Развиваем внимание (игры и упражнения на внимание)
Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым
Команда ЛогикЛайк знает, какие игры помогут ребёнку стать более собранным и научиться управлять своим вниманием. Делимся лучшими находками и разработками.
На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику и нестандартное мышление, внимание и память.
Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Выбирайте игры и задания по возрасту
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
Перед началом игры установите правила:
– нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
– нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания
В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.
Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет
Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.
Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания
Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.
Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания
Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания
Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.
Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания
Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.
Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания
В игре 3 уровня сложности:
- «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
- «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
- «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.
Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет
Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.
Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?
Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания
Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.
Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.
Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.
Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания
Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.
Игры и упражнения для развития внимания
Людмила Воронова
Игры и упражнения для развития внимания
Ушинский говорил, что внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если педагогу не удается добиться внимания детей к тому, что он объясняет, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.
Иногда бывает, что детям «трудно понять», «трудно запомнить», и это говорит не о слабости сообразительности и памяти, а о недостатках внимания.
Ваш ребенок невнимателен? В чем это проявляется? Что может повлиять на качество внимания ребенка? Причины нарушения внимания могут быть разными:
1. Если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания», то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.
2. В дошкольном детстве ребёнок сосредоточенно работает 15-30 минут, а если дольше, то наступает переутомление.
3. Когда 4—7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками, то наступает переутомление.
4. Ребенок может длительное время играть в любимые игры, заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том, что ребенок понял, что и как ему нужно делать.
5. Однообразная деятельность (сложно удерживать внимание, когда выполняете монотонную работу.) В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование: «Кто красивее напишет букву «А»?», «Кто больше решит примеров?».
6. Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении: если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания.
7. Наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.
8. Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания. Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится.
Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.
Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.
1. «Послушай и повтори».
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.
2. «Будь внимателен!» (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Вы называете разные слова: дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры: ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.
3. «Что изменилось».
Цель игры. Развивать активное внимание.
После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например: цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» – семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания.
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Цель игры. Развивать активное внимание.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.
Цель игры. Развивать активное внимание.
Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово “земля”, все должны опустить руки вниз, если слово “вода” – вытянуть руки вперед, слово “воздух” – поднять руки вверх, слово “огонь” – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
Цель игры. Развивать активное внимание.
Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном, просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву.
В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.
Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Секрет волшебных слов Беседа с использованием стихотворения “Что значит быть вежливым?” Сегодня отмечается международный день “СПАСИБО”. Культура общения,.
Стихотворение «Нужные вещи» Заспорили вещи однажды: Кто из них человеку нужнее? Кто работу делает более важную? Без кого людям в жизни труднее? -Я человеку готовлю.
10 базовых упражнения для развития Вашего внимания
Вы никогда не задумывались, что успех во многом зависит от внимательности? Вы что-то не запомнили и ругаете свою «девичью память?» На самом деле вы просто не обратили на ту или иную деталь внимание, и ваш мозг не зафиксировал ее в памяти. Или, возможно, вы часто отвлекаетесь от поставленных задач. Например, вы запланировали важную работу на компьютере, но сами не заметили, как попали в социальные сети или же сторонние сайты, не связанные с работой. Чтобы этого избежать существуют специальные упражнения на внимание.
Взрослому человеку нужно совершенствовать внимание, иначе не избежать рассеянности. Помните персонажа, живущего на улице Бассейной? На развитие внимания влияют много факторов: генетика, окружающая среда, прошлый опыт, и, конечно же, собственное желание. Поэтому, если вы желаете улучшить работу мозга и стать более внимательным, мы предлагаем подборку упражнений для развития этого вида мозговой деятельности.
Подумайте о вашем внимании, как о мышце
Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.
- Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
- Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
- Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.
Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.
Задачи на внимание для взрослых
- Одним из эффективных упражнений является восприятие текста, написанного разными цветами. Важно называть именно цвет, а не читать слова. Интересно, что дети справляются с этой задачей быстрее, чем взрослые.
Помогают развивать внимательность картинки «найди отличия». Их можно найти в различных газетах и журналах, а также в мировой паутине.
Существуют специальные таблицы Шульте для развития внимания и его переключаемости. Суть такова: в таблице разбросаны числа от одного до двадцати пяти, которые необходимо быстро и последовательно находить. Ниже несколько вариантов таких таблиц.
Подобное задание для развития внимательности, только теперь числа расположены не в таблице, а вразброс и имеют различную величину, цвет и форму. Желательно справиться с таким задание за 4 минуты.
Когда вы с легкостью будете справляться с этим упражнением, посмотрите на следующую картинку. Здесь числа уже до 90, отыскать которые нужно за 9 минут.

Упражнение «Найди слово». Представляем вам пример такого задания. Необходимо отыскать названия животных в потоке букв.
Прочитайте следующие слова.
А вы внимательно их прочитали? Теперь сконцентрируйтесь на ошибках.
Советы для тренировки внимания в быту
- Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей. Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
- Подобная задача предыдущей. Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
- Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
- Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
- Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.
Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать. Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.
Игры для дошкольников на развитие внимания
Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка. В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников. От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе.
Игры для младших дошкольников на развитие внимания
Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях. Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.
- Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
- Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
- Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.
Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста
Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.
Упражнения с опорой на зрительные сигналы
- Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
- Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
- Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
- Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:
Игры на слуховое внимание для дошкольников
- Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
- Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.
Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников
Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.
- Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
- Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
- Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
- Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
- Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
- Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
- Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
- Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.
Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.
Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.
При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.
Занятие «Развиваем внимание»
![]() Индивидуальное занятие с учеником 2 класса, обучающимся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 (АООП НОО НОДА). Цель занятия: Развитие свойств внимания – устойчивость, концентрация, объем. Обучающие: формировать представление о внимании как способности человека и о значении внимания в жизни и деятельности. Развивающие: развивать произвольное внимание. Воспитательные: формировать навыки позитивного общения. Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности: Предметные: развитие произвольного внимания. Личностные: проявлять самостоятельность, испытывать потребность в получении новых знаний, внимательно слушать педагога-психолога. Познавательные: следовать образцу, инструкции; овладевать приемами сравнения, сопоставления; включаться в творческую деятельность под руководством педагога-психолога. Регулятивные: определение темы и цели деятельности с помощью педагога-психолога, принятие цели занятия, нахождение путей ее реализации, оценивание своей деятельности. Коммуникативные: формирование навыка позитивно проявлять себя в общении, строить речевые высказывания в устной форме; работа по инструкции в паре. Оборудование: ноутбук с презентацией занятия и видеозаписями («Вот какой Рассеянный», «Веселая зарядка»), задания на карточках, карандаши. Настроение каково? Во! (показываем кулачки с поднятыми вверх большими пальцами) Подведение к теме. Проговаривание темы и цели занятия учеником. Возможно, ты уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Внимание) Зачем оно нужно человеку? Зачем нужно быть внимательным? (Отвечает) Внимание помогает нам учится, помогает в повседневной жизни. Для того, чтобы наши руки стали сильными, мы делаем зарядку. Чтобы стали сильными ноги – мы много ходим. Как ты думаешь, можно ли улучшить внимание? Что для этого нужно? (Тренироваться) Я думаю, ты можешь сформулировать цель нашего занятия. (Отвечает) Упражнение «Расставь знаки в фигурах по образцу» (Предлагаю карточку с заданием). За 2 минуты расставь в фигурах знаки, так же как в образце. Старайся не пропускать ни одной фигуры, выполняй упражнение, пока я не остановлю тебя.
(Предлагаю карточку с заданием). Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигура.
Упражнение «Соедини по образцу» (Предлагаю карточку с заданием). Соедини линиями фигуры, так же как это сделано на образце.
Домашнее задание «Найди фрукты» Найди в таблице названия 10 фруктов и зачеркни их (они располагаются по горизонтали и по вертикали) Развиваем внимание (игры и упражнения на внимание)
Дети растут очень быстро, и не успеешь оглянуться, как пора вести ребёнка в школу, где от него потребуется концентрация внимания при выполнении учебных заданий. Поэтому необходимо задолго до школы планомерно формировать это умение, используя простые упражнения и игры. Картинки, раскраски и игры для развития внимательностиСамая распространённая игра на внимательность – поиск отличий на почти одинаковых картинках, отличающихся разве что малозаметными деталями. Чтобы не запутаться, можно для начала обводить уже найденные отличия, а затем усложнить задачу, чтобы ребёнок держал в голове сразу все расхождения. Для развития внимания можно приспособить и обыкновенную раскраску. На непокрашенных областях укажите цифры, и такие же наклейте на фломастеры или цветные карандаши, чтобы ребёнок мог сам найти, какой цвет ему нужно использовать. Например, зеленые листики, зонтик и арбуз будут соответствовать цифре 1, красное яблоко, цветочки и бантики – цифре 2 и т.д. Можно приобрести и готовые наборы для раскрашивания по номерам. Оно поможет ребёнку не только запоминать элементарные числа, но и развить внимательность в процессе поиска нужных элементов. Вариант игры с числами и карточками. Вырежьте из картона 20 карточек и напишите на них числа от 1 до 20, перемешайте, 10 штук оставьте себе и 10 отдайте ребенку. Положите перед ним одну карточку и предложите выложить рядом карточки с теми цифрами, которые ближе всего к той, которая оказалась на столе. Например, к карточке с числом 15 ребёнок должен выложить 14 и 16, если они у него есть. Эта игра хороша тем, что дети сосредоточенно вспоминают порядок счёта до двадцати, удерживая часть цифр в уме, вспоминают не только число, следующее за лежащим на столе, но и отматывают счёт назад, выкладывая ещё и предыдущее число. Игры с яркими предметами
Поможет развить кратковременную память игра с небольшими яркими предметами. Нужно взять до семи разных интересных вещичек, отличающихся между собой. Это могут быть маленькие фигурки, разные канцелярские принадлежности и любимые игрушки ребенка. Сначала мама или папа выкладывает перед ним весь имеющийся ассортимент и даёт время на запоминание. Потом ребенок должен закрыть глаза или отвернуться, а в это время один из предметов убирают. Лучше, если ребёнок не просто вспомнит, что именно исчезло со стола, но и опишет, как выглядел этот предмет: какого он был цвета, был ли он по размеру больше или меньше тех, что остались на столе, есть ли между ними какая-то связь? Чтобы усложнить задачу, можно постепенно увеличить число элементов для запоминания. Начинать стоит с семи, потому что именно столько объектов дошкольник способен одновременно держать в фокусе. Если дети легко справляются с большим числом предметов, то «количество ячеек» их кратковременной памяти увеличивается, а внимательность становится более концентрированной. Другой способ усложнить эту игру – использовать однотипные предметы, например, яркие пуговицы. Заметить отсутствие игрушки гораздо проще, чем понять, какая именно пуговица исчезла со стола. Развиваем внимание непоседыЕсли ваш ребенок активный, и усадить его за раскрашивание или подсчёт пуговиц вряд ли удастся, можно использовать для развития внимательности и подвижные игры. Причем нередко это те же самые забавы, в которые дети играют друг с другом во дворе без какой-либо образовательной цели. Например, есть несколько вариаций игр с мячом, которые прекрасно развивают внимательность и скорость реакции. Всем известная «съедобное-несъедобное» входит в их число. Ребёнку предлагают фразу, например, «Ты сегодня ел на завтрак…», и различные варианты её продолжения. Если он не согласен с вариантом, то должен отбросить мяч, а если ему попался «вкусный торт» – поймать его. Более сложной вариацией игры является «Семья», когда вопросы касаются личной истории ребенка. Здесь вводится ключевое слово «семья», на котором играющий должен поймать мяч и озвучить свой вариант, допустим, собственного имени. Если же по невнимательности ребенок отбросил мяч на этом слове, за ним закрепляется шутливое имя, которое было произнесено до этого. К концу игры получаются забавные истории про «ежиков, которым 137 лет, живут они в чайном пакетике и заводят в качестве домашнего животного чайник». Концентрироваться на слуховом восприятии помогает игра, в которой ведущий называет вслух свои действия, а сам при этом поступает совершенно иначе. Например, говорит слово «подпрыгнул», а сам приседает, просит поднять руку, а сам поднимает ногу. Дети должны обыграть ведущего и показать как можно больше правильных вариантов действий, которые он озвучивает, не сбившись и не запутавшись. Внимательность в повседневностиДля эффективности упражнений им стоит посвящать хотя бы 10 минут в день, поэтому нелишними будут тренировки в повседневной жизни, для чего стоит обращать внимание на мелкие детали и обычные ситуации, находя в них новые элементы. По дороге в садик, магазин, поликлинику обращайте детское внимание на дорогу, деревья, рекламные плакаты, дворы. Дома спрашивайте о них ребёнка. Вечером, перед сном, когда ребёнок спокоен, задавайте ему ненавязчивые вопросы, которые заставят его вспомнить детали прожитого дня. Простая фраза: «А помнишь ту девочку в садике…?» – может стать началом целого рассказа о том, в какие игры дети играли вместе и что друг другу рассказывали. Со временем на подсознательном уровне внимательность ребёнка активизируется, рассказы станут длиннее, а деталей в них – больше. Периодически меняя упражнения и игры, вы задействуете разные типы памяти ребёнка, научите его осознанно концентрировать внимание и бессознательно запоминать происходящее. 5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 лет
Упражнение 1. Значки в фигурахПодготовка
Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил. Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правильно поставленный значок ребёнок зарабатывает 1 балл. Набрав 25 баллов, малыш получает маленький приз (небольшую игрушку, конфету, яблочко и пр). За каждую допущенную ошибку он должен выполнить 1 фант. Если упражнение выполняют несколько детей, победитель загадывает фанты проигравшим. Упражнение 2. Исправь ошибкуВ возрасте 4–5 лет малыши уже владеют грамматическим строем речи, а накопленный багаж знаний позволяет им находить логические несоответствия в предложениях. Используйте это, чтобы потренировать слуховое внимание ребёнка, поработать над его устойчивостью Специальной подготовки данное упражнение не требует, но вы можете заблаговременно распечатать карточки с предложениями, в которых ребёнку надо будет искать ошибку. Если малыш уже научился читать сам, предложите ему самостоятельную работу с карточками. В противном случае зачитывайте текст, а карапуз пусть исправляет допущенные автором ошибки.
Упражнение 3. Рисование по клеточкамОтлично развивает внимательность рисование по клеточкам. В этом сегменте заданий можно подобрать вариант на любой уровень развития. Малышей попросите продолжить строчку простейших узоров:
Внимательным дошколятам предложите повторить рисунок по образцу:
|