Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Как бороться с травлей в школе

Во время травли, какой бы она ни была, жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Ребёнок может стать изгоем для одноклассников лишь потому, что не в силах дать отпор группе сверстников. Правила дикой стаи, которая может лишить жизни более слабого сородича, увы, действует и во взаимоотношениях школьников. Подобные ситуации, в которые вовремя не вмешаются взрослые, могут закончиться самоубийством несовершеннолетнего.

«Необходимо вмешательство учителей и родителей, которые помогут ребёнку и поддержат его. Если подросток столкнулся с агрессией в школе, то обращаться нужно именно к руководству учебного заведения. Важно иметь доказательства травли: скриншоты сообщений, которые присылают ребёнку в соцсетях, справки о побоях или намеренно испорченные задирами вещи. С собранной доказательной базой идите к классному руководителю. Привлекайте родителей учеников, которые организовывают травлю», — советует адвокат по уголовным делам Вадим Кутиков.

Если родители агрессивных детей не примут необходимые меры, а классный руководитель заявит, что подростки сами могут разобраться в своих проблемах, необходимо задействовать школьного психолога, который даст заключение о том, что ситуация наносит ребёнку моральный вред. Любой визит необходимо подкреплять документально: от психолога — справка, в адрес директора — жалоба. Общаться с руководством школы лучше путём бесед, подкреплённых письменными заявлениями. Тогда директору волей-неволей придётся реагировать.

«Следующая инстанция — комиссия по делам несовершеннолетних администрации района, затем очередь департамента образования, прокуратуры и уполномоченного по правам ребёнка. Никто не запрещает обращаться во все инстанции одновременно, возможно, это даже более эффективный метод, чем путь от одного кабинета чиновника в другой», — говорит адвокат по уголовным делам Вадим Кутиков.

Если ребёнка травят дети, которым ещё нет 14 лет, то всю ответственность понесут взрослые. В административном кодексе есть статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». По ней могут привлечь к ответственности как родителей агрессивных учеников, так и руководство школы.

«В том случае, если ученикам, организовавшим травлю, уже есть 14 лет, то они могут понести уголовную ответственность в зависимости от совершённых деяний. Следует отметить, что суды стараются скорее не карать, а исправлять малолетних преступников, стараясь назначать минимальное наказание, особенно в отношении тех подростков, которых привлекли впервые», — уверен адвокат по уголовным делам Вадим Кутиков.

Что со мной не так: разбираем, как бороться с травлей в школе

Советы психологов, юристов и самих пострадавших детей

02.05.2019 в 13:50, просмотров: 747

Фу, толстуха! Эй, ботан! Да свали уже отсюда! Не один школьник слышал такие фразочки в свой адрес. Сегодня мы взяли для обсуждения одну из самых актуальных и «болезненных» тем – травлю. Жертва такой ситуации, как правило, не в силах защитить себя сама, именно поэтому, таким людям часто нужна помощь как психологическая, так и правовая.

Травля или буллинг (с англ.bullying) – агрессивное давление психологического и/или физического характера на одного из членов коллектива. Мы постарались рассмотреть проблему с психологической и юридической сторон, а также с точки зрения ребят, попадавших в такую ситуацию. Попытаемся разобраться, что делать, куда обращаться, где просить помощи, если ты оказался в опасной ситуации.

Их много, а ты один

Начнем мы рассматривать тему с психологической точки зрения – квалифицированный психолог Екатерина Ершова рассказала, какие меры можно предпринимать при травле.

– Что делать подростку, если он оказался жертвой угнетения?

– Первое что необходимо сделать – это обратиться к психологу. Желательно также поделится этой проблемой с родителями. Если есть какие-то более-менее объективные причины травли, такие как высокомерное поведение, оскорбление своих одноклассников и так далее, то в этом случае человеку необходимо поработать над своим поведением. Если же человек ведет себя в коллективе нормально и адекватно, но все равно остается объектом давления, то тут надо работать уже гораздо глубже.

– Какие меры должны принять родители несовершеннолетнего, узнав о том, что он стал объектом травли?

– Все зависит от возраста человека, если это ребенок, который учится в начальной школе, то здесь непосредственно вмешаться нужно родителям: выяснить причину травли, обратиться к классному руководителю. Важно помочь самому ребенку. Если это крайне агрессивный коллектив, тогда ребенка лучше переводить в другую школу. Если это подростковый возраст и старше, то родители должны психологически помочь подростку справиться с этим, но не решать проблему за него.

– Как можно защитить себя в самом процессе угнетения?

– В сам момент психологической травли лучшее средство – просто уход от данной ситуации: не отвечать на провокации. Не нужно вступать в спор и отстаивать себя против толпы. Этим вы ничего не добьетесь. Если начались какие-либо агрессивные физические действия, конечно, нужно защитить себя, но не пытаться всех побить. Помните, что силы не равны – их много, а вы один.

– Как можно помочь человеку, который оказался жертвой унижения?

– Если вы увидели, что происходит сам процесс травли, как психологической, так и физической, то ни в коем случае нельзя проходить мимо. Необязательно становиться человеку другом, поддерживать его во всех жизненных ситуациях и так далее. Нужно просто показать, что вы здесь, вы рядом и можете помочь приостановить сам этот процесс. Человек, который будет в такой ситуации, это оценит. Если каждый человек будет с такой позицией относиться, то вряд ли возникнет этот процесс.

Что в законе

Следующий шаг в решении проблемы – помощь юриста. Мы спросили юридического специалиста Наталью Красных, какие меры может предпринять подросток, если он стал жертвой травли.

– В первую очередь, подросток должен сообщить о трудной ситуации, в которой он оказался, родителям, а затем уже педагогу в школе. Если же педагог или администрация школы помочь не могут, или совсем не предпринимают каких-либо мер, то надо обязательно идти в полицию, в инспекцию по делам несовершеннолетних для подачи заявления о действиях участниках травли.

– Считается ли психологическая травля поводом для обращения к руководству учебного заведения?

– Психологическая травля – это очень серьезно, если своевременно не обратиться к родителям, к администрации учебного заведения или в полицию, подросток, справляясь с такой проблемой в одиночестве, может нанести себе непоправимую травму. Поэтому, с разрешением проблемы, возникшей у конкретного подростка со сверстниками, тянуть нельзя.

– Какое наказание могут получить зачинщики унижения?

– Одно из главных препятствий, мешающих наказать зачинщиков травли – это их возраст. Согласно законодательству РФ, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию. К сожалению, нередко случается так, что эмоциональное или психологическое насилие переходит в физическое и подростка-жертву начинают избивать. В этом случае привлечь зачинщика или участника травли к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет. Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья и жизни пострадавшей стороны. А вот если ребенка избили, то преступление будет квалифицироваться по Уголовному кодексу РФ как «Побои», если же это происходит систематически, то как «Истязание». Если подростку-жертве травли был причинен незначительный вред, скорее всего, разбираться с родителями зачинщика травли будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы.

Нельзя закрывать глаза на травлю. Жизнь ребенка неоценима, и в случае трагического исхода, отвечать придется всем, кому было известно о травле подростка, но они не захотели ему помочь, и нести ответственность, предусмотренную законодательством РФ за неоказание помощи и сокрытие преступления против личности несовершеннолетнего.

Слово детям

А что говорят об этой проблеме сами школьники, которые столкнулись с такой ситуацией? Считают ли они такую проблему актуальной? Как с ней справлялись? Подростки сами рассказали об этом непростом периоде своей жизни.

Иван, 17 лет, Екатеринбург:

Травля началась, когда мне было 8 лет, я был во втором классе. Это случилось, потому что я всегда отличался от других. Я был достаточно толстым, рыжим, да еще и в очках. Я был самым главным объектом унижения. К тому же, чаще всего я не мог нормально постоять за себя, потому что обидчики убегали, а в силу моего лишнего веса, я не мог их догнать и дать отпор. Эта проблема решилась сама с годами. Я повзрослел, перестал реагировать на провокации. Да и мои обидчики повзрослели. Я думаю, что ничего, кроме воспитательных бесед с ними не было, да и наказания особого к ним не применяли. Единственный совет, который я могу дать, запомните, лучший способ победить врага – это сделать его своим другом.

Мария, 18 лет, Кохма:

Первый случай травли произошел в пятом классе. Была я далеко не из богатой семьи, одевали меня, соответственно, бедно. Более красивые девочки меня унижали, смеялись надо мной, толкали, пакостничали. Однажды они даже устроили мне бойкот и пришли в школу с плакатами, на которых были написаны лозунги против меня. Второй случай произошел в девятом классе и дался мне гораздо тяжелее, чем первый. А все из-за конфликта с учителем, после которого меня возненавидела вся школа. Мне кричали вслед гнусные оскорбления, плевали в меня, наезжали не только девочки, но и парни. Я пыталась решать проблему, обращала внимание родителей и учителей на это, они пытались помочь, но это ничего не дало. Вторую же ситуацию я никак не могла решить, абсолютно вся школа была против меня. Директор пыталась мне помочь, она разговаривала с учениками, но это ничего не дало. На мне очень сильно отразилась травля. До сих пор в компании чувствую себя «гадким утенком». Надеюсь, что никто в такую ситуацию не попадет, очень трудно снова адаптироваться в обществе после подобных случаев. Нужно перестать слушать чужое мнение. Мы живем в первую очередь для себя. Только вы имеете право осуждать себя, вы знаете всю истину и знаете себя как никто другой. Не поддавайтесь мнению других людей, не дайте им заглушить ваш внутренний голос.

Надеемся, что с помощью советов профессионалов и ребят, попавших в эту ситуацию, кому-то станет легче справиться с этой ситуаций. Не бойтесь защищать свои права, не забывайте, что вы у вас одни, и не позволяйте никому портить вашу жизнь. Не стесняйтесь и не бойтесь обращаться за помощью к психологам, вам всегда помогут. И главное – не будьте сами агрессорами.

«Нельзя говорить агрессору, что он плохой». Как противостоять буллингу

Новомодным словом «буллинг» обозначают проблему, которая на самом деле существует много лет, – травлю детей и подростков. О том, почему дети проявляют агрессию, как ей противостоять и чем можно помочь жертве психологических атак, «АиФ-Уфа» рассказала директор уфимского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Журавушка» Наталья Казбан.

Хорошо забытое старое

Наталья Кузнецова, «АиФ-Башкортостан»: Наталья Владимировна, бытует мнение, что буллинг – новое явление. Так ли это на самом деле?

Наталья Казбан: Когда я училась в школе, травля тоже была, но это называлось по-другому. Буллинг – это, во-первых, борьба за лидерство, которая была во все времена, во-вторых, это аспект социализации, хотя и с негативной окраской. Социализация – это способность адаптироваться в обществе. А чтобы адаптироваться, нужно уметь позитивно взаимодействовать и общаться с окружающими. Те, кого научили общаться социально приемлемыми способами, умеют выходить из ситуации буллинга с наименьшими потерями. А те, кто этому не обучен, зачастую становятся либо жертвой, либо обидчиком.

– Дети и подростки часто обзывают друг друга, дерутся. Как понять, где заканчивается дружеская потасовка и начинается именно травля?

– Буллинг – не единичный случай агрессии. Это системное явление, которое может выражаться как в психологическом воздействии (насмешки, присвоение кличек, бойкот, социальная изоляция), так и в физическом насилии (удары, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей).

Если ребёнка обидели один раз, достаточно с ним просто поговорить, речь не идёт о том, что ему сразу нужен специалист. То же самое можно сказать о «нелюбимчиках», которые есть везде. Таких детей никто не обижает, с ними просто мало общаются. Если ребёнок сам по себе интроверт, ему самому может быть вполне комфортно в такой ситуации.

Опасные установки

– Какой по складу характера ребёнок больше рискует стать жертвой?

– Закономерности здесь нет: объектом травли может быть любой школьник: и отличник, и двоечник, и ребёнок из обеспеченной семьи, и спортсмен. И самое интересное, что, попав в другой коллектив, агрессор сам может стать жертвой буллинга. То же самое может случиться и со свидетелями – теми, кто просто наблюдает за травлей.

– А почему маленькие «агрессоры» устраивают травлю в школе?

– Многие исследователи считают, что решающую роль играет воспитание в семье. Часто родители дают ребёнку установки: «Ты должен быть сильным, уметь постоять за себя». Кроме того, иногда в семьях родители обзывают друг друга, дерутся, и для ребенка это становится примером поведения.

Иногда и учителя, возможно невольно, провоцируют такие вещи. Они рассуждают так: это временное явление, это пройдет. Не берусь судить о том, как учат в педагогических вузах сейчас, но, когда училась я, о таких проблемах ничего не говорили. Сейчас ситуация начинает понемногу меняться.

– Педагоги сами сообщают вам о буллинге и просят помощи?

– Есть школы, которые обращаются за помощью. Специалисты центра проводят мероприятия по сплочению коллектива, но, прежде чем сплотить, нужно, чтобы класс признал наличие проблемы. Также в школах существует «медиация» (урегулирование споров с участием третьей, нейтральной стороны – Ред.). Но в случае с буллингом это не помогает. Все потому что в медиации два партнера разговаривают на равных, а в буллинге один агрессор, второй – жертва.

Многое зависит от родителей

– Какие наиболее драматичные случаи в вашей практике можете вспомнить?

– В последние несколько лет наиболее распространен кибербуллинг (травля в интернете – Ред.). Была ситуация, когда подросток просто спросил домашнее задание в чате. За одну эту фразу зацепились, и полились оскорбления вплоть до нецензурных слов. При этом в реальной жизни никакой травли не было, хотя в таких случаях бывает по-разному. Подросток показал переписку маме, которая обратилась к нам за помощью.

Жестокий случай произошёл в одном из районов Башкирии. Одна девочка чем-то не понравилась одноклассницам, они выложили её фотографии в сеть, сопроводив надписью, что она занимается проституцией. Эта «новость» быстро распространилась на весь район, в итоге девочка в буквальном смысле не могла выйти из дома. В этом случае грамотно среагировала мама, виновных поставили на учёт в отдел по делам несовершеннолетних.

– А если подросток не делится с родителями своими проблемами? По каким признакам можно понять, что он жертва?

– Он может начать отказываться посещать школу или уходить, но не приходить туда. Меняется эмоциональное состояние, появляется замкнутость, слёзы, в более старшем возрасте – агрессия.

– Как действовать жертве, родителям, педагогам в случае травли?

– Педагоги должны относиться ко всем одинаково. Не стоит говорить агрессору, что он плохой, или повышать авторитет жертвы, потому что это может озлобить агрессора. Надо собрать весь класс и договориться, что есть нормы поведения, правила отношения друг к другу. Эту беседу может провести классный руководитель или психолог. Параллельно, конечно, нужно поработать с родителями.

– А перевод ребёнка в другую школу? Этот вариант работает?

– К этому все относятся по-разному, но, думаю, это не выход. Ведь ситуация может легко повториться и в новой школе.

Последствия остаются

– Предусмотрена ли какая-то ответственность за травлю?

– Если агрессору меньше 14 лет, привлечь можно родителей или администрацию школу по статье за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. С 14 лет наступает частичная личная ответственность – по статьям за умышленное причинение вреда здоровью, кражу, грабёж, вымогательство, разбой и вандализм. С 16 лет ответственность наступает в полной мере: за истязание, доведение до самоубийства, побои, клевету.

– Но дети взрослеют. Проходит ли буллинг бесследно для его участников?

– Нет, последствия остаются всегда и у всех. У жертвы это, как правило, заниженная самооценка, депрессивные состояния. У агрессора и наблюдателей – чувство вины. Оно появляется позже, когда дети взрослеют.

– Возможно ли полностью ликвидировать это опасное явление в школах?

– Его можно минимизировать. Примечательно, что в кружках и секциях, где дети объединены по интересам, такой проблемы нет в принципе. Это проблема коллектива, сформированного по случайному принципу. Поэтому уже с первого класса нужно начинать работу по сплочению коллектива, объединять детей общими интересами. В этом случае, даже если в класс придёт агрессор, его не примут: он будет вынужден либо согласиться с существующими правилами, либо уйти.

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, – это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей. Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка (спортивные секции, постоянное общение ребенка с родителями, семейные хобби)

Что делать, если ребенка травят в школе

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Новости о жестокости школьников по отношению к другим уже мало кого удивляют, а должны бы. Из самых последних — ужасный случай, произошедший в Пермском крае.

В социальной сети “ВКонтакте” появилось видео, где группа подростков издевается над школьницей. На записи видно, как они пинают девочку, поджигают ей волосы, ругаются матом. Та просит их прекратить и плачет. Сейчас эту шокирующую видеозапись проверяют полицейские города Березники.

Подобными видео, впрочем, интернет давно переполнен, но чаще всего дело ограничивается возмущенными комментариями пользователей, и лишь некоторые из подобных историй доходят до суда.

Еще одна проверка началась в Москве — и тоже из-за жестокого видео с участием школьников. В интернете были размещены кадры, на которых ученики Центра содействия семейному воспитанию “Вера. Надежда. Любовь” (детский дом № 18) бьют друг друга палкой. При этом, по данным московского департамента труда и соцзащиты, на спортивной площадке, где была драка, находились трое воспитателей, которые не отреагировали на происходящее. В результате уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой была инициирована проверка детского дома.

“Если же следов насилия нет, а ребенок молчит, то добиться возбуждения уголовного дела будет сложно, — считает Олег Сухов. — Тогда лучше всего обратиться к детскому психологу: он сможет потом подтвердить жалобы ребенка на насилие”.

В случае причинения какого-либо вреда стоит писать заявление в полицию — чем больше таких заявлений, тем больше шансов, что будут приняты меры, считают специалисты.

Безусловно, истории с жестокими издевательствами и записью избиения на видео все-таки встречаются гораздо реже, чем привычная школьная травля: наверное, в каждом классе за 11 лет обучения найдутся дети и подростки, оскорбляющие слабых или хамящие учителям.

Травля может быть вообще неявной, практически невидимой: игнорирование одноклассника, отказ с ним общаться — тоже агрессивное и оскорбительное поведение, которое может задеть и обидеть не меньше ссор и драк.

Узнав, что ребенка травят или что ему, к примеру, объявляют негласный бойкот, родителям нужно сразу включаться в решение этой проблемы — чем раньше, тем лучше. И не стоит оправдывать свое бездействие нежеланием идти на некий потенциальный скандал: ведь кто, если не родители, в первую очередь должны быть заинтересованы в защите своих детей?

Как действовать родителям

О проблемах ребенка в школе родители могут узнать последними — все зависит от того, есть ли в семье доверие, внимание друг к другу, достаточно ли времени уделяют родители своим детям. Если поведение ребенка изменилось, если он стал замкнутым и молчаливым или нервным, бурно на все реагирующим, — это повод срочно с ним откровенно, но аккуратно поговорить.

Следующий шаг — разговор с классным руководителем и руководством школы. Учителя должны (именно должны) разобрать эту ситуацию и обязательно связаться с родителями обидчика.

Александра с мужем как могли пытались помочь сыну, обсуждали с ним его проблемы, обращались за помощью к учителям и психологам, но в результате пришлось менять школу, и не одну.
“Учителям, руководству школы очень важно суметь достучаться до родителей обидчиков. Чаще всего совсем уж отъявленные хулиганы — все-таки из неблагополучных семей, — считает Константин Ольховой, много лет проработавший психологом-психиатром в московской школе для детей с девиантным поведением. — В полиции есть ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), а при районных управах — КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), туда может обратиться школа, туда могут обратиться родители жертвы травли, если все меры педагогического и административного воздействия в школе уже использованы. После чего хулиган ставится на учет, а позже можно завести уголовное дело, могут быть выписаны штрафы его родителям”.

Однако, по словам психолога, надо понимать, что встречаются дети, которые из-за особенностей психики неуправляемы. В этом случае уже просто воздействием на его родителей и обращением в КДН проблему не решить — нужно задействовать специалистов-психиатров.

Что должны делать учителя

Со школьной травлей в каждой стране, точнее даже в каждой отдельной школе, борются по-своему. Очень многое зависит от руководства учебных заведений. Где-то проводятся специальные занятия, на которых школьники сами откровенно рассказывают о проблемах в классе и пытаются их вместе с учителем решить. Где-то директор обязательно встречается с родителями, при этом администрация школы может занимать очень жесткую позицию по отношению к ученикам, которые травят и оскорбляют других.

Но абсолютно очевидно, что подобной профилактикой школьного буллинга (травли) нужно заниматься с самого начала обучения, потом будет просто поздно. При этом психологическая помощь нужна не только жертве, но и зачинщикам.

Чаще всего, по мнению Ольги Юрковской, проблемные дети живут в неблагополучных семьях, где сами сталкиваются с насилием, или в семьях, где на них оказывают слишком сильное давление.

“На таких детей обычно влияет жесткое воздействие со стороны взрослого. Для этого можно попросить поговорить с ребенком, например, знакомого полицейского”, — считает Юрковская.

Естественно, подросткам, для которых агрессия уже стала нормой жизни (и в семье, и в соцсетях, и, допустим, в кино), объяснять, что обижать и оскорблять одноклассников недопустимо, — чрезвычайно трудно, но возможно.

Если педагог помнит, что перед ним — плохо воспитанный ребенок с иным жизненным опытом, ему сразу становится намного легче общаться с таким учеником, отмечает психолог. Но как только учитель обижается — он проиграл автоматически.

“Меры принимать надо, — считает Константин Ольховой. Вспомним, к примеру, что Антон Семенович Макаренко, гениальный педагог, работал с совершенно отмороженными, извините, беспризорниками, но хотел и умел выстраивать с ними отношения. Стоит перечитать, как ему это удавалось”.

Буллинг в школе: как остановить детскую травлю?

Часто преподаватели отмалчиваются и не вмешиваются, когда одного из школьников открыто травят одноклассники, задирают его, обзывают и унижают.

Если обидчикам все сходит с рук, они переходят к более жестоким формам буллинга. Поэтому важно пресекать подобные проявления агрессии. Для начала стоит выяснить, что такое буллинг в школе и на работе.

Что это такое

Чтобы понять сущность и способы противостояния буллингу, стоит обратиться к определению термина. Данное понятие означает намеренную и постоянную травлю , где силы обиженного и агрессора явно не равны.

Сюда относятся:

  • угрозы;
  • оскорбления;
  • унижения;
  • высмеивание;
  • шантаж;
  • вымогательство;
  • воровство;
  • драки;
  • присвоение чужих успехов;
  • изнурение сотрудника;
  • напоминание о прошлых ошибках.

Особенно остро проявляется жестокость среди подростков на фоне противоречий в характерах детей. Большую роль при этом играют внутренние и внешние условия развития.

Моббинг и буллинг

Эти два понятия тесно связаны между собой. Моббинг , в отличие от буллинга , характеризуется менее радикальными формами агрессии. Это могут быть сплетни, обзывания и непристойные шутки над объектом насмешек.

Оба вида травли характеризуются следующими признаками:

  • неравные силы жертвы и обидчика;
  • повторяемость травли;
  • эмоциональная реакция жертвы.

Психологи утверждают, что буллинг всегда начинает один человек, который старается утвердить свой авторитет, просто развлечься, выместить злобу или получить выгоду .

Окружающие, наблюдая за этими действиями, либо пытаются вмешаться, либо игнорируют их.

Если жертва не сопротивляется, а преподаватель не пресекает травлю, остальные дети чувствуют себя беспомощными, и сочувствие к человеку может перейти в равнодушие и даже раздражение. Они не испытывают особого удовольствия от того, что травят слабого, однако подключились за компанию, чтобы буллинг не коснулся их.

  • Чаще всего с подобным проявлением жестокости сталкиваются дети в школах , где уважительное отношение к другим не является нормой, а оскорбление не считается тяжелым нарушением. Обычно жертвами буллинга становятся слабые и скромные ученики. В некоторых случаях подвергаются психологической травле успешные и целеустремленные люди. Это объясняется завистью окружающих.
  • Те же самые причины толкают коллег на занятия буллингом. С его помощью люди скрывают свою несостоятельность, неполноценность и слабости. Травля на работе обычно возникает в плохих условиях труда, когда не хватает рабочих мест, слишком тесное помещение.

Буллинг на работе

Человек, который занимается буллингом на работе, пытается доказать, что жертва глупа и не важна для коллектива. Часто он доходит до открытых унижений, обвиняет и оскорбляет коллегу.

Часто коллектив поддерживает нападающего и присоединяется к издевательствам, особенно, если буллингом занимается руководитель. Такое поведение может быть следствием страха потерять свое место.

Очень сложно противостоять травле на работе. Большинство коллег принимают нейтральную позицию и предпочитают не заступаться за жертву.

Травля в школе

В любом учебном заведении есть дети, которых любят обижать, бить и обзывать. Как правило, это физически слабые подростки и малыши.

Жертвами буллинга могут стать и другие:

  • двоечники;
  • отличники;
  • любимчики преподавателей;
  • ябеды;
  • инвалиды;
  • новички.

Иногда конкретные основания для агрессии отсутствуют, поэтому объектом травли может стать любой ученик.

Часто в роли наблюдателей выступают сами учителя, которых не заботит то, что происходит в классе. Иногда преподаватель сам становится инициатором травли, когда унижает школьника.

Сегодня масштабы травли все заметнее. В 11-летнем возрасте более 40% детей становятся объектом издевательств, в 15 лет – более 25 %. Почти половина школьников была замечена в занятии буллингом.

Травля в интернете

Сегодня появилась новая разновидность травли – кибербуллинг . В нем используются те же методы психологического насилия, что и в реальности.

Жертву преследуют в соцсетях, высылают на электронный ящик оскорбления и угрозы, неоднозначные изображения, распространяют слухи.

Травля девушек и парней через интернет опасна по следующим причинам:

  • легкое привлечение новых участников;
  • отсутствие временных и географических ограничений;
  • безнаказанность за буллинг.

Что делать?

Если началась травля ребенка в школе учениками, родители в первую очередь должны сходить в учебное заведение и поговорить с учителями.

Необходимо посмотреть, как ведет себя подросток во время урока и перемены, с кем общается и о чем говорит. Не лишним будет обратиться к школьному психологу.

Каждый учитель должен знать, как остановить детскую травлю. Если он настроен на поддержание дисциплины, то нужно поговорить вместе с обидчиками и их родителями.

Следующие правила подскажут родителям, как бороться с буллингом:

  1. Если малыш напуган и не хочет идти в школу, не нужно его заставлять.
  2. В некоторых случаях лучше перевести ребенка в другую школу или класс.
  3. Если у подростка развивается депрессия, необходимо срочно обратиться к специалистам.
  4. Необходимо привить ребенку методы психологической защиты, научить общению со сверстниками, отстаиванию своей позиции.
  5. Необходимо напоминать ему о том, что есть люди, с которыми он хорошо дружит. Нужно постараться вместе выяснить причины агрессии со стороны одноклассников.
  6. Чтобы повысить авторитет своего ребенка, родители должны наладить контакт с его учителями и одноклассниками, участвовать в школьных мероприятиях, приглашать в гости его друзей.

Если не получится найти поддержки у администрации школы, необходимо обращаться в вышестоящие органы: региональное МО, департамент образования, прокуратуру.

Если будет доказано, что работники школы бездействовали, они могут понести административную и уголовную ответственность.

К сожалению, невозможно полностью избежать гнева, жестокости и обид окружающих. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы научить подростка взаимодействовать с другими членами общества. Ребенок должен уметь не поддаваться на провокации и с юмором относиться к своим неудачам. Он должен быть уверен, что родители всегда придут к нему на помощь и поддержат в трудную минуту.

Инструкция: что делать, если ребенка травят в школе

Как начать с ребенком разговор о буллинге, вывести его на откровенную беседу и постараться решить проблему.

Буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля — это проблема всего класса, а не одного ребенка. С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Появляются ресурсы, где можно узнать об этой проблеме больше и постараться ее решить. Часто родители не знают, с чего начать разговор с ребенком, и что ему посоветовать. Наталья Ремиш, писатель и автор проекта «Детям о важном», рассказывает, как можно решить проблему травли и помочь своему ребенку.

Как вывести ребенка на диалог

Чтобы понять, что творится у ребенка в школе или любом другом детском коллективе, важно выделять время на такие разговоры. Не сваливаться вдруг с вопросом «С кем ты дружишь в школе?», когда ребенок уже в 5-м классе, а регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятного, что не понравилось. В любых отношениях доверие строится поступательно. Если у вас есть контакт и подобные разговоры – часть семейной культуры общения, ребенок сам расскажет о сложностях с одноклассниками. Если же такой культуры нет, начните вводить ее как можно скорее. Здесь важно не давать никаких оценок. Часто родители считают своим долгом оценить полученную от ребенка информацию, сопроводив ее наставлениями. Это работает до определенного возраста, но когда ребенок начинает чувствовать себя взрослым, он перестает воспринимать нотации, отвечает «Все нормально» и уходит в свою комнату.

Что важно в первую очередь

Важно проговорить с ребенком ситуацию, расспросить, что именно случилось, и отнестись серьезно к его словам, дав понять, что вы понимаете его боль. Скажите ребенку, что это неправильно и так не должно быть. Важно донести до ребенка, что психологическое насилие – это тоже насилие, и уязвленные чувства маленького человека обоснованы. Сейчас ему важно, чтобы его поняли и приняли.

Как вести беседу

Слушайте внимательно, не перебивайте, задавайте простые вопросы: «Что было потом? Что ты ответил?» Скорее всего, вы будете испытывать весь спектр негативных чувств, но ребенку важно видеть, что вы можете спокойно принять эту информацию и так же спокойно начать решать проблему. Реакция родителя иногда страшнее, чем произошедшее. Резюмируйте сказанное, проявив эмпатию: «Вы были в зале, Ваня тебя толкнул, Саша тоже. Это очень неприятно. Представляю, как ты себя чувствовал». Подчеркните, что дело не в нем: «Ты же понимаешь, что он так поступил не потому, что ты медленно бегаешь, а потому что у него, скорее всего, какие-то проблемы дома. Но это не дает ему права так себя вести». Предложите помощь, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и он под защитой. Обсудите, что вам нужно будет поговорить с учителем, с разрешения ребенка.

Объясните ребенку, что дело не в нем

Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.

Поблагодарите за откровенность

Возможно, ребенку было нелегко это сказать. Скажите ему: «Спасибо, что доверился мне, я это ценю». Обратите внимание ребенка на то, что никто не должен терпеть насилие, и он не обязан молчать и отказываться от защиты взрослых только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же обращаемся за помощью, когда нам тяжело нести сумку или когда не можем решить задачу. Ситуацию с буллингом тоже сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость.

Обсудите, как ребенку вести себя, когда он один

В европейских школах детей учат простым шагам. Если им что-то неприятно, они выставляют вперед руку и говорят: «Стоп, мне это неприятно». Казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора: он понимает, что его поведение не достигает цели.

Дети нередко стараются понравиться тем, кто их обижает, и это только провоцирует агрессора. Поэтому, если травля продолжается, рекомендуют физически дистанцироваться от группы, стараться заводить друзей и держаться поближе к ним. Собрав вокруг себя команду, можно отпугнуть агрессора.

Поговорите с учителем

Травля — это проблема всего класса, и учитель, несомненно, главная фигура в образовательном процессе. Нужно спокойно побеседовать с учителем, описать свое видение со слов ребенка, рассказать о его эмоциональном состоянии и спросить мнение преподавателя. Разговор ни в коем случае не должен носить обвинительный характер, потому что агрессия вызовет ответную агрессию. Договоритесь о следующих, возможно, совместных шагах.

Если ничего не помогает

Если ситуация не меняется, ведите записи, делайте фотографии поврежденного имущества (порванный рюкзак или тетрадь). Если это кибербуллинг и травля происходит в Сети, делайте скрины. Поговорите с родителями других учеников — возможно, их дети тоже подвергаются насилию. В таком случае вы сможете действовать сообща. Идите к директору, подавайте письменные обращения и принимайте ответы в такой же форме. Проблему буллинга должна решать школа.

Почему ребенку бывает сложно рассказать родителям, что он стал жертвой травли

Родители могут согласиться с обидчиком

«Я признаюсь, что меня зовут толстым/лохом/очкариком, и мама мне опять напомнит о том, что надо меньше есть/по-другому одеваться/не сидеть близко к компьютеру». Если вы регулярно ругаете ребенка, он побоится идти к вам с очередной проблемой. Позитивное подкрепление — очень важный фактор в отношениях. Оно основано на том, что во время общения с ребенком вы делаете фокус не на плохом, а на хорошем: не ругаете его за не вынесенный мусор, а хвалите, что помыл тарелку. После хороших слов можно так же по-доброму напомнить: «Мусор не забудь выкинуть, пожалуйста». Так ребенок не будет бояться сказать вам, что в школе указывают на его больные точки. Он не станет ожидать от вас того же.

Могут упрекнуть в несостоятельности

«Я скажу, а мама и папа назовут меня слабаком, трусом, скажут, что я не могу дать сдачи». Больно и страшно получить еще один упрек, когда тебе и так плохо. Буллинг – это всегда большинство против меньшинства, поэтому ребенок действительно не может за себя постоять. Если родители будут ожидать от него ответного насилия, к страху идти в школу добавится страх возвращаться домой: ребенок будет думать, что он не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Посыл «дай сдачи» — это побуждение к агрессии, а любая агрессия вызывает ответную. Конечно, есть шанс, что, ударив противника или обозвав его другим жестоким словом, ребенок эту агрессию остановит, но это, скорее всего, временное явление.

Они обесценят чувства

Родители не знают, как реагировать на боль ребенка, и потому нередко ее обесценивают. Кажется, что, сказав: «Они дураки, не обращай внимание», мы снизим градус трагизма. Это похоже на ситуацию, в которой маленький ребенок падает, а родители успокаивают его словами: «Ну ничего же не произошло. Ты совсем не ударился». На самом деле получается обратная ситуация: ребенку плохо, а мы таким образом говорим ему, что его чувства не значимы.

Страх, что родители пойдут разбираться

Ребенок боится, что вмешательство родителей приведет к еще большему позору и буллингу. Он не скажет о своих больных точках, если не рассчитывает на понимание с вашей стороны. У него должен быть опыт позитивных разговоров на сложные для него темы, чтобы он не побоялся прийти к вам с темой травли. В большинстве случаев нужно спокойно принимать его проблемы, выслушивать их и не давить нравоучениями. Только так можно выстроить доверие.

«Детям о важном» — некоммерческий проект, созданный группой психологов. По замыслу авторов, проект должен стать карманным справочником для каждой семьи: научить родителей разговаривать с детьми на сложные темы и сделать общение более искренним и открытым. Многие вопросы освещаются в книге Натальи Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других».

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Фотография: Олег Астахов

Хочу рассказать о том, как в американских школах идет тема буллинга (травли). Это будет длинный рассказ, извините, но и тема непростая.

Утром была встреча в школе по поводу буллинга.

Я на этой встрече под конец плакала и утирала слезы рукавом, потом нашла салфетки, потом в машине еще всплакнула, потом студентам на эмоциях по скайпу рассказала обо всем (глаза красные, они такие Екатерина АААа, такие сопереживания, обсуждения, такой невероятный обмен мнениями и эмоциями), потом забрала детей из школы, поехали купили Марку новый футбольный мяч, приготовила огромную бадью чили, вот уже ночь у нас, темная ночь, алабамская, а меня все потряхивает, не отпускает.

Вообще, про буллинг детям начали рассказывать еще в K-Grade (это типа нулевка, класс ниже первого, в нем учатся дети 5-6 лет).

Рассказывали элементарно, в простых понятиях: держи свои руки, ноги и слова при себе. Вот именно так, дословно: РУКИ, НОГИ и СЛОВА.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Что мне понравилось: уже пятилеткам объясняли, что обидеть другого можно не только действием (дракой, насилием), но и словом.

Уже в 5 лет дети понимали, что можно обидеть и словесно, надо осторожно и уважительно относиться к товарищам в разговорах и держаться вежливо.

Уже в 5 лет они это усвоили, помню, Дина орала, Марк, you’re bullying! Если он не давал ей свою игрушку, к примеру, Марк страшно обижался: быть bully, задирой – это позорно. Они очень четко поняли, что задирать – это не круто, это не быть героем, это – позорно, фу.

Сегодня состоялось собрание родителей (бабушек-дедушек и опекунов) на тему буллинга, внеочередное.

Дети из-за буллинга кончают жизнь самоубийством.

В основном вешаются, не знаю, почему именно вешаются – то ли лезвия им неприятны, то ли небоскребов в Алабаме мало, чтоб головой вниз, но короче, вешаются дети. На кроватях, в шкафах, в своих уютных детских спаленках на розовых покрывалах и под плакатами Marvel.

Кого-то буллят из-за расы, кого-то – из-за физических недостатков, был один мальчик с ДЦП.

Последний случай произошел недавно, 19 января.

20 или 21 января информация стала открытой, и уже 23 (!) января родители нашей школы получили приглашение на запланированное экстренное собрание на 29 января, в 9 утра или в 5 вечера, на выбор.

Приглашения были разосланы бумажками и продублированы голосовыми сообщениями на телефон и на электронную почту.

Директор нашей школы, мисс Катрина Кинн (святая женщина, хранит ее Бог, в которого она верит, и чтоб ангелы ей пели самые сладкие розовые госпелы после смерти, а я буду петь ей дифирамбы при жизни) сказала в голосовом сообщении: «Родители! Мы столько говорим о буллинге! (и это правда, о буллинге в школе говорят постоянно), мне надоело, что от этого умирают дети! Соберемся и еще раз обсудим!»

Я пришла к 9 утра, было родителей человек 25-30. В основном родители, но было несколько бабушек-дедушек.

Кто-то из родителей пришел с переносками, в которых дрыхли младенчики, младшие дети, которых не с кем дома оставить.

Это, кстати, вообще нормальная практика в Америке – таскать с собой младенцев везде, они социализируются прямо с двухнедельного возраста.

Нам дали листочки для розыгрыша призов – это тоже очень американская практика, indoor prizes – типа на любом мероприятии разыгрываются какие-то подарки-призы, нас ждал стол с бутылочками воды, шоколадными и овсяными печеньками, коробка с пачками чипсов (угощайтесь), и собрание началось.

А, кстати, у всех на столах, для каждого родителя был заготовлен пакет листочков: повестка встречи (от нее, к слову, ни на минуту не отклонились в итоге: спикеры, презентации, вопросы и ответы), буклеты на тему травли и бумажки с контактами, куда обращаться.

Мой кумир, директор школы мисс Кинн сказала короткую речь о том, что буллинг – страшная и позорная особенность наших реалий, и от нее к тому же гибнут наши дети, и вот давайте разберемся.

Выступил товарищ из социальной службы, мистер Патрик. Он с напарницей курирует 84 школы графства Мобил на предмет травли.

Все случаи, подозрения, разбирательства – все к нему. Он готовит дело, ведет разговоры и в зависимости от обстоятельств, либо закрывает его на своем уровне, либо запускает наверх.

Выше – уже судебное разбирательство, за травлю предусмотрена административная ответственность.

Мистер Патрик был с презентацией на экране:

— что такое травля и чем отличается от бытового конфликта.

Мы должны это понимать и различать, чтобы не пытаться засадить в тюрьму ребенка, который у одноклассника стырил пирожок.

Дети есть дети, кто-то кому-то нагрубил или сказал: ой ты вонючка, ой у тебя прическа страшная – это бытовой конфликт, это НОРМА. Это — социализация.

Буллинг – это ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ И НАМЕРЕННОЕ унижение человека.

— Какие бывают виды буллинга (физический, вербальный, социальный и кибербуллинг). С физическим и вербальным ясно, кибербуллинг тоже – травля в соцсетях или чатиках в играх, а что такое социальный? Это типа: не садись за мой стол, нельзя, это стол для крутышек. Или (помните кино Mean Girls?): по средам мы носим розовое, если ты не в розовом, ты мудак. Это и есть социальный буллинг.

— Как распознать, что твоего ребенка буллят?
— Как понять, что именно твоя сладкий бэби и есть задира, bully?
— Что делать, к кому бежать, куда звонить?
— Если твоего ребенка буллят: как с ним поговорить, как объяснить, какие действия ОН, ребенок, должен предпринять?

Вся презентация была очень четкая, ясная, прямо алгоритм 1-2-3, с телефонами, мейлами. Не можете или не хотите звонить или писать мейл – заполните форму на ресепшене в школе (да, у нас в школе есть ресепшен).

Потом выступали другие товарищи из системы образования, рассказывали, что и как. Тоже все по делу: 1-2-3, как действовать, что делать.

Рассказали даже про секстинг: по статистике, 69% (тут все родители хихикнули, ну надо же, прямо 69) тинейджеров занимается секстингом, что с этим делать (не в плане бороться – бороться не надо, а вот что делать).

Каждый выступающий говорил: Родители! Мы здесь, чтобы решать ваши проблемы, которые, собственно, наши проблемы.

Мы здесь, чтобы помогать.

Мы здесь – и вот мой мобильный, мой е-мэйл, и вот я здесь, рассказывайте.

И родители рассказывали, у кого, что и как.

Мисс Кинн, святая женщина, директор, выдавала свои вкрапления: родители! Мы здесь, и я здесь. (Кстати, ее мобильный и адрес электронной почте также в общем доступе, ей можно в принципе написать или позвонить в любой момент).

Я уже третий год наблюдаю, что школа не берет на себя обязательства типа: мы ваших детей научим физике-химии-математике, а вот воспитывать должны вы, родители, нет!
Школа постоянно и убедительно долбит: родители, мы воспитываем НАШИХ детей ВМЕСТЕ!
Родители, мы ВМЕСТЕ ответственны за НАШИХ детей!
Мы их растим и следим за тем, чтобы они обучались и росли продуктивно, эффективно и безопасно.

Вот это ВМЕСТЕ – прямо кредо школы.

Потом показали небольшой ролик про детей, которые покончили с собой из-за травли, ну тут, конечно, мы с родителями сильно намочили пол в школьном кафетерии, где проходила встреча – плакали почти все.
Показали этих детишек… малыши же, 8-9-10 лет… забавные, лапочки такие… уже неживые… ох….

Потом нам раздали небольшие подарочки: ручки с лого школы, матерчатые сумочки, потом сказали: родители, у нас тут осталась уйма чипсов, бутылок воды и печенек, пожалуйста, заберите с собой в машину – и мы разошлись.

Мы разошлись – но мы не разошлись.

Мы не разошлись во мнениях.

И мы не разошлись в векторе действий.

У меня не на минуту не было ощущения формальности собрания (как мой студент предположил: говорит, Екатерина, ну конечно, недавно малыш повесился, и все такие срочно по всей Алабаме давай для галочки собрания собирать, а потом Трампу отчитаться) – НЕТ!

Собрания для родителей – постоянны: и по делу, и по праздникам, я каждый месяц хоть раз, да бываю в школе.

Кроме того, каждую пятницу (это прямо формализовано и узаконено Кодексом нашей школы) родители могут прийти и пообедать со своим чадом в школьной столовке, именно по пятницам, такая вот традиция.

Директор отчитывается по школьным делам постоянно: на сайте, присылают бумажки по любому поводу обо всех мероприятиях, голосовые сообщения на телефон и на электронную почту.

Огромная прозрачность всего процесса.
Огромная общность.
Огромная, что ни говори – радость.

А, кстати! Алабама по американскому рейтингу школьного образования занимает одну из самых низких позиций в США – 47 или 48 место среди 50!
И я в диком восторге, находясь на дне рейтинга!

А что там на 30-м месте, например? А на 15-м? А на первом?

Детский буллинг как разновидность насилия. Проблема детского буллинга (травли) в школе

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob— толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа. Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога. Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе». Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют — проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой — нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля — это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг — это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф — что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Рекомендации для работы с травлей:

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Безопасная школа: как будут наказывать за буллинг детей

Новости о насилии в школах стали чуть ли не обыденностью. В последнее время ученики не только издеваются над сверстниками, но и снимают это на видео и выкладывают в социальные сети, тем самым травмируя свою жертву не только физически, но и психологически. Недавно принятый закон меняет подход к решению проблемы.

Какое наказание предусмотрено в новом законе о противодействии буллингу и насколько сложно будет привлечь к ответственности виновных, узнавал 24 канал.

Неоправданная жестокость

Случай, который произошел в Одесской области, поразил своей жестокостью даже полицейских. На видео, которое правоохранители нашли во всемирной сети, они увидели, как несколько девочек избивают свою одноклассницу, а другие просто наблюдают за ними. Самое ужасное, что дети не только не стыдились своего поступка, а даже выложили видео побоев в социальные сети. Как оказалось позже, сначала подростки выясняли отношения словесно, а через несколько дней одна из них, заручившись поддержкой подруг, устроила с другой драку. Причиной конфликта стал парень, который ранее встречался с одной из нападающих ,а затем “переметнулся” к другой. Полиция разобралась в ситуации, и привлекла к административной ответственности родителей нападавшей – за невыполнения ими обязанностей по воспитанию детей.

В этом случае родителей нападавшей наказали, но так происходит не всегда. Часто, чтобы избежать дальнейшего развития конфликта, родители пострадавшего ребенка переводят в другую школу. Ведь даже если ребенка и не бьют, то травят, и он не может оставаться в коллективе.


Беспокойство родителей должны вызывать не только синяки, но и частые жалобы на сверстников

Однако буллинг – это не только избиение, но и моральное издевательство над ребенком. Вызывать беспокойство у родителей и учителей должны не только синяки, но и испорченные вещи или жалобы на травлю. Школьные драчуны – это в основном неуравновешенные и склонные к насилию дети. Их цель – систематическое унижение избранных детей ради доказательства превосходства над всем коллективом.

Буллинг или травля – разновидность психологического или физического насилия со стороны человека или группы людей, которые имеют определенные преимущества над другими. Такое насилие не имеет целью самозащиту.

Наказать драчуна

Недавно Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия буллингу”. Этот закон предусматривает четкий алгоритм действий на случай травли.

Прежде всего, если ребенок стал свидетелем буллинга в школе он может рассказать об этом учителю, родителям или директору. Правда, и до принятия закона никто не запрещал это делать.

Также пострадавший может обратиться в социальную службу по вопросам семьи, детей и молодежи, на горячую линию “Ла Страда – Украина” по противодействию насилию в семье или по защите прав детей, Национальной полиции или Центра предоставления бесплатной правовой помощи.


​О случаях буллинга учитель должен сразу сообщить руководству школы

Если педагог или другой работник учебного заведения стал свидетелем буллинга, он обязан письменно проинформировать об этом руководителя школы. Это делается независимо от того, пожаловалась ему жертва или нет. Руководитель должен рассмотреть обращение и выяснить, что на самом деле произошло. Затем созвать заседание комиссии по рассмотрению случаев буллинга и решить – что делать дальше. Состоять такая комиссия может из психолога, учителей, социального педагога, родителей пострадавшего и “обвиняемого”, руководителя учебного заведения и других заинтересованных.

Социальный педагог – специалист, в компетенцию которого входит оказание педагогической, психологической, психотерапевтической и социальной помощи тем, кто в ней нуждается.

Если после заседания, комиссия пришла к выводу, что речь идет именно о буллинге, а не одноразовом конфликте, руководитель школы должен сообщить об этом случае уполномоченному подразделению органов Национальной полиции Украины и службу по делам детей.

Если родители пострадавшего ребенка не признают результаты рассмотрения комиссии, они могут обратиться в полицию.

Законодательные новации

Оценивая недавно принятый закон юристы отмечают, что он содержит много положительных норм, но есть нюансы, которые могут нивелировать весь позитив.

Положительным является то, что определено само понятие и ответственность за травлю. Очерчен круг тех, кто должен реагировать и пресекать подобное. Также пошагово выписанная процедура сообщения о таких случаях, определены адресаты рассмотрения заявлений и ответственность как за травлю, так и за отсутствие реакции на такое событие. Как известно из статистических данных, большинство людей во время учебы хоть раз были если не мишенью травли, то свидетелем,
– рассказывает юрист ЮКК “Де-Юре” Владимир Данилин.


С детьми нужно, прежде всего, разговаривать и рассказывать – как нужно себя вести

Основным минусом закона юрист считает то, что закон направлен на ликвидацию буллинга и наказание за травлю, но более эффективным было бы предупреждение буллинга. В частности, проведение разъяснительной работы среди учащихся и учителей, что такое травля, ее признаки и пути предупреждения. Указанные идеи базово заложены в законе, однако будут ли они реализованы, будет ли разрабатываться план мероприятий, направленных на противодействие и предотвращение травли, как это предусмотрено в законе – вопрос.

Еще одним минусом является то, что предусмотрена ответственность за травлю в образовательной сфере. В то же время, без внимания осталось травля на работе, и тому подобное. Таким образом, имеем пример частичного решения проблемы, так как травля существует не только в учебном процессе,
– добавляет Владимир Данилин

Закон возлагает дополнительную ответственность на родителей детей до 16-ти лет, которые будут издеваться над другим. Однако, эксперты уверены в необходимости проведения дополнительной просветительской работы среди родителей по предупреждению травли их детьми. Кто именно будет проводить эти мероприятия, как часто – эти вопросы остались вне поля зрения законодателя.

В общем, закон скорее направлен на наказание за травлю, чем на ее предупреждение, что является его наибольшим недостатком. Ведь как известно – лучше предотвращать правонарушения, чем потом исправлять последствия.

Больше новостей, касающихся лечения, медицины, питания, здорового образа жизни и многое другое – читайте в разделе Здоровье.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: