Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности ребенка

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы — вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов — стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же в реальной жизни могут сочетаться черты разных родительских стилей.

Была выявлена связь между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Психологическое развитие детей больше зависит не от того, как родители относятся к браку, а от того, как это на практике преломляется в их поведении при общении с ребенком (стиль родительского поведения). Этот стиль был стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей. Матери, удовлетворенные своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, в то время как удовлетворенные браком отцы более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и большую степень авторитарности в межличностных отношениях с дочерьми (Р.С.Немов).

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

Стили семейного воспитания:

  • – демократический
  • – авторитарный
  • – попустительский (гипоопека)
  • – гиперопека
  • – эмоциональная холодность

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил Ф.Э. Дзержинский.

При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:

когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.

– сочетание эмоционально холодного, отвергающего отношения к ребенку с высокой требовательностью и контролем, когда ситуация сильно осложняется. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, хотя часто жестоки, имеют сильную потребность в любви.

– гипоопека (попустительский стиль) – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным.Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

– гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к формированию у ребенка как заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, пассивности, несамостоятельности, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости ъ первом случае и чрезмерной заносчивости – во втором.

– демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов с обществом.

Трудности возникают и при ВЫСОКИХ ОЖИДАНИЯХ родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды, как говорил Цицерон. Это выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам, или подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Влияние семейного воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Стили родительского воспитания

И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Далее хотелось бы привести примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности вашего ребенка (по М.Кравцовой).

Авторитарный стиль воспитания

Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.

Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания

Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Гиперсоциальный стиль воспитания

Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по “идеальному” воспитанию ребенка.

Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.

Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания

Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и “смыслом жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.

В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Авторитетный стиль воспитания

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо на свете.

Тема любви к ребенку широка и многогранна. Этим разговором мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные вопросы, касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой женщине, которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить собственного ребенка, подскажет не только опыт и знание предмета обсуждения, но и собственное материнское сердце.

Самое главное — всегда помнить, что ваша любовь к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе или какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что вы его любите просто так, просто за то, что он есть! И не забывайте про уважение к собственным дочерям и сыновьям! Если в ваших отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то ваш ребенок будет расти и развиваться беспрепятственно!

Родительский стиль воспитания и его влияние на формирование личности ребёнка

«Дитя как сундук: что в него положишь,

то потом и достанешь»

Многие родители хотели бы, чтобы этот «сундук» был наполнен ценным содержанием. Дети подражают, берут пример с тех, кого они слушают, на кого смотрят, с кем проводят время. И кто несет ответственность за неблаговидное поведение ребенка?

«Все мы родом из детства», любят цитировать взрослые Антуана де Сент-Экзюпери. Почему часто в своих воспоминаниях мы возвращаемся в детство? Говорили ли вы когда-нибудь, будучи ребенком, что вот вы точно будете хорошим родителем?

Несомненно, то, что воспитание детей требует от родителей постоянного внимания и терпения. Порой родители, не желая того, обижают своего ребёнка, полагая при этом, что они просто проявляют принципиальность и справедливость. Одну и ту же ситуацию дети и родители видят по-разному.

Как воспитывать ребёнка? Кто в доме хозяин? Почему подросток стал «трудным»? Многие взрослые задавались подобными вопросами. А ответ будет зависеть от понимания собственной роли в воспитании и формирования ребёнка, как личности.

Насколько ваш ребенок вырастет честным, открытым, трудолюбивым человеком, человеком с богатым внутренним миром во многом зависит от матери. Именно женщина призвана создавать эмоциональный климат в семье для полноценного развития ребенка и сохранения семейных ценностей.

Роль авторитетного отца, активно общающегося со своим ребенком, незаменима. Уроки дисциплины и независимости преподают своим детям отцы. Отец для ребенка — источник безопасности.

Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному.

Взаимоотношения между родителями, их поведение формируют у ребенка некую «картину мира», «сценарий». Этим «сценарием» ребенок будет руководствоваться в своих дальнейших поступках. Ребенок замечает, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) ценятся взрослыми, каким образом решаются конфликты, в чью пользу. Так, маленький человек получает «руководство к действию» для построения своих собственных отношений. И, став взрослым, ему понадобятся огромные усилия, чтобы понять, что возможно жить по-другому.

Формированию личности ребенка, его отношению к миру способствует родительский стиль семейного воспитания. Ваша манера общения с ребёнком, строгость и требовательность, степень заинтересованности и забота о нём — всё это определяет стиль семейного воспитания. Что такое семья для маленького человека? Это целый мир. И в этом мире закладываются основы личности ребенка. Свой первый жизненный опыт он получает именно в семье. В настоящее время наиболее популярна следующая классификация стилей родительского воспитания.

Авторитетный стиль воспитания – образ действия родителей, который отличается твёрдым контролем, одновременно с поощрением общения и обсуждения в семье правил поведения для ребёнка.

Дети не воспринимают решения родителей и их действия произвольными или несправедливыми для себя, поэтому легко соглашаются с ними. При авторитетном стиле высокий уровень контроля сочетается с тёплыми отношениями. Дети в таких семьях уверены в себе, хорошо адаптированы, с высокой самооценкой, развитым самоконтролем и социальными навыками.

Авторитарный стиль отличается высоким уровнем контроля, прохладными отношениями с детьми, жёсткими требованиями и правилами, при этом, не допускается даже их оспаривание и обсуждение. Родители в таких семьях предоставляют детям лишь в незначительной степени независимость от них. Дети, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы, раздражительны, нелюбознательны. В период подросткового и юношеского возраста девочки зачастую остаются пассивными и зависимыми, поведение мальчиков в такие периоды отличается неуправляемостью и агрессивностью.

Либеральный стиль — образ действия родителей, который отличается почти полным отсутствием контроля за детьми, сохраняя при этом сердечные отношения с ними. Многие либеральные родители увлекаются демонстрацией «безусловной любви» до такой степени, что перестают устанавливать запреты и правила своим детям, не выполняя непосредственно родительские функции. Дети из таких семей импульсивны, склонны потакать своим слабостям, зачастую не умеют вести себя в обществе. В отдельных случаях они становятся активными и творческими людьми.

Индифферентный стиль — это стиль родительского воспитания с низким контролем за поведением детей, отсутствием теплоты, сердечности в отношениях с ними. Родители при этом стиле воспитания не устанавливают ограничения своим детям, либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие тягот повседневной жизни, которые не оставляют сил и времени на воспитание. Если при этом безразличие родителей сочетается с враждебностью (например, как у отвергающих родителей), то ребёнка ничто не сдерживает от проявления склонности к делинквентному (асоциальному) поведению и своим самым разрушительным импульсам.

Следует учитывать не только стиль воспитания родителей, но и то, кто является основным воспитателем, уделяющим ребёнку больше времени.

Андреева Т.В. – автор книг по семейной психологии, кандидат психологических наук, много лет посвятила изучению современной семьи. Её советы просты и так актуальны.

1. Культивировать в семье атмосферу заботы, взаимной поддержки и теплоты. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них более развиты самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей: заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.

3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, быть последовательными.

4. Избегать применения силы и угроз для контроля над поведением детей.

5. Помогать ребёнку учиться владеть собой, развивать чувство контроля над обстоятельствами.

6. Использовать объяснения и убеждения чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Многие проблемы можно решить, если удаётся создать благоприятный стиль общения в семье. А для этого нужно огромное терпение, большая любовь родителей и взаимное желание наладить контакт между всеми членами семьи.

Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Хочется добавить — в наших силах, чтобы детские воспоминания были прекрасными и светлыми!

Автор публикации — психолог Кризисного центра Пидсадняя Елена Анатольевна

Используемая литература:
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.педагогика»/ Б.Н.Алмазов. – М.: Гуманитар.изд . центр ВЛАДОС, 2008. 125с
2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2007. 272 — 310 стр.
3. Кун Д, Основы психологии. Все тайны человека. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005, стр.131.

Версия для слабовидящих

С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00

С психологом вы можете связаться в среду с
10.00 до 12.00

С психологом отделения психологической диагностики и коррекции вы сможете связаться в пятницу с 10.00 до 12.00

Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00

Стили родительского воспитания и развитие личности ребенка

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

– потеря чувства собственного достоинства;

– потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

– потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

– ненависть к родителям;

– решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

– грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;

– повышенная агрессивность и конфликтность.

– Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

– Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

– Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

– Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).

– Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

– Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.

– Не подслушивать телефонные разговоры.

– Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

– Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

– Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

– неспособность к близости и привязанности;

– безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)

– отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

– мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

– хамство и вседозволенность;

– воровство, враньё, распущенность;

– безответственность, не умение «держать слова».

– Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

– Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.

– Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

– Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

– Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

– Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.

В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – «домашний деспот»:

– требовательность и нетерпимость к желаниям других;

– избалованность и капризность, эгоизм;

– высокомерие и надменность;

2 вариант – зависимая личность:

– пасует перед трудностями;

– зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;

– с трудом контактируют со сверстниками.

– Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.

– Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.

– Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;

– Стимулируйте общение со сверстниками.

– Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

– Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Основные характеристики этого стиля:

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

– активно-положительное отношение к ребенку;

– адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;

– им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;

– умение прогнозировать развитие личности ребенка.

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

– Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

– Инициативность и целеустремленность.

– Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.

– Способность договариваться, находить компромиссные решения.

– Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8853 – | 7556 – или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Влияние стилей воспитания на ребенка

Все родители неосознанно выбирают для воспитания своих детей тот или иной стиль воспитания, подсмотренный у своих родителей или совсем противоположный. Каждый из стилей имеет свои особенности и последствия влияния на ребенка.

Виды семейных стилей воспитания детей

Психологи дифференцируют четыре главных типа воспитания – попустительский, демократический, авторитарный и гиперопеку. Кроме того, существует смешанный вид. Рассмотрим их подробнее. Определите ваш стиль воспитания.

Демократический тип

Особенностями демократии в семье по отношению к детям считаются безусловное принятие и учитывание всех характерных черт личности ребенка. Родители считаются с мнением детей, адекватно оценивают их потребности, способности и возможности, стараются найти взаимный компромисс при выборе места учебы, поездок и пр. Ребенок становится самостоятельным под чутким контролем взрослых.

Последствия – гармоничное развитие детей в зависимости от их интересов и наклонностей. Ребенок приобретает следующие черты:

  • умение находить общий язык с людьми;
  • доброта и отзывчивость;
  • целеустремленность;
  • проявление инициативы;
  • коммуникабельность;
  • умение высказывать собственную точку зрения.

Попустительское воспитание

Главными особенностями попустительского стиля считаются вседозволенность ребенка и отстраненность родителей/опекунов. Взрослые пускают на самотек личностное развитие отпрыска, абсолютно не следят за его учебой, кругом общения, друзьями и компанией. Ребенок, не видя ограничений, может творить все, что угодно, чувствует равнодушие и незаинтересованность близких.

Последствия. Попустительское воспитание чревато появлением очень самостоятельного, но неспособного к естественным привязанностям человека. Ребенок в будущем зачастую остается безучастным к проблемам близких, никого не жалеет и не любит, кроме себя самого.

Второй вариант развития событий при попустительстве со стороны опекунов – это появление подростка, не знающего запретов и моральных норм. Он может хулиганить, воровать, принимать наркотики и алкоголь без меры, не считая это чем-то дурным. У такого человека нет авторитета, ему никто не указ.

Авторитарный тип

Особенности. Родители, придерживающиеся авторитарного типа воспитания детей, всегда лучше знают, что необходимо их чаду. Они не считают нужным прислушиваться к его желаниям, всячески контролируют ребенка, жестко ставя ему рамки дозволенности, требуют только отличных оценок в учебе, красного диплома в техникуме/университете, ограничивают или вовсе пресекают его личную жизнь.

Последствиями авторитарного воспитания могут стать либо появление тихой, забитой личности, неспособной самостоятельно принимать решения и строить свою судьбу, либо бунтарство детей в подростковом возрасте. Они начинают конфликтовать с родителями, убегать из дома, курить, пить, принимать наркотические вещества. Позже связь с близкими может и вовсе прерваться.

Гиперопекающее воспитание

Особенности. Гиперопека – это оберегание чада ото всех трудностей жизни, часто потакание всем желаниям. Родители могут освобождать ребенка от домашних дел, слепо ему доверяют и очень любят. Одновременно с этим основной проблемой гиперопеки является ограничение свободы передвижения, выбора друзей, места учебы. Близкие, желая лучшего, мешают маленьком человеку самостоятельно развиваться, рассчитывая главным образом на себя самого.

Последствия гиперопекающего воспитания для детей очень ощутимы. Жертвы гиперопеки в старшей школе часто бунтуют, сбегают из дома в поисках лучшей жизни и самостоятельности. Во взрослом возрасте, когда необходимо совершить эмоциональное отделение от родителей, молодые люди либо переживают это очень остро, либо не переживают вовсе. Брачные союзы с выходцами из таких семей обычно недолги – бывшие дети, немного побунтовав в браке, наигравшись в семью, рано или поздно возвращаются в родительское гнездышко.

Смешанный тип

Особенности. В семьях со смешанным типом внутреннего воспитания родители придерживаются одного из вышеперечисленных видов общения с ребенком, но включают в него элементы другого, часто в отдельных местах противоречащие основному. Также существуют ситуации с попеременным проживанием маленького человека в двух семьях (совместная опека родителей после развода, отправка внука к бабушке на все лето), члены которых придерживаются различных взглядов на способы формирования характера ребенка.

Последствия. Ребенок, воспитывавшийся в таких условиях, часто получает расстройство психики, иногда может вырасти приспособленцем, неспособным найти душевный покой.

Буклеты психолога для родителей

Скачать буклеты

Узнали ли вы себя в прочитанном?

Во многом на выбор стиля воспитания родного ребенка оказывает влияние наше собственное воспитание. Как вели себя с вами родители, каким образом это на вас повлияло? Что бы вы хотели изменить, на какие ошибки указать своим родным? Задумайтесь об этом и сопоставьте с реальной ситуацией в собственной семье. Возможно, ваш стиль влияния на малышей необходимо слегка подкорректировать.

При воспитании ребенка очень важно выбрать «золотую середину»: давать достаточно свободы для развития внутреннего стержня и самостоятельности, в то же время мягко контролируя и направляя маленького человека на его нелегком жизненном пути.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста». Итак, какие бывают стили семейного воспитания и каково их влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Цель работы

Целью работы для нас стало выявление особенности влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

  • изучить литературу;
  • проанализировать особенности самооценки детей из разных семей;
  • набрать методическую копилку по теме исследования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования стал процесс воспитания в семье, предметом исследования-особенности воздействия стилей домашнего воспитания на формирование самооценки ребенка.

Методы исследования

Поставленная мною задача, решалась с помощью наблюдений, анализа, беседы, а так же тестирование, анкетирование и эксперимент.

Исходя из названия, а так же из содержания работы, можно выделить следующие термины:

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: методики

Для осуществления поставленных задач и раскрытия темы мы начали изучать влияние детско-родительских отношения на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Для этого, в своей квалификационной работе были подобраны и проведены следующие методики:

  • на выявление самооценки детей — методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки. Само тестирование очень простое, но его результаты очень важны для реализации воспитания и развития ребенка, его адекватной реакции на похвалу и наказание.
  • методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам, а так же для исследования родительского отношения к детям был использован «Опросник родительского отношения» , отражающий эмоциональные и поведенческие компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.

Авторитарный стиль воспитания

Далее проведенные опросы и анкетирование подверглось обработке, что показало, что явно выраженный авторитарный стиль детско-родительских отношений действительно способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. Но так же противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является адекватная самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, то есть в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Детство – считается одним из наиболее интенсивных этапов развития личности. Из абсолютно беспомощного малыша он преобразуется в индивида с личными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Формирование самооценки дошкольника

Ключевым центром личности является самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительный ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельны.

Демократический стиль воспитания

Самым оптимальным стилем воспитания, конечно, является демократический, но, как правило, демократические отношения между родителями и детьми встречаются достаточно редко.

Скачать ВКР по теме: » Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста «

Скачать презентацию » Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста «

ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать …

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Совместный досуг родителей и детей помогает не только поднять настроение, но и найти общий язык. А правильно ли организован досуг в вашей семье? Пройдите тест новый тест на портале «Я-родитель» и узнайте!

Родительское собрание “Влияние стиля семейного воспитания на становление личности ребёнка”

Вы – люди, у которых разное образование, разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех – это наши дети. Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении.

Именно в детстве ребенок усваивает первые уроки доверия и любви, – и это нельзя компенсировать ничем. Главная роль в развитии ребенка принадлежит семье и стилю воспитания. Каждый стиль семейного воспитания ведет к формированию определенного типа личности. Поэтому мы будем говорить на тему: “Влияние стиля семейного воспитания на становление личности ребенка”.

Содержимое разработки

Вы – люди, у которых разное образование, разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех – это наши дети. Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении.

Именно в детстве ребенок усваивает первые уроки доверия и любви, – и это нельзя компенсировать ничем. Главная роль в развитии ребенка принадлежит семье и стилю воспитания. Каждый стиль семейного воспитания ведет к формированию определенного типа личности. Поэтому мы будем говорить на тему: “Влияние стиля семейного воспитания на становление личности ребенка”.

Вы когда-нибудь задумывались, чего ждут от вас ваши дети? Давайте рассмотрим.

Любви, тепла, заботы, одобрения, ласки, понимания, похвалы, нежности и улыбки.

В каждой семье может быть свой тип воспитания. Семьи бывают разные: полные, неполные, многодетные и с одним ребенком, конфликтные и благополучные… «Чистых» типов не бывает.

Давайте поговорим о некоторых из них.

Авторитарный стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Демократический стиль – (авторитетный, сотрудничество) – родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных возможностей, уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть.

Попустительский стиль – (либеральный, снисходительный, гипоопека) – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей и не выполняет указание родителей.

Хаотический стиль – (непоследовательное руководство) – отсутствие единого подхода к воспитанию, разногласие в выборе воспитательных средств между родителями.

Опекающий стиль – (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все его проблемы.

Давайте рассмотрим некоторые типы семейного воспитания, которых следует избегать:

-Ребенок обожаем, любим

-Любая прихоть ребенка – закон

-Растет капризным, своевольным эгоистом

-Освобожден от всех обязанностей

-Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

-Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

-Растет безвольным, трудности в общении

-Ребенок предоставлен сам себе

-Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

-Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

-Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы»

-Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

-Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

-Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Повышенная моральная ответственность»

-На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста

-Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

-Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «В культе болезни»

-Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием

-Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

-Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

-Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

-Ждет сочувствия и сострадания от всех

-С трудом приспосабливается к действительности.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы влияние семьи на поведение развивающейся личности было максимально положительным.

Главный совет: будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

Если бы Ваш малыш знал о важности правильного подхода к его воспитанию с самых первых лет его жизни, то он, наверняка, написал бы Вам вот такое письмо :

-Не давайте пустых обещаний

-Не придирайтесь ко мне по пустякам

-Не читайте нотаций

-Не выбирайте мне друзей

-Не ругайте и не обзывайте меня

– Я прошу Вас просто любить меня.

Таким образом, заглянув в мир ребенка, мы немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.

И предлагаем вам ответить для себя на вопросы маленького теста, чтобы понять, какой тип воспитания преобладает в вашей семье и РАССМОТРЕть ПОД СВОИМ УГЛОМ, ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С вАМИ, и что вы можете изменить в воспитании вашего малыша.

А закончить хочется, такими словами Э.Э.Мильсен:

«Если задаться целью помочь детям стать гармоничными,

этически и социально полноценными людьми, то недостаточно быть только последовательным в воспитании. В первую очередь требуется любовь и это-самое главное в воспитании ребенка, независимо от того, какой это ребенок»

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка

Добрый день, дорогие читатели!

Тема воспитания ребенка остается одной из самых животрепещущих. Правильно ли мы относимся к нашим малышам? Какие люди из них вырастут? Во многом это зависит от того, как поведут себя родители. Рассмотрим основные стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.

Почему так важно, как мы воспитываем?

Исследования показывают, что от поведенческой линии родителей зависит, как будет чувствовать себя малыш во взрослой жизни. Успеваемость в школе, социальная активность и даже последующая сексуальная жизнь определяются не только генами и средой, но и стилем воспитания.

Благоприятным психологическим климатом считается обстановка, при которой все члены семьи относятся друг к другу с уважением, соблюдают взятые на себя обязательства. Дети в такой семье уважают старших, а старшие всегда готовы защитить младших.

В благополучной семье все вопросы решаются за общим столом сообща. Все члены имеют достаточную самооценку, каждый может развивать свои способности без ущерба для других.

Но далеко не всегда мы можем достичь такого микроклимата в семье. У родителей тоже есть свои страхи, предубеждения, стремления, которые мешают наладить нормальные отношения с детьми. В результате мы получаем некий смешанный тип воспитания, где перекрещиваются разные стили.

Стиль доминирования

Авторитарный, или доминирующий стиль выражает в том, что родители не дают ребенку достаточно тепла и любви, зато в доме царит строгая дисциплина. Родитель в паре ребенок-родитель всегда доминирует.

Семья с авторитарным режимом воспитания больше обращает внимание на традиции, требует послушания, но мало учитывает мнение детей. Слова родителей не обсуждаются: мама и папа всегда правы. Инициатива ребенка не поощряется, зато в доме царят запреты, постоянный контроль, нередки физические наказания за проступки.

Авторитарные папа и мама отнюдь не поощряют инфантильность. Наоборот, они ждут от своих детей повышенной взрослости, но в то же время активность малыша должна быть минимальной.

К чему приводят подобные стили воспитания дошкольников? В результате доминирования папы и мамы подростки вырастают либо вялыми, инфантильными и безынициативными, либо жестокими, бунтарями, но легко поддаются влиянию более сильных и уверенных в себе товарищей.

Мальчики в таких семьях растут с заниженной самооценкой. Они не уравновешены, единственное, что их сдерживает, — это контроль родителей. Когда во взрослом возрасте контроль исчезает, поведение такого ребенка может обратиться против общества.

Есть мнение, что люди в гитлеровской Германии в ту эпоху воспитывались в семьях в духе авторитаризма, поэтому беспрекословное подчинение они восприняли как нечто само собой разумеющееся.

Либеральный

Этот стиль еще называют попустительский. В такой семье царят теплота, дружеская атмосфера, но дисциплина явно страдает. Желания ребенка ставятся во главу угла, мнения родителей учитываются в последнюю очередь.

Либеральный стиль позволяет малышам раскрыть свои творческие способности. Папа и мама заботятся о ребенке и могут сделать его счастливым.

Однако беда состоит в том, что либерально настроенные взрослые не ощущают ответственности за малышей и их будущее, поэтому покорно выполняют их просьбы и желания.

Поскольку в семье нет дисциплины, дети предоставлены сами себе, при этом они получают ложное представление о том, что могут контролировать взрослых. Когда подростки становятся взрослыми, они пытаются таким же образом манипулировать другими людьми, правда, у них это мало получается.

Именно этот педагогический метод порождает несчастливых детей. Они вырастают депрессивными, безвольными, в среде таких подростков больше всего случаев насилия, злоупотребления алкоголем, наркотиками.

Отсутствие дисциплины мешает в будущем установить контроль над собой на работе, в социальной сфере. Ребята с трудом контролируют свои желания, не имеют далеко идущих целей. В школе они учатся плохо, потому что родители не интересуются их образованием, не участвуют в дискуссиях.

Авторитетный

Такой стиль еще можно назвать демократический, или направленный на сотрудничество. Для него характерны забота и дружеское внимание в семье, эмоциональная поддержка и любовь взрослых. Но, несмотря на это родители последовательны в своих требованиях, поощряют в малышах инициативу, ответственность, решительность.

Чтобы объяснить детям некоторые правила, которым обязательно нужно следовать, взрослые используют разумные доводы, доказательства. Они не насаждают свою волю, дети могут сами принимать решение, имеют выбор.

В результате в выигрыше остаются обе стороны. Родители возлагают на малышей реальные ожидания, поощряют успехи в учебе, вовлечены в деятельность своих чад, но при этом дети не проявляют агрессивность, имеют высокую самооценку, привыкают сами добиваться целей.

Пожалуй, это один из самых лучших стилей воспитания. Дети, выросшие в таких семьях, — сознательные граждане, творческие люди, устремленные к своей цели.

Аномальные стили воспитания в семье не блещут последовательностью в требованиях взрослых. Ребенку не предъявляются конкретные требования, между родственниками существуют разногласия по поводу того, как вести себя с крохой.

Поскольку мнения и эмоциональный настрой взрослых постоянно меняется, малыши теряют чувство стабильности. Мама и папа то ругают «на чем свет стоит», то проявляют умилительные ласки. В результате ребенок вырастает тревожным, мало обращает внимания на требования взрослых, у него плохо выражена социальная адаптация.

Гиперопека

Все предыдущие стили воспитания подростков и малышей все же дают хоть порой и малую, но все же самостоятельность крохам. Опекающий стиль полностью «привязывает» взрослого к ребенку. Как правило, этим «грехом» страдают тревожные мамочки. Им постоянно кажется, что с их малышом произойдет несчастье, поэтому они пытаются оградить его от всех негативных сторон жизни.

Но, по сути, они пытаются жить вместо ребенка, делая все за него и лишая самостоятельности. Каким вырастет такой малыш? Сценариев может быть два: пассивным, эгоистичным или агрессивным, пытающимся вырваться из-под родительской опеки.

Но самое страшное – это передача потомству чувства тревожности. Дети начинают ощущать себя зависимыми, становятся инфантильными.

Определить стиль воспитания в конкретной семье очень сложно. Чаще всего присутствует несколько методов педагогической «работы» взрослых, так что получается смешение методик. А еще сложнее проанализировать как бы со стороны свою ситуацию. А вдруг и вы и есть тот «Гитлер» в юбке или самодовольный либерал?

Лучше всего – это взгляд со стороны. Если ваш малыш ходить в детский сад или школу, расспросите воспитателей и учителей, как он ведет себя, как относится к окружающим. Если пытается сам стать тираном, значит, и вы ведете себя дома так же.

Если не слушается, позволяет едкие высказывания в адрес старших, значит, с либерализмом пора заканчивать. Или соседка по парте помогает ему завязать бантик на шапке? Тогда пора учить его самостоятельности и сокращать гиперопеку.

Поведение в обществе малыша – показатель стиля воспитания его родителей. Словно в зеркале, мы узнаем себя в своих детях.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям в соц. сетях.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: