Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, – это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей. Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте ГКУ СО КК «Краснодарский СРЦН»!

Создавая этот сайт, мы хотели объединить общие усилия всех, кто связан с нашим центром: воспитанников, родителей, сотрудников, друзей, партнеров, представителей общественности.

Вместе мы способны решить самые серьезные проблемы и преодолеть любые трудности во благо детей.

На страницах нашего сайта Вы можете узнать о деятельности организации, о том, какие социальные услуги мы оказываем, о реализуемых программах, событиях, происходящих в центре.

Надеемся, что информация, с которой Вы познакомитесь, будет интересной и полезной для Вас!

Мы на других сайтах:

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте ГКУ СО КК «Краснодарский СРЦН «Авис»!

Создавая этот сайт, мы хотели объединить общие усилия всех, кто связан с нашим центром: воспитанников, родителей, сотрудников, друзей, партнеров, представителей общественности. Вместе мы способны решить самые серьезные проблемы и преодолеть любые трудности во благо детей. На страницах нашего сайта Вы можете узнать о деятельности учреждения, о том, какие социальные услуги мы оказываем, о реализуемых программах, событиях, происходящих в центре. Надеемся, что информация, с которой Вы познакомитесь, будет интересной и полезной для Вас!

Информация для детей

Этот сайт для детей, родителей и педагогов, направленный на развитие детей и подростков в самых разных сферах жихни.

На страницах нашего сайта Вы можете узнать о деятельности учреждения, о том, какие социальные услуги мы оказываем, о реализуемых программах, инновационных технологиях, о событиях, происходящих в центре.

Информация для родителей

У многих родителей возникает непонимание, почему ранее послушный и покладистый ребенок проявляет непослушание и упрямство, ведет себя демонстративно и вызывающе. Некоторые даже отмечают, что ребенок не реагирует на привычные методы поощрения и наказания.

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности . Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, – это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей . Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, – это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей. Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, — это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей. Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего — постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Буллинг в школе

– Дети не любят тех, кто от них отличается, – объясняет Регина Александровна. – В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой «среднести», окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия – слишком высокий рост, лишний вес, торчащие уши. Или физические дефекты – косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной: если у них одежда не очень чистая, запах неприятный.

– Понятно, придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, – разные люди. Одни из благополучных семей, другие – из асоциальных.

– Да, но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семьи ни росли эти дети, чаще всего они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею. А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет.

– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная».

Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Буллинг в школе: ответственность педагогов и администрации

Буллинг (англ. bullying) – травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива другим членом коллектива. Нападки, которым подвергается растущий человек, оставляют отпечаток в дальнейшем, мешают строить настоящие отношения, препятствуют карьерному продвижению, нередко приводят к самоубийству. Следовательно, как родителям, так и учителям, администрации школ необходимо уделять пристальное внимание этой проблеме.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

Буллинг в школе

Особенно ярко травля проявляется в школе, ведь дети в классе собраны без учета их интересов. Исследования показывают, что практически нет случаев буллинга в секциях и кружках, где у ребят много общего.

Буллинг в школьной среде может возникать, когда происходит борьба между учениками за лидерство в группе.

Буллинг в школе, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

  • Физический – наиболее серьезный и заметный. При нем жертву систематично подвергают физическому насилию, избиениям, членовредительству.
  • Поведенческий. Он может иметь пассивную форму – бойкот, исключение из жизни коллектива. Шантаж, вымогательство, распространение сплетен – это уже активная форма поведенческого буллинга.
  • Вербальный буллинг – насмешки, оскорбления, по сути, самый легкий вариант.
  • Кибербуллинг – новая форма буллинга, когда травля происходит в сети. Это выкладывание фотографий и видео (которые могут быть смонтированными), унижающих достоинство жертвы. Получение угрожающих или оскорбительных писем.

Можно ли отчислить ребенка по причине агрессивного поведения?

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Что бы ни было первопричиной буллинга, учитель играет важную роль. Ведь педагог в первую очередь работает с классом и отвечает за отношения в нем. Если определена травля в школьном коллективе и над ребенком издеваются, нельзя рассчитывать, что дети сами разберутся. Важна совместная работа администрации школы, педагогов и родителей. По сути, профилактика буллинга в школьной среде должна брать начало еще во время обучения будущих педагогов в ВУЗах, чтобы они были готовы к таким ситуациям. Но к этому наша образовательная система только подходит, опираясь на опыт зарубежных стран, которые уже выработали свою стратегию в вопросах борьбы с травлей.

Буллинг в школе, как бороться

Необходимо, чтобы весь педагогический коллектив придерживался четкой позиции, что в школе не выносят и не допускают насилия. Работать всей школой, говорить и с жертвой, и с преследователем, и со всем классом. Мероприятия по профилактике буллинга в образовательном учреждении нужно проводить на уровне всего класса, групп, внутри коллектива и в индивидуальном порядке. Этот вопрос не должен оставаться без внимания ни администрации учебного заведения, ни конкретных учителей.

Обязательно должны быть прописаны четкие должностные инструкции для педагогического коллектива.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО (программа повышения квалификации, 72 часа). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Памятка для учителей при буллинге в школе

Для педагогов, которые могут столкнуться с травлей ученика, обязателен определенный алгоритм действий. Можно назвать его «Памятка для учителей при буллинге» и упомянуть ключевые пункты:

  • держать себя в руках и осуществлять контроль ситуации;
  • отнестись к случаю или рассказу о нем очень серьезно;
  • оказать жертве поддержку;
  • продемонстрировать агрессору свое отношение к ситуации;
  • дать возможность обидчику поставить себя на место жертвы;
  • дать возможность активным ребятам проявить себя не путем унижения других;
  • обсудить проблему с классом;
  • обсудить проблему с коллективом;
  • привлечь родителей, если требуется.

Классный час как эффективная мера борьбы с буллингом

Крайне важно проведение тематических классных часов о дружбе,

толерантности, поддержке. Классные часы «Как бороться с буллингом в школе и как его предупреждать» могут строиться, например, по такому сценарию:

1. Знакомство с буллингом – определение, история возникновения, понятие, вариации буллинга. С целью более полного раскрытия проблемы использовать известные книги и фильмы подобной тематики.

2. Почему возникает буллинг, причины возникновения травли и ее последствия – что происходит, если ребенок подвергается преследованию.

3. Что следует знать учащемуся для противостояния буллингу.

  • Попытаться найти взрослого, сильного, мудрого сторонника, который окажет реальную помощь. Возможно, это школьный психолог, социальный педагог, преподаватель, родитель.
  • Можно отыскать помощника среди тех, кто травит. Такое возможно, если найдутся единые интересы или скрытая расположение.
  • Попытаться осознать, почему именно ты стал жертвой травли, не прогибаться перед обидчиком, не льстить. Найти инициатора, поговорить с ним, пробовать помириться и наладить отношения.
  • Не оставаться одному с проблемой.

4. Закрепление урока через использование различных видов психологических тренингов, упражнений, например, упражнение «Проигрывание ситуаций» – его целью является развитие сплоченности класса, мастерства при разрешении конфликтных ситуаций; арт – терапия.

Ответственность педагогов

В зависимости от роли в конфликте буллинга, ответственность классного руководителя может быть:

  1. Дисциплинарной – за несоблюдение трудовой дисциплины по его вине. Ее виды – замечание, выговор, увольнение по основаниям.
  2. Уголовной – наиболее тяжелая форма ответственности, применяется при проявлении физического насилия. В случае если учитель был свидетелем травли ребенка сверстниками и не оказал помощь, его можно привлечь к ответственности по ст. УК РФ «Оставление в опасности».
  3. Гражданско – правовой. Подобная ответственность наступает в следующих ситуациях:
  • при причинении учащемуся имущественного ущерба. В этом случае ответственность за сотрудника несет школа, и она имеет право на основании ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ взыскать расходы с учителя;
  • имущественный ущерб, физические и моральные страдания ученику нанесены одноклассниками;
  • ученику доставлены моральные и (или) физические страдания со стороны классного руководителя.

В нашей стране пока нет единой программы для разрешения ситуаций буллинга. Но в последнее время эта тема поднимается очень часто, а специалисты в области конфликтологии, педагогики, права предлагают эффективные меры по профилактике буллинга в образовательном учреждении.

Профилактика буллинга в школе

В рамках образовательного учреждения очень важна профилактика буллинга.

Главная профилактическая мера буллинга в школе — подбор грамотных педагогов. Учителю нужно уметь работать с детским коллективом, так как невозможно преодолеть детское насилие без авторитетного взрослого.

К основным мерам профилактики буллинга относятся:

  • Обозначение, что считается буллингом для данной школы.
  • Установление видов буллинга, которые уже проявились.
  • Наблюдение, как поддерживают авторитет педагоги, ученики.
  • Изучение проблемы травли в школе с помощью анкет, видеозаписей.
  • Разговоры с учащимися – как в группе, так и индивидуально.
  • Определение действий сотрудников учебного заведения, способствующих созданию хороших отношений между учениками.

Еще один хороший метод – создание Совета по предотвращению буллинга в школе. В него включают школьников всех возрастов и учителей. У входящих в Совет есть реальная возможность изменить ситуацию в школе. Его члены проводят огромную работу: работают с новенькими; общаются с теми, кто уже столкнулся с насилием; готовят собрания на тему травли.

Уже доказано, что внедрение профилактических мер снижает уровень буллинга в школе почти на треть.

Невозможно моментально искоренить травлю в школе, но при совместных усилиях учителей, родителей, учащихся, возрастет вероятность бесконфликтного и комфортного существования в школе как педагогов, так и учеников.

«Нельзя говорить агрессору, что он плохой». Как противостоять буллингу

Новомодным словом «буллинг» обозначают проблему, которая на самом деле существует много лет, – травлю детей и подростков. О том, почему дети проявляют агрессию, как ей противостоять и чем можно помочь жертве психологических атак, «АиФ-Уфа» рассказала директор уфимского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Журавушка» Наталья Казбан.

Хорошо забытое старое

Наталья Кузнецова, «АиФ-Башкортостан»: Наталья Владимировна, бытует мнение, что буллинг – новое явление. Так ли это на самом деле?

Наталья Казбан: Когда я училась в школе, травля тоже была, но это называлось по-другому. Буллинг – это, во-первых, борьба за лидерство, которая была во все времена, во-вторых, это аспект социализации, хотя и с негативной окраской. Социализация – это способность адаптироваться в обществе. А чтобы адаптироваться, нужно уметь позитивно взаимодействовать и общаться с окружающими. Те, кого научили общаться социально приемлемыми способами, умеют выходить из ситуации буллинга с наименьшими потерями. А те, кто этому не обучен, зачастую становятся либо жертвой, либо обидчиком.

– Дети и подростки часто обзывают друг друга, дерутся. Как понять, где заканчивается дружеская потасовка и начинается именно травля?

– Буллинг – не единичный случай агрессии. Это системное явление, которое может выражаться как в психологическом воздействии (насмешки, присвоение кличек, бойкот, социальная изоляция), так и в физическом насилии (удары, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей).

Если ребёнка обидели один раз, достаточно с ним просто поговорить, речь не идёт о том, что ему сразу нужен специалист. То же самое можно сказать о «нелюбимчиках», которые есть везде. Таких детей никто не обижает, с ними просто мало общаются. Если ребёнок сам по себе интроверт, ему самому может быть вполне комфортно в такой ситуации.

Опасные установки

– Какой по складу характера ребёнок больше рискует стать жертвой?

– Закономерности здесь нет: объектом травли может быть любой школьник: и отличник, и двоечник, и ребёнок из обеспеченной семьи, и спортсмен. И самое интересное, что, попав в другой коллектив, агрессор сам может стать жертвой буллинга. То же самое может случиться и со свидетелями – теми, кто просто наблюдает за травлей.

– А почему маленькие «агрессоры» устраивают травлю в школе?

– Многие исследователи считают, что решающую роль играет воспитание в семье. Часто родители дают ребёнку установки: «Ты должен быть сильным, уметь постоять за себя». Кроме того, иногда в семьях родители обзывают друг друга, дерутся, и для ребенка это становится примером поведения.

Иногда и учителя, возможно невольно, провоцируют такие вещи. Они рассуждают так: это временное явление, это пройдет. Не берусь судить о том, как учат в педагогических вузах сейчас, но, когда училась я, о таких проблемах ничего не говорили. Сейчас ситуация начинает понемногу меняться.

– Педагоги сами сообщают вам о буллинге и просят помощи?

– Есть школы, которые обращаются за помощью. Специалисты центра проводят мероприятия по сплочению коллектива, но, прежде чем сплотить, нужно, чтобы класс признал наличие проблемы. Также в школах существует «медиация» (урегулирование споров с участием третьей, нейтральной стороны – Ред.). Но в случае с буллингом это не помогает. Все потому что в медиации два партнера разговаривают на равных, а в буллинге один агрессор, второй – жертва.

Многое зависит от родителей

– Какие наиболее драматичные случаи в вашей практике можете вспомнить?

– В последние несколько лет наиболее распространен кибербуллинг (травля в интернете – Ред.). Была ситуация, когда подросток просто спросил домашнее задание в чате. За одну эту фразу зацепились, и полились оскорбления вплоть до нецензурных слов. При этом в реальной жизни никакой травли не было, хотя в таких случаях бывает по-разному. Подросток показал переписку маме, которая обратилась к нам за помощью.

Жестокий случай произошёл в одном из районов Башкирии. Одна девочка чем-то не понравилась одноклассницам, они выложили её фотографии в сеть, сопроводив надписью, что она занимается проституцией. Эта «новость» быстро распространилась на весь район, в итоге девочка в буквальном смысле не могла выйти из дома. В этом случае грамотно среагировала мама, виновных поставили на учёт в отдел по делам несовершеннолетних.

– А если подросток не делится с родителями своими проблемами? По каким признакам можно понять, что он жертва?

– Он может начать отказываться посещать школу или уходить, но не приходить туда. Меняется эмоциональное состояние, появляется замкнутость, слёзы, в более старшем возрасте – агрессия.

– Как действовать жертве, родителям, педагогам в случае травли?

– Педагоги должны относиться ко всем одинаково. Не стоит говорить агрессору, что он плохой, или повышать авторитет жертвы, потому что это может озлобить агрессора. Надо собрать весь класс и договориться, что есть нормы поведения, правила отношения друг к другу. Эту беседу может провести классный руководитель или психолог. Параллельно, конечно, нужно поработать с родителями.

– А перевод ребёнка в другую школу? Этот вариант работает?

– К этому все относятся по-разному, но, думаю, это не выход. Ведь ситуация может легко повториться и в новой школе.

Последствия остаются

– Предусмотрена ли какая-то ответственность за травлю?

– Если агрессору меньше 14 лет, привлечь можно родителей или администрацию школу по статье за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. С 14 лет наступает частичная личная ответственность – по статьям за умышленное причинение вреда здоровью, кражу, грабёж, вымогательство, разбой и вандализм. С 16 лет ответственность наступает в полной мере: за истязание, доведение до самоубийства, побои, клевету.

– Но дети взрослеют. Проходит ли буллинг бесследно для его участников?

– Нет, последствия остаются всегда и у всех. У жертвы это, как правило, заниженная самооценка, депрессивные состояния. У агрессора и наблюдателей – чувство вины. Оно появляется позже, когда дети взрослеют.

– Возможно ли полностью ликвидировать это опасное явление в школах?

– Его можно минимизировать. Примечательно, что в кружках и секциях, где дети объединены по интересам, такой проблемы нет в принципе. Это проблема коллектива, сформированного по случайному принципу. Поэтому уже с первого класса нужно начинать работу по сплочению коллектива, объединять детей общими интересами. В этом случае, даже если в класс придёт агрессор, его не примут: он будет вынужден либо согласиться с существующими правилами, либо уйти.

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка

Фоксфорд поговорил о проблеме буллинга с практикующим психологом. Елена Трушина рассказала, что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространении слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития.

Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.

  • Беспричинные боли в животе и груди
  • Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
  • Нервный тик, энурез
  • Печальный вид, беспокойство, тревожность
  • Нарушенный сон, кошмары
  • Длительное подавленное состояние
  • Участившиеся простуды и другие заболевания
  • Склонность к уединению, нежелание общаться
  • Проблемы с аппетитом
  • Излишняя уступчивость и осторожность.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов.

  • Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что со мной не так: разбираем, как бороться с травлей в школе

Советы психологов, юристов и самих пострадавших детей

02.05.2019 в 13:50, просмотров: 741

Фу, толстуха! Эй, ботан! Да свали уже отсюда! Не один школьник слышал такие фразочки в свой адрес. Сегодня мы взяли для обсуждения одну из самых актуальных и «болезненных» тем – травлю. Жертва такой ситуации, как правило, не в силах защитить себя сама, именно поэтому, таким людям часто нужна помощь как психологическая, так и правовая.

Травля или буллинг (с англ.bullying) – агрессивное давление психологического и/или физического характера на одного из членов коллектива. Мы постарались рассмотреть проблему с психологической и юридической сторон, а также с точки зрения ребят, попадавших в такую ситуацию. Попытаемся разобраться, что делать, куда обращаться, где просить помощи, если ты оказался в опасной ситуации.

Их много, а ты один

Начнем мы рассматривать тему с психологической точки зрения – квалифицированный психолог Екатерина Ершова рассказала, какие меры можно предпринимать при травле.

– Что делать подростку, если он оказался жертвой угнетения?

– Первое что необходимо сделать – это обратиться к психологу. Желательно также поделится этой проблемой с родителями. Если есть какие-то более-менее объективные причины травли, такие как высокомерное поведение, оскорбление своих одноклассников и так далее, то в этом случае человеку необходимо поработать над своим поведением. Если же человек ведет себя в коллективе нормально и адекватно, но все равно остается объектом давления, то тут надо работать уже гораздо глубже.

– Какие меры должны принять родители несовершеннолетнего, узнав о том, что он стал объектом травли?

– Все зависит от возраста человека, если это ребенок, который учится в начальной школе, то здесь непосредственно вмешаться нужно родителям: выяснить причину травли, обратиться к классному руководителю. Важно помочь самому ребенку. Если это крайне агрессивный коллектив, тогда ребенка лучше переводить в другую школу. Если это подростковый возраст и старше, то родители должны психологически помочь подростку справиться с этим, но не решать проблему за него.

– Как можно защитить себя в самом процессе угнетения?

– В сам момент психологической травли лучшее средство – просто уход от данной ситуации: не отвечать на провокации. Не нужно вступать в спор и отстаивать себя против толпы. Этим вы ничего не добьетесь. Если начались какие-либо агрессивные физические действия, конечно, нужно защитить себя, но не пытаться всех побить. Помните, что силы не равны – их много, а вы один.

– Как можно помочь человеку, который оказался жертвой унижения?

– Если вы увидели, что происходит сам процесс травли, как психологической, так и физической, то ни в коем случае нельзя проходить мимо. Необязательно становиться человеку другом, поддерживать его во всех жизненных ситуациях и так далее. Нужно просто показать, что вы здесь, вы рядом и можете помочь приостановить сам этот процесс. Человек, который будет в такой ситуации, это оценит. Если каждый человек будет с такой позицией относиться, то вряд ли возникнет этот процесс.

Что в законе

Следующий шаг в решении проблемы – помощь юриста. Мы спросили юридического специалиста Наталью Красных, какие меры может предпринять подросток, если он стал жертвой травли.

– В первую очередь, подросток должен сообщить о трудной ситуации, в которой он оказался, родителям, а затем уже педагогу в школе. Если же педагог или администрация школы помочь не могут, или совсем не предпринимают каких-либо мер, то надо обязательно идти в полицию, в инспекцию по делам несовершеннолетних для подачи заявления о действиях участниках травли.

– Считается ли психологическая травля поводом для обращения к руководству учебного заведения?

– Психологическая травля – это очень серьезно, если своевременно не обратиться к родителям, к администрации учебного заведения или в полицию, подросток, справляясь с такой проблемой в одиночестве, может нанести себе непоправимую травму. Поэтому, с разрешением проблемы, возникшей у конкретного подростка со сверстниками, тянуть нельзя.

– Какое наказание могут получить зачинщики унижения?

– Одно из главных препятствий, мешающих наказать зачинщиков травли – это их возраст. Согласно законодательству РФ, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию. К сожалению, нередко случается так, что эмоциональное или психологическое насилие переходит в физическое и подростка-жертву начинают избивать. В этом случае привлечь зачинщика или участника травли к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет. Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья и жизни пострадавшей стороны. А вот если ребенка избили, то преступление будет квалифицироваться по Уголовному кодексу РФ как «Побои», если же это происходит систематически, то как «Истязание». Если подростку-жертве травли был причинен незначительный вред, скорее всего, разбираться с родителями зачинщика травли будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы.

Нельзя закрывать глаза на травлю. Жизнь ребенка неоценима, и в случае трагического исхода, отвечать придется всем, кому было известно о травле подростка, но они не захотели ему помочь, и нести ответственность, предусмотренную законодательством РФ за неоказание помощи и сокрытие преступления против личности несовершеннолетнего.

Слово детям

А что говорят об этой проблеме сами школьники, которые столкнулись с такой ситуацией? Считают ли они такую проблему актуальной? Как с ней справлялись? Подростки сами рассказали об этом непростом периоде своей жизни.

Иван, 17 лет, Екатеринбург:

Травля началась, когда мне было 8 лет, я был во втором классе. Это случилось, потому что я всегда отличался от других. Я был достаточно толстым, рыжим, да еще и в очках. Я был самым главным объектом унижения. К тому же, чаще всего я не мог нормально постоять за себя, потому что обидчики убегали, а в силу моего лишнего веса, я не мог их догнать и дать отпор. Эта проблема решилась сама с годами. Я повзрослел, перестал реагировать на провокации. Да и мои обидчики повзрослели. Я думаю, что ничего, кроме воспитательных бесед с ними не было, да и наказания особого к ним не применяли. Единственный совет, который я могу дать, запомните, лучший способ победить врага – это сделать его своим другом.

Мария, 18 лет, Кохма:

Первый случай травли произошел в пятом классе. Была я далеко не из богатой семьи, одевали меня, соответственно, бедно. Более красивые девочки меня унижали, смеялись надо мной, толкали, пакостничали. Однажды они даже устроили мне бойкот и пришли в школу с плакатами, на которых были написаны лозунги против меня. Второй случай произошел в девятом классе и дался мне гораздо тяжелее, чем первый. А все из-за конфликта с учителем, после которого меня возненавидела вся школа. Мне кричали вслед гнусные оскорбления, плевали в меня, наезжали не только девочки, но и парни. Я пыталась решать проблему, обращала внимание родителей и учителей на это, они пытались помочь, но это ничего не дало. Вторую же ситуацию я никак не могла решить, абсолютно вся школа была против меня. Директор пыталась мне помочь, она разговаривала с учениками, но это ничего не дало. На мне очень сильно отразилась травля. До сих пор в компании чувствую себя «гадким утенком». Надеюсь, что никто в такую ситуацию не попадет, очень трудно снова адаптироваться в обществе после подобных случаев. Нужно перестать слушать чужое мнение. Мы живем в первую очередь для себя. Только вы имеете право осуждать себя, вы знаете всю истину и знаете себя как никто другой. Не поддавайтесь мнению других людей, не дайте им заглушить ваш внутренний голос.

Надеемся, что с помощью советов профессионалов и ребят, попавших в эту ситуацию, кому-то станет легче справиться с этой ситуаций. Не бойтесь защищать свои права, не забывайте, что вы у вас одни, и не позволяйте никому портить вашу жизнь. Не стесняйтесь и не бойтесь обращаться за помощью к психологам, вам всегда помогут. И главное – не будьте сами агрессорами.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: