Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом

Интервью на тему подростковых суицидов (канал Россия)

У новосибирских детей новое опасное увлечение

Опасная игра называется “Беги или умри”. Суть в том, чтобы перебежать дорогу максимально близко к проезжающей машине.

Родители в Новосибирске сегодня все чаще получают сообщения о новых опасных детских увлечениях. «Исчезнувший на 24 часа» – эта игра предполагает, что подросток должен испариться из жизни родных и друзей на сутки, ни звонков ни встреч, абсолютная изоляция.

Все эти развлечения так или иначе ставят под угрозу человеческую жизнь. Почему такие игры находят популярность в интернете и как уберечь своего ребенка от соблазна поиграть со смертью, ответил пояснил клинический психолог ГБУЗ НСО ГНКПБ №3 Илья Березин.

– Откуда у детей такая склонность к опасным увлечениям?

«Реакция родителей закономерная. Вспомним, что подобные субкультуры существовали всегда. Вспомним скинхедов 10 лет назад, вспомним «эмо», которые пропагандировали эстетику суицида. Для подростков это очень свойственно, они очень любят собираться в группы – им это важно, они чувствуют там себя принимаемыми и уважаемыми, но они могут некритично следовать ценностям этой группы», — пояснил Илья Березин.

«Я слышал, что группы в соцестях толкают детей к суициду. Мне кажется, это немножко не так. Я думаю, они могут спровоцировать, но причиной для суицида быть не может, причина лежит в другом месте», — добавил Березин.

– Почему эти смертельные игры интересует подростков?

«Подростки очень сильно меняются, внезапно, даже для самих себя. И они не понимают, кто они есть на самом деле. С другой стороны, они стараются самоутвердиться, проверяют себя на стойкость. Они пытаются почувствовать себя живыми. С другой стороны, подростки могут испытывать конфликты с окружением, у них меняются интересы».

– Как защитить своего ребенка?

«Родители не всегда способны принять особенности ребенка. Поэтому их чувства как агрессия нужно принимать – не становится в позу, потому что подростки очень ранимые, и они могут уйти в компанию, где они чувствуют себя понимаемыми и любимыми, но не в семье.

Когда подросток задумал суицид, он обязательно про это расскажет. Не прямо – «я собрался покончить с собой», он может поговорить об этом «как ты думаешь, а это больно» и прочее».

– А если ребенок уже замечен в опасных играх?

«Есть методика «активное слушание». Для детей это очень важно. Мы видим, что он в этих группах сидит, мы чувствуем, что беда уже близко, что он может попробовать, что то с собой сделать. Нужно без наседания, не давить, не играть, поговорить с ним об этом. Нужно принимать, что у ребенка это есть, и относится с уважением. Дать ему понятие, что он здесь любим.

– Должны ли родители участвовать в общении с ребенком в социальных сетях?

Социальные сети – это обычный коммуникатор, почему бы нет. Можно добавить в друзьях, но не стоит комментировать его посты, не спрашивать, почему он то написал а не другое – относится с уважением к его пространству.

– Кому интересно, кто заинтересован в создании групп, опасных для жизни?

Я не исключаю, что группы ведут те, у кого глубокие психические отклонения. По каким то мотивам они решили подростков к этому привлечь. Есть люди, которые вышли из этого возраста – лет в 16-17, а есть люди, которые в этом возрасте остались.

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом

Проводятся ли в вашей школе встречи выпускников?

Да, ежегодно, с приглашением представителей самых разных выпусков

Да, но только для отдельных (юбилейных) выпусков

Мы проводим такие встречи, но не на территории школы

Нет, это слишком проблематично, да и не нужно

Кому надо, проводят в индивидуальном порядке

Всего проголосовало: 53

Текущий номер

Хочешь быть молодым? Общайся с детьми

номер 48, от 26 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

На фоне резкого снижения численности населения России трагедии последних недель выглядят особенно зловеще. Мы вымираем, но остаемся поразительно равнодушными к человеческой жизни. Власти призывают рожать как можно больше, чем вызывают раздражение: рожать, обрекая на нищету, на жизнь в обществе, в котором нельзя быть уверенным в безопасности своего ребенка ни в школе, ни в детсаду, ни в армии? О цене жизни сегодня и современном курсе рассуждает Светлана Руденко.

Чем больше интересов и увлечений у педагога, тем легче ему влиться в школьный коллектив и найти контакт с детьми. Так считает Александр Мамаев, учитель года Омской области-2019. Продолжаем серию очерков о финалистах Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2019!

Булат Ханов – молодой писатель, лауреат премий “Лицей” и “Звездный билет”. Героем его новой книги “Непостоянные величины” стал 23‑летний педагог из Казани, который проходит через цепь препятствий и учится ладить с “малолетними бандитами и капризными девочками”. В эксклюзивном интервью “Учительской газете” писатель рассказал о собственном педагогическом опыте и появлении романа.

Бывают дни, когда вообще ничего не хочется делать: погода, эмоции, усталость влияют на наши желания и возможности. Всё это надо учитывать и стараться следить за своей активностью в течение дня. Особое внимание стоит уделять параметрам здоровья. В последнее время за ними научились следить фитнес-браслеты или умные часы. Советы по их использованию дает Андрей Сиденко.

Наши приложения

16 сентября в 09:39

Дети на грани: как понять, что подросток решился на суицид?

Психологи отмечают: большинство детских и подростковых самоубийств связано именно с проблемами в семье. Но зачастую родители даже не догадываются, что ребенок уже решился на страшный шаг. Как распознать эту решимость и предотвратить трагедию? Пожалуй, главные помощники для неспециалиста – внимание и не безразличие. Наталия Шанкина
  1. Говоря о желании покончить с собой, человек просто пытается привлечь к себе внимание

Разговором о самоубийстве можно усилить желание человека уйти из жизни

Самоубийство – это всегда импульсивный акт и происходит без предупреждения

Склонные к суициду личности на самом деле хотят умереть. Если человек решил умереть его невозможно остановить

Склонность к суициду передается по наследству

Когда человек проявляет признаки улучшения или выживает после попытки самоубийства, можно считать, что опасность миновала.

Самоубийство совершают только «те, совсем другие люди» «не такие, как мы»

  • Дети не совершают самоубийств, так как они не понимают, что смерть – это конец
  • Советы психолога «Профилактика детского и подросткового суицида»

    Шевченко Наталья
    Советы психолога «Профилактика детского и подросткового суицида»

    Консультация психолога с родителями по теме

    «Профилактика детского и подросткового суицида. Советы психолога»

    Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с Вами о проблеме суицида. Мы часто сталкиваемся с явлениями детской и подростковой преступности, жестокости по отношению к себе и другим, к сожалению, нередко слышим про суицид.

    Самоубийство, или суицид – осознанное лишение человеком себя жизни. Своего рода, саморазрушение, крайним случаем которого является суицид. В психологии саморазрушением называется агрессия, направленная на самого себя, ещё её называет аутоагрессией.

    Рассмотрим возрастные особенности проявления аутоагрессии у детей и особенности поведения взрослых в таких ситуациях.

    В возрасте от 0 до 3 лет дети наносят себе повреждения непроизвольно, когда взрослые стремятся жестко пресечь их агрессию по отношению к другим людям. Например, малыш в порыве обиды хочет ударить другого ребенка, отобравшего его игрушку. А родитель его прерывает и строго отчитывает. Но при этом агрессия остается невыраженной, и ребенок бьет себя

    Что в такой ситуации делать родителю?

    1. Не ждите, что ребенок сам успокоится. Переведите все в шутку. Пусть ребенок учится вместе с вами находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    2. Не защищайте слишком активно того ребенка, которого обижает ваш малыш. Это заставит вашего ребенка подумать, что вы против него.

    3. Помогите направить в позитивное русло его агрессию (подвижные игры, рисование).

    4. Помните, нежность- лучшее успокоительное! Если ребенок начинает физически вредить себе, обнимите его и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он успокоится.

    Детям в возрасте от 4 до 6 лет свойственно внимательно наблюдать за поведением взрослых, а первую очередь родителей, копировать их реакции в разных ситуациях. В этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны. Они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия. (например, если ребенку не достает внимания взрослого, он может решить, что сам виноват и вел себя неправильно). Ещё одна причина аутоагрессии в этом возрасте – исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать, что будет, если расковырять ранку?

    Что в такой ситуации делать родителю?

    1. Чаще хвалите ребенка, поддерживайте даже тогда, когда он не совсем прав. Например, если он кого-то обидел, помогите ему извиниться.

    2. Подчеркивайте значимость красоты и здоровья ребенка. Признайтесь, что очень сильно переживаете, если у него есть синяки или ссадины.

    3. На собственном примере учите его проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими.

    4. Избегайте самобичевания в присутствии ребенка. Иначе он будет воспринимать такое поведение, как норму и тоже будет наказывать самого себя.

    Школьники в возрасте от 7 до 12 лет часто используют проявления аутоагрессии для манипуляции взрослыми. Например, для того, чтобы не ходить в школу. Многие дети неосознанно вредят себе из-за недостатка внимания и заботы.

    Что в такой ситуации делать родителю?

    1. Проявляйте внимание, хвалите, старайтесь поддержать ребенка.

    2. Пересмотрите требования, которые предъявляете ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки. Чтобы избежать недовольства, он пытается вызвать к себе жалость.

    В подростковом возрасте аутоагрессия иногда доходит до своих крайних форм, проявляется в виде суицидальных мыслей или даже попыток самоубийства.

    Что в такой ситуации делать родителю?

    1. Подросток, думающий о самоубийстве, считает, что он одинок. Необходимо сказать ему о том, что вы готовы поддерживать его.

    2. Не ссылайтесь на религию, нормы морали, чувство долга. Дайте подростку понять, что он сам несет ответственность за свою жизнь.

    3. Если ребенок не совершил самоубийство, а раздумывает над ним, значит, он хочет жить, но не знает, как справиться с трудностями. В разговоре с ним проведите аналогию с болезнью. Когда болеешь, кажется, что это будет длиться вечно. Но как только болезнь проходит, о ней очень быстро забываешь. Иначе говоря, любую проблему можно решить, это лишь вопрос времени.

    4. Признайтесь о чувствах, которые возникли у вас, когда вы узнали о суицидальных мыслях подростка. Скажите, что его смерть, может вызвать у вас чувства страдания и боли.

    Никогда и ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку, задумавшемуся о самоубийстве:

    • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;

    • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;

    • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;

    • «Где уж мне тебя понять!»;

    • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;

    • «Не получается – значит, не старался!»;

    • «Все дети, как дети, а ты …»;

    • «Сам виноват…не жалуйся…. бестолочь».

    Лучше скажите ему:

    • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;

    • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;

    • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;

    • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

    Помните, что причинами, подтолкнувшими ребенка к суициду, могут быть:

    1. Социальная изоляция, отчуждение, непринятие в группе сверстников;

    2. Самоубийства в семейной истории. Если кто-то из родственников подростка заканчивал жизнь по своей воле, это повышает общий суицидальный риск среди других членов семьи;

    3. Несчастная любовь;

    4. Принадлежность к некоторым субкультурам;

    5. Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода.

    Стоит отметить, что 80% задумавших совершить самоубийство детей, предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Обнаружить их можно по так называемым «ключам к суициду».

    Вербальные «ключи»:

    Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить»;

    Косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

    Намек на смерть или шутки по этому поводу;

    Многозначительное прощание с другими людьми.

    Поведенческие «ключи»:

    Отчаяние и плач;

    Неоднократное обращение к теме смерти в музыке, живописи и литературе;

    Самоизоляция от близких (семьи и любимых людей);

    Рост употребления алкоголя или наркотиков;

    Повышение или потеря аппетита;

    Уход от обычной социальной активности, замкнутость;

    Стремление к безрассудным действиям и поступкам, например, рискованное хождение по карнизам;

    В прошлом суицидальные попытки;

    Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка;

    Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

    Работа с детьми до и после суицида сложна и индивидуальна. Самое сложное – убедить их в том, что его жизнь нужна родным и близким.

    Подчеркну, что в работе с подростком, решившимся на самоубийство, необходимо участие психиатра.

    Отмечу, что существует фаза постсуицида, когда велик риск повторного самоубийства. Самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки.

    Я надеюсь, что эти сведения заставят вас задуматься над актуальностью проблемы детского суицида, оглянуться на детей, будь то родные или же соседские, или вовсе незнакомые ребята, и попытаться понять, что же творится в их маленьких душах. Ведь дети – наше будущее!

    Практические советы психолога в адаптационный период Практические советы психолога в адаптационный период. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Щадить его ослабленную.

    Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

    Советы родителям при беседе с детьми «Профилактика безопасности» Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём – закла-дывают.

    Консультация «Профилактика суицида» Профилактика суицида Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает.

    Рекомендации педагога-психолога «Профилактика стресса. Как выйти из состояния острого стресса?» Профилактика стресса. 1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно.

    Советы психолога для педагогов Советы психолога для педагогов Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей. Именно в этот период дети получают.

    Советы психолога: 25 коррекционных игр с детьми Советы психолога: 25 коррекционных игр с детьми Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной.

    Советы психолога для родителей «Важные моменты в воспитании ребенка» Важные моменты в воспитании ребенка. 1. Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия. 2. Хотите,.

    Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. Эта смена условий жизни может сопровождаться.

    «Зря ты думаешь о смерти…» Родителям о подростковом суициде

    По данным Следственного комитета РФ, в 2017 году произошло 692 суицида несовершеннолетних, в 2018 году больше на 14 % – 788 суицидов. В статистику входят только доказанные случаи. Суицидальные попытки, когда ребенка удалось спасти, в эту цифру не входят, часто оставаясь «личным семейным делом».

    Любая суицидальная статистика всегда приблизительная, но даже примерные цифры внушают серьезные опасения. Следовательно, суицидологом можешь ты не быть, а основы предупреждения суицидального поведения знать обязан.

    Большинство случаев относится к крупным городам. Чем больше город, тем меньше уровень вовлеченности окружающих в дела семьи, чаще подростки остаются со своими проблемами один на один, ниже альтруистическая активность. Чем меньше населенный пункт – тем лучше жители знают друг друга, ситуация вокруг ребенка как на ладони, нормы взаимовыручки выше, больше шансы получить помощь.

    Агрессия, направленная на себя

    Выделяют три формы аутоагрессии в зависимости от осознанности и целенаправленности:

    1. Суицид или суицидальные попытки – осознанные действия, целью которых является завершение жизни.
    2. Суицидальные эквиваленты – неосознанные действия без цели завершения жизни, которые могут приводить к незапланированному летальному исходу (например, непредвиденные травмы, виктимность, рискованное поведение).
    3. Самоповреждения – осознанные действия без цели завершения жизни, направленные на причинение неопасного вреда телу.

    В случае обнаружения суицидальной попытки, суицидальных эквивалентов или самоповреждений ребенка необходимо показать детскому психиатру, чтобы исключить проблемы со здоровьем; после этого рекомендуется курс психотерапии, чтобы скорректировать нежелательные поведенческие проявления и помочь родителям и ребенку выработать новые стратегии совладания с ситуацией.

    Причины суицидальной активности ребенка

    1. Социальные факторы: частые конфликты с близкими, дистанцированность и отчужденность в контактах с родителями, суицидальное поведение в семье, проблемы в психическом здоровье, физическое или сексуальное насилие, буллинг (травля) в школе, травмы первой любви, переживание смерти близкого человека, алкоголизм, наркозависимость одного из родителей 1 . Профилактикой будут: близкие и доверительные отношения с родителями, здоровая психика близких и своевременные обращения за помощью к психологу или психиатру, физическая безопасность ребенка, адекватный здоровый образ жизни родителей, воспитание уверенности, критичности, коммуникативной компетентности.
    2. Опасный возраст – подростки в разных сочетаниях и с разной силой собирают в своем возрастном кризисе чувства изоляции, беспомощности, ощущение безнадежности и собственной незначимости – эмоции, способствующие суицидальной активности. Они наиболее уязвимы, поскольку их жизненные возможности быть субъектом, автором действия возросли, но механизмы психологической защиты еще слабые, формирующиеся. В подростке одновременно живут вызывающее хамство и самоуверенность с ранимостью и чувствительностью. Что бы ни вытворял ваш подросток, ему все еще очень нужна помощь и поддержка взрослого. Как в той детской истории про папу пингвина, решая вопрос «Отшлепать или обнять?», выбор лучше делать в пользу последнего. Чем более конфликтно ведет себя подросток, тем больше он нуждается в «теплом» взрослом.
      Даже демонстративная попытка суицида, из желания напугать родителей, случайно может закончиться летальным исходом. Ко всем проявлениям суицидальной активности подростка (высказывания, угрозы, действия) следует относиться максимально серьезно.
    3. «Эффект Вертера» – подражательные самоубийства. Суицидальный поступок воспринимается подростками как эффектный, драматический признак смелости. Способствуют такому видению суицида судьбы известных актеров, музыкантов, широкое освещение в интернете случаев подросткового суицида. Обратите внимание на сферу увлечений подростка и оцените благополучие представленных там персонажей. Не нужно пугаться интереса старших подростков к теме смерти – он соответствует возрастным особенностям. В юности свойственно переосознавать жизнь с точки зрения ее конечности и распределения имеющегося жизненного времени. Насторожить должна чрезмерная поглощенность ребенка личностью, закончившей жизнь преждевременно и по собственной инициативе (К. Кобейн, Ч. Беннингтон и др.).

    Признаки повышенного суицидального риска

    • Частые жалобы, капризы, сосредоточенность на своих страданиях, слезы;
    • злобная депрессивность, раздражительность;
    • ненависть к благополучию других людей;
    • снижение двигательной активности, отказ от деятельности (все время лежит);
    • необоснованно рискованные поступки;
    • отсутствие позитивных планов на будущее, пессимизм, самообвинения;
    • оценка прошлого в негативном ключе, выискивание старых обид;
    • безразличие к себе и окружающим, прекращение заботы о внешности;
    • физические симптомы: стесненное дыхание, головная боль, проблемы со сном, чувство физической тяжести, нарушение менструального цикла;
    • раздаривание собственных любимых вещей или преподнесение «прощальных» подарков окружающим;
    • сообщения о суицидальных намерениях в шутку или в форме обещаний;
    • рассуждения о том, что жизнь зависит от конкретного человека или его отношения («Жить без нее не могу», особенно в период первой влюбленности);
    • поиск информации о способах суицида 2 .

    Если вы наблюдаете у ребенка перечисленные выше проявления – возможно, нужно понаблюдать за ребенком более пристально и в случае необходимости обратиться к специалисту.

    Антисуицидальные факторы

    Уровень суицидального риска будет значительно ниже, если в жизни подростка присутствуют:

    • эмоциональная привязанность (родные, друзья, любимые педагоги, домашние животные);
    • родственные связи и обязанности (помощь старшим, забота о младших);
    • чувство долга, чести (представления об ответственности, сферы, в которых подросток берет на себя ответственность в школе и дома);
    • ценность жизни как таковой (как дара свыше, как возможности сделать что-то полезное);
    • наличие планов на будущее и цели жизни (прогнозирование, умение ставить ближние и долгосрочные цели);
    • здоровый образ жизни (культура заботы о физическом «Я»);
    • умение видеть возможности, воспринимать жизнь позитивно (умение принимать трудности как посильное испытание, как возможность научиться чему-то новому);
    • вера, духовность (принадлежность религии).

    Список антисуицидальных факторов можно использовать как тест: представьте вашего подростка и оцените, насколько свойственны ему эти качества по пятибалльной шкале. Если у вас получилось большинство 4 и 5 – отлично. Если нет – вы видите по цифрам от 1 до 3, в каких направлениях имеет смысл поработать.

    Создавая близкие, доверительные отношения с подростком, родители мягко отслеживают эмоциональное состояние ребенка, присутствующие в его жизни стрессовые факторы, переживания, смену интересов. Внимательное отношение к ребенку, налаженное взаимопонимание, укрепление внутренних ресурсов личности подростка (уверенности, самоуважения, критичности мышления) является основной профилактикой суицидального риска.

    1. Любов Е. Б. Клинико-социальное бремя близких жертвы суицида: если бы… // Суицидология. 2017. Т. 8. № 4 (29). С. 56–76.
    2. Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. М. : Генезис, 2012.

    Подростковый суицид: как распознать опасность

    По общему числу самоубийств Россия находится на четвертом месте в мире — после Индии, Китая и США. Хотя количество самоубийств в России снижается, суицид по-прежнему является одной из основных причин смерти молодых людей. Психолог Сергей Соколов объясняет, как предупредить несчастье.

    «Прежде всего, надо четко отличать, что движет подростком, который пытается наложить на себя руки.

    Его поведение может быть демонстративным. Подросток стремится обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, что ему трудно. Проявления могут разными — от мелких порезов кистей рук до отравления неядовитыми лекарствами и изображения повешения. Обычно это делается не для того, чтобы причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.

    Другой вариант — аффективное поведение. Подросток действует импульсивно, без четкого плана. Сильные негативные эмоции — обида, гнев — мешают ему адекватно воспринимать ситуацию. Чаще всего прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

    Истинное суицидальное поведение — самое опасное. Именно оно чаще всего приводит к смерти. Подросток готовится к совершению самоубийства, продумывает план действий. В таких случаях подростки часто оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своего решения. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

    Как понять, когда подросток настроен серьезно?

    Очень редко бывает так, что о готовящемся самоубийстве не знает никто из окружения подростка — ни друзья, ни члены семьи. Он может заявлять об этом как открытым текстом, так и намёками, предупреждая, что устал от этой жизни и думает только о смерти. Здесь очень важно услышать и понять, насколько серьёзны его намерения. В любом случае, если подросток заговорил с вами о совершении суицида, к его словам нужно относиться предельно серьезно. Важно понимать, что таким образом он просит о помощи.

    Аффективный суицид предотвратить очень сложно, для этого надо находиться рядом. Но если решение об уходе из жизни продумывается и планируется, у близких больше шансов заметить проблему и принять меры. Этому шагу, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

    Практически всегда суицид — следствие не одной проблемы, а нескольких. Как правило, многочисленных.

    Есть мнение, что подросток, который единожды пытался покончить с собой, сделает еще попытку, и так до тех пор, пока его намерения не увенчаются успехом. На самом деле это не так. Если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, следующих попыток, как правило, не будет.

    Что может стать сигналом тревоги?

    У него затяжная депрессия. Речь идет о патологическом снижении настроения. Если подросток часто выглядит подавленным, раздражительным, уходит от общения, узнайте, что его беспокоит.

    Он ведет себя демонстративно. Обращайте внимание на любое несвойственное для подростка проявление эмоций (а также внешний вид). Возможно, своим поведением он пытается привлечь ваше внимание, что-то донести.

    В его творчестве появляются депрессивные нотки. Если в рисунках или музыке подростка преобладают мотивы, связанные со смертью и суицидом, это может стать для вас сигналом.

    Он изменил образ жизни, интересы, имидж. Чем живет ваш ребёнок в настоящее время? Что может его беспокоить, на ваш взгляд, прямо сейчас? Поговорите с ним об этом. Продемонстрируйте свою заботу и небезразличное отношение.

    Он не может разобраться в своих переживаниях. Подростки на грани суицида могут испытывать безнадежность. В то же самое время они надеются на благоприятное решение своей проблемы. Помните: часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие вовремя угадывают намерения подростка и проявляют внимание и заботу, весы чаще всего склоняются в сторону жизни.

    Чаще беседуйте с подростком о благоприятных перспективах его становления и развития как личности. Приводите положительные примеры из своей жизни, из жизни знакомых.

    Если подросток не идет на контакт, следует обязательно обратиться за помощью к психологу, психотерапевту.

    Всегда помните: оценить глубину эмоционального переживания смогут, прежде всего, родные люди, или друзья. Поэтому надо быть очень внимательными по отношению к своим близким подросткового возраста. Тогда вы сможете предупредить беду».

    Сергей Соколов — детский и семейный психолог, член Федерации психологов образования России.

    Лайки приводят к депрессии?

    Увидев чью-то отметку «мне нравится» напротив нашей записи, мы радуемся: нас оценили! Но похоже, что даже такой знак внимания может стать причиной стресса для подростков, а в перспективе — привести к депрессии.

    Причиняя себе вред, подростки хотят внимания?

    Откуда у подростков возникает желание (и потребность) наносить себе повреждения — резать, колоть, душить или отравлять себя? Исследователи нашли несколько причин.

    Психология

    Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

    Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Иногда, настаивая на своих желаниях, они нас шокируют, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!»
    Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят в голову.

    Подростковый суицид.

    Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет).

    Сами подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство (обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, решить которую не представляется возможным). Подросток может решить (выдержки) Самоубийство – это удел всех гениальных людей, несчастных в своем одиночестве и непонимании окружающими.
    У подростка искаженное и незрелое представление о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая или цепляются за машины, различным играм на строительных площадках. Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростка еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдалённое будущее.

    Подросток, который намеренно совершает суицидальные действия.
    Что послужило этому? Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в сою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Действительно, у большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективно переживания даже при острых кризисных состояниях. Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами.

    Причины депрессии у подростков

    • негативное отношение к своему телу (телосложению) в период полового созревания;
    • приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выполнять свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни;
    • одиночество, низкой популярностью среди сверстников;
    • трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.

    Существуют факторы, которые помогают подросткам справиться с переходными процессами данного возраста:

    • хорошие отношения с родителями и со сверстниками;
    • внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.;
    • определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела (например, шефство над младшими школьниками, уход за больными ит.п.)

    Предпосылки к суициду

    • неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
    • двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);
    • максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий

    Признаки намерения совершения суицида

    Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие

    Словесные признаки:

    • открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
    • косвенные намеки на совершение самоубийства (например “Больше не буду никому мешать”, “Скоро от меня отдохнете” ит.п.)
    • нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему(одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что, люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершают его);
    • высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме ( например, “… смерть – всего лишь одно из сторон жизни”, чего бояться – мы и так значительную часть жизни тратим на сон”)

    Поведенческие признаки:

    • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
    • налаживание отношений с непримиримыми врагами;
    • отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
    • пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
    • отстранение от друзей и семьи;
    • частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
    • безразличие к окружающему миру.

    Как уже упоминалось выше, причины, подталкивающие подростков к совершению самоубийства, во многом для них самих остаются непонятными. И все же можно выделить определенные группы факторов риска совершения в этом возрасте суицида.

    Факторы риска совершения суицида

    Семейные проблемы. неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку – грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
    Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
    Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
    Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
    Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом.
    Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

    Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

    1. внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
    2. внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
    3. придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

    Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком.

    если вы слышите обязательно скажите никогда не говорите
    1 “Ненавижу учебу, класс…” “Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?” “Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй”
    2 “Все кажется таким безнадежным…” “Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь” “Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе”
    3 “Всем было бы лучше без меня!” “Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит” “Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом”
    4 “Вы не понимаете меня!” “Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать” “Кто же может понять молодежь в наши дни.” “Никому не нужны чужие проблемы”
    5 “Я совершил ужасный поступок…” “Давай сядем поговорим об этом” “Что посеешь, то и пожнешь!”
    6 “А если у меня не получиться?” “Если не получиться, мы подумаем как это сделать по-другому”
    !Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное” “Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!”

    Почему в самоубийствах подростков стоит больше винить не соцсети, а СМИ, родителей и психологов. Мнение психолога

    Российские следственные органы и омбудсмены отчитываются резко выросло количество подростковых самоубийств из-за так называемых “групп смерти” в социальных сетях.

    Настоящее Время попыталось выяснить, насколько верны эти цифры, и действительно ли в смертях подростков виновны соцсети.

    Третьего мая издание РБК ссылаясь на доклад Следственного комитета России заявило, что согласно выводу следователей каждый год количество самоубийц среди детей растет более чем на 100 человек. Подлинность документа подтвердил член научно-консультативного совета СКР.

    • в 2016 году – 720 случаев,
    • в 2015 – 504,
    • в 2014 – “чуть более 400”.

    Авторы доклада по вопросам склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению утверждают, что в росте детских суицидов виноваты “группы смерти”. Якобы они, используя психологические методики, “пропагандируют самоубийства” и делают “перекодировку” подросткового сознания. По мнению авторов, часть этих групп создают граждане других стран. На следующий день СК опубликовал заявление, в котором назвал статистические данные “не соответствующими действительности”. Других данных следователи не предоставили.

    Ранее детский омбудсмен Анна Кузнецова обвинила подобные сообщества в том, что в 2016 году количество детских самоубийств выросло почти на 60%. А в Госдуме в первом чтении приняли закон, который вводит уголовную ответственность за склонение к суициду через социальные сети. За склонение к самоубийству подростков, беременных, беспомощных лиц предусматривается повышенное наказание – до 8 лет тюрьмы. Всего за прошлый год ведомство вместе с Роскомнадзором заблокировали свыше пяти тысяч ссылок на сайты и сообщества подобной тематики.

    Но в МВД России считают, что “группы смерти” виновны лишь в 1% подростковых самоубийств.

    Исследующий суицидолгоию психолог Вероника Ерофеева рассказала Настоящему Времени, что невозможно стопроцентно доверять статистике в докладе. Официальные цифры количества самоубийств можно найти в “Демографическом ежегоднике” Росстата, который публикуется раз в два года. Последний раз он был напечатан в 2015 году.

    Влияют ли “группы смерти” на рост суицидов?

    Ерофеева, бывший руководитель Центра психологической помощи “Выход есть всегда”, уверена, что рост самоубийств не может быть связан с так называемыми “группами смерти”. На него, по ее мнению, влияет совокупность факторов:

    • отсутствие в обществе морали
    • социальное расслоение общества на “богатых” и “бедных”
    • экономические, образовательные и медицинские реформы
    • культ психически нездоровых “звёзд”, ставших идеалами современной молодёжи
    • жёсткое нагнетание ощущения того, что “всё в мире плохо” со стороны СМИ

    “Любой власти выгодно деление (как естественное, так и искусственное) общества на различные группы, в том числе и маргинальные. Это выгодно для управления людьми по принципу “Разделяй и властвуй”. Я не знаю, кому идеологически выгодно создавать искусственную истерию вокруг “групп смерти”, но предполагаю, что это делается для того, чтобы отвлечь общество от истинных проблем как в среде молодёжи, так и в среде взрослых людей, нуждающихся в помощи, – считает Ерофеева. – Но бороться с сообществами, пропагандирующими суицид, безусловно, необходимо. Администрация соцсетей обязана блокировать такие группы и незамедлительно передавать данные о владельцах в правоохранительные органы”.

    Как исправить ситуацию?

    Главная проблема, по мнению психолога, – в том, что большинство школьных психологов, которые работают в России, недостаточно компетентны для того, чтобы предупреждать суицидальное поведение подростков.

    “Как правило, это лица, прошедшие профессиональную переподготовку, но на деле мало что знающие об этой науке. К тому же, нередки случаи нарушения тайны клиента. Россия до сих пор не приняла закон о психологической помощи, поэтому неправильные действия психологов остаются безнаказанными”, – утверждает Ерофеева.

    Для того, чтобы предотвратить детские и подростковые суициды необходимы комплексные меры, как со стороны правительства, так и внутри семьи.

    “Необходимо расширять центры государственной психологической помощи с вовлечением грамотных и современных специалистов. Такие центры должны существовать не только в мегаполисах, но и в небольших городах. Необходимо увеличивать количество бесплатных горячих линий, в том числе и с привлечением волонтёров”, – говорит психолог.

    Ответственность также лежит и на родителях. По мнению Ерофеевой, родители в России часто отказываются признавать вину в проблемах с воспитанием ребенка. Более того, в условиях экономического кризиса взрослые больше озабочены зарабатыванием денег, чем воспитанием, и уделяют детям мало времени.

    “Родителям могу посоветовать стать старшим другом и наставником для своих детей, и, в борьбе за выживание в сложных для страны условиях, не забывать находить время для душевного общения, – говорит Ерофеева. – Ребёнок не должен бояться что-то рассказывать своим маме и папе. Он должен понимать, что родители всегда придут к нему на помощь и встанут на его защиту”.

    Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом

      Онлайн-трансляция «Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?»

      28 апреля состоится открытый семинар «Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?». Вход свободный, участие очное или онлайн!

      Трагическая история псковских подростков, нашумевшие «группы смерти» в социальных сетях, опасная виртуальная игра «Синие киты», провоцирующая детские самоубийства, новые законодательные инициативы Госдумы об ответственности за пропаганду суицидов, призыв министра образования Ольги Васильевой «вернуть психологов в школы»…

      Цель данной встречи – поддержать школьных психологов, помочь им определиться с эффективной стратегией действий и границами своей компетентности.

      В программе встречи:

      • Профессиональный взгляд психолога на обсуждение проблем подросткового суицида в СМИ
      • Виды опасного поведения подростков: экстремальные селфи и паркур, самоповреждение, суциды
      • Какие цели и мотивы подростков стоят за разными видами опасного поведения?
      • Грамотное определение психологом мишеней своей работы
      • Особенности суицидального поведения подростков
      • Экзистенциальные аспекты подросткового суицида
      • Профилактика суицидов в школе: что нужно делать и чего категорически нельзя делать школьному психологу?
      • Первичная профилактика через работу с педагогами и родителями
      • Как эффективно взаимодействовать со школьной администрацией, комиссиями по делам несовершеннолетних, социальными и медицинскими службами?
      • Сложности диагностики риска суицидального поведения подростков. Как научиться видеть реальную угрозу?
      • Содержание психологической помощи подросткам с риском суицидального поведения, границы компетентности психолога

      Ирина Алексеевна Алексеева, заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Практическая психология в социальной сфере: технологии и навыки антикризисной помощи» Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва).Автор ряда методических и учебных пособий, в том числе: «Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь», «Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму» и др.

      Андрей Валерьевич Зыков, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), ведущий психологических групп для детей и родителей, в том числе родителей детей с нарушениями поведения, родителей детей с особыми потребностями, родителей, плохо заботящихся о своих детях.

      Анна Михайловна Раскина, председатель правления благотворительной общественной организации помощи детям и подросткам «УПСАЛА», психолог-консультант.

      Семинар состоится в Санкт-Петербурге 28 апреля 2017 года с 15.00 до 18.00. Участие бесплатное. Пожалуйста, сообщайте о своём участии по телефону: (812) 320-05-21.

      Адриана Имж: Почему подростки выбирают суицид

      Ежегодно в России совершают самоубийство больше 11 тысяч подростков, и эти цифры только растут. Психолог Адриана Имж объясняет, почему у подростков возникает желание уйти из жизни и что они хотят сказать этим поступком

      23 Август 2018 11:14

      К аждый раз, когда подростки совершают самоубийство или громкое убийство, их родители и окружение начинают задавать себе вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи.

      К сожалению, обычно только в этот момент.

      19-летний Роман Шингаркин, совершивший самоубийство 18 августа, оставил открытое письмо, в котором прямым текстом говорит: «Мне больно, и я вам не доверяю». Честность высказывания, с которой Роман подошел к единственному, на его взгляд, выходу, вызывает уважение. Мне очень жаль, что такой честный с самим собой человек погиб. И погиб не один, а со своей подругой, которая, судя по его письму, была замечательной девушкой.

      Роман не хотел, чтобы люди вроде меня искали причины его поступка и свели их к каким-то рядовым вещам вроде ошибок родителей или депрессии. Поэтому я этого делать не буду.

      Психологи Дональд Кэмпетл и Роб Хэйл, авторы книги о работе с клиентами, стоящими на пороге суицида, «Работая в темноте» (Working in the dark), выделили три наиболее уязвимые группы. Чаще всего кончают жизнь самоубийством молодые люди до 25 лет, и пожилые, старше 65. Вторая по численности группа — тяжелобольные и люди с психическими расстройствами. Третья — люди с определенными эмоциональными особенностями: нарциссические личности, безжалостно относящиеся к своим ошибкам, перфекционисты, те, кто плохо переносит мелкие раздражители, имеет проблемы с агрессией и так далее.

      Что самоубийцы пытаются сказать нам своим поступком? Чаще всего: «я разочарован этим миром», «я не справляюсь», «я чувствую пренебрежение и неуважение к себе», «я хочу наказать вас».

      Исследователи сходятся в одном: суицид всегда обращен к тем, кто остался жить. Иногда человеку кажется, что таким образом он кого-то спасает (например, родных от мучений), но чаще он их наказывает. Потому что выход — это построить свою жизнь, найти решение, получить поддержку близких, научиться преодолевать тяжелые периоды.

      Перед суицидом человек переживает целый спектр разных эмоций: предательство, разочарование, отчаяние, страх перед болью, размышления, фантазии, триггер, суицидальный акт. В фантазиях самоубийца рисует, как ему станет лучше от такого поступка, как будут страдать (реже — радоваться или отдыхать) близкие ему люди. Триггером может стать что угодно.

      В подростковом возрасте в этот цикл добавляется страх перед изменениями тела и будущим. Многие из взрослых не помнят тот ужас, который доставляет подростку тело: часто оно кажется отвратительным, и кажется, что это навсегда.

      Также взрослые часто ставят перед подростками очень сложные и амбициозные задачи, давая при этом минимум поддержки, что создает ощущение неминуемого провала, позора и ужаса.

      Наилучшую стратегию поведения обычно подсказывает знание человека, его ценностей и привязанностей. Хорошая новость в том, что чаще всего найти ее удается

      Есть ряд тревожных сигналов, на которые стоит обратить внимание:

      — склонность придавать большое значение внутренним — особенно тяжелым — переживаниям, вместо того чтобы действовать;

      — тяжелые потери и переживания. Особенно сильно люди переживают сексуальные провалы и неудачи в отношениях, хотя именно их они обсуждают реже всего;

      — безразличие к внешнему виду, реже — резкое пристальное внимание к нему;

      — угрозы и попытки шантажа в адрес близких людей: «если ты будешь так делать — я уйду», «если ты будешь так делать — я умру», «если ты не сделаешь что-то — я убью тебя»;

      — суицидальные фантазии или размышления о том, что будет после смерти человека;

      — планирование суицида. Человек может начать покупать острые предметы или ненужную бытовую химию, собирать таблетки или создавать «свою аптечку», гулять по городу в поисках места для прыжка или перекрестка с интенсивным движением;

      — потеря контакта или нарушение договоренностей с близкими людьми (люди не едут туда, куда очень хотели, отказываются от долгосрочных обязательств, перестают планировать учебу и так далее);

      — нарушение эмпатии. Пропадает сочувствие, снижается скорость реакции на эмоциональные триггеры, например, на плач ребенка или на котенка в опасности — человек говорит о том, что любая помощь бессмысленна.

      Что делать, если ваш близкий человек, особенно ребенок, говорит о суициде или вам кажется, что он думает об этом?

      Скажите самые простые слова: что вы его любите, что он вам интересен, что вам важно, что он с вами. И что никакие сложности не сравнятся с теми, которые возникнут, если он погибнет.

      Общайтесь с человеком как со взрослой, важной, значимой для вас личностью. Именно такой поддержки подросткам не хватает от родителей. «Его пока не за что уважать» и «пусть сначала докажет» — одна из худших родительских позиций. Ребенок не должен вам ничего доказывать, он и так преодолевает сейчас кучу трудностей, о многих из которых вы даже не догадываетесь.

      Если вы недавно стали родителями — пожалуйста, никогда не говорите своим детям, что вы не хотели их или что от них были одни проблемы. Это очень часто повышает вероятность того, что человек в предсуицидальном состоянии сделает выбор в сторону суицида.

      Иногда помогает сказать: «Ну ок, план Б ты придумал, а какой план А?», отправиться в путешествие или в семейную поездку с большим количеством впечатлений и новых людей. Сменить школу или учебное заведение. Получить некоторую сумму на расходы и вернуться в те места, где нравилось бывать в детстве. Обратить внимание на суженность сознания: «Сейчас ты смотришь только в одну точку и кажется, что никаких других нет, ты понимаешь, что так кажется сейчас и уже завтра все может измениться?»

      Если именно вас хочет наказать человек, совершающий суицид, то важно признать: «Я уже наказан. Со мной случилось худшее, что может быть: мой ребенок (близкий человек) хочет покончить с собой. Мне придется с этим жить».

      Наилучшую стратегию обычно подсказывает знание человека, его ценностей и привязанностей.

      Иногда найти ее не удается.

      Но хорошая новость в том, что чаще это все-таки получается.

      Профилактика самоубийств. Как разговаривать о проблеме суицида с подростком

      Профилактика самоубийств. Как разговаривать о проблеме суицида с подростком

      Как НЕ следует говорить с подростком о проблеме суицида:
      • Не начинайте давать определения: «Суицид», «Парасуицид» и т.д.
      • Не рассказывайте о подробностях известных Вам случаев суицидов.
      • Не приводите примеров, каким способом и в каких местах совершаются суициды.
      • Не угрожайте подростку («даже не думай о суициде, а то я сама тебя придушу»).
      • Не проявляйте навязчивый интерес – не спрашивайте каждый день подростка о наличии у него суицидальных мыслей и не просите его ежедневно предъявлять руки к осмотру.
      • В том случае если подросток присутствует при разговоре о самоубийстве, избегайте искать виннового в суициде («довел муж, начальник, девушка»), признавать самоубийство разумным поступком («отмучился», «а куда ему деваться было»), или говорить о самоубийстве как о «сильном» поступке («не стал никого мучать», «решил проблему по мужски»).

      Почему подростки совершают суициды?
      Самоубийство среди подростков – проблема. Важно понимать что это не проблема подростков. Это проблема взрослых. Причина того, что подростки совершают суициды – равнодушие и бессердечность, находящихся рядом взрослых.
      У подростков отсутствует полностью осознаваемый страх смерти, поэтому для них самоубийство это не тот поступок, после которого их существование в этом мире окончится.
      Подростки импульсивны, поэтому стоит бережно относиться к их чувствам и избегать оскорбительных, унижающих и отвергающих фраз: «ничтожество», «лучше бы я тебя не рожала», «такая же тряпка как отец», «убирайся из моего дома», «стыдоба», «неудачник», «неблагодарный».
      Подростки воспринимают суицид как возможность отомстить, заявить о себе, избежать страдания, возможность попасть в иной, более счастливый мир.

      Как сделать, чтобы подросток никогда даже не думал о самоубийстве?
      Ответ: никак.
      Самая большая ошибка – отрицать саму возможность того, что это может коснуться Вас. Признайте саму возможность того, что в этом мире может произойти все что угодно и необходимо быть готовым ко всему.
      Как показывает практика, если с подростком выстроены доверительные отношения, то в момент кризиса он придет за помощью к тому, кому доверяет. В идеале – это должен быть родитель. В крайнем случае – друг или преподаватель. Однако, в силу того, что зачастую общение в семье сводится к стандартной триаде вопросов: «Поел?», «Уроки сделал?», «Деньги есть?» ни о каком доверии между членами семьи не идет.
      Разговаривайте с детьми, проводите больше времени вместе, обсуждайте проблемы, вместе их преодолевайте. Благодарите друг друга, говорите о том, что вы любите друг друга, прежде чем оскорбить, унизить или наказать – трижды подумайте.

      Как следует говорить с подростком о проблеме суицида:
      • Начните разговор о том, что интересно подростку (если не знаете, что актуально для него в этот момент, начните с чего-то нейтрального: смешной истории, рассказа о фильме, сериале или книге).
      • Доверительным тоном расскажите подростку историю о том, как Вы преодолели один из своих подростковых кризисов (конфликт с родителями, учителями, сверстниками, неудачную влюбленность, материальные проблемы).
      • Приведите краткий пример о том, как Ваш друг или знакомый в аналогичной ситуации из п. 2. говорил Вам о том, что ему было плохо, он не хотел жить, но Вы помогли ему, «открыли глаза» на то, что жизнь прекрасна и впереди бесконечное число возможностей.
      • Убедите подростка в том, что он может обращаться к Вам с любыми проблемами и это останется между Вами.

      «Телефон Доверия»

      8-801-100-1611

      Если вы находитесь в трудной жизненной ситуации, не видите выхода из нее, считаете что жизнь окончена, не знаете куда обратиться за помощью – звоните. Режим работы: круглосуточно, без выходных, перерывов.

      Центр, дружественный подросткам, «Подросток» Государственное учреждение здравоохранения «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника» г. Гомель, ул. Мазурова, д. 10В, каб. 208, Пн.-Пт. с 8.00 до 16.30 тел. + 375 232 310886, + 375 232 310887, + 375 44 7677827

      Центр здоровья молодёжи «Юность» Филиал №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника» г. Гомель, ул.Быховская, 108 тел. 8(0232) 40-18-98

      Профилактика самоубийств
      Методическое пособие для родителей, педагогов и психологов: Как разговаривать о проблеме суицида с подростком»

      Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: