Ребенок поступает в 1 класс: что он должен знать и уметь перед школой, как подготовить будущего первоклассника?

Ребенок поступает в 1 класс: что он должен знать и уметь перед школой, как подготовить будущего первоклассника?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Рекомендуем дополнительные материалы по теме:

Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году? 🙇

Чем ближе школьный возраст, тем активней родители начинают интересоваться, что должен знать их ребенок и какие требования при поступлении в 1 класс, ведь каждый год программа меняется, и в 2019 году к малышу уже будут другие требования. У каждой школы свой перечень навыков, которыми должен владеть будущий первоклассник, но основа все же одинакова, так как все учебные заведения ориентируются на требования, описанные в ФГОС.

Самое главное, что должна воспитать семья в ребенке перед школой – это любознательность, умение слушать и интересоваться всем вокруг. Адаптация также зависит от внутрисемейного климата, поэтому стоит обратить внимание и на него.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году в России

При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.

Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.

Общее развитие

Дошкольник должен знать общую информацию:

  • свое полное имя, фамилию и отчество;
  • называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
  • название своей страны и несколько других на выбор;
  • отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
  • животных и их детенышей, называть правильно;
  • отличие кустов от деревьев и травы;
  • чем отличаются птицы от рыб и зверей;
  • транспорт;
  • основные геометрические формы и на что они похожи;
  • времена года, время суток, дни недели, погоду.

Математика

Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:

  • счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
  • вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
  • сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
  • делать картинки из геометрических фигур, называть их;
  • делить группу предметов на равные части;
  • называть количество предметов и находить цифровое обозначение.

Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:

  • прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • подобрать несколько слов на названную букву;
  • делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
  • читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.

Развитие речи

Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:

  • рассказать стишки, пересказать сказки;
  • повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
  • описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.

Культура и общение

Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:

  • здороваться, прощаться;
  • если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
  • в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
  • в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
  • во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
  • не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.

Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:

  • держит пишущие и рисующие принадлежности;
  • проводит прямую линию без линейки;
  • перерисовывает по образцу простые фигуры;
  • лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
  • штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.

Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов

Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс, необходимо учитывать его готовность к школе. Родители могут не только проследить этот момент, но и скорректировать его, если есть еще время.

Симптом неготовностиПомощь ребенку
Сложное усвоение чтения печатных букв или письмаПрежде чем обучаться чтению или письму, нужно начинать с основ: освоить моторику, улучшить внимание, натренировать память. Нельзя перескочить эти этапы, и если есть проблемы в чтении, то стоит усилить упражнения на освоение простейших навыков. Когда мозговые структуры дозреют до более сложных задач, то переходить к ним.
Не может сделать звукобуквенный анализС помощью игровых упражнений нужно объяснить ребенку разницу в понятиях звука, слога, слова, как определить глухость и звонкость, твердость и мягкость звуков речи.
Ребенку сложно решить простые логические задачи, слабая зрительная и слуховая память, невнимательность, мелкая моторика недостаточно развита.Такие симптомы становятся заметными уже в возрасте 4-5 лет и лучше сразу начинать коррекцию. Можно подобрать целый цикл упражнений «от простого к сложному» на каждый из навыков. Главное не давить на ребенка и выбирать задания в формате игры.
Замена одного звука другим в речи. Например, вместо «река» говорит «йека», заменяя «р» на «й».Лучше сразу обратиться к логопеду, чтобы он поставил правильный звук, и это не отразилось на письме.
Несформирована лексико-грамматическая категория речи. Идет видоизменение окончаний и слов. Например, вместо «цыпленок» говорит «курчонок», не «дождливая погода», а «дождиковая».Хорошо помогут различные составления рассказов по картинкам, упражнения на придумывание концовок рассказа. Также ряд упражнений на развитие связной речи поможет ребенку лучше освоить этот навык.

Лучше за год до поступления в школу обратиться к специалисту, чтобы он определил, есть ли пробелы в навыках и что именно, а главное как нужно подтянуть. Тогда можно будет без спешки подготовить ребенка и облегчить ему адаптацию.

Как пройти собеседование в школу

Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.

Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:

    обязательное присутствие во время тестирования. Если оба родителя смогут прийти, это будет большим плюсом и поддержкой.

Дети зачастую стараются получить одобрение родителя в процессе, поэтому их присутствие станет еще и дополнительной мотивацией;

  • не вмешивайтесь в процесс. Во-первых, это отвлекает и переключает ребенка, а во-вторых, дает ему повод усомниться в правильности собственных ответов, и он будет ждать дальнейших подсказок;
  • день тестирования лучше организовать так, чтобы перед ним можно было прогуляться с ребенком, поговорить на отвлеченные темы, посмеяться, напитать ребенка положительными эмоциями. Идти сразу после сна или еды лучше не стоит, так как ребенок будет еще расслаблен;
  • обязательно расскажите или проиграйте, куда вы идете. В общих чертах обрисуйте как что будет проходить, но не завышайте важность, чтоб не испугать;
  • не нервничайте сами, так как тревожность родителей обязательно передастся ребенку.
  • Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России

    По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:

    • знание всех букв алфавита, правила их написания как с большой, так и маленькой буквы, печатными и прописными;
    • умение определить мягкие, твердые, гласные и согласные звуки и буквы; знать, как они пишутся;
    • составление до 5 предложений на заданную тематику, самостоятельно проставлять ударение;
    • навыки звукового и зрительного диктанта;
    • чтение слов по правилам орфографии и орфоэпии;
    • плавное чтение по слогам со скоростью не ниже 35 слов в минуту.
    • счет до 100, определение предыдущего и последующего числа, однозначного и двузначного;
    • знать, что двузначное число состоит из десятков и единиц, уметь вычислять в пределах 20;
    • ориентироваться в определениях: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
    • знать единицы измерения длины;
    • решать задачи с простым условием на сложение, вычитание, сравнение.
    • решение задач на два действия.

    Памятка родителям первоклассника

    • по интонации различать восклицательное, вопросительное и простое предложение;
    • знать пословицы и поговорки с учетом возраста;
    • строить предложения и оформлять (знаки препинания);
    • различать звуки и буквы (определение в слове их количества), гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые, мягкие, глухие и звонкие);
    • знать правила переноса и деления на слоги, проставлять ударения.

    Окружающая среда. Знание таких тем:

    • солнечное и лунное светило. Их форма, основная информация. Звезды;
    • разнообразие камней;
    • растения, их части. Деревья, кусты, трава;
    • виды животных, насекомых, птиц, рыб;
    • живая природа, ее признаки, условия существования всего живого, охрана окружающего мира. Экология;
    • неживая природа и ее признаки. Разное состояние воды (лед, снег, пар).
    • времена года;
    • основы личной гигиены;
    • правила поведения на воде, на дороге, в быту. Определение необходимых дорожных знаков, правила дорожного движения, переход улицы;
    • реки, озера, водоемы;
    • виды транспорта и сферы их использования;
    • овощи, фрукты, их влияние на организм человека;
    • планета, страна, город и основная информация о них;
    • профессии.

    Обязанности и права родителей

    Также ребенок должен уметь:

    • отличать живую природу от неживой по основным признакам;
    • называть представителей каждой группы растений и животных, по несколько штук;
    • различать изученных животных, рыб, транспорт, времена года, водоемы, профессии;
    • вести наблюдение за изменениями природы, объяснять важность ее охраны;
    • соблюдать изученные правила безопасности.

    Первый класс – важный период не только для первоклассника, но и для его родителей, которые начинают подготовку уже заранее. Чтобы помочь ребенку легче справляться с заданиями в школе, необходимо начать его развитие с детства. Но если за год до тестирования видно, что малыш отстает, то рекомендуем обратиться к специалистам, которые подкорректируют методы обучения и помогут выровнять уровень подготовки до необходимого.


    Автор статьи: Глухарь Раиса

    • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
    • Авторы статей

    Ребенок поступает в 1 класс: что он должен знать и уметь перед школой, как подготовить будущего первоклассника?

    Поступление ребенка в первый класс – важное событие в жизни каждой семьи. Столько всего нужно подготовить перед 1 сентября: школьную форму, тетради и ручки, дневник. Самое главное в этом процессе – это подготовленность будущего первоклассника к началу насыщенной школьной жизни.

    Неважно, в какую школу пойдет ребенок – в гимназию или общеобразовательную. При приеме будут оценивать его умения и навыки, насколько он осведомлен в той или иной области знаний. Такое тестирование, или как его еще называют – собеседование, проводится, чтобы определить уровень знаний ученика.

    Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок был примерным учеником. Малышу будет легко на “старте” учебы, если в первый класс он пойдет с определенным багажом знаний

    Что должен знать и уметь ребенок, который идет в школу?

    Есть вполне конкретные критерии, по которым определяют подготовленность детей к первому классу. По ним проводят психологическую диагностику. Для некоторых учебных заведений список может быть несколько расширен согласно программе учреждения.

    Обычно собеседование проводится в форме беседы с ребенком, в которой участвуют учитель, психолог и завуч школы. Малышу задают несколько вопросов и дают задания. Диагностика проводится в основных направлениях:

    • общие познания о мире вокруг;
    • математические знания и умение производить простые вычисления;
    • навыки чтения и письма, моторика;
    • знания о природе, животных, растениях.

    Ребенок поступает в учебное заведение, где он будет не только получать знания, но и проводить большую часть своего времени, взаимодействовать с другими людьми – учениками и учителями.

    Очень облегчают задачу подготовительные курсы в школе и занятия в выпускной группе детского сада

    Он должен быть подготовлен психологически и обладать социальными навыками:

    • знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
    • уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, надевать обувь, застегивать пуговицы и молнии;
    • вежливо общаться, без агрессии или замкнутости;
    • понимать, что на уроке нужно сидеть спокойно, не перебивать учителя, не капризничать;
    • представлять, что такое школьная жизнь и уроки, что от него требуется.

    Сейчас родителям часто предлагают пройти школу выходного дня в том же учебном заведении, куда планируют отправить будущего первоклассника. Она длится 1 год. В такие группы дошкольной подготовки принимают детей 6-7-летнего возраста по месту жительства и из числа желающих поступить именно в эту школу.

    На курсах ребенок получит представления о школе, научится выполнять требования, предъявляемые к ученикам, привыкнет к урокам и познакомится со своим будущим учителем и одноклассниками. Такая практика помогает ребенку быстрее адаптироваться в новом для него месте и коллективе, легче вникнуть в учебу. На курсах малыша подготовят к собеседованию. После них ребята обычно хорошо проходят тесты.

    Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

    Вот и наступило время, когда малыш попрощался с детским садом. Впереди важный и ответственный день – начало учебы в школе. Самое время заботливым маме и папе задаться вопросом: «Что должен знать ребенок перед школой?» Об этом поговорим сегодня.

    Большинство родителей считают базовыми умения читать, считать предметы и писать рукописные и печатные символы. Однако спектр требований, которые предъявляет школа к будущим первоклассникам, более широк. Владеет ли ребенок-дошкольник теми знаниями, которые необходимы, определяют в процессе беседы с малышом.

    Что должен знать будущий первоклассник перед поступлением в школу

    Общее развитие

    • фамилию, имя и отчество;
    • личные данные мамы и папы, место их работы;
    • место жительства: страну, город, точный адрес;
    • названия нескольких растений, животных, птиц;
    • основные цвета;
    • названия некоторых профессий;
    • виды спорта;
    • праздники и их особенности.

    Математическая область

    • цифры первого десятка;
    • математические знаки;
    • предыдущие и последующие числа;
    • названия геометрических фигур и их различия.
    • Подготовка к чтению и письму
    • определение ударения;
    • понятия слога, слова, предложения.

    Что должен уметь ребенок перед школой

    Общее развитие

    • Различать домашних животных от диких, птиц от зверей и разбираться в различиях фруктов от овощей и ягод.
    • Определять части суток, дни недели, количество и названия месяцев, времена года.
    • Разбираться в понятиях «вправо», «влево».
    • Совершать манипуляции с пуговицами.
    • Лепить предметы.
    • Вырезать геометрические фигуры, складывать из них композиции.
    • Рисовать элементарные фигуры.
    • Обладать навыками штрихования.
    • Верно удерживать ручку при письме.

    Математическая область

    Считать до десяти и обратно.
    Выполнять графические диктанты по инструкции взрослого и по образцу.
    Определять пропущенное число в числовом ряду.
    Называть «соседей числа».
    Сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету, длине.

    Подготовка к чтению и письму

    Дошкольник должен уметь:

    • Различать звук и букву, определять гласный и согласный звуки.
    • Придумывать слова с заданным звуком.
    • Подсчитывать количество слогов в слове.
    • Чертить прямые и кривые линии без отрыва руки.
    • Составлять предложения из нескольких слов.
    • Задавать вопрос и отвечать на него.
    • Отгадывать загадки, заучивать и декламировать небольшие стихотворения.
    • Придумывать повествование к иллюстрации.
    • Копировать по образцу печатные буквы.

    ВАЖНО! Если вы претендуете на поступление в специализированные школы с определенным уклоном, то требования к будущему первокласснику предъявят высокие. Частные образовательные организации проводят собеседования, поэтому нужно заранее уточнить у администрации школы, что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в такое учреждение.

    Перед школой будущий ученик не должен:

    Дополнительно готовиться к обучению. Не стоит перенапрягать детей перед началом школьных занятий и заставлять прочитывать и прописывать в день по странице. Дайте им возможность отдохнуть летом, а для занятий будут 11 лет обучения в школе. Если дошкольника настойчиво привлекать к систематическим занятиям перед школой, то ребенок будет знать – в этом учреждении потребуют то, чего он не желает делать.
    Считать учебу ежедневным праздником. Не рассказывайте ребенку придуманные истории о радужном обучении в школе. Не обманывайте малыша, ведь он скоро сам сложит мнение о процессе учёбы.
    Бояться предстоящего обучения. Желая научить ребенка нести ответственность за свои поступки, взрослые часто пытаются держать дошкольника в строгости. Но иногда путают строгость и запугивание. В итоге первоклассник негативно относится к учёбе, не хочет идти в школу. Из-за психологического перенапряжения в этой ситуации могут проявляться навязчивые состояния: нервный тик, эмоциональная нестабильность, пагубные привычки сосать палец или грызть ногти.

    Как помочь ребенку перед школой

    • Посещать занятия «Школы будущего первоклассника». Такой опыт будет полезен для предстоящей учебы. Ребенок уяснит для себя главные правила учебного заведения, получит азы правильного поведения на уроке, повторит изученный материал, получит новые знания.
    • Повысить статус будущего первоклассника. Сделайте событие начала школьной жизни радостным и положительным, устройте вечеринку по этому поводу и поздравьте малыша с новым статусом.
      Устроить школьный шопинг. Позвольте малышу самостоятельно выбрать для себя школьные принадлежности.
    • Укрепить иммунитет. У каждого ученика в классе собственная микрофлора. Школьнику с сентября по май придется испытывать на прочность защитные функции организма. Займитесь этой проблемой заранее. Начните усиленно вводить в меню дошкольника овощи и фрукты (топ 10 полезных продуктов питания), заниматься спортом на свежем воздухе вместе с будущим учеником.
    • Приучить к новому режиму. Начните будить малыша по утрам и укладывать по вечерам на 10-15 минут раньше. Тогда режим школы к началу занятий будет для него привычным.

    Взрослые редко думают о том, что школа – это 11 лет непрерывного тяжелого труда. Родителям хочется, чтобы ребенок хорошо учился, но за такой долгий период у него будут и взлеты и падения. Поддерживайте маленького ученика, верьте в его силы. Тогда школа принесет максимальный результат.

    Ребенок идет в первый класс — что должен уметь первоклассник?

    Содержание статьи:

    Всего несколько десятилетий назад знакомство с буквами и цифрами происходило у детей только при поступлении в школу. К сегодняшним будущим ученикам предъявляют достаточно серьезные требования. Многое, чему раньше учили первоклассника, сегодня он должен освоить еще до школы.

    Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

    Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.

    • Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением.
    • Не стесняться принимать участие в общем разговоре.
    • Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать.
    • Находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят.

    Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

    Достижения в общем развитииГотовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:
    • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
    • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
    • Уметь рассказать о том, кем они работают.
    • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
    • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
    • Знать в какой стране и городе он живет.
    • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
    • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
    • Различать явления, происходящие в природе.

    Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

    Уровень развития математических знанийХорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:

    1. Знать все цифры (от 0 до 9).
    2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
    3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
    4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
    5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
    6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
    7. Решатьпростейшие математические задачки на сложение и вычитание.
    8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).

    Навыки чтения и письмаСегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.

    Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

    • Различает согласные и гласные буквы.
    • Понимает, чем отличается буква от звука.
    • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
    • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
    • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

    Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

      1. Удерживать правильно в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
      2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
      3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
      4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

    Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически

    Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению .

    Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении. Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание. Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка.

    Развитие у ребенка тяги к познанию и усидчивости Ребенку бывает сложно сконцентрироваться на школьной программе из-за того, что спокойно высидеть 30-45 минут на уроке ему просто не по силам. Поэтому перед школой важно не только выучить с ребенком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у дошколят усидчивость и тягу к познанию нового .
    Только знания являются залогом успеха в жизни Будущему первокласснику нужно объяснить, что он идет в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни.
    Обучение в школе — ответственное и важное задание Собирающемуся стать первоклассником малышу нужно объяснить, что учеба в школе – это самое важное и ответственное задание. Ребенка в школьной жизни должны привлекать не только ее внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями .

    К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.

    Что должен знать и уметь будущий первоклашка?

    1 апреля началась запись в школы будущих первоклашек. По закону никаким вступительным испытаниям их подвергать нельзя. Но администрации школ успешно обходят этот запрет, проводя вроде бы ничего не значащее «собеседование». Его единственная цель, по словам педагогов, – познакомиться с ребенком и укомплектовать классы в соответствии с уровнем подготовки будущих учеников.

    Собеседование – это тоже испытание. А потому готовиться к нему очень даже нужно.

    Вот какого багажа знаний ждет от будущих первоклашек отечественная система образования.

    Общее развитие

    Считается, что к шести с половиной – семи годам ребенок должен:

    • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
    • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
    • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
    • ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
    • иметь представления о природных и погодных явлениях;
    • знать основные цвета;
    • знать понятия «право-лево»;
    • знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
    • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
    • знать праздники;
    • уметь рассказать, чем он любит заниматься;
    самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

    Интеллектуальное развитие

    В этой области ребенок должен уметь:

    • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
    • находить лишний предмет в группе;
    • добавлять в группу недостающие предметы;
    • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
    • группировать предметы по признаку и называть его;
    • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

    Слух, зрение, внимание, память, речь

    Здесь дошкольнику нужно уметь:

    • находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
    • точно копировать простой узор;
    • описывать по памяти картинку;
    • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
    • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
    • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
    • пересказать услышанный рассказ;
    • составлять рассказ по картинке!

    Основы математики

    Перед поступлением в первый класс необходимо:

    • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
    • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
    • знать понятия «больше-меньше-поровну»;
    • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
    • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
    • решать простые арифметические задачки;
    • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

    Важно, чтобы ребенок:

    • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
    • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
    • подбирал слова на заданную букву;
    • делил слово на слоги;
    • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

    Навыки письма

    Для успешного начала учебы в школе требуется:

    • правильно держать ручку и карандаш в руке;
    • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
    • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
    • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
    • копировать с образца геометрические фигуры;
    • уметь продолжить штриховку рисунка;
    • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

    Как проходит собеседование?

    Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.

    Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.

    Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

    Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

    Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.

    Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…

    Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.

    Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».

    При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.

    Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

    Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?

    1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
    2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.
    3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.
    4. Ксерокопия медицинского полиса.
    5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.
    6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3×4.

    Готов ли ваш ребенок к школе?

    В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.

    Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

    Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс

    «Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

    Мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

    Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

    Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Ребёнку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. Расскажите малышу, что ждет его в школе, как он будет учиться, как учились вы, когда были маленькими. Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и не забыть от волнения все, что знает.

    Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс знает ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

    Общий кругозор

    • Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
    • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    • Сколько тебе лет?
    • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    • Кем работает мама? Кем работает папа?
    • У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
    • У тебя есть друзья? Как их зовут?

    Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

    Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

    Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник умеет:

    • прочитывать простой текст из нескольких предложений;
    • писать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
    • четко произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
    • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
    • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
    • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
    • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
    • знать разницу между гласными и согласными звуками;
    • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
    • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
    • составлять рассказ по картинке;
    • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
    • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
    • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
    • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
    • отгадывать загадки.

    Математика, счет

    Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

    • знать цифры от 0 до 9;
    • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
    • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
    • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», « 3);
    • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
    • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
    • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
    • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
    • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
    • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

    Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

    Моторика, подготовка руки к письму

    Будущий первоклассник умеет:

    • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
    • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
    • рисовать геометрические фигуры;
    • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
    • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
    • писать по образцу печатные буквы;
    • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
    • лепить из пластилина и глины;
    • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

    Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, мелкий конструктор, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

    Окружающий мир

    Ребенку необходимо уметь:

    • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
    • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
    • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
    • знать названия 2-3 комнатных растений;
    • знать названия овощей, фруктов, ягод;
    • иметь представление о различных природных явлениях;
    • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы);
    • хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
    • Какие профессии ты знаешь?
    • Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
    • Ты хочешь учиться в школе?
    • Зачем надо учиться?
    • Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

    Внимание! Важный, часто задаваемый вопрос:

    Должен ли первоклассник уметь читать?

    Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

    Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

    В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

    Ради любопытства и сравнения с написанным выше, мы предлагаем ознакомиться родителям с «портретом» будущего первоклассника, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСа) дошкольного образования.

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыкамиУ ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем миреИнтересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.Эмоционально отзывчивыйДошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстникамиРебенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной целиРебенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрастуРебенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природеРебенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельностиОбладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.Овладевший необходимыми умениями и навыкамиУ ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

    Будем рады видеть Вас и Ваших первоклассников у нас в Лицее.

    Что должен знать и уметь ребенок перед школой: памятка для родителей по подготовке к 1 классу

    Еще в конце прошлого века мало кто из родителей задумывался о дошкольном развитии детей, доверяя эту заботу образовательным учреждениям. Но сегодня мы должны хорошо представлять, что должен уметь ребенок к школе, и не можем позволить себе терять драгоценное время. Будущего первоклассника необходимо снабдить определенным багажом знаний и умений, а также обеспечить ему нужный психологический настрой.

    Уровень физического развития

    Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.

    Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.

    Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:

    • прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
    • закаливающие процедуры;
    • посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.

    Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.

    Компьютерные игры и игры в мобильном телефоне могут быть вредны как сами по себе, так и потому, что ребенок заменяет ими другие занятия — в том числе физическую активность и прогулки. Ограничивая время, которое ребенок проводит с гаджетами, ориентируйтесь на длительность его пребывания на свежем воздухе: она не должна быть меньше.

    Когнитивные навыки

    Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.

    Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.

    Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:

    • Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
    • дни недели;
    • сезоны и месяцы года, месяц рождения;
    • направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
    • названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.

    Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:

    • объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
    • определить лишний предмет из нескольких предложенных;
    • расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.

    Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.

    Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.

    Не переживайте, если сын или дочь ответили не на все вопросы психолога. Вне зависимости от того, как ребенок покажет себя на собеседовании, в первый класс его все равно примут.

    Практические знания

    Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы. Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах.

    Специализированные школы (лицеи, гимназии) могут предъявлять особые требования к будущим первоклассникам по тем или иным предметам. Лучший выход в этом случае — посещать подготовительные курсы именно в том учебном заведении, в котором предполагается начать полноценное школьное обучение.

    Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:

    • посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
    • сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
    • назвать «соседей» заданного числа.

    Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.

    Убедитесь, что ребенок хорошо знает основные геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

    По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:

    • уметь различать гласные и согласные буквы;
    • определять на слух твердые и мягкие звуки;
    • называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
    • находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
    • иметь понятие о слогах, уметь их читать.

    Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.

    Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать — это может вызвать у него стойкую неприязнь к книгам. Нужна грамотная мотивация, основанная на индивидуальных особенностях и интересах дошкольника.

    Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.

    Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:

    • правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
    • заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
    • ровно обводить детали рисунка;
    • аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
    • повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
    • писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.

    В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.

    Если ребенок не любит рисовать, занимайтесь с ним объемной или плоскостной лепкой, вырезанием и аппликацией. Вызвать интерес к раскрашиванию помогут групповые занятия (подействует испытанный эффект присоединения к большинству).

    Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями

    Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.

    Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.

    Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:

    • уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
    • признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
    • уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
    • самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
    • уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.

    Если у ребенка возникли проблемы с поведением в школе, внимательно прислушайтесь к рекомендациям классного руководителя и постарайтесь их выполнить. В крайнем случае обратитесь к психологу, чтобы ситуация не усугублялась.

    Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения.

    Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник

    Первый год учебы имеет огромное значение в жизни ребенка. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.

    Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок хорошо учился, не болел, не уставал. И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе.

    Не так важно, чтобы ребенок умел читать, писать, считать, важнее формировать качественные мыслительные способности. Главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению.

    Здесь приведен примерный список того, что должен знать и уметь ребенок к концу дошкольного периода.

    Я и общество

    Дети должны знать:

    • название нашей страны и её столицы;
    • флаг, герб России;
    • название родного города, села, свой адрес.

    Дети должны иметь представление:

    • о всенародных праздниках;
    • о труде людей в городе и сельской местности.

    Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

    Предметный мир

    Дети должны уметь:

    • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
    • называть материалы, из которых они изготовлены;
    • понимать значение обобщающих слов.

    Математические знания

    Дети должны знать:

    • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
    • состав чисел из двух меньших.

    Количество и счет

    Дети должны уметь:

    • сравнивать по длине, высоте, ширине;
    • ориентироваться на листе бумаги;
    • различать форму предметов;
    • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
    • измерять длину предметов с помощью условной мерки;
    • сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
    • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

    Время

    Дети должны уметь:

    • различать и называть части суток и их последовательность;
    • понимать значение понятий “вчера”, “сегодня”, “завтра”;
    • знать дни недели, их последовательность;
    • уметь называть месяцы года.

    Неживая природа

    • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
    • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

    Животный мир

    Дети должны иметь представление:

    • о домашних и диких животных;
    • о перелетных и зимующих птицах;
    • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

    Растительный мир

    Дети должны иметь представление:

    • об условиях необходимых для роста растений;
    • о лесных ягодах и грибах;
    • об овощах и фруктах;
    • о деревьях, кустарниках и цветах.

    Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

    Крупная моторика

    Дети должны уметь:

    • прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
    • точно ловить и кидать мяч;
    • на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
    • застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

    Мелкая моторика

    Дети должны уметь:

    • проводить прямые, не дрожащие линии;
    • “видеть” строку и писать в ней;
    • видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

    Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования

    Подготовка к школе: что должен уметь будущий первоклассник

    Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

    Записывая ребенка в первый класс, родители неизбежно задумываются о готовности к обучению своего сына или дочери. Попытаемся сжато сформулировать те навыки и умения, которыми должен обладать любой ребенок, чтобы поступить в нормальную, массовую школу и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальном ее звене.

    Итак, поступающий в школу ребенок должен:

    1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
    2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа “Когда птицы улетают на юг?”, “Когда холодно и идет снег?”, “В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?”, “В какое время года листья желтеют и опадают?”, “Когда мы собираем грибы и ягоды?” и т.д.
    3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
    4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: “Он ел суп”, “Миша мыл окно”.
    5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1, 2. 20; 20, 19. 1).
    6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
    7. Владеть навыком обобщения по признаку. То есть из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт или средства передвижения, или “на них ездят люди”. Если предложен ряд слов: “туфли, сапоги, тапочки”, то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово “обувь”.
    8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: “сыр, масло, пластилин, колбаса”. Ребенок должен не только исключить “лишнее” слово “пластилин”, но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно он. “Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят”.
    9. Находить сходство и различия между предметами.
      • Что общего между морковкой и картошкой?
      • Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.
      • А чем они отличаются друг от друга?
      • Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
    1. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев (“На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик”, “Мальчик очень обиделся”, “Дети обрадовались, что им построили горку” и т.д.)
    2. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
    3. Запомнить 5–7 из 10 четко названных простых слов.
    4. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
    5. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
    6. Уметь отвечать на вопросы типа “Что бывает раньше: обед или ужин? Весна или лето?”, “Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?”, “У коровы детеныш — теленок. А у лошади?”
    7. Знать 10–12 основных цветов.
    8. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.).

    В большинстве школ тестирование при поступлении сейчас не проводится. Есть и такие учебные заведения, для которых данный список умений и навыков будет слишком короток или прост. То, что мы перечислили — базовый уровень: если он есть, значит, ребенку в принципе по силам учиться и осваивать программу начальной школы.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: