Советы психолога по успешной адаптации ребенка к детскому саду: памятка родителям

Советы психолога по успешной адаптации ребенка к детскому саду: памятка родителям

20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду.

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой консультации, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду.

  1. Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
    2. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада
    3. Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с малышом дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.
  2. Рассмотрите вместе с ребёнком ваши фотографии детсадовского возраста. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. Расскажите, как вы, родители, сначала не умели чего-то делать, а потом научились.
  3. Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Исходя из наблюдений, скорректируйте темы беседс малышом. Главное, чтобы ребёнок воспринял положительный настрой взрослых, который поможет ему в дальнейшем.
  4. Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой.
  5. Заранее узнайте режим дня дошкольного учрежденияи постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше.
  6. Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада(молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта.
  7. Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергиина тот или иной продукт или лекарство.
  8. Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер. Подыграйте малышу, уступив ему первенство. Ваш «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании.
  9. Приучайте ребенка пользоваться горшком или унитазом. В случае, если ваш ребенок не умеет пользоваться горшком, постарайтесь приучить его сообщать о мокрых штанишках или, о возникшей потребности.
  10. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров.
  11. Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.

14.Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку.

15.Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

16.Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.

17.Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

18.Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.

19.В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.

20.Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Желаю Вашим дочкам и сыночкам легкой адаптации!

Елена Михайловна Макарова.

🔵С материалом по адаптации к детскому саду и школе, а также онлайн курсы по работе с эмоциональными проблемами у детей можно ознакомиться в моей 😊Онлайн мастерская “Детский психолог”.

1.Онлайн курс”Работа с тревожными детьми”.

2.Онлайн курс”Работа с агрессивными детьми”.

3.Бесплатный онлайн курс “Развитие детей раннего возраста”.

4.Бесплатный онлайн курс “Путеводитель по дошкольному детству”.

5.Бесплатный онлайн курс “Старший дошкольный возраст.Что нужно знать и уметь?”.

6. Бесплатный онлайн курс “Адаптация.Детский сад.Школа”.

Материал курса пополняется каждую неделю.

Программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сопровождение детей в период адаптации к детскому саду и школе.

Если есть вопросы, касающиеся темы адаптации к детскому саду или школе, спрашивайте.

Для иногородних возможно консультирование по вопросам адаптации у автора через интернет.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Хасенова Махабат ИбрагимовнаНаписать 4335 23.01.2017

Номер материала: ДБ-124651

    23.01.2017 703
    23.01.2017 1463
    23.01.2017 285
    23.01.2017 2525
    23.01.2017 167
    23.01.2017 1575
    23.01.2017 683

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Памятка для родителей по адаптации детей в детском саду

Ирина Арсенкина
Памятка для родителей по адаптации детей в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. Родителям важно уделить особое внимание новому этапу жизни ребенка.

Для того, чтобы она прошла успешно, предлагаем Вам ознакомиться с небольшой памяткой, как быть и что делать, чтобы адаптация малыша к детскому садику или яслям прошла для него менее болезненно. Надеемся, наши рекомендации помогут Вам, и Ваш малыш с радостью и удовольствием будет находится в новом детском коллективе.

Памятка для родителей

1. Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

2. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу

3. Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться. Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до сада и стал таким большим.

4. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

5. Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно.

6. Создайте свой ритуал прощания. Договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы ему помашете в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас.

7. Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.

8. Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.

9. В выходные дни придерживайтесь режима дня, принятого в ДОУ, повторяйте все виды деятельности

10. Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.

11. Занимайтесь вечерами с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте

12. Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть,

расчесываться, проситься и ходить в туалет.

13. Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка.

14. В первое время целесообразно сохранить привычные для ребенка приемы ухода: покачать на ручках, поцеловать и т. д., можно принести любимые игрушки.

15. Не отзывайтесь отрицательно об учреждении, его специалистах.

16. Будьте терпимее к капризам.

17. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя.

18. Не обещайте забрать его до сна, и понимать что этого не будет- потеряете доверие в глазах ребенка.

19. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

20. Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздника, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных случаях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

ПОМНИТЕ, ВАЖНЫ ТЕРПЕНИЕ,

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ!

Адаптация ребёнка к детскому саду Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Проблема адаптации детей в ДОУ Дети раннего возраста – самые милые существа на Земле. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идёт море.

Памятка родителям – Адаптация ребенка к условиям детского сада

Адаптация ребенка к условиям детского сада

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка.

Основные трудности, возникающие в период адаптации:

  • Нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского.
  • У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен.
  • родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
  • Отсутствие правильной речи.
  • Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  • Возраст
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Сформированности предметной и игровой деятельности
  • Приближённость домашнего режима к режиму детского сада

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ

  • По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  • Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру
  • Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

– самостоятельно садиться на стул;

– самостоятельно пить из чашки;

– активно участвовать в одевании, умывании.

Что делать, если.

. Ребёнок начал ходить в детский сад:

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  • Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
  • Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
  • С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку
  • Не перегружайте ребёнка новой информацией
  • Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

. Ребёнок плачет при расставании с родителями:

  • Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  • Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  • Принесите в группу свою фотографию.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
  • Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
  • После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
  • Устройте семейный праздник вечером.
  • Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
  • Будьте терпеливы.

Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша!

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА / Адаптация в детском саду

Адаптация в детском саду — сложный процесс, разобраться в котором помогут наши советы для родителей детей.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
Показать полностью..

В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет — якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети — это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка — это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.

Налаженный с детства контакт между детьми — это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. ПЕРЕСТАНЬТЕ ВОЛНОВАТЬСЯ! Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА! За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

3. ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРИУЧИТЬ ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

4. МАКСИМАЛЬНО приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

5. ЗАКАЛИВАТЬ нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою „рабочую“ сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Советы психолога по успешной адаптации ребенка к детскому саду: памятка родителям

Адаптация ребенка к детскому саду

Родительская теплота нужна ребенку именно в ту пору, когда он – маленький и беспомощный – всецело зависит от старших! Мать нужна ребенку как источник безопасности. На втором году жизни продолжительная разлука с матерью может оказать негативное влияние: появляются капризность, плаксивость, обидчивость. Длительный эмоциональный стресс ослабляет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть.

Отрыв от дома, близких и родных, и встреча с новыми взрослыми и детьми переживаются малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

  • к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
  • к новой обстановке – помещениям, мебели, игрушкам;
  • обществу своих сверстников;
  • новой пище и условиям еды;
  • новой обстановке для сна.

Ознакомительный период должен быть обязательно. Малышу нужно познакомиться с воспитателями, которые в детском саду возьмут на себя заботу о нем. Лучше всего, если первый раз ребенка приведут на прогулку или в группу после приема детей. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями. Ребенок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.

В ходе первой встречи необходимо добиться того, чтобы ребенок сам захотел прийти в детский сад. Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, такие «пробные» встречи надо повторить несколько раз. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с воспитателем), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.

Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера. При этом дети оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении.

Первую неделю можно приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком. Родителям можно пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми.

Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2 – 3 часа уже со второго-третьего дня.

Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач или капризы. Родителям следует на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, потренировать его в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.

Во вторую неделю можно попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать. Все дети могут приносить из дома игрушки, которые они берут с собой в постель во время тихого часа.

Третью неделю лучше забирать ребенка вскоре после дневного сна.

В детский сад желательно поступать с уже сформированными навыками самообслуживания:дети должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком,чистить зубы, одеваться и раздеваться (с помощью взрослых), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. Эти навыки только на первый взгляд кажутся элементарными, а как страдают дети, которых родители не научили простым приемам самообслуживания.

Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям.

Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, никогда не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь своими опасениями с сотрудниками детского сада. Постоянный добрый контакт с педагогами позволит родителям избежать многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям.

Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя. Малыш ложится спать спокойно, у него нет ночных кошмаров или странных страхов, он почти не мочится в постель. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного.

Советы психолога по успешной адаптации ребенка к детскому саду: памятка родителям

Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301

Памятка для родителей “Адаптация ребёнка в детском саду”

Подробности Категория: Педагог-психолог Опубликовано 16.01.2017 11:11 Автор: Солнышко Просмотров: 1459

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ

Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.

Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать ручкой), а также ритуал встречи.

По возможности приводить малыша в садик должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

Разрешайте ребёнку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.

Не отучайте ребёнка от вредных привычек (сосание соски, качание) в адаптационный период.

Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

На время прекратите с ребёнком посещение многолюдных мест.

Будьте терпимее к его капризам.

Не пугайте, не наказывайте детским садом.

Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

Не скупитесь на похвалу.

Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАЮТ РЕБЁНКУ

(возраст от 1 года 6 месяцев до 2 лет)

самостоятельно ест ложкой, умеет пережёвывать пищу;

перед едой моет руки;

пользуется носовым платком, салфеткой во время приёма пищи;

своевременно просится на горшок;

снимает расстёгнутые и развязанные части своей одежды, обуви (шапку, варежки, носки и т. д.) пытается одеваться без застёгивания;

узнаёт свои вещи;

совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или пакет.

любит, когда читают книжки;

любит слушать музыку;

любит рисовать так, как умеет.

понимает обращённую к нему речь;

по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;

понимает слова «нельзя», «надо»;

любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;

обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.

самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;

повторяет в игре за взрослым увиденные действия;

выполняет знакомое движение под музыку;

играет с различными предметами, объединяя в оной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);

использует в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки)

Если малыш владеет этими навыками, ему легче будет привыкнуть к детскому саду.

Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей

Нужен ли ребенку детский сад и что там делать в первые дни

Около месяца осталось до начала детсадовской жизни вашего малыша. Для тех, кто еще не начал подготовку ребенка к детскому саду, приводим советы опытного педагога о том, как говорить с ребенком о садике и адаптироваться к будущему режиму. Для тех же, кто еще сомневается, нужен ли детский сад — размышления о плюсах и минусах домашнего и коллективного воспитания.

У многих из нас сохранились воспоминания о детском садике, причем самого разного рода. Кто-то помнит кашу с комками и то, как отличившихся укладывали спать под портретом Ленина, а кто-то — любимую воспитательницу и до сих пор поддерживает дружбу с одногруппниками.

К сожалению, при решении вопроса о том, отдавать ли ребенка в детсад или нет, родители ориентируются прежде всего на собственный опыт, а это неправильно. Ваш опыт — не опыт вашего ребенка. Из того, что вы чувствовали себя в саду брошенным и одиноким, вовсе не следует, что вашего ребенка постигнет та же участь. И наоборот, если ваши воспоминания о садике окрашены исключительно в теплые тона, не факт, что ваш сын или дочь тоже полюбит его.

Выбор следует делать взвешенно, осознанно и без эмоций, скрупулезно суммируя все плюсы и минусы.

Плюсы и минусы домашнего воспитания

Не секрет, что каждый ребенок развивается индивидуально. При этом в чем-то он оказывается успешнее сверстников, а в чем-то отстает от них. Любая работа в группе — своего рода прокрустово ложе: ребенок вынужден работать в темпе группы, а значит, тормозить там, где вполне мог бы разогнаться, и пропускать то, чего понять не успел. Развивая ребенка дома, вы можете работать в удобном для него ритме, что намного эффективнее.

При этом, выбирая домашнее образование, вы обретаете свободный график — нет необходимости ежедневно вставать ни свет ни заря и куда-то ехать, невзирая на погоду. Можно дождаться, пока ребенок проснется во всех смыслах, и уже после начать с ним работать. Впрочем, это же и своеобразные «грабли». Регулярное посещение садика все же дисциплинирует, причем не только ребенка, но и его родителей.

Вы покупаете ребенку те игрушки, которые считаете нужным, исключив, к примеру, из его игрового «рациона» Человека-паука и прочих монстров.

Конечно же, лучше и вкуснее мамы никто не накормит! Особенно это важно в том случае, если ребенку предписаны ограничения по питанию, например, при пищевой аллергии. Однако это правило действует, если мама понимает, какое именно питание на самом деле необходимо ее ребенку.

Очевидно, что дома безопаснее, к тому же в садиках дети часто болеют, заражая друг друга.

А вот еще один, пожалуй, самый весомый довод в пользу пребывания дошкольника в стенах дома: здесь плохому не научат! Я убежден, что в первую очередь опасаться стоит именно того, что скажут ребенку в садике не дети, а взрослые. Взрослые бывают разными, тем более что в сфере дошкольного образования сегодня ощущается нехватка кадров. Вскользь брошенное уставшим воспитателем обидное слово может серьезно травмировать малыша вплоть до развития у него неврозов, энуреза или заикания.

Однако при этом родитель, оставшийся с ребенком дома, должен осознавать, что он «вышел на работу» одновременно в качестве воспитателя, учителя и медицинской сестры. И ответственность за всестороннее развитие сына или дочери лежит исключительно на нем.

Знаете ли вы, в каком возрасте ребенок должен научиться считать до пяти? Сколько калорий в день съедать? Сколько физической нагрузки ему положено? Как подобрать мебель по росту и что произойдет, если этого вовремя не сделать? В детском саду ответы на эти и подобные им вопросы давно известны.

Немаловажен и фактор социализации: ребенок должен научиться знакомиться с ровесниками, играть с ними, взаимодействовать в группе, слышать и выполнять указания взрослых. Он должен научиться отстаивать свои интересы и научиться подчиняться и, главное, понять разницу между первым и вторым.

Все эти житейские навыки сродни навыкам вождения автомобиля — только за партой их не освоишь.

Иногда родители годами могут биться над какой-нибудь банальной бытовой проблемой, а ребенок, придя в садик, за считаные дни справляется с ней. Так, например, в яслях дети очень быстро привыкают к горшку, начинают самостоятельно одеваться и есть. Все, что было нужно, — это немножко по-другому поставить ребенку задачу.

Правила адаптации к детскому саду

Помните, что в период адаптации к детскому саду дети часто болеют, а их интеллектуальное развитие может не только замедляться, но даже откатываться назад, словно ребенок мечтает вернуться в тот возраст, когда мама еще не оставляла его с чужими людьми. Вот несколько простых правил для смягчения процесса адаптации:

  1. Никогда не лгать! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» — он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному — один из серьезнейших детских страхов.
  2. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом.
  3. Если вас все же не оставляют какие-то тревоги и опасения, ни в коем случае не делитесь ими с ребенком. Даже вида не подавайте!
  4. Помните, что в первые несколько дней вы в любом случае имеете право находиться в садике вместе с ребенком.
  5. В первый раз оставляйте ребенка в саду не более чем на два или три часа. Недопустимо «бросать» его сразу на весь день!
  6. Поначалу приводите детей в сад ко времени прогулки. И почему многие советуют приводить ребенка непременно с утра? Утром, как правило, одни режимные фазы сменяются другими. Малышу и без того трудно и страшно, а тут еще перед ним возникает куча незнакомых и непонятных правил.
  7. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите.
  8. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику.
  9. Сообщите воспитательнице ласкательное имя ребенка, расскажите о его домашней жизни, вообще заранее познакомьтесь с персоналом детского сада.
  10. Не планируйте на период адаптации прививки, посещение стоматолога и другие медицинские процедуры, травмирующие детскую психику.
  11. Не ругайте ребенка за плохое поведение! Вы же взрослые люди и не можете не понимать того, что это не он, а его адаптация капризничает и упрямится.
  12. В выходные и праздничные дни придерживайтесь детсадовского режима.
  13. Дома поиграйте с малышом в детский сад, причем какая-то из игрушек пусть окажется им самим. Понаблюдайте за тем, что делает эта игрушка, о чем говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего малыша через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Памятка для родителей по адаптации ребенка к детскому саду

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете.

Приучайте ребенка к режиму

Очень важно оздоровить малыша. За один-два месяца до начала посещения дет­ского сада надо пройти ос­мотр у врачей-специалис­тов (невропатолог, хирург, отоларинголог), сдать не­обходимые анализы. Если выявится, что Ваш ребенок страдает тем или иным за­болеванием, в сад его мож­но отправить только после прохождения курса лече­ния под контролем участ­кового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воз­духе (не менее четырех ча­сов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимна­стику, закаливающие про­цедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь при­близить домашний рацион к рациону дет­ского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

Как управляться с одеждой самостоя­тельно?

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи бы­ли максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнур­ки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного про­ще. Вместо рубашки приготовьте водолаз­ку, вместо кофты – свитер. В общем, глав­ное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркиров­ку одежды. Целесообразно указать не толь­ко имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.п.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома органи­зуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу, и он сам мог самостоятельно после прогулки ве­шать свои вещи. Не делайте этого за ребен­ка, но наблюдайте за выполнением требо­вания, помогайте ему, напоминайте, хвали­те за то, что он сам, без напоминания уби­рает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчи­ке, а утром надевать чис­тую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребенок знал назва­ния одежды, правильно указывал на нее. Когда ре­бенок одевается или разде­вается, постарайтесь нахо­диться рядом с ним. Поощ­ряйте, используйте игро­вые приемы (мишка смот­рит, как ты сам одеваешь­ся, хочет у тебя научиться).

При необходимости помогайте ребенку со­ветами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокой­ствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упраж­нений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками.

Наблюдайте за тем, как у него склады­ваются необходимые умения и навыки

Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насу­хо вытирать лицо и руки полотенцем; вы­тирать нос, пользоваться индивидуальны­ми предметами (полотенце, носовой плат­ок,горшок); вытирать ноги у входа; опрят­но есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользовать­ся салфеткой.

Культура поведения: здороваться и про­щаться со взрослыми, сверстниками; упо­треблять слова, выражающие просьбу, бла­годарность (спасибо, пожалуйста); выпол­нять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топ­тать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккурат­но пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, по­сле нее говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за сто­лом, в спальне, при одевании и раздевании.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: проявлять внимание, сочувст­вие к сверстникам (делиться игрушками, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, знать свое имя; бережно относиться к вещам и иг­рушкам.

Игра : спокойно и само­стоятельно играть; добро­желательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совмест­но с другими детьми пользоваться игрушками.

Собираясь в детский сад

С воспитателем груп­пы, куда поступит ма­лыш, нужно познако­миться заранее, сообщить ему, каким ласковым сло­вом (именем) называют ребенка дома, рассказать о его привычках, особеннос­тях поведения и других по­дробностях домашней жизни.

Следует приучать ребенка к новой обстановке постепен­но: в первый день оставить его всего на два-три часа, по­том до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, при­держиваться режима дня, принятого в саду. Резкие из­менения режима даже на про­тяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.

Если у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение сохранилась при­вычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в са­ду, договорившись с персоналом.

Малыш может принести в группу люби­мые игрушки, книжки или милые пустяч­ки, с которыми он не расстается. Это помо­жет ребенку легче и безболезненнее при­выкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посе­щать детский сад, ждать встречи с новыми друзь­ями, игрушками.

Приготовьте «приданое» для ребенка

Чтобы ребенок ком­фортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, ко­торой «покажет», где его кроватка, стол, какие иг­рушки в группе, познако­мит с детьми. Кроме этого, необходимо подготовить для детского сада следующее: сменную обувь (туфельки на каблучке, с удобной застежкой), обувь для музыкальных заня­тий, два носовых платка, расческу, два комплекта нижнего белья (трусики, кол­готки, майку, если потливый ребенок), за­пасную рубашку или платье, если ребенок во время еды нечаянно испачкает одежду, пустой мешок для испачканной одежды, запасная одежда находится в мешочке на вешалке в шкафчике ребенка.

Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду в жизни малыша – это означает, что он взрослеет.

Педагог-психолог МБДОУ № 27

Романенко Елена Владимировна

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ!

Детям любого возраста непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации. Жизнь ребёнка меняется: определенный режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Чтобы сделать период адаптации ребенка более комфортным, постарайтесь соблюдать следующие простые правила:

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о детском саде.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

Не перегружайте малыша в период адаптации.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.

Будьте терпимее к капризам.

Согласовав предварительно с воспитателем, дайте ребенку в детский сад небольшую любимую игрушку.

Призовите на помощь сказку или игру.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда.

Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.

Чего нельзя делать:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании о необходимости идти в детский сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.

Нельзя пугать детским садом.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро.

Информацию подготовила воспитатель: Неудачина Олеся Сергеевна.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: