Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Конференция «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?»

О сновная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. Поэтому перед библиотеками, образовательными учреждениями и родителями стоит важная задача – воспитать читающего члена общества, пропагандировать чтение среди детей и подростков.

Цель конференции − приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей. Девиз: «Создадим страну читателей!»

Задачи:
1. Изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ и разработка актуальных тем информирования.
2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой.
3. Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к семейному чтению.
4. Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
5. Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. Сотрудники сельских библиотек, хорошо знающие каждую семью, в своей работе, именно через книгу и чтение могут влиять на микроклимат в семье, выступать в роли социального педагога, организатора чтения. К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и первоклассников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом они не считают нужным это делать, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.

Что касается семейных мероприятий в библиотеке, то родители боятся показаться не читающими и отказываются посещать их. Сотрудники библиотеки решили провести с родителями конференцию и обсудить роль книги в интеллектуальном развитии наших детей. Библиотекари справедливо считают, что одним из важных факторов влияния семьи на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования, а также их подготовленность к руководству детским чтением. Станет ли в будущем маленький человек большим читателем, во многом зависит от семьи, в которой он воспитывается.

Вопросы для обсуждения:
1. Что, как и когда читать с ребёнком, чтобы воспитать его увлечённым читателем. Советы по чтению;
2. «Дерево книжных предпочтений». Любимые книги родителей в детстве;
3. Что мешает семейному чтению?
4. «Предлагаем поиграть». Варианты игр с книгами.

Книжная выставка «Как хорошо уметь читать…» была предложена родителям, заинтересованным в грамотном овладение ребенком навыком чтения. Представленные на выставке издания помогают взрослым правильно организовать и провести с ребёнком совместные занятия, направленные на формирование навыка чтения».

Конкретные ожидаемые результаты :
– повышение качественных и количественных показателей работы библиотеки (увеличение количества читателей, книговыдачи и средней посещаемости в библиотеке);
– повышение престижа книги, чтения, библиотеки;
– формирование любви к книге и чтению у детей;
– возрождение традиции семейного чтения;
– развитие творческих способностей детей.

«ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ»
статья на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».

Вот я уже дорос до лета, я прожил дней – не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать!

«Почитаем перед сном!» М. Яснов.

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!

Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!

Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!

Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».

Зачем читать вместе?

  1. Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
  2. Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
  3. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
  5. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
  6. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  7. Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения

Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.

Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.

Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы

и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с самого раннего возраста.
  • При покупке книг обращайте внимание на яркое оформление и интересное содержание.
  • Чаще покупайте ребенку книги любимых авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Создавайте рисунки по мотивам прочитанных произведений, проигрывайте эпизоды из сказок.
  • Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.

«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» – так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.

У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.

• Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.

• Сказки хорошо читать при зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются неповторимые впечатления.

• Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.

• Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Разделы — Воспитание — Маме на заметку

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Почему?

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Что читать в семейном кругу

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Как правильно организовать семейное чтение

Пока ребенок маленький, книжки ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит?

Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.

Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.

Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка

Пока малыш не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

Если книга большая (повесть или роман), не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.

Публикация «Семейное чтение : уходящая традиция или вечная ценность»

Просмотр содержимого документа
«Публикация «Семейное чтение : уходящая традиция или вечная ценность»»

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлечённый человек.

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле огромную роль играет семейное чтение.

А что же такое « Семейное чтение?»

«Семейное чтение» можно понимать в двух значениях; во – первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во – вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.

Многие отцы и матери систематически просматривают у своего ребенка тетради, дневник с оценками. А вот интересоваться тем, что читают в свободное время сын или дочь, как читают, какие книги детей особенно интересуют, не находят нужным. А это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги.

Чтение – вот лучшее учение.

А.С.Пушкин. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.Горький.

Образовательное значение книги сознают и сами дети, которые любят читать.

Один из пятиклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», записал в своём дневнике: «Я читал книгу с большим удовольствием . Она во многом помогает мне на уроках ботаники. »

А сколько написано замечательных книг, которые помогают школьникам изучать математику, природоведение и

др. предметы, рассказывают им о многом другом, что интересует любознательных юных читателей! Чтение таких книг даёт возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей.

Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.

Но раз книга в жизни ребёнка играет такую огромную образовательную и воспитательную роль, значит, надо начинать как можно раньше пробуждать у детей серьёзную, прочную любовь к чтению.

Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы малышам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Консультация для родителей «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность».

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Консультация для родителей

«Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность».

Когда люди перестают читать, они перестают мыслить.

Дени Дидро,французский философ-просветитель

Когда-то давно, учась в школе и увлекаясь чтением, я узнала, что семейные вечера – посиделки – были замечательным явлением в русских традициях. На рубеже XIX – XX веков дети приобщались к книге, благодаря рассказам родителей, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Было принято собираться вместе, читать друг другу вслух, обмениваться мнениями о прочитанных книгах. Атмосферу таких вечеров русский историк-социолог И.В. Бестужев-Лада описывает так: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Светит лишь один абажур, под которым кто-то из членов семейства читает вслух книгу. Все слушают, а затем обсуждают услышанное». Какие же традиции семейного чтения существуют сейчас?

«День дарения книг». Вы едете в книжный магазин, где каждый член семьи выбирает себе книгу и говорит или показывает, какую книгу он хотел бы получить в подарок. Мы, взрослые, покупаем эти книги и привозим их домой. Вечером, мы эти книги распаковываем, рассматриваем, вдыхаем типографский запах книги, листаем, обсуждаем, про что эта книга и решаем, какую книгу будем читать в первую очередь. Ну а затем, в добрый путь за читательскими впечатлениями.

«Чтение книг вслух». Родители с детьми читают книгу по очереди вслух друг другу. С егодня читает отец, завтра – сы н. Пытаются перенести сюжет на свою жизнь, представляют, как бы они поступили на месте героя, сопереживаем ему. Взрослые объясняют детям особенности поведения того или иного героя, рассказывают то, что их восхитило в этой книге.

«Личный пример». Уважаемые взрослые, подаем личный пример. Читаем сами : вслух и про себя. И если подросток часто видит родителей с книгой в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Есть такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!»

«Шкатулка впечатлений» – это не простая шкатулка, а это банк впечатлений от прочитанных книг. В нее вы кладете записочки о какой-то интересной книге.

В детстве многие из вас читали книги «запоем» и вам хотелось продлить свое чтение, но родители велели ложиться спать и тогда вы продолжали свое чтение под одеялом с фонариком. Воспользуйтесь этим способом со своими детьми, но недолго, чтобы не испортить зрение.

Библиодрайвинг. Берем книгу, упаковываем ее в обертку и надписываем небольшие подсказки, а дети должны угадать, что это за книга.

Закладки в книги для детей. Лучше делать их вместе с детьми, на закладках есть рисуночки-мотиваторы, фразы-мотиваторы или вопросы-мотиваторы.

Уважаемые взрослые , укрепляйте вашу связь с ребенком, которая поможет в моменты эмоциональной близости и будет сопровождать его всю жизнь. Это рождает в нём чувство уверенности и защищённости.

Пусть Ваш очаг горит, не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Почему?

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Что читать в семейном кругу

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Как правильно организовать семейное чтение

Пока ребенок маленький, книжки ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит?

Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.

Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.

Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка

Пока малыш не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

Если книга большая (повесть или роман), не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.

Наша Смена

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Почему?

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Что читать в семейном кругу

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Как правильно организовать семейное чтение

Пока ребенок маленький, книжки ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит?

Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.

Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.

Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка

Пока малыш не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

Если книга большая (повесть или роман), не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

“Централизованная библиотечная система”

Республика Коми, Усть-Цилемский район

Ноябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Янв
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Попова, М. Чтение – уходящая или вечная ценность // Красная Печора. – 2011. – 10 сентября. – (№ 110)

В советское время наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, по рейтингу, проведенном ЮНЕС­КО, Россия находится на седьмом месте. К удивлению, первые строч­ки занимают Индия, Таиланд и Ки­тай. Почему так случилось, что рос­сияне утратили пальму первенства в этом вопросе? Наблюдается ли паде­ние интереса читателей к книгам в нашем районе? Об этом и о многом другом мы поговорили с заведую­щей организационно-методическим от­делом МУК «Централизованная биб­лиотечная система» Е. И. Поздеевой, которая работает здесь 19 лет.

– Елена Ивановна, по сравнению с советским временем ин­терес читателей к книгам пада­ет?

– Я считаю, что это не совсем так. Просто жизнь стала другой. Усиливается влияние непечатных средств массовой информации. И их количество постоянно растет. Наряду с книгами и периодикой все больше места в жизни людей стали занимать телевидение и интернет. Изменилась мотивация читателей и репертуар читательских интересов. Под воздействием видеопросмотров усилился интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране: триллеры, ужасы, комиксы. Можно сделать вывод: то время, которое раньше тратилось на чтение книг, сейчас используется на телесериалы и ком­пьютерные игры. Традиционное чте­ние постепенно вытесняют элект­ронные носители. К сожалению, это новое влияние времени активно поддерживает молодежь.

– А на жителях нашего района новое влияние сильно отрази­лось ?

– У нас в районе пока не ощу­щается падение интереса к чте­нию. Для подтверждения приведу такие цифры. В Централизованной библиотечной системе в 2000 году насчитывалось 11753 читателя, ох­ват населения составлял 72 про­цента, в 2005-м – 12216 читате­лей и 82 процента, в 2010-м – 12534 и 83 процента, соответствен­но. Это очень хорошие показате­ли, если учесть к тому же, что численность населения района с каждым годом снижается. Ещё один из них – книговыдача. За приве­денные годы она составляла от 325219 экземпляров до 371652.

– Что сейчас предпочитают читать люди?

– За прошлый год 44 процента от всей книговыдачи составляла художественная литература, 31 процент – общественно-политичес­кая (газеты, журналы и т. д.), 8 процентов – издания естествен­но-научного отдела, 6 процентов – технического отдела.

Очень много студентов, школьни­ков обращаются за учебной литера­турой. Преподаватели требуют от них, чтобы обязательно проводилась ра­бота с книгами, учебниками, спра­вочным материалом.

– Всегда ли библиотеки могут вы­полнить запросы читателей?

– К сожалению, растет расхожде­ние между читательским спросом и и возможностями предложения библио­тек. Не хватает современной худо­жественной литературы. Но мы ста­раемся реализовать запросы читате­лей. В апреле прошлого года в Цен­тральной библиотеке открылся Центр общественного доступа к Интернет-ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Здесь можно найти все, что читатель пожелает. В центр записалось 308 человек. За прошлый год пользователям была ока­зана помощь более двух тысяч раз. Тематика запросов самая разнооб­разная. Превалируют вопросы по предпринимательской деятельности, ищут справочные материалы и дру­гие.

– И все-таки, Елена Ивановна, надо признать, что молодежь сей­час стала читать меньше. Причины мы уже называли.

– Я согласна. И, тем не менее, её вины в этом нет. Хорошо, если ря­дом с детьми, подростками, юноша­ми и девушками будет находиться учитель, мудрый наставник, который привьет им любовь к книгам. И тогда молодежь поймет, что чтение – это не просто удовольствие, это прежде всего свобода. Свобода выбора и мыс­лей. Чтение – это личное дело каж­дого человека, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отража­ем себя.

В прошлом году в рамках Респуб­ликанской Недели молодежной книги в Центральной библиотеке проводи­лось анкетирование «Что читать в 16 лет?». В нем приняли участие 16-17-летние юноши и девушки, родите­ли и педагоги. Взрослым были зада­ны такие вопросы: «Какую книгу, про­читанную в юношеские годы, вы по­мните до сих пор?» и «Какие из них порекомендовали бы почитать моло­дому поколению?». В первом ответе перечислялись книги Александра Фадеева “Молодая гвардия”, Николая Островского “Как закалялась сталь”, Веры Кетлинской “Мужество”, Этель Войнич “Овод”, произведения писателей Александра Беляева, Алексея Толстого, Виктора Астафьева, Михаила Булгакова, Федора Абрамова и другие. На второй вопрос были названы книги Вла­димира Богомолова «Момент исти­ны» и Михаила Шолохова «Они сра­жались за Родину», а также произ­ведения русской классики, лирики серебряного века, поэзии местных авторов.

На вопрос «Какую литературу вам интересно читать?», от моло­дежи были получены такие ответы: 54 процента опрошенных предпо­читают фантастику, детективы, при­ключения, 37 процентов – о люб­ви, 57-о жизни своих сверстни­ков, 23 процента – классику. О том, какая из прочитанных книг за пос­леднее время особенно запомни­лась, назывались произведения Та­тьяны Поляковой, Эдуарда Тополя, Бориса Акунина и из школьной про­граммы.

– Назовите самых активных чи­тателей Центральной библиотеки.

– Таких людей в нашем селе очень много. Среди них Татьяна Евгеньевна Лазарева, Михаил Ефи­мович Вокуев, Валентина Карпов­на Мальцева, Родион Владимиро­вич Никитин и многие другие. Есть у нас семьи, в которых читают ро­дители и дети, бабушки и дедушки. Хочу заметить, что кто-то из наших посетителей приходит в библиоте­ку два-три раза в год, а кто-то -каждую неделю или через день. Если у человека имеется тяга к чтению, он пронесет это желание через всю свою жизнь. По свидетельству ЮНЕСКО, чтение входит в пере­чень двенадцати показателей здо­ровья нации, оно есть основа че­ловеческой жизнедеятельности.

– Благодарим вас, Елена Ива­новна, за беседу.

Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения

Представляем вашему вниманию социально-образовательный проект «Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения», разработанный педагогами И.А. Александровой, Е.В. Зюзиной, Г.М. Федоровой из МАОУ «Гимназия «Гармония», Великий Новгород.

Как часто вы читаете книги? А когда читали вместе с семьей? Некоторые скажут, что читают детям сказку на ночь. Но большинство ответит, что нет времени, дети сами уже умеют читать, или что-то подобное. Действительно, семейное чтение в последнее время потеряло свою популярность. Это, безусловно, можно объяснить появлением телевидения, театра, развитием научно-технического прогресса. Но следует признать: книга теряет свое значение, исчезают домашние библиотеки. А ведь традиция семейного чтения уходит корнями далеко в прошлое. Многие писатели с приятной грустью вспоминают, как читали всей семьей, какое трепетное отношение было к книгам. Отечественная писательница И. Грекова вспоминает время с книгой как «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». С огромной радостью вспоминает она ежедневные семейные вечера: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Семейное чтение в прошлом было естественным явлением во многих дворянских семьях. А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная преображалась, когда начинались семейные чтения при свечах. «Все садились вокруг круглого стола, – пишет она, – и читали вслух А. С. Пушкина, Н. Карамзина, В. Жуковского». Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного».

Несмотря на то, что в XXI веке семейное чтение не является популярным средством воспитания ребёнка и сплочения семьи, многие педагоги осознали ценность чтения и необходимость воспитания грамотного читателя. По мнению исследователей, на успеваемость учащихся оказывает влияние более двухсот факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который в большей степени влияет на успеваемость, чем все остальные. «В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения». Поэтому развитие умения вдумчиво читать, выделять необходимую информацию, оценивать её, эмоционально откликаться на информацию, сопоставлять с уже известной, делать выводы и составлять связные тексты на основе прочитанного является важной задачей на всех предметах школьного цикла в любом возрасте. Оптимальным решением в данном вопросе служит возрождение семейного чтения и привлечение родителей в школу для обсуждения прочитанного и создания на его основе творческих продуктов.

Разработанный педагогами МАОУ «Гимназия «Гармония» социально-образовательный проект «Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения» отвечает на вопрос: как школа может помочь возродить традицию семейного чтения? Участниками данного проекта являются педагоги, родители и обучающиеся. На начальном этапе предлагается проведение родительского собрания по теме «Семейное чтение, или Ключ к счастливому будущему» для актуализации проблемы, включения в работу всех участников и планирования дальнейших мероприятий. Далее реализуется подпроект «Семь вечеров с книгой», включающий в себя организацию и проведение семейных встреч для чтения и обсуждения книг, прочитанных в кругу семьи:

– вечер 1. Круг чтения. Выбор книг

– вечер 2. Совместное чтение. Слушание текста

– вечер 3. Совместное чтение. На следующий вечер…

– вечер 4. Совместное чтение. Продолжение следует…

– вечер 5. Размышления вслух о прочитанном

– вечер 6. Творческие задания после прочтения книги

– вечер 7. Презентация творческих мини-проектов

В основе всех событий проекта лежат инновационные методы обучения технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии модерации и активных методов обучения и авторские методы и приемы, разработанные педагогами МАОУ «Гимназия «Гармония». Привлекательны и эффективны предлагаемые в рамках проекта инновационные формы работы с книгой: буккроссинг, семейные вечера с книгой; обобщения и презентации прочитанного: ведение календаря семейного чтения (1–2-е классы); семейного читательского дневника (3–4-е, 5–8-е классы), конкурса синквейнов «Пятистишие» (представление синквейнов, созданных по прочитанной книге, организация выставки).

Особое значение имеет форма представления информации при интерпретации прочитанного. Проект предлагает инновационные формы представления информации: облако тегов, интеллект-карты по произведению, скрайбинг, квилт, буктрейлер, литературная печа-куча, лэпбук, артбук, скетчбук, организация выставки артбуков, скэтчбуков и лэпбуков «Книга в кармашках» (выставка-презентация изготовленных книг); выставки «Семейный Олимп чтения» (представление в графической форме: диаграмм, таблиц, схем, рисунков, прямых – прочитанных книг); организация марафона «Видеокнига» (представление скрайбинга, буктрейлеров, видеороликов, созданных в кругу семьи по прочитанной книге); книжного дефеле «Прыжок в книгу» (соревнование литературных героев – выполнение заданий в стиле героя произведения).

Участие в проекте помогает достичь необходимых результатов и социальных эффектов:

а) возрождение традиций семейного чтения:

– принятие чтения как личностно значимой ценности;

– положительное отношение к чтению как средству удовлетворения актуальных личностных потребностей, к семейному чтению как пространству личностной самореализации, к себе – как развивающейся личности в процессе активного чтения;

– адекватная оценка и обсуждение прочитанного совместно с родителями и учителями;

– эмоциональное и эстетическое восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

– положительного отношения к уроку литературного чтения, литературы и к процессу чтения;

б) взаимодействие семьи и школы через участие в совместных мероприятиях, направленных на повышение мотивации к чтению:

– активное участие родителей (более 70%) в мероприятиях, организованных школой;

– организация и проведение мероприятий родителями (30–40%) совместно с детьми и педагогами.

Понимание важности формирования грамотного читателя создает условия для продуктивной работы по возрождению семейного чтения и, как следствие, воспитание читателя, желающего взять в руки книгу, умеющего грамотно читать, знающего и применяющего разные виды чтения и работы с информацией, способного использовать полученную информацию в нестандартной обстановке, то есть формированию универсальных учебных действий.

Таким образом, разработанный педагогами МАОУ «Гимназия «Гармония» социально-образовательный проект «Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения» объединяет усилия школы и семьи в формировании у ребёнка потребности в чтении; способствует возрождению традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.

Конференция «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?»

Описание события:

Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. Поэтому перед библиотеками, образовательными учреждениями и родителями стоит важная задача – воспитать читающего члена общества, пропагандировать чтение среди детей и подростков.

Цель конференции − приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей. Девиз: «Создадим страну читателей!»

Задачи:
1. Изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ и разработка актуальных тем информирования.
2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой.
3. Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к семейному чтению.
4. Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
5. Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. Сотрудники сельских библиотек, хорошо знающие каждую семью, в своей работе, именно через книгу и чтение могут влиять на микроклимат в семье, выступать в роли социального педагога, организатора чтения. К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и первоклассников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом они не считают нужным это делать, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.

Что касается семейных мероприятий в библиотеке, то родители боятся показаться не читающими и отказываются посещать их. Сотрудники библиотеки решили провести с родителями конференцию и обсудить роль книги в интеллектуальном развитии наших детей. Библиотекари справедливо считают, что одним из важных факторов влияния семьи на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования, а также их подготовленность к руководству детским чтением. Станет ли в будущем маленький человек большим читателем, во многом зависит от семьи, в которой он воспитывается.

Вопросы для обсуждения:
1. Что, как и когда читать с ребёнком, чтобы воспитать его увлечённым читателем. Советы по чтению;
2. «Дерево книжных предпочтений». Любимые книги родителей в детстве;
3. Что мешает семейному чтению?
4. «Предлагаем поиграть». Варианты игр с книгами.

Книжная выставка «Как хорошо уметь читать…» была предложена родителям, заинтересованным в грамотном овладение ребенком навыком чтения. Представленные на выставке издания помогают взрослым правильно организовать и провести с ребёнком совместные занятия, направленные на формирование навыка чтения».

Конкретные ожидаемые результаты :
– повышение качественных и количественных показателей работы библиотеки (увеличение количества читателей, книговыдачи и средней посещаемости в библиотеке);
– повышение престижа книги, чтения, библиотеки;
– формирование любви к книге и чтению у детей;
– возрождение традиции семейного чтения;
– развитие творческих способностей детей.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: