не склонны к авторитарным решениям. Все это говорит о том, что данные взрослые имеют специальную подготовку и не понаслышке знают детскую и подростковую психологию. Хороший психологический и эмоциональный контакт с подростком. И даже , если возникают разногласия и проблемы, такие родители склонны к компромиссу, принятию личности ребенка и выработке совместных решений.

6 идей о “ Знаете ли вы своего подростка? ”

Подскажите, можно ли разместить на своем сайте данный пост о подростках?

Можете, но с активной ссылкой на мой блог!

Знать какого-то человека полностью невозможно, ты же ему в голову не залезешь…

До «знать полностью» нам далеко, как до Луны, нам бы хоть немножечко! 🙂

Естественно не знаю я своего подростка, иначе бы не искал в Интернете себе психологические пособия на эту тему!

Подросток — это настолько непредсказуемое существо, что мне кажется, что сам подросток себя не знает, куда уж его родителям.

Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог

Что такое подростковая психотерапия, зачем она нужна, с какими проблемами в нее чаще всего приходят — все, что важно знать любому подростку и его родителям.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.

Особенности подростковой психотерапии

Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:

  • Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
  • Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
  • Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
  • Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.

Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.

Кто формирует запрос?

Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.

Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.

Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.

Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.

Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью

Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.

Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.

Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.

Какое направление выбрать

Отдельной «подростковой психотерапии» не существует. С подростками работают в тех же направлениях, что и со взрослыми — просто с учетом особенностей возраста. Выбирайте терапевта, у которого есть позитивный опыт работы с подростками. Кстати, наличие детей у самого терапевта не обязательно — личный опыт не играет роли в психотерапии.

Мы рекомендуем искать в одном из этих направлений:

  • Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ)

КБТ — направление, нацеленное на решение конкретной проблемы здесь и сейчас. Основной метод КБТ — «когнитивная переоценка», иными словами, изменение привычных (негативных) реакций и моделей поведения на более эффективные и здоровые. В подростковом возрасте это очень полезно — так как привычное поведение закрепляется, и с годами становится все сложнее его изменить.

  • Психодинамическая терапия

Психодинамический подход фокусируется на глубинных переживаниях, чувствах и психологических защитах. Она помогает решить внутренние конфликты, «найти себя», лучше понимать собственные потребности и не закрываться от нового опыта.

  • Семейная психотерапия

Как мы уже писали, иногда психотерапевту необходимо работать с семьей и детско-родительскими отношениями. Если в системе меняется только один человек — возвращаясь в нее, он возвращается к прежним моделям поведения. Поэтому так важно изменить вектор семьи в целом.

Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. Представьте, как здорово проходить его не на ощупь, а заручившись поддержкой семьи и профессиональной помощью.

Приложение 3. Опросник «Знаете ли вы психологию подростка?»

Приложение 3. Опросник «Знаете ли вы психологию подростка?»

(см. Баркаева И. Л. «Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога-психолога к работе с девиантными подростками: Дис. канд. пед. наук, Калининград, 2009)

Похожие главы из других книг

Приложение 2 Опросник: какого пола ваш мозг

Приложение 2 Опросник: какого пола ваш мозг Вам будет легче понять свой собственный стиль мышления и обучения, если вы узнаете баланс организации вашего мозга. Какими бы простыми ни казались вопросы этого теста, они отражают большую разницу между женским и мужским мозгом,

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника ACT».Читайте по очереди утверждения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) Уважаемый товарищ! Предлагаемый опросник содержит утверждения о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего забот. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Опросник «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Опросник «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой Ф. И. О.____________________возраст____________________дата____________________Ответьте, пожалуйста, на вопросы, сравнивая попарно предлагаемые варианты ответов. Подчеркните выбранный ответЧтобы разобраться в незнакомой обстановке, я

Приложение 2 Как изучать психологию личности: диалог между Вадимом Розиным и Александром Асмоловым

Приложение 2 Как изучать психологию личности: диалог между Вадимом Розиным и Александром

Приложение 9. Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу)

Приложение 9. Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу) 1. а) Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе.б) Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам, установленным в обществе.2. а) Я делаю то, что от меня ожидают другие.б) Я считаю, что нет

Приложение 4 Опросник для выявления уровня педагогической направленности

Приложение 4 Опросник для выявления уровня педагогической направленности Прочитайте предложенные утверждения, отвечая на них «да» или «нет». 1. Вам интересно наблюдать за поступками других людей? 2. Вы обладаете плохой дикцией. 3. Вы охотно общаетесь с детьми. 4. Несмотря

Приложение 5 Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» [3]

Приложение 5 Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» [3] Инструкция для испытуемых Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «да» или «нет». Если вы

Приложение 2 Опросник Amen Clinics «узнайте свой тип мозга»

Приложение 2 Опросник Amen Clinics «узнайте свой тип мозга»

Приложение VII. ОБРАЗ ПОДРОСТКА В МИРОВОМ КИНО

Приложение 4 Опросник «Я – Он/а»

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х

Приложение 3. Опросник Реана. Мотивация успеха и боязнь неудачи

Приложение 3. Опросник Реана. Мотивация успеха и боязнь неудачи Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте ввиду, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 АНКЕТА ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 АНКЕТА ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА Вопросы Баллы 1. Обнаружили ли Вы у ребенка: 1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. 50 2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в

Вы знаете больше, чем думаете о том, что надо знать; но вы знаете меньше, чем думаете, что знаете об этом знании

Вы знаете больше, чем думаете о том, что надо знать; но вы знаете меньше, чем думаете, что знаете об этом знании Если вам приходилось работать в большой бюрократической организации, то, возможно, вы прошли курс «навыков широкого применения», где вам объясняли,

Тест на общительность для подростков, есть ли повод для беспокойства?

Приветствую вас, уважаемые читатели! Общительность – понятие достаточно субъективное, вы согласны? Один и тот же человек в одной компании будет «душа нараспашку», а в другой – букой и интровертом. С подростками все еще сложнее, вы же понимаете, любые оценки их поведения провоцируют конфликты.

Если вы обеспокоены отсутствием навыка коммуникабельности у своего чада, не спешите паниковать!

Попробуйте сначала проверить его способность к общению, с помощью специальных тестов. Хороший тест на общительность для подростков, вот что вам нужно. И вы найдете его в этом материале!

О важности общительности

Общительность – достаточно важный навык. Общение – важнейшая наша потребность. Причем с давних времен, наряду с потребностью в еде, крыше над головой, безопасности. Не даром ведь люди, оказавшиеся на необитаемом острове, буквально сходят с ума.

Признаки общительности – это разговорчивость, живость характера, постоянная потребность в обществе, стремление к дискуссиям и спорам, внимании к собственной персоне.

Вот, к примеру, у моих друзей есть сын, прекрасный инженер, в настоящее время, счастливый муж и отец. Но во времена «тинейджерства» родители считали его крайне необщительным и нелюдимым, дома он проявлял все черты интроверта.

Парня даже к психологу водили. Там то и выяснилось, что подросток на самом деле очень общительный, у него и друзей много, и с девочкой он встречается. Только вот с родителями своими он разговаривать не желал, считая, что просто нет общих тем…

Общительность помогает нам:

  • «наводить мосты»;
  • строить с людьми прочные связи;
  • заводить друзей;
  • начинать и продолжать любовные отношения;
  • решать проблемы и конфликтные ситуации;
  • извлекать жизненные уроки;
  • выступать на публике;
  • побеждать в спорах;
  • устанавливать контакты (в том числе на работе, в бизнесе).

Но именно у подростков с нею бывают проблемы. Им свойственны проявления замкнутости, скрытности, обособленности. Многие подростки считают себя интровертами, даже если на самом деле таковыми не являются.

Как же понять, общителен ли ваш подросток, или его естественное состояние – одиночество? Без специальных тестов здесь не обойтись!

Тест на определение уровня общительности

Психология, как наука, развита в наше время настолько, что определить степень общительности у тинейджера можно, даже не обращаясь к специалисту, в домашних условиях! Характеристика, конечно, будет неполной, но примерную картину обеспокоенным мамам и папам точно даст. Популярный тест В.Ф. Ряховского поможет определить уровень общительности у подростка, он приведен ниже, и адаптирован конкретно для подрастающего поколения.

Далее следует ответить на вопросы, и за каждый ответ «нет» начислить себе 0 баллов, за ответ «иногда» 1 балл, за ответ «да» 2 балла. Вот сами вопросы:

  1. Вас сильно беспокоит ожидание какой-либо встречи (с друзьями, к примеру)?
  2. Вы тянете с посещением врача «до последнего»?
  3. Если вам поручат публичное выступление, выбьет ли это вас из колеи?
  4. Если вам нужно отправиться в другой город (к примеру, на концерт, олимпиаду), вызывает ли это у вас обеспокоенность?
  5. Любите ли вы рассказывать другим о своих чувствах?
  6. Вас раздражает, когда незнакомец на улице спрашивает «который час?», или просит показать дорогу?
  7. Вы верите, что родителям и детям трудно понимать друг друга, из-за конфликта поколений?
  8. Стесняетесь ли вы напоминать другу о том, что он должен вам денег?
  9. Если вы застряли в лифте с незнакомцем, то не вступите ли вы с ним в беседу первым?
  10. Длительные ожидания вас утомляют и раздражают?
  11. Вы боитесь вмешиваться в конфликтные ситуации?
  12. Вы имеете свое, четко сформированное мнение о книгах, музыке, картинах, и все чужие мнения вы считаете ошибочными?
  13. Если вы услышите чье-либо ошибочное высказывание, то лучше промолчите, нежели спорить и доказывать правду?
  14. Просьбы знакомых разобраться в чем-то (например, в задаче по алгебре в школе) вас раздражают?
  15. Вам проще описать письменно свою точку зрения, чем говорить о ней вслух?

Ваша степень общительности

Теперь сложите вместе все ваши баллы, и определите шкалу вашей общительности:

Если у вас 30-32 балла, то ваш уровень общительности – почти на 0. Возможно, вы уже и сами от этого страдаете, так как строить взаимоотношения очень непросто. Скорее всего, у вас нет друзей, вы любите одиночество. Попробуйте хоть немного изменить ситуацию, больше общаясь с родными людьми.

От 25 до 29 баллов – вы человек достаточно замкнутый, любите одиночества. Необходимость общаться надолго выбивает вас из колеи. Но ситуация не безнадежна, «встряхнитесь» и работайте над своей коммуникабельностью. Вот увидите, с ее развитием ваша жизнь станет и ярче, и проще.

19-24 балла – общительность на среднем уровне. Вы не испытываете сложностей с коммуникабельностью. Однако с новыми людьми вы сходитесь не совсем гладко, спорить и выступать на публике не любите. Предпочитаете молчать в стороне.

14-18 баллов – это адекватная общительность. Вы наверняка любите общаться и внимательно слушаете собеседников, способны отстаивать свое мнение. При этом не являетесь экстравагантной личностью, нормально переносите одиночество.

9-13 баллов – это повышенная общительность. Вы разговорчивы, любопытны, иногда даже навязчивы. Обожаете быть в центре внимания, но имеете дефицит терпения и усидчивости. Одиночество переносите с трудом.

4-8 баллов – коммуникабельность у вас на максимуме, буквально бьет ключом. Вы используете любую возможность, чтобы поговорить, поспорить, «толкнуть речь». Задумайтесь, не раздражаете ли вы людей излишней навязчивостью?

Менее 3 баллов – вашу общительность можно назвать невротической, вы слишком шумны и многословны, вспыльчивы, часто вмешиваетесь в чужие разговоры и дела. Поработайте над собой, и научитесь быть более тактичным, спокойным, сдержанным и уважительным.

Есть ли повод для беспокойства?

Не переживайте, пожалуйста, если результаты тестирования (вашего, или вашего ребенка) будут неудовлетворительными, для вас.

К примеру, вот, Аль Пачино – настоящий «бука». Друзей и семьи у него почти нет, и жить он предпочитает в одиночестве, подальше от всех. Но это же не помешало ему стать миллионером и всемирно известной звездой! Ум, доброта, талант, трудолюбие, упорство – намного важнее!

На этом все, удачи вам и приятного общения! Подписывайтесь на обновления этого блога, впереди еще много интересного и полезного. Обязательно порекомендуйте эту статью своим друзьям, через социальные сети.

Тесты для подростков

Когда ребенок вступает в переходной возраст, очень часто его психическое состояние оказывается нестабильным. Разобраться в том, что с ним происходит, вам помогут тесты для подростков, позволяющие вовремя выявить психологические проблемы и предотвратить возможные отклонения в поведении.

На сегодня известно более нескольких сотен опросников, которые станут отличным подспорьем в работе не только педагогов, но и родителей. Среди самых интересных тестов для подростков выделим следующие:

  • тест для определения психотипа личности;
  • тест на толерантность;
  • тест «Детектор лжи»;
  • тест Айзенка на выявление типа темперамента;
  • тест на наблюдательность;
  • тест для определения творческих способностей;
  • тест на степень концентрации внимания и состояние памяти;
  • тесты на выявление девиантного поведения подростков.

Тест «Шкала агрессивности»

Предложите старшекласснику честно ответить, считает ли он правильным в отношении себя следующие утверждения:

  1. Я не могу промолчать, если что-либо вызывает мое недовольство.
  2. Меня очень трудно переспорить.
  3. Я сержусь, если мне кажется, что надо мной кто-то подсмеивается.
  4. Я легко начинаю ссору, могу даже физически отплатить обидчику.
  5. Я уверен, что любое задание я способен сделать лучше ровесников.
  6. Иногда мне хочется совершить плохой поступок, который шокирует окружающих.
  7. Мне нравится дразнить животных.
  8. Бывает, что я хочу выругаться без всякой весомой причины.
  9. Если взрослые указывают, что мне делать, я стремлюсь сделать все наоборот.
  10. Я считаю себя самостоятельным и решительным.

Теперь необходимо оценить результаты этого теста на агрессивность для подростков. Каждый положительный ответ – это один балл. 1-4 балла говорят о низкой агрессивности ребенка, 4-8 баллов – показатель средней агрессивности, а 8-10 баллов – сигнал тревоги для родителей и учителей, свидетельствующий о высокой степени агрессии.

На утверждения этого теста подросток должен дать один из трех возможных вариантов ответа: «нет» (оценивается в 0 баллов), «да, безусловно» (оценивается в 3 балла) и «да, иногда» (оценивается в 1 балл). Опросник призван выявить, раздражает ли ребенка:

  1. Сильный запах духов?
  2. Когда друга или одноклассника приходится постоянно ждать?
  3. Если кто-то постоянно смеется без повода?
  4. Если родители или учителя часто поучают меня?
  5. Громкие разговоры в общественном транспорте?
  6. Люди, жестикулирующие во время общения?
  7. Когда мне дарят неинтересные и ненужные вещи?
  8. Когда мне рассказывают сюжет книги, которую я хочу прочитать?
  9. Если в кинотеатре передо мной кто-то постоянно вертится и разговаривает?
  10. Если кто-то грызет ногти при мне?

Результаты данного теста на стрессоустойчивость для подростков выглядят таким образом: 26-30 баллов – ребенок находится в состоянии сильного стресса, 15-26 баллов – его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия, менее 15 баллов – подросток максимально спокоен и защищен от стрессов.

Тест на тревожность для подростков

Подростку необходимо будет оценить, подходит ли ему какое-либо из утверждений по следующей шкале: «Почти всегда» (оценивается в 4 балла), «Часто» (оценивается в 3 балла), «Иногда» (дает 2 балла) и «Никогда» (дает 1 балл). Сам опросник выглядит таким образом:

  1. Мне кажется, что я очень уравновешенный человек.
  2. Довольство собой – мое обычное состояние.
  3. Мне приходится часто нервничать и беспокоиться.
  4. Мне бы хотелось стать таким же счастливым, как окружающие.
  5. Я ощущаю себя неудачником.
  6. Когда я думаю о своих делах и повседневных делах, я чувствую себя некомфортно.
  7. Я всегда сконцентрирован, спокоен и хладнокровен.
  8. Уверенность в себе – вот то, чего мне не хватает.
  9. Часто я испытываю напряжение.
  10. Меня пугает будущее.

Результат от 30 до 40 баллов говорит о том, что тревожность стала постоянным спутником ребенка, от 15 до 30 баллов – подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике, менее 15 баллов – школьник не склонен к тревожности вообще.

Основные психологические проблемы подростков

Нам видится главная сложность в том, что сами родители имеют свои психологические проблемы, которые умножаются на неокрепшую детскую психику, социальную среду и генетические предрасположенности, а в итоге дают великое множество развитий конфликтов, которые трудно детерминировать. Подробнее о проблемах родителей вы можете почитать в статье «Проблемы подростков с родителями», а в этом обзоре мы поговорим непосредственно о психологических проблемах подростков.

Первопричины психологических проблем у подростков

Чтобы эффективно решать проблемы надо всегда понимать их корни. Ребенка надо правильно воспитывать с раннего детства и приучать к порядку и безопасному поведению, если у вас в семье растут малыши, то “Защитница Багира” рекомендует вам еще прочесть про пожарную безопасность дошкольников. Конечно, взрослые сами были подростками и, казалось бы, должны знать, что те чувствуют, но на самом деле часто память подводит родителей. Итак, почему вообще в подростковом возрасте начинаются сложности, основные причины:

  • Неадекватные или несвоевременные методы воспитания родителями, без учета особенностей характера и физиологических проблем;
  • Активный рост организма. Постоянное изменение пропорций тела. Сложности с координацией. Проблемы с кожей;
  • Выделение половых гормонов. Окончательное формирование репродуктивной системы;
  • Преддверие взрослой жизни. Активная эмансипация, то есть желание быстрее избавиться от родительского контроля. Доказать свою взрослость;
  • Стадный инстинкт. Попытка не выделяться из себе подобных;
  • Отсутствие жизненного опыта. Неуверенность в своих силах и неумение понимать окружающих людей. Часто скрывается за позицией «я всё знаю».

Мы не зря поставили ошибки в воспитании на первое место, поскольку это наиболее частая причина психологических проблем в подростковом возрасте. Это время можно назвать «плановой болезнью». Время, когда подросток требует поддержки и понимания, а не давления и осуждения. Это что-то наподобие того, как если бы вы лежали в больнице, а к вам приходили родственники и вместо поддержки и апельсинов ругали за неопрятный внешний вид и неубранную тумбочку. Приятные бы вы испытывали ощущения?

Психологические проблемы у подростка. Найти и обезвредить

Проблемы подростков нельзя рассматриваться в вакууме, они являются следствием типов характера подростков, социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью погружаются в мир компьютера и интернета, о таких случаях подробней прочтите в материале про опасность интернета для детей. Ну, а кто-то в пубертатный период замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее повзрослеть с помощью алкоголя и секса. Но в одной статье мы не сможем расписать целый научный трактат и приведем лишь основные психологические проблемы в подростковом возрасте и возможные пути их решения:

  • Проявление гиперсексуальности;
    • Мастурбация и связанное с ней чувство вины;
    • Комплекс неполноценности из-за своей девственности;
    • Эротомания;
    • Ранние сексуальные контакты;
  • Слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;
    • Невыполнение элементарных обязанностей, правил гигиены;
    • Пресечение попыток родителей установить контакт;
    • Отсутствие друзей;
    • Отказ от прежних интересов и увлечений;
    • Погружение в мир фантазий, виртуальный мир.
  • Попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость:
    • Девиантное поведение – уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, ранние половые связи;
    • Конфликты с родителями, учителями. Попытки навязать свое мнение и желания;
    • Непринятие вмешательства в личную жизнь, нежелание слушать наставления.
  • Попытки не выделяться из социальной подростковой группы. Быть как все:
    • Участие в криминальных действиях;
    • Групповое приобщение к вредным привычкам;
    • Совместные прогулы школы;
    • Развратное поведение. Оргии.

Гиперсексуальность

В советские времена редкая литература на эту тему объявляла мастурбацию крайней степенью отклонения, которая может привести к слепоте и слабоумию. Для адекватного взрослого – полный бред, но у ребенка такая информация может вызвать серьезные психические проблемы, ведь это и так всегда считалось «стыдное» поведение. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, об самоудовлетворении говорят открыто и чуть ли не превозносят его, а широкий доступ через интернет к порнографическому контенту только усугубляет ситуацию. Правда, как всегда, лежит посередине. С одной стороны в подростковой мастурбации или, как говорят в быту – онанизме, нет ничего предосудительного. Но с другой стороны проблема может лежать в другой плоскости ­– дурной привычке, когда человек привыкнет к такой сексуальной стимуляции и будет обходиться долгое время только ею. А также в значительной потери энергии при частых повторениях, когда самоудовлетворение становится самоцелью и подменяет собой другие стремления. Здесь, конечно, выходом является просветительская деятельность и правильное освещение вопроса. Вообще в вопросах связанных с сексом всегда лучше, когда информацию ребенку предоставят родители, а не улица или порносайты. Это касается и стремления лишиться любой ценой девственности, и подмена любви простым половым влечением, когда юным людям кажется, что они Ромео и Джульетта, а как только страсть удовлетворена, то розовые очки спадают, но последствия уже могут быть далекоидущие. Итогом могут быть: ранняя беременность, венерические заболевания, беспорядочные половые контакты.

Отгораживание от окружающих

Может быть вызвано предрасположенностью характера. Но обычно провоцируется непониманием со стороны взрослых и сверстников. Неудачами, несчастной любовью, различными комплексами или увлечением искусственной реальностью, когда ребенок переносит все свои цели и помыслы в несуществующий мир. Как итог может проявляться в неустойчивости психики, фобиях, истериках, отсутствии реальных друзей. Здесь родителям надо всегда держать руку на пульсе, искать причину такого поведения и устранять её. Если вы не можете её выявить сами, то надо обращаться к психологу. Ведь подобное поведение имеет тенденцию усугубляться, плохое настроение перерастает в субдепрессию, затем может наступить депрессия и мысли о суициде. В некоторых случая периоды депрессии могут сменять временами активности, так называемый циклоидный тип подросткового характера.

Эмансипация

С ней связано большинство сложностей подросткового периода. Сами по себе попытки самоутверждения и взросления не являются проблемой, сложностями являются методы. Когда подросток занимается спортом, увлекается наукой, искусством, интересным хобби и через это самоутверждается – это прекрасно. Но когда эмансипация заключается в агрессии против взрослых, ярому неповиновению, уходу из дома, асоциальному поведению – это конечно деструктивно и требует немедленной корректировки. Часто ситуация заходит так далеко, что родители уже не могут сами на неё влиять, в этом случае потребуется помощь профессионалов. Но если вовремя повлиять на ребенка, установить с ним контакт, быть честным, пояснить свою позицию, попытаться вникнуть в мотивы поведения и направить его в положительное русло, то вполне можно обойтись и своими силами.

Стадный инстинкт

Часто подростки попадают под влияние более сильных товарищей, которые втягивают их в неприятности. И более слабый в психологическом плане ребенок стремиться к групповой «крутости». За компанию может совершать хулиганские поступки, кражи, приём наркотиков, алкоголя, осуществлять развратные действия. В данном случае необходимо следить за приоритетами подростка, быть с ним в эмоциональном контакте и стараться мягко корректировать поведение. Если вы сами не можете стать для него авторитетом, то лучше уж чтоб им стал известный футболист, знаменитый писатель или успешный программист, заработавший миллионы на разработанном сайте, чем какой-то аморальный одноклассник с отклонениями в психике, которому для самоутверждения надо набрать группу более слабых ребят и повелевать ими.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:


Ознакомьтесь с похожими статьями на нашем сайте, нажмите на интересующую тему:

Правила жизни с подростком: обязательно к прочтению всем родителям

Экология жизни. Дети: Просто и понятно! Обязательно к прочтению всем родителям. Обычно родители либо пропускают момент взросления.

Психолог Михаил Лабковский рассказывает о том, как научиться находить общий язык со своим повзрослевшим чадом. Просто и понятно! Обязательно к прочтению всем родителям.

Обычно родители либо пропускают момент взросления своего чада, как-то все не могут собраться с силами и осознать, что вот оно началось и вовсю идет. Ну, либо напрочь отказываются в него верить.

А ведь это очень важно – вовремя распознать пубертат и в то же время не расстаться с ощущением, что агрессивный подросток у зеркала – тот самый ребенок, который нуждается в вашей любви и поддержке. Нуждается, как никогда.


Однако самыми распространенными способами вступить в контакт с подростком продолжают оставаться следующие:

а) обессилевшая мать истерит, орет, от чего все становится только хуже;

б) агрессивный отец врывается в ситуацию с возгласом: «Я из тебя щас всю дурь выбью!»

Плюс вокруг бабушка крутится, как Плющенко в клипе вокруг Билана.

Начнем сначала.

Итак, ваш малыш с ангельскими ресничками, пахнущий, как розовый куст, превратился в орущего, вонючего, конфликтного, местами волосатого ежа. Обычно он не хочет читать, учиться и поднимать глаза от планшета.

Так продолжается не один год, и отношения, которые формируются в этот период, могут сохраниться на всю жизнь. Подростковый возраст пройдет, а отчуждение закрепится. Если…

Если не помнить, что «переходный» – это САМЫЙ тяжелый возраст в жизни человека, который нельзя сравнить ни с одним больше возрастным кризисом. Ни в детстве, ни в старости – ни в 30, ни в 40, ни в 85 у человека не бывает такой трудной жизни. Ведь ребенок начинает резко расти, скелет и мышечная масса увеличиваются, а сердечно-сосудистая система отстает. Все это в полном несоответствии друг другу и никак не выравнивается. Гормоны скачут. И симптомы, которые у взрослых являются последствиями сильнейшего стресса, например, сбой менструального цикла, утомляемость, перепады настроения – в подростковом возрасте считаются нормальными издержками роста.

Ну, представляете как ему трудно?

Отсюда конфликты, претензии, обиды. Появляются первые прыщи и первые комплексы. Потливость усиливается, успеваемость падет. (В начальной школе по статистике успеваемость, когда дети учатся на 4-5, составляет 50%, в средней школе уже 10%. В связи с пубертатом учеба перестает быть главной деятельностью ребенка). В жизнь входят многочасовые стояния перед зеркалом и запах табака. Ну, и плюс-минус всякие кошмарные явления, которые еще недавно родителям и в страшном сне не могли присниться: наркотики (по официальным данным в России первый раз наркотики пробуют в 13 лет), секс (в 15), алкоголь и гулянки по ночам. Хотя, казалось бы, еще недавно назначенный мамой комендантский час был не пустым звуком.

И если ребенок вообще перестает ходить в школу, предки понимают, что, конечно, могут спросить «почему?» Но на фоне всего остального – это не самое страшное.

Огромный мир подростка трагически сужается до какой-нибудь тупой с точки зрения взрослых проблемы: «Почему у меня нет парня?» или «Почему я самый маленький в классе?» И мои любимые типично подростковые заморочки: «Я что, не такой как все?» и «Неужели я похож на других?»

Обычно пубертат раньше начинается у девочек (в 11-13), позже у мальчиков (в 12-15). Хотя многое зависит от таких факторов, как национальность и гены.

И вот они уже не дети, но еще и не взрослые, и от этого едет крыша. Произойти такое может резко вдруг, как описано у Франсуазы Саган – за одно лето.

Что советую:

Расслабиться

Вспомнить, что вам тоже было 14 лет. Вспомнить, как в ночи мать звонила вашим подругам, а отец тревожно стоял в окне. В общем, вспомнить, как все это было у вас и как вы все-таки выжили.

Понять что ребенок вырос

Имеет вторичные половые признаки и подвижную психику. И что сейчас он находится в болезненном состоянии, от которого страдает в первую очередь он сам, причем страдает куда сильнее, чем вы. Принять его взросление. Проявить к нему уважение, как к взрослому человеку и оказать поддержку.

Как можно чаще проявлять понимание и сочувствие

Вы, конечно, живой человек, и когда слышите что-то откровенно хамское – имеете право высказать свое недовольство. Но все-таки попробуйте постараться проживать дни без агрессии и скандалов.

Вывести из дома тему школы

Вообще. Вынести ее вместе с мусором. Говорить о школе только, если ребенок сам инициирует этот разговор. (Сюда же относятся разговоры про оценки, ЕГЭ, от результатов которого якобы зависит будущее всей семьи, угрозы про армию, работу дворником, беседы о важности хождения в театры и музеи и пр.) Если вы не будете выносить ему мозг своими нотациями, есть шанс услышать, что он говорит. Еще раз: если вы закроете рот, возможно, ребенок сам захочет что-то вам рассказать и поделиться сокровенным.

Не стоит также вынимать левой рукой планшет, а правой вкладывать книгу в руки подростка. Бесполезно.

Дать свободу

Для того, чтобы сформировать у ребенка сознательное отношение к жизни, придется дать ему определенную свободу. Потому что через некоторые вещи точно лучше пройти в 15 лет, чтобы они не догоняли в 20. Факт остается фактом: дети, которых ограждали, с которыми носились, которых изо всех сил старались «не упускать», столкнувшись с реальной жизнью, попросту не умеют ею распоряжаться, не знают, как жить своим умом и став взрослыми, все время ищут какой-то опоры.

И часто получается так, что дети из семей, где все было под запретом, к примеру, покурить и выпить, пытаются, только поступив в институт. А это уже инфантилизм, и выглядит глупо и нелепо. К этому времени ровесники уже все попробовали, повзрослели и отчасти переросли некоторые соблазны.

А вот «дети», которые жили по жесткому расписанию, которых все время контролировали, которым не доверяли, словом, заорганизованные дети, оказавшись в нестандартной ситуации, не знают, как себя вести. Они не привыкли и не умеют принимать решения. Не умеют и не привыкли противостоять соблазнам, отказывать. Зато очень хотят быть принятыми в компанию, мечтают, чтобы ровесники считали их за своих. В том числе и так становятся наркоманами.

Так что контролировать бессмысленно! Тотальный контроль и недоверие только приучает ребенка врать. Выход один – дать свободу сегодня! Чтоб ребенок пережил все какие-то ситуации, научился себя в них вести. Доверие и уверенность, что ваш ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо – вот залог вашего спокойствия! А вовсе не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие.

Ну, и пожалуйста, даже в самые тяжелые моменты обострения взаимоотношений со взрослеющим сыном или дочкой не забывайте: это по-прежнему – он, тот самый малыш с ангельскими глазками, и у него по-прежнему нет других родителей.

И короткая обобщающая памятка «Правила жизни с подростком», которые стоит соблюдать, если вы хотите пройти через переходный возраст с наименьшими потерями.

Старайтесь и учитесь:

— БЫТЬ на его стороне всегда;

— уметь СЛУШАТЬ, не перебивая, когда подросток что-то рассказывает, чтобы он мог выговориться и не боялся, что в ответ на любую его фразу вы будете протаскивать какие-то свои воспитательные идеи («Вот видишь! А я говорила!»);

— уметь МОЛЧАТЬ, когда ребенок не хочет ничего рассказывать;

— уметь ОТКАЗЫВАТЬ, когда это необходимо. Отказывать твердо, но доброжелательно;

— уметь ОТПУСКАТЬ и ДОВЕРЯТЬ, когда ребенок начинает жить своей «личной» жизнью (друзья, подруги, поездки, переписка);

— уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ с ребенком, не доводя ситуации до конфликта (ему всегда что-то нужно от вас, а вам – от него: «не будешь помогать – не получишь карманных денег»), и придерживаться договоренностей;

— СОЗДАТЬ такие условия, чтобы у ребенка не было причин врать вам (причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью – вылечить);

— ИСКЛЮЧИТЬ из общения вопросы типа:
– Как дела в школе?
– Ты чего молчишь?
– Ты чего такой грустный?
– Ты чего такой грязный?
– Я смотрел электронный дневник и хочу поговорить об этом… и пр.

— РАЗГОВАРИВАТЬ не поучая, ОБЩАТЬСЯ на равных;

— научиться разговаривать НЕ О ШКОЛЕ, а о жизни вообще;

— не пытаться контролировать все в жизни подростка (это все равно невозможно), а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.);

Как понять, что происходит с подростком: 5 настораживающих ситуаций

Переходный возраст ребенка часто превращает жизнь семьи в трагикомический фарс. С утра подросток ноет, что его жизнь никчемна, днем с увлечением читает Шопенгауэра, а вечером пропадает с компанией на концерте модной группы. Как понять, насколько серьезны переживания подростка?

Как отличить депрессию от плохого настроения

Пожалуй, трудно найти подростка, который не жаловался бы на перепады настроения. То, что радовало ребенка раньше, теряет свою привлекательность и значение. Он становится немногословен в обществе взрослых и ведет себя так, будто его самое заветное желание состоит в том, чтобы от него все отстали. Часто вы застаете подростка валяющимся на диване в наушниках. В какой момент нужно начать беспокоиться?

• Одним из самых ярких признаков депрессии является так называемая «маска горя» на лице. Девочки при этом часто плачут, а мальчики обходятся без слез, но сохраняют скорбный вид.

• Другими тревожными симптомами являются потеря аппетита, заторможенность и пренебрежение всеми важными потребностями организма : гигиеной, лечением случайных травм или инфекций.

• Ваши расспросы и попытки поговорить, на первый взгляд, оказываются удачными, и подросток делится своими переживаниями, однако день за днем его состояние не меняется.

Подавленность сохраняется в течение месяца без каких-либо значительных улучшений.

• Подросток высказывает суицидальные мысли.

Как отличить стремление к красоте от умышленного нанесения себе вреда

Пирсинг, татуировки, тоннели, шрамирование – чего только ни придумано индустрией красоты для привередливых подростков! Многие из них, начав со скромного прокола брови, не могут остановиться, продолжая «украшать» свое тело. Однако большинство родителей сопротивляются подобным изменениям, отказываясь от их финансирования.

Когда родителю надо бить тревогу?

• Понаблюдайте, в какой момент у подростка появляется очередной прокол или шрам: не связано ли это с каким-нибудь психотравмирующим событием?

• Обратите внимание, как подросток относится к своим «украшениям» на теле: планирует ли их заранее, обсуждая с кем-либо, стремится ли к тому, чтобы они имели определенную форму, местоположение, или повреждения возникают спонтанно и в произвольном месте?

• Тревожным признаком является и отсутствие помощников или советчиков в момент нанесения повреждений. В этом случае они вряд ли выполняют эстетическую функцию и, скорее всего, служат для снятия эмоционального напряжения или самонаказания за какие-то проступки.

• Если подросток говорит о том, что он делает порезы или проколы «случайно» или «просто так», отнеситесь к его словам, как к крику о помощи.

Не уставайте повторять, что ребенок очень красив, поэтому жалко портить такое замечательное лицо, руки и так далее. Расспросите подростка о том, что ему не хватает для того, чтобы чувствовать себя уверенным в собственной привлекательности.

• Подумайте об обращении к психологу или психиатру, если у подростка появляются новые повреждения, пока еще не успели зажить старые.

Как отличить увлечение оккультизмом от любопытства

Рассуждения о смысле жизни являются частью взросления. Однако важно различать философствование от увлечения деструктивными религиозными течениями.

Чтобы разобраться в том, что у подростка в голове, постарайтесь сопоставлять его слова с повседневным поведением.

• Можно быть спокойным, если сын или дочь интересуется разнообразной литературой и с энтузиазмом обсуждает прочитанное. Даже если идеи, содержащиеся в книгах, имеют депрессивный налет, они привлекают подростка лишь как пример нестандартного мышления и не являются руководством к действию.

• Будьте внимательны, если литература, музыка и фильмы, которыми увлекается ребенок, носят однонаправленный характер, содержат собственную символику или ритуалы. Поинтересуйтесь рисунками и изречениями, содержащимися на страницах посещаемых им сайтов, фотографиях любимых музыкантов или актеров.

• Если у подростка сузился круг интересов, ограничившись содержанием некоторых сайтов с определенными философскими или религиозными идеями, не ждите, что увлечение пройдет само собой.

Постарайтесь как можно больше узнать о содержании привлекших ребенка учений, чтобы не пропустить его втягивание в секту.

• Часто поиск смысла жизни толкает подростка на игры со смертью. Зацеперы или исследователи «заброшек» – не просто экстремалы, которым не хватает адреналина. Это подростки, которые постоянно стремятся почувствовать ценность своего существования для себя и для других, поэтому важно помочь им сделать это более безопасными способами. Поговорите с ребенком о том, за какие достижения, кроме прыжков по вагонам, он мог бы уважать себя, и как их можно добиться.

Как отличить анорексию от здоровой заботы о фигуре

Стремление к стройности свойственно практически всем девушкам. К сожалению, ее сохранение часто сопряжено с отказом от нездоровой, но вкусной пищи, и с физическими нагрузками. Чтобы не пропустить анорексию, необходимо оценить, насколько адекватны лишения, испытываемые дочерью (хотя и мамам мальчиков также нужно быть начеку: около 5-7% больных анорексией – юноши!), той цели, которой она хочет достичь.

• Если вы заметили, что девочку тошнит после еды, она использует клизму или принимает слабительное по непонятным причинам, необходимо незамедлительно обратиться к психологу!

• Потеря в весе более 5 килограмм в месяц в сочетании с регулярными взвешиваниями или обмерами также должны насторожить вас и послужить поводом для серьезного разговора. Попросите дочь подробно рассказать о том, что она ест в течение дня, как часто, в каких количествах, чтобы оценить, насколько сбалансировано ее питание.

5 признаков того, что ваш ребенок становится подростком

Часто родителям кажется, что хамство, дерзость, вранье — это ужасно, ребенок внезапно «испортился». Почему это нормально, объясняет подростковый психолог, Мария Завалишина

Ребенок все чаще пребывает в плохом настроении, становится раздражительным, грустным, замыкается в себе

Пубертат – очень сложный период, в этот момент происходят изменения не только физиологические, но и достаточно глубокие личностные. Кроме того, важнейшую роль начинают играть гормоны и нейромедиаторы.

В организме каждого человека есть нейромедиатор дофамин, который отвечает, если говорить простым языком, за ощущение счастья, благополучия, радости, безопасности и участвует в механизме, который обеспечивает стрессоустойчивость. Я недавно была на лекции у одного известного нейробиолога, которая как раз занимается в том числе, тем, что происходит с мозгом человека в пубертатный период.

Так вот, она рассказала, что исследования показывают, что базовый уровень дофамина у подростков снижается, это означает, что хуже работает система подкрепления, т.е. человека перестают радовать обыденные вещи и общий фон его настроения снижается, так же снижается его активность и он начинает искать приключений. Для того, чтобы как-то компенсировать свое состояние.

Это подтверждает то, что мы наблюдаем в своей работе, активно взаимодействуя с подростками и слыша слова их родителей. Даже если ярость кажется родителю неоправданной, поверьте, ребенок орет, хамит, хлопает дверьми потому, что реально очень сильно злится и не справляется со своими эмоциями. Ему физиологически сложно отреагировать адекватно ситуации.

Именно поэтому подростки, стремясь повысить уровень дофамина (неосознанно, конечно) выходят на улицу и начинают искать разные приключения, экстремальные вещи и новые опыты – только так они могут повысить свой уровень радости. При этом, насколько мне известно, на “приключения” выделяются большие дозы дофамина, чем у взрослых. То есть, система работает с большей амплитудой: базовый уровень ниже, а всплески интенсивнее. На «приключения» они реагируют с особенным удовольствием и радостью.

Ребенок выказывает пренебрежение к родительскому мнению

Если для младших детей взрослые являются важным ориентиром, а их мнение – истиной, то у подростка на первый план выходят сверстники. Одна из основных задач этого возраста – установление отношений со сверстниками. Вторая важнейшая задача – сепарация с родителями, отделение и приобретение независимости.

Эти задачи диктует ему природа. Этим и обусловлено негативное отношение к родителям, скорее, даже не негативное, а амбивалентное. Причем, тут есть ловушка: мнение родителей на самом деле продолжает для них быть значимым, но демонстрировать это в открытую нельзя – ведь подросток стремится к независимости.

Поэтому внешне он выказывает пренебрежение, а внутри более чем когда-либо нуждается в поддержке. Но он не может, как маленький, подойти и положить голову на плечо – он должен воевать, противостоять, защищать свою независимость, свою «территорию». И тут от родителей требуется невероятное терпение – важно не быть слишком настойчивыми, но и не игнорировать.

Важно, чтобы подросток знал, что родитель рядом и открыт к нему. Не воспринимать нападки подростка на свой счет, не отворачиваться от него, но и не пускать все это «бешенство» на самотек.

У ребенка снижается мотивация к учебе

В целом, у детей подросткового возраста снижается интерес ко всему – им перестает быть интересно ходить на кружки, на разные увлекательные занятия, снижается значимость всего этого. Если проводить много времени с подростками, станет ясно – их самые частоупотребляемые слова это «скука», «тоска», «мне скучно». Я бы это объяснила опять-таки снижением уровня дофамина – именно это может давать такой эффект.

Как мы уже говорили выше, их перестают радовать обыденные вещи. Постоянное чувство опустошения, подавленности, восприимчивость к любому стрессу. Ну, все не так фатально, скорее, общий фон настроения и мотивации к какой-то конструктивной (на взгляд окружающих) деятельности снижается. Наиболее активно и ярко проявляющийся и сохраняющийся интерес – это общение со сверстниками.

Со стороны это выглядит как «он все время сидит в телефоне», но на самом деле это и есть та самая необходимая коммуникация со сверстниками. Все остальное интересует подростка во вторую очередь – и это нормально.

Но тут так же важно родителю не быть слишком настойчивым, но и не пускать все на самотек. Важно, чтобы поддерживалось выполнение обязанностей, соблюдение договоренностей, чтобы подросток брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Хотя бы в том объеме, в котором это возможно.

Ребенок стремится примкнуть к какой-либо субкультуре

Ребенок начинает яростно охранять свое личное пространство

Комната становится крепостью, на компьютере – пароль, к личным вещам подростки относятся гораздо трепетней, чем раньше. Не потому, что они хотят скрыть что-то ужасное, как сразу думают многие родители, а потому, что это дает им ощущение собственных границ, ощущение самостоятельности, целостности, ощущение своей идентичности. И если родители в этот момент пытаются эти границы нарушить, лезут в личные вещи, устраивают проверки, то между ними и ребенком создается еще большая дистанция.

Родителям важно помочь ему в поддержании этих границ, отнестись к ним с уважением, это придаст его новому хрупкому миру устойчивости, а если родитель чем-то обеспокоен, то лучше говорить об этом открыто. Возможно, подросток ответит на это с благодарностью и сможет проявлять больше открытости, когда увидит, что на его территорию не посягают.

Проблемы с выбором профессии у подростков. Психологическая помощь он-лайн подросткам и родителям.

Почему у подростков возникают проблемы с выбором профессии. Психологическая помощь он-лайн подросткам и родителям.

Так ли трудно выбрать профессию, которой можно посвятить всю свою жизнь и при этом не бояться, что она станет не актуальной для общества в будущем? Нам кажется, что подростки этого поколения думают именно об этом. Им нужна такая профессия, которая всегда будет востребована в обществе, которая будет приносить им не только деньги, но и удовольствие. И знаете что? Подростки действительно могут сделать свой достойный выбор. Они могут выбрать для себя ту профессию, которая будет приносить им радость каждый день! Если это так, то почему в интернете очень много статей посвящено выбору профессии и проблемам поиска собственного призвания в жизни?

В статье: «Как найти себя и свое призвание в жизни», мы уже описывали подобную проблему. И т.к сайт Psi-Labirint.ru посвящен именно психологическим проблемам , сегодня мы опишем, ПОЧЕМУ у подростков возникают сомнения по поводу выбора будущей профессии и как Вам дорогие родители можно повлиять на своих детей так, чтобы у них не возникало болезненных сомнений о выборе профессии.

Для начала Вам нужно уяснить для себя, что не верно выбранная профессия, или сомнения в этом, кем же хочет стать Ваш ребенок влекут за собой негативные симптомы или последствия, которые могут выражаться в:

  • откладывании выбора профессии (когда подросток по долгу гуляет с друзьями, отвлекается на любые другие дела, лишь бы не посещать так называемые «дни открытых дверей в университете»);
  • подросток может менять свои выборы от одной профессии к другой (сегодня: программист, завтра врач);
  • это так же проявляется в негативному отношению к учебе (задержки по домашним заданиям, прогулы,- все это лишь бы отложить тот самый момент, когда нужно все таки определиться где и на кого учиться);
  • нарастают ссоры и скандалы с родителями по поводу выбора профессии и подготовки к экзаменам;

Если подросток уже поступил в университет, но понял, что выбранный факультет не для его:

  1. это так же прогулы и откладывание выполнения домашних работ;
  2. подросток устраивается на работу, но после рабочего дня у него уже не хватает сил на домашние занятия и появляются задолженности;
  3. подросток ничего не рассказывает о своих успехах или не успехах, проблемах в учебе;
  4. подросток берет академ после двух или трех лет обучения;
  5. частые болезни.

Все вышеперечисленное является избеганием выбора (сделанного под Вашим влиянием или влиянием кто-то или чего-то другого). И вроде бы подросток и сам был рад этой профессии, но позже разочаровался.

Важно знать, что все хотят стать взрослыми.

Большинство детей очень сильно хотят стать взрослыми. А быть взрослым, значит получить возможности, которые не доступны ребенку. И в этом одна из причин Вашего (как родителей) высокого авторитета. Ребенок пытается вылепить образец своего поведения, подражая родителям, и «стать как они». Подражая, он начинает ходить, самостоятельно есть, говорить, думать. Поэтому, столкнувшись с чем-то, что исходит от родителей, но идет во вред ему, он не всегда способен распознать это. По-другому этот механизм называется интроект. Интроекты — это «слепки отношений», на основе, которых у ребенка формируется идеал себя. Если отношения с Вами как с родителями у ребенка были или есть негативные, то в попытках объяснить нелюбовь родителей, от «идеал себя» начинает атаковать реального человека (самого ребенка, каким он есть), подавляя и наказывая его за несоответствие: «Я должен слушаться маму и папу», «Я должен их любить не смотря ни на что!», «Я плохой, потому что заставляю маму с папой быть недовольными и разочарованными мною» и т. д. Из-за подобных переживаний, могут появляться разные способы насилия над собой :

  • самообвинение;
  • установление жестких правил морали, которым надо следовать;
  • уступчивость в том, что на самом деле не подходит;
  • подмена собственных желаний, желаниями родителей, когда ребенок делает не то, что ему интересно, а чтобы привлечь внимание (чтобы похвалили), делает то, что уместно, следует или необходимо;
  • замена внешних причин своими внутренними (интроекция).

Или другими словами: ребенок начинает отождествлять себя с идеалом самого себя, которым он не является. И это одна из причин разочарования в выборе профессии. Ведь выбрал как будто бы сам ребенок, но внутри у него переворачивается «весь мир», который протестует выбранному. В итоге, выборы и поступки подростка диктуются не собственными желаниями, а навязанными правилами. И это ли не насилие над собой? У такого поведения есть и свои скрытые причины: «если я уничтожу все плохое в себе и попробую стать лучше, то я смогу принять себя». При таком раскладе о каком собственном выборе профессии может идти речь? Выбор будет сделан, но точно не Вашим ребенком, а, может быть, Вами или его друзьями или обстоятельствами (что еще хуже).

Выходом из всего этого является только работа с психологом на он-лайн консультации. Поскольку самопомощь приведет только к еще одному закрепощению. А необходим выйти из собственных убеждений, которые так просто никогда «не отпустят». А Вы попробуйте переубедить себя самостоятельно в чем-то, в чем очень хорошо убеждены? Сможете ли Вы избавиться от предписаний, которые дали Вам Ваши родители. Долженствований, запретов, способах переживаний, от Ваших ролей в обществе, которые давно не являются эффективными? Если у Вас получиться, то очень ждем от Вас письма, в котором Вы подробно нам обо всем расскажите.

Если у Вашего ребенка существует проблема в выборе будущей профессии, то важно обратиться на консультацию к психологу.

Работа не будет осуществляться при помощи тестов на профориентацию, которые так усердно проводят психологи-студенты на школьниках. Тесты выдают те результаты, которые продиктованы предписаниями и идеалами подростка, но не его самого. Работа в первую очередь будет осуществляться за счет интервенции (проникновения), направленной на осознавание Вашим ребенком собственных желаний и мыслей, останавливающих их удовлетворение. Ведь за любым желанием есть энергия, и разобраться в том, где желания самого подростка, а где — навязанные, можно, только отслеживая телесные переживания.

Почему подростки иногда слепо следуют за большинством в своих выборах и поведении? Потому, что есть желание соответствовать и быть принятым в группе, и у него это хорошо получается. Потому что он научился этому еще раньше, когда хотел, чтобы Вы любили его и начал соответствовать Вашим желаниям и ожиданиям.

Во вторую очередь, работа будет осуществляться с тем, как вообще Ваш подросток осуществляет свои желания и добивается целей. Он добивается этого через манипуляцию, или своими силами? Это важная проблема, поскольку сегодня в России очень много взрослых до сих пор живут за счет родителей и не потому, что нет средств на съем квартиры, а потому что это удобно. Но это же ведет к застреванию в развитии личности. И Вы конечно же не хотите развития таких сценариев.

Тогда Вам следует прислушаться к тому, что мы предлагаем. А мы предлагаем:

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: