Роль творчества в становлении личности ребенка

Роль творчества в становлении личности ребенка

Роль творчества в становлении личности ребенка

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Роль творчества в становлении личности ребенка

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество – верная

дорога к сердцу ребёнка». В.А.Сухомлинский

Основной задачей современного общества должно

стать воспитание творческой, самостоятельной,

самодостаточной, свободной личности, так как именно

творческий человек определяет прогресс человечества.

В настоящее время в России существует огромная

потребность в творческих, нестандартно мыслящих

людях, которые будут направлять свою энергию на

благо всего нашего общества.

Поэтому вопросы образования и грамотного

формирования будущих взрослых членов российского

общества должны занять в нашей стране

Наиболее благоприятным для творческого развития

ребенка, наряду с игрой, является изобразительная

деятельность. Рисование способствует развитию

таких важных функций, как зрительное восприятие,

координация, речь и мышление, моторика, оно

предоставляет ребенку возможность наиболее легко,

в образной форме, выразить то, что он знает и

Занятия изобразительной деятельностью

способствуют согласованности межполушарного

взаимодействия головного мозга ребенка. В процессе

рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого

полушария мозга, а также, абстрактно-логическое, за

которое отвечает соответственно – левое полушарие.

Исследования последних лет в области физиологии

мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии

человека, которая по праву должна ему принадлежать.

Как в Европе, так и в США проводимые исследования

доказывают, что увеличение количества занятий

музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении

математики и языков.

Американский ученый М. Гардиер, например, в своих

исследованиях показал, что дети 5-7 лет, отставшие в

детском саду от своих сверстников, благодаря

увеличению количества занятий искусством, догнали

их в чтении и обогнали в математике.

Швейцарские и австралийские исследователи ввели

для детей от 7 до 15 лет занятия музыкой, за счет

часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по

такой программе за 3 года, не только не отстали от

своих сверстников, занимавшихся по обычной

программ, но наоборот, показали такой же уровень

математических знаний. А в языках успехи этой группы

детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками

занимались больше всего.

Науке известно, что в возрасте 9-11 лет часть клеток

мозга ребенка необратимо разрушается, если их не

позаботились активно задействовать к этому времени

(здесь действует принцип – используй, или теряй).

Чтобы мозг ребенка был наиболее активно

задействован, достаточно соблюсти два условия:

Первое – необходимо обратить внимание на режим

дня ребенка – он должен состоять из постоянной

смены различного рода занятий так, чтобы в них

участвовал последовательно весь организм ребенка,

а значит, и головной мозг.

Второе – развитие ребенка не должно быть направлено

только лишь в сторону интеллектуального обучения,

так как такое обучение будет активизировать

деятельность только левого полушария мозга.

Обучение же различным видам искусства будет

гармонизировать этот дисбаланс, за счет равномерной

активизации обоих полушарий.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей

художниками, их задача – освоить и расширить такие

источники энергии, как творчество и самостоятельность,

пробудить воображение, фантазию, усидчивость,

способность детей к наблюдению, к оценке

Трудно переоценить значение для социальной жизни

человека сформировавшегося феномена – «воображение»,

который совершенно справедливо называют «хлебом

Без воображения невозможно было бы ни становление

внутреннего мира человека, ни творческого

представления человека о самом себе, о своих

возможностях, своем внутреннем потенциале.

С помощью фантазии человек творит новые миры и

«обживает» их, конструирует новые реальности,

расширяет сферу своего обитания.

Художественное творчество развивает в ребенке

наблюдательность, что делает ум ребенка пытливым.

Грамотно выстроенные занятия изобразительным

искусством способны с ранних лет научить ребенка

мыслить творчески, наблюдать и описывать,

анализировать, интерпретировать, выражать свои

чувства словами и без слов; понимать, что может

существовать больше одного правильного ответа и

несколько точек зрения.

Такой подход к занятиям рисованием с детьми, это

путь к воспитанию творческих сильных личностей,

полноценных членов нашего общества.

Роль творчества в становлении личности ребенка

Творческое движение есть признак совершенства бытия

В современной педагогической науке развитие художественно-творческих способностей студентов является одной из актуальнейших проблем воспитания и обучения.

В творчестве воплощается потенциальная универсальность человека. Творчество как деятельность специфично. Здесь в отличие от игры есть цель, продукт, но такой, который не задан жестко и однозначно. Характерна в большей или меньшей степени неопределенность конечного продукта творческой деятельности. Известно, что для творческой личности зачастую более значим, привлекателен сам процесс творчества, нежели конечный продукт. Актуальность же данного исследования обусловлена тем, что творческий подход в самой художественной деятельности основывается на конкретных впечатлениях, в результате чего появляется вдохновение, созревают новые замыслы, необходимые для дальнейшего формирования и развития художественной личности.

Способность идентификации и обособления, способность «быть собой и другим» проецируется (опредмечивается) в творческом процессе как механизм отождествления себя с объектом познания, предметом творчества и объекта с собой. Н.А. Бердяев обозначает это как любовь человека и познаваемой природы. Именно такое отождествление, личностное проникновение «во внутрь» объекта творчества, слияние объекта и субъекта («короткое замыкание между ними», возникновение единого целого) лежит в основе главнейшего механизма творчества: инсайда, озарения, открытия. Как известно, данный механизм в основном осуществляется на уровне бессознательного, интуитивного, мало поддается рефлексии, самонаблюдению, остается скрытым для непосредственного его выявления. И в этом смысле личностный подход к творчеству, рассмотрение последнего в контексте проекции в процессе творчества личностных способностей и механизмов является весьма продуктивным [1].

Говоря о творчестве, ученые разных областей знания в основном сходятся в определении содержания этого процесса. Д.С. Выготский называет творческой деятельностью человека деятельность, которая способствует созданию нового. При этом не акцентируется, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которые живут и обнаруживаются только в самом человеке. Л. С. Выготский разделяет деятельность человека на два основных вида поступка. Первый – связанный с памятью, воспроизводящий, репродуктивный, (в этом случае не создается ничего нового, основой деятельности является более или менее точное повторение того, что было). Второй – творческий, комбинирующий, направленный на создание новых действий и образов (в этом случае из элементов прежнего опыта создаются новые положения, новое поведение) [2].

Л.С. Выготский отмечает, что именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2].

Известный советский психолог и врач А.Н. Лук посвятил исследованию проблемы творчества большое количество работ. В одной из них, раскрывая сущность процессов лежащих в основе творчества, он пишет, что творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру [3].

Творческий процесс ученый разделяет на несколько этапов:

а) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи;

б) поиски дополнительной информации;

в) поиск решения на уровне подсознания с внешним уходом от проблемы;

г) озарение или инсайт (внешне инсайт выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок);

д) верификация или проверка найденного творческого решения [4].

Процесс научного творчества, делит на семь этапов американский психолог Россмен:

• осознание потребности в решении творческой задачи;

• изучение информации, необходимой для разрешения проблемы;

• анализ предлагавшихся ранее решений подобной творческой задачи;

• типический анализ этих решений;

• рождение новой идеи;

• экспериментальная проверка нового решения творческой задачи [5].

Подход Россмена к проработке этапов творчества на наш взгляд, является полным и применимым к любому творческому процессу, в том числе и в дизайнерской деятельности.

Рассуждая о структуре творческого процесса, нельзя оставить без внимания факторы, влияющие на активизацию творческих способностей обучающихся в процессе дизайнерской деятельности. Таких факторов несколько: психологические, педагогические, дидактические.

К психологическим факторам относятся такие особенности протекания психических процессов, как воображение и фантазия, влияющие на процесс дизайнерской деятельности.

Л.С. Выготский говорил о воображении как основе всякой творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество [2].

Пытаясь раскрыть причины, побуждающие человека к творчеству Т. Рибо в 1901 году, в своей книге «Творческое воображение» пишет, что «способность создавать обуславливается у человека двумя главными причинами. Первая из них, имеет характер двигательного стимула, сводится действию его потребностей, стремлений и желаний. Вторая – заключается в возможности самопроизвольного пробуждения образов, группирующихся в новые сочетания [6].

Каждая потребность, стремление или желание, могут служить импульсом к творчеству, но потребности и желания сами по себе ничего создать не могут, необходимо наличие еще и другого условия – самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением Т. Рибо называет то, что происходит внезапно, без явных вызывающих его. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления.

Потребность в творчестве тесно связана со способностью воображения, которая, в свою очередь, возникает, если исходить из размышлений Т. Рибо, из потребностей, стремлений и желаний человека [6].

Современные ученые несколько иначе высказывали эту же мысль. Очень интересно, в этом плане, исследование обстоятельств, влияющих на успешность творческой деятельности И.М. Розета [7]. Представленный им материал по этой проблеме дифференцирует и обобщает точки зрения различных современных ученых.

Таким образом, была выведена концепция, согласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению. «Сторонники концепции «самовыражения» почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление субъекта утвердить свою личность, отстоять свое «я» [7].

Здесь же И.М. Розет пишет о том, что кроме потребности в самовыражении необходимо еще наличие неудовлетворенности, какой-либо стороной актуальной деятельности, которая служит важным мотивом фантазии. Неудовлетворенность возникает на почве постоянного стремления юности, простоте, упорядоченности. Ученый делает вывод, что удовлетворенность и стремление к самовыражению могут быть внутренними стимулами творческой деятельности, одного и того же человека [7].

И.М. Розет рассматривает еще один мотив, побуждающий к творчеству – стремление к созданию предметов и образов, не похожих на наличные в данной ситуации. Тенденция к противопоставлению вместе с тенденцией творить по аналогии являются главными мотивами творчества, вторые непроизвольно проявляются в человеческом интеллекте [7].

Таким образом, творчество – процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, сферы его званий и умений. Роль творчества в изобразительном искусстве имеет огромное значение, поэтому одной из главных задач художественного развития личности является формирование его творческих способностей. Отсюда следует сказать, что выдающиеся художники-педагоги задачу творческого воспитания учеников нередко решали эмпирическим путем. Те, кто пытался научно–теоретически обосновать свой опыт работы, в основу его ставили последовательность учебных и творческих задач. Так, П.П. Чистяков и Д.Н. Кардовский считали, «что если ученик освоил учебные изображения, то следует переходить к творческим» [8]. Исследования психологов и физиологов доказали, что восприятие, изучение и практическая работа неразрывны связаны между собой. Усвоение знаний, приобретение технических навыков и развитие творческих способностей разрывать, искусственно изолировать нельзя. Развитие должно проходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений, взаимно дополняя друг друга. Накопление творческого опыта должно стимулировать изучение и усвоение изобразительной грамоты.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что роль творчества в формировании художественной личности велико, т.к. самовыражение в художественном творчестве – потребность личности, причем потребность, относящаяся к категории эстетической. Само слово «потребность» – обозначает необходимость, желание творить и, исходя из определений разных авторов, обусловлена мотивами «самореализации», неудовлетворенности и желанием действовать наперекор существующему, общепризнанному, очевидно, что все эти мотивы не просто перекликаются друг с другом, но и взаимообусловлены. Процесс самовыражения в художественном творчестве не возможен без способности к творческому воображению, которое, тесно связано с перечисленными ранее мотивами.

Таким образом, задача современного обучения заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить их художественно–творческие способности, связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблему и находить пути ее решения.

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03

Статья просмотрена: 477 раз

Библиографическое описание:

Сотникова С. В., Шорстова О. В. Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 932-934. — URL https://moluch.ru/archive/125/34854/ (дата обращения: 21.12.2019).

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающейся, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги — практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. [2.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Второй формой связи для творческой деятельности является эмоциональная связь. Эмоция обладает способностью, как бы подбирать впечатление, мысли и образы, которые созвучия тому настроению, которое владеет ребенком в данную минуту.

Изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация — едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно; деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Это, с одной стороны, с другой — руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изобразительной деятельностью и развитию творчества. [7.

Детское изобразительное творчество как создание человеком нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно создание нового путем рисования, наклеивания, вырезывания и составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Общечеловеческой новизны и ценности продукт этого творчества не имеет. Но субъективная ценность творчества значительна. Все это весьма значимо для психического развития. [8.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений и т. п. [6.

Изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой деятельности, театрально- игровой, изобразительной, а все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого не может быть творчества, в какой бы то ни было художественной деятельности.

Одно из необходимых условий проявления и развития творчества — создание эмоционально положительной обстановки на занятиях по изобразительной деятельности. Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденной обстановки. Дети, например, могут заниматься сидя (стоя) за столами, если необходимо по ходу работы, имеют возможность подходить к игрушкам, к книжному уголку, заглянуть в окно. Созданные детьми изображения, красиво оформленные в альбомы, сшитые лентой, выставляют на показ в групповых кабинетах.

Среда должна способствовать развитию активности, творческих задатков и эстетического отношения к действительности. Среда должна стимулировать активность детей; динамичной, то есть необходимо предусматривать возможность ее зонирования (ширмы, легкая мебель позволяют детям самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями — окружающее пространство). Также среда должна обеспечивать эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребенку. [10.

Игра — традиционный, давно признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а поэтому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: они придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное — все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры, которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, простои естественно входят в жизнь детей и становятся регулятором их поведения. [1.

Ролевая игра — деятельность коллективная, она обязательно предполагает других участников, прежде всего сверстников. Она предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Игра зависит не только от речевого развития, но и от собственного опыта, от богатства и яркости их впечатлений. Дети как бы хвастаются друг перед другом своими умениями, достижениями, имуществом. Все свои достоинства им важно не просто иметь при себе, но демонстрировать сверстнику, причем так, чтобы хоть в чем-то (а лучше во всем) превзойти партнера. Ребенку необходима уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший, любимый. Наиболее очевидный и простой для этого способ — сравнение себя с тем, кто играет рядом и кто так похож на тебя. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют, и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику. В этом причина частых ссор и конфликтов детей.

В старшем дошкольном возрасте сверстник уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но само ценная и значимая человеческая личность со своими переживаниями. Они могут специально что-то сделать для товарища и понимают это.

Обучение добру происходит, прежде всего, не на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. [4.

У каждого человека, и маленького и большого, есть потребность в самоуважении. Важно только, чтобы, уважая себя, человек умел адекватно воспринимать себя в сравнении с тем, что для него является идеалом, к чему он стремится.

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности. // Дошкольное воспитание. 2002, № 2, с. 2–6.
  3. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. — М., 1980.
  4. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. — М.: Просвещение, 1981.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1967, с.7.
  6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. — М.: Академия, 2000
  7. Камалова А. Как воспитать творческую личность. // Педагогический вестник. — 1998, № 1, с. 4–6.
  8. Комарова Т. С. Использование изобразительной деятельности для подготовки театрализованной игры. // Дошкольное воспитание. — 1986, № 4, с. 14–17.
  9. Комарова Т. С., Савенкова А. И. Коллективное творчество. — М.: Роспедагенство, 1988.
  10. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003, № 8, с. 73–76.
  11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед соч.: В 3-х т. — М., 1979, т. 1, с. 28–266.
  12. Творческий подход к детскому творчеству. // Педагогический вестник. — 2002, № 11, с. 3–4.
  13. Шикунова Э. В. Эстетические потребности и художественная культура. — М., Высшая школа. — 1986.
  14. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. Психология личности и деятельности дошкольников. — М., 1965.
Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: