Роль творчества в становлении личности ребенка

Роль творчества в становлении личности ребенка

Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности
статья по рисованию на тему

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

ВложениеРазмер
rol_izobrazitelnogo_tvorchestva_v_stanovlenii_rebenka_kak_lichnosti.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

Одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры.

Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Уже в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты.

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. [1].

Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения. Состоит он из умения применять определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием. Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда интуитивно, а не осознанно создаются образы, выбираются краски, выразительные средства. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно – изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.

Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения.

На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера ребенка. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать ,придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы – показатель умственного развития.

Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно – эстетического опыта эту красоту. Многие качества личности (умение сопереживать , чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и д.р.),формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе. В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. [2].

Таким образом, говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа.

1. Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности. Статья первая. // журнал «Дошкольное воспитание» № 9 -2009 г.

2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошк. воспитание, 2006, № 4.

Роль творчества в становлении личности ребенка

Педагогические науки / 6.Социальная педагогика.

Ст. преподаватель Нурова А.К . , ст. преподаватель Султанбекова Ж.Х.

Костанайский государственный педагогический институт, Казахстан

Роль творчества в развитии личности ребёнка

Творчество – это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в дошкольном детстве учёные связывают с развитием личности в целом, подчёркивая его субъективный. Известно, что личность ребёнка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к созданию нового.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основой психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Как отмечает Л.Ю.Субботина, воображая игровые ситуации и воплощая их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, честность, чувство юмора, смелость. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача взрослого – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных возможностей. Склонность детей к подражанию, помогает им овладевать навыками и умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как отмечает В.А. Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир.

Таким образом, условиями развития творческой личности являются:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.

2.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

4.Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

5.Петровский А.В. Психология формирования и развития личности М.: Просвещение, 1981.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.

7.Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

8.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// вопросы психологии, 1987 № 1.

9 . Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. – 2-е изд., доп. – Л.: Наука, 1991 г. – 141 с.

10.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. – М.: АСТ, 2002 г. – 352 с.

Слово педагога

Автор: Евсеева Диана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13
Населённый пункт: город Гулькевичи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация
Тема: “Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка”
Дата публикации: 20.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка.

Творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого

содержит в себе элементы прекрасного. Изобразительное творчество – один

из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое

в явлениях природы и в жизни общества. Исходя из этого, можно утверждать:

занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и

интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Для

изобразительного творчества характерно художественно-образное начало.

Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать

личности автора. Для цельности образа необходима цветовая и

композиционная гармоничность-основа творчества. Овладевая ею поэтапно,

начиная с дошкольного возраста. Есть три вида изобразительной

деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь

прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания

продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении.

Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к

окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества

ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Ребенок в раннем

возрасте, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает

интересные композиции, напоминающие те или иные предметы. Малыш

стремится в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что

узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он

начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со

стороны взрослого. Изобразительная деятельность дошкольников как вид

художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий

характер. Педагог должен создавать для этого все условия; формировать

эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, раннее

не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он

раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае не важно,

имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в

опыте этого конкретного малыша их не было. Рисование, лепка, аппликация –

виды изобразительной деятельности, основное назначение, которое –

образное отношение действительности. Овладение умением изображать не

возможно без целенаправленного восприятия, то есть наблюдения.

Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном

сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии,

духовной гармонии и образа, как некой интеграции природных и

абстрактных форм. Внутренняя гармония является показателем для личности

ребенка. Это могут быть первые изображения округлой формы, т.е. круги. А

круг символизирует гармонию, таким образом, можно прийти к выводу:

гармония заложена в природе ребенка. Однако взрослые не всегда осознают

у своего малыша в наличии внутренней гармонии и тем более последствия

ее разрушения. Если ребенок рисует каракули, это доказывает то, что

маленький человек чувствует дисгармонию в окружающем мире. Если

ребенок развивается гармонично, если нет нарушений в физическом и

психологическом росте, то каракули (штриховка) – также рано применяемая в

детских рисунках – приобретает исследовательский, а не агрессивный

Занимаясь лепкой , рисованием, аппликацией дети знакомятся с

материалами ( бумага, краска, глина, мел), с их свойствами выразительными

возможностями, приобретают навыки работы, Например, чтобы слепить

яблоко, орех, ягоду необходимо раскатать кусочек пластилина или глины

кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более

общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их

свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

Освоение трудовых умений и навыков связанно с развитием таких волевых

качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются

умения трудиться, добиваться желаемого результата. Основное значение

изобразительного творчества заключается в том, что оно является средством

эстетического воспитания. Для эстетического воспитания детей и для

развития их изобразительных способностей большое значение имеет

знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость,

выразительность образов в картинах и произведениях прикладного

искусства, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни.

На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная

сфера. Дети , знакомясь с видами и жанрами искусства изучают саму жизнь.

Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.

Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением

различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию

мелкой моторики рук. Развивается речь, происходит усвоение названий,

форм, цветов. Дети приобретают опыт использования простейших орудий:

карандаши, кисти; узнают свойства различных материалов: краска, гуашь и

др.; возможности и особенностей с ними. О том, что рисование, лепка и

занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств,

мышления, навыков и умений, писали еще многие педагоги прошлого

(Я.А.Коменский, Ф.Фребель). Многие качества личности (умение

сопереживать, чувства взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.)

формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают

ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становление

личности, важно отметить: это не только один из начальных способов

познания ребенком окружающего мира, но наиболее доступное средство

отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений,

эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-

выразительного образа. Именно художественно–выразительного , поскольку

ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический

образ), живет в изображаемом. Самым ценным в процессе изобразительной

деятельности является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка,

Консультация «Роль творчества в становлении личности ребенка»

Елена Петрова
Консультация «Роль творчества в становлении личности ребенка»

Творчество – уникальная деятельность. Результатом творчества может быть рисунок, стихотворение, необычное блюдо, поделка – вдохновение выражается в разных вещах, оно единственное в своем роде не только для автора, но порой и для всего человечества.

Детское творчество отличается от аналогичного процесса взрослых и имеет свои особенности. Оно не нацелено на создание исключительного продукта – ребенок творит ради самого процесса, выражая себя в этой деятельности или избавляясь от стресса и страха, или отвлекаясь от негативных эмоций.

Творчество и детское развитие

Положительное влияние творчества на личность ребенка трудно переоценить. Подчиняясь вдохновению, дети познают мир, учатся самовыражению, нестандартно мыслят, замечая детали и выделяя главное. И учатся слушать и слышать себя: свои чувства, мысли, желания.

Творчество оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:

• декоративно-прикладное творчество развивает мелкую моторику, способствует интеллектуальному развитию;

• ребенок эстетически развивается. У него формируется художественно-эмоциональное восприятие мира;

• формируется самосознание и самооценка, восприятие самого себя, своих потребностей и желаний;

• развиваются все психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие. Увеличивается концентрация произвольного внимания.

• Самореализация ребенка в процессе творчества благоприятно влияет на его психологический комфорт.

Первые проявления творческой деятельности можно заметить достаточно рано, уже с полугода, если, конечно, создать для этого соответствующие условия. Если предоставить ребенку свободу деятельности с красками, то можно заметить, с каким интересом он будет манипулировать цветами и линиями, развивая фантазию и самостоятельность.

Заставить заниматься творчеством нельзя, это не процесс «из-под палки». Можно создать условия, и вместе с ребенком выбрать направление для творческой деятельности.

Создаем условия для творчества ребенка

Маленькому ребенку будет интересно все. Но лучше всего начинать с рисования.

До года малыша интересуют краски. Они яркие и везде оставляют след. Правда, роль красок может играть каша, варенье, сок, а вместо кисти вполне подходят пальчики. Этот период нужно пережить, не перебить желания рисовать.

В этот период также большое значение имеет музыка. То, что мы называем «танцует», является свободным движением под музыку. Ребенок не копирует чьих-то движений, не боится выглядеть некрасиво. Он просто в музыке выражает себя. И здесь важно с младенчества формировать правильный музыкальный вкус. Мы не призываем слушать только Моцарта и Чайковского, но качество музыки должно быть высоким.

От года до трех лет ребенок уже может рисовать в пределах листа. Он еще не воспроизводит окружающий мир, но в его каракулях и кляксах можно узнать маму, папу, друзей, дом и многое другое. Выбор красок – по настроению. В этот период малыш уже начинает что-то строить и мастерить, а также активно напевает и двигается под музыку.

От трех до пяти лет ребенок с удовольствием берется за любой вид творчества. Ему нравится все, но не получив быстрый результат, он легко «остывает». Поэтому выбирать нужно доступные детям виды творчества под руководством опытных педагогов. Сложные виды искусства надо оставить на потом. В этом возрасте начинают проявляться способности к театральному искусству. Все дети учат стихи к празднику, но только некоторые удивительно передают интонационную выразительность.

В этом возрасте нужно предложить детям возможности технического творчества. Современная индустрия предлагает большое число разнообразных конструкторов, роботов, наборов для моделирования.

После пяти лет обычно становится ясно, что более интересно ребенку. Важно обратить внимание на развитие детского воображения, проявления себя. Обучение творческим техникам должно быть ненавязчивым. Каждый успех ребенка должен поощряться, но и недостатки нужно замечать и обсуждать. У ребенка должно формироваться адекватное отношение к творчеству и объективная самооценка.

Творческое развитие происходит как дома, так и в специальных студиях развития. Но, где бы ни занимался ребенок, ему чрезвычайно важна поддержка близких людей. Хвалить, указывать на недостатки, помогать и снова хвалить – это задача родителей. Мы – первые зрители, поклонники и критики.

Маленьких детей рекомендуется отдавать заниматься не в узкоспециализированные студии, а центры развитии, где опытные педагоги предложат малышу для освоения разнообразные техники и методы. В процессе проб и ошибок ребенок обязательно найдет для себя что-то очень близкое и родное – дело для души.

Склонность к творчеству можно определить только путем проб и ошибок. Помните об этом и не упрекайте ребенка за потерю интереса и потраченные средства. Будьте искренне заинтересованы в его успехах, поддерживайте и помогайте.

Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка «Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка» Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать.

Консультация «Роль семьи в развитии личности ребенка» «Роль семьи в развитии личности ребенка» Воспитатель: Крутенкова Т. А. МБДОУ дс № 22 «Почемучка»Г. Саяногорск РХ Одна из основных предпосылок.

Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка» Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не одно.

Роль творчества в становлении личности ребенка

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество – верная

дорога к сердцу ребёнка». В.А.Сухомлинский

Основной задачей современного общества должно

стать воспитание творческой, самостоятельной,

самодостаточной, свободной личности, так как именно

творческий человек определяет прогресс человечества.

В настоящее время в России существует огромная

потребность в творческих, нестандартно мыслящих

людях, которые будут направлять свою энергию на

благо всего нашего общества.

Поэтому вопросы образования и грамотного

формирования будущих взрослых членов российского

общества должны занять в нашей стране

Наиболее благоприятным для творческого развития

ребенка, наряду с игрой, является изобразительная

деятельность. Рисование способствует развитию

таких важных функций, как зрительное восприятие,

координация, речь и мышление, моторика, оно

предоставляет ребенку возможность наиболее легко,

в образной форме, выразить то, что он знает и

Занятия изобразительной деятельностью

способствуют согласованности межполушарного

взаимодействия головного мозга ребенка. В процессе

рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого

полушария мозга, а также, абстрактно-логическое, за

которое отвечает соответственно – левое полушарие.

Исследования последних лет в области физиологии

мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии

человека, которая по праву должна ему принадлежать.

Как в Европе, так и в США проводимые исследования

доказывают, что увеличение количества занятий

музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении

математики и языков.

Американский ученый М. Гардиер, например, в своих

исследованиях показал, что дети 5-7 лет, отставшие в

детском саду от своих сверстников, благодаря

увеличению количества занятий искусством, догнали

их в чтении и обогнали в математике.

Швейцарские и австралийские исследователи ввели

для детей от 7 до 15 лет занятия музыкой, за счет

часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по

такой программе за 3 года, не только не отстали от

своих сверстников, занимавшихся по обычной

программ, но наоборот, показали такой же уровень

математических знаний. А в языках успехи этой группы

детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками

занимались больше всего.

Науке известно, что в возрасте 9-11 лет часть клеток

мозга ребенка необратимо разрушается, если их не

позаботились активно задействовать к этому времени

(здесь действует принцип – используй, или теряй).

Чтобы мозг ребенка был наиболее активно

задействован, достаточно соблюсти два условия:

Первое – необходимо обратить внимание на режим

дня ребенка – он должен состоять из постоянной

смены различного рода занятий так, чтобы в них

участвовал последовательно весь организм ребенка,

а значит, и головной мозг.

Второе – развитие ребенка не должно быть направлено

только лишь в сторону интеллектуального обучения,

так как такое обучение будет активизировать

деятельность только левого полушария мозга.

Обучение же различным видам искусства будет

гармонизировать этот дисбаланс, за счет равномерной

активизации обоих полушарий.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей

художниками, их задача – освоить и расширить такие

источники энергии, как творчество и самостоятельность,

пробудить воображение, фантазию, усидчивость,

способность детей к наблюдению, к оценке

Трудно переоценить значение для социальной жизни

человека сформировавшегося феномена – «воображение»,

который совершенно справедливо называют «хлебом

Без воображения невозможно было бы ни становление

внутреннего мира человека, ни творческого

представления человека о самом себе, о своих

возможностях, своем внутреннем потенциале.

С помощью фантазии человек творит новые миры и

«обживает» их, конструирует новые реальности,

расширяет сферу своего обитания.

Художественное творчество развивает в ребенке

наблюдательность, что делает ум ребенка пытливым.

Грамотно выстроенные занятия изобразительным

искусством способны с ранних лет научить ребенка

мыслить творчески, наблюдать и описывать,

анализировать, интерпретировать, выражать свои

чувства словами и без слов; понимать, что может

существовать больше одного правильного ответа и

несколько точек зрения.

Такой подход к занятиям рисованием с детьми, это

путь к воспитанию творческих сильных личностей,

полноценных членов нашего общества.

Роль творчества в становлении личности ребенка

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Статья “Роль художественного творчества в духовно-нравственном становлении личности Ребенка – дошкольника.”

Материал данной статьи учавствовал в программе Макаренковских чтений.

Просмотр содержимого документа
«Статья “Роль художественного творчества в духовно-нравственном становлении личности Ребенка – дошкольника.”»

Воспитатель, МБДОУ «Д/с «Умка», г. Абакан

Роль художественного творчества в духовно-нравственном становлении личности Ребенка – дошкольника.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Душа не может думать не рисуя.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российского дошкольного образовательного учреждения: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции ДОУ – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, в приведенных результатах освоения образовательной программы дошкольного образования. [1]

К сожалению, современная педагогика переживает острый кризис, вызванный сугубо материалистическим, бездуховным, авторитарным подходом к воспитанию детей. Она практически не уделяет внимания тому, что любовь есть важнейшая составляющая воспитания, ибо без неё невозможно найти путь к сердцу ребенка. Сегодня лишь гуманная педагогика дает возможность одухотворить педагогический процесс. Основываясь на таких глубоких понятиях, как Любовь, Красота и Знание, она расширяет сознание педагога и учит его относиться к ребенку как к носителю божественной сущности. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству.». [2]

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка.. Для достижения поставленной цели в своей работе я используя приемы и принципы гуманной педагогики и, среди прочих, средствами художественного творчества. Именно художественное творчество является основополагающим в развитии детей дошкольного возраста. Основным видом деятельности считаю использование средств художественного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, так как это позволяет не давать детям готовые знания, а вести их к познанию через развитие чувствознания.

– Как сделать образовательный процесс наиболее интересной деятельностью для детей дошкольного возраста?

– Как сделать так, что бы материал, который я даю детям на занятиях, ими был успешно усвоен?

В нашем детском саду используется метод арт-упражнения, как итог образовательной деятельности.

Что же такое арт-упражнение?

Арт-упражнение – это упражнение основанное на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности, которые позволяют сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, которые возникают в ходе образовательной деятельности.

Вот почему итог образовательной деятельности я провожу в форме арт-упражнений, что позволяет, во-первых, вызвать эмоциональный отклик детей по теме занятия и, во-вторых, закрепить полученные знания через формирование чувствознания, что является наиболее важным именно в дошкольном детстве.

Внедренные в образовательный процесс арт-упражнения способствовали выражению понимания детьми полученных представлений и воплощению эмоционального отклика на содержание образовательной деятельности.

Помимо вышесказанного, эстетическая деятельность способствует формированию у детей эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения, а в процессе создания коллективных работ – положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной деятельности художественным творчеством воспитанники приобретают и совершенствуют опыт общения. Чем совершеннее общение, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт участника общения. Богаче становится духовный мир ребенка. [4]

Помимо прочего, использую такие формы работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам, использование литературных и музыкальных произведений, способствующих созданию образа в сознании детей. Например, при рассматривании репродукций картин к дню матери, обращаю внимание, что главное предназначение женщины – материнство. Дети вбирали и пропускали через себя образы и выражали своё отношение в своих рисунках. [5]

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Таким образом, раскрывая талант ребенка, мы способствуем его духовно-нравственному росту.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (2013г.).

Ш.А. Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

Ш.А. Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.

А.П. Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду» / – М.: Мозайка-Синтез, 2001.

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» / – М.: Сфера, 2004.

Т.С. Комарова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» / – М.: Педагогическое общество России, 2005

Творчество в жизни детей

Любой детский рисунок, поделка из природных материалов, рассказ или стихотворение — все это образцы творчества. Для дошкольника это не просто игрушки, сделанные своими руками, а способ самовыражения и познания мира. Некоторые взрослые не придают детскому творчеству серьезного значения. Для ребенка его маленькие произведения искусства важны, поскольку это еще один способ видения мира и его восприятия. Более того, творчество может стать еще одним вариантом совместного досуга детей и взрослых.

Творчество как способ познания мира

Даже совсем маленькие дети могут с удовольствием рисовать, лепить и даже пытаться сочинять стихи и рассказы. Поскольку рисовать ребенок учится раньше, чем писать, то первым способом познания мира является рисунок. Не случайно во многих детских садах существуют занятия по различным видам художественного творчества. Чаще всего в них входят лепка из пластилина и рисование. Лепка развивает мелкую моторику, а рисование позволяет понять отношение ребенка к окружающему миру.

Дети в возрасте 5-6 лет могут не только рисовать, но также активно сочинять стихи, рассказы и даже пьесы. Это происходит, как только они начинают овладевать навыками письма и пишут печатными буквами. Также они могут диктовать свои первые литературные творения кому-то из взрослых. Некоторые родители не воспринимают всерьез творчество ребенка, и это может негативно отразиться на его самооценке.

Часто дошкольники проявляют интерес к музыке. Если кто-то из родителей играет на музыкальном инструменте, то со временем ребенок тоже интересуется им, и даже может начать сочинять первые пьесы. С самого раннего возраста необходимо поощрять интерес к творчеству, чтобы ребенок чувствовал себя полноценной и гармоничной личностью и ощущал всестороннюю поддержку значимых взрослых.

Детское творчество и развитие ребенка

Первый вид творчества, который осваивает ребенок — это рисование. Самые маленькие могут брать в руки карандаш или фломастер и разрисовывать обои в квартире. Но вряд ли взрослые будут в восторге от подобных творческих порывов. Поэтому необходимо объяснить малышу, где допустимо рисовать, а где — нет. Ребенок 3-4 лет начинает рисовать знакомые предметы, а с 5-6 лет — знакомых персонажей мультфильмов и сюжеты художественных произведений.

Если детское творчество также включает в себя и литературные произведения, то ребенок может иллюстрировать написанные им стихи или рассказы при помощи рисунков. Не случайно в учебниках русского языка для начальной школы встречается задание, в котором требуется составить рассказ по картинке. Оно одновременно развивает образное мышление и учит ребенка правильно обращаться со словом. Ближе к подростковому возрасту школьники начинают увлекаться поэзией и популярной музыкой. Детское творчество становится более осмысленным и может затрагивать вполне серьезные проблемы.

Многие подростки активно интересуются игрой на гитаре. На протяжении многих лет гитара остается самым популярным и востребованным музыкальным инструментом. Под ее аккомпанемент исполняли свои песни многие барды и рок-исполнители. Некоторые старшеклассники даже создают собственные группы, в которых исполняют как собственные песни, так и произведения других авторов. Со временем музыка может отойти на второй план, а может стать хобби и даже делом всей жизни.

Некоторые взрослые не принимают всерьез то, что пишет ребенок. С точки зрения взрослого опыта рисунки, стихи или музыка могут показаться чем-то малозначительным и несерьезным. Разумеется, от дошкольника или школьника мало кто ждет той же глубины и внимания к глобальным проблемам, что от признанного классика. Но для него это один из способов понять окружающий мир и свое место в нем. Пренебрежительные отзывы со стороны родителей могут негативно отразиться на отношениях в семье и самооценке ребенка.

Значение творчества в жизни детей

Сегодня многие родители хотят, чтобы их ребенок всесторонне развивался с самого раннего возраста. Поэтому они отдают в разнообразные кружки и секции даже малышей в возрасте 2-3 лет. А школьник может и вовсе не иметь свободного времени, посещая дополнительные занятия. Но психологи и педагоги убеждены, что у ребенка должно быть некоторое количество времени на то, чтобы побыть наедине с самим собой, переварить впечатления или сочинить что-то по собственному желанию.

Кружки и секции — это хорошая возможность помочь ребенку раскрыть его талант в живописи, музыке, литературе или других видах искусства. Он может и не иметь склонности к какому-то определенному занятию, но важно, чтобы он попробовал себя в качестве музыканта или художника. Взрослым следует более спокойно воспринимать отказ или нежелание ребенка заниматься определенным видом искусства и выбор другого кружка взамен.

Далеко не все люди выбирают для себя занятия искусством. Часто они увлекаются им в детстве или юности, но затем останавливают свой выбор на «твердой» профессии — инженера, юриста, экономиста или специалиста по продажам. Но важно, чтобы это происходило без давления извне. Некоторые родители не считают рисование или музыку источником стабильного дохода, но вряд ли препятствия в этом укрепят отношения в семье.

В раннем возрасте рисование выполняет важную функцию — развитие образного мышления и мелкой моторики. Но самое главное — у ребенка развивается воображение и память. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем выше его академические успехи. Но основным положительным моментом в рисовании, написании рассказов или игре на музыкальном инструмента является сам процесс и активная вовлеченность ребенка. Это улучшает не только его когнитивные способности, но и заставляет испытывать удовольствие от самого процесса. Таким образом, творческий процесс не только развивает ребенка, но и дарит ему позитивные эмоции, что особенно важно для его душевного и физического здоровья. Если взрослые поощряют ребенка в этом занятии и способствуют его всестороннему развитию, то они выполняют важную задачу — воспитание эмоционально и рационально развитой личности.

Роль творчества в становлении личности ребенка

Творческое движение есть признак совершенства бытия

В современной педагогической науке развитие художественно-творческих способностей студентов является одной из актуальнейших проблем воспитания и обучения.

В творчестве воплощается потенциальная универсальность человека. Творчество как деятельность специфично. Здесь в отличие от игры есть цель, продукт, но такой, который не задан жестко и однозначно. Характерна в большей или меньшей степени неопределенность конечного продукта творческой деятельности. Известно, что для творческой личности зачастую более значим, привлекателен сам процесс творчества, нежели конечный продукт. Актуальность же данного исследования обусловлена тем, что творческий подход в самой художественной деятельности основывается на конкретных впечатлениях, в результате чего появляется вдохновение, созревают новые замыслы, необходимые для дальнейшего формирования и развития художественной личности.

Способность идентификации и обособления, способность «быть собой и другим» проецируется (опредмечивается) в творческом процессе как механизм отождествления себя с объектом познания, предметом творчества и объекта с собой. Н.А. Бердяев обозначает это как любовь человека и познаваемой природы. Именно такое отождествление, личностное проникновение «во внутрь» объекта творчества, слияние объекта и субъекта («короткое замыкание между ними», возникновение единого целого) лежит в основе главнейшего механизма творчества: инсайда, озарения, открытия. Как известно, данный механизм в основном осуществляется на уровне бессознательного, интуитивного, мало поддается рефлексии, самонаблюдению, остается скрытым для непосредственного его выявления. И в этом смысле личностный подход к творчеству, рассмотрение последнего в контексте проекции в процессе творчества личностных способностей и механизмов является весьма продуктивным [1].

Говоря о творчестве, ученые разных областей знания в основном сходятся в определении содержания этого процесса. Д.С. Выготский называет творческой деятельностью человека деятельность, которая способствует созданию нового. При этом не акцентируется, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которые живут и обнаруживаются только в самом человеке. Л. С. Выготский разделяет деятельность человека на два основных вида поступка. Первый – связанный с памятью, воспроизводящий, репродуктивный, (в этом случае не создается ничего нового, основой деятельности является более или менее точное повторение того, что было). Второй – творческий, комбинирующий, направленный на создание новых действий и образов (в этом случае из элементов прежнего опыта создаются новые положения, новое поведение) [2].

Л.С. Выготский отмечает, что именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2].

Известный советский психолог и врач А.Н. Лук посвятил исследованию проблемы творчества большое количество работ. В одной из них, раскрывая сущность процессов лежащих в основе творчества, он пишет, что творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру [3].

Творческий процесс ученый разделяет на несколько этапов:

а) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи;

б) поиски дополнительной информации;

в) поиск решения на уровне подсознания с внешним уходом от проблемы;

г) озарение или инсайт (внешне инсайт выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок);

д) верификация или проверка найденного творческого решения [4].

Процесс научного творчества, делит на семь этапов американский психолог Россмен:

• осознание потребности в решении творческой задачи;

• изучение информации, необходимой для разрешения проблемы;

• анализ предлагавшихся ранее решений подобной творческой задачи;

• типический анализ этих решений;

• рождение новой идеи;

• экспериментальная проверка нового решения творческой задачи [5].

Подход Россмена к проработке этапов творчества на наш взгляд, является полным и применимым к любому творческому процессу, в том числе и в дизайнерской деятельности.

Рассуждая о структуре творческого процесса, нельзя оставить без внимания факторы, влияющие на активизацию творческих способностей обучающихся в процессе дизайнерской деятельности. Таких факторов несколько: психологические, педагогические, дидактические.

К психологическим факторам относятся такие особенности протекания психических процессов, как воображение и фантазия, влияющие на процесс дизайнерской деятельности.

Л.С. Выготский говорил о воображении как основе всякой творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество [2].

Пытаясь раскрыть причины, побуждающие человека к творчеству Т. Рибо в 1901 году, в своей книге «Творческое воображение» пишет, что «способность создавать обуславливается у человека двумя главными причинами. Первая из них, имеет характер двигательного стимула, сводится действию его потребностей, стремлений и желаний. Вторая – заключается в возможности самопроизвольного пробуждения образов, группирующихся в новые сочетания [6].

Каждая потребность, стремление или желание, могут служить импульсом к творчеству, но потребности и желания сами по себе ничего создать не могут, необходимо наличие еще и другого условия – самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением Т. Рибо называет то, что происходит внезапно, без явных вызывающих его. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления.

Потребность в творчестве тесно связана со способностью воображения, которая, в свою очередь, возникает, если исходить из размышлений Т. Рибо, из потребностей, стремлений и желаний человека [6].

Современные ученые несколько иначе высказывали эту же мысль. Очень интересно, в этом плане, исследование обстоятельств, влияющих на успешность творческой деятельности И.М. Розета [7]. Представленный им материал по этой проблеме дифференцирует и обобщает точки зрения различных современных ученых.

Таким образом, была выведена концепция, согласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению. «Сторонники концепции «самовыражения» почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление субъекта утвердить свою личность, отстоять свое «я» [7].

Здесь же И.М. Розет пишет о том, что кроме потребности в самовыражении необходимо еще наличие неудовлетворенности, какой-либо стороной актуальной деятельности, которая служит важным мотивом фантазии. Неудовлетворенность возникает на почве постоянного стремления юности, простоте, упорядоченности. Ученый делает вывод, что удовлетворенность и стремление к самовыражению могут быть внутренними стимулами творческой деятельности, одного и того же человека [7].

И.М. Розет рассматривает еще один мотив, побуждающий к творчеству – стремление к созданию предметов и образов, не похожих на наличные в данной ситуации. Тенденция к противопоставлению вместе с тенденцией творить по аналогии являются главными мотивами творчества, вторые непроизвольно проявляются в человеческом интеллекте [7].

Таким образом, творчество – процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, сферы его званий и умений. Роль творчества в изобразительном искусстве имеет огромное значение, поэтому одной из главных задач художественного развития личности является формирование его творческих способностей. Отсюда следует сказать, что выдающиеся художники-педагоги задачу творческого воспитания учеников нередко решали эмпирическим путем. Те, кто пытался научно–теоретически обосновать свой опыт работы, в основу его ставили последовательность учебных и творческих задач. Так, П.П. Чистяков и Д.Н. Кардовский считали, «что если ученик освоил учебные изображения, то следует переходить к творческим» [8]. Исследования психологов и физиологов доказали, что восприятие, изучение и практическая работа неразрывны связаны между собой. Усвоение знаний, приобретение технических навыков и развитие творческих способностей разрывать, искусственно изолировать нельзя. Развитие должно проходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений, взаимно дополняя друг друга. Накопление творческого опыта должно стимулировать изучение и усвоение изобразительной грамоты.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что роль творчества в формировании художественной личности велико, т.к. самовыражение в художественном творчестве – потребность личности, причем потребность, относящаяся к категории эстетической. Само слово «потребность» – обозначает необходимость, желание творить и, исходя из определений разных авторов, обусловлена мотивами «самореализации», неудовлетворенности и желанием действовать наперекор существующему, общепризнанному, очевидно, что все эти мотивы не просто перекликаются друг с другом, но и взаимообусловлены. Процесс самовыражения в художественном творчестве не возможен без способности к творческому воображению, которое, тесно связано с перечисленными ранее мотивами.

Таким образом, задача современного обучения заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить их художественно–творческие способности, связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблему и находить пути ее решения.

Роль детского творчества в развитии ребенка

Изобразительному искусству отведено одно из важнейших мест в воспитании ребёнка детсадовского возраста. Очень важно уделять особое внимание развитию детского воображения, которое непременно будет отражаться в его детском творчестве.

Дети получают огромное удовольствие от рисования, лепки, игры с конструктором, выполнения поделок и прочих игр, связанных с воплощением их творческих идей.

Кроме того, польза от творчества является просто неоценимой, ведь у детей развивается и мелкая моторика, и сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков и формируется эмоциональная оценка происходящего.

Зачастую наборы для детского творчества состоят из бумаги – обычной и цветной, карандашей и красок, цветного пластилина, а также конструкторов, которые должны быть подобраны по возрасту. Ребёнок нуждается в свободе движений, в проявлении своего воображения на полную мощность, только так он в полной мере сможет проявить всю свою фантазию и выразить своё творческое «Я».

А вдруг в нём откроются задатки будущего архитектора, скульптора или художника? Но даже если отбросить амбиции по поводу будущего гения, детское творчество усиленно способствует интеллектуальному и умственному развитию ребёнка, пониманию ним многих вещей, которые нельзя объяснить на словах.

Ведь создавая ПОДЕЛКИ СВОИМИ РУКАМИ , ребенок, прежде всего, изучает свойства материалов, из которых он их делает. Именно через детское творчество происходит познание мира ребёнком, осознание того, что он является частью этого мира, приходит понимание, что он может влиять на окружающие его вещи: рисовать природу, строить корабли и дома.

Вместе с интеллектуальным развитием, через детское творчество к малышу приходит и духовное осознание, происходит знакомство с прекрасным, предметы анализируются с художественной стороны. Ребёнок понимает, что такое «красиво» или «некрасиво», «ровно» или «неровно», учится высказывать свои мысли и мнение, формирует культурное восприятие.

Таким образом, детское творчество является первостепенной составляющей процесса обучения ребёнка дошкольного возраста и служит отправным этапом в формировании его личности, обогащении его культуры, развитии художественного вкуса и гармоничного восприятия мира.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: