Режим сна и питания ребенка в 2 года: организуем распорядок дня малыша по часам

Режим сна и питания ребенка в 2 года: организуем распорядок дня малыша по часам

Ребенку 2 года: выстраиваем режим дня

В двухлетнем возрасте ребенок – уже маленькая личность. Если до этого возраста малыш спокойно подчинялся ритму жизни, “навязанному” мамой, то двухлетка уже может начать “качать” права и требовать уступок. Тем не менее в 2 года режим дня ребенку выстраивать нужно. На питание, сон, прогулки и игры должно быть отведено определенное время.

Чтобы у ребенка не было проблем с желудочно-кишечным трактом, необходимо кормить его строго по часам. Питание должно быть четырехразовым. Это традиционные завтрак, обед, полдник, ужин. Собственно говоря, вы уже готовите малыша к тому, как будут кормить его в детском саду.

Если раньше кормление было по требованию, теперь придется придерживаться четких границ:

  • завтрак – 08.00;
  • обед – 12.00;
  • полдник – 16.00;
  • ужин – 19.00.

Старайтесь кормить ребенка по четкому меню. В утренний рацион хорошо включать каши, омлеты, творожные запеканки. В обед подайте небольшую порцию супа, а также горячее блюдо из мяса и гарнира. На полдник обычно предлагается легкий перекус – бутерброд с компотом или булочка с кефиром, а можно просто накормить сезонными фруктами. Ужин должен быть чуть плотнее полдника. Хорошо в это время подать салат – овощной или фруктовый. Также на вечерней трапезе уместна запеканка – творожная или картофельная.

Помните, что каждый прием пищи должен включать в себя напиток – слабозаваренный чай, компот, кисель, сок, молоко, кефир, питьевой йогурт.

Прогулки и игры

Старайтесь больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Для прогулок хорошо использовать время после обеда и после полдника. С двухлеткой на улице надо играть. Игры нужно чередовать – немного подвижных забав, потом спокойные развлечения. Зимой с малышом обычно гуляют 1,5-2 часа за один выход. В теплые сезоны время на прогулки можно увеличить.

Гуляйте с ребенком 1-2 раза в день.

Занимайтесь развитием ребенка в домашних условиях. Это может быть время, оставшееся после прогулок. А еще используйте полчаса времени после ужина и до подготовки ко сну. Равширяйте кругозор малыша – читайте с ним книги, изучайте кубики, играйте в развивающие игры.

Двухлетка за сутки спит два раза. Ночной сон – основной – должен составлять 10 часов – с 21.00 до 07.00. Но принебрегать дневным сном также не стоит. Для полноценного развития ребенка необходимо 2-3 ч послеобеденного сна.

Обратите внимание на комфортную среду для сна вашего малыша. Известный педиатр Евгений Комаровский советует поддерживать необходимый уровень температуры и влажности в помещении, где спит ребенок. Чтобы сон был комфортным, необходимо:

  • держать температуру в пределах 18-20 градусов;
  • делать регулярную влажную уборку.

Таким образом, двухлетнему ребенку нужно выстраивать четкий режим дня, который включает себя питание строго по времени, дневной и ночной сон, а также время для прогулок и развивающих игр.

Читайте в следующей статье: почему ребенок 7 месяцев плохо спит

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12—13 часов, из них ночью 10—11 и среди дня 2,5—l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5—5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2—2,5 часов.

Другие — бодрствуют 6—6,5 и спят днем всего лишь 1,5— 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),— это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30—40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное — изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2—3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5—2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно — вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д .). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2—3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30— 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30—40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

Пробуждение, утренний туалет — 7.00
Завтрак — 8.00
Первая прогулка — 9.30—11.30
Обед — 12.00
Дневной сон — 13.15—15.30
Полдник — 16.00
Вторая прогулка — 17.00—19.00
Ужин — 19.30
Ночной сон — 21.00— 7.00

Режим ребенка от двух до трех лет

Другие — бодрствуют 6—6,5 и спят днем всего лишь 1,5— 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),— это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30—40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное — изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2—3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5—2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно — вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д .). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2—3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30— 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30—40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30—11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15—15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00—19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00— 7.00

Особенности режима дня двухлетнего ребенка

Ребенок постоянно растет и развивается. Разница между годовалым малышом и двухлетним очень заметна. Потребности его также меняются. О них надо помнить, чтобы сформировать удобный режим дня.

Сон двухлетнего малыша

В этом возрасте кроха спит днем один раз. В зависимости от особенностей его темперамента сон может длиться 1,5–3 часа, ночной — 10–11 часов. Период бодрствования составляет от 5 до 6 часов.

Если режим повторяется изо дня в день, то малыш постепенно к нему привыкает, уложить его и днем, и вечером легко. Но важно определить, какой распорядок отдыха подходит конкретному ребенку. Для этого нужно обращать внимание на его поведение. Бывает, что после нескольких часов бодрствования карапуз становится чрезмерно активным, он беспорядочно носится, капризничает по малейшему поводу, не слушается, делает что-то запрещенное. Или наоборот — он чересчур спокойный, его ничего не интересует, хнычет по поводу и без. Так психика детей реагирует на переутомление. Если это не разовая ситуация, то дневной сон нужно немного сдвинуть, чтобы уложить кроху раньше на полчаса-час.

Возможна и противоположная проблема: укладывание затягивается, так как карапуз бодр и полон сил. Лучше отсрочить ненадолго сон, чтобы он успел устать. Иначе малыш все равно не заснет, а маминых нервов и сил будет потрачено немало.

Если режим налажен правильно, с учетом биологических часов ребенка, то он легко засыпает, а затем просыпается в хорошем настроении. Иногда кроха в два года может спать немного больше или меньше под влиянием самочувствия, погоды, полученных впечатлений. Это нормально. В случаях, когда подобные ситуации повторяются редко, предпринимать ничего не надо.

Распорядок дня ребенка может меняться в разное время года. Особенность летнего периода — за окном раньше светлеет и позже темнеет. В результате малыш тоже начинает вставать раньше, а ложиться позже. Чтобы избежать переутомления, укладывать днем его надо пораньше. Скорее всего, дневной сон будет более длительным.

Этому способствует не только уменьшение ночного отдыха, но и изменения в прогулках на свежем воздухе. Они становятся более длительными, чем зимой, так что кроха получает больше впечатлений. Также они более активные благодаря легкой одежде и обуви, ребенок много двигается. Вернуться с прогулки надо за полчаса до обеда.

Режим питания

Питание двухлетнего малыша остается четырехразовым. Детям в два года надо есть достаточно часто, ведь у них ускорен метаболизм, а день они проводят обычно более активно, чем взрослые. А вот от ночных кормлений в этом возрасте следует отучать. Теперь это дело привычки, а не потребность, поэтому режим надо менять.

Первый прием пищи имеет особенное значение. Завтраком нужно кормить через полчаса-час после пробуждения. Он должен обеспечить малыша энергией до самого обеда. Помогут в этом:

  • углеводы, получаемые из каш;
  • белки (можно предложить крохе сваренное вкрутую яйцо или омлет);
  • клетчатка, которая обеспечит чувство сытости и положительно повлияет на пищеварение.

Следующий прием пищи — обед. Кормить ребенка следует после прогулки, незадолго до дневного сна. В меню должны входить супы, мясные блюда с гарниром. Бывает, что малыш в два года не доедает порцию до конца, отказывается от тех или иных продуктов. Такое поведение в рамках возрастной нормы. Если он выглядит здоровым, активным и жизнерадостным, то ему наверняка хватает получаемой пищи.

После дневного сна приходит время полдника. Он не должен быть чересчур сытным. Полдник помогает продержаться до ужина, а не заменить его. Выспавшийся малыш очень активен, ему нужна «быстрая» энергия для игр. Оптимальный вариант — кефир, творог или йогурт с фруктами.

Если ребенка сложно утром поднять, то, вероятно, ему не хватает ночного сна. Стоит пересмотреть режим.

Ужин желательно делать легким. Это могут быть разные блюда из овощей, творожная запеканка, яйца в разных видах. Выбирать нужно то, что карапуз не ел в течение дня.

Другие дневные занятия

День следует начинать с высаживания на горшок. В два года малыш уже, скорее всего, готов им пользоваться. Так что если он еще не приучен, то этому надо уделять больше внимания и соответственно строить режим. Затем наступает время гигиенических процедур и несложной зарядки. Лучше всего делать ее вместе с карапузом: он с удовольствием повторяет действия за родителями. Полезно сопровождать процесс стихами и потешками.

После завтрака – оптимальное время для любых развивающих занятий. В первой половине дня информация хорошо усваивается. Так что стоит заняться рисованием, чтением, поучиться считать, различать цвета и другим полезным для ребенка навыкам. Если в планах домашние дела, то к ним стоит приобщить и кроху. Например, выдать ему тряпочку для протирания пыли.

Малыш двухлетнего возраста быстро устает от своего занятия, поэтому виды деятельности нужно постоянно менять. Желательно чередовать спокойные игры с более активными или танцами. После домашних мероприятий очень желательна прогулка, если позволяют погодные условия. Стоит обеспечить возможность много двигаться.

После возвращения домой карапуз моет руки, обедает, спит, полдничает. Затем опять приходит время для игр и прогулок. Чем ближе к вечеру, тем спокойнее занятия следует выбирать. Перед сном можно почитать книгу, спеть песенку малышу. Телевизор в это время смотреть не стоит: быстрая смена картинок на экране возбуждающе действует на неокрепшую нервную систему ребенка.

Пример распорядка дня

Приблизительный режим дня малыша в 2 года выглядит так.

С 8.00 до 9.00 ребенок просыпается, умывается, делает зарядку.

С 9.00 до 9.30 завтракает.

С 9.30 до 13.00 – время для домашних занятий, игр, прогулки.

С 13.00 до 13.30 – обедает.

С 13.30 до 16.30 – готовится ко сну, укладывается на дневной сон.

С 16.30 до 17.00 – полдничает.

С 17.00 до 19.30 время проходит за играми и вечерней прогулкой.

С 19.30 до 20.00 – ужинает.

С 20.00 до 20.30 – купается.

С 20.30 до 21.30 – готовится к ночному сну, укладывается.

Подобный режим дня приблизительный, в него можно вносить поправки, чтобы удобно было всей семье. Важно только следить, чтобы достаточно времени отводилось на ночной сон и полноценное питание. В два года ребенок уже способен ненадолго занимать себя, поэтому нужно приучать его играть самостоятельно.

Режим дня ребенка в 2 года

Вашему малышу уже два годика? Спешим вас поздравить с этим достижением. Вероятно, вы уже заметили, как настойчиво кроха тянется к знаниям, он проявляет интерес абсолютно ко всему: природным явлениям, работе домашней техники, животным и птицам, а также многим другим событиям, попадающим в зону его внимания. Теперь ребенок действует осознанно, он стремится приобрести как можно больше навыков и знаний.

Режим дня по часам

В два годика ребенок привык жить по расписанию и любой сбой воспринимает проблемно. Поэтому по возможности старайтесь придерживаться режима дня, не допуская его нарушений. Самое главное правило — прием пищи всегда должен происходить в одно и то же время. Это же касается и сна. Все остальные занятия можно переносить на другой час без особого вреда для ребеночка. Вариант дневного расписания:

  • 07:00 — просыпание;
  • 07:00–07:30 — чистка зубов, ушек и носика, умывание, переодевание;
  • 07:30–08:00 — утренняя гимнастика, ее желательно делать вместе с мамой или папой;
  • 08:00–08:30 — завтрак, молочная каша или овощное пюре, к чаю можно предложить печенье;
  • 08:30–09:00 — развивающие игры;
  • 09:00–11:00 — первая прогулка, в холодный сезон лучше выйти на улицу позже, когда станет немного теплее, летом постарайтесь выгулять ребенка до наступления жары;
  • 11–00:12:00 — игры дома, чтение книг, прослушивание музыки совместно с мамой;
  • 12:00–12:30 — обед, к этому времени у ребенка обычно уже есть аппетит, предложите ему супчик, в качестве питья подойдет компот;
  • 12:30–13:00 — самостоятельные игры, подготовка к дневному сну;
  • 13:00–15:00 — послеобеденный сон;
  • 15:00–15:30 — пробуждение;
  • 15:30–16:00 — игра с конструктором, рисование;
  • 16:00–16:30 — полдник, легкая закуска перед прогулкой не помешает;
  • 16:30–18:30 — пора отправиться на свежий воздух;
  • 18:30–19:00 — возвращение домой, мытье рук;
  • 19:00–19:30 — общение со старшими, изучение новых песенок или развивающие игры;
  • 19:30–20:00 — ужин в кругу семьи;
  • 20:00–21:00 — воздушные ванны, купание, массаж, подготовка ко сну;
  • 21:00 — сон.

Расписание плотное, но это не значит, что вам необходимо каждую минуту находиться возле ребенка. Малыша можно «озадачить» чем-нибудь, оставив его в поле зрения, а в это время заняться приготовлением обеда или другими домашними заботами. Кроху необходимо постепенно приучать к тому, что у мамы и папы тоже могут быть какие-то занятия. Если такой вариант дневного расписания не подходит, его можно адаптировать под потребности своей семьи. Главное, чтобы оно соответствовало биоритмам малыша.

Что умеет двухлетний малыш?

Одно из самых любимых развлечений детей этого возраста — рисование. Конечно, до Леонардо да Винчи или Айвазовского им еще далеко, но вы сами убедитесь в том, что нет ничего приятнее, чем рассматривать очередные «творения» собственного ребенка. И даже если лошадь почему-то схожа с Медведь-горой, а машина практически точно повторяет очертания лодки, не забудьте похвалить малыша, ведь он так старался.

Самое время привлечь кроху к творческим процессам. Один из вариантов — лепка. Для этого придется запастись пластилином. Малыш с удовольствием будет создавать из него фигурки, но вряд ли стоит его оставлять одного, с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок обязательно пожелает испробовать новый материал на вкус. Популярный вариант занятий — пальчиковое рисование. Для этого вам понадобятся акварельные краски. Попробуйте выделить место на стене, где можно было бы закреплять лист ватмана — малыш с удовольствием будет на нем рисовать фантастические узоры.

Не знаете, какие игрушки лучше купить двухлетнему ребенку? Это отличный период для знакомства с пазлами и конструкторами. Разумеется, детали наборов должны быть достаточно крупными, чтобы малыш не мог их случайно проглотить. Не лишним будут комплекты кубиков, в том числе с буквами. Периодически во время совместных игр можно демонстрировать крохе одну из литер, поверьте, эта информация отложится у крохи в подсознании. Основные навыки:

  • рисование;
  • прослушивание сказок;
  • первичные навыки вербального общения с детьми и взрослыми;
  • аккуратный прием пищи;
  • проведение гигиенических процедур — умывание, чистка зубиков;
  • одевание — пусть медленно, но ребенок уже в состоянии справиться с большинством предметов гардероба без помощи взрослых;
  • раскладывание по местам игрушек и одежды;
  • контролированное отправление физиологических потребностей.

Ежедневно необходимо находить время для общения с ребенком. Игры для него не просто развлечение, а способ познания окружающего мира. Родители должны стать для него проводниками, которые попутно объяснят, почему светит Солнце, что хорошо, а от каких поступков лучше воздерживаться.

Физическое развитие детей в два года

Малыш уже двигается намного увереннее, чем в полтора года. Он с удовольствием ходит по ровной линии — это может быть бордюр тротуара или уложенная на поверхность доска. Чаще всего двухлетние детки радостно и оживленно развлекаются во время подвижных игр. Им можно предложить поиграть с мячом или попрыгать. Каждый день с ребенком стоит проводить гимнастику, времени это займет немного, до получаса, зато польза огромная:

  • вдох–выдох, этим упражнением следует начинать и завершать занятие;
  • ходьба под музыку с высоким поднятием колен и движением руками в разные стороны;
  • перемещение по комнате прыжками — на протяжении 40–50 секунд;
  • «гусиная» ходьба;
  • «велосипед» – одно из самых популярных упражнений.

По желанию вы можете дополнить этот перечень другими движениями. Под каждое упражнение можно придумать историю, тогда малышу будет приятнее заниматься.

Интеллектуальные игры для детей двух лет

Есть много игр, стимулирующих умственное развитие. Например, поиск изображения, которое соответствует объемной фигуре. Для этого можно поискать готовые наборы в розничной сети или самостоятельно изготовить комплект собственными силами. Другие варианты:

  • сборка пирамидок, матрешек;
  • игра с конструктором — начинать следует с простейших элементов, позже можно перейти к сложным вариантам, содержащим больше деталей;
  • подборка игрушек по цвету или форме;
  • контрасты — твердый–мягкий, плоский–объемный, легкий–тяжелый, теплый–холодный;
  • рисование геометрических фигур.

Если вы замечаете, что малыш устал, лучше прервать занятие. Как правило, в два года детки способны концентрировать внимание в течение 20–30 минут. По истечении этого времени они переключаются на что–то другое.

Характер двухлетнего ребенка

Для детей этого возраста свойственно стремление повсюду успеть и активность. Маленькие непоседы с трудом остаются на одном месте, им постоянно хочется смены обстановки, они с удовольствием гуляют по новым местам, удивленными глазами озирая незнакомые окрестности. Важный момент! Для двухлетних малышей очень важно регулярно получать одобрение взрослых, поэтому не забывайте похвалить их за достижения.

Частая проблема — капризы ребенка. Как с этим бороться? Чаще всего малыш проявляет недовольство в следующих случаях:

  • когда он хочет привлечь к себе внимание окружающих;
  • если нет желания делать то, что ему велят старшие;
  • при потребности скопировать поведение одного из родственников или друзей.

В таких случаях можно лишь посоветовать сохранять самообладание и не срываться. Один из способов — отвлечь внимание крохи, предложить ему интересное занятие или же показать что–то новое. Другие характерные особенности поведения:

  • отказ идти на контакт с незнакомыми людьми — зачастую в два года детки проявляют подозрительность;
  • активные жесты, склонность громко говорить для привлечения внимания;
  • желание общаться вербально;
  • малыши в два годика с удовольствием просматривают мультфильмы и детские программы — по интернету или телевизору.

Особое отношение у двухлетних детей к музыке, причем, это характерно и для мальчиков, и для девочек. Они с воодушевлением поют вместе с взрослыми, как правило, любят пританцовывать в такт музыке.

Питание двухлетнего ребенка

Малышу регулярно необходимо давать мясо и рыбу, свежие овощи и фрукты, крупы. В рационе обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, вместе с которыми в организм поступает кальций. Именно от него зависит формирование костно-скелетной системы ребенка. Основные принципы питания:

  • рыба — дважды в неделю;
  • творог — ежедневно не менее 100 г;
  • твердый сыр — не более 40 г;
  • фрукты с овощами в свежем виде — каждый день;
  • в рационе малыша обязательно должны быть салаты и тушеные овощи;
  • достаточное количество питья — один из факторов полноценного развития.

Не перекармливайте ребенка! Это распространенная ошибка многих родителей. Особенно опасно вечернее переедание, которое может способствовать снижению аппетита на следующий день. В переходные периоды (весной и осенью) давайте ребенку витамины — по этому поводу лучше проконсультироваться с педиатром.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: