Ребенок и деньги

Ребенок и деньги

Ребенок и деньги

Вы уже столкнулись с первыми «Хочу! Хочу! Хочуууу! Купи» – самое время начать закладывать основы рационального обращения с деньгами в сознание маленького человека. Ваш ребенок поймет, откуда берутся деньги и зачем они нужны, выполнит увлекательные творческие упражнения: соберется в поход, отгадает непростые загадки, устроится на первую в своей жизни работу и заведет «Друга-копилку», а также многое другое.

Ребенок уже имеет представление о природе денег и их возможностях, двигаемся дальше. В этом разделе Вы найдете комплекс упражнений, которые помогут ребенку научиться замечать рекламные ловушки и противостоять им, избегать ненужных покупок, экономить деньги и накапливать их на свои цели. Вам вместе предстоит поучаствовать в «Фестивале пожирателей рекламы», «Контрольной закупке», завести свою первую настоящую «Финансовую цель» и многое другое.

Ваш ребенок уже имеет опыт умных покупок и накоплений, самое время знакомиться с азами планирования и управления бюджетом, инфляцией и способами защиты накоплений от ее влияния. Вам вместе предстоит вести дневник наблюдения за поведением «Личного бюджета» и ценами, принять участие в выгодной для бюджета игре «Не потраченный рубль – рубль заработанный», «Отправить деньги на работу» и многое другое.

С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным, поэтому мы расширяем границы финансовой свободы и ответственности. Упражнения данного блока позволят расшить представление о возможностях финансового мира и их безопасном применении. Например, ребенок познакомиться с различными источниками формирования личных доходов, посчитает, как успеваемость в школе может сказаться на будущей заработной плате (это здорово повышает мотивацию к учебе!), разберется с тем, какие налоги ему предстоит платить, познакомься с влиянием рисков, доходности и кредитов на личный бюджет, а также определит свой уникальный «Финансовый тип».

Уже совсем скоро «еще вчера ребенку» предстоит самому искать ответы на множество вопросов – где учиться, кем стать, где и как жить? Предложенные в рамках данного модуля упражнения помогут провести генеральную репетицию взрослой жизни! Проверить, все ли необходимые знания для безопасного благоустройства личной финансовой жизни уже имеются в наличии. А в случае обнаружения небольших пробелов – пока есть время, их восполнить, разобраться, как обеспечить себе достойное образование и условия будущего заработка, как определить план будущей жизни и проложить дорогу к важным целям.

Дети и деньги. Что делать, если ребенок ворует?

Дети и деньги. Что делать, если ребенок ворует?

Бывают такие запросы к психологу, когда родители обращаются, потому что ребенок ворует деньги.

Бывает, что ворует только у родителей. А бывает, что начинает подворовывать, пока никто не видит, например, в школьной раздевалке. Или, был случай, у репетитора, пока она отошла в туалет, взял ребенок из сумочки определенную сумму денег – не все, что было, а только так, чтобы хватило на свои потребности.

Я спрашиваю ребенка: «Зачем ты взял? Ты же знал, что нельзя». Конечно, поначалу ребенок молчит. Об этом, вообще, не очень-то охота разговаривать. Тем более, когда ребенок это делает, он наивно полагает, что никто и не заметит пропажи. Через некоторое время ребенок «раскрывается», и эту тему мы начинаем обсуждать.

И часто выясняется, что у таких детей нет понимания о том, что такое деньги, как их тратить, как их получить. Представление о деньгах у них достаточно расплывчатое, ну да, есть деньги, на них что-то можно купить. Откуда я их могу взять? У родителей. А если не дают? Непонятно. Кто-то терпит, кто-то берет тайком. Кто-то забирает сдачу, когда посылают в магазин.

Объединяет детей, которые берут деньги без спроса, как правило, одно: они не знают, как могут получить деньги, а если знают, то предложенными способами не хотят. И все это идет от отсутствия опыта в обращении с деньгами. Опыт обращения с деньгами дают так называемые «карманные» деньги, то есть небольшая сумма, которой ребенок может распоряжаться. В каждой семье по-своему решается вопрос о том, как и в каких количествах выдавать карманные деньги.

Но есть несколько важных правил, которые стоит соблюдать при выдаче карманных денег:

  • Правила выдачи денег должны быть понятны как родителям, так и ребенку. Если ребенок не знает, когда и при каких условиях он может получить деньги, он может начать придумывать самому эти деньги «доставать». У меня есть один знакомый мальчик, который выбрал очень социально безопасный способ «доставать» деньги, если их не хватает. Он их находит. Просто очень внимательно смотрит под ноги, когда гуляет, и иногда ему «улыбается удача». Но не каждый ребенок удовольствуется этим способом. Поэтому родителям стоит продумать, могут ли они достаточно регулярно выдавать определенную сумму денег (например, 100 рублей раз в неделю), при каких условиях эта договоренность соблюдается (например, если ребенок выполняет все обязанности по дому, делает домашние задания без напоминаний и т.д.). После обсуждения всех условий выдачи денег между собой, родителями, надо рассказать ребенку о том, когда и как он сможет получить деньги.
  • Карманных денег не должно быть очень много. В каждой семье свои возможности. Я знаю семью, где ребенок получает 100 рублей раз в месяц, а знаю семью, где каждую неделю выдается по 1000 рублей. Но важно, чтобы регулярно выдаваемая сумма на карманные расходы не была очень большой. Чтобы эта сумма была действительно на «карманные» расходы, а не на то, чтобы каждый день весь класс кормить пиццей. Иначе появляется ощущение превосходства над другими детьми, велик риск, что ребенок начнет «покупать друзей», иерархия ценностей у него выстроится неправильно. Чтобы грамотно определить возможную сумму, продумайте, сколько Вы без особых потерь для семейного бюджета можете выдавать ребенку, скажем, еженедельно, какие у него могут быть реальные расходы. Важно, чтобы именно родители определяли эту сумму, а не ребенок.
  • Определите круг расходов, на которые будут идти карманные деньги и общие деньги, то есть бюджет семьи. При наличии карманных денег у ребенка будете ли Вы покупать ему шоколадку в магазине каждый раз, когда он попросит? И вообще, будете ли покупать что-то сверх необходимости? Какие категории расходов с карманными деньгами автоматически перейдут на «плечи» ребенка? Позвольте ребенку самому где-то экономить на булочках, зато накопить на «крутой» самокат. Обсуждайте с ребенком возможные траты, но позвольте ему брать на себя ответственность и самому решать какие-то вопросы. Если ребенок «свои деньги» будет копить на большую покупку, а Вы по-прежнему будете покупать ему все, что он ни попросит, идея «карманных» денег рушится сама собой.
  • Поощряйте идеи «больших» покупок – это воспитывает волю, умение ждать, игнорируя сиюминутные желания. Говорите с ребенком о его «большой» покупке, как он будет рад, когда сам, без посторонней помощи, сможет купить то, что так хочет. Помогайте ребенку учиться считать и распоряжаться тем бюджетом, который у него есть.

Умение распоряжаться деньгами – это такая же часть нашей реальности, как, например, привычка здороваться с людьми при встрече. И если не воспитывать это умение с детства, то в дальнейшем уже подросший человек почувствует себя несколько растерянным, не сможет адекватно действовать в условиях, когда у него появится возможность или по крайней мере желание распоряжаться деньгами. И в этот момент он может совершить много ошибок, которые могут надолго заклеймить его в глазах других. Именно поэтому важно не избегать темы денег, а честно разговаривать о них, о возможностях семейного бюджета, а тех решениях, которые принимают взрослые. Все это помогает ребенку понять ценность денег и принципы распоряжаться ими.

Автор статьи психолог, психотерапевт Строкова С.С.

Статья напечатана в журнале “Квадратик” № 3 июнь-июль 2019 г.

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Учиться обращаться с деньгами нужно с самого детства. У детей должны быть карманные средства. Родители не должны полностью контролировать их расходы или платить за выполнение домашних обязанностей. Вот список ошибок, которые совершают родители в финансовом воспитании своих детей.

1. Не обсуждают деньги

Родители, как правило, не рассказывают детям о финансовом состоянии семьи. Семейный бюджет в их присутствии не планируется. У детей в результате складывается неверное впечатление о том, для чего нужны деньги. Когда они вырастают, им становится непросто распоряжаться своими деньгами.

Если посвящать детей в финансовые дела семьи, они научатся планировать бюджет и будут понимать, что деньги нужно беречь и тратить впустую их нельзя. Это один из приемов, благодаря которому вы сможете сформировать финансовую грамотность своих детей.

2. Лишают карманных денег

Когда у ребенка есть хотя бы какие-то свои деньги, он может чувствовать себя более самостоятельным. С шестилетнего возраста нужно каждую неделю или каждый месяц давать небольшую сумму, чтобы он мог потратить ее по своему желанию. Постепенно он научиться тратить деньги более рационально, а также распределять сумму так, чтобы ее хватило до следующего раза. Чем старше будет ребенок, тем полезнее будут его траты.

3. Постоянный контроль

Если вы дали ребенку деньги, то он должен тратить их по своему желанию. Не запрещайте покупать ему то, что он хочет и не ругайте, даже если трата, по вашему мнению, была совершенно бесполезной. Конечно, у всех родителей есть стремление научить ребенка тратить деньги правильно. Но если вы будете его контролировать, то распоряжаться ими он так и не научится. Выходит, что вы только формально дали деньги ему. При таком подходе он будет бояться ошибиться и разозлить родителей.

Если первое время ребенок будет тратить деньги неразумно, в этом нет ничего страшного. Нужно понимать, что в этом у него нет никакого опыта. Со временем о сам поймет, что и как делает неправильно.

4. Отсутствие контроля

Совсем не контролировать расходы своих детей тоже неправильно. Нельзя впадать в крайности. Дети должны знать, что родителя являются для них опорой, и они всегда могут к ним обратиться за советом и получить поддержку. Перед тем, как давать деньги, расскажите об основных правилах обращения с ними. Так вы сможете предостеречь от многих неприятностей.

Расскажите своему малышу, что большую сумму носить с собой нежелательно. Нельзя рассказывать чужим людям о том, что у тебя есть деньги и сколько их, а также спорить на деньги или играть в азартные игры. Посоветуйте, как накопить деньги на игрушку, о которой он так давно мечтает.

5. Вознаграждение за достижения

Специалисты не советуют родителям давать детям деньги в качестве поощрения. Не стоит платить ребенку ни за хорошие оценки в школе, ни за то, что он хорошо вел себя. Он должен понимать, что учится он не потому, что родители заплатят ему за это, а для получения знаний, которые пригодятся ему в будущем.

В течение всего времени, пока ребенок учится в школе, его основной задачей является именно обучение. Поэтому если вы правильно привьете ему тягу к знаниям, то вам не придется поощрять ребенка и постоянно заставлять его выполнять домашнее задание. За хорошие годовые оценки можно наградить какой-либо полезной вещью. Это может быть поездка в лагерь или экскурсия.

6. Оплата домашних дел

Не стоит давать деньги за то, что ребенок поддерживает в чистоте свою комнату и моет за собой посуду. Дети обычно привыкают к этому, и бесплатно делать что-то вы их не заставите. Ведь мама и папа делают домашние дела не за плату, а потому что их нужно делать. Ребенок должен понимать, что все члены семьи должны заботиться об уюте в доме и поддерживать его в чистоте.

7. Измерение деньгами всего

Дети должны научиться распределять ценности и получить духовное воспитание. Важно понимать, что деньги дают человеку очень много возможностей и преимуществ, но они не являются единственной ценностью. Финансово обеспеченные люди могут многое, но не все. Нужно объяснить, что образованный и высокодуховных человек ценен сам по себе, даже если у него нет денег. Для этого нужно стимулировать к чтению книг, просмотру фильмов о дружбе, любви и взаимопомощи.

8. Отбирание заработка

На летних каникулах многие подростки ищут подработку, чтобы накопить немного денег для своих нужд или купить то, о чем давно мечтали. Не отнимайте у детей всю их зарплату. Чтобы пополнить семейный бюджет. Предложите ему потратить часть своего заработка с пользой для семьи. Но основная часть денег пусть останется у вашего ребенка, чтобы он мог потратить их на свои нужды. Посоветуйте ему с каждой зарплаты откладывать определенную сумму денег, чтобы накопить на желаемую покупку.

9. Выбор профессии в зависимости от заработка

Многие профессии не предполагают ни продвижения по карьерной лестнице, ни большого заработка. Ваш ребенок имеет право выбрать профессию самостоятельно, чтобы реализовать себя в той сфере, которая ему близка. Даже если вам совсем не нравится его выбор, вы обязательно должны его уважать.

Обсудите вместе его планы на последующие годы. Поинтересуйтесь, что он хочет делать после того, как закончит институт. Спросите, будет ли он счастлив, если устроится на работу по специальности. Делать это нужно ненавязчиво, чтобы не потерять доверие. Поделитесь своим опытом и дайте несколько советов. Если разговаривать спокойно, то есть много шансов, что ребенок к вам прислушается.

10. Манипуляция деньгами

Карманные деньги нужны детям не только для того, чтобы они могли купить себе что-то, а для формирования финансовой грамотности. С помощью денег ребенок может почувствовать ответственность и стать самостоятельным, научиться принимать решения. Вы должны давать определенную сумму денег с одинаковой периодичностью. Но на ваши отношения это никак не должно влиять. Лишение карманных средств допустимо лишь в случае очень серьезных проступков. Манипулирование деньгами не является правильным и эффективным методом воспитания.

Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям

Финансовая грамотность с 1 класса: зачем нужна копилка?

Заканчиваются школьные каникулы, связанные как с многочисленными подарками и развлечениями, так и с большими, чем в обычной жизни, расходами. Если вы еще не задумывались об обучении ребенка основам финансовой грамотности, самое время это сделать. Начать можно с обсуждения темы карманных денег.

В нашей стране ответственность человека за собственные решения в финансовой сфере стала особенно актуальной чуть более 20 лет назад, и до сих пор для существенной части людей взаимосвязь между текущими действиями и собственной финансовой стабильностью остается неочевидной. В России по-прежнему обучение обращению с финансами происходит, как правило, в момент появления первой работы и собственного заработка. Для каждого человека это свой возраст, который колеблется в диапазоне 16-20 лет.

Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше! Самый простой и эффективный инструмент, доступный каждому родителю — это карманные деньги, о которых и пойдет речь сегодня. Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

1. Выдавайте детям карманные деньги

Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п.

2. Договоритесь с ребенком о сумме и периодичности выдачи карманных денег

Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребенка, — предмет для обсуждения с ним. Особенно важно в течение этого разговора рассказать ребенку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определенную сумму карманных денег (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц и т.п.).

3. Не платите ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания

В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов

Цель предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка

Обсудите с ребенком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке

Если копить на важную для ребенка вещь необходимо слишком долго — мотивируйте ребенка тем, что когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.

7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребенка

Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребенка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти — до тех пор, пока все расходы ребенка не окажутся в его собственной зоне ответственности.

8. Помогите ребенку оптимизировать расходы

Расскажите ребенку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером

Обратите внимание на то, что дети — наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

10. Предложите ребенку специальное обучение

Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективен.

Статья предоставлена образовательным проектом SmartCourse

Дети и деньги: как научить ребенка разумно распоряжаться деньгами

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Заменяя родительское внимание деньгами, вы выращиваете ребенка, не понимающего цены деньгам. Специалисты утверждают: такая ситуация в обеспеченных семьях не редкость. Родители часто откупаются от детей деньгами вместо общения. Вырастая, дети часто впадают в апатию, они или хотят сразу зарабатывать большие деньги, или не хотят ничего. Иногда у них возникает страх не суметь заработать самостоятельно, поэтому они и не пытаются, а просто тратят родительские деньги. Единого решения проблемы «деньги и дети» не существует. Но выделить несколько сфер для размышлений возможно.

Посещение магазина. Психологи уверяют, что посылать за покупками детей можно с шести лет. Это тренирует полезные навыки. При этом, посылая малыша за покупками, можно преподносить это не только и столько как домашнюю обязанность, помощь маме/папе, но и как элемент познания финансовой грамотности. Если вдруг сдачи не хватает, то можно дружелюбно порекомендовать быть в следующий раз внимательнее в процессе познания реальной жизни.

Отказы. Важный воспитательный момент, по мнению психологов, — иногда отказывать ребенку в покупках. Делать это нужно с 3-5 лет по двум соображениям. Во-первых, чтобы ребенок привык к понятиям «нет денег», «их надо заработать», «надо накопить». Во-вторых, чтобы он понимал, что не любое его желание исполнится сразу. У детей из обеспеченных семей часто нет интереса к жизни, им не к чему стремиться, потому что все их желания исполняются сразу же.

Карманные деньги. Должны ли у ребенка быть личные деньги? С какого возраста? Эти вопросы волнуют многих родителей. Детские психологи говорят, что дети начинают воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6-7 годам, до этого они предпочитают натуральный обмен, например одной игрушки на другую. Если это так, то до школы давать деньги обычному ребенку, может быть, не стоит. Но затем трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних свои деньги появляются раньше, у других позднее. Ребенок непременно должен чувствовать себя полноценным членом школьного сообщества, это для него крайне важно. Детям старше 12 лет «свои деньги» помогают подготовиться к взрослой жизни, научиться управлять своими желаниями.

Школьникам-студентам может выдаваться фиксированная сумма на питание вне дома, на развлечения. Конечно, единых рекомендаций о сумме карманных расходов не бывает. У семей разное материальное положение. Суммы, для одних естественные, другими могут восприниматься как неразумные. По идее карманных денег школьнику должно хватать на самое необходимое: транспорт, еду вне дома, развлечения (кино, компьютерные игры) и т.д. Многие родители небезосновательно опасаются крупных сумм в детских карманах и предпочитают все покупать сами. Какой бы подход к финансированию ни выбрали родители, они должны помнить, что деньги формируют потребности и им необходимо следить за тем, какие именно потребности они создают у ребенка. Психологи советуют устанавливать размер карманных денег в рамках планирования всего семейного бюджета. Очень хорошо, если в «бюджетном процессе» будут участвовать и дети.

Уровень контроля. Одна родительская крайность: если мы играем во взрослую жизнь, то играем до конца — ребенок волен тратить свои деньги на что угодно. Другая крайность: обязательно выяснять, на что были потрачены выданные деньги. Психологи советуют доверять детям, не допуская мелочных придирок, но вести постоянный диалог. Если быть в курсе, как ребенок расходует деньги, то это с большей вероятностью позволяет избежать неприятных ситуаций, когда кто-то постоянно отнимает у ребенка карманные деньги или когда он оказывается втянут в какие-нибудь околокриминальные сюжеты. Когда речь идет, скажем, о сборе денег на вечеринку и ребенку не больше 12-15 лет, не помешает созвониться с другими родителями.

Ребенок должен понимать: деньги — это труд родителей и к ним следует уважительно относиться. Доверительные отношения между детьми и родителями в денежных вопросах важны. Они помогают воспитывать в подрастающем поколении самостоятельность в финансовых решениях. Ребенок должен привыкать к мысли, что деньги — это важный аспект нашей жизни, ими надо разумно распоряжаться.

Детские заработки. Специалисты советуют стимулировать у ребенка стремление самому добиваться желаемого вне зависимости от наличия в семье больших денег, с детства учить ответственно относиться к деньгам и внушать: для сохранения достатка придется много трудиться, не рассчитывая только на родительские деньги. В противном случае капитал легко потерять. На Западе очень многие дети из обеспеченных семей подрабатывают с 7-10 лет. А подростки (13-19 лет) и студенты — практически в обязательном порядке. Это может быть работа в уличной торговле, фаст-фуде, присмотр за малыми детьми и т.д. Это все помогает понять не только бизнес-процессы — «то, как зарабатываются деньги», но и узнать «стоимость денег». Такой подход, характерный для западного воспитания, постепенно начинает распространяться и в России, где ранее было принято помогать детям до пенсии, что иногда лишает мотивации к собственным заработкам.

Финансовое планирование для детей. Необходимо помочь ребенку понять взаимосвязь между образом жизни и личным бюджетом, между необдуманным поступком и неприятными финансовыми последствиями. Процесс можно схематизировать в виде нескольких шагов. Эти шаги требуют терпения, но ведь вы же хотите лучшего будущего для ребенка?

  • Шаг первый: Жизненные установки. Предложите ребенку заглянуть в будущее. Кем бы он хотел стать? Пусть малыш выберет профессию и род деятельности, занятие, обеспечивающее его доход. Будет ли у него машина, когда он станет взрослым? О какой машине он мечтает? Как насчет квартиры или дома? Все эти «жизненные установки» не комментируем, но законспектируем.
  • Шаг второй: Личный баланс. Теперь попросите ребенка найти в Интернете сведения о среднем уровне дохода людей, работающих в сфере, которую он выбрал. Для этого можно посетить различные сайты по поиску работы. Найденные цифры возьмем за основу. Обратите внимание ребенка: зарплата начинающих сотрудников, как правило, значительно ниже, чем у опытных специалистов. Многие из детей будут потрясены. Понятие «зарплата человека без опыта работы» чуждо детям. Пришло время показать, как обстоит дело с финансовым аспектом выбора жизненного пути.
  • Шаг третий: Финансовый отчет. Чтобы увидеть, насколько мечты маленького человека о доме, джипе, путешествиях и прочих благах соответствуют реальным возможностям представителя конкретной профессии, продолжите эксперимент. Попытайтесь показать ребенку, какие расходы ждут его, когда он начнет вести взрослую, самостоятельную жизнь. Можно предложить ребенку внести дополнительные статьи расходов, например его личное хобби или увлечение, которым он планирует заниматься и во взрослой жизни. Проинформируйте его о тех суммах, которые на сегодняшний день составляют основные статьи ваших расходов.
  • Шаг четвертый: Анализ результатов. Что осталось от «заработка» вашего ребенка после вычета расходов? Может, он вообще вышел в минус? Спросите, к чему приведут ежемесячные переплаты, долго ли так можно прожить? Обязательно предупредите ребенка, что в жизни не все можно учесть заранее: бывают и такие статьи расходов, как неожиданный ремонт дома или машины, лечение, уход за стареющими родителями и т.д. Ребенок должен понять, какова взрослая жизнь, кажущаяся ребенку такой притягательной. Расскажите детям: семья может пострадать от экономического кризиса, потери работы или болезни кого-то из близких. Но серьезное отношение к финансам дает чувство защищенности, даже при возникновении подобных ситуаций.
  • Шаг пятый: Примеры бюджетных статей. Дети чаще всего ориентированы на настоящее, но надо приучать их смотреть в будущее. Задача — научить практично подходить к осуществлению мечты. Для этого ребенок должен подумать, чем он может пожертвовать ради самой главной своей мечты, как сократить статьи расходов, сделать их соответствующими доходу. Постарайтесь объяснить ребенку, что нельзя научиться экономить, не зная, куда уходят деньги. Деньги нужно уметь считать, дабы иметь ясное представление о том, сколько и чего нам необходимо, а без чего можно и обойтись.
  • Шаг шестой: Меняем жизнь уже сейчас. Спросите ребенка, какого человека можно назвать богатым. Ответ прост: богат тот, кто тратит меньше, чем получает, удовлетворяя при этом все свои потребности. Остаток, получаемый ежемесячно, можно инвестировать, чтобы он также работал и приносил прибыль. Ваш ребенок уже сейчас может начать свой путь к успеху. Для этого надо всего лишь пересмотреть свой образ жизни и начать ежемесячно откладывать небольшую сумму, которая будет инвестицией в будущее. Предложите ребенку проанализировать его личный бюджет. Да, человек он у нас неработающий и статьи его расходов и доходов незначительны, но он уже может начать управлять своими финансами.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Финансовая грамотность — важная часть воспитания. Чтобы у ребёнка не возникало проблем с деньгами во взрослом возрасте, надо как можно раньше объяснить ему, зачем нужны деньги и как ими пользоваться. Наш блогер, мама Анастасия Ситина, делится опытом и рассказывает, как учит дочь грамотно обращаться с деньгами.

Недавно мне пожаловалась подруга, что её пятилетний ребёнок залез в кошелёк и порвал пятитысячную купюру. Удивляться тут нечему. Многие взрослые не умеют бережно относиться к деньгам и постоянно занимают «до зарплаты». Дети лишь копируют поведение родителей.

Научить обращаться с деньгами можно даже дошкольника. Например, моя дочь в детстве аккуратно относилась к деньгам, сейчас, в 14 лет, вдумчиво тратит карманные деньги, ведь основам финансовой грамотности мы стали учить её «с пелёнок».

Основы обучения, которые я для себя сформулировала за 12 лет:

1. Раннее знакомство с деньгами. Начинать обучение нужно как можно раньше, как только появится хоть малейший интерес к теме. Тогда детям будет гораздо проще принимать взвешенные решения о покупках, когда появятся карманные деньги.

2. Игры и общение. Ребёнку не нужны длинные лекции о финансовых инструментах. Лучше подавать информацию в виде игры, подходящей возрасту ребёнка.

3. Деньги нужно заработать. Если дать возможность ребёнку самостоятельно заработать деньги на понравившуюся вещь, он получит от покупки гораздо больше удовольствия, чем если бы её купили по первому требованию.

4. Учиться вместе с ребёнком. Нет ничего страшного, если вы не можете объяснить какой-то финансовый термин. Отличное времяпрепровождение — выяснить всё вместе. Прочитайте книжку или посмотрите образовательные мультфильмы.

5. Бюджет — это не табу. Дошкольников вполне можно привлекать к пассивному обсуждению семейного бюджета и особенно к празднованию, если удалось достичь поставленной цели (закрыть кредит или накопить на новый телевизор). Как только у ребёнка появятся свои карманные деньги, нужно ему помочь сформировать личный бюджет. Сначала это можно сделать в виде картинок в тетрадке, а когда он подрастёт, установить специальное приложение на мобильный.

6. Ставьте простые цели. Детям в силу психологических особенностей тяжело думать о будущем. Их больше волнует, что мама приготовит на ужин. Детские финансовые цели нужно устанавливать так, чтобы их можно было достичь за короткое время.

7. Будьте терпеливы и не придирайтесь.

Теперь подробнее о том, как всё было у нас.

Первое знакомство с деньгами

Когда дочь была совсем маленькой, её не с кем было оставить дома, поэтому приходилось брать с собой в магазин. Мы ездили по рядам с товарами, и я рассказывала про продукты и кассиров. Ничего особенного, но пятым словом, которое сказал ребёнок после стандартных «мама», «папа», «на» и «дай», было «деньга». С этого началось обучение правильному обращению с деньгами.

В два с половиной года она самостоятельно брала себе йогурты в магазине, а на кассе гордо протягивала деньги. Тогда же мы купили ей первую игрушечную кассу. Сейчас такие продают в любом детском магазине.

Сначала игра заключалась в бездумном сканировании всех игрушек. Со временем на продукты мы повесили ценники, и ребёнок стал делать покупки только на строго определённую сумму. Для начала поставили «целые» цены: 5, 10, 20 рублей. Потом добавили копейки. Когда в школе прошли таблицу умножения, цену стали указывать не за штуку, а за килограмм.

После четырёх начали знакомить с настоящими деньгами: из монет строили башни, сравнивали их по размеру и номиналу.

Бумажные деньги особого интереса не вызывали, пока дедушка не показал коллекцию купюр из разных стран. Конечно, наибольший восторг вызвали белорусские «зайчики». Заодно удалось рассказать о курсах валют и как расплачивались в древние времена.

Как научить ребёнка копить и тратить деньги

Когда дочка пошла в первый класс, рассказали, что деньги можно хранить в банке и зарабатывать на этом. Решили создать банк у себя дома и копить на развлечения в дни школьных каникул. Для этого купили большую копилку, а дочку назначили банкиром.

В конце каждой недели мы с мужем складывали в копилку всю мелочь, которая была в кошельке. Напомнить и собрать деньги было обязанностью дочери. К концу четверти к накопившейся сумме добавили 10%, которые отдали ребёнку «за труды».

Тогда же привлекли её к обсуждению, на что можно потратить накопления: покататься на аттракционах, купить куклу или пойти в кино. Для ребёнка это трудный выбор. В конце концов она выбрала последнее. Денег хватило на билеты на утренний сеанс.

Тут во мне долго боролись «воспитательный процесс» и желание добавить денег и поспать подольше. Всё-таки решила не вмешиваться. Так дочка поняла, что рано или поздно деньги закончатся и покупать всё, что хочется, нельзя, нужно выбирать. После этого постепенно стали привлекать дочку к планированию настоящего семейного бюджета. Поначалу она, правда, больше сидела и слушала.

Большим подспорьем в разъяснении основных финансовых понятий стали обучающие мультфильмы. Всё просто, интересно, ребёнок смотрит с большим удовольствием. Особенно нравился мультсериал «Азбука денег», но и у «Фиксиков» есть интересные серии на эту тему.

Первые карманные деньги

Карманные деньги стали давать во втором классе. Тогда же объяснили, что, если не удается накопить на нужную игрушку, деньги можно заработать, спросив у родителей, как это можно сделать. Тут мы были единодушны и решили, что за дела по хозяйству и хорошую учёбу платить не будем. У ребёнка есть свои обязанности, и она их должна выполнять в любом случае.

Варианты заработка были разные:

  • собрать гербарий из растений, которые растут на даче;
  • украсить квартиру к Новому году;
  • рассортировать пуговицы.

Скажу честно, иногда чувствовала себя мачехой из сказки про Золушку. Главное, что нам удалось привить дочке понимание, что деньги просто так ниоткуда не берутся, их нужно заработать. При этом важно не отбить желание трудиться.

Хороший способ объяснить ребёнку, что всё имеет свою цену, — набирающие популярность детские пространства, которые имитируют взрослую жизнь

Мы часто ходили в такое пространство кататься на машинках. Чтобы взять машину, ребёнок должен заплатить местную валюту, чтобы её заработать, нужно выполнить задания Бабы-яги. В зависимости от сложности она выплачивала разные суммы. В конце дня оставшиеся деньги можно или взять с собой, или положить в местный банк под проценты.

Если поначалу дочка не понимала, почему она должна что-то делать, если родители уже купили входной билет, то потом она сознательно стала выбирать сложные задания, чтобы полученных денег хватило не только на машинку, но и на автоматы, и на карусели.

Как научить ребёнка вести учёт своих расходов

В 12 лет завели дочке банковскую карту. Это была скорее необходимость: она часто ездила на соревнования. Оформили обычную неименную и раз в месяц переводили на неё фиксированную сумму.

Конечно, первое время дочь тратила всё очень быстро. Тогда решили более вдумчиво подойти к планированию её расходов и установить специальное приложение на мобильный, у которого были следующие преимущества:

1. Общий аккаунт для всей семьи — очень удобно: и свои финансы под контролем (программа позволяет работать и с наличными, и с картами, и с кредитами, и с вкладами), и одновременно избавляешься от паранойи, куда же ребёнок тратит деньги.

2. Наглядность — детям тяжело оперировать большими цифрами. Они понимают, что 5000 рублей больше, чем 500, но оценить, на сколько, им трудно. Если данные представить в виде гистограмм или частей диаграммы разного цвета, становится сразу всё понятно.

3. Автоматизация — дети легко отвлекаются. Моя дочка, например, в конце дня не всегда может вспомнить, на что и сколько она потратила. В приложении можно автоматизировать внесение ежедневных трат вроде проезда на автобусе в школу или стоимости комплексного обеда. Кроме того, программа распознает СМС от банков и QR-коды, поэтому такие платежи тоже легко учитывать.

4. Взвешенное решение — приложение показывает, сколько ещё можно потратить в день с учётом общего остатка до конца месяца. Как-то мы были в магазине, и дочка захотела купить игрушку на свои деньги. До конца месяца оставалось три дня, а у неё на карте было ещё 400 рублей. Игрушка стоила 200 рублей. Вместо спонтанной покупки мы вместе полезли в приложение и начали думать: денег хватает, но программа подсказывает, что сегодня можно потратить только 133 рубля, а нужно ещё два дня пообедать в школе. Не без слёз решили всё-таки отложить покупку и чуть-чуть поэкономить (брать обед из дома). Зато потом дочка ещё долго всем хвасталась, какая она молодец.

Понимаю, что основные трудности ещё впереди. Года через два дочке вместо игрушек захочется купить платье как у Маши, или сумочку как у Вики. Надеюсь, наше обучение не пройдёт даром и она будет грамотно распоряжаться деньгами.

В конечном счёте как учить ребёнка обращению с деньгами, каждый родитель решает сам. То, что сработало у нас, может не подойти вам, поэтому не бойтесь проб и ошибок. Важно научить детей тому, что они сами несут ответственность за свои финансы и не всегда должны полагаться на маму и папу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Приучаем ребенка к деньгам. Дети и деньги

Давать ли ребенку деньги? Если да, то когда начинать и сколько? Или попробовать американскую систему финансового воспитания: не давать ни копейки, чтобы дети сами искали способы заработать? Истина, как всегда, посередине, а главные помощники в ее поисках – здравый смысл родителей и рекомендации специалистов. Наш консультант – Елена ЛУКЬЯНЕНКО…..

Мы живем в мире товарно-денежного обращения. И хотя пока в жизни наших детей деньги занимают незначительное место, однако воспитывать отношение ребенка к деньгам и навыки обращения с ними надо уже сейчас, чтобы маленький финансовый вопрос не стал потом большой социальной проблемой.

Когда и сколько

Итак, как правило, первое «денежное» требование ребенка можно услышать в 3 года, когда у малыша наступает первый кризис формирования личности. Обращаясь с просьбой дать ему денег, карапуз стремится самостоятельно попробовать, как это – отдать заветную бумажку и взамен что-то получить. В этом возрасте вопрос личных денег можно перевести в игру: устроить магазин с условными «денежками», где кроха попробует себя в роли как покупателя, так и продавца.

Истинная же потребность в личных финансах обычно наступает в первом классе. В очереди школьного буфета ребенок стоит не только за булочкой, но и для того, чтобы получить первый социальный опыт. Собственно, приобретенная булочка имеет второстепенное значение. Главное же – общение со сверстниками, волнующий процесс подсчета денег перед покупкой и получения сдачи. Поэтому на вопрос «Давать ли школьнику деньги?» ответ однозначный: «Давать!» А вот сколько, – вам лучше решить на семейном совете: в соответствии с вашим уровнем доходов и принятыми ценностями. Точно одно: денег не должно быть слишком мало – чтобы ребенок не чувствовал своей ущербности и не воспитывал в себе излишнюю бережливость. Но их и не должно быть слишком много! Пусть деньги будут в легком дефиците. Только при таком условии ребенок научится понимать их ценность и значимость.

Совет психолога. Выдавайте школьнику фиксированную сумму раз (!) в неделю. Установите день, в который будут выдаваться карманные деньги, чтобы ребенок понимал: от выдачи до выдачи проходит определенный промежуток времени. Таким образом, вы привьете чаду умение, которое очень пригодится ему в жизни, – делать выбор. Ваш школьник будет самостоятельно решать свой первый финансовый вопрос: потратить выданную сумму в первый же день на приятные «мелочи жизни», либо расходовать равномерно. А может быть, частично откладывать на что-то большое и ценное, например, на велосипед? Главное: сохраняйте беспристрастность, если чадо рассталось с деньгами быстрее, чем за неделю. Если ребенок сразу же потратил все выданные деньги, просто дайте ему понять, что до следующей выдачи он не получит ни копейки. Это будет для него негативный, но очень ценный опыт, что поможет делать выводы, планировать дальнейшие расходы и ценить деньги.

Растем и требуем

Ребенок растет, а вместе с ним растут его запросы и расходы родителей. Если в 5 лет для полного счастья было достаточно новой куклы/машинки/чупа-чупса, то в 7 этот список пополнится дисками любимых исполнителей, а в 10 – первой косметикой, роликами. Так происходит отнюдь не из-за того, что дети становятся более капризными. Просто они вплотную приближаются ко взрослой жизни. Поэтому сумма карманных денег должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка.

Совет психолога. Главное правило: каждая выдаваемая гривна должна быть обоснована, ведь дать больше денег просто так – это сигнал чаду, что деньги берутся из воздуха. Перед выдачей объясняйте, что деньги родители зарабатывают, и часть из них идет на семейные нужды: оплату счетов, покупку продуктов, одежды и т. д. Приучайте ребенка тратить деньги на благо семьи – помогая вам по хозяйству. Вручая ему определенную сумму перед походом в магазин, давайте четкие инструкции: что купить и сколько. Как только вы увидите, что чадо справляется, дайте ему «повышение» – назначьте старшим по закупке, например, хлеба и молока. Затем к карманным расходам школьника можно добавить определенную сумму, которой он будет распоряжаться сам, отслеживая, что нужно купить и в какую очередь. Это даст возможность ребенку почувствовать свою значимость, поможет формированию ответственности, научит планировать свои расходы.

Поощрение и наказание. Гривной

Иногда наши детки, даже самые образцово-показательные, совершают проступки. Родители же нередко выбирают «меру пресечения» в виде лишения их карманных денег. А, соответственно, за хорошую учебу или работу по дому поощряют – снова-таки – деньгами. И совсем забывают, что ребенок учится, в первую очередь, для себя: он получает знания и умения, которые пригодятся ему в общении со сверстниками, при поступлении в институт, при освоении будущей профессии. То же и с помощью по дому: ребенок должен знать и чувствовать, что в его семье все заботятся о нем и друг о друге. И помощь со стороны ребенка – это его обязанность, его благодарность близким.

Совет психолога. Наказание деньгами не имеет эффективности. Мало того, если вы полностью «отключите» ребенку финансирование (а потребность в собственных деньгах у него по-прежнему остается!), он может решить взять в долг у одноклассников или даже вытащить из вашего кошелька. Важно, чтобы и вы, и ваши дети понимали: деньги даются детям потому, что они необходимы – на обед в школьной столовой, на проезд, на мороженое и т. д. А вовсе не за хорошее поведение. В случае с поощрениями также легко попасть в ловушку: если вы хоть раз «оплатили» детям, например, уборку их же игрушек или хорошие оценки, будьте готовыми к тому, что со временем эти «услуги» подорожают, ведь юные коммерсанты быстро запоминают такие знаки щедрости.

Иногда родители компенсируют недостаток своего внимания подарками или деньгами. Вручая дочери или сыну несколько «завышенную» сумму, мама и папа, таким образом, хотят избавиться от чувства вины перед ребенком за не уделенное ему время. При этом напрочь забывают или не желают понимать, что деньги не заменят общения с мамой и папой. Ведь от родителей чадо ожидает, в первую очередь, любви и ласки!

Совет психолога. Ребенок хочет чувствовать себя нужным. Получая деньги вместо внимания, он все равно будет испытывать одиночество, которое попытается компенсировать «на стороне»: в Интернете, на улице и т. д. Это одна из причин появления «обеспеченных» малолетних пьяниц и наркоманов. Бейте тревогу, если ребенок перестал рассказывать о своих проблемах в школе, о друзьях, симпатиях и увлечениях. Общайтесь с вашими детьми хотя бы по полчаса, но каждый день. Это создаст эмоциональную привязанность к вам на всю жизнь.

На заметку
Что накапливает копилка

Копилки есть практически в каждом доме. Вопрос «Нужна ли ребенку копилка?» задают себе многие родители. Что принесет такой подарок – пользу или вред, научит экономии и бережливости или сделает ребенка скрягой?

В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого, ведь это всего лишь емкость для хранения денег. Все дело в том, КАК родители преподносят этот подарок.

Еще до вручения копилки приучите чадо к мысли, что деньги предназначены для текущих нужд или каких-то развлечений, или для того, чтобы, чуть подкопив, купить что-то более значимое. Но не нужно деньги складировать «просто так»!

Американский миллиардер Джон Рокфеллер выделял своим детям очень маленькие суммы, что заставляло их постоянно подрабатывать. Только так, считал мистер Рокфеллер, младшее поколение познает истинную ценность денег и суровую изнанку жизни.

Деньги – детям!

Как научить ребенка правильному отношению к финансам.

Чтобы ребенок не вырос жадным и умел ценить деньги, ему необходимо с малолетства прививать уважительное отношение к деньгам.

Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами? Нужно ли давать детям деньги и сколько карманных денег необходимо давать ребенку?

Рассмотрим эти вопросы.

Давать ли детям деньги – аргументы за и против


Детям необходимо давать карманные деньги, потому что:

  • Они учат детей «считать», копить, экономить и планировать бюджет;
  • Карманные деньги учат детей анализировать и выбирать товары с точки зрения необходимости;
  • Карманные деньги – это стимул к самостоятельному зарабатыванию в будущем;
  • Карманные деньги делают ребенка самостоятельным и уверенным;
  • Карманные деньги позволяют ребенка чувствовать равноправным членом семьи;
  • У ребенка не будет зависти к сверстникам, которым регулярно дают карманные деньги.

Но есть и противники того, чтобы давать детям карманные деньги.

Аргументы против карманных денег у детей:

  • Они провоцируют бездумные траты и не учат ребенка ценить деньги;
  • Карманные деньги создают условия для лишних соблазнов;
  • Если Вы выдаете ребенку деньги за какие-то определенные заслуги (помощь по дому, хорошее поведение, хорошие оценки и т.п.), дети могут начать Вас шантажировать;
  • У ребенка может развиться жадность и завистливость;
  • Дети не будут знать цену деньгам.

Истина находится посередине. Карманные деньги рекомендуется выдавать детям уже с 6 лет. Так Вы подготовите ребенка к самостоятельности распоряжаться ограниченными средствами. Перед тем, как выдавать детям карманные деньги, проведите с детьми беседу.

Поощрение и наказание деньгами.

Надо ли платить детям за хорошие отметки и помощь по дому?

Многие родители стремятся оплачивать детям хорошее поведение, выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки. Такие выплаты, как может показаться на первый взгляд, стимулируют ребенка лучше учиться и помогать по дому. Только никто не задумывается о последствиях таких выплат. Ребенок должен понимать, что хорошая учеба и помощь по дому он должен выполнять не потому, что ему за это платят, а потому что это его работа и обязанности. Ваша задача – не покупать отметки и помощь ребенка, а научить его самостоятельности и не воспитать эгоиста.

Объясните ребенку, что Вы – семья и должны помогать друг другу и заботиться, а не превращать семейные отношения в товарно-денежный обмен. Иначе, в дальнейшем Вы вообще не сможете отучить ребенка от таких взаимоотношений.
Внимательно относитесь к поведению ребенка и его отношению к деньгам. Дружелюбие и понимание с Вашей стороны позволит избежать ребенку психологических и денежных комплексов, которые часто закладываются в детском возрасте.

Сколько денег давать детям на карманные расходы?

Если Вы решили, что ребенок достаточно самостоятелен, чтобы самостоятельно контролировать и распределять свой бюджет, соберите «семейный совет» и объясните ребенку, что теперь ему будут выделяться карманные деньги.
Сколько выделять ребенку карманных денег? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Это должно зависеть только от Вас и семейного бюджета.

При выдаче карманных денег необходимо учитывать некоторые факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Возможность семьи и социальное положение (поинтересуйтесь у знакомых и друзей, сколько они выдают карманных денег своим детям);
  • Город, в котором Вы живете. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сумма карманных денег должна отличаться от суммы, которую выдают родители в периферийных городках.

Критерии выдачи карманных денег:

  • Можно начинать выдавать карманные деньги с первого класса;
  • Определите сумму карманных денег, с учетом финансового благополучия семьи и возраста ребенка. Решение необходимо принимать в кругу всей семьи, не забывая про ребенка;
  • Детям младшего школьного возраста необходимо выдавать карманные деньги раз в неделю. Подросткам – раз в месяц;
  • Контролируйте расходы ребенка. Убедитесь, что ребенок не тратит деньги на сигареты, алкоголь и наркотики.

Сумма карманных денег не должна зависеть от:

  • Успехов в учебе;
  • Качества выполнения домашних обязанностей;
  • Поведения ребенка;
  • Вашего настроения;
  • Внимание к ребенку;
  • Обучения финансовой самостоятельности.

Рекомендации родителям по выдаче карманных денег:

  • Объясните ребенку, на что Вы даете ему деньги и почему Вы их ему даете;
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом;
  • Выдавайте карманные деньги раз в неделю в определенный день;
  • Фиксируйте сумму на определенный промежуток времени. Даже, если ребенок все потратил в один день, ему не нужно потакать и выдавать еще деньги. Так он научится планировать свой бюджет и в дальнейшем не будет бездумно относиться к тратам;
  • Если Вы не можете выдать ребенку карманные деньги, объясните причину;
  • Если ребенок нецелесообразно потратил карманные деньги, вычтите эту сумму из следующей выдачи;

  • Если ребенок не может планировать бюджет и тратит все деньги сразу после выдачи, выдавайте деньги по частям.

Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или

родительский контроль детских трат?

Не нужно навязчиво советовать и распоряжаться деньгами, которые Вы выдали ребенку. Ведь Вы ему их доверили. Дайте почувствовать ребенку самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если ребенок потратил в первый же день карманные деньги на конфеты и наклейки, дайте ему осознать его поведение до следующей выдачи.

Когда у ребенка пройдет эйфория от первых бездумных трат, научите его записывать траты в блокнот. Так и Вы будете контролировать расходы ребенка, и ребенок будет знать, куда уходят деньги. Научите ребенка ставить цели и копить на большие покупки. Научите ребенка покупать из карманных денег важные, но не дорогие покупки (например, тетрадки, ручки и т.п.).
Контролировать детские расходы нужно обязательно. Только аккуратно и ненавязчиво. Иначе, ребенок может подумать, что Вы ему не доверяете.


Давая ребенку карманные деньги, объясните, что он не только сможет самостоятельно покупать необходимые вещи, но это и определенный риск их ношения и хранения. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять взрослые. Чтобы избежать подобных неприятностей, объясните ребенку следующие правила:

  • Деньги нельзя показывать посторонним, детям или взрослым. Нельзя хвастаться деньгами;
  • Деньги лучше хранить дома, в копилке. Не нужно носить все деньги с собой;

  • Научите ребенка носить деньги в кошельке, а не в карманах одежды;
  • Если ребенка шантажируют и угрожают насилием, требуя деньги, пускай он отдает деньги без сопротивления. Жизнь и здоровье – дороже!

А что Вы думаете о карманных деньгах для детей?

Дети и деньги. С какого возраста стоит приучать ребенка к деньгам?

С какого возраста стоит давать детям деньги, чем опасна игра «Монополия» и можно ли брать в долг у собственного ребенка? Об этом и не только беседа с семейным психологом Андреем Туровцом.

В Германии вопрос карманных денег решен на законодательном уровне: родители должны давать ребенку от 50 центов до 25 евро в неделю (в зависимости от возраста). У нас же высказывают разные точки зрения на этот счет. Так все-таки должны быть собственные средства у ребенка или нет? С какого возраста стоит приучать к деньгам?

— Считаю, ребенку следует выделять определенную сумму на личные расходы. Таким образом с малых лет он приучается грамотно распоряжаться деньгами. Какой возраст самый подходящий? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как правило, дети созревают до карманных денег, т. е. начинают логически мыслить, к 6-8 годам. Но это отнюдь не значит, что именно в данный период наступает нужный момент. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Зачастую бывает так, что первоклассник лучше распоряжается финансами, чем 13-летний подросток. Умение считать деньги не возникает просто так. Финансовую грамотность детям нужно прививать: не только играть с ними в магазин, но и комментировать каждый поход за продуктами.

— Как научить ребенка контролировать расходы? К примеру, родители дали ему 10 рублей на неделю, а он потратил их за один день…

— Никто не рождается финансовым гением. Сначала дети могут спустить все — к этому нужно быть готовым. Потратил все 10 руб­лей? Объясните, что это была его недельная зарплата. Значит, в остальные дни придется обойтись без денег. Через некоторое время выдайте такую же сумму и попросите, допустим, сходить в магазин и принести сдачу. Поясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Если он не выполняет договор, сделайте перерыв, не давайте денег. Действуйте так до тех пор, пока школьник не научится контролировать бюджет и не поймет, что деньги рано или поздно заканчиваются.

— Правда ли, что дети копируют модель финансового поведения своих родителей?

— Это так. К сожалению, отсутствие финансовой грамотности наблюдается и у взрослых. Некоторые спонтанно тратят в магазине все сбережения, а потом занимают у друзей. Не лучший вариант, когда все деньги находятся у одного из родителей, а другому приходится выпрашивать ту или иную сумму на личные нужды. Ребенок, наблюдая за происходящим, учится искаженному финансово-ролевому поведению.

— Одноклассник предложил моему сыну 30 копеек за помощь в завязывании шнурков. Сделка состоялась, я в панике: как можно отношения со сверстниками переводить на коммерческие рельсы?

— Дети считывают модель поведения из мультфильмов, кино, компьютерных игр. Так, в последних выпадают монетки за определенные действия, за прохождение уровня игроки получают вознаграждения… Отсюда мысли: почему не завязать шнурки за деньги? Возможно, в 1980-х родители были бы счастливы: ребенок заработал первые деньги. Но сегодня мы понимаем, что переводить все на коммерческую основу неправильно, это нивелирует нормальные человеческие отношения. Когда ребенок оказывает мелкие услуги за вознаграждение, существует риск, что в дальнейшем любую помощь он будет переводить в денежный эквивалент. Поэтому родители должны с ним поговорить по душам — разложить по полочкам, на чем можно зарабатывать, а что следует делать все-таки бескорыстно.

— Настольная игра «Монополия» по-прежнему пользуется популярностью. Есть ли от нее польза, учит ли она финансовой грамотности?

— Игра возникла в момент экономического кризиса в США в 1930-х годах. На рынке товаров для развлечений она появилась отнюдь не случайно. Людям нужно было подарить иллюзию, что любой имеет возможность заработать огромные деньги. Выглядело это так: полуголодные семьи вечерами усаживались за стол, играли в «Монополию», ворочая несущест­вующим капиталом. Разбогатеть же на самом деле удавалось немногим любителям такого развлечения. Бесспорно, нельзя отрицать определенную пользу «Монополии» — она развивает логику. Но примерно такой же эффект можно получить, играя в шахматы.

— Стоит ли ругать ребенка за то, что он продает через Интернет свои ненужные игрушки и покупает за эти деньги новые вещи?

— В этом нет ничего предосудительного. Такой подход приучает к бережливости, к здоровым формам обмена: избавляться от лишнего и приобретать нужное. Это часть современной экономики. Другое дело, когда ребенок готов продать подороже любимого плюшевого мишку, к которому привязан эмоционально. Здесь речь может быть о личностной деформации.

— Некоторые родители платят детям за уборку в квартире, хорошую учебу… Правильно ли это?

— Домашние обязанности — вклад в общее семейное дело. Такой труд не должен оцениваться деньгами. Мама же не получает премию за то, что приготовила обед, а папа — за мытье посуды. Хотите вырастить из ребенка предпринимателя — стимулируйте его финансово за общественные дела, помощь постороннему человеку. Многие папы берут мальчиков на работу, дают им поручения, выплачивают что-то вроде зарплаты. Тоже неплохой вариант.

Что касается попыток с помощью денег стимулировать интерес к учебе или занятиям в кружках и секциях, то, на мой взгляд, это путь в никуда. Как показывает практика, данная схема либо вообще не работает, либо действует недолго. Денежная мотивация — кратко­временная, важнее искреннее желание ребенка чем-либо заниматься.

— Мы часто приучаем детей покупать только полезные вещи — то, что им необходимо. Нужно ли поощрять их желание потратить деньги, чтобы сделать кому-то приятный сюрприз?

— Человек, который покупает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное. Много раз наблюдал: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Зачастую ребята с таким набором убеждений, став взрослыми, живут очень скромно. Задача родителей — искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома.

— Зачастую детям удается накопить значительную сумму денег. Чтобы капитал не ушел в никуда, родители начинают указывать, на что следует расходовать средства. Нужен ли такой тотальный контроль?

— Ребенок имеет право распоряжаться финансами по своему усмотрению. Родители не должны вмешиваться и указывать ему, что покупать. Есть риск потерять доверие. Еще один момент — такое поведение может привести к перекосам, когда ребенок станет взрослым и у него будет своя семья. Между супругами возможны конфликты по поводу траты денег, будет принято заглядывать в кошелек друг друга. Другое дело, если вы хотите подсказать, как разумнее распланировать бюджет. К примеру, хочешь — трать все на сладости, но имей в виду, что через пару месяцев у тебя может возникнуть желание купить что-то существенное, а средств уже не будет. Копишь на велосипед или планшет — молодец. Но не забывай, что иногда нужно собрать бóльшую сумму, чем предполагалось, ведь стоимость техники часто меняется. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое решение. И если он полагается исключительно на свое мнение, то финансовые риски тоже будет нести самостоятельно.

— Взрослые нередко берут в долг у своих чад. Нужно ли возвращать деньги, если они идут, допустим, на оплату школьных обедов?

— Занимать деньги у детей стоит лишь в крайнем случае. Мы делаем это от нужды, тогда как во многих других странах — с целью обучения правилам финансового обмена. Возвращать взятую сумму нужно всегда. Это залог честных и доверительных отношений. А вот если ребенок пытается установить проценты, стоит задуматься. Это чревато тем, что он станет считать нормой паразитическую форму финансовых отношений.

Надежда ЛИСОВА, «Минский курьер»

Карманные деньги для детей: правила финансового воспитания

К сожалению, сегодня очень много людей придерживается мнения, что счастье — в количестве денег. Современные дети с самого раннего возраста начинают понимать, что практически за все в этом мире нужно платить, что деньги — это то, без чего общество не может существовать, и чтобы ни в чем себе не отказывать, нужно иметь немало денежных средств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они стремятся иметь собственные финансы и возможность самостоятельно ими распоряжаться.

Однако прежде, чем начать давать ребенку карманные деньги, необходимо тщательно все обдумать и ответить себе на ряд вопросов: для чего это делать, как часто и в какой сумме выдавать средства, нужно ли контролировать расходы и пр. Родители должны понимать, что финансовое воспитание детей — это важная составляющая образовательного процесса, и оно не должно ограничиваться одними только разговорами. Считать деньги, копить и грамотно их тратить помогут конкретные действия.

Доводы «за» и «против» выдачи карманных денег детям разного возраста

В первую очередь важно разобраться и понять, нужно ли давать детям карманные деньги. Здесь мнения специалистов расходятся. Одни психологи считают, что собственные финансы детям необходимы, поскольку в этом случае они:

  • не чувствуют себя ущербными в обществе других ребят, которые сами покупают себе сладости, игрушки, различные безделушки;
  • учатся правильно распоряжаться денежными средствами, готовятся к планированию собственного бюджета во взрослой жизни;
  • не испытывают негатива к родителям, которые не дают им деньги, или желания украсть деньги у других.

Другие психологи придерживаются иного мнения — занимаясь финансовым воспитанием детей, им не нужно давать деньги. Аргументируют они это так.

  • Дети не умеют правильно распоряжаться финансами, поэтому родители будут нести убытки.
  • Выдача слишком большого количества карманных средств приведет к обесцениванию денежных купюр в глазах ребенка и возникновению хвастовства.

По сути, оба мнения имеют право на существование, поскольку у каждого из них есть обратная сторона.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: