Типичные заблуждения подростков при выборе престижных профессий

Типичные заблуждения подростков при выборе престижных профессий

Типичные заблуждения подростков при выборе престижных профессий

Выбор профессии – первый ответственный шаг молодого человека, во многом определяющий его жизненный путь. Актуальность данной темы сомнений не вызывает: по статистике, 58% выпускников вузов к моменту получения диплома считают, что неправильно выбрали профессию.

Не последнюю роль при выборе профессии играет престижность. Каждый пятый подросток ценит этот фактор в будущей специальности. Однако в погоне за престижем может отодвинуться в сторону то, что действительно интересно, поэтому обратим внимание на ошибки, которые приводят к неверному выбору рода занятий.

Ошибка №1: отсутствие достоверной информации

Многие школьники в целом скудно осведомлены о многообразии профессий в современном мире и о том, чем именно занимаются представители выбранной ими профессии. Впоследствии молодые люди нередко завидуют тем, у кого пусть и менее престижная работа, но более доходная или с более подходящим графиком и функционалом.

Ошибка №2: ориентация только на доход

Престижные профессии зачастую достаточно прибыльны. Но убеждение в том, что профессия есть источник денег, в корне неверно: достаток приносит не факт обладания профессией, а выполнение сложных функций. Немаловажны желания и возможности повышения квалификации, совершенствование своих профессиональных навыков. К тому же высокая конкуренция может стать серьезной помехой в реализации амбиций.

Не стоит забывать и о том, что престиж не равен богатству. Многие профессии, высоко ценимые обществом, не оплачиваются столь хорошо, как кажется. К тому же оплата работы может состоять из небольшого оклада и значительной премии, которая зависит от трудолюбия работника.

Ошибка №3: отождествление представителя профессии с профессией

Маленький ребенок, оказавшийся на приеме у доброго и приветливого врача, восклицает: «Вырасту – и тоже стану врачом, как вы!» Подросток также может быть знаком с человеком, чьи качества (как ему кажется, профессиональные) его восхищают. Да, некоторые профессии подразумевают наличие определенных черт характера, но важно разделять эти понятия и учитывать особенности вида деятельности, а не симпатии к конкретным людям.

Ошибка №4: интерес только к видимой стороне профессии

Престижная профессия часто кажется очень привлекательной, поскольку люди видят лишь внешнюю ее сторону. Так, репортер посещает разные страны, великолепно выглядит в кадре, речь его занимает не более 15 минут. «Разве трудно поболтать на камеру? Достаточно иметь приятную внешность и правильную дикцию», – так думает подросток. В действительности работа репортера состоит из анализа тонн информации, проведения сотен интервью, мучительных поисков инфоповодов и выполнения многих рутинных и скучных задач. Более близкое знакомство с профессией поможет развеять мифы и стереотипы.

Ошибка №5: профнепригодность

Каждая профессия предъявляет ряд требований к своему представителю: это касается физического состояния и психологических черт личности. Профессиональная пригодность – немаловажный фактор выбора, и здесь важно знать медицинские противопоказания к профессиям, которыми интересуется подросток, если они имеются.

Ошибка №6: ложная оценка себя – заниженная или завышенная самооценка

Неадекватная самооценка может привести к столь же неадекватному и неверному выбору: талантливый ребенок испугается пробовать свои силы в той или иной сфере. Однако нередки и противоположные случаи: престижную профессию ребенок выбирает, не осознавая отсутствия большого таланта к выполнению соответствующей деятельности. Выбор профессии должен основываться на адекватной оценке своих качеств, особенностей, склонностей, талантов.

Типичные заблуждения подростков при выборе престижных профессий

Типичные ошибки при выборе профессии

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Многих родителей беспокоят эти вопросы.

Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека , т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе . В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловен. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии .

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

По данным исследований, учащиеся школ могут назвать всего 20-26 профессий, в то время как их количество исчисляется 40 тыс.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется.

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать) .

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

А если, наоборот, вашему ребенку повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую

профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов

считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических

способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков,

существенных при выборе профессии.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. В вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если желая овладеть определенной профессией, ваш ребенок не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.

Обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

5 заблуждений, которые мешают школьнику правильно выбрать профессию

Специально для «Летидора» психолог-консультант психологического центра «Архитектура Будущего» Елена Романова отвечает на важные вопросы родителей, почему ребенок не может определиться с профессией и что со всем этим делать.

Как стать счастливчиком и выбрать профессию правильно? На основе опыта работы со старшеклассниками мы составили список типичных проблем, с которыми сталкиваются эти взрослые дети. К сожалению, их далеко не всегда решают профориентационные службы в школе (которые, будем честны, даже не везде есть).

«Мама, я буду бизнесменом!»

Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству?

Еще одна проблема – незнание, какие профессии бывают, помимо экономиста, журналиста, учителя и юриста. И то не всегда сведения подростков соответствуют реальности.

Склоняемый во всех направлениях тест Голланда («что ты выберешь: вязальщик или санитарный врач?») просто-напросто устарел. Части профессий уже не встретишь на современном рынке труда, некоторые названия школьникам просто незнакомы. А ряд специальностей сейчас вообще представляет собой абсолютно другой набор действий и требований к специалисту, нежели подразумевается в тесте.

Следствие: результаты теста недостоверны – школьник не знает, из чего вообще он может выбирать – работа не соответствует ожиданиям – человек идет работать не по специальности.

Решение. У ребенка должна быть достоверная информация о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе. Рынок труда претерпевает колоссальные изменения, появляются новые специальности, часто на стыке разных наук. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не успевает в ногу со временем.

Необходимо рушить устаревшие стереотипы: пишет тексты не только журналист, общается с людьми не только психолог, зарабатывает не только предприниматель!

Первый шаг в профориентации – актуальная информация о рынке труда и современных профессиях. В идеале родителям совместно со школьниками нужно учиться анализировать рынок труда: какие профессии уходят, какие появляются, какие тенденции возникают, что востребовано сейчас, а что будет нужно через 5-10 лет.

«Нравится всё!» или «Не могу выбрать!»

Это вторая по распространенности проблема, с которой к нам обращаются.

Вроде как подросток уже придумал себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребенок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере.

Профориентация: 5 заблуждений о выборе будущей профессии

Подросткам свойственно заблуждаться, но отдельные заблуждения могут стать причиной тотальных жизненных ошибок, исправить которые будет трудно. Они зачастую случаются при выборе будущей профессии. Подросток идет на поводу у друзей, родителей или же делает выбор неосознанно, поддавшись легкомысленному порыву. В будущем такой поступок может стать причиной психологического дискомфорта, связанного с неудачами на профессиональном поприще.

Как понять, что ваш ребенок не готов к осознанной профориентации и нуждается в вашей помощи? Повод для беспокойства появляется, если ваш ребенок говорит следующее…

Заблуждение 1. «Мне все равно, чем заниматься. Главное, чтобы вместе с друзьями»

Проблема. Подросток еще не нашел свою индивидуальность, поэтому ему проще поступить так же, как поступают друзья. Он попросту еще не разобрался в себе и не понял, к каким занятиям его влечет и в каком направлении развиваться. Скорее всего, ребенку нужно помочь с саморазвитием и самоопределением.

Что отвечать? «Работа, которая подойдет твоему другу, не обязательно подойдет тебе».

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Что делать? Стоит пояснить подростку, что у него есть собственный жизненный путь. При выборе профессии, которая, станет важным этапом в жизни, не стоит идти на поводу у друзей. Объясните, что даже друг, с которым у него много общего, на самом деле может иметь совершенно иной склад ума или характер. Попробуйте подойти к выбору профессии осознанно. Вместе с подростком проанализируйте те сферы деятельности, к которым его влечет. Включите в анализ и сферы, предлагаемые друзьями. Затем отберите те, которые его наиболее привлекают. Возможно, в их списке появятся совершенно новые для ребенка.

Заблуждение 2. «Я сделаю так, как скажут мне родители. Я с ними во многом не согласен, но про жизнь они точно знают больше!»

Проблема. Вместо того чтобы воспитывать в подростке индивидуальность, вы делаете упор на собственный авторитет. Возможно, вам как родителям стоит пересмотреть степень давления на подростка, ведь он явно неосознанно подходит к своему выбору, заранее соглашаясь с чужим мнением. Пусть даже оно принадлежит близким ему людям.

Что отвечать? «Наш совет нужно воспринимать не как последнюю истину, а лишь как очередной источник информации. Решать только тебе».

Что делать? Ребенок вам доверяет – это уже огромный плюс. Не стоит ломать его индивидуальность, лучше, напротив, помочь ему самореализоваться. Лучше направить родительскую инициативу именно в это русло. Для этого необходимо показать подростку тот диапазон сфер деятельности, в которых он может себя проявить. Пусть их будет несколько – в ходе анализа, при сопоставлении «плюсов» и «минусов» подросток выберет подходящий вариант. Главное – дать ему больше информации. Посещайте вместе факультеты, общайтесь со специалистами, старайтесь, чтобы подросток больше узнавал о специфике той или иной профессии.

Заблуждение 3. «У меня все получается. Я не знаю, что выбрать. Поэтому выберу то, что меньше всего не нравится»

Проблема. Все-таки успехи не могут быть одинаково хорошими в различных сферах. Возможно, подросток излишне самоуверен, заблуждается и чересчур переоценивает свои способности. Вполне вероятно, что он попросту не углубился по-настоящему ни в одно из занятий, а привлекает его внешняя атрибутика карьеры. С тем же успехом он мог еще не обнаружить дела, которое бы его по-настоящему заинтересовало.

Что отвечать? «Давай вместе посмотрим, что именно у тебя получается лучше всего и оценим твои способности объективно».

Что делать? Для начала определите вместе с ребенком главную цель: кем он себя видит, в какой сфере деятельности наиболее применимы его способности. Поинтересуйтесь, какой он планирует свою жизнь, какие требования к себе предъявляет. Затем стоит помочь подростку оценить его ресурсы. Вместе обсудите его способности, склонности, черты характера, особенности личности. Сопоставьте требования и ресурсы – в какой-то момент они совпадут. Если так и произошло, то, велика вероятность — это и есть та самая профессия, к которой у ребенка наибольшая склонность.

Заблуждение 4. «Я уже давно играю в школьном театре, и мне это очень нравится. Но я не уверен, что смогу зарабатывать этим на жизнь, поэтому пойду учиться на экономиста»

Проблема. Почему-то ребенок уверен, что он не может зарабатывать на жизнь своим хобби. Он уже заранее знает, какая профессия сейчас наиболее престижна и готов пожертвовать любимым делом ради занятия, к которому, возможно, у него даже не достаточно способности.

Что отвечать? «Единственное, с чем нужно считаться, – это твой интерес к профессии. Даже удачная карьера при нелюбимом деле не принесет удовольствия».

Что делать? Зачастую именно в своих хобби люди становятся подлинными профессионалами, хотя, возможно, никогда не обучались на профессиональном уровне. Именно высокий уровень мастерства делает человека востребованным на рынке труда. Количество же экономистов значительно превышает спрос, поэтому добиться успеха на этом поприще можно только с большим талантом. Лучше вместе поищите примеры удачной карьеры актеров, которые вышли из школьного театра. Проанализируйте с подростком, достаточно ли у него ресурсов для профессионального роста. И какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить удачную карьеру. Насколько достижима эта цель?

Заблуждение 5. «Мне лень далеко ездить, поэтому пойду учиться в универ около дома. Ни пробок, ни метро — 2 минуты пешком и я на парах! Красота!»

Проблема. Лень – прямое следствие недостатка мотивации в жизни подростка. Если он привыкает «плыть по течению», в дальнейшем ему будет трудно проявлять инициативу и добиваться желаемого, потому что все будет казаться ему чересчур сложным и недостижимым, да и зачем, если всегда есть туча более простых занятий.

Что отвечать? Можно предложить ребенку поразмышлять над причинами возникновения лени и определением в психологии лени как отсутствия интереса.

Что делать? Можно действовать в нескольких направлениях.

Начать придется с себя. Деятельные, активные родители – лучший пример подражания для ребенка. Стоит заняться и физическим воспитанием подростка, возможно, ему элементарно не хватает энергии.

Направление второе: постарайтесь заинтересовать его вузами, которые находятся за пределами 2-минутной ходьбы. Возможно, он плохо представляет, какие варианты для выбора существуют. Осознав преимущества учебы в том или ином вузе, он получит стимул преодолевать пробки и спускаться в метро.

Направление третье: начните экспериментировать с различными занятиями – это расширяет представление о возможном, и как следствие – о возможных профессиях.

Больше знаний!

Важно, чтобы подросток выбирал профессию осознанно – на основе собственного анализа, сравнения, выбора лучшего варианта и представления о шагах, которые требуются для достижения цели. Для этого ему нужно предоставить как можно больше информации для размышления. Ведь большинство заблуждений о профориентации связано с недостаточными знаниями подростка о самом себе, своих способностях, целях. В данном случае ваша задача – помочь ему раскрыться, ощутить свою индивидуальность и понять, чем он хочет заниматься по-настоящему.

Основные заблуждения молодежи при выборе профессии

Говорят, молодежи свойственны заблуждения. На чем основаны эти заблуждения и как с ними бороться?

Распространенное заблуждение молодежи состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода — дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее. Те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям.

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

Молодые люди часто ставят знак равенства между профессией и учебным предметом. Тут схема классическая: «Нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

Мы часто переносим отношение к представителю определенной профессии на профессию, как таковую. Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» — это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Выбирать профессию «за компанию». По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным — ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

Случается, что молодые люди подменяют выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправдана позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

Трудности подростковой профориентации

Одним из самых ответственных решений является выбор профессии. Происходит он ещё в подростковом возрасте. В юности человек открыт новым веяниям, готов к любым свершениям, всякая деятельность по плечу. Но у подростков ещё не сформировалось до конца мировоззрение, они подвержены различным влияниям. Такая нестабильность вызывает постоянное увлечение новыми занятиями, не давая сосредоточиться на чём-то, что станет профессией. В этом случае перед родителями и педагогами встаёт проблема, как определиться с выбором профессии подростку. Их задача помочь в выборе.

Важность выбора

Нередко старшеклассники считают, что с выбором профессии можно подождать до выпускных экзаменов. Такой подход ошибочен, выбор нельзя делать в спешке. Работа влияет на все сферы жизни, поэтому ответственность при выборе профессии высока.

Необходимо время для понимания, что подростку по душе, какие у него навыки и умения, чтобы сформировалось мнение о возможных специальностях. Ситуация в российской экономике нестабильная — в разное время популярностью пользуются те или иные специальности.

Проблемы, возникающие у школьников при определении с родом занятий:

  • малое количество кружков и секций, где можно раскрыть таланты;
  • разнообразие появившихся профессий;
  • затруднения при знакомстве с профессиональной деятельностью.

Проблемы выбора

Выбор профессиональной стези чем-то мотивирован. Мотивы делятся на внешние и внутренние. Внешняя мотивация — это совокупность факторов, идущих извне:

  • состояние рынка труда, показывающее приоритет занятий;
  • финансовое положение семьи;
  • наличие тех или иных учебных заведений недалеко от дома подростка;
  • мнение родственников, друзей, педагогов.

Внутренние мотивы определяются личностью:

  • склонности;
  • привычки;
  • достижения в той или иной области;
  • состояние здоровья.

Основные факторы

Факторы, помогающие выбрать профессию, можно сгруппировать следующим образом:

  • увлечённость родом занятий;
  • постоянное хобби;
  • престижность профессии;
  • мода на те или иные специальности;
  • высокий уровень дохода;
  • возможности карьерного роста;
  • удобный график;
  • работа в этой должности родных/знакомых.

Некоторые из этих факторов вводят в заблуждение, мешают ребенку отличить главное от второстепенного, слишком однобоки, могут меняться. Заработная плата часто состоит из оклада и премии, которая зависит от трудолюбия работника.

Хобби может быть непостоянным, оно не всегда приносит доход, достаточный для содержания семьи. Часто детские увлечения при взрослении уходят из жизни из-за исчезновения иллюзий относительно той или иной деятельности.

Существует множество способов, которые помогают подростку выбрать профессию. Они могут помочь в самоопределении, потому что окончательное решение он должен принимать самостоятельно.

Профориентация

Этот метод доказал свою жизнеспособность и принёс положительные результаты. В советских школах профориентация была обязательным мероприятием, существовали специальные курсы. Эту задачу на себя брала школа.

Сейчас в старших классах также проводится тестирование по профориентации специалистами, часто этим всё и ограничивается. Основную роль в помощи по профориентации должны сыграть родители, записав чадо на профессиональную ориентацию.

Подобные услуги оказывают кадровые центры, психологи. Ребенку предлагаются специальные тесты, после анализа результатов происходит беседа, в которой специалист разъясняет результаты. Он отвечает на вопросы подростка и его родителей, может посоветовать наиболее подходящие виды деятельности.

Тестирование

Современный метод, позволяющий выбрать будущую специальность. Школьники пишут тесты в школе, оценивают результаты учителя либо сами ребята.

Много тестов можно отыскать в интернете, приведем распространенные:

  • опросник Холланда, включающий 42 пары профессий, подросток должен выбрать наиболее предпочтительную, затем профессии разбиваются на 6 групп и оценивается, в какой группе больше выбранных ребёнком профессий;
  • тест Соломиной основан на согласии/несогласии с утверждениями об определённых действиях, потом происходит группировка по родам занятий;
  • карта интересов Голомштока;
  • множество онлайн-тестов в интернете на характер, темперамент, знания, интеллект, память, внимательность; делается вывод, какая профессия больше всего подходит подростку.

Дни открытых дверей

Этот метод не утратил популярности: чтобы помочь школьникам определиться с будущей специальностью, средние и высшие учебные заведения проводят мероприятия, где рассказывают о себе, специальностях, которые можно приобрести у них.

Старшеклассники и родители могут задать вопросы, получить информацию, пообщаться с педагогическим составом. Часто на дне открытых дверей можно обговорить поступление: между многими институтами и школами заключены соглашения о сотрудничестве, в которых предусмотрены возможности для льготного поступления выпускников школ в вуз.

Советы близких

Многие подростки, у которых сформировались доверительные отношения с родителями, всецело прислушиваются к советам родителей относительно будущей специальности. Но нужно отдавать отчёт, что ребёнок и родители — это не симбиоз, поэтому профессиональные пути у них разные.

С высоты жизненного опыта старшие родственники могут подсказать многое ребёнку, стоящему перед выбором профессии. Старшекласснику полезно пообщаться со взрослыми, занятыми той деятельностью, к которой он стремится, побывать на рабочем месте.

Список популярных профессий

Хотя в наши дни границы деления профессий на мужские и женские стираются, одни специальности больше предпочитают выбирать девочки, а другие – мальчики. Каждая профессия требует наличия тех или иных качеств, в том числе и личностных. Какие-то из них больше свойственны мужскому полу, а какие-то – женскому.

Необходимо учитывать, какое место работа будет занимать в жизни, и что важнее всего в ней: материальная сторона, возможность самореализации, общение с коллегами или профессиональная деятельность будет составлять смысл жизни.

Д ля девочек

Традиционными женскими профессиями считаются:

Д ля мальчиков

Мальчики часто выбирают профессии:

  • инженера;
  • программиста;
  • автомеханика;
  • строителя;
  • работника производства;
  • врача;
  • полицейского.

Существуют исключения из правил: девушки могут остановиться на мужской профессии, а молодые люди предпочесть исконно женское занятие.

Поведение родителей

Родители в силу возраста, богатого опыта, житейской мудрости полагают, что имеют решающее влияние на выбор будущей специальности их ребёнком. Но это заблуждение: можно помочь определиться подростку, но окончательное решение остаётся за ним. Они не должны мучиться, как выбрать профессию ребенку.

В семье нужна атмосфера доверия и любви, когда ребёнок будет уверен, что может найти понимание в вопросах определения профессионального будущего. Они поддержат его всегда, какую бы профессию он ни решил выбрать.

Помощь мамы и папы может выражаться в выявлении качеств ребёнка, чтобы стали очевидны его способности и склонности. Необходимо посещать кружки, заниматься внеурочной деятельностью, давать ребёнку возможность выполнять разные дела по дому.

Родители совместно с подростком могут проанализировать текущую ситуацию на рынке труда. Родители могут только представить объективную картину, но вывод из этого ребёнок должен сделать сам.

Основная задача родителей – помочь найти баланс между желаниями подростка и реальными возможностями, чтобы он чувствовал себя максимально удовлетворённым в профессиональной сфере.

Типичные ошибки родителей

В семьях разный уклад, но перечень типичных ошибок существует.

  • не стоит пугать ребёнка возможными неудачами как в обучении, так и в дальнейшей деятельности, следует корректно обратить внимание на его слабые места и помочь с ними справиться;
  • необходимо избегать критики, подросток — такой же человек, имеющий право на ошибки;
  • ребёнку надо выбрать род занятий, близкий ему, он не должен воплощать мечты родителей;
  • нужно серьезно относиться к будущей профессии подростка.

Статьи. Выбор профессии

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Статьи о профориентации для подростков и взрослых

В этом разделе мы собрали статьи о профориентации. Они помогут вам узнать, как построить свой план профессионального самоопределения, какие тесты на профессию лучше пройти и как в итоге сделать осознанный выбор профессии в любом возрасте.
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессия принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным.

Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

Что такое профориентация?
Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

Золотые правила выбора профессии:
✔ На выбор профессии требуется время.
Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

① Узнать себя. На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
② Узнать о профессиях и образовании. На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
③ Попробовать себя в профессии. После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю “кухню” и примерить профессию на себя.

Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

Ниже представлены статьи по данной теме.

Типичные ошибки при выборе профессии

При выборе будущей профессии многие школьники допускают ряд ошибок. Чтобы этого не произошло, проанализируем основные ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Престижность профессии. Чаще всего школьники выбирают будущую специальность, опираясь на уровень престижа: юристы, экономисты, финансисты. Хотя есть и другие профессии, которые необходимы и на них есть спрос на рынке труда, например, эколог, инженер и т. д. Не стоит считать, что профессии, которые не «модные», менее важные и востребованные.

2. Влияние окружающих людей. Друзья – вот кто влияет на выбор профессии. Все идут на эту специальность, значит и я пойду. Но не стоит сравнивать себя с ними. Одежду ты выбираешь по своему вкусу, а не вкусу друзей. То же самое касается и будущей специальности.

3. Дети выбирают профессию, потому что ей занимается их кумир. Например, врачи, у которых недавно ребенок находился на излечении, следователь, виртуозно расследующий запутанные дела, у мальчишек в кумирах спортсмены, у девочек – актеры

4. Выбор профессии из-за увлеченности только одной ее стороной. Например, актер выступает на сцене перед многочисленным зрителем, который его обожает, но этот труд очень тяжелый и требует много времени. В этом случае дети видят только одну сторону — популярность, сцена и деньги. А то, что это требует большого труда – они не видят.

5. Привязанность к определенному школьному предмету. Школьник выбирает будущую специальность из любви к одному предмету. Но стоит знать, что профессии чаще всего включают в себя знания сразу нескольких школьных предметов.

6. Устаревшая информация о той или иной специальности. Мир не стоит на месте, на производствах внедряются новые технологии, которые делают профессию более престижной и современной.

7. Нежелание разобраться в своих способностях. Помочь разобраться в своих способностях могут родители, учителя или психологические тесты на профессиональную ориентацию.

8. Недооценка своих физических способностей. Есть профессии, которые требует здоровый организм, к ним относят все военные профессии. Но школьники это не всегда понимают.

9. При выборе профессии школьник не владеет полной информацией о ней. Он не знает, чем занимаются представители выбранной профессии, и какие обязанности они выполняют.

10. Выбор профессии основывается на желании учиться в конкретном месте. Школьник хочет учиться в определенном городе, в конкретном ВУЗе и ему неважно какие там специальности и сможет ли он «потянут» по своим знаниям.

Выбирая будущую профессию, стоит опираться на свои знания и возможности, чтобы потом не винить окружающих в том, что ты сделал не правильный выбор. Помнить, что позже можно получить второе образование, которое будет дополнительными знаниями к первому или откроет путь к желанной профессии.

Выбор профессии для подростков

Современные подростки во многом отличаются от поколения своих родителей, тем более, бабушек и дедушек. Стиль общения, отношение к учебе и мотивация при выборе профессии существенно отличаются от того, что наблюдалось в обществе еще 20-30 лет назад. Педагоги и психологи отмечают многие тенденции, дающие понять, что современные подростки думают по-другому, и иначе, чем их родители, относятся к выбору будущей профессии.

Особенности психологического развития и жизни подростков

Подростковый возраст — это время серьезной перестройки организма. Не случайно это один из самых сложных периодов не только для детей, но и для родителей. Самое важное для подростка — найти свое место в жизни, осознать, кем он хочет быть и как он собирается строить взрослую жизнь. Эти поиски часто оборачиваются болезненными переживаниями, эмоциональной неустойчивостью и потерей интереса к учебе. На первый план выходит авторитет друзей, а родительский, наоборот, снижается.

В отличие от поколения родителей, подростки сегодня не признают авторитетов, в том числе, и в выборе профессии. Психологи и карьерные консультанты отмечают, что, возможно, им придется сменить не одну профессию в жизни. В то же время довольно частым явлением у современных подростков является отсутствие каких-либо желаний или мотивации. Они не хотят изучать тот или иной предмет в школе, потому что не знают, зачем им это нужно и как пригодится в жизни.

Сегодняшние дети часто испытывают такие же серьезные эмоциональные перегрузки, как и взрослые. Многие из них с самого раннего детства посещают кружки и секции, которые, по мнению родителей, помогут им раскрыть свои таланты. Поскольку подростковый возраст — это время выбора профессии, с этим возникают определенные сложности. Престижность одних профессий уходит в прошлое, на их место приходят другие. Ситуация осложняется тем, что довольно сложно сказать, какие специалисты будут востребованы на рынке труда через 5-10 лет.

Что влияет на выбор профессии в подростковом возрасте?

При выборе профессии главным авторитетом для подростков всегда были родители. Но современная молодежь не стремится работать «за идею», и, наблюдая за представителями высокооплачиваемых и малооплачиваемых профессий, подросток, разумеется, сделает выбор в пользу первого. Некоторых убеждают в этом родители, даже если хобби или призвание юноши или девушки приносит им удовольствие. Многие профессии могут приносить моральное удовлетворение, но не финансовое.

В подростковом возрасте основными критериями выбора профессии являются ее престиж, высокий уровень зарплаты, возможность карьерного роста, и только потом — личный интерес. Сегодня появляются новые профессии, а некоторые становятся менее востребованными или полностью отмирают. Грядущая роботизация многих сфер жизни и отраслей промышленности и вовсе повергает в растерянность и молодежь, и взрослых.

Родители хотят, чтобы их ребенок занял свое место в жизни, сдал экзамены, поступил в университет и стал успешным. Но многих из них ждет разочарование, поскольку современные юноши и девушки не проявляют интерес ни к чему, кроме социальных сетей и общения с друзьями. А попытки родителей вызвать интерес к определенной профессии вызывает резко негативную реакцию.

Кроме того, подросток часто имеет довольно отдаленное представление о разных профессиях, даже о том, чем занимаются родители. Часто им просто некогда познакомить сына или дочь с особенностями своей профессиональной деятельности. Поверхностный характер носят и занятия по профориентации в школах, и дни открытых дверей в высших учебных заведениях. Часто основным критерием выбора будущей профессии становится не личный интерес, а высокая оплата труда.

Таким образом, помочь подростку в выборе профессии способны только родители, родители друзей, знакомые и родственники. Но они нередко совершают одну распространенную ошибку — выбирают профессию за подростка, не принимая в расчет его интересы, склонности или хобби. И они часто ориентируются на те профессии, которые востребованы сегодня или 10 лет назад, и мало что знают о профессиях будущего.

Может ли хобби повлиять на выбор профессии?

Любимая профессия или «работа мечты» должны приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение. Она может вырасти и из хобби, и из удачного примера родителей или знакомых. Даже если у подростка нет особых склонностей и интересов, то при выборе профессии ему могут помочь поисковые запросы в интернете. Например, интерес к отношениям между людьми, поможет выбрать профессию психолога или психотерапевта — одну из наиболее высокооплачиваемых, интересных и востребованных.

Часто подростку мешает страх. Дети и молодежь, так же, как и взрослые, заражены страхом поражения и неудачи. Они боятся не сдать экзамен и не получить достаточное количество баллов. Отсутствие желаний и мотивации может быть следствием высокой загруженности, при которой у подростка не остается ни одной свободной минуты, чтобы побыть наедине с самим собой и подумать в том числе, и о выборе профессии.

Еще совсем недавно самыми востребованными профессиями были экономист, юрист и программист. Программисты остаются востребованными на рынке труда и сегодня. Кроме того, существует широкий спрос на специалистов по продажам. В числе профессий, которые будут актуальны через 5-10 лет, встречаются и довольно причудливые, например, посредник между поколениями или ландшафтный дизайнер городских пространств. Будут востребованы инженеры, биотехнологи, фармацевты, специалисты по рекламе и контент-маркетингу.

Востребованность — самый основной критерий выбора профессии. Помочь подростку с выбором могут психологи, специалисты по профориентации, и, разумеется, родители. Учебное заведение следует выбирать, исходя из склонностей и увлечений самого подростка, но не вместо него. Он может иметь увлечение, и со временем у него появится желание его монетизировать или привести в систему полученные знания. Самостоятельность при выборе образования и профессии — важный этап в развитии личности человека, мнение которого может существенно отличаться от мнения взрослых.

Типичные ошибки при выборе профессии

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть…» о дипломированном специалисте, работающем не по специальности. О бросившем вуз студенте, который запутался и уже не может точно сказать, кем хочет стать. О человеке, что разочаровался в своей профессии, но продолжает ходить на нелюбимую работу…

Печально слышать истории о не сложившемся будущем. Хоть и говорят, что вернуться к истинной мечте никогда не поздно, всё же намного проще предостеречь себя от возможных ошибок заранее. Как сделать профессиональный выбор правильно, Адукар расскажет в этом материале.

Правила выбора профессии

Секрет успешного выбора профессии прост, как и всё гениальное в этом мире. Рассмотри схему и подумай: получается ли у тебя уместить свои амбиции в этот маленький треугольничек на пересечении «хочу», «могу» и «надо»?

Когда ты определился с интересами и поставил конкретные цели исходя из своих способностей, приходится столкнуться с суровым словом «надо», которое диктует свои правила. Чтобы выбрать профессию, которая останется востребованной, следи за современными тенденциями на рынке труда, изучай конкретные вакансии на сайтах по трудоустройству. Выбирай себе интересное и перспективное дело.

Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.

Частые ошибки при выборе профессии

Поступить за компанию

Нравится та же профессия, что и твоему другу или любимому человеку? Собираетесь поступать в одно и то же место? Не будем кривить душой, но это повод задуматься о правильности решения. Конечно, есть некая романтика в том, чтобы после школы вместе учиться и работать. Однако выбор профессии должен быть индивидуальным, а это значит, что ориентироваться нужно, в первую очередь, на свои способности. Что будет, если из вас поступит только кто-то один? Или уже во время учёбы кому-то придётся постоянно находиться в тени сильнейшего? У этой истории может оказаться множество развязок. Хотя успешно совмещать учёбу и личную жизнь тоже возможно.

Переносить отношение к конкретным людям на профессию

Не нравится сосед-архитектор, который громко включает музыку? Это вовсе не повод лить негатив на всех специалистов по сооружению зданий. То же касается и обратных ситуаций. Приятный тебе человек может иметь совершенно неподходящую для тебя профессию.

Особо стоит задуматься, если тебе симпатичен кто-то из учителей и ты уже решил, что хочешь заниматься тем же. Да, любимый преподаватель может вдохновлять, но давай на минуту представим, что его предмет ведёт учитель, которого ты на дух не переносишь. Профессия уже не настолько привлекательна? Тогда будь осторожен. Возможно, ты сбился с верного пути.

Выбирать модную профессию

Нейрохирург, логист, дизайнер, журналист, фотограф, PR-менеджер… Есть множество профессий, о которых модно мечтать. Да, именно модно. Они ведь даже звучат круче остальных. И считаются престижными и высокооплачивыемыми. А ещё ими можно похвастаться перед друзьями. Но кто здесь выбирает профессию: ты или окружающие? Они могут поручиться, что ты добьёшься в ней успеха? Модное — это не всегда значит твоё.

Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

И не обращай внимания на мнения случайных людей. Разве могут другие люди знать тебя лучше, чем ты сам?

Выбирать профессию назло

Можно с уверенностью сказать, что это самая нелепая ошибка. Причём совершенно не важно, кому и зачем. Не ограничивай свой выбор чужими мнениями. Только ты знаешь о том, на что способен, и должен доказывать это себе, а не другим.

Идти на поводу у родителей

«Ну куда тебе в юристы-то?», «И кем ты работать будешь после филфака?», «Какой инженерный факультет, у тебя же по математике одни двойки!», «Такому специалисту нужно быть пробивным, а ты же у меня и мухи не обидишь» — типичные замечания от родителей. Именно так обычно выражается их беспокойство. В таком случае нужно просто спокойно поговорить с ними, поделиться своими планами на будущее. К мнению близких людей стоит прислушаться, они обязательно подскажут что-то дельное.

Бывают случаи, когда родители откровенно навязывают своим детям определённое будущее. Иногда это касается профессиональных династий, когда ещё с пелёнок ребёнку твердят о том, кем он должен стать, когда вырастет; об эгоистичных желаниях родителей, которые упустили шанс реализоваться в какой-либо профессии, потому и хотят теперь этого от детей; о неосведомлённости старшего поколения касательно современных профессий В таких ситуациях нужно уметь настоять на своём.

Выбирая профессию, требующую определенного уровня физического здоровья, не стоит игнорировать медицинские показания. Если врачи говорят, что твоему организму будет тяжело переносить нагрузки, которые предполагает выбранная тобой профессия, необходимо с ними согласиться. Это один из редких случаев, когда стоит найти в себе силы отказаться от мечты.

Выбирать профессию по зарплате

Последний спорный момент затрагивает тему денег. Многие не согласятся с тем, что ориентироваться на высокую зарплату глупо. Но мы не будем переубеждать. Просто оставим здесь цитату Джона Девисона Рокфеллера — первого долларового миллиардера в истории человечества, который уж точно знал, как правильно расставлять приоритеты.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: