Ребенок и деньги

Ребенок и деньги

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-pravilno-pooshhryat-rebenka.html

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

Читаем далее:

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой


Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Советы психолога Елены Громовой

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Деньги и ребенок

Деньги и ребенок или как научить ребенка правильно относиться к деньгам
О том, как научить ребенка правильно относиться к деньгам, многие родители задумываются лишь когда их чадо заканчивает школу. Между тем, психологи убеждены, что отношения ребенка с деньгами начинают строиться значительно раньше. Как же избежать ошибок и что именно нужно говорить детям?

Во многих западных странах в последние годы стала заметна интересная тенденция. Подростки, ставшие студентами и начавшие независимую от родителей жизнь все чаще крайне неразумно тратят деньги. Исследование, проведенное компанией Nellie Mae, предоставляющей кредиты студентам, показало, что учащиеся колледжей и университетов имеют почти в три раза больше кредитных карточек (они позволяют тратить определенное количество денег, выделяемых банком), чем взрослые и почти в два раза большие суммы долга по этим карточкам.

Что же советуют по этому поводу специалисты? Какие рекомендации они дают родителям? Увы, часто эти советы несколько противоречат друг другу, однако во многом и пересекаются. Их объединяют несколько фундаментальных постулатов: ребенка следует обучать пользоваться деньгами, с ребенком надо сотрудничать и с ребенком всегда следует быть честным.

Специалисты из Американского Института финансового образования потребителей предлагают следующие рекомендации родителям, которые стремятся обучить детей разумно пользоваться деньгами.

Дети в возрасте до 8 лет

* Распределите обязанности в семье. Даже четырехлетний ребенок способен убрать свои игрушки. Создайте перечень обязанностей, которые могут выполнять дети, чтобы получить в награду немного денег. Заведите копилку, куда ребенок будет складывать заработанные средства.
* Не покупайте игрушки по требованию ребенка. Научите его думать о предстоящих праздниках и дне рождения, на которые он обязательно получит подарок.
* Научите ребенка понимать взаимосвязанность действий и последствий. Чтобы получить что-то, надо нести ответственность за что-то.

* Разрешайте ребенку помогать Вам в принятии решений. Например, берите его с собой в продовольственный магазин и советуйтесь, что купить к обеду.
* Лучший путь научить ребенка беречь деньги, показать, что деньги необходимо зарабатывать. Подарки не должны делаться постоянно.
* Не платите детям за то, что они выполняют свои обычные обязанности, например, за “хорошее поведение”.

Дети 13-ти лет и старше

* Будьте постоянны. Все члены семьи должны постоянно выполнять свои обязанности. Ничто не может помешать ребенку сделать домашнее задание или вымыть посуду за собой.
* Помогите ребенку понять, что наиболее важны интересы всей семьи, а не его личные пристрастия.

Психологи из Университета Северной Дакоты предлагают следующие рекомендации родителям.

Дети постоянно учатся использовать деньги. От этого умения зависит не только их будущее благосостояние, но и их жизнь и восприятие жизни.

Дети не рождаются с “чувством денег” – родители должны помочь им в этом.

Главные задачи родителей:

* Ребенок должен понять разницу между понятиями “хочу” и “могу”.
* Ребенок должен понять, что любые ресурсы, в том числе и деньги, ограничены.
* Ребенок должен понять, что планирование позволяет сберечь деньги.
* Ребенок должен понять, что он является важной частью семьи и другие члены семьи рассчитывают на него.

Большую часть знаний в этой сфере ребенок получает, наблюдая за ежедневной деятельностью своих родителей и других взрослых. Чтобы добиться результатов, родители должны:

* Советовать и помогать, а не командовать и диктовать детям, как возможно сохранить и потратить деньги.
* Хвалить чаще, чем ругать. Ошибки ребенка – часть его обучения.
* Никогда не платить деньги и не “штрафовать” за такие вещи, как хорошее или плохое поведение, или обычные семейные обязанности. Рутинная работа по уборке, наведению порядка и пр. является обязанностью всех членов семьи.
* Быть последовательным и, что наиболее важно, честным.
* Организовывать постоянные семейные советы с участием детей, на которых обсуждать и денежные вопросы, например, планировать крупные покупки.
* Демонстрировать детям, как взрослые выстраивают семейный бюджет.
* Знать права и обязанности потребителей.

* Родители должны предоставить возможность ребенку выбрать между двумя-тремя предметами. Ребенок должен понять ограниченность выбора.
* Ходить в магазины вместе с родителями. Ребенок может самостоятельно платить за свои покупки.
* Ребенок должен понять, что члены семьи должны тратить деньги не только на игрушки и развлечения, но и на оплату жилья, покупку продуктов, одежды и т.д.
* Ребенок должен понять, как важно экономить деньги.

Учащиеся младших классов

* Важно открыть сберегательный счет в банке на имя ребенка.
* Родители должны регулярно выдавать ребенку небольшие суммы денег. Дети и родители должны совместно решать, каким образом и когда их потратить.
* Родители должны предоставить ребенку возможность заработать дополнительные деньги. Для этого необходимо давать ему конкретные и ясные задания.

* Родители должны помогать подросткам копить деньги для достижения долговременных целей.
* Подростки должны понять, каким образом пополняется и на что тратится семейный бюджет.
* Подростки должны быть вовлечены в процесс подсчета доходов и расходов семьи.
* Подросткам следует рассказывать о том, как функционирует система финансов – банки, страховые компании и пр.

А вот Шэрон Дэйнс,профессор Университета Миннесотты предлагает следующие советы родителям о том, как решить эту проблему.

* Сохранение и трата денег. Поиграйте с ребенком в магазин, используя игрушечные деньги.
* Деньги – это средство получить то, что хочется. Вместе с ребенком возьмите на прокат что-то, что необходимо вернуть (например, видеокассету с мультфильмом).
* В этом возрасте дети считают, что все деньги одинаковы. Покажите ребенку разницу между монетками и купюрами различного достоинства.
* Ребенок пытается копировать взрослых. Читайте ему книжки, в которых описываются операции с деньгами.
* Дети не видят разницы между фантазией и реальностью. Покажите ребенку, что телереклама не является полной правдой.

* В этом возрасте дети могут взять с прилавка магазина что-то, что им понравилось. Чтобы избежать этого показывайте, что все стоит денег, объясняйте важность кассового чека.
* Ребенок должен научиться понимать различие между реальной стоимостью товара или услуги и количеством денег, которые могут на их приобретение потратить он или его родители.

* Подросток может быть не удовлетворен количеством денег, которые ему выдают родители. Объясняйте ему, сколько вы зарабатываете и на что расходуете деньги.
* Подростка необходимо обучить устанавливать долговременные цели и продумывать пути их достижения.
* Подросток жаждет независимости, но находится в полной финансовой зависимости от родителей. Помогите ему найти работу, которую он сможет выполнять в свободное от учебы время. Обсудите ее плюсы и минусы. Помогите спланировать, как он потратит заработанные деньги.
* Подросток может тратить много денег на свою социальную жизнь в школе. Попросите его помочь спланировать обще семейный отпуск.
* Подросток больше ориентируется на мнение сверстников, чем на мнение родителей. Обязательно делайте так, чтобы он участвовал в семейных советах.
* Родители должны показать подростку, как он может превратить свое время и энергию в деньги. Продемонстрируйте ему важность получения образования для приобретения доходов в будущем.

Дети и деньги. Что делать, если ребенок ворует?

Дети и деньги. Что делать, если ребенок ворует?

Бывают такие запросы к психологу, когда родители обращаются, потому что ребенок ворует деньги.

Бывает, что ворует только у родителей. А бывает, что начинает подворовывать, пока никто не видит, например, в школьной раздевалке. Или, был случай, у репетитора, пока она отошла в туалет, взял ребенок из сумочки определенную сумму денег – не все, что было, а только так, чтобы хватило на свои потребности.

Я спрашиваю ребенка: «Зачем ты взял? Ты же знал, что нельзя». Конечно, поначалу ребенок молчит. Об этом, вообще, не очень-то охота разговаривать. Тем более, когда ребенок это делает, он наивно полагает, что никто и не заметит пропажи. Через некоторое время ребенок «раскрывается», и эту тему мы начинаем обсуждать.

И часто выясняется, что у таких детей нет понимания о том, что такое деньги, как их тратить, как их получить. Представление о деньгах у них достаточно расплывчатое, ну да, есть деньги, на них что-то можно купить. Откуда я их могу взять? У родителей. А если не дают? Непонятно. Кто-то терпит, кто-то берет тайком. Кто-то забирает сдачу, когда посылают в магазин.

Объединяет детей, которые берут деньги без спроса, как правило, одно: они не знают, как могут получить деньги, а если знают, то предложенными способами не хотят. И все это идет от отсутствия опыта в обращении с деньгами. Опыт обращения с деньгами дают так называемые «карманные» деньги, то есть небольшая сумма, которой ребенок может распоряжаться. В каждой семье по-своему решается вопрос о том, как и в каких количествах выдавать карманные деньги.

Но есть несколько важных правил, которые стоит соблюдать при выдаче карманных денег:

  • Правила выдачи денег должны быть понятны как родителям, так и ребенку. Если ребенок не знает, когда и при каких условиях он может получить деньги, он может начать придумывать самому эти деньги «доставать». У меня есть один знакомый мальчик, который выбрал очень социально безопасный способ «доставать» деньги, если их не хватает. Он их находит. Просто очень внимательно смотрит под ноги, когда гуляет, и иногда ему «улыбается удача». Но не каждый ребенок удовольствуется этим способом. Поэтому родителям стоит продумать, могут ли они достаточно регулярно выдавать определенную сумму денег (например, 100 рублей раз в неделю), при каких условиях эта договоренность соблюдается (например, если ребенок выполняет все обязанности по дому, делает домашние задания без напоминаний и т.д.). После обсуждения всех условий выдачи денег между собой, родителями, надо рассказать ребенку о том, когда и как он сможет получить деньги.
  • Карманных денег не должно быть очень много. В каждой семье свои возможности. Я знаю семью, где ребенок получает 100 рублей раз в месяц, а знаю семью, где каждую неделю выдается по 1000 рублей. Но важно, чтобы регулярно выдаваемая сумма на карманные расходы не была очень большой. Чтобы эта сумма была действительно на «карманные» расходы, а не на то, чтобы каждый день весь класс кормить пиццей. Иначе появляется ощущение превосходства над другими детьми, велик риск, что ребенок начнет «покупать друзей», иерархия ценностей у него выстроится неправильно. Чтобы грамотно определить возможную сумму, продумайте, сколько Вы без особых потерь для семейного бюджета можете выдавать ребенку, скажем, еженедельно, какие у него могут быть реальные расходы. Важно, чтобы именно родители определяли эту сумму, а не ребенок.
  • Определите круг расходов, на которые будут идти карманные деньги и общие деньги, то есть бюджет семьи. При наличии карманных денег у ребенка будете ли Вы покупать ему шоколадку в магазине каждый раз, когда он попросит? И вообще, будете ли покупать что-то сверх необходимости? Какие категории расходов с карманными деньгами автоматически перейдут на «плечи» ребенка? Позвольте ребенку самому где-то экономить на булочках, зато накопить на «крутой» самокат. Обсуждайте с ребенком возможные траты, но позвольте ему брать на себя ответственность и самому решать какие-то вопросы. Если ребенок «свои деньги» будет копить на большую покупку, а Вы по-прежнему будете покупать ему все, что он ни попросит, идея «карманных» денег рушится сама собой.
  • Поощряйте идеи «больших» покупок – это воспитывает волю, умение ждать, игнорируя сиюминутные желания. Говорите с ребенком о его «большой» покупке, как он будет рад, когда сам, без посторонней помощи, сможет купить то, что так хочет. Помогайте ребенку учиться считать и распоряжаться тем бюджетом, который у него есть.

Умение распоряжаться деньгами – это такая же часть нашей реальности, как, например, привычка здороваться с людьми при встрече. И если не воспитывать это умение с детства, то в дальнейшем уже подросший человек почувствует себя несколько растерянным, не сможет адекватно действовать в условиях, когда у него появится возможность или по крайней мере желание распоряжаться деньгами. И в этот момент он может совершить много ошибок, которые могут надолго заклеймить его в глазах других. Именно поэтому важно не избегать темы денег, а честно разговаривать о них, о возможностях семейного бюджета, а тех решениях, которые принимают взрослые. Все это помогает ребенку понять ценность денег и принципы распоряжаться ими.

Автор статьи психолог, психотерапевт Строкова С.С.

Статья напечатана в журнале “Квадратик” № 3 июнь-июль 2019 г.

Дети и деньги: как, для чего и когда обучать ребенка финансовой грамотности

Вряд ли найдутся родители, которые не желают своим детям финансового благополучия. Вопрос в том, во сколько лет пора приучать ребенка обращаться с деньгами и как правильно это делать? Об этом мы поговорили с психологом-навигатором, директром Школа Лучшей Версии Себя Натальей Стародуб.

Если мы с 6 лет начинаем давать ребёнку деньги, то к 12-13 годам уже имеем реального компаньона, с которым можно делить финансовые планы и расходы. Кроме того, у таких родителей нет обиды на то, что ребёнок не понимает, как достаются деньги. Поэтому обучать финансовой грамотности детей отличная практика и так же важно, как хорошие манеры.

Прежде чем давать ребёнку распоряжаться деньгами, проверьте его (и себя заодно) на одно очень важное умение, без которого финансовая грамотность не работает – умение встречаться с тщетностью. Другими словами, это о том, когда человек не способен честно признать, что что-то, чего он очень сильно искренне желает, в данный момент невозможно. И это не зависит от силы желания и даже не всегда зависит от усилий, которые он прикладывает.

В нашей культуре нет конструктивного переживания тщетности. Нам обязательно нужно найти какую-то «причину» и это практически всегда крайность. Либо считаем, что недостойны и плохо старались, либо, что мир несправедлив и богатства распределяются несправедливо.

Это приводит к тому, что люди не умеют воспринимать «нет» и впадают в депрессию, вместо того, чтобы сказать: «да, мне очень жаль, но конкретно это в данный момент невозможно, и мне нужно это принять и прекратить пытаться этого добиться сейчас и таким способом, а искать другие возможности».

Именно с 3 до 5 лет самый подходящий период, когда можно научить ребёнка пониманию, что иногда что-то сейчас купить нереально. Примерно это звучит так: «Посмотри вокруг, как много в мире радости, счастья и удовольствий, я люблю тебя, но вот куклы, увы нет» и дать чувствам совершить эту работу. Ни в коем случае нельзя укорять ребёнка за его чувства и желания, не отмахиваться от них и не уговаривать переключиться на хорошее настроение. Нужно дать ему время отгоревать и принять это, ведь тщетность – это работа чувств и честная граница вместо пустых обещаний «вот, когда-нибудь, когда я заработаю денег, я куплю тебе куклу ещё больше».

Ребёнок, которого научили тщетности, к 7 годам принимает невозможность получить желаемое.

После 12 лет наступает период сложной ответственности, когда ребёнок умеет говорить себе «нет» и учится откладывать, терпеть и находить правильное «место-время-обстоятельства».

К 14 годам у детей должны быть сформированы следующие понятия и качества: «мои потребности», «мои желания и как их реализовать» и соотнесение с временем-местом-обстоятельствами. Если это есть – человек готов распоряжаться деньгами.

Конечная цель обучения ребёнка финансовой грамотности – научить его совершать 5 действий с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать на благотворительность и благодарить), а также аккуратно вести учёт. Получать, тратить и накапливать – это понятно всем. Важно также понимать, как правильно отдавать на благотворительность и благодарить.

Я считаю, что 6 лет идеальный возраст, чтобы вводить деньги (с 7 лет обязательно): дети уже достаточно разумны, у них появилась эмпатия, они вас ещё слушаются и верят вам, и при этом в их жизни ещё осталась игра. А введение денег должно происходить через игру. Это могут быть любые игры, связанные с деньгами, как с настоящими, так и с придуманными: разложить деньги в кошельке, дать расплатиться в магазине и получить сдачу. В этом возрасте ребёнок репетирует все действия с деньгами, и ваша задача сопровождать эти игры, помогать и создавать условия.

С 7 до 12 лет ребёнку выдаётся небольшая сумма под конкретные обязанности, например, обеспечение семьи молоком. То есть фраза: «На тебе деньги, сходи купи продукты» не подходит. Это должна быть очень конкретная и понятная обязанность, которую мы учим его реализовывать: выбирать молоко, читать срок годности и процент жирности и пр. Ребёнок в этом возрасте быстро учится правилам, а также легко схватывает, что можно купить молоко дешевле и получить сдачу, которой он уже вправе распорядиться.

Накопление денег в этом возрасте должно быть ради чего-то обозримого: ролики, велосипед, книга. И ни в коем случае накопленные ребёнком деньги отнимать нельзя ни под каким предлогом, это очень подрывает веру и в деньги, и в родителей.

Также в этом возрасте важен контроль: выполняются ли все 5 действий с деньгами, аккуратно ли ведётся учёт, а также как расходуются деньги. Если эти действия не выполняются, контроль ведётся неаккуратно или деньги расходуются впустую – стоит ограничить его накопления, полученные со сдачи, чтобы не взращивать неаккуратность и слабости.

Если вы знаете, что ребёнок тратит деньги на сладости, а вам говорит, что он их потерял, не стоит устраивать расследование и выводить его на чистую воду. Гораздо эффективнее проявить корректность. Объяснить, что потеря или трата на сладости повлечет за собой привычку в будущем, поэтому пока мы, родители, будем теперь контролировать траты.

12-17 лет – это период, когда в большом семейном бюджете выделяется бюджет каждого члена семьи. В бюджет «Ребёнок» включаются статьи: одежда, канцелярия, личное образование и т.п. В этом возрасте мы уже можем дать ему деньги на какой-то длительный период: на месяц, два, четыре с условием обеспечения себя по всем статьям расходов. Таким образом, мы дарим ребёнку саму структуру бюджета и даём возможность ответить за то, как он распорядился деньгами. По-прежнему обязательными условиями остаются аккуратное ведение учёта и совершение всех необходимых действий с деньгами.

Будьте готовы к тому, что ребёнок может забыть купить себе ручку, дневник или что-то ещё. Что ж, походит без них, будет искать выход из ситуации, в этом нет ничего страшного. Это его ошибка бюджета, его школа жизни, и очень важно не укорять и не спасать его, а дать самому прожить это. В следующем месяце исправит.

Наш сын попросил у нас как-то бюджет на полгода и забыл купить себе зимние ботинки. Ему пришлось всю зиму отходить без них, просить у папы дачные сапоги. И нет, это не мы жадные родители не купили ему ботинки, ведь деньги на них были выделены. Для ребёнка гораздо важнее благоприятные и безопасные условия, в которых он может самостоятельно ошибаться и проживать это.

Если же вас очень беспокоит, что подумают о вас другие, тогда не стоит отдавать ребёнку в распоряжение статью расхода «Дневник», запишите её в свой личный бюджет. Но потом не удивляйтесь его безответственности. Также в возрасте 12-17 лет человек уже очень хочет зарабатывать и может совершать первые попытки.

К сожалению, у нас мало возможностей для детей такого возраста попробовать себя в чём-то. Для своих детей я хожу и договариваюсь, прошу у знакомых. Договорённость включает в себя задачу, которую могут доверить моему ребёнку и вознаграждение, которое я готова выделить из своего бюджета. Но договариваясь о вознаграждении я договариваюсь о том, чтобы в задаче, которую доверили ребёнку, были выделены KPI. Таким образом, ребенок получает представление о том, что свои условные 20 рублей он получит не просто за кое-как собранные коробки, а за коробки, собранные без дефектов и в определённые сроки. Если какой-то показатель KPI не выполняется, сумма вознаграждения снижается.

К 17 годам все статьи бюджета надо отдать в полное пользование ребёнка. И неплохо было бы, чтобы те самые попытки заработать превратились в реальные способы заработка.

В возрасте 17-24 года молодые люди ещё немного дети. Поэтому передавая полную финансовую ответственность не только за расходы, но и за приходы (мы уже всему их научили), важно с одной стороны не подстраховывать, а с другой стороны верить. В нашей культуре часто наоборот: мы всё равно посылаем сыну-студенту деньги тайком от мужа или откладываем из пенсии, дарим странные подарки в виде одежды, и при этом говорим: «Да зачем ты это начинаешь, ни к чему хорошему это не приведёт».

Такое пилящее волнение снижает самооценку, шатает уверенность в себе, не даёт взлететь и превращает в «маминькиных сынков», особенно мужчин. Им гораздо важнее поддержка: «Сынок, я вижу, как тебе сейчас трудно, но я верю, что ты справишься. Расскажи, что ты сейчас задумал? Ты веришь в это? У тебя есть компаньоны, друзья? Ну давай, мы верим в тебя!»

Да, обучение детей – это труд. Но выгоды очевидны и стоят этих усилий.

Дети и деньги. С какого возраста стоит приучать ребенка к деньгам?

С какого возраста стоит давать детям деньги, чем опасна игра «Монополия» и можно ли брать в долг у собственного ребенка? Об этом и не только беседа с семейным психологом Андреем Туровцом.

В Германии вопрос карманных денег решен на законодательном уровне: родители должны давать ребенку от 50 центов до 25 евро в неделю (в зависимости от возраста). У нас же высказывают разные точки зрения на этот счет. Так все-таки должны быть собственные средства у ребенка или нет? С какого возраста стоит приучать к деньгам?

— Считаю, ребенку следует выделять определенную сумму на личные расходы. Таким образом с малых лет он приучается грамотно распоряжаться деньгами. Какой возраст самый подходящий? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как правило, дети созревают до карманных денег, т. е. начинают логически мыслить, к 6-8 годам. Но это отнюдь не значит, что именно в данный период наступает нужный момент. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Зачастую бывает так, что первоклассник лучше распоряжается финансами, чем 13-летний подросток. Умение считать деньги не возникает просто так. Финансовую грамотность детям нужно прививать: не только играть с ними в магазин, но и комментировать каждый поход за продуктами.

— Как научить ребенка контролировать расходы? К примеру, родители дали ему 10 рублей на неделю, а он потратил их за один день…

— Никто не рождается финансовым гением. Сначала дети могут спустить все — к этому нужно быть готовым. Потратил все 10 руб­лей? Объясните, что это была его недельная зарплата. Значит, в остальные дни придется обойтись без денег. Через некоторое время выдайте такую же сумму и попросите, допустим, сходить в магазин и принести сдачу. Поясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Если он не выполняет договор, сделайте перерыв, не давайте денег. Действуйте так до тех пор, пока школьник не научится контролировать бюджет и не поймет, что деньги рано или поздно заканчиваются.

— Правда ли, что дети копируют модель финансового поведения своих родителей?

— Это так. К сожалению, отсутствие финансовой грамотности наблюдается и у взрослых. Некоторые спонтанно тратят в магазине все сбережения, а потом занимают у друзей. Не лучший вариант, когда все деньги находятся у одного из родителей, а другому приходится выпрашивать ту или иную сумму на личные нужды. Ребенок, наблюдая за происходящим, учится искаженному финансово-ролевому поведению.

— Одноклассник предложил моему сыну 30 копеек за помощь в завязывании шнурков. Сделка состоялась, я в панике: как можно отношения со сверстниками переводить на коммерческие рельсы?

— Дети считывают модель поведения из мультфильмов, кино, компьютерных игр. Так, в последних выпадают монетки за определенные действия, за прохождение уровня игроки получают вознаграждения… Отсюда мысли: почему не завязать шнурки за деньги? Возможно, в 1980-х родители были бы счастливы: ребенок заработал первые деньги. Но сегодня мы понимаем, что переводить все на коммерческую основу неправильно, это нивелирует нормальные человеческие отношения. Когда ребенок оказывает мелкие услуги за вознаграждение, существует риск, что в дальнейшем любую помощь он будет переводить в денежный эквивалент. Поэтому родители должны с ним поговорить по душам — разложить по полочкам, на чем можно зарабатывать, а что следует делать все-таки бескорыстно.

— Настольная игра «Монополия» по-прежнему пользуется популярностью. Есть ли от нее польза, учит ли она финансовой грамотности?

— Игра возникла в момент экономического кризиса в США в 1930-х годах. На рынке товаров для развлечений она появилась отнюдь не случайно. Людям нужно было подарить иллюзию, что любой имеет возможность заработать огромные деньги. Выглядело это так: полуголодные семьи вечерами усаживались за стол, играли в «Монополию», ворочая несущест­вующим капиталом. Разбогатеть же на самом деле удавалось немногим любителям такого развлечения. Бесспорно, нельзя отрицать определенную пользу «Монополии» — она развивает логику. Но примерно такой же эффект можно получить, играя в шахматы.

— Стоит ли ругать ребенка за то, что он продает через Интернет свои ненужные игрушки и покупает за эти деньги новые вещи?

— В этом нет ничего предосудительного. Такой подход приучает к бережливости, к здоровым формам обмена: избавляться от лишнего и приобретать нужное. Это часть современной экономики. Другое дело, когда ребенок готов продать подороже любимого плюшевого мишку, к которому привязан эмоционально. Здесь речь может быть о личностной деформации.

— Некоторые родители платят детям за уборку в квартире, хорошую учебу… Правильно ли это?

— Домашние обязанности — вклад в общее семейное дело. Такой труд не должен оцениваться деньгами. Мама же не получает премию за то, что приготовила обед, а папа — за мытье посуды. Хотите вырастить из ребенка предпринимателя — стимулируйте его финансово за общественные дела, помощь постороннему человеку. Многие папы берут мальчиков на работу, дают им поручения, выплачивают что-то вроде зарплаты. Тоже неплохой вариант.

Что касается попыток с помощью денег стимулировать интерес к учебе или занятиям в кружках и секциях, то, на мой взгляд, это путь в никуда. Как показывает практика, данная схема либо вообще не работает, либо действует недолго. Денежная мотивация — кратко­временная, важнее искреннее желание ребенка чем-либо заниматься.

— Мы часто приучаем детей покупать только полезные вещи — то, что им необходимо. Нужно ли поощрять их желание потратить деньги, чтобы сделать кому-то приятный сюрприз?

— Человек, который покупает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное. Много раз наблюдал: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Зачастую ребята с таким набором убеждений, став взрослыми, живут очень скромно. Задача родителей — искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома.

— Зачастую детям удается накопить значительную сумму денег. Чтобы капитал не ушел в никуда, родители начинают указывать, на что следует расходовать средства. Нужен ли такой тотальный контроль?

— Ребенок имеет право распоряжаться финансами по своему усмотрению. Родители не должны вмешиваться и указывать ему, что покупать. Есть риск потерять доверие. Еще один момент — такое поведение может привести к перекосам, когда ребенок станет взрослым и у него будет своя семья. Между супругами возможны конфликты по поводу траты денег, будет принято заглядывать в кошелек друг друга. Другое дело, если вы хотите подсказать, как разумнее распланировать бюджет. К примеру, хочешь — трать все на сладости, но имей в виду, что через пару месяцев у тебя может возникнуть желание купить что-то существенное, а средств уже не будет. Копишь на велосипед или планшет — молодец. Но не забывай, что иногда нужно собрать бóльшую сумму, чем предполагалось, ведь стоимость техники часто меняется. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое решение. И если он полагается исключительно на свое мнение, то финансовые риски тоже будет нести самостоятельно.

— Взрослые нередко берут в долг у своих чад. Нужно ли возвращать деньги, если они идут, допустим, на оплату школьных обедов?

— Занимать деньги у детей стоит лишь в крайнем случае. Мы делаем это от нужды, тогда как во многих других странах — с целью обучения правилам финансового обмена. Возвращать взятую сумму нужно всегда. Это залог честных и доверительных отношений. А вот если ребенок пытается установить проценты, стоит задуматься. Это чревато тем, что он станет считать нормой паразитическую форму финансовых отношений.

Надежда ЛИСОВА, «Минский курьер»

Дети и деньги: частые ошибки родителей

Финансовая грамотность – немаловажная часть воспитания ребенка. Узнайте, какие ошибки чаще всего совершают родители, знакомя детей с деньгами.

Ошибка 1. Делать тему денег запретной

Говорить о деньгах в присутствии детей – совершенно нормально. Деньги – это часть жизни семьи, как и все остальное. Вы можете планировать семейный бюджет, рассуждать о стоимости товаров и услуг. Слыша такие разговоры, ребенок будет исподволь знакомиться с темой финансов.

Если ребенок выпрашивает в магазине дорогие игрушки или лакомства, покупка которых не входит в ваши планы, вы смело можете сослаться на их высокую стоимость. Такой отказ воспринимается легче, чем категорическое и голословное: «Нет!»

Даже дошкольника можно приучать к стоимости денег, учить обращаться с ними: покупать, считать сдачу, копить, экономить. Чтобы научить детей ориентироваться в деньгах, можно играть в угадайку: как ты думаешь, сколько стоит пакет молока? А сколько телевизор? Что дороже? И время в пути веселее проходит, и финансовая грамотность повышается.

Ошибка 2. Слишком много говорить о деньгах

Но не стоит перегибать палку и слишком часто акцентировать внимание на деньгах. Если любой разговор в вашей семье сводится к деньгам, любое желание упирается в финансовую тему, вам будет трудно убедить ребенка, что не в деньгах счастье. Незаметно можно выработать у ребенка комплексы и даже страх финансовой несостоятельности, а это в дальнейшем ведет к неуверенности и пассивности. Даже если финансовое положение семьи очень тяжелое, ребенка не стоит пугать этим. Он должен быть спокоен и уверен, что родители все держат под контролем.

Ошибка 3. Не давать карманных денег

Вы сами должны определить, в каком возрасте выдавать деньги на карманные расходы. Как правило, небольшие суммы начинают выдавать детям с первого класса школы. Мотивом к выдаче карманных денег должно быть желание научить ребенка пользоваться деньгами, разбираться в стоимости различных товаров, накапливать деньги, считать сдачу.

Конечно, есть соблазн не давать ребенку в руки наличных, а сразу же класть деньги на карту. Но если ребенок в детстве не получит опыта общения с наличными деньгами, он лишится очень важных навыков. Именно наличные деньги учат школьника считать свой «капитал» и распоряжаться им. Абстрактные деньги на карте для этого не годятся.

Ошибка 4. Давать слишком много карманных денег

Некоторые родители проявляют излишнюю щедрость и выдают ребенку еженедельно слишком крупные суммы, которые ему совершенно не нужны. Еще не имея навыка накоплений, не зная цены деньгам и не понимая, как тяжело они достаются, ребенок совершенно теряется. Он начинает тратить деньги беспорядочно, дарить их друзьям, покупать вредные продукты и портить себе здоровье, и тому подобное.

Гораздо правильнее реально оценить потребности ребенка и выдавать сумму с учетом этих расходов (или чуть больше, посоветовав откладывать излишки на крупную покупку).

Ошибка 5. Контролировать все расходы ребенка

Определив оптимальную сумму карманных денег, нужно давать ребенку свободу распоряжаться ею по своему усмотрению. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами, именно для этого мы их и выдаем. Следить за каждым рублем – значит демонстрировать недоверие, а мы, напротив, хотим научить самостоятельности.

Но не следует пускаться и в другую крайность, пуская все на самотек. Родителю нужно иметь общее представление о том, куда ребенок тратит свои карманные деньги.

Ошибка 6. Платить за хорошие оценки

Родители не должны платить детям за хорошие оценки. К окончанию учебного года при желании можно сделать подарок, но не позиционировать его как заработок. Причина проста: учеба нужна не маме с папой, а самому ребёнку, это его прямая обязанность и инвестиция в его будущее. К тому же пятерка сама по себе – вполне достаточный стимул, а радость и похвала родителей дополняет удовольствие. Не стоит обесценивать родительскую похвалу и переводить отношения в раздел коммерческих – потом будет уже не вернуть обычное человеческое тепло.

Ошибка 7. Платить за помощь по дому

Что касается работы по дому, то оплачивать ее ребёнку абсурдно, ведь нам самим никто не платит за неё. Это просто часть повседневной жизни. Постоянная обязанность по дому или конкретные поручения должны выполняться детьми в контексте необходимой помощи родителям. Если в какой-то момент у подростка возникнет желание получать за неё плату (что редко случается само по себе, обычно повод дают родители), уместно напомнить, что он живет в этом доме, где родители платят коммунальные платежи, питается за родительский счёт, а потому обязан вносить свой минимальный вклад в форме помощи по дому.

Ошибка 8. Лишать карманных денег за проступки

Карманные деньги не должны становиться инструментом воспитания или манипуляции. Если ребенок нахватал двоек или нашалил, это не повод лишать его еженедельно выдаваемой суммы. Найдите другой способ воспитательного воздействия. Деньги вы выдаете для того, чтобы воспитать ответственность и самостоятельность, а не в качестве поощрения, ведь так? А значит, они не должны превращаться и в наказание.

Однако если ребенок намеренно причинил ущерб семейному или школьному имуществу, или испортил вещь кого-то из одноклассников, то это повод потребовать у него компенсации из его собственных карманных денег. Например, на покупку нового учебника взамен порванного. Это будет вполне соответствовать нашей цели – повышению финансовой грамотности.

Ошибка 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

Зарплата, безусловно, важна, но если вы будете начинать разговор именно с этого, то рискуете воспитать циника и эгоиста. Работа в первую очередь должна приносить удовлетворение. Быть интересной для вашего ребенка, соответствовать его талантам и склонностям. Когда человек занимается любимым делом, он растет в своей профессии и продвигается по карьерной лестнице, в том числе и финансово. Если же он занимается тем, что ему неприятно, то всегда найдется кто-то более талантливый и увлеченный, кто вытеснит на обочину. И тогда даже перспективная профессия не принесет ожидаемой прибыли.

Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям

Финансовая грамотность с 1 класса: зачем нужна копилка?

Заканчиваются школьные каникулы, связанные как с многочисленными подарками и развлечениями, так и с большими, чем в обычной жизни, расходами. Если вы еще не задумывались об обучении ребенка основам финансовой грамотности, самое время это сделать. Начать можно с обсуждения темы карманных денег.

В нашей стране ответственность человека за собственные решения в финансовой сфере стала особенно актуальной чуть более 20 лет назад, и до сих пор для существенной части людей взаимосвязь между текущими действиями и собственной финансовой стабильностью остается неочевидной. В России по-прежнему обучение обращению с финансами происходит, как правило, в момент появления первой работы и собственного заработка. Для каждого человека это свой возраст, который колеблется в диапазоне 16-20 лет.

Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше! Самый простой и эффективный инструмент, доступный каждому родителю — это карманные деньги, о которых и пойдет речь сегодня. Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

1. Выдавайте детям карманные деньги

Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п.

2. Договоритесь с ребенком о сумме и периодичности выдачи карманных денег

Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребенка, — предмет для обсуждения с ним. Особенно важно в течение этого разговора рассказать ребенку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определенную сумму карманных денег (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц и т.п.).

3. Не платите ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания

В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов

Цель предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка

Обсудите с ребенком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке

Если копить на важную для ребенка вещь необходимо слишком долго — мотивируйте ребенка тем, что когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.

7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребенка

Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребенка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти — до тех пор, пока все расходы ребенка не окажутся в его собственной зоне ответственности.

8. Помогите ребенку оптимизировать расходы

Расскажите ребенку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером

Обратите внимание на то, что дети — наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

10. Предложите ребенку специальное обучение

Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективен.

Статья предоставлена образовательным проектом SmartCourse

Деньги – детям!

Как научить ребенка правильному отношению к финансам.

Чтобы ребенок не вырос жадным и умел ценить деньги, ему необходимо с малолетства прививать уважительное отношение к деньгам.

Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами? Нужно ли давать детям деньги и сколько карманных денег необходимо давать ребенку?

Рассмотрим эти вопросы.

Давать ли детям деньги – аргументы за и против


Детям необходимо давать карманные деньги, потому что:

  • Они учат детей «считать», копить, экономить и планировать бюджет;
  • Карманные деньги учат детей анализировать и выбирать товары с точки зрения необходимости;
  • Карманные деньги – это стимул к самостоятельному зарабатыванию в будущем;
  • Карманные деньги делают ребенка самостоятельным и уверенным;
  • Карманные деньги позволяют ребенка чувствовать равноправным членом семьи;
  • У ребенка не будет зависти к сверстникам, которым регулярно дают карманные деньги.

Но есть и противники того, чтобы давать детям карманные деньги.

Аргументы против карманных денег у детей:

  • Они провоцируют бездумные траты и не учат ребенка ценить деньги;
  • Карманные деньги создают условия для лишних соблазнов;
  • Если Вы выдаете ребенку деньги за какие-то определенные заслуги (помощь по дому, хорошее поведение, хорошие оценки и т.п.), дети могут начать Вас шантажировать;
  • У ребенка может развиться жадность и завистливость;
  • Дети не будут знать цену деньгам.

Истина находится посередине. Карманные деньги рекомендуется выдавать детям уже с 6 лет. Так Вы подготовите ребенка к самостоятельности распоряжаться ограниченными средствами. Перед тем, как выдавать детям карманные деньги, проведите с детьми беседу.

Поощрение и наказание деньгами.

Надо ли платить детям за хорошие отметки и помощь по дому?

Многие родители стремятся оплачивать детям хорошее поведение, выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки. Такие выплаты, как может показаться на первый взгляд, стимулируют ребенка лучше учиться и помогать по дому. Только никто не задумывается о последствиях таких выплат. Ребенок должен понимать, что хорошая учеба и помощь по дому он должен выполнять не потому, что ему за это платят, а потому что это его работа и обязанности. Ваша задача – не покупать отметки и помощь ребенка, а научить его самостоятельности и не воспитать эгоиста.

Объясните ребенку, что Вы – семья и должны помогать друг другу и заботиться, а не превращать семейные отношения в товарно-денежный обмен. Иначе, в дальнейшем Вы вообще не сможете отучить ребенка от таких взаимоотношений.
Внимательно относитесь к поведению ребенка и его отношению к деньгам. Дружелюбие и понимание с Вашей стороны позволит избежать ребенку психологических и денежных комплексов, которые часто закладываются в детском возрасте.

Сколько денег давать детям на карманные расходы?

Если Вы решили, что ребенок достаточно самостоятелен, чтобы самостоятельно контролировать и распределять свой бюджет, соберите «семейный совет» и объясните ребенку, что теперь ему будут выделяться карманные деньги.
Сколько выделять ребенку карманных денег? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Это должно зависеть только от Вас и семейного бюджета.

При выдаче карманных денег необходимо учитывать некоторые факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Возможность семьи и социальное положение (поинтересуйтесь у знакомых и друзей, сколько они выдают карманных денег своим детям);
  • Город, в котором Вы живете. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сумма карманных денег должна отличаться от суммы, которую выдают родители в периферийных городках.

Критерии выдачи карманных денег:

  • Можно начинать выдавать карманные деньги с первого класса;
  • Определите сумму карманных денег, с учетом финансового благополучия семьи и возраста ребенка. Решение необходимо принимать в кругу всей семьи, не забывая про ребенка;
  • Детям младшего школьного возраста необходимо выдавать карманные деньги раз в неделю. Подросткам – раз в месяц;
  • Контролируйте расходы ребенка. Убедитесь, что ребенок не тратит деньги на сигареты, алкоголь и наркотики.

Сумма карманных денег не должна зависеть от:

  • Успехов в учебе;
  • Качества выполнения домашних обязанностей;
  • Поведения ребенка;
  • Вашего настроения;
  • Внимание к ребенку;
  • Обучения финансовой самостоятельности.

Рекомендации родителям по выдаче карманных денег:

  • Объясните ребенку, на что Вы даете ему деньги и почему Вы их ему даете;
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом;
  • Выдавайте карманные деньги раз в неделю в определенный день;
  • Фиксируйте сумму на определенный промежуток времени. Даже, если ребенок все потратил в один день, ему не нужно потакать и выдавать еще деньги. Так он научится планировать свой бюджет и в дальнейшем не будет бездумно относиться к тратам;
  • Если Вы не можете выдать ребенку карманные деньги, объясните причину;
  • Если ребенок нецелесообразно потратил карманные деньги, вычтите эту сумму из следующей выдачи;

  • Если ребенок не может планировать бюджет и тратит все деньги сразу после выдачи, выдавайте деньги по частям.

Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или

родительский контроль детских трат?

Не нужно навязчиво советовать и распоряжаться деньгами, которые Вы выдали ребенку. Ведь Вы ему их доверили. Дайте почувствовать ребенку самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если ребенок потратил в первый же день карманные деньги на конфеты и наклейки, дайте ему осознать его поведение до следующей выдачи.

Когда у ребенка пройдет эйфория от первых бездумных трат, научите его записывать траты в блокнот. Так и Вы будете контролировать расходы ребенка, и ребенок будет знать, куда уходят деньги. Научите ребенка ставить цели и копить на большие покупки. Научите ребенка покупать из карманных денег важные, но не дорогие покупки (например, тетрадки, ручки и т.п.).
Контролировать детские расходы нужно обязательно. Только аккуратно и ненавязчиво. Иначе, ребенок может подумать, что Вы ему не доверяете.


Давая ребенку карманные деньги, объясните, что он не только сможет самостоятельно покупать необходимые вещи, но это и определенный риск их ношения и хранения. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять взрослые. Чтобы избежать подобных неприятностей, объясните ребенку следующие правила:

  • Деньги нельзя показывать посторонним, детям или взрослым. Нельзя хвастаться деньгами;
  • Деньги лучше хранить дома, в копилке. Не нужно носить все деньги с собой;

  • Научите ребенка носить деньги в кошельке, а не в карманах одежды;
  • Если ребенка шантажируют и угрожают насилием, требуя деньги, пускай он отдает деньги без сопротивления. Жизнь и здоровье – дороже!

А что Вы думаете о карманных деньгах для детей?

Дети и деньги. 9 распространенных ошибок в воспитании.

Добрый день уважаемые читатели и подписчики блога Tvoya-Life. У меня трое детей, двое из которых уже достаточно взрослые, и поэтому возникает проблема их взаимоотношений с финансами. Когда дети начинают ходить в школу, многие родители задаются вопросами, такими как давать ребенку карманные деньги или нет, поощрять и штрафовать ли ребенка за его поступки?

Попробуем в этой статье подробно решить эту проблему.

Нужно ли в раннем возрасте обучать детей основам финансовой грамотности? А считаю, что как только ребенок может самостоятельно совершить себе покупку в магазине, с тех пор стоит вводить в его обучение основы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность, одна из тех очень важных и главных наук, которую почему-то не изучают в школах. И поэтому вся ответственность в воспитании ребенка в этой области ложится полностью на плечи его родителей. Поэтому родители должны научить своего ребенка зарабатывать деньги, создавать себе источники дохода, пользоваться банковской системой и эффективно управлять своими финансами.

Далее мы опишем все основные и распространенные ошибки, которые совершают родители в финансовом воспитании своих чад.

1 Покупать все, что попросит ребенок

Одна из очень грубых и распространенных ошибок. Ей злоупотребляют в основном те родители, которые уже добились финансового благополучия, и считают, что у их ребенка должно быть все, что он не попросит. Покупать необходимо только ту технику, которая действительно нужна ребенку для учебы и образования. Например, компьютер или планшет.

Ребенок со временем перестанет воспринимать настоящую ценность денег, и будет считать что так и должно быть, что ему все покупают. Во взрослом возрасте из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, так как он привык все иметь. А вот доходы ему возможно будут не позволять все это купить, и он может упасть на дно финансовой пропасти.

2 Отсутствие у ребенка карманных денег

Тоже очень большая ошибка родителей. Если вы не будете давать своему чаду денег, то он видя что у его сверстников они есть, может развить в себе комплекс неполноценности, и может начать себя винить, что он не такой как все.

3 Покупать ребенку самые дешевые вещи и игрушки

Эта ошибка родителей, является прямой противоположностью первой. И если ребенка постоянно в чем-то ущемлять и на нем экономить, то у него может выработаться чувство неуверенности в себе, и психология бедности. А если его родители не добились больших финансовых высот, то в 90 процентов случаях и он во взрослом возрасте повторит их судьбу и вырастет человеком, без особых финансовых целей, и будет просто плыть в жизни по течению, не стараясь что-то изменить.

4 Формирование негативного отношения к деньгам у ребенка

Это ни в коем случае нельзя делать. Так очень часто поступают те родители, которые сами не хватают в финансовом плане «звезд с неба». Никогда нельзя объяснять свою невозможность что-то купить ребенку тем, что деньги это плохо и все богатые плохие люди. Необходимо всегда внушать ребенку такое мнение, что все у него впереди, и он сможет в своей жизни добиться большего чем его родители. Необходимо мотивировать ребенка к достижениям и успехам.

5 Оплата своему ребенку обязанностей и успеваемости в школе

Нужно прививать своему ребенку такую точку зрения, что все члены семьи должны вносить свой вклад в семейное благополучие, и это не делается за деньги, а делается из-за любви и уважения к другим. По поводу школьных оценок, необходимо привить своему ребенку такое мнение, что хорошая успеваемость является залогом его успешного будущего, и возможностью поступить в престижный университет, чтобы после было легче заниматься бизнесом или управлять своей компанией.

Заметьте, что мы не говорим «найти работу», так как в нашей стране это путь в никуда. Возможно в других более развитых странах этот путь работает, и быть высокооплачиваемым наемным работником выгодно и престижно, но не в нашей стране.

Еще одной опасностью связанной с оплатой ребенку его домашних дел, может быть такая, что он просто перестанет что-либо делать без денег, или будет повышать цены. Это уже не семья получится, а какая-то бизнес игра.

6 Полностью контролировать расходы ребенка

Необходимо делать так, чтобы ребенок самостоятельно мог распределять и контролировать свои карманные деньги. А если эти деньги он сам заработал то тем более. Родители могут только посоветовать своему чаду, что они могут сделать с деньгами, но окончательное решение должен всегда принимать сам ребенок.

Единственным исключением являются траты на запрещенные вещи, такие как сигареты и выпивка.

7 Запрещать зарабатывать деньги

Если у ребенка появилось желание самостоятельно заработать денег, то такое желание нужно только поощрять, и по возможности консультировать и направлять ребенка в этом вопросе.

Такой подход научит ребенка бережней относится к деньгам, так как карманные деньги это одно, а самостоятельно заработанные это другое.

8 Отстранение ребенка от финансовой ответственности

Если ребенок потратил свои карманные деньги раньше срока, то необходимо объяснить ему, что это его проблемы, и нужно научиться экономить вверенные ему финансы. Не стоит пополнять ему утрату или перерасход средств сразу же, по его требованию. Он должен чувствовать ответственность за доверенные ему деньги. Это будет способствовать развитию в нем навыков планирования.

9 Самим не следовать тому чему ребенка учите

Как бы вы ни старались и не рассказывали ребенку как нужно обращаться с деньгами, все равно лучше всего будет показывать ему на примере, и если вы успешный в финансовом плане человек, то и ваш ребенок будет успешным.

Помните всегда о том, что финансовое воспитание ваших детей всегда ваша забота, и никакая школа и институт не научит этому, и ваше правильное обучение будет являться фундаментом финансового успеха ваших детей во взрослой жизни.

Подписывайтесь на обновления блога и делайте деньги:

Благодарю за то, что поделились статьей в социальных сетях!

Ребенок и деньги

Часто родители при детях говорят о деньгах, об их присутствии или отсутствии, о возможности и невозможности приобрести своему чаду ту или иную игрушку. Но почему ребенок не понимает, откуда берутся деньги? Почему родитель не объясняет ему о том, каким трудом эти деньги даются, и о том, что нельзя пускать их на ветер? Сколько раз мы были свидетелями, а иногда и сами жертвами приступов капризов ребенка. Следует обратить внимание малыша на его отношение к финансам, ведь тема денег в воспитании играет немаловажную роль. Давайте рассмотрим вышеперечисленные вопросы для обсуждения со своим чадом.

Понятие семейного бюджета

Семейный бюджет – это деньги, заработанные мамой и папой за месяц. Для этого родители исправно ходят на работу, трудятся. Очень важно объяснить ребенку о честном способе зарабатывания денег. Тех, кто добывает средства незаконно, сажают в тюрьму. Также к общему бюджету можно отнести и деньги, выигранные в лотерею или подаренные, но ни в коем случае не краденые. Далее следует дать понять ребенку, что эти деньги делятся на части:
Первая часть является наиболее важной, это ежедневные расходы на самое необходимое. Дайте ребенку возможность самому подумать, поделиться своими мыслями о том, что является самым необходимым. Расскажите о коммунальных услугах, питании, плате за школу и дополнительные кружки, лекарства, одежду.

Вторая часть включает в себя оплату за интернет, покупку книг.

Третья часть – ремонт, интерьер.

Четвертая часть самая последняя. Это развлечения. Сюда входят кафе, кино, зоопарк и т. д.

Дайте понять своему чаду, что вы не можете урезать первую часть, поскольку она самая необходимая для жизни, а вот на всех остальных можете сэкономить, в чем-то отказать, чтобы эти же деньги отложить на отпуск. Если вы учите ребенка правильно обращаться с деньгами, не пуская их на ветер, а сами делаете наоборот, толку не будет. Дети, как губки, впитывают все от взрослых, поэтому важно самому являться примером. Старайтесь объяснять сыну/дочери каждый свой денежный шаг, берите с собой в магазин и разъясняйте, почему приобрели этот товар, а не иной, почему не купили то, что требовал ребенок.

Не стоит идти на поводу у ребенка и каждый раз покупать то, что он хочет. Дайте понять, что вы родители, которые деньги зарабатывают, а не волшебники, которые исполняют все желания. Важно научить ребенка знать цену деньгам, иметь любовь к труду и целеустремленности, чтобы в будущем благодаря своим стараниям он сам исполнял свои желания, сам добивался целей.

Понятие экономии

Основам экономии также нужно учить ребенка с детства. Возьмите его с собой по магазинам. Если он захотел, чтобы вы купили желанную вещь, обратите его внимание на то, что не нужно брать сразу, а следует присмотреться, ведь в разных магазинах цена будет тоже разной. Например, разница в покупке вышла в 50 рублей. Объясните, что эти деньги – сэкономленные, и на них можно купить еще и печенье. Обязательно купите ему печенье, экономия лучше всего почувствуется физически: мол, сэкономили и на оставшиеся деньги еще для себя купили сладости.
Также следует дать понять ребенку возможность распоряжаться только теми деньгами, которые он имеет. Нельзя потратить больше заработанного, иначе окажешься в долгах, а это бремя. Ребенка нужно научить понимать, каким трудом даются деньги и как их тратить рационально. Никаких особых усилий по правильному распоряжению деньгами не требуется. Необходимо лишь правильно спланировать свои траты. Для этого можно завести дневник расходов, записывая ежедневно потраченные деньги, и уже со временем путем сравнения и анализа вы придете к тому, что, оказывается, можно жить по средствам, еще при этом и откладывая.

Карманные деньги ребенку

По данному вопросу мнения расходятся. Некоторые считают, что детям не нужно давать деньги, ведь зачем они ему в школе, если вы и так дали необходимое питание, а еще и обед в столовой оплачен. Другие считают, что деньги давать можно, но небольшую сумму. Действительно, если выделять ребенку на неделю определенную небольшую сумму, он быстрее научится ею распоряжаться. К примеру, если выделить 100 рублей на рабочую неделю в 5 дней, выходит 20 рублей в сутки. На эти 20 рублей ребенок может себе планировать ежедневную покупку, а может отложить и на следующий день купить себе что-то уже на 40 рублей. Может потратить сразу все 100 рублей и сидеть без денег, а может ничего не потратить и в конце недели купить себе журнал. Таким способом ребенок приучается к самостоятельному обращению с деньгами и к планированию, на личном примере он познает, что не все его прихоти могут быть исполнены, всех вещей не купить.

Жизнь – это постоянное движение и вечные изменения. Учитесь планировать доходы правильно сами и показывайте это ребенку. Будьте честны с вашими детьми и подавайте им хороший пример.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: