С чего начинается Родина – патриотическое воспитание в семье

С чего начинается Родина – патриотическое воспитание в семье

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

В статье рассмотрен более подробно организационно– содержательный аспект гражданско-патриотического воспитания в семье. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  • возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

«С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Салина
«С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста»

“С чего начинается Родина.

Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста”.

В. А. сухомлинский:
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Родина — это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к близким людям, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер. Воспитание чувств ребенка в т. ч. и патриотических, с первых дней жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. С развитием государства патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, отстаивании интересов своего Отечества.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, — одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Задачи способствовать воспитанию чувства патриотизма – любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; осознанию.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «С чего начинается Родина?» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине малой и большой Задачи: – формировать у детей представление о России как о.

Нравственно-патриотический проект «С чего начинается Родина…» П Р О Е К Т «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Воспитатель: Шавлюгина Татьяна Васильевна 2016 «Человеку.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной.

Нравственно-патриотическое воспитание на логопедическом занятии «Моя семья-моя малая Родина» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство.

Обобщение опыта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЛАЙД №1 Заставка – Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Арутюнян. В. В. – я воспитатель МБДОУ Чебурашка ст. Гиагинской СЛАЙД №2 Мне.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной.

Открытое развлечение с детьми средней группы «С чего начинается Родина?» Цель мероприятия: – развитие чувства ответственности и гордости за достижения России – воспитание гордости за мужество воинов, которые отдали.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С.

С чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм – не простое и высокое человеческое чувство, оно так глубоко по своему содержанию, что несколькими словами его не передать. Чувство.

С чего начинается Родина – патриотическое воспитание в семье

В преддверии Дня России мы хотим обсудить тему патриотического воспитания в семье, целью которого является формирование у ребенка гордости за свою Родину, и стремление способствовать её процветанию.

Согласно опросу, проведенному в 2018 году Общероссийским народным фронтом, 72% школьников нашей страны считают себя патриотами.

Любовь к Родине начинается с любви к семье и дому

Детство – самая счастливая пора в жизни человека, и в сознании ребенка образы, ощущения, люди остаются навсегда. В детстве зарождается и чувство любви к родным местам, и к Родине в целом. На земле много красивых мест, удобных для жизни, но человека почти всегда влечет туда, где он родился и где прошло его становление. Особенно чувствительные натуры страдают ностальгией – тоской по родине, если живут на чужбине и не имеют возможности посетить дорогой сердцу край.

Так с чего же начинается Родина? Наверное, с чувства дома, с привязанности к родным и близким людям, с чувства ответственности за них.

Ответственность – очень важное чувство для формирования патриотизма. Если ребенок не принимает участия в делах дома и семьи – не следит, не бережет, не созидает – то он напоминает ленивого квартиранта, которому ничего в чужом доме, дворе, городе не дорого. И любить место, где живет, он не будет. Ответственность и привязанность формируют чувство патриотизма: ребенку не всё равно, как выглядит его жилище, как живется близким, как развивается его деревня, город, край, регион, страна. Но ответственность не появляется сама по себе, её надо воспитывать. И формировать привязанность.

Очень сближают семью и способствуют развитию чувства патриотизма прогулки и путешествия по окрестностям малой родины. На всю жизнь дети запомнят плетение венков из полевых цветов или приготовление ухи и рассказы родителей у костра. А кто-то будет помнить запах грибов или ягод, кто-то – запах выпечки на углу улицы или шум фонтанов в сквере у дома. И эти воспоминания станут одной из ниточек, связывающих людей с семьей и местом, где они родились.

Очень важно рассказывать детям о жизни семьи – наверняка в ней были неординарные личности с красивыми или благородными поступками, интересными судьбами, приключениями и подвигами. Помогут в этом семейные фотоальбомы и реликвии. Придумывать не стоит, важно сделать акцент на достоинствах родственников.

Уважительное отношение к прошлому и настоящему своей страны

Одно из наиболее действенных средств патриотического воспитания детей – музеи. Особенно музеи боевой славы. Подвиги и яркие поступки земляков вызывают чувство гордости за своих соотечественников и за родину в целом. Воспитание на примере – одна из самых эффективных педагогических методик. Подрастающее поколение должно знать героев своей страны и равняться на них.

Большое значение в формировании любви к Родине играют книги: о доблестях, о подвигах, о славе, о дружбе, о природе. Хорошо читать их всей семьей, чтобы обсуждать и анализировать. В моем детстве все сверстники читали книгу Дмитрия Медведева «Сильные духом». До сих пор помню слова главного героя – разведчика Николая Кузнецова – из его прощального письма: «Пусть знают фашисты, на что способен русский патриот и большевик. Пусть они знают, что невозможно покорить наш народ, как невозможно погасить солнце». И мы верили этим словам, гордились героем и мечтали быть на него похожими.

Литература, кино, музыка, живопись – искусство является могучим инструментом воспитания в людях чувства патриотизма.

Формирование активной гражданской позиции

Патриотизму необходима активная гражданская позиция. В упомянутом опросе ОНФ 15, 5% школьников считают, что любовь к родине и забота о ней должны подтверждаться конкретными делами. Так, 30% опрошенных – участники школьного самоуправления, 26% – волонтеры, 17% ребят участвовали в работе молодежных парламентов и советов, 12% – в проектах общественных организаций.

Как видим, 15, 5% процентов наших детей на правильном пути. И будущим активным гражданам нашего государства важны пример и поддержка родителей. А потому надо показывать ребенку, как важно стремление каждого человека сделать мир возле себя лучше.

Так с чего же начинается Родина? С семьи, с поступков на благо себе и окружающим, с ответственности и неравнодушия. Прививая детям чувство патриотизма, мы делаем завтрашний день стабильнее, благополучнее и счастливее.

Патриотическое воспитание ребенка в семье

Патриотическое воспитание заключается в прививании ребенку любви к своему родному краю и стране в целом. Благодаря патриотизму была выиграна Великая Отечественная война, когда мощь немецкой армии разбилась о чувство гражданского долга советских людей.

Сегодня много говорят об экономике, необходимости развивать страну, занимаются производством и строительством. Патриотизм почему-то уходит на задний план, его стирает восхищение западными ценностями. Пришедшая к нам демократия взамен советского режима учит терпимости ко всем взглядам и мировоззрениям. Но нужно не потерять ценности своего общества, ведь именно с ними и связан патриотизм.

Взрослые люди в своем большинстве получили порцию патриотизма. Кто застал Советский Союз, тем не нужно рассказывать, чем для них являлось звание пионера или комсомольца. Для мужчин огромный вклад в патриотическое воспитание сделала армия. Сейчас нет единой и официальной идеологии, как это было в Советском Союзе. Поэтому детям в большом потоке самой разноплановой информации сложно уловить, что нужно любить именно свою Родину и свою землю.

Пока мы будем патриотами своего края и хозяевами в своей стране с нами будут считаться другие государства. Для этого мы должны любить свою страну, свою землю и ее богатства. Огромную роль в воспитании патриотизма играет семья – дети копируют поведение родителей и подсознательно привязываются к их точке зрения.

Воспитание патриотизма в семье

Начните воспитывать ребенка патриотом с нормального микроклимата в своем семейном гнездышке. Нельзя ссориться со своей второй половинкой, вести аморальный образ жизни, распивать алкоголь и курить сигареты. Родители сами должны любить Родину, тогда никаких усилий с их стороны для воспитания детей не потребуется вовсе. Уроки воспитания будут проходить естественно и непринужденно, а дети будут проникаться любовью к Отечеству без особого для себя труда.

Чувство любви к Родине начинается с любви к семье и к формированию чувства ответственности за каждого ее члена. В случае беды все должны броситься на помощь одному и спасать его до тех пор, пока это будет нужно и будет возможность. Также точно и один человек должен без раздумий бороться за благополучие всей своей семьи.

Укреплению патриотизма способствуют прогулки по окрестностям вместе с родителями. Мальчика можно научить разводить огонь, а девочку – плести венки из луговых цветов. Такое времяпровождение запоминается на всю жизнь. Даже если судьба в будущем занесет ваших детей в далекие края, то они все равно будут трепетно вспоминать эти прогулки по родному краю.

Роль школы в семейном патриотическом воспитании

Знание истории своего родного края и страны обычно дается за школьной партой. Великая Отечественная война – это сложная страница в истории нашей страны, но она показала нам, что сплоченные усилия каждого и вклад в общее дело – залог успеха. Герман Геринг признал, что нацистская Германия проиграла войну из-за того, что не знала ментальности русского человека. По тактике и экономике все расчеты были верны и нацелены на победу, а вот в идеологической и патриотической составляющей русский народ победить было практически невозможно.

Кроме изучения и знания своей истории, положительный вклад в развитие патриотических чувств внесут следующие школьные мероприятия по развитию патриотизма:

  • Уроки труда – здесь мальчиков и девочек учат созидать материальные ценности своими руками.
  • Физкультура – детей нужно научить заботиться о своем здоровье. Ведь только здоровый человек сможет похлопотать о развитии своей страны и встать на ее защиту в случае необходимости.
  • Литература – чтение классиков и современников расскажет детям о жизни Родины в разные эпохи.

Патриотическое школьное воспитание обязательно должно перекликаться с семейным. Регулярно интересуйтесь у детей, что они проходили на уроках, участвуйте в выполнении домашних заданий, общайтесь с педагогами. Школа – это вторая семья, поэтому не бросайте обучение ребенка на самотек. Учителя имеют квалификацию и опыт работы с детьми в сфере патриотического воспитания, но они не могут всецело заменить семью.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Проект «С чего начинается Родина» (Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста).

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «С чего начинается Родина» (Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста). Подготовили воспитатели: Бондарчук С.В с.Илек

Проект «С чего начинается Родина» направлен на включение детей в активную исследовательскую, познавательную, творческую деятельность. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, исследовательски – творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный ( 1 год) Вид проекта: групповой; Участники проекта: дети, педагоги, родители группы; Возраст участников: 5-6 лет. Форма проведения: практическая. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина»: Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм, во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, селе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Задачи: 1. Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе, селе, в котором они живут, о стране. 2. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности 3. Воспитание нравственно – эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру 4. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями. 5. Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов: 1. «Мой дом моя семья» 2. «Мой детский сад» 3. «Моя улица, район» 4. «Мое село » 5. «Моя страна Россия» Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования: – Познавательно – речевое развитие – Художественно – эстетическое развитие – Физическое развитие – Социально – коммуникативное развитие Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.

Предполагаемый результат: 1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мое село », «Моя страна Россия». 2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно -нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России. 3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта. 4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами. 5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей. Формы взаимодействия с детьми и родителями. Формы взаимодействия с детьми: – непосредственная образовательная деятельность; – совместная деятельность детей и педагогов, родителей; – экскурсии; – чтение художественной литературы; – беседы, ситуативные разговоры; – слушание музыки; – игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные); – презентации. Формы взаимодействия с родителями: – консультации по проблемам патриотического воспитания детей; – сотворчество детей и родителей.

Этапы проекта Подготовительный этап проекта: – Поставка цели и задач; – Подбор и разработка необходимых материалов (разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы). – Создание развивающей среды. – Подбор игр. Подготовительная работа с родителями детей. Основной этап реализации проекта: Реализация проекта через образовательные области: Познавательное развитие Речевое развитие Социально – Коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно – Эстетическое развитие Заключительный этап проекта: . Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина».

1 раздел: «Мой дом моя семья – это Родина моя» Фотовыставка « Самые любимые и родные!» – коллективное творчество Рисование мелками на улице « Моя семья».

Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи».

Педразвитие

Автор: Полякова Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ “Икрянинская НОШ”
Населённый пункт: с.Икряное Астраханской обл.
Наименование материала: статья
Тема: “Патриотическое воспитание начинается в семье”
Дата публикации: 24.10.2018
Раздел: дошкольное образование

«Патриотическое воспитание начинается в семье»

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему даже

уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью

рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Свою любовь к родным

местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты

люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания

нравственных и патриотических чувств.

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом

семейного сообщества. У него воспитываются гуманные отношения к своим близким,

здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать, уточняются представления детей

о семейных историях, традициях.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о

том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с

родным домом и ближайшим окружением.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». «Все и

хорошее и плохое человек получает в семье».

Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не

нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к

ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.

Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к

родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Академик Лихачев Д.С. писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине

начинается с любовью к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно

растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к

родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до

самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-

либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в

ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»

Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад

устанавливает тесную связь с семьёй.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

особое внимание уделяется взаимодействию педагогического коллектива с семьями

В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как

взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

На основе этого строится модель взаимодействия родителей и педагогов в

образовательном процессе дошкольного учреждения, которая предполагает решение

– Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей

– Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

– Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

– Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей

– Привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения

Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает

возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания,

вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в

нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь

детского сада. Мы используем традиционные и нетрадиционные формы

Через информационные стенды проводим консультации для родителей: «Расскажем

детям о войне», «Воспитание патриотических чувств дошкольника», «Памятка для

родителей по воспитанию любви к природе», «Как провести выходной день с

Родители вместе с детьми придумывают и создают «Герб своей семьи»,

«Генеалогическое древо». Все это способствует развитию в детях таких качеств как

любовь к родному дому, семье, детскому саду.

В нашей группе традиционным стало оформление фото стенда « Вот так мы отдыхаем»,

«Мой папа самый лучший», «Папа и я – лучшие друзья», «Мамины помощники», «Моя

малая Родина». В беседах дети с гордостью рассказывают о своей семье, семейных

Родители принимают активное участие в изготовлении альбома «Мое имя», каждый

ребенок знает, что означает его имя и почему его так назвали (в честь бабушки,

дедушки, по святкам, а вот Варвара нам рассказывала, что маме это имя приснилось).

Такие беседы вызывают у детей чувство гордости за свое имя и повышают самооценку

Формирование таких чувств, как любовь к природе, желание беречь ее и защищать

осуществлялась в таких формах деятельности как Акция «Поможем птицам»

(изготовление кормушек, скворечников)

Все календарные праздники мы проводим не для родителей, а с их участием. Они

играют, танцуют и поют вместе со своими детьми.

Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные

участники жизни детского сада.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности своей группы, перед нами стоят

задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачи по патриотическому воспитанию:

Формирование представлений о семье и человеке

Формирование представлений о родном крае и его природе

Воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Развитие чувства гордости за достижения страны

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам их традициям

Для решения задач по патриотическому воспитанию мы использовали различные

Формы работы по патриотическому воспитанию:

Экскурсии к памятным местам села, в музей, библиотеку прививают детям чувство

любви и уважения к культурным ценностям и традициям родного села.

Чтение художественной литературы о защитниках родной Земли, знакомство со

сказками народов мира, русскими писателями и поэтами. Слушание музыкальных

произведений о Родине, Гимне России. Использование ИКТ для показа видео и

презентаций о подвигах русских людей, достопримечательностей столицы нашей

Родины и города Астрахани. Занятия, беседы, рассказывание – все это позволяет

получать новые знания.

Дидактические , словесные игры и упражнения

«Моя семья», «Моя Родина», «Угадай национальность куклы по костюму», «Узнай герб

своего села, города», «Заповедники Астраханской области», «Назови профессию», «Кто,

что делает», «У кого какой дом», «Скажи со словом сельский, городской»

«Дочки-матери», «Семья встречает гостей», «Пекарня», «Больница» и др. Игры с

выполнением правил и ролей позволяют самостоятельно налаживать отношения с

Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру , эмоциональной

отзывчивости на события общественной жизни проходит через наблюдения, экскурсии,

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения у детей складывается

прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Атмосфера, в которой живет ребенок – это средство воспитания чувств,

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что

наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это

осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками,

заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания

Патриотическое воспитание детей в семье

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? – был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.

Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья – нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

О ЗНАЧЕНИИ РОЛИ СЕМЬИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

В данной статье рассматривается проблема патриотизма, которая в настоящее время приобрела государственное значение. Определены цели, компоненты и основные направления патриотического воспитания в семье.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, поколение, традиции, духовные ценности.

Исследовательский интерес к проблеме формирования патриотических качеств молодежи заметно ослаб на рубеже веков. Мы исходим из того, что процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, привели к существенным изменениям в системе общечеловеческих ценностей и приоритетов в молодежной среде. Важно отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к возобновлению активной деятельности государства в данном направлении.

Исследования в данном направлении помогут одновременно решить ряд жизненно важных вопросов, стоящих перед российским обществом и государством. В частности, проблемы развития патриотизма примерно обозначены, но воспитание патриотических качеств личности в семье не проанализировано достаточно глубоко.

Современное поколение не чувствует своей сопричастности к истории России, не ощущает себя субъектом современного исторического процесса. Мы живем в условиях нестабильной политической и экономической ситуации: санкций, направленных на изоляцию нашей страны, конфронтации с США и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза; когда на Западе и в Америке переписывается история нашей Родины. В России, стране, победившей Гитлера, осуществляют свою деятельность 53 молодежные профашистские организации.[1]

Также, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что результаты работы образовательных учреждений в направлении патриотического воспитания детей и молодежи не достаточно эффективны, так как дети подвержены воздействию системы ценностей западной и американской культур. Таких, например, как идеализация материальных благ, рационализм, индивидуализация – независимость от общества, пришедшие к нам вместе с глобализацией. Кроме того, усилия школы напрасны, если то, чему учат в школе, не подкрепляется на практике в семье: дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей улучшением материального состояния семьи.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает фундамент нашего общества.

Например, в конце XX века, исторические знания отчасти стали орудием разрушения российского общества, а не инструментом его укрепления, благодаря новой трактовке истории бывшей СССР. Одним из закономерных итогов данного процесса стало пренебрежение нравственными и духовными нормами общества, утрата уважительного отношения к истории в условиях фактического отсутствия патриотического воспитания. Жизнь для многих людей утратила свой исторический смысл: преемственность прошлого, настоящего и будущего была нарушена.

Актуальность нашего обращения к данной теме доказывает и то, что проблему патриотического воспитания поднимает в своих публичных выступлениях глава нашего государства – президент В. В. Путин.

«В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание “духовных скреп” народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства».[2]

Как же найти выход из сложившейся ситуации? Мы видим выход только в специально организуемой, педагогически целесообразной и весьма эффективной воспитательной деятельности в семье . «Родина для русского человека всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм».[3]

Патриотизм начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. Все мы живем в социуме. Поэтому, начиная с малых лет, мы должны прививать идею патриотизма нашим детям именно в семье, маленькой модели общества, где осуществляется передача жизненного опыта от поколения к поколению.

В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».[5]

По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».[6]

Воспитание патриота в семье особенно важно и необходимо, так как именно оно создаст в семье атмосферу общности интересов. Оно будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению, укрепит семейные и родственные отношения, посредствует духовной связи между поколениями. Ощущение «потерянного прошлого» для взрослых членов семьи утратит свою актуальность.

Мы проанализировали научную педагогическую литературу, и это помогло нам раскрыть 3 основных структурных элемента патриотического воспитания.[7] Опираясь на данные элементы, можно выстроить патриотическое воспитание в семье в систему. Каждому из элементов соответствуют возрастные духовно – нравственные качества личности, которые являются основными компонентами воспитания гражданина, личности, патриота.

Информационная карта проекта по патриотическому воспитанию “С чего начинается Родина?”

Опубликовано: 20:51:05 18-11-2017

Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого-

с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

эта любовь переходит в

любовь к Родине, её истории,

прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».

Сроки реализации: 25.10.2017 г.-03.11.2017 г.

Тип проекта: информационный, творческий, тематический.

Возраст детей: средняя группа.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы №3, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он, не задумываясь, ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья» Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина».

Цель проекта: Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему поселку, стране, людям, проживающим в ней. Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательную деятельность;
  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большой страны;
  • воспитывать уважительное отношение к наследию родной страны;
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
  • воспитывать патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • представление о России как о родной стране;
  • умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений;
  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемые результаты:

1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (пополнение методической копилки воспитателей).

  1. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
  2. Обогащение предметно – развивающей среды группы по нравственно – патриотическому развитию детей.

Дети будут знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: посёлок; достопримечательности родного посёлка и их значимость;
  • государственную символику (знать флаг, герб РФ);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • разные виды народно-прикладного искусства;
  • приобщены к истокам народной культуры, традициям.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап, включает в себя:

Составление перспективного плана работы по проведению проекта;

Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;

Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

Основной этап, включает в себя:

Привлечение родителей к оказанию помощи;

Чтение художественной литературы;

Проведение с детьми бесед.

Проведение развлечения «Россия- дружная страна».

План работы с воспитанниками.

Образовательная область

Формы и работы методы

Рассматривание карт: поселка, страны.

Д/И: «Путешествие по Кантемировке», «Собери флаг», «Найди лист берёзы»

Беседы «Профессии», «Моя армия».

Беседы: «Что такое Родина?», «Русская берёзка – символ Родины моей», «Моя малая родина – Кантемировка», «Природа Воронежской области», «Достопримечательности нашего поселка».

Д/И «Дикие животные», «С какого дерева листик»

Р/И: Продолжи: «Я люблю свой город,…»( страну)

«В моей семье…»(живут, любят заниматься).

Беседы «Моя страна родная. Государственная символика»;

«Моя семья. Профессии моих родителей»;

«Наш детский сад. Правила поведения».

Рассказывание русских народных сказок с использованием различных видов театра.

Слушание стихов: С.Есенин «Белая берёзка», В.Степанов «Что мы Родиной зовём», «Родина» Т. Боковой

Рассматривание альбома «Народы России».

Рисование: «Флаг моей страны».

Аппликация: «Ветка рябины».

Конструирование «Улица: дома и дороги».

Слушание РНП «Во поле берёзка стояла» .

Пословицы: «Жить – Родине служить», «Нет в мире краше Родины нашей», «Москва- всем городам мать».

П/и: «Горелки», «Гуси – лебеди», «Пчёлы».

Гимнастика, импровизация на тему «Богатыри».

Физические упражнения на прогулке.

Игры народные: «Ручеек», «Горелки», «Каравай».

План работы с родителями воспитанников

– Консультации: «С чего начинается Родина», «Семейные традиции»

– Подбор фотографий: «Мой город», «Наш семейный отдых»; художественной литературы.

Вывод:

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, также нравственных и патриотических. «Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека».

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.В дальнейшей работе мы планируем:

  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно – образовательной деятельности;
  • подготовить консультации для родителей;
  • участвовать в конкурсах.

Родительское собрание “Родина начинается с семьи”

Описание разработки

Цели: убедить родителей в важности патриотического воспитания детей, привития чувства любви к Родине, малой родине, своей семье.

Задачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье; дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей по нравственным проблемам; формировать нравственную культуру семьи

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся начального, среднего и старшего звена классов пишут сочинение «История нашей семьи в истории моей Родины», совместная работа учащихся и родителей постеров «По тропам моей Отчизны» (о семейных путешествиях по Казахстану). Форма (семейная гостиная)

ХОД СОБРАНИЯ:

I. Вступительное слово классного руководителя.

Мы живем в неспокойное время, время, когда заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. Есть немало людей, которые уезжают из Казахстана на свою историческую Родину. Но ведь большинство все – таки остается, и очень важно, чтобы оставались молодые, образованные люди, которые бы возродили былую мощь великой державы. Поэтому слово «патриотизм» вряд ли стоит считать устаревшим, и думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что наши дети должны любить свою родину.

Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?» ( М. Бернес)

– А с чего же начинается Родина? (составление кластера «Родина»).

Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, о Родине, которая не всегда занимает значительное место в нашей жизни тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, но стоит только на некоторое время уехать, оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё то хорошее и даже плохое, что было связано с ней.

Как научить свое дитя беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в нем умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для него этот мир, и эту страну? Как научить быть достойным их праху, их памяти? Об этом сегодня наш разговор. Любовь к родине, безусловно, начинается с любви к своим родителям, своей семье. Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования. Рождаясь, это чувство развивается и крепнет по мере того, как растут и знания о родине, ее становлении, росте, ее природе, потому что любить по – настоящему можно только то, что хорошо знаешь. И как только ребенок открывает мир, он начинает рассматривать его как собственный. Не так уж важно, чтобы пейзажи были живописными, а город или деревня полны туристических достопримечательностей. Куда важнее, чтобы ваши сын или дочь воспринимали свое окружение как полученное от предков наследство.

II. Анкетирование.

А сейчас мы предлагаем небольшое анкетирование, чтобы узнать то, что вы думаете по данному вопросу, и что знают Ваши дети. Некоторые вопросы в анкетах были схожи. Пока идет обработка анкет, мы посмотрим насколько хорошо вы знаете друг друга.

III. Игра «Знаем ли мы друг друга»

Вопросы родителям: (Сначала у ребенка – на ушко, затем у родителя вслух)

Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?

Как вы обычно называете ребенка дома?

Когда родилась ваша семья?

Как зовут друга или подругу вашего ребенка?

С кем сидит ваш ребенок за партой?

Вопросы детям: (Сначала у родителя – на ушко, затем у ребенка вслух)

какого цвета глаза у мамы?

какую газету любит читать папа?

какая любимая песня у мамы?

самый счастливый день вашего дома?

Наши дети и родители много знают друг о друге, и поэтому в семьях царит взаимопонимание и любовь. Старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Это одно из правил гармоничной семьи.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: